Причины превращения озера в болото. Почему озера превращаются в болота. V. Решение проблемы урока. Открытие новых знаний

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Жители поселка Химиков уже не первый год видят удручающую картину: озеро Губище высыхает и зарастает буквально на глазах, стремительно превращаясь в болото. Стал ли этот процесс необратимым? Или озеро еще можно спасти?

Нет проектов

Проблема известна уже не первый десяток лет. На эту тему написана не одна газетная статья. Но до сих пор городские власти – ни прошлые, ни нынешние – не сделали практически ничего, чтобы помочь озеру выжить. По большому счету никто толком даже не знает, отчего оно умирает. Говорят об естественных процессах. Но мы видим, что за последние 2-3 года озеро (его уже и озером как-то неподходяще называть, скорее – это уже болото) стало стремительно высыхать. Почему? В чем причина?

Пока самоуправление даже не задается трудом разобраться в этом. А ведь в городе есть университет, в нем работают ученые, которые компетентны в этих вопросах. В департаменте развития города его руководитель Инга Голдберга с огорчением констатировала, что, увы, в настоящее время нет ни одного проекта по возрождению озера. Да, она согласна, исследования необходимо проводить, и проект на эту тему вполне возможен. Однако в более позднем разговоре с ее заместителем Инной Кукаре выясняется, что самоуправление в принципе не может заниматься проектами, связанными со средой, потому что подобными проектами занимается исключительно Министерство охраны среды.

Самоуправлению следовало бы обратить внимание на озеро еще и потому, что, высыхая, оно распространяет вокруг смрад гниющих водорослей.
Может быть, какие-то работы планируются на уровне исполнительной власти города? Арвид Куцинс ничем не порадовал: “Нет, пока не имеем никаких проектов. Но вот только планируем запустить в озеро рыбу – толстолобика. Он питается водорослями, и, возможно, такими мерами удастся задержать их рост”.

Когда – то было много разговоров об углублении дна водоема – там скопились огромные запасы сапропеля. Но кто возьмется за это дело?

Город или частная фирма? У города едва ли найдутся на это деньги, а частник должен иметь гарантии прибыли. Кроме того, неизвестно еще и качество сапропеля. Когда-то в Губище сливали отходы кожевенного производства, а они содержат соли тяжелых металлов. Но это требует отдельного исследования. Дадим слово специалистам.

Мнение специалистов

Артур Шкуте, профессор, доктор биологических наук, директор Института экологии Даугавпилсского университета: "Если оперировать геологическим исчислением, то наши озера – это временное образование. Они появились вследствие таяния ледников 10-14 тысяч лет тому назад. Зарастание озер и превращение их в болота – это естественный природный процесс. Однако он может ускориться с вмешательством человека. Так, скорее всего, и случилось с озером Губище. В свое время в него сливали производственные стоки. Потом со строительством поселка Химиков исчез естественный покров прибрежной зоны, началась эрозия почвы. Человеческий фактор заметен особенно в последние 50-60 лет.

Что можно сделать? Очистка озера – дорогостоящее дело. При углублении дна на 1 метр на площади в 1 га мы получим 10 тысяч кубометров ила. Куда его девать? Во-первых, потребуется большая территория для его сушки. В результате чистки озера его флора и фауна почти вся погибнет. То есть, это дорогая затея с сомнительным результатом. Правда, через какое-то время все может восстановиться. А то, что озеро даже в такое нежаркое лето так сильно обмелело, говорит о том, что сильно понизился уровень грунтовых вод. Понижение уровня может быть связано с нарастающим потреблением воды из артезианских скважин и ростом числа таких скважин. Но на многие вопросы дало бы ответы научное исследование на эту тему, включая мониторинг уровня грунтовых вод по городу".

Инесе Бежане, эколог коммунального отдела городской Думы: “На озере явно изменилась геоморфологическая ситуация. Скорее всего, нарушилась подпитка водоема за счет грунтовых вод. Возможно, ключи затянуло илом. В воду попадает много фосфора и других веществ, усиливающих рост водорослей. Это из-за внесения удобрений на огородах в частных домах. Мониторинг качества воды в Губище говорит, что она пригодна для купания. Три года назад во время исследования озера в нем даже были обнаружены два вида охраняемых водорослей, которые растут только в чистой воде. Причина падения уровня воды в озере, возможно, связана с малым количеством осадков за последние годы. Зимы стали теплые”.

Что-то надо делать

Болото образуется почти в центре города. Нужна ли городу такая “красота”? Многие жители уже махнули на Губище рукой, считая, что его заросли – самое подходящее место для свалки бытового мусора. Какого только хлама не найдешь на его берегах! А ведь могло бы быть все по-другому, если бы за озеро взялись вовремя. Кто знает – может, и сейчас еще не поздно? Но если ничего не делать, то придется примириться с появлением в городе новой “достопримечательности” в виде болота.

Международная группа ученых вновь обращается к чиновникам высшего ранга, чтобы те посодействовали в вопросе сокращения выбросов фосфора и азота. Последние, как выяснилось, стимулируют прибрежных вод.

В февральском выпуске журнала Наука (Science ) исследователи утверждают, что сокращение выбросов именно этих веществ возымеет двойной эффект, так как фосфор и азот вступают в сложные реакции взаимодействия в водных экосистемах.

« Если конечной целью программы является восстановление баланса экосистемы, то, по словам ученых, движение к ней ускорится вдвое в результате средоточия усилий на очистке водоемов от азота и фосфора, попадающих туда вместе со сточными водами», сказал соавтор исследования доктор Дональд Беч из Центра по охране окружающей среды Мерилендского университета. « Если заниматься только одним веществом, результаты тоже будут проявляться, но гораздо медленней».

Даниель Конли из Лундского университета (Швеция), также соавтор исследования, добавил, что высшие чиновники должны принять единый подход при борьбе с загрязнением. « В любых заболоченных местах чаще всего можно обнаружить либо азотные, либо фосфорные соединения в зависимости от времени года или местности, и потому важно проблему решать именно в корне».

Лишние химические соединения в воде часто приводят к ее цветению, и все потому, что в водоеме начинают активно размножаться водоросли, и экосистема недополучает кислород. Ученые уверены, что виной тому возросший уровень сбросов грязных сточных вод и применение химических удобрений, при распаде которых активные вещества попадают в те же водоемы с грунтовыми водами.

Статья « Контроль эутрофикации: азот и фосфор» была представлена на научном форуме 20 февраля. Ее авторы — доктора Даниель Конли, Ханс Перл, Роберт Ховард, Дональд Беч, Сибил Сейтзингер, Карл Хевенс, Кристиан Ланцелот и Джен Ликенс.

Центр по охране окружающей среды Мэрилендского университета (UMCES ) — главное учреждение Мэриленда по исследованиям проблем экологии и экосистем. Сотрудники центра помогают обществу понять и переоценить значение здоровой экологии целого региона.

Перевод: Георгий Белых


2 Выбери правильные ответы: Озёра располагаются в углублениях суши Разрушителям в озере приходится выполнять двойную работу Отходы в озере полностью перерабатываются разрушителями Озеро со временем зарастает и превращается в болото Экосистема озера «двухэтажная» На дне водоёмов живут потребители






Вопросы для изучения: Как происходит превращение озера в болото? Кто входит в сообщество болота? Почему вода в болоте не высыхает? Что появится на месте болота с течением времени? Какова роль болот? Как происходит превращение озера в болото? Кто входит в сообщество болота? Почему вода в болоте не высыхает? Что появится на месте болота с течением времени? Какова роль болот?











РОЛЬ БОЛОТ: Среда обитания живых существ Смягчают климат окружающей среды Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек Добыча сфагнума Добыча торфа Среда обитания живых существ Смягчают климат окружающей среды Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек Добыча сфагнума Добыча торфа


ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ: Как возникает болото? Кто входит в сообщество болота? В сходство и различие экосистем озера и болота? Почему болотная система сильно увлажнена? Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно? Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет? Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают? Что произойдёт, если осушить болота на большой территории? Чем опасно осушенное болото? Как возникает болото? Кто входит в сообщество болота? В сходство и различие экосистем озера и болота? Почему болотная система сильно увлажнена? Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно? Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет? Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают? Что произойдёт, если осушить болота на большой территории? Чем опасно осушенное болото?















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Сформировать представление об обитателях болот, причинах накопления торфа, объяснять роль организмов и круговорота веществ в экосистеме.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование понятия “экосистема” на примере сообщества болота.
  • Научить объяснять значение круговорота веществ в природе.
  • Уметь называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

  • осознание потребности в изучении экосистемы болот
  • толерантное отношение к окружающим

Метапредметные (МПР):

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • наблюдение за растениями и животными болот
  • умение задавать вопросы по теме
  • наблюдение за ролью болот в жизни человека;
  • умение работать с текстом;

Коммуникативные:

  • выполнять правила работы в паре, группе.

Предметные (ПР):

  • знать обитателей болот;
  • определять роль организмов разных профессий в экосистеме болота;
  • находить пищевые связи между обитателями болот;
  • уметь задавать вопросы к прочитанному тексту
  • понимать причины перехода одной экосистемы в другую

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютерная презентация,
  • иллюстрации
  • гербарий растений болот
  • коллекция “Торф и продукты его переработки”

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1) Выбери правильные ответы:

  • Озёра располагаются в углублениях суши
  • Разрушителям в озере приходится выполнять двойную работу
  • Отходы в озере полностью перерабатываются разрушителями
  • Озеро со временем зарастает и превращается в болото
  • Экосистема озера “двухэтажная”
  • На дне водоёмов живут потребители

Почему некоторые ответы не были выбраны? Объясните.

2) Повторение.

Все ли профессии живых организмов есть в озёрной экосистеме?

Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере? Почему озеро начинает зарастать?

III. Постановка проблемы. Определение основного вопроса урока.

Лена и Миша гуляли по лесу. Вдруг дети почувствовали, что под ногами зыбкая земля.

Куда забрели дети, догадайтесь, отгадав загадку:

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

С. 50 учебник. Чтение диалога Лены и Миши.

О какой экосистеме говорит Миша?

О какой экосистеме мы сегодня будем говорить? (Об экосистеме болота)

2) Актуализация знаний о болоте.

Где на поверхности Земли расположены болота?

Что было прежде на месте болот?

Что происходит с экосистемой, если в ней круговорот замкнут не полностью?

Кого из обитателей болот вы знаете?

Заполнение кластера на доске.

Скажите, какие ещё знания нам понадобятся сегодня? (...)

Вопросы для изучения:

  1. Какова роль болот?

IV. Физкультминутка.

V. Решение проблемы урока. Открытие новых знаний.

1) Изучение 1 вопроса

Как происходит превращение озера в болото?

Работа в паре.

С. 50 учебник, работа по серии рисунков.

Рассмотрите рисунки и объясните, как происходит превращение озера в болото?

Как же озеро превратилось в болото?

(Представление своих рассказов)

Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них быстрее превратится в болото? Почему? (Бессточное озеро быстрее превратится в болото, т.к. в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек)

Круговорот веществ в озере не замкнут, живые организмы не успевают использовать некоторые вещества и они накапливаются. Условия в озере меняются. Растения покрывают не только берега, но и дно, сплетаются корнями, образуя ковёр-сплавину.

2) Изучение 2 вопроса

Кто входит в сообщество болота?

Работа по группам.

Каждая группа получает конверт с изображениями производителей, потребителей, разрушителей из разных экосистем.

Задание: Заселить болото.

Выбрать и наклеить на лист ватмана, на котором изображено болото, только те иллюстрации, которые относятся к экосистеме болота. Стрелками показать круговорот веществ.

Выступления групп.

Слайд 7, 8, 9

3) Дополнение кластера на доске.

4) Изучение 3 и 4 вопросов

  • Почему вода в болоте не высыхает?
  • Что появится на месте болота с течением времени?

а) Ситуация для обсуждения:

В Англии однажды был найден провалившийся в болото, несколько веков назад, закованный в латы, рыцарь вместе с лошадью. (Предположения детей)

Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болот.

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)

Сфагновые мхи - лиственные мхи.

Наблюдение. Рассматривание гербария.

б) Сообщение ученика о мхе сфагнуме

Летом, когда жаркое солнце подсушит болота, появляются среди редких осинок и березок островки снега. Загадка этих снежных островков разгадывается просто. Это мох сфагнум высох от жары и вместо салатового цвета приобрел белый. Недаром его так и называют - белый мох. Но растение не погибло, просто пережидает неблагоприятные для себя условия. А пройдет дождь - и мох как губка впитает в себя влагу и снова станет прежним. Из всех мхов только сфагнум имеет такой цвет.

На первый взгляд сфагнум выглядит очень просто: один стебелек, от которого отходят листочки. Но это не так. То, что кажется листочками, на самом деле веточки. Чем выше по стеблю располагаются веточки, тем скученнее они к верхушке. А на самом верху собираются они в плотный пучок. Листья у сфагнума - мельчайшие чешуйки. Если рассмотреть их под микроскопом, то можно заметить любопытную особенность. Лист словно зеленая сетка с белыми ячейками. Живые клетки - ярко-зеленые, а белые ячейки - это мертвые, пустые клетки. Они словно цистерны для воды. Во время дождя впитывают воду, и растение станет зеленоватым, а когда пустые, то в них воздух, и растение сразу принимает беловатую окраску.

Среди высших растений мхи - самые примитивные и самые мелкие. У них нет настоящих корней, стебли и листья устроены просто. Роста мхи небольшого - несколько миллиметров, реже сантиметров. А листья у некоторых видов настолько малы, что рассмотреть их можно лишь под микроскопом.

Круглый год мхи зеленые. Но самые добрые времена наступают для них, когда идет дождь. Сколько же времени может находиться мох сухим? Оказывается, несколько лет. Можно даже вынуть растение из гербария, напоить водой, и оно сразу оживет.

Любят мхи сосняки и ельники. А вот в лиственных лесах лишь небольшие островки. Мхи не уживаются с этими деревьями.

Во время войны сфагнум партизаны использовали вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол - такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота. Поэтому на сфагновых болотах выделяющийся сфагнол препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившиеся трупы животных.

в) Работа по учебнику.

Работа в парах.

г) Демонстрация коллекция “Торф и продукты его переработки”.

д) Учимся понимать текст.

Работа по тетради. С.26-27 (тест)

VI. Физкультминутка.

VII. Обобщение новых знаний.

Какова роль болот?

Слайд 11

Роль болот:

  • Среда обитания живых существ
  • Смягчают климат окружающей среды
  • Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек
  • Добыча сфагнума
  • Добыча торфа

Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной!

VIII. Применение новых знаний.

Наш урок подходит к концу, попробуйте ответить на следующие вопросы и оценить свою работу на уроке.

  1. Как возникает болото?
  2. Кто входит в сообщество болота?
  3. В сходство и различие экосистем озера и болота?
  4. Почему болотная система переувлажнена?
  5. Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно?
  6. Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет?
  7. Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают?
  8. Что произойдёт, если осушить болота на большой территории?
  9. Чем опасно осушенное болото?

IX. Итоги урока.

Решение кроссворда, тетрадь с.25 № 4

Над какой проблемой мы работали сегодня на уроке? Что важного узнали?

Озеро и болото – это богатство нашей планеты. Как к ним надо относиться?

X. Домашнее задание.

1. Тетрадь, с.25 №1-3

2. Опережающее задание: подготовить сообщения об обитателях луга, найти иллюстрации.

Не все помнят, что собирать клюкву в заказнике нельзя, иначе редкие виды растений вытопчем

На болото Ламмин-Суо, расположенное в Выборгском районе Ленинградской области, граждане идут, хотя задолго до входа установлены большие щиты, которые информируют о том, что здесь заказник и собирать ничего нельзя. Корреспондент «ВП» тоже отправилась на это болото, но не за клюквой, а чтобы поговорить с теми, кто здесь работает и охраняет природу. В заказнике находится Зеленогорская полевая экспериментальная база Государственного гидрологического института.

«Болото Ламмин-Суо» — региональный гидрологический (болотный) заказник, расположенный в Выборгском районе Ленинградской области. Площадь — 380 гектаров. Имеет три озера. На территории заказника встречаются редкие виды печеночных и сфагновых мхов. Только мохообразных на болоте — более 60 видов. Болото является местом стоянок птиц на пролете. Постоянно на болоте обитают примерно 60 видов птиц.

Диво дивное — озерное болото

Региональный гидрологический заказник «Болото Ламмин-Суо», организованный в 1976 году и занимающий территорию в 380 га, расположен в стороне от шоссе, в лесу. С финского название переводится как «озерное болото». И это действительно так: болото (длиной примерно 2 километра и шириной километр) имеет внутри себя три красивейших озера. Озера расположены по краям болота. Два из них (их называют Две сестры) соединены узким перешейком. Третье, самое маленькое, в обиходе названное Копейка, — поодаль. Заказник — это само болото с его озерами плюс окружающие ельники и сосновые боры.

Поражают Две сестры — с чистейшей водой (видимость на довольно большую глубину). И главная достопримечательность — плавающие островки разных размеров, но все небольшие. Островки покрыты мхами, кустарником, а на некоторых даже совсем юные деревца есть. Со временем такие островки должны прибиться к берегу и соединиться с ним.

Когда-то в котловине, ныне занимаемой болотом, было озеро. Постепенно оно превратилось в болото, которое затем начало зарастать.

— Еще в 60-х годах минувшего века болото просматривалось — как на ладони. Сейчас, видите, лес потихоньку образовывается, с каждым годом становясь все гуще. Идет процесс минерализации почвы, — поясняет Наталия Михайловна Селянская, начальник экспериментальной базы, отработавшая здесь уже 27 лет.

— То есть когда-нибудь здесь вместо болота будет настоящий лес?
— Будет, но не очень скоро. Озеро превратилось в болото за 7 тысяч лет. Теперь на очереди превращение в лес. Но в наше время подобные процессы идут значительно быстрее, чем раньше, и виной этому — антропогенные факторы.

— Плохо, что вместо озера будет лес? Значит, болот будет все меньше?
— Если смотреть глобально, это ни хорошо ни плохо. Круговорот воды в природе человеку не под силу отменить. Да, какие-то болота превратятся в лес, но с другой стороны — какие-то нынешние озера со временем станут болотами.

От людей-дикарей нет спасения

От бурной деятельности человека заказнику никуда не деться. В лесу, его окружающем, можно все чаще встретить классическую свалку: мусор в лес вывозится самосвалами. (Так что сотрудникам заказника порой приходится убирать еще и эти «ничейные» свалки.) Шлагбаумы, перекрывающие въезд автотранспорта, периодически ломают. О том, что граждане собирают на заповедной территории грибы и ягоды, и говорить не приходится. Бывает, что на краю заказника и охотятся.

— Ходим, объясняем. Кто-то понимает, кто-то нет. Порой нам откровенно хамят. А один раз отдыхающие на меня овчарку спустили, — рассказывает Наталия Михайловна.

Период сбора клюквы — самая беда для заказника. Вооруженной охраны у нас нет, а немногочисленные сотрудники физически не в состоянии быть в каждой точке болота 24 часа в сутки. По гати уже вот дорожки несознательными гражданами протоптаны (а сотрудники, чтоб сберечь природу, ходят только по специальным деревянным мосткам).

— Да не клюквы жалко — уникальную растительность вытаптывают. Мхи, лишайники. Вот посмотрите, красота какая — росянка, редкость, — показывает Наталия Михайловна характерные стебельки этого насекомоядного растения, спрятавшегося среди болотных мхов. — Не зря же в правилах четко сказано, что ходить по болоту можно только в снежный период. То есть когда вся растительность снегом защищена.

— И люди не боятся, что трясина засосет?
— Они уж по многу лет ходят и знают, что наше болото довольно безопасное. Есть три вида болот: верховые, низинные и переходные. Лиза Бричкина из повести «А зори здесь тихие...» утонула в болоте низинном. У нас болото верховое, и только небольшая его часть относится к переходным. Там действительно может засосать.

Большой урон наносят заказнику и купающиеся. Хотя для купания отведено специальное место, сделаны мостки на большем из Двух сестер озере, народ норовит обойти озеро с другого края, то есть по болоту. Или проникнуть по болоту в меньшее, хотя оно питьевое. То есть из него берут воду на бытовые нужды сотрудники заказника.

— Самая беда — что плавучие островки вытаптывают. Прыгают с них в воду. А там растительность очень уязвима: один раз пройдешься — и ей лет пять восстанавливаться. Говорим: «Неужели вы хотите, чтобы эти чудесные зеленые островки превратились в торфину, темную торфяную неэстетичную массу, плавающую по воде? Да вам же самим неприятно купаться будет!» Вот, гляньте на этот островок: еще недавно на нем и сосенка маленькая была, и березка. Теперь только березка осталась, и та еле жива. Вытоптали! — сетует Наталия Селянская. — А недавно видела, как трое молодых людей пытались отодрать от берега солидный кусок дерна. Видимо, хотели еще один плавучий остров сделать. Хорошо, я в тот момент была рядом. Сразу сделала замечание. Вроде бы поняли.

— Наверно, и от рыбаков спасения нет? — спрашиваю.

Но, как пояснила Селянская, как раз с рыбаками проблем и нет. Нет рыбаков. Потому что в этих озерах… нет рыбы. Вода повышенной кислотности, непроточная, и в ней рыба не селится. В 60-х годах прошлого века пытались здесь карасей развести. Завезли партию, да без толку. Не выжили. Но как питьевую такую воду использовать можно, чай будет вкусный, с легкой кислинкой.

— И еще мы очень боимся, что на территории заказника будет создана рекреационная зона с туристической стоянкой. Сначала туристы, а там, смотришь, и коттеджи появятся. Остается надеяться, что заказник не превратится в место отдыха для избранных, — говорит Наталия Селянская.

Сотрудники заказника защищают не только природу в целом, но и спасают подброшенных животных — недавно спасли и пристроили десяток щенков, коробка с которыми была оставлена на дороге.

Змеи никого не пугают, лисы — не боятся

Мы с Наталией Селянской идем вглубь болота по деревянным мосткам. В 80-х годах они шли через все болото. Но со временем стали подгнивать, а денег, выделяемых государством, хватает только на ремонт близлежащей к экспериментальной базе части. Так что сотрудникам приходится карабкаться по остаткам мостков, чтобы сделать необходимые наблюдения по точкам. А точек для наблюдения в болоте — более пятидесяти.

Справа от мостков установлены видавшие виды покосившиеся приборы.

— Здесь когда-то за солнцем следили. Теперь же нет для этого ни оборудования, ни сотрудников, — поясняет Наталия Михайловна. — У нас вообще с приборами плохо. Все старое. К нам когда приезжают ученые с других станций, удивляются: «О, какая древность! Мы по таким приборам в институте учились!» А сотрудникам у нас платят… «гигантские зарплаты» — 5 тысяч рублей. Только на энтузиазме и любви к природе, к этому замечательному месту все и держится. Вон Александра Александровна Ли — наш старейший сотрудник, ей уже 75 лет, — не только наблюдения ведет, но и, если нужно, лед продолбит, снег покидает.

Тут же, на болоте, среди кочек — метеорологическая площадка. Есть здесь и необычные приборы. Например, два прибора, с помощью которых исследуют влияние дождей на болото. Один (с самописцем) фиксирует, сколько осадков и в какое время выпало. Другой (тоже с самописцем) — насколько во время дождей повысился уровень болота. Болото, можно сказать, дышит. Нет осадков — выдох, уровень понижается. Идут дожди — вдох, уровень повышается.

Но автору этих строк самыми интересными приборами показались глубинные термометры. Они установлены в ряд, на разную глубину. Наталия Селянская по очереди вынимает их и смотрит на показатели. На различных слоях температура разная: чем глубже, тем холоднее.

С помощью различных приборов специалисты следят за тем, как живет болото, как проходит испарение влаги с его поверхности, как в зависимости от различных факторов колеблется уровень, что происходит с торфяным слоем и прочее. Все эти данные нужны не только для того, чтобы знать, что происходит с природой, но и для сугубо практических вещей. Ведь через болота прокладываются дороги, тянутся коммуникации, газопроводы. И нужно просчитать, что может произойти, какие участки магистралей потребуют дополнительного укрепления. Причем сведения по болотам, расположенным в других регионах, для нашего региона не подойдут. Потому что иные природные условия. Впрочем, болотных заказников в России уже вообще остались считаные единицы. Так что и в этом плане Ламмин-Суо — уникально.

Небольшой коллектив заказника надеется, что вскоре произойдут положительные изменения. В следующем году обещают деньги на реконструкцию экспериментальной базы. И уже в этом году, возможно, наконец-то появятся очень нужные ртутные стеклянные метеорологические термометры. Обещано таких три, каждый стоимостью 3,5 тысячи рублей. Сейчас Гидрологическим институтом готовится монография по болоту Ламмин-Суо, где будет обобщена история его наблюдений (с 50-х годов минувшего века).

— Наталия Михайловна, а зимой здесь страшно? Медведи, волки заходят? Это же только летом достаточно обжитой уголок Карельского перешейка.

— Медведей здесь нет. Но по весне можно волка встретить. А так лисы заглядывают. Если собак поблизости нет, могут из собачьих мисок есть. К сожалению, лисы могут и кошку утащить. У нас бывали такие печальные случаи.

Пока мы шли по мосткам, увидела, что в болоте змеи — на солнышке грелись две гадюки.

— Может, объявления вешать: «Осторожно, змеи!», тогда народ не пойдет? — предлагаю Наталии Михайловне.

— Уже вешали, — машет рукой Наталия Михайловна. — Все равно идут.

Спрашиваю о самом запоминающемся событии на Ламмин-Суо.

— Когда на озере останавливается на ночлег стая лебедей. Рано утром выходишь — и все озеро в белых лебедях. И с восходом солнца они улетают. Сказочное зрелище. Но такое бывает раз в несколько лет.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»