Контейнерный ракетный комплекс «клаб-к» (10 фото). Ракетный комплекс Club-T Система ракет в контейнерах грузовых

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Западные партнеры России, по крайней мере в СМИ, обеспокоились очередным нашим новшеством – ракетным комплексом (РК) «Клаб-К» в контейнерном исполнении. По их мнению, это чудо-оружие, мощная ударная система, опасная в руках слабого, но агрессивно настроенного противника. Разработчики же РК утверждают, что он всего лишь эффективное средство сдерживания.

Оказывается, контейнерный вариант размещения ракетного оружия имеет свою предысторию, рассказ о которой позволяет однозначно решить вопрос: в какой степени в новинке использовались ранее известные технологические решения?

Технологические предпосылки

На предприятиях ОПК постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия при тех же или лучших боевых характеристиках. Вспомним первые отечественные крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) – КСС, КСЩ и П-15. Они размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Прошло немного времени, и их сменили контейнеры. Это позволило сделать пусковые системы и сами КРМБ более компактными. Последние стали оснащаться складными крыльями. Принятые решения увеличили корабельный боезапас.

“ Ракеты комплекса «Клаб-К» находятся в стандартных транспортных контейнерах, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями ”

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, малогабаритных двигателей, ракетного топлива, взрывчатых веществ, что обеспечило разработку малогабаритных крылатых ракет. В США приняли на вооружение противокорабельную ракету (ПКР) «Гарпун», стратегическую КРМБ «Томагавк». Во Франции – ПКР «Экзосет». В СССР – ПКР Х-35 и КРМБ «Клаб». Позже в контейнеры, фактически превратившиеся в ракетные модули, начали устанавливать от двух до четырех КР. Затем появились подпалубные сотовые пусковые. Для корабельного варианта РК «Клаб» предусмотрено такое размещение.

Однако все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к комплексу «Клаб-К». Его ракеты находятся в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями. Преимущества – скрытность и маскировка. Найти в огромном объеме транспортируемых грузов контейнер с оружием практически невозможно, а перебрасывать чрезвычайно удобно.

Подобная ситуация в свое время сложилась с отечественными боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперимент, суть которого заключается в следующем: на крупный железнодорожный узел перегоняется состав с БЖРК, затем проводится фотографирование из космоса, далее специалисты должны найти комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. Поэтому американцы настояли на запрещении передвижения БЖРК в мирное время вне баз постоянной дислокации. Речь шла о ракете длиной 23 метра и весом больше 100 тонн. Другое дело – «Клаб» длиной всего шесть – восемь метров и весом чуть более двух тонн.

Нереализованный замысел

Кстати, в конце 70-х – начале 80-х годов в СССР проводились работы и по контейнерному базированию авиации ВМФ. Предполагалось за счет размещения самолетов на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев (как наши западные союзники по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны) и вертолетоносцев.

Размещение вертолетов Ка-252 (после принятия на вооружение – Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только на авианесущие крейсера, но и на гражданские суда открывало заманчивые перспективы. С целью проверки его практической осуществимости в сентябре 1983-го по приказу главкома Военно-морского флота С. Г. Горшкова летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР посадили боевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 на палубу теплохода «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Вначале это сделал 14 сентября старший летчик-инспектор полковник Ю. Н. Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов.

Государственные испытания (18 полетов) провели пилоты В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». В результате выяснилось, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18 на 24 метра), выделенной для СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалось, что гражданские суда могут использоваться в качестве «мини-авианосцев». Тем не менее когда стали считать, сколько контейнеров нужно переоборудовать и хранить в мирное время, от замысла отказались.

Не только у нас в стране

Работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились и на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки сформировать мощную военно-морскую группировку, обратив особое внимание на ее авиационную составляющую. Ведь вдали от родных берегов без поддержки с воздуха обойтись не просто трудно, но и невозможно. Тогда, в 1982 году англичане поместили в судовые контейнеры комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров», а также установки ПВО, погрузили их на транспорт «Атлантик Конвейор» и послали в Южную Атлантику.

В настоящее время оружейные контейнерные модули – ключевые элементы американских программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на экспериментальном корабле FSF-1 Sea Fighter должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug and play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug and fight («включай и сражайся»).

Однако сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания «Блом+Фосс» (Blohm+Voss) с 70-х годов XX века разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия. На сегодня произведено более 1500 модулей MEKO. Они установлены примерно на 60 кораблях. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Type 1C. Обеспечена глобальная транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю. Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь, или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции, или варианты другого назначения.

Малогабаритные МБР

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 80-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной. В 1976-м «Арсеналу» была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной МБР Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК СМ СССР) № 57 от 5 апреля 1976 года и № 123 от 26 мая 1977 года в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны – ЦНИИМаша и 4-го ЦНИИ МО.

Основное назначение комплекса – ответный удар после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, то есть сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования. В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса.

Скрытность от технических средств разведки вероятного противника достигалась путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов. Контейнерные агрегаты обладали высокой подвижностью за счет транспортировки в процессе боевого дежурства штатными автопоездами – контейнеровозами. Использовались тягачи МАЗ-6422 и полуприцепы МАЗ-9389 с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30.

Снижение вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении обеспечивалось рассредоточением МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты.

Однако создание в СССР малогабаритных МБР не прекратилось. Постановлением № 696-213 от 21 июля 1983 года Московскому институту теплотехники (МИТ) поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с МБР «Курьер». Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов высокой мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных МБР и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен».

Эскизный проект ракетного комплекса «Курьер» был закончен в 1984 году. Прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении. Тем не менее по традиции для МИТа основным стал автомобильный вариант на легком колесном шасси.

Работы по теме «Курьер» завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении создания этой ракеты и ее американского аналога – «Миджетмена». Михаил Горбачев объявил, что Советский Союз не будет в дальнейшем проводить испытания малогабаритных МБР.

Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, New START), в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. Контейнеры с МБР, таким образом, подрывали бы достигнутое доверие и нарушали бы стабильность в стратегической области.

Не подлежит ограничениям

Другое дело – тактическое и оперативно-тактическое оружие. Пока международный контроль его практически не касается, тем более если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает под запрет распространения ракетных технологий. «Клаб-К» занимает именно эту нишу.

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. Британская The Daily Telegraph бьет тревогу: «Российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет». Информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец». The Daily Telegraph отмечает, что если бы в 2003 году у Ирака имелись РК «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Получается, что идеи разместить оружие в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые. Весь мир в той или иной форме движется в этом направлении. Указанные наработки применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб», которая пользуется стабильным спросом у наших зарубежных покупателей. Все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.

В заключение отметим, что, как сообщили в концерне «Моринформсистема-Агат», 22 августа проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ПКР Х-35УЭ. В ближайшее время пройдет аналогичный экзамен комплекс «Клаб-К» с ПКР 3М-54Э и КРМБ 3М-14Э (для уничтожения наземных целей). Таким образом, семейство РК «Клаб» стало универсальным и теперь способно поражать корабли и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине.

Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K.

Российский ракетный комплекс Club-K не только позволяет запускать ракеты с любых судов, грузовиков и железнодорожных платформ, но и делает эти пуски незаметными, так как замаскирован под типовой грузовой контейнер. Эксперты Пентагона всерьёз опасаются, что новое российское оружие может полностью изменить мировой военный баланс.

Ракетная система Club-K, о которой пишет «The Daily Telegraph», была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей с 19 по 22 апреля в Малайзии. Система оборудована четырьмя крылатыми морскими или наземными баллистическими ракетами. Комплекс выглядит как стандартный 12-метровый грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить Club-K до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно. Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит около 15 млн долларов.

Как отмечает британское издание, контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K вызывает настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.


«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают Club-K всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире. Ранее США уже высказывали немалое беспокойство, когда Россия собиралась продать Ирану зенитные ракетные системы среднего радиуса действия С-300, которые могут отразить потенциальный ракетный удар по ядерным объектам страны со стороны США и Израиля.


«Эта система дает возможность для распространения баллистических ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, — оценивает потенциал Club-K консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. — Благодаря тщательной маскировке вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».

Первым основным элементом системы является универсальная ракета «Альфа», которая была продемонстрирована в 1993 г. (через 10 лет после начала ее разработки) на выставке вооружений в Абу-Даби и на международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в г. Жуковский. В том же году она была принята на вооружение.

По западной классификации ракета получила обозначение SS-N-27 Sizzler ("шипелка", за характерный шипящий звук при старте). В России и за рубежом она обозначалась как Сlub, «Бирюза» (Biryuza) и «Альфа» (Alpha или Alfa). Впрочем, это все экспортные названия - отечественным военным эта система известна под шифром "Калибр". "Калибр", естественно, имеет некоторые отличия от экспортной версии - но о них мы поговорим позже.

Первым иностранным заказчиком ракетной системы Club стала Индия. Ракетные комплексы надводного и подводного базирования установлены на фрегатах проекта 11356 (тип «Talwar») и дизельных подводных лодках ВМС Индии проекта 877ЭКМ, построенных российскими предприятиями. На закупленных ранее ПЛ Club устанавливается при проведении на них работ по ремонту и модернизации. По данным СМИ, на индийских ПЛ и фрегатах устанавливаются ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54ТЭ соответственно. Ракетная система Club поставляется также и Китаю, достигнуты договоренности о поставках еще нескольким странам.

Но до сих пор речь шла о системах морского базирования - для надводных кораблей и подводных лодок. Теперь же ОКБ "Новатор" сделала революционный шаг - поставила корабельные ракеты в стандартный контейнер и добилась их автономного пуска. А это коренным образом меняет тактику и стратегию применения ракет.

Иран и Венесуэла уже высказали свою заинтересованность в приобретении новинки, сообщает Sunday Telegraph.

При этом формально ракеты Club-K не подпадают ни под какие ограничения. Их дальность полета - до 250-300 км, и они даже не баллистические, а крылатые. Американцы сами в свое время вывели крылатые ракеты за скобки договоров об ограничении экспорта ракетных технологий - вот теперь и пожинают плоды.

Чем напугал Club-K военных экспертов Пентагона? В принципе, в боевом и технологическом плане там нет ничего супернового — комплекс «стреляет» дозвуковыми крылатыми ракетами различных модификаций (даже ракета 3М54Э дозвуковая - лишь последние 20-30 км ее ударная часть проходит на сверхзвуке 3М, чтобы эффективно преодолеть мощную ПВО и создать большое кинетическое воздействие на крупную цель). Система позволяет поражать морские и наземные цели на расстоянии 200-300 километров от точки пуска, в том числе и авианосцы - но никаким Wunderwaffe сама по себе не является.

Главное здесь другое — весь комплекс исполнен в виде стандартного 40-футового морского контейнера. Это значит, что он становится практически незаметным для любых видов воздушной и технической разведки. В этом-то и вся «соль» идеи.

Контейнер может находиться на борту торгового судна. На железнодорожной платформе. Его можно погрузить на полуприцеп и в качестве обыкновенного груза доставить в район применения обычным грузовиком. Воистину, как не вспомнить железнодорожные пусковые установки баллистических ракет времен СССР! Однако если уничтожение «рефрижераторов» можно объяснить потребностями контроля за стартами баллистических ракет, то здесь на кривой козе не подъедешь. Ракеты крылатые, "это средство береговой обороны" - и точка!

Само собой, что при нападении в первую очередь подавляются средства ПВО, а после разносится в пух и прах береговая оборона. Но здесь нечего разносить — сотни, а то и тысячи и даже десятки тысяч ложных целей (обычных контейнеров, которые кто-то метко назвал "эритроцитами мировой торговли") просто не позволят допустить ни пуха, ни праха.

Это заставит авианосцы держаться подальше от берега, тем самым ограничивая дальность применения с них авиации — это раз. Если дошло до высадки десанта, то часть контейнеров может «открыться» и пустить десантные корабли на дно — это два. А ведь хрен с ними, с кораблями - но там же десант, главная ударная сила и техника, потери которой оперативно невосполнимы.

Ну и третье — это позволяет держать поближе к побережью более серьезные средства поражения и резервы. Ведь авианосцы мы отогнали, и их возможности воздействия на берег сильно редуцированы.

Конечно, неплохо было бы и береговые средства ПВО запрятать вот в такие контейнеры. Тогда точно — морские границы будут на замке. И конечно же - торговать, торговать и еще раз торговать этими системами. Ведь защищаться никому не возбраняется.

Между прочим, одна из опций для этой установки - противокорабельная ракета 3М54Э, последняя ступень которой отделяется на финальном этапе полета и может разгоняться до сверхзвуковой скорости, соответствующей числу маха 3.

«Это убийца авианосцев , - подчеркнул Хьюсон из журнала Jane’s. - Если в вас попадет всего одна или две такие ракеты, то кинетическое воздействие будет очень мощным.. это ужасно».

Россия сейчас является крупнейшим экспортером оружия в мире. В прошлом году Россия смогла продать рекордное количество вооружений на сумму 8.5 миллиарда долларов - в том числе таким странам, как Сирия, Венесуэла, Алжир и Китай. Портфель заказов оценивается более чем в 40 миллиардов долларов.


А теперь отставим истерику в сторону и разберемся - действительно ли так страшен Club-K, как его малюют?

Надо сказать, что в семействе Club сейчас состоит 5 ракет различного назначения, дальности и мощности. Наиболее мощная из них - крылатая противокорабельная 3М54Э, созданная на базе ракеты «Гранат», предназначенной как раз для ударов по авианосцам. Ее полет проходит на скорости 0.8 Маха (0.8 скорости звука). При подлете к цели она отделяется от маршевого двигателя и разгоняется до 3 Махов - свыше 1 км/с - при высоте полета 5-10 м. Боеголовка высокого проникающего действия содержит 400 кг взрывчатого вещества. Дальность действия ракеты - 300 км.

Однако такие характеристики вряд ли позволяют потопить авианосец одним попаданием (хотя повредить его и нарушить нормальное функционирование, конечно, позволяют). И уж ни в коем случае эти ТТХ не делают Club-K стратегическим ракетным оружием.

На экспорт ракетные комплексы Club-S (для подводных лодок) и Club-N (для надводных кораблей) предлагаются еще с 1990-х годов. Они первоначально предназначалисьдля борьбы с подводными лодками противника . Это был прорывный продукт на рынке вооружений. Противолодочная управляемая ракета 91РЭ1 запускается из 533-мм торпедного аппарата. Прохождение подводного участка, выход в воздух и набор высоты осуществляются с помощью твердотопливного двигателя.

Затем стартовая ступень отделяется, включается двигатель второй ступени, и ракета продолжает управляемый полет в расчетную точку. Там происходит отделение головной части, которая представляет собой высокоскоростную противолодочную торпеду МПТ-1УМЭ или подводную ракету АПР-3МЭ с гидроакустической системой наведения на цель. Подлодку противника она находит самостоятельно.

Позднее комплекс получил и противокорабельные ракеты - в том числе и упомянутую 3М54Э.

Комплексами Club-S вооружаются предназначенные на экспорт дизель-электрические подводные лодки пр. 636 «Варшавянка». В частности, приобретенные для ВМС Индии и Китая. Этими же комплексами будут вооружены заказанные Вьетнамом шесть «Варшавянок» и две для Алжира. Адаптированный для надводных кораблей противокорабельный комплекс Club-N устанавливается на строящиеся для ВМС Индии фрегаты типа Talwar.

На II международной военной выставке и конференции «ДИМДЕКС-2010», проходившей 29-31 марта в Дохе (Катар), в российской экспозиции были представлены данные о новых системах ракетного семейства Club. Это береговой комплекс ракетного оружия Club-M , модульный комплекс ракетного оружия Club-U и контейнерный комплекс ракетного оружия Club-К . Комплексы Club имеют второе название - «Бирюза » и предназначены исключительно на экспорт. Их внутрироссийские прототипы именуются «Калибр ».

Однако первый показ контейнера Club-K состоялся годом раньше на выставке авиакосмической и морской техники LIMA-2009 на острове Лангкави в Малайзии. Тогда мировые СМИ не обратили на комплекс внимания , хотя он стал настоящей сенсацией той выставки.

Следует отметить такой факт - в публикациях западных СМИ обходится стороной ряд существенных технических факторов. Например, Club-K позиционируется его изготовителем - ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» - как универсальный стартовый модуль, в котором размещена подъемная пусковая установка на четыре ракеты.

Но чтобы привести его в боевое состояние и произвести пуск ракет, требуются еще два таких же 40-футовых контейнера , в которых находятся Модуль боевого управления и Модуль энергопитания и жизнеобеспечения. Эти два модуля обеспечивают повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет; прием целеуказания и команд на выполнение стрельбы через спутник; расчет исходных данных стрельбы; проведение предстартовой подготовки; выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

Понятно, что для этого требуются обученный боевой расчет, централизованный командный пункт, спутниковая навигация и связь. Вряд ли это доступно террористам, даже если они из «Хезболлах». Своих спутников у них нет, Club-K, естественно, завязан на российскую космическую группировку и соответствующий контроль.

Настоящее назначение контейнерного комплекса - вооружение мобилизованных гражданских судов в угрожаемый период . В случае возможной агрессии прибрежное государство может быстро получить небольшой флот, предназначенный для борьбы с морской ударной группировкой потенциального противника. Такие же контейнеры, расположенные на побережье, прикроют его от приближающихся десантных судов. Контейнерами легко маневрировать при наличии дорог.

В принципе, размещенные на автомобильных и железнодорожных платформах, они превращаются в мобильные противокорабельные комплексы, гарантированно останавливающие противника на расстоянии 150-200 км от берега. То есть это очень эффективное оружие обороны. При этом весьма дешевое - около 15 млн. долл. за базовый комплекс (три контейнера, 4 ракеты). Это на порядок ниже стоимости фрегата или корвета, которые обычно применяются для обороны береговой черты.

Club способен заменить флот и морскую авиацию. Для небогатых государств с протяженной береговой чертой это серьезная альтернатива закупкам дорогой в эксплуатации техники, которая обычно приобретается в странах Западной Европы . Испанские фрегаты, германские подлодки, французские ракетные комплексы, итальянские вертолеты и другое вооружение, комплектующие для которого изготавливаются в полутора десятках стран, могут потерять изрядный сектор рынка.

Когда к русским универсальным контейнерам стал присматриваться даже такой солидный покупатель, как Объединенные Арабские Эмираты, лондонские СМИ взвыли сиреной.

Вот где собака порылась, товарищи. Бабло, просто бабло.

Рассмотрим ракеты комплекса подробнее. Начнем с 3М14Е (дозвуковая КР, относительно простая и дешевая - годится, чтобы мочить транспортные суда и наземные цели):


Крылатая ракета ЗМ-14Э по своему устройству и тактико-техническим данным почти не отличается от ракеты ЗМ-54Э1. Разница заключается в том, что ракета ЗМ-14Э предназначена для поражения наземных целей и имеет несколько иную систему управления. В частности, в ее систему управления входит баровысотомер, обеспечивающий большую скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, а также спутниковая навигационная система, способствующая высокой точности наведения.



Вот это - противолодочные ракеты-торпеды 91РЭ1 и 91РЭ2:


А это - та самая 3М54Э , "убийца авианосцев" - показан вариант запуска надводного и подводного:

Крылатые противокорабельные ракеты ЗМ54Э и ЗМ54Э1 имеют близкую базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом.

Основное различие этих ракет заключается в количестве ступеней. Ракета ЗМ-54Э имеет три ступени: твердотопливную стартовую ступень, маршевую ступень с жидкостным реактивным двигателем и третью твердотопливную ступень. Пуск ракеты ЗМ-54Э может производиться из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок ЗС-14НЭ надводного корабля или штатного торпедного аппарата калибра 533 мм подводной лодки.

Старт обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый турбореактивный двигатель второй ступени и раскрывается крыло. Высота полета ракеты снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска.

На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета 180—240 м/с и, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система. На удалении 30—40 км от цели ракета делает «горку» с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54Э, созданной санкт-петербургской фирмой «Радар-ММС». АРГС-54Э производит обнаружение и селекцию надводных целей (выбирает наиболее важные) на дистанции до 65 км. Наведение ракеты производится в секторе углов по азимуту —45°, а в вертикальной плоскости в секторе от —20° до +10°. Вес АРГС-54Э без корпуса и обтекателя не более 40 кг, а длина 700 мм.

После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты ЗМ-54Э происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой.

При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность перехвата ракеты мала. Тем не менее для полного исключения вероятности перехвата ракеты ЗМ-54Э средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

Дозвуковая маршевая скорость ракеты позволяет иметь минимальный расход топлива на один километр пути, а сверхзвуковая скорость должна обеспечить малую уязвимость от зенитных средств ближней самообороны корабля противника.

Главное отличие крылатой ракеты ЗМ-54Э1 от ракеты ЗМ-54Э — отсутствие третьей твердотопливной ступени. Таким образом, ракета ЗМ-54Э1 имеет только дозвуковой режим полета. Ракета ЗМ-54Э1 короче почти на 2 метра , чем ЗМ-54Э. Это сделано для того, чтобы иметь возможность размешать ее на кораблях малого водоизмещения и на подводных лодках, имеющих укороченные торпедные аппараты, изготавливающиеся в странах НАТО. Зато ракета ЗМ-54Э1 имеет почти в два раза большую боевую часть, чем ЗМ-54Э. Полет ракеты ЗМ-54Э1 происходит так же, как и у ЗМ-54Э, но без разгона на конечном участке.

И, наконец, самое секретное из изделий - 3M51:


Рядом с ним - 3М54Э для сравнения.

Хорошо видно, что 3М51 уже не может запускаться из 533-мм трубных установок (и тем более торпедных аппаратов). Она изначально разрабатывалась для применения с самолетов - однако есть мнение, что и наземный пуск возможен.

Одно из значений английского слова Club – «дубина». И это весьма подходящее название для российского контейнерного комплекса ракетного оружия Club-K. Появившись из ниоткуда, русская «дубина» может быстро угомонить любого распоясавшегося агрессора.

Представьте себе раннее летнее утро где-нибудь на побережье Латинской Америки, или Юго-Восточной Азии. Или Африки. Легкий ветерок с океана, неторопливые волны, сочная зелень, старый пароходик, который столь же неторопливо чапает куда-то вдоль берега с несколькими облезлыми контейнерами на борту…Но эта идиллия неожиданно нарушается группой кораблей нежданного агрессора, который хищно и вероломно решил напасть на мирных и дружелюбных латиноамериканских (африканских и т.д.) трудящихся, вся «вина» которых состояла в том, что на их землях нашли уран, алмазы, нефть, газ или что-нибудь подобное. И для защиты этого «добра» они недавно прикупили у старых друзей в далекой северной стране немножко автоматов Калашникова (АК)….. Представили? А теперь представьте, что вражеские корабли подходят все ближе и ближе. И кажется, что уже ничто – даже АК, не сможет спасти маленькую, но гордую страну от неминуемого порабощения наймитов акулы мирового империализма! Но что это?! Зачуханные контейнеры на палубе старого парохода неожиданно раскрываются и оттуда через несколько мгновений стартуют крылатые ракеты, которые стремительно несутся над поверхностью воды к уверовавшему в свою безнаказанность вражескому флоту. И пока тот, ошеломленный внезапностью атаки, судорожно пытается перехватить ракетную «оплеуху» от старой посудины, другой рой противокорабельных ракет поднимается с берега – из тех контейнеров, где еще вчера, по данным вражеской разведки, жили местные рыбаки. Агрессор в панике! Его флот стремительно тонет! Адмирал еще пытается развернуть свой полуживой от ракетной атаки флагман, чтобы уйти на нем подальше от этих негостеприимных берегов. Но в этом момент флагманский корабль супостата получает в борт пару торпед от неизвестно откуда взявшейся и неизвестно чьей подводной лодки, и на этом все заканчивается. Вражеский флот уничтожен. Мирный и трудолюбивый народ маленькой, но гордой южной страны вылавливает из океана уцелевших моряков и десантников агрессора, и прославляет мудрость своих вождей, которые втихую купили у большого северного брата не только автоматы Калашникова, но и контейнерные комплексы ракетного оружия Club-K.

Изготовления «дубины» Сражения, подобного тому, которое описано выше, никогда не было. Как не было и неопознанной подводной лодки, которая, которая поставила финальную точку в попытке гипотетического агрессора напасть на гипотетическую мирную страну. Но сам контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K, конечно же, существует. И работает он примерно так, как описано в начале этого материала. С поправкой на то, что находящаяся, например, в его составе противокорабельная ракета Х-35УЭ рассчитана на поражение надводных целей водоизмещением до 5000 тонн. То есть авианосец «Джордж Буш» водоизмещением 99000 тонн она, конечно, вряд ли серьезно зацепит, даже если к нему и прорвется. Но фрегат типа «Оливер Хазард Пери» уничтожит гарантированно. Но обо все по-порядку. Впервые о новом российском ракетном комплексе Club публично стало известно в начале этого века. И связано это было с созданием ОКБ «Новатор» (Екатеринбург) новой российской крылатой тактической ракеты по ОКР «Калибр».

Справедливости ради надо сказать, что сама ракета под названием «Альфа» была представлена еще в 1993 году на Московском авиакосмическом салоне и на выставке вооружений в Абу-Даби. Но цельные ракетные комплексы для поражения различных видов кораблей и наземных (береговых) сооружений Club-N (базирование на надводных кораблях), Club-S (базирование на подводных лодках), Club-M (самоходная пусковая установка на суше), Club-U (возможность размещения на кораблях небольшого водоизмещения) появились в конце прошлого - начале нынешнего веков. Их развитием и стал контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K, концепт которого в экспортном исполнении широкой публике был впервые показан на оружейном салоне LIMA-2009. Через два года российский концерн «Моринформсистема-Агат» представил на выставках уже натурный образец и сейчас готов производить этот ракетный комплекс уже серийно. Боевые возможности Club-K, по сути, является квинтэссенцией всего семейства ракетных систем Club, разработанного в России. Он предназначен для поражения как надводных кораблей различных классов и типов, так и наземных и береговых целей.

Основным элементом нового ракетного комплекса является универсальный стартовый модуль, исполненный в виде стандартного 20 или 40-футового морского контейнера. В нем находятся 4 ракеты. Для ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ предусмотрена пусковая установка вертикального старта, для ракет Х-35УЭ – наклонного. Стартовый модуль полностью автономен и уже представляет из себя самостоятельную боевую единицу. Однако, полный комплект комплекса Club-K, помимо контейнеров с ракетами, состоит еще из трех контейнеров, в одном из которых располагается система управления стрельбой, в другом - аппаратура боевого управления, связи и навигации, в третьем - системы электропитания, жизнеобеспечения и пожаротушения. Итак, что она может, эта российская «контейнерная дубина»? Разработанные «Новатором» ракеты 3М-54ТЭ и 3М-54ТЭ1 применяются против надводных кораблей всех классов и типов, как одиночных, так и в составе группы, в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия. Дальность стрельбы первой ракетой составляет до 220 км, второй - до 300 км (все тактико-технические характеристики приводятся по данным открытых источников, которые опубликованы по экспортным версиям этих ракет). 3М-54ТЭ1 несет на себе фугасный заряд 400 кг, но движется с дозвуковой скоростью. У 3М-54ТЭ заряд вдвое меньше¸ зато на подходе к цели она развивает скорость, почти в три раза превышающую скорость звука. Бортовая система управления ракет 3М-54ТЭ/3М-54ТЭ1 построена на базе автономной инерциальной навигационной системы. Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления. Наведение на конечном участке траектории - при помощи помехозащищенной активной радиолокационной головки самонаведения (АРГС-54), имеющей максимальную дальность действия до 65 км.

Поскольку на конечном участке полета протяженностью около 20 км боевая ступень ракеты 3М-54ТЭ снижается на высоту до 10 м, АРГС-54 может работать при волнении моря до 6 баллов. Ракета 3М-14ТЭ, по сути, представляет из себя аналог ракеты 3М-54ТЭ1. Но она обладает осколочно-фугасной боевой частью весом 450 кг, поэтому предназначена для поражения средств управления войсками, систем ПВО, аэродромов, боевой техники и живой силы в районах сосредоточения, военно-морских баз и других важных объектов военной и гражданской инфраструктуры на удалении до 300 км. После пуска она летит по заранее заложенному маршруту, построенному с учетом данных разведки о положении цели и наличии у противника средств ПВО. Ракета способна преодолевать зоны развитой системы ПВО противника, что обеспечивается малыми высотами полета (20 м - над морем, 50-150 м - над землей) с огибанием рельефа местности и автономностью наведения в режиме «молчания» на основном участке. Коррекция траектории полета на маршевом участке осуществляется по данным подсистемы спутниковой навигации и подсистемы коррекции по рельефу местности. Наведение на конечном участке траектории – 20 км, также осуществляется при помощи помехозащищенной активной радиолокационной головки самонаведения (АРГС-14Э), эффективно выделяющей слабозаметные малоразмерные цели на фоне подстилающей поверхности. В 2011 году на выставке IMDS-2011 российскими компаниями был продемонстрирован и вариант Club-K с ракетами Х-35, которые были разработаны ОКБ «Звезда» для замены устаревших «Термитов» и успешно сейчас применяются в составе корабельных комплексов «Уран» (SS-N-25 «Switchblade») и береговых ракетных комплексов «Бал» (SSC-6 «Sennight»). Конечно, масса ее боевой части – 145 кг, существенно уступает массе БЧ ракет 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ. Но ее хватит, чтоб потопить не только фрегат, но и некоторые из эсминцев. К тому же модификация этой ракеты Х-35УЭ сейчас летает на дальность уже 260 км, хотя длина ракеты в корабельном варианте по-прежнему составляет менее 4,5 метров. Поэтому для ее размещения в контейнерном варианте достаточно 20-футового контейнера. И хоть эта ракета по-прежнему дозвуковая, но новая головка ее самонаведения позволят захватывать цели на дальности уже 50 км. Асимметричный ответ Основное достоинство нового российского ракетного комплекса Club-K – скрытность и внезапность. Сегодня во всех уголках мира ежечасно и ежедневно в самых разных направлениях перемещаются миллиарды стандартных 40 и 20-футовых контейнеров. Только у транспортных компаний Китая их насчитывается более 100 млн единиц.

И с виду контейнеры с Club-K ничем не отличают от других. Они даже не «фонят», поэтому обнаружить ракетную «начинку» можно, только если вскрыть такой контейнер или же она начнет работать. А разместить это оружие можно где угодно – на автомобильном прицепе, на железной дороге, на любом грузовом судне, просто на складе на берегу. Поэтому появление такого оружия вызвало взрыв эмоций в западной прессе. «Российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет» - заявила британская The Daily Telegraph. «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец» - вторило Reuters. На самом деле, идея замаскировать ракеты, конечно, не нова. Советские инженеры с успехом, например, маскировали межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) «Скальпель» с дальностью стрельбы более 10 тыс км под видом обычного грузо-пассажирского поезда (знаменитые советские боевые железнодорожные ракетные комплексы «Молодец», производство которых сейчас возрождается в России). В начале 80 х- годов прошлого века в Советском Союзе также проводились эксперименты по базированию вертолетов Ка-27 и штурмовиков Як-38 не только на кораблях, но и на гражданских судах. Тогда же «Московский институт теплотехники» начал прорабатывать идею разместить в грузовом контейнере малогабаритную МБР «Курьер», но эти работы под давлением США были прекращены в 1991 году и тогдашний лидер СССР Михаил Горбачев заявил о том, что в Советском Союзе более не будут работать над созданием малогабаритных межконтинентальных баллистических ракет. Но последователи советской инженерной школы все же смогли разместить ракеты в стандартном грузовом контейнере. И пусть это не МБР, а тактическая крылатая ракета (точнее, их в каждом контейнере по 4), успех от этого меньше не становиться. Более того – в таком виде российские ракеты быстрее найдут своего покупателя.

Прежде всего – среди тех стран, которые не могут, не готовы или не хотят тратить много средств на создание у себя крупных вооруженных сил и придерживаются оборонительной стратегии. Потому как комплекс Club-K – это, прежде всего, средство не нападения, а обороны. Использовать этот комплекс в качестве орудия для атаки, конечно, можно, но для этого вида боевых действий есть гораздо более дешевые и эффективные средства. А вот отразить атаку противника, использовав преимущество в скрытности и внезапности – это для Club-K в самый раз. Потому как даже превосходящий по силам противник сначала задумается, стоит ли ему вообще нападать, если он внезапно может получить по уху неизвестно откуда прилетевшей «дубиной». «Приступая к разработке ракетного комплекса Club-K, мы исходили из понимания того, что далеко не все государства имеют возможность содержать в составе своего флота такие дорогостоящие «игрушки», как корветы, фрегаты, эсминцы, крейсеры и другие мощные, хорошо оснащенные ракетным оружием корабли.

Однако никто не имеет права лишать их возможности обеспечивать свой суверенитет. При этом потенциальный агрессор должен реально понимать, что может получить неприемлемый для себя ущерб» - обозначил в свое время идеологию создания этого ракетного комплекса концерн «Моринформсистема-Агат». Конечно, Club-K не заменяет полностью военно-морской флот и морскую авиацию. Но для небогатых государств с длинной береговой полосой он позволяете выстроить оптимальную и высокоэффективную систему обороны, которая может очень быстро, гибко, а главное – незаметно для вероятного противника менять свою конфигурацию. И никто из мировых производителей оружия, кроме наших оружейников, такого варианта обороны сейчас предложить не может.

Впервые ракетная система «Клаб-К» была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей в апреле 2009 года в Малайзии. В России же «Клаб-К» был показан широкой публике в Петербурге на военно-морском салоне «МВМС-2011». Система представляет собой пусковую установку с четырьмя противокорабельными крылатыми ракетами Х-35УЭ, а также ракет типа 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1 и 3М-14КЭ.

Комплекс выглядит как стандартный морской (20 или 40-футовый) грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить «Клаб-К» до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно. Функционально комплекс «Клаб-К» состоит из универсального стартового модуля (УСМ), модуля боевого управления (МБУ) и модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ). Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит, по разным оценкам, около 10…15 млн. долларов.

Контейнерный комплекс ракетного оружия «Клаб-К» вызвал настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.

На самом деле ситуация гораздо хуже. Она просто катастрофическая. Дело в том, что в любой прилично развитой стране все порты и железнодорожные станции просто забиты 40-футовыми контейнерами. Эти контейнеры, кроме того, широко применяются в качестве временных складов и для размещения бытовок рабочих, а также для техники - например, в них монтируются модульные мазутные и газовые котельные, дизельные электростанции, резервуары с жидкостями и так далее.

Таким образом, вся территория страны заставлена десятками и даже сотнями тысяч таких контейнеров. Которые из них содержат внутри ракеты? Как это определить? Гражданский транспорт прекрасно приспособлен для перевалки таких грузов. Огромное количество железнодорожных платформ, речных и морских судов и даже грузовых трейлеров могут перевозить такие контейнеры.

«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое гражданское грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу военным кораблям и грузам.

Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают «Клаб-К» всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если этот ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире.

«Эта система дает возможность для распространения крылатых ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, - оценивает потенциал «Клаб-К» консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. - Благодаря тщательной маскировке и высокой мобильности вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».

Основным элементом ракетной системы «Клаб» является универсальная ракета «Альфа», которая была продемонстрирована в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби и на международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в г. Жуковский. В том же году она была принята на вооружение.

По западной классификации ракета получила обозначение SS-N-27 Sizzler («шипелка», за характерный шипящий звук при старте). В России и за рубежом она обозначалась как «Клаб» (Сlub), «Бирюза» (Biryuza) и «Альфа» (Alpha или Alfa). Впрочем, это все экспортные названия - отечественным военным эта система известна под шифром «Калибр».

Первым иностранным заказчиком ракетной системы Club морского базирования стала Индия. Ракетные комплексы надводного и подводного базирования установлены на фрегатах проекта 11356 (тип «Talwar») и дизельных подводных лодках ВМС Индии проекта 877ЭКМ, построенных российскими предприятиями. На закупленных ранее подлодках комплекс Club устанавливается при проведении на них работ по ремонту и модернизации.

Ракетная система Club поставляется также и Китаю, достигнуты договоренности о поставках еще нескольким странам. Иран и Венесуэла уже высказали свою заинтересованность в приобретении новинки, сообщает Sunday Telegraph.

Но до сих пор речь шла о системах «Клаб» (Club) морского базирования - для надводных кораблей и подводных лодок. Теперь же российские разработчики сделали революционный шаг - поставили корабельные ракеты в стандартный контейнер и добились их автономного пуска. А это коренным образом меняет тактику и стратегию применения ракет.

При этом формально ракеты «Клаб-К» не подпадают ни под какие ограничения. Их дальность полета - до 250-300 км, и они даже не баллистические, а крылатые. Американцы сами в свое время вывели крылатые ракеты за скобки договоров об ограничении экспорта ракетных технологий - вот теперь и пожинают плоды.

Чем напугал «Клаб-К» военных экспертов Пентагона? В принципе, в боевом и технологическом плане там нет ничего супернового - комплекс «стреляет» дозвуковыми крылатыми ракетами различных модификаций (даже ракета 3М54Э дозвуковая - лишь последние 20-30 км ее ударная часть проходит на сверхзвуке 3М, чтобы эффективно преодолеть мощную ПВО и создать большое кинетическое воздействие на крупную цель). Система позволяет поражать морские и наземные цели на расстоянии 200-300 км от точки пуска, в том числе и авианосцы - но никаким Wunderwaffe сама по себе не является.

Главное здесь другое - весь комплекс исполнен в виде стандартного 20 или 40-футового морского контейнера. Это значит, что он становится практически незаметным для любых видов воздушной и технической разведки. В этом-то и вся «соль» идеи. Контейнер может находиться на борту торгового судна. На железнодорожной платформе. Его можно погрузить на полуприцеп и в качестве обыкновенного груза доставить в район применения обычным грузовиком. Воистину, как не вспомнить железнодорожные пусковые установки баллистических ракет «Скальпель» времен СССР!

Однако если уничтожение «рефрижераторов» можно объяснить потребностями контроля за стартами баллистических ракет, то здесь на кривой козе не подъедешь. Ракеты крылатые, «это средство береговой обороны» - и точка!

Само собой, что при нападении в первую очередь подавляются средства ПВО, а после разносится в пух и прах береговая оборона. Но здесь нечего разносить - сотни, а то и тысячи и даже десятки тысяч ложных целей (обычных контейнеров, которые кто-то метко назвал «эритроцитами мировой торговли») просто не позволят допустить ни пуха, ни праха.

Это заставит авианосцы держаться подальше от берега, тем самым ограничивая дальность применения с них авиации - это раз. Если дошло до высадки десанта, то часть контейнеров может «открыться» и пустить десантные корабли на дно - это два. А ведь хрен с ними, с кораблями - но там же десант, главная ударная сила и техника, потери которой оперативно невосполнимы.

Ну и третье - это позволяет держать поближе к побережью более серьезные средства поражения и резервы. Ведь авианосцы мы отогнали, и их возможности воздействия на берег сильно редуцированы.

Конечно, неплохо было бы и береговые средства ПВО запрятать вот в такие контейнеры. Тогда точно - морские границы будут на замке. И, конечно же - торговать, торговать и еще раз торговать этими системами. Ведь защищаться никому не возбраняется.

А теперь давайте разберёмся - действительно ли так страшен «Клаб-К», как его малюют? Надо сказать, что в семейство «Клаб» сейчас входит несколько крылатых ракет различного назначения, дальности и мощности.

Наиболее мощная из них – крылатая противокорабельная 3М-54КЭ, созданная на базе ракеты «Гранат», предназначенной как раз для ударов по авианосцам. Ее полет проходит на скорости 0,8 М (0,8 скорости звука). При подлете к цели она отделяется от маршевого двигателя и разгоняется до 3 Махов – свыше 1 км/с – при высоте полета 5–10 м. Боеголовка высокого проникающего действия содержит 200 кг взрывчатого вещества. Дальность действия ракеты – 300 км.

Крылатые противокорабельные ракеты ЗМ-54КЭ и ЗМ-54КЭ1 имеют близкую базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом. Основное различие этих ракет заключается в количестве ступеней.

Ракета ЗМ-54КЭ имеет три ступени: твердотопливную стартовую ступень, маршевую ступень с жидкостным реактивным двигателем и третью твердотопливную ступень. Пуск ракеты ЗМ54КЭ может производиться из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок ЗС-14НЭ надводного корабля или штатного торпедного аппарата калибра 533 мм подводной лодки.

Старт обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый турбореактивный двигатель второй ступени и раскрывается крыло. Высота полета ракеты снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска.

На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета 180-240 м/си, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система. На удалении 30-40 км от цели ракета делает «горку» с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54Э.

АРГС-54Э производит обнаружение и селекцию надводных целей (выбирает наиболее важные) на дистанции до 65 км. Наведение ракеты производится в секторе углов по азимуту -45°, а в вертикальной плоскости в секторе от -20° до +10°. Вес АРГС-54Э без корпуса и обтекателя не более 40 кг, а длина 700 мм.

После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты ЗМ54КЭ происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой.

При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность перехвата ракеты мала. Тем не менее, для полного исключения вероятности перехвата ракеты ЗМ-54КЭ средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

Дозвуковая маршевая скорость ракеты позволяет иметь минимальный расход топлива на один километр пути, а сверхзвуковая скорость должна обеспечить малую уязвимость от зенитных средств ближней самообороны корабля противника.

Главное отличие крылатой ракеты ЗМ-54КЭ1 от ракеты ЗМ-54КЭ - отсутствие третьей твердотопливной ступени. Таким образом, ракета ЗМ-54КЭ1 имеет только дозвуковой режим полета. Ракета ЗМ-54КЭ1 короче почти на 2 метра, чем ЗМ-54КЭ. Это сделано для того, чтобы иметь возможность размешать ее на кораблях малого водоизмещения и на подводных лодках, имеющих укороченные торпедные аппараты, изготавливающиеся в странах НАТО.

Зато ракета ЗМ-54КЭ1 имеет почти в два раза большую боевую часть (400 кг). Полет ракеты ЗМ-54КЭ1 происходит так же, как и у ЗМ-54КЭ, но без разгона на конечном участке.

Крылатая ракета ЗМ-14КЭ по своему устройству и тактико-техническим данным почти не отличается от ракеты ЗМ-54КЭ1. Разница заключается в том, что ракета ЗМ14КЭ предназначена для поражения наземных целей и имеет несколько иную систему управления. В частности, в ее систему управления входит баровысотомер, обеспечивающий большую скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, а также спутниковая навигационная система, способствующая высокой точности наведения.

Что касается новой крылатой ракеты Х-35УЭ, то её мы рассмотрим несколько позже в отдельной статье.

Следует отметить такой факт – в публикациях западных СМИ обходится стороной ряд существенных технических факторов. Например, «Клаб-К» позиционируется его изготовителем – ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» – как универсальный стартовый модуль, в котором размещена подъемная пусковая установка на четыре ракеты. Но чтобы привести комплекс «Клаб-К» в боевое состояние и произвести пуск ракет, требуются еще два таких же 40-футовых контейнера, в которых находятся Модуль боевого управления и Модуль энергопитания и жизнеобеспечения.

Эти два модуля обеспечивают:
- повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;
- прием целеуказания и команд на выполнение стрельбы через спутник;
- расчет исходных данных стрельбы;
- проведение предстартовой подготовки;
- выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

Понятно, что для этого требуются обученный боевой расчет, централизованный командный пункт, спутниковая навигация и связь. Вряд ли это доступно террористам, даже если они из «Хезболлах». Своих спутников у них нет, «Клаб-К», естественно, завязан на российскую космическую группировку и соответствующий контроль.

Настоящее назначение контейнерного комплекса «Клаб-К» – вооружение мобилизованных гражданских судов в угрожаемый период. В случае возможной агрессии прибрежное государство может быстро получить небольшой флот, предназначенный для борьбы с морской ударной группировкой потенциального противника.

Такие же контейнеры, расположенные на побережье, прикроют его от приближающихся десантных судов. То есть это очень эффективное оружие обороны. При этом весьма дешевое – около 15 млн. долларов за базовый комплекс (три контейнера, 4 ракеты). Это на порядок ниже стоимости фрегата или корвета, которые обычно применяются для обороны береговой черты.

«Клаб-К» способен заменить флот и морскую авиацию. Для небогатых государств с протяженной береговой чертой это серьезная альтернатива закупкам дорогой в эксплуатации техники, которая обычно приобретается в странах Западной Европы. Испанские фрегаты, германские подлодки, французские ракетные комплексы, итальянские вертолеты и другое вооружение, комплектующие для которого изготавливаются в полутора десятках стран, могут потерять изрядный сектор рынка.

/По материалам warcyb.org.ru, ru.wikipedia.org и i-korotchenko.livejournal.com/



CONTAINER CLUB-K: NEW OR OLD IDEAS

КОНТЕЙНЕРНЫЙ КЛАБ-К: НОВЫЕ ИЛИ СТАРЫЕ ИДЕИ

Сегодня много обсуждается в прессе, и не только, ракетный комплекс «Клаб-К» в контейнерном исполнении. Многие страны запада, и в особенности США, не в серьез обеспокоились русской новинкой. Можно сказать, что это «чудо оружие», способное превратить слабого противника в мощную оборонную систему. Разработчики говорят, что это оружие сдерживания, его наличие сдерживает потенциальную военную угрозу вероятного противника. Оружие в контейнере это новое боевое средство или хорошо забытое вооружение?

Но рассмотрим все по-порядку. Прежде всего, решим вопрос: новые идеи используются в комплексе «Клаб-К», или их конструкторы использовали ранее? В оборонной отрасли постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия, при тех же или лучших боевых характеристиках. Давай те вспомним отечественные корабельные крылатые ракеты, первые ракеты КСС, КСЩ и П-15 этого класса размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Но прошло немного времени, и им на смену пришли контейнеры, что позволило значительно уменьшить габаритные размеры пусковых систем и самих ракет, последние стали оснащаться складными крыльями. Это все в результате позволило увеличить боезапас ракет на кораблях.

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, создания новых малогабаритных двигателей, произошел определенный прогресс по ракетному топливу, взрывчатым веществам и др. Все это сделало крылатую морскую ракету малогабаритной, в США появились противокорабельные ракета «Гарпун», стратегические крылатые ракета «Томагавк», во Франции – «Экзосет», а СССР Х-35, «Клаб» и другие.
В дальнейшем контейнеры стали многоракетными, в них размещалось от 2-х до 4-х ракет. Фактически это уже были ракетные модули, затем появились подпалубные сотовые пусковые установки. В том числе и корабельный вариант ракетного комплекса «Клаб» обладает такими возможностями.
Но все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к контейнерам РК «Клаб-К». В данном случае речь идет о размещении оружия в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру на судах, по железной дороге, на автомобилях и воздушных судах. Здесь появляется термин «скрытность» и «маскировка». Те найти в огромном объеме перевозимых грузов контейнер с оружием практически не возможно, зато удобно установить в прицеп большегрузного автомобиля, поставить на палубу контейнеровоза или оставить на терминале хранения контейнеров в порту. Иди ищи его…

Подобна ситуация в свое время сложилась с нашими боевыми железнодорожными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперемент, суть которого заключалась в следующем: на крупном железнодорожном узле ставится состав с БЖРК, затем производится фотографирование из космоса этого объекта и специалисты должны индифицировать где находится ракетный комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. По этому американцы всячески ограничивали БЖРК в движении, запрещав их передвижение в мирное время вне баз постоянной дислокации. Так это БЖРК, здесь длина ракеты 23 метра и все больше ста тонн, другое дело малогабаритные ракеты системы «Клаб» длиной всего 6 – 8 метров и весом чуть более двух тонн.
Известно, что в конце 1970-х – начале 1980-х годов в Советском Союзе проводились работы по контейнерному базированию палубной авиации отечественного ВМФ. Предполагалось за счет такого размещения авиационных систем на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев и вертолетоносцев, как это было сделано в годы Второй Мировой войны, но тогда еще до контейнеров дело не дошло.

Возможность эксплуатации вертолетов Ка-252 (после принятие на вооружение Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов – контейнеровозов и сухогрузов открывала заманчивые перспективы. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов Як-38 на гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку 14 сентября 1983 г. старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».
Идеи – идеями, а практика говорит о другом. Когда стали считать сколько контейнеров нужно переоборудовать, особенно где их хранить в мирное время и кто за них будет отвечать, то подумав от этой идеи отказались.

Подобные работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки нарастить военно-морскую составляющую, особенно авиационную. Ведь вдали от родных берегов без авиационной поддержки трудно обойтись. Тогда, в 1982-м году англичане разместили в таких же контейнерах комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров» (включая установки ПВО), погрузили эти контейнеры на «Атлантик Конвейор» и послали на Фолкленды.

В настоящее время модули в контейнерах – ключевые элементы программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на «Sea Fighter» должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug-and-play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug-and-fight («включай и сражайся»). Но сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, однако, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания Блом+Фосс (Blohm+Voss) с 1970-х годов разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия, с тех пор более, чем 1500 модулей MEKO для различных систием были произведены и установлены примерно на 60 кораблей. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Тип 1Ц (Type 1C). Таким образом, была обеспечена уверенная простая транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю.
Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей в типоразмерах 20-ти футовых контейнеров. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции или варианты другого назначения.

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 1980-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной твердотопливной ракеты. В 1976 г. конструкторскому бюро «Арсенал» им. М.В.Фрунзе была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976г. № 57 и от 26 мая 1977г. № 123 в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны (ЦНИИМаш и 4 НИИ МО).

Основное назначение комплекса – участие в нанесении отвеного удара после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого, важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, т.е. сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования.

В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса за счет: скрытности от технических средств разведки вероятного противника путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов, и придания контейнерным агрегатам высокой подвижности при их транспортировке в процессе боевого дежурства на штатных автопоездах – контейнеровозах (тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389) с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30; снижения вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении путем рассредоточения МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования и др.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты, но работы в Советском Союзе по малогабаритным МБР не были прерваны. по постановлению от 21 июля 1983 г №696-213 МИТ поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) “Курьер”, проводившаяся, ставила своей задачей повышение выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. МБР “Курьер” была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете “Миджетмен”.

Эскизный проект комплекса «Курьер» закончен в 1984 году. Для ракеты прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении, но по традиции для МИТа, основным был автомобильный вариант на легком колесном шасси. Работы по теме “Курьер” завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении разработки этой ракеты и ее американского аналога – ракеты “Миджетмен”. М.С.Горбачев объявил США, что СССР прекращает испытания малогабаритных МБР.
Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет, их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор СНВ, в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. А контейнеры с МБР будут представлять угрозу доверия между партнерами по СНВ, это может нарушить стабильность в стратегической области.
Другое дело, тактическое, оперативно-тактическое оружие. Пока их такой контроль не касается, тем более, если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает и под запрет распространения ракетных технологий. По этому пути и построении комплекс «Клаб-К».

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. И уже британская The Daily Telegraph бьет тревогу: российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет. А информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец».
«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.
Получается, что идеи по размещению оружия в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые, весь мир в той или иной форме движется в этом направлении, но здесь они применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб» (который пользуется стабильным спросом у наших зарубежных партнеров), все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.
Хочется отметить, что в 2012 году уже проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ракетой Х-35УЭ, сообщил источник в концерне «Моринформсистема-Агат», проводившем испытания. В ближайшее время пройдут аналогичные испытания комплекса «Клаб-К» с ракетами 3М-54Э и 3М-14Э. Комплекс стал универсальным по целям, он может поражать корабли, и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине расположения войск.

Совсем недавно Россия показала на военно-морском салоне Euronaval-2014 макет строящегося в Зеленодольске нового модульного патрульного корабля проекта 22160. Этот корабль оснащен ракетным вооружением модульного типа. Как отмечается, по желанию заказчика можно установить ракетный комплекс ПВО, контейнеры с ракетами Club-N или Uran-Е. И как видно на фотографии, в корме установлены те самые контейнеры комплекса Club-K. Разработчик проекта корабля Северное проектно-конструкторское бюро.
Можно сказать, что идеи конструкторов начали воплощаться в металле. Так как известно, что 26 февраля 2014 г. на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка головного патрульного корабля проекта 22160, получившего имя «Василий Быков».
А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 15.11.2014



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»