Как довериться богу святые отцы. О доверии к богу

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня мне хочется воодушевить Вас тем, что времена года сменяют друг друга, обстоятельства постоянно меняются, но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Внезапно что-то может произойти в правительстве или мировой экономике, но Господь является нашей единственной постоянной величиной во всякое время; Он Скала, на которой мы можем стоять вечно; Он укрепляет нас, даёт нам сил, делает нас твёрдыми и стойкими, потому что мы взираем на Него (см. 1 Петра 5:10). Эта истина подтверждалась в нашей жизни неоднократно. Расскажу Вам о том, что происходило с нами сразу после переезда в эту часть мира, и Вы сами в этом убедитесь.

НАЧАЛО ПОТРЯСЕНИЙ

Двадцать пять лет назад мы всей семьёй переехали в бывший Советский Союз. В день приезда мы поселились в заранее арендованном нами доме и отправились спать, поскольку нуждались в отдыхе. Проснувшись на следующее утро, мы услышали в выпуске новостей, что стоимость всех основных продуктов питания выросла в пять раз, прямо на следующий день после нашего приезда! Но и это ещё не всё. Пятидесятирублёвые банкноты были признаны недействительными; они просто-напросто превратились в бумажки, не обладающие никакой ценностью.

К сожалению, в день приезда мы обменяли тысячу долларов на рубли, чтобы у нас была валюта той страны, в которую мы прибыли, и чтобы у нас было на что жить здесь первое время. Всю нашу тысячу долларов поменяли как раз на пятидесятирублёвые купюры, которые внезапно обесценились. Вдобавок ко всему, магазины были опустошены, отсутствовали даже основные товары; в аптеках тоже было пусто; на полках хоть шаром покати. С трудом можно было найти заправочную станцию, где имелся бензин. Вся инфраструктура Советского Союза распалась.

БОГ ВЕРЕН

Люди боялись, что не смогут найти даже хлеба. И когда в магазин наконец привозили хлеб, тут же выстраивалась очередь на целый квартал. Такие основные продукты питания, как мука, сахар, молоко и яйца, можно было купить только в небольшом количестве и только при наличии продовольственных талонов, которые выдавала администрация города. Но эти талоны могли получить лишь граждане, поэтому наша семья не имела права на их получение.
И всё же, несмотря на трудности и потрясения, с которыми мы столкнулись с первых же дней, Бог предусмотрел, чтобы у нас всегда было всё необходимое. Более того, нас наполнял совершенный мир, потому что мы доверяли Ему.

ВАЖНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЧУТКОСТИ

В то время бывали дни, когда мы, словно охотники, выслеживающие добычу, искали заправочные станции, на которых был бы бензин, искали основные продукты питания, мы «охотились» даже на туалетную бумагу. Бывало и так, что в течение многих дней в пунктах обмена валюты не было рублей. А если нет рублей, то нет и возможности купить продукты, даже если их наконец удавалось найти. Как только в пунктах обмена валюты появлялись рубли, мы, помня о своей потере в тысячу долларов, обменивали лишь небольшую сумму долларов, чтобы больше не понести такие потери, как в тот раз. В тот период, довольно нестабильный и опасный, следовало быть очень чутким к Святому Духу, чтобы знать, когда и как действовать, дабы иметь возможность выполнять даже какие-то элементарные, повседневные дела.

ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВО

Сегодня условия жизни не такие ужасные, с которыми мы столкнулись, как только переехали в бывший Советский Союз. Но и сегодня во всём мире люди переживают большие финансовые трудности. Цены поднялись. Непонятно, в каком направлении движется экономика. Возможно, и Вы ощущаете тяжесть финансовой нестабильности. Но, вместо того чтобы поддаваться духу страха, твёрдо держитесь того, чему учил Иисус:
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Матфея 6:31-33

За годы нашей жизни и служения много раз было так, что мы с Дэнис не знали, как будем оплачивать затраты на то, что Бог сказал нам сделать. Однако мы усвоили: если прежде будем искать Божьего Царства, как и учил Иисус, то всё остальное у нас будет появляться по мере необходимости.

УЧИМСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ

В первое время нашей жизни в этой части мира – впрочем, как и каждый раз, когда Бог говорил нам сделать что-то, что превосходило финансовые возможности нашего банковского счёта, – мы особенно часто размышляли над словами Иисуса из 6-й главы Евангелия от Матфея, где Он учит доверять Богу в час нужды:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:31-33).

ЗАПРЕТ НА ТРЕВОГУ И ВОЛНЕНИЕ

Обратите особое внимание на крайне важную для нас с Вами фразу «не заботьтесь». Она употреблена в запретительном повелительном наклонении, выражающем запрет на совершение того или иного действия. Греческое слово merimnao – «забота» – также означает тревога, волнение, беспокойство и описывает человека, который сильно чем-то обеспокоен; применительно к контексту данного стиха это человек, беспокоящийся о восполнении своих основных потребностей. Употребив эту фразу в запретительном повелительном наклонении, Иисус буквально сказал: «Не беспокойтесь, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом».

БОГ ВЕРЕН ВСЕГДА

Я лично могу засвидетельствовать, что с самого начала Бог проявлял верность как в нашей жизни, так и в служении, и проявляет по сей день. Даже когда мы с Дэнис понятия не имели, каким образом будут удовлетворены наши основные потребности, Бог был верен и вовремя восполнял их все. А потребовав от нас предпринять колоссальные шаги веры, которые были за пределами наших финансовых возможностей, Он делал так, что у нас появлялись необходимые суммы; посредством Своего Духа Он совершал то, что не могли бы сделать мы сами.

БОГ ВПЕРЕДИ НАС

Позвольте также сказать, что тревоги, волнения и беспокойства никак не помогут восполнять нужды или продвигаться к цели. Это не означает, что я никогда не тревожился и никогда ни о чём не беспокоился. Но за все эти годы я не раз убеждался, что Бог прекрасно осведомлён о каждой нашей нужде и всегда знает, какая сумма нам требуется. Он далеко впереди нас – Он действует таким образом, каким мы и представить не можем, и заботится о том, чтобы всё необходимое появлялось у нас вовремя.

ПОСТАВЬ БОГА НА ПЕРВОЕ МЕСТО

Иисус сказал:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:33).

Мой сын Филипп перефразировал этот стих так: «Поставьте Бога на первое место, а всё остальное придёт к вам». Аминь – всё, что я могу на это сказать, потому что именно эту истину Иисус и хотел донести до нашего сердца и разума, произнося эти слова.

ДУМАЕТЕ, БЕСПОКОЙСТВО ПОМОЖЕТ?

Что по этому поводу можете сказать о себе Вы? Вы тревожитесь и беспокоитесь о том, чего изменить не в силах? Известно ли Вам, что Бог хорошо осведомлён о Вашей ситуации? Каким образом беспокойство может Вам помочь хоть в чём-нибудь? Оно ничего не изменит в лучшую сторону – вот почему Иисус сказал:
«НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом»
. Я призываю Вас возложить свои бремена, тревоги, беспокойства и заботы на Господа и прежде всего искать Его и Божьего Царства. Вы увидите, как Он будет предоставлять Вам то, в отношении чего Вы беспокоились и переживали. Бог верен. Он обеспечит Вас всем необходимым. Он Господь, и Его характер никогда не меняется (см. Малахия 3:6). А также Он не лицеприятен (см. Деяния 10:34). Это означает: что Он сделал для других, то сделает и для Вас.

СОМНЕНИЯ В БОГЕ БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ!

У нас нет никаких оснований сомневаться в Боге или Его верности. Он не человек, поэтому никогда не лжёт (см. Числа 23:19). Но если мы сосредоточиваемся на своих нуждах, которые кажутся нам слишком серьёзными и даже невосполнимыми, то упустим из виду Его верность и абсолютную честность. Мы можем и не знать, каким образом Бог придёт нам на помощь, но мы можем помолиться и возложить свои заботы на Него (см. 1 Петра 5:7), затем успокоиться и верить, что Он нам поможет.

ЧТО У ВАС НА СЕРДЦЕ?

Пожалуйста, сообщите мне о своих молитвенных нуждах! Если Вы хотите, чтобы я и моя команда молились за Вас, напишите сюда . Я и моя молитвенная команда считаем честью для себя представать перед Господом с Вашими молитвенными просьбами и вместе с Вами ожидать чудес в ответ на молитву.

КАК НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ? ОТВЕТЫ ПАСТЫРЕЙ. Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять. Игумен Нектарий (Морозов): – Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит. Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает. Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет. Игумен Лука (Степанов): – Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему. Иеромонах Димитрий (Першин): – По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия. Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки. Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него. Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника (см.: Там же. Гл. 62), наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы. Протоиерей Александр Ильяшенко: – Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу. О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни. Протоиерей Константин Пархоменко: – Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере. Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем? Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас. И нужно учиться это замечать. Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании. Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики... И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью. Священник Валерий Духанин: – Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни. И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас. Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум. Священник Димитрий Шишкин: – Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры. А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни. И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше... если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте. Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере. Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек. Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера. Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению. Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры. Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви... когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Игумен Нектарий (Морозов):
- Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу - поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Игумен Лука (Степанов):

Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

Иеромонах Димитрий (Першин):

По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу - это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном - о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника (см.: Там же. Гл. 62), наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу - дар Божий, который подается как плод молитвы

Протоиерей Александр Ильяшенко:
- Нужно понимать, что добродетели (а вера - это добродетель) - это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу - это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь - но, опять-таки, понимание - это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком - так вот, если ты понимаешь, что Господь - это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями - это просто говорит о том, что наши представления искаженные, - но ты готов идти этим путем, - это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» - «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу - это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу - а она должна быть, конечно, искренней - Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Протоиерей Константин Пархоменко:

Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай - бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Священник Валерий Духанин:

Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.
И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Священник Димитрий Шишкин:

Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель - античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле - это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры - это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина - это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний - всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание - что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину - очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть - Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.
Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу - нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным - просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так - через разум - действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.
Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно - мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам - это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры - это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, - растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог - любящий

Священник Леонид Кудрячов:

Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог - любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате - ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие - дар, о котором нужно молиться.

Мы очень любим говорить и писать о доверии к Богу ? Мы умеем это куда лучше, чем, собственно, доверять Ему, что не удивительно и отнюдь не только к этому предмету относимо.

Любовь же к теме понятна. Доверие – это очень теплое и глубоко трогающее слово. Оно возвращает нас в детство, обещает нам безопасность, согревающую и защищающую нас любовь. Оно обладает психотерапевтическим действием: повторяя его, усиленно относя его к Богу, мы надеемся избавиться от своих болей и страхов...

Надеемся, но не всегда избавляемся, потому что слово это повторяем мы немножко всуе. Потому что доверять Богу – это на самом деле совсем не то, что уютно устроиться на маминых коленях или на папиных плечах. Довериться Создателю – предприятие для взрослых, сильных духом, твердых и решительных людей. Вы таковы? Я – нет, хотя и знаю, что надо.

Мне легко «доверять Богу» , а точнее, радостно сообщать самой себе о доверии к Нему – когда в моей жизни происходит что-то хорошее, жданное, желанное. И гораздо труднее найти в себе подлинное, без кавычек, доверие, когда не случается того счастливого, о чем многие дни молилась, напротив, все поворачивает к худшему, и кажется, что Он не слышит молитв.

Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский

Темой доверия к Богу пронизано всё Священное Писание: это и Авраам, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15:6), и Многострадальный Иов, и Давид со своими псалмами, и пророк Илия на горе Кармил... и, наконец, Дева Мария: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Но, если мы всмотримся в эти и многие другие эпизоды Священной истории чуть внимательнее, мы увидим, что понятие доверия здесь тесно связано с понятием послушания Богу; что доверявшиеся Ему праведники и пророки исходили отнюдь не из того, что любящий Отец уж наверняка обеспечит им безбедное и безболезненное существование. Они доверялись потому, что имели понятие о благе высшем, о Промысле, для человека непостижимом и о своем долге перед Творцом, наконец. Хотя награда все равно приходила: он (Авраам) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов (Рим.4:18).

Кроме того, и в Ветхом, и в Новом Завете способность или неспособность человека сразу, не колеблясь довериться Богу – всегда проверка его веры как таковой. Это особенно хорошо видно на «отрицательных» примерах: пророк Иона бежит от лица Господня в Фарсис – как будто там, в Фарсисе, Бога нет (Ион. 1:3); Захария не верит Ангелу (Лк.1:11-25). Да и Симеон Богоприимец, по преданию, не поверил в свое время, что Дева может родить, после чего и ждал 300 лет... Все эти эпизоды обнаруживают слабость и несовершенство веры в людях, которые всегда считали себя верующими, конечно (а какими же еще?!), но которые при том не считали, оказывается, что Богу все возможно, то есть, ограничили Его всемогущество собственными рассудочными понятиями. Зададим себе еще один вопрос: наша вера не страдает ли этой слабостью, этим несовершенством? Моя страдает куда большей слабостью, легко догадаться.

Мы повторяем слова о доверии к Богу и бодримся, а на самом деле унываем, потому что наша вера слаба. В нас нет подлинного (не только словесного) доверия к Богу, потому что нет самоотвержения и способности подняться над собственными ограниченными представлениями о нашем благе.

Где есть вера, там, прежде всего, есть благоговение; а нам так не хватает благоговения перед волей Божией о нас! Отсюда – постоянные внутренние попытки сопротивления, спора, которые нас изматывают и потихоньку разрушают. Отсюда хроническая жалость к себе, подобная, как известно, соленой воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда. «Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою», – это слова из ежедневной молитвы святителя Филарета, митрополита Московского, но нам до этого далеко, оказывается.

Плохо еще и то, что словами о доверии к Богу мы нередко маскируем собственную беспомощность, инфантильность, безволие, лень, беспечность. Примеров можно было бы много привести. Ну, хотя бы – неспособность разрешить жилищный вопрос, потому что страшно. Страшно шагнуть из приятного интеллигентного и православного мира в мир хищных риэлторов, подозрительных покупателей, хитрых продавцов и многозначительных нотариусов, перед которыми ты чувствуешь себя уже не доцентом и не публицистом, к примеру, а вертикальной козявкой, статус которой определяется количеством квадратных метров и возрастом твоей хрущобы. Страшно шагнуть в мир, где ты – как бы уже и не ты, где всем правит не духовное, а материальное. Страшно иметь дело с документами, в которых ничего не понимаешь, надеть на себя петлю кредита... Страшно, и вот, мы заводим пластинку: «Я доверяю, пусть Он управит, я сам не буду делать ничего». И не понимаем, что проявляем на самом деле глубокое недоверие и малодушие. Да к тому же еще и гордость: страх унизиться, потерять значение.

Впрочем, это еще не худший случай. Худший был, когда ребенок погиб из-за беспечности молодой мамы, очень верующей, очень воцерковленной, и «доверявшей свое дитя Богу». Обойдемся без подробностей.

Ну так что же делать-то? Как научиться Богу доверять по-настоящему?

Хороший вопрос. Это ведь все равно, что научиться жить. Жить с Ним. У меня не получится. Никогда не смогу довериться по-настоящему и все принимать как исходящее от Него.

Но кому писал свои письма святитель Феофан Затворник, если не таким же, как я?

«Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением. Еще скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно все встречающиеся неприятности, тот причастником бывает мученичества...».

Причастником мученичества – неужели так? Да. А мученик причастен Христу. «Какое счастье и какая бесконечная и неизживаемая радость быть хоть отчасти участником тех язв, которыми все исцелены...», – писал в одном из светлых своих писем священномученик епископ Герман (Ряшенцев) расстрелянный в сентябре 1937 года после долгой череды арестов, тюрем и ссылок. Нам того, что он нес, не вынести, пожалуй, а вот немножко причастными себя почувствовать – почему бы нет?

Только надо помнить – о чем, собственно, и пишет святитель Феофан – что для этого недостаточно просто страдать. Для этого надо переносить страдания благодушно (для чего современный язык так принижает слова, прежде высокие?). А если я не могу, значит, я недостойна собственного страдания, даже небольшого. Бог мне его посылает, а я, оказывается, не такова, чтобы его принять.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня наставь и поддержи меня так, чтобы видеть волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойной душею и с твердым упованием, что на все Святая воля Твоя». Это слова из молитвы Оптинских старцев. Изначально каждый из них был обычным человеком, таким же, как любой из нас. Нас подстерегает опасность ложного смирения: мы читаем святых авторов и про себя говорим: «Ну, это ж были такие люди, не чета нам! Куда нам, жалким до них!» А это не они были – не чета нам, это мы теперь – не чета им, а возможности-то у нас те же, что и у них, как ни странно это звучит.

Чтобы научиться доверять Богу, нужно… учиться. Благо, уроки – каждый день, и учителей прекрасных предостаточно. И даже и самый неуспешный ученик – он все же ученик, и может когда-то помочь соседу по парте, делясь тем, что сумел-таки усвоить.

Не так давно мы рассуждали в семье, что такое любовь. И Евгений, мой сын, сказал: «Любовь - это доверие».
Я задумался над его словами.
Что же такое доверие? Может быть, это способность полагаться на кого-либо или на что-либо?
Словарь Ожегова говорит: «Доверие – это уверенность в чьей- либо добросовестности и искренности».
Крепкие отношения между супругами основываются на доверии друг другу. Доверительные отношения между друзьями являются залогом крепкой дружбы. Отношения между сотрудниками на работе, основанные на доверии, – залог уважительных отношений и успешной карьеры.
А что дают доверительные отношения между Богом и человеком? Доверие Создателю – это залог нашего духовного здоровья, праведной жизни и радости в Боге.
Между тем, верующих людей в Бога по статистике в России около 70%, и только 9% таковыми являются.
Довериться Христу трудно многим. Мешают: неверие, грехи, самоуверенность, гордость, жизненный опыт и многое-многое другое.
Но и среди обращённых ко Христу людей есть достаточное количество тех, которые бояться полностью доверить Богу свою жизнь, свои дела, проекты; бояться принимать ответственные решения, потому что не уверены в том, что Господь может помочь им. А вдруг не получится!
Мы доверяем Богу какие-то незначительные дела. А вот когда вопрос касается очень ответственного дела, здоровья, личной безопасности или принятия какого-либо решения в жизни, то процент доверия Богу весьма падает. Мы, как правило, в таких ситуациях начинаем опираться на самих себя или на других людей, ища в них своих помощников, опору и спасителей.
Простой пример с Апостолом Петром: Иисуса схватили стражники и держали Его под стражей. Петр следовал за Христом, и в претории рано утром (Лк.22:56-57)
«Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его».
Пётр, который говорил Иисусу: "Ты - Сын Бога живого, который видел Христа каждый день, ходил с Ним, видел чудеса, вдруг отрекается!
Почему? Причина проста: недоверие Богу и страх перед обстоятельствами. Веруя в Сына Божьего, Пётр боится доверить своё спасение Богу. Он осознаёт, что в данную минуту ему надо спасать свою жизнь, и делать это надо как можно быстрее. Каким образом? Враньем.
Мог ли Бог позаботиться о нём? Безусловно! Но Пётр не доверяет в данный момент Господу. Результат – принародное отречение.
Вопрос недоверия Богу проявляется в различных сферах нашей жизни, даже в простых вещах.
Например: в приобретении одежды. Мф.6:28-30
28 Что вы постоянно думаете об одежде? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то более вас оденет, маловеры!

И во многих евангельских эпизодах мы можем встретить моменты, когда Христос упрекает своих учеников, говоря им: «Маловеры!»
Итак, что же мешает нам полностью доверить свою жизнь Богу?
Прочитаем место из Мф.14:25-31
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Итак мы видим, что Иисус Христос сказал Петру:
«Маловер, к чему ты усомнился!»
Почему Пётр стал тонуть?
Потому что стал сомневаться: испугался бушующих волн и сильного ветра, а Христос так еще далеко…
Причина маловерия скрывается в сомнении в силу и всемогущество Бога, в Его помощь в любых сложных и опасных ситуациях.
Бог не будет помогать нам в том случае, когда наше надежда основывается на собственных силах, на собственных пониманиях происходящих процессов, когда мы полагаемся на себя, сомневаясь во всемогуществе Создателя неба и земли.
«А сомневающийся» , - говорит Апостол Иаков – «не твёрд в своём пути, как и морская волна. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-7)
Теперь вспомним Давида – мужа по сердцу Бога. Он достаточно много времени бегал от Саула по горам и холмам, прятался, притворялся безумным, боялся, что царь его убьет.
Что Бог не мог спасти его? Мог!
Что мешало Богу сделать это?

Посмотрим Псалом 114:1-9
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.

Обратите внимание на стих 1. «Я радуюсь, что Бог услышал голос мой, моление моё!» Бог всегда слышит нас, не так ли? И далее 6 стих.
«…я изнемог и Господь помог мне».
Т.е. до этого Давид мог: убегал, скрывался, полагался на свои силы, а теперь изнемог! И только тогда, когда надежда Давида на себя полностью растаяла, только тогда Бог помогает ему!
Что мы можем вынести из этого отрывка?
1. Бог допускает идти человеку своим путём и решать проблемы собственными силами. "Бог, мы знаем лучше", - тем самым не даём Ему действовать.
2. Что мешало Давиду получить помощь?
САМОУВЕРЕННОСТЬ! Что такое самоуверенность? Это ВЕРА и НАДЕЖДА на себя и свои силы, пренебрежение помощью и поддержкой со стороны других.
3. Когда исчезает самоуверенность, то последнее, на Кого может положиться человек – это Бог. И только тогда, когда Давид понимает это, Бог начинает помогать ему.
Итак, мы вывели две вещи, которые мешают нам доверять Богу на все 100%:
1. Сомнение в силе и всемогуществе Бога.
2. Самоуверенность в себе самом.
Как в нашей повседневной жизни могут проявляться эти вещи?
Наша повседневная жизнь полна маленьких и больших испытаний.
- Солгать или не солгать – самое распространённое испытание, возникающее в минуты сохранения своего имиджа в обществе, для продвижения в бизнесе или по служебной лестнице.
- Или «мне и так не хватает денег на жизнь, а в церкви говорят о пожертвованиях».
Один человек мне сказал как-то: "Вот когда я буду достаточно много зарабатывать, тогда и принесу пожертвования в церковь". Что мы видим здесь? Страх недоверия финансового вопроса Богу.
- Не отступающая болезнь, о которой молятся в церкви, которая продолжает наступать, а вера в помощь Божию тает с каждым часом. Что мы в такие минуты стараемся делать? Бежим к профессиональным врачам, покупаем дорогостоящие лекарства и обращаемся к современной технике. Но где вера в Бога, нашего врачевателя и сердцеведца?
- Кто-то говорит: "Зачем молиться и просить Бога о мелочах, когда я сам смогу это сделать".
- Или сначала делаем что-то упорно - не получается, мы делаем - не получается, мы продолжаем делать, не молясь - не получается... И когда у нас совсем не получается - вот тогда говорим себе: "Надо помолиться Богу".
Можно привести еще очень много примеров.
Как нам поступать в такие моменты? Дать место сомнениям и страху? Удариться в панику? Искать свои выходы и решения? Нет. Нужно полностью доверить ситуацию Всемогущему Создателю. Неужели, Тот, Кто сотворил вселенную, Тот, Кто управляет временем и историей не может нам помочь? Может и желает…

Но как же нам научиться доверять Богу?
1. Нужно знать о могуществе и любви Господа Бога нашего, спасающего во всевозможных обстоятельствах. «…не бойся, ибо Я с тобою;- говорит Господь, - не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10)
2. Нужно перестать полагаться на себя, на собственные силы, на людей, на случайности, а полностью положиться на Христа. т.е. делать всё в сотрудничестве с Богом и идти не впереди Бога, а за Ним и с Ним!
3. Нужно перестать бояться ситуаций в обществе людей, не бояться сказать правду, не бояться кризисов, болезней и т.п.
Хочу в завершении прочитать наставлении Господа Бога:
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». (Иисус Навин1:9)
Аминь.

Трудность веры
(Мф.17:14-21)

Для начала подумайте и про себя ответьте на вопрос, что такое вера? Я не сомневаюсь, что многие ответили словами Павла: «Вера – это уверенность в невидимом Боге…» Да, вы правы, но вера в Бога – это не только твёрдая убеждённость в Его существовании, но и доверие Ему. Доверяющие Богу называются верующими людьми.

Давайте прочитаем две Библейские истории, показывающие разные веры учеников Иисуса Христа:

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род, не доверяющий и всё искажающий! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру (доверие, верность, убеждённость) с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)

Те же самые ученики несколько лет спустя:

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
(Деян.3:1-9)

Что изменилось с того времени, как Иисус на глазах учеников исцелил больного, до того времени, как ученики сами стали исцелять? Верили ли ученики Христу? И да, и нет. Почему? Да, потому что в одних случаях верили словам Христа, в других - нет. Сам Иисус называл их родом неверующим и всё искажающим.
Почему Ученики не могли творить чудеса исцеления? Потому что они были колеблющимися в доверии Богу, хотя и шли за Иисусом.
Христос сравнивает нашу веру с горчичным зерном. Зернышко горчицы очень маленькое, но, тем не менее, вера с такое зерно может перемещать горы. Это весьма большая вера, раз делает такие дела!
Имеет ли вера размер? Да, имеет. Кто больше доверяет Иисусу, у того она больше или крепче. Кто меньше доверяет, у того она слабая и маленькая.
Иллюстрация с перемещением горы – это проекция на наш реальный мир, показывающая, что с помощью нашей веры, можно менять мир, воздействуя на него своей верой. Так что не стоит воспринимать это место буквально.

Теперь посмотрим на второе событие.
Пётр и Иоанн пришли к храму. Смотрят – сидит у ворот хромой. Говорят ему: «Встань и ходи!» Тот вскакивает и начинает ходить!
Что изменилось? Изменилась вера Петра и Иоанна, изменилось их доверие Богу! Результат изменения – чудо исцеления!
Что особенного произошло с их верой? Пётр и Иоанн научились:
а) слушать Бога;
б) доверять Ему.

Почему ученики Христа повели себя именно так в этой ситуации? Могли же они просто помолиться о том, чтобы Бог дал больному хорошую работу или крепкую веру в исцеление? Могли! Могли дать ему денег, найти врача, накормить его, т.е. помочь ему чем-нибудь? Тоже могли.
Но обратите внимание на один очень интересный момент. Пётр и Иоанн внимательно всмотрелись в лицо этого человека. И пока они смотрели на него, слушали, что скажет им в это время Бог. Это очень важный момент. Почему? Потому что, когда мы сталкиваемся в своей жизни с определёнными трудностями или стоим перед каким-нибудь важным решением, у нас возникает вопрос: как нам поступить в этой ситуации.
И Бог сказал Петру: «Скажи этому человеку: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Пётр сделал так, как сказал ему Господь, и подал сидящему руку. В результате чего, хромой встал и начал ходить.

Подумайте: считаете ли вы себя верующими?
А теперь вспомните: сколько раз вы начинали молиться за какое-либо дело, и к вам сразу же приходили мысли, что такое сложное дело у вас все равно не получиться! Было? Думаю было. И у меня не раз такое случалось.
Кто из нас имеет веру с горчичное зерно? Чем мы, сегодняшние последователи Иисуса Христа, отличаемся от тех же Апостолов? Чем наша вера отличается от их веры? Видим не видимого и веруем в Господа Грядущего. Но можем ли мы вот так прямо сейчас сказать, например, Хасану: встань и ходи, или больному Игорю: будь здоров, или слепому Максиму Варфоломееву, который как- то один раз пел псалмы у нас в церкви: во имя Иисуса Христа прозри, да так, чтобы всё совершилось? Наверняка, кто-то из сидящих в зале засомневался, а кто-то совсем не верит в такие чудеса.
Слаба нынешняя церковь, потому что мало доверяет Богу. Только большими группами в молитве как-то и двигается. А если бы каждый из нас имел веру с горчичное зерно?

Почему же мы часто ничего не получаем, когда молимся? Почему наши молитвы терпят крах?
Есть две причины, которые важно понимать:
а) есть Божий промысел (план);
б) наше вера или доверие Богу.

Есть Божий промысел (план) , с которым мы часто не согласны:
Существуют дела, которые Господь хочет делать через нас. Но мы находим множество причин, чтобы не делать их и часто не поступаем так, как говорит нам внутренний голос – голос Бога. Нередко Бог говорит нам и через людей. «Это не моё дело, - успокаиваем мы себя, - у меня нет даров и талантов, нет времени, пусть это делает другой, а вдруг не получиться…»
В таких ситуациях мы становимся похожими на раба, которому хозяин доверил 10 талантов и уехал в другую страну. А раб взял и закопал их в землю. Что может получить такой раб от своего хозяина?

Мы ожидаем ответа на наши молитвы, но мало реагируем, или вовсе игнорируем просьбы Бога, когда Ему нужно что-то от нас. Порой Господь подводит нас к какому-нибудь человеку, которому сейчас нужно Евангелие или какая-нибудь помощь, но у нас находятся причины, чтобы уйти от него поскорее.
Зато, когда Бог закрывает нам путь, то мы ломимся, но ничего не происходит. Разочаровываемся, начинаем надеяться на свой разум, на других людей, на церковь – но всё безрезультатно. Обижаемся на братьев и сестер, уходим в другие церкви, думая, что вот там-то Бог точно присутствует. Мы слабеем в своём доверии Господу и создаём себе сложность в отношениях с Ним.
«Просите и не получаете, потому, что просите на трату ваших наслаждений» (Иак.4:3) - говорит Иаков. И это истина.
Часто в молитвах мы выступаем в роли просителей, и большая часть наших молитв направлена на нас самих: наше существование, здоровье и благополучие. И очень часто Господь просто молчит. Почему?
Бог, прежде всего, заинтересован в нашем духовном росте, а потом уже обо всем остальном. Ему важно наше физическое здоровье, но важнее духовное. Ему важно научить нас жертвовать, чем топить нас в денежном и материальном избытке. Ему важно научить нас любить людей вокруг нас, чем наше собственное благополучие. Господь всегда предупреждал Свой народ о том, что
«когда у вас будет достаток, не забудьте про Меня!» Для Него важнее научить нас больше доверять Ему, чтобы изменить нас духовно.

Кто живёт духовной жизнью, того чудеса постоянно сопровождают.

Наша вера:
Иногда наша вера подводит нас, когда мы молимся за своих близких, за своё здоровье или еще за что-либо. В этот самый момент времени против нас идёт война. Дьявол не хочет укрепления нашей веры, поэтому подсовывает нам всякие мысли о неисполнении просимого. Как только мы сами или кто-нибудь навязывает нам отрицательный исход событий, считайте - всё пропало. Особенно когда мы молимся за больных или за трудную ситуацию в жизни. Духовная брань велика! Часто приходят такие мысли, как: «О, столько людей молилось, и ничего! Ему Бог дал страдать в этом мире, а ты хочешь его исцелить?» или «ты хочешь изменить эту ситуацию? Да не отпустит тебя начальник!», или многие другие ситуации, которые, на первый взгляд, кажутся просто горами, которые невозможно сдвинуть ни при каких обстоятельствах. Такие мысли побеждают нас. Вся наша молитва становится тщетной. Даже молясь за самого себя, ощущаешь присутствие мыслей типа: «А вдруг я помолюсь, и ничего не будет…» В этих случаях мы становимся похожими на учеников Иисуса Христа, которые ничего не могли сделать с больным мальчиком. Иисус назвал их неверующими.
Допущенная мысль извне, противоположная нашей вере, ломает всё. Только немножко усомнились – можно уже дальше не молиться! Или молиться так: «Господи, укрепи мою веру и помоги полностью довериться Тебе!»

Итак: чтобы иметь ответы на молитвы , необходимо:
1) стараться исполнять волю Господа;
Нужно учиться слышать Бога и отзываться на Его просьбы.
Вера действует тогда, когда вы полностью доверяете Богу.
Не бойтесь действовать в условиях трудных обстоятельств.
2) иметь веру непоколебимую, где нет места сомнениям.
Изгоните страх «а вдруг».
Тогда наша вера укрепит нас и сделает нас более совершенными.

Хочу закончить словами Иакова.
6 …да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»