Организация и управление инфраструктурой предприятия. Управление инфраструктурой и надежность производственных систем

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В условиях глобализации экономики и виртуализации экономических отношений возрастают требования к качеству инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности как на «наноэкономическом» уровне (отдельный объект недвижимости), так и на микроэкономическом уровне (организации), мезоэкономическомуровне (отрасль и регион), макроэкономическом уровне (государство) и мегаэкономическом (планетарном) уровне. Это обусловлено тем, что инфраструктура реального сектора выступает важным интегрирующим фактором, мультипликатором экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура организации, региона, государства, тем выше капитализация вышеуказанных объектов, тем более они становятся инвестиционно-привлекательными для новых видов бизнеса. От степени развития инфраструктуры также зависит и уровень транзакционных издержек субъекта хозяйствования, который оказывает немалое влияние на глобальную конкурентоспособность участников экономической деятельности. В этой связи все более актуальными становятся вопросы, связанные с разработкой концепции инфраструктурного менеджмента для вышеуказанных уровней управления.

Прежде всего, стоит определить, что мы понимаем под инфраструктурным менеджментом, и что является предметом управления. Анализ интернет-ресурсов показал, что термином инфраструктурный менеджмент чаще всегообозначают управление инфраструктурой объекта недвижимости (Facility Management) с целью получения оптимальной прибыли от его эксплуатации. Но это только «наноэкономический» уровень рассматриваемого понятия. Мы же считаем необходимым привлечь внимание к необходимости формирования целостной концепции инфраструктурного менеджмента и на более высоких уровнях экономической системы.

Вообще предмет инфраструктурного менеджмента является сложноструктурированным и комплексным. В исследованиях и обсуждениях инфраструктурных проблем традиционно поднимаются вопросы обеспечения развития трех инфраструктурных сфер: производственной, рыночной и социальной. Между тем, в постиндустриальном обществе происходит более детальная дифференциация инфраструктурных видов деятельности. Таких инфраструктурных секторов можно выделить, по крайней мере, восемь.

1. Производственная инфраструктура: включает услуги по обеспечению населения и бизнеса энергией, топливом, водой, производственным оборудованием, услугами капитального строительства и ремонта.

2. Социальная инфраструктура: обеспечивает воспроизводство человеческого потенциала (капитала) посредством развития профессионального образования и здравоохранения.

3. Рыночная инфраструктура: служит ускорению оборота товаров, денег и капиталов и включает биржи, банковскую систему, страховые услуги.

4. Институциональная инфраструктура: позволяет регулировать отношения и взаимодействие экономических агентов посредством законодательства и правоприменительной практики, а также неформальных институтов нравственного поведения и социальной ответственности.

5. Логистическая инфраструктура: обеспечивает реальные транспортные связи, хранение товаров на складах, создание резервов и запасов.

6. Информационная инфраструктура: обеспечивает каналы связи, накопление и доступ к базам данных, телекоммуникации.

7. Инновационная инфраструктура: объединяет творческие виды деятельности, включая науку, инноватику, венчурный бизнес.

8. Экологическая инфраструктура: формируется постепенно для обеспечения охраны природы и сохранения естественной среды жизнедеятельности.

Ряд видов инфраструктурного обеспечения необходим в планетарном масштабе. Так все более актуальными становятся вопросы глобальной энергетической и экологической безопасности, образования, проблемы развития глобальной производственной и социальной инфраструктуры.

Итак, в таблице 1 мы обозначили многоуровневые цели инфраструктурного менеджмента.

Таблица 1

Цели инфраструктурного менеджмента

Уровень управления

Цель управления

Отдельный объект недвижимости

Получение оптимальной прибыли от эксплуатации

Организация

Снижение эксплуатационных и транзакционных издержек

Повышение капитализации, инвестиционной привлекательности территории и качества жизни населения

Государство

Создание безопасных условий для развития воспроизводственных процессов и жизнедеятельности в целом

Ускорение процесса мировой интеграции на основе социально-эколого-экономических факторов и формирования на планете единого управленческого центра с целью снижения уровня бедности и безопасного развития цивилизации.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления инфраструктурой позволил нам выделить разные подходы, например:

1. хронологический подход, который заключается в управленииэволюцией инфраструктуры объекта в динамике;

2. пространственный подход, направленный на управление пространственной сопряженностью элементов инфраструктуры;

3. функциональный подход, четко разграничивающий цели, поставленныеперед институтами инфраструктуры;

4. бенчмакинговый подход, позволяющий сопоставить и дать сравнительнуюоценку эффективности функционирования инфраструктурных звеньев.

С нашей точки зрения, для создания условий непротиворечивости целей разного уровня, в основу методологии инфраструктурного менеджмента следует положить системный подход, который позволяет понять закономерности развития объектов управления, выявить те свойства элементов и механизмы взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, которые определяют эффективность, эмерджентность и целостность хозяйственной системы. Причем, в рамках инфраструктурного менеджмента системообразующие связи имеют особое значение, так как они определяют новые интегративные,инновационные свойства систем и синергетический эффект, придавая новые качественные характеристики свойствам системы.

Таким образом, в целом под инфраструктурным менеджментом мы понимаем обеспечение возможностей и создание безопасных условий для воспроизводственных процессов на всех уровнях хозяйственной системы с целью снижения издержек, увеличения капитализации и повышения качества жизни населения. В задачи инфраструктурного менеджмента входит: мониторинг состояния инфраструктуры и оценка ее релевантности и безопасности; анализ прогностического фона и прогнозирование необходимости развития инфраструктуры; формирование и управление базой знаний об имеющихся инфраструктурных условиях, экспертиза инфраструктурных проектов; координация реализации инфраструктурных проектов, взаимоувязка сценариев развития; ресурсное обеспечение инфраструктурного развития; интенсификация эксплуатации инфраструктуры.

В настоящее время продолжается процесс либерализации рынков инфраструктурных услуг, снижение монополизма в отраслях инфраструктуры, наблюдается усиление роли государства и общественных институтов в осуществлении контроля и регулирования этой сферы. Эти тенденции обуславливают необходимость адекватного новым реальностям методологического обеспечения инфраструктурного менеджмента.

Литература:

1. Безгодов А. В. Глобальная инфраструктура: необходимость и процесс формирования.Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007

2. Гилязутдинова И.В. Методология организационно-экономического развития инновационных хозяйственных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». 2009 г.

3. Кузнецов В.В. Инфраструктурные факторы совершенствования управления в промышлеиности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермский государственный университет. 2005

4. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.:КомКнига, 2010.- 456 с.

5. Курбонов С.Н. Инвестиционное обеспечение развития производственной инфраструктуры трансформируемой экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2009 г.

Рассматривается проблема минимизации рисков при эксплуатации основных фондов предприятия. Предприятию необходимо увязывать показатели технического обслуживания и ремонта оборудования с корпоративными целями в сфере надежности, безопасности, экологии и качества. В этой связи предлагается внедрение интегрированных систем управления инфраструктурой (ИСУИ). Свою миссию НПП “СпецТек”, как разработчик и владелец программного комплекса TRIM, видит в пропаганде, разработке и внедрении ИСУИ. Информационные технологии рассматриваются как необходимый инструмент и среда реализации предлагаемых подходов. Приводится пример проекта в сетевой энергетике.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в очередной раз показала, что инфраструктура является критически важным элементом обеспечения целостности и надежности производственной системы, а физический износ объектов инфраструктуры является серьезным фактором риска. Однако управлению инфраструктурой уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание как в международных стандартах (ISO 9001, п. 6.3), так и в практике отечественного менеджмента.

Очевидно, что старение оборудования является естественным процессом. Проблемы возникают, когда эти процессы становятся неуправляемыми. Решение задачи обеспечения эффективного и безопасного использования объектов инфраструктуры является ответственностью их владельца. В эпоху социализма, когда все принадлежало “народу” и работала плановая экономика, государство создало и поддерживало сложную систему управления инфраструктурой, которая включала отраслевые научно-исследовательские и проектные институты, органы надзора, учреждения высшего и среднего специального образования, технические службы на предприятиях. Именно государство планировало и осуществляло безопасное использование и своевременное обновление основных фондов. В процессе перехода от социализма к капитализму значительная часть основных фондов сменила владельца. Теперь ответственность за безопасное и эффективное управление ложится на частного собственника. К сожалению, в процессе “дележа” была в значительной степени разрушена прежняя плановая структура управления, а новая, ориентированная на современные экономические реалии, не создана.

В условиях, когда средняя изношенность основных фондов достигает 80 % и продолжает нарастать, сложившаяся ситуация представляется исключительно опасной и требует безотлагательного вмешательства государства в вопросы управления инфраструктурой.

Тем не менее, в отношении к износу основных фондов чувствуется какая-то обреченность. Износ достиг небывалой величины, для обновления нужны фантастические инвестиции, которые накопятся только со временем. Для замены в короткий срок всего, что устарело и изношено, нужны фантастические производственные мощности, которых нет - поэтому обновление будет длиться долго, даже если будут деньги. Остается запастись терпением на долгие годы и надеяться на лучшее. Но действительно ли надежда - это все, что осталось?

Например, износ российских магистральных электрических сетей, по оценкам экспертов, составляет 41 %, распределительных электросетей - 70 %. Износ муниципальных и сельских сетей в отдельных регионах превышает 90 %. Износ муниципальных и сельских сетей в отдельных регионах превышает 90 %. В химической отрасли средний уровень износа порядка 50%, а по отдельным видам оборудования - от 80 до 100%. В металлургии в среднем износ превышает 60%. Ресурсы, имеющиеся для технического перевооружения, технического обслуживания и ремонта (ТОиР), существенно ограничены. В этих условиях возникновение техногенных аварий (или даже катастроф) на первый взгляд представляется лишь делом времени.

Отсутствие стратегических целей и увязанных с ними измеримых целевых показателей, концентрирует внимание на краткосрочных проблемах, уводя менеджмент от глобальных долгосрочных проблем. Не анализируется влияние множества управляющих воздействий, реализуемых на нижних уровнях управления, на отдаленные цели. Это не соответствует насущным задачам управления, стоящим перед предприятием с изношенными основными фондами. Поскольку уровень износа высок, предстоящие объемы работ по замене и ремонтам велики, такое предприятие должно иметь долгосрочные планы замены и реновации. Оно должно прогнозировать состояние и остаточный ресурс своего оборудования, его производительность, уровень безопасности и надежности, оценивать влияние конкретных замен и ремонтов на будущую производительность и надежность, выбирать оптимальную стратегию замен и ремонтов, согласовывать планы ТОиР и обновления с планами производства.

Между тем, в теории и практике менеджмента уже выработаны концепции, подходы и методы, ориентированные на минимизацию рисков в условиях ограниченности ресурсов и изношенности объектов инфраструктуры.

Для иллюстрации приведем так называемую философию Performance Focused Maintenance (PFM) или техническое обслуживание, ориентированное на результативность деятельности и эффективность компании в целом. Этот подход возник на западе и достаточно активно там пропагандируется. В частности, его можно найти в отчетах американского Института исследований в области электроэнергетики (EPRI), который рекомендует внедрять PFM в практику управления основными фондами электрических сетей.

Как определил EPRI, “целью PFM является оказание помощи менеджерам по управлению основными фондами в концентрации их ограниченных ресурсов на тех направлениях, которые внесут наибольший вклад в достижение установленных корпоративных целей организации” .

Чтобы сегодняшнее управляющее воздействие вырабатывалось исходя из его влияния на достижение перспективных, стратегических целей необходимо установить связь между ремонтами (заменами) и целями предприятия. То есть, выделяя ресурсы под те или иные работы ТОиР, необходимо отслеживать их вклад в достижение целей, концентрировать ресурсы на тех работах, от которых ожидается наибольший вклад в безопасность, надежность, производительность и качество.

Таким образом, предприятию необходимо иметь следующие элементы управления:

  • систему корпоративных целей в области надежности, производительности, безопасности труда , экологии, качества;
  • систему показателей и допустимых уровней рисков, разработанных на основе целей и определяющих достижение целей;
  • математические модели объектов инфраструктуры, позволяющие количественно определять влияние обслуживания, ремонта или замены того или иного оборудования на величину установленных корпоративных показателей и, соответственно, на достижение целей;
  • математический инструментарий, позволяющий прогнозировать и анализировать отказы и их последствия (АВПКО), рассматривать сценарии “что, если”, строить тренды, планировать обслуживание и ремонт оборудования с учетом повышения его надежности;
  • инструменты сбора и анализа первичных данных об оборудовании - состав оборудования, наработки, техническое и эксплуатационное состояние каждой единицы, дефекты и отказы, планируемые работы ТОиР, история замен, ремонтов и перемещений каждой единицы оборудования, использованные, имеющиеся и требуемые под ТОиР запчасти и материалы, требующийся для работ персонал, трудоемкость работ и т.д.

Такой состав элементов представляет собой систему, которую мы называем интегрированной системой управления инфраструктурой (ИСУИ), и которая позволяет охватить все аспекты функционирования инфраструктуры предприятия, отслеживать миссию предприятия и достижение его целей при планировании и выполнении мероприятий по ремонту, замене, техническому перевооружению объектов инфраструктуры .

Однако многие компании России и СНГ испытывают трудности даже со сбором первичных данных, не говоря уже о компонентах более высокого порядка. Например, в сетевых энергокомпаниях имеют место проблемы с получением из удаленных РЭС актуальной информации об изменениях состава оборудования, схем электрических сетей, с доступом к этой информации при планировании. Данные об истории эксплуатации объектов, формуляры, паспорта и т.д. находятся на местах, в разрозненном и часто не актуализированном состоянии. Прогноз надежности и эффективности ведется не на основе моделей, а на основе таких неполных исторических данных. Нет оперативного сбора информации о проведенных осмотрах, выявленных дефектах, в результате реакция на дефекты запаздывает, возникают сбои в энергоснабжении. Очевидно, что решение указанных и других проблем сбора данных невозможно без информатизации процессов управления основными фондами. Задачи моделирования и прогнозирования также не могут быть решены без соответствующих специализированных программных систем.

Несмотря на очевидные проблемы с изношенностью основных фондов и на участившиеся аварии, мы не наблюдаем со стороны государства и российских предприятий той активности, которая была бы адекватна ситуации. Проекты в сфере внедрения информационных систем управления основными фондами имеют место, но они пока не стали массовым явлением в российской экономике. Здесь можно назвать проекты в таких компаниях, как ФГУП “Атомфлот”, ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”, ОАО “Енисейское речное пароходство”, ОАО “Кольская горно-металлургическая компания”, ОАО “Концерн Росэнергоатом”, ОАО “Новороссийский морской торговый порт”, Северо-Западная ТЭЦ и некоторых других.

В сфере менеджмента инфраструктуры одним из немногих проектов систем управления по целям, по-видимому, остается проект внедрения информационной системы управления надежностью энергоснабжения в ООО “Нижневартовскэнергонефть”. Это предприятие обеспечивает передачу электроэнергии от ОАО “Тюменьэнерго” до объектов нефтедобычи ОАО “Самотлорнефтегаз” и ОАО “Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие” корпорации ТНК-BP. В область ответственности компании входит бесперебойное энергоснабжение, но помимо этого его деятельность включает также эксплуатацию и обслуживание энергетического оборудования, в частности, выполнение планово-предупредительных, аварийно-восстановительных и капитальных ремонтов, проведение диагностик и измерений. Компания имеет значительную территориальную распределенность и большое количество сетевого оборудования (21 сетевой район).

В течение ряда лет добывающие предприятия наряду с ростом добычи фиксировали опережающий рост потерь, вызванных невозможностью добычи нефти из-за отказов сетевого энергоснабжающего оборудования. Анализ показал, что компания не располагает механизмом, позволяющим соблюдать требуемый уровень потерь при заданном объеме добычи. Финансирование содержания энергохозяйства не зависело от результатов его деятельности, в частности, от количества отключений.

В этой связи было принято решение о создании системы управления надежностью энергоснабжения (СУНЭ). Поддерживать все основные аспекты деятельности в этой сфере должна соответствующая информационная система (ИСУНЭ). Идеологически система была спроектирована так, что на нижнем уровне она опиралась на сбор и обработку первичных данных об оборудовании, а на верхнем уровне - на корпоративные цели, в числе которых:

  • сокращение потерь добычи нефти, вызванных отказами электрооборудования;
  • оптимизация затрат на содержание энергохозяйства;
  • повышение обоснованности бюджетов сервисных предприятий.

В рамках ИСУНЭ были созданы три подсистемы: “Управление ТОиР” (на основе EAM-системы TRIM разработки НПП “СпецТек”), “Стратегия ремонтов” (математическое моделирование электросети на основе программы Neplan, расчет стратегии ремонтов средствами программного обеспечения CalposMain, разработки компании ABB) и “Анализ эксплуатации и ремонтов” (на основе продукта PowerPlay компании Cognos).

Суть решения состоит в переходе от субъективных оценок свершившихся фактов к объективным расчетам и прогнозированию ситуации. В решении ИСУНЭ предложено формировать стратегию ремонтов на основе расчетных интегральных показателей, которые содержат в себе как оценку текущего состояния, так и прогноз состояния и надежности на будущее, а также комплексную оценку важности оборудования с точки зрения прямого и косвенного ущерба и последствий отключений - анализ соотношения потерь нефти и затрат на ТОиР. Формирование стратегии ремонтов осуществляется по каждой из единиц оборудования, выстроенных по степени их важности и риска отказа. На основании такой стратегии формируются уже полноценные планы работ по ТОиР и заменам, план обеспечения этих работ ресурсами, и про такие планы можно сказать, что они действительно обоснованны, то есть средства тратятся на поддержание установленного уровня надежности. Система позволяет моделировать различные варианты - что будет с потерями при заданном уровне финансирования, какой его объем необходим для сокращения потерь до заданного уровня.

Средствами TRIM в системе реализуются такие функции, как централизованное ведение нормативно-справочной информации по ТОиР, формирование и сопровождение базы данных объектов технической эксплуатации, планирование ТОиР по данным из подсистемы “Стратегия ремонтов” с учетом важности, надежности и технического состояния оборудования, планирование ТОиР по регламенту (календарное, по наработке), согласование плана ТОиР между подразделениями, регистрация внеплановых и аварийных работ, определение и обеспечение потребности в ресурсах, распределение работ на день, формирование заданий на работы, организация, учет и анализ выполнения работ и их результатов, в том числе анализ трудозатрат и расхода ТМЦ и другие.

Минимизация рисков при эксплуатации основных фондов, как было указано выше, связана с внедрением информационных систем, сочетающих в себе передовые методы и практики управления. Если основные фонды изношены, то значительно повышается важность учета условий безопасности труда, экологии, качества и т.д., то есть учета аспектов функционирования всей инфраструктуры предприятия. В этой связи НПП “СпецТек”, обладая 20-летним опытом работы в области систем управления основными фондами, являясь разработчиком и владельцем программного комплекса TRIM, видит свою миссию в том, чтобы приложить все возможные усилия для пропаганды, разработки и внедрения ИСУИ на предприятиях и в учреждениях РФ и СНГ. В условиях значительного старения основных фондов, увеличения вероятности техногенных катастроф и низкого уровня корпоративного управления, ИСУИ являются необходимым инструментом для обеспечения безопасности, качества и эффективности основных фондов. ИСУИ обеспечат прогнозируемость, прозрачность и управляемость процессов обновления основных фондов и в целом будут способствовать ускоренной модернизации экономик стран СНГ.

Список литературы

1. Performance-Focused Maintenance for Distribution Substations: Survey and Guide with KPIs and Algorithms for Living and Predictive Maintenance. EPRI, Palo Alto, CA: 2006.

2. Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Менеджмент инфраструктуры в системе менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2006. - № 3. - С. 70-73.

3. Струнилин П. Управление надежностью энергоснабжения // Новатор. - 2005. - № 6. - С. 26-29.

Назначение и область применения

Ответственность

Определения, обозначения и сокращения

Описание процесса

Цель процесса

Входы процесса

Выходы процесса

Ресурсы процесса

Информация

Входная информация

Выходная информация

Описание процесса и процедур

Описание процесса «Управление инфраструктурой»

Описание процедуры «Обеспечение автотранспортом структурных подразделений»

Описание процедуры «Содержание, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Показатели и критерии

Мониторинг

Анализ (оценка) результативности процесса

Определение значения критерия на плановый период

Оценка динамики показателя за плановый период

Ранжировка критериев по их важности (удельному весу) в оценке процесса

Оценка результативности процесса

Улучшение функционирования процесса

Записи по качеству

Порядок внесения изменений

Приложения

Приложение А. Перечень СНиП, ГОСТ, ПБ, РД, ФЕР, применяемых в процессе «Управление инфраструктурой»

Приложение Б. Форма журнала регистрации заявок для ЦДП

Приложение В. Форма бланка «Дефектная ведомость »

Приложение Г. Форма оперативного журнала учета работ по нарядам и распоряжениям

Приложение Д. Форма бланка «Заявка на автотранспорт»

Приложение Е. Форма журнала регистрации заявок на автотранспорт

Приложение Ж. Форма бланка «Путевой лист»

Приложение И. Форма журнала учета движения путевых листов

Приложение К. Форма журнала учета приема и выдачи пластиковых карт для заправки топливом

Приложение Л. Форма книги выдачи путевых листов

Приложение М. Форма бланка «Сводная ведомость учета и расхода ГСМ» и «Сводная ведомость работы автотранспорта и расхода бензина»

Приложение Н. Форма графика ТО и техосмотра

Приложение П. Форма бланка «Акт списания материальных запасов»

Приложение Р. Форма журнала «Статистика выполнения заявок»

Приложение С. Форма бланка «Расчетное потребление электроэнергии»

Приложение Т. Форма бланка «Сводная ведомость расхода энергоресурсов»

Приложение У. Форма представления в Центр качества образования оценки результативности процесса СМК

Приложение Ф. Лист регистрации изменений в документе

Приложение Х. Лист ознакомления с документом и изменениями в документе

DIV_ADBLOCK74">

1. Назначение и область применения

1.1. Стандарт «Управление инфраструктурой» относится к разряду документов, описывающих обеспечивающий процесс СМК Финансового университета, и обеспечивает выполнение требований п. 4.1, 6.3, 8.2.3 ISO 9001:2008.

1.2. Назначение настоящего стандарта:

организация поддержания работоспособности инфраструктуры Финансового университета;

планирование и управление инфраструктурой, улучшение качества материально-технической базы университета.

1.3. В состав процесса, описываемого в настоящем стандарте, входят документирован-ные процедуры: «Обеспечение автотранспортом структурных подразделений», «Содержание, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

1.4. Требования настоящего стандарта распространяются на деятельность всех структурных подразделений Финансового университета, задействованных в СМК.

2. Ответственность

2.1. Начальник Ремонтно-эксплуатационного управления Финансового университета, являясь владельцем настоящего процесса, несет ответственность за:

разработку, внедрение и применение настоящего стандарта в Финансовом университете и внесение в него изменений;

полноту изложенных в настоящем стандарте процедур и требований для обеспечения качества;

достижение целей процесса;

определение алгоритма и содержания описываемого процесса;

установку требований к ресурсам, входным данным, управляющим воздействиям, осуществление взаимосвязи с другими процессами;

контроль и анализ процесса в соответствии с заданными параметрами, разработку корректирующих и предупреждающих действий и постоянное улучшение процесса.

2.2. Оперативным управляющим процесса «Управление инфраструктурой» является начальник учебного комплекса Управления хозяйственной эксплуатации, который несет ответственность за реализацию корректирующих и предупреждающих действий и постоянное улучшение процесса, контролирует осуществление процесса в соответствии с заданными параметрами.

2.3. Ответственность других должностных лиц указана в разделе 5.6.

2.4. Ответственность за выполнение требований настоящего стандарта в каждом структурном подразделении несут руководители структурных подразделений.

3. Нормативные ссылки

ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ISO 9004:2009(Е). Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации на основе менеджмента качества.

СТО ДП 4.2.3/1. Управление документами.

СТО ДП 4.2.4/1. Управление записями.

СТО КП 5.5.3/1. Управление информацией.

СТО КП 6.2/1. Управление персоналом.

СТО КП 7.4/1. Управление закупками.

СТО ДП 8.2.2/1. Внутренний аудит.

СТО ДП 8.3/1. Управление несоответствующей продукцией.

СТО ДП 8.5.2/1. Корректирующие действия.

СТО ДП 8.5.3/1. Предупреждающие действия.

ГОСТ 2.105–95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Закон Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000-1 «Об образовании» (ред. от 01.01.2001 г. , с изменениями и дополнениями).

Закон Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000-1 «О защите прав потребителей » (ред. от 23., с изменениями и дополнениями).

Госпожнадзор – Государственная пожарная инспекция

КС – капитальное строительство

Минтранс – Министерство транспорта Российской Федерации

МО – материальное обеспечение

МТБ – материально-техническая база

ОРД – организационно-распорядительная документация

ПБ – правила безопасности

ПП – постановление Правительства

ППР – планово-предупредительные работы

ПРК – представитель ректора по качеству

ПТС – паспорт транспортного средства

ПУ – Правовое управление

ПФУ – Планово-финансовое управление

РД – рабочая документация

РЭУ – Ремонтно-эксплуатационное управление

СМК – система менеджмента качества

ТО – техническое обслуживание

ТР – технический ремонт

УКО – Управление кадрового обеспечения

4.2. В настоящем СТО используются термины и определения из международного стандарта ISО 9000:2005 и другие определения, принятые в Финансовом университете. Наиболее значимые из них приведены ниже:

Адекватность – соответствие документов установленным требованиям.

Актуальность – действенность , современность документа.

Записи по качеству – документ, излагающий достигнутые результаты или предоставляющий свидетельства осуществленной деятельности по СМК.

Инфраструктура – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для обеспечения условий жизнедеятельности организации (учреждения).

Карта процесса – нормативный документ, описывающий процесс.

Материально-техническая база – совокупность материальных и технических средств, используемых для обеспечения жизнедеятельности предприятия.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Несоответствие – невыполнение установленного требования.

Образовательная услуга – вид деятельности , в процессе выполнения которой не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество образованности.

Оказание услуг – процесс и результат передачи и усвоения систематизированных знаний, компетенций и навыков.

Потребитель (заказчик) – организация или лицо, заказывающее и получающее (приобретающее) услуги.

Процедура установленный способ осуществления деятельности.

Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы», используя ресурсы и управляющие воздействия, для достижения проставленных целей.

Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Соответствие – выполнение установленного требования.

Стандарт – документ, в котором с целью добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, характеристики и правила осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стратегический план – план, составляемый сроком на 3 и более лет.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Цель процесса – желаемые конечные или промежуточные состояния процесса, имеющие количественные и/или качественные характеристики.

Цели в области качества – желаемый результат деятельности организации в области качества за определенный период времени.

4.3. Обозначения структурных символов (элементов), применяемых для построения алгоритмов, блок-схем, потоковых диаграмм, структурных схем приведены в разделе 4.3 СТО ДП 4.2.3/1. Управление документами.

5. Описание процесса

Настоящий стандарт относится к разряду обеспечивающих процессов в процессной модели СМК Финансового университета.

Определяет развитие и поддержание в исправном состоянии материально-технической базы Финансового университета, удовлетворяющей требования потребителей. Схематичное описание процесса «Управление инфраструктурой» приведено на рисунке 1.

5.1. Цель процесса

Цель настоящего стандарта – развитие и поддержание в исправном состоянии материально-технической базы Финансового университета, удовлетворяющей требования внутренних потребителей.

Рисунок 1. Описание процесса «Управление инфраструктурой»

5.2. Входы процесса

Входы процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Входы процесса «Управление инфраструктурой»

Поставщик

Потребитель

Заявки от структурных

подразделений

Все структурные

подразделения

Финансового университета

ВП, ЦДП, РЭУ, УХЭ, Отдел по ремонту зданий ДКС, Транспортный отдел по назначению заявки

Предписания контроли-рующих органов в соответствии с нормами и правилами эксплуатации

Госпожнадзор,

Ростехнадзор,

Санэпидемстанция,

Транспортная

инспекция по г. Москве, ГИБДД

Ректор, ВП,

РЭУ, УХЭ, ДКС, Транспортный отдел - по назначению предписания

Требования по эксплуатации заводов-изготовителей оборудования и автотранспорта

Заводы-изготовители

РЭУ, Транспортный отдел,

эксплуатирующие

установленное оборудование и автотранспорт

Оборудование, автотранспорт, здания и сооружения универ-ситета, требующие ТО и ТР

Эксплуатирующие службы

Структурные подразделения Финансового университета

5.3. Выходы процесса

Выходы процесса представлены в таблице 2.

Таблица 2. Выходы процесса «Управление инфраструктурой»

Поставщик

Тема «Организация и управление производственной инфраструктурой предприятия»

1. Состав, содержание и задачи производственной инфраструктуры.

2. Организация материально-технического обеспечения производства.

3. Организация энергетического хозяйства.

4. Организация инструментального хозяйства.

5. Организация ремонтного хозяйства.

6. Организация транспортного и складского хозяйства.

7. Организация контроля качества и сертификация продукции.

1. Состав, содержание и задачи производственной инфраструктуры

Производственная инфраструктура предприятия – комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в работоспособном состоянии.

В состав производственной инфраструктуры включают: вспомогательные цехи, службы или хозяйства: ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческо-складское и др.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают постоянную эксплуатационную готовность технологического оборудования путем ремонта и модернизации. Задачи этих цехов заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии, организуют рациональное ее использование, поддерживают электрооборудование и энергоустановки в постоянной готовности путем их ремонта и модернизации, внедряют новое энергетическое оборудование, осуществляют контроль за выполнением правил эксплуатации энергоустановок в основных производственных цехах, обеспечивают телефонную и радиосвязь.

Инструментальные цехи и службы предприятия обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. Основными задачами инструментального хозяйства являются: бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом всех цехов и рабочих мест; контроль за правильной эксплуатацией инструмента и сокращение его расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение, ремонт и восстановление инструмента; поддержание минимально необходимых запасов инструмента.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства, цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависит ритмичность работы предприятия и экономичное использование материальных ресурсов.

2. Организация материально-технического обеспечения

производства

Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав материально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д.

Цели материально-технического обеспечения производства:

Ø своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

Ø улучшение использования ресурсов:

Повышение производительности труда, фондоотдачи;

Сокращение длительности производственного цикла;

Обеспечение ритмичности процессов;

Сокращение оборачиваемости оборотных средств;

Полное использование вторичных ресурсов;

Повышение эффективности инвестиций

Ø анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо выполнить следующие работы :

1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов по следующим факторам:

Наличие лицензии;

Наличие опыта работы в данной области;

Надежность и прибыльность работы;

Простота и стабильность поставок;

Приемлемость цены.

2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;

3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства ресурсами;

5) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

6) учет и контроль использования ресурсов;

7) анализ эффективности использования ресурсов;

8) стимулирование улучшения использования ресурсов.

Всеми этими работами занимается отдел материально-технического снабжения, который находится в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству.

Структура отдела материально-технического обеспечения производства:

ü Бюро маркетинга поставщиков ресурсов ;

ü Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами . Его функции : разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами.

ü Бюро управления запасами . Функции: расчет нормативов различных видов запасов по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов.

ü Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами . Функции : оснащение основным и вспомогательным оборудованием, тарой, инвентарем и т.д.; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, полуфабрикатами и т.д.; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

ü Бюро управления эффективностью использования ресурсов . Функции: выявление факторов улучшения использования ресурсов (по видам), организация учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработка мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организация их внедрения и стимулирования.

Планирование материально-технического обеспечения производства включает комплекс работ по:

Анализу расходов материальных ресурсов за отчетный период;

Использованию технологического оборудования и оснастки;

Прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период;

Факторами улучшения использования ресурсов являются:

Ø совершенствование конструкции и структуры продукции;

Ø совершенствование технологии изготовления продукции;

Ø применение материалов с заранее заданными свойствами;

Ø стимулирование улучшения использования ресурсов.

Формы обеспечения ресурсами:

v через товарно-сырьевые биржи;

v прямые связи;

v аукционы, конкурсы;

v спонсорство;

v собственное производство.

Выбор форы обеспечения зависит от: особенностей ресурса; продолжительности его получения, качества предложений, качества и цены ресурса, также следует учитывать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности его продукции.

3. Организация энергетического хозяйства

Основными задачами энергетического хозяйства предприятия являются:

ü Бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при наименьших затратах;

ü Наиболее экономное расходование энергии;

ü Внедрение новейшей энергетической техники и наиболее полное использование мощности энергоустановок;

ü Повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции;

ü Наблюдение и контроль за выполнением в технологических и других цехах правил эксплуатации энергетического оборудования;

ü Организация техосмотров и ремонта энергетического оборудования.

Основные виды энергии : электрическая, тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива; тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия.

Энергоресурсы : электрический ток, натуральное топливо, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под напором.

Выбор наиболее экономичных энергоресурсов осуществляется на основе комплексного решения вопросов энергетики, технологии, организации производства и экономики путем сравнительного анализа удельных расходов (норм расхода) технологического топлива и энергии, единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятий по снижению норм.

Формы обеспечения энергоресурсами :

- приобретение со стороны ;

- собственное производство . На предприятии могут производиться электроэнергия – на заводской электрической станции, пар и горячая вода – в котельных; генераторный газ – на газогенераторной станции.

Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, состоящие в необходимости немедленного использования произведенной энергии и неравномерной потребности в ней в течение суток и времени года, поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования.

В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная: предприятие получает электрическую энергию от центральной (единой) электрической системы, пар – по тепловой сети районной энергетической системы, газ – из сети дальнего газоснабжения природным газом и т.д.

Основой рациональной организации энергетического хозяйства на предприятии является правильное планирование производства и потребления энергоресурсов с применением балансовых методов. Они дают возможность рассчитывать потребность предприятия в различных видах топлива и энергии, исходя из объема производства и прогрессивных норм, а также определять наиболее рациональные источники покрытия этой потребности.

Энергетические балансы входят в группу материальных балансов и подразделяются:

По назначению : - стратегические ;

- тактические плановые;

- отчетные.

По степени охвата : - сводные (по предприятию, цеху);

- частные (по агрегатам, видам энергоресурсов, виду обработки)

Структура энергетического хозяйства , например крупного машиностроительного предприятия:

ü энергетические цехи (электросиловой, газовый, электромеханический и т.д.);

ü преобразовательные и генерирующие установки (компрессорная, котельная и др.)

ü цеховые и общезаводские энергопередающие сети;

ü потребители энергии (оборудование, станки, печи и др.)

Энергетической хозяйство крупных предприятий находится в ведении главного энергетика, а на мелких – главного механика. В состав отдела главного энергетика входят:

v бюро энергоиспользования;

v бюро энергооборудования;

v электрическая и топливная лаборатории.

Персонал энергетических цехов подразделяется на:

Сменный;

Ведущий текущую эксплуатацию оборудования;

Ремонтно-монтажный

Энергетического хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:

ü Приобретение ресурсосберегающего оборудования;

ü Использование наиболее экономичных видов энергоресурсов;

ü Совершенствование схем энергопотребления;

ü Автоматизация производственных процессов, учета и контроля использования ресурсов;

ü Применение расчетно-аналитических методов нормирования ресурсов;

ü Упрощение структуры энергетического хозяйства предприятия;

ü Стимулирование улучшения использования ресурсов

4. Организация инструментального хозяйства

Инструментальное хозяйство предприятия – совокупность отделов и цехов, занятых проектированием, приобретением, ремонтом и восстановлением технологической оснастки, а также ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места.

Цель функционирования ИХ : обеспечение бесперебойного питания цехов и рабочих мест высококачественной технологической оснасткой в нужном количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее проектирование, приобретение (или изготовление), хранение, эксплуатацию, ремонты, восстановление и утилизацию.

Организация работ по инструментальному обеспечению производства включает:

1) технологический контроль конструкторской документации на предмет технологической конструкции, составных частей и конструктивных элементов изделий (линейные размеры, радиусы, диаметры, материалы, покрытие)

2) развитие предметной и технологической специализации и кооперирования производства;

3) унификация технологической оснастки и конструктивных элементов;

4) расчет запасов инструмента;

5) проектирование помещений, технических средств и организационных проектов для хранения и доставки до рабочих мест;

6) проведение маркетинговых исследований и заключение договоров на приобретение технологической оснастки со стороны, организация ее доставки на предприятие.

7) организация хранения, доставки, эксплуатации, ремонта и восстановления оснастки;

8) анализ эффективности использования оснастки;

1) разработка и экономическое обоснование организационно-технических мероприятий по улучшению использования оснастки.

В связи с многообразием решаемых задач организационная структура инструментального хозяйства довольно сложная:

Главный технолог предприятия

Заместитель начальника отдела по производству оснастки;

Заместитель начальника отдела по эксплуатации оснастки;

Технический сектор;

Планово-экономический сектор;

Инструментальные цехи;

Бухгалтерия отдела и т.д.

Основными направлениями совершенствования инструментального хозяйства являются:

1. в области проектирования выпускаемой продукции и технологии ее производства – упрощение конструкции продукции, ее унификация и стандартизация, применение при проектировании продукции научных подходов и методов оптимизации;

2. в области проектирования и производства технологической оснастки – унификация и стандартизация оснастки, ее составных частей и конструктивных элементов, сокращение продолжительности разработки и изготовления оснастки;

3. в области менеджмента – применение научных подходов и методов, развитие маркетинговых исследований, выявление конкурентных преимуществ предприятия, совершенствование учета, контроля, анализа и мотивации работ.

5. Организация ремонтного хозяйства

Ремонтное хозяйство предприятия – совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом технического состояния оборудования, надзором над его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению использования.

Основными задачами ремонтного производства предприятия являются:

ü поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;

ü совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;

ü снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.

Ремонтные работы на предприятии, проводимые ремонтным хозяйством, включают проведение текущего (малого), среднего и капитального ремонта.

Текущим называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашиваемых деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.

Средний – это частичная разборка оборудования, замена и восстановление изношенных деталей. Выполняется он без снятия оборудования с фундамента.

Капитальный ремонт – наибольший по объему и сложности ремонт, требующий полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановления части деталей и проверки их на точность.

Затраты на все виды ремонта финансируются за счет ремонтного фонда, который образуется на предприятии по нормативу за счет себестоимости продукции.

Ремонтные работы ведутся в строгой последовательности. Объем и порядок их очередности зависят от длительности службы отдельных деталей и узлов.

Ремонтное хозяйство на предприятии возглавляет главный механик, подчиняющийся главному инженеру.

Структура ремонтного хозяйства может состоять из следующих подразделений:

Ø экономический отдел;

Ø технический отдел;

Ø организационный отдел;

Ø ремонтно-механический цех;

Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства могут быть:

· разработка рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий;

· модернизация устаревшего оборудования;

· повышение организационно-технического уровня ремонтного производства.

6. Организация транспортного и складского хозяйства

Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.

Основные задачи ТХ:

ü наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и ГП в соответствии с требованиями производственного процесса;

ü эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;

ü механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

ü снижение себестоимости транспортных операций;

ü обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;

ü постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.

На предприятии используют различные виды транспортных средств:

§ по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта;

§ в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки);

§ по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы) и смешанного перемещения (краны);

§ по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные;

§ по виду перемещения грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства включает выполнение следующих работ:

1. стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2. анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

3. выбор и обоснование транспортных средств;

4. составление балансов грузооборота (Грузооборот – суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период времени);

5. проектирование схем грузопотоков (Грузопоток – количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами);

6. оперативно-календарное планирование транспортных операций;

7. диспетчирование работы транспорта предприятия.

Основными направлениями качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:

Повышение уровня автоматизации производства и управления;

Сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

Совершенствование нормирования, учета, и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

Анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению;

Комбинирование применения различных транспортных средств и погрузочно-разгрузочных средств;

Максимальное укрупнение транспортных партий и широкое применение пакетных перевозок и контейнеров.

Складское хозяйство :

Основные задачи :

ü своевременное обеспечение производства сырьем, материалами, полуфабрикатами и т.д.;

ü обеспечение сохранности материальных ценностей на складах;

ü снижение затрат, связанных с осуществлением складских операций и с содержанием складов;

ü повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады.

Функции СХ:

Ø надлежащее хранение и учет предметов труда и ГП;

Ø подготовка материалов к их непосредственному потреблению;

Ø планомерное, бесперебойное и комплектное снабжение цехов и участков материальными ресурсами;

Ø отгрузка готовой продукции потребителям;

Складское хозяйство крупного промышленного предприятия представляет сложную систему, состоящую из сети складов со специальными устройствами и оборудованием для перемещения, штебелирования и хранения материалов, а также с весовым и измерительным оборудованием, вычислительной техникой, противопожарными средствами.

Склады в зависимости от объема работ делятся на:

- общезаводские :

Ø материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива);

Ø склады полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других;

Ø производственные склады, обслуживающие производственный процесс;

Ø склады ГП, принимающие от цехов ГП, производящие упаковку и отправку ее потребителю;

Ø склады отходов и вторичного сырья;

Ø хозяйственные склады, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т.п.

- цеховые:

Ø материальные;

Ø промежуточные;

Ø склады готовых деталей;

Ø комплектовочные;

Ø специальные

По своей конструкции – на:

Открытые;

Полуоткрытые;

Закрытые;

Специальные

По степени механизации - на:

Немеханизированные;

Механизированные;

Комплексно-механизированные;

Автоматизированные;

Автоматические

Организация складского хозяйства включает следующие работы:

1) анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;

2) определение номенклатуры и типа складских помещений;

3) разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;

4) организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;

5) организация выдачи и доставки грузов до потребителя;

6) анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка, внедрение предложений по улучшению его работы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»