Сочинение человек и природа в сказке кладовая солнца. Сочинение человек и природа в сказке кладовая солнца Роль природы в сказке кладовая солнца

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Еще с первого дня существования человечества на Земле, человек тесно взаимодействовал с природой. Именно природа давала ему пищу, предоставляла способы помыться и обогреться, позднее - открывала все свои всевозможные ресурсы, создавая благоприятные условия для жизни каждого человека. Безусловно, природа - это неотъемлемая часть жизни любого живого существа, в том числе и разумного.

В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. В начале сказки читатель узнает о том, что на судьбу двоих детей (мальчика Митраша и девочки Насти) выпала нелегкая ноша - расти сиротами и во всем помогать друг другу. Благо, родители оставили им небольшой домик и неплохое хозяйство, за которым нужно ухаживать, с чем дети отлично справлялись. Брат с сестрой не только занимались домашними делами, но и помогали другим людям и казались взрослыми не по годам.

Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. С рассказа мы узнаем подробности сбора детей в лес: как Настя заботливо берет с собой продукты, а мальчишка - отцовское ружье. Вместе с детьми читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей.

В данном эпизоде раскрывается взаимоотношения человека и лесной природы. Дальше из-за принципиального спора сестры с братом, их тропинки расходятся, и девочка идет известным протоптанным путем, а мальчик, следуя указаниям компаса, попадает в болото, откуда теряет надежды выбраться. Именно в этот момент раскрывается еще одна связь человека и природы - в сказку вводится еще один важный персонаж - собака Травка. Собачка помогает Митрашу выбраться с тянущего болота и даже ловит для него зайца в качестве поживы, за что мальчик спасает собаку (да и себя тоже) от хитрого волка «Серого помещика», который после недавней облавы обозлился на всех жителей села и их животных. В этом случае раскрывается противостояние человека природе, когда представители диких животных угрожают жизни и благополучию людей.

Тем временем Настя или Золотая Курочка, как нежно ее прозвали в сказке, собирает много вкусных, сладких, красных ягод, но вспомнив о брате, спешит ему на помощь. Ту ночь дети провели в лесу, где им больше не грозила опасность - еще один пример взаимодействия человека и природы. После герои вернулись домой, и пожертвовали все собранные целебные ягоды больным деткам-сиротам.

Стоит упомянуть, что всю эту историю поведал рассказчик, что разведывал болотные богатства, а конкретнее - добывал торф, которого там было в излишке. Этим автор еще раз подчеркивает, как природа заботится о человеке, предоставляя ему все необходимое. И осталось только одно очень важное пожизненное дело - взаимно заботится о природе.

Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей. Конечно, окружающий мир – важная часть каждого живущего на земле, в том числе и существа разумного.

В этой сказке очень хорошо и обоснованно раскрывается вопрос взаимосвязи человека и природы. В начале произведения мы можем узнать, что на жизнь двух деток (Митраши и Насти) выпала не простая доля – оказаться сиротами и во всем друг друга поддерживать. Хорошо, что папа и мама оставили им маленький дом и большое хозяйство, за которым нужно постоянно следить, с чем ребята хорошо справляются. Они не только управляются делами по дому, но и не отказывают в помощи другим жителям по соседству, чем казались старше не по своему возрасту.

Главной катастрофой были становиться поход детей в лес за ягодой. Писатель детально описывает природу деревни, леса и даже не упустил возможности расписать двух схожих дерева растущих у болота, они предстают как два живых существа, навечно сплетенные друг с другом. Так же детально узнаем, как ребята собираются в лес. Девочка берет еду, а мальчик – папино ружье.

Благодаря тонкому описанию многих деталей, раскрывается взаимодействие человека и окружающей природы. Описывает спор сестры и брата, их дорожки разнятся, Настя пойдет по знакомой дорожке, а Митраш, следуя за компасом, попадет в трясину, где отчаявшись, не верит в свое спасение. Именно сейчас, открывается еще одно единение человека и окружающего мира, в сказке появляется еще один персонаж – собака по кличке Травка. Она помогает мальчику вылезти из вязкого болота и даже ловит зайца для наживы, после чего Митраша спасает им обоим жизнь от серого зоркого волка. Здесь описывается противостояние человека природе, когда хищные животные хотят напасть на человека.

В это время девочка, собирает много спелых аппетитных красных ягод, но вспомнив о мальчике, торопится к нему на помощь. Ту ночь ребята остались в лесу, где им больше нечего было бояться. Утром они возвратились домой, и отдали все собранную полезную клюкву больным детям – сиротам.
Нужно отметить, что все это мы узнали от рассказчика, который рассматривал болотную роскошь, а точнее – раздобывал торф, которого очень много.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Макар Чудра Горького 11 класс

    В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

  • Анализ Сказки о царе Салтане Пушкина (3 класс)

    Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» написана красивым, певучим русским народным языком, только подчеркивающим волшебство и былинность происходящих событий

  • Анализ произведения Андреева Рассказ о семи повешенных

    Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение

    Главной темой этого произведения считается тема воспитания молодого дворянства. Писатель расписывает ее через противопоставления героев мыслей просвещения и тех, кто уже отжил свои устои феодального сословия.


ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения»
Учитель русского языка и литературы Кучма Полина Юрьевна
г. Курган, 2017 г.
Человек и природа в произведении М. М. Пришвина "Кладовая солнца" Человек и природа тесно связаны между собой в сказке-были "Кладовая солнца". Эту связь можно обнаружить на протяжении всего произведения, от его начала до самого конца. Действие происходит в селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля - Залеского. Главные герои – Настя и Митраша. мы видим, что у них есть корова, тёлка, коза, овцы, куры, петух и поросёнок, а также огород. Всё это часть природы. Дети ухаживают за хозяйством, а животные дают им молоко, мясо, огород - овощи. Они не могут обойтись друг без друга. Здесь и проявляется взаимосвязь природы и человека. Однажды дети отправились на болото за клюквой. Оно было очень большим и походило на море. В нём поднимались холмы с лесом. Их называли Борины. Одну из них именовали Звонкой. Там на деревьях было много птиц, и каждая издавала свой звук, приветствуя восход солнца. Казалось, что они пытаются проговорить «здравствуй». Птицы поют, так как сказать ничего не могут, поэтому им приходится «выпевать, выкрикивать, выстукивать». Кто способен их понять, отвечает: «Здравствуйте».При описании леса автор наделяет всех его обитателей повадками людей. Здесь Настя и Митраша встречают глухаря и ворона. На крик косача слетелись все тетерева, которые сначала токовали, а затем подрались между собой. Во время драки к косачу подкрался ворон и долбанул его клювом. Точно так же ведут себя люди. Пока ты доказываешь товарищам, что ты лучший, к тебе незаметно подкрадётся враг и нанесёт удар. Автор демонстрирует нам чему можно поучиться у природы. Кроме того, Пришвин описывает деревья, как живые существа. Он вводит в повествовании рассказ о ели и сосне, растущих вместе. Когда-то их семена принёс ветер и бросил в одну ямку. Они выросли и сплелись корнями. Этот эпизод носит символический характер. Он показывает, что только вместе люди сила. Как раз в этот момент дети поссорились из - за того, по какой тропинки идти. В результате они пошли каждый по своей. Тут вдруг подул ветер, деревья застонали, и «серая хмарь» закрыла небо. Так природа пытается предупредить детей об опасности, но они не обращают на это внимание. В итоге Митраша попал в Слепую елань и чуть не утонул там. Спасла его собака Травка. Она гналась за зайцем и вдруг заметила маленького человека в елани. Мальчик узнал собаку и позвал её. Ей же привиделся в нём прежний хозяин Антипыч. Человек звал её, но что-то странное неискреннее чудилось ей. Митраша хитрил, чтобы она не кинулась к нему на шею и не утопила в болоте. Трюк мальчика удался, и он благополучно выбрался из Слепой елани. Затем он решил убить зайца, но увидел рядом волка и выстрелил в него почти в упор. Так был убит Серый помещик - гроза и ужас тех мест. На звук выстрела прибежала Настя, и ребята вернулись домой с клюквой и собакой. Травка спасла Митрашу, так как увидела в нём молодого Антипыча. Прежний хозяин её умер, и она очень по нему тосковала. Собака - верный друг человека, и ей предназначено, его защищать. Антипыч любил её и оберегал от волков. Даже сейчас, когда он уже умер, он спас её от Серого помещика. Автор показывает нам: будь добрым с природой, и она ответит тебе добром, а за зло расплатишься злом. Мать – природа – кладовая солнца. Она хранит несметные богатства и передаёт их человеку. В ней всё взаимосвязано, и человек всего лишь её часть.

Открытый урок литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

(урок обобщения материала и подготовки к домашнему сочинению).

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №33 г. Твери

Иванова Людмила Николаевна

Тверь, 2015г.

ЦЕЛИ: формирование УУД.

Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.

Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).

Познавательные УУД : получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ : стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.

НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин

ХОД УРОКА.

Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы .

Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?

Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:

ГИПОТЕЗЫ

природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу

Учитель: - Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.

Этап 2. Пришвин – певец русской природы.

Учитель : Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?

Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.

Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению . М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.

У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?

(Возможный вариант : Пришвин – певец русской природы .)

Этап 3 . Метафорический смысл сказки-были.

    Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)

Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.

Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)

Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).

Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)

Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)

Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)

(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)

Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.

Этап 4 . «Правда» мудрого Антипыча.

    Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)

Примерный ответ ученика:

Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.

Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.

Озаглавливание . Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.

Этап 5. Участие природы в судьбе героев.

Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)

Возможные ответы:

Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.

Природа предупреждает детей об опасности.

Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.

Настя вспоминает о брате, увидев змею.

Природа помогает детям стать добрыми и дружными.

Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?

Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)

Озаглавливание. Возможный вариант : Участие природы в судьбе героев.

Этап 6. Смысл названия сказки-были.

Учитель: - Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)

5. Учитель : Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)

Только ли торфом богаты эти места?

О ком еще с теплотой рассказывает автор? (о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)

Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.

Озаглавливание . Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.

Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос :

- Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?

(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)

Учитель : - Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.

Задание на дом : написать черновик сочинения и отредактировать его.

Использованная литература

    Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

    Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. - 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 1989.

    Литература в школе, №4, 2002.

Аннотация к уроку литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Главная цель урока – обобщение изученного материала и подготовка к домашнему сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Урок проводится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Учащиеся совершенствуют свое умение составлять план к будущему сочинению, отбирать необходимый материал из произведения, проверяются навыки анализа фрагментов и текста в целом, дети развивают речь, учатся связно и последовательно излагать мысли. Итогом урока должно стать сочинение, написанное дома.


В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» человек и природа тесно взаимосвязаны между собой. Действие произведения происходит в основном на болоте, где живет множество зверей: одичавшая собака Травка, все еще тоскующая по человеку, длинноногий лось, лиса, свернувшаяся в клубок, дятел-санитар… Здесь же произрастает клюква – кислая, но очень полезная ягода. И все звери Блудова болота наделены человеческими качествами. Ими обладают даже два дерева – ель и сосна, которые сплелись корнями с малолетства. Не зря автор рассказывает об их нелегкой судьбе. Эти ель и сосна очень схожи с Настей и Митрашей. Семена унесло далеко от того дерева, на котором они появились.

Также Настя и Митраша рано лишились родителей. Жизнь и деревьев, и ребят была полна трудностей. Но они сдружились с детства (у сосны и ели эта дружба была в форме вечного соревнования между собой и одновременно совместного противостояния трудностям), а дети просто не могли жить друг без друга.

На фоне судеб этих героев в произведении показывается превосходство царицы-природы. Ведь именно она создала «кладовую солнца»; именно она заводит неосторожных в Слепую Елань. Но сама же природа и спасает заблудившихся, показывая человеческую тропу, поросшую травой белоус.

Таким образом, основная мысль произведения такова: необходимо сохранять и преумножать богатства природы, уважать любой её уголок и никогда не пренебрегать её подсказками, как это однажды сделал Митраша.

Обновлено: 2014-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»