Сорок лет — от беспилотников к боевому рою. Бесчеловечные стражи неба Посланник олимпийских богов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Структуры типа «Хизбаллы», ISIS и им подобные могут купить, добыть грабежом или рэкетом оружие, но не смогут стать обществом, в котором будет возможно построение реальной современной сетецентрической армии.

Юбилейный год

40 назад в 1975 году совершил свой полет первый израильский беспилотник «Мастиф» (Mastiff) компании Тадиран ltd . «Мастифы» вместе с БПЛА«Scout » (IAI ltd) хорошо поработали в операция «Арцав 19» в Первую Ливанскую войну в июне 1982 года. Это было первое в мире применение в бою тактических БПЛА с аппаратурой, способной передавать информацию в реальном масштабе времени.

Тогда в долине Бекаа в Ливане и средства ПВО Сирии были хороши и самолеты не хуже. Сирийская система ПВО была полностью советской и на тот период - новейшей. Да и расчеты ПВО были вполне профессиональны, их готовили советские офицеры.

В итоге сирийские - 82-я смешанная зенитно-ракетная бригада и три зенитно-артиллерийских полка, вооруженные ЗРК «Квадрат», С-75М «Волга» и С-125М «Печора» и, в придачу, 86 сирийских самолётов МиГ-21, МиГ 23 и МиГ-23М - превратились в металлолом, хотя тактико-технические данные у них были совсем неплохими (конечно, металлолом тоже нужен как вторичное сырье для переработки). Потерь израильской стороне нанести они не смогли.

Списать катастрофу, как обычно, на недееспособность арабов было нельзя: даже израильтяне признавали, что сирийцы воевали на этот раз хорошо, кроме того, в кабинах уничтоженных ЗРК сидели рядом с сирийцами советские инструкторы.

«Главным военным советником - советником министра обороны Сирии был генерал-полковника Г. Яшкин, прибывший в Сирию с поста заместителя главнокомандующего Группой советских войск в Германии. Ему подчинялись заместители по ВВС - генерал-лейтенант В.Соколов, ПВО - генерал-лейтенант К. Бабенко, РЭБ - генерал-майор Ю.Ульченко. Тысячи русских офицеров находились на всех звеньях управления сирийскими войсками - от батарей и рот до министерства обороны Сирии».[i]

Так в чём же дело? Просто, ЦАХАЛ воевал уже по-новому.

«Мастифы» и «Скауты» вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командные пункты, обеспечивали ЦАХАЛу возможность для безошибочных решений на нанесение ракетных ударов, ставили помехи, как «приманка» вызывали на себя огонь ЗРК, отводя его от пилотируемых боевых самолетов.

По итогам этой операции началось активное внедрение беспилотников в современные армии.

Достаточно долго Израиль был основным поставщиком беспилотников на мировой рынок. Сегодня конкуренты наступают на пятки, БПЛА разрабатываются и производятся во многих странах - в США, Франции, Великобритании, Китае, но израильские компании по-прежнему держат планку и производят ряд самых передовых образцов, прикрытых строгими мерами секретности.

Со многими достижениями Израиля в этой области можно будет познакомиться 7 сентября в Ришон ле-Ционе на третьем аэрошоу , выставке, и конференции, посвященной 40-летию израильских БПЛА.

Израильские фирмы продают беспилотники в 49 стран - 80% произведенных в Израиле беспилотников идут на экспорт. Это понятно, израильские тактические и стратегические БЛА пользуются заслуженной популярностью. Но сегодня особый интерес представляют мини- и микро-БПЛА для спецназа.

Особое оружие для спецназа

Организационное решение по созданию бригады коммандос - это, как говорится, хорошо, но мало.

Вооруженные БПЛА, гиганты с размахом крыла под 20 м, оказались великоватыми для спецназа: слишком большой калибр оружия, необходима асфальтированная взлетно-посадочная полоса, да и какие бы крепкие ребята ни служили в спецназе - эти аппараты на себе их не потащишь. У таких БПЛА свои задачи. Для спецназа же необходимо новое оружие, и в этом плане роль беспилотников мини- и микро-класса трудно переоценить.

Пешим подразделениям спецназа для обеспечения ближней разведки и получения мгновенной оперативной картинки особо интересны дешевые, легко транспортируемые и неприхотливые, расходуемые (однократного применения) БПЛА, в том числе и используемые как камикадзе для нанесения удара. Если уж расходоваться, то недаром.

Каким оружием будет оснащена новая бригада израильских коммандос - это пока неизвестно, но разработки в ВПК Израиля имеются, не хватает, главным образом и как всегда, финансирования.

Одно из решений предложила израильская компания Uvision с БПЛА «Hero-30» - переносную ранцевую систему массой 3 кг. БПЛА укладывается в контейнер и запускается с помощью пиротехнического заряда. После выстрела БПЛА расправляет 8 крыльев (четыре больших крыла с размахом 67 см в средней части и четыре ближе к хвостовой части) с уникальной крестообразной конфигурацией. Два винта, работающие практически бесшумно - они вращаются электродвигателями в противоположные стороны, и крестообразные крылья обеспечивают сверхманевренность этого беспилотника, способного низко лететь над местностью со сложным рельефом и огибать препятствия.

«Hero-30» способен вести разведку днем и ночью - в его носовой части установлены электронно-оптическая и инфракрасная камеры, но не только - при получении команды «атаковать» он превращается в бомбу, вес боеголовки от 0,5 кг до 1 кг. Радиус его действия до 40 км, скорости от 60 до 160 км в час, он может барражировать в районе около 30 минут.

«Hero-30» представлен на авиасалоне в «Ле Бурже-2015» и уже был поставлен неназванному покупателю, подробности о его применении не раскрываются.

«Ghost» (Призрак) - решение от IAI

Israel Aerospace Industries предложила свое решение - БПЛА Ghost («Призрак»), оснащенный поворотными двигателями и способный зависать над определенной точкой на местности.

Почему его назвали «Призрак»?

Дело в том, что использование в электромоторов позволило добиться значительного снижения шумности аппарата и тепловой заметности, а композитные материалы сделали его радиопрозрачным. Эти свойства наиболее полезно при осуществлении длительного наблюдения за объектами на небольшой высоте.

Знакомьтесь - «Призрак»:

Масса беспилотника - четыре килограмма вместе с видеокамерами дневного и ночного видения. Дальность действия определяется возможностями трансляции сигнала и составляет на сегодня 4 км, скорость - до 60 километров в час, продолжительность полета - около часа. Трансляция видеосигнала с камер «Призрака» ведется на пульт управления аппаратом.

Оригинал взят у milkavkaz в Малые ударные БПЛА-камикадзе как летальная военная помощь Украине

В предыдущей публикации мы уже касались тн "летальной военной помощи" которую может получить Украина в случае полномасштабного наступления РФ, мы так же рассматривали и средства для ведения диверсионной войны в тылу российско-террористических войск. Дополним эту публикацию обзором боевых возможностей малых ударных БПЛА, которые могут применяться в диверсионных целях, нанося противнику существенный ущерб и рассмотрим модели производимые в США и применяемые армией США.

Малые ударные БПЛА обладают рядом достоинств при осуществлении диверсионной войны в тылу у русских:

1. Массо-габаритные характеристики позволяют переносить их и применять силами разведывательно-диверсионных групп (РДГ) осуществляя поиск и поражение: оперативно-тактических ракет, РСЗО, ЗРК, РЛС, вертолетов на полевых аэродромах, складов с боеприпасами, осуществлять точечную ликвидацию военного командования противника.

2. Радиус полета в 3-10 км позволяет РДГ вести поиск и уничтожении целей на обширной площади и поражать цели находясь на безопасном удалении.

3. Малые размеры, использование композитных материалов, полет на малой высоте и малошуность осложняют их обнаружение во время полета/атаки цели.

Таким образом получение этих стредств в качестве иностранной военной помощи при грамотном применении можеть нанести противнику существенный ущерб и повлиять на ход боевых действий.

Беспилотный летательный аппарат Switchblade (США)

БПЛА Switchblade, разрабатывался компанией AeroVironment с целью повышения точности и усиления огневой мощности боевых пехотных подразделений. Switchblade разработан как невоcстанавливаемый БПЛА, который содержит в себе заряд взрывчатого вещества и уничтожает свою цель, врезаясь в нее. По своей сути - это дрон-камикадзе, который поступил на вооружение американской армии, и уже зарекомендовал себя в реальных боевых действиях. Кроме других методов, которые уже применяются против наземных целей, SRC Inc. создал для Switchblade особое программное обеспечение, объединяющее беспилотник с датчиками для осуществления перехвата вражеских БЛА.

Вес: 2,7 кг;
Длина: 61 см;
Дальность полета: до 10 км;
Скорость полета: 101-158 км/ч;
Время полета: до 10 мин;
Рабочая высота: 152 м над уровнем земли (максимальная 4,5 км);
Время подготовки к запуску: 30 сек;

Бронепробиваемость: 50 мм;

Масса комплекта: 5,5 кг (БПЛА, пусковое устройство и сумка для транспортировки);
Навигация: GPS;

Размеры: Дрон сложен внутри трубы вместе с крыльями, которые разворачивается сразу, как только устройство взлетает. Вместе с сумкой для переноски и пусковой установкой, он легко умещается в рюкзаке, это делает его небольшим и достаточно легким даже для одного солдата. Компактные размеры дрона позволяет осуществлять его запуск из различных мест, в том числе - из морских и воздушных платформ.

Дальность и время полета: Небольшой размер беспилотника ограничивает время его полета, что не позволяет использовать БПЛА в целях разведки. Но вместе с тем, компактность дает другие преимущества: Switchblade летает тихо и быстро. Его очень трудно перехватить. Это качество делает дрон эффективным для поражения целей на дальнем расстоянии, что позволяет вести боевые активные боевые действия даже в условиях плотного огня противника.

Обнаружение целей: оборудован цветной камерой, тепловыми и акустическими датчиками, и GPS для возможности выявления, отслеживания и поражения целей, а также может быть запрограммирован на перехват движимых целей (например, других беспилотников).

Особенности управления БПЛА: Контроль над осуществляется с помощью наземной станции управления (НСУ). Она же управляет полетами и других БПЛА разработанных в AeroVironmen: Wasp, RQ-11 Raven, и RQ-20 Puma. Общий контроллер позволяет объединить разведывательные и боевые беспилотники в единую систему, в которой устройства обмениваются информацией о целях.

Мощность боевой части: Дрон оборудован зарядом взрывчатого вещества, который является эквивалентом 40 мм гранаты. Этого достаточно, чтобы поразить легкие бронированные транспортные средства и личный состав противника. В случае изменения цели или отмены задания, оператор может безопасно посадить дрон с возможностью повторного использования.

В 2011 году армия США подписала с компанией AeroVironment на поставку сверхкомпактных беспилотных летательных аппаратов Switchblade. Стоимость контракта составила 4,9 миллиона долларов. В конце 2012 года армейским подразделениям в Афганистане поставили 75 беспилотников, однако их оказалось мало. По данным Defense News, на закупку беспилотников Switchblade Армия США уже потратила около 10 миллионов долларов. Последний контракт на поставку Switchblade на 5,1 миллиона долларов AeroVironment получила в мае 2012 года.

Миниатюрный ударный БЛА Textron T-RAM / Textron BattleHawk (США)

Беспилотник BattleHawk Squad Level Loitering Munition снаряжен одним 40-мм разрывным снарядом с высокоэффективным взрывчатым веществом, а видеокамера, установленная в носовой части аппарата, позволит солдату-оператору точно навести этот беспилотник на цель.

Масса: 5,5 кг вместе с пусковой установкой;
Длина: 45 см (в полете), 56 см (пусковая установка);
Боевая часть: аналог 40 мм кумулятивно-осколочной гранаты M430A1.
Бронепробиваемость: 50 мм;
Радиус поражения осколками: 5 м;
Скорость: до 100 км/ч;
Время полета: 30 минут:
Дальность полета: 5 км;
Рабочая высота полета: 152 м;
Максимальная высота потеа: 3 км над уровнем моря;
Навигация: GPS;
Автосопровождение цели и наведение на него до поражения.

В сложенном состоянии BattleHawk находится в специальной пусковой трубе, вместе с которой он весит около 2,3 килограмма. Такой малый вес аппарата достигнут за счет того, что все элементы его конструкции изготовлены из легкого пластика, армированного углеродным волокном, что делает его так же невидимым для лучей любых радаров. После того, как заряд выталкивает аппарат BattleHawk из трубы, его крылья расправляются, включается электродвигатель, вращающий лопасти маленького пропеллера, и аппарат отправляется в полет, готовый к выполнению своей задачи.

Используя дистанционное управление, человек-оператор, находящийся на земле в безопасном месте, может управлять аппаратом BattleHawk, который движется со скоростью около 100 км/ч. Заряда бортовых аккумуляторных батарей хватает на 30 минут полета. Основной целью аппарата BattleHawk являются легкие вражеские наземные укрепления, обычная и легкобронированная техника, для поражения которой достаточно мощности небольшого заряда.

В случае с BattleHawk в носовой части БЛА устанавливается боевая часть 40-мм гранаты с увеличенным количеством готовых осколков. Общий вес аппарата в этом случае составляет 3 фунта (1,36 кг). Аппарат должен барражировать в воздухе, и при обнаружении с помощью передаваемого БЛА видеоизображения цели наводиться на нее со станции управления. БЛА предназначен для поражения живой силы и автотранспорта противника. Транспортируется в пластиковой трубе диаметром 6 дюймов (15,24 см), запускается вручную либо при помощи миниатюрной пневматической катапульты.

Были произведены несколько усовершенствований системы, с момента ввода BattleHawk в качестве тактического дистанционного воздушного боеприпаса, или T-RAM, в 2011 году. Представители компании Textron уверяют, что стоимость будет значительно ниже, чем у других систем схожего размера и назначения.

Миниатюрный ударный БЛА MBDA TiGER (США)
Беспилотник MBDA TiGER снаряжен двумя 40-мм разрывными снарядами с высокоэффективным взрывчатым веществом, а видеокамера, установленная в носовой части аппарата, позволит солдату-оператору точно навести этот беспилотник на цель.

Масса: 1,3 кг;
Боевая часть: две 40 мм кумулятивно-осколочные гранаты гранаты M430A1;
Масса БЧ: 0,45 кг;
Бронепробиваемость: 50 мм;
Радиус поражения осколками: 5 м;
Надувные крылья;
Размах крыльев: 60 см;
Диаметр: 5 см;
Длина: 30 см;
Вертикальный стабилизатор: 7,6 см;
Масса пусковой установки: 1,8 кг;
Скорость: 48 км/ч (минимальная), 80,5 м/ч (крейсерская), 128,9 км/ч (максимальная)
Максимальна высота полета: 6 км;
Минимальная высота полета: 121 м;
Время полета: 12 - 15 минут;
Радиус полета: 3,2 км;
Атаки неподвижных и вижущихся целей;
Атака целей за зданиями и стенами;
Навигация: GPS;
Автосопровождение цели и наведение на него до поражения.

Небольшие размеры, маловая высота полета и композитные материалы из которых сделан БПЛА делают его трудноразличимым для протвника. По сравнению с БПЛА Switchblade и БПЛА BattleHawk у MBDA TiGER небольшая дальность полета, но зато более мощная боевая часть, две 40 мм кумулятивно-осколочные гранаты, вместо одной.

БПЛА белый окрас или камуфляж.
пусковой устройство (транспортный контейнер) в рюкзаке и БПЛА.
пусковой устройство (транспортный контейнер), БПЛА и терминалы управления.
боевая часть, две 40 мм кумулятивно-осколочные гранаты M430A1.

Миниатюрный ударный БПЛА UVISION WASP (Израиль)

Беспилотник UVISION WASP снаряжен боевой частью с высокоэффективным взрывчатым веществом, а видеокамера, установленная в носовой части аппарата, позволит солдату-оператору точно навести этот беспилотник на цель.

Масса: 3 кг;
Боевая часть: 0,5 кг;
Дальность полета: 5-10-40 км;
Время полета: 30 минут;
Рабочая высота: 300-600 метров.

UVISION WASP является одной из модификаций беспилотного летательного аппарата Hero-30, предназначенного для точного поражения целей. БПЛА весит всего 3 кг (примерно треть массы приходится на аккумуляторную батарею, еще треть - на боеголовку).

Беспилотник запускается с помощью переносной пневматической пусковой установки. Крестообразные крылья обеспечивают сверхманевренность этого беспилотника, способного низко лететь над местностью со сложным рельефом или огибать препятствия. Рабочая высота - 300-600 метров.

Hero-30 способен "вести" цель днем и ночью с помощью небольшой вращающейся камеры, передавая информацию оператору, который может находиться на удалении несколько десятков километров (максимальное удаление на сегодняшний день - 40 км), и ожидая команды "атаковать".

При необходимости оператор может собрать информацию и прервать "миссию", вернув беспилотник (для обеспечения мягкой посадки используется специальная сеть). Электродвигатель гарантирует полет БПЛА продолжительностью 30 минут.

БПЛА Hero-30 может приблизиться к цели, позволяя оператору точно идентифицировать ее и принять решение о нанесении удара.

Hero-30 будут выпускаться в различных модификациях: 1) против живой силы противника, 2) против объектов инфраструктур, 3) против бронетехники, зенитных батарей и т.п. Отличительной особенностью этого "БПЛА-камикадзе" является возможность определить зону уязвимости цели и нанести точечный удар: то есть, например, объект в здании может быть атакован через окно. Отмечается также, что пневматическая пусковая установка сконструирована таким образом, что риска детонации боеголовки при запуске нет.

Важно отличать ударные беспилотные летательные аппараты от более привычных беспилотников, изначально создававшихся для разведки и сбора информации, а впоследствии оснащавшихся различным вооружением. Это боевая авиация, которая должна без страха и упрека выполнять опасные боевые задачи без пилота на борту. Как таковая представляет очень востребованную комбинацию боевого самолета и технологий беспилотников. Ее создание потребовало огромных усилий ведущих западных армий и их промышленных партнеров, давших начало ряду программ технологических демонстраций, которые начинают трансформироваться в проекты разработок, направленные на повышение оперативных возможностей.

В то время как американский флот находится в процессе переопределения своей системы UCLASS (Unmaned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike) под менее агрессивные задачи, например, в палубный самолет-заправщик, демонстрационные системы TARANIS и nEURON, по всей видимости, являются родоначальниками ударных беспилотных летательных аппаратов (УБЛА) первого поколения в Великобритании и Европе в рамках программы FCA3 (Future Combat Air System — перспективный боевой летательный аппарат).

Dassault nEUROn на авиасалоне во Франции в 2013 году

В настоящее время в работах по палубному беспилотнику принимают участие четыре крупные американские компании, отобранные в рамках реализации программы UCLASS: Northrop Grumman с аппаратом на базе БЛА Х-47В, Boeing с аппаратом на базе БЛА Phantom Ray, Lockheed Martin с своим Sea Ghost и General Atomics с аппаратом Sea Avenger.

Здесь стоит посмотреть, чего достигли различные программы демонстрации технологий, но, несомненно, узнаваемость проекта Х-47В компании Northrop Grumman достигла максимального уровня. Это аппарат недавно продемонстрировал поразительную зрелость с технологической точки зрения, взлетая с авианосцев среди пилотируемых платформ и заправляясь самостоятельно в воздухе в рамках программы флота UCAS-D, которая последовала после закрытия в 2006 году программы J-UCAS.

Являясь доработкой проекта Х-47А PEGASUS, который компания Northrop Grumman изготовила по программе J-UCAS и который впервые взлетел в 2003 году, Х-47В должен был продемонстрировать то, что он соответствует всем нормам и регламентам службы на авианосце. Речь, прежде всего, идет о соответствии требованиям Командования авиационных систем ВМС, повышении надежности, устойчивости к повреждениям, организации логистики в пределах авианосца и системах управления полетом, необходимых эксплуатационных параметрах и летных качествах. Кроме того, ему необходима тяга крепления к катапульте, хвостовой крюк и более прочное шасси.

Для того чтобы работать безопасно в условиях мощных электромагнитных полей палубы авианосца, беспилотник должен был пройти испытания на электромагнитную совместимость. Первый запуск с наземной катапультной установки был проведен в летно-испытательном центре Патаксент-Ривер в ноябре 2012 года, первую посадку с немедленным взлётом после касания с использованием относительной навигации GPS аппарат совершил в марте 2013 года, а первую посадку на макет палубы авианосца с использованием аэрофинишера спустя два месяца.

Хотя ВМС США хотели вывести из эксплуатации экспериментальные образцы, было принято решение продолжать полеты и далее. В 2013-2015 годы на авианосце было проведено еще три этапа испытаний, главным образом с целью демонстрации способности УБЛА работать «бесшовно» с авиакрылом авианосца, в которое входит порядка 70 различных летательных аппаратов. Цели этих этапов были достигнуты, были выполнены 16 точных заходов на посадку, пять уходов на второй круг, девять посадок с немедленным взлётом после касания, две посадки с аэрофинишером и три взлета при помощи катапульты.

В ходе испытаний в море на палубы двух кораблей было совершено большое число взлетов и посадок. Все цели были достигнуты, включая успешные первые ночные операции на палубе и первые ночные полеты, запуски и возвращения с 90-секундными интервалами вперемешку с истребителями HORNET. В апреле 2015 года беспилотник Х-47В выполнил первую самостоятельную дозаправку в воздухе с использованием стандартной системы штанга-конус в паре с самолетом-заправщиком КС-707 из парка компании Omega Air Refuelling (частная компания, предоставляющая услуги по дозаправке в воздухе военным структурам США). Ключевой технологией в этом процессе является система взаимодействия при дозаправке RIS (Refueling Interface System) на борту самолета-заправщика, при помощи которой УБЛА обменивался сообщениям во время тестового полета. Беспилотник самостоятельно маневрировал с целью совмещения топливозаправочной штангой и конуса. Успешная дозаправка фактически ознаменовала завершение разработки нового аппарата.

Доработанный Boeing 707 компании Omega Air выступает в роли заправщика беспилотника Northrop Grumman X-47B, апрель 2015 года

Привидения, Призраки и Фантомы

В то время как немного достоверных фактов доступно о беспилотнике Sea GHOST (Морское приведение) компании Lockheed Martin, базирующемся на модели RQ-170 SENTINEL, компания раскрыла свои приоритеты в программе UCLASS, большая часть которых, несомненно, касается разведывательно-ударного топливозаправщика RAQ-25 STINGRAY. Они включают обеспечение доступной по средствам, надежной и непрерывной разведки, наблюдения и сбора информации, а также «полную адаптируемость» с тем, чтобы выполнять операции в любых сценариях и в любой боевой обстановке. В компании также делают акцент на контроле демаскирующих признаков, подразумевая мультиспектральную малозаметность, управление выбросом газов двигателя и радиоизлучение.

Компания Lockheed Martin также подчеркивает свое намерение интегрировать технологии, проверенные на пилотируемых и беспилотных системах, включая «максимальное повторное использование» аппаратной и программной частей таких аппаратов, как F-35C, RQ-170 SENTINEL и других. Как утверждают в компании, концепция беспилотника, базирующаяся на открытой архитектуре, направлена на сокращение времени и стоимости интеграции систем, ведь можно без излишних затрат повторно использовать проверенные аппаратные и программные средства и системы.

Контроль нескольких аппаратов одним оператором считается очень важным для работы с УБЛА. В рамках проекта UCLASS в июле 2013 года Командованию авиационных систем ВМС были продемонстрированы эти возможности. Система контроля самих БЛА и их сенсоров разработки компании Lockheed Martin, интегрированная с другими системами планирования, оперативного управления и сбора разведывательной информации американского флота, смогла предоставить операторам исчерпывающую картинку боевого задания.

Как близок проект Boeing UCLASS и возможно на данный момент конкурирующий беспилотник RAQ-25 CBARS (Carrier Based Aerial Refuelling System) к платформе PHANTOM RAY, публично не обсуждалось. Впрочем, с начала этого столетия компания достигла многого и получила огромный опыт с технологией UCAV, главным образом с вариантами Х-45 по программе J-UCAS и в конкурсе по программе UCAS-D, который она проиграла Northrop Grumman. Компания Boeing использовала программное обеспечение, разработанное для морских вариантов UCAV, установив его на борт истребителя F/A-18D HORNET с целью демонстрации автоматической посадки на авианосец.

Художественное представление платформы UCLASS, вошедшее в экспозицию компании Boeing на выставке Sea Air Space 2015

Во время своего первого полета 22 мая 2002 года, например, первый из двух беспилотников Х-45А продемонстрировал хорошие летные характеристики и основные элементы воздушных операций, в частности работу канала управления между самолетом и наземной станцией. В апреле 2004 года демонстрационный образец Х-45А поразил наземную цель высокоточной инертной бомбой массой 113 кг, сброшенной из внутреннего отсека. В августе 2002 года был совершен первый автономный полет нескольких беспилотников под контролем оператора. Летные испытания были успешно завершены в 2005 году и на следующий год два аппарата отправились в музеи.

В апреле 2003 года Управление перспективных оборонных исследований DARPA объявило о том, что хочет иметь более крупный вариант, который мог бы соответствовать требованиям американских ВВС и ВМС по проекту J-UCAS; им стала платформа Х-45С. В мае 2009 года, спустя три года после отмены проекта J-UCAS, компания Boeing объявила о том, что в инициативном порядке на основе прототипа Х-45С разработает PHANTOM RAY в качестве летающей испытательной лаборатории продвинутых технологий.

Вооруженный разведывательный беспилотник Textron RQ-7 SHADOW — рабочая лошадка американской армии — позволяет передовым силам не только вести наблюдение и разведку, но также быстро уничтожать появляющиеся на короткое время цели прежде чем они смогут исчезнуть, например, минометные группы, террористы, закладывающие СВУ, или набитый неизвестно чем пикап. Он также практически идеален для оживленных городских районов, где зачастую невозможно сбросить большую бомбу, например управляемую JDAM, или использовать другие средства огневой поддержки, например, артиллерию.

Комплекс SHADOW состоит из четырех БЛА с целевой нагрузкой, пусковой установки и оборудования наземного контроля и обеспечения, включая источник электроснабжения, коммуникационное оборудование, средства автоматического возвращения, видеотерминалы, навес и автомобиль HMMWV с прицепом. Каждый комплекс оснащен одной секцией технического обслуживания MSM (Maintenance Section Multifunctional) и обслуживается на уровне бригады мобильной мастерской. Базовая целевая аппаратура — это оптико-электронная/инфракрасная станция с лазерным целеуказателем.

Более крупные беспилотники RQ-5 HUNTER были испытаны с мини-бомбами VIPER STRIKE, a беспилотные аппараты MQ-1G SKY WARRIOR могут нести до четырех ракет HELLFIRE, но в американской армии этих беспилотников гораздо меньше, чего нельзя сказать о RQ-7 SHADOWS меньшего размера. Типичная боевая нагрузка БЛА SHADOW — это всего лишь две ракеты, одна под каждым крылом. Доступное вооружение включает мини-ракету GRIFFIN малого калибра разработки Raytheon или VIPER STRIKE от Northrop Grumman. Израильская ракета LAHAT, разработанная компанией Israel Aerospace Industries (IAI), также может устанавливаться на этот беспилотник. В боевую нагрузку беспилотника могут входить и бездвигательные средства поражения, например, управляемые минометные снаряды.

Мини-ракета GRIFFIN идеально подходит для ситуаций, когда размеры и вес являются критичными факторами

Турецкое совместное предприятие Kale-Baykar, созданное Kale Group и Baykar Technologies, разработало тактический БЛА BAYRAKTAR — систему разведки и наблюдения, предназначавшуюся первоначально для турецких вооруженных сил. 5 августа 2014 года он установил рекорд продолжительности самостоятельного полета, когда пролетел 24 часа 34 минуты на высоте 5500 метров. Кроме того, беспилотник BAYRAKTAR TB2 успешно продемонстрировал пуски умного боеприпаса Roketsan MAM-L в декабре 2015 года

SEA AVENGER

Беспилотник Sea AVENGER компании General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) отличается от остальных тем, что является дальнейшим развитием проверенного семейства дистанционно пилотируемых летательных аппаратов PREDATOR. Эти БЛА, изначально создававшиеся как платформы непрерывного наблюдения и сбора информации для полетов в свободном от противника воздушном пространстве, налетали миллионы летных часов, продемонстрировав свои ударные возможности в реальных боевых операциях.

Sea AVENGER представляет собой ничто иное как вариант беспилотника PREDATOR С с двигателем Pratt & Whitney PW545B, способный действовать с авианосцев. Масса его составляет 8255 кг, размах крыльев 20,1 метра и длина фюзеляжа 13,4 метра. Хотя он имеет утолщенные, глубоко утопленные корневые части крыльев с определенным зализом с фюзеляжем и внутренний отсек вооружения, большое относительное удлинение стреловидных крыльев, передняя часть фюзеляжа бульбообразной формы из-за антенны спутниковой связи плюс V-образное хвостовое оперение говорят о его связи с беспилотником PREDATOR и намекают на то, что малая заметность не была во главе угла при проектировании. Впрочем, в компании говорят, что «его уникальная конструкция, сниженные признаки заметности и скорость» повышают живучесть в условиях с более высоким уровнем угроз и обеспечивают расширенные возможности для разведки и быстрого вооруженного реагирования.

Беспилотник PREDATOR-C AVENGER со своим вооружением

За первым полетом PREDATOR С в апреле 2009 года последовал второй полет в январе 2012 года; кроме того, идет строительство третьего и четвертого аппаратов. Компания GA-ASI в мае 2010 года предложила морской вариант для конкурса по UCLASS, выиграв один из четырех исследовательских контрактов в августе 2011 года.

В ноябре 2012 года беспилотник SAE AVENGER (PREDATOR С) впервые совершил полет под управлением оператора с новой продвинутой наземной станции ACGCS (Advanced Cockpit Ground Control Station). Станция ACGCS отличается панорамным дисплеем и многомерной движущейся картой, предназначенной для повышения уровня владения обстановкой, а также встроенной цифровой бортовой инструкцией для снижения нагрузки на оператора. Как подчеркивают в компании, интуитивные интерфейсы с лучшей эргономикой призваны упростить определение опасных ситуаций, они повышают безопасность и сокращают время реакции пилота и процесс принятия решений. Система, в которой учтены пожелания министерства обороны касательно повышения уровня унифицированности, рассчитана на работу со всей линейкой беспилотников компании GA-ASI.

В компании особо подчеркивают, что унифицированность материалов и авионики с PREDATOR В способствует дальнейшему снижению стоимости AVENGER, тогда как продвинутые возможности позволяют задействовать его в массированных роевых атаках. Этот летательный аппарат в настоящее время проходит расширенные летные испытания.

Вариант с увеличенной дальностью должен быть достроен в этом году, он будет иметь размах крыльев 23 метра и увеличенный запас топлива с целью увеличения продолжительности полета до 20 часов.

В феврале 2013 года проект UCLASS трансформировался в беспилотный самолет-заправщик RAQ-25 Carrier CBARS (Based Aerial Refuelling System), который американский флот хочет назвать STINGRAY. Он также будет иметь разведывательные и «ограниченные ударные возможности», хотя, по некоторым сообщениям, эти ударные возможности могут быть отложены до следующего варианта. Создание малозаметного беспилотного топливозаправщика имеет некоторый смысл, так как истребитель F-35 не может работать далеко от американских баз без поддержки танкеров, а существующие самолеты-заправщики вряд ли способны выжить в сложной боевой обстановке с высоким уровнем угроз, в которой действуют российские ЗРС С-300 и С-400 или их аналоги или другие современные средства блокирования зоны. Кроме того, боевая устойчивость роя УБЛА может быть значительно повышена, если взять с собой однотипный малозаметный топливозаправщик.

Тактический БЛА SHADOW 200 был выбран американскими ВВС и ВМС для разведки, наблюдения, целеуказания и оценки. Сообщалось, что в январе 2016 года американская армия выдала компании Textron Systems контракт на 97 миллионов долларов на модификацию тактических беспилотников RQ-7B SHADOW. На данный момент несколько арабских стран заинтересовались приобретением вооруженных вариантов SHADOW

NEURON и TARANIS показывают свои способности

Кроме Соединенных Штатов в Европе также не забывают об ударных дронах. Здесь реализуется европейская программа демонстрации технологий nEURON под руководством Франции, в которой участвуют также Италия, Греция, Испания, Швеция и Швейцария. Проект был запущен в 2003 году, основное соглашение о партнерстве было подписано в 2006 году, а первый полет единственный аппарат совершил во Франции в декабре 2012 года.

В ноябре 2015 года шведское Управление оборонных закупок сообщило о том, что экспериментальный разведывательно-ударный беспилотный аппарат nEURON прошел серию летных испытаний на испытательном полигоне Vidsel, целью которых было определить как выглядит малозаметный УБЛА для наземных и воздушных систем, включая истребитель GRIPEN, и, по словам куратора проекта GRIPEN в Управлении, «посмотреть, так ли хорош nEURON, как о нем говорят французы».

Красавец nEURON — плод европейских усилий

Две серии испытательных полетов, 11 и затем 8, проведенных шведами, позволили истребителям GRIPEN C/D и GRIPEN E, новейшему варианту ASC 890 самолета дальнего (радиолокационного) обнаружения и управления Saab ERIEYE, а также радару воздушной разведки UndE (GIRAFFE) определить дистанцию, с которой можно обнаружить беспилотник nEURON. Были сделаны замеры и другими наземными РЛС и инфракрасными системами. УБЛА также совершил три захода на бомбометание, выпустив три тестовых инертных средства поражения. Все результаты этих испытаний были засекречены.

А перед этим была проведена серия испытаний на полигоне Decimomannu на Сардинии, о завершении которых компания Finmeccanica доложила в августе 2015. Эти испытания в реальных условиях включали 12 «сверхсекретных» вылетов, сосредоточенных на проверке боевых возможностей. Испытания подтвердили эффективную площадь отражения (ЭПО) и инфракрасные признаки заметности беспилотника. Полетные задания включали полеты на различных высотах, взаимодействие с различными угрозами, как наземными, так и воздушными, включая Eurofighter TYPHOON. Как и в случае с испытаниями в Швеции, информации было опубликовано немного, но в компании Finmeccanica сказали, что испытания подтвердили «превосходные» характеристики и высокую эксплуатационную надежность БЛА nEURON.

В свою очередь эти испытания базировались на серии тестов, которые были проведены на полигоне на французском острове Истр, которые завершились в феврале 2015 года сотым полетом этого аппарата. На первом этапе эти испытания были сосредоточены на расширении диапазона режимов полёта, включая полет с открытыми бомбовыми отсеками, работу оптико-электронной аппаратуры и оценку параметров канала связи. На втором этапе оценивались его ИК и электромагнитные сигнатуры при работе по объектам ПВО.

Британский независимый проект TARANIS был официально представлен в июле 2010 года, после того как в декабре 2005 года был занесен в оборонную стратегию Великобритании. Демонстрационный образец размером с учебно-тренировочный самолет HAWK массой 8000 кг впервые взлетел на испытательном полигоне Woomera в Австралии в 2013 году после прохождения в 2012 году в Англии предварительных тестов на демаскирующие признаки, где проверялись его ЭПО и ИК-сигнатуры.

УБЛА Taranis на авиабазе в Англии, на заднем плане истребитель Typhoon, 2015 год

Об успешном завершении второго этапа летных испытаний было объявлено в июле 2014 года. Беспилотник был полностью в стелс-конфигурации, все антенны были заменены вариантами с контролем сигнатур, а носовая штанга приемника системы воздушных сигналов была снята. Также использовалась коммуникационная система LPD/LPI (с малой вероятностью обнаружения/малой вероятностью перехвата).

TARANIS завершил свою третью и финальную серию испытаний в ноябре 2015 года, целью которых было подтверждение его малой ЭПО. По данным компании BAE Systems, платформа соответствовала всем целям испытаний и предполагаемым режимам полета.

Основные технологии, разработанные в рамках проекта, включают систему дистанционного управления для платформы с высокой степенью неустойчивости и встраиваемые сенсоры, необходимые для замены очень заметных датчиков системы воздушной обстановки и приемников воздушного давления. В компании также упомянули об успешной интеграции бортовой аппаратуры обеспечения, двигателя и средств связи в малозаметную платформу, а по мере решения технических проблем критичных с точки зрения безопасности систем.

NEURON плюс TARANIS равно FCAS?

Программы nEURON и TARANIS достигли своих финальных этапов одновременно и Великобритания и Франция объявили о своем намерении выделить по 750 миллионов фунтов стерлингов на разработку прототипов готового к эксплуатации УБЛА в рамках проекта по единой перспективной боевой воздушной системе FCAS (Future Combat Air System). Летом 2014 года было выделено 120 миллионов фунтов на технико-экономическое обоснование, а полномасштабная разработка должна была начаться в 2017 году. Учитывая задержки и отмены программ плюс повторное определение боевого назначения новых платформ, с чем пришлось столкнуться американской промышленности, Европа может развернуть готовый современный специализированный УБЛА в одно и тоже время или даже раньше Соединенных Штатов.

HERON

По сообщениям, разведывательный БЛА HERON израильской компании IAI способен оставаться в воздухе более 24 часов, летая на высотах порядка 10000 метров. IAI заявляет о продолжительности полета более 40 часов и рекордном непрерывном полете в течение 52 часов. Максимальная дальность полета беспилотника составляет около 3000 метров, он может нести максимальную целевую нагрузку массой 250 кг.

Такой крупный беспилотник класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полёта) может принять самую разную целевую нагрузку, предназначенную для выполнения самых разных задач. Это может быть оптико-электронная станция видовой разведки, РЛС с синтезированной апертурой для наземного наблюдения, морские поисковые радары и сенсоры, антенны и оборудование радиотехнической разведки и сбора информации, лазерные целеуказатели и даже радиоретрансляторы. HERON может обозначать цели для истребителей, вертолетов и ракет. Беспилотники HERON также могут снаряжаться ракетами «воздух-поверхность», которые определяют, сопровождают и уничтожают цели в глубине вражеской территории.

Беспилотник HERON -1 компании IAI

Индия уже эксплуатирует парк невооруженных БЛА HERON и SEARCHER, задействуя их для ведения наблюдения и сбора информации. Принятие на вооружение индийской армии вооруженных БЛА станет серьезным расширением ее возможностей и позволит зачищать крупные лагеря террористов или отдельные объекты на вражеской территории с минимальным риском. В 2015 году индийское правительство одобрило закупку десяти вооруженных БЛА у компании IAI на сумму 400 миллионов долларов в рамках ускоренной программы администрации Моди. Десять беспилотников HERON TP присоединились к другим израильским платформам, стоящим на вооружении индийских ВВС, барражирующим боеприпасам HARPY, разведывательным аппаратам SEARCHER и невооруженным БЛА HERON-1. Страна также реализует собственную программу разработки беспилотника под обозначением RUSTOM 2.

Арендованные беспилотники HERON разных вариантов работали в Афганистане в австралийском, канадском, французском и немецком контингентах. Также они стоят на вооружении Командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки. Имеется подтвержденная и неподтвержденная информация о продажах беспилотников HERON Бразилии, Эквадору, Сингапуру и Турции.

Малый управляемый боеприпас GRIFFIN уже доступен для модернизации пилотируемых винтокрылых платформ; вполне возможно, вскоре он также будет интегрироваться в беспилотные аппараты вертикального взлёта и посадки

Расширение контингента пользователей: барражирующие варианты

Всё более популярным становится еще один беспилотный кинетический концепт. Это так называемые барражирующие боеприпасы, которые позволяют вооруженным силам быстро реагировать на цели, подлежащие немедленному уничтожению. По сути, барражирующие боеприпасы позволяют разведывательным средствам уничтожать цели своевременно и с высокой точностью. Одним из таких боеприпасов является ударный дрон SWITCHBLADE от AeroVironment, который по данным компании представляет собой высокоточное решение с наведением вне линии визирования, наносящее минимальный косвенный ущерб. Эту систему оценивал Корпус морской пехоты США. Представитель компании отметил, что «эта миниатюрная, дистанционно управляемая или автономная платформа может либо планировать, либо лететь на бесшумном электродвигателе, обеспечивая в реальном времени координаты GPS и видео с целью сбора информации, целеуказания или распознавания объектов/местности. Небольшие размеры аппарата и бесшумный двигатель затрудняют обнаружение, распознавание и отслеживание даже на очень небольшой дистанции. SWITCHBLADE полностью масштабируем и может запускаться с различных воздушных и наземных платформ».

SWITCHBLADE представляет собой первую разработку в рамках программы ВВС и Командования силами специальных операций по миниатюрному воздушному летальному боеприпасу LMAMS (Lethal Miniature Aerial Munition System). Аппарат имеет максимальную дальность полета до 15 км и продолжительность полета до 20 минут. Он оснащается направленными вперед и в стороны ПЗС/ИК-камерами, тепловизором и боевым средством массой 300 грамм с лазерным неконтактным взрывателем. Другими претендентами на программу LMAMS были T-RAM от Textron Systems и SkyStinger от IATech. Впрочем, LMAMS до сих пор ожидает статуса приоритетной программы, но отраслевые эксперты говорят, что это случиться не ранее 2019 года.

Компания Israel Aerospace Industries (IAI) создала продвинутые варианты своего барражирующего боеприпаса HARPY, в настоящее время стоящего на вооружении многих стран, включая Израиль и Индию. На сингапурском авиашоу Singapore Airshow 2016 компания IAI показала новейших членов своего семейства барражирующих боеприпасов: HARPY NG, предназначенный для противодействия современным радарам систем ПВО, которые серьезно продвинулись в развитии с момента принятия на вооружение предыдущего варианта этого боеприпаса; GREEN DRAGON, тактический недорогой боеприпас предназначенный для вооружения небольших подразделений и спецподразделений с целью повышения уровня владения обстановкой и летального воздействия; и квадрокоптер ROTEM L, который может нести боеголовку массой один килограмм, состоящую из двух гранат, которые детонируют при контакте беспилотника с целью. Боевая часть может быть заменена аппаратурой наблюдения (пехотинец может нести до трех систем, дальность устойчивой связи с аппаратом составляет 5 км и продолжительность полета до 30 минут). Барражирующие боеприпасы, как правило, изготавливаются по самолетной схеме, обладают высокой скоростью, так что винтокрылая конфигурация в данном случае представляет собой инновационное решение.

Системы компании IAI могут оборудоваться сенсорной головкой MicroPOP и осколочно-фугасной боеголовкой массой 4 кг. Барражирующие боеприпасы следующего поколения быстро развиваются, проходят расширенные испытания, и их можно будет запускать с любых наземных, воздушных и морских носителей.

Наконец, компания UVision завершает разработку своего барражирующего боеприпаса HERO 120, предназначенного для уничтожения материального имущества на ближних дистанциях. Это вариант несет боевую часть массой 3,5 кг. В компании говорят, что ее беспилотник HERO 120 весит в общей сложности 12,5 кг, имеет максимальную продолжительность полета один час и дальность загоризонтной связи до 60 км.

Семейство умных барражирующих боеприпасов HERO компании Uvision, способных наносить высокоточные удары в городских районах или по удаленным объектам, на данный момент включает шесть вариантов; из них самый маленький аппарат — HERO 30, а самый высокотехнологичный — HERO 900. Впрочем, представитель Uvision сообщил, что его компания в настоящее время работает над седьмым, более крупным вариантом HERO 1250. При расчетной массе 125 кг новый вариант может нести более крупное боевое средство поражения по сравнению с моделью HERO 900 (фото внизу) массой всего 20 кг. Он также сказал, что разработка HERO 1250 завершится быстрее, чем разработка компанией IAI своего нового беспилотника HAROP.

Он заявил, что они смогут предложить те же возможности, что и компания IAI со своим HAROP, но всего за четверть стоимости. В компании Uvision уверены, что ее HERO 120 вскоре совершит свой первый полет со средством поражения, что сделает его первым аппаратом, доступным для потенциальных заказчиков в линейке новых систем, в которую также входят модели HERO 70, 250 и 900. Между тем, предыдущие варианты Uvision HERO 30 и 400 уже заказали несколько покупателей.

В последние годы применение легких малоразмерных БЛА на поле боя значительно расширилось. Эти тактические БЛА могут наносить непоправимый урон своим высокоточным вооружением:

(1) Высокоточный боеприпас IМРI-S (на фото на выставке в Кейптауне) ведет свое начало от проверенных в реальных условиях противотанковых ракет компании Denel Dynamics, ближнего действия IMGWE и дальнего действия МОКОРА

(2) Боеприпас Small Air Bomb Extended Range (SABER) разрабатывается компанией MBDA, отличается лазерным полуактивным самонаведением на конечном участке траектории

(3) Тактический управляемый боеприпас PYROS Small Tactical Munition (STM) весит всего 6 кг. Его универсальная боевая часть имеет взрыватель, работающий в трех режимах: подрыв на высоте, ударный и с задержкой

(4) Инновационная корректируемая мини-бомба HATCHET компании Orbital-ATK разрабатывалась на средства исследовательской лаборатории ВВС США. Крошечный боеприпас, по размерам напоминающий 20-мм артиллерийский снаряд, весит всего 3 кг и при этом сохраняет высокую точность за счет своего лазерного полуактивного наведения. СМИ сообщали, что даже более крупные беспилотники, как например, MQ-1 PREDATOR могут нести десятки мини-бомб HATCHET с целью создания эффекта «кассетной бомбы»

(5) На фото планирующие ракеты Free Fall Lightweight Modular Missile (FF-LMM) компании Thales, в США получившие название FURY; на фото мини-ракеты закреплены на узле подвески Harris BRU-S5/A Smart Rack

Посланник олимпийских богов

Беспилотник средней категории HERMES 450 (фото внизу) израильской компании Elbit Systems предоставляет наземным силам разведывательные данные в реальном времени. БЛА (длина 6,1 м, размах крыльев 10,5 м и масса 450 кг) предназначен для выполнения продолжительных тактических задач. HERMES 450 может нести различную целевую нагрузку (150 кг, 300 А, 1,6 кВА) и эффективно проводить визуальную и радиотехническую разведку, работать в качестве радиоретранслятора и выполнять другие задачи на уровне дивизии и корпуса. Корпус беспилотника оборудован двумя узлами подвески, возможны опциональные узлы подвески на крыльях. В Израиле он задействуется в качестве беспилотника с ударными и разведывательными возможностями.

Невооруженные аппараты эксплуатирует ряд зарубежных заказчиков, включая Азербайджан, Бразилию, Грузию, Мексику, Сингапур, Пограничный патруль США, а в Великобритании он работает в качестве разведывательного средства под обозначением WATCHKEEPER WK450B. По данным компании, БЛА HERMES 450 может нести до двух ракет Rafael SPIKE.

Планирующие ракеты FFLMM под крылом беспилотника Watchkeeper 450

HERMES 900 представляет собой более крупную платформу с размахом крыльев 15 метров и максимальным взлетным весом одна тонна. По сравнению с моделью 450, он может летать на больших высотах до 9000 метров, продолжительность полета составляет 30-36 часов, а целевая нагрузка 350 кг, что вдвое больше грузоподъемности модели 450.

Израиль объявил недавно, что его БЛА HERMES 900 получил местное имя Кочав (звезда), а израильская пресса указывает на тот факт, что HERMES 900 может нести ракеты HELLFIRE, поскольку полезная нагрузка 350 кг беспилотника позволяет это. Сообщалось, что HERMES 900 с двумя внутренними узлами подвески вдобавок к четырем подкрыльевым узлам подвески был продан неназванной стране НАТО, но эту информацию не подтверждает ни израильское министерство обороны, ни компания Elbit Systems.

Военно-морские силы США приняли решение закупить 150 новейших разведывательных дронов Blackwing, которые будут запускаться в воздушное пространство сквозь толщу воды с американских субмарин и беспилотных подводных аппаратов, сообщает Defense Tech . Испытания устройства были завершены в прошлом году. Кроме того, флот закупит 12 Sea Robin – более крупных аналогов этой разработки, отличающихся значительной большей длительностью полёта.

Миниатюрные Blackwing имеют длину 50 см и весят около 1,8 кг. Перед запуском беспилотники помещаются в специальные контейнеры диаметром 7,62 см, уже находящиеся в распоряжении ВМС и применяемые в системах акустического противодействия. Контейнеры выстреливаются с подлодки при помощи трубчатой пусковой установки. По достижении поверхности воды беспилотники покидают свои "футляры" и, раскрыв крылья, взлетают в воздух. Blackwing может использоваться для разведки и для обеспечения связи субмарины с другими подводными и надводными кораблями, с системой управления боем. Несколько дронов могут запускаться одновременно для создания гирляндной цепи.

Sea Robin вылетает из контейнера, доставившего его на поверхность воды.

Калифорнийская компания-разработчик AeroVironment Inc., специализирующаяся на БПЛА, сообщила о решении ВМС на ежегодной выставке и конференции Sea-Air-Space (Море-Воздух-Космос) Военно-морской Лиги США, состоявшейся в Нэшнл-Харбор, штат Мэриленд, недалеко от Вашингтона. Финансирование на покупку 150 Blackwing было включено в бюджетную заявку флота на 2017 фискальный год, однако Дэвид Шарпин, вице-президент AeroVironment, занимающийся финансовыми и маркетинговыми вопросами, отказался назвать точные число и стоимость дронов, которые собираются приобрести ВМС. По словам Шарпина, стороны всё ещё обсуждают детали контракта.

Вице-президент рассказал о технических характеристиках и предназначении нового БПЛА. Blackwing оборудован миниатюризированными электрооптическими и инфракрасными сенсорами и защищённой от спуфинга GPS. Данные передаются по безопасному каналу. Связь беспилотника с подлодкой обеспечивается системой OE-538. Дрон оснащён электрическим двигателем, что обеспечивает низкую тепловую и акустическую заметность устройства. Продолжительность его полёта составляет около 60 минут, однако Шарпин отказался назвать дальность.

Сенсоры Blackwing – это будущие "глаза и уши" подводного флота. Применение БПЛА значительно повысит возможности ВМС и поможет США противостоять Китаю и России, которые добились значительных успехов в области вооружений A2AD (Anti-Access/Area Denial) – систем ПВО/ПРО, обеспечивающих создание зоны закрытого доступа.

Подпишитесь сейчас на страницу Newsader в Facebook: жмите кнопку "Нравится"

Однако, по словам вице-президента калифорнийской компании Кёрка Флитти, непосредственно отвечающего за разработку БПЛА, сфера применения новейших дронов не ограничивается субмаринами и подводными беспилотниками: Blackwing пригоден для использования на самых разнообразных надводных судах и наземной военной технике.

Разработка БПЛА, запускаемых с подводных лодок, велась AeroVironment с 2006 года, при участии Научно-исследовательской лаборатории ВМС, а также специалистов из Сил специальных операций США. Демонстрации, проводившиеся с 2013 года в рамках программы JCTD (Joint Capabilities Technology Demonstration), были завершены в сентябре 2015 года. Результатом испытаний стала "однозначная рекомендация" оборудовать подлодки новыми беспилотными аппаратами.


Различные фазы полёта Sea Robin во время испытаний.

Компания AeroVironment также известна по другим беспилотникам, среди которых – Switchblade, Raven, Puma и Wasp. Она продаёт БПЛА более чем тридцати странам мира.

Newsader рассказывал о разработанном компанией дроне-камикадзе Switchblade, который применяется в Афганистане и Ираке с 2011 года. Корпус Морской пехоты США в ближайшем будущем . Switchblade совмещает функции разведывательного беспилотника и управляемой ракеты, атакующей обнаруженные цели по команде оператора. Технологии, применённые на Switchblade, легли в основу нового аппарата.

Специалисты из AeroVironment также ведут работу над боевой версией Blackwing, которая будет устанавливаться на подлодки в качестве оружия.

Для запуска Sea Robin задействуется модифицированный 53-сантиметровый пусковой контейнер крылатых ракет Tomahawk. Использование в качестве энергоустановки водородных топливных ячеек позволяет Sea Robin оставаться в воздухе до 6 часов.

Оригинал взят у milkavkaz в Малые ударные БПЛА-камикадзе как летальная военная помощь Украине

В предыдущей публикации мы уже касались тн "летальной военной помощи" которую может получить Украина в случае полномасштабного наступления РФ, мы так же рассматривали и средства для ведения диверсионной войны в тылу российско-террористических войск. Дополним эту публикацию обзором боевых возможностей малых ударных БПЛА, которые могут применяться в диверсионных целях, нанося противнику существенный ущерб и рассмотрим модели производимые в США и применяемые армией США.

Малые ударные БПЛА обладают рядом достоинств при осуществлении диверсионной войны в тылу у русских:

1. Массо-габаритные характеристики позволяют переносить их и применять силами разведывательно-диверсионных групп (РДГ) осуществляя поиск и поражение: оперативно-тактических ракет, РСЗО, ЗРК, РЛС, вертолетов на полевых аэродромах, складов с боеприпасами, осуществлять точечную ликвидацию военного командования противника.

2. Радиус полета в 3-10 км позволяет РДГ вести поиск и уничтожении целей на обширной площади и поражать цели находясь на безопасном удалении.

3. Малые размеры, использование композитных материалов, полет на малой высоте и малошуность осложняют их обнаружение во время полета/атаки цели.

Таким образом получение этих стредств в качестве иностранной военной помощи при грамотном применении можеть нанести противнику существенный ущерб и повлиять на ход боевых действий.

Беспилотный летательный аппарат Switchblade (США)

БПЛА Switchblade, разрабатывался компанией AeroVironment с целью повышения точности и усиления огневой мощности боевых пехотных подразделений. Switchblade разработан как невоcстанавливаемый БПЛА, который содержит в себе заряд взрывчатого вещества и уничтожает свою цель, врезаясь в нее. По своей сути - это дрон-камикадзе, который поступил на вооружение американской армии, и уже зарекомендовал себя в реальных боевых действиях. Кроме других методов, которые уже применяются против наземных целей, SRC Inc. создал для Switchblade особое программное обеспечение, объединяющее беспилотник с датчиками для осуществления перехвата вражеских БЛА.

Вес: 2,7 кг;
Длина: 61 см;
Дальность полета: до 10 км;
Скорость полета: 101-158 км/ч;
Время полета: до 10 мин;
Рабочая высота: 152 м над уровнем земли (максимальная 4,5 км);
Время подготовки к запуску: 30 сек;

Бронепробиваемость: 50 мм;

Масса комплекта: 5,5 кг (БПЛА, пусковое устройство и сумка для транспортировки);
Навигация: GPS;

Размеры: Дрон сложен внутри трубы вместе с крыльями, которые разворачивается сразу, как только устройство взлетает. Вместе с сумкой для переноски и пусковой установкой, он легко умещается в рюкзаке, это делает его небольшим и достаточно легким даже для одного солдата. Компактные размеры дрона позволяет осуществлять его запуск из различных мест, в том числе - из морских и воздушных платформ.

Дальность и время полета: Небольшой размер беспилотника ограничивает время его полета, что не позволяет использовать БПЛА в целях разведки. Но вместе с тем, компактность дает другие преимущества: Switchblade летает тихо и быстро. Его очень трудно перехватить. Это качество делает дрон эффективным для поражения целей на дальнем расстоянии, что позволяет вести боевые активные боевые действия даже в условиях плотного огня противника.

Обнаружение целей: оборудован цветной камерой, тепловыми и акустическими датчиками, и GPS для возможности выявления, отслеживания и поражения целей, а также может быть запрограммирован на перехват движимых целей (например, других беспилотников).

Особенности управления БПЛА: Контроль над осуществляется с помощью наземной станции управления (НСУ). Она же управляет полетами и других БПЛА разработанных в AeroVironmen: Wasp, RQ-11 Raven, и RQ-20 Puma. Общий контроллер позволяет объединить разведывательные и боевые беспилотники в единую систему, в которой устройства обмениваются информацией о целях.

Мощность боевой части: Дрон оборудован зарядом взрывчатого вещества, который является эквивалентом 40 мм гранаты. Этого достаточно, чтобы поразить легкие бронированные транспортные средства и личный состав противника. В случае изменения цели или отмены задания, оператор может безопасно посадить дрон с возможностью повторного использования.

В 2011 году армия США подписала с компанией AeroVironment на поставку сверхкомпактных беспилотных летательных аппаратов Switchblade. Стоимость контракта составила 4,9 миллиона долларов. В конце 2012 года армейским подразделениям в Афганистане поставили 75 беспилотников, однако их оказалось мало. По данным Defense News, на закупку беспилотников Switchblade Армия США уже потратила около 10 миллионов долларов. Последний контракт на поставку Switchblade на 5,1 миллиона долларов AeroVironment получила в мае 2012 года.

Миниатюрный ударный БЛА Textron T-RAM / Textron BattleHawk (США)

Беспилотник BattleHawk Squad Level Loitering Munition снаряжен одним 40-мм разрывным снарядом с высокоэффективным взрывчатым веществом, а видеокамера, установленная в носовой части аппарата, позволит солдату-оператору точно навести этот беспилотник на цель.

Масса: 5,5 кг вместе с пусковой установкой;
Длина: 45 см (в полете), 56 см (пусковая установка);
Боевая часть: аналог 40 мм кумулятивно-осколочной гранаты M430A1.
Бронепробиваемость: 50 мм;
Радиус поражения осколками: 5 м;
Скорость: до 100 км/ч;
Время полета: 30 минут:
Дальность полета: 5 км;
Рабочая высота полета: 152 м;
Максимальная высота потеа: 3 км над уровнем моря;
Навигация: GPS;
Автосопровождение цели и наведение на него до поражения.

В сложенном состоянии BattleHawk находится в специальной пусковой трубе, вместе с которой он весит около 2,3 килограмма. Такой малый вес аппарата достигнут за счет того, что все элементы его конструкции изготовлены из легкого пластика, армированного углеродным волокном, что делает его так же невидимым для лучей любых радаров. После того, как заряд выталкивает аппарат BattleHawk из трубы, его крылья расправляются, включается электродвигатель, вращающий лопасти маленького пропеллера, и аппарат отправляется в полет, готовый к выполнению своей задачи.

Используя дистанционное управление, человек-оператор, находящийся на земле в безопасном месте, может управлять аппаратом BattleHawk, который движется со скоростью около 100 км/ч. Заряда бортовых аккумуляторных батарей хватает на 30 минут полета. Основной целью аппарата BattleHawk являются легкие вражеские наземные укрепления, обычная и легкобронированная техника, для поражения которой достаточно мощности небольшого заряда.

В случае с BattleHawk в носовой части БЛА устанавливается боевая часть 40-мм гранаты с увеличенным количеством готовых осколков. Общий вес аппарата в этом случае составляет 3 фунта (1,36 кг). Аппарат должен барражировать в воздухе, и при обнаружении с помощью передаваемого БЛА видеоизображения цели наводиться на нее со станции управления. БЛА предназначен для поражения живой силы и автотранспорта противника. Транспортируется в пластиковой трубе диаметром 6 дюймов (15,24 см), запускается вручную либо при помощи миниатюрной пневматической катапульты.

Были произведены несколько усовершенствований системы, с момента ввода BattleHawk в качестве тактического дистанционного воздушного боеприпаса, или T-RAM, в 2011 году. Представители компании Textron уверяют, что стоимость будет значительно ниже, чем у других систем схожего размера и назначения.

Миниатюрный ударный БЛА MBDA TiGER (США)
Беспилотник MBDA TiGER снаряжен двумя 40-мм разрывными снарядами с высокоэффективным взрывчатым веществом, а видеокамера, установленная в носовой части аппарата, позволит солдату-оператору точно навести этот беспилотник на цель.

Масса: 1,3 кг;
Боевая часть: две 40 мм кумулятивно-осколочные гранаты гранаты M430A1;
Масса БЧ: 0,45 кг;
Бронепробиваемость: 50 мм;
Радиус поражения осколками: 5 м;
Надувные крылья;
Размах крыльев: 60 см;
Диаметр: 5 см;
Длина: 30 см;
Вертикальный стабилизатор: 7,6 см;
Масса пусковой установки: 1,8 кг;
Скорость: 48 км/ч (минимальная), 80,5 м/ч (крейсерская), 128,9 км/ч (максимальная)
Максимальна высота полета: 6 км;
Минимальная высота полета: 121 м;
Время полета: 12 - 15 минут;
Радиус полета: 3,2 км;
Атаки неподвижных и вижущихся целей;
Атака целей за зданиями и стенами;
Навигация: GPS;
Автосопровождение цели и наведение на него до поражения.

Небольшие размеры, маловая высота полета и композитные материалы из которых сделан БПЛА делают его трудноразличимым для протвника. По сравнению с БПЛА Switchblade и БПЛА BattleHawk у MBDA TiGER небольшая дальность полета, но зато более мощная боевая часть, две 40 мм кумулятивно-осколочные гранаты, вместо одной.

БПЛА белый окрас или камуфляж.
пусковой устройство (транспортный контейнер) в рюкзаке и БПЛА.
пусковой устройство (транспортный контейнер), БПЛА и терминалы управления.
боевая часть, две 40 мм кумулятивно-осколочные гранаты M430A1.

Миниатюрный ударный БПЛА UVISION WASP (Израиль)

Беспилотник UVISION WASP снаряжен боевой частью с высокоэффективным взрывчатым веществом, а видеокамера, установленная в носовой части аппарата, позволит солдату-оператору точно навести этот беспилотник на цель.

Масса: 3 кг;
Боевая часть: 0,5 кг;
Дальность полета: 5-10-40 км;
Время полета: 30 минут;
Рабочая высота: 300-600 метров.

UVISION WASP является одной из модификаций беспилотного летательного аппарата Hero-30, предназначенного для точного поражения целей. БПЛА весит всего 3 кг (примерно треть массы приходится на аккумуляторную батарею, еще треть - на боеголовку).

Беспилотник запускается с помощью переносной пневматической пусковой установки. Крестообразные крылья обеспечивают сверхманевренность этого беспилотника, способного низко лететь над местностью со сложным рельефом или огибать препятствия. Рабочая высота - 300-600 метров.

Hero-30 способен "вести" цель днем и ночью с помощью небольшой вращающейся камеры, передавая информацию оператору, который может находиться на удалении несколько десятков километров (максимальное удаление на сегодняшний день - 40 км), и ожидая команды "атаковать".

При необходимости оператор может собрать информацию и прервать "миссию", вернув беспилотник (для обеспечения мягкой посадки используется специальная сеть). Электродвигатель гарантирует полет БПЛА продолжительностью 30 минут.

БПЛА Hero-30 может приблизиться к цели, позволяя оператору точно идентифицировать ее и принять решение о нанесении удара.

Hero-30 будут выпускаться в различных модификациях: 1) против живой силы противника, 2) против объектов инфраструктур, 3) против бронетехники, зенитных батарей и т.п. Отличительной особенностью этого "БПЛА-камикадзе" является возможность определить зону уязвимости цели и нанести точечный удар: то есть, например, объект в здании может быть атакован через окно. Отмечается также, что пневматическая пусковая установка сконструирована таким образом, что риска детонации боеголовки при запуске нет.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»