Ручной пулемёт Льюиса – “гремучая змея” первой мировой. Ручной пулемет «Льюис Характеристика на пистолет пулемет системы льюиса

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Пулемет Льюиса – это легендарный английский ручной пулемет, принимавший участие в обеих мировых войнах. Это один из самых узнаваемых образцов оружия прошлого столетия. Пулемет Lewis успел поучаствовать и в российской революции, и в Гражданской войне. «Льюис» можно смело назвать самым удачным пулеметом своего периода.



Пулемет Льюиса имел оригинальную конструкцию и действительно высокие боевые характеристики, что и позволило пулемету так долго оставаться в строю. Отличительной особенностью пулемета Lewis является форма кожуха ствола, по которой можно безошибочно узнать это оружие.


История создания

Ручной пулемет Льюиса был разработан Самуэлем Мак Кленом в США в 1911 году. Доработкой этого оружия занимался полковник американской армии Айзек Ньютон Льюис. Изначально он хотел сделать этот пулемет станковым и оснастить его водяным охлаждением, но затем остановился на оригинальной идее принудительного воздушного охлаждения ствола. Следует отметить, что никто после Льюиса не применял подобную схему в конструкции оружия.

Льюис предлагал свой пулемет для вооружения американской армии, несколько образцов оружия даже проходили испытания, но военное руководство США сочло этот пулемет бесперспективным и не заслуживающим внимания. После этой неудачи Льюис вышел в отставку и перебрался за океан, сначала в Бельгию, а затем в Великобританию. Именно бельгийцы первыми заинтересовались новым пулеметом и в 1913 году взяли его на вооружение. Выпуск ручного пулемета Lewis был налажен на заводах компании BSA (Англия).

В 1914 году пулемет принял боевое крещение – в Европе началась мировая война. После ее начала спрос на пулемет Lewis рос небывалыми темпами, BSA расширяла производство, но, несмотря на это, не могла выполнить все заказы. Поэтому часть заказов было размещено в США.



Немецкие пехотинцы называли пулемет Lewis «гремучей змеей» за характерный звук его работы и с удовольствием брали в качестве трофея. Затем «Льюисы» переделывались под маузеровский патрон и с успехом использовали в бою. Особенно любили пулемет Lewis германские штурмовые отряды.


В Россию этот пулемет попал еще в 1913 году: несколько образцов были закуплены для проведения испытаний в Офицерской стрелковой школе. Однако российским военным «Льюис» не понравился, особенно много нареканий было на малый срок службы пулеметного ствола.

Однако про этот пулемет в России не забыли, особенно нужны они стали во время войны. В 1915 году правительство Великобритании уступило России права на все «Льюисы», изготовленные по английским заказам в США. Поставки начались уже в следующем году. Также в Россию поставлялись пулеметы Lewis, изготовленные в Англии под английский патрон.303. Американские пулеметы были сделаны под мосинский патрон 7,62 мм.

Ручные пулеметы Льюиса активно применялись в российской авиации. На нем устанавливали дополнительную рукоять, гильзосборник и пламегаситель. Иногда снимали кожухи: набегающий поток воздуха достаточно охлаждал ствол.



До начала революционных событий в Россию успели поставить более 10 тыс. единиц этого оружия, поэтому они активно использовались во время Гражданской войны. Например, «Льюисами» была вооружена личная охрана легендарного батьки Махно.

«Льюисы» в довольно больших количествах хранились на советских военных складах. После начала войны о них вспомнили и направили на фронт. Есть знаменитая фотография красноармейцев, вооруженных этими пулеметами, шагающих на знаменитом параде 7 ноября 1941 года.

Похожая ситуация была и у британцев. В конце 30-х годов английская армия стала менять «Льюис» на более современный «Брен». Во время бегства из Франции было потеряно огромное количество стрелкового оружия, поэтому «Льюису» пришлось опять встать в строй. Немцы также использовали эти пулеметы, захваченные в виде трофеев. В основном им вооружались части фольксштурма.

Последним большим конфликтом для этого пулемета стала Корейская война.



Устройство пулемета и принцип его работы

Работа автоматики пулемета основана на отводе части пороховых газов из канала ствола. Темп работы автоматики (скорострельность) регулируется краном на газовой камере. Газовый поршень двигался назад, заводил спиральную пружину (как в обычных часах) и через специальный механизм поворачивал магазин. Запирание канала ствола осуществлялось за счет поворота затвора, упоры которого входили в пазы ствольной коробки. Спусковой механизм позволял вести только автоматический огонь.

Пулемет Льюиса состоял из следующих составных частей: ствола с кожухом и радиатором, ствольной коробки, затвора и затворной рамы, магазина особой конструкции, спускового механизма с рукоятью, возвратно-боевой пружины.

Спиральная пружина – это также уникальная особенность этого пулемета: никогда после она не использовалась в оружии. Для подтягивания пружины в комплект к пулемету входил небольшой специальный ключ.



Пружина раскручивалась и подавала патрон в патронник, после чего производился выстрел.

Основной особенностью пулемета системы Льюиса являлся его кожух, который сильно выступал за габариты ствола оружия. При выстреле пороховые газы создавали область пониженного давления в задней части кожуха, что протягивало через него холодный воздух, который охлаждал ребристый ствол. К кожуху крепились складные сошки.

Не менее интересна и конструкция магазина этого пулемета. Он имел дисковую форму, патроны в нем были расположены в несколько рядов: в два или четыре. В отличие от большинства существующих магазинов он не содержал подающей пружины. Патроны подавались с помощью специального механизма, который приводился в действие выступом на затворе. Подобный магазин можно рассматривать в качестве одной из первых попыток отказа от ленточного питания.



Предохранитель был установлен на ствольной коробке.

Сорок семь патронов расстреливались всего за шесть секунд, поэтому пулеметчиков учили отпускать палец со спускового крючка на счет «три». Прицельные приспособления состояли из целика и мушки, расположенной на конце кожуха. Целик имел две позиции: на 600 ярдов (примерно 500 метров) и вторую, предназначенную для стрельбы на более дальние дистанции. Зенитные «Льюисы» оснащались специальными прицелами, выполненными из проволоки.

Первая мировая война кардинально поменяла взгляды военных на способы ведения боевых действий. И если в ее начале «глухая» оборона не нуждалась в высокомобильных средствах поддержки пехоты, то к концу войны они стали жизненно необходимыми. Одними из них были ручные пулеметы, среди которых пулемет Льюиса многие специалисты считают лучшим.


История создания

Техническую концепцию нового пулемета разработал Самуэль МакЛеан, но довести ее до реального прототипа получилось только у офицера армии США Исаака Льюиса. Он же и запатентовал идею, а пулемет получил его имя - ручной пулемет Льюиса. Впрочем, «ручным» он стал не сразу, изначально это был станковый пулемет с водяным охлаждением, но затем Льюис применил оригинальную конструкцию принудительного воздушного охлаждения ствола, что существенно снизило вес пулемета и позволило сделать его ручным (кстати, эта система больше нигде, кроме российского пулемета «Печенег» не применялась). Производство оружия было налажено на заводах BSA (Birmingham Small Arms) в Соединенном Королевстве. Первой армией, на вооружение которой поступил пулемет Льюиса, была армия Бельгии (1913 г.). Она же первой испытала его в бою.

Пулемет оказался весьма удачным, особенно в сравнении с однотипным оружием того времени, и вскоре был взят на вооружение многими армиями мира. Причем распространение получил не только его пехотный вариант, но и авиационная модификация. Последняя отличалась отсутствием системы охлаждения и патронным диском большей емкости. В линейных частях армий пулемет Льюиса прослужил вплоть до начала следующей большой войны, в которой также применялся, но уже в незначительных количествах. Производство полностью остановлено в 1942 году.

Конструкция пулемета

Пулемет Льюиса действует посредством отвода пороховых газов. Ствол запирается поворотом затвора, который своими боевыми упорами входит в пазы, выточенные на стальной коробке. Сам поворот осуществляется за счет криволинейного паза на затворе и основания стойки затворной рамы. Из пулемета допустим только автоматический огонь. Стрельба начинается с открытого затвора, что отрицательно влияет на точность оружия. Боепитание происходит из оригинального диска, патроны в котором расположены в несколько слоев.

В зависимости от емкости магазина этих слоев может быть два (47 патронов) или четыре (97 патронов). В магазине отсутствует подающая пружина, что кардинально отличает его от других систем. Подача патронов происходит за счет вращения диска, в которое его приводит автоматика пулемета. Скорострельность можно регулировать краном на газовой камере. Возвратно-боевая пружина - барабанного типа, что позволяет регулировать ее при помощи специального ключа.

Характеристики пулемета

Пулемет Льюиса ведет огонь 7.62 миллиметровыми пулями с начальной скоростью 747 метров в секунду и скорострельностью 550 выстрелов в минуту. Дальность эффективной стрельбы 1800 метров. Вес с диском, заполненным патронами, 17,8 кг.

Образец для подражания

Качества нового пулемета оценили не только страны Антанты, но и их противники. Немецкие солдаты прозвали пулемет Льюиса «гремучей змеей». Это прозвище он получил за высокую мобильность, скрытность и характерный «голос». Захваченные пулеметы немцы переделывали под маузеровский патрон и активно использовали. Надо полагать, что опыт знакомства с этим оружием подтолкнул немецких конструкторов к созданию своей версии, которую мы знаем как лучший немецкий пулемет МГ-42.

Авиационный пулемет «Lewis».

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г.

Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием. Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте «Монро», где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение ряда лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время фирма ААС купила права на пулемет, созданный доктором Семюелом МакКлином. Технические решения МакКлина Льюис использовал при разработке своего пулемета. За право выпускать пулемет конструкции Льюиса фирма ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением. Спустя два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола. Автоматика пулемета работала по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и таким образом заводил ее.

Одновременно стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При дальнейшем движении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая затем выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну. После отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и посылала шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и посылал его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина. Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы заходили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и производил следующий выстрел.

Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения этой проблемы Льюис придумал оригинальную воздушную систему охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый большим цилиндрическим кожухом.

Во время стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на большой скорости, затягивали внутрь кожуха воздух, который, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло. Но, несмотря на то, что данная конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать перерыв. Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.

В ходе службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно выходил со своими изобретениями к командованию, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям — «выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать иной подход.

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им командовал старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер. Льюис объяснил ему свою идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер с большим энтузиазмом взялся за дело. К испытаниям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис проинформировал о своем проекте заинтересованных офицеров и 2 июня 1912 года деревянный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду. Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне возмущено тем, что Льюис даже не известил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания его пулемета. Испытания прошли успешно, однако пулемет вновь был отвергнут, так как Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего системе Льюиса, вдобавок использовавшего неудобные жесткие ленты-обоймы. К тому времени Льюис уволился из рядов армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов. Пулемет показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была английская фирма «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали договор. Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

С помощью отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из своего пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон. В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемета от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Lewis» достиг там 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» практически не изменялась до конца Первой Мировой войны. Но для использования в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться. Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более удобной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели. Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, так как из-за большой парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, хотя сам радиатор остался.

Также выяснилось, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у машин с задним расположением двигателя — еще и винт. В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками или коробками для сбора гильз. После получения официальной жалобы фирма BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы. Но для интенсивного боя емкость оказалась недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов также оказался слишком мал для воздушной стрельбы, так как часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было весьма проблематично. Для облегчения жизни стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, позволявшей осуществлять его замену одной рукой.

В ходе эксплуатации пулемета «Lewis» нередко случались повреждения газового цилиндра, находившегося под стволом. Для его защиты ствол и цилиндр были закрыты легкой металлической трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Данная доработка, а также ряд других были произведены специалистами фирмы BSA в ноябре 1915 года. Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне зоны ометания воздушного винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный «акробатический трюк». Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полней. Понятно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было просто невозможно.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано специальное приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка или «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было сдвигать назад-вниз. Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти можно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, в частности, широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.

В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным вооружением самолетов Королевского Воздушного Корпуса и морской авиации Великобритании, а также французских ВВС. Пулемет также очень ценили германские авиаторы, которые охотно снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.

Между тем, пулемет «Lewis», как и любая техника, имел свои недостатки. В полете при низких температурах нередко замерзала смазка. Газовый цилиндр требовал чистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивало. По-прежнему сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но в ходе воздушных схваток стрелки нередко забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Службе использовался несколько другой вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.

В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что флотский вариант пулемета значительно легче и обладает меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских специалистов, а также ряд других, позволявших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III. Данный вариант получил широкое распространение в военно-воздушных силах различных стран на протяжении последующих 20 лет. Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в Российской Империи и США, использовали патрон калибром 7,62 мм, в то время как Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в минуту темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В результате к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и недостаточно надежным оружием.

В 1936 году ему на смену в британских Королевских ВВС пришел более совершенный и надежный «Vickers». Но даже в ходе Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще нередко использовались в ПВО Великобритании.

Турельные пулеметы «Lewis», как правило, оснащали обычными кольцевыми прицелами, на смену которым позже пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло прицеливаться более точно.

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III
Длина, мм: 1280 / 1080
Длина ствола, мм: 670 / 610
Калибр, мм: 7,7 или 7,62 / 7,7 или 7,62
Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850
Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Авиационный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот производит перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.

Наверное, точнее было назвать это оружие «толстая чёрная труба». А что, очень похоже. Для своего времени (1910 г.) этот пулемёт был замечательным оружием, конечно, далеко не идеальным. Но «замечательность» этого оружия не сразу покорила сердца военных. Интриг при создании и продвижении этого пулемёта в армии мира было столько, чтовпору написать по истории этого оружия исторический роман.

В то время фирма Automatic Arms Company в штате Огайо (ААС) купила права на автоматическое оружие, созданное знаменитым американским оружейником Семюэлом МакКлином. В этой оружейной фирме работал советником Исаак Льюис, который без видимых успехов занимался созданием легкого пулемета. Технические решения МакКлина Исаак Льюис использовал при доработке уже созданного пулемета. По другим источникам, Мак-клин работалпод непосредственным руководством Исаака Льюиса. Два года спустя, Льюис создал пулемет с дисковым магазином, который крепится сверху и оригинальным воздушным охлаждением ствола. За право выпускать пулемет Льюиса фирма ААС передала ему контроль над производством, распространением и контрольный пакет акций.

Автоматика работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола. При выстреле часть газа выходила через поперечное отверстие в стволе и давило на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал специальной зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в механических часах) пружины, заводя её. Одновременно, специальным механизмом, проворачивался магазин. Далее пружина раскручивалась, досылала патрон из магазина в патронник и производился очередной выстрел.

Магазин, для увеличения боекомплекта, сделан двухрядным. Вмещал 47 патронов.

А почему этот пулемёт напоминал толстую чёрную трубу?

Дело в том, самой большой проблемой пулемётов под мощный винтовочный патрон был перегрев ствола. Не случайно, большинство пулемётов того времени использовали водяное охлаждение. Но это были совсем не ручные пулемёты! Вес такого пулемёта без воды составлял примерно 30 кг, а иногда и все 50! Обслуживали такую махину обычно два человека.

А вот пулемёт Льюиса для защиты от перегрева был оснащен оригинальной системой воздушного охлаждения ствола. Такой массивный на вид, пулемёт весил всего 12 кг вместе с боекомплектом! На ствол одевался алюминиевый радиатор с продольными пластинами, сверху надевался цилиндрический металлический кожух особой формы. С казённой части ствола диаметр трубы делали больше, а небольшая часть «трубы» за дульным срезом изготовлялась меньшего диаметра. При выстреле в тонкой части трубы создавалось разрежение и порция «забортного» воздуха со стороны казённой части ствола, проходя вдоль пластин радиатора, охлаждала ствол. Однако, это не сильно помогало, очередь свыше 20 выстрелов вызывала перегрев ствола и заклинивание газового поршня. Кроме того, эта «труба» защищала детали газоотводного механизма от внешних механических повреждений. На эту же «трубу» крепились складные сошки.

К каждому пулемёту прилагалась кожаная сумка с принадлежностями — инструмент для мелкого ремонта и устранения задержек в работе механизма и запасные части (возвратно-боевая пружина и ударник).

Ударно-спусковой механизм позволял только автоматическую стрельбу. Диск из 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, поэтому пулемётчиков учили отпускать палец со спускового на счёт «три», иначе ствол перегревался. Замена предварительно заряженного магазина занимала примерно 8 секунд. Звук выстрелов очередью напоминал стрекотание швейной машинки или звук «погремушки» гремучей змеи, только очень громкий. Наверное, именно за характерный звук в первую мировую войну пулемёт Льюиса получил прозвище «гремучая змея». Кстати, бельгийцы, чья армия первой приняла на вооружение эту «адскую машину» называли его труднопроизносимым названием, которое в вольном переводе обозначало: «пулемёт, с которым можно бегать».

Прицельные приспособления пехотного варианта пулемёта состояли из складывающегося целика и неподвижной мушки на самом конце толстой части «трубы». Целик имел две прицельные щели, нижнюю для стрельбы на расстояние до 600 ярдов (примерно 550 м) и верхнюю для стрельбы на более дальнее расстояние. Авиационные и зенитные варианты пулемёта оснащали специальными проволочными прицелами-паутинками.

Характеристики

Масса, кг: - 11,8.

Длина, мм: - 1283.

Длина ствола, мм: - 666.

Боеприпас пулемётно-винтовочный:

английский - .303 British (7,7×56 мм R);

американский - .30-06 Sprinfield (7,62×63 мм );

русский -7,62×54 мм R .

Скорострельность, выстрелов/мин: - 550.

Начальная скорость пули для патрона .303 British , м/ c : 747.

Максимальная прицельная дальность стрельбы, м: 1830.

Магазин, патронов: на 47 (пехотный) или 97 (авиационный).

Немногочисленными недостатками, такими, как необходимость частой смазки и заклинивание механизмов после длиной очереди или при загрязнении механизма можно пренебречь, так как страдали этим практически все ручные пулемёты того времени.


Заводские испытания пулемёт прошел на «отлично» и был предложен Артиллерийскому управлению армии США как оружие для аэропланов. Вот тут то и начались настоящие приключения. Для демонстрации возможностей пулемёта Льюис, как истинный американец, устроил настоящее шоу. Не ставя в известность военное ведомство, он попросил друга, командира разведывательного авиакорпуса, предоставить самолёт для демонстрации. Разрешение было получено.









Американец Айзек Льюис (Isaac Lewis) разработал свой ручной пулемет примерно в 1910 году, базируясь на более ранней конструкции пулемета доктора Сэмюэля Маклина (Samuel McLean). Пулемет был предложен конструктором для вооружения американской армии, но в ответ последовал жесткий отказ (вызванный застарелым личным конфликтом между изобретателем и генералом Крозье, тогдашним начальником департамента вооружений армии США). В результате Льюис направил свои стопы в Европу, в Бельгию, где в 1912 году основал компанию Armes Automatiques Lewis SA для продажи своего детища. Поскольку своих производственных мощностей компания неимела, заказ на производство первой опытной партии пулеметов Льюиса был размещен на английской компании Birmingham Small Arms (BSA) в 1913 году. Незадолго до начала первой Мировой войны пулеметы Льюиса были приняты на вооружение Бельгийской армии, а после начала войны они стали поступать и на вооружение английской армии и королевских военно-воздушных сил. Кроме того, эти пулеметы широко поставлялись на экспорт, в том числе и в царскую Россию. В США производство пулеметов Льюис калибра.30-06 в интересах главным образом нарождавшихся военно-воздушных сил и морской пехоты было развернуто компанией Savage arms. В двадцатые и тридцатые годы пулеметы Льюиса довольно широко использовались в авиации различных стран, при этом с них как правило снимались кожух ствола и радиатор. Во время второй мировой войны значительное количество британских Льюисов было извлечено из резервов и использовалось для вооружения подразделений территориальной обороны идля ПВО небольших коммерческих транспортных судов.

Ручной пулемет Lewis использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора на четыре боевых упора, расположенных радиально в задней части затвора. Стрельба ведется с открытого затвора, только автоматическим огнем. К особенностям пулемета относятся спиральная возвратная пружина, воздействующая на шток газового поршня через шестерню и зубчатую передачу, а также алюминиевый радиатор на стволе, заключенный в тонкостенный металлический кожух. Кожух радиатора выступает вперед перед дульным срезом, так что при стрельбе образуется тяга воздуха через кожух вдоль радиатора, от казенной части ствола к дульной. Питание патронами осуществлялось из присоединяемых сверху дисковых магазинов с многослойным (в 2 или 4 ряда,емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением патронов радиально, пулями к оси диска. При этом магазин не имел подающей пружины — его вращение для подачи очередного патрона на линию досылания осуществлялось при помощи специального рычага, расположенного на пулемете и приводимого в движение затвором. В пехотном варианте пулемет комплектовался деревянным прикладом и съемной двуногой сошкой, иногда на кожух ствола ставилась рукоятка для переноски оружия. Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»