Найти иконы благоразумного разбойника в большом расширении. Почему благоразумный разбойник покаялся в последнюю минуту? О Крещении Благоразумного разбойника

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Вероятнее всего, многие слышали о том, что плоды ореха пекана очень полезны, поэтому то, что такое дерево можно посадить на своем дачном участке, да еще и собирать немалые урожаи, порадует многих. Сразу стоит отметить, что придется запастись силами и терпением, так как посадка и уход за экзотическим орешком не являются легкой задачей. Давайте рассмотрим все по порядку.

Это растение относится к роду и семейству Ореховые. Его максимальная высота равна 60 м. Дерево обладает широкой раскидистой кроной, диаметр которой достигает 40 м. Ствол у него ровный, укрыт серо-коричневой корой.

Ветви коричневые, изначально имеют опушение, затем становятся гладкими. На них располагаются крупные, глянцевые листья ярко-зеленого цвета.

Цветки пекана могут быть мужскими или женскими, а процесс опыления происходит при помощи ветра и насекомых. Период цветения приходится на май - июнь месяц, но может сдвигаться в зависимости от климатических условий и в северных регионах начинаться в июне, а оканчиваться в июле.

Важно! Средняя продолжительность жизни пекана составляет приблизительно 400 лет.

Распространение

Родиной пекана принято считать Северную Америку. Его в промышленных масштабах выращивают на юго-востоке США и в Средней Азии. Также растение можно встретить в Казахстане и на Кавказе. Очень редко, но все же можно увидеть их на Крымском полуострове.

У этих двух растений очень много общего, и на первый взгляд может даже показаться, что они идентичны, но это не совсем так. не такие капризные, как пекан, не требуют постоянного ухода и трепетного отношения после посадки.

Несмотря на внешнюю схожесть, плоды этих растений имеют разные вкусовые качества, пекан намного слаще и нежнее по текстуре, и за это очень ценится в кулинарии.
Плоды грецкого ореха и ореха пекан (слева направо)

Знаете ли вы? Регулярное употребление орехов этого дерева способно привести в тонус организм, а также является прекрасной профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и онкологических образований.

Также они славятся более насыщенным содержанием полезных веществ. Орешки пекана имеют практически идеальную форму, выглядят очень аккуратно и не имеют прожилок, а еще у них более мягкая кожура. Ощутима и разница в цене на эти плоды, грецкие орехи стоят в 3-4 раза дешевле, чем их заморский родственник.

Существует более 150 разновидностей пекана, из них для посадки на территории России подходят лишь немногие, а именно сорта: «Грин Ривер», «Стюарт», «Индиана», «Успех», «Майор» и «Текстам».
Для того чтобы добиться успеха и получить желанный урожай, потребуется изучить некоторые особенности и предпочтения этого растения.

Выбор места и освещения

Для этого деревца нужно выделить самый светлый и солнечный уголочек в вашем саду. Желательно, чтобы оно было защищено от ветра и сквозняков.

Конечно, в приоритете для посадки регионы с мягким климатом, в которых теплое или даже жаркое лето, но опытные садоводы утверждают, что даже непродолжительного тепла в течение 2-3 месяцев этому ореху более чем достаточно для успешного произрастания.

Важно! Для того чтобы пекан регулярно и обильно плодоносил, необходимо высадить как минимум два таких деревца на садовом участке.

При выборе места для посадки стоит помнить о том, что дерево вырастает до внушительных размеров, и пространства ему потребуется немало.

Пекан нужно высаживать в хорошо дренированный, плодородный грунт. Если почва окажется не достаточно питательной, шансы успешно вырастить это растение сводятся к нулю.
Специалисты рекомендуют готовить место для посадки заранее и насытить при помощи компоста и перегноя как минимум за полгода до предполагаемой посадки.

Грунт не должен быть слишком кислым, а если существует проблема с повышенной , то ее можно легко исправить при помощи извести.

Размножается орех пекан тремя способами: семенами, саженцами и прививкой.

Для размножения семенами созревшие , те, которые упали на землю, собирают и либо высаживают сразу же, то есть осенью, либо оставляют посадочный материал до весны. Осенний период считается более благоприятным, так как за зиму в грунте семена осваиваются, и весной появляются всходы.
Для того чтобы посадить пекан в это время, достаточно лишь выкопать ямки глубиной по 10-15 см, поместить туда посадочный материал, засыпать почвой, хорошо полить и положить сверху мульчу. Уже весной вы сможете наблюдать росточки будущих деревьев.

Посадка весной предполагает ряд подготовительных работ. Во-первых, необходимо подготовить сами семена. Их рекомендуют вымачивать в течение 48 часов в воде, а затем помещают в емкость с влажными опилками и хранят в прохладном помещении 40-60 дней.

Зимовка

Учитывая то, что есть большой выбор сортов этих деревьев, предпочтение для посадки в наших широтах, следует отдавать морозоустойчивым. В любом случае молодняк необходимо накрывать лапником или полиэтиленом первые 3 года после посадки, чтобы защитить не только от заморозков, но и от обильных осадков.

Полезные свойства которого будут описаны в этой статье, является экзотическим, так как не растёт не только на территории России, но даже на всём нашем континенте. Ну а в Северной Америке он - неотъемлемая часть рациона любой семьи. Как в обычные, так и в праздничные дни американцы обязательно готовят блюда с добавлением этого ореха. Когда же он появился?

История

Ещё до открытия Колумбом Америки орех пекан, фото которого имеются в статье, считался чуть ли не основным видом пищи. Он помогал индейцам выжить в условиях отсутствия еды. Ведь не всегда охота заканчивалась удачно. Да и хранить то же мясо было довольно сложно. Пекан же можно запасать впрок. Его крепкая скорлупа - это герметичная упаковка, защищающая содержимое от негативных воздействий и вредителей.

Когда индейцы осваивали новые территории континента, создавая деревни, лагеря и стойбища, они всегда высаживали рядом Спустя 7-8 лет те начинали плодоносить. Лучшие орехи имели большое ядро и тончайшую скорлупу. Именно их в первую очередь и собирали индейцы.

Впервые подробную информацию о пекане предоставил испанец Кабедж де Ваком в XVI веке, который заметил эту культуру у индейцев Северной Америки. Информация вызвала у европейских исследователей интерес к этому ореху. Они лично приехали в Америку, чтобы увидеть процесс осенних заготовок пекана на зиму. Самые старые насаждения этого растения (200 лет) зарегистрированы в Мексике.

Сельскохозяйственное производство

Первое место в освоении культуры пекана принадлежит поселенцам из Нью-Йорка. Сейчас ареал этого ореха сильно расширился. Его выращивают в Орегоне, Калифорнии, Новой Мексике, Флориде, Джорджии и Вирджинии. Несмотря на свои отменные качества, пекан почему-то не особо прижился на других континентах. Но всё же за пределами Мексики и Америки его выращивают в Южной Африке, Перу, Израиле, Китае, Бразилии и Австралии. В США по своему значению пекан превосходит Производство налажено в 14 штатах. Это целая область народного хозяйства, прошедшая через массу этапов развития. По статистике, в 1920 годах было произведено около 1 тыс. тонн пекана, а в последнее десятилетие эта цифра увеличилась до 120 тыс. тонн.

Сбор орехов с природных насаждений осуществляется в основном в штатах Оклахома, Аризона, Нью-Мексико, Техас и Джорджия. Колебания ежегодного производства зависят от изменения погодных условий. Так, из-за погодных неурядиц в 2008 году собрали 86 тыс. тонн ореха, хотя годом ранее эта цифра составляла 175 тыс. тонн. Почти 90% всего ореха пекан собирается в США. В основном американцы экспортируют его в Гонконг, Канаду и Мексику. Например, в 2008 году они продали 52 тыс. тонн ореха на четверть миллиона долларов. Одновременно с этим произведен импорт на 40 тыс. тонн, большая часть которого пришлась на Мексику. Ей и США принадлежит 100% мирового рынка.

Внешний вид и вкус

По внешнему пекан, полезные свойства которого вы узнаете ниже, напоминает маслины. Взгляните на картинку и увидите схожесть. А в очищенном виде он очень похож на грецкий орех. Пекан без скорлупы тоже напоминает мозг человека. Вкус у него практически такой же, как у грецких орехов, только нежнее и мягче, а плоды совсем не горчат. Есть у пекана ещё одна особенность - внутри скорлупы нет перегородок, что позволяет с лёгкостью вынимать ядро. Теперь рассмотрим его состав.

Состав

Орех пекан, цена которого в России около 900 рублей за полкилограмма, обладает богатым питательным составом. В него входят многие микро- и макроэлементы (медь, железо, селен, кальций, натрий, фосфор, магний, калий и др.), а также зола, клетчатка и витамины (К, Е, С, А, В). Среди витаминов группы В особенно ценно присутствие фолиевой кислоты.

Полезные свойства

Благодаря наличию витамина Е орех обладает противораковыми свойствами. Также пекан полезен при авитаминозе, при малокровии. Если регулярно употреблять этот орех, то в организме возрастёт содержание такого компонента, как гамма-токоферол. Это вещество, защищающее ДНК, белки, жиры и холестерин от окисления, что благотворно влияет на сердце, предупреждает появление атеросклероза, ишемической болезни и варикоза.

Орех пекан, полезные свойства которого известны всем диетологам, стимулирует аппетит, помогает снять усталость, оптимизирует деятельность гормональной и половой системы.

При разумном употреблении и замене им калорийных продуктов можно снизить собственный вес. Но если есть пекан в больших количествах, да ещё с добавлением другой жирной пищи, то результат будет противоположным. В конце статьи указана оптимальная разовая порция.

Масло

Полезен не только сам орех пекан, вкус которого был описан выше, но и масло, получаемое из его плодов. Для получения настоящего качественного масла, сохраняющего все полезные свойства, необходимо применять метод холодного прессования. У конечного продукта должен быть ореховый запах и золотисто-жёлтый цвет. По вкусу масло ореха пекан очень похоже на оливковое. Что касается состава, то в нём много жирных кислот, фитостеролов, витаминов и минералов.

Это масло подходит как для наружного, так и для внутреннего применения. В случае наружного применения оно используется как косметическое средство. Масло пекана помогает избавиться от укусов насекомых, солнечных ожогов, грибковых инфекций, кожных раздражителей, а также уменьшает гематомы. Принимать внутрь его советуют при снижении аппетита, усталости и головных болях. Кроме того, многие знают это масло как отличное профилактическое снадобье от простудных заболеваний.

Как выбирать

Орех пекан, цена которого была указана выше, лучше приобретать в супермаркете или специализированном магазине. В этом случае можно узнать срок годности продукта, указанный на упаковке. У качественного товара чистая неповреждённая скорлупа. Если при тряске ореха слышится стук ядра о скорлупу, то он пересох и потерял полезные свойства. При покупке очищенных плодов убедитесь, что они целые, мясистые и блестящие.

Применение в кулинарии

Орех пекан, польза которого несомненна, обладает существенным достоинством - универсальным применением. Его можно употреблять в жареном и сушёном виде. Он прекрасно сочетается с сухофруктами, другими орехами и используется для приготовления кондитерских изделий и овощных салатов. Из этого ореха пекут пироги, печенье, хлеб. Ну и, конечно, из него делают масло, о котором мы писали выше.

Способы хранения

Орех пекан, фото которого есть во многих энциклопедиях растений, не хранится слишком долго. Высокое содержание жиров при комнатной температуре сделает его прогорклым, и чудесный ореховый аромат сменится неприятным запахом. Для увеличения срока годности лучше хранить пекан в холодильнике. В этом случае он не потеряет своих полезных свойств 4 месяца. В морозилке этот срок увеличивается до полугода. Очищенные плоды стоит сложить в герметичную упаковку и хранить не больше 2-х месяцев.

Противопоказания

Орех пекан, полезные свойства которого вы узнали из этой статьи, в определённых случаях может быть вреден. Например, при чрезмерном употреблении. Это может вызвать расстройство желудка. Оптимальная безвредная разовая порция - 100 грамм. Также очень осторожно следует употреблять этот орех тем, у кого есть проблемы с печенью, наличествует аллергия или индивидуальная непереносимость данного продукта.

В Великий Пяток

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

Сын Божий, взявший на Себя грехи мира, распят на кресте между двумя разбойниками. Власти намеренно сделали так, чтобы к физической боли прибавить унижение перед иудейским народом, чтобы поставить Христа в один ряд с отъявленными преступниками. Ведь распятием на кресте наказывали лишь за самые тяжкие преступления. И, наверное, те, что распяты сейчас рядом с Господом, достойны были столь сурового наказания. Вот воины ругаются и насмехаются над Спасителем, говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого! (Лк. 23:37). Их поддерживает один из повешенных злодеев, злорадствуя сквозь собственную муку: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк. 23:39). Но как ведет себя другой разбойник? Вначале и он был настроен против Господа Иисуса Христа. Но этого неправедного человека до глубины души поразила молитва Спасителя за распинающих Его. Когда воины, исполняя приказ, прибивали гвоздями руки и ноги Христа, то Он взывал к Отцу Небесному, моля о прощении не для Себя, а для врагов и мучителей Своих: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). И тогда разбойник почувствовал, насколько велик и праведен страдающий с ним вместе Иисус Христос, насколько Он милосерден и человеколюбив! Все перевернулось в душе отчаянного грешника, от всего сердца раскаялся он в совершённых злодеяниях. От того лишь, что он душой своей познал всю благость и Божество Господа. Вразумленный молитвой Спасителя, разбойник, который, быть может, сам вначале в душе поносил Его, теперь признал Христа истинным Царем и потому решительно заградил уста другому распятому злодею, говоря: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал (Лк. 23:40-41). Сколько сострадания, сколько сочувствия и жалости в этих простых словах!

Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.

Мы не знаем, слышал ли благоразумный разбойник проповедь Господа нашего Иисуса Христа, был ли свидетелем Его деяний. Но слова этого человека говорят о том, что он искренне поверил в Спасителя как в истинного Мессию. И даже то, что распятый рядом ним на кресте Христос, подобно обычным людям, претерпевал в тот момент предсмертные муки, не поколебало веру благоразумного разбойника. Он не усомнился, что рядом с ним - действительно Царь Израилев, Который обязательно восстановит Царство Свое. Именно эта вера и породила нелицемерное принародное покаяние в сердце благоразумного разбойника, когда он перед всеми людьми признал, что заслужил тяжкое наказание. В благоразумном разбойнике нет ропота, он смирился, умиротворился в душе и приготовился принять смерть. Зная, что Господь может сотворить любое чудо, разбойник все же не просит Христа избавить его от позорной казни, но он просит Сына Божиего о молитве и милосердии, просит помянуть его в Царствии Небесном. Только помянуть - и все! Большей отрады в настоящий момент разбойнику и не надо, лишь бы Праведник Христос помолился, вспомнил его, отчаянного грешника, в Своем вечном Царстве. Благоразумный разбойник вследствие принесенного покаяния вразумлен и просвещен Господом Сердцеведцем и потому теперь верит во Христа, верит в то, что крестная смерть для Господа - не конец, а преддверие новой жизни, начало Его воцарения в Царстве Небесном. Теперь он знает, что смерть не имеет власти над Сыном Божиим.

И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник - первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!

Слово «рай » происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.

Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!

О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние - это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.

Благоразумный разбойник

Меж двух разбойников - выражение, описывающее особенно позорный характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников .

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живым). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Пророчества о распятии Христа между двумя разбойниками сделал пророк Исаия в цикле своих пророчеств о пришествии Мессии:

  • «Ему назначали гроб со злодеями , но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. » (Ис. 53:9)
  • «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был , тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. » (Ис. 53:12)

Ганс фон Тюбинген. «Распятие» , фрагмент, ок. 1430. Душа Безумного разбойника отлетает от его уст и её забирает дьявол.

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет . После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное ».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

Благоразумный разбойник в раю. Фрагмент пятичастной иконы XVII в. Разбойника встречают Енох и Илия, справа - херувим с огненным мечом, охраняющий рай

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. 15:23-25) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Дальнейшая судьба креста Безумного разбойника неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

«Благоразумный разбойник Рах». Икона московской школы, XVI в. Рах представлен в раю, о чём свидетельствуют райские деревца на фоне иконы

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

«Распятие» , Эммануил Лампардос, XVII в., критская школа. Эрмитаж

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились начиная с V-VI вв.

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

Малоизвестные святые: Благоразумный разбойник

При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.


Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.


День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.


Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;

Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;

Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».

Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник - в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.


Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень - крест жертвы чистой и непорочной.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест - у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

В Евангелии от Никодима содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».


Крест Благоразумного разбойника


Крест разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Иконография. Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.


В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;


на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционном помещают крест. В середине XIX веке было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещение древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».


Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»