История создания танка т 90. Сколько весит танк. Огневая мощь и боеприпасы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Данный материал Г.Малышева дается в порядке дискуссии с точки зрения обывателя и не претендует на какие-либо глубокие военно-научные знания. Так как некоторые моменты в этой публикации выглядят спорными или поверхностными мы попросили специалиста по бронетанковой технике кратко прокомментировать высказывания автора.

В недавнем прошлом Нижнетагильским танковым заводом была выпущена новая модель основного боевого танка под названием Т-90МС «Тагил». Танк сразу привлек внимание интересными техническими решениями, которые ранее на серийных отечественных машинах не применялись. Выглядит он очень внушительно и современно – дизайн, хотя и не от ателье «Pininfarina», но определенно удался. Танк может претендовать на право считаться одним из самых мощных танков в мире на сегодняшний день.


Было бы очень любопытно проанализировать конструкцию этого танка, насколько это возможно. Выяснить, что конструкторы сделали правильно, а что нет, и какие возможны дальнейшие улучшения в конструкции этой интересной машины.

Краткие характеристики Т-90МС таковы:

Габариты:
- Масса 48 тонн.
- Длина 9530 мм.
- Ширина 3780 мм.
- Высота 2228 мм.

Вооружение:
- Пушка-пусковая установка 125-мм 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное боевое средство танка, предназначенное для поражения всех видов наземных, надводных (в пределах досягаемости) и малоскоростных воздушных целей. Боекомплект 40 артиллерийский снарядов различных типов: БОПС, ОФС, КС или управляемых ракет (УР) 9К119М «Рефлекс-М».

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен он для борьбы с живой силой противника, которая находится в пределах углов обстрела основного вооружения. Пулемет спарен с пушкой и имеет одинаковый с ней сектор обстрела. Боекомплект 2000 патронов 7,62ммх54R различного типа. Данное вооружение установлено в полностью новой башне кругового вращения с развитой забашенной нишей.

Дистанционно управляемая пулеметная установка Т05БВ-1 с 7,62-мм пулеметом 6П7К (ПКТМ). Предназначена для борьбы живой силой противника, которая укрывается либо выше чем сектор обстрела основного вооружения, например на верхних этажах зданий, крутых склонах гор. Либо ниже сектора обстрела основного вооружения, в укрытиях, блиндажах или непосредственно у танка в т.н. «мертвой зоне» для танковой пушки и спаренного с ней пулемета. Таким образом, по замыслу конструкторов должна обеспечиваться боевая устойчивость танка в стесненных и городских условиях ведения боя. Боекомплект 800 патронов 7,62ммх54R различного типа.

Система управления огнем, наблюдения и обнаружения целей:
- Полностью цифровая высокоавтоматизированная СУО «Калина» с интегрированной в нее БИУС. Тепловизионные и телевизионные приборы предназначенные, в том числе, и для кругового наблюдения.

Защищенность:
- Многослойная комбинированная броня новейшей схемы в лобовой части.
- Разнесенное бронирование в бортовой части.

Новейшая встроенная динамическая защита «Реликт».
- Локальная защита боекомплекта.
- Мероприятия, понижающие тепловую и шумовую сигнатуру танка.

Подвижность:
- Многотопливный дизельный двигатель V12 В-92С2Ф2 мощностью 1130л.с. (831кВт) + АКПП.
- Энерговооруженность ~23л.с./т.
- Максимальная скорость 60-65 км/ч по шоссе.
- Запас хода 500 км.

Танк создан на основе предыдущих модификаций: Т-90А и Т-90С. Теперь давайте разбираться более подробно, какие отличия мы видим на данной машине. То, что сразу же бросается в глаза можно перечислить по пунктам:

1. Новая башня с развитой кормовой нишей.
2. Новая 125-мм пушка 2А82.
3. Новая динамическая защита «Реликт».
4. Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует.
5. Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует.
6. Наконец-то, танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт корпуса, щедро «сдобренный» элементами динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами в кормовой части.
7. Зенитная установка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ канула в небытие. Ее место заняла новая пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К.
8. Несколько более мощный двигатель В-92С2Ф2 + АКПП.
9. Танк получил дополнительный энергоагрегат в бронированном контейнере, закрепленном в задней части корпуса слева.
Что еще можно сказать об этой машине?
1. Корпус, как и у предыдущих модификаций, в основном остался от Т-72.
2. В ходовой части также не видно существенных отличий от Т-72.
3. Новая СУО «Калина» явно превосходит 1А45Т «Иртыш» танка Т-90А.
Теперь попробуем проанализировать все эти пункты. Что было сделано и что теоретически на мой взгляд можно было сделать. Итак, начнем.

Комментарий специалиста. Показанный на выставке вооружений REA-2011 образец модернизированного основного боевого танка Т-90С был ориентирован в первую очередь на инозаказчиков, поэтому часть систем, смонтированных на нем, была в экспортном исполнении. В связи с этим хотелось бы указать автору на то, что 125-мм пушку 2А82 не ставят на экспортный танк, на нем установлено орудие 2А46М-5.
Что касается комплекта динамической защиты, на этом танке устанавливаются элементы 4С22, поскольку 4С23 к экспорту запрещен.
Автор напрасно сетует на отсутствие комплекса активной защиты танка «Арена-Э», так как он может устанавливаться по требованию заказчика. Точно так же по требованию заказчика может устанавливаться система ТШУ-1-2М. Помимо этого модернизированный Т-90С оснащен системой электромагнитной защиты (СЭМЗ) СПМЗ-2Э от мин с магнитными взрывателями.

По поводу силового блока. Пока на танк ставят двигатель В-93 мощностью 1100 л.с. Автоматической трансмиссии (АКПП) на нем нет, а есть автомат переключения передач.

Новая башня с развитой кормовой нишей

Как сделано. На первый взгляд башня выглядит уязвимо по сравнению с башнями Т-90А или Т-72Б. Скорее всего, это так и есть. Башни Т-72Б и Т-90А обладали относительно небольшими размерами и специальной формой. Кормовая уязвимая часть башни была заужена и закрывалась мощной бронированной передней частью в пределах курсовых углов ±30º. И даже такие башни умудрялись пробивать из РПГ и ПТРК в самые уязвимые кормовые зоны. Что и говорить, попасть в кормовую или бортовую часть башни Т-90МС, которая размером с башню «Леопарда-2» или «Абрамса» будет вообще не проблема. Таким образом, по защищенности кормовая часть башни Т-90МС уступает защищенности башен всех предыдущих танков модельной линейки Т-72.

Казалось бы – явный регресс? Отнюдь. Дело в том, что результатом пробития кормовой или задней бортовой части башни Т-72Б, очень часто, было возгорание или детонация боекомплекта (БК) и, соответственно, частично или полностью погибший экипаж. Все дело в расположении БК: во всех танках серии Т-72, а также в Т-90, Т-90С и Т-90А только 22 выстрела раздельно-картузного заряжания располагаются под поликом боевого отделения (БО) в автомате заряжания (АЗ) карусельного типа. Эта карусель, в отличие от механизма заряжания (МЗ) танков Т-64 и Т-80, сравнительно неплохо защищена: спереди мощнейшей лобовой броней корпуса, сзади – двигателем, с боков – опорными катками и бортовыми экранами. Кроме того, сам «экран местности» редко позволяет поразить танк в нижнюю часть на полк боя.

Проблема заключалась, в основном, в размещении остальной части БК. Эти 23-26 выстрелов со снарядами или УР располагались буквально везде: на полу, на стенах корпуса и практически по всей задней полусфере башни. Ограниченное внутреннее пространство танка Т-72 просто не позволяет разместить эту, не влезающую в карусель АЗ огневую мощь, где то еще. В итоге этот «немеханизированный» боекомплект чаще всего и загорается или детонирует – тут уж как повезет (что хуже еще не известно).

Можно возразить, дескать, на старых танках Т-34-85, КВ-85, Т-54, Т-55, ИС-3 и Т-10 боекомплект располагался примерно так же. В данном случае сравнение неуместно. Боекомплект этих танков состоял из унитарных выстрелов. Заряд пороха помещался в металлической гильзе и пожароопасность этих старых машин была несравненно ниже. А заряды в частично сгорающей гильзе Т-72 готовы полыхнуть от любого касания кумулятивной струи.

Выход из этой ситуации может быть такой – не брать в бой ту часть боекомплекта, которая располагается в немеханизированной боеукладке. Но тогда придется рассчитывать только на те 22 выстрела, что в карусели АЗ. Зачастую так и делали. Но это, понятное дело, не устраивает ни танкистов, ни уважающих себя конструкторов. Проблему наконец-то решили в танке Т-90МС: карусель на 22 выстрела оставили, дополнительно защитив ее локальным бронированием, а остальные 18 выстрелов поместили в кормовой нише башни, снабдив ее вышибными панелями по примеру «Абрамса» и «Леопарда-2». При желании эти 18 выстрелов тоже можно с собой не брать. В условиях городского боя, наверное, лучше будет так и сделать.

В итоге: несмотря на то, что башня Т-90МС стала более уязвимой для огня противника по сравнению с башнями предшественников – Т-72Б или Т-90А, уровень живучести танка, а что еще важнее – выживаемости экипажа, стал несравненно более высоким. Уровень живучести Т-90МС и выживаемость его экипажа в случае поражения танка в принципе стал соответствовать западным танкам. Еще один плюс такой башни – больший комфорт и большее внутреннее пространство обитаемого отделения танка.


Кормовая ниша башни Т-90МС

Как можно было сделать. По всей видимости, никак. Если не брать во внимание какие-то экстравагантные новинки, то другие технические решения к этому танку не подходят. Старая советская компоновка с размещением всего БК вместе с экипажем себя изжила. А разместить ВЕСЬ БК в кормовой нише по примеру «Абрамса» с некоторой точки зрения неразумно и в пределах заданной массы в 50 тонн практически нереализуемо. Так что Зачет.

Комментарий специалиста. Автор сильно ошибается, делая выводы о снижении защищенности башни нового танка. Башня в проекции на плоскость по-прежнему обеспечивает защиту в пределах курсовых углов 30 градусов, а с кормы надежно закрыта броневым ящиком.
В общем и целом боевое отделение модернизированного танка Т-90С, включая башню, куда менее уязвимо, чем у его предшественников. Другими словами, весь пункт о новой башне танка содержит много рассуждений по поводу, которого нет.
Уточнение по расположению боезапаса. В автомате заряжания 22 выстрела, в немеханизированный укладке у перегородки МТО находятся 8 выстрелов и еще 10 выстрелов – в изолированном от боевого отделения бронированном коробе на корме башни.

Новая 125-мм пушка 2А82


Как сделано. Мощнейшая 125-мм гладкоствольная пушка новейшей конструкции 2А82 является полностью новой разработкой. Считается, что эта пушка существенно превосходит предыдущие 125-мм пушки серии 2А46, 122-мм нарезную 2А17 и 120-мм НАТО-вские пушки «Рейнметалл» с длиной ствола 44 и 55 калибров. 2А82 превосходит их как в точности, так и в мощности огня. То же относится и к китайской 125-мм пушке танка ZTZ-99A2 (Тип-99А2), которая является всего лишь усовершенствованной «пиратской» версией 2А46. Впрочем, на Т-90МС по-видимому может устанавливаться и прежняя 125-мм пушка 2А46М5, которая установлена на Т-90А. Отсюда можно сделать вывод, что танки с новой пушкой 2А82 будут поставляться на вооружение армии России, а 2А46М5 будут комплектоваться танки, поставляемые на экспорт. В то же время, зная реалии сегодняшнего дня, не исключено, что все сделают с точностью до наоборот.

Как можно было сделать. Многочисленные опытные электрохимические и электромагнитные пушки пока еще не дошли до стадии их установки в реальный танк, поэтому их сразу отбрасываем. Как вариант можно было бы установить на Т-90МС новую 140-мм или 152-мм пушку (например от «объекта 292»). Но, помимо технических сложностей, это могло бы спровоцировать западные страны на аналогичную модернизацию своих танков, что означает новый виток гонки калибров. Так что на данном этапе решили пока развивать калибр 125 мм, который еще не полностью раскрыл весь свой потенциал. А 140-152 мм пушки оставили про запас. Зачет.

Комментарий специалиста. Совершенно непонятно, с чего вдруг автор описывает возможность установки орудия 2А82 на экспортные танки. Повторюсь, что эта пушка не совместима по боеприпасам с модификациями 2А46 и запрещена к экспорту.

Что касается мощного 152-мм орудия 2А83, которое автор предлагает установить на Т-90, то это невозможно.

Новая динамическая защита «Реликт»

Как сделано. Динамическая защита нового поколения «Реликт» относится к встроенному типу ДЗ. Она увеличивает стойкость брони к кумулятивным боеприпасам в 2 раза и в 1,5 стойкость к подкалиберным бронебойным снарядам. Спереди и сверху ДЗ закрывает танк плотно и без зазоров. Ослабленные зоны около пушки тоже закрыты элементами ДЗ. Крыша над люком механика-водителя также закрыта. Это зачет. Но есть и «ложка дегтя»: нижний лобовой лист ее не имеет. Это просчет – в нижний лобовой лист танк можно пробить. У Т-72Б там был хотя бы один ряд НДЗ «Контакт-1». У Т-90МС нет ничего, хотя теоретически там можно установить навесные экраны на шарнирах.

Далее – борт корпуса. Он закрыт до самого МТО, так же как и у Т-72Б, а затем идет решетчатый экран. У Т-72Б были только резинотканевые экраны, поэтому данное решение у Т-90МС не в пример лучше. Поясню. Резинотканевые экраны Т-72Б и Т-72А просто инициировали подрыв кумулятивной боевой части (БЧ) реактивной гранаты на некотором расстоянии от основной брони борта (70 мм). Решетчатый же экран ломает собой корпус реактивной гранаты или ПТУР, они разрушаются об эти острые решетки. БЧ при этом может и вовсе не сработать.

Борт башни – тут дела не так хороши. У Т-72Б башня была закрыта ДЗ до половины длины. Роль противокумулятивных экранов задней полусферы играли ящики ЗИП и элементы ОПВТ. У Т-90МС башня большая и длинная, ДЗ на бортах кормовой ниши нет, а ведь там находится боеукладка. Еще одна уязвимая зона – кормовой лист корпуса и задняя часть башни. Были случаи, когда попавшая в кормовой лист корпуса реактивная граната пробивала МТО насквозь прямо через двигатель и поражала боевое отделение танка, а там – люди и боеприпасы. Не заметно, что конструкторы уделили хоть какое то внимание этому важному аспекту защиты на новом танке Т-90МС. По стойкости от удара в корму корпуса он не лучше базового Т-72 «Урал».


Как можно было сделать. Защитить элементами ДЗ «Реликт» башню и корпус по всему периметру, в том числе и нижнюю лобовую деталь корпуса. Массу танка это увеличит ненамного, зато защита станет намного крепче, и главное – со всех сторон, что играет огромную роль в городских боях. В общем, несмотря на явный прогресс, однозначный зачет поставить нельзя. Хотя и явный незачет тоже.

Комментарий специалиста. По поводу якобы «просчета» конструкторов, не защитивших нижнюю лобовую деталь корпуса. Ставлю автора в известность, что на НЛД приходиться менее одного процента попаданий – даже по опыту боев в равнинной пустынной местности. В то же время элементы динамической защиты, установленные на НЛД, однозначно повреждаются при совершении сколько-нибудь продолжительного марша вне дорог.
Утверждения автора об уязвимости танка от удара в борт и корму башни вообще не соответствуют действительности. Блоки ДЗ по бортам башни закрывают собой всю проекцию, а броневой короб надежно закрывает корму.

Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует

Как сделано. На новейшем Т-90МС нет КАЗТ, а ведь подобные системы устанавливались еще на старых танках Т-55АД и Т-62Д. Печально, что такой необходимый танку комплекс отсутствует.

Как можно было сделать. Установить на Т-90МС новейшую КАЗТ. Дорого? Стоимость взорванного от попадания ПТУР или РПГ танка Т-90МС еще больше, не говоря уже о жизнях танкистов. Незачет.

Комментарий специалиста. Опять же повторюсь: это вопрос к заказчику. Если будет заказ на оснащение – на танк без проблем будет установлена полноценная КАЗТ: для Российской армии это «Афганит», а для поставок на экспорт – «Арена-Э». Оба комплекса сопрягаются с СУО «Калина».

Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует

Как сделано. На Т-90МС нет КОЭП «Штора», хотя она есть на предыдущих моделях Т-90, Т-90А, Т-90С и даже на Иракских Т-72М1. А тут нет. Между тем, штука-то полезная так как существенно снижает вероятность попадания в танк управляемых ракет.

Как можно было сделать. Установить на танк КОЭП «Штора-1». Только не вместо элементов ДЗ, как неудачно сделано у Т-90А, а на них. Незачет.

Комментарий специалиста. То же, что и выше: по требованию заказчика данная система устанавливается на танк без проблем.

Жесткий бронированный фальшборт корпуса с элементами ДЗ «Реликт» и решетчатыми экранами

Как сделано. Наконец-то наш танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт, к тому же щедро «сдобренный» элементами динамической защиты. Подобного нет ни на предыдущих модификациях, ни на танках Т-72Б.

Для того чтобы создать что-то сверхсовременное, необходимо уловить правильную тенденцию, «куда дует ветер», так сказать, а потом приложить к этому правильному вектору линейку и продлить линию на 10 длин этого вектора. Пример – тяжелый танк ИС-2. Как он получился? Наши конструкторы уловили тенденцию к повышению калибра танковых орудий: с 45 мм, до 76 мм и, в последствии, до 85 мм, а у немцев – с 50 мм до 75 мм и, в конце-концов, до 88 мм. Не следуя поговорке «в час по чайной ложке», а просто взяв и приложив к данному вектору линейку и «удлинив» его, сразу поставили мощное 122-мм орудие, чем обеспечили ИС-2 просто подавляющее превосходство в огневой мощи над любым танком мира того периода.

Но, к сожалению, этот правильный подход к проектированию, почему-то не распространился на бортовые экраны. Поясню читателю смысл и назначение бортового экрана. Суть его в том, что экран инициирует срабатывание кумулятивной БЧ на таком расстоянии от основной брони,. когда ее пробивная мощь резко падает. Если экран жесткой конструкции и металлический, то он также снижает пробиваемость и кинетических боеприпасов так как может изменить угол соприкосновения снаряда с основной броней, содрать с него «макаровский наконечник» или просто повредить сердечник. Жесткие стальные экраны из брони толщиной 10-20 мм появились еще во время Второй Мировой войны на немецких танках Pz.IV и Pz.V «Пантера», британских «Черчилле» и «Центурионе». Были они и на отечественных танках Т-28 и Т-35. С тех пор наши западные соседи не спешат от них отказываться.

Парадоксально, но факт – несмотря на то, что на отечественных танках (Т-28 и Т-35) эти экраны появились в ногу со временем, дальнейшее их использование и элементы их конструкции в отечественных боевых машинах пошли по сомнительному пути развития. В то время, как у большинства западных танков имелись развитые и вполне «взрослые» бортовые экраны, которые уже являлись неотъемлемой частью их разнесенного бортового бронирования, у нас дела обстояли так.

На послевоенных Т-54, Т-55 и Т-62 никаких бортовых экранов не было вообще. Все их бортовое бронирование представляло собой собственно бронированный борт корпуса толщиной 80 мм, который несколько экранировался относительно большими опорными катками. Таким образом, танки этих типов были легкой мишенью даже для РПГ первого поколения. На ИС-3М и серии мощных танков семейства Т-10 были такие «зародыши» бортовых экранов, которые лишь слегка прикрывали борт сверху.

Далее – танк нового поколения Т-64А. На нем стояли шесть «худосочных», поворотных «форточек» с сомнительной эффективностью. То же было и на первых Т-72. Следующая ступень многострадального пути развития бортовых экранов отечественных танков появилась на Т-64Б, Т-72А и Т-80. На них наконец-то появился сплошной 10-мм бортовой экран, НО – резинотканевый! Понятно, что такие экраны при небольшом выигрыше в весе по сравнению с металлическими, почти не защищают от кинетических снарядов, очень легко повреждаются и отрываются, оголяя слабобронированный борт корпуса. О том, как такой экран выглядит после нескольких касаний о препятствия или попаданий (да и танк в целом), я даже не говорю.

Следующий этап эволюции – танк Т-72Б. У него такой же резинотканевый экран как у Т-72А, но на него по всей площади навешали «коробочки» 4С20 элементов динамической защиты «Контакт-1» (до зоны МТО). Это значительно усилило защиту бортовой проекции танка Т-72Б. Но не все так хорошо, как кажется: вес у получившейся конструкции оказался большой, жиденький резинотканевый экран гнется под тяжестью блоков НДЗ. После двух-трех попаданий из РПГ или ПТУР все это «хозяйство» может просто-напросто отвалиться со всеми вытекающими последствиями.

На Т-64БВ ввели силовые экраны под бортовые элементы НДЗ. Внешний вид это улучшило, прочность – почти нет.

Наконец подходим к «летающему» танку Т-80У. Он получил почти нормальный бортовой экран – 10-мм броня с встроенными в нее элементами динамической защиты «Контакт-5». Почему «почти»? Потому что все это «богатство» доходит только до половины длины корпуса, и даже уязвимая боеукладка Т-80У полностью мощным экраном не перекрывается. Далее в корму идет такой же резинотканевый экран, как и у Т-72А или Т-80.

Серия Т-90 – это вообще регресс и возврат обратно почти к Т-72А. Вместо относительно нормальных бортовых экранов Т-80У, Т-72Б и Т-64БВ у Т-90 такой же экран, как у Т-72А, и шесть этаких «квадратиков» брони с динамической защитой «Контакт-5» – по три с каждого борта. Причем закрывают они не середину корпуса напротив боеукладки, что было бы логично, а его переднюю часть. Странная конструкция. Когда враг везде, повернуться к нему лбом не получится.

И вот, наконец-то появился Т-90МС. У него нормальный бронированный бортовой экран с решетками напротив МТО. Все правильно.


Как можно было сделать. Все так и нужно было, но это надо было сделать еще СОРОК лет назад - на танке Т-72 «Урал»! Но все равно – Зачет.


Старый британский танк «Центурион». Стальные бортовые экраны толщиной 16мм не гнутся и делают внешний вид этого танка «мощным» и вполне приличным. Хороший пример

Место зенитной установки с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ заняла новая дистанционная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К

Как сделано. Конструкция отечественных средних и основных боевых танков интересна тем, что при постоянном улучшении качества основного вооружения, не происходило никакого прогресса у вспомогательного. Вспомогательное вооружение остается практически неизменным десятки лет. Период поисков и экспериментов в этой области для средних танков остался в далеком прошлом военных и предвоенных лет. Начиная с Т-55 и заканчивая Т-90А, вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и зенитной установки с 12,7-мм пулеметом на крыше башни. Конечно же такая схема устарела и ее необходимо менять.

На танке Т-90МС такую попытку предприняли, но она оказалась неудачной. Конструкторы ценой отказа от крупнокалиберной зенитной установки, попытались приспособить танк к ведению боя в городских условиях и обеспечить возможность эффективной борьбы с живой силой противника, в первую очередь с гранатометчиками. Для этого вместо 12,7-мм пулемета поставили более «шуструю» и маневренную противопехотную пулеметную установку с 7,62-мм пулеметом и очень большими вертикальными углами наведения.

Что же получилось? Касаемо зенитной составляющей. Танк Т-72Б в случае воздушной угрозы имел в своем распоряжении два эшелона ПВО:

1. Дальнего действия – обеспечивался управляемыми ракетами, позволял бороться с вертолетами и другими малоскоростными воздушными целями, дальность действия от 1,5–2 до 4–5 км.

2. Если цель прорывалась к ближе, то вступал в действие эшелон ближнего действия – зенитная установка с 12,7-мм пулеметом НСВТ «Утес». Он действовал на дальностях до 2–2,5 км. Все вполне логично. У танка Т-90А имелась еще более совершенная дистанционно управляемая зенитная установка, аналогичная Т-64 и Т-80УД.

А вот танку Т-90МС этот ближний эшелон «обрезали», что, без сомнения, ухудшило его защитные противовоздушные свойства. Нанести какие-либо серьезные повреждения современному ударному вертолету, а уж тем более сбить его, пуля калибра 7,62 мм вряд ли способна. Но, может быть, теперь танк будет успешно бороться с укрытой в городских джунглях вражеской пехотой? Тоже нет. Главная проблема танка в такой ситуации – увидеть в оконном проеме врага. На полигоне живая сила имитируется яркими и разноцветными воздушными шариками, которые висят в оконных проемах. Нетрудно догадаться, что реальный гранатометчик не будет красоваться в оконном проеме с гранатометом наперевес перед направленным на него дулом танковой пушки. Он будет прятаться рядом у окна, за стеной и выглядывать изредка, будучи точно уверенным, что экипаж танка его не видит, и поджидать удобный момент.

Сейчас каких-либо приборов, способных как рентген видеть сквозь бетонные стены еще не придумали, а потому выход для танка один – выстрелить в пустое окно осколочно-фугасным снарядом, где предположительно находится враг. Иногда помогает, когда угадывают, но прострелять все окна, двери и люки никакого боекомплекта не хватит. Еще есть способ стрелять из пулемета в стену рядом с окном или под подоконник. Если там укрывается враг – он будет поражен. Но для этого пуля должна пробивать стену дома. Может это сделать 7,62-мм пуля спаренного пулемета или противопехотной установки танка Т-90МС? Вряд ли. А значит и толку от нее почти не будет. А вот 12,7-мм пуля от НСВТ на такое вполне способна. Вывод: новая дистанционная установка выглядит красиво, но – Незачет.


Как можно было сделать. Основной боевой танк Т-64А «вырос» из среднего танка Т-64, который, в свою очередь, представлял собой революционную машину, вобравшую в себя новейшие достижения конструкторской мысли и промышленности, а также лучшие технические решения советских средних и тяжелых танков.


Т-10М – холодная и точная машина смерти. Самый мощный танк в мире периода 50-х – начала 60-х годов XX в. По размерам он был примерно как «Абрамс» и обладал оптимальным сочетанием высокой подвижности, мощной броневой защиты и огромной огневой мощи при весе в 51,5 тонны

Почему я вдруг упомянул про тяжелые танки? Потому, что на вооружении Советской армии длительное время состоял исключительно мощный и совершенный танк, встреча с которым в бою для любого другого танка того времени скорее всего оказалась бы последней. Имя ему – Т-10М. Мощный, 52-тонный красавец, выпущенный в количестве 8000 единиц и простоявший на вооружении советской армии около 40 лет. Этот танк имел множество технических решений, выгодно отличавших его от средних танков и от основных боевых танков тоже (не исключая и Т-90МС).

Вспомогательное вооружение Т-10М состояло из спаренного с пушкой 14,5-мм пулемета КПВТ и еще одного такого же в зенитной установке на крыше башни. Бронебойная 14,5-мм пуля Б-32 с дистанции 500 м спокойно пробивает по нормали броню толщиной 32 мм. Суммарный темп стрельбы обоих пулеметов – 1200 выстрелов в минуту. Это позволяло танку Т-10М, без каких либо проблем «распилить» пополам какой-нибудь БТР или БМП, даже не прибегая к использованию основной 122-мм пушки М-62-Т2С. Бетонные стены домов и укрытий такие пулеметы также пробивают «на ура».

Таким образом, Т-10М в отношении огневой мощи был полностью приспособлен к ведению боевых действий в городе. Если надо, он мог «пропилить» стену по всему этажу, где мог укрываться враг. Вот такие же пулеметы необходимо было поставить и на Т-90МС. Хотя бы один – в зенитной установке на крыше. Для спаренного с пушкой пулемета есть хорошая альтернатива – 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 от ударного вертолета Ми-24В.


Установка УСПУ-24 с 4-ствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7

Этот пулемет выдает 5000 выстрелов в минуту и имеет воздушное охлаждение – то, что надо для Т-90МС. При наличии в танке одной такой 12,7-мм «газонокосилки» и мощного 14,5-мм пулемета КПВТ в зенитной установке – вопрос с ПВО и действиями в условиях плотных городских застроек для Т-90МС при его то приборах был бы решен. При наличии независимой системы вертикального наведения спаренного с 125-мм пушкой 2А82 4-ствольного 12,7-мм пулемета ЯкБ-12,7 танк будет обладать всеми качествами широко разрекламированной БМПТ и при этом не потеряет главное достоинство танка – мощной пушки. Кстати, БМПТ не является первой в мире машиной такого класса. Если проанализировать – Т-28 и Т-35 прямые идеологические предки БМПТ.

Комментарий специалиста. Очень много слов по пустому поводу. Да будет автору известно: на платформу дистанционной установки модернизированного танка Т-90С помимо ПКТ можно поставить и 12,7-мм пулемет и 30-мм гранатомет АГС, в зависимости от пожелания заказчика. Более того, цифровой баллистический тракт СУО «Калина» позволяет заменять вооружение дистанционной установки в полевых условиях в зависимости от поставленных задач.

Более мощный двигатель В-92С2Ф2 с автоматической коробкой передач

Как сделано. Двигатель выдает мощность 1130 л.с., что на 130 л.с. больше, чем у предыдущего танка Т-90А (1000 л.с.). Первоначально ходили слухи, что двигатель будет мощностью 1200 л.с., но достичь ее, по всей видимости, так и не удалось. Двигатель отличается приятным, плавным звуком работы и обеспечивает Т-90МС удельную мощность 23 л.с./т. Максимальная скорость танка по шоссе – 60-65км/ч. Это неплохо, но и не самый лучший показатель. Чтобы соответствовать поговорке «броня крепка и танки наши быстры…» Т-90МС должен разгонятся минимум до 70-75км/ч. Более легкий танк должен быть быстрее тяжелых, западных. А чтобы довести показатели подвижности Т-90МС до уровня Т-80 ему нужно даже не двигатель, а, скорее всего, будет достаточно переделать передачу. Например, танк Т-80БВ при массе в 43,7 тонны и мощности двигателя 1100 л.с. разгоняется до 80 км/ч. Что мешает так же ездить Т-90МС? Двигатель – нормальный. Значит нужно совершенствовать трансмиссию.

Как можно было сделать. Ограниченный объем МТО танка Т-72 делает увеличение мощности двигателя сложной задачей. Это же касается и корпуса танка Т-90МС, являющегося прямым наследником Т-72. Нужно совершенствовать трансмиссию танка, что и было сделано, и правильно подбирать передаточные числа. Так что все равно – Зачет.

Являются типичными представителями советской и западной школ танкостроения, в которые заложены различные конструкторские и технологические идеи…

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Т-90 глубокая модернизация надежного и хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-72, был создан уже после распада СССР и вобрал в себя всё лучшее, что было заложено в советских танках. В качестве основного орудия на танке установлено модернизированная версия 125 мм гладкоствольного орудия 2А46М4. Бронирование танка возросло практически в 3 раза по сравнению с первыми модификациями Т-72 и включает как мощную пассивную броню, со спецбрнированием «полуактивного» типа, так и встроенную «активную» динамическую защиту, что позволил обеспечить высокий уровень бронирования, не выходя за весовые ограничения, обусловленные показателями стратегической мобильности.

В качестве силовой установки танке установлен экономичный и надежный дизельный двигатель В92С2. С переходом к производству нового типа сварной башни возможности по усилению бронирования возросли еще больше. Для компоновки Т-90 характерна высокая плотность, характерная для отечественной школы танкостроения. Это имеет как преимущества, так и недостатки. Плотная компоновка позволяет создать высокозащищенную машину с низким силуэтом и малой площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе. Соответственно меньший внутренний объем (для танка Т-90 11,8 м3 и 13 для Т-90С) требует меньшей массы бронирования. Недостатком плотной компоновки является стесненность членов экипажа, затруднена замена членами экипажа друг друга в случае необходимости.

Танк М1 «Абрамс» создался в первую очередь не как танк прорыва, а как противотанковое средство, задачей которого было остановить, или, по крайней мере, задержать волны советских танков рвущихся к проливу Ла-Манш. Создание танка велось в тесном сотрудничестве с немецкими танкостроителями, но с американской спецификой. В качестве основного орудия на танке, начиная с модификации М1А1 установлена 120 мм пушка М-256, которая является несколько модифицированной версией немецкой пушки Rh-120. Бронирование первых модификаций танка представляет включает многослойную композитную броню «Чобхэм» созданную в Великобритании. На более поздних модификациях применена броня с применением уранокерамики первого и второго поколений.

Компоновка танка М1 «Абрамс» является типичной для западного подхода к танкостроению, в результате чего, забронированный объем танка составил 19.7 М3, что, практически в 2 раза превышает этот показатель для Т-90.

В качестве силовой установки танке установлен газотурбинный двигатель AGT-1500 выполненный в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией.

Боевая масса

M1A1 — 57,2 т

M1A2 — 62,5 т

Т-90 — 46.5/48 т

Обнаружение цели

GPS (прицел наводчика) — распознание на 2.5 — 3 км (тепловизионный прицел 1 поколения)

ТО-ПО2Т Агава-2ТИ — распознание на 2.5 км

ТПН-4-49-23 Буран-ПА — распознание 1.2-1.5 км (ЭОП поколения 2+)

Недостатком M1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка.

Этот недостаток был устранен только на модификации М1А2. На М1А2 установлен панорамный тепловизионный прибор командира, танки Т-90, как и их предшественники, также обладают таким панорамный прибором для поиска целей и наведения орудия, однако, без тепловизионного канала.

ОГНЕВАЯ МОЩЬ И БОЕПРИПАСЫ

М1А1/М1А2

Основным вооружением М1А1/М1А2 является 120-мм гладкоствольная пушка М256.

Начальная скорость при использовании выстрела М829А2 — 1675 м/с.

Скорострельность – до 8 выстрелов в минуту.

На сегодняшний день основным противотанковым вооружением М1А1 «Абрамс» являются бронебойные подкалиберные снаряды М829А1 и М829А2. Также началось производство и поставки в войска нового снаряда М829А3, который представляет серьезную опасность для танка Т-90. Ведутся разработки по созданию управляемого снаряда TERM, однако, они еще далеки до завершения.

Основным вооружением Т-90 является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2(4).

Начальная скорость при использовании выстрела 3БM-44М — 1750 м/с.

Скорострельность — 6-8 выстрелов в минуту.

Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения Рефлекс-М с ракетами 9М119М и 9М119М1 которые обеспечивают поражение танков М1А1НА во все участки лобовой проекции на дистанции до 5000 м. Поражение танка М1А2 обеспечивается только в ослабленные зоны, которые составляют до 40% лобовой проекции. Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000 — 2500 м поразить до 50 — 60 % танков противника. Естественно, это возможно только в случае если это позволяет рельеф местности.

Кроме этого ведется разработка персептивных комплексов, реализующих принцип «выстрелил и забыл» и поражение танка не в мощную Лобову броню, а в тонкие участки крыши башни и корпуса.

В плане разработки и внедрения в войска новых бронебойных подкалиберных снарядов в последнее десятилетие наметилось отставании. Ответа появлению новых угроз дано не было, поэтому, поражение танка М1А2 на всех дистанциях с первого попадания не гарантируются. Промышленность задерживает поставку в войска уже разработанных боеприпасов, а финансирование работ над новыми образцами срывается.

БРОНИРОВАНИЕ

М1А1НА

Эквивалентная стойкость против кинетических боеприпасов: 530-550 мм.

Эквивалентная стойкость против кумулятивных боеприпасов: 750-800 мм.

Эквивалентная стойкость против кинетических боеприпасов: 770 мм.

Эквивалентная стойкость против кумулятивных боеприпасов: 1000-1200 мм.

Башня танка М1А1 состоит из наружной и внутренней стальных бронеплит соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены пакеты спецбронирования из металлических и неметаллических материалов.

Благодаря высокой плотности (плотность урана 19.03 г/см3) эти пластины при предельно малой толщине обеспечивают “взрывной” характер разрушения элементов кумулятивной струи.

Эквивалентная стойкость против кинетических боеприпасов: 800-830 мм с защитой Контакт-5

Эквивалентная стойкость против кумулятивных боеприпасов: 1,150-1,350 мм с защитой Контакт-5

Эквивалентная стойкость против кумулятивных боеприпасов указана для моноблочных боевых частей первого поколения.

Бронирование башни танка Т-90 относится к “полуактивному” типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 градусов к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования “полуактивного” типа. Структура брони с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: плиты, прокладки и тонкой пластины. Эффект от использования “отражающих” листов может достигать 40% в сравнении с монолитной броней той же массы. Кроме этого, на танке также применен комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5» тот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Комплекс обеспечивает мощный боковой импульс, позволяющий дестабилизировать или разрушить сердечник БПС перед тем, как он начнет взаимодействие с основным бронированием.

На Т-90 был впервые серийно установлен комплекс оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1». «Штора-1» предназначена для защиты танка от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также артиллерийских систем с лазерными дальномерами.

УЯЗВИМЫЕ ЗОНЫ

М1 «Абрамс»

Непозволительно большой зазор между бронированием корпуса и башни. Зазор настолько велик, что попасть под башню “Абрамса” можно и на большом расстоянии, для этого можно целиться в верхний лобовой лист расположенный под очень большим углом – если произойдет рикошет, то обязательно под башню. В этом случае не помогут ни высокое бронирование лобовой детали корпуса, ни толстая броня башни. Слабое бронирование бортов в районе моторно-трансмиссионного и боевого отделения делает танк уязвимым к огню мелкокалиберной артиллерии, например дистанция уверенного поражения при использовании БП снаряда «Кернер» при угле от 38 до 90 градусов составит до 2000 метров (500 м для БТ снаряда).

Уязвимыми зонами в бронировании т-90 являются участки с обеих сторон от пушки, не прикрытые встроенной динамической защитой и не имеющие спецбронирования (в месте установки спаренного с пушкой пулемета). Ослабленная зона также имеется на верхней лобовой детали корпуса в области смотрового прибора водителя. Это является конструктивной особенностью всех отечественных танков, начиная с Т-64.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Выстрел 3ВБM-19 со снарядом 3БM-44М «Свинец»

Выстрел с БОПС «Свинец», оснащенной новой схемой ведения, прошел сложный путь отработки и устранения некоторых недостатков, однако это свойственно любым высокотехнологичным боеприпасам. Минимальной гарантированная бронепробиваемость 300 мм/60о на дальности 2 км. Средняя бронепробиваемость свыше 330 мм/60 о. Разработка новых выстрелов с БОПС не прекращалась даже в условиях недостаточного финансирования 90-х годов и продолжается и сейчас. Однако заявить что в этой области все в порядки нельзя, основная причина этому недостаточное финансирование новых разработок и серийного производства уже готовых боеприпасов.

На фото танк Т-90 поражает цель, расположенную на дистанции 4 000 м управляемой ракетой комплекса «Рефлекс»

Размещение модулей ВДЗ (вариант) на башне и ВЛД корпуса танка и схема
замещения элементов в блоке ДЗ

Размещение модулей ВДЗ (вариант) на башне и ВЛД корпуса танка и схема замещения элементов в блоке ДЗ. Как видно из схемы, современная ВДЗ это не просто пластины взрывчатого вещества, размещенные в стальном корпусе.

ЭДКВ — электронный дистанционно-контактный взрыватель. (Фото РОСОБОРОНЭКСПОРТ)

Для танка T-80УК, Т-90С принята система «Айнет», содержащая дальномер, баллистический вычислитель и автоматический установщик взрывателя (с индуктивным вводом временной установки во взрыватель на тракте заряжания непосредственно перед подачей снаряда в ствол). НИИ «Поиск» разработаны электронные взрыватели 3ВМ17 (для шрапнельных и осколочно-пучковых снарядов) и 3ВМ18 (для осколочно-фугасных снарядов) с очковой резьбой 52 мм.

Мало какой из вопросов, касающихся вооружения российской армии, не вызывает столь ожесточенных споров, как будущее отечественных бронетанковых войск. В яростной дискуссии участвуют эксперты, журналисты, профессиональные военные и просто люди, интересующиеся военным делом. В российских СМИ регулярно появляются статьи по на эту тему. Масла в огонь не устают добавлять и представители высшего руководства российской армии .

Споры ведутся насчет потенциала российских боевых машин, а также об их сравнении с зарубежными аналогами. В 2011 году тогдашний главнокомандующий Сухопутных войск России генерал-полковник Постников крайне нелестно высказался по поводу характеристик танка Т-90, сравнив их с показателями основного немецкого танка «Леопард-2». По его словам, Т-90 – это не технический прорыв, а всего лишь очередная модернизация Т-72 , в которой нет ничего принципиально нового. Он упомянул также о слишком высокой, по его мнению, цене российского танка — за 120 миллионов рублей (это цена одного Т-90) можно купить несколько танков «Леопард » 2A7. С другой стороны, многие эксперты называют Т-90 лучшим на сегодняшний день основным танком в мире. Где же истина?

Танк Т-90 – это продолжение семейства машин Т-72 и Т-80 . Его разработка и испытания началась в конце 80-х годов прошлого века, а на вооружение он был принят в 1992 году. Машина не содержит никаких революционных инноваций, концептуально она продолжает более ранние машины. Конечно, в конструкцию Т-90 были внесены многие изменения: улучшена система управления огнем, защита, машина получила более совершенную многослойную броню и встроенную динамическую защиту, — но, можно сказать, что Т-90 является всего лишь самой современной модернизацией Т-72.

История создания Т-90:

В 1985 году началось серийное производство нового танка Т-72Б — но уже в то время танк был морально устаревшим в сравнении с передовыми зарубежными аналогами. Особенно это касалось системы управления огнем, в этом отношении он проигрывал не только «Леопарду» и «Абрамсу », но даже новым советским танкам. Поэтому сразу после начала серийного производства Т-72Б стартовали работы по его модернизации.

На машину установили комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш» он хорошо отработан на танках Т-80), его совместили с автоматом заряжания танка. Также был установлен новейший комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) «Штора», который защищал машину от противотанковых средств, особенно использующих лазерное наведение. Нельзя сказать, что новый танк по своим техническим характеристикам оказался прорывом — но защита и огневая мощь машины были увеличены.

В 1989 году начались государственные испытания танка на нескольких полигонах в разных частях СССР. Особенно сложными оказались испытания в Средней Азии, в условиях высокой температуры, песка и пыли. В 1992 году испытания успешно завершились, и новая машина была принята на вооружение. В этом же году началось серийное производство машины, получившей обозначение Т-90. После трагической смерти Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора этой модели, Т-90 в его честь было присвоено имя «Владимир».

Т-90 разных модификаций стал наиболее востребованным и продаваемым российским танком на мировом рынке. До 1998 года для министерства обороны России было изготовлено 120 танков этого типа. В 2004 году начались работы по модернизации Т-90, в результате которых появились машины Т-90А и Т-90АК (они отличались более мощной двигателем, новой сварной башней, улучшенным тепловизорным прицелом и новым стабилизатором орудия). Последней модификацией Т-90 является танк Т-90АМ, на котором установлена новая система управления огнем «Калина», модернизированная пушка, новый автомат заряжания и более мощный двигатель.

За время производства Т-90 было создано несколько экспортных модификаций танка, в которых учитывались требования заказчиков. Российское Министерство обороны прекратило закупки машины с конца 2011 года.

Устройство танка Т-90

Основной боевой танк Т-90 имеет классическую схему компоновки: в носовой части расположено отделение управления, боевое отделение – посередине машины, а двигатель и трансмиссия – в корме танка. Экипаж состоит из трех человек: в отделении управления находится механик-водитель, а командир и наводчик – внутри башни, слева и справа от орудия.

Корпус танка выполнен из сварной брони, лобовая часть машины состоит из многослойной брони с использованием композитных материалов и со встроенной динамической защитой.

Основным вооружением Т-90 является гладкоствольная пушка калибра 125 мм. Орудие снабжено стабилизатором, хромированным стволом, имеет системы учета деформации ствола и откачки пороховых газов. Длина орудия составляет 48 калибров. Скорострельность пушки достигает 8 выстрелов за 56 секунд. Т-90 также вооружен спаренным пулеметом и зенитной установкой (НСВТ «Утес »).

Боекомплект танка составляет 43 выстрела и включает в себя различные виды боеприпасов: бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ42, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М, осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем (повышает эффективность борьбы с живой силой противника, находящейся в укрытиях), а также ПТУР 9М119. Дальность стрельбы противотанковыми ракетами составляет от 100 до 5000 метров. Боеприпасов с такой дальностью поражения не имеет ни один танк в мире.

На Т-90 установлен четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель, на поздних модификациях машины он был заменен на более совершенный двигатель с турбокомпрессором, что позволило увеличить его мощность с 840 л.с. до 1000 л.с. Двигатель обеспечивает большую подвижность и маневренность танка, не зря Т-90 называют «русским летающим танком». Трансмиссия планетарного типа, имеются 7 передач вперед и одна назад.

Система управления огнем максимально упрощает стрельбу. Все данные (дальность стрельбы, направление и скорость ветра, температура воздуха, положение танка) для стрельбы учитываются автоматически и наводчик просто должен навести прицел на цель и нажать кнопку выстрела. Танк оснащен ночным прицелом «Буран-ПА», а также прицельным комплексом командира танка «Агат-С».

Т-90 защищен многослойной броней со встроенной динамической защитой «Контакт-5». Комплекс оптико-электронного противодействия«Штора-1» защищает машину от противотанковых средств с полуавтоматической системой наведения или лазерным самонаведением. Датчики лазерного излучения обеспечивают его прием в радиусе 360°, данные быстро обрабатываются, и в нужном направлении выстреливается аэрозольная граната, блокирующая луч лазера. На танке имеется современная система пожаротушения.

Уязвимым местом защиты танка Т-90 считается его топливная система. Баки с горючим частично вынесены в боевой отсек и никак не отделены от экипажа. Еще одной проблемой этой машины является размещение боекомплекта внутри боевого отделения, при этом он также не изолирован от экипажа. Его детонация гарантировано приводит к уничтожению танка.

На Т-90 использована ходовая часть танка Т-72. В сочетании с новым двигателем, надежной трансмиссией и небольшим весом машины она обеспечивает высокую подвижность и маневренность. Из-за способности эффектно преодолевать препятствия некоторые западные эксперты называют Т-90 «летающим танком».

Основные ТТХ танка Т-90

Основные характеристики
Состав экипажа 3 человека
Вес танка, т 46,5
Длина, м 6,86
Ширина корпуса танка, м 3,78
Высота по люк башни, м 2,23
Мощность двигателя, л.с. 800/1000 л. с. (дизель)
Число цилиндров 12
Охлаждения Жидкостное
Трансмиссия
Тип: механическая Две бортовые коробки передач, входной редуктор и соосные бортовые редукторы
Количество передач (вперед/назад) 7/1
Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость 550 км; 1200 л
С навесными баками; емкость 700 км; 400 л
Расход топлива, л/100 км 240-450
Ходовая часть
Подвеска Торсионная
Скорость по трассе, км/ч 60
Скорость по пашне, км/ч 50
Преграда угол подъема 30 градусов
Преграда барьер, м 0,8
Преграда ров, м 2,8
Преграда брод, м 1,2 (1,8)
Вооружение танка
Тип пушки; калибр Гладкоствольная; 125 мм
Управляемые ракеты
Дальность стрельбы 5 км
Заряжание Автоматическое, ручное
Количество боеприпасов, шт. 42 (22 снаряда в автомате заряжания)
Скорострельность 8 выстрелов в минуту
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, УР
Спаренный с пушкой пулемет ПТКМ 7,62 мм; 2000 патронов
Крупнокалиберный пулемет КОРД 12,7 мм; 300 патронов
Защита
Многослойная броня комбинированная, с динамической защитой «Контакт-5». КОЭП «ШТОРА-1»

Преимущества и недостатки Т-90

Танк Т-90 действительно является современным танком с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам. Его сильными сторонами являются хорошая подвижность и маневренность, надежность двигателя и ходовой части, а также неплохой уровень защищенности. Относительно небольшой вес танка и его размеры делают машину менее уязвимой для огня противника.

К отрицательным сторонам Т-90 можно отнести расположение боекомплекта и емкостей с топливом рядом с экипажем. Динамическая защита неэффективна против тандемных боеприпасов (хотя система защиты танка эффективна против большинства противотанковых средств). Система управления огнем на ранних модификациях является устаревшей, хотя СУО «Калина», установленная на последних моделях, не уступает зарубежным аналогам. Недостатком танка также является невысокая скорость заднего хода.

Несомненным преимуществом Т-90 является возможность стрельбы управляемыми ракетами на дальность до 5000 метров.

Модификации танка Т-90:

  • Т-90С - машина, сделанная на экспорт
  • Т-90СК - командирская версия Т-90С
  • Т-90К - командирский танк Т-90, на машине установлено дополнительные средства связи и навигационное оборудование
  • Т-90А - машина с более мощной силовой установкой, сварной башней, новым автоматом заряжания и новым тепловизорным прицелом
  • Т-90АК - командирский Т-90А
  • Т-90СА - экспортная версия Т-90А
  • Т-90СКА - командирская версия Т-90СА
  • Т-90АМ- последняя модификация Т-90А. Установлена СУО «Калина», новый автомат заряжания и новая ДЗ «Реликт» и силовая установка В-92С2Ф (1130 л.с.)

Существует целый ряд машин, разработанных на базе Т-90, — для проведения саперных работ, мостоукладчики, эвакуационные машины. Т-90 стоит на вооружении нескольких стран мира.

Видео о Т-90

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

За годы производства Т-90 постоянно развивался и совершенствовался, удерживаясь на уровне современных требований. Было разработано множество его модификаций и подмодификаций. Крайняя и — впервые представлена широкой публике на VIII международной выставке вооружений REA-2011.

В начале пути

История Т-90 началась в середине 80-х годов — еще при «великом и нерушимом» Советском Союзе. Тогда в Министерстве обороны (МО) и в Министерстве оборонной промышленности (МОП) СССР возобладала вполне здравая мысль о необходимости разработки единого для всей Советской Армии перспективного основного танка. С принятием его на вооружение должен был завершиться чрезвычайно самобытный период советского танкостроения, когда заводы вели параллельный выпуск двух-трех типов основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80. Они были близки по боевым характеристикам, но существенно различались по конструкции, что крайне осложняло процесс их эксплуатации в войсках из-за разунификации танкового парка.

В соответствии с вышедшим 7 февраля 1986 года Правительственным постановлением «О мерах по созданию нового танка», базой для него должен был послужить харьковский Т-80УД. Это была усовершенствованная «восьмидесятка» с компактным двухтактным дизельным двигателем 6ТД вместо дорогого и прожорливого газотурбинного ГТД-1000. Постепенно Т-80УД вытеснил бы в войсках танки других типов. Предполагалось, что «изюминкой» перспективной машины будет только входившая тогда в моду компьютеризированная система управления частями и подразделениями, доведенная вплоть до отдельного танка.

Однако, пока перспективный танк являлся всего лишь «журавлем в небе», встал вопрос о том, что же делать с «синицами в руках» — многочисленными имеющимися в войсках основными танками, боевые характеристики которых уже не соответствовали требованиям времени. В первую очередь это относилось к Т-72 ранних модификаций. Не секрет, что данный танк представлял собой вариант боевой машины на мобилизационный период, и его конструкция была максимально упрощена для массового производства и эксплуатации слабо подготовленным личным составом. Отчасти поэтому «семьдесятдвойки» широко поставлялись за рубеж в ближневосточные и африканские страны, а лицензии на их производство были проданы союзникам по Варшавскому Договору — Польше и Чехословакии.

Основным недостатком Т-72 считался его примитивный, хотя и надежный прицельный комплекс 1А40, который уже не обеспечивал ведение эффективного огня, требовавшегося от современных танков. Дело в том, что комплекс 1А40 хотя и измерял дальность до цели и определял углы бокового упреждения (для движущейся цели), однако введение поправок в угол прицеливания на: отклонение температуры окружающего воздуха, температуры заряда, атмосферного давления от нормальных, а также на падение начальной скорости снаряда в результате износа канала ствола пушки нужно было вводить только вручную перед началом ведения огня. В инструкции ввод поправок описывался так: «Командир танка при наличии информации (!) определяет поправки по номограммам, расположенным справа на щитке пушки, и передает результирующее значение наводчику». Т.е. практически «от руки на глаз».

Требовалось «подтянуть» характеристики «семьдесятдвоек» до уровня не ниже Т-80У и, в первую очередь, повысить огневую мощь. Надо сказать, что подобные мероприятия советской оборонной промышленностью уже проводились. В начале 80-х годов похожая программа по повышению эффективности ведения огня и защищенности была реализована для средних танков Т-55. В результате появилась модификация Т-55АМ, боевая эффективность которой соответствовала уровню ранних Т-64 и Т-72. Для этого на Т-55АМ устанавливали новый прицел, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, часть машин получала комплекс управляемого вооружения «Бастион».

19 июля 1986 года вышло Постановление Совета Министров СССР, которым Уральское КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) поручались работы по теме «Совершенствование Т-72Б», а проще говоря — доведение его до уровня более совершенных советских танков Т-80У и Т-80УД. Начало работ по этому постановлению совпало со сменой руководства УКБТМ — главный конструктор В.Н. Венедиктов, почти два десятка лет возглавлявший КБ после Л.Н. Карцева, ушел на пенсию, а на его место был назначен В.И. Поткин.

Для увеличения огневой мощи Т-72Б необходимо было оснастить его современной, эффективной системой управления огнем (СУО). Для ускорения работ, сокращения стоимости модернизации и повышения степени унификации отечественных танков конструкторы УКБТМ решили использовать для модернизированной «семьдесятдвойки» комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш», уже отработанный на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72 (механизм заряжания Т-80 существенно отличался от автомата заряжания Т-72, в первом снаряды располагались горизонтально, а заряды вертикально, во втором — и тот и другой — горизонтально). Доработанный комплекс управления огнем получил обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года опытный вариант модернизированного Т-72, получивший внутренний индекс «Объект 188», вышел на этап государственных испытаний. В различных же официальных документах и внешней переписке машина упоминалась сначала как Т-72БМ (модернизированный), а позже как Т-72БУ (усовершенствованный) — по всей вероятности, слово «модернизированный» звучало для руководства УВЗ слишком просто.

В СССР к испытаниям новой боевой техники подходили очень серьезно. Так, в 70-х годах для испытаний различных типов танков устраивались пробеги протяженностью до 10 тыс. км по различным регионам СССР. Танкисты и конструкторы шутливо называли их «звездные пробеги». Подобного широкомасштабного мероприятия во времена горбачевской перестройки устроить было уже невозможно, но тем не менее четыре опытных образца «Объект 188» испытывались около года в различных климатических условиях, в том числе на полигонах Уралвагонзавода в Сибири, а также в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях.

Доработанные по результатам испытаний машины еще раз прогнали по полигонам, а в конце, для определения уровня защищенности, одна машина была расстреляна. По воспоминаниям участника этих испытаний А.Бахметова, сначала под одну из гусениц был заложен фугас, соответствующий наиболее мощным противотанковым минам иностранных государств, но после взрыва машину удалось привести в работоспособное состояние силами экипажа за нормативное время, затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем били по «слабым» местам.

После завершения всей программы испытаний, 27 марта 1991 года, совместным решением МО и МОП СССР «Объект 188» был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии. Однако спустя всего полгода не стало ни Советской Армии, ни самого Советского Союза, и перспективы серийного производства усовершенствованного Т-72Б стали весьма туманными. Тем не менее, несмотря на тяжелейшее положение в экономике, руководству Уралвагонзавода и УКБТМ удалось пробить решение о принятии усовершенствованного Т-72 на вооружение уже Российской Армии. В ходе этой борьбы за производство, чтобы подчеркнуть «российскость» танка и отмежеваться от эпохи «застойного» СССР, возникла мысль изменить наименование танка с тривиального улучшенно-модернизационного Т-72БУ на что-то более звучное и оригинальное. Первоначально было предложено наименование Т-88 (очевидно, по аналогии с объектовым индексом 188). Но судьба распорядилась иначе.

А теперь Т-90!

Посетивший в 1992 году Уралвагонзавод первый Президент России Б. Ельцин твердо пообещал утвердить постановление о принятии танка на вооружение — и обещание свое сдержал. 5 октября 1992 года Постановлением Правительства РФ № 759-58 «Объект 188» был принят на вооружение Российской Армии, но уже под наименованием — Т-90. По одной из версий, присвоить танку такое наименование распорядился лично Президент России. Этим же постановлением разрешалась и продажа за рубеж экспортной модификации Т-90С.

Серийное производство Т-90 началось на Уралвагонзаводе в ноябре того же года, но, в отличие от советских времен, когда танки производились сотнями, годовые объемы выпуска Т-90 исчислялись всего десятками. Т-90 стал первым российским танком в технологическом плане. На нем пришлось восстанавливать производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в рамках только российского ОПК. Всего с 1992 по 1998 годы (когда выпуск Т-90 был приостановлен) построили около 120 машин. И дело здесь не в том, что Уралвагонзавод был не в состоянии развернуть крупносерийное производство, а в том, что российские военные не имели достаточно средств для закупки вооружения в эти смутные времена.

Первые Т-90 отправили в соединение, дислоцированное поближе к заводу-изготовителю, — в 21-ю Таганрогскую Краснознаменную ордена Суворова мотострелковую дивизию Сибирского ВО, где из них сформировали танковый полк. Позже Т-90 попали и в 5-ю Гвардейскую Донскую танковую дивизию в Бурятии (до батальона). Что же представлял собой Т-90 образца 1992 года? Танк сохранил классическую компоновку Т-72Б с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. По сравнению с Т-72Б была усилена защита и установлен автоматизированный комплекс управления огнем, корпус и башня были приспособлены для установки новой встроенной динамической защиты (ВДЗ). Благодаря использованию автомата заряжания орудия (АЗ), экипаж Т-90 состоял из трех человек — механика-водителя, наводчика и командира.

Корпуса Т-90 и Т-72Б были практически идентичны. Но верхняя лобовая деталь Т-90 получила встроенную динамическую защиту. Башня осталась литой с комбинированной броней в лобовой части (на курсовых углах до 350). Она также имела динамическую защиту (ДЗ) — в лобовой части установлено семь блоков и один контейнер, кроме того, 20 блоков — на крыше башни.

Точные данные об эффективности бронирования Т-90 остаются засекреченными. Тем не менее существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперенными подкалиберными снарядами (БОПС) оценивается в целом, с учетом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 900-950 мм катаной броневой стали (без учета встроенной ДЗ: башня 700 мм; корпус — 650 мм). Бронестойкость корпуса и башни против обстрела кумулятивными снарядами (КС) с учетом динамической защиты оценивается в 1350-1450 мм (без учета встроенной ДЗ: башня — 850 мм; корпус — 750 мм).

Дополнительную защиту от поражения противотанковыми управляемыми ракетами Т-90 обеспечивает комплекс оптикоэлектронного подавления «Штора-1». Т-90 стал первым серийным танком, на котором он устанавливался. Комплекс «Штора-1» включает станцию оптико-электронного подавления (СОЭП) и систему постановки завес (СПЗ).

Основная идея работы комплекса состоит в выработке СОЭП сигнала, аналогичного сигналу трассеров западных ПТУР, что влечет за собой срыв их наведения, а также снижается и вероятность попадания в цель оружия, использующего лазерную подсветку цели.

Система постановки завес добивается того же результата путем постановки дымовой завесы. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, чем нарушается работа систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы. Надо отметить, что некоторые специалисты считают, что схема установки прожекторов-постановщиков помех комплекса «Штора-1» на Т-90 реализована крайне неудачно — из-за них большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела остался без блоков динамической защиты.

Основное вооружение Т-90 — это 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-2, являющаяся модификацией пушки 2А46М-1 (устанавливалась на Т-80У) под автомат заряжания Т-72. В боекомплект пушки, кроме бронебойно-подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов (ОФС), входят и управляемые ракеты 9М119. Благодаря электромеханическому автомату заряжания, боевая скорострельность Т-90 составляет 6-8 выстр./ мин. В механизированную укладку кругового вращения входят 22 выстрела раздельного заряжания: снаряды размещены горизонтально на днище боевого отделения, под пороховыми зарядами. Минимальный цикл заряжания — 6,5-7 секунд, максимальный — 15 секунд. Автомат заряжания пополняется силами экипажа за 15-20 минут.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Т-90М – это средний или основной танк, который в ближайшее время будет запущен в серийное производство и поставлен на вооружение армии России. Машина уже была продемонстрирована широкой публике при прохождении испытаний в сентябре 2017 года.

Разумеется, новый танк сложно назвать самостоятельной и уникальной единицей боевой техники. Скорее, речь идёт о глубокой модернизации танка Т-90 и его модификаций. Однако, конструкторы внесли в привычную компоновку машины ряд серьёзных изменений, поэтому Т-90М вполне мог претендовать на индивидуальное название. Познакомимся поближе с конструктивными особенностями и боевыми возможностями этой техники.

История проекта

Датой создания этой машины можно считать 1989 год, когда под руководством главного инженера Владимира Поткина прошли первые и весьма успешные испытания нового танка Т-90. В серию эта модель пошла в 1992 году, и за время выпуска танк неоднократно модернизировался.

Если говорить конкретно о Т-90М, эта машина появилась в результате проекта «Прорыв», над которым в 2005 году вело работы Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В рамках данного проекта разрабатывался унифицированный боевой модуль, получивший кодовое название «Прорыв-2», и впоследствии представленный на полигоне в качестве модернизированного танка Т-90С.

Однако, на этом деятельность УКБТМ не была завершена, и стартовал проект «Прорыв-3», целью которого было создание боевой машины, превосходящей по эффективности немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы». Опытный образец был создан в цехах Уралвагонзавода, и наглядно продемонстрировал, что конструкторы КБ справилось с поставленной задачей. Кстати, этим же предприятием выпускаются боевые машины класса «Армата», поэтому работы над созданием Т-90М велись параллельно.

Что нового

В целом, привычный вид Т-90 изменился мало: сохранилась общая компоновка, была немного переработана башня и корпус. Однако, инженеры не занимались рестайлингом, они повышали боевую эффективность машины и эргономику производства. В рамках модернизации, серьёзные изменения претерпели системы управления огнём, командная управляемость, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

К существенным изменениям можно отнести переустройство боевого отделения. Теперь у экипажа появилось больше свободного пространства, устанавливаются комфортабельные кресла. Кроме этого, танк получил автоматическую систему заряжания. В целом, это вполне стандартное требование для современных боевых машин, однако, автозаряда орудия нет у «Леопардов» и «Абрамсов», поэтому эти-таки заметно проигрывают российскому аналогу в плане скорострельности и огневой мощи.

Отдельно можно выделить экономику производства. Проект «Прорыв-3» планируется внедрять без создания новых машин. В частности, в качестве базовой основы будут использованы основные узлы и механизмы Т-90. Поэтому поставки новой техники для сухопутных частей будут осуществляться путём переоборудования старых машин.

Конструктивные особенности

Рассмотрим характеристики основных узлов.

Командная управляемость

В оснащение танка интегрирована система БИУС – бортовое информативное управление. В результате осуществляется постоянный контроль и диагностика основных узлов, выполняется блокировка ошибочных действий механика-водителя. Благодаря БИУС, заметно повышается рабочий ресурс основных узлов и электроники, снижается вероятность поломок.

Помимо этого, здесь установлена система управления тактического звена, которая объединяет всю необходимую аппаратуру единую мультиплексную сеть. В результате упрощается взаимодействие всех бортовых систем: заряжание, постановка дымовых завес, топографическое ориентирование, распознавание сигналов «свой-чужой». Радиоаппаратура обеспечивает скрытую связь с эффектом постановки защитных помех. Кроме этого, предусмотрена функция программного изменения частоты.

Подвижность и манёвренность

Динамика Т-90М находится на высоком уровне. Здесь установлена новая силовая установка В-92С2Ф, производительностью 1 130 л. с. Здесь нужно уточнить, что российский танк обходит все западные аналоги в плане динамики и проходимости, хотя и проигрывает по скоростным показателям.

Отделение механика-водителя оснащается информативным ЖК-дисплеем, куда выводятся данные о состоянии двигателя и узлов трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает автоматическое переключение скорости, что заметно снижает утомляемость во время длительных переходов.

Защита

Ключевой особенностью защиты стало размещение боеукладки за пределами боевого отделения, что повышает уровень безопасности экипажа в случае детонации снарядов. Кроме этого, были учтены недостатки защищённости танков предыдущих моделей.

В частности, лобовую проекцию башни и бортов закрывают комплекты динамической защиты класса «Реликт». Моторное отделение и периметр башни защищены дополнительными сетчатыми экранами. Боевое отделение изнутри покрыто противоосколочным подбоем на основе арамидных нитей. Нужно отметить, что динамическая защита построена по модульному принципу, что позволяет вариативно изменять отдельные компоненты в зависимости от поставленных задач.

Вооружение

В качестве основного вооружения Т-90М получил 125-миллиметровое гладкоствольное орудие 2А46М-4. К дополнительному вооружению относится ракетный комплекс «Рефлекс» с дальностью поражения целей до 5 километров, спаренная пулемётная точка.

Управляется вооружение посредством высокоэффективной СУО «Калина». К безусловным преимуществам можно отнести панорамный прицел командира – абсолютная новинка для российских танков. Кроме этого, система управления огнём сопряжена с автоматическим указателем цели, что упрощает ведение боя в режиме «Hunter-Killer».

Технические характеристики

Основные тактико-технические характеристики модернизированной машины пока держатся в секрете и не подлежат разглашению. Однако достоверно известны следующие параметры:

  • Снаряжённая масса – 50 000 кг.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Мощность дизеля – 1 130 л. с.
  • Основное орудие – 125 мм.
  • Спаренный пулемёт – ПКТМ калибра 7.62 мм.
  • НСВ для подавления огневых точек и воздушных целей – 12.7 мм.
  • Запас хода – 550 километров по шоссейной дороге.
  • Экипаж – 3 человека.

Согласно предварительным данным, Министерство обороны РФ уже подписало контракт на поставку в войска порядка 400 единиц Т-90М. Предполагается, что эти машины должны поддержать боеспособность армии до появления в достаточных количествах более перспективных танков «Армата».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»