Как безопасность влияет на имидж. Психология воздействия имиджа. Как управлять имиджем организации

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ластовенко, Наталья Сергеевна. Имидж Вооруженных Сил как фактор безопасности Российской Федерации: диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 / Ластовенко Наталья Сергеевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2011.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/282

Введение

Раздел I. Имидж Вооруженных Сил в системе факторов обеспечения безопасности Российской Федерации 12

Раздел II. Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации: динамика, современное состояние и роль в обеспечении безопасности страны 60

Раздел III. Основные направления улучшения имиджа Вооруженных Сил в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации 113

Заключение 155

Библиография 161

Введение к работе

Сегодня, как и ранее, каждое государство стремится утвердить в сознании собственного населения и народов других стран выгодное о себе представление. При этом бурное развитие информационных технологий способствует возрастанию значения имиджа институтов в политике государства, в том числе в области обеспечения безопасности. Так, в осуществлении военной политики руководство России сталкивается с проблемами имиджа Вооруженных Сил, поскольку информация о положении дел в армии, о состоянии её боевой готовности, о положительных и негативных явлениях в армейской жизни влияют на общественное сознание, чувства людей и косвенно - на атмосферу и механизмы принятия и реализации решений в области обороны.

Создание положительного имиджа Вооруженных Сил не спонтанная, а долговременная и системная деятельность, требующая концептуального обоснования, координации и постоянного контроля. Поэтому осмысление имиджа Вооруженных Сил РФ, его влияния на безопасность страны представляется актуальным в современных условиях.

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами: - превращением информационной сферы в системообразующий фактор жизни общества, который активно влияет на его состояние, развитие и безопасность. В этой связи в современном обществе возрастает роль информационных аспектов обеспечения безопасности. Значение информационного фактора в вопросах обеспечения безопасности страны проявляется в высокой информационной активности наших вероятных противников и оппонентов, которые, формируя негативный имидж российской армии, ослабляя ее авторитет, угрожают безопасности страны; возросшим вниманием со стороны российского общества к проблемам Вооруженных Сил. Граждане страны хотят и имеют право знать, насколько обеспечена безопасность страны, чего можно ждать от тех или иных изменений в армии: Сегодня многие стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил все еще остаются излишне закрытыми для внимания со стороны общества, что неблагоприятно сказывается на имидже армии; широким, разнонаправленным, а нередко противоречивым распространением информации о Вооруженных Силах РФ. При этом распространяемая информация, зачастую не соответствует не только официальной точке зрения, но и реальной действительности. Для того чтобы избежать или нейтрализовать подобные акты, требуются- теоретические и прикладные разработки в области производства и трансляции информации об армии, способствующей повышению престижа воинского труда и доверия общества к ней; широким распространением в политических процессах в современной России технологий и механизмов формирования имиджей. Без них сегодня не обходится реализация тактических задач и стратегических целей как отдельных политических лидеров, так и государственных институтов. Более того, повсеместное использование этих технологий ставит на повестку дня задачу выявления путей улучшения имиджа армии. Это стало особенно актуально в широким использованием манипулятивных технологий в политической практике России; потребностью анализа и оценки реального состояния имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации для военно-профессиональной ориентации индивидов, при комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации, повышения привлекательности профессии военного; практической необходимостью анализа динамики имиджа российской армии, прогноза его развития, определения и обоснования наиболее эффективных направлений улучшения имиджа современных

Вооруженных Сил Российской федерации в интересах безопасности страны.

Кроме того изучение опыта ведущих государств, мира- по формированию, имиджа армии в мирное время и военное время- будет способствовать решению проблем организации и ведения информационного противоборства.

Степень научной разработанности проблемы.

Проведенный анализ литературы по теме исследования позволяет условно разделить накопленный исследовательский материал по проблеме на четыре основные группы.

Первую группу составляют работы, посвященные вопросы осмысления имиджа политиков, общественных деятелей, организаций, государства. Сюда же автор относит и работы, в> которых, анализируется имидж определенных социальных институтов, в частности армии. Положения и выводы данной группы источников составляют важное место в формировании теоретического базиса диссертации.

Вторая группа это литература, в которой освещаются проблемы национальной безопасности, военной безопасности, обороноспособности и военного потенциала государства, различные аспекты деятельности государства в обеспечении безопасности.

Третья группа источников включает научные труды, в которых описаны разновидности и возможности политических технологий формировании имиджа. В этих работах прежде всего представлены организационно-технические и ресурсные компонентов формирования имиджа.

Четвертая группа включает диссертации, в которых рассматриваются", наиболее общие проблемы, связанные с функционированием российской армии, ее ролью в обществе, раскрывается значимость военно- профессиональной ориентации молодежи, престижа военного труда в российском обществе.

Систематизация и классификация работ, посвященных проблеме исследования, анализ их содержания позволили придти к выводу, что научных исследований, непосредственно посвященных политологическому анализу значения имиджа Вооруженных Сил для безопасности страны практически не существует.

Объект исследования - имидж Вооруженных Сил в системе факторов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Предмет исследования - состояние имиджа Вооруженных Сил и его роль в обеспечении безопасности Российской Федерации.

Цель исследования - осуществить политологический анализ современного состояния имиджа Вооруженных Сил России и его влияния на безопасность Российской Федерации, определить основные направления улучшения имиджа армии в интересах обеспечения безопасности страны.

Задачи исследования:

Уточнить определение понятия «имидж вооруженных сил», сформулировать его политологическую характеристику.

Раскрыть механизм формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

Охарактеризовать технологии и методы, применяемые при формировании имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проанализировать социально-политическую роль и значение имиджа Вооруженных Сил в обеспечении безопасности Российской Федерации.

Проанализировать динамику и современное состояние имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

Определить и раскрыть основные направления улучшения имиджа Вооруженных Сих в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретическую основу диссертации составили научные публикации отечественных авторов по проблемам безопасности, освещающие специфику и возможности технологий формирования имиджа, официальные правовые документы Российской Федерации, в которых содержатся концептуальные положения, связанные с формированием имиджа Вооруженных Сил РФ в интересах безопасности страны. Кроме того, исследование опирается на материалы, содержащиеся в научных отечественных и зарубежных периодических изданиях.

В качестве методологических оснований исследования выступили сравнительный, институциональный, системный, структурно- функциональный подходы. Также был использован междисциплинарный подход, позволивший привлечь достижения различных наук для более глубокого рассмотрения проблематики имиджа вооруженных сил.

Основное значение в исследовании отводится системному подходу, при котором формирование имиджа вооруженных сил рассматривается как целостный процесс его воздействия на массовое сознание. Применение сравнительного подхода было обусловлено необходимостью установить специфические черты имиджа Вооруженных Сил и особенности его создания на протяжении двух последних десятилетий. Данный подход позволил дать компаративную характеристику имиджа Вооруженных Сил РФ. В исследовании автор стремилась к объективности, старалась избежать крайности в выводах.

Эмпирическую базу диссертации составили: материалы периодической печати России и ряда европейских стран; отечественные передачи телевидения и радио; материалы различного рода совещаний, конференций и «круглых столов» по вопросам имиджа Вооруженных Сил РФ и особенностей его формирования; результаты социологических исследований, касающихся вопросов деятельности Вооруженных Сил, их образа и нынешнего состояния, проведенных социологическими центрами (Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ, Институт сравнительных социальных исследований СеБЯ^ Российская негосударственная исследовательская организация Левада-центр, Фонд «Общественное мнение») и отдельными военными учеными за период с 1991 по 2011 гг.; информация интернет-сайтов органов государственной власти, Министерства обороны, различных средств массовой коммуникации и «блоггеров».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: в авторском определении понятия «имиджа вооруженных сил» и его политологической характеристике; в определении места и роли имиджа Вооруженных Сил в обеспечении безопасности Российской Федерации и раскрытии механизма его формирования; в анализе динамики и современного состояния имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации; в определении и раскрытии основных направлений улучшения имиджа Вооруженных Сил в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Практическая значимость исследования.

Концептуальные положения исследования позволяют использовать их для дальнейшего разностороннего и углубленного исследования имиджа вооруженных сил в процессах обеспечения безопасности (особенно по таким аспектам, как информационное обеспечение безопасности в условиях нарастания военно-политической напряженности).

Полученные выводы и практические рекомендации могут оказаться полезными для деятельности соответствующих органов государственного и военного управления. Показатели оценки имиджа, а также факторы его детерминации, обозначенные в диссертации, могут быть операционализированы и переведены на эмпирический уровень для осуществления изысканий прикладного характера. Отдельные положения исследования вполне можно использовать для выработки мер информационного воздействия в ситуациях мирного и военного времени. Практическое значение диссертации состоит и в том, что её основные положения могут быть использованы при формировании и продвижении имиджа Вооружённых Сил в интересах внутренней и внешней политики. Кроме того, материалы исследования можно использовать в преподавании таких учебных курсов, как «Политология военного управления» и «Основы государственной информационной политики Российской Федерации».

Апробация работы.

Научные выводы и результаты диссертационного исследования прошли практическую апробацию.

Основные положения и выводы диссертации, полученные на различных стадиях исследования, обсуждались на кафедре политологии Военного университета.

Основные положения диссертации изложены в 3 публикациях автора общим объемом более трех печатных листов.

Имидж Вооруженных Сил в системе факторов обеспечения безопасности Российской Федерации

В широком смысле слова, безопасность - положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность любого вида. Понятно, что здесь определяющую роль играет понимание опасностей самого различного рода на планете Земля. Применительно к нашей проблематике безопасность есть состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, социальной группы, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность Российской Федерации является приоритетным направлением политики государства. Она обеспечивается системой мер и действий государственных, общественных организаций и граждан. То есть основу системы обеспечения безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства по осуществлению мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Среди всех сил и средств обеспечения- безопасности России важное место занимают её Вооруженные Силы.

Способность военной организации обеспечить безопасность страны относится к числу исходных, базовых условий благополучного существования, свободного развития общества. Современная, мобильная, хорошо экипированная армия является не только залогом обороноспособности страны, но и отчасти принципиальным показателем успешного развития ее экономики.

Среди теоретических проблем обеспечения безопасности страны принципиально важно понимание места и роли имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в этой деятельности. Наряду с формированием

Вооруженных Сил РФ нового качества, все чаще звучит мысль от государственного и военного руководства России о необходимости изменения их имиджа.

Итак Российская армия призвана обеспечить безопасность страны, и в- этом ее главное предназначение. Однако, армия не единственный субъект и фактор обеспечивающий безопасность. Безопасность страны может быть обеспечена совокупностью действий целого ряда факторов. Среди основных факторов1 обеспечения безопасности Российской Федерации автор счел необходимым остановится на экономическом, политическом, военном, демографическом, морально-психологическом, информационном. Анализируя и рассамтривая их сущность, автор определит место имиджа Вооруженных Сил среди факторов обеспечния безопасности государства.

Экономические факторы - это деятельность по созданию достаточных и необходимых ресурсов для обеспечения военной безопасности государства. Данная деятельность базируются на источниках экономического роста, т.е. источниках, которые делают экономический рост физически возможным и факторах, определяющих степень реализации источников экономического роста. И здесь важно наличие природных ресурсов в количественном и- качественном аспектах, степень полноты и эффективности их использования; количество трудовых ресурсов и их качественное состояние (образовательный и квалификационный аспекты); объем основных производственных фондов и их техническое состояние (изношенность, производительность, надежность); технология (ее новизна, внедряемость, быстрота ее смены, результативность, окупаемость). Необходимо отметить, что обеспечение военной безопасности требует значительных бюджетных ассигнований на испытание новых систем оружия, что в свою очередь непосредственно отражается на обществе, сдерживая его социальное, технологическое и экономическое развитие. А- так же требует профессионального, грамотного учета взаимного влияния различных слагаемых обеспечения военной безопасности. В данной связи актуально говорить о соблюдении принципа соответствия обеспечения военной безопасности возможностям страны, согласно которому государство должно определить первостепенные направления своей деятельности в сфере обеспечения военной безопасности для избегания возможных противоречий между экономическими возможностями страны и потребностями на нужды безопасности.

Политический фактор можно представить как деятельность политических институтов, общественных организаций и органов власти, политических лидеров по созданию благоприятных внутренних и международных условий позволяющих обеспечивать военную безопасность государства. Этот фактор, проявляется, во внешней и внутренней политике государства, определяет выбор средств, методов, способов и форм воздействия и противодействия военным угрозам и опасностям.

Демографический фактор - деятельность по учету и прогнозу численности населения государства, плотности его проживания, районов, характеризующихся наибольшей и наименьшей плотностью населения, процессов миграции и эмиграции. Сегодня российские политики поднимают проблему о сокращении нации, которая по прогнозам обратит на себя внимание уже в ближайшие 2-3 десятилетия, что имеет немаловажное значение в обеспечении безопасности такого крупного государства как Россия с ее огромной территорией и слабо защищенными границами.

Морально-политический фактор - деятельность по формированию нравственных ценностей жизни и духовных ориентиров, чувства единения общества, готовности не только Вооруженных Сил, но и всего народа выстоять в борьбе за национальную безопасность и суверенитет государства.

Военный фактор - деятельность государства по поддержанию и непрерывному совершенствованию своей военной силы. Это фактически та общая военная сила, которая, кроме Вооруженных Сил, включает в себя пограничные и внутренние войска, а также другие войска, созданные государством на правовой основе. Собственно военный фактор предполагает поддержание военной силы страны, ее Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем адекватное угрозам применение военной силы, гарантирующей защиту национальных интересов. Основными формами военного обеспечения национальных интересов, в том числе военной безопасности, является предупреждение войны, отражение агрессии, миротворчество, карательные акции и др.

Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации: динамика, современное состояние и роль в обеспечении безопасности страны

На повестке дня в оборонной сфере стоит немало сложных вопросов. К таким вопросам относится и новое видение места и предназначения армии в системе обеспечения национальной безопасности; новая модель Вооруженных Сил, идеологическая и воспитательная функции армии. Словом, существует целый комплекс проблем, и все они так или иначе связаны с авторитетом армии в обществе, с ее образом, сформировавшимся в массовом сознании. В российском обществе можно наблюдать различные, порой диаметрально противоположные отношения в Вооруженным Силам РФ. Так, например, на выставке форуме «Армия и общество», проводившейся в апреле 2010 г., корреспонденты в ходе интерактивного опроса зафиксировали следующие представления посетителей сайта о Вооруженных Силах России: «Вооруженные силы - это важнейший фактор политико-экономической и военно-стратегической политики России в целом мире»; «Армия - символ уязвленности подростков и молодежи»; «Армия, развалена полностью» . Данные характеристики интересуют как« специалистов самых различных специальностей, социологов, психологов, политологов, так и самих военнослужащих.

Несмотря на драматические события двух последних десятилетий, Российская армия остается не просто инструментом политики, но и социальным институтом, играющим существенную роль в жизни общества. Стремительные перемены в мире и самой России обусловливают неизбежность трансформации всей военной организации государства, и в первую очередь Вооруженных Сил. Очевидно, от их способности быстро адаптироваться к новым геополитическим реалиям и новым вызовам национальной безопасности во многом зависит и эффективность государственной машины в целом. Россия без армии - это уже не Россия.

Охарактеризуем имидж Вооруженных Сил России, который сложился в настоящее время в глазах ее собственных граждан. К сожалению, за последние годы не осуществлялось специальных исследований, которые бы в прямой постановке отвечали на данный вопрос. Диссертантом, на основе данных ведущих социологических центров изучения общественного мнения, проведен анализ динамики имиджа Вооруженных Сил с момента их образования в 1992 г. Важнейшими показателями имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации выступают как престиж воинского труда и доверие общества к армии. В зависимости от изменения значений этих показателей диссертантом была охарактеризована динамика имиджа Российской армии. Условно диссертант выделила четыре временных отрезка состояния-имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации:

1- й этап - с 1992 - конец 1995 г. (постсоветское время становления новых ВС; Приднестровский конфликт весной и летом 1992 года; Южноосетинский конфликт 1992 года; с 1994 года Абхазия - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и разоружением, охрана военных объектов; гражданская война в Таждикистане 1992-1996; Чеченский конфликт 1994-1996 годов - боевые действия в Чечне, «первая чеченская война», «меры по поддержанию конституционного порядка»);

2- й этап - с 1996- по 2002 г. (антитеррористическая операция на Северном Кавказе с 1999 года; Сьерра-Леоне с 2000 года - авиационное обеспечение миссии ООН, воздушное сопровождение и прикрытие колонн войск ООН и гуманитарных конвоев; миротворческие операции российских войск в войне в Югославии).

3- й этап - с 2003 по 2008 г. (период стабилизации, реформирование Вооруженных Сил: создание современной структуры; переоснащение армейских подразделений новыми и модернизированными образцами военной техники, увеличение ассигнований на оборону; сформирована единая система заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения; возобновление интенсивной боевой и оперативной подготовки (проведение десятка полевых учений; начало эксперимента перехода на контрактную основу службы; увеличение количества должностных лиц (психологов, офицеров по социальной работе и профилактике правонарушений, помощников командиров по правовой работе и т.д.), призванных заниматься вопросами дисциплины и правопорядка);

4- й этап - с 2008 г. по настоящее время (приведение Вооруженных Сил к новому облику).

Доверие общества к Вооруженным Силам;

Престиж воинского труда;

Оценка общественностью и специалистами боеспособности Вооруженных Сил.

Представляется необходимым пояснить данные понятия, поскольку они выступают критериальной основой-оценки ИВ С.

В энциклопедическом словаре «Политология», понятие доверие определено как «необходимый, эмоциональный, интуитивный фактор функционирования политики и власти, политических отношений и действий, определяющих их эффективность и их восприятие обществом и отдельным человеком» . Основным условием возникновения доверия является актуализация значимости той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие и оценка ее как безопасной (надежной) . То есть доверие общества к Вооруженным Силам - это один из источников политического (общественного) мнения, важный фактор, определяющий-, обстановку в армии. Доверие отражает идеальное, духовное пространство; заполненное этическими и моральными оценками; социально- психологическое пространство настроений, гражданских позиций по отношению к армии, политике и власти. Доверие - обязательный элемент легитимности. Основная задача легитимности и состоит в обеспечении, доверия к властвующему субъекту. Именно в такой трактовке мы и будем придерживаться в дальнейшем при; анализе доверия населения к Вооруженным Силам. Армия должна порождать веру в ее потенциал, в ее ресурсы, в возможность удовлетворения, ожиданий, уверенность в защите государства. Имидж армии призван способствовать росту доверия к армии. То есть имидж армии должен способствовать, проявлению реакции-населения на действия, деятельность, действительность как в самой, армии, так- в государстве в целом..

Основные направления улучшения имиджа Вооруженных Сил в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации

Необычайно усилилось и продолжает быстро возрастать значение и роль имиджа армий противоборствующих сторон в современных войнах и вооруженных конфликтах. Его формирование стало важнейшей частью политической, идеологической, информационно-психологической и собственно военной подготовки войны, а также успешного ведения вооруженной борьбы. Стороны все более активно и массированно воздействуют посредством имиджа на отношение мирового общественного мнения и своего народа к армии и к состоянию безопасности государств.

Работа по созданию образа сознательной, высокообразованной, культурной, преданной своему народу, патриотичной, интернационалистической, приверженной самым благородным принципам морали, самоотверженно героической, вооруженной по последнему слову техники, с высокой профессиональной квалификацией армии, должна стать делом общегосударственным, общенародным. Дабы созданный положительный имидж Вооруженных Сил Российской Федерации имел большую социальную силу. При правильной постановке работы он будет укреплять престиж воинского труда и доверие общества к армии, способствовать единению и сплочению военных, граждан, выступать стимулом усердия служивых людей в ратных делах, и тем самым укреплять безопасность страны.

В настоящее время одной из основных задач государственной власти и военного руководства является создание позитивного образа Российской армии. Причем идеальным вариантом должно быть минимальное «расхождение» с реальным положением дел.

Поскольку формирование имиджа Вооруженных сил носит целенаправленный характер, то всегда актуальным будет вопрос о возможных путях совершенствования- деятельности по созданию и продвижению образа армии. По мнению автора эта деятельность требует комплексного подхода и- предполагает взаимосвязь институционального, внешнеполитического, внутриполитического и технологического направлений.

Институциональное направление. Успешное решение задач обеспечения безопасности страны требует наличия достаточно мощной общественной поддержки. Однако ее сложно получить в условиях жесткого пропагандистского воздействия на общественное мнение, целью которого является формирование негативного образа Российской армии. Поэтому диссертант считает необходимым развивать институты, связанные с формированием имиджа армии.

Прежде всего, рассмотрим, что такое институциализация. По мнению авторов электронного словаря, это процесс упорядочения, формализации и стандартизации чего-либо. Фактически, институциализация является процессом превращения спонтанного поведения людей в организованное и предсказуемое. При этом важно заметить, что на практике институциализируются практически все сферы и формы, общественных отношений, даже конфликты и кризисы. Добавить, что когда есть потребность, в нашем случае, это потребность в безопасности и в деятельности по ее обеспечению, всегда будет актуален вопрос создания« специальных институтов работающих в этом направлении, или усовершенствование работы этих институтов

Мы полагаем, что имиджевая институциализация - это, во-первых, разработка правил взаимодействия в информационном пространстве государственных, военных, общественных, других формальных и неформальных структур; во-вторых, выработка правил, по которым формируются образы армии, вырабатываются ценности и осуществляется влияние на социум и его отдельные группы, в-третьих, создание и развитие структур по формированию имиджа армии.

Заметим, что вопросам имиджевой институциализации военной безопасности практически никто из исследователей до сих пор не уделял внимания. Диссертант под термином «имиджевая институциализация военной безопасности» будет понимать систему становления и развития институтов формирования имиджа военной силы в интересах военной безопасности. Такая система предполагает широкое участие различных акторов политической системы и граждан в формировании, улучшении и продвижении образа армии, активное взаимодействие всех органов и ветвей государственной власти с институтами гражданского общества по реализации активной имиджевой политики в области безопасности и обороны страны.

Отметим, что становление и развитие имиджевых институтов, способствующих укреплению безопасности нашей страны - это одна- из важнейших современных задач государственного и военного руководства. Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской- Федерации до 2020 г.» зафиксировано, что «стратегическое сдерживание в интересах обеспечения военной безопасности страны, предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов являются стратегическими целями совершенствования национальной обороны», далее «Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса военных, информационных (и других) мер, направленных на упреждение или снижение угрозы государства - агрессора», «Стратегическое сдерживание осуществляется путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также развития военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства», «Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы»1. Поэтому улучшение имиджа армии нуждается в стратегическом подходе, артикулированном в социальном запросе безопасности государства. Необходима системная интеграция институтов, обеспечивающих усиление преимуществ армии перед армиями мира.

Прежде чем выявить основные имиджевые институты в области формирования имиджа армии в интересах военной безопасности, существующие в настоящее время в России, автор полагает целесообразным выделить существенные признаки деятельности указанных институтов, без наличия которых она не может приобретать политический окрас.

Имиджевые институты в области военной безопасности должны стремится: во-первых, заложить в сознание общественности такие значимые характеристики российской армии, которые в последующем1 могут укрепить моральный дух населения и армии в случае военных действий; во-вторых, применять такие политические технологии, которые обеспечивали бы эффективное воздействие сформированного имиджа армии на индивидуальное и массовое сознание, на создание необходимого общественного мнения в рамках политических интересов.

Итак, автор выделяет несколько групп этих имиджевых институтов. Государственные и негосударственные структуры, органы, организации и отдельные граждане, активно участвующие в процессах политической социализации населения и формировании положительного имиджа Вооруженных Сил РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие имиджа страны и факторы, влияющие на его формирование. Структурные модели имиджа страны. История развития отношений между Россией и Таиландом. Имидж России в мире и странах Азии. Современный образ России в странах Азии на примере Таиланда.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Государства на международной арене. Специфика угрозы контрафакта в современном контексте. Имидж государства как имидж страны для ведения бизнеса. Имидж государства как имидж страны происхождения. Влияние проблемы контрафакта на имидж конкретной страны.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    Теоретические аспекты изучения имиджа государства как целенаправленно формируемого образа. Технологии формирования имиджа. Проблемы и перспективы имиджа государства в международных связях на примере России. Направления развития позитивного имиджа страны.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Понятие и роль имиджа государства. Влияние имиджа руководителя страны на имидж государства. Развитие спорта на мировом уровне. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и Великобритании. Монгольский кашемир как всемирно известный бренд страны.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Инструменты формирования внешнеполитического имиджа России. Роль публичной дипломатии в формирования имиджа России. Исторические и культурные аспекты формирования имиджа России в Италии. Образ России в контексте исторических взаимоотношений двух стран.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2015

    Характеристика, специфика процесса осуществления дипломатического взаимодействия в США. Анализ текущих особенностей работы внешнеполитического ведомства США. Роль и значение культурной дипломатии США как средства формирования положительного имиджа страны.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2018

    Международная торговая политика стран. Базовые положения, нормы, направления деятельности ГАТТ, Всемирной торговой организации. Эффекты влияния прямых зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны. Факторы инвестиционной привлекательности страны.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

Раздел I. Имидж Вооруженных Сил в системе факторов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел II. Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации: динамика, современное состояние и роль в обеспечении безопасности страны.

Раздел III. Основные направления улучшения имиджа Вооруженных

Сил в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций

  • Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации 2004 год, кандидат политических наук Прудников, Лев Алексеевич

  • Информационно-коммуникативное обеспечение перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования 2006 год, кандидат политических наук Бусловский, Виктор Николаевич

  • Трансформация представления Вооруженных Сил Российской Федерации в массовом информационном пространстве 2007 год, кандидат социологических наук Сапунова, Маргарита Германовна

  • Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил России в молодежной среде 2005 год, кандидат психологических наук Давыдов, Денис Геннадьевич

  • Имидж офицера-руководителя современных Вооруженных Сил Российской Федерации: социологический анализ 2011 год, кандидат социологических наук Крутилин, Дмитрий Сергеевич

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

  • 2006 год, кандидат политических наук Чабан, Олег Яковлевич

  • Система "Public relations" (связей с общественностью) в Вооруженных Силах: Сущность, проблемы функционирования, пути формирования 1998 год, кандидат социологических наук Ужанов, Александр Евгеньевич

  • Политические технологии как фактор формирования социально-профессионального статуса военнослужащего в современном российском обществе 2009 год, кандидат социологических наук Судаков, Антон Юрьевич

  • Профессионализация армии: Социально-философский анализ 1998 год, кандидат философских наук Бухарова, Анна Сергеевна

  • Информационное обеспечение развития военно-гражданских отношений 2009 год, кандидат политических наук Князев, Андрей Викторович

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

На формирование имиджа оказывают влияние множество различныхфакторов :

■ история организации;

■ ее социальная миссия;

■ личность руководителя;

■ стиль управления;

■ деловая репутация;

■ качество предоставляемых товаров и услуг;

■ уровень обслуживания посетителей;

■ паблисити (известность в широких кругах общества);

■ фирменный стиль и пр.

Рассмотрим коротко вышеперечисленные факторы. Как показывает практика, организации, чья история связана с какой-либо известной личностью или знаменательным событием, пользуются большей популярностью у населения. Однако и те учреждения, которые не обладают данным преимуществом, могут использовать этот факт в своих интересах. Например, можно самим создать увлекательную историю, так называемую «легенду» о своей организации, и распространить ее через средства массовой информации.

Миссия организации является ее визитной карточкой. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.

Личность руководителя и стиль управления также важны. Так, авторитарное руководство крайне неблагоприятно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ухудшая тем самым и внешние связи организации.

Деловая репутация подразумевает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность отвечать по своим обязательствам.

Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, ключевыми факторами, формирующими образ организации в глазах общественности.

Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, корпоративная цветовая гамма и пр.) выступает в качестве одного из главных средств создания имиджа организации.

Разъяснения об этапах создания фирменного стиля, способах эффективного продвижения бренда и его оценки Вы найдете в электронной системе "Культура"

Собирательный образ организации складывается из представлений об отдельных его составляющих (компонентах). Структуру имиджа организации можно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Структура имиджа организации

Наименование компонента Описание компонента Комментарии
1. Имидж товаров и услуг Представление людей о производимых товарах и оказываемых услугах. Формируется на основе следующих критериев: ■ востребованность товаров и услуг; ■ соотношение цена/качество; ■ уникальность (наличие аналогов на рынке) и пр. Учреждения культуры являются в основном поставщиками услуг (рекреационных, информационных, образовательных). И в этой сфере им приходится конкурировать с множеством коммерческих организаций. Поэтому для поддержания своей конкурентоспособности важно правильное позиционирование на рынке и грамотное продвижение предоставляемой продукции и услуг
2. Имидж потребителей товаров и услуг Представление о стиле жизни, социальном статусе, финансовом положении и других характеристиках потребителей Для учреждений культуры крайне важно определить приоритетные для своей деятельности группы потребителей и строить свою деятельность, ориентируясь на их взгляды и предпочтения
3. Внутренний имидж организации Представление самих сотрудников о своей организации. Основными определяющими факторами для внутреннего имиджа являются корпоративная культура и морально-психологический климат в коллективе Мнение сотрудников может оказывать непосредственное влияние на отношение общества к организации. Поэтому необходимо, чтобы оно было позитивным и единым
4. Имидж руководителя организации Представление о намерениях, мотивах, ценностных ориентациях, способностях и психологическом портрете руководителя Имидж руководителя может как помочь, так и навредить общему имиджу организации. Руководитель учреждения культуры должен обладать харизмой и лидерскими качествами для того, чтобы вести за собой коллектив, не подавляя при этом творческой индивидуальности и деловой инициативы сотрудников
5. Имидж персонала Собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Включает как профессиональные, так и личностные качества Имидж персонала формируется, прежде всего, на основе прямого контакта, при этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» всей организации, по которому будут судить о персонале в целом. В общественном сознании сложились довольно стойкие стереотипы относительно социально-демографического профиля сотрудников определенных учреждений культуры. К примеру, библиотекарь часто ассоциируется с женщиной средних лет, в очках, неброско одетой. Этот образ культивируется и в средствах мультимедиа (рекламе, кинематографе). Важно сломать существующие негативные стереотипы и установки и заменить их позитивными, благотворно влияющими на имидж организации
6. Визуальный имидж организации Представление о внешнем облике организации (экстерьере и интерьере зданий и помещений, фирменном стиле) На формирование визуального имиджа влияют индивидуальные особенности восприятия и вкусовые предпочтения различных людей, а также модные тенденции
7. Социальный имидж организации Представление о социальных целях (миссии) и роли организации в жизни общества Социальный имидж формируется посредством информирования широкой общественности о социальных аспектах деятельности организации
8. Бизнес-имидж организации Представление об организации как о деловом партнере Положительный бизнес-имидж может привлечь в учреждения культуры дополнительные источники финансирования в виде средств спонсоров и благотворителей

Можно с уверенностью сказать, что любая организация имеет тот или иной образ в общественном сознании, вне зависимости от того, работает она над его созданием или нет. Во втором случае образ формируется стихийно под влиянием обрывочной и не всегда достоверной информации, слухов, мнений конкурентов и т. д.


Для организации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.

Результатом создания позитивного имиджа станет повышение престижа (авторитета) организации среди различных групп населения. Например, стабильно высокое качество товаров и услуг порадуют старых и привлекут еще больше новых клиентов. В свою очередь, это будет способствовать стимулированию спроса и повышению конкурентоспособности: увеличению продаж, а следовательно, и прибыли. Таким образом, вполне оправдывается утверждение, что сначала организация работает на имидж, а потом имидж работает на организацию.

1.2 Безопасность как ключевой фактор успешного имиджа страны

Почему именно агрессия/миролюбие (безопасность) становятся ключевыми факторами в восприятии того или иного государства? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к пирамиде потребностей, составленной в свое время американским психологом Абрахамом Маслоу. Человек осознанно либо неосознанно проецирует свои потребности на других (и в большей степени именно поэтому можно сконструировать подобные шаблонные пирамиды). Данное обстоятельство позволяет перенести схему А. Маслоу в имиджевую плоскость.

Имидж является отражением степени реализации интересов и потребностей человека в том или ином государстве. И, судя по всему, формируется он в сознании так же ступенчато и последовательно, как пирамида, т.е. снизу вверх. И если, к примеру, базовые потребности в том или ином государстве не удовлетворяются, то вряд ли может идти речь о его духовности и здоровом имидже. Например, страны Африки лидируют в списках самых бедных стран мира (такие как Замбия, Чад, Либерия и т.д.). Кадры голодающих африканских детей потрясают все человечество. Каков имидж того же Замбия для обывателя? Или имидж Чада? Наверное, даже как-то кощунственно говорить об имидже, когда речь идет о массовом голоде, нищете и смертельно опасных болезнях. Такие страны никогда не включаются в имиджевые рейтинги. Если страна не может удовлетворить самые простые физиологические потребности своих граждан, то образ этого государства становится не просто отрицательным, а даже оказывается где-то за гранью оценочной системы. Таким образом, первый уровень пирамиды потребностей А. Маслоу в нашей условной пирамиде отсутствует, располагаясь на нулевом «этаже». Следующей ступенькой в пирамиде потребностей, как известно, является безопасность - одно из основных базовых условий для существования человека, так называемая, экзистенциальная потребность человека. И тут мы видим, что в имидже безопасность становится первым условием формирования благоприятного образа страны. В мирное спокойное время средства массовой информации в том или ином государстве транслируют, как правило, больше сообщений, касающихся внешней политики других стран в их связи с двусторонними/многосторонними отношениями. Преобладание новостей о ситуации внутри страны - обычно результат чрезвычайных, экстраординарных и особых ситуаций (революций, природных катаклизмов, политических выборов и т.д.). Таким образом, именно характер сообщений в СМИ по большей мере и определяет агрессию/миролюбие страны и, тем самым, формирует первый уровень нашего восприятия этого объекта. Вторым условным уровнем в пирамиде имиджа страны становится социально-экономическая политика государства. Здесь вновь важен и внутренний, и внешний аспект. Т.е. люди оценивают многие факторы в этом «блоке»: обеспечение гражданских прав населения, экономическую ситуацию в стране (уровень ВВП, инфляции, стабильность национальной валюты), инвестиционный климат, а также экономические отношения с другими странами и выполнение/невыполнение своих обязательств на международной арене. На высшей ступени пирамиды располагается культурный аспект имиджа. Здесь учитывается, насколько цивилизованна страна, какова культурная жизнь граждан, как внутри государства относятся к миноритарным нациям и народностям, их культуре, как страна взаимодействует с внешним миром и участвует ли в культурном обмене, а также многие другие факторы. Созданная пирамида условна. Важно понимать, что на восприятие одним объектом другого накладывается масса нюансов и, прежде всего, уникальные характеристики каждой стороны. Таким образом, велика вероятность изменения положения второй и третьей ступеней в пирамиде в зависимости, например, от профессии человека. Если последние два уровня пирамиды вариабельны, то первый, скорее нет.

Таким образом, имидж это психологический образ. Понятие «имидж» применяется к любому объекту, становящемуся предметом социального познания. Имидж страны -это ее образ, формируемый как в сознании граждан данной страны (внутренний имидж), так и граждан других государств (внешний) и складывающийся в результате взаимодействия большого числа факторов. Одним из наиболее важных факторов является безопасность. Безопасность является экзистенциальной потребностью как отдельного человека, так страны в целом и при ее отсутствии значение других потребностей сводится к нулю.

Исходя из понятия имиджа страны и факторов, влияющих на его формирование, можно выделить методы продвижения имиджа.

Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК): будущие мировые державы

Индия и Китай за последние 2-3 десятилетия трансформировались в государства с современной экономикой, способной конкурировать с самыми передовыми, индустриально развитыми странами. Это, собственно...

Вооружение китая на современном этапе

Эти усилия по модернизации страны основываются, в конечном счёте, на внешнеполитической стратегии обеспечения односторонней безопасности, что дополнительно усиливает обеспокоенность другой стороны...

Газопровод "Северный поток"

По словам Дирка фон Амельна, заместителя технического директора Nord Stream AG...

Имидж государства в международных связях

Итак, имидж страны аккумулирует в себе различные культурно-исторические смыслы. Изучение и систематизация информации, представленной в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов...

Механизмы имиджевой политики России

Проанализируем сложившиеся подходы и разработанные модели в рамках критического обзора литературы...

Монгольская Республика на международной арене 2008-2010: анализ имиджевых стратегий

Имидж страны по определению Всемирной организации по туризму - это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов...

Проблемы экономического развития Индии

Доминирование Индии в регионе вызывает у соседей недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и международной арене путем опоры на великие державы...

Северная Европа к 2030 году: контуры и алгоритмы развития

Внутренняя безопасность будет хорошей, и стабильной. Реализуются программы модернизаций. Хорошее управление и разделение власти на региональных и общенациональных уровнях будут отлично сочетаться. Будут сформировано социальное доверие...

Экономика развивающихся стран

60-80-е годы XX века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе...

Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения в современной мировой экономике

Принципиально иным является подход к конструированию системы энергетической безопасности со стороны США. Если азиатские страны готовы принимать политические и экономические правила игры страны-поставщика в обмен на гарантии поставок...



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»