Крылатые ракеты россии и сша. Военное обозрение и политика Высота полета современной российской крылатой ракеты

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Ушли в историю те времена, когда основным средством доставки тактических боеприпасов большой мощности считалась авиация. Появление ракетного оружия, усовершенствование ракетных технологий привели к тому, что современные вооруженные силы получили в свои руки новое, мощное и стремительное оружие — крылатые ракеты. Эти новые средства борьбы сочетали в себе одновременно большую дальность и высокую точность. Новые ракетные комплексы обладали достаточно большим поражающим эффектом и могли обеспечить массированный удар. Ярким представителем такого вида оружия является хорошо известная на сегодняшний день американская крылатая ракета BGM-109 «Томагавк».

Что представляет собой КР «Томагавк»

Американская армия стала одной из первых в мире, которая в массовом порядке получила на оснащение новый тактический ракетный комплекс. Появившаяся в 1983 году крылатая ракета стала самой массовой в своем классе. К тому же это один из немногих образцов современных видов вооружений, которые были задействованы практически во всех военных конфликтах. С «Томагавками» связана история военных действий во время первой войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), последующие действия многонациональных сил НАТО в Югославии в 1999 году. Уже в новом тысячелетии американские «Томагавки», имеющие двадцатилетний послужной список, снова стали одним из основных видов вооружения на поле боя.

Американцы в действительности сумели создать универсальное средство борьбы – оружие, ставшее в современных военно-политических условиях удобным инструментом. Символично и название ракеты, томагавк – это боевой топор, легендарное оружие североамериканских индейцев. Для современной армии наличие такого оружия неоценимо. Оборудованная новой системой наведения, эта крылатая ракета, как и индейский топор в полете едва заметна, стремительна и смертельно опасна. Наносимый удар всегда точен, не ожидаем и непредсказуем.

Причина таких качеств оружия кроется в устройстве ракеты и в особенностях ее конструкции. Впервые на крылатую ракету была установлена система наведения, обеспечивающая снаряду полную автономность в полете. Ракета действует по принципу – навел, выпустил и забыл. Для контроля над летящим снарядом не требуется ни помощь оператора-наводчика, ни наличие спутниковой системы наведения. Боевая начинка в несколько сотен килограммов взрывчатки способна была вывести из строя любую цель, как на море, так и на суше. Высокие боевые характеристики стали плодом длительных конструкторских разработок, на которые американское военное ведомство потратило колоссальные суммы. Только на разработку проекта в 1973 году американские налогоплательщики потратили 560 тыс. долларов. В дальнейшем, уже на доводку опытного образца ушло свыше одного миллиона долларов.

Испытания первых образцов новой ракеты продолжались 6 лет. Только в 1983 году после более 100 контрольных пусков Пентагон заявил о принятии новой крылатой ракеты на вооружение американских вооруженных сил. Создавалась эта ракета как универсальное ударное средство, способное нести ЯЗ и обычные заряды. В качестве пусковой платформы предполагалось использовать корабли различных классов, включая атомные подводные лодки и самолеты стратегической авиации ВВС США, поэтому изначально создавались модификации крылатых ракет, приспособленных для надводного и подводного пуска. Новый ракетный комплекс «Томагавк» состоял из крылатых ракет, пусковых установок и системы управления ракетной стрельбой.

Для справки: Первые образцы оружия разрабатывались в двух вариантах:

  • стратегический носитель Tomahawk Block I BGM-109A TLAM-N с ядерной боеголовкой;
  • противокорабельная ракета Tomahawk Block I BGM-109B TASM с обычной боевой частью.

Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I

Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С, D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.

Несмотря на различия в целевом применении, все модификации имели однотипную конструкцию и устройство. Тактико-технические характеристики ракет были идентичны. Различия касались только боевого снаряжения ракет — либо ядерная боеголовка, либо головная часть с обычным осколочно-фугасным зарядом.

Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.

Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:

  • дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
  • дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
  • маршевая скорость полета 885 км/ч;
  • максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
  • корпус ракеты имел длину 6,25 м;
  • размах крыльев 2,62 м;
  • вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
  • ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.

Мощность ядерного заряда, который могла нести крылатая ракета BGM-109A, составляла 200 кт. Крылатые ракеты в неядерном исполнении BGM-109C и BGM-109D были оснащены полубронебойной боевой частью весом 120 кг или кассетной боеголовкой комбинированного действия.

В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:

  • инерциальной;
  • корреляционной;
  • корреляционной электронно-оптической.

Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.

В чем главная особенность КР «Томагавк»

Главное преимущество, которого удалось добиться американцам в результате создания крылатой ракеты «Томагавк» — это практически полная неуязвимость оружия для средств ПВО. Выпущенная к цели крылатая ракета летиn на низкой высоте, огибая во время полета детали рельефа. Наземные системы ПВО в такой ситуации неспособны быстро реагировать на полет снаряда, практически не видя его в полете. Скрытности ракеты в полете способствует обтекаемый корпус ракеты, оснащенный защитными материалами.

Выявить летящий «Томагавк» можно только при условии, если заранее известен маршрут его полета. Наглядным примером неуязвимости крылатых ракет для наземных систем ПВО стал конфликт в Югославии. Из выпущенных по целям на территории Югославии 700 крылатых ракет Tomahawk Block III, созданных в начале 90-х годов, всего было сбито не более полусотни ракет. Ракеты сбивались либо на подлете к территории Югославии средствами ПВО, либо были атакованы уже на территории Югославии самолетами югославских ВВС. Добиться таких результатов югославам позволил один существенный недостаток, которыми обладают американские чудо-топоры. Крылатая ракета имеет невысокую скорость, что делает ее уязвимой для огня истребительной авиации. Пилот современного самолета при визуальном обнаружении летящего снаряда может его легко догнать и уничтожить.

При одиночном пуске засечь летящую ракету практически невозможно. Массированное применение крылатых ракет обеспечивает возможность одновременного удара, как по стратегическим объектам, так и по выявленным объектам системы ПВО противника. Такой комбинированный удар практически парализует противника, в дальнейшем ограничивая его действия.

Современная тактика использования крылатых ракет

Следует отметить, что, несмотря на все свое техническое совершенство, крылатая ракета «Томагавк» с большой натяжкой считается высокоточным оружием. Только ракеты с ядерными боеголовками можно считать средством нанесения единичных ударов. В тактическом плане американские вооруженные силы делают ставку на массированное применение этого оружия и это несмотря на его высокую стоимость. Один пуск КР «Томагавк» обходится американскому налогоплательщику в 1,5 млн. долларов.

Соответственно тактике использования этого вида вооружений отличаются и варианты базирования. Разрабатывая новую крылатую ракету, американцы планировали вооружить ею основную часть своего военно-морского флота. Ставилась задача создать универсальный ракетный комплекс, способный осуществлять массированный пуск. Так на эсминцах класса Arleigh Burke, основных кораблях американских ВМС, размещались пусковые установки для 56 ракет этого класса. На последнем американском линкоре «Миссури», оставшимся в строю флота и участвующем в атаке на Ирак в 1991 году, размещалось 32 крылатые ракеты Tomahawk Block I BGM-109B.

Максимальное количество, до 154 крылатых ракет, могла нести атомная подводная лодка типа «Огайо». Американцы построили 18 таких кораблей. Все это говорит о том, что новое оружие планировалось использовать массировано. Всего Пентагон получил ассигнования на постройку и поставку в вооруженные силы США более 4 тыс. крылатых ракет «Томагавк» различных модификаций.

Последняя модификация ракеты Tomahawk Block IV, которая стала поступать на оснащение стратегических сил США, на кораблях американских ВМС и ВВС, в отличие от предыдущих модификаций способна наводиться сразу на несколько целей. По предварительным данным новейшая ракета способна держать в памяти информацию о расположении 15 объектов. Причем система наведения ракеты позволяет уже в процессе полета изменить параметры цели. Ноу-хау, которым хвастаются американские военные, является возможность выпущенной ракеты барражировать над районом, ожидая точного указания о целях и последующих команд. Помимо совершенствования системы наведения, активно ведется работа над увеличением мощности двигательной установки. Последняя модификация ракеты за счет уменьшения расхода топлива имеет увеличенную дальность полета. Теперь «Томагавки» будут способны наносить удары по противнику, находящемуся от места старта на расстоянии в 3-4 тыс. км.

Работы, которые постоянно ведутся над совершенствованием крылатой ракеты, говорят о том, что это оружие имеет большой технический потенциал. Заложенные в конструкцию ракеты технические возможности позволяют достаточно быстро менять технические параметры конструкции, улучшая тактико-технические характеристики каждой новой модификации.

Полвека назад, в разгар холодной войны, крылатые ракеты вчистую проиграли баллистическим на поле стратегического оружия дальнего радиуса действия. Но, возможно, в грядущих конфликтах главным аргументом станет не баллистическая дубина, а стремительный и коварный крылатый кинжал.

MBDA CVS PERSEUS (Франция) Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость – 3 Маха. Длина – 5 м. масса боевой части – 200 кг. Запуск с морских и воздушных платформ. Обладает отделяемыми БЧ. Дальность – 300 км

Когда 21 июля 2011 года была официально закрыта программа Space Shuttle, закончилась не только эра пилотируемых орбитальных челноков, но и в каком-то смысле вся эпоха «крылатой романтики», известной множеством попыток сделать из самолета нечто большее, чем просто самолет. Ранние эксперименты с установкой на крылатую машину ракетного двигателя относятся к концу 20-х годов прошлого века. Ракетопланом был и X-1 (1947 год) — первый в истории пилотируемый летательный аппарат, преодолевший скорость звука. Его фюзеляж имел форму увеличенной в масштабе пулеметной пули калибра 12,7 мм, а ракетный двигатель сжигал в своей камере обычный спирт с помощью жидкого кислорода.


MBDA CVS Perseus (Франция). Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость 3 Маха. Длина 5 м. Вес боевой части — 200 кг. Запуск с морских и воздушных платформ. Обладает отделяемыми БЧ. Дальность 300 км.

Инженеры нацистской Германии работали не только над баллистической V-2, но и над «праматерью» всех крылатых ракет — V-1 с пульсирующим воздушно--реактивным двигателем. Ойген Зенгер мечтал о сверхдальнем «антиподном» ракетоплане-бомбардировщике «Зильберфогель», а Вольф Троммсдорфф — о стратегической крылатой ракете с прямоточным двигателем (см. ). По окончании войны бывшие союзники — СССР и США — принялись активно изучать немецкое наследие, чтобы на его основе создать оружие, на этот раз друг против друга. И хотя по обе стороны «железного занавеса» были скопированы и V-1 и V-2, американцам всегда был ближе «авиационный» подход, что в конечном итоге и стало одной из причин первоначального отставания Америки в области баллистических технологий (несмотря на обладание самим Вернером фон Брауном).


Гиперзвуковой аппарат Х-43. Предтеча крылатой ракеты X-51. Являлся третьей ступенью системы: бомбардировщик B-52 — разгонная крылатая ракета — Х-43. Оснащен ГПВРД. Установил рекорд скорости — 9, 8 Маха.

С бомбой на «Снарке»

И потому именно в США была построена фактически первая и единственная из когда-либо принятых на вооружение крылатых ракет с межконтинентальным (более 10000 км) радиусом действия — SM-62 Snark. Создавали ее в стенах корпорации Northrop, и фактически она была беспилотным самолетом, выполненным (что весьма характерно для Northrop) по схеме «бесхвостка», так что в качестве рулей высоты у этого снаряда использовались элевоны на крыльях. Этот «самолет» можно было даже при необходимости вернуть с задания (если еще не произошел отстрел БЧ) и посадить на аэродром, а затем использовать повторно. Snark стартовал с помощью ракетных ускорителей, затем включался авиационный турбореактивный двигатель Pratt & Whitney J57, и ракета начинала свой путь к цели. За 80 км до нее на высоте 18 км от снаряда с помощью пиропатронов отстреливалась БЧ (штатно содержавшая 4-мегатонный термоядерный боеприпас). Далее боеголовка следовала к цели по баллистической траектории, а оставшаяся часть ракеты разрушалась и превращалась в облако обломков, которые, по крайней мере теоретически, могли выполнять роль ложных целей для ПВО.

Гиперзвук в России

О планах создания гиперзвуковых крылатых ракет в последнее время объявляли представители отечественной «оборонки». В частности такими планами делился Генеральный директор реутовского НПО «Машиностроения» Александр Леонов. Как известно, именно это предприятие совместно с индийскими специалистами разработало противокорабельную сверхзвуковую ракету Brahmos, которая считается самой быстрой на сегодняшний день крылатой ракетой, из числа принятых на вооружение. Также о намерении начать работы по созданию гиперзвуковой ракеты на предприятии заявлял глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Эти работы поручены ГосМКБ «Радуга» в Дубне.

Самостоятельный полет снаряда обеспечивала новаторская для того времени, но очень несовершенная система астрокоррекции, основанная на трех телескопах, нацеленных на разные звезды. Когда в 1961 году президент США Кеннеди приказал снять с вооружения едва заступившие на боевое дежурство «Снарки», это оружие уже было морально устаревшим. Военных не устраивал ни досягаемый советской ПВО потолок в 17 000 м, ни, разумеется, скорость, которая не превышала среднюю скорость современного лайнера, так что путь к далекой цели занимал бы долгие часы. Несколько раньше был похоронен другой проект, до постановки на вооружение не доживший. Речь идет о North American SM-64 Navaho — сверхзвуковой крылатой ракете, также межконтинентальной дальности (до 6500 км), которая использовала стартовые ракетные ускорители и прямоточный воздушно-реактивный двигатель для достижения скорости 3700 км/ч. Снаряд проектировался под термоядерную БЧ.


Ракета X-51 использует в своем ГПВРД топливо JP-7, отличающееся высокой температурой воспламенения и термической устойчивостью. Оно создано специально для сверхзвуковой авиации и использовалось в двигателях Lockheed SR-71.

Жизнь после МБР

Советским ответом на Navaho стали разрабатывавшиеся также в 1950-е годы проекты «Буря» (КБ Лавочкина) и «Буран» (КБ Мясищева). Основанные на той же идеологии (ракетный ускоритель плюс ПВРД), эти проекты отличались весом БЧ («Буран» создавался как более тяжелый носитель), а еще тем, что у"Бури" были успешные пуски, а «Буран» так ни разу и не полетел.

И советские, и американские межконтинентальные «крылатые» проекты канули в Лету по одной и той же причине — во второй половине 1950-х семена, посеянные фон Брауном, дали свои плоды, и обозначился серьезный прогресс в баллистических технологиях. Стало понятно, что и в качестве межконтинентального носителя ядерных зарядов, и для освоения космоса проще, эффективнее и дешевле использовать баллистические ракеты. Постепенно сошла на нет тема пилотируемых орбитальных и суборбитальных ракетопланов, представленных у американцев проектами Dyna Soar, который отчасти воплощал в жизнь мечту Ойгена Зенгера, и X-15, а в СССР — аналогичными разработками конструкторских бюро Мясищева, Челомея и Туполева, включая знаменитую «Спираль».


Огневой подогреватель воздуха, разработанный научно-исследовательской группой «Экспериментальные исследования горения» в МАИ в рамках проекта LEA. Огневой подогреватель воздуха, который позволяет в лабораторных условиях моделировать параметры воздушного потока на выходе воздухозаборника ГПРВД. Такой подогреватель сконструирован в МАИ в рамках проекта подготовки тестового полета гиперзвукового летательного аппарата. Проект получил название LEA, и был инициирован французскими фирмами Onera и MBDA, в нем также приняли участие российские ученые и конструкторы.

Но все однажды возвращается. И если идеи и наработки по ранним ракетопланам отчасти воплотились в Space Shuttle и его аналоге «Буране» (век которых, впрочем, тоже прошел), то возвращение интереса к небаллистическому ракетному оружию межконтинентального радиуса действия мы продолжаем наблюдать в наши дни.

Недостаток МБР не только в том, что их траектория легко вычислима (для чего приходится хитрить с маневрируемыми боеголовками), но и в том, что их применение при существующем миропорядке и действующем режиме контроля за стратегическими вооружениями практически невозможно, даже если они несут неядерный боеприпас. Аппараты типа крылатых ракет способны выполнять сложные маневры в атмосфере, не подвержены столь жестким ограничениям, но, к сожалению, летают слишком медленно и не очень далеко. Если создать управляемый снаряд, который может преодолеть межконтинентальную дистанцию хотя бы за час-полтора, это был бы идеальный инструмент современных глобальных военных операций. О таком оружии в последнее время часто говорят в связи с американской концепцией Global Prompt Strike. Суть ее хорошо известна: американские военные и политики рассчитывают получить в свои руки средства нанесения удара неядерной боеголовкой по любой точке мира, причем от принятия решения об ударе до поражения цели должно пройти не больше часа. Обсуждалось, в частности, использование размещенных на подводных лодках ракет Trident II с неядерным оснащением, однако сам факт пуска такой ракеты может привести к крайне неприятным последствиям — например, в виде ответного удара, но уже ядерного. Поэтому использование конвенциональных «Трайдентов» может представлять собой серьезную политическую проблему.


Маскировка под ПРО

Зато все новые виды неядерного оружия, даже со стратегическими задачами, американцы ни под какие ограничения подводить не собираются и активно ведут работы по созданию арсенала Global Prompt Strike. В качестве альтернативы баллистическим ракетам рассматриваются гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), которые могут иметь конструкцию крылатой ракеты, то есть обладать собственным двигателем (обычно имеется в виду гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, ГПВРД), или планирующего снаряда, гиперзвуковую скорость которому сообщают маршевые ступени обычных баллистических ракет.

Разрабатываемая ныне в США противоракета SM-3 Block IIA чаще всего упоминается в связи с модернизацией американской ПРО. Она, подобно предыдущим модификациям SM-3, встанет на вооружение системы ПРО морского базирования Aegis. Особенность BlockII — заявленная способность перехватывать на определенном участке траектории МБР, что позволит включить систему Aegis в состав стратегической противоракетной обороны США. Однако в 2010 году американские военные объявили, что на базе SM-3 Block IIA будет также создана ударная система большой дальности под кодовым названием ArcLight. Как планируется, маршевые ступени противоракеты выведут на гиперзвуковую скорость планирующий аппарат, который будет способен пролететь до 600 км и доставить к цели боеголовку массой 50−100 кг. Общая дальность полета всей системы составит до 3800 км, причем на этапе самостоятельного полета гиперзвуковой планер полетит не по баллистической траектории и получит возможность маневрировать для высокоточного наведения на цель. Настоящей изюминкой этого проекта можно назвать тот факт, что благодаря унификации с SM-3 ракетная система ArcLight сможет быть размещена в тех же самых вертикальных пусковых установках, которые предназначены для противоракет. Таких «гнезд» в распоряжении ВМС США 8500, причем никто, кроме американских военных, не будет знать, размещены ли на данном корабле противоракеты или оружие «глобального мгновенного удара».


North American XB-70 Valkyrie — один из самых экзотических проектов американского авиапрома. Этот высотный бомбардировщик, рассчитанный на полет со скоростью 3 Маха, впервые поднялся в воздух в 1964 г. Считается, что помимо экспериментальной крылатой ракеты X-51, «Валькирия» является летательным аппаратом, имевшим характеристики волнолета. Благодаря опускаемым вниз законцовкам крыла, бомбардировщик использовал компрессионную подъемную силу, производимую ударными волнами.

Разящий «сокол»

Помимо разработки «продвинутых» разгонных ступеней, отдельную инженерную проблему являет собой конструкция самого планера, ввиду специфичности аэродинамических процессов, протекающих в ходе гиперзвукового полета. Однако, похоже, и в этом направлении определенные успехи достигнуты.

Первое испытание

Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР.
Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.

Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.


Тяжелое дыхание

Параллельно теме гиперзвукового планера американские конструкторы ведут разработку самодвижущихся аппаратов для Global Prompt Strike или, попросту говоря, гиперзвуковых крылатых ракет. Разработанная корпорацией Boeing ракета X-51известна также под названием Waverider («оседлавший волну»). Благодаря своей конструкции аппарат использует для получения дополнительной подъемной силы энергию ударных волн, возникающих в воздухе при гиперзвуковом полете. Несмотря на то что принятие этой ракеты на вооружение планировалось как раз на 2017 год, сегодня это по‑прежнему экспериментальный аппарат, совершивший всего несколько полётов с включенным ГПВРД. 26 мая 2010 года Х-51 разогнался до 5 Махов, но двигатель проработал всего 200 секунд из 300. Второй пуск состоялся 13 июня 2011 года и закончился неудачей в результате помпажа прямоточного двигателя на гиперзвуковой скорости. Как бы то ни было, очевидно, что эксперименты с ГПВРД будут продолжаться как в Соединенных Штатах, так и в других странах, и, по‑видимому, надежные работающие технологии все-таки будут созданы в обозримом будущем.

Развитие военно-космической техники в пятидесятые годы происходило главным образом в направлении создания межконтинентальных средств, способных наносить ущерб стратегического характера. Вместе с тем у человечества уже был накоплен опыт, полученный при разработке особого типа боеприпасов, сочетавшего свойства самолетов и ракет. Они приводились в жидкостным или твердотопливным двигателем, но при этом использовали плоскости, бывшей элементом общей конструкции. Это были крылатые ракеты. России (тогда СССР) они были не так важны, как межконтинентальные, но работа над ними уже велась. Через десятилетия она увенчалась успехом. Несколько образцов этого вида вооружений уже состоят в арсенале или вскоре займут свое место в строю средств, сдерживающих потенциального агрессора. Они вызывают страх и полностью отбивают желание напасть на нашу страну.

«Томагавки» с нейтронной бомбой - кошмар восьмидесятых

В самом конце восьмидесятых советская пропаганда уделяла большое внимание двум новым видам американского оружия. Нейтронная бомба, которой грозил Пентагон «всему прогрессивному человечеству», по своим убийственным свойствам могла посоперничать только с «Томагавками». Эти акулообразные снаряды с тонкими короткими плоскостями получили возможность подкрадываться к целям на советской территории незаметно, прячась от систем обнаружения в оврагах, руслах рек и других естественных углублениях земной коры. Очень неприятно ощущать собственную незащищенность, и граждане СССР возмущались тем, что коварные империалисты снова втягивают страну развитого социализма в новый виток гонки вооружений, и виной тому были эти крылатые ракеты. России нужно было чем-то отвечать на угрозу. И только некоторые особо информированные люди знали о том, что на самом деле нечто подобное уже разрабатывается в Советском Союзе, и дела идут не так уж плохо.

Американский топор

Прообразом всех современных крылатых ракет можно назвать немецкий самолет-снаряд V-1 (Фау-1). Внешне он напоминает американский «Томагавк», созданный четыре десятилетия спустя: те же прямые плоскости и узкий фюзеляж, простой до примитивности силуэт. Но разница есть, и очень большая. Боеприпас, получивший английское название Cruise Missile, - это не просто ракета, снабженная крылом, это нечто большее. За внешней простотой скрывается очень сложная техническая схема, главным элементом которой служит сверхбыстродействующий компьютер, мгновенно принимающий решения об изменении курса и высоты, во избежание столкновения с преградами. Это необходимо для полета на предельно малой высоте со скоростью, достаточной для соблюдения другого условия внезапности, - быстроты доставки заряда к цели. А еще важно было, чтобы хорошо работали «глаза» этой «акулы». Радар, установленный в носовой части снаряда, видел все преграды и передавал информацию о них электронному мозгу, который анализировал рельеф и выдавал управляющие сигналы рулям (предкрылкам, закрылкам, элеронам и пр.). Полноценная сверхзвуковая крылатая ракета у американцев тогда не получилась: на предельные режимы «Томагавк» выходит только на завершающем участке траектории, но это не мешает ему представлять реальную угрозу и сегодня, особенно по отношению к странам, не обладающим совершенными системами ПВО и ПРО.

Неизвестно доподлинно, что побудило советское руководство дать указание о начале разработок КР. Возможно, разведка сообщила о начале американских изысканий в этой области, но не исключено, что сама идея, возникшая в недрах засекреченных НИИ, заинтересовала кого-то из Министерства обороны. Так или иначе, в 1976 году работы начались, и срок их завершения был установлен небольшой - шесть лет. С самого начала наши проектировщики пошли по иному пути, чем их коллеги из США. Дозвуковые скорости их не прельщали. Ракета должна была преодолевать все рубежи защиты вероятного противника на сверхмалых высотах. И на сверхзвуке. К концу десятилетия были представлены первые опытные образцы, которые показывали на полигонных испытаниях отличные результаты (до 3 М). Секретный объект непрерывно совершенствовался, и в следующем десятилетии мог лететь уже быстрее четырех скоростей звука. Только в 1997 году мировая общественность смогла увидеть это чудо техники на выставке МАКС в павильоне научно-производственного объединения «Радуга». Современные крылатые ракеты России являются прямыми наследниками советской Х-90. Даже название это сохранено, хотя изменений упомянутое оружие претерпело множество. Элементная база стала другой.

Запуск этой ракеты предполагалось осуществлять с Ту-160, огромного стратегического бомбардировщика, способного нести в своем бомбовом отсеке 12-метровые боеприпасы с раскладывающимися плоскостями. Носитель остался прежним.

«Коала»

Современная российская крылатая ракета Х-90 «Коала» стала легче и короче своей прародительницы: ее длина менее 9 метров. Известно о ней немного, главным образом то, что само ее существование (без оглашения подробностей) вызывает озабоченность и раздражение наших американских партнеров. Причиной опасений стал повышенный радиус полета снаряда (3500 км), что формально нарушает условия договора о РСМД (ракетах средней и малой дальности). Но не это пугает США, а то, что эти стратегические крылатые ракеты (так их называют, хотя океан они преодолеть не могут) способны «взломать» все рубежи системы ПРО, которую США ненавязчиво, но упорно придвигают к российским границам.

Этот образец уже получил свое «натовское» обозначение: Koala AS-Х-21. У нас его называют иначе, а именно гиперзвуковым экспериментальным летательным аппаратом (ГЭЛА).

Общий принцип его действия состоит в том, что, покинув бомболюки Ту-160 на высоте от 7 до 20 километров, он распрямляет дельтовидное крыло и оперение, затем запускается ускоритель, разгоняющий снаряд до сверхзвука, а уже после этого происходит запуск маршевого двигателя. Скорость на снижении доходит до 5 М, и на ней ГЭЛА мчится к цели, которую уже можно считать обреченной. Перехватить эту КР практически невозможно.

«Уран», флотский и авиационный

Противокорабельные ракеты также чаще всего бывают крылатыми. Их траектория, как правило, сходна с боевыми курсами наземных собратьев. Разработкой этого вида вооружений в СССР занималось конструкторское бюро «Звезда». В 1984 году главному конструктору Г. И. Хохлову было поручено создание комплекса средств борьбы с надводными морскими целями водоизмещением до пяти тысяч тонн (то есть относительно небольших) в условиях активного электронного противодействия и сложной метеорологической обстановки. Результатом усилий коллектива стала Х-35 «Уран», по своим характеристикам она примерно соответствует параметрам американской КР «Гарпун» и может применяться в залповом режиме. Дальность поражения равна 120 км. Комплекс, оснащенный системой обнаружения, идентификации и наведения, устанавливается не только на боевых единицах ВМФ, но и на авиационных носителях самолетах МиГ-29, Ту-142, Як-141 и других), что значительно расширяет возможности этого оружия. Запуск производится на сверхмалых высотах (от 200 м), противокорабельные ракеты этого типа несутся на скорости более 1000 км/ч практически над волнами (от 5 до 10 м, а на конечном отрезке траектории и вовсе опускается до трех метров). Учитывая небольшие размеры снаряда (4 м 40 см в длину), можно допустить, что перехват его очень проблематичен.

«Сотки Х»

После того как средства ПВО, как советские, так и американские, достигли в своем развитии высоких возможностей, от применения свободнопадающих боеприпасов отказались практически все страны. Наличие добротных, надежных и мощных стратегических бомбардировщиков побудило военное руководство искать им применение, и оно нашлось. В США Б-52, а в СССР Ту-95 стали использовать в качестве летающих пусковых установок. В девяностые годы главным боеприпасом российских носителей тактических и стратегических зарядов, доставляемых к цели самолетами без пересечения рубежей ПВО, стали Х-101. Параллельно с ними разрабатывались почти полностью идентичные образцы, способные нести ядерные заряды. Обе КР в настоящее время засекречены, знать их тактико-технические характеристики положено только ограниченному кругу лиц. Известно лишь о том, что некий новый образец на вооружение принят, отличается он повышенным боевым радиусом (более пяти тысяч километров) и потрясающей точностью поражения (до 10 метров). Боеголовка Х-101 имеет осколочно-фугасную начинку, и для нее является наиболее важным именно этот параметр. Носитель спецзаряда может быть и не таким точным: при взрыве мощностью в десятки килотонн несколько метров вправо или влево большой роли не играют. Для Х-102 (ядерного носителя) важнее дальность.

«Крылатая» стратегия

Все предметы, в том числе и типы вооружений, можно рассматривать только в аспекте сравнения. Существуют различные оборонные доктрины, и в то время, когда одни страны стремятся к абсолютному глобальному доминированию, другие просто хотят обезопасить себя от возможных агрессивных поползновений. Если сравнивать крылатые ракеты России и США, то можно прийти к выводу о том, что технические параметры не превышают возможностей их соперников. Обе стороны делают ставку на увеличение боевого радиуса, что постепенно выводит КР из разряда тактических средств, придавая им все большую «стратегичность». Мысль о том, чтобы получить возможность разрешить геополитические противоречия путем нанесения неожиданного и всесокрушающего удара, не впервые посещает головы пентагоновских генералов - достаточно вспомнить планы бомбардировок советских крупных промышленных и оборонных центров, разработанные еще в конце сороковых и начале пятидесятых годов, сразу же после появления у США достаточного количества атомных боеголовок.

AGM-158B увеличенной дальности, США

Появление нового образца вооружений в США является событием общенационального масштаба. Налогоплательщикам приятно осознавать, что на деньги, уплаченные ими в бюджет, государство приобрело еще одно доказательство американского глобального доминирования. Рейтинг правящей партии повышается, избиратели ликуют. Так было и в 2014 году, когда стратегические силы США получили новую КР AGM-158B воздушного базирования, созданную в рамках оборонной программы Joint Air To Surface Standoff Missile Extended Range, сокращенно JASSM-ER, что означает, что это средство предназначено для нанесения ударов по земной поверхности и имеет расширенную дальность применения. Широко разрекламированное новое оружие, если судить по опубликованным данным, ни в чем не превосходит Х-102. Дальность полета AGM-158B указана расплывчато, в широком диапазоне - от 350 до 980 км, что означает ее зависимость от массы боевой части. Скорее всего, реальный радиус с ядерным зарядом у нее такой же, как и у Х-102, то есть 3500 км. Крылатые ракеты России и США имеют примерно одинаковую скорость, массу и геометрические размеры. Говорить об американском технологическом превосходстве не приходится еще и по причине лучшей точности, правда, как уже отмечалось, такого уж большого значения при ядерном ударе она не имеет.

Другие КР в России и США

Х-101 и Х-102 - не единственные крылатые ракеты на вооружении России. Кроме них боевое дежурство несут и другие образцы, оснащенные пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, как 16 Х и 10 ХН (они пока опытные), противокорабельные КС-1, КСР-2, КСР-5, с бризантными боеголовками фугасно-проникающего или осколочно-фугасного или ядерного действия. Можно вспомнить и о более современных КР Х-20, Х-22 и X-55, ставших прообразом Х-101. А еще есть «Термиты», «Москиты», «Аметисты», «Малахиты», «Базальты», «Граниты», «Ониксы», «Яхонты» и другие представители «каменной» серии. Эти крылатые ракеты России уже много лет стоят на вооружении авиации и флота, и о них общественности известно достаточно много, хотя и не все.

У американцев также есть несколько типов КР более раннего поколения, чем AGM-158B. Это тактический «Матадор» MGM-1, «Акула» SSM-A-3, «Борзая» AGM-28, упомянутый «Гарпун», «Быстрый ястреб» универсального базирования. Не отказываются в США и от проверенного «Томагавка», но ведут работы над перспективной X-51, способной лететь на гиперзвуковых скоростях.

В других странах

Даже в дальних краях, где о российской или американской военной угрозе военные аналитики могут говорить лишь в фантастико-гипотетическом аспекте, инженеры и ученые занимаются разработкой собственных крылатых ракет. Не очень удачный опыт боевых действий на Фолклендских островах побудил руководство Аргентины выделить средства на проектирование «Табано AM-1». Пакистанская «Хатф-VII Бабур» может запускаться с наземных установок, кораблей и субмарин, имеет дозвуковую скорость (около 900 км/ч) и дальность до 700 км. Для нее даже предусмотрена, помимо обычной, ядерная боевая часть. В КНР производится три типа КР (YJ-62, YJ-82, YJ-83). Тайвань отвечает «Сюнфэном 2Е». Ведутся работы, порой очень успешные, в европейских странах (Германии, Швеции, Франции), а также в Британии, цель которых не состоит в том, чтобы превзойти крылатые ракеты России или США, а получить для собственных армий эффективное боевое средство. Создание такой сложной и высокотехнологичной техники обходится слишком дорого, а передовые достижения в этой области доступны только сверхдержавам.

Сейчас администрация Обамы размышляет над тем, какого рода военные действия ей стоит предпринять – и стоит ли их предпринимать вообще – против правительства сирийского президента Башара Асада, которого обвиняют в применении химического оружия против мирного населения его собственной страны. Самым вероятным вариантом развития событий является авиаудар с использованием крылатых ракет по военным и государственным объектам, таким как президентский дворец и склады химического оружия. Ниже вы найдете информацию о том, что из себя представляют крылатые ракеты.

Что такое крылатая ракета?

Крылатые ракеты – это быстродвижущиеся управляемые бомбы, которые могут перемещаться на предельно малых высотах параллельно земле. Они отличаются от обычных ракет прежде всего тем, что они могут лететь на очень дальние расстояния. От беспилотных самолетов они отличаются тем, что у них нет наземных пилотов – они движутся по заранее заданной траектории – а также тем, что их можно использовать только один раз. Германия применила первые крылатые ракеты во время Второй мировой войны. Они назывались «Фау-1», сокращенно от немецкого слова Vergeltung, означающего «возмездие». Впервые их запустили с военных баз на севере Франции для нанесения удара по Великобритании. Основным преимуществом ракет «Фау-1», а также всех крылатых ракет, появившихся позже, является возможность атаковать, находясь на далеком расстоянии от противника и без пилота.

Как действует крылатая ракета?

Все крылатые ракеты оснащены бортовой системой наведения, хотя ее типы могут варьироваться. К примеру, ракеты «Томагавк», которые ВМС США применяют с 1984 года, оснащены системой под названием Terrain Contour Matching (TERCOM), которая при помощи альтиметра и датчика инерции прокладывает траекторию полета по заранее заданной карте местности. Более новые модели «Томагавка» оснащены также GPS. Помимо этой модели существует еще множество различных систем наведения.

Конструкция всех крылатых ракет приблизительно одинакова. В них обязательно есть двигатель, как правило, реактивный двигатель с воздухозаборником, который толкает ракету вперед. В ней предусмотрен отсек для топлива и отсек для боеголовки или взрывчатки. Обе крылатые ракеты на изображениях, представленных ниже, были разработаны так, чтобы их можно было оснастить ядерными боеголовками, однако большинство крылатых ракет – а также все ракеты, когда-либо использованные в ходе боевых действий – оснащены традиционными, неядерными взрывчатыми веществами. В передней части ракеты обычно находится система наведения. Крылатые ракеты с крыльями и двигателями часто напоминают беспилотные самолеты.

Крылатые ракеты можно запускать с самолетов, подводных лодок, кораблей или наземных пусковых установок. Кроме США крылатые ракеты состоят на вооружении более 70 государств.

Применяли ли США крылатые ракеты?

Разумеется. Если беспилотники стали знаковым оружием 2000-х и 2010-х годов, то в 1990-х годах таким оружием были крылатые ракеты. Смертоносные, запускаемые с дальнего расстояния и не имеющие на своем борту пилота, они позволяли уничтожать врагов, не рискуя жизнями американских военных. В 1990-е годы США совершили три масштабных удара с применением крылатых ракет.

В 1993 году власти Кувейта раскрыли заговор иракских разведывательных служб с целью убийства бывшего президента США Джорджа Буша-старшего. В ответ на это президент Билл Клинтон приказал ударить 23 крылатыми ракетами по штаб-квартире иракской разведки. В 1998 году Клинтон отдал приказ провести ракетный удар по заводу El Shifa Pharmaceuticals Industries в Судане, подозревая, что на самом деле там производят химическое оружие. Также в 1998 году Клинтон распорядился ударить крылатыми ракетами по Усаме бен Ладену, который в тот момент находился в афганской провинции Хост. Оба удара 1998 года стали ответом на бомбовые нападения на американские посольства в Восточной Африке.

Каковы были последствия этих ударов?

После удара крылатыми ракетами в 1993 году между Ираком и США установились отношения неутихающей вражды, которые сохранялись на протяжении целого десятилетия. Америка (вместе с Соединенным Королевством и в определенный момент Францией) ввела над Ираком бесполетную зону, чтобы иракское правительство не имело возможности нападать на курдов на севере и шиитов на юге. Обеспечение бесполетной зоны переросло в серьезную проблему: иракские зенитные ракеты время от времени сбивали американские самолеты, и в ответ на это американцы бомбили иракские ракетные базы. Все это закончилось лишь в 2003 году, когда американские войска вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна. Однако напряженная обстановка в Ираке сохраняется по сей день.

Предприятие El Shifa Pharmaceutical Industries, которое США уничтожили в 1998 году, оказалось самым обыкновенным фармацевтическим заводом. Его обломки остались нетронутыми, и сейчас они служат памятником некомпетентности американцев.

В результате ракетного удара по провинции Хост американцам не удалось уничтожить Усаму бен Ладена – для этого им потребовались еще 13 лет, вторжение в Афганистан, десятилетие поисков и специально обученные люди из числа морских котиков. Как говорится в документах, хранящихся в архивах Агентства национальной безопасности, существуют доказательства того, что «эти удары не только не уничтожили Усаму бен Ладена, но и в конечном итоге сблизили «Аль-Каиду» и Талибан в политическом и идеологическом смыслах».

Каковы недостатки крылатых ракет?

В докладе ВВС США от 2000 года говорится о нескольких недостатках крылатых ракет «Томагавк»:

«Хотя все согласны с тем, что «Томагавк» - это чрезвычайно эффективное оружие, у этих ракет есть все-таки некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что их траектория полета сравнительно предсказуема. Особенно на тех участках местности, например,в пустынях, рельеф которых однороден. Вторая проблема заключается в том, что планирование миссии для систем наведения по рельефу местности занимает гораздо больше времени и представляет собой гораздо более сложную задачу в вопросе требований к точности разведданных, чем можно было предположить. К примеру, чтобы применить «Томагавк», подразделению необходимо отправить запрос на пакет данных о цели в такие агентства, как Управление картографической службы Министерства обороны, чтобы собрать всю информацию, необходимую для проведения миссии. Третий недостаток состоит в том, что ракеты «Томагавк» нельзя использовать для поражения хорошо защищенных целей, потому что их боеголовки весом в 450 килограммов, точность удара и кинетическая энергия в момент удара не позволяют уничтожать противника с высокой степенью вероятности. Последним недостатком этих ракет является то, что «Томагавки» не могут атаковать движущиеся объекты, потому что их направляют в определенную точку на местности, а не на отдельный объект. Соответственно крылатые ракеты «Томагавк» также не могут атаковать перемещаемые цели, потому что их местоположение может измениться, пока идет нацеливание или пока ракета летит к своей цели».

С 2000 года системы наведения были в значительной степени усовершенствованы, но в целом главные недостатки крылатых ракет сохраняются. Чтобы ракеты попали именно в цель, необходимо иметь точные данные разведки и подробные карты. Нужно также, чтобы враг оставался в одном, относительно незащищенном месте.

Будут ли США применять крылатые ракеты в Сирии?

Пока ответ на этот вопрос неизвестен. Ясно одно: скорее всего США не станут применять беспилотники. Беспилотники – это лучшее оружие для того, чтобы атаковать отдельных людей с безопасной высоты. Однако у сирийского правительства есть зенитное оружие, которое позволяет с легкостью сбивать беспилотники. Крылатые ракеты летают быстрее, бьют мощнее и поражают крупные неподвижные цели, такие как военные базы и дворцы. Кроме того, недалеко от Сирии у США есть масса крылатых ракет и всего несколько беспилотников.

Несколько изданий, в том числе New York Times, Los Angeles Times и Wall Street Journal, высказали предположение о том, США будут использовать крылатые ракеты, если администрация Обамы примет решение о нанесении удара. Один высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил NBC, что США, вероятно, проведут против режима Асада трехдневную атаку с применением крылатых ракет. Разумеется, нет никаких гарантий того, что эти удары вообще будут нанесены. 28 августа, президент Обама заявил, что он еще не принял решение относительно того, стоит ли вторгаться в Сирию.

Запуск крылатых ракет кажется довольно мощным ударом, который президент может нанести, но он вряд ли он будет решающим.

Международную политику западных стран (прежде всего Англии) конца XIX — начала XX века историки часто называют «дипломатией канонерок» (gunboat diplomacy) за стремление решать внешнеполитические задачи при помощи угрозы применения военной силы. Если следовать этой аналогии, то внешнюю политику США и их союзников последней четверти XX и начала нынешнего столетия можно смело назвать «дипломатией томагавков». В этом словосочетании «томагавк» означает не излюбленное оружие коренного населения Северной Америки, а легендарную крылатую ракету, которую американцы регулярно применяют в ходе различных локальных конфликтов уже несколько десятков лет.

Этот ракетный комплекс начал разрабатываться еще в первой половине 70-х годов прошлого столетия, на вооружение его приняли в 1983 году и с тех пор он использовался во всех конфликтах, в которых принимали участие США. С момента принятия «Томагавка»на вооружение были созданы десятки модификаций этой крылатой ракеты, которые могут использоваться для поражения самых различных целей. Сегодня на вооружении американских ВМС стоят ракеты BGM-109 четвертого поколения, продолжается их дальнейшее усовершенствование.

«Томагавки» оказались настолько эффективными, что сегодня само их является практически синонимом крылатой ракеты. В разных конфликтах было использовано более 2 тысяч ракет, и несмотря на некоторые промахи и неудачи, это оружие показало себя весьма результативным.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

История создания этого вида оружия началась еще в начале 20 века, до начала Первой мировой войны. Однако технический уровень того времени не позволил изготовить действующие системы.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1 » принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2 »). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит », «Малахит», «Москит» и «Оникс ». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

Первоначально морская ракета разрабатывалась в трех различных вариантах, главными отличиями которых была их боевая часть. Был создан вариант с ядерной БЧ, противокорабельная ракета с обычной БЧ и КР с также обычной БЧ, предназначенная для удара по наземным целям.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

Навигационная система BGM-109 Tomahawk

Основной проблемой использования крылатых ракет против объектов, расположенных на суше, являлось несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго являлись практически синонимами противокорабельного оружия. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились.

Создание системы наведения и коррекции курса TERCOM (Terrain Contour Matching) стала настоящим прорывом, сделавшим возможным создание ракеты Tomahawk. Что представляет собой эта система и на каких принципах она работает?

Работа TERCOM основана на сверке данных высотомера с цифровой картой земной поверхности, заложенной в бортовую ЭВМ ракеты.

Это дает «Томагавку» сразу несколько преимуществ, которые и сделали это оружие настолько эффективным:

  1. Полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Это обеспечивает высокую скрытность ракеты и сложность ее уничтожения средствами ПВО. Обнаружить Tomahawk можно только в последний момент, когда что-то предпринимать уже поздно. Не менее сложно разглядеть ракету и сверху на фоне земли: дальность ее обнаружения самолетом не превышает нескольких десятков километров.
  2. Полная автономность полета и наведения на цель: для коррекции курса Tomahawk использует информацию о неровности рельефа. Обмануть ракету можно только изменив его, что является невозможным.

Однако есть у системы TERCOM и недостатки:

  1. Навигационную систему нельзя использовать над водной поверхностью, до начала полета над сушей КР управляется с помощью гироскопов.
  2. Эффективность системы снижается над ровной малоконтрастной местностью, где перепад высот незначителен (степь, пустыня, тундра).
  3. Довольно высокое значение кругового вероятного отклонения (КВО). Оно составляло около 90 метров. Для ракет с ядерной БЧ это не являлось проблемой, но использование обычных БЧ такая погрешность делала проблематичной.

В 1986 году на «Томагавках» была установлена дополнительная система навигации и коррекции полета DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation). Именно с этого момента «Томагавк» из оружия термоядерного Армагеддона превратился в угрозу для всех, кто не любит демократию и не разделяет западные ценности. Новая модификация ракеты получила наименование RGM/UGM-109C Tomahawk Land-Attack Missile.

Как работает DSMAC? Крылатая ракета входит в зону атаки, используя систему TERCOM, а затем начинает сверять изображения местности с цифровыми фотографиями, заложенными в бортовой ЭВМ. Используя такой способ наведения, ракета может попасть в отдельное небольшое здание — КВО новой модификации снизилось до 10 метров.

Крылатые ракеты с подобной системой наведения также имели две модификации: Block-II атаковала выбранную цель на бреющем полете, в то время как Block-IIA перед поражением цели делала «горку» и пикировала на объект, а также могла дистанционно подрываться прямо над ней.

Однако после установки дополнительных сенсоров и увеличения массы БЧ дальность полета RGM/UGM-109C Tomahawk сократилась с 2500 км до 1200. Поэтому в 1993 году появилась новая модификация - Block-III, которая имела уменьшенную массу БЧ (при сохранении ее мощности) и более совершенный двигатель, что увеличило дальность полета Tomahawk до 1600 км. Кроме того, Block-III стала первой ракетой, получившей систему наведения с использованием GPS.

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году.

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

Сегодня Tactical Tomahawk является основной модификацией ракеты, состоящей на вооружении ВМС США.

В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.

Применение BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» использовался во всех конфликтах последних десятилетий, в которых принимали участие США. Первым серьезным испытанием для этого оружия стала война в Персидском заливе в 1991 году. За время иракской кампании было выпущено почти 300 КР, подавляющая часть которых успешно выполнила задание.

Позднее КР «Томагавки» использовалис еще в нескольких менее масштабных операциях против Ирака, потом была война в Югославии, вторая иракская кампания (2003 г.), а также операция сил НАТО против Ливии. «Томагавки» применялись и во время конфликта в Афганистане.

В настоящее время ракеты BGM-109 стоят на вооружении ВС США и Великобритании. К этому ракетному комплексу проявляли интерес Голландия и Испания, но сделка так и не состоялась.

Устройство BGM-109 Tomahawk

Крылатая ракета «Томагавк» - это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.

Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.

Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:

  • инерциальной;
  • по рельефу местности (TERCOM);
  • электронно-оптической (DSMAC);
  • с помощью GPS.

На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.

Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.

В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.

К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.

Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.

Достоинства и недостатки BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» - это, несомненно, высокоэффективное оружие. Универсальное, дешевое, способное решать множество задач. Конечно же, у него есть недостатки, но плюсов гораздо больше.

Достоинства:

  • за счет низкой высоты полета и использования специальных материалов «Томагавки» являются серьезной проблемой для средств ПВО;
  • ракеты обладают весьма высокой точностью;
  • это оружие не подпадает под действие соглашений о крылатых ракетах;
  • КР «Томагавк» имеют низкую стоимость обслуживания (если сравнивать с баллистическими ракетами);
  • данное оружие относительно дешево в производстве: стоимость одной ракеты на 2014 год составляла 1,45 млн долларов, для некоторых модификаций она может достигать 2 млн долларов;
  • универсальность: различные виды боевых частей, а также разные способы поражения объектов позволяют применять Tomahawk против самых различных целей.

Если сравнивать стоимость использования этих КР с проведением полномасштабной воздушной операции с применением сотен самолетов, подавлением вражеской ПВО и установкой помех, то она покажется просто смешной. Нынешние модификации этих ракет могут быстро и эффективно уничтожать стационарные объекты противника: аэродромы, штабы, склады и узлы связи. Весьма успешно применялись «Томагавки» и против гражданской инфраструктуры противника.

Используя эти ракеты, можно довольно быстро вогнать страну «в каменный век», а ее армию превратить в неорганизованную толпу. Задачей «Томагавков» является нанесение первого удара по противнику, подготовка условий для дальнейшей работы авиации или военного вторжения.

Есть у нынешних модификаций «Топора» и недостатки:

  • невысокая скорость полета;
  • дальность полета конвенционной ракеты ниже, чем у КР с ядерной БЧ (2500 против 1600 км);
  • невозможность атаковать движущиеся цели.

Еще можно добавить, что КР не может маневрировать с большими перегрузками для противодействия системам ПВО, а также применять ложные цели.

В настоящий момент работы над модернизацией крылатой ракеты продолжаются. Они направлены на продление дальности ее полета, увеличение боевой части, а также над тем, чтобы сделать ракету еще «умнее». Последние модификации «Томагавков», по сути, являются настоящими БПЛА : они могут барражировать в заданном районе 3,5 часа, выбирая себе наиболее достойную «жертву». При этом все данные, собранные сенсорами КР, передаются в пункт управления.

Технические характеристики BGM-109 Tomahawk

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»