Как появилась греко римская борьба. Греко-римская борьба. Греко-римская борьба, ее сущность

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

С начала зарождения времен все живые существа постоянно вступают в борьбу против особей своего вида и представителей конкурентов, стараясь доказать превосходство и значимость среди соплеменников.

Для людей испокон веков постоянные поединки позволяли защищать территорию, получать больше еды и доказывать превосходство, но тот факт, что победитель несет физические потери, заставил людей искать способы борьбы с противником, позволяющие нести наименьшие моральные и физические потери и побеждать за короткое время.

История борьбы

Античное время требовало от людей постоянной защиты территорий и собственной семьи, что принуждало все страны заниматься изучением боевых стратегий, подготовкой солдат, но есть отдельные государства, проводившие тренировки с самого рождения детей. Спартанцы отдавали своих детей в спорт, как только они начинали ходить, дети на протяжении всего времени постоянно оттачивали боевые навыки.

Древняя Греция начала проведение олимпиады за 700 лет до Рождества Христова. Тот факт, что пентатлон, проще говоря, многоборье, включал в себя борьбу, имеющую популярность наравне с бегом на различные дистанции, говорит о популярности этого вида спорта. Немного позже из-за огромного количества фанатов греко-римская борьба начала самостоятельное существование как отдельный вид спорта.

Любовь фанатов к борцам в прямом смысле вывела победителей на пьедестал, и сегодня в музеях присутствует огромное количество статуй с победителями.

Классическая борьба

В 18 веке болельщики начали проявлять повышенный интерес к классической борьбе, что потянуло спортсменов к профессиональному изучению приемов и побудило к началу поездок по стране и проведению показательных боев за денежные вознаграждения.

Поначалу борьба показывалась с различных сторон, участники состязались по своим правилам и в различных весовых категориях, но со временем правила приобрели запреты в виде захвата ниже пояса и выбора победителя, которым становился тот, кто смог положить соперника на лопатки.

Огромное количество профессиональных борцов и множество фанатов поспособствовали распространению борьбы за границы Франции и повлекли создание множества клубов и профессии - борец.

После распространения этого вида спорта организаторы Олимпийских игр включили борьбу в список соревнований, она окончательно укрепилась среди фанатов спорта.

Греко-римская борьба в СССР

СССР принимало борьбу не только как спорт, а как средство ведения боя, и на рубеже 19 - 20 годов 20 века она была включена в состав обязательной подготовки солдат Красной Армии, а основной человек, распространивший этот спорт как превосходный метод самообороны, являлся инструктором по данным состязаниям.

Преподаватель греко-римской борьбы Москвы - Всевобуч начал с организации военно-спортивной школы 1919 года, а впоследствии преобразовал дело до Главной школы военного физического образования.

Применение греко-римской борьбы в военных образовательных учреждениях было наилучшим вариантом по многим причинам, но главное - это минимальные затраты с максимальной отдачей. Военное начальство понимало, что в послереволюционный период у государства не будет средств на применение дополнительного оборудования в тренировках солдат, а для борьбы нужны были лишь маты для снижения травмоопасности.

Греко-римская борьба России

Борьба для жителей царской Руси и других периодов развития государства являлась одним из самых любимых зрелищ и способов разъяснения спорных ситуаций, например, после 1500 года если судебное решение не удовлетворяло стороны, они могли провести поединок и определить победителя по его результатам. До 1500 года также разрешались «спорные» бои, однако в тот период победитель должен был убить проигравшего.

Греко-римская борьба России в том виде, которым она обладает сейчас, пришла из Франции, а самые первые борцы начали путешествия по стране вместе с цирком, где занимали лидирующее место по сбору денежных средств и фанатов.

В 1895 году произошло образование первого кружка по этому виду спорта, куда приходили ярые фанаты и под руководством профессионалов, которые получили уроки у иностранных борцов, набирались знаниями.

Польза борьбы

Греко-римская борьба повышает все физические качества спортсмена: выносливость, физическую силу, координацию движений, ловкость, скорость перемещения.

Во время тренировок спортсмены в первую очередь отрабатывают правильное дыхание, для чего постоянно проводят различные упражнения, без которых борец не сможет победить и развить остальные физические данные.

Атлеты в ходе тренировок оттачивают способность к постоянному контролю положения на ковре, что позволяет правильно распределить расстояние и выполнить бросок противника, зная его будущие действия и планируя собственное поведение для победы.

Правила греко-римской борьбы

Состязания двух борцов проводятся на специальном ковре, в центре которого начерчен большой круг, определяющий границы, а чемпион по греко-римской борьбе определяется по основному правилу: удержать соперника на лопатках в течение 2 и более секунд.

Как и любой вид боевых поединков, греко-римская борьба имеет несколько раундов, а именно три трехминутных состязания, между которыми 30 секунд отдыха. Решающим фактором в поединке является победа в двух раундах, но, кроме этого, каждый участник зарабатывает очки за выполнение различных приемов во время схватки.

Правила греко-римской борьбы построены таким образом, что в схватке не может быть ничьей, однако для победы нужно набрать как минимум на 3 очка больше, чем у соперника. В том случае, если количество набранных очков меньше заявленного правилами, борцы вступают в последний поединок, во время которого бойцу нужно первому провести атаку.

Состязание имеет множество ограничений, связанных с проведением схватки, например, борец не имеет права применить удушающий прием захвата шеи скрещенными ногами, кусать противника, тянуть за волосы и, естественно, гениталии, а также наносить удары и держать оппонента за одежду. Применение такого количества правил позволяет проводить «чистые» поединки и отличает этот спорт. Греко-римская борьба решает вопрос о силе двух спортсменов, а не стойкости к физическим ударам, как, например, бокс или бои без правил, где все более жестко и почти без ограничений.

Чемпионаты по борьбе

Каждая страна проводит первенство по греко-римской борьбе и выявляет лучших спортсменов. В ходе отбора проводятся турниры различного масштаба, после чего победителям открывается доступ к участию в соревнованиях Европы, а также состязаниях мирового масштаба.

Чемпионаты по греко-римской борьбе проводятся не только для профессионалов, существуют также и любительские состязания. Независимо от проводимого турнира борцы в обязательном порядке проходят отбор по физическим данным: вес, рост и возраст. Борец после отбора попадает в свою возрастную категорию и соревнуется исключительно с противниками в своем весе, иначе в бою победа будет не одержана, а отдана. Однако победа зависит не только от веса борцов, но и от профессионализма, и спортсмен весом 50 килограмм при большом опыте может легко победить 100-килограммового соперника. Проведение соревнований по греко-римской борьбе в Олимпийских играх и других чемпионатах имеет ограничения по весовым категориям: 55, 60, 96, 120 килограмм.

Федерация борьбы в России

В каждом регионе России есть своя федерация греко-римской борьбы, участники которой выступают в чемпионатах страны, а затем могут поехать на состязания Европы и мирового масштаба.

Любая школа, преподающая борьбу, должна вступить в федерацию, что позволяет лучшим ученикам показать свои навыки в борьбе за титул и пройти отборочные состязания, иначе борцам приходится тяжело, выбиться на состязания практически невозможно.

В общем, для участия в турнирах высшего уровня, чем спортзал, нужно выбирать спортивную школу, которая относится к Федерации борьбы России, иначе все тренировки будут проводиться только для самообучения.

Олимпийские игры

Борьба с самого зарождения Олимпийских игр занимает одно из ключевых мест среди всех соревнований, а турнир по греко-римской борьбе собирал огромное количество фанатов.

На данный момент борьба имеет не настолько весомое значение в Олимпиаде, но также включена в игры, как это было раньше, а наибольшее количество победителей приходится на борцов из Российской Федерации, а именно из Дагестана, где борьба занимает ключевое место в развитии спорта среди молодежи.

Мало найдется людей, которые не слышали такие фамилии, как Поддубный, Ярыгин, Карелин, Медведь… Что объединяет этих людей? Правильно, все они являются выдающимися борцами. Однако есть между ними различия в профессиональном плане, если можно так сказать. Например, легенда начала 20 века Иван Поддубный был ярким представителем греко-римской борьбы, а один из самых титулованных спортсменов недавнего прошлого Александр Медведь одержал все свои победы в вольной борьбе.

Когда неопытный зритель наблюдает за поединками «вольников» и «классиков» (греко-римская борьба), то он невольно задается вопросом – чем отличается вольная борьба от греко-римской? Борцы этих стилей одинаково одеты, похоже «танцуют на ковре», правила и цели поединка совпадают… Действительно, на первый взгляд, различия как будто и незаметны. Однако они есть. И довольно существенные. Но сначала немного истории.

Немного истории

Эллада – колыбель цивилизации…

Первые сведения о классической борьбе дошли до нас из Древней Греции. Датируются они примерно 704 годом до н. э. В тот год она была впервые включена в Олимпийские игры, что говорит о ее большой популярности среди древних греков. Мало того, классическая борьба входила в обязательную воинскую подготовку. Неудивительно, что греческие гоплиты (тяжеловооруженные пешие воины) считались непобедимыми в рукопашном бою.

После захвата Эллады римлянами ненасытная Империя впитала в себя все достижения греческой цивилизации, в том числе была освоена и борьба. Оттуда и пошло название, которое в ходу и сейчас, – греко-римская борьба. Переняв у греков весь технический арсенал приемов и правил этой силовой дисциплины, римляне добавили в нее элементы кулачного боя и с успехом демонстрировали данный гибрид в гладиаторских боях.

Окончательно греко-римская борьба трансформировалась в современный вид во Франции 19 века, получив еще одно название – французская борьба. Вся работа в поединке ведется на верхнем уровне, выше пояса (более подробно см. ниже). С тех пор, оставаясь практически неизменной, она заняла достойное место среди множества современных видов единоборств. Также в наше время утвердилось ее третье название – классическая борьба, которое считается официальным.

В программе Олимпийских игр классическая борьба бессменно присутствует с 1898 года и по праву занимает первое место среди всех видов олимпийских борцовских дисциплин.

Родина не только футбола и бокса…

У вольной борьбы родословная гораздо короче. Зародилась она в английском графстве Ланкашир в 18 веке. Возникла, скорее всего, на основе классической, но в ней было разрешено работать ногами и делать захваты ног руками. Пожалуй, это самое главное отличие вольной борьбы от греко-римской.

Вольная борьба быстро распространилась по Европе, потом перемахнула через океан, утвердившись в США. Там ее слегка подкорректировали и заодно переименовали, назвав «кетч». В дальнейшем кетч все больше уходил от традиционного «вольного» стиля в сторону «коммерческой выгоды», превратившись со временем в эффектное и кровавое шоу, мало похожее на своего родителя.

На Олимпиаде вольная борьба появилась в 1904 году и с тех с пор стала обязательной олимпийской дисциплиной. Исключение составили 1906 (внеочередные Олимпийские игры) и 1912 годы.

Сравнение

Мы уже вскользь упоминали об основном отличии упомянутых видов единоборств. Пришло время остановиться на этом более подробно. Тем более что есть и другие нюансы, различающие эти два стиля борьбы.

Классика

Главная цель «классического поединка»– уложить противника на лопатки (туше) и провести удержание в подобном положении (несколько секунд). Борьба ведется как в стойке, так и в партере. Схватка длится 2 периода, каждый по 3 минуты. Перерыв между ними –30 секунд. Если ни один из борцов не «лег на лопатки», то считаются набранные очки (баллы). Очки начисляются за броски, удержание или правильно проведенный прием. Если набрано равное количество баллов, то дается дополнительное время. Если опять равенство, то судьи определяют, кто из противников был более активен, и присуждают ему победу.

Классическая борьба всегда была схваткой «на верхних этажах». Применение ног во время поединка строго запрещено. Хотя роль их огромна. От их силы, правильной постановки во многих случаях зависит исход схватки. Почти все броски происходят с их участием – из полуприседа выход на прямые колени с последующим броском. Без правильно поставленной техники работы ногами победы не будет.

Однако внимание зрителя приковано к главному действу – работе рук в верхней части корпуса. Борьба ведется руками, ведь именно они работают на захваты, удержание противника и проведение бросков.

У вас может создаться впечатление, что основные события происходят исключительно в стойке, но это не так. Да, борьба в стойке более зрелищна, однако исход ее зачастую решается в партере. Более того, основная задача противостояния в стойке – это любыми разрешенными способами перевести поединок в партер, естественно, получив преимущество в позиции. Другое дело, что далеко не всегда это удается, особенно если встречаются равные противники. Но стратегическая задача поединка заключается именно в этом.

Огромное значение имеет не только техническая подготовка борца, но и его силовая составляющая. Особенно если учесть, что все захваты в греко-римской борьбе применяются на голом теле, то нетрудно представить себе, какая нужна сила руки цепкость пальцев, чтобы удержать скользкого от пота и не менее сильного противника. Если «классик» слаб физически, то его не спасет никакая техника. Но делать главный упор на развитие силы –плохой путь. Без хорошей технической подготовки «дурная сила» может обернуться минусом, а не плюсом. Все должно быть взаимосвязано и гармонично развито.

Очень важным фактором в поединке является гибкость бойцов. Достаточно посмотреть, как борцы выходят на «мост», выворачивают шею, суставы, чтобы понять – без эластичных, легко растягивающихся связок выиграть поединок невозможно.

Форма борцов минимальна и состоит из борцовок (мягкие кеды), плавок и трико. Почти как в Древней Элладе

Вольный стиль

Вольная борьба во многом схожа со своей более старшей и именитой сестрой – классической. Поэтому мы не будем повторяться и остановимся только на отличиях между ними. Заметим, что конечная цель борца-«вольника» такая же, что и у «классика»,– положить соперника на лопатки. Однако для достижения этой цели используется гораздо более богатый набор приемов.


Основополагающее отличие вольной борьбы от классической заключается в разрешении применять ноги для проведения агрессивных действий, приемов. Отсюда у борцов появляется возможность вести поединок на любом уровне и против любой части тела, в пределах правил, разумеется.

Вольник может проводить подсечки, подножки, броски с участием ног, захваты ног руками. Проход в ноги считается одним из основных приемов, и вы гарантированно увидите его в любом поединке равных по силе противников.

Учитывая данную специфику, на первый план для борца вольного стиля выходит филигранное владение техникой, ведь многие приемы можно проводить, используя законы физики, где личная сила борца играет уже не столь значительную роль,как в греко-римских поединках.

Примечание. Хорошо иллюстрирует данный момент обширная группа приемов, объединенная примерно таким техническим текстом: «…сбивание с захватом ног и зацепом…». Здесь максимально используются физические законы, и провести прием подобного рода может борец, значительно уступающий своему сопернику в силовой подготовке.

Однако все вышесказанное вовсе не означает, что борцу вольного стиля достаточно в совершенстве изучить технику боя –и можно начать побеждать всех подряд. В любом виде единоборств существует ряд приемов, где физическая сила бойца стоит как минимум на одной ступеньке с техническими навыками, а в некоторых случаях выходит на первое место. Поэтому, чтобы добиваться стабильных результатов против сильных противников, борцу-вольнику показана такая же силовая подготовка, как и классику.

А теперь сделаем короткую выжимку из приведенных сведений и поместим ее в таблицу.

Таблица

Греко-римская борьба Вольная борьба
Зародилась в Древней Элладе за 700 с лишним лет до н. э. Появилась не так давно. Англия, графство Ланкашир,18 век
Нельзя применять ноги для достижения победы. Работа идет против тела выше поясницы. Ноги играют значительную, но все-таки вспомогательную роль и в прямых«военных действиях» не участвуют Разрешена полная работа ногами и против ног. Подножки, подсечки, захваты-зацепы и проходы в нижнюю часть тела имеют не меньшее значение, чем действия «на верхних этажах»
Огромное значение имеет силовая подготовка спортсмена. Есть много ситуаций, где физическая сила выходит на первый план. Более слабый в силовом плане боец только случайно может победить равноценного по технике, но превосходящего по силе соперника. Такое происходит крайне редко Сила важна, но есть ряд ситуаций, когда техническое мастерство борца становится главным действующим фактором. Известно немало схваток, когда менее сильный борец побеждал своего мощного оппонента благодаря отточенной технике действий ногами и против ног

Как видите, заметить,в чем разница между вольной и греко-римской борьбой,во время поединка не так просто, как кажется. Борцы одного стиля способны в течение всей схватки провести 1-2 молниеносных приема, на которые неискушенный зритель может и не обратить особого внимания. Тогда как на деле именно эти приемы обозначат вид единоборства. Однако теперь, надеемся, наш читатель, случайно зайдя в спортивный зал, где идет тренировка или борцовский турнир, сразу определит, какой стиль борьбы он видит.

Само название этого вида спорта навевает определенные романтические ассоциации. Перед глазами встают два стройных, мускулистых юноши с идеальными пропорциями тела, слившихся воедино. Борьба греко-римская что это - это поразительно красивый и зрелищный поединок.

Никаких ног - участвуют одни руки. Победителем становится тот, кто используя утвержденные правилами приемы, сможет уложить противника на спину. Такое состязание раньше носило название «французская» и «классическая» .

Как возникла и как развивалась греко-римская борьба

Считается, что это состязание возникло еще на заре человечества. Пещерные обезьяноподобные люди, пытаясь защитить свою собственность, отражали нападки врагов.

Так это или нет, гадать не имеет смысла. Что за спорт без мифов и легенд? Но современная греко-римская явно имеет все признаки единоборства, бывшего популярным в Древней Греции.

Величайшие представители той эпохи увлекались этим видом спорта.

В их числе:

  • Пифагор;
  • Пиндар;
  • Платон.

Позже этим боевым искусством заинтересовались римляне. Они внесли в состязание некоторые коррективы. Однако современная греко-римская борьба, хоть и имеет общие черты, все же строится согласно утвержденным Олимпийским Комитетом строгим правилам.

Правила ведения боя

Каждая встреча состоит из двух периодов. Период, в свою очередь, составляет три минуты. Между схватками спортсменам полагается короткий отдых - 30 секунд.

Борцы могут использовать различные приемы. Единственное, что им запрещено - воздействовать какими-либо способами на нижнюю часть противника. Целью является, как и во многих подобных видах единоборств, уложить оппонента спиной на ковер.

Очки засчитываются в следующих случаях:

  • когда соперник уклоняется от боя;
  • если противник вступает в словесный спор с судьей;
  • при проведении удачного приема или броска.

Схватку можно проводить в различных позициях - как стоя, так и в лежачем положении.

Какие качества развивает греко-римская борьба

В этом виде единоборств акцент делается на выносливости. Ведь бойцу придется в течение некоторого времени полностью сконцентрироваться на том, чтобы не допустить поражения.

В результате многочисленных тренировок спортсмен приобретает такие качества, как:

  • гибкость . Достигается благодаря выполнению акробатических упражнений;
  • сила . Развивается за счет работы со штангой, жгутом и гимнастической стенкой;
  • терпение . Вырабатывается при отжиманиях и силовых упражнениях.

Родители могут отдать ребенка в спортивную секцию, где его научат уже с молодых лет уверенности в себе и заложат стремление к победе. Отличная дыхательная система - это также важный для детей фактор. Они будут реже простужаться и болеть.

Требования к внешнему виду спортсменов

Перед выходом на ковер участники должны коротко остричь ногти, чтобы не поранить противника. Кроме того, есть требования к волосяному покрову на голове.

Судья не допустит к соревнованию длинноволосых борцов, если их волосы не убраны аккуратно назад. Не должно быть на лице и щетины; если присутствует борода, то она должна быть достаточно длинной.

У каждого участника должна быть соответствующая экипировка, куда входит:

  • красное или синее трико, под которым находятся плавки;
  • мягкие и плотно сидящие на лодыжке борцовки;
  • плотные и хорошо впитывающие влагу носки;
  • защитные наушники, не имеющие металлических элементов.

В прежние времена в костюм спортсменов входил также такой аксессуар, как платок, служащий в качестве ваты или марли. Когда кому-то из участников разбивали лицо, он вытаскивал платок и утирался им.

Как говорит википедия , экипировка начинающих спортсменов может несколько отличаться от классической. Совсем молодым бойцам разрешено выходить на ковер в шортах, футболках и чешках.

Греко-римская борьба что это? Если вкратце, это постоянное совершенствование своего мастерства с целью одержать победу над сильным противником и доставить ни с чем не сравнимое удовольствие болельщикам.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Греко-римская борьба - европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий, вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру.

История

Греко-римская борьба (изначально классическая) - один из популярнейших видов спорта в Древней Греции. Об этом говорит и тот факт, что она была включена в программу одних из первых Олимпийских Игр.

Дальнейшее развитие греко-римская борьба получила в Римской Империи, а современный вид ему придала в начале XIX века Франция, где увлечение борьбой в то время было особенно популярно. В 1848 году в Париже появились арены, на которых выступали борцы-профессионалы. В то время борьба называлась классической. В 1896 году французская (классическая) борьба была включена в программу первых Олимпийских Игр нового времени. Чтобы придать этому виду спорта международный характер, она была названа греко-римской. Официальной датой возникновения греко-римской борьбы в России принято считать 1895 год. На международную олимпийскую арену российские борцы вышли в 1908 году, на IV Олимпийских играх в Лондоне.

Польза

Занятия греко-римской борьбой развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, координацию движений и чувство равновесия. Так как схватки борцов быстротечны, то для победы в поединке необходимы хорошие скоростные и силовые качества, выносливость к мышечным нагрузкам с большим перепадом интенсивности.

Большое значение на тренировках придается постановке дыхания. Много времени отводится для бега разными стилями. На занятиях развивается гибкость и очень важные для борца акробатические навыки и отменная координация движений. В ходе тренировок появляется способность концентрировать и правильно распределять свое внимание, сохранять инициативу, точно оценивать и предугадывать ситуацию на ковре, своевременно принимать правильные решения, сводя к минимуму преимущества соперника. Все эти навыки вырабатываются при помощи общефизических и специальных упражнений, акробатики, различных игр предусмотренных на занятиях.

Правила

Поединок в греко-римской борьбе проводится на борцовском ковре, который представляет собой квадратный мат с виниловым покрытием со стороной 12 метров. В борьбе участвуют два атлета. Целью борьбы является - заставить соперника коснуться ковра обеими лопатками, и удержать его в таком положении не менее 2 секунд.

Поединок борцов состоит из двух трехминутных раундов с перерывом в 30 секунд. В конце каждого раунда обязательно объявляется победитель. Борец, выигравший 2 раунда, объявляется победителем схватки. Очки борцам присуждаются за выполнение приемов, контрприемов, комбинаций и защит.

Победа засчитывается в следующих случаях: чистая победа — присуждается досрочно при фиксации лопаток противника на ковре, дисквалификации соперника или преимуществе одного из борцов в 10 и более очков.

Ничьей в поединке быть не может, но для победы разница в счете должна составлять больше трех очков;

Если никто из борцов не набирает очков, или разница в счёте оказывается менее трёх очков, соперников ставят в крестовый захват, определяя преимущество по жребию;

В этом случае очко присуждается тому, кто сумеет первым провести атакующее действие;

В греко-римской борьбе запрещен замок «ножницы», когда ноги скрещиваются вокруг шеи соперника.

Борцам запрещено тянуть друг друга за волосы, уши, половые органы, щипаться, кусаться, наносить любые удары, атаковать глаза, давить локтем или коленом в область живота, хватать и удерживать одежду, а также разговаривать в ходе поединка.

Борец, допускающий очевидные нарушения или совершающий жестокие действия, немедленно дисквалифицируется.

Гре́ко-ри́мская борьба́ (классическая борьба, французская борьба, спортивная борьба греко-римского стиля) - европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий (приёмов), вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе, в отличие от вольной , запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи , а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века.

Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века был признан российский спортсмен Александр Карелин , являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом , 9-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России .

Правила

Греко-римская борьба - это единоборство двух спортсменов. Борьба с технической стороны проводится с помощью различных приемов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка - прижать противника спиной к ковру (туше́). Борец может также одержать победу, выиграв 1 или 2 периода, если борец, набрав преимущество в 8 баллов, побеждает, то встреча заканчивается, когда счёт остается равным, судья даёт дополнительное время, чтобы определить, кто из них активнее, и сделать выбор. Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты с перерывом в 30 секунд. Встреча может закончиться броском в 5 баллов и победой борца. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). Продолжительность схватки - два периода по три минуты. Если победитель не определился, то с помощью жребия одному из борцов предоставляется возможность провести атаку, в случае удачной атаки победа присуждается атакующему, а в случае неудачной - тому, кто оборонялся. На схватку запрещено выходить со смазанным какими-либо веществами телом, что может привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьей запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.

Техника ведения борьбы

Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику - правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая - для защиты.

Ноги хотя и не «участвуют в схватке», но их сила и быстрота играют огромное значение. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.

Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.

Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля , запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд)… Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.

В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия - перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого - это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».

Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо , применяются на теле, что требует большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.

Гибкость и сила

Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета, при котором ковра касаются только ноги, лоб, иногда подбородок, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат, стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижными играми, особенно популярно регби. Приемы отрабатывают на манекене (или чучеле) и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются - приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки , отрабатывать повороты бедра.

Экипировка

В экипировку борца входят плавки, трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), допускается платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции.

См. также

Напишите отзыв о статье "Греко-римская борьба"

Примечания

Отрывок, характеризующий Греко-римская борьба

– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»