Мозговой штурм «Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем у детей дошкольного возраста» (на примере лексической темы «Первоцветы»)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Использование интеллект-карт (mind-maps) – это возможность визуального отображения мыслительной деятельности, воспроизведения памяти, решения творческих и интеллектуальных задач.

А также способ структурного отображения собственных особенностей получения и обработки информации, их корректирование и совершенствование.

Использование двухфакторной аутентификации

Кроме того, если пароль устройства или рабочей области совпадает с паролем смарт-карты, устройство может ввести пароль смарт-карты при вводе пароля устройства или рабочей области.

Импорт сертификата с интеллектуальной карты

Что это значит, когда мы говорим, что человек обладает высоким интеллектом?

Резюме и некоторые фишки

В первую очередь относится к концепции интеллекта. Таким образом, концепция интеллекта основывалась на проверке интеллекта. У психологов есть много аргументов в пользу того, кто интеллект - они неспособны предоставить единое, всеобъемлющее определение. Чаще всего определения говорят об абстрактном мышлении, обучении обучению и адаптации к окружающей среде. Интеллектуальные тесты - самые надежные измерения в психологии.

В русском языке можно встретить различные переводы термина Mind maps® – карты разума, карты ума, карты мышления, карты памяти, мыслительные карты, интеллект-карты.

Что такое интеллект-карты

Понятие интеллект-карт впервые было предложено Тони Бьюзеном , известным писателем, специалистом по вопросам интеллекта, особенностей мышления и проблем, связанных с обучением. Оно основано на характере восприятия и сохранения информации человеческим мозгом.

Протективные навыки в основном связаны с академической деятельностью - академическим обучением. Некоторые используют термин академический интеллект. Это способность решать школьные или университетские задачи. Это способности, необходимые для более абстрактного мышления и академического обучения.

Далее следуют другие навыки: практический интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект. Это способность общаться - может иметь небольшой академический интеллект, но хороший эмоциональный, социальный интеллект. Следовательно, он способен хорошо понимать других людей, он может влиять на них, общаться и хорошо сканировать социальные ситуации.

Наиболее часто можно встретить различного рода информацию, представленную в текстовой форме, иногда с добавлением списков и таблиц. Восприятие такой структуры данных является достаточно тяжелой нагрузкой.

Гораздо эффективнее происходит осмысление и запоминание следующей информации:

  • представленной наглядно с использованием цветов, изображений, связей между элементами;
  • основанной на ассоциативном мышлении;
  • использующей иерархические связи.

Именно на основе этих принципов создаются интеллект-карты. В центре располагается основная идея (задача или объект рассмотрения), вокруг – связанные с ней компоненты. Если элементов слишком много, то они должны быть логически сгруппированы .

Есть люди с высоким интеллектом, у которых нет социальных или социальных навыков. В этом случае полезен академический интеллект? Социальные навыки отчасти связаны, но человек с высоким интеллектом не обязательно должен обладать высокими практическими, социальными навыками.

Таким образом, у нас также есть странные случаи: сумасшедшие изолированные интеллектуалы, которые не обязательно очень практичны или коммуникабельны. Или, например, должны ли родители делать это для своих детей? Тесты доступны для разных и разных возрастных групп: начиная с дошкольного возраста. Но в этом возрасте тесты интеллекта не очень надежны. Их наибольший авторитет - когда ребенок оказывается в школе. Затем измерения обычно стабильны, надежны и хорошо предсказывают успехи в учебе.

Построение карты начинается с мозгового штурма и выработки идей. Создавая черновик, не следует опасаться, что структура получается недостаточно логичной. По мере работы над картой, происходит уточнение и корректирование элементов, что в итоге позволит разработать правильную структуру .

Наглядное представление информации в виде структуры данных помогает упростить работу, ускорить запоминание и воспроизведение материала .

Когда вам нужно пройти тест? Вот несколько ответов. Один из них касается случая, когда ребенок может учиться в школе. Первые тесты интеллекта были разработаны для детей, которые испытывают трудности с обучением в школе. Если они не обладают способностями к абстрактному мышлению, им нужна помощь. Наши психологические педагогические службы делают это - когда они подозревают, что ребенок может быть сложным, он или она заболел по какой-то причине.

Интеллектуальные тесты также могут быть выполнены, когда мы хотим отличить одаренных детей. Так обстоит дело с известным мальчиком. Есть один, двое детей из ста, которые обладают самыми интеллектуальными способностями. Тесты помогают найти таких детей и помочь им максимально эффективно использовать их. Большинство из них использует свой потенциал - они становятся победителями Олимпиады, получая сотни экзаменов. Однако некоторые из них не очень заинтересованы в науке, школе - они не могут использовать свой академический потенциал.

Почему использование интеллект-карт наиболее эффективно

В голове любого человека проносится огромное количество полезных и нужных мыслей. Иногда в хаосе идей возникает вопрос о том, как зафиксировать поток информации , чтобы затем вернуться и обдумать все более тщательно. Если попытаться записать мысли в текстовой форме, либо в виде таблиц и графиков, это будет весьма трудно сделать.

Тогда у нас странные ситуации, когда человек работает в профессии, которая не требует абстрактного мышления, хотя его интеллект довольно велик. Чтобы использовать богатство, Литва работает над созданием системы, чтобы видеть одаренных детей, и мы можем им помочь.

Таким образом, высокий интеллект может гарантировать академический успех, но все зависит от того, на сколько будет работать ребенок? Точно так же в спорте: человек может иметь очень хорошие физические данные, но не использовать их. Например, у определенной части людей есть хорошие данные для баскетбола, у Литвы есть хорошая система, которая позволяет им открывать и эксплуатировать. У нас больше игроков, чем в других странах. В другой стране так много потенциальных игроков, но если у них нет системы, они не справятся.

Наиболее приближенным к естественному процессу мышления способом представления информации является создание интеллект-карты, включающей все идеи в виде рисунков, схем и символов .

Другим важным аспектом мыслительной деятельности, особенно на этапе обучения, становится необходимость запоминания большого количества информации.

Могут ли проводиться тесты интеллекта при найме? Интеллектуальный тест можно применить к работам, требующим более абстрактного мышления. Как правило, это относится к позиции более высокого ранга. Тест интеллекта может использоваться для выбора людей. Это иллюстрируется примером обоих учреждений и Департамента гражданской службы Литвы: кандидатам даются тесты навыков общего мышления или когнитивных навыков. Цель состоит в том, чтобы принятые должностные лица должны обладать хотя бы минимальными навыками абстрактного мышления.

Если, скажем, человек, который выполняет тест, наберет около 100 или менее очков, должен ли он чувствовать себя глупо? Как правило, большинство тестов основаны не на статистических исключениях, а на общей численности населения. Вычет - это средний человек, у которого есть 100 очков. Это нормальный средний интеллект.

Если преобразовать данные, полученные из учебной литературы в схему с иерархической структурой , содержащую символические изображения и ассоциативные связи, процесс запоминания упрощается и становится «удобным» для человеческого мозга.

Как сделать интеллект-карту

Автор концепции mind-maps в своих книгах систематизировал структуру и правила создания интеллект-карт, а также описал основные принципы их использования. Наиболее известная из посвященных этой теме книг «Научите себя думать » названа в числе 1000 величайших книг тысячелетия.

Чем дальше по краям, тем ниже процент людей: около 15 процентов. Интеллект людей выше среднего, 15%. - ниже среднего. Сами края составляют 2 процента. - это 1-2 человека из 100, у которых очень большие или очень маленькие коэффициенты. Только 1 из 10 тысяч Имеет такой высокий коэффициент, как Пол.

Какое будущее ждет Пол? Никто не может предсказать это. Было бы хорошо, если бы он мог получить правильную помощь, чтобы извлечь выгоду из его потенциала. Этот литовский литовский единственный в Литве, может быть, такие умные молодые люди? В принципе, может быть и больше. Возможно, ему повезло, что он живет в Англии и способен выполнить тест Менсы. Литовцам не хватает ресурсов для идентификации таких людей. В Литве есть потенциальные люди, мы их не идентифицируем.

Чтобы создать полезный инструмент , способный отвечать поставленным задачам, нужно воспользоваться некоторыми советами автора по оформлению и содержанию интеллект-карт.

Визуальное представление:

  • Определите центральный (основной) образ , выполните его в виде графического изображения, используя не менее 3 цветов.
  • Не размещайте на одной карте более 5-7 графических элементов, если их больше – объедините компоненты в соответствующие логические группы.
  • Не старайтесь заполнить все пространство листа – оставляйте пустые места, чтобы можно было легко ориентироваться в схемах и переходах.
  • Старайтесь придать изображениям объем – используйте трехмерные рисунки и выпуклые печатные буквы.

Ассоциативные связи:

  • Старайтесь изобразить элементы в виде соответствующих визуальных образов – рисунков, значков, символов различных цветов.
  • Используйте стрелки и переходы для иллюстрации причинно-следственных связей между элементами.
  • Применяйте принципы иерархии – разбивайте элементы на более простые составляющие.

Принцип ясности в выражении мыслей:

  • Старайтесь выполнять свои рисунки так, чтобы они были максимально понятными.
  • Размещайте ключевые слова над линиями связей – по одному слову над каждой линией. Следите за тем, чтобы длина линии примерно была равна длине слова.
  • Не пишите слишком большое количество текста – используйте кодирование, сокращения, символические изображения. Все слова должны располагаться горизонтально.
  • Соединяйте центральные линии с другими, так чтобы все элементы карты были связаны с основным образом. Важные линии выделяйте более ярким цветом.
  • Отделяйте рамками блоки с наиболее значимой информацией.
  • Если необходимо включить изображение временной шкалы , то слева должно располагаться прошедшее время, справа – будущее.
  • Наиболее простыми для восприятия и запоминания являются симметричные карты .

Правильное оформление карты имеет решающее значение для реализации принципа визуализации и структурирования мышления .

Мозговой штурм - создание хаоса для интеллект-карты

Теперь интеллект стал глупым. Но интеллект следует понимать как то, что природа дала вам. Это огромный спор. Существует множество причин полагать, что это приобретенная способность, например, интеллект индивидуально выращенных близнецов весьма схож. Влияние на окружающую среду менее доказано, поэтому мы более уверены в влиянии плодородия.

Разве отдельные страны не пытаются сравнить друг друга и определить, где живут самые умные люди? В недавнем пресс-релизе британский ученый Ричард Линн собрал исследования из разных стран и сравнил различные народы. Тенденция заключается в том, что при столь большой работе, будь то из-за отсутствия целостности или отсутствия контроля над обилием данных, есть ошибка, что литовцы имеют несколько более низкий уровень интеллекта. После рассмотрения конкретных исследований, на которые он смотрел, ясно, что одно исследование нерепрезентативно, а следующая методология исследования определяет технические ошибки.

Любая карта фактически представляет собой дерево , имеющее ствол и отходящие от него ветви. Чем дальше от ствола расположены ветки, тем более тонкими они становятся – такой подход позволяет отобразить правильную последовательность мыслей или качеств объекта от первоначальных до последующих.

Каждая из ветвей – это отдельная мысль или направление , над которым вы работаете. Более тонкие ветви отражают новые, свежие подходы реализации по отношению к главной мысли (идее).

Как использовать интеллект-карты в обучении

Интеллект-карты являются инструментом развития мыслительной деятельности , поэтому успешно применяются в образовательном процессе преподавателями и учащимися, позволяя:

  • представить объемный материал (лекцию, доклад) в форме презентации для объяснения своих идей перед аудиторией слушателей;
  • упростить работу с информацией на основе анализа, выявления логических закономерностей, быстрого запоминания;
  • сделать период подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и научных исследований структурированным и всецело спланированным процессом ;
  • быстро запоминать информацию , используя свойства образной и зрительной памяти;
  • накапливать идеи для творческой и интеллектуальной деятельности;
  • провести наглядный сравнительный анализ для принятия взвешенного решения по разрабатываемой теме;
  • следить за собственными шагами на пути продвижения к намеченной цели, распределять для этого необходимое время и усилия .

Как интеллект-карты помогают в работе

Чтобы систематизировать и визуально представить свою работу, можно использовать базовую карту «Задачи». Если какие-либо данные, хранящиеся на сервере или жестком диске компьютера, будут утеряны, это не приведет к серьезным проблемам. Всю структуру работы можно легко восстановить по памяти с помощью интеллект-карты.

Карта «Задачи» не является законченным вариантом, а постоянно редактируется . При создании такой карты в нее включается список рабочих задач, которые, в свою очередь, разбиты по направлениям деятельности.

Постепенно задачи уточняются , дополнятся и становятся решенными. Затем добавляются новые актуальные направления, таким образом, разрабатывается общая структура карты, включающая целостную картину сфер деятельности.

Имея такое наглядное представление своей работы, можно намного эффективнее планировать свое время, расставлять приоритеты и совмещать направления работы.

Основные преимущества использования интеллект-карт в рабочем процессе:

  1. Интеллект-карта – хорошее начало рабочего дня. Если настрой на работу вызывает определенные трудности, т. е. необходимо время, чтобы собраться с мыслями, определить план действий , то базовая интеллект-карта поможет сделать это максимально результативно. Просмотрев карту, можно спланировать задачи на день или предстоящую неделю, выделить наиболее важные, а также внести идеи, возникшие за последний период.
  2. Хранилище идей. Если возникает хорошая идея, не стоит откладывать ее реализацию в долгий ящик и надеяться на собственную память. При первой возможности нужно внести ее в интеллект-карту, постаравшись сразу же дополнить некоторыми мыслями по реализации. Задачи, попавшие в карту, сложнее игнорировать , поскольку потратив время на обдумывание, вы уже запускаете мыслительный процесс и вносите коррективы в свои планы.
  3. Планирование масштабных проектов. Для таких целей используется не базовая (общая) карта, а карта проекта. Не зная, с какой стороны подойти к планированию, начинайте строить карту - разбейте общую цель на конкретные этапы, затем подробно рассмотрите шаги для выполнения каждого этапа. Конкретизируйте все возможные моменты , тем самым сужая поле деятельности. Таким образом, будет гораздо проще перейти к реализации, имея перед глазами структуру организации каждого этапа проекта.
  4. Интеллект-карты необходимы, когда задач становится слишком много или в случае, когда большинство задач оказались решенными, и нужно выбирать дальнейшие пути продвижения. Для таких моментов снова используются методы планирования, выбора приоритетов и представление деятельности в виде единой схемы .

В каких сферах можно использовать интеллект-карты

Методы визуального представления с помощью интеллект-карт применяются практически во всех областях, связанных с оптимизацией мыслительного процесса и ускорением усвоения большого количества информации.

  • Различные рабочие проекты – планирование, разработка, внедрение, огранизация, проведение мероприятий.
  • Структуры – устройство фирмы, предприятия, планирование нового бизнеса: список отделов, распределение функций, области ответственности, направления работы.
  • Бытовые проекты – организация праздников, поездок, выбор подарков, осуществление покупок, переездов, ремонт в квартире.
  • Ежедневные задачи . Планирование распределения времени и задач в течение дня – перечень дел, звонков, встреч.
  • Разработка структуры сайтов , блогов, интерфейсов программ.
  • Написание текстовых работ – рефератов, курсовых, дипломных, научных работ, художественных произведений, в которых наиболее важно определить структуру, последовательность и цельность изложения.
  • Планы выступлений , презентации – визуализации информации для проведения лекций, конференций, семинаров, вебинаров, деловых встреч, переговоров.
  • Обучение – конспектирование лекций, прочитанных статей и учебной литературы.
  • Подготовка к контрольным и экзаменам - представление трудных к запоминанию материалов в виде структурированного символьного изображения.

Заключение

Метод использования интеллект-карт завоевывает все большую популярность , как оптимальный способ организации процесса мышления - упорядочивания данных, обработки информации, ускорения разработки планов, проектов и принятия решений.

2014-11-05 Евгения Куварина

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) - это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам.

И еще парочка примеров:

Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое - за творчество.

При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блоггер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из.

Как создать карту мыслей

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты . Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания.

Создание карты мыслей - увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Новости

Как обычно в начале месяца я подвожу итоги активных комментаторов.

1 место - Василий (под ником Kozak)

2 место - Иван Зелинский

3 место - Зинаида Солнышкина (под ником Zindows)

Поздравляю победителей и прошу выслать номера кошельков (даже если уже отправляли). И приглашаю присоединиться к конкурсу всех желающих!

Также напоминаю, что на данный момент проходит конкурс ретвитов, подробности в конце этой. Итоги будут подведены в следующей статье. У Вас еще есть время принять участие!

С уважением, Евгения Куварина

Понравилось? Расскажи друзьям!

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Лариса Николаевна, старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №1», Воронежская обл, Новохоперский р-он.

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО.

Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы - по внедрению метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ. В данном материале вы познакомитесь с информацией:

  1. Интеллект-карты.
  2. Как выглядят интеллект-карты. Что это такое?
  3. Сферы применения интеллект-карт.
  4. Как составить интеллект-карту.
  5. Правила составления интеллект-карт.

2.Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики.

2. Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной.

Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

3.Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.

Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

4 . Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы, мысля радиантно, на основании законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, вставать, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов. В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко.), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Собака умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а собака лаять. Собака друг человека, потому что помогает ему.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Источники:

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

Приложение 1.

Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

Мозговой штурм

«Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем у детей дошкольного возраста»

(на примере лексической темы «Первоцветы»)

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Кирьянова М.Ю.

МАДОУ «Детский сад № 24»

(корпус 3)

г. Березники 201 6 г.

Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ

Мозговой штурм «Составление интеллектуальной карты

как средства систематизации представлений об окружающем

у детей дошкольного возраста»

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллектуальная карта»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и на нужной информации.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

1.2. Из истории возникновения интеллектуальной карты

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ® ) это разработка – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Концепция интеллект-карт, предложенная в своё время Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Всё дело в том, что нашему мозгу тяжеловато воспринимать линейную символьную информацию в виде текстов, списков и таблиц - то есть именно так, как принято представлять информацию в нашем мире. Намного естественнее и проще сознанию переваривать информацию, которая:

    основана на ассоциациях;

    задействует иерархическое мышление;

    визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

Вокруг основной задачи/объекта/идеи, располагаются связанные с ней элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда». (Приложение 1 «Как составить интеллект-карту»).

1.3. Возможности использования интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.

Развитие представлений об окружающем у ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь. В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, так как слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.

На этапе планирования работы педагогов по формированию целостной картины мира для соблюдения системности знаний мы предлагаем применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

ІІ часть (основная) «Построение интеллектуальной карты (на примере лексической темы « Первоцветы»):

2.1 . «Хаос идей»

Что мы знаем о первоцветах? (участники мастер-класса делятся своими знаниями о первоцветах).

Достаточно ли наших знаний? Мы можем обратиться к источникам знаний (энциклопедия, атласы растений, интернет) (Приложение 2 «Страницы энциклопедии о первоцветах») .

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

2.2. Структурирование информации (модераторы совместно с участниками составляют интеллектуальную карту «Первоцветы» с опорой на полученные знания по предложенной схеме). (Приложение 3 «Интеллектуальная карта по лексической теме «Первоцветы»)

2.3. Наполнение интеллектуальной карты лексикой (с опорой на схему семантического поля и предложенные художественные тексты). (Приложение 4 «Наполнение лексической темы содержанием»).

ІІІ часть (заключительная) Рефлексия:

Пользоваться картами просто - взгляните на неё, - нужная информация вся под рукой. Мы используем эту форму для составления банка знаний при комплексно-тематическом планировании. Нам она кажется очень наглядной, удобной. Эта форма работы вариативна, функциональна, доступна для работы с детьми. (Приложение 5 Циклограмма комплексно-тематического планирования по теме «Весна. Первоцветы»)

Каковы возможности использования интеллектуальной карты в детском саду, по вашему мнению?

Надеемся, в скором будущем интеллект-карты станут если не стандартом, то по крайне мере подспорьем в работе для многих педагогов.

Приложение 1

Как составить интеллект-карту

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

    запоминания;

    упорядочивания и систематизации информации;

    планирования деятельности;

    подготовки к выступлениям;

    поиска решений в сложной ситуации;

    рассмотрению различных вариантов решения задач.

Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт, вы сами поймёте, как их правильней всего рисовать.

Итак, приступим:

    Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально, и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.

    Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

    В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа, как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

    От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

    От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

    Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту, нарисованную самим Тони Бьюзеном.

Приложение 2

Страницы энциклопедии о первоцветах

Подсне́жник , или Галантус - многолетних трав семейства . Научное название растения образовано из латинизированных слов γάλα (gála ) и νθος ( ánthos ), что может пониматься как «молочный

цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега.

Первоцве́т весе́нний , или Первоцвет лека́рственный , или Первоцвет настоя́щий , или При́мула весенняя -

, ( Primula ). Другие русские названия: бара́нчики, бара́шки, бе́лая бу́квица, бо́жьи ру́чки, га́сник, у́шки, небе́сные к лю́чики, золоты́е клю́чики, цветы́ Свято́го Петра́ . Соцветие первоцвета похоже на связку ключей, по легенде это ключи, которыми весна открывает двери в лето. Согласно другой легенде, растение выросло на том месте, где Святой Пётр уронил ключи от рая.

Ве́треница , или Анемо́на - многолетних травянистых а . Современное научное название образовано от Άνεμος - «ветер». Возможно, дословный перевод названия может означать «дочь ветров». Вероятно, название дано растению из-за его чувствительности к ветру, уже при малых порывах которого крупные лепестки цветов начинают трепетать, а цветки раскачиваться на длинных . Ранее ошибочно считалось, что цветки растения под действием ветра могут закрываться или распускаться.


Ла́ндыш - семейства . Научное (латинское) название было дано роду на основе латинского названия растения, Lilium convallium («лилия долин») [ . В русский язык слово «ландыш», по-видимому, было заимствовано из [ . Другие русские названия - ландышки, сорочка, молодило, молодильник, виновник .

Ма́ть-и-ма́чеха - семейства . Научное (латинское) родовое название может быть переведено как «кашлегон». Это название связано с медицинским применением растения в качестве средства от кашля. Научное название вида дословно можно перевести на русский язык как «Мать-и-мачеха-Муконосница». Нижняя сторона листьев мать-и-мачехи, покрытая многочисленными волосками, испаряет воду намного слабее голой верхней стороны листьев, поэтому нижняя сторона (мать) на ощупь теплее верхней (мачехи) - отсюда русское название растения.

Приложение 3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПЕРВОЦВЕТЫ»

Характерные особенности внешнего вида

(сходство, отличие)


Первоцветы

Листья

Стебель

Корень

Лесные

Особенности роста, питания, размножения

Назначение,

применение

(польза, вред)

Охрана природы

Лекарственные

Ядовитые

Величина

Цвет

Плоды, семена

Аромат

Место произрастания

Форма

Величина

Цвет

Травянистые растения

Клумба, грядка, альпийская горка

Проталинка, полянка, луг


Цветок

(бутон, лепестки)


Садовые

(луковичные)


Крокус

Ландыш

Примула

Тюльпан

Нарцисс

Мускари

Мускари

Гиацинт

Мать-и-мачеха

Ветреница

Подснежник

Пролеска

Медуница

Фиалка

Фиалка

Тактильные

ощущения


Отображение

в искусстве


Музыка

Литература

Живопись

Мифы, легенды


Приложение 4

Наполнение лексической темы содержанием

Формообразующий слой ,

создаваемый от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний

Предметные

слова

(существительные, местоимения)

Действенные

слова

(глаголы,

деепричастия)

Признаковые

слова

(прилагательные, наречия,

причастия)

Коренной смысл

или суть понятия (ядерное слово)

первоцветы

расцветать,

вырастать

первые,

весенние,

цветущие

Родственный смысл (образование однокоренных слов, изменение по числам, временам)

Снег - снежок, подснежник

Цветок – цвести, зацветать, отцветать, расцветать, цветение

Робкий, робко

Зелёный, зелено, зеленеющий

Противоположный смысл (образование

антонимов)

Мать-и-мачеха – при цветении - безлистная, после цветения – листья растут всё лето

Лепестки – раскрываются, закрываются

Листья – пушистые, гладкие, бархатистые, узкие, широкие

Близкий смысл

(создание синонимов,

образных выражений)

Проталинки - солнечное место, снег растаял, прогрелась земля, напиталась влагой

Отправиться на экскурсию - устанавливать связь, обратить внимание, обнаружить, описать, изучать, примечать, различать, наблюдать, распознавать, знакомиться

Листья нежные, как руки матери, грубые, как руки мачехи.

Словесно-логические

задачи (загадки, т.д.)

Почему у медуницы цветы розового и голубого цветов?

Название какого первоцвета состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (не-за-будка)


Приложение 5

Циклограмма комплексно-тематического планирования по теме «Весна. Первоцветы»

Музыкальный

руководитель

Инструктор по ритмике

Старшая

медсестра

Знакомство с первыми весенними цветами, рассматривание иллюстраций, презентаций, сравнение первоцветов.

Решение проблемных ситуаций (почему первоцветы появляются на солнечной стороне? и др.)

Ведение календаря цветов.

Брейн-ринг «Ключи от лета» (для детей и родителей).

Составление описательных загадок о первоцветах.

Чтение стихов о первоцветах.

Конкурс «говорящих» газет «Весенняя капель».

Целевая прогулка по экологической тропе «Первоцветы на нашем участке».

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы весной».

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Создание альбома «Жалобная книга природы».

Ручной труд «На лесной полянке» (природный материал).

Составление альбома рисунков «Весны приветы».

Прослушивание музыкальных пьес: П. И. Чайковский «Подснежник», «Вальс цветов», Н. Торопов «Цветок и бабочка», Э. Невин «Нарцисс», В. Коровицын «Первая проталинка».

Музыкально-литературное развлечение «День цветов».

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Формирование представлений о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

Знакомство с правилами безопасного поведения в природе.

Консультация с родителями «Одевайся по погоде», «Осторожно, первоцветы!»

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.

Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.

Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей:

1. Упростить учебу


Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.

2. Ставить цели и планировать неделю


Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.

Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.

3. Планировать проекты и управлять ими


Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.

4. Работа с воспоминаниями

После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.

5. Для самых маленьких


Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.

Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.

Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»