К ребенку придираются учителя. Что делать? Сильные заговоры, чтобы учителя не ругали и учеба была легкой

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер/Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

Конфликт с учителем

Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.

Ребенок в школе

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

В некоторых случаях переход в другой класс или школу – это не поражение, а возможность разом избавиться от целого клубка проблем.

Одной из самых важных проблем современных школьников и студентов можно считать проблемы в учебе. Зачастую многие сталкиваются с предвзятым отношением преподавателей. Но знаете ли вы, что повлиять на придирчивого педагога вполне возможно?В подростковом возрасте каждый человек концентрируется на себе: самыми важными вещами становятся друзья, школа, развитие, взросление. Это, безусловно, очень важный этап в жизни, но он обусловлен различными трудностями, которые подростки склонны воспринимать очень близко и болезненно. Одной из самых важных проблем современных школьников и студентов можно считать проблемы в учебе. Конечно, к ним относятся и неуспеваемость, и нарушения дисциплины, но зачастую многие также сталкиваются с предвзятым отношением преподавателей. И тогда возникают вопросы. Почему задевают именно меня? Кому пожаловаться и как повлиять на придирчивого педагога?

К сожалению, многие дают неверные ответы на эти вопросы, потому что, будучи импульсивными и обидчивыми в силу возраста, не разбираются в ситуации до конца, видя только вину учителя. Что же на самом деле может скрываться за таким поведением педагога?

Во-первых, нужно точно выяснить, на самом деле учитель предвзят или это лишь впечатлительность ученика. Если педагог строг в принципе, то есть, одинаково придирчив ко всем, ставит плохие оценки, может пожаловаться родителям или классному руководителю и т.д., то это еще не повод винить его в предвзятости именно к конкретному студенту. Бывает такой тип преподавателей, которые не дают спуска ученикам, и это, по сути, проявление их профессионализма. Они требуют одинаково со всех, а не с кого-то одного.

Во-вторых, нужно быть воспитанным. Если ученик первый оскорбляет учителя хамскими выражениями или отсутствием дисциплины на уроке, то вполне естественно, что преподаватель будет занижать ему баллы и постоянно вызывать к доске. Это тоже не предвзятость, это банальное негласное правило – как вы нам, так и мы вам. Если уважительно относится к преподавателю и слушать лекцию, он не станет придираться.

В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, нужно помнить о дистанции и корректном отношении. Учитель не имеет права оскорблять ученика и, тем более, бить его. Такое поведение точно можно считать если не предвзятостью, то, как минимум, непрофессионализмом.

Прежде, чем жаловаться на придирчивого педагога, нужно тщательно обдумать ситуацию. Если преподаватель задевает одного ученика, занижает баллы конкретному студенту, позволяет себе неуважительное отношение, выходит за рамки общепринятых норм поведения, то, конечно, это проблема. Причем, не надуманная и вполне себе серьезная. Ежегодно от давления преподавателей страдают, впадают в депрессию и даже совершают самоубийства десятки школьников и студентов. Поэтому с этим нужно что-то делать.

Что именно нужно делать?

Спросить одноклассников или сокурсников: замечали ли они предвзятое отношение педагога к кому-либо еще или, может быть, страдали от него сами? Вероятнее всего, ответ будет положительным, и тогда можно будет смело объединиться с теми, у кого тоже есть претензии к учителю. Но в этом случае важно отличать реальные придирки учителя от общей нелюбви коллектива к строгому, но справедливому преподавателю.

Говорить об этом. Самое главное – не молчать, тихо надеясь, что отношение педагога изменится. Говорить кому угодно: друзьям, родителям, другим учителям, классному руководителю, директору, психологу. Лучший вариант – поговорить с самим учителем, желательно, имея за спиной поддержку в лице родителей или, например, завуча.

Чего нельзя делать?

Саботировать педагога. Этим ничего не исправить, зато ухудшить ситуацию можно легко. Так что следует продолжать посещать его уроки и не давать лишнего повода придраться. Ни в коем случае нельзя оскорблять учителя в ответ и, конечно, даже речи не может быть о мелких пакостях вроде намазанного клеем стула.

Почему он такой?

Он мизантроп. Или ему не нравится своя профессия, жизнь в целом. Или за долгие годы работы ему безумно надоели дети. Или платят ему очень мало. Чаще всего даже все сразу. А срываться на ком-то нужно – это в человеческой природе. Кто-то плачет ночами в подушку, кто-то стреляет по мишеням, а кто-то отыгрывается на окружающих. Зачастую в таких случаях ученик не виноват.

В любом случае, нужно помнить – все можно исправить. Можно добиться смены преподавателя, можно наладить с ним отношения, можно просто изменить свой взгляд на проблему. Не нужно паниковать, плакать, не нужно скрывать свою обиду в себе. Иногда достаточно просто выговорится кому-то, пожаловаться на придирки, и станет легче.

Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников.

Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! - нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник:

Вот, посмотрите.

На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!»

Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок.

Может, нам в другой класс перейти или в другую школу?

Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти.

Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента.

Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо».

Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит?

Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания.

«Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания.

«Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание.

Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком.


Чем вы можете ему помочь?

1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка.

Ключевые моменты:

Не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка;

Выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому;

Объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека;

Не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону.

2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем.

Ключевые моменты:

Не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет;

Не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику);

Не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности;

Не обещайте того, чего выполнить не сможете;

Не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости).

В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…»

Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)».

Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения.

Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно.


Переходить ли в другой класс или школу?

Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений.

Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся.

Берегите друг друга!

Если начальник делает нашу жизнь совершенно невыносимой, мы можем сменить работу, ну или в крайнем случае уволиться и жить бедно, но счастливо. Если же ребенку отравляет жизнь учитель, выхода у него нет, потому что отказаться приходить в школу он не может. Единственное, что ему остается, это обратиться за помощью к родителям. Как же можно помочь ребенку, которого учитель изводит придирками и замечаниями?

Во-первых, надо постараться понять, что стоит за жалобами ребенка. Возможно, жалобы учителя оправданы, и ребенок действительно очень рассеян, забывчив или ленив. Очень часто родители долгое время не замечают проблемы, которые бросаются в глаза учителю. Если поведение учителя действительно можно расценить как беспочвенные придирки, важно пообщаться с родителями других учеников. Как ни печально, но есть шанс, что речь идет просто о своеобразной манере преподавания, от которой в равной мере страдают все ученики. Шансы на перевоспитание учителя очень малы, и, видимо, главным умением, которое ребенок вынесет с этих занятий будет не знание предмета, а способность подстраиваться под разные типы начальства. Тоже, кстати, совсем неплохой навык…

Если после первичного расследования выяснится, что действительно речь идет о придирках, направленных строго на одного ребенка, родителям придется принимать определенные меры. Для начала стоит поговорить с самой учительницей. Нередко обстоятельный спокойный разговор с объяснением того, как тяжело ребенок воспринимает такое отношение и постоянные замечания, кардинально улучшает ситуацию.

Параллельно, конечно, неплохо бы постараться выяснить, что послужило причиной такого поведения учительницы. Очень часто жертвой необоснованных претензий становятся дети, чей багаж знаний опережает эмоциональное развитие. Это умные, развитые, начитанные дети, привыкшие поражать взрослых своими рассуждениями и вызывать неизменный восторг. В классе такие дети нередко говорят без разрешения, спорят с учителем, настаивают на собственном видении вопроса, ставя учительницу в неловкое положение, а иногда и попросту срывая урок. В таком случае, разумеется, нелишним будет обучить ребенка понятиям иерархии, подчинения социальным нормам и этикета.

Если попытка решить ситуацию напрямую не удалась, остается только жаловаться. В первую очередь надо поговорить с классным руководителем, затем со школьным консультантом ("йоэцет"), и, если все это не помогает, – с директором школы. Во многих случаях жалобы и демонстрации однозначной позиции родителей достаточно для того, чтобы учительница научилась держать себя в руках, даже если конкретный ученик ее чем-то раздражает. В некоторых случаях ситуация настолько безнадежна, что проще поговорить с руководством школы о переводе ученика в другой класс.

Старшеклассникам

Влияют ли отношения с учителями на настроение и успеваемость в школе? Согласись, если учителя относятся к тебе по доброму, то и на уроки ходить приятно, да и учеба легче дается. Но бывают ситуации, когда кажется, что учитель специально "спускает на тебя всех собак", чтобы в классе не происходило, крайним бываешь только ты. Что делать в таком случае?

Почему учитель придирается? Вопрос не простой. Давай сначала поставим все точки над "и", определим, что именно ты считаешь придирками учителя.

Учитель, вместо ожидаемой четверки, поставил тебе тройку, или сделал замечание, прервав твою беседу с соседкой по парте во время урока, а может просто слишком часто стал вызывать тебя к доске? Сочувствую, но это все его прямые обязанности.

Поставил тройку, значит ответ не тянул на более высокую отметку. Учи лучше, учителю в принципе не выгодно ставить тебе отрицательные оценки, так как его профессиональная деятельность оценивается по общей успеваемости учащихся.

Ну, про болтовню на уроке и вызовы к доске - объяснять, думаю, не надо. И так все понятно. Другое дело, если учитель, вместо того, чтобы оценивать твои знания, перешел на оценку твоей личности. Причем в нелицеприятной форме, перед всем классом и повторяется это, почти на каждом уроке. При этом, к другим ученикам отношение преподавателя вполне лояльное. Значит, он и вправду воспылал ненавистью именно к тебе.

Гадать, почему так получилось, неблагодарное занятие. Причина может быть в чем угодно. Только сам преподаватель может поведать тебе, в чем корень проблемы.

Так как ты учишься в старшем классе, считаешь себя взрослым человеком, то и поступай как взрослый и умный человек. Спроси, о причине нелюбви учителя к тебе, у самого учителя. Знаю, что сделать это совсем не просто. Может быть даже страшно, страшно, что отношения еще больше накаляться.

Но, поверь, это единственно правильный выход из создавшейся ситуации. Иначе, появится нежелание ходить в школу, пропуски уроков и, как следствие, снизится твоя успеваемость.

Давай допустим, что неприятный инцидент произошел только что. Самое главное, чего не стоит сразу же делать - начинать сию минуту устраивать разборки. Нет, конечно, если ты желаешь еще больше накалить обстановку, дерзай. Но это будет, скорее поступок детсадовца, чем взрослого и разумного человека.

Остынь немного, приди в себя и начни анализировать ситуацию. Вспомни, что происходило перед инцидентом, проговори, а лучше опиши всю ситуацию на бумаге. Взгляни на происходящее со стороны. Может ты не такой уж и "ангел с белыми крылышками". В любом случае, даже если в произошедшем и нет твоей вины, этот анализ поможет тебе подготовится к разговору с учителем.

  • Лучшее время для такого разговора - после окончания занятий. Есть шанс поговорить с педагогом, как с человеком.
  • Пусть учитель выскажется первый, а ты послушай внимательно и услышь сказанное. Не прерывай его речь своими возражениями, тебе ведь важно узнать его мнение о происходящем.
  • Выслушав преподавателя, спокойно, аргументированно, не повышая голоса выскажи свои доводы. К словам, сказанным тихим голосом, любой человек вынужден прислушиваться.
  • Старайся не обвинять педагога. Любое обвинение воспринимается человеком негативно и вызывает желание "дать сдачу".
  • Во время разговора следи за своей речью. Не надо украшать свой монолог жаргоном, принятым в кругу твоих ровесников. Некоторые учителя просто тебя не поймут, у некоторых вызовет неприятное чувство, а некоторые, услышав жаргон, просто выставят тебя за дверь.
  • Не стоит жестикулировать руками перед глазами учителя. Во-первых - отвлекает внимание, во-вторых - вызывает раздражение.
  • Если все твои потуги, мирно разобраться в ситуации, преподаватель пропускает мимо ушей, не теряй надежду. Такое отношение лишний раз доказывает, что он не прав. Иди к школьному психологу, к классному руководителю, поговори с ними.
  • Родителей, для разговора с учителем, приглашать не стоит. Мы ведь договорились, что ты взрослый, а значит самостоятельный человек. Они, конечно, должны быть в курсе происходящего, но боюсь, что им будет нелегко при разговоре владеть собой, не проявляя излишних эмоций.

Вот, в общем и все. Умение самостоятельно и достойно решать подобные проблемы вызовет уважение у окружающих и пригодится тебе в будущем. Удачи!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»