Старообрядческие храмы и церкви в пермском крае. История и мировоззрение старообрядцев Юго-Западного региона Прикамья. Их роль в истории освоения региона - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ. Старообрядцы – историко-этнографическая группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине 17 в. Основу старообрядческого движения составили те, кто не принял церковной реформы. В настоящее время старообрядчество не едино, а включает несколько церковных организаций, согласий и групп не только в России, но и за её пределами. Исторически разделилось на множество различных ответвлений – согласий. Произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленых священников, получили название беспоповцев. Старообрядцы, которые принимали беглых попов, а позднее и создали свои церковные иерархии, получили название поповцев. В силу изоляционистских традиций старообрядцы сохранили многие архаичные черты традиционной культуры. Неслучайно старообрядчество, сохранившее книжность и яркие самобытные черты традиционной культуры, всегда привлекало пристальное внимание исследователей – археографов, этнографов, лингвистов, фольклористов, историков. Средний Урал и Прикамье – один из регионов со значительным числом старообрядческого населения. По числу старообрядчества Перм. губ. в 19 в. занимала одно из первых мест в России. Очаги старообрядчества в регионе в основном сложились в тех районах, заселение которых происходило с конца 17 и в 18 в.; значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине 17 в. старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и сев. областей России, в начале 18 в. отмечается приток старообрядцев с р. Керженец.
На территории Перм. края распространены несколько старообрядческих согласий. Одним из самых многочисленных перм. старообрядчеств являются старообрядцы часовенные. До начала 19 в. они были поповцами, но в итоге гонений на старообрядцев оказались без священников и постепенно фактически стали беспоповцами. Наиболее крупные очаги расселения часовенных старообрядцев были в Обвинском поречье (Ильинский, Нытвенский, Верещагинский, Очёрский р-ны), юго-зап. Прикамье (Чайковский, Еловский, Куединский р-ны), в Лысьвенском и Чусовском р-нах. В начале 21 в. активные очаги часовенных известны в г. Перми, в Лысьвенском, Чайковском и Куединском р-нах.
Поморское согласие – в настоящее время одно из самых многочисленных согласий беспоповцев – своё происхождение ведёт от отцов Соловецкого монастыря и Выговской пустыни. Современное офиц. название – Древлеправославная Поморская Церковь; центр – в г. Москве. Наиболее крупный ареал расселения старообрядцев беспоповского поморского согласия – в Верхокамье: Сивинский, Верещагинский, Очёрский р-ны. Общины поморцев есть также в г. Перми, в Чернушинском и Куединском р-нах; отдельные крупные поморские центры сформировались в заводских поселениях (в сёлах Курашим, Калинино, Бым Перм. и Кунгурского р-нов).
Почти во всех районах Прикамья были известны и старообрядцы – поповцы белокриницкого согласия (офиц. название - Древлеправославная старообрядческая церковь; центр в г. Москве). Оформление церковной иерархии произошло в 1846 г. в с. Белая Криница (Австрийская империя), где была основана иерархия во главе с обращённым в старообрядческую веру босно-сараевским епископом Амвросием. Однако нового епископа приняли далеко не все старообрядцы, что послужило причиной очередного разделения поповцев на несколько согласий. До создания своей иерархии принимали беглых попов. В нач. 21 в. на территории Перм. края находится несколько приходов Уральской епархии Древлеправославной старообрядческой церкви: в г. Верещагино и в Верещагинском р-не, в гг. Очёре, Кудымкаре, Перми, Чайковском.
В Сев. Прикамье сохраняются общины беглопоповского старообрядческого согласия (г. Соликамск, Красновишерский р-н). Создание своей иерархии относится к 1920-м гг. Офиц. название – Русская древлеправославная церковь, центр – г. Новозыбков Брянской обл.
В прошлом были известны и др. старообрядческие согласия. В Прикамье старообрядчество получило распространение в среде не только русских, но и коми-пермяков. В сев. районах Коми-Пермяцкого автономного окр. были общины старообрядцев поморского и белокриницкого согласий, в Красновишерском р-не среди язьвинских пермяков – беглопоповское.

В селе Кулига староверы появились в 17 веке после церковного раскола. Они пришли с Новгородской и Псковской, позднее с Архангельской и Нижегородской земель, с реки Керженец (отсюда и название - кержаки).

Около 1726 года на реке Сепыч (Пермский район, 30 км от Кулиги) все скиты староверов были разорены Пальчиковым Василием Васильевичем казанским по ордену от Осинского воеводы Романа Пеликова, и староверы разбежались по округе.

В 1975 году в Сепычевском районе Пермского края была найдена рукопись, озаглавленная "О разделе" и содержащая описание раздела старообрядческого поморского согласия на "максимовцев" и "демовцев" от 15 сентября 1866 года.

Такая же запись и у деминцев - Кулижан.

Староверы верхокамья разделились на "мирских" и "соборных". При этом только "соборные" являются до сих пор полноправными членами религиозной общины - собора, только они обязаны строго выполнять и сохранять все правила и ограничения.

Мирские же вели обычный образ жизни: работали в колхозе, имели любовниц, пили брагу, могли подраться. Отличались разве тем, что мужчины носили бороды, женщины не стригли волосы, реже сквернословили, почти не разводились и чаще произносили молитвы.

О тличительной чертой староверов является соборность, получившая начало в первый век христианства . Ни одно направление христианства не сохранило ее. Староверы, несмотря на наличие руководителей, все проблемы по-прежнему обсуждают соборно.

Соборные люди обязаны молиться в дубасах - сарафанах черного, синего или коричневого цвета (старушки) и зипунах темного цвета (мужчины), символизирующего отречение от мира. Нельзя в "котах", резиновых сапогах, лучше в лаптях, носках, допустимо в валенках.

Крестики различаются на мужские и женские . Женские восьмиконечные. Иконы отлиты подпольно из подручного материала, чаще меди. Отношение к ним бережное: нельзя трогать голыми руками, даже соборные их берут с молитвой . Одна из таких икон стоит в Кулигинском краеведческом музее.

Древние книги - как святыня

Глубокое уважение у старообрядцев к древней книге. Спасаясь от церковных реформаторов, царского правительства, позднее от советской власти, староверы несли с собой книги, прятали их.

Булдаков Мартемьян Иванович нес книгу "Канонник" 1718 года в 600 страниц и весом в 4,5 кг, будучи раненным, из Петрограда в 1918 году, после окончания Первой Мировой войны, до деревни Еловики (5 км от Кулиги).

В соборе Кулиги и близлежащих деревень имеются книги:"Псалтырь", "канонник", "Святцы", "Скитское покаяние", "Сборник о почитании икон" и др. Было немало книг, изданных в 16-17 веках, но за последние 10-15 лет вывезено более 600 книг, официально - членами МГУ и ПГУ, сколько вывезено нелегально, неизвестно.

Судя по сохранившимся данным, основной источник пополнения книжицы - Москва, Подмосковье, Архангельск, Холмогоры, Устюг Великий, Новгород. Часто книги переписывались от руки.

В последние лет 30 религиозные тексты читают различно, в зависимости от того, кому чтения доверяли. Многие тексты распевали. В указателе Каталога Верхокамского собрания рукописей библиотеки МГУ учтены 148 стихов в 1200 списках, мелодии 21 стиха были изданы в 1982 году в Москве.

Хлеб - всему голова

Особое отношение староверов к хлебу.

Местный каравай делится на 5 видов:

- ерушник - печется из разной муки, в том числе ячменной;

- каравай - только из пшеничной муки;

- листянка - на капустных и черемичных листах из всякой муки;

- мушник - на пресный тугой сочень из пшеничной муки кладут кислую квашню, края загибают - и в печь;

- чолпан - высокие хлебы из ржаной муки.

Отношение к алкоголю

Пьянство считается одним из самых страшных грехов , т.к. является причиной большинства зол и грехов. Говорят, что никому так не радуется дьявол, как пьяному человеку.

Недопустимым считаются поминки с выпивкой , нельзя на кладбище ходить с вином и тем более пить и есть на могиле.

Живя в глуши, староверы более 200 лет хранили обычаи, книги и потеряли их

за 40 лет 20 века (20-50-е годы).

Церковное образование даже собственных детей строго преследовалось, и речь шла не только о систематическом срывании крестов, но и об уголовном преследовании родителей, если те крестили детей, учили их вере, создавали невыносимую обстановку в школе.

Современные староверы

К 80-м годам многие оказалось забытым, потерянным. Многие запреты уже не соблюдаются. До сих пор ведутся споры между демовцами, белокринницкими и максимовцами.

Демовцы с конца 70-х годов ездят на транспорте (так решили на соборе), максимовцы по-прежнему ездят только на лошадях и ходят пешком , и утверждают, что все новины в этом мире от антихриста . Вряд ли нужно обьяснять разрушительное влияние цивилизации на природу, от которой мы сами же зависим.

Дубасы раньше были домотканные, теперь шьют из магазинной ткани . Сейчас на Верхокамье наступает белокринницкое согласие, здесь несколько другие обычаи, обряды крещения, моления. Современная молодежь крестится в православных церквях, лишь отдавая дань моде.

Старообрядчество здесь изучается с 1974 года МГУ. По мнению профессора МГУ Поздеевой Ирины Васильевны, изучающей старообрядчество Верхокамья с 1972 года, из двухсот направлений старообрядчества, кулижане имеют свои особенности: безпоповцы, чашники - каждый входящий в собор получает свою чашу размером с пиалу и ложку, и никто, кроме него, не имеет права прикасаться к ним. Попов староверы называют спиногрызами.

Как говорил Е.Н.Рахманов:"Старообрядцы прошли через горнило испытаний и вековых гонений, закалились в борьбе за свои религиозные убеждения, всегда умеют приложить свой опыт и при малейшей возможности сплачиваются, стремясь сохранить веру своих отцов и дух русского национализма. Дух древности так внедрился в староверов, что где бы он ни был, какое образование ни получил, какую бы жизнь ни вел, он все-таки остается в душе старообрядцем, сам того не осознавая ".

Каждые два-три года здесь проводится фестиваль старообрядцев "У истока КАкие МЫ".

Информация предоставлена Гавшиной Екатерины Артемьевной ,

потомственный старовер, краевед-историк

Материал подготовил Павел Шамшурин

Еще о староверах Удмуртии:

Старообрядчество — уникальное явление отечественной истории и культуры, оно представляет собой комплекс многообразных общественных течений, которые объединяет стремление к нерушимости старой догматики и церковной обрядности. Возникшее на почве разногласий по церковно-обрядовым вопросам при Никоновской реформе православной церкви, оно существует уже 350 лет.

История старообрядчества в 17-19 веках самым тесным образом связана с освоением глухих районов Российского государства, с заселением его окраинных земель.

Долгое время Прикамье, голубой Урал, суровое и прекрасное, оставалось самой восточной цивилизованной окраиной русского государства и, поэтому сюда стекалось старообрядческое население.

Пермский край занимает одно из первых мест в России по числу старообрядческих общин и старообрядческого населения. В течение всего 19 века самым старообрядческим уездом был Осинский, особенно его юго — западная часть, основой которого является современный Чайковский и Еловский район. Старообрядчество Чайковского района продолжает существовать, хотя основной массе верующих уже за 70 лет, поэтому занимаясь собиранием материала еще можно зафиксировать традиции, быт, мировоззрения старообрядцев характерный для дореволюционных и довоенных лет. В результате, первые кассеты с воспоминаниями о былом были записаны автором в 1999 году, постепенно опросы были направлены на выявления особенностей обрядовых, бытовых и мировоззренческих. В результате ежегодных экспедиций накопился большой материал, частью которого являются материал, представленный в этой статье.

Старообрядчество в Чайковском районе представлено несколькими согласиями, относящиеся к направлению «поповских» и «беспоповских». Еще в конце 19 века, священник Савинского прихода П. Пономарев отмечал, что «Деревня Альняш представляет из себя селение в 130-150 дворов, из которых православных только два дома, остальные же раскольничьи. Среди старообрядцев деревни 20 дворов поморских, остальные — часовенные». В районе д. Завод — Михайловский и Камбарского завода проживали старообрядцы белокриницкого согласия, которых называли «австрийцы», «австрия», «австрийские».

В деревнях было представлено поморское, часовенное и бегунское согласия. Чаще всего в небольших деревнях проживали семьи одного согласия: «У нас здесь всего три фамилии было: Русиновы, Мельниковы и Порошены, потом понаехали все. У нас все староверы были». В селах и в деревнях с большим количеством дворов были представлены все согласия: «Старообрядцы тоже подразделялись. Одни в одно место идут молиться, а другие в другой конец улицы. Поют одинаково, молются одинаково».

Старообрядцы часовенного согласия противопоставляют себя по отношению к другим согласиям. Они считают, что именно они старообрядцы, староверы, так они себя и называют. Другие согласия, например поморское, часовенные не относят к старообрядчеству, хотя считают ближе к себе, чем к мирским: «Мы старообрядцы, а эти поморцы они тоже ближе к нам, к нашей вере. Они поморцы тоже говорят, мы — староверы, но мы, же еще не только староверы, а старообрядцы, старого обряду еще», «Мы староверы, старой веры. Она самая первая вера», «Старая вера, давнешная вера». Часовенные, часто использовали название «кержаки», объясняя это тем, что их деревни называли «кержацкими», а их «кержаками». Этим самым они определили свою конфессиональную принадлежность. Православные говорят, что «Кержак — это крепкий. Они были зажиточными», чаще всего так называли жителей д. Ивановка, д. Пески, д. Ефремовка. Часто информанты отмечали, что староверы — это «крепковеры»: «Была стара вера, ну те кто крепко веровали, крепковеры», «Да, были такие крепкие семьи, как здорово верили в эту веру».

Сами часовенные считали свою веру самой старой и правильной. Вот только несколько местных преданий, которые объясняют появление старой веры: «Староверы знаешь от куда появилися, это старая, старая вера, это тысячи лет идет. Все были люди на земле, все одинаковы, не мирских, а все староверы. Вот решили до неба построить башню. Стали эту башню построить, хотели узнать, чё там в небе делаться. Уже большую построили, и Бог им языки сменил, дал им 77. Он смешал всех людей, вот и стали все люди разного языка и веры и не стали понимать друг друга. Вот тогда появились и мирские, и старовера, и татара».

Главное отличие между поморцами и часовенными заключалось в том, что поморцы ходили на моленье в белой одежде, признавали только «литые» иконы и крестились по-другому: «Мы крестили в этом году Машу, дак мы ездили в Злыдарь. Крестила в пруду, но не так как бабушка. Она не подала им`я святой воды, а положено три ложечки дать святой водички. Да они круглый год в речке крестят».

Странников называли «голбешниками», «дырниками», а их веру — «голбешной». Первые странники или бегуны, как отмечает Пономарев П., появились во второй половине 19 века. В настоящее время представителей данного согласия на данной территории не зафиксировано, поэтому на вопросы о «голбешниках» информанты отвечают, что это было давно, хотя рассказы среди местного населения бытуют до сих пор. «Голбешники — это шибко давно было, это не правда».

Так как, странники в данной местности появились позже, чем основное население, то их противопоставляли староверам, отмечая, что «Голбешники — это другая вера была». Если же они селились в деревни, то жили отдельно, замкнуто, не общаясь с местным населением, что порождало массу мифов о них: «Были какие- то голбешники, они никого в избу не пускали, их усадьбы отдельно стояли, срамным делом занимались». Само название «голбешники» данная группа старообрядцев получила, потому что они молились в голбцах: «Они молилися в голбцах и хоронили своих родственников в голбцах. Щас другие веры», «Голбешники, че такое, я не понимаю, но когда переворот — от стал, плохо стало, при Сталине, они в подполье молились, у них там всё было», «Голбешников в Сарапулке много было. Говорили, что в дырочку молилися, слыхать, слыхала, но не видала», «Голбешники, дырники были, но кто таки не знаю. Раньше в деревню других не пускали», «Голбешники, у них есть видимо своя подпольная изба или нижний этаж, это подпол, а раньше был голбец, они там собирались».

Если различия внутри старообрядческих согласий прослеживался в поминальной, крестильной обрядности, а также в костюмных молельных комплектах, то разница с «мирскими» была не только в обрядовой жизни, но и в бытовой, а также в мировоззрении. Это связано с тем, что в силу их религиозных убеждений, этнической обособленности и преданности старине сохранили много специфического древнерусского в своем быту, в своем мировоззрении, в своей культуре.

Для того, чтобы понять особенности быта и обрядности старообрядцев, нужно разобраться в особенностях их мировоззрения. Исследователи подчеркивают, например К. Товбин в работе «Русское старообрядчество и Третий Рим», что старообрядческое мировоззрение — это мировоззрение, характерное для всех русских людей в средневековье. Во всём русском обществе широко распространяются мысли о падении благочестия во всём мире, о скором Конце Света, о том, что Антихрист наступает, о том, что православные — правоверные всех стран должны скорее объединиться под началом Божьего помазанника — российского царя. Сам же раскол стал для них свидетельством того, что Антихрист «уже прокрался и внутрь Церкви, в Россию».

Крайне настроенные старообрядцы для спасения двинулись в глубь страны, в поисках Беловодья — земли, где можно свободно исповедовать свою веру, и построить ту Русь, которую они потеряли при реформе. Такой уголок они нашли на территории Прикамья.

У местных старообрядцев ярко выражено эсхатологическое воззрение, учение о конечных судьбах мира и человека. Это связано с мыслью о Втором пришествии и Страшном суде, после победы над Антихристом.

Старообрядцы считают, что царство Антихриста или «Интихриста» уже настало, и человек своими поступками определяет, куда он попадет: «Интихрист, он к дьяволу относится, если пост не соблюдаю. Постняк — в праву руку, к ангелу, а кто не постует, не признает ни моленья, ни милостыни — он на леву руку, к Интихристу». Источниками эсхатологического учения в старообрядческой среде были книги, именно из книг «учёны», «грамотны» люди, «угодники божии», которые чаще были наставниками («батюшки», «дедушко», «настоятель»), брали учение о Конце света: «У неё книга была кака — то лессовая, там показано как за грехи — то мучат будут и потом была книга про Господя Бога, там все было нарисовано и написано», «Между Ивановкой и Булындой жил дед, он был старцем, он в лесу один жил, к нему все верующие приходили, у него книга была, там написано было. У дяди Маноши тоже писалось, что земля будет окутана тенётами, железные кони по полям ходить будут, корабли летать будут».

Старообрядцы считают, что Антихристов мир — это внешний мир, который окружает человека, потому что в этом мире много искушений: «Судить грех, переговаривать шибко грех, а мы грешны. Всё грех, а как жить. Постные дни, молосные. В постные молосное не надо. А вот че — то говорят, чё в уста идет не грех, а кто их устов идет, вот большой грех».

Почти все информанты подтвердили, что внешний мир грешен изначально, потому что в нем нарушаются заповеди Господни: «вот мы в селе живем, увидим человека, а осуждать человека нельзя, большой грех, и говорим, о пьянущий идет, вон как напился, а эта идет, губы накрасила — осуждаем мы, не надо осуждать. Кто не осуждает, тебя Господь Бог не осудит». Проявления этого мира несут в себе «бесовский след», поэтому результаты прогресса изначально греховны: «Бабушка 90 лет с лишним прожила, в больнице не была, считала, что грех, даже радио проводить не давала», «радио, телевизор — это все грешно, это бесовское». Но со временем, старообрядцы принимают нововведения, например, сейчас каждый старовер пьет чай, а в деревнях, до сих пор, сохранился самовар в каждом доме, хотя еще в 60ые годы «старики» считали, что это грех. «Чаю тятя не пил и в семье не разрешал его варить. Самовар называл «шипучая змея» и «нечистый дух», также запрещалось прививать людей: «Прививка — нарушение тела, созданного Богом, и значит это великий грех», «Крестил дедушко один, у него оспа глаза унесла, раньше не прививали». Но сейчас старообрядцы отошли от старых ограничений, почти у всех есть радио, у некоторых есть телевизор, и все обращаются при болезни к медицине.

Старообрядцы стали понимать, что живя среди людей, они невольно, но будут нарушать божьи заповеди. Сегодня только старообрядчество (прежде всего беспоповское) сохраняет понятие «замирщение», то есть нарушение церковных канонов, запрещающих православным христианам общение с иноверными, некрещёными, еретиками и отлучёнными не только в молитве и таинствах, но, без нужды, и в пище, и в быту. <…> Даже посуду, которой когда-либо пользовался еретик, считают осквернённой, непригодной для христиан. Поэтому путь к спасению своей души, старообрядцы видели в уходе от мира в скиты, которые находились в малодоступных местах. «Скиты раньше тоже были, раньше многи угодники божии уходили в скиты, далеко от селения, там жили они одни, люди в скиты уходили, в леса, в поля, в землянках жили, чтобы никого не видеть и не осудить, ведь иногда не хочешь осудить, да осудишь».

В христианском учении есть система знаков, предзнаменований, которые предвещают приход Антихриста и Конец света. Как уже отмечалось, старообрядцы считали, что время Антихриста уже настало, поэтому осталось только одно, ждать знаков, знамений, событий, которые предвещают Конец света и Великий суд. Самым главным предвестником приближения Конца света будет потеря благочестия на земле и не истинность веры христиан. Старообрядцы считают, что количество церквей, которые стали появляться в настоящее время, не спасет человечество от суда, потому что вера не истинная. Потеря благочестия заключается в том, что «молитвы забыли, заповеди нарушаем», а бесы — слуги Дьявола везде: «Мы все сейчас едим, Господи Исусе не скажем, Боже Милостив не скажем, все без молитвы, все без крестов. Ведь бесы везде, он наплюет, нахаркает, а мы потом заболеть можем». С приходом Антихриста, окружающий мир изменится: «Будут ходить железные кони по полям, а воздух будет огорожен цепями», «Русь с Ордой смешается, земля будет окутана тенётами, железные кони по полям ходить будут, корабли летать будут».

Искушение нарушить заповеди преследуют человека. Всё новое соблазняет его, заставляя отказаться от старого, правильного, а значит от веры и Бога. Именно поэтому старообрядцы считают, что «бес сильняя Бога, все теперь пошло не из — под Бога». Все хорошее и плохое, что совершил человек, заносится в список. «Все в списках будут, потому что у каждого человека грехи есть». Именно этими списками пользуется Господь и Антихрист для определения места человека загробном мире — ад или рай. Несмотря на пессимизм, существует выход для верующих — это исповедь перед смертью: «Нам грешным, надо обязательно исповедаться перед смертью, рассказать все грехи, просить прощение у Господа Бога, и нас Господь может, лишит кое — каких грехов». Такое понимание исповеди, старообрядцы объясняют библейским сюжетом о распятии Христа: «один разбойник говорит, что «нас за дело, а вот его за что, этого человека распияли не за что, так прости меня?». Он прощение у Господа Бога на кресте попросил, и он его простил, и он самый первый вошел в рай — этот разбойник. Так он говорил, что если бы Иуда попросил у меня прощение, я бы его тоже простил, а вот Петрь молился, просил со слезами и он его простил, хотя и отрекся». После смерти человека начинается борьба за его душу между Богом и Дьяволом: «когда человек умирает, душа у него уходит, а эту душу хотят черт к себе затащить, с другой стороны ангелы её охраняют. И есть там весы, душа положена на скалку на какую — то, и показывают, сколько грехов, сколько хорошего. Вот был нарисован черт, стоит с одной стороны и давит на весы, чтобы перетянуло, чтобы к нему попало и ангел, что бы к нему».

Кроме предсмертной исповеди, нужно обязательно молится за умершего, замаливая его грехи в мирской жизни. Все это подготавливает человека к Великому суду и Концу света.

Предвестниками Конца света и Второго пришествия будут природные катаклизмы и социальные кризисы. «Говорят, пойдет огненная вода по земли, ну не как вода, а такой огонь. И поделит землю на три аршина, аршин чуть поменьше метра, потому что земля вся осквернена, выгорит вся земля оскверненная», «Перед Концом Света все будет гореть, люди захочут пить, ничего не надо будет, лишь бы попить, шибко пить захочут. Будет такой шум, 12 громов, все люди обомрут, мертвые встанут», «Сперва будет два лета сподряд, а после этого будет наводнений и людей останется мало, а потом будет огненная война», «людей будет на земле, маково семечко некуда пасть» «Страшной суд будет, будет все сжигать». Как видим, роль огня символична. Огонь, в представлениях староверов, выступает как очистительная сила, он уничтожит все живое, что склонно к греху. Это представление пришло из апокрифа Откровение Петра, где во время Страшного суда по земле протечет огненная река, которая очистит землю от греха. «+и все на земле будет гореть, и море стант огнем, и под небом будет пламя жестокое¸ которое не погаснет».

После очищения земли от грехов человеческих, наступит Второе пришествие, Бог спустится на землю, чтобы совершить Страшный суд. И узрят все, как Я сойду на вечно сияющем облаке+ И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей, а дела каждого предстанут перед ними. И воздастся каждому по делам его. Что до избранных, делавших добро, придут они ко мне и не узрят огня, пожирающего смерть. Но злодеи, грешники и лицемеры будут стоять в глубинах неисчезающей тьмы, и кара их — огонь+ Введу Я народы в вечное Царствие Мое и дам им Вечное+». «Говорят, что скоро будет переставление века, на небе образуется крест и Господь слезет со своим престолом с небеси и начнет судить людей, а то людей будет на земле, маково семечко некуда пасть. Живые все умрем, а мертвые все восстанут». «По леву сторону, раз там все знают, писано там все уже, по леву сторону грешники будут, по праву сторону праведники и тогда Господь осудит, он не долго судить будет, потому что у него все готово. Когда всё осудит, грешников цепями захватит этот Антихрист и потащут к себе, а праведные все около Господа Бога будут». У старообрядцев часто встречается неканоническое представление о Страшном суде, например, «Вот говорили, что когда страшный суд будет и Бог спросит тебя, ты веришь в Господа Бога, ты скажешь верю, если веришь, то прочитай молитву «Верою во единого Бога Отца», если ты знаешь, значит ты веришь, если не знаешь, значит не веришь». Такое вызвано тем, что староверы чаще читали короткие молитвы, «Господи Исусе», «Богородицу» и др., из — за своей неграмотности, поэтому наставники «запугивали» прихожан адом: «Нам наставник говорил: «Шел один путник и наступил на череп, череп и говорит, я говорит в аду кипю, а тут в низу, говорит, в смоле кипят». Кто знат?». После суда настанет Конец света, но в старообрядческом учении, праведники попадут не в рай; они останутся на земле, очищенной от греха, обретут праведную землю. «Земля выгорит и нарастет земля новая, белая, как снег, на ней всякие цветы, растения будут, ну все, и праведники будут жить на ней, а грешники будут, под землю уташат их, там и сырость и грязь», «мала мера останется людей и от них пойдет человеческий род новый и опят будет благочестие на земле», «Тогда людей не останется, а останется очень мало, они пойдут по пустыне и встретятся и обнимутся, как брат с сестрой встретятся». Самый безнадежный пессимизм, пронизывавший эсхатологические построения староверов, все-таки оставлял возможность маневра, который заключался в том, что все ужасы конца мира», конца света» состоятся в царстве антихриста, а для истинных христиан», не подчинившихся, не покорившихся его власти, это будет началом царства Божия на земле.

Староверы, со дня раскола, живут ожиданием Конца Света, острота эсхатологических ожиданий может быть разной, это зависти от тех или иных условий. Например, в царствование Петра I ожидание последних дней было особенно остро. Именно постоянное ожидание Страшного суда и уверенность в уже наступившее царство Антихриста, послужило причинной того, что староверы верили в свою избранность. Они считали, что Бог возложил на них определенную миссию, именно они должны строго соблюдать все заповеди Господни и поддерживать благочестие на земле. «Она еще говаривала, скольк-от на земле если будет старовер, то земля ишшо будет держаться на староверах». Если же староверы будут помнить о своей миссии, то «Бог может продлить этот срок, если благочестие», «Если будет снова благочестие на земле, Бог может прибавить веку, может убавить».

Таким образом, эсхатологическое воззрение — это основа старообрядческой веры. Этика, быт староверов базируются на учении о конце света. Мы видим, что старообрядческое учение придерживается строгой последовательности событий, которые приведут к концу света. Самым главным признаком является наступление царства Антихриста. Наступления Второго пришествия будут сопровождаться такими явлениями как технический прогресс, природные катаклизмы. Но самое главное, что свидетельствует о скором наступлении последних дней — это социальные кризисы: войны, демографические проблемы, потеря нравственности и религиозности. Информанты отмечают, что «много вер будет, потом всех в одну веру будут вбивать». По их мнению, немногим праведным, которые не отрекутся от Христа и будут начинателями нового рода человеческого, будет даровано царство Божье на земле. Данное объяснение итогов Страшного суда основывается на мифе о Ноевом потопе: «Вот Ноева потопу была, это было уже как 2 тысячи лет, вот Бог добавил немногу жизни, потому что благочестие опять стало. Она рассказывала, это как анекдот, что ковщег — то мужик строил, он всех взял на ковщег, он сколько годов ходил, все строил, а жена — то все хочет узнать. Она называется прелестница, она под вид змеи, что жена — что она. Она сходила в лес, насобирала хмелю, напарила его и напоила. Он захмелися и рассказал её, что хожу, ковщег строю, потому что будет Ноева потопа. Он пришел на утро, у него все разволилосё, то что он все жене сказал, он вновь стал строить и построил, и как говорят всех взял. От этого опять все пошло заново», «Когда — то был Ноев потоп, но когда вода отступила, люди опять жить стали, так опять и будет».

В результате анализа представлений старообрядцев часовенного согласия Чайковского района о Втором пришествии Христа и Конце света, приходим к выводу, что в основе эсхатологического учения старообрядцев лежит средневековое представление о конце света. В тоже время, происходит трактовка тех или иных явлений в современной интерпретации: «Будут ходить железные кони по полям, а воздух будет в тенётах. Тенёта — это провода, а кони — это трактора». Источником эсхатологических представлений являются книги, на которые постоянно ссылаются информанты. Но, к сожалению, точных названий этих книг установить не удалось. При анализе эсхатологического учения стало ясно, что в его основе лежит апокриф «Откровение Петра», хотя прямых указаний на этот источник не было.

Целостность, хорошая сохранность этого учения объясняется тем, что в Чайковском районе еще проживает довольно большое количество часовенных старообрядцев, которые являются одним из самых замкнутых и «строгих» направлений старообрядчества. Они поддерживают связь с другими идеологическими центрами часовенного старообрядчества — Ревда, Пермь, Сибирь. На воззрения местных старообрядцев повлияло учения бегунских согласий и их духовная литература, например книга «Цветник». Не смотря на то что, эсхатологические ожидания характерны для старообрядческого населения, но это учение активно бытует среди «мирского» населения данного региона. Как уже отмечалось выше, никто не знает, когда настанет Второе пришествие, но ожидания последних дней не ослабевает, а даже, скорее, наоборот: «не нам грешным знать, чё будет нам за великие грехи, но чо- то будет».

Е.А. Санникова, выпускница Московского педагогического государственного университета, участница конкурса «Наследие предков - молодым. 2007».

История, духовная и бытовая культура северных старообрядцев Прикамья хорошо изучены, в то время как старообрядчество юго-западного Пермского края не исследовано. Эти территории заселялись позже, чем северные. Со второй половины XVIII века началась волна переселения из Вятской губернии и с реки Керженца. В результате этого Осинский уезд стал самым «раскольничьим». Современная территория Чайковского, Еловского и Куединского районов - это основная территория проживания старообрядцев.

С Волги по Каме посадская раскольничья колонизация пошла на Западный Урал. На раннем этапе районом старообрядческого заселения Прикамья явились бассейн реки Обвы и низовья другого притока Камы - Косьвы. По верхним притокам Обвы - Лысьве, Сабанцу, Сепычу - в 1698 году селились высланные из Москвы стрельцы-старообрядцы, землянки старообрядцев там встречались ещё в XIX веке (4). Туда бежали люди высших сословий. На Сепыче бежавшие староверы стали строить скиты и жили «аки монастырями многолюдными, человек по сто, сами постригались в монахи, молились утром и вечером, в праздники совершали службы, в великий пост клали много земных поклонов по лестовке, и пели псалтырь по иноческому чину, собирали у себя малолетних детей соседних поселений для обучения» (4).

Главный расколоучитель этих мест Тит Шихов основал учение, которое называлось шиховой верой, а общество, придерживавшееся этой веры на протяжении всего XIX века, - шиховяне. Таким образом, в Пермской земле появились первые старообрядцы поповского течения, но местные аборигены, крещённые еще Стефаном Пермским и епископом Ионой, и русское население, пришедшее в XIV веке из Новгородской земли, остались при старой вере.

Когда в конце XVII - начале XVIII века на Урале и за Уралом были открыты богатые месторождения руды, потребовались люди для занятия горным делом. Власти разрешили селиться на горные заводы людям всякого звания без различия вероисповеданий. На Урал стали переезжать старообрядцы из Московской, Тульской, Нижегородской и Олонецкой губерний. Также, «в наказание ради», правительство ссылало на заводы старообрядцев, известных своим трудолюбием.

Старообрядцы, пришедшие в Прикамье в конце XVII века, принадлежали к двум течениям - поповцам и беспоповцам. Расселение старообрядцев этих течений происходило неравномерно. Поповцы селились на востоке, на заводах, беспоповцы - на юго-западе (4, с. 2–3).

Крупная община старообрядцев поморского согласия сложилась в Верхокамье - вокруг истока Камы. С разгромом скитов поморская община в Верхокамье не исчезла. На этой территории, которая входила в Оханский уезд, в XVIII веке было основано 16 деревень, в XVIII веке - 73, в XIX веке - 102 (6). В селе Сепыческом при приходе в 1857 году поморцев состояло 2866 душ, а склонных к расколу, числящихся по церковным документам в Православии - 2875 душ. После разгрома старообрядцы стали уходить на север, на реку Косу, земли коми-пермяков, а также в Юрлу, Юм, Лопву, куда в XVIII веке мигрировало русское население.

В XVIII веке на территории Прикамья появились поволжские староверы - кержаки (1). В Пермской губернии кержачить - значит раскольничать. Получается, что первые раскольники, поселившиеся на Урале в начале XVIII века, пришли с Кержанца.

До середины XVIII века на территории современного Чайковского района по течению реки Камы было не более 10 населённых пунктов. Главным из которых, известным ещё с 1644 года, было село Сайгатка, форпост между Осой и Сарапулом. Крестьянин Митька Рычков в 1667 году подавал челобитную, чтобы поселиться ему вновь на вольный ясак в вотчине своей по реке Сайгатке и по Волховке.

Остальные населённые пункты были основаны во второй четверти XVIII века старообрядцами из Нижегородской губернии. Отмечалось переселение на Средний Урал староверов из районов Европейского Севера и Среднего Поволжья, более всего из Керженской волости Балахнинского уезда (10). «Ревизская сказка» 1782 года зафиксировала уже 22 населённых пункта.

В XIX веке Пермская губерния стала крупнейшим центром старообрядчества. Расколоучителя и беглые попы заманивали в свои секты целые селения. Правительство Николая I, опасаясь, что православные приходы и храмы опустеют, пыталось разрушить основу раскола посредством экспроприации его имущества и разгрома его организаций - как благотворительных, так и богослужебных. В Пермскую губернию был отправлен С. Д. Нечаев - с задачей «исследования» раскола в губернии. По итогам первой «экспедиции» в 1850-х годах была отправлена вторая - под руководством графа Перовского.

В 1826 году в Пермской губернии насчитывалось 112 354 старовера обоего пола, а в империи - 827 391 душа. В 1827 году эта цифра увеличилась до 124 864 в губернии, а в государстве, наоборот, снизилась до 795 345 человек. То есть в Пермской губернии проживало 13–18% старообрядцев. По результатам отчёта С. Д. Нечаева в 1828 году была учреждена Пермская духовная миссия для обращения раскольников в Православие. Сюда присылали лучших миссионеров господствующей церкви: отца Илию, отца Палладия, отца Иоанна.

В 1831 году главой миссии стал епископ Аркадий (Фёдоров). Через два года для борьбы с раскольниками в составе Пермской епархии было открыто Екатеринбургское викариатство. Именно при епископе Аркадии развернулись борьба с расколом и насаждение единоверия. Третьего ноября 1838 года в Перми был открыт секретно-совещательный комитет, задачей которого было объединение деятельности местных административно-судебных учреждений гражданского и духовного ведомств, направлённой против раскольников.

Главным успехом миссии стало развитие единоверческой церкви. В середине 1830-х годов на территории Пермской губернии осталось всего семь старообрядческих священников. Результаты деятельности миссии видны и по численности старообрядческого населения: в 1837 году насчитывалось 103 816 человек, в 1849-м - 70 026, в 1850м - 72 899. Согласно донесениям миссионеров, в 1850-е годы в Православие было обращено не менее 100 тысяч староверов. Только за 1836 год в Православие перешли 1838 человек, 12 307 - в единоверие. За 15 лет к Православию примкнули 20 602 старообрядца, 40 863 - к единоверию. Благодаря усилиям властей с 1828 по 1851 год в Пермской губернии в единоверие перешли более 80 тысяч старообрядцев, 28 тысяч перешли к новообрядческой церкви.

Однако, несмотря на все усилия миссионеров официальной Православной Церкви, Пермская губерния, как и прежде, занимала по числу староверов одно из первых мест в Российской империи. По официальному отчёту 1860 года, численность уральских старообрядцев превышала 64,3 тысячи человек. Перепись 1897 года показала, насколько далёкими от реальности были данные, собираемые официальной церковью, что признавалось не только исследователями старообрядчества, но и миссионерами. Секретарь Пермской духовной консистории Вруцевич на основании просмотра метрических книг конца 1870–1880-х годов отмечал, что в трёх уездах раскольников в 4,5 раза больше, чем указано в официальных отчётах (2).

Раскол распространяли также беглые попы, иргизские лжеиноки, уральские скитники и шарташские скитницы (4). Центром раскола был Камбарский завод Демидова. Расколоучителя, посещая старообрядцев, увозили в свои школы и скиты ради обучения и искуса молодых людей, которые по возращении на родину занимались исключительно распространением и поддержкой раскола. Одним из таковых - постриженцем иргизским Мефодием был основан в 60 верстах от села Дубровского скит, вмещавший до 15 послушников. Внешней поддержкой раскола долго служили раскольнические часовни и молельни в селах Дубровском, Сайгатском и деревнях Аманеевой, Букоре, Шагирте, Альняше и Ошье (7).

Местное население на 60% состояло из старообрядцев. Ещё в конце XVIII века священник Савинского прихода П. Пономарёв отмечал, что «деревня Альняш представляет из себя селение в 130–150 дворов, из которых православных только два дома, остальные же раскольничьи… Среди старообрядцев деревни 20 дворов поморских, остальные - часовенные». В районе Михайловского и Камбарского заводов проживали старообрядцы белокриницкого согласия, которых называли «австрийцы», «австрия», «австрийские». В деревнях было представлено поморское, часовенное и бегунское согласия.

Странники в этой местности появились позже, в деревне они жили замкнуто, не общаясь с местным населением, молились в голбцах, то есть в подполье крестьянской избы, за что их прозвали «голбешниками». Если различия внутри старообрядческих согласий прослеживались в поминальной, крестильной обрядности, а также в костюмных молельных комплектах, то разница с мирскими была не только в обрядовой жизни, но и в бытовой, а также в мировоззрении. Для старообрядцев было характерно мировоззрение, какое имели русские люди в Средневековье. У старообрядцев было ярко выражено эсхатологическое воззрение, учение о конечных судьбах мира и человека. Это связано с мыслью о втором пришествии и Страшном Суде после победы над антихристом. Старообрядцы считали, что царство антихриста, или «интихриста», уже настало и человек своими поступками определяет, куда он попадёт: «Интихрист, он к дьяволу относится, если пост не соблюдает. Постняк - в праву руку, к ангелу, а кто не постует, не признает ни моленья, ни милостыни - он на леву руку, к Интихристу». Путь к спасению своей души старообрядцы видели в уходе от мира в скиты, которые находились в малодоступных местах. В постоянном ожидании Страшного Суда и уверенности, что царство антихриста уже наступило, староверы считали, что Бог возложил на них определённую миссию: именно они должны строго соблюдать все заповеди Господни и поддерживать благочестие на земле.

Старообрядчество повлияло на историю Пермского края. Так, например, большая часть купечества Прикамья являлась староверами. Благодаря старообрядцам происходило освоение глухих районов губернии. Изучение традиций старообрядцев необходимо, поскольку позволяет понять древнерусскую духовную культуру.

Литература и источники

1. Власова И. В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. М., 1992.

2. Вруцевич . Раскол в Пермской губернии // Отеч. зап. Т. 268. № 6, 1883.

3. Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998.

4. Палладий . Обозрение пермского раскола, так называемого старообрядства. СПб., 1863.

5. Старообрядчество в современной России и странах СНГ: состояние и проблемы // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1997.

6. Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII - первой половине XIX века. Пермь, 1995.

7. Якунцов В. И. Палладий - о прикамских раскольниках. Чайковский - Сарапул, 1999.

История Перми неразрывно связана со старообрядчеством. Город начал свое развитие в 1723 г. с Егошихинского медеплавильного завода, первыми работниками которого стали старообрядцы, пришедшие на Урал после разгрома властями в 1718-19 гг. скитов на реке Керженец в Нижегородской губернии. До 1930-х Пермь являлась центром Пермско-Тобольской старообрядческой епархии, последний епископ которой Амфилохий был арестован в 1933 г., церковное имущество было конфисковано. Старообрядцы были вынуждены ездить на молитву в окрестные города и деревни. Так, в 1940-е 1980-е гг. важными центрами притяжения для пермских старообрядцев выступали приход города Верещагино и приход деревни Агеево.

Благодаря активному влиянию протоиерея Валерия Шабашова, по благословению митрополита Алимпия в 1986 году была зарегистрирована пермская старообрядческая община и в 1987 г. была освящена домовая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла по ул. Новоильинская, 41 в микрорайоне Южный. Поначалу в храме не было постоянного священника. Общину окормлял приезжающий священник отец Георгий из Саратова. С 1996 г. и до сего дня в Перми служит отец Никола (Николай Иванович Татауров). Создание прихода стало значительным, историческим событием в жизни города, домовая церковь во время богослужений пополнялась всё новыми и новыми прихожанами, и скоро тесное помещение уже не могло вмещать всех желающих возродить святоотеческую веру. Неподалеку от домовой церкви с 2000 г. было начато строительство епархиального храма во имя святителя Стефана Пермского. Грандиозная стройка осуществлялась в невероятно тяжёлых условиях на средства самих старообрядцев и их попечителей пришлось пережить всё: недостаток средств и стройматериалов, отсутствие должного понимания проблемы со стороны властей, нехватку рабочих рук и многое другое. Организатором и душой стройки стал председатель общины Николай Трифонович Мальцев, это благодаря его усилиям удалось с успехом решить многие практические вопросы. А отец Никола и уставщик Сергей Валентинович Мальцев за шесть лет воздвижения храма освоили практически все строительные профессии, и в часы, свободные от богослужений, трудились на стройке с раннего утра до позднего вечера. Их примеру последовали другие энтузиасты, и Господь не оставил своей помощью старообрядческий приход города Перми.

Освящение большого и красивого храма во имя святителя Стефана Пермского состоялось 1-2 июля 2006 года в присутствии Преосвященнейшего митрополита Московского и Всея Руси Корнилия (Титова), отца Валерия Шабашова благочинного Уральской старообрядческой епархии, гостей из Москвы, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Ижевска и всех приходов Уральской епархии. Под сводами великолепного храма звучали молитвы, знаменные песнопения и слова благодарности его создателям, высказанные владыкой Корнилием.

С июля 2006 года в новом храме ведутся все службы и осуществляются все необходимые требы для прихожан.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»