Старообрядческая церковь в рыбацком. Cтарообрядцы – что мы о них знаем

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

13 января 2006 г., в день отдания праздника Рожества Христова, состоялась поездка делегации староверов-поморцев в место, святое для каждого древлеправославного християнина – бывший город Пустозерск. Бывший – потому что города здесь нет уже давно. Словно легендарный Китеж, словно некогда Святая Русь, исчез он с лица земли. Но не из нашей памяти и не из наших сердец. Пепел пустозерских страдальцев – протопопа Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора и инока Епифания, сожженных за древлее благочестие, будет стучать в наши сердца, пока на земле будет жив хоть один русский человек, пока наша нация не превратится окончательно в "Иванов, родства не помнящих".

Напомним, что Пустозерский острог был основан более 500 лет назад – в 1499 г. по повелению великого князя Московского Иоанна III – на берегу разветвленной реки Печоры "на месте тундряном, студеном, безлесном" . Будучи промысловым и торговым городом, он в то же время играл роль крайнего военного форпоста Великого княжества Московского. Одновременно Пустозерский острог служил местом ссылки особо опасных государственных преступников (сюда были сосланы участники Соловецкого восстания, повстанцы Степана Разина, дипломат и государственный деятель боярин Артамон Матвеев с сыном, начальник Посольского приказа, фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын с женой и детьми и др.).

Однако для нас, староверов, Пустозерск дорог прежде всего как место заточения величайших светильников Земли Русской – блаженной памяти протопопа Аввакума, симбирского протопопа Никифора, священника Лазаря, диакона Феодора и соловецкого инока Епифания, сосланных в этот суровый заполярный край по царскому указу 26 августа 1667 г. после печально знаменитого "разбойничьего" собора 1666–1667 гг. Всех осужденных на соборе лишили духовного сана. Кроме того, священнику Лазарю и иноку Епифанию были отрезаны языки. В пустозерской ссылке узники протомились 15 лет, терпя голод, холод, наготу, мрак землянок, тяжелый труд, унижения и оскорбления. Но такие суровые, нечеловеческие условия не смогли сломить духа Христовых воинов, вставших на защиту Древлеправославия. В тюремных земляных ямах у Полярного круга была создана настоящая литературная школа. Из этого глухого уголка раздавалась горячая проповедь пустозерских страдальцев: послания, апологетические трактаты, целые книги рассылались на Мезень, в Москву, в заволжские скиты и другие края России. За годы пустозерского заключения одним только Аввакумом было написано свыше 40 сочинений, в которых он то обращался к властям с увещанием вернуться к старой вере, то писал к своим единомышленникам и духовным чадам, ободряя их, возбуждая их ревность, увещевая их к страданиям за истинную веру, наставляя, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Именно в Пустозерске было написано известное во всем мире "Житие протопопа Аввакума". Писали также и сподвижники Аввакума – инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Феодор. В 1670 г., когда известия об их деятельности дошли до правительства, всем, кроме протопопа Аввакума, снова урезали языки, которые к тому времени чудесным образом отрасли, а также отрубили руки (престарелый протопоп Никифор к этому времени уже отошел в мир иной). Однако инок Епифаний все равно продолжал заниматься рукоделием – делал кресты, и писал.

В 1681 г., во время Крещенского водосвятия, когда на кремлевском холме и по берегам Москвы-реки собрались сотни тысяч людей, в присутствии царя Феодора Алексеевича на "иордани", один старообрядец с колокольни Ивана Великого "метал" в толпу свитки с политическими карикатурами и "хульными надписями", обличающими царя, светских и духовных властей. Как выяснилось, оригиналы на берестяных хартиях изготовил сам протопоп Аввакум. Такого публичного позора власти простить не могли, и вскоре последовало решение о казни Аввакума и его сподвижников.

14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, формально - за "великия на царский дом хулы", а фактически - за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоакима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками - священником Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием. К месту казни собрались пустозерские жители – увидеть и услышать в последний час великих учителей Древлеправославия, апостолов Заполярья, и попрощаться с ними. Протопоп Аввакум благословился у инока Епифания, попрощался со своими соузниками и сам благословил их на предстоящий мученический подвиг. Книги свои и прочее скудное имущество они заранее раздали местным жителям и единомышленникам. Все четверо попрощались с народом и низко поклонились, после чего их привязали по четырем углам деревянного сруба. Сруб запылал. Горевшие заживо мученики запели задостойник "Владычице, приими молитву раб своих" . В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив ее в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: "Будете таким крестом молиться - во веки не погибнете!" .

В XVIII в. Пустозерский острог пришел в запустение и постепенно исчез с лица земли. Последние жители покинули это место в 1960-х гг. Сегодня на месте Пустозерска голый песок, мох да низкий кустарник. Лишь кое-где можно обнаружить останки деревянных восьмиконечных крестов. Официально городище Пустозерск является государственным памятником архитектуры под открытым небом. Еще в 1960-х гг. благодаря ученому-археографу, исследователю печорской старины В.И.Малышеву здесь был поставлен каменный обелиск исчезнувшему городу, сложенный из фундамента последней пустозерской церкви. В 1989 г. краевед из Нарьян-Мара Михаил Фещук вместе с товарищами собственноручно изготовили и установили памятный знак в честь мучеников за древлее благочестие – бревенчатый сруб, из которого поднимаются к небу две резные шестиметровые лиственницы, символизирующие двуперстие, увенчанные узорным навесом, удивительно напоминающим поморские намогильные кресты-голбцы. Между столбами на цепях подвешен колокол, звонящий в память о мучениках за Старую Веру. В 1991 г. группа староверов-поморцев из Рижской Гребенщиковской общины установила древлеправославный восьмиконечный крест из лиственницы на месте сожжения пустозерских отцов.

Опустел Пустозерск, но, как известно, свято место пусто не бывает, и нарьян-марские староверы планируют сооружение памятной часовни на месте сожжения пустозерских мучеников. Дай Бог, планам этим суждено будет осуществиться! Строительство часовни должно стать всенародным делом, и отрадно осознавать, что местные власти идут навстречу этому благому начинанию.

Поездка в Пустозерск нашей делегации староверов-поморцев стала возможной благодаря договоренности, достигнутой при личной встрече с главой Ненецкого автономного округа Алексеем Викторовичем Бариновым, который обещал посодействовать и выделил для нас катер на воздушной подушке (зимой другим способом в Пустозерск не попасть).

Накануне в Нарьян-Маре стояли тридцатиградусные морозы, однако к 13-му января обещали потепление. Небольшое потепление действительно произошло – до 24 градусов, однако в совокупности с резким порывистым ветром было не менее тех же тридцати. Хотя желающих поехать в Пустозерск и почтить память святых страдальцев было очень много, однако транспорт, выделенный по нашей просьбе, мог вместить только пятерых человек. Делегация в составе настоятеля Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара о. Петра (А.И. Ляпунова), преподавателя Воскресной школы Невской Старообрядческой Поморской общины К.Я.Кожурина, председателя Ненецкого регионального общественного благотворительного фонда "Древлеправославие" В.И. Митусова, помощника наставника по связям с общественностью О.Н Телегиной и члена Правления Нарьян-Марской общины Е.Г. Хозяиновой прибыла в местное отделение МЧС. Здесь нас уже ждали тележурналисты, которые пожелали взять интервью для выпуска новостей по поводу нашей поездки в Пустозерск.

Катер на воздушной подушке, предоставленный в наше распоряжение, был настоящим "чудом техники". На нем ехать 26 километров по Печоре, а затем – по одному из ее рукавов. Добрались не "по воде, аки по суху", а "по суху, аки по воде" – по снегу да льду мчались на катере! (Однако техника все же несовершенна и уже на обратном пути произошел ряд неполадок, так что пришлось оценить предусмотрительность спасателей, любезно снарядивших вслед за нами почетный "эскорт" – ехали мы в сопровождении "Бурана", пару раз вытягивавшего наш катер из глубоких снегов.)

Путь наш до Пустозерска занял не более часа. Наконец, добрались – вдали показались восьмиконечные кресты. Вышли из катера – снега по колено. Добрели до предполагаемого места сожжения: Аввакумов крест и памятный знак стоят на возвышенном, открытом всем ветрам холме – здесь уже почва под ногами твердая. Картина неописуемая: лиственничный Аввакумов крест среди снежной равнины, а по сторонам его, почти друг напротив друга, Солнце и полная Луна, как на наших древних Распятиях… К кресту приспособили полочку, поставили привезенные с собою медные ("вольяшные", как пишет инок Епифаний) иконы. Отец Петр на ледяном пронизывающем ветру едва разжег кадило, покадил крест, иконы, могилу… Летом нарьян-марские староверы обычно служат панихиду по пустозерским мученикам, мы же, исключительно из-за суровых погодных условий ограничились заупокойной литией. Отзвучала последняя "вечная память"… Читается заупокойный тропарь, звучат имена пустозерских мучеников… Невозможно описать всех чувств, какие испытываешь на этом священном месте. В безбрежной заснеженной пустыне все мирское, суетное как-то само собой забывается, и ты предстоишь Богу один на один. С другой стороны, ощущаешь незримую связь с теми, чей прах покоится на этой земле, их молитвенное предстательство пред Престолом Божиим. Может быть, и мир еще продолжает стоять благодаря их неустанному заступничеству и молитвам?.. Святии мученицы протопопе Аввакуме, иерее Лазарю, диаконе Феодоре и иноче Епифание, молите Бога о нас!

И как подтверждение этих моих чувств и мыслей по окончании литии необыкновенное явление, небесное знамение – столп огня, пробивающийся ввысь из-за туч, вырастающий из закатного солнца, словно зримая связь между Небом и землей. Как здесь не вспомнишь Аввакума: "и видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты" и еще: "распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь" ? Мы уезжали из Пустозерска, а зарево еще долго стояло над городищем…

Нет, не зря говорят: "свято место пусто не бывает"! Верится, что не иссякнет сюда поток паломников со всех концов земли, будет здесь часовня, будут и люди. И пока будут молиться Аввакумовым – Христовым – двуперстным крестом, будет стоять этот бедный, заблудший мир.

В заключении хотелось бы низко поклониться всем тем, благодаря кому стала возможной эта поездка, – Нарьян-Марской Старообрядческой Поморской общине во главе с настоятелем о. Петром (А.И. Ляпуновым) и главе администрации Ненецкого автономного округа А.В. Баринову. Отдельная благодарность нашим водителям и спасателям. Спаси Господи и помилуй!

Кирил Кожурин

Адрес: г. Санкт-Петербург, Рыбацкое, ул. Караваевская д. 16
Год постройки: 1889
Дата престола: 10 декабря, Знамение Пресвятой Богородицы
Настоятель: о. Владимир Шамарин
Телефон: +7 (812) 707-55-22
Сайт: pomorian.narod.ru

Кладбище в селе Рыбацком существовало с петровских времен и было организовано после того, как сюда по распоряжению Петра I в 1710 году были переселены крестьяне-рыбаки с реки Оки. Находилось оно возле Покровской церкви. В начале 1830-х гг., после того как санитарная служба запретила хоронить на берегу Невы, для кладбища отвели новое место. Первоначально здесь была только деревянная часовня для отпевания усопших,выстроенная в 1834 году.

После убийства Александра II в марте 1881 г., в память о нем крестьянами села было решено построить на кладбище церковь. В конце того же года был утвержден ее проект, разработанный архитектором фарфорового завода Леонардом Леонардовичем Шауфельбергером. Деревянный храм был заложен 9 мая 1882 года и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери уже 1 ноября 1883 г. От него кладбище получило своё современное название. Церковь была однопрестольной, небольших размеров: 5,5 саженей в длину на 7 аршин в ширину. Сосновый, крашеный под дуб иконостас вырезал преподаватель столярного дела в местном училище Д. А. Травин, иконы и картины в куполе написал В. Ф. Паскин. Храмовый образ Казанской Богоматери являл собой копию главной петербургской святыни из Казанского собора; его верующие приобрели на общие пожертвования. Другие иконы были подарены местными жителями. В 1887-1889 годах к церкви был пристроен просторный каменный притвор с колокольней.

В конце 1920-х годов храм был закрыт. Деревянная часть храма была разобрана. До 1961 года в здании церкви размещался склад артели "Нева". В том же году начаты богослужения. Здание в 1961 г. было передано православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Был произведен ремонт сохранившихся зданий и частично восстановлена разрушенная церковь, переосвящённая общиной во имя иконы Божией Матери "Знамение". С 1961 года в церкви возобновились богослужения.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
Начало вечернего богослужения в 16.00
Начало утреннего богослужения в 09.00

На фоне панорамы современного спального района Петербурга, открывающейся при выходе из метро «Рыбацкое», выделяется небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость.

За ним маленькое кладбище (вернее сказать остатки старейшего Казанского кладбища, оказавшегося в советские годы «под асфальтом») и церковь. Здание-крепость, как бы закрывает собой кладбище и церковь, словно защищает их. Здание имеет название - «Невская обитель». Здесь, более сорока лет назад, вынуждены были обосноваться, ленинградские староверы-поморцы, официально именующие себя христианами Древлеправославной Поморской Церкви беспоповского брачного согласия, последователи тех православных христиан, которые в XVII веке не приняли реформ патриарха Никона и стали строить церковную жизнь вне связи с синодальной (Русской Православной, возглавляемой патриархом) церковью.

Первые официальные упоминания о староверцах Санкт-Петербурга появились в 1723г. Царь Пётр, заложив новую столицу, ото всюду требовал к себе мастеровых людей, староверцы - плотники, кузнецы и другие ремесленники - исполняя царский указ, также явились в новый город и обосновались на реке Охте при впадении ее в Неву. Как протекала духовная жизнь наших благочестивых предков в первые годы их поселения с точностью установить трудно. Известно, однако, что уже тогда Выговское Общежительство имело в Петербурге постоянного представителя (стряпчего) и время от времени присылало в столицу своих уполномоченных, по долгу здесь проживавших, да и сам приснопамятный Киновиарх Выговский, Андрей Дионисьевич, навещал наш город, о чем свидетельствуют два его собственноручные послания «от братства в Питер» и из «Питера в Братство» хранящиеся в Московских книгохранилищах.

С начала 18в. староверам, было разрешено при кладбищах строительство моленных зданий без внешних церковных признаков для совершения чина отпевания. В 1740 году на берегу реки Охты было отведено место для староверского кладбища (остатки его существуют и поныне). При кладбище силами подвижников, при крупных финансовых вложениях купца И.Ф.Долгова строятся сначала моленная а затем больница и богадельня, которые существуют до середины 19в. В 1852 году власти закрывают моленную и все здания отбирают.
Такой же была судьба моленных и богаделен на Волковом кладбище2, основанных купцами Волковым и Воробьевым - закрыты властями в 1852 году, купца Ф.Ф.Косцова на Фонтанке - закрыты властями в 1848 году, купцов Долговых на Моховой улице- закрыта властями в 1862 году.

В первое, после разорения время, христиане-поморцы собирались на общую молитву тайно, на Крестовском острове, тогда совершенно пустынном, куда приходилось ходить пешком по пяти и более верст. Позднее, после долгой тяжбы, удалось вернуть моленную на Моховой, как частную собственность и преобразовать ее в домашнюю, что позволялось, где в великие праздники было так тесно, что нельзя было поднять руки для Крестного Знамения, а от духоты и жары гасли и плавились свечи, люди же нередко падали в обморок. С течение времени, потихоньку, начали возникать новые домашние моленные, куда не гласно допускались прихожане, такие как Мартьянова на Ивановской улице, Самодурова на Боровой и другие.
Манифест 1905 года дал свободу «инакомыслящим», уравнял в правах староверов с другими гражданами Российской империи. На пожертвования староверов Петербурга на Тверской улице по проекту архитектора Д.А.Крыжановского в 1907 возводится пятиглавый храм в новгородском стиле во имя Преображения Господня и Знамения Пресвятой Богородицы, с училищем, детским приютом, богадельней и квартирами для семейных служителей.3 В эти годы возникают новые общины, регистрируются старые, действовавшие ранее полулегально. Казалось время гонений и притеснений безвозвратно прошло.
Однако после большевистского переворота, на староверов обрушивается новая волна репрессий. В 1919 году, в соответствии с требованиями новой власти, в Петрограде зарегистрировано пять староверческих общин. Новые власти под расписку требуют в кратчайшие сроки (часто в трехдневный срок) представить списки прихожан с адресами и анкетными данными, подробные описи церковного имущества, метрические книги за 25 лет. За неисполнение предписания власти угрожают Революционным Судом. Затем власти требуют заключения договоров о принятии от Совета Рабочих и Крестьянских депутатов (!) общинных зданий и описанного общинного имущества в пользование, с обязательстовом «беречь переданное… народное достояние… и взять за его сохранность всю ответственность.» Общие собрания общин проводятся теперь только по специальному разрешению и под председательством инструктора Петроградского отдела юстиции.11 Архивные папки хранят жесткие документы того времени - списки членов общин, ежемесячные отчеты о деятельности, регулярные акты государственных проверок, ежемесячные списки вновь вступивших в общину членов - в таких условиях приносилась Богу христианская молитва. В том же 1919 году большевики закрывают моленную и «национализируют» богадельню на Охтинском кладбище, построенную И.П.Михайловым в 1873 году, в 1929 году закрывают Поморскую Успенскую общину на Ушаковской улице за Нарвской заставой, уничтожают моленную и скит за Московской заставой, взятые в 1922 году под охрану Русским музеем как «редчайший художественно-исторический и бытовой ансамбль», закрывают храмы на Тверской4 улице в 1933 году, на Волковом кладбище14 в 1934 году, моленную на Коломенской улице в 1935 году. Все здания «национализируются».

К 1940 году в Ленинграде не осталось ни одного староверческого храма или моленной и юридически существующей общины. Однако службы продолжали совершаться на квартирах. Так, в 40-х годах, службы совершались у О.К.Князевой на ул.Некрасова до тех пор, пока органами власти это не было обнаружено, хозяйка арестована, с нее взята подписка о прекращении служб. Молились также в частном доме на Охте.

После войны группа ленинградцев, переживших блокаду, помнивших закрытие довоенных моленных, начала хлопоты по регистрации общины. В 1947 году власти согласились зарегистрировать в Ленинграде Старообрядческую Поморскую общину. Особенно деятельное участие проявили К.М.Горелов, О.К Князева, М.И.Богданов. Просили вернуть здание на Тверской ул., но из-за близости его к «цитадели революции» - Смольному - власти об этом и слышать не хотели. Зарегистрированной общине выделили два этажа во флигеле довоенной филипповской моленной на Коломенской. Часть флигеля оставалась занятой квартирами въехавших после войны жильцов. Все иконы моленной были из числа вновь пожертвованных. Довоенное достояние пяти староверческих общин, более тысячи образов, пропало, скорее всего было уничтожено, поскольку акты передачи куда-либо отсутствуют. Главный Деисус и ряд крупных икон привезены из Костромской обл. М.П.Прокофьевым. Часть икон поступила из моленной деревни Карельское Пестово Новгородской области.

Группа христиан ходатайствовала также и о возвращении Волковской моленной на Волковом кладбище, но в 1948 г. получила отказ.
Настоятелем общины был избран причетник общины на Тверской уроженец Латвии Амбросий Иоакимович Толстов и благословлен о.Григорием Прокопьевичем Хоботовым. Отец Амбросий хорошо знал службу, пение, был опытным, профессиональным служителем. За 23 года настоятельства он умело примирял бывших федосеевцев, филипповцев, поморцев в едино стадо Христово. Как знак примирения и до сих пор в приходных поклонах полагается «начал за общение» бывших разных согласий. Впрочем, тогда же, к сожалению, в общине укоренились, порой вынужденно, и некоторые отрицательные традиции.

Первым председателем Правления стал М.И.Богданов. Головщицами стали У.Г.Григорьева и Е.И. Маркова. Хор был почти женский. Поскольку большинство певчих было из моленной на Волковом, был принят обычай богослужения того храма.

Нахождение моленной в жилом доме создавало серьезные неудобства жильцам, в большинстве настроенным атеистически. На большие праздники прихожане, не поместившиеся в храме, занимали общую лестницу, а иногда и двор. Шли жалобы. Руководство общины предлагало пути решения проблемы. За счет общины с ведома власти было приобретено несколько частных домов для отселения из флигеля жильцов, которые выразили письменное согласие на переезд. Но внезапно властями было выдвинуто требование о переводе домов в госсектор («национализации»), на что жильцы не согласились.

К концу 50-х годов М.И.Богданов был благословлен в наставники общины, а председателем стал С.Г.Евсеев. Вынужденные реагировать на жалобы, власти стали предлагать общине помещения за чертой города и на самых дальних окраинах. Наиболее подходящими были столярные мастерские в Озерках (бывшая церковь Святой Живоначальной Троицы, в последствии передана баптистам) и склад в Рыбацком (сохранившаяся часть бывшей церкви во Имя иконы Казанской Божией Матери)13. Состояние предложенных зданий было примерно одинаковым и решающим фактором выбора Рыбацкого стало проживания настоятеля и ведущих певчих в южных районах города.

Хотя здание также находилось за чертой города (Рыбацкое стало районом Ленинграда только в 1963 году), сюда хотя бы можно было доехать трамваем. Примерно за час из центра могли попасть в храм прихожане, которых тогда было около 20 тысяч. В 1961 году община со всем имуществом переехала в Рыбацкое, принятое помещение было именовано моленной и преемственно освящено во имя Знамения Пресвятой Богородицы (по имени утраченных ранее храмов).
Новое помещение имело такие малые размеры, что сразу же встал вопрос о пристройке. С.Г.Евсеев добился разрешения районной власти, и была сооружена небольшая пристройка на месте снесенного деревянного здания церкви.

В те годы подобное церковное строительство всегда находилось под пристальным вниманием. Ни одна проектная и строительная организация не могла включить в свой план такую работу, строительство пришлось вести хозспособом, силами совместителей. Кроме того, видимо, дело не обошлось и без "доброжелателей". Городская власть, решила объявить постройку незаконной. Началась серия проверок. Одновременно была организована пропагандистская кампания. В газете "Вечерний Ленинград" появились статьи под общим названием «Не корысти ради», со злобной клеветой на общину и ее председателя. 8 марта 1961 года вышло решение Ленгорсовета о сносе возведенной пристройки.

По «делу о пристройке» председатель С.Г.Евсеев и районный архитектор были осуждены к заключению. Когда из Москвы пришло разрешение ее оставить, было уже поздно - часть членов Правления, еще хорошо помнивших сталинские репрессии, настояла на добровольном сносе.

В те безбожные годы молились самые стойкие, но и сейчас многолетние прихожане помнят, как на большие праздники христиане, не вмещающиеся в храм, слушали службу под окнами, как на Пасху вынуждены были собираться по домам, ездить за город в Ламповскую общину.

С 1962 по 1970 год председателем был Г.Е.Иванов, затем до 1982 года П.П.Матвеев, потом до 1985 года А.М.Епифанов.
В 1970 году умер настоятель А.И.Толстов, благословив Стефана Григорьевича Тимофеева.

Отец Стефан не был профессиональным служителем, до ухода на пенсию работал на государственных предприятиях. Однако духовный опыт и навыки детских и юношеских лет, общение с маститыми наставниками, любительское служение практически всю жизнь в различных общинах обеспечили его твердое знание Устава службы, обиходного пения, солидный духовный кругозор. Особенно следует выделить отношение о.Стефана к молодежи. В те годы, когда молодое лицо очень редко можно было увидеть в храме, о.Стефан заботился о смене. Активно приглашал молодых в крылос (клирос), нередко делая снисхождение к их невысокому христианскому уровню. В 1975 году, служа совместно с о.Михаилом (М.И.Богдановым), он настаивает на благословении третьим наставником молодого Олега Ивановича Розанова, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне общины. Практически все сегодняшние ведущие служители общины являются таковыми благодаря благожелательному отношению о.Стефана.

Менялось руководство в общине, но на ежегодном собрании постоянно возникал один вопрос - о необходимости расширения площади. Многочисленные обращения к власти не имели действия. А.М.Епифанов в течении своего, к сожалению, короткого срока председательства предпринял ряд весьма активных шагов. Рассматривалась возможность переезда общины в другое помещение, была пробита стена и сделаны хоры, что заметно увеличило площадь моленной. Не имея разрешения на пристройку, председатели общины вели, однако, накопление необходимых средств, и благодаря их весьма экономной позиции к 1985 году было накоплено более 150 тыс.руб., в те годы сумма немалая.

С 1985 года председателем Правления становится Илларион Михайлович Петров, а с 1986 года, после смерти о.Стефана настоятелем становится О.И.Розанов. В 1987 году, в преддверии 1000-летия Крещения Руси, община получает разрешение на возведение, на месте снесенной в довоенные годы деревянной Казанской церкви нового церковного здания. Новое здание проектировалось по эскизам настоятеля о.Олега (О.И.Розанова, в миру дизайнера) и предстало в едином виде церкви, увенчанной куполом, и старого знания притвора с колокольней, без всяких признаков нового строительства.
14 августа 1988 года состоялась первая служба в обновленном здании. 19-метровый купол избавил от постоянной духоты во время службы, расширенный крылос позволил всем певчим размещаться у аналоя. Появились четыре малые кельи для служебных нужд, в хозблоке выделено помещение для отдыха служителей и гостей общины. В том же году община приняла официальное название Невской Старообрядческой Поморской. После реконструкции церковь получила статус «Памятника архитектуры».

В конце 80-х годов в храм вернулось значительное число прихожан, обходивших его в безбожные годы. Надеясь на дальнейший подъем общины, исходя из нужд вновь образовавшегося Российского Совета Правление решается на начало строительства здания духовно-благотворительного центра «Невская Обитель». По эскизному предложению о.Олега составляется проект, приобретаются стройматериалы. Средств хватает на возведение стен, затем темпы замедляются. Пришлось работы производить силами прихожан общины. Много потрудились И.С.Иванов, К.Л.Зелев, Л.Г.Бобылев, А.А.Серов, а также их постоянные и временные помощники. Своей многогранной деятельностью и деловыми связями огромное и неоценимое участие в строительстве принимал Г.Л.Михайлов.

В здании «Невской Обители» расположились: малый храм, трапезная, крестильня, келии для служения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты молодежи.

С 1999 года службы в храме проводит о.Владимир (Шамарин Владимир Викторович), благословленный в наставники в 1993 году.
В 2003 году при финансовой помощи попечителей произведен большой ремонт помещения храма.

Службы проводятся строго по Уставу, в праздники особо торжественно. Накануне воскресных и праздничных дней принято служить вечерню с утреней по чину всенощного, утром же служатся часы и непременно молебен с одним или двумя канонами. По окончании молебна в память о монастырском прошлом поется 144 псалом и праздничное величание, трижды. Часто, по просьбам прихожан, собором молимся лестовку за болящих. Регулярно совершаются заказные службы - панихиды, молебны, с которых для многих людей начинается приобщение к храму, церковной жизни. По воскресным дням обычно происходят крещения младенцев и взрослых, в основном людей со староверческими корнями, после необходимой подготовки.

Пение в общине так называемое «наонное», совершается на два крылоса. Стихеры после евангелия на утрене и молебне всегда поются по знамени, в праздники по знамени поются и славники, а также тропарь, седален, кондак, икос. Помимо пасхального поются каноны Цветоносию и Вознесению. В библиотеке имеется полный набор богослужебных книг на два крылоса, а также ряд поучительных и церковно-канонических книг.

Тот, кто собирается посетить наш храм, должен помнить, что староверы свято чтут свои древние традиции и обряды, и что любое нарушение их в храме вызывает резкое неприятие. Надо знать, что к богослужению допускаются лишь лица, крещеные в Древлеправославной Поморской Церкви. Все прочие могут присутствовать в храме только как наблюдатели и ни в коем случае не осенять себя Крестным Знамением.

В храм не допускаются женщины простоволосые (т. е. с непокрытыми волосами). В храм женщины входят с платком на голове, причем платок следует закалываеть «по‑старообрядчески» булавкою под подбородком. Прихожане‑мужчины приходят в храм в русских косоворотках или рубахах на выпуск с обязательным «поясом». Все молящиеся держат в левой руке лестовку.
В отдельные моменты службы, когда молящиеся, преклонив голову, замирают в молитве, всякое движение, в том числе и вхождение в храм, запрещается (чтение Апостола, Евангелия и т. п.).
Войдя в храм, принято омыть руки, как бы очистившись от мирского, суетного, уличного. Для этого, в при входе, установлен специальный умывальник. Пришедшему в храм на богослужение подобает «поставить» свещи (не свечи!), являющие собой чистую жертву Богу.
Войдя в храм, принято поклонится в пояс рядом стоящим и тихо «попрощаться»: «Простите Христа ради». И вам поклонятся в ответ с почтением. Храм условно разделен на две половины: правую - мужскую и левую - женскую. В связи с тем, что сегодня женщины составляют большую часть прихожан, их присутствие на мужской половине никого не удивит, но присутствие мужчин на левой недопустимо.Земные поклоны в Древлеправославной Церкви «кладутся» в подручник - небольшой декоративный коврик, а не в пол, попираемый ногами.Богослужения в нашем храмае достаточно продолжительные. Обычная утренняя служба длится 3‑4 часа, вечерняя 4‑6 часов. Уходить со службы до ее окончания не принято. Прихожане большую часть службы молятся стоя. Руки складываются на груди. Пожилым, больным и непривычным людям не возбраняется непродолжительный отдых сидя. Для этого в храме установлены скамейки. Сидеть полагается также при чтении «поучений».

У староверов Поморского согласия нет священников (отсюда и название «беспоповцы»). Службу проводят духовные наставники, выбранные прихожанами и благословленные старцами‑наставниками. В процессе службы наставники совершают крестообразное каждение икон и каждого молящихся в отдельности. Наставники облачены в кафтаны или азямы — в сущности это старинная одежда русских крестьян.

Вот как вспоминает писатель Михаил Пришвин свое посещение моленной в Петербурге: «…тут, в моленной, мысль, оторванная от улицы, мечется из стороны в сторону, забежит вперед, унесется назад и наконец найдет себя где‑то далеко в допетровских временах. В полумраке из темных рядов икон смотрит громадный круглый лик Христа на людей в длинных черных кафтанах, с большими, до пояса, бородами и со сложенными руками на груди. Три возвышения, покрытые черным, стоят перед иконостасом; на среднем от свечи блестит большой металлический восьмиконечный крест, у боковых стоят темные женские фигуры. Одна женщина быстро читает из большой книги. Возле правого и левого клироса стоят два старца, и мимо них проходят женщины в черном, кланяются глубокими поясными поклонами и наполняют оба клироса. Собравшись, они выходят на середину церкви, сразу, неожиданно для посторонних, вскрикивают и поют в нос уныло и мрачно. Время от времени люди в длинных кафтанах падают вперед на руки, поднимаются и снова падают. Один из двух седых старцев берет кадило и перед каждым кадит, все разводят при этом сложенные на груди руки. Неловко в этой моленной постороннему человеку: люди здесь молятся и свято чтут свои обряды».

С тех пор, в сущности ничего не изменилось. За века открывались и закрывались наши храмы, менялись люди, но не переставала в городе на Неве нестись к Богу древлеправославная молитва.

Владимир Шамарин.
Корнелий Феодоров.



На фоне панорамы современного спального района Петербурга, открывающейся при выходе из метро «Рыбацкое», выделяется небольшое трехэтажное здание с башенкой, похожее на крохотную крепость.
За ним маленькое кладбище (вернее сказать остатки старейшего Казанского кладбища, оказавшегося в советские годы «под асфальтом») и церковь. Здание-крепость, как бы закрывает собой кладбище и церковь, словно защищает их. Здание имеет название - «Невская обитель».

Здесь, более сорока лет назад, вынуждены были обосноваться, ленинградские староверы-поморцы, официально именующие себя христианами Древлеправославной Поморской Церкви беспоповского брачного согласия, последователи тех православных христиан, которые в XVII веке не приняли реформ патриарха Никона и стали строить церковную жизнь вне связи с синодальной (Русской Православной, возглавляемой патриархом) церковью.

Первые официальные упоминания о староверцах Санкт-Петербурга появились в 1723г. Царь Пётр, заложив новую столицу, ото всюду требовал к себе мастеровых людей, староверцы – плотники, кузнецы и другие ремесленники – исполняя царский указ, также явились в новый город и обосновались на реке Охте при впадении ее в Неву. Как протекала духовная жизнь наших благочестивых предков в первые годы их поселения с точностью установить трудно. Известно, однако, что уже тогда Выговское Общежительство имело в Петербурге постоянного представителя (стряпчего) и время от времени присылало в столицу своих уполномоченных, по долгу здесь проживавших, да и сам приснопамятный Киновиарх Выговский, Андрей Дионисьевич, навещал наш город, о чем свидетельствуют два его собственноручные послания «от братства в Питер» и из «Питера в Братство» хранящиеся в Московских книгохранилищах (1).

С начала 18в. староверам, было разрешено при кладбищах строительство моленных зданий без внешних церковных признаков для совершения чина отпевания. В 1740 году на берегу реки Охты было отведено место для староверского кладбища (остатки его существуют и поныне). При кладбище силами подвижников, при крупных финансовых вложениях купца И.Ф.Долгова строятся сначала моленная а затем больница и богадельня, которые существуют до середины 19в. В 1852 году власти закрывают моленную и все здания отбирают.

Такой же была судьба моленных и богаделен на Волковом кладбище2, основанных купцами Волковым и Воробьевым – закрыты властями в 1852 году, купца Ф.Ф.Косцова на Фонтанке – закрыты властями в 1848 году, купцов Долговых на Моховой улице– закрыта властями в 1862 году.
В первое, после разорения время, христиане-поморцы собирались на общую молитву тайно, на Крестовском острове, тогда совершенно пустынном, куда приходилось ходить пешком по пяти и более верст. Позднее, после долгой тяжбы, удалось вернуть моленную на Моховой, как частную собственность и преобразовать ее в домашнюю, что позволялось, где в великие праздники было так тесно, что нельзя было поднять руки для Крестного Знамения, а от духоты и жары гасли и плавились свечи, люди же нередко падали в обморок. С течение времени, потихоньку, начали возникать новые домашние моленные, куда не гласно допускались прихожане, такие как Мартьянова на Ивановской улице, Самодурова на Боровой и другие.

Манифест 1905 года дал свободу «инакомыслящим», уравнял в правах староверов с другими гражданами Российской империи. На пожертвования староверов Петербурга на Тверской улице по проекту архитектора Д.А.Крыжановского в 1907 возводится пятиглавый храм в новгородском стиле во имя Преображения Господня и Знамения Пресвятой Богородицы, с училищем, детским приютом, богадельней и квартирами для семейных служителей.3 В эти годы возникают новые общины, регистрируются старые, действовавшие ранее полулегально. Казалось время гонений и притеснений безвозвратно прошло.

Однако после большевистского переворота, на староверов обрушивается новая волна репрессий. В 1919 году, в соответствии с требованиями новой власти, в Петрограде зарегистрировано пять староверческих общин. Новые власти под расписку требуют в кратчайшие сроки (часто в трехдневный срок) представить списки прихожан с адресами и анкетными данными, подробные описи церковного имущества, метрические книги за 25 лет. За неисполнение предписания власти угрожают Революционным Судом. Затем власти требуют заключения договоров о принятии от Совета Рабочих и Крестьянских депутатов (!) общинных зданий и описанного общинного имущества в пользование, с обязательстовом «беречь переданное… народное достояние… и взять за его сохранность всю ответственность.»

Общие собрания общин проводятся теперь только по специальному разрешению и под председательством инструктора Петроградского отдела юстиции (11). Архивные папки хранят жесткие документы того времени - списки членов общин, ежемесячные отчеты о деятельности, регулярные акты государственных проверок, ежемесячные списки вновь вступивших в общину членов - в таких условиях приносилась Богу христианская молитва.

В том же 1919 году большевики закрывают моленную и «национализируют» богадельню на Охтинском кладбище, построенную И.П.Михайловым в 1873 году, в 1929 году закрывают Поморскую Успенскую общину на Ушаковской улице за Нарвской заставой, уничтожают моленную и скит за Московской заставой, взятые в 1922 году под охрану Русским музеем как «редчайший художественно-исторический и бытовой ансамбль», закрывают храмы на Тверской4 улице в 1933 году, на Волковом кладбище14 в 1934 году, моленную на Коломенской улице в 1935 году. Все здания «национализируются».

К 1940 году в Ленинграде не осталось ни одного староверческого храма или моленной и юридически существующей общины. Однако службы продолжали совершаться на квартирах. Так, в 40-х годах, службы совершались у О.К.Князевой на ул.Некрасова до тех пор, пока органами власти это не было обнаружено, хозяйка арестована, с нее взята подписка о прекращении служб. Молились также в частном доме на Охте (5).

После войны группа ленинградцев, переживших блокаду, помнивших закрытие довоенных моленных, начала хлопоты по регистрации общины. В 1947 году власти согласились зарегистрировать в Ленинграде Старообрядческую Поморскую общину. Особенно деятельное участие проявили К.М.Горелов, О.К Князева, М.И.Богданов. Просили вернуть здание на Тверской ул., но из-за близости его к «цитадели революции» - Смольному – власти об этом и слышать не хотели. Зарегистрированной общине выделили два этажа во флигеле довоенной филипповской моленной на Коломенской. Часть флигеля оставалась занятой квартирами въехавших после войны жильцов. Все иконы моленной были из числа вновь пожертвованных. Довоенное достояние пяти староверческих общин, более тысячи образов, пропало, скорее всего было уничтожено, поскольку акты передачи куда-либо отсутствуют. Главный Деисус и ряд крупных икон привезены из Костромской обл. М.П.Прокофьевым. Часть икон поступила из моленной деревни Карельское Пестово Новгородской области (6).
Группа христиан ходатайствовала также и о возвращении Волковской моленной на Волковом кладбище, но в 1948 г. получила отказ.

Настоятелем общины был избран причетник общины на Тверской уроженец Латвии Амбросий Иоакимович Толстов и благословлен о.Григорием Прокопьевичем Хоботовым. Отец Амбросий хорошо знал службу, пение, был опытным, профессиональным служителем. За 23 года настоятельства он умело примирял бывших федосеевцев, филипповцев, поморцев в едино стадо Христово. Как знак примирения и до сих пор в приходных поклонах полагается «начал за общение» бывших разных согласий. Впрочем, тогда же, к сожалению, в общине укоренились, порой вынужденно, и некоторые отрицательные традиции.

Первым председателем Правления стал М.И.Богданов. Головщицами стали У.Г.Григорьева и Е.И. Маркова. Хор был почти женский. Поскольку большинство певчих было из моленной на Волковом, был принят обычай богослужения того храма.

Нахождение моленной в жилом доме создавало серьезные неудобства жильцам, в большинстве настроенным атеистически. На большие праздники прихожане, не поместившиеся в храме, занимали общую лестницу, а иногда и двор. Шли жалобы. Руководство общины предлагало пути решения проблемы. За счет общины с ведома власти было приобретено несколько частных домов для отселения из флигеля жильцов, которые выразили письменное согласие на переезд. Но внезапно властями было выдвинуто требование о переводе домов в госсектор («национализации»), на что жильцы не согласились.

К концу 50-х годов М.И.Богданов был благословлен в наставники общины, а председателем стал С.Г.Евсеев. Вынужденные реагировать на жалобы, власти стали предлагать общине помещения за чертой города и на самых дальних окраинах. Наиболее подходящими были столярные мастерские в Озерках (бывшая церковь Святой Живоначальной Троицы, в последствии передана баптистам) и склад в Рыбацком (сохранившаяся часть бывшей церкви во Имя иконы Казанской Божией Матери)13. Состояние предложенных зданий было примерно одинаковым и решающим фактором выбора Рыбацкого стало проживания настоятеля и ведущих певчих в южных районах города.

Хотя здание также находилось за чертой города (Рыбацкое стало районом Ленинграда только в 1963 году), сюда хотя бы можно было доехать трамваем. Примерно за час из центра могли попасть в храм прихожане, которых тогда было около 20 тысяч. В 1961 году община со всем имуществом переехала в Рыбацкое, принятое помещение было именовано моленной и преемственно освящено во имя Знамения Пресвятой Богородицы (по имени утраченных ранее храмов).

Новое помещение имело такие малые размеры, что сразу же встал вопрос о пристройке. С.Г.Евсеев добился разрешения районной власти, и была сооружена небольшая пристройка на месте снесенного деревянного здания церкви.

В те годы подобное церковное строительство всегда находилось под пристальным вниманием. Ни одна проектная и строительная организация не могла включить в свой план такую работу, строительство пришлось вести хозспособом, силами совместителей. Кроме того, видимо, дело не обошлось и без "доброжелателей". Городская власть, решила объявить постройку незаконной.

Началась серия проверок. Одновременно была организована пропагандистская кампания. В газете "Вечерний Ленинград" появились статьи под общим названием «Не корысти ради», со злобной клеветой на общину и ее председателя. 8 марта 1961 года вышло решение Ленгорсовета о сносе возведенной пристройки (16).

По «делу о пристройке» председатель С.Г.Евсеев и районный архитектор были осуждены к заключению. Когда из Москвы пришло разрешение ее оставить, было уже поздно – часть членов Правления, еще хорошо помнивших сталинские репрессии, настояла на добровольном сносе.
В те безбожные годы молились самые стойкие, но и сейчас многолетние прихожане помнят, как на большие праздники христиане, не вмещающиеся в храм, слушали службу под окнами, как на Пасху вынуждены были собираться по домам, ездить за город в Ламповскую общину.
С 1962 по 1970 год председателем был Г.Е.Иванов, затем до 1982 года П.П.Матвеев, потом до 1985 года А.М.Епифанов.

В 1970 году умер настоятель А.И.Толстов, благословив Стефана Григорьевича Тимофеева.
Отец Стефан не был профессиональным служителем, до ухода на пенсию работал на государственных предприятиях. Однако духовный опыт и навыки детских и юношеских лет, общение с маститыми наставниками, любительское служение практически всю жизнь в различных общинах обеспечили его твердое знание Устава службы, обиходного пения, солидный духовный кругозор. Особенно следует выделить отношение о.Стефана к молодежи. В те годы, когда молодое лицо очень редко можно было увидеть в храме, о.Стефан заботился о смене. Активно приглашал молодых в крылос (клирос), нередко делая снисхождение к их невысокому христианскому уровню. В 1975 году, служа совместно с о.Михаилом (М.И.Богдановым), он настаивает на благословении третьим наставником молодого Олега Ивановича Розанова, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне общины. Практически все сегодняшние ведущие служители общины являются таковыми благодаря благожелательному отношению о.Стефана.

Менялось руководство в общине, но на ежегодном собрании постоянно возникал один вопрос – о необходимости расширения площади. Многочисленные обращения к власти не имели действия. А.М.Епифанов в течении своего, к сожалению, короткого срока председательства предпринял ряд весьма активных шагов. Рассматривалась возможность переезда общины в другое помещение, была пробита стена и сделаны хоры, что заметно увеличило площадь моленной. Не имея разрешения на пристройку, председатели общины вели, однако, накопление необходимых средств, и благодаря их весьма экономной позиции к 1985 году было накоплено более 150 тыс.руб., в те годы сумма немалая.
С 1985 года председателем Правления становится Илларион Михайлович Петров, а с 1986 года, после смерти о.Стефана настоятелем становится О.И.Розанов.

В 1987 году, в преддверии 1000-летия Крещения Руси, община получает разрешение на возведение, на месте снесенной в довоенные годы деревянной Казанской церкви нового церковного здания.

Новое здание проектировалось по эскизам настоятеля о.Олега (О.И.Розанова, в миру дизайнера) и предстало в едином виде церкви, увенчанной куполом, и старого знания притвора с колокольней, без всяких признаков нового строительства.
14 августа 1988 года состоялась первая служба в обновленном здании. 19-метровый купол избавил от постоянной духоты во время службы, расширенный крылос позволил всем певчим размещаться у аналоя. Появились четыре малые кельи для служебных нужд, в хозблоке выделено помещение для отдыха служителей и гостей общины. В том же году община приняла официальное название Невской Старообрядческой Поморской. После реконструкции церковь получила статус «Памятника архитектуры».

В конце 80-х годов в храм вернулось значительное число прихожан, обходивших его в безбожные годы. Надеясь на дальнейший подъем общины, исходя из нужд вновь образовавшегося Российского Совета Правление решается на начало строительства здания духовно-благотворительного центра «Невская Обитель». По эскизному предложению о.Олега составляется проект, приобретаются стройматериалы. Средств хватает на возведение стен, затем темпы замедляются. Пришлось работы производить силами прихожан общины. Много потрудились И.С.Иванов, К.Л.Зелев, Л.Г.Бобылев, А.А.Серов, а также их постоянные и временные помощники. Своей многогранной деятельностью и деловыми связями огромное и неоценимое участие в строительстве принимал Г.Л.Михайлов.
В здании «Невской Обители» расположились: малый храм, трапезная, крестильня, келии для служения треб, оранжерея, столярная мастерская, подсобные помещения. Здесь работают воскресная школа, курсы по подготовке церковных служащих, библиотека, архив, издательство газеты и церковного календаря, проводятся ежегодные слеты молодежи.
С 1999 года службы в храме проводит о.Владимир (Шамарин Владимир Викторович), благословленный в наставники в 1993 году.

В 2003 году при финансовой помощи попечителей произведен большой ремонт помещения храма.
Службы проводятся строго по Уставу, в праздники особо торжественно. Накануне воскресных и праздничных дней принято служить вечерню с утреней по чину всенощного, утром же служатся часы и непременно молебен с одним или двумя канонами. По окончании молебна в память о монастырском прошлом поется 144 псалом и праздничное величание, трижды. Часто, по просьбам прихожан, собором молимся лестовку за болящих. Регулярно совершаются заказные службы – панихиды, молебны, с которых для многих людей начинается приобщение к храму, церковной жизни. По воскресным дням обычно происходят крещения младенцев и взрослых, в основном людей со староверческими корнями, после необходимой подготовки.

Пение в общине так называемое «наонное», совершается на два крылоса. Стихеры после евангелия на утрене и молебне всегда поются по знамени, в праздники по знамени поются и славники, а также тропарь, седален, кондак, икос. Помимо пасхального поются каноны Цветоносию и Вознесению. В библиотеке имеется полный набор богослужебных книг на два крылоса, а также ряд поучительных и церковно-канонических книг.

Владимир Шамарин, Корнелий Феодоров

______________________

Исторические источники:

1. Доклад П.Н.Кончаева на съезде Северо-Западного округа с дополнениями (машинопись).
2. Волковская богадельня (Историческая справка), СПб, 1917 .
3. В.В.Антонов, А.В.Кобак. Святыни Санкт-Петербурга, т.3. СПб 1996.
4. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива ф.7179, оп.10, д.51 "О закрытии Старообрядческой церкви по Тверской ул., д.8. Из протоколоа заседания Леноблисполкома №126 п.33 от 16 августа 1933 года"
5. Устные воспоминания М.А.Епифанова, Л.И.Руденок и др.
6. Устные воспоминания Н.А.Ивановой, Т.Е.Ивановой и др.
7. Материалы Центрального исторического Государственного архива Санкт-Петербурга, фонд 256, опись 9, дело 159 "Рассмотрение проекта церкви в память Императора Александра II"
8. Устные воспоминания Н.Т.Зиновьева.
9. Материалы Центрального исторического Государственного архива Санкт-Петербурга, фонд 256, опись 15, дело 6 "О Рассмотрении проекта пристройки кладбищенской церкви в память Императора Александра II"
10. А.Векслер История Рыбацкого от его основания до наших дней 2003
11. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 738, опись 33, дело 255 "О принятии в бессрочное пользование Старообрядческого собора на Тверской, д.8 старообрядческой поморской общиной. Договор 14 декабря 1919 года."
12. Материалы Центрального исторического Государственного архива Санкт-Петербурга, фонд 19, опись 35, дело 1 "О представлении священником Покровской церкви в Рыбацкой слободе сведений о раскольниках, 1843 год".
13. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7384, опись 37, дело 1054 "О передаче помещения бывшей Казанской церкви религиозному обществу старообрядцев-беспоповцев поморского брачного согласия. Заседание исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 7 июня 1960 года".
14. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7179, опись 10, дело 646 "О ликвидации старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ленинграде на Набережной р.Волковки. Постановление Президиума Леноблисполкома от 14 июня 1934 года".
15. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7384, опись 41, дело 33 "Решения Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся №№215 - 240 от 8 марта 1961 года".
16. Материалы Санкт-Петербургского Государственного архива, фонд 7384, опись 41, дело 33 "Решения исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 8 марта 1961 года".

Адрес храма Знамения Пресвятой Богородицы и обители Невской Старообрядческой Поморской Общины (в Рыбацком): Санкт-Петербург, Караваевская ул., д.16, тел. 707-5522
Транспорт: метро "Рыбацкое", ж/д станция "Рыбацкое"; трамвай №№ 24, 27; автобус №№ 51, 452, 115, 187; маршр. 5, 170, 220, 239,185.

Можно ли посетить вашу обитель? (Владимер)
Обитель создавалась для прихожан Невской общины, и является закрытым учреждением.
Исключением являются воскресные дни, для посещающих воскресную школу, куда могут приниматься и мирские после собеседования с духовным наставником нашего прихода, а также для желающих посетить нашу церковную лавку. Однако, в зависимости от цели посещения и намерений, могут быть исключения.

Я новообрядка, но моя прабабушка была старообрядкой поморского согласия. Могу ли я придти в ваш храм, что бы подать о ней записочку о поминовении?
Зайти и подать на поминовение умерших староверов можно практически в любой день в здание Невской Обители. Обратиться к кассиру Александре Ивановне. Приходить следует в соответствующем христианском виде: женщинам не в брюках и с покрытой платком головой.

Можно ли посетить вашу общину, если я буду в Петербурге проездом? Можно ли у вас остановиться? Не могли ли бы вы объяснить, какой у вас порядок, если в вам приезжают люди? Мой папа и я староверы федосеевского согласия. (Екатерина)
Обитель дает приют християнам нашего согласия. К таковым мы относим поморцев, федосеевцев и филипповцев. Людям незнакомым следует заранее обратиться с просьбой и запастись рекомендацией какого-либо известного нам человека.


Я сам из белокриницкого согласия. Скажите, а можно ли присутвовать во время службы в поморском храме? (Кирилл)
Можно. Присутствовать… Приходите. Что за вопрос. Будем рады.

Я живу напротив вашей обители. Очень интересуюсь вашей церковью, как частью моего Рыбацкого, как культурным феноменом. Скажите, как можно поближе познакомиться с вашим вероучением и можно ли было бы поучаствовать в каком-либо вашем культурном мероприятии в качестве гостя? В церковь я ни разу не заходила, говорят чужих не пускают? Это правда? (Тамара)
1) Нет, это не правда. Прочтите внимательно статью «История Невской общины» , в конце, после звездочек и приходите в ближайшее воскресенье. Никто Вас не обидит.
2) Ближайшее культурное мероприятие – воскресная школа. Тоже в воскресенье, приходите около часа дня, в Невскую обитель. Спросите Кирилла Яковлевича или о.Владимира.

Подскажите, пожалуйста, как нам поступить? Мой жених хочет венчаться, он крещеный, но православный. А я крещеная в старообрядчество. Где нам надлежит обвенчаться: в старообрядческой церкви или в православной? (Катерина)
В нашем храме совершаются молебны по случаю бракосочетания только тех пар, где оба супруга староверы, поскольку правилами церковными разрешён именно такой союз. Если жених или невеста не принадлежат к староверию и не желают перейти в нашу Веру, то желательно ограничиться гражданской регистрацией брака, поскольку венчаться в новообрядческой церкви для старовера весьма погрешительно.

Мой муж православный. Он интересуется моей верой, прада курит, но мы стараемся решить эту проблему. Допустимо ли ему приходти в общину, поучаствовать в мероприятиях? Может быть это поможет ему принять правильное решение...(Нина)
На богослужения к нам могут приходить все желающие, соблюдая несложные правила.
Вы знаете, как относятся староверы к курению табака. Запах табака вызывает резкое раздражение у молящихся. Поэтому следует некоторое время воздержаться от курения, ну, уж, по крайней мере, в день посещении моленной.
Во-вторых, инославным не следует пытаться участвовать с нами в совместной соборной молитве. Все равно ничего не получиться: не старовер виден сразу. Следует встать за последним молящимся (ни в коем случае не проходить вперед, чтобы стоящие сзади не молились в спину гостя) и слушать службу. Руки уместнее всего держать на груди. Во время проповеди, когда все сядут, так же следует пройти и сесть на скамью. После окончания службы можно подойти к духовному наставнику и задать вопросы, если они есть или просто представиться. Обращаться надо: «батюшка», «отче» или по имени и отчеству (но не «святой отец», священников у нас нет). Еще никому отказано не было.
На воскресной школе у нас бывают и никониане (как Вы пишете «православные»). Но для участия необходимо получить разрешение у наставника или преподавателя школы.

Я крещен в РПСЦ и хотел бы присоединиться к ДПЦ, каким чином вы принимаете. (Стефан)
Известные по Кормчей три вида «чиноприема» (словцо новенькое) предполагают присоединение к Церкви через таинства покаяния либо миропомазания либо крещения. Ввиду того, что в ДПЦ нет законного совершителя миропомазания, остается два пути. Через покаяние принимаются раздорники, то есть представители старообрядческих согласий, неповрежденно сохранившие преемственность в таинствах (в первую очередь в крещении) с Древнерусской Церковью, а имевшие разделение по отношению к различным сторонам христианского жития. Для всех остальных вынужденно приходится применять таинство Крещения, поскольку дополнить миропомазанием безблагодатное еретическое крещение не представляется возможным. Церковные правила (Карфагенского Собора) являются каноническим обоснованием этой практики, бывшей повсеместно у первых старообрядцев.

Если Вас не затруднит объясните мне неграмотному о самокрестах.Кто они? И чем они отличаются от поморцев? (приезжий)
Собственно «Самокрестами» называются люди, которые крестили сами себя. В просторечии так называют и потомков самокрестов, то есть лиц, имеющих происхождение по крещению от самокреста.
Несколько примеров вынужденного самокрещения в условиях жесточайшего гонения и невозможности принять крещение законным образом мы видим у мучеников древней Церкви.
В старообрядчестве случаи самокрещения были в начале 19-го века, и в коммунистические гонения 30-х годов 20-го века. В некоторых случаях они происходили от ложного понятия, что Церкви Христовой на земле не найти, в иных – в условиях гонения в силу объективной необходимости.
1 Всероссийский Собор 1909 года постановил самокрещение, принятое в условиях опасных для жизни, с верой в Единую Святую Соборную и апостольскую Церковь в лице Древлеправославной Поморской Церкви, считать истинным; в иных же случаях – недействительным. Поэтому в каждом случае самокрещения необходимо рассматривать конкретные обстоятельства.

Меня крестила бабушка, староверка, в речке. Я хорошо это помню. Мне было лет шесть. Бабушка в церкви не служила. Можно ли меня считать крещёной? И ещё, я не знаю, какого согласия была бабушка. Сейчас я живу в Выборге, а родилась и крестилась в Харьковской области, в 70-х годах. Хотела бы посещать церковь, но не знаю, есть ли в Выборге где, староверческая церковь. В православную я идти не хочу. (Вера)
По нужде крещение может быть совершено и неуполномоченным на то лицом. Самое главное, чтобы это лицо имело истинное крещение, и само крещение было совершено правильно, в три погружения, с молитвой «Крещается раба Божия….».
За времена советской власти количество староверческих храмов пришло к минимуму, и крещение бабушкой случалось нередко. Это крещение истинное, так что не сомневайтесь. В Выборге староверческой общины нет, есть отдельные староверы, которые поддерживают связь с нашей общиной: исповедуются, приезжают на большие праздники. Так что приезжайте и Вы, хотя бы на Пасху (начало службы в Великую Субботу 30 апреля с 19-00 и до утра).

Глава 1 Старообрядческая церковь

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (Невская Старообрядческая Поморская община)

В глуши старого Казанского кладбища, раскинувшегося на самой юго-восточной окраине Петербурга, в бывшем селе Рыбацком затерялась небольшая церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Этот островок старообрядчества органично вписан в жизнь современного города. Но именно этим и ценен Петербург, органичный в своей непредсказуемости, совмещающий в своем облике прошлое и современность, историю и вымысел.

Рыбацкая слобода была основана еще Петром I на левом берегу Невы между речками Славянкой и Мурзинкой, так что этот «молодой» район города на самом деле ведет свою историю от первых десятилетий существования Петербурга. По указу царя слободу заселяли крестьяне-рыбаки, переселенные с берегов реки Оки, и местные жители невских берегов, издревле занимавшиеся рыболовством. Жители рыбацкого села, постепенно образовавшегося здесь, должны были поставлять к царскому столу замечательную рыбку корюшку. Село богатело и процветало, была построена православная Покровская церковь на берегу Невы, возле храма возникло кладбище .

В начале 30-х годов XIX века санитарной комиссией было запрещено вести захоронения возле Невы, и решено было отвести для кладбища новое место, вдоль Шишкова переулка. На нем возвели деревянную часовню для отпевания усопших, а после убийства в марте 1881 года императора Александра II крестьяне в память о царе захотели выстроить на кладбище церковь. В конце того же года архитектор фарфорового завода, расположенного неподалеку от Рыбацкой слободы, Леонард Леонардович Шауфельбергер, выполнил проект, и в мае 1882 года была заложена церковь, которую спустя год освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери. Вскоре и кладбище стали называть Казанским. Рядом с ним, с северо-восточной стороны, находилось старообрядческое кладбище с восьмиконечными крестами – изначально в Рыбацкой слободе жили и староверы.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (Невская Старообрядческая Поморская община)

Церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери была однопрестольной. Сосновый иконостас, крашеный под дуб, вырезал преподаватель столярного дела местного училища Д. А. Травин, а иконы и картины в куполе написаны В. Ф. Паскиным. Икону Казанской Божьей Матери – главную церковную святыню, являющуюся списком иконы Казанского собора, – приобрели на общие пожертвования прихожане, как и многие другие святыни церкви.

В 1887–1889 годах к церкви был пристроен каменный притвор с колокольней, и в таком виде храм сохранился до 30-х годов прошлого века. В 1937 году последний настоятель церкви был расстрелян, и храм закрыли. Долгие годы здание церкви использовалось как склад, и деревянная его часть сильно обветшала и разрушилась. К 1960 году, когда храм решено было передать старообрядцам, от него оставалась только каменная пристройка площадью 50 квадратных метров и уцелевшая колокольня, наверху которой была маленькая сторожка .

Староверы – православные христиане, которые не приняли церковной реформы Никона и сохранили старые обряды. История старообрядчества в Петербурге началась еще при Петре I: в первые годы основания города по берегам реки Охты стали селиться мастеровые-староверы – плотники, кузнецы, ремесленники, призванные царем на строительство новой столицы России. Староверческая община имела своего постоянного представителя в Петербурге, стряпчего, и часто присылала своих уполномоченных в столицу.

Старообрядцам разрешалось строить молельни без внешних признаков культового сооружения, чтобы в них можно было совершать отпевание усопших. Наряду с молельнями создавались больницы и богадельни в разных частях города, которые беспрепятственно существовали до середины XIX века, а после были закрыты из-за обрушившихся на старообрядцев гонений. Манифест Николая II, изданный в 1905 году, уравнял в правах и свободах всех граждан Российской империи вне зависимости от вероисповедания, и староверы получили возможность наряду со всеми иноверцами открыто создавать общины, возводить культовые сооружения и вести церковную жизнь.

В эти годы были открыты новые общины, отстроены богадельни, больницы; в 1907 году на Тверской улице по проекту архитектора Д. А. Кржижановского был возведен храм во имя Преображения Господня. Эта церковь совсем недавно, в 2004 году, была возвращена старообрядческой общине после большевистской «национализации».

С приходом советской власти в Петербурге действовало пять общин, которые в течение двух последующих десятилетий были закрыты под разными предлогами. Лишь только после блокады петербургские староверы стали хлопотать об официальном возрождении старообрядчества, и в 1947 году с согласия властей была зарегистрирована Старообрядческая Поморская община беспоповцев. Так называют себя члены общины потому, что богослужения у них совершаются без священнослужителей – духовными наставниками, избираемыми общиной и благословляемыми старцами-наставниками.

Зарегистрированной Поморской общине выделили два этажа в жилом доме на Коломенской улице; но существование общины в жилом здании было проблемой для жильцов, и власти в конце 50-х годов решили перевести общину куда-нибудь подальше от центральной части города. Староверам были предложены бывшая церковь Живоначальной Святой Троицы в Озерках и склад в Рыбацком. Решающим в выборе общины стал тот факт, что большинство певчих и духовный наставник проживали в районе Рыбацкого, которое только-только вошло в черту города.

В 1961 году община переехала в Рыбацкое, и помещение склада стало молельным домом, освященным во имя иконы Знамения Божьей Матери. Поскольку помещение было очень маленьким, стал вопрос о пристройке. Городская власть в те годы, безусловно, не могла поддержать церковного строительства и объявила действия старообрядцев незаконными. Председателя общины тогда даже осудили по делу о пристройке, и прихожане, в которых еще был жив страх репрессий, побоялись доводить строительство до конца. Лишь в 1987 году к тысячелетнему юбилею Крещения Руси община получила разрешение на постройку нового храма на месте снесенной деревянной Казанской церкви. Проект на основе реконструкции ранее существовавшей церкви разработал духовный наставник общины, отец Олег Розанов, дизайнер по профессии. Желтое здание, увенчанное 19-метровым зеленым куполом, с притвором и шатровой колокольней во многом похоже на прежде стоявший здесь храм и в то же время несет на себе отпечаток традиции северного культового зодчества. Сразу после реконструкции церковь получила статус памятника архитектуры .

Тогда же, в конце 80-х годов, на углу улицы Устинова и Караваевской, у южной границы кладбища, по проекту Олега Розанова было возведено здание духовно-благотворительного центра «Невская обитель», в котором разместился малый храм, крестильное помещение, воскресная школа, кельи для служения, мастерские, гостевые и подсобные помещения. Трехэтажный дом обители с желтыми фасадами напоминает средневековую крепость своими сводчатыми окнами и башенкой, и в то же время восьмиконечный крест над куполом говорит о церковном назначении этого необычного и интересно вписанного в архитектурный облик микрорайона здания.

14 августа 1988 года в обновленной церкви состоялась первая служба. В этом же году старообрядцы стали официально называться Невской Старообрядческой Общиной беспоповского Поморского согласия. С 1999 года богослужения в храме Знамения проводит духовный наставник. В храме проходят службы, крестные ходы, осуществляется обряд крещения, при общине открыта воскресная школа, проводятся ежегодные слеты молодежи, работает библиотека. 10 декабря отмечают в храме престольный праздник во имя иконы Божьей Матери «Знамение».

Икона Божьей Матери «Знамение» прославилась в Великом Новгороде в 1170 году. Русь раздирали междоусобные войны; однажды войско семидесяти двух уездных князей подошло к стенам Новгорода, чтобы покорить себе вольную столицу северных земель. Новгородцы пришли в Софийский собор и молились о спасении и защите, но усерднее всех, по преданию, молился епископ – он-то и услышал голос, повелевающий взять икону Богоматери, что находилась в Спасской церкви, и отнести ее на городскую стену. Люди отправились к указанному месту и с крестным ходом отнесли икону к стенам Великого Новгорода. В лик Богородицы попала стрела, и из ее глаз потекли слезы. И осажденные поняли, что Богоматерь вместе с ними молится у стен Новгорода. Враги же, увидев слезы иконы, испугались и начали убивать друг друга; многие бежали от городских стен. После этого знамения православные стали почитать икону, которая, если верить легендам, еще не раз спасала и исцеляла людей. Однажды икона спасла Новгород от пожара, охватившего город почти целиком. Люди пошли с крестным ходом по берегу Волхова, и огонь отступил. И в наши дни и ортодоксальные верующие, и старообрядцы почитают икону «Знамение» .

Год от года растет число прихожан, и сегодня община имеет два прихода – на Тверской улице и в Рыбацком, на Караваевской улице. По-старообрядчески суровый и в то же время удивительно домашний храм каким-то неведомым образом переносит посетителя в далекое прошлое. Темные лики деревянных икон, восьмиконечные кресты, свечи, старинное русское крестьянское одеяние, бородатые старцы и женщины в черных платках, заколотых булавкой, и мрачно-прекрасные звуки – носовое пение «на о».

Как и прежде, возносят к небесам староверы слова своей древней и светлой молитвы, приходят люди в храм: кто – с нескрываемым любопытством, кто – по вере далеких предков, сохранивших через столетия и лишения твердость и непреклонность своей правды.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» открыта в субботу с 16 ч. до 20 ч. и в воскресенье с 9 ч. до 11.40., в остальные дни, кроме четверга и пятницы, – во время богослужений.

Адрес: Караваевская улица, д. 16.

Транспорт: ст. метро «Рыбацкая»

Автобус: 51, 268, 272, 452 Трамвай: 24, 27.

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Церковь См. также «Религия», «Духовенство» Нет спасения вне церкви. Августин Церковь - скорее лечебница для грешников, чем музей святых. Эбигайл Ван Берен Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Церковь Церковь Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Евангелие от Матфея, 18, 20 Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский (1899–1940), польский писатель Господь не будет отцом тому, кому церковь - не мать. Киприан Карфагенский (ок. 200–258),

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Церковь Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Евангелие от Матфея, 18, 20 Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский (1899–1940), польский писатель Господь не будет отцом тому, кому церковь - не мать. Киприан Карфагенский (ок. 200–258), христианский

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Церковь Аугустинеркирхе Бывшая придворная церковь находится за левым крылом Национальной библиотеки. Аугустинеркирхе (Augustinerkirche) – та самая церковь, в которой венчались Габсбурги. Именно здесь сказали друг другу заветное «да» Мария-Терезия и Франц Лотарингский в 1736

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ УЛИЦА Это название было присвоено 16 апреля 1887 года улице, которая шла тогда от Московских ворот до границы города (проходившей тогда по современному Митрофаньевскому шоссе) мимо Громовского старообрядческого кладбища. Кладбище было основано в 1835 году

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

ЦЕРКОВЬ (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей

Из книги автора

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»