Какого числа день рождения пророка мухаммеда. Традиции, приметы, обряды на Ильин день. Как появился праздник Мавлид-ан-Наби

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Из истории

Традиция празднования Дня пророка Илии берёт своё начало за девять веков до рождения Иисуса Христа. Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы). В момент рождения ребёнка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнём. Это видение оказалось пророческим, поскольку Илия стал светочем веры.

Когда мальчик вырос, он ушёл жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. О жизни Илии известно, что он был примером целомудренной жизни, всеми силами противостоял идолопоклонничеству и нечестивым действиям.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, властолюбивая супруга которого активно навязывала народу культ Астарты и Ваала. Илия, будучи ревностным борцом за чистоту веры и противником идолопоклонничества, пытался поставить царя на правильный путь, ради чего совершал немало чудес. Однако ничто не действовало на бесчестного правителя. Ахав даже не испугался приближающихся трёхлетних засухи и голода в государстве, которые предвещал пророк как наказание за возвращение к язычеству.

После трёх лет голода Илия вновь пытался вразумить израильтян, рассказывая им об истинной вере. Пророк предложил сделать на горе Кармель жертвоприношения - Богу и Ваалу - и посмотреть, на какой жертвенник сойдёт с неба огонь. Весь день идолопоклонники надеялись на чудо, но, как ни молились жрецы Вааловы, огня им не удалось дождаться. Вечером жертвенник Богу сделал Илия, полив при этом дрова водой. Пророк начал молиться, с неба снизошёл стремительный огонь, поразив не только жертву и дрова, но и камни с водой, а вскоре начался сильный ливень, который напитал иссушенную землю. Поражённые увиденным, израильтяне раскаялись и снова начали прославлять истинного Бога. По преданию, в конце земного пути пророка взяли живым на Небо, как рассказывал Елисей (ученик Илии), видевший, как святой вознёсся на Небо в огненной колеснице, запряжённой четырьмя белыми конями. Считается, что на небе Илия ждёт второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.

У православных христиан Ильин день каждый год имеет конкретную фиксированную дату - 2 августа. Однако прихожане Римско-католической церкви отмечают День пророка Илии 16 февраля вместе с почитанием других пророков, а Армянская церковь - в первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). Кроме того, в некоторых православных календарях периода IX-XI веков встречается ещё одна дата, когда почитали пророка Илию - 7 августа. Этот день наступает после Преображения Господня.

Активно праздновать день памяти пророка начали в Византии в 9-10 веках н.э. Люди устраивали представления, пиршества, отдыхали. Для славян пророк Илия фактически пришёл на смену громовержцу Перуну: он обладал теми же возможностями, его так же почитали, ему молились перед боем. Илия, как и Перун, считается покровителем воинов (а конкретно авиаторов и десантников).

Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь пророка Илии ещё до официального Крещения Руси, что свидетельствует о его огромном почитании в народе. История предполагает, что и само Крещение Руси происходило около этой церкви, которая и по сей день стоит на берегу Днепра.

Как отмечает церковь Ильин день

В этот день православная церковь в своих храмах прославляет Илию молитвами и богослужениями как одного из наиболее почитаемых святых угодников Ветхого Завета. В отдельных церквях, особенно тех, которые носят имя пророка, проводятся божественные литургии и крестные ходы.

Праздник нашёл богатое отражение в приметах и пословицах нашего народа: «На Илию зима с летом борется», «На Илию до обеда - лето, после обеда - осень». «Илия жниво зачинает, лето кончает». В народе этот день считается стыком двух сезонов, когда заканчивается тёплое лето и начинается осенняя прохлада, ночи становятся всё длинней, остужая воздух и водоёмы, отсюда - «До Илии люди купаются, а после него с речкой прощаются», «С праздника Илии вода всё холоднее».

Как и всегда, в 2016 году православные христиане будут отмечать 2 августа день Ильи (20 июля по старому стилю).

Ильин день является не только праздником верующих, но и переходом от лета к осени, когда уменьшается световой день, ночи становятся холодными, меняется поведение животных и насекомых.

Илья — один из наиболее почитаемых пророков и ревнителей веры — грозный и щедрый. Пророк наставляет заблудших, покровительствует верным Господу. В подчинении святого — дожди, громы и молнии, от него зависит урожай и земное плодородие.

Ильин день — дата празднования

Дата праздника неизменна из года в год, хотя в разных ответвлениях христианства она может варьироваться: например, у католиков день пророка Илии отмечается 16 февраля, а армянская церковь празднует Илью в первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). В исламе пророку Илье (Ильясу ) также отведено почётное место, он считается праведником и посланником, вознесённым после смерти на небеса.

История праздника

В 9 веке до н.э., за 900 лет до рождения Христа, в иудейском городе Фесвия (Фисвы ) родился ребенок, которому суждено было стать пророком Ильей (Элийяху , Элийя ). По легенде в момент его рождения отцу будущего пророка был сон, в котором ангелы оборачивали малыша в огненные пелёнки и кормили огнём. Сон оказался вещим. Илья подрос и удалился в пустыню, где ревностно молился и соблюдал строжайший пост.

О жизни Ильи известно, что пророк был примером целомудренной жизни, всеми силами противостоял идолопоклонничеству и нечестивым действиям.

Святому приходилось многократно совершать чудеса, чтобы вразумить израильского царя Ахава , который избрал путь служения богу Ваалу . Илья пророчествовал, низводил огонь с небес, «заключал» небо, молитвами призывал дождь, воскресил мертвого отрока, разделил реку Иордан.

По преданию, к концу своего земного пути пророка забрали живым на небо, куда он умчался на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, оставив после себя своего духовного ученика Елисея. Считается, что на небе Илья ждёт второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.

Почитать пророка Илью начали в Византии в 9-10 веках н.э., по случаю Ильина дня византийские императоры устраивали празднества и театрализованные представления. Не удивительно, что после принятия Киевской Русью христианства этот святой стал не менее чтимым и уважаемым и у славян.

Пророк Илия очень органично вписался в новую государственную религию, фактически заменив собой грозного громовержца и стража небес Перуна и переняв его характеристики и «полномочия». Кстати, именно Илья нынче считается покровителем воинов, а точнее авиаторов и десантников.

Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь Ильи Пророка ещё до официального Крещения Руси (современная Свято-Ильинская церковь), что, несомненно, свидетельствует о его огромном почитании в народе. История предполагает, что и само Крещение Руси происходило около этой церкви, которая находится на берегу Днепра и некогда существовавшей речки Почайны .

Традиции, приметы, обряды на Ильин день

Все народные сказания свидетельствуют о том, что пророк Илья является исполнителем Божьего закона и проявлением гнева Божьего, причём особенно достаётся от Ильи демонам и представителям нечистой, потусторонней силы, которых он поражает своими стрелами-молниями.

Скрываясь от Ильи, черти вселяются в ползучих гадов и зверей, как в диких, так и, к сожалению, в домашних. Именно поэтому домашние любимцы 2 августа не впускаются в дом и не выпускаются из него, дабы не дать возможности нечистой силе спрятаться в них и в их личине пробраться в жилое помещение.

Если случилось, что в обличьи любимой кошки в жилище проникла нечисть, то возрастает риск того, что Илья попадёт в дом молнией, дабы её поразить.

Мало того, в день Ильи даже рыбаки пристально осматривают улов и выбрасывают любую рыбу с красноватыми глазами. А вдруг в неё вселились коварные черти?

2 августа, согласно народным приметам, происходит поворот лета к зиме («На Илью зима с летом борется»). В этот день молитвенно просили у Ильи дождя или солнечной погоды, в зависимости, что было нужнее.

Если случалась гроза, то дождевую воду собирали и хранили, считая, что она обладает целебной силой и оберегает от дурного глаза («Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год»).

Во время грозы или простого дождя тоже нужно было соблюдать определённые правила. Нельзя было находиться в воде, стоять под деревом, издавать громкие звуки, бегать или шумно веселиться. Особенно недопустимым считалось стоять под сосной, у которой две верхушки.

Во время грозы наглухо закрывались двери и окна, а перед образами зажигались лампадки и свечи.

В канун Ильина дня люди стремились заблаговременно провести охранительный обряд, потому они вечером окуривали ладаном жильё, огороды, скот и обязательно поля, чтобы «застраховать» их от попадания молнии.

День Ильи разделял два сезона («На Илью до обеда – лето, после обеда – осень»), следовательно, крестьяне в обязательном порядке к этой дате завершали покос сена и приступали к жатве.

К Ильину дню заканчивают сенокос и приступают к жатве

Весь скот 2 августа должен был «отсиживаться дома», на пастбище его не выпускали, боясь гнева Ильи, который активно разъезжал по небу в своей огненной колеснице и высматривал нечистую силу. Работать было тоже противопоказано, какие-либо труды на огороде могли привести к тому, что весь урожай сгниет, а листья и фрукты опадут («Не мечи на Илью копны – небесным огнём пожжёт»). Исключение делалось только для работ на пасеке, поскольку пчёлы считались Божьими тружениками, а из их продукта – воска производились церковные свечки. Считалось, что нечисть боится пчёл и ни за что не полезет прятаться в улей.

Именно с днём Ильи в народном фольклоре связано больше всего пословиц, поговорок и примет. Фактически все народные традиции и обряды этого дня нашли своё отражение в устном творчестве, которое и по сей день передаётся из уст в уста.

Как праздновать Ильин день

Песни и хороводы. В старину на Ильин день традиционно в складчину устраивался коллективный праздник, который назывался «братчиной » (или «мольбой»), а приготовления к пиру начинались за несколько дней. На него собирались все жители деревни, а то и нескольких соседних деревушек. Центральным блюдом стола был барашек или бычок, которого символически приносили в жертву Илье, а в качестве основного напитка обычно подавалось пиво. Деревенские женщины также выпекали обрядовое печенье (хлебцы) из новой муки. А после пира начинались весёлые гулянья: хороводы, игры и песни.

И. Прянишников. Сельская братчина

Почему нельзя купаться. Особенностью дня Ильи был категорический запрет на купание. Причин и объяснений этому запрету множество. Народная версия говорит о нечисти, которая прячется от Ильи в воде, оскверняя её, и вполне способна утянуть купальщиков и купальщиц на дно. Если же вам повезло, и никакая русалка или водяной не утянули вас в пучину, то вы рискуете серьёзно заболеть или покрыться фурункулами и нарывами.

Более же рациональное объяснение, скорее, связано с тем, что лето заканчивается и наступают холода («До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою прощается»). Из других трактовок можно упомянуть легенду о подкове, оброненной в воду лошадью, везущей колесницу Ильи; собственно, эта подкова якобы и резко остудила все водоёмы.

Как отмечает церковь Ильин день

В этот день православная церковь в своих храмах прославляет Илию молитвами и богослужениями как одного из наиболее почитаемых святых угодников Ветхого Завета. В отдельных церквях, особенно тех, которые носят имя Ильи, проводятся божественные литургии и крестные ходы.

Что готовить на стол к празднику

Как и в древние времена, в Ильин день люди выпекают из зерна нового урожая и всевозможные , готовят — преимущественно из говядины или баранины.

Согласно одному из ритуалов, на Ильин день нужно в своем огороде подкопать молодой картофель и приготовить из него блюдо. В этом случае картошка вырастет отменная и будет хорошо храниться весь год. Поэтому не забудьте картофель подать на стол — можно приготовить или, к примеру, .

В некоторых селах жители по-прежнему собираются на совместную трапезу, причём пищу готовят не только для себя, но и щедро делятся ею с малоимущими и бездомными.

А, например, в православной Болгарии в этот день для ритуального обеда праздничное мясо готовят на вертеле. А ещё варится специальный суп из куриных потрохов, для которого жертвуется самый престарелый петух из курятника.

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Для того, чтобы познакомится с обычаями этого праздника, а также получить сведения о том, как День рождения пророка Мухаммеда в 2018 году отметят мусульманские общины России и мира, предлагаем совершить краткий информ-экскурс, подготовленный нашими духовными гидами.

Как появился праздник Мавлид-ан-Наби?

Согласно христианскому летоисчислению, датой появления на свет пророка считается 570-ый год нашей эры. По аналогии с большинством историй, связанных с жизнеописанием великих духовных учителей мира, рождение «святого» овеяно удивительными мифами и легендами. Одна из них говорит о том, что матери будущего «владыки миров» (Амине) в сновидении явился ангел и сообщил о том, что вскоре она родит «наилучшее создание Всевышнего» и назовет его Мухаммедом. Спустя девять месяцев так и произошло. Амина дала жизнь мальчику, который стал посланником Аллаха и основателем новой мировой религии.

Какого числа празднуют Мавлид?

Согласно исламской традиции, День рождения пророка Мухаммеда или Мавлид-ан-Наби отмечают 12-го числа 3-го месяца мусульманского лунного календаря. Как было упомянуто ранее, эта дата одновременно является и днем смерти «небесного посланника». Как ни странно, но это совпадение отнюдь не случайно, ведь в исламском мире дни рождения не являются торжественным событием, в отличии от дня смерти, который воспринимается мусульманами, как «рождение» для вечной жизни. Таким образом, очередной Мавлид-ан-Наби «правоверные» всего мира отметят в среду, 21-го ноября 2018-го года.

Обычаи и традиции праздника

В настоящее время День рождения пророка Мухаммеда отмечается в Сирии, Алжире, Марокко, Тунисе и других странах, в которых ислам является государственной религией. С особым «размахом» Мавлид-ан-Наби чествуют в Пакистане, где он является официально утвержденным праздником. Согласно многолетней исламской традиции, торжественные мероприятия, приуроченные дню рождения великого пророка, длятся в течении трех дней.

В это время во всех исламских мечетях мира проводятся служения, сопровождаемые чтением Корана, молитвами и прославлением Аллаха, который послал святого пророка Мухаммеда для просвещения правоверных и наставления их на путь истины. Кроме того, в дни праздника в различных учреждениях мусульманских общин организовываются семинары и лекции, на которых звучат повествования о чудесном рождении и жизни «последнего божьего пророка».

Учитывая статус праздника, во время Мавлида-ан-Наби запрещено грустить. Поэтому все мусульмане мира, независимо от своего местонахождения и материальных обстоятельств, выражают искреннюю радость по поводу рождения Мухаммеда. В благодарность Всевышнему за столь великий дар верующие стараются провести дни Мавлида в посте и размышлениях об этом историческом событии. В подтверждение своей веры многие правоверные раздают милостыню беднякам и устраивают для них благотворительные обеды.

Особые традиции праздника сложились в Египте. В этой арабской стране во время чествования Мавлида на улицах и площадях городов появляются разноцветные павильоны, в которых можно приобрести разнообразные сувениры и угощения. Особенной популярностью у египтян и туристов, прибывших в страну во время торжества, пользуется лакомство в виде сахарной фигурки всадника с саблей, символизирующей пророка Мухаммеда, побеждающего человеческое неверие и страх.

Как отмечают праздник в России?

На территории нашей страны праздник Мавлид-ан-Наби отмечается в регионах, где основная часть населения исповедует ислам. Торжественные мероприятия в честь рождения пророка Мухаммеда организовываются в Чечне, Дагестане и Татарстане. Во время праздника, в Грозном, в Махачкале и в Уфе проводятся мусульманские богослужения, главный посыл которых заключается в прославлении Аллаха и его пророка -Мухаммеда. Так же, как и в странах исламского мира, в этот день устраиваются дружные семейные застолья, на которых звучат молитвы и слова благодарности за явленную Всевышним милость.

Главное торжественное мероприятие, посвященное Дню рождения пророка, ежегодно проходит в Москве. Местом его проведения является столичный Crocus City Hall. Именно здесь 21-го ноября 2018-го года соберутся известные богословы и представители исламской религиозной общественности из России и многих других стран мира, чтобы совместно отпраздновать это великое для всех мусульман событие.

Основная информация о Мавлид-ан-Наби:

  • дата праздника в 2018-ом году: 21-ое ноября;
  • статус: исламский (религиозный);
  • главный символ: пророк Мухаммед.

Н ародный праздник Ильин день приходится на 2 августа (20 июля по старому стилю). Что означает этот день и как его отметить по древнерусским традициям.

Илья-громовержец

История пророка Илии рассказана на страницах Ветхого Завета. Святой жил в Израильском царстве в IX веке до Рождества Христова, обладал властью над силами природы и был ревностным служителем Господа Яхве.

На Руси культ Илии зародился также до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. К нему с молитвами об удачном замужестве обращались девушки на выданье. К XVII веку в каждом русском городе была церковь, посвященная Илье-пророку, а в Новгороде их было даже восемь. Древнейший храм на территории России, посвященный Илье-пророку, построен в Х веке и находится на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника .

Гулянья в «грозный праздник»

Ильин день называли «грозным» праздником. Если 2 августа начиналась гроза, говорили, что «Илья громы и грозы держит», «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит» . Двери и окна плотно закрывали, во двор в качестве громоотвода выбрасывали ухват, клюку или сковородник. Всю порожнюю утварь переворачивали, чтобы гонимая стрелами Ильи «нечистая сила» не спряталась в избе и не привлекла в дом грозу. Но если уж возник пожар, зажженный «небесным огнем», тушить его считалось грехом.

Отмечать Ильин день часто начинали заранее: прекращали полевые работы, пекли обрядовое печенье. В Ильин день устраивали братчину - коллективную трапезу, крестный ход, массовые гулянья. В Псковской области их называли «ярманки» . На улицах играли на народных инструментах - гармони, балалайке, гуслях, тальянке, дудках. В Коми в Ильин день женщины открывали сезон игры на чипсане - разновидности флейты Пана . А в Пермском крае 2 августа «закрывали сезон» весенне-летней игры на семиствольных флейтах-пэлянах.

На гуляньях водили хороводы, пели и танцевали. У псковских мужчин существовал особый вид пляски - ломание. Иначе этот танец назывался «ломать веселого»: под наигрыш на гармони мужчины входили в подобие транса, а затем переходили к обрядовым боям.

Ильин день - конец лета и начало жатвы

C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль: «На Илью до обеда лето, а после - осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает - жито зачинает» . Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах - в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В северных районах Псковщины вечером 2 августа хозяйки выходили в поле, чтобы сделать из трех колосков или трех пясток (пучков колосьев) крест и оставляли его на поле. В деревне Мутовозово Пустошского района в первый день жатвы пекли каравай, затем молились и отправлялись в поле на работу, оставляя хлеб с солью на столе. Жатва хлеба сопровождалась многочисленными обрядами и особыми жнивными песнями: их пели и перед началом трудового дня, и в поле, и на отдыхе. Они помогали жнецам не сбиваться с ритма во время работы и меньше уставать.

Жнивная песня «Соловейко, не летай по полю» в исполнении У.В. Поздняковой и Е.В. Поздняковой из д. Борисково Невельского р-на Псковской обл.

Первые скошенные на Ильин день колосья по обычаю несли в дом и ставили за иконами в красный угол - «божницу». Позже их освящали на Спасов день (19 августа) и обмолачивали: эти зерна по традиции обязательно сеяли на следующий год.

А еще считалось, что первые колоски обладают целительной силой. На севере Псковской области жнецы из девяти ржаных колосьев сплетали себе пояс. А когда был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Это должно было помочь от болей в спине: «Как нива ни баитца жина, так спина не бойся реза».

Чтобы задобрить Илью-пророка и отблагодарить его за посланный урожай, на поле оставляли клочок нескошенной ржи. Этот обряд назывался «завивание бороды»: колосья связывали в пучок и наклоняли к земле, а под них клали кусочек хлеба, приговаривая: «Вот тебе, Илья, борода - на лето уроди нам ржи и овса», «Вот тебе, Илья, соломенная борода, а на будущий год уроди нам хлеба города» .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»