Первый яблочный спас года какого числа. Какие Cпасы отмечают в августе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2016 году? Или вы хотели бы прикоснуться к истокам этой христианской традиции? Тогда данная статья для вас!

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2016 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Одни из самых любимых праздников славян - это три Спаса, который выпадают на период Успенского Поста. С чем связаны эти дни и как их отмечают, вы узнаете, прочитав нашу статью.

В течение Успенского Поста отмечается два праздничных дня и один полупраздничный. В честь Спасителя Христа эти дни в народе называют Спасами, а порой это название означает и само время Поста . В древние времена к этим дням было приурочено много традиций и обычаев, а сами праздники — несколько переосмыслены, но и религиозная составляющая всегда играла в них не последнюю роль.

Медовый Спас в 2016 году

Первый из этих трех праздничных дней, Медовый Спас, также назывался Маковеем или Спасом на воде. В церквях в этот день освящали первый собранный мед и воду, что и дало название празднику. Праздник отмечают ежегодно 14 августа, и с этого дня начинается Успенский Пост.

Также в церкви поминают семь мучеников Маккавеев. В народе это название связали с растением мак, которое поспевает к этому дню. Из него готовили из него выпечку и сладости. Чтобы поддержать традиции Спаса в 2016 году, вы можете тоже приготовить постное угощение с маком и медом.

В русской православной традиции этот день назван Происхождением честных древ Животворящего Креста Как повествует Библия, за исповедование христианства был казнен старец Елеазар, а следом за ним не отреклись от веры и его ученики. Их мать Соломонея также оставалась верной христианству. Тогда правящий в то время Антиох Эпифан решил одного за одним замучить и убить братьев на глазах их матери. Но женщина мужественно выдержала этот ужас и даже нашла силы поддержать младшего сына в вере. Когда он, подобно старшим братьям, выдержал все муки и принял мученическую смерть, мать вознесла руки к небу и начала горячо молиться над останками своих детей. Так она и скончалась, в мольбе над ними.

Яблочный спас — когда освящать яблоки в 2016 году

Для крестьян Яблочный Спас был очень важен, так как на него начинали прощаться с летом и собирали первый урожай. До этого дня обычно не ели яблок, которые появились при урожае этого года. А в в сам праздник все, что успела этому времени породить земля, освящалось в церкви, и яблоки — в первую очередь. Нередко яблоки несли на детские могилки или оставляли в церкви. Также пекли яблочные пироги и запекали яблоки в качестве сладостей. Поскольку Успенский Пост к этому времени все еще длился, использовали только постное тесто. Считалось, что ночи теперь становились холоднее. По-другому этот день также называли Второй Спас или Осенины.

Православная Церковь отмечает в это день большой праздник: Преображение Господне . Он всегда выпадает на 19 августа. В Библии описываются следующие события: Иисус предрек, что трое из его учеников успеют при жизни увидеть Царствие Божие. Спустя буквально шесть дней Он с тремя своими самыми близкими учениками, апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору молиться. Там произошли поистине великие события: его лицо просияло, и одежды стали излучать свет. Явились пророки Моисей и Илия, а из облака, которым осенило всех находящихся на горе, послышался голос Бога, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и повелевший слушать его.


Хлебный Спас

Последний день из Спасов ежегодно приходится на 29 августа. Иначе его называют Ореховым. В церковной традиции этот день является попразднеством большого праздника Успения Богородицы. Крестьяне выпекали первый хлеб из зерна, собранного в этом году, и продавали холсты. Почитали мученика Диомида, которому молились на избавление от всевозможных недугов, и молились иконе Феодоровской Божией Матери. Начинали сеять озимые, завершали летние полевые работы. С этим праздником связано очень много примет и обычаев , которые живы и по сей день.

Все эти три праздника очень традиционны и потому помогают поддерживать не только духовное начало в человеке, но и связь между многими поколениями. Чтите древние традиции и не забывайте нажимать на кнопки и

09.08.2016 02:05

Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого...

Православных праздников под названием Спас в августе отмечается целых три. Выпадают они на 14, 19 и 29 августа. У каждого из них - вкусное название: медовый, яблочный и ореховый.

Медовый Спас в августе 2016 года

Не переходящий по дате христианский праздник отмечают 14 августа - это Первый Спас, Спас на воде или мокрый Спас, маковый или медовый Спас.

Спас зовется в народе медовым, потому что подходит время подрезать наполненные пчелиные соты и собирать мед нового урожая. А маковым - потому что головки мака наполняются вызревшими черными зернышками, и православные вспоминают о семи Маккавеях, принявших смерть за свою веру в единого Бога.

Спас называется еще и мокрым в честь малого водосвятия. Священники совершали крестный ход на реки и озера, чтобы освятить воду. Православные купались и омывали скотину - смывали грехи и молились о здравии. После этого дня в воду уже не входили, знали, что лето клонится к закату. В эту пору было принято чистить и освящать колодцы.

Яблочный Спас в 2016 году

Празднование среднего, второго или яблочного Спаса, первых осенин, Спаса-на-Горе, Спаса-Преображения, главного из всех Спасовок, начинается 19 августа. Очередной народный праздник урожая приурочен к христианскому дню Преображения Господня.

В час молитвы на горе Фавор Иисус показал ученикам свою божественную сущность, и именно это событие торжественно отмечается верующими 19 августа. В храмах совершается литургия, священники проводят ее в белоснежных одеяниях, символизирующих божественный свет Преображения.

Ореховый Спас 2016

Нерукотворный, холщовый, хлебный, ореховый или малый Спас празднуют 29 августа. Третий Спас отмечается со дня возвращения чудотворного полотна, которым Иисус обтер свое лицо. Полотенце с проявившимся на ткани ликом божьим (Нерукотворный образ) было похищено мусульманами, но 29 августа византийский император выкупил его и перенес в Константинополь.

В народе Спас называли хлебным, ведь к этому дню заканчивался сбор урожая зерна, и из него выпекался первый хлеб. Славяне несли его в храм для освящения. Остатки хлеба заворачивали в холщовую ткань и прятали за икону в своем доме. Православные верили в то, что благословенный хлеб дарует дому благодать и сбережет от бед и голода.

Еще Спас величали ореховым, так как первый ореховый сбор в день малого Спаса также освящали в храме. Спас 29 августа звали еще и холщовым: помня о христианской составляющей праздника, на многочисленных ярмарках торговали холстами и полотном.

Накануне последнего Спаса верующие отмечали Успение Пресвятой Богородицы и завершение Успенского поста, пишет

Русь с давних времен празднует наступление Преображения Господня, называемое также Яблочным Спасом. Раньше употреблять яблоки и другие плоды нового урожая до наступления Яблочного Спаса считалось большим грехом. Дополнительным названием этого праздника является «первые осенины», что означает день встречи осени. Сегодня подобная традиция практически не соблюдается, но празднование Яблочного Спаса остается таким же актуальным. Поэтому многих интересует, как праздновать Яблочный Спас в 2016 году дата его проведения, блюд из яблок, подходящие для праздничных рецептов .

Традиции

До наступления Яблочного спаса люди воздерживались от употребления яблок. Считалось также, что женщинам, потерявшим по каким-то причинам детей, не позволяется есть яблоки до наступления праздника, так как детям в загробном мире не будут давать различных лакомств. Когда наступает великий праздник, все люди занимаются активным сбором всех яблок и других фруктов и освящают в церквях виноград с яблоками. Также принято было готовить из этих плодов разнообразные блюда на зиму и сладости.

Яблоки являются очень уважаемым плодом в христианской вере. Самым первым плодом, упомянутым в Писании, является именно яблоко, ставшим причиной изгнания из Эдемского сада Адама и Евы. На Руси долго существовала традиция устраивать яблочные чаепития в память об этих печальных событиях.

Суть подобных чаепитий является очень символической. Применялись только кислые сорта яблок, символизирующие изгнание. Верующие христиане разрезали яблоки и раскладывали их по чашкам, заливая кусочки фруктом горячим чаем. Ошпаренные дольки яблок макали в варенье или мед, что означало сохранение радости и необходимость продолжения жизни вопреки всем печалям. Также готовились разнообразные пироги с блоками, варенье и яблочные отвары. Если нищие просили в этот день яблочка, им нельзя было отказывать. При этом бездомные должны были сказать: «на Второй Спас даже нищие едят яблоки».

Еще одной традицией, пришедшей из раннего христианства, является обычай угощения яблочными пирогами друзей и соседей. После выполнения этого обычая все молодые люди отправлялись на поля для веселья, вождения хороводов и песнопений.

Сегодня традиционное празднование Яблочного Спаса предусматривает посещение церквей с различными блюдами и лакомствами из яблок. При этом церковнослужители рекомендуют полностью дослуживать службу, так как только после этого производится освящение продуктов. После этого можно угощать соками, пирогами, пастилой и прочими яблочными блюдами всех знакомых и незнакомых людей для получения Божьей благодати.

Языческие мотивы также не могли не коснуться столь древнего праздника. На Яблочный Спас незамужние девушки загадывали желания об удачном замужестве и счастливой семейной жизни. Также они могли просить у Небесного Отца всяческих благ для себя и родственников. Для исполнения желания нужно было провести некоторый ритуал. В корзину нужно было положить яблоки разных цветов и прикрыть ее вышитым полотенцем. После освящения корзины, ее ставили на стол и загадывали вопрос о дальнейшей жизни. Не поднимая полотенца, нужно было вытянуть одно из яблок и посмотреть на его оттенок. Красные яблоки сулили финансовое процветание и богатство, зеленый – рождение ребенка или скорую женитьбу, а яблоки желтого цвета символизировали спокойствие и стабильность.

Яблочный Спас в 2016 году, когда будет?

Многие церковные праздники припадают на разные даты. Яблочный Спас всегда празднуется в одно время, 19 августа. В этот еще летний день не принято поддаваться лени и сидеть дома. Можно пойти в лес, отправиться в прогулку вдоль речки, насладиться уединением с природой и отдохнуть от бытовых проблем. Считается, что соблюдение этой традиции и приобщение на Яблочный Спас в 2016 году с природой, поможет многим избавиться от серьезных недугов и восстановить моральное равновесие. Также желательно выполнить необходимые приготовления, чтобы отправиться в лес не с пустыми руками. Существует множество рецептов различных сладких блюд из яблок, отлично подходящих для празднования Второго Спаса.

Что приготовить на Яблочный Спас в 2016 году?

Когда известно как праздновать Яблочный Спас в 2016 году, какого числа он отмечается и что символизирует ароматный фрукт, являющийся его основой, можно поговорить об интересных рецептах из яблок. Самым простым и актуальным блюдом является традиционный яблочный пирог, известный многим под названием «шарлотка». Приготовить этот пирог очень просто. Нужно иметь 5 яблок, по 1ст воды и муки, 3ст.л меда, 2ч.л сахара, а также коньяк, лимонный сок и ванилин (по вкусу).

Чтобы приготовить начинку для пирога, нужно почистить от косточек и кожуры яблоки, а также порезать их тоненькими дольками. Подобные пластины посыпаются корицей, сбрызгиваются соком лимона и коньяком. Чтобы яблоки напитались аромата этих добавок, лучше их прикрыть крышкой.

Тесто готовится так же просто. Нужно подогреть воду, предварительно добавив в нее сахар, мед и ванилин, и постепенно подсыпать муку. Естественно, муку нужно изначально просеять, чтобы она была более воздушной, а также смешать ее с содой, погашенной уксусом, и растительным маслом. Тесто должно получиться жидковатым, чтобы шарлотка получилась не слишком сухой.

Форма для выпекания также смазывается подсолнечным маслом для того, чтобы к ней не приставало тесто. После этого нужно равномерно распределить по дну формы пластины яблок, а дальше влить тесто. Выпекать шарлотку нужно на протяжении 40 минут, а температуру лучше устанавливать 180-190 градусов.

Можно приготовить вкуснейший яблочный десерт, нафаршировав яблоки изюмом, орехами и медом. Для приготовления понадобится 6 яблок, 150г изюма и 150г орехов, 6ст.л меда и щепотка корицы. Из яблок нужно удалить середину, сделав небольшое углубление сверху. Внутрь каждого яблока добавляются орехи, смешанные с изюмом. После этого начинка поливается медом с корицей и выпекается на протяжении 30 минут. Необыкновенно красивый и вкусный яблочный десерт готов.

Третий Спас – Ореховый – завершает двухнедельный . Каждый год Ореховый или Хлебный Спас празднуется 29 августа . В 2016 г. Ореховый Спас припадает на понедельник.

Ореховый Спас, альтернативные названия

Люди привыкли называть Третий Спас Ореховым или Хлебным, так как в это время поспевала в лесу лещина и грецкий орех, а из нового урожая пекли первый хлеб. И лесные орехи, и хлеб также приносили в церковь, где батюшка святил Божьи дары, после чего они становились главным блюдом на праздничном столе.

Другое название Третьего Спаса – Спас на Холсте или Спас на Полотне. Церковное название Третьего Спаса – Спас Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В этот день отмечают внесение в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа.

Эта история связана со смертельно больным эдесским царем Авгарием. Давно ходили разговоры, что один только лик Иисуса исцеляет любые хвори. Желая излечиться от проказы, царь послал к Иисусу Христу художника, чтобы тот написал Его портрет.

После того, как художник не смог перенести образ Иисуса на полотно, Христос умыл лицо и вытер его платком, на котором остался чудотворный отпечаток, и отдал его художнику. С тех пор нерукотворный образ Спасителя не раз исцелял людей и творил иные чудеса.

К сожалению, в ходе четвертого Крестового похода, образ был окончательно утерян. В наши дни Спас на Холсте стал временем для продажи и освящения полотен и холстов. Народные названия Орехового Спаса: Холщовый Спас, Малый Спас, Брязже, Калинник, Бороздень.

Приметы, традиции и обычаи праздника

В этот день собирают орехи и пекут хлеб из зерна нового урожая, также сеют озимую рожь. Урожай орехов сулит будущий урожай ржи. «Третий Спас хлеба припас», — говорит народная пословица. Весь день Орехового или Хлебного Спаса люди проводят в благодарении Господа Бога за хлеб насущный.

Хозяйки выпекали новый хлеб с грибами, орехами, готовили всевозможные яства из мяса и рыбы (Успенский пост к Третьему Спасу заканчивался, значит, можно лакомиться запрещенными во время поста продуктами). Считалось, если человек попробует каждое блюдо на праздничном столе – любое его желание исполнится, а в кошелек рекой потекут деньги.

В день Третьего Спаса вся семья собиралась за общей молитвой, затем мужчин провожали на поля с хлебом и солью. На телегу укладывали по три снопа, затем клали рожь для посева. Гречневой кашей мужчин потчевали на поле, а после посева озимых – вся семья угощалась гречневой кашей за домашним столом.

«Хорош Хлебный Спас – зимой будет квас», — приговаривали в этот день.

Одной из примет Орехового (Холщового) Спаса считалась необходимость хоть что-то приобрести на ярмарке холстов и полотен, которая ежегодно проводилась в этот праздник. Если же ничего в этот день не купить – существует опасность весь год провести в нищете.

По традиции, в Ореховый Спас в лес посылали одну из самых уважаемых женщин на селе. Спустя время она возвращалась с первым урожаем орехов – собранное количество считалось нормой для каждой женщины.

Затем уже все – девочки, молодые девушки, старушки – отправлялись в лес, где расстилали ковры и складывали собранные орехи в общую кучу. Вскоре к ним присоединялись мужчины, и начиналось настоящее гулянье – народ устраивал всеобщее веселье с песнями и плясками.

Также существовала интересная примета – если в день Третьего Спаса найти два сросшихся ореха и левой рукой положить их в кошелек – денежная удача будет присутствовать в семье круглый год.

Молоденькие девушки гадали по орехам и предсказывали свою судьбу на год вперед – нужно было съесть первый сорванный орех и по вкусу уже определять, что же ждет девушку в будущем году. Если орех был сладким и спелым – к большой любви. Если орех был недоспелым – к важному известию. Если орех оказывался горьким – избранник будет изменять. Если же орех вдруг выявлялся гнилым – к большой беде.

Банные веники из орешника, связанные именно в день Орехового Спаса, избавляют от многих хворей. А наши предки вообще были уверенны, что на Третий Спас ореховые ветви наполняются особой магической силой. Колдуны и знахари запасались в этот день корой, веточками и листьями орешника для лечения болезней и проведения всевозможных ритуалов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»