Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора): значение, каноны иконописи. Икона «христос пантократор» из гмии им. а.с. пушкина. памятник последнего расцвета константинопольской живописи

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Икона Иисуса Христа Вседержителя – один из центральных образов христианской иконографии Спасителя. Ее еще называют Пантократор, что происходит от греческого слова παντοκράτωρ, означающего всесильный, всевластный.

Определение «Вседержитель», поставленное рядом с именем Иисуса Христа, символично представляет двойственность образа:

  • Во-первых, подчеркивает догму Боговоплощения. Данный эпитет подчеркивает божественное преимущество Мессии, указывает на то, что Спаситель является Царем Небесным и будущим Судией мира, который может сделать абсолютно всё, ему подвластны все.
  • Во-вторых, слово «Вседержитель» указывает на человеческую природу Мессии, его спасительную миссию – Иисус Христос жертвой на кресте искупил человеческие грехи и очистил этим природу людей.

Много веков тому изображением Иисуса Вседержителя расписывали внутреннюю часть церковного купола. Позднее образ Мессии появился на иконах.

Появление образа Спаса Вседержителя

Первые письменные упоминания об Иисусе Христе были сделаны в источниках, принадлежащих второй половине I века или первой половине II века н. э. А вот картины, рисунки, мозаики, изображающие лик Господа, появились намного позже. Почему? Ответ прост – ветхозаветная Церковь запрещала изображать лик Господа Иисуса Христа. Хотя, следует отметить, что подобные рисунки были обнаружены еще в катакомбах древних римлян. Вокруг головы Спасителя нарисован нимб.

Первые иконописные изображения Иисуса Христа были написаны в византийских храмах около IV-VI веков. Самым древним из них считается икона Господа из Синайского монастыря, именуемая Христос Пантократор (VI век). Исследователи полагают, что манера написания этой иконы (горячим воском) схожа с портретом. Лицо Христа намерено сделано асимметричным. Одна половина представляет нам Спасителя, а вторая – Судью. Также ранними изображениями Мессии являются:

  • композиция «Преображение» в монастыре святой Екатерины Синайской (VI век),
  • образ Иисуса на облаках из римской церкви святых Космы и Дамиана (VI-VII века),
  • изображение Спаса Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII веков).

Эти произведения имеют много общих черт, что свидетельствует о сформированности требований к изображению образа Иисуса Христа.

Каноны создания иконы Спаса Вседержителя

Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.

Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:

  • Поясное.
  • В полный рост.
  • Сидящим на престоле.

Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.

Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.

Ярким примером данного типа иконописи является Господь Вседержитель, окруженный архангелами на куполе собора Святой Софии киевской. Роспись принадлежит к началу второго тысячелетия христианства.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

В 10-х годах XV века (приблизительно 1408 год) Андрей Рублев написал небольшую икону, «Спас в силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Образ с Иисусом Христом, несмотря на прошедшие века, дошел до нас в отличном состоянии.

По видимости, основой для создания композиции иконы Иисуса Христа стали видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Божья слава воплощается в изображении Господа в окружении символических фигур.

Центральная часть иконы отдана Господу Иисусу Христу, восседающему на престоле. Красный цвет фона подчеркивает божественную природу Спасителя («Ибо Господь… есть огонь поядающий»). Одежда золотого цвета – олицетворяет сияние славы. Фон иконы состоит из наложенных геометрических фигур – красного ромба и синего овала. Такое сочетание говорит о том, что в Иисусе соединены вместе Бог и человек, небесное и земное начало, огонь и вода. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой держит книгу.

Вокруг Христа А. Рублев изображает множественные лица ангелов, крылья с глазами, крылатые колеса у подножья престола. Каждое является обозначением одного из священных понятий: «начало», «власть», «сила», «престол», «ангел», пр.

Чудотворная икона Спаса Вседержителя

Икону Спаса Вседержителя из Псковского музея исследователи датируют серединой XIV века. Это редкий памятник псковской иконописи, один из немногих сохранившихся древнейших образов.

Точная история этой иконы до конца неизвестна. В музей ее передал (до 1927 года) преподобный Евфросиний Псковский из собора Трёх святителей Спасо-Елеазаровского монастыря (основан в начале 1430 г.). В собор она попала из Великопустынского Спасо-Преображенского мужского монастыря. До того времени икона носила имя Спасителя из Великих Пустынь.

В традиционном для типа Христос Вседержитель поясном положении Иисуса обращает внимание благословляющая правая рука Спасителя. Она повернута тыльной стороной, что иногда встречается в византийской иконописи. Левая рука держит Евангелие. Изображение Мессии архаично, оно выражается в простоте написания, пропорциях фигуры, организации пластики и цветовом решении иконы. Именно поэтому трудно установить точную дату ее появления. Предположительно это середина XIV века.

Известны с устных свидетельств и зафиксированы письменно случаи, когда молитвы верующих были услышаны и Господь исцелял от болезней, спасал от беды и неприятных событий. Чудотворные образы являются священными предметами. Они обладают благодатью Божией, становятся центрами духовности, притягивающим к себе людей. Чтобы старинная икона от постоянного использования не пострадала, с нее делают списки и освящают для распространения среди верующих.

Икона Христоса Вседержителя (Пантократора) в доме

Несомненно, выбирая иконы для собственного жилища, следует руководствоваться своими желаниями. Изображение Спаса Вседержителя – необходимая часть духовной жизни христианина. В облике Отца Небесного милосердие, доброта, поддержка и напоминание о божьем суде – все, что помогает верующим преодолеть испытания и сохранить достоинство, обрести успокоение. Молитвы ко Вседержителю содержат просьбы о помощи и благодарность за милости.

Икона Иисуса Христа Пантократора не имеет строго определенного дня для почитания. Поэтому обращение через нее к Спасителю будет уместным в любое время, когда у человека появится необходимость поблагодарить или обратиться за помощью.

Обратиться к образу можно со словами «Отче Наш». Но существует и специальная молитва иконе «Господа Вседержителя». Сначала молящийся обращается к Всевышнему, сошедшему на землю для спасения грешников. Вера в силу Христа, его всемогущество и милость придают силы людям. Далее следует выражение благодарности Господу за то, что Иисус не оставляет их в трудное время. В завершение молитвы православный просит Бога простить вольные и невольные прегрешения, даровать прощение молящемуся, его близким и родным.

Молитвы образу Господа Вседержителя дарят утешение, силы, помогают избавиться от нечистых мыслей, моральных и физических ран. Вознося с чистыми помыслами молитвы иконе, верующие:

  • получают защиту от подлых и жестоких людей;
  • избегают обманов и разочарований;
  • ограждаются от бед и смерти;
  • достигают взаимопонимания, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром;
  • могут сохранить брак.

Такая икона оказывает положительное влияние на атмосферу в семейном доме. Она оберегает людей от непонимания, защищает детей от болезней и неприятностей. Иисус – лучший лекарь человеческих душ и тел. С любовью выбранный образ Иисуса Христа Вседержителя станет замечательным подарком к любому празднику близким и родным людям.

Константинопольский мастер, VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» - это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке - Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции - с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы - разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.

В Галилее, в небольшой и уютной православной церкви 12 апостолов на северном берегу Кинерета в Капернауме находится интереснейшая икона, встроенная в спинку букового трона, которая называется Спас Синайский.

Это великолепная художественная копия иконы середины 6 века, созданная современным израильским живописцем Акселем. Оригинальная икона была написана в Константинополе и подарена монастырю Санта-Катарина, что на Синае, императором Юстинианом. На сегодняшний день это самое древнее изображение Иисуса, дошедшее до нашего времени.


Данный образ является прототипом самой распространенной, наиболее важной в православии иконы Господь-Пантократор. Такая икона расположена в иконостасе любой православной церкви на самом почетном месте - справа от царских врат - входа в алтарное пространство. В чем же разница между иконами Спас Синайский и Господь-Пантократор?
Икона из церкви 12 апостолов, также как и синайский оригинал, выполнена в редкой и очень сложной технике «энкаустика». Краски в этой технике замешиваются на воске и являются своего рода «термопластом». Краски наносят на восковую грунтовку при помощи нагретых медных палочек – «впаивают» в основу. Изображение оказывается рельефным, а потому насыщенно рефлексами, придающими ему живость и объем. Свежесть цвета и яркость красок сохраняются в этой технике навечно, никогда не тускнеют.

Эта техника начала применяться в древнем Египте много тысяч лет назад. Как известно, центральной частью египетской религии был культ мертвых. Египтяне верили в бессмертие души и сохраняли тело - мумию - на случай, если душа захочет вернуться в него. Чтобы она не ошиблась и вернулась в «свое» тело, нужно было на саркофаге изобразить точный портрет умершего, своего рода адрес. Представляете, художник работал на кладбище, в склепе, в духоте и при неверном свете факелов (саркофаг – тяжелая колода и таскать ее в мастерскую художника, а потом в подземелья склепов не так-то просто).
В 4 в. до н.э. Египет завоевал Александр Македонский, греки распространили свою культуру на восток, а также сами многое почерпнули у завоеванных народов. Им понравилась эта традиция египтян - бессмертие души очень привлекательно, тем более возможность возврата души в мумифицированное тело. Сначала они, подобно египтянам, изображали портреты усопших на саркофагах. С течением времени эта традиция расширялась, количество заказов увеличивалось и, как результат, работа переместилась, наконец, в мастерскую художника. Портреты стали писать на деревянных досках, прикрепляя их затем к мумии бинтами. Рисовали по-прежнему в этой сложной технике «энкаустика». Это явление распространилось на весь эллинистический Восток. Так родился фаюмский портрет, получивший название от оазиса Фаюм на юге Египта, где впервые были найдены подобные портреты. На сегодняшний день в музеях мира хранится около 1000 фаюмских портретов. Взгляните на них. Они и сегодня как живые!

В середине 1 в. до н.э. Ближний восток вошел в орбиту Римской империи, и римляне переняли у греков этот эллинистическо-египетской обычай изготовления мумий и изображения «именинника» в его лучшую пору.
Когда в 4 веке император Константин объявил христианство государственной религией, идея фаюмского посмертного портрета воплотилась в иконописи. Ожидалось скорое второе пришествие умершего и воскресшего Иисуса. Христиане эллинистической культуры начали создавать портреты Иисуса и святых. Идеологически это изображение выражало египетско-эллинско-римское ожидание возвращения души умершего. Весьма вероятно, что, как и большинство фаюмских портретов, икона Спас Синайский несет оригинальные черты личности, с которой она написана.

И еще одна интереснейшая особенность этой иконы. В ней отразились споры того времени о природе Христа. Незадолго до написания этой иконы диофизиты одержали окончательную победу над арианами и монофизитами. Монофизиты считали, что в Иисусе есть только Божественная природа, ариане – что Иисус создан Богом и не равен ему. Диофизиты же утверждают, что в Нем присутствуют одновременно неслиянно и нераздельно две природы – Божественная и человеческая, На иконе отражена эта двойственность. Правая часть лица торжественна и спокойна, от нее исходит свет, глаз смотрит прямо вперед - это выражение лица Верховного Судии. Левая часть находится в тени, бровь изломана страданием, взгляд направлен вниз – мы видим страдающую человеческую сущность Иисуса. И это все в иконе 6 века! Вот как тогда писались иконы!
С течением времени острое ощущение скорого возвращения Христа притупилось, но его роль как Верховного Судии оставалась чрезвычайно актуальной в христианстве. Поэтому изображение Господь-Пантократор присутствует в любой православной церкви, но теперь оно стало более обобщенным, личные, портретные черты исчезли. На иллюстрации - икона Господь-Пантократор с купола Храма Гроба Господня. Этот тот же образ, что и Спас Синайский, но посмотрите, насколько они различны!

И несколько слов о живописце. Автор этой иконы израильский художник Борис Аксель сумел возродить очень древнюю технику живописи «энкаустика». Он создал в Израиле школу, обучил этой сложной технике нескольких учеников. До конца жизни он не хотел расставаться с этим своим произведением. Настоятель монастыря 12 апостолов Иринарх много лет подряд хотел приобрести эту икону для своей церкви и купил ее только после смерти художника у его наследников. Специально для этой иконы Иринарх и заказал буковый трон.

Изображение Бориса Акселя - акварель цфатской художницы Маши Орлович. Спасибо ей

Сайт экскурсоводов Влада и Юли Познянских:

Более тысячи лет назад отгремели иконоборческие споры, и Церковь утвердила почитание святых икон. Но многие ли наши современники задумываются, кого и что они видят на иконе? А когда задумываются - не получается ли ещё хуже? О том, правду ли говорят искусствоведы о Синайском Спасе - иконописец Дмитрий Марченко.

Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае - один из самых впечатляющих шедевров иконописи. Был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю, пользовавшемуся покровительством императора.

Какое-то время образ был забыт, его обнаружили только в XIX веке, но оценить всю художественную мощь и духовную глубину этой иконы мир смог лишь в 1962 году, когда поверхность её была очищена от поздних поновлений.

Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон.

Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление - в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Не секрет, что современному русскому православному привычнее гладкость и зализанность иконной поверхности - «смиренное» подражание образцам позднего русского средневековья, от Рублёва до Дионисия. Другая бросающаяся в глаза особенность - ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя.

Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов.

Признаюсь честно, мне повезло с Синайским Спасом. Я сперва увидел репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочёл о нём. Тут-то я и отдал себе отчёт в том, что знаменитой асимметрии я до знакомства с посвящённой памятнику литературой не замечал. То есть, я её, конечно, видел, но не придавал ей никакого особого, а тем более - символического значения.

На меня глядел Христос, я узнавал Его - это было главное в моём общении с иконой, и я совершенно не был расположен делать наблюдения типа «а-а-а, смотри-ка, глаза-то у Него разные!» или «а левый-то ус правого короче!»

Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности.

Объяснение начинается с истолкования, например, такого: «разные глаза Спасителя, милующий и отвергающий…». При этом утверждение о «разноэмоциональных» глазах подкрепляется ссылкой на Четвёртое деяние VII Вселенского Собора, где идёт речь об изображении героини древнегреческих мифов Медеи: «один глаз показывал в ней гнев, второй, напротив, нежность» (Деяния Вселенских соборов. Т.4. С. 423).

И вот эти разные глаза языческого персонажа, которые в контексте соборных постановлений должны демонстрировать различный, порой прямо противоположный спектр человеческих эмоций, вдруг привязываются к образу Господа нашего Иисуса Христа.

Или ещё закрученней. Вот что пишет о пресловутой асимметрии один израильский экскурсовод:

«И еще одна интереснейшая особенность этой иконы. В ней отразились споры того времени о природе Христа. Незадолго до написания этой иконы диофизиты одержали окончательную победу над арианами и монофизитами.

Монофизиты считали, что в Иисусе есть только Божественная природа, ариане - что Иисус создан Богом и не равен Ему. Диофизиты же утверждают, что в Нём присутствуют одновременно неслиянно и нераздельно две природы- Божественная и человеческая. На иконе отражена эта двойственность.

Правая часть лица торжественна и спокойна, от неё исходит свет, глаз смотрит прямо вперед - это выражение лица Верховного Судии. Левая часть находится в тени, бровь изломана страданием, взгляд направлен вниз - мы видим страдающую человеческую сущность Иисуса. И это все в иконе 6 века! Вот как тогда писались иконы!».

Конечно, это не просто эксурсоводские байки - искусствоведы тоже частенько говорят и пишут в том же ключе. Но чтобы утверждать такое, нужно закрыть глаза на то, что писали об иконе святые отцы.

Напомню. В период иконоборческих гонений противники священного образа обвиняли православных, помимо всего прочего, и в том, что, изображая на иконах человеческую природу Господа, мы тем самым отделяем её от Его Божественной природы, подобно несторианам, о чём говорится в анафематизмах иконоборческого собора:

«Кто старается написать на иконе нераздельное и ипостасное соединение естества Бога-Слова и плоти, то есть, то единое неслиянное и нераздельное, что образовалось из обоих, и называет это изображение Христом, между тем, как имя Христос означает вместе и Бога и человека, да будет ему анафема.

Кто одной мыслью отделяет плоть, соединившуюся с ипостасью Бога-Слова, и вследствие этого старается изобразить её на иконе, да будет анафема.

Кто пишет на иконе плоть, обоготворённую соединением её с Богом-Словом, как будто бы отделяя её от воспринявшего и обоготворившего её Божества и делая её таким образом как бы необоготворённой, да будет ему анафема».

Православие дало свой ответ на эти обвинения: икона отображает не природу, а личность Христа .

И в рамках этой полемики важно одно простое наблюдение: никогда, ни в каком контексте, ни с православной стороны, ни с иконоборческой не всплывало упоминание об изображении в одной иконе разницы двух природ. Ясно как день, что христианский мир просто не был знаком с таким хитрым художественным феноменом, как изображение этой разницы.

Попробуем теперь посмотреть на проблему с чисто искусствоведческой точки зрения. Действительно ли данный приём изображения лика столь уникален, чтобы ему можно было приписать какое-то символическое значение?

Как известно, наиболее близкими к Синайскому Спасу по иконографии, стилистике и технике исполнения памятниками являются погребальные изображения эпохи эллинизма, т.н. «фаюмские портреты». Если мы посмотрим подборку этих изображений, то заметим, что различного рода асимметрии там не редкость:

Проще говоря, в этой группе памятников труднее найти симметричное лицо, чем асимметричное, там десятки куда более грубых нарушений симметрии, чем на Синайской иконе.

Как видим, асимметрия - это всего лишь одно из проявлений стилистики данной школы.

Конечно, невозможно запретить человеку видеть в иконе то, что он желает. Например, в причёске Христа, в зависимости от количества прядок, находить и Святую Троицу, и четыре Евангелия, и семь Страстей. В морщинах на лбу - намёк на небесные сферы. В вертикали носа и горизонтали бровей - Животворящий Крест, и на основе этих углубленных наблюдений погружаться в богословие - иногда православное, а чаще - эзотерическое.

Но православный христианин должен всегда помнить, что икона Христа - это прежде всего прямое Его изображение, и что может быть больше этого? Какие выдумки, какие символические коды, какие «тайные доктрины»? Только те, кому не дорог Сам Христос, милующий и грозный, величественный и смиренный, Спаситель и Судия, - только такие «христиане» станут искать в Его иконе, будь то Синайский Спас или любая другая, дешёвых погремушек для удовлетворения своей потребности пофилософствовать там, где следовало бы лишь созерцать и молиться.

Вконтакте

Х ристос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью». Благодаря этому иконописный образ уже демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий. Сам образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой стороны лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, показывает расслабленные бровь и губы; правая сторона, наоборот, выполнена темнее. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того время, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различные выражения лица, отражала идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.


В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии святых.

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и небесного царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это, вероятно, их значение в данном случае, как хорошо, но потом иконы Спас заменить надписи на греческом языке, а развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу.

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:
В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»