Первый псалом. Толкование первого псалма

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Этот псалом наставляет нас относительно добра и зла, раскрывая перед нами жизнь и смерть, благословение и проклятие, чтобы мы могли выбрать правильный путь, который ведет к счастью, и избегали того, что наверняка закончится бедой и гибелью. Различия в характере и состоянии благочестивых людей и нечестивцев - тех, кто служит Богу и не служит Ему - четко представлены в нескольких словах, и поэтому каждый человек, если только он будет справедлив к себе, сможет увидеть здесь свое собственное лицо и прочесть о своей участи. Подобное разделение между детьми человеческими на святых и грешников, праведных и неправедных, детей Божьих и детей нечестивцев, как в древние времена, так и с тех пор, когда началась борьба между грехом и благодатью, – между семенем жены и семенем змея – продолжается и до сих пор.

Подобное деление, а также подразделение на знатных и пренебрегаемых, богатых и бедных, свободных и рабов будет продолжаться, ибо по этим качествам будет определяться вечное положение человека, поэтому различия будут существовать, пока есть небеса и ад. Этот псалом показывает нам (I) святость и счастливое положение благочестивого человека (ст. 1-3),

(II) греховность и бедственное положение нечестивца (ст. 4,5),

(III) основание и причины для обоих (ст. 6). Тот, кто собрал псалмы Давида (возможно, это был Ездра), имел добрый повод поставить этот псалом первым как предисловие для всех остальных, ибо для того, чтобы наши молитвы были приняты, абсолютно необходимо быть праведными перед Богом (так как лишь молитва праведного благоугодна Ему). Поэтому мы должны иметь правильное представление о блаженстве и уметь правильно выбрать путь, который ведет к нему. Тот же, кто не идет добрыми путями, не годен, чтобы возносить хорошие молитвы.

Стихи 1-3 . Псалмопевец начинает этот псалом с описания характера и состояния благочестивого человека, чтобы вначале от него получили утешение те, которые являются таковыми. Вот оно.

I. Здесь приводится описание духа благочестивого человека и его пути, по которым мы должны оценить себя. Господь знает по имени тех, кто принадлежит Ему, а мы должны узнавать их по их характеру. Ибо вполне приемлемо находиться в состоянии испытания, чтобы иметь возможность изучить, соответствуем ли мы тому характеру, который является и повелением закона, которому мы обязаны повиноваться, и состоянием обетованным, к которому мы должны стремиться. Характер благочестивого человека здесь описан с помощью жизненных принципов, которые он выбирает и в соответствии с которыми себя оценивает. От того, какую дорогу мы выбираем вначале и затем при каждом следующем жизненном повороте – то ли это путь этого мира, то ли путь Слова Божьего, – зависит наше материальное положение. Ошибка в выборе знамени и лидера является основной и фатальной; но если мы поступаем правильно, то стоим на правильном пути.

1. Чтобы избежать зла, благочестивый человек абсолютно отказывается от сообщества нечестивых и не следует их путями (ст. 1). Он не ходит на совет нечестивых. Данная черта его характера стоит на первом месте, так как тот, кто хочет соблюдать заповеди Бога, должен сказать нечестивцам: «Удалитесь от меня…» (Пс 118:115). Мудрость начинается тогда, когда человек удаляется от зла.

(1) Он видит нечестивцев, окружающих его; весь мир кишит ими; они находятся по обе стороны. Здесь они имеют три характеристики: нечестивые, грешники, развратители. Обратите внимание, по каким ступеням люди достигают вершины бесчестия. Nemo repente fit turpissimus. – Никто не достигает вершины порока сразу. Вначале они становятся нечестивыми, отказываясь совершать свой долг перед Богом, но на этом не останавливаются. Когда служение религии оставлено в стороне, люди идут к грешникам, или, другими словами, они открыто заявляют о своем противодействии Господу, начинают служить греху и сатане. Пропуски богослужений открывают путь для нарушений закона, в результате чего сердце ожесточается и, в конце концов, они становятся развратителями, то есть открыто бросают вызов всему святому, высмеивают религию и шутя говорят о грехе. Таков путь беззакония, ведущий вниз: плохие становятся еще хуже, грешники начинают искушать других и пропагандируют Ваала. Слово, которое мы переводим как нечестивый, означает человека, который не утвердился в выборе, не стремится к определенной цели и не живет по определенному принципу, а следует по велению каждой похоти и приказанию каждого искушения. Слово, переведенное как грешник, означает человека, который выбрал грешный образ жизни и возводит его как свое ремесло. Развратители – это те, которые раскрывают свои уста против небес. На таковых благочестивый смотрит с грустью; они вызывают постоянное раздражение в его праведной душе.

(2) Благочестивый избегает их общества, как только видит их. Он не поступает так, как они; и, чтобы не быть похожим на них, не общается с ними.

Он не ходит на совет нечестивых, не присутствует на их собраниях и не советуется с ними даже в том случае, если они умны, хитры и образованны. Он не участвует в совете и в деле их и не говорит так, как они (Лук 23:51). Он не оценивает все их мерками и не поступает так, как они советуют. Нечестивцы всегда готовы высказаться против религии, и они совершают это так искусно, что у нас есть повод считать себя счастливыми, если мы избежали возможности быть запятнанными и попасть в ловушку.

Благочестивый не стоит на пути грешных; он избегает поступать так, как они; он не следует их путями; он не станет на этот путь и не последует по нему подобно грешнику, который становится на путь недобрый (Пс 35:5). Он избегает (насколько это возможно) быть в их присутствии. Чтобы не стать похожим на них, он не общается с грешниками и не делает их своими друзьями. Он не стоит на их пути, чтобы не оказаться в их компании (Прит 7:8), а держится от них как можно дальше, как от места или человека, зараженного чумой, боясь заразиться (Прит 4:14,15). Тот, кто хочет быть удержанным от зла, должен держаться подальше от злых путей.

Благочестивый не сидит в собрании развратителей; он не отдыхает вместе с теми, кто сидит спокойно, живя в пороке, и угождает себе, усыпляя свою совесть. Он не общается с теми, кто готовит заговоры, чтобы найти пути и средства, которые поддержали бы и продвинули царство дьявола, или открыто осуждают поколение праведных. Место, где собираются пьяницы, - это собрание развратителей (Пс 68:13). Блажен человек, который никогда не был там (Ос 7:5).

2. Благочестивый человек, чтобы делать добро и прилепляться к нему, подчиняется водительству Слова Божьего и изучает его (ст. 2). Именно это удерживает его от пути нечестивых и укрепляет в борьбе с искушениями. «…По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс 16:4). Мы не нуждаемся в дружбе грешников ни для наслаждений, ни для развития, пока у нас есть Слово Божье, общение с самим Богом и через Его Слово. «…Когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Прит 6:22). Мы можем судить о своем духовном состоянии, ответив на вопрос: «Что значит для меня закон Божий? Как я отношусь к нему? Какое место он занимает во мне?» Здесь отметьте (1) те чувства, которые испытывает благочестивый человек к закону Божьему, – но в законе Господа воля его1 . Он наслаждается им, несмотря на то, что это ярмо, так как это закон Бога, который свят справедлив и благ, и поэтому он соглашается с ним и по внутреннему человеку находит удовольствие в законе Божием (Рим 7:16,22). Тот, кто любит Бога, должен любить и Библию – откровение о Боге, о Его воле и о единственном пути к счастью, которое можно обрести в Боге.

(2) Глубокие познания в Слове Божьем, которые поддерживает благочестивый человек: о законе Его размышляет он день и ночь. Из этого следует, что он наслаждается законом, ибо мы часто думаем о том, что любим (Пс 118:97). Размышлять о законе Божьем означает иметь разговор с самим собой относительно великих истин, содержащихся в нем, когда разум поглощен и мысли сконцентрированы, пока эти мысли должным образом не повлияют на нас и мы не испытаем их влияние и силу в своих сердцах. Этим мы должны заниматься день и ночь. Мы должны иметь постоянную привычку обращаться к Слову Божьему как к руководству в своих поступках и источнику утешения и соответственно иметь его в своих мыслях применительно к каждой случившейся ситуации, то ли это день, то ли это ночь. Любое время подходит для размышления о Слове Божьем. Мы должны не только размышлять о Слове Божьем утром и вечером, в начале дня и в конце, но эти мысли также должны присутствовать в нас, когда мы занимаемся бизнесом и общаемся каждый день, когда мы отдыхаем или дремлем каждую ночь. «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою».

II. Уверенность в счастье благочестивого человека, которым мы должны ободрять себя, стараясь соответствовать данному характеру.

1. В общем значении он блажен (Пс 5:1). Бог благословляет его, и это благословение делает его счастливым. Благочестивому принадлежат всевозможные блаженства и благословения как верхних, так и нижних источников; и это делает его абсолютно счастливым; у него нет недостатка ни в одной составляющей счастья. Когда псалмопевец берет на себя обязанность описать блаженного человека, то описывает благочестивого, ибо лишь тот человек может быть истинно счастливым, который истинно свят; и мы более озабочены тем, чтобы познать путь к счастью, чем осознанием того, в чем это счастье будет заключаться. Более того, благочестие и святость являются не только путями к счастью (Отк 22:14), но и самим счастьем. Представьте, что после этой жизни нет другой, тем не менее счастлив тот человек, который придерживается правильного пути и исполняет свой долг.

2. В данном псалме блаженство иллюстрируется сравнениями (ст. 3): «И будет он как дерево…» – плодоносящее и расцветшее. Это результат (1) его благочестивой жизни. Он размышляет о законе Божьем, превращает его in succum et sanguinem, в сок и кровь, и это делает его похожим на дерево. Чем больше мы размышляем о Слове Божьем, тем лучше экипированы для всякого доброго слова и дела. Или же (2) это результат обетованных блаженств; он благословлен Господом и поэтому будет, как дерево. Божественные благословения производят действенные результаты, и в этом заключается счастье благочестивого человека.

Он насажден благодатью Бога. Эти деревья по своей природе были дикими оливами, и они оставались бы такими, пока их не привили бы по-новому и таким образом не пересадили благодаря силе свыше. Никакое хорошее дерево не может вырасти само по себе; оно является насаждением Господа, и поэтому Он должен быть прославлен в нем. Насаждения Господа полны жизненного сока (Ис 61:3).

О том факте, что благочестивый помещен благодаря средствам благодати, говорят слова «при потоках вод», которые веселят град Божий (Пс 45:5). Из них он получает дополнительную силу и энергию, но тайными, неразличимыми путями.

Всякая его деятельность принесет обильные плоды (Фил 4:17). В первую очередь Бог сказал тем, кого Он благословил: «Плодитесь…» (Быт 1:22), и до нынешнего времени утешение и почести от того, что ты приносишь плоды, являются компенсацией за затраченный труд. Предполагается, что те, кто наслаждается милостями благодати и в настроении разума, и в течение жизни, выполняют цели этой благодати и приносят плоды. И, обратите внимание, к славе великого Виноградаря, ухаживающего за этим виноградником, они приносят плоды (то есть то, что требуется от них) в должное время, когда стоит наилучшая пора и они необходимы, используя каждую возможность совершить благо, и совершить его в нужное время.

Исповедание праведника не будет иметь недостатков и сохранится от угасания: «…и лист которого не вянет». Относительно тех, кто приносит лишь листья исповедания, но не имеет добрых плодов, можно сказать, что их листья увянут и они будут стыдиться своего исповедания в той же мере, как и гордились им. Но если Слово Божье управляет сердцем, то оно будет поддерживать исповедание зеленым и для нашего утешения, и для нашей репутации; и венец, заработанный таким образом, никогда не увянет.

Это процветание будет сопутствовать благочестивому, куда бы он ни шел. Что бы он ни делал, следуя закону, его дело будет процветать; оно коснется его разума и превзойдет его надежду.

Воспевая данные стихи, должным образом повлиявшие на злостную и опасную природу греха, а также необыкновенные превосходства божественного закона, силу и эффективность Божьей благодати, благодаря которой мы имеем плоды, мы должны учить и увещевать себя и других быть бдительными ко греху и не приближаться к нему, побольше общаться со Словом Божьим, приносить изобильные плоды праведности и, молясь о них, искать Бога и Его благодати, которая бы укрепила нас против каждого злого слова и дела и экипировала нас для доброго слова и добрых дел.

Стихи 4-6 . В данных стихах приводится:

I. Описание нечестивцев (ст. 4).

(1) В общем смысле они являются полной противоположностью праведных и по своему характеру, и по положению: «не так нечестивые». Септуагинта выразительно повторяет эти слова: «Не так нечестивые»; они не таковы. То есть они руководствуются советом нечестивых, они стоят на пути грешных и сидят в собрании развратителей. Они не находят наслаждения в законе Божьем и даже не думают о нем; они не приносят добрые плоды, а лишь дикие ягоды Содома; они являются помехой для всего окружающего.

(2) Более детально: в то время как праведные подобны ценному, полезному и плодоносящему дереву, нечестивцы - как прах, возметаемый ветром. Они похожи на легчайшую шелуху – пыль, от которой владелец гумна стремится избавиться, так как она ни к чему не пригодна. Так стоит ли ценить нечестивцев? Стоит ли взвешивать их? Они подобны пыли и вообще не заслуживают, чтобы Бог обращал на них внимание, как бы высоко они сами себя ни ценили. Хотели бы вы знать настрой их разума? Они легкомысленны и поверхностны; в них нет ни сущности, ни твердости; они с легкостью поддаются любому веянию и искушению и не имеют стойкости. Знаете ли вы их конец? Гнев Божий будет увлекать их еще глубже погружаться в нечестие подобно тому, как ветер все дальше гонит шелуху, которую никто не собирает и которая никому не нужна. Какое-то время шелуха может находиться среди пшеницы. Но близится время, когда придет Тот, в Чьей руке лопата, и Он очистит гумно Свое. А те, которые собственным грехом и глупостью сделали себя похожими на шелуху, окажутся среди урагана и огня божественного гнева (Пс 34:5) и не смогут устоять или скрыться от него (Ис 17:13).

II. В стихе 5 мы читаем об участи нечестивцев.

(1) По приговору суда они будут изгнаны как осужденные изменники. Не устоят нечестивые на суде. То есть они будут объявлены виновными; со стыдом и смущением они склонят свою голову, а все их мольбы и оправдания будут отклонены как незначительные. Придет суд, на котором характер и дела каждого человека, как бы искусно они ни скрывались и маскировались, будут справедливо и абсолютно раскрыты, и они предстанут в своем истинном цвете. И в соответствии с этим будет определено посредством вынесения необратимого приговора будущее положение человека в вечности. Нечестивцы предстанут на этом суде, чтобы получить по делам, совершенным телесно. Они могут надеяться выйти из него благополучно, возможно, даже с почестями, но надежда обманет их. Не устоят нечестивые на суде. Против них будут выдвинуты четкие доказательства, а суд будет справедливым и нелицеприятным.

(2) Нечестивцы будут навечно отделены от общества блаженных. Они не будут присутствовать в собрании праведных, то есть во время суда среди тех святых, которые вместе со Христом будут судить мир, среди тех мириад святых, вместе с которыми Он будет творить суд над всеми (Иуда 14; 1Кор 6:2). Или здесь имеются в виду небеса. Очень скоро грешники смогут увидеть общее собрание Церкви первенцев, собрание праведных – всех святых, одних лишь святых, которые стали совершенными. Это будет собрание, подобного которому никогда не было в этом мире (2Фес 2:1). Но для нечестивцев не будет места в этом собрании. Ничто нечистое и неосвященное не сможет войти в новый Иерусалим. Они увидят праведников, вступающих в это царство, а себя, к их вечному недовольству, изгнанными (Лук 13:27). Здесь, на земле, нечестивцы и богохульники смеялись над праведниками и их собраниями, презирали их и избегали их общества, поэтому вполне справедливо они будут навсегда отделены от них и в вечности. В этом мире лицемеры, замаскировав свое истинное исповедание, могли пробраться в собрание праведных и оставаться там непотревоженными и неразоблаченными, но Христа нельзя обмануть, как Его служителей. Близится день, когда Он отделит овец от козлов и пшеницу от плевел (см. Мат 13:41,49). Этот «великий день», как называют его здесь халдеи, будет днем открытий, разграничений и окончательных разделений.

Тогда вы сможете дать ответ и различить праведных и нечестивых, что здесь иногда сложно сделать (Мал 3:18).

III. Истолковывается причина различных состояний благочестивых и нечестивцев (ст. 6).

(1) Богу должна принадлежать вся слава процветания и блаженства праведных. Они счастливы, потому что знает Господь путь праведных; Он избрал их для этого пути, склонил их избрать этот путь, ведет и направляет их на этом пути и предопределяет все их шаги.

(2) Грешники должны понести весь позор своей погибели. Нечестивцы погибнут, потому что путь, который они выбрали, ведет прямо к погибели; он по своей природе направлен к разрушению и поэтому должен заканчиваться гибелью. Или мы можем толковать этот стих так. Господь одобряет и Ему нравится путь праведных; и поэтому под влиянием Его милостивой улыбки этому пути сопутствует процветание, и он заканчивается хорошо. Но Господь гневается, взирая на путь нечестивых; все, что они делают, оскорбляет Его; и поэтому этот путь ведет к погибели, а грешники стоят на нем. Безусловно, что всякий человеческий суд исходит от Господа, и поэтому наше состояние до самой вечности – то ли мы благополучны, то ли нет – зависит от того, как относится к нам Бог. Так давайте поддерживать огорченный дух праведных, напоминая им, что Господь знает их путь и их сердца (Иер 12:3), знает их тайные молитвы (Мат 6:6), знает их характер и то, как часто люди порицают, хулят, очерняют их, и что очень скоро Он явит миру праведников и их путь к вечной радости и чести. И пусть знание о том, что путь грешников, хотя и приятный сейчас, в конце концов приведет к погибели, лишит нечестивцев спокойствия и веселья.

Давайте же, воспевая эти строки и молясь ими, исполнимся святого страха подвергнуться участи нечестивца и энергично выступим против него, имея твердое ожидание грядущего суда; давайте побуждать себя готовиться к нему со святой осторожностью, быть достойными во всем в глазах Бога, умоляя всем своим сердцем Его о благоволении.

Разбивка страниц сделана по: «Василий Великий. Беседы на Псалмы». Москва, 2014 г.

свт. Василий Великий

БЕСЕДА НА ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ПСАЛМА

Всяко Писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим. 3, 16), для того написано оно Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство - каждый от собственного своего недуга. Ибо сказано: Исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10, 4). Но иному учат Пророки, иному бытописатели; в одном наставляет закон, а в другом - предложенное в виде приточного увещания; книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным.

Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай и изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по-видимому только пели их, а в действительности обучали свои души. Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, - как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением.

Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще

Врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь, - изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик.

Псалом - убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.

Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих - приращение ведения, для совершенных - утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми, он производит печаль, яже по Бозе. Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом - занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это - мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже.

Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше - от Духа, потому что в этом одном из музыкальных орудий источник звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком, а псалтирь источник гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать Горнего, приятностью пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро, самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к Горнему.

После сего рассмотрим и начало псалмов.

(1) Строители домов, возводя в высоту огромные здания, и основания полагают соразмерно высоте. И кораблестроители, приготовляя корабль к поднятию больших грузов, укрепляют подводную часть, соображаясь с тяжестью нагружаемых товаров. И при рождении животных сердце, которое естественно образуется прежде всего, получает от природы устройство, приличное будущему животному, почему телесная ткань образуется вокруг сердца соразмерно собственным началам, и отсюда происходят различия в величине животных.

Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов. Поскольку псалмопевец, с продолжением слова, намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий, то он подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы в чаянии уготованных нам благ беспечально переносили скорби настоящей жизни. Так и для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем, и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобрести товары, и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, Великий Учитель, Дух Истины премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешили мыслью насладиться вечными благами.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Итак, есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным; и это есть Бог. Почему и Павел, намереваясь упомянуть о Христе, говорит: По благовестию славы блаженного Бога (1 Тим. 1, 11); ждущею блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 13). Ибо подлинно блаженно сие Истошное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает, сие неизменяемое Естество, сие владычественное Достоинство, сия безмятежная Жизнь, сие беспечальное Состояние, в Котором нет перемен, Которого не касаются превратности, сей приснотекущий Источник, сия неоскудевающая Благодать, сие неистощимое Сокровище.

Но невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь - все, что по природе своей не есть добро, потому что не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым богатство или целомудренным здоровье! Напротив того, каждый из сих даров злоупотребляющему им часто способствует ко греху. Посему блажен, кто приобрел достойное большей цены, кто стал причастным благ неотъемлемых. Но по чему узнаем о нем сие? Это тот, иже не иде на совет нечестивых.

И прежде нежели скажу, что значит не идти на совет нечестивых, намерен я решить для вас вопрос, здесь представляющийся. Спросите: для чего Пророк берет одного мужа и его называет блаженным? Ужели из числа блаженных исключил он жен? Нет, одна добродетель для мужа и жены, как и творение обоих равночестно, а потому и награда обоим одинакова. Слушай, что сказано в книге Бытия: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их (Быт. 1, 27). Но в ком природа одна, у тех и действования те же, а чьи дела равны, для тех и награда та же. Итак, почему же псалмопевец, упомянув о муже, умолчал о жене? Потому что при единстве естества почитал достаточным для обозначения целого указать на преимущественное в роде.

Посему блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Смотри, какая точность в словах и скольких каждое речение исполнено мыслей. Не сказал: Иже не ходит на совет нечестивых, но: Иже не иде. Кто еще в живых, того нельзя назвать блаженным, по неизвестности окончания его жизни, но кто исполнил возложенные на него обязанности и заключил жизнь неукоризненным концом, того безопасно уже можно назвать блаженным. Почему же блажени... ходящий в законе Господни (Пс. 118, 1)? Здесь Писание называет блаженными не ходивших, но еще ходящих в законе. Это потому, что делающие добро за самое дело достойны одобрения, а избегающие зла заслуживают похвалу не тогда, как они раз или два уклонятся от греха, но тогда, как возмогут навсегда избежать искушения во зле.

Но по связи понятий открывается нам и другое затруднение. Почему псалмопевец называет блаженным не преуспевающего в добродетели, но

Не соделавшего греха? В таком случае и конь, и вол, и камень могли бы назваться блаженными. Ибо какое неодушевленное существо стояло на пути грешных? Или какое бессловесное сидело на седалищи губителей ? Но потерпи немного, и найдешь врачевство. Пророк присовокупляет: Но в законе Господни воля его (Пс. 1, 2). Поучение же в законе Божием принадлежит только разумному существу. А мы скажем и то, что начало к усвоению доброго есть удаление от злого. Ибо сказано: Уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36, 27).

Итак, премудро и благоискусно приводя нас к добродетели, псалмопевец удаление от греха положил началом добрых дел. А если бы он вдруг потребовал от тебя совершенства, то, может быть, ты и замедлил бы приступить к делу. Теперь же приучает тебя к более удобоприступному, чтобы ты смелее взялся за прочее. И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния.

Вообще же, всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убий, не прелюбы сотвори, не укради (Исх. 20, 13-15); каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 19,19); продаждь имение твое и даждь нищим (Мф.19, 21); аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два (Мф. 5, 41) - вот уже действия, приличные подвижникам, и к совершению их потребна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости того, кто чрез более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству.

Псалмопевец предложил нам три условия, требующие соблюдения: не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути грешных, не сидеть на седалищи губителей. Следуя естественному ходу дел, он внес этот порядок и в сказанное им. Ибо сперва начинаем обдумывать намерение,

Потом подкрепляем его, а после того утверждаемся в обдуманном. Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф. 15, 18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: "Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?" - Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли.

Блажен и тот, кто не стал на пути грешных. Путем называется жизнь, потому что каждый из рожденных поспешает к концу.

Как сидящие на корабле без всякого усилия несутся ветром к пристани, и хотя сами того не чувствуют, однако же бег корабля приближает их к цели, так и мы с протекающим временем жизни нашей, как бы некоторым непрерывным и непрестанным движением в незаметном течении жизни, увлекаемся каждый к своему пределу. Например, ты спишь, а время утекает от тебя. Ты бодрствуешь, и мысль твоя занята, но вместе и жизнь тратится, хотя и убегает это от нашего чувства. Все мы, человеки, бежим по какому-то поприщу, и каждый из нас спешит к своей цели, поэтому все мы в пути. И таким образом можешь составить себе понятие о сем пути. Ты путник в этой жизни, все проходишь мимо, все остается позади тебя: видишь на пути растение или траву, или воду, или другое что, достойное твоего зрения, полюбовался недолго и пошел дальше. Опять встречаешь камни, пропасти, утесы, скалы, пни, а иногда зверей, пресмыкающихся гадов, терние или иное что, неприятное, поскорбел недолго и потом оставил.

Такова жизнь, она не имеет ни удовольствий постоянных, ни скорбей продолжительных. Не твоя собственность этот путь, но и настоящее также не твое. У путников такой обычай: как скоро первый сделал шаг, тотчас за ним заносит ногу другой, а за этим и следующий. Смотри же, не подобна ли сему и жизнь? Ныне ты возделывал землю, а завтра будет ее возделывать другой, после же него еще другой. Видишь ли эти поля и великолепные здания? Сколько раз каждое из них со времени своего существования переменяло имя! Называлось собственностью такого-то, потом переименовано по имени другого, перешло к новому владельцу, а теперь стало именоваться собственностью еще нового. И так жизнь наша не путь ли, на который вступают то те, то другие и по которому все один за другим следуют? Посему блажен, иже... на пути грешных не ста.

Что же значит не ста ? Человек, находясь в первом возрасте, еще ни порочен, ни добродетелен, потому что сей возраст не способен ни к тому, ни к другому состоянию. Но когда разум в нас созрел, тогда сбывается написанное: Пришедшей же заповеди, грех убо оживе, аз же умрох (Рим. 7, 9-10). Ибо возникают лукавые помыслы, рождающиеся в душах наших от плотских страстей. Действительно, заповедь пришла, то есть приобретено познание добра, и если она не преодолеет худого помысла, но попустит рассудку поработиться страстям, то грех ожил, умер же ум, сделавшись мертв чрез грехопадения. Посему блажен, кто не закоснел на пути грешных, но благим разумом востек в жизнь благочестную.

Два есть пути, один другому противоположные, - путь широкий и пространный и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив - это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в погибель; а на пути не гладком и крутом путеводитель добрый Ангел, и он чрез многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу. Пока каждый из нас младенец и гоняется за тем, что услаждает его в настоящем, до тех пор нимало не заботится он о будущем. Но став уже мужем, когда понятия усовершились, он как бы видит, что жизнь перед ним делится и ведет то к добродетели, то к пороку; и часто обращая на них душевное око, различает, что свойственно добродетели и пороку.

Жизнь грешников показывает в себе все наслаждения настоящего века.

Жизнь праведных являет одни блага будущего века. Путь спасаемых сколько обещает благ будущих, столько представляет трудов в настоящем. А жизнь сластолюбивая и невоздержная предлагает не ожидаемое впоследствии, но настоящее уже наслаждение. Посему всякая душа приходит в кружение и не может устоять среди помыслов. Когда приведет себе на мысль вечное, избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее, предпочитает удовольствие. Здесь видит прохладу для плоти, а там ее порабощение, здесь пьянство, а там пост, здесь необузданный смех, а там обильные слезы, здесь пляски, а там молитву, здесь свирели, а там воздыхания, здесь блуд, а там девство. Поскольку же истинное благо удобопостижимо разумом только чрез веру (ибо оно отдалено от нас - и око не видало его, и ухо о нем не слыхало), а сладость греха у нас под руками, и наслаждение вливается посредством каждого чувства, то тот блажен, кто не увлекся в погибель приманками удовольствия, но с терпением ожидает надежды спасения и при выборе того или другого пути не вступил на путь, ведущий ко злу.

И на седалищи губителей не cede . О тех ли говорит седалищах, на которых покоим тела свои? И какое отношение дерева ко греху, так что седалища, которое было прежде занято грешником, мне должно бегать как чего-то вредного? Или надобно думать, что под седалищем разумеется неподвижное и постоянное коснение в одобрении греха? Сего должно остерегаться нам, потому что ревностное коснение во грехе производит в душах некоторый неисправимый навык. Ибо застаревшаяся душевная страсть или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как всего чаще случается, переходят в природу. Посему должно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу.

А другой путь - тотчас по искушении бежать его, как удара, наносимого стрелком, по написанному у Соломона о злой жене: Но отскочи, не замедли... ниже настави ока своего к ней (Притч. 9, 18). И теперь знаю таких, которые в юности поползнулись в плотские страсти и до самой седины, по привычке к злу, пребывают во грехах. Как свиньи, валяясь в тине, непрестанно более и более облипают грязью, так и эти люди чрез сластолюбие с каждым днем покрывают себя новым позором. Итак, блаженное дело - и не помышлять о зле. Если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой во грехе. А если и тому

Подвергся, не утверждайся во зле. Посему не сиди на седалищи губителей.

Если ты понял, какое седалище разумеет Писание, а именно называет так продолжительное пребывание во зле, то исследуй, кого именует оно губителями. О моровой язве люди, сведущие в этом, говорят, что она, если прикоснется к одному человеку или скоту, чрез сообщение распространяется на всех приближающихся. Таково свойство этой болезни, что все друг от друга наполняются тою же немощью. Таковы и дела беззакония. Ибо, передавая друг другу болезнь, все вместе страждут недугом и вместе погибают.

Не случалось ли тебе видеть, как блудники сидят на торжищах, осмеивают целомудренных, рассказывают свои срамные дела, свои занятия, достойные тьмы, и перечисляют случаи своего бесчестия как подвиги или другие какие доблести? Это губители, которые стараются собственный свой порок передать всем и усиливаются сделать многих себе подобными, чтобы избежать поношения, когда пороки будут общими. Огонь, коснувшись удобосгораемого вещества, не может не охватить всего этого вещества, особенно если подует сильный ветер, который переносит пламень с одного места на другое. Так и грех, прикоснувшись к одному человеку, не может не перейти ко всем приближающимся, когда раздувают его лукавые духи. Так, дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть бесчестию одного, но тотчас присоединяются товарищи: пиры, пьянство, срамные повести и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху. Ужели мала эта зараза, маловажно такое распространение зла?

А подражающий лихоимцу или человеку, который другим каким-нибудь пороком достиг значительной власти в обществе, стал правителем народов или военачальником и потом предался самым постыдным страстям, - ужели подражающий ему не приемлет в душу свою пагубы, обратив в свою собственность порок того, кому подражает? Блистательное положение в свете показывает вместе с собою и жизнь людей, поставленных на виду. Воины всего чаще подражают военачальникам, живущие в городах берут для себя примеры с начальствующих; и вообще, когда многие почтут достойным подражания порок одного человека, тогда справедливо и прилично будет сказать, что от него распространяется в

Жизни какая-то пагуба душ. Ибо грех в лице именитом многих поползновенных привлекает подражать тому же. И поскольку один от другого заимствует повреждение, то о таковых людях говорится, что они губят души. Итак, не сиди на седалищи губителей, не участвуй в собрании людей, повреждающих нравственность и пагубных, не оставайся в обществе советников на зло!

Но слово мое доселе медлит на одном предисловии, между тем примечаю, что обилие его превзошло должную меру так, что и вам нелегко соблюсти в памяти, если бы сказано было больше, и мне трудно продолжать служение слову, потому что по врожденной немощи недостает у меня голоса. Но хотя и недосказано то, о чем мы говорили, хотя, показав, что должно бегать зла, умолчал я о том, как усовершаться посредством добрых дел, впрочем, предложив настоящее благосклонному вниманию, обещаю, при Божьей помощи, восполнить и недостающее, если только не наложено будет на меня совершенного молчания. Да дарует же Господь и нам награду за сказанное, и вам плод от того, что слышали, по благодати Христа Своего, так как Ему слава и держава во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Псалом 1.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденое при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Псалом 2.

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Toгдa возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я. Aз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющийся Нань.

Псалом 3.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни. Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Слава:

Псалом 4.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Векую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал ecu веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Псалом 5.

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающий на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящий имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

Псалом 6.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея. Яко несть в смерти поминаяй Тебе: в аде же кто исповестся Тебе? "Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

Слава:

Псалом 7.

Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, aщe воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит, воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратная, господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы Боже праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.

Псалом 8.

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес, из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Всемилостивая Заступнице и Покровительнице всех к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небесныя славы Своея на рабов Божиих (имена) и на нас, припадающих ко подножию Твоему, услыши смиренную молитву нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и принеси ю возлюбленнаго Сына Твоег; (просьба). О Преблагословенная Богородице! Ты, именуемая Скоропослушнице и всех скорбящих Радосте, услыши и нас, скорбных; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и наши душевные болезни и печали; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел вражиих; Ты, Взыскание погибших, не попусти нас погибнути в бездне грехов наших; Ты, Целительнице страждущих, исцели и нас, уязвленных от немощей душевных и телесных; Ты, Нечаянная Радосте, радостию спасения Твоего отъемли от нас страх грядущаго мучения; Ты Споручнице грешных, буди и нам, грешным, Благосердою Споручницею покаяния и спасения нашего. На Тебе по Бозе все наше упование возлагаем, буди нам выну Неусыпная Ходатаица и Всесильная Предстательница пред Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом; укрепи в нас веру в Него, утверди в любви Его, научи нас любити и славити и Тебя, Пресвятую Матерь Божию, Преблагословенную Марию; Вседержавному Покрову Твоему, Богородице, вручаем себе на вся веки. Аминь.

По 1-й кафисме, Трисвятое, Пресвятая Троице..., Отче наш....

И тропари сия, глас 1: В беззакониих зачався аз, блудный, не дерзаю взирати на высоту Небесную, но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя. Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя.

Слава: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою.

И ныне: Упование христиан, Пресвятая Дево, Егоже родила еси Бога паче ума же и слова, непрестанно моли с горними силами дати оставление грехов нам всем и исправление жития, верою и любовию присно Тя чтущим.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило, иже Ипостаснаго Слова Отец и Единосильнаго Твоего Духа испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческаго естества, тмою греха содержимаго, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый миру, последи же нам того Единороднаго Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставите: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящего жития нощь прейти, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова

1. Псалом Давида

Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, Но в законе Господнем – воля его и закону Его он будет поучаться день и ночь. И будет он, как древо, посаженное при истоках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно. Не так нечестивые, не так: но как прах, который сметает ветер с лица земли! Посему не восстанут нечестивые на суд и грешники в собрание праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

2. Псалом Давида.

Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его, (говоря “Расторгнем узы их и свергнем с себя иго их”. Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь унизит их. Тогда изречет им в гневе Своем и яростью Своею смятет их. Я же поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его, Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: “Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их”. И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Воспользуйтесь научением, дабы не прогневался Господь, и вы не погибли с правого пути, когда воспламенится вскоре ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него.

3. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: “нет спасения ему в Боге его”. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех, напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. От Господа спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

Слава

4. В конец. Песнь. Псалом Давида.

Когда я призывал, услышал меня Бог правды моей. В скорби Ты дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою! Сыны человеческие! Доколе вы (будете) упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? Знайте же, что Господь сделал дивным преподобного Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему. Гневаясь, не согрешайте; о чем говорите в сердцах своих, (о том) сокрушайтесь на ложах ваших. Приносите жертву правды и уповайте на Господа. Многие говорят: кто явит нам благо? Запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи. Ты дал веселие сердцу моему, а они обогатились от плода пшеницы, вина и елея. С миром быстро усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, одного меня вселил с надеждою.

5. О наследствующей. Псалом Давида.

Господи! Словам моим внемли, уразумей воззвание мое. Вонми голосу моления моего, Царю мой и Боже мой, ибо Тебе помолюсь, Господи. Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня. Ибо Ты Бог, Коему неугодно беззаконие, не водворится у Тебя лукавый. И не пребудут беззаконники пред очами Твоими, Ты возненавидел всех, совершающих беззаконие. Погубишь всех, говорящих ложь, кровожадного и льстивого гнушается Господь. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе Твоем. Господи! Наставь меня правдою Твоею, врагов моих ради исправь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гортань их – открытый гроб, языком своим они льстили. Суди их, Боже! Да отстанут от замыслов своих; за множество нечестия их низринь их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и вселишься в них, и похвалятся Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь праведника, Господи: как оружием, благоволением оградил Ты нас.

6. В конец. Песнь. Об осьмом (дне). Псалом Давида.

Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно. И Ты, Господи, доколе (не явишь мне помощи)? Обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя? Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою. Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих. Отступите от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего. Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою. Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и постыдятся весьма скоро.

Слава

7. Псалом Давида, который он воспел Господу, по поводу слов Хусия, сына Иемениина.

Господи Боже мой! На Тебя я уповал, спаси меня от всех гонящих меня и избавь меня. Да не похитит (враг), как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя. Господи Боже мой! Если я сделал что, если есть неправда в руках моих, Если я отомстил воздающим мне зло, то да паду от врагов моих истощенный, Да преследует враг душу мою и да настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах да вселит. Восстань, Господи, во гневе Твоем, возвысься на пределах врагов Твоих, и воздвигнись, Господи Боже мой, по повелению, заповеданному Тобою. И сонм народов окружит Тебя, и над ним поднимись на высоту. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию, какое у меня. Да прекратится злоба грешников и исправь праведного, Боже, испытующий сердца и утробы праведно. Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем. Бог – судья праведный и крепкий, и долготерпеливый, и не наводящий гнев ежедневно. Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, И в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых. Вот он заболел неправдою, зачал злобу и родил беззаконие. Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал: Обратится злоба его на голову его и на темя его неправда его сойдет. Исповедаюсь Господу по правде Его и пою имени Господа Вышнего.

8. В конец. О точилах. Псалом Давида.

Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось выше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы погубить врага и мстителя. Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты основал, – То что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его? Ты умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его, И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его: Овец и волов всех, а также и скот полевой, Птиц небесных и рыб морских, проходящих стези морские. Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!

Слава

Молитвы после 1 кафизмы:

По 1-й кафисме, Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш.

И тропари сия, глас 1:
В беззакониих зачався аз, блудный, не дерзаю взирати на высоту Небесную, но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя. Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою.

И ныне и присно, и во веки веков: Упование христиан, Пресвятая Дево, Егоже родила еси Бога паче ума же и слова, непрестанно моли с горними силами дати оставление грехов, нам всем и исправление жития, верою и любовию присно Тя чтущим.

Господи, помилуй (читается 40 раз) и молитва:

Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная Сило, Иже Ипостаснаго Слова Отец и Единосильнаго Твоего Духа Испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческаго естества, тмою греха содержимаго, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый мiру, последи же нам того Единороднаго Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставити: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящаго жития нощь преити, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

1 Псалом Давида. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так – нечестивые: но они – как прах, возметаемый ветром.

5 Потому не устоят нечестивые на суде и грешники – в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Толкование Псалма 1

Псалом 1 является удачным введением в Псалтирь, поскольку в нем в общих чертах говорится о двух путях, которые открыты перед человеком и человечеством: о пути правды и праведности и о пути зла и нечестия. Он может быть отнесен к «псалмам мудрости», потому что подчеркивает наличие лишь этих двух путей; прием сравнения, обещание благословений, мысль об особой важности для практической жизни Богом данного закона – все это характерные черты «псалмов мудрости». Главная мысль Псалма 1 возникает в Псалтири вновь и вновь. Речь в нем идет о благословенном человеке, ведущем непорочную жизнь и процветающем – в согласии со словом Господним, и о нечестивых, которых ждет погибель.

А. Блажен муж… (1:1-3)

Пс. 1:1 . Характеристика «мужа», воспеваемого в этом псалме, «развивается по нарастающей» от глагола к глаголу: не входит… не стоит… не сидит – туда и там, где собираются «развратители» (по-еврейски буквально «насмешники», т. е. те, у кого праведный образ жизни вызывает лишь насмешки). Благодаря этому он оказывается защищенным как от случайного воздействия с их стороны, так и от соблазна вступить с ними в сговор против праведных (ибо он держится в стороне от собрания развратителей). Такой муж… блажен (т. е. счастлив), потому что угоден Богу и наслаждается духовным миром и радостью в общении с Ним.

Пс. 1:2 . Тут воля понимается как «влечение». Благочестивого человека влечет слово Божие («закон Господа», или Моисеев закон, здесь надо понимать расширительно, в значении всего Божественного откровения). Он упорно размышляет о нем, стараясь проникнуть в его глубины и удержать его в памяти, согласовывает с ним свою повседневную жизнь.

Пс. 1:3 . В сравнении с деревом, «посаженным при потоках вод», может быть усмотрена такая «подробность»: оно приносит плод свой во время свое. «Плод» применительно к праведнику – очевидно, его успехи в делах, процветание. Так вот: не всегда все это приходит сразу, но в то время, которое предусмотрено Богом. В целом же образ плодоносящего дерева, лист которого не вянет, символизирует жизнь под постоянным Божиим покровительством.

Б. О нечестивых (1:4)

Пс. 1:4 . Совсем иная судьба ожидает нечестивых, Здесь подразумеваются все те, кто не связаны с Богом заповедями завета и живут не по ним, но, руководствуясь лишь страстями своими и заблуждениями. Псалмопевец сравнивает их с мякиной (правильнее «мякина», а не прах), которую при обмолоте хлеба уносит ветром. Этот образ соответствует «пути нечестивых», который «погибнет» (толкование на 1:6).

В. О суде (1:5-6)

Пс. 1:5-6 . Основа жизни праведных – Божии заповеди, а потому нечестивые не могут быть «объединены» с ними (и в этом смысле – «устоять» в их собрании) Не живущие по Божиим заповедям, соответственно, не могут быть оправданы на Божием суде. Здесь, таким образом, речь об отделении Богом одних от других.

Знает Господь путь праведных, т. е. Ему известно об их образе жизни и поведении (о, так сказать, «направлении их деятельности»); Ему их путь угоден. А в «пути» нечестивых – залог их гибели. В стихах нет указания, имеется ли в виду погибель в вечности или наказание в земной жизни, но смысл псалма от этого не меняется: лишь праведные угодны Богу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»