Людей оказавшихся на социальном дне называют. Признаки групп населения социального дна. О чем говорит статистика

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Как утверждают юмористы, брать такси, вступать в политические союзы и жениться надо только тогда, когда избежать этого невозможно. Сегодня в этой шутке для многих и доля правды, и руководство к действию. Познакомившись вроде бы как раз с тем единственным и неповторимым, в ЗАГС не спешат. Да и психологи советуют: перед тем, как оформлять отношения, лучше накопить жизненный опыт - "нагуляться", как говорят в народе. У каждого на то, чтобы повзрослеть уходит свое время. И возраст по паспорту тут значения не имеет.

Игорь и Инга Иванченко: "Мы долго выжидали, проверяли свои чувства, поняли, что это именно тот момент и тот человек. Тогда и решили".

Андрей и Евгения: "Полтора года встречались. Сердце подсказало, наверно, если б умом понимали, был бы какой-то расчет".

Андрей и Лана оба еще совсем молоды, но жених старше невесты на 5 лет, и эта разница в возрасте чувствуется. Андрей опекает и направляет свою любимую, за ним - всегда последнее слово. В общем, с его подачи молодые и отправились официально оформлять отношения.

Андрей и Лана: "Лучше молодо - зелено, но зато счастливы. По любви, наверное".

Борису Николаевичу Шустерману из Челябинска - 76, но он полагает, что его рано списывать со счетов. Был женат дважды. И теперь знакомится прямо на улице. Какая женщина устоит против такого кавалера.

Борис Шустерман: "До сих пор жду встречи с женщиной, с которой буду до конца своей жизни".

Николай и Любовь Шарохины из Ярославля прожили вместе 50 лет. А настоящей свадьбы у них до сих пор не было, до ноября этого года. Познакомились в далеком 1956 году в Германии. Свидетельство о браке получили в консульстве в весьма будничной обстановке. У них тогда не было не то что ни кола, ни двора, но даже свадебных колец.

Всe это появилось только на золотую свадьбу - торжество для Шарохиных устроили дети. Теперь пожилые молодожены заявляют - жениться никогда не поздно, а вот над счастьем в браке нужно трудиться всю жизнь. Так считает и актриса и телеведущая Екатерина Стриженова, которая этой осенью отпраздновала двадцать лет своего брака с мужем Александром.

Екатерина Стриженова, телеведущая: "Важна установка - выходишь замуж раз и навсегда. Любые проблемы, если люди хотят быть вместе, - они их переживают, проговаривают. Жениться надо вовремя, и у каждого это время наступает по-разному".

В ветреном мире шоу-бизнеса ранний и долговечный брак знаменитостей - как остров посреди бушующего океана. Когда супруги прошли через огонь, воду и в буквальном смысле медные трубы и всe же сохранили семью, они что-то в этом понимают.

Михаил Боярский, актер: "Жениться надо тогда, когда без женщины, которую ты полюбил, жить не можешь. Но в дальнейшем к ней надо относиться как к ребенку. Нельзя его оставлять, давать чужим, бросать. А надо его с младых ногтей воспитывать до зрелого возраста. Так и с женой - взялся за гуж, не говори, что не дюж".

Роберт Стивенсон писал: "Брак - это долгий разговор, постоянно прерываемый спорами. Когда его начинать - каждый решает для себя сам. Некоторые бросаются в омут с головой в ранней юности. Другие взвешивают все "за" и "против" с позиций богатого жизненного опыта. Универсальных рецептов счастья нет. Но, как говорят французы, выбирать лучше сердцем, которое не имеет морщин.

Ведущий: "Когда кому играть свадьбу, как построить отношения с некогда чужим человеком - это настолько личное дело, что советовать здесь очень тяжело. А мы все-таки попробуем вместе с семейным психологом Инной Хамитовой. Крепче ранние браки или же более зрелые люди делают выбор более осмысленно?"

Инна Хамитова: "Я думаю, что крепче зрелые браки, и распадаются, конечно, именно те браки, когда люди вступают в них спонтанно, не обдумав, или по каким-то причинам, которые их вынудили вступить в брак. Зрелые браки - все-таки имеется в виду, когда человек дозревает до потребности иметь отношения, когда он готов взять на себя ответственность за другого человека, за отношения, за детей, которые там будут, а не просто ему хочется отсоединиться от родителей, пожить отдельно или доказать всем на свете, что он взрослый".

Ведущий: "Если парень с девушкой решили пожениться после школы, в совсем юном возрасте, как должны реагировать родители, и есть ли какие-то особенности такого брака, чтобы он остался крепким на всю жизнь".

Инна Хамитова: "Боюсь, что это очень непростой брак вот в каком смысле. Дело в том, что сразу после школы очень редкий человек бывает абсолютно независимым. Мы зависим и от своих родителей и материально, и психологически, и эмоционально, то есть мы остаемся детьми в каком-то смысле, детьми своих родителей. И ты приводишь себе не мужа или жену, а в общем братика или сестричку, то есть еще одного ребенка своим родителям. И тогда этому бедному партнеру приходится пристраиваться к чужим правилам, что тоже очень непросто. И оформить эту свою молодую семью внутри большой семьи, наладить отношения с родителями, а не только с партнером, это уже вторая задача, задача очень сложная".

Ведущий: "Если один из супругов намного старше, какие тут особенности?"

Инна Хамитова: "Во-первых, у этого самого старшего супруга есть свой жизненный опыт, который заведомо превышает опыт молодого партнера. И здесь важно, чтобы он не становился гуру во всем, а скорее помогал взрослеть своему юному супругу. Потому что рано или поздно юный супруг повзрослеет, и тогда, боюсь, может разрушиться этот брак".

Ведущий: "Дети - это большое счастье. Но все-таки стоит ли их рожать немедленно после свадьбы?"

Инна Хамитова: "Когда люди начинают жить вместе - это кризис, нормальный кризис. Они должны то, что называется в просторечье, "притереться" друг к другу, определить правила. И вот представьте, что у них этот кризис, рождение ребенка, несмотря на то, что это радость большая, это тоже кризис, потому что они должны уже определиться не только как супруги, как они жить будут, но и как папа с мамой. И вот если люди заводят ребеночка очень быстро, ну, или выходят замуж потому, что должен родиться ребенок, у них совмещается два кризиса, в этом смысле они действительно решают уже не простую задачку, а олимпиадную".

Ведущий: "Сейчас многие отказываются от семейных уз и живут просто так, так называемый "гражданский брак", на самом деле это не гражданский, потому что это вообще никакой брак".

Инна Хамитова: "Я думаю, что надо задать себе вопрос: почему эти люди не устраивают некую процедуру? Я имею в виду необязательно регистрацию гражданскую, это может быть церковная процедура, все, что угодно, некий шаг. В конце концов, когда люди регистрируют свои отношения или заключают брачный контракт, или совершают церковную процедуру, они берут на себя ответственность. Так вот, если они этот шаг не делают, это означает, что где-то в глубине души они просто не готовы пока к отношениям".

Серия наших встреч называется «Тепло домашнего очага». Хочется, чтобы этот очаг был теплым и уютным. Но это во многом зависит от того, как мы прожили жизнь до заключения брака.

И вот тут есть ошибки. Какие?

Самые распространенные ошибки, о которых я знаю, наблюдая за своим окружением, своими студентами, представляют собой две противоположности, два полюса.

Первая характерна по большей части для молодых людей, начинающих жить, полных энергии и сил. Мы недавно проводили опрос среди старшеклассников и задавали им такой вопрос: можете ли вы назвать себя счастливым человеком. И очень многие отвечали «Да, конечно!», «Естественно, да!» У них такая установка. Если такой вопрос задается людям предпенсионного возраста, то «да» можно услышать очень редко.

У молодых людей очень много сил и уверенность, что вся жизнь впереди, здоровья много. И вот здесь, когда много сил и мало жизненного опыта, бывает, что человека заносит. Но впоследствии становится так больно, и совершенные ошибки приходится исправлять всю жизнь. Самая распространенная ошибка среди молодых людей заключается в их установке на то, что нужно жить весело и не нужно страдать. Таких людей часто можно увидеть, потому что они очень выделяются в толпе.

И я хотела бы обратить внимание, что наша современная пропаганда всячески старается внушить молодым людям, что жизнь должна представлять собой один сплошной фейерверк и нет необходимости над чем-то задумываться.

Современная мода и виктимность

Я хочу немного поговорить о современной моде. Вообще мода – это форма стандартизованного поведения, когда человек подгоняется под стандарт. Мода имеет разные задачи. Одна из ее функций – это психологическая разрядка. Но мода – это также способ привлечения к себе внимания.

Какую опасность представляет современная мода? Какая скрытая ловушка здесь есть? Многие девушки стараются одеваться модно, пытаясь быть на уровне, стремясь быть похожими на моделей с обложек журналов. И они не всегда понимают, почему на улице с ними начинают происходить нежелательные и неприятные события. Дело в том, что есть несколько стилей оформления своей внешности. Одним из них является стиль женщины-вампира. Такие женщины пытаются одеться так, чтобы максимально сразить мужчин, наповал. Если вы вспомните фильм «Девчата», там девушка Тося мечтательно говорила о том, чтобы «мужчины падали к ее ногам штабелями».

Так вот такие женщины заставляют мужчин падать обессиленными после одного взгляда на них. Вся современная мода практически на этот результат и направлена. Женская мода построена на «сексуальных ловушках»: полупрозрачные одежды, глубочайшие разрезы (иногда непонятно, есть ли юбка или это один сплошной разрез), немыслимые декольте... Когда помада и вообще макияж такого яркого цвета, что невозможно не обернуться. Это все зрительные ловушки!

Они заставляют повернуться и обратить внимание. Это особенность человеческого восприятия. Наблюдая такую реакцию, девочка начинает думать: «О, сработало! Значит, так и надо. Посмотрите, значит, я настоящая женщина! Мимо меня невозможно пройти! Все оборачиваются». Она еще не понимает, что за этой раскраской стоит другой смысл.

В психологии общение подразделяется на два типа: вербальное и невербальное (которое осуществляется с помощью внешности, мимики, пантомимики, интонации). Так вот на уровне слов мы можем сообщать одну информацию, а другим способом передавать совершенно другую информацию. И когда девушка оформляет себя ярко и кричаще, если она обвешана сексуальными ловушками и в таком виде выходит на люди, она передает о себе совершенно однозначную информацию. Она как бы кричит своей внешностью: «У меня сексуальные проблемы! Я предлагаю интимные отношения». Такая женщина-вампир может быть раскрашена, как матрешка, но глаза у нее испуганные, в них читается стеснительность. Хотя она лишь пытается быть как все, соответствовать «международным стандартам». Посмотрела журналы и так же себя нарисовала.

У меня подруга, которая сейчас уехала в Австралию, относилась к этому типу женщины и одевалась очень броско. Как-то в очередной раз она пришла ко мне с жалобой о том, что невозможно выйти в город, что молодые люди бросаются на нее. Дело в том, что она была настроена на брак со своим любимым молодым человеком, и ей не нужны были дополнительные знакомства. Но на невербальном уровне она сообщала о себе другую информацию. Именно поэтому к ней подходили мужчины и предлагали знакомство с определенной целью. На их заигрывания моя подруга отвечала в довольно резкой форме, огрызалась и грубила. В такой ситуации, как правило, самолюбие мужчины задевается, и они начинают думать: «Она считает, что я ее недостоин». И начинают в ответ на нее нападать, оскорбляют.

Я объясняла, что ей необходимо начать с себя, изменить свой внешний вид. Я говорила ей: «Ты ведь предлагаешь себя через свою одежду!» Понятно, что предлагающие такую одежду журналы заинтересованы в продажах, им за рекламу деньги платят. Но на это моя подруга говорила: «Я не хочу быть серой мышью!» В результате закончилось все довольно тяжело…

В психологии есть специальный термин «виктимность» (склонность человека становиться жертвой в отношениях, от английского victim). Первый, кто стал заниматься подобными разработками – группа под руководством Джеймса О’Нила. Они проводили исследование среди людей, которые заявляли о своей невезучести. «Я ничего плохого никому не делаю. Почему они все на меня нападают?» Когда начали изучать этих людей, оказалось, что они отличаются от других. Эти люди на уровне слов говорят одно, а на уровне оформления внешности сообщают совершенно другое.

Наша современная мода штампует виктимных людей. Людей, у которых возникают проблемы недопонимания с окружающими. Это я специально говорю для девушек и женщин, предпочитающих стиль «вамп». Здесь надо найти золотую середину и понять, что красиво - не значит вульгарно. При обучении в Москве мне запомнилось, как один иностранец сказал, что в Москве очень много красивых женщин, которые одеты как проститутки.

Очень часто на это настраивает и реклама. Когда я еще не ушла в монастырь, по телевизору постоянно прогоняли ролик. В этом ролике женщина едет на велосипеде, останавливается машина, она пересаживается в машину, в которой сидят молодые люди. Если часто прокручивать ролик, он раскрепощает женское мышление. Женщина начинает думать: «А вдруг это принц? А вдруг мне повезет? И вообще, какая разница – женщина в машине за рулем или мужчина».

Когда психологи начали выяснять причины изнасилований, оказалось, что одной из причин является провокационное поведение женщины. Она может в соблазнительной одежде гулять вечером, либо садиться в машину к посторонним людям. То есть, она сама очень легко входит в эту опасную ситуацию.

Когда мы говорим, что мужчины такие и сякие, что они порой ведут себя как животные, мы должны помнить, что мужчина с женщиной ведет себя так, как она позволяет ему с собой вести. Один и тот же мужчина с разными женщинами ведет себя по-разному.

После просмотра этого рекламного ролика я наблюдала такую ситуацию. На остановке две девушки тормозили машины. В результате их голосования рядом остановилась машина, из окон которой выглядывали молодые люди и приглашали девушек прокатиться. После их отказа последовал вопрос: «Вы что? Боитесь нас?» Потом был смех девушек. В результате они сели в машину и уехали.

Если вспомнить принцип, по которому мужчина ведет себя с девушками так, как ему позволяется, здесь можно сказать, что девушки оценили себя на грош. Они такие раскрепощенные, смелые. Что таких беречь? Что их завоевывать? Какое здесь может быть самолюбие и достоинство? Они сами себя предлагают!

Но твое же самолюбие должно остаться! Воспитание же есть! Ты должна о чем-то задумываться, а не только прожигать жизнь.

В данной ситуации девушка дает понять, что она себя ни во что не ставит. Эти парни, кстати, тоже абсолютно виктимны. Если они так легко подсаживают девиц, в этом случае еще непонятно, кто кого переиграет. Может это вообще какие-то аферистки. И если дело дойдет до интимных отношений, то кто знает, у кого в будущем будут неприятности.

Эту проблему виктимности надо просто осознать и пытаться ее исправить. Одно дело, когда женщина хочет быть привлекательной. Это вполне естественно, когда у нее к этому есть внутреннее желание. Но во всем надо соблюдать меру. Девушки, ваши сексуальные ловушки свидетельствуют о том, что вы являетесь доступными. Разве это вы хотели сказать своей внешностью?

Когда я однажды смотрела передачу с участием нашего российского модельера Славы Зайцева, он говорил очень жесткие и циничные слова. Он сказал, что красивая женщина-модель для него является вешалкой. Так же и женщина, которая работает только над своей внешностью, становится вешалкой для красивой одежды.

Несколько лет назад ученые проводили исследования и изучали эталон женщины. В этом эксперименте принимали участие мальчики, юноши и мужчины, которые высказывали свое мнение об идеальной женщине. Оказалось, что думают они об одном и том же. Женщина, по словам мужчин, должна быть привлекательной, умной (некоторые говорили о «хорошей собеседнице»), женственной . Ведь это все очень взаимосвязано. Важна не только внешность, но и духовное состояние. Человек состоит не только из тела. У него еще присутствуют душа и дух. Обратите внимание на себя, посмотрите на своих подруг. Когда у девушки хорошее настроение, у нее лицо становится мягче, оно светится. У нее даже внешность преображается. При плохом настроении лицо искажается, перекашивается и вот перед вами уже другой человек. Обратите внимание на себя, подумайте о своем будущем. Не стоит идти по пути женщины-вампира.

В отношении парней хочу сказать следующее. В свое время проводили исследование на тему «Мода и характер мужчин и женщин». Здесь обнаружилась еще одна функция моды – компенсаторная. Большинство мужчин, которые большое значение уделяют моде, как правило, несостоятельны духовно. У них таким образом происходит компенсация внутреннего мира с помощью внешнего. И такая несостоятельность проявится в семейной жизни очень быстро. Этот вопрос особенно актуален для молоденьких девушек, которые рано вступают в брак. Спросишь у нее: «А какой он?» А она с придыханием отвечает: «Он такой красивый!» Зрелая женщина так никогда не скажет. Для нее подобный фактор имеет второстепенное значение.

Целомудрие

Вторая распространенная установка у молодежи – это взять от жизни все. Когда начинаешь с ними разговаривать и спрашивать, что значит в их понимании «любовь», понимаешь, что любовь для них предполагает частую смену сексуальных партнеров. Каких только вариантов не наслушаешься... «А мне нужно найти своего человека», - говорят некоторые. Одна моя студентка заявила, что ей нужно найти мужчину своего сексуального типа. В общем, кто чего насмотрелся и начитался, тот такие идеи и выдает.

Есть такая техника, называемая промискуитет. Это частая смена партнеров. Проституция – профессия, которой зарабатывают деньги. А в данной ситуации человек просто живет для себя, стараясь взять от жизни все по максимуму, не понимая, как он быстро превращается в мусорную корзину. Он не выбирает для себя вторую половину, он служит в качестве мусорки.

Я разговаривала с одной девушкой, которая говорила с болью в голосе: «Сейчас моногамная жизнь невозможна! Сейчас все так живут! Если девушка не начинает рано жить с парнем, к ней относятся как к ненормальной. Таких людей даже по-особому называют». Когда я заглянула ей в глаза, я поняла, что она кричит от боли. У нее в глазах была надежда. Она просила, чтобы ей доказали, что есть другие люди и другие отношения. Тем не менее, сейчас она держится за свои убеждения.

Когда опрашивали мужчин и пытались узнать идеал женщины, то выяснилось, что ни один мужчина не хочет, чтобы его жена переходила как знамя, от одного мужчины к другому. Таких девушек стараются в жены не брать. Они нужны для наработки сексуального опыта. Их, попросту говоря, используют. Одна девушка-подросток очень четко дала ответ в нашей анкете на вопрос о возможности половых отношений с парнем. «Парню ничего не будет за этот опыт. А использованная девушка мало кому будет нужна». Вот эта ее формулировка «использованная девушка» меня потрясла. Мужчины действительно зачастую заинтересованы в том, чтобы просто поразвлечься. Для них выгодно манипулировать женщинами. Он от жизни берет все и от женщины берет все. Тем парням, которые еще не создали семью, общественным мнением разрешается вступать в связь с несколькими девушками. Наши бабушки часто говорят «Пусть погуляет, пусть перебесится»… Перебесится. Слово-то какое точное! А на девушке в такой ситуации ставится клеймо. Что в нашей культуре разрешается парням до брака, женщинам непозволительно. Об этом необходимо помнить!

Казалось бы, что может быть плохого в установке «Я не буду менять партнеров! А всего лишь поживу с одним. Если окажется, что мы друг другу подходим, тогда мы распишемся». Внешне все выглядит убедительно и правильно. Не совсем благопристойно, но вполне логично. «Мы настроены на серьезные отношения. Мы просто присматриваемся друг к другу. И мы в этих отношениях на равных».

Когда мужчина живет до брака с разными партнерами, люди старшего возраста говорят: «Нагуляется, перебесится». Про девушек так не говорят. К ним сразу формируется специфическое отношение, сопровождаемое горькой ухмылкой. Даже если в начале мужчина говорит о том, что для него не важно, с кем до него была его вторая половина, потом все равно этот вопрос возникает. Ведь девушка – это будущая мать. А материнство – это светлое и чистое явление. Ребенок, который рождается от женщины, должен родиться здоровым во всех отношениях. Когда у девушки было несколько сексуальных партнеров, это обычно не проходит бесследно на всех уровнях.

Есть такое сравнение со скотчем: в первый раз он приклеивается так, что его практически невозможно отклеить, потом приклеивание происходит слабее, в 5-ый раз скотч приклеивается с некоторым трудом. То есть, после нескольких романов у женщины уже не возникает настоящая привязанность к своему мужчине.

Это неудивительно. Ведь память же есть, и осознаем мы или нет, но происходит сравнение. Если брать на уровне организма, то необходимо отметить такой интересный факт: женский организм даже подстраивается под мужской на уровне микрофлоры. Когда она начинает жить с другим, происходит перестройка. Этот процесс может повторяться несколько раз. А потом обязательно происходит сбой, начинаются заболевания. И ребенок рождается по загаженным родовым путям. А если там еще был грех убийства – аборт – то ребенок рождается не в чистом материнском теле, а в грязном, изболевшемся, изрубцованном теле.

Мать – это святая святых! Она должна быть чистой! Это говорит о том, что не мужчина в первую очередь должен вести целомудренную жизнь, а особенно важно поведение матери, потому что внутри ее тела рождается ребенок. Как может родиться здоровый и чистый ребенок в грязном чреве?

Сейчас говорят о том, что здоровых детей рождается мало. Но ведь это результат того, что парни гуляют налево и направо. Сколько у нас сейчас бесплодных мужчин. То же самое у девушек. Почему раньше рожали по 15 детей, причем здоровых? А сейчас одного рожают с трудом. Это насаждаемая сейчас идеология. Вы можете поддаваться ей или сопротивляться.

Если настраиваться на семью, то нельзя вступать в близкие отношения сразу. Очень много девушек страдают от того, что их бросают сразу после начала интимных отношений. Однажды выступал один священник, который сказал удивительную вещь: «Тот человек, который до заключения брака часто меняет партнеров, предает того, с кем ему Богом определено жить семейной жизнью. Он ему фактически изменяет». Не случайно у нас есть такое слово на Руси – «суженый». То есть, тот человек, с которым суждено быть вместе. Если девушке или молодому человеку суждено вступить в брак, значит, рано или поздно это произойдет. Зачем же предавать свою будущую вторую половину? Зачем воровать у других и разрушать чужие судьбы?

Пробные браки

«А зачем нам регистрироваться, - считают многие - если у нас и так все хорошо?» Некоторые, соглашаясь жить в таком браке, просто хотят узнать, насколько они подходят друг другу. «Если окажется, что мы не подходим друг другу, зачем тогда расписываться?» - объясняют они. При этом считается, что в данной ситуации и мужчина, и женщина находятся на равных условиях и совместно принимают данное решение.

Оба настроены на серьезную связь. Здесь необходимо отметить следующую особенность женской психики: как только начинаются сексуальные отношения, женщина становится как бы зависимой от мужчины, она становится его частью, ее влечет к нему гораздо сильнее. Что происходит с мужчиной, у которого не развито чувство ответственности за другого человека? Он видит одно и то же каждый день. Для него заканчивается романтика, и наступают будни, образуется привыкание. И вот появляется чувство, что цель достигнута, и мужчине начинает такая жизнь надоедать. У него происходит притупление чувств. Тем более, если женщина не всегда демонстрирует себя в лучшем свете и раздражает его своими капризами. Здесь определенно равенства уже нет. У женщины усиливается привязанность, а у мужчины усиливается чувство скуки, однообразия, монотонности. Женщина задается вопросом об оформлении отношений, и старается подвести своего партнера к заключению брака, которому это не нужно.

Женщина ждет, когда мужчина сделает ей предложение. Если этого не происходит, женщина начинает торопиться, старается изо всех сил незаметно подтолкнуть его к принятию этого решения. Своими действиями она призывает его оценить ее способности «Посмотри, какая я хозяйка. Как я хорошо выгляжу! Как я вкусно готовлю!» То есть, получается, что мужчина занимает трон, а женщина доказывает ему свою состоятельность во всех аспектах. Поэтому здесь равенства нет!

Отношение к женщине превращается в калькулирование ее достоинств и недостатков. Это уже не любовь! Это коммерция, бух. учет, что угодно, но не любовь.

Дальше она нередко начинает чувствовать, что мужчину такая ситуация вполне устраивает, и он не собирается ничего менять. А если у него возникнет желание, он уйдет к другой женщине, мотивировав свой уход тем, что его сожительница ему не подходит. Некоторые женщины в данном случае идут на совершенно неоправданный шаг. Они решаются забеременеть и родить ребенка. «Тогда он никуда не денется!» – думают они. Если у мужчины присутствует некоторое чувство ответственности, то далее может последовать «стимулированный» брак (брак, когда невеста уже беременна). Однако здесь нужно понимать, что рождение ребенка никогда не является тем фактором, который заставляет мужчину вдруг осознать свою любовь к вам. Большинство мужчин воспринимают ребенка как проблему. А тут еще наваливаются родственники и друзья, которые начинают учить и подталкивать его к браку. В сложившихся обстоятельствах мужчина чувствует себя пойманным. Его как будто обманули.

Где же здесь равенство? – спрашиваю я вас.

Часто после пробных браков люди обращаются к психологу. И когда их слушаешь, возникает такое ощущение, что перед тобой просто меняются лица, которые выучили и рассказывают одну и ту же историю.

Так вот, «пробный» брак – это слезы женского пола. Здесь никакого равенства нет! А если есть, то оно исключительно иллюзорное. Говоря духовным языком, – это блуд. Это нарушение заповедей! Поэтому благодать отходит. Потому проливаются слезы, остаются нерешенными проблемы. Какие здесь могут быть радости? Здесь возможна только истеричность и слезы. Счастья-то не будет! Будет только бег за миражами.

Мне запомнились слова одного святого: «Нам нечего бояться, кроме греха». Ибо Бог есть любовь. И только когда мы грешим, благодать отходит. И тогда человек несется по жизни, как сухой лист по ветру. Он натыкается на все преграды на своем пути, и может в итоге рассыпаться. Да, все дело в нашем грехе. Только в нем! А не в том, что люди жестокие или жизнь плохая!

Уныние, пессимизм

Одна крайность, как мы уже сказали, это безудержный разгул. Противоположная крайность – домоседство и нежелание выходить и общаться. С одной стороны, что в этом может быть плохого, но здесь возможен вариант впадения в уныние. Это не сохранение целомудрия, а уныние! Такие люди-домоседы считают, что в их жизни не будет ничего хорошего. «Кто в меня может влюбиться? Разве я могу создать семью?» - говорят они.

В психологии это называется «самопрогнозируемое пророчество». То есть ситуация, когда человек живет с установкой, что у него ничего хорошего быть не может, и ведет себя так, чтобы эта установка оправдалась.

Я была крайне удивлена ее поведением. Когда я спросила ее о происшедшем, она мне ответила: «Я сама не знаю, что со мной произошло». Но я знаю, что с ней произошло. Этот ребенок просто довел себя своим самоедством до уныния.

Имела место классическая ситуация «опережающего удара». Девочка ждет, что все равно все будет плохо, все равно будет больно. И вот в один прекрасный момент она поворачивается и видит, что он подошел к ней. У этой девочки мгновенно возникают в голове мысли: «Все равно же из этих отношений ничего хорошего не получится. Все равно в конце будет одна боль и страдание. Так чего мучится столько времени? Лучше уж сразу все закончить!». И поэтому с ее стороны сразу следует – «Че те надо?!»

Это классическое самопрогнозирующее пророчество. Она не дает общаться с ней по-другому. Она сразу своим унынием выводит отношения на другой уровень.

С такими людьми приходится сразу говорить по-другому. Они не дают возможность второй половине к себе даже подойти.

А где вообще можно знакомиться молодежи? Раньше на Руси говорили: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». Я знаю одну преподавательницу, которая одному своему взрослому сыну, который учился заграницей, говорила: «Хорошую жену в ресторане и на дискотеке не найдешь. Места развлечения для этой цели не подходят. Иначе всю жизнь потом утанцуешься». Так вот ее сын познакомился со своей женой в паломнической поездке. Группа молодежи ехала, молилась. У часовни встретились двое и вот вам пара. Современная пара. Поэтому и говорится: «Просите и дано будет. Ищите и обрящите».

А что касается того, как правильно себя вести, я могу сказать следующее. Жить надо по заповедям Божьим! Тем людям, которые настроены на жизнь-сказку, это кажется скучным и унылым занятием. Они говорят себе: «Буду так жить в старости». Но здесь надо понять, что если вы хотите прожить в состоянии, когда и сердце радостно, и семья стабильная, и дети счастливы, вы должны жить по заповедям. Это тот самый путь, при соблюдении которого все будет прекрасно. Когда человек говорит «Мне это скучно. Я сам все знаю. Я буду все делать сам», ему будет очень сложно.

(Яцек Пуликовский )

«Социальное дно»: что это?

Определение 1

Социальное «дно» - это собирательное понятие, обозначающее людей, которые не имеют профессии, образования, не отличаются достаточно стабильным поведением. К тому же, представители социального дна – это люди с ярко выраженным агрессивным асоциальным поведением, которые страдают от различных физических и психических заболеваний, а также от ряда вредных привычек (наркомания, алкогольная и никотиновая зависимость).

Фактически, социальное дно отторгается всем остальным обществом, но при этом мало кто может реально оценить его размеры и уровень охвата. Специальные исследования, которые были проведены в рамках данной проблемы, выделили сразу четыре ключевые группы людей, которые являются основой так называемого маргинализованного «социального дна». Перечислим их:

  1. Нищие, которые открыто просят подаяние в общественных местах (безработные, лица без определенного места жительства, дети-сироты, цыгане);
  2. Лица без определенного места жительства (бомжи), которые лишились своего жилья вследствие возникновения рынка жилья. Но не все теряют жилье по своей воле: некоторых из дома выгоняют собственные родственники, и им ничего не остается, как проживать на улице. Денег на снятие квартиры или комнаты также нет, поскольку чаще всего лица без определенного места жительства нигде не работают;
  3. Беспризорные дети, сироты. Есть два пути, по которым они столкнулись с такой жизнью: потеря родителей или же побег из дома по собственному желанию. Чаще всего ребенок находится в опасной для него самого ситуации, и по этой причине нахождению дома он предпочитает проживание на улице и попрошайничество для покупки необходимых товаров (еды);
  4. Уличные проститутки. Также сюда можно включить детей, которые вынуждены заниматься проституцией и вести асоциальный образ жизни, чтобы хоть как-то выжить.

Признаки групп социального дна

Представители социального дна, несмотря на их пол, возраст и причины, по которым они были вынуждены вести такой образ жизни, имеют единые черты. В первую очередь, это такие люди, которые находятся в состоянии социальной эксклюзии. У них нет социальных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей, отсутствуют устойчивые социальные связи с внешним миром.

Замечание 1

По сути, эти люди и представители отдельных социальных групп утратили свои социальные навыки и не поддерживают нормы и ценности, которые приняты в обществе.

Тем не менее, группы социального дна, которые мы перечислили в предыдущей части нашей работы, имеют свою специфику, но между ними грани достаточно размыты. Например, человек без определенного места жительства может быть также еще и нищим. Ребенок, сбежавший от жестокого обращения родителей, может стать лицом без определенного места жительства. Все представители социального дна обладают признаками, особенностями формирования их социальной группы, а также социально-демографические свойства, по которым в научном знании их следует идентифицировать и отличать друг от друга.

Ключевая черта нищего человека – просить подаяние на улицах. У этих людей нет своего источника дохода, или же его не хватает на то, чтобы прокормить других членов семьи. Если отсутствует помощь со стороны государства, общества, а также от близких родственников, то человек вынужден заниматься попрошайничеством, чтобы хоть как-то заработать. Основная черта лица без определенного места жительства – отсутствие крыши над головой. Как правило, человек оказывается в такой ситуации в случае обмана, продажи жилья. Некоторые просто пропивают его или закладывают в обмен на наркотические средства. Обратно они свое жилье, естественно, не получают, что и ведет к их уличной жизни.

Признак еще одной группы – беспризорников, это их возраст. Чаще всего к ним относятся дети от 6 до 17 лет. В какой-то степени они были отвергнуты семьей (жестокое отношение родителей, отказ от родительских прав, наличие вредных привычек). Иногда детей забирают из детских домой, но позже попечители, осознав всю степень ответственности, отказываются от детей, и те испытывают уже двойное предательство. Беспризорники – это и хулиганы, и просто дети, которые решили, что жизнь на улице – единственный выход из сложившейся ситуации. Тем не менее, уличная криминогенная обстановка делает их жестокими, требовательными к обществу. Они являются героями уголовных сводок о мелких правонарушениях, кражах, разбоях, нападениях.

В целом, группировка «социального дна» также может производиться на две ключевые группы. Отличаются они не только признаками, но и причинами, по которым оказались именно в такой ситуации. Так, к первой группе «социального дна» относятся те люди и категории граждан, которые оказались на дне из-за своего аморального, опасного для окружающих поведения. К тому же, их отличает лень, нежелание искать работу, дополнительный законный заработок, получение образования также считается не престижным вариантом. Такие люди порочны, завистливы, но из-за нетерпеливости они не могут добиться достаточного успеха, поэтому, в результате вместо роскошной жизни остаются ни с чем. Любят «подачки» со стороны, доход «за просто так», но редко выполняют свою работу качественно и грамотно, ведь это требует времени, а они предпочитают больше тратить на отдых.

Вторая группа, которая относится к социальному дну – люди, которые оказались лишены поддержки со стороны государства, своих близких. К ним редко справедлива жизнь. Это старики, одинокие пенсионеры, лица без определенного места жительства, которые лишились дома из-за манипуляций мошенников. Также это бродяги и те, кто не получает социальной помощи извне. Как мы видим, обе группы имеют одинаковые итоги своей жизни – отсутствие жилья, заработка, средств для существования. При этом отличаются обстоятельства, по которым они столкнулись с такими условиями. В этой ситуации человеку можно помочь, если только он сам стремится улучшить условия своей жизни, а также свое положение в обществе.

Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Однако эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. В то же время нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки - каждая из групп обладает и своими особенностями; но между ними нет жестких границ: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее, указанные группы имеют свои главные признаки, специфику формирования и социально-демографические особенности, что позволяет их идентифицировать.

Основной признак группы "нищие" - просить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны (общества или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четверти нищих проживают в своих квартирах (домах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование. Численность нищих увеличивается в связи с усилением бедности, вызванным кризисом "17 августа" - и вследствие роста безработицы, неплатежей заработков и пенсий, приобретающих широкомасштабный характер.

Бомжи - это фактически аббревиатура определения человека "без определенного места жительства". Очевидно, что отсутствие "крыши" над головой и есть главная характеристика данной группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, как следствие неправомерных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Две трети бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках домов и "где придется". Больше половины из них имеют среднее и высшее образование. Новый фактор потери собственного жилья сегодня связан с неудачным ведением бизнеса, когда кредитор насильно выселяет должника без всяких решений правовых органов.

В третью группу входят только дети в возрасте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый - дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.

Последняя группа - уличные проститутки - отличается характером своей деятельности. Три четверти из них имеют жилище, остальные ведут себя как бомжи. Их минимальный возраст составляет 14 лет, что фактически свидетельствует о детской проституции. Алкоголизм, наркомания, криминальная деятельность становятся либо причинами, вызывающими скатывание на "дно", либо вторичными признаками по отношению к определяющим факторам. Выделенные группы характеризуются ими в разной степени.

Оценки, сделанные на основе результатов общероссийского исследования, показывают, что нижняя граница размеров социального дна составляет 10% от городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек - нищие, 3,3 млн. человек - бомжи, 2,8 млн. человек - беспризорные дети и 1,3 млн. человек - уличные проститутки. Особого внимания заслуживают беспризорные дети, доля которых составляет 10% от численности детей в соответствующей возрастной группе. Это означает, что сегодня в условиях падающей рождаемости 63 тыс. родившихся в России оказываются ненужными их родителям, и они или отказываются, или готовы отказаться от своих детей.

Указанные выше цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тыс.

Катализатором процесса нисходящей мобильности главным образом выступают внешние средовые факторы, определяемые пониженным уровнем социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы, наркоманы, криминальные элементы, цыгане). Психологическое состояние пауперов характеризуется нотой отчаяния и безысходности. Вместе с тем в их взгляде прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на дно сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие "старожилов" (бомжи, проститутки) и оптимизм беспризорных детей.

Анализ данных показывает, что социальное дно имеет преимущественно "мужское лицо", среди них - две трети мужчины и одна треть - женщины. Среди бездомных почти 90% мужчины; три четверти из них - люди в возрасте от 20 до 50 лет. Средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 10 годам, у проституток - 28 годам. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14; беспризорничать же начинают с 6 лет.

Среди обитателей дна мало лиц с высшим образованием. Однако большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование; в то же время 6% получили высшее образование; его имеют также бомжи и проститутки. В глазах общественности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к социальному дну. Пауперы воспринимаются как люди, "имеющие аморальный облик" (62% экспертов); "неопрятные, опустившиеся" (60% населения и 62% экспертов). Однако половина пауперов не согласна с этой оценкой. Почти три четверти (71%) из них лишены постоянного жилья, две трети (62%) не имеют родных и близких, одна треть (30%) фактически изолированы от общества.

Около 14% маргиналов живет небольшими группами или колониями, остальные - в семьях и одиночками. Места обитания представителей социального дна весьма разнообразны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети.

В качестве источников существования следует отметить сбор стеклотары и утильсырья, вещей и продуктов на свалках и в мусорных контейнерах, выполнение различных поручений и перепродажа товаров. Один из основных источников доходов - это подаяние.

Среди нищих и беспризорников самый большой процент алкоголиков и токсикоманов. Большинство представителей дна носит на себе ощутимые следы побоев. Две трети из них питаются крайне нерегулярно и пищей плохого качества. Но в целом они оценивают свое здоровье с умеренной долей оптимизма. Многие из них не пользуются лекарствами. Только треть проституток прибегают к услугам медицинских учреждений и около половины из них не обращают внимание на болезни или лечат их водкой.

Почти абсолютно не охвачены медицинским обслуживанием бомжи и беспризорные дети.

Российское социальное дно очень опасно. Бомжи и беспризорники склонны к насилию; вооружены (по мнению представителей дна, 85% беспризорников и 34% бомжей) холодным оружием, а 28% имеют огнестрельное. Среда, в которой обитают беспризорники, буквально начинена оружием. Особенно часто они употребляют токсические вещества.

Уличные проститутки своими манерами похожи на беспризорных. Их среда является зоной особой опасности. Среди проституток много людей с криминальным прошлым и бурным криминальным настоящим. Среди бомжей меньше людей, склонных к насилию. Они чаще и больше других пауперов пьют алкоголь, но воздерживаются от употребления токсических и наркотических веществ. Значительная доля их попадает в тюрьму.

Причины нисходящей мобильности.

Причины нисходящей мобильности имеют двоякий характер: внешние (потеря работы, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, воина в Чечне, последствия войны в Афганистане) и внутренние (людские пороки, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство плохая наследственность, недостаток образования, отсутствие родных и близких). В обществе доминирует снисходительная установка на проблему бедности, Оправданием бедности служит массовое распространенное мнение, что труд не является источником жизненного успеха. Бедность - это болезнь общества, это не порок, а рок.

Важнейшей причиной, способной привести людей на социальное дно, является потеря работы, которая означает социальную трагедию. Подобная позиция определяет и откровенно обвинительные оценки деятельности Правительства и Президента. В массовом сознании экономические реформы связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными лишениями, менее значимыми воспринимаются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (беженцы), которое рождает беженцев.

Факторный анализ статистического ансамбля наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности.

Первый из них - фактор политического детерминизма, в соответствии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны в Афганистане и Чечне, а также - распада СССР.

Второй фактор - криминальность - объясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.

Третий фактор - личное невезение в жизни - связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, с судьбой, с плохим воспитанием в семье.

Четвертый фактор - собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисходящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.

Пятый фактор - социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться социальным нормам, беспризорность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими, лишение работы, веры в Бога.

По оценкам экспертов в числе групп риска попасть на социальное дно оказываются:

одинокие пожилые люди (шансы попасть на дно равны 72%), пенсионеры (61%), инвалиды (63%), многодетные семьи (54%), безработные (53%), матери-одиночки (49%), беженцы (44%), переселенцы (31%). Напротив, у них нет шансов для движения вверх по социальной лестнице. Такими шансами обладают лишь те, кто уже занял определенные социальные позиции в обществе.

Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально-профессиональными слоями населения. Социальное дно готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы в том виде, как они проводятся сегодня, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Разумеется, что социальное дно (в весьма ограниченных размерах) существовало и раньше. Однако реформы сильно усугубили процессы нисходящей мобильности. И теперь значительно сложнее выбраться из социальной ямы, определить восходящую социальную силу для людей дна. Сами они оценивают эту силу крайне низко. Только 36% считают, что можно выкарабкаться из социальной трясины, 43% - что такого на их памяти не было, 40% утверждают, что иногда и такое случается.

Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принимают силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предоставление посильной работы, дома для обездоленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.

На грани «дна».

Процесс социальной дифференциации стремительно нарастает: богатые делаются еще богаче, а бедные - нищают. В результате формируются два мира, две России, со своими социокультурными ценностями, образами жизни и образами поведения (культурами): мир богатейшего и состоятельного сословия и мир беднейших (аутсайдеров), официально называемых неудачниками. Радикально отличаются у представителей разных имущественных слоев все жизненные перспективы - от социального роста и служебного положения до взаимоотношений в семье и интереса к работе. Потеря социальных жизненных ориентиров очень сильно связана с уровнем доходов и качеством жизни. Именно здесь, в слое неимущих и бедного населения, формируется особый, можно сказать, новый слой - "придонный". Та группа людей, которая уже втягивается на социальное дно. Здесь люди вынуждены окончательно рвать связи с "большим" обществом, они ломаются под тяжестью неудач и социального отторжения.

Проблема поиска места в жизни существенным образом влияет на социальное самочувствие и на характер социального оптимизма. Если большинство богатых смотрит в будущее с надеждой или по крайней мере спокойно, то представители бедных не ждут от жизни ничего хорошего; для их мироощущения характерен пессимизм и отчаяние. В этом психологическом явлении беднейших видно состояние придонья: они еще в обществе, но с отчаянием видят, что здесь им не удержаться. 83% неимущих россиян и 80% бедных постоянно испытывают чувство тревоги. Их волнует не столько низкая заработная плата, сколько ее невыплаты, не столько экономическое положение отрасли, сколько состояние их предприятия. Причина подобной избирательности связана даже не с тем, что они тяжело живут, а со стремлением выжить. "Придонье" - это зона доминирования социальной депрессии, область социальных катастроф, в которых окончательно ломаются и выбрасываются из общества люди.

Процесс формирования слоя связан чаще всего с объективными причинами и показывает характер втягивания людей в воронку социального дня. Сюда могут попасть образованные и необразованные, квалифицированные и неквалифицированные. Образование, уровень культуры позволяют человеку более надежно оставаться на плаву, не выпадать из круга социального взаимодействия. Однако в условиях крайней нищеты человек все равно попадает в группу риска: он может потерять семью, запить, втянуться в круг криминальной деятельности. Удержаться на этой грани непросто. Люди, оказавшиеся в весьма стесненных экономических обстоятельствах, понимая и чувствуя это, естественно, испытывают состояние глубочайшей социальной депрессии. Природный слой формируется как бы помимо воли людей, как результат действия неких глобальных сил. В состав этих социотектонических структур входит экономическое реформирование, опускающее в придонный слой вполне социабельные сословия. Попадание в природный слой характеризуется высоким уровнем пессимизма: люди одиноки, считают себя находящимися на грани краха. Придонный слой, как край социальной воронки, сравнительно невелик (5% от населения) и сюда нельзя относить всех неимущих. Однако именно в этой страте есть люди, которые уже начали втягиваться в социальную бездну и большинству из них самостоятельно не выплыть. Оказываясь на краю социальной деградации, социального падения, люди чаще всего не видят источников поддержки и начинают испытывать состояние паники. Неимущие готовы ожидать помощи только от Бога.

Предоставленная проблема формирует серьезную угрозу социальной безопасности, затрагивая не отдельного человека, а общество в целом.

Н.М. Римашевская
(Полностью статья "Бедность и маргинализация населения (социальное дно) опубликована в журнале "Социологические исследования" №4 2004 )

Обследование "социального дна"

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. В результате появляется социальный слой пауперов, как следствие усиливающейся нисходящей социальной мобильности, нарастающей по своей интенсивности. Так формируется и укрепляется "социальное дно", которое фактически отторгается обществом, практически не знающим даже его истинных размеров. Специальное исследование этой проблемы позволяет выделить четыре группы людей, составляющих "социальное дно": 1) нищие, открыто просящие подаяние; 2) "бомжи", лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья; 3) беспризорные дети, которые потеряли родителей либо убежали из дома; 4) уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни. Представители "социального дна" имеют сходные черты. Это люди, находящиеся в состоянии социальной эксклюзии, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. Они фактически уже прекратили борьбу за свое социальное существование. В то же время каждая из названных групп обладает своей спецификой, но между ними нет жестких граней: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее все представители "социального дна" имеют свои признаки, особенности формирования и социально-демографические свойства их идентифицикации.

Основная черта нищих - просить подаяние из-за отсутствия дохода или его катастрофического уменьшения, когда нет помощи ни со стороны общества, ни от близких людей, и нет возможности их заработать. Очевидно, что физическое отсутствие крыши над головой и есть главная характеристика бомжей. Они лишаются своего жилья, как правило, в результате обмана, продажи, при возвращении из пенитенциарных заведений. Основным признаком третьей группы - беспризорники - является возраст; в нее входят дети от 6 до 17 лет, которые в той или иной форме отвергнуты семьей, либо своими попечителями. Последняя группа - уличные проститутки - отличаются характером своей деятельности. Каждая четвертая обследованная из них считает проституцию "престижной профессией", каждая вторая рассматривает ее как единственную возможность получить "хороший заработок", способный обеспечить нормальный уровень жизни . В значительной мере деятельность этих женщин, а порой и детей определяется безысходностью жизненных условий.

Маргинализация населения в процессе его интенсивной нисходящей мобильности особо остро ставит проблему анализа и рассмотрения сложившейся ситуации. Очевидно, что регламентная статистика и прежде всего обследование домашних хозяйств не могут дать ответа на возникающие в этой связи вопросы, что явилось главной причиной организации специального социально-экономического исследования "социального дна" в России, проведенного ИСЭПН РАН .

Исследование базировалось на трех источниках информации. Первый - выборочное обследование городского населения. Выборка составила 1201 человек. Она проектировалась как квотная с представительством по социальному положению, образованию, полу и возрасту. Второй источник - опрос экспертов, среди которых были: работники правоохранительных органов, служб занятости, домов призрения, служб социальной защиты, а также журналисты, общественные и религиозные деятели. Общая численность их составила 111 человек, обязательное условие отбора - повседневная работа с представителями "социального дна". Третий источник информации - углубленные интервью с представителями всех четырех групп "социального дна" (число респондентов - 96 человек). Опросы проведены в шести крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Воронеже, Екатеринбурге.

74% населения и 81% экспертов считают проблему "социального дна" острой и наиболее существенной; 75% населения и 85% экспертов рассматривают его как угрожающее (или просто опасное) явление российской жизни; 85% населения и 87% экспертов полагают, что развитие "социального дна", его рост и усиление агрессивности обусловлены политикой реформ.

Информация, полученная в результате исследования, показывают, что нижняя граница размеров "социального дна" составляет 10% городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек - нищие, 3,3 млн. - бомжи, 2,8 млн. - беспризорные дети и 1,3 млн. человек - уличные проститутки. Указанные цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тысяч , и это естественно, потому что правоохранительные органы фиксируют лишь ту часть социального дна, которая попадает в их орбиту. А это - лишь видимая часть айсберга.

Мультиплицировались внешние факторы нисходящей мобильности, среди которых пониженный уровень социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки), социальная изоляция (наркоманы, криминальные элементы, цыгане). Психологическое состояние пауперов, как правило, характеризуется отчаянием и безысходностью. Вместе с тем у рассматриваемых категорий населения прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на "дно" сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие "старожилов" (бомжи, проститутки) и "оптимизм" беспризорных детей, которые, как им кажется, вырвались на свободу.

Анализ данных показывает, что "социальное дно" имеет преимущественно "мужское лицо". Среди его обитателей две трети - мужчины и одна треть - женщины. "Дно" в России молодо: средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 13 годам, у проституток - 28. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14 лет; беспризорничать же начинают уже с 6 лет. Большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% нищих, бомжей и проституток - даже высшее. В глазах общественности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к "социальному дну". Они воспринимаются как "имеющие аморальный облик" (62% экспертов), "неопрятные, опустившиеся" (60% населения и 62% экспертов). Однако половина опрошенных пауперов моются один раз в неделю, одна треть - раз в месяц. Почти три четверти (71%) среди них лишены постоянного жилья, две трети (62%) - не имеют родных и близких, одна треть (30%) - фактически изолированы от общества.

Около 14% представителей "социального дна" живут небольшими группами или колониями, остальные - в семьях или одиночками. Места их обитания весьма разнообразны: в квартирах (своих или знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах или колодцах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети. Значительная часть нищих и бомжей трудилась ранее неквалифицированными рабочими, на грязном производстве. Кроме того, у многих была разъездная работа с длительным отрывом от дома. Проститутки работали преимущественно в общепите и торговле.

Среди нищих и беспризорников высокий процент алкоголиков и токсикоманов. Большинство представителей "дна" имеют следы сильных побоев; две трети питаются крайне нерегулярно и пищей плохого качества. Но в целом их оценки собственного здоровья умеренно оптимистичны. Многие из них не пользуются лекарствами. Только треть проституток прибегают к медицинским услугам; около половины не обращают внимания на болезни или лечат их водкой. Почти совсем не охвачены медицинским обслуживанием бомжи и беспризорные дети. Между тем "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь" (из ст. 41 Конституции Российской Федерации). Из амбулаторных учреждений самые доступные для бездомных - это противотуберкулезные и кожно-венерологические диспансеры.

Российское "дно" социально опасно, так как оно склонно к насилию. По мнению представителей "дна", 85% беспризорников и 34% бомжей вооружены холодным оружием, а 28% - огнестрельным. Среди беспризорников практически нет таких, кто бы не имел оружия. Многие из них употребляют токсичные вещества или наркотики, а также занимаются их распространением. Уличных проституток часто характеризует криминальное прошлое и бурное криминальное настоящее. Даже среди бомжей меньше людей, склонных к насилию.

Обитатели "дна" в России - естественный ресурс уголовного мира. По информации Комитета социальной защиты г. Москвы, средний доход бездомной попрошайки составляет 1 тысячу рублей в день. Это и есть основа их рекрутирования криминальными структурами и различными шайками. Только одни сборы "профессиональных" нищих оцениваются в 1,5 млрд. рублей в год. Криминалитет контролирует проституцию, привлекает представителей "дна" к наркобизнесу и для исполнения "грязной и опасной работы". Об этом заявили примерно 73% проституток, 50% бомжей и 48% беспризорников. Бомжи способны на любые антисоциальные действия: они создают в местах своего проживания очаг антисанитарии и снижают уровень эпидемиологической безопасности в обществе, угрожают благосостоянию и имуществу граждан, инициируют социальные беспорядки. Беспризорники - питательная среда криминализации общества, угроза общественному спокойствию. Уличные проститутки подрывают моральные устои общества, являются носителями венерических заболеваний. Наркоманы и алкоголики сосредотачивают самые серьезные факторы риска для общества.

"Социальное дно" в России находится вне рамок законов и норм Конституции. "Большое" общество исключает его из орбиты социальных связей; контакты с ним ведутся только по линии правоохранительных органов, процесс эксклюзии реализуется в наиболее полном виде. Более двух третей его представителей побывали в милиции, почти четверть - отбывали срок в тюрьме. "Дно" накапливает криминальный опыт не только непосредственной практикой преступной деятельности, но и за счет опыта лиц, отсидевших в тюрьме. Криминальная активность пауперов рассматривается как фактор политической нестабильности жизни российского общества. Обитатели "дна" способны на активные социальные действия, готовы к социальному взрыву. По отношению к властям беспризорники озлоблены, нищие настроены наиболее критично и требовательно, проститутки лояльны и снисходительны.

Для пауперов самые ненавистные представители общества - это милиционеры и чиновники, которые равнодушны к проблемам "социального дна" (36%), изгоняют их (23%), избивают (22%). Особенно достается беспризорникам: 42% говорят, что их избивают милиционеры, 35% обвиняют их в издевательствах

Причины нисходящей мобильности могут быть внешние (потеря работы, реформы в стране, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, война в Чечне, последствия войны в Афганистане - афганский синдром) и внутренние (склонность к порокам, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство, плохая наследственность, недостаток образования, отсутствие родных и близких). Оценка влияния указанных факторов на социальные эксклюзии весьма различна со стороны населения, экспертов и самих представителей "дна". В обществе доминирует снисходительно-оправдательная установка на проблему бедности. Характер реформ способствует распространению мнения, что труд не является источником жизненного успеха, а бедность - это болезнь общества, не порок, а рок. Важнейшая причина, способная привести людей на "социальное дно" - потеря работы. Так считают 53% населения и 61% экспертов. В сознании людей экономические реформы в стране связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными лишениями. Менее значимыми воспринимаются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (беженцы).

Исследование в Москве показывает, что почти половина (около 45%) оказавшихся в положении бездомных, не являются лицами без определенного места жительства. Среди них 24-26% - москвичи, 54-56% - из других регионов России, 20% - граждане СНГ. Около 15% среди временно бездомных - беженцы. Третья часть фактически не имеющих жилища - бывшие заключенные. Ежегодно милиция задерживает около 5 тысяч человек за нарушение правил регистрации, т.к. бездомный легализовать себя практически не может. Это формирует большую группу "незаконно" проживающих в Москве, которая представляет большой транзитный узел.

Позиции населения, экспертов и представителей "социального дна" по отношению к проблемам пауперизма различны. Они определяются их социальным статусом, социальными ролями и социокультурными установками. Очевидны и различия в способах противодействия нисходящему потоку населения относительно социальной пирамиды. Представители "дна" обвиняют либо обстоятельства жизни, общество и государство, либо рассматривают причины как фатальный результат (судьба, невезение). Для 38% нищих главная причина - судьба, для 38% бомжей - пьянство, для 33% проституток и 55% беспризорных - непутевые родители. Люди смирились с тем, что реформа засасывает на общественное дно все более широкие слои населения. Они не надеются на помощь и считают, что принадлежность к указанным социальным группам обрекает на нищету и деградацию.

Анализ результатов исследования позволил выделить пять глобальных факторов нисходящей социальной мобильности: политический детерминизм - нисходящая социальная мобильность - результат проводимых экономических реформ, последствие войны в Афганистане и Чечне, а также - распада СССР; криминальность - нисходящая социальная мобильность связана с криминалитетом, с преступным поведением (воровством, вымогательством, насилием, грабежами); личное невезение в жизни - попадание на "социальное дно" объясняется болезнями, инвалидностью, судьбой, плохим воспитанием в семье; собственная вина, склонность к порокам - процесс нисходящей социальной мобильности интенсифицируется пьянством, наркоманией, токсикоманией, проституцией; социальная изолированность - нисходящая мобильность обусловлена отказом подчиняться социальным нормам, беспризорностью, оторванностью от общества, потерей связей с семьей и близкими, отсутствием работы, веры в Бога.

По мнению граждан российских городов, самая большая вероятность оказаться на "социальном дне" у одиноких пожилых людей (шансы попасть на "дно" равны 72%), пенсионеров (61%), инвалидов (63%), многодетных семей (54%), безработных (53%), матерей-одиночек (49%), беженцев (44%), переселенцев (31%). Эксперты считают, что учителя, инженерно-технические работники, низкоквалифицированные рабочие обречены на прозябание в нищете (шансы на такую жизнь оценены в 24-32%). Они не имеют возможностей подняться вверх по социальной лестнице.

Есть различия в причинах социальной эксклюзии у разных категорий. Нищие говорят о судьбе, одиночестве, болезни, инвалидности, с другой стороны, обвиняют правительство, начавшее реформы. Бомжи оценивают себя наиболее жестко: говорят о своем пьянстве, обмане близких, потере работы, последствиях тюремного заключения. Проститутки попадают на "дно" из-за плохой компании, недостатка образования и воспитания. Беспризорные дети прежде всего обвиняют непутевых родителей, свою судьбу, плохую компанию и невезение.

1 - Амирова Н.Ш. Медико-социальная характеристика репродуктивного здоровья девушек-подростков. Автореферат. М., 1996, с.22.
2 - Исследование проведено в 1996 г.; руководили им кроме автора, д.э.н. А.А.Овсянников и д.э.н. А.А.Иудин
3 - Это различие является следствием того, что оценки МВД формируются по данным регистрации, которые далеки от реальности



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»