Игумения Варвара (Трофимова): “Я счастлива, что есть Пюхтица”. Её называли игуменией всея Руси. Памяти схиигумении Варвары (Трофимовой)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова).

Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители.

18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

26 ноября 2010 года игумения Варвара приняла постриг в схиму.
Публикуем интервью матушки Варвары.

- Матушка, какие самые яркие впечатления остались у Вас в памяти из раннего детства?

Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом, и привила и нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие – и тёти, и дяди были голосистые, а дядя Фёдор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть ещё. Я была младшей в семье, старшие сёстры вышли замуж, а я все с мамой – она поёт в церковном хоре, и я с ней.

Из детских воспоминаний не забыть и то, что пришлось пережить, когда началась война. Мне шёл тогда одиннадцатый год. Немцы подступали к Ленинграду, а Чудово расположено всего в ста километрах. Начались бомбёжки, и мы через лес недели две шли в Тихвин, откуда эшелоном нас отправили в Кировскую область. Туда ранее был эвакуирован Пушкинский детский дом, где моя старшая сестра, Любовь Алексеевна, была заведующей. И вот там мы прожили до 1947 года. И голод, и холод, всё перетерпели, но всё же не было бомб и снарядов. За 12 километров ходили в церковь, пели в хоре. После занятий в школе я ещё помогала воспитателям детского дома ухаживать за детишками. Старшая сестра даже советовала мне стать воспитательницей.

- Когда Вы поняли, каково Ваше призвание?

В 1947 году мы приехали в Лугу. Я закончила бухгалтерские курсы и работала на почте. Ходила в Казанскую церковь и пела в церковном хоре. Думаю, в моём призвании сыграла роль родительская молитва. Дело в том, что моя мама до замужества просилась у родителей в монастырь. Но её не пустили, потому что она была старшей из 15 детей и ей надо было нянчить младших. Она безропотно подчинилась воле родителей, которые выдали её замуж за хорошего мастера стекольного завода Алексея Трофимова, моего отца. Нас у родителей было семеро – пять девочек и два мальчика, и мама очень хотела, чтобы кто-то из девочек пошёл в монастырь и молилась об этом.

- Когда впервые у Вас возникла мысль уйти в монастырь?

- Мне было 20 лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, всё мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни. В то время настоятельницей Виленского монастыря была игумения Нина Баташева (впоследствии схиигумения Варвара) – человек замечательный, деятельный. Она мне впоследствии очень многое дала, многому научила. А тогда она посмотрела на меня и сказала одной из сестер: «Феофанечка, да она из рода нашего». А я и не поняла, что это значит. Но вскоре попросилась к ней в монастырь. Матушка готова была взять, но в том момент не давали прописку в Вильнюсе. Пообещала, что, как только будет возможность, примет меня в свою обитель.

Жду год, жду второй, она хлопочет, но никак не прописать. О других монастырях я ничего не знала. И вдруг мне говорят: «В Эстонии есть женский монастырь». Попросила разрешения у мамы поехать посмотреть и так и осталась в Эстонии. Помню, матушка игумения Рафаила спрашивала меня, когда я сказала, что хочу в Пюхтицкий монастырь: «А ты косить умеешь? А пахать? А с лошадками управляться? Не умеешь… А что ты будешь делать у нас?». Это она меня так испытывала. А я сказала: «Всё, чему научите, буду делать». И всему научилась: и косить, и жать, и молотить цепями, и камни с полей собирать. Вот так я и оказалась в Пюхтице. И это моя судьба, мое призвание, а без него в монастыре и одного дня не проживёшь!

- Но потом судьба вновь Вас привела в монастырь к Матушке Игумении Нине в Вильнюс?

Да, когда выяснилось, что матушка Нина всё же выхлопотала для меня прописку. А я уже была в Пюхтице. Однако наша настоятельница разрешила мне вместе с сестрой Георгией, которая сейчас настоятельница монастыря в Иерусалиме, поехать в Вильнюс, так сказать, в длительную командировку. И я там прожила 12 лет, была бухгалтером в епархиальном управлении, пела в хоре, ездила в Москву по казначейским делам.

- Но Вам суждено было вернуться туда, где Вы начинали свой монашеский путь, в Пюхтицу?

Да, в Пюхтице игумения Ангелина уже была старенькой, болезненной, а монастырь большой, многое в нём требовалось построить, отремонтировать, привести в порядок. Сюда стекалось много паломников, туристов. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) хотел, чтобы новой настоятельницей стала именно пюхтицкая сестра. Ему подсказали, что в Вильнюсе есть две сестры именно из Пюхтицы. Вызывает Святейший меня в Москву. Одевает крест и даёт указ. Я ему говорю: «Ваше Святейшество, какая же из меня игумения, у меня ведь и опыта нет». «А знаешь, какая будешь у меня игумения, – сказал он, – игумения будешь за святое послушание. Вот твое игуменство». Ну, если за святое послушание, тогда ладно, а то я всё плакала, не соглашалась. Было мне всего 37 лет.

Матушка, Вы общались со многими великими людьми и духовно связаны со многими монастырями, с Афоном, Иерусалимом и известными подвижниками нашего времени – митр. Вениамином (Федченко), преп. Симеоном (Жилиным), Виленской схиигуменией Варварой, протоиереем Николаем (Гурьяновым), архим. Иоанном (Крестьянкиным) и многими другими, посещали преподобного Серафима (Вырицкого) и получили благословение от него незадолго перед началом монашеского пути. Вы и сама человек очень известный и почитаемый. Как Вы относитесь к своей известности?

Я не считаю себя какой-то особенной, и мы не должны приписывать себе никаких заслуг: мы всего лишь исполняем послушание, данное нам от Бога и делаем то, что должны сделать… В Святом Евангелии сказано, что когда мы исполним все повеленное нам, должны говорить: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать» (Лк. 17, 10) и, конечно, не помышлять о себе великое и не приписывать себе никаких заслуг. Вот я смотрю на молодых сестёр, радуюсь, что они многое могут сегодня, помогают мне и по хозяйственной части, и по административным делам, они образованные.

- Образование, интеллект необходимы монашествующим, или же достаточно иметь смирение и послушание?

На мой взгляд, чем человек образованнее, тем он смиреннее и спокойнее и тем у него лучшее отношение к людям, поэтому не надо думать, что образование вещь не нужная или даже вредная помеха в монашеской жизни…

- Что Вам не нравится в современном мире?

Трудное наше время, трудно соединяются люди, часто между ними разобщенность, непонимание, а связующее начало – любовь. Поэтому мы и должны являть миру главное сокровище христианства – любовь, и во всех обстоятельствах жизни мы, христиане, должны оставаться делателями добра и любви, молиться, помогать больным, обездоленным, одиноким. Ведь самая главная евангельская заповедь – это заповедь о любви к Богу и ближнему, и мы стараемся, чтобы этой жертвенной христианской любовью люди были постоянно окружены в монастыре, чтобы монастырь наш всегда был островком веры, любви, служения людям.

Пюхтицкий монастырь часто называют «жемчужиной Эстонии». Какое, по Вашему мнению, сейчас у людей отношение к Церкви, к монастырям?

Сейчас особенно заметно, как многие обратились к Церкви, и к нам приходят люди помолиться, побыть среди мирной обстановки, ищут здесь духовного назидания и умиротворения, черпают духовные силы для своих повседневных трудов, для повседневной жизни. Ведь место, где стоит наш монастырь, особое, избрано Божией Матерью и освящено Её стопами. Таким местам, особенно Ею возлюбленным, Матерь Божия являет многие Свои милости, простирая над ними Свой Покров. Некоторые приезжают в обитель не для паломничества и молитвы, а просто для обозрения, но и они обретают здесь спокойствие и мир души. Посетив монастырь, люди обычно так и говорят: это очень мирное место.

- К Вам много людей приходит, звонят, все хотят получить благословение, совет. Вас это не тяготит, не устаете?

Нет, хотя, конечно, монашеская жизнь тяжёлая, но монах живет для людей, а не для себя. А про пост игумении и говорить нечего. У игумении, как у часов, и днём, и ночью без перерыва мозг не останавливается: то бы не забыть, это надо сделать. Иной раз, когда народу очень много, рука устает благословлять, физически тяжело, но это меня не тяготит. Я люблю людей, жалею каждого, даже если говорят про человека, что он плохой. Но он не родился плохим, возможно, обстоятельства жизни сделали его таким. Матерь Божья сюда приводит людей. Вижу часто они на коленочках стоят в храме, плачут, горе какое-то у человека. Иной раз так расстроюсь, хочется принять все беды, помочь.

- Вы счастливы?

Я счастлива, что есть Пюхтица, что сёстры мои очень любят молиться. А ведь у нас поля, огороды, скот, которые требуют много сил и времени, и с первых дней сестры обеспечивают себя и паломников трудами рук своих, но не смотря на это, с любовью молятся.

Матушка, Вы прожили большую, трудную, но удивительно красивую жизнь. Обращаясь к Вашему и духовному, и жизненному опыту, который огромен, скажите, пожалуйста, что является важнейшим для спасения человеческой души?

Вера, непоколебимая вера в Бога и в Его всеблагой и совершенный Промысел, ведущий человека ко спасению. Счастлив тот человек, который имеет доверие Богу и послушание Ему, сознавая то, что истина на земле пребывает лишь в Церкви. И как несчастен и очень одинок человек, отвернувшийся от Господа, не имеющий авторитетов в духовной жизни.

Мы знаем, матушка, что в Вашей обители стал особо отмечаться ещё один праздник – Пюхтицкой иконы Божией Матери. Расскажите немного об этом.

Да, это очень радостный для нас день – 1 июля. Ведь Пюхтицкий образ был написан в нашем монастыре первыми пюхтицкими живописицами, изобразившими явление в 16 веке Пречистой Богоматери на этой Святой горе. Празднование установлено и внесено в Церковный календарь по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Составлена служба с акафистом. Икона дорога нам и тем, что напоминает о святом праведном Иоанне Кронштадтском – она предназначалась в дар дорогому Батюшке и находилась у него, поэтому эта икона несёт и его благословение.

Светлая вера в Промысл Божий, дорогая матушка, движет всей Вашей жизнью и через Вас спасает многих и многих. Позвольте по случаю Вашего славного 80-летия от имени всех читателей газеты «Мир Православия», Ваших постоянных паломников и почитателей пожелать Вам здравия и спасения и во всём благого поспешения и многих, многих лет жизни на благо и процветание обители Пюхтицкой и во славу Церкви Божией!

Блаженная Варвара родилась предположительно 1907 году в д. Горушко Новгородской губернии в семье сапожника Григория Трофимова. Мать Варвары, Анастасия Багрова, вторая жена отца, имела четырех сыновей и четырех дочерей, Последняя - Варвара, была крещена в д. Ефимово. При крещении священник сказал: «Эта - сразу с крестом». (Девочка родилась слепой.)

Из воспоминаний архимандрита Агафангела (Догадина): «...Голосом народа - гласом Божиим - была названа «старицей» наша матушка Варвара. И когда спрашивают, какие у нее заслуги перед Богом и добрые дела перед людьми, я отвечаю: целомудрие (чистота духовная и телесная), смирение, худоба (телесная истощенность), монашеский облик (белая лицом, словно просфора), более того, строжайшая постница (в понедельник, среду и пятницу ничего не ела), удивительная утешительница народа, приходившего к ней с разными печалями и душевными язвами...

Младшая в семье, оставшаяся без матери в возрастe пяти лет, а без отца в одиннадцать. Варвара лишь непродолжительное время пользовалась приютом старших сестер. Вскоре, дабы не становиться обузой, пошла, жить по добрым людям да церковным богадельням, нигде подолгу не задерживаясь. Много раз посещала она прославленные обители святой Руси, как, например, женский монастырь в Эстонии, который окормляла тогда игуменья Варвара, а еще раньше, до назначения последней, встречалась с юродивой монахиней Екатериной, они подолгу беседовали о спасении, Иисусовой молитве и о многом другом, о чем ведомо только Богу. Была странница в Литве, в мужском монастыре, где почивают нетленные мощи преподобномучеников Вильнюсских - Антония, Евстафия и Иоанна. Много раз навещала Псково-Печерскую обитель. Там к Варваре приходили за советом, там она получала пищу и ночлег.. Архимандрит Алипий просил ее святых молитв в дни больших искушений обители... Матушка Варвара всех утешала, говоря: «Никого не бойтесь, вы под Покровом Матери Божией. Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая». Авва Алипий проявлял великодушие к Варваре, почитал ее искренне и глубоко, и разрешал иногда, при большом стечении народа, побеседовать, дать наставления паломникам... Часто приходилось матушке Варваре менять место жительства, терпеть от злых людей: не раз по их навету вызывали еe в милицию, но видя ее кроткий, незлобивый нрав, отпускали.

Во время войны она ходила по деревням, собирала милостыню, кормила раненых и сирот. Она называла тогда себя «лесной птицей». Идя лесом, много раз встречала волков и диких кабанов. В эту опасную минуту она пела: «Заступница усердная, с нами Бог», и звери обходили еe стороной.

Постоянный приют обрела Варвара 12 лет назад в Старой Руссе. Мы выделили ей небольшую келью при нашей богадельне... Сюда за советом к ней потянулись люди, и всем она говорила: «Господи, спаси всякую душу»...


Она... наделена была даром прозорливости. Узнав о назначении на высокий пост одного священника, вздохнув, матушка произнесла: «Ни голоса, ни волоса, ни духа, ни слуха. Вырастут гусиные крылья и улетит»... Через год упомянутый священник был уволен, потом запрещен в служении, бросил семью и занялся торговлей…

На церковных службах старица присутствовала всегда. На память знала акафисты, псалмы, стихиры, часы и многие ирмосы канонов. Хорошо знала чин «како подобает пети дванадесять псалмов особ». И если что-либо при пении пропускали, комментировала: «Евши горох, не разжевали»...

Приходящие в лице матушки находили настоящий кладезь мудрости....Она видела все - и видела лучше зрячих...

Прихожане Георгиевской церкви по сей день помнят, как приводили ее, уже больную и немощную, в храм к началу богослужения, Сидя в уголке перед Старорусской иконой Божией Матери, скрестив на коленях свой худенькие, почти прозрачные руки, она неслышно, одними губами молилась за всех - за себя, за вас, за наш богоспасаемый город и всю Россию...

Старица Варвара с одинаково чистым расположением сердца обращалась и со своими духовными детьми, и с закоренелыми грешниками: кому крестила головы, кого призывала «целовать пост», т.е. принимать пост как лекарство для обуздания плоти и для приобретения дара рассуждения...

Она и умирала мужественно: тихо, без слов, но с молитвой в слепых глазах. Так мирно отходят только истинные праведники.

Она прожила на свете свыше 90 лет, и каждый год по тяготам телесным и беспрестанности духовной брани можно считать «фронтовым».

Матушка задолго до своей кончины пророчески предсказывала, что преставится ко Господу на пасхальной неделе. Размышления о смерти были одной из ее добродетелей. Она делилась ими со всеми, ибо эти мысли содействовали обилию благодати, силой, которой мы трезвеем душой и подвергаем переоценке ценности нашей земной жизни.

Завершая рассказ о блаженной старице Варваре, трудно поставить точку: ее святой, славный путь однажды только начался на земле, а конца ему нет. И не будет. Ибо он пролегает теперь на царских небесных твердях. Для глубокого почитания старицы, чтобы стала она нашей молитвенницей, вспомним здесь слова святого Иоанна Богослова - зрителя неизреченных откровений, когда он предстоял своей душой во граде Вечной Пасхи - Иерусалиме, видя особую честь, возданную девству: «И взглянул я, - пишет он в Откровении, - и вот. Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Евангелист слышал песнь, звучавшую перед престолом: «и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Эти старцы суть девственники, не познавшие жен. Они идут за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим».

Господи, упокой душу блаженной старицы Варвары, со святыми упокой!

Высказывания блаженной старицы Варвары

Врач - лекарь, да и молитва не мешает, и преданность Богу нужна - то и другое пусть идeт вместе. Не понял - перемени лекарство. Молитесь, чтобы Господь надоумил: если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больной головой. Помоги вам, Господи, поговеть в утешение и укрепление

Сей свет вам на волю дан...

Чтобы знать Бога, быть в откровении, надо иметь терпение, главное - терпение, через это открывается воля Божия.

Кость праведника не сокрушится. (Господь обязательно сообщит, где мученик почил, где ссыльный погиб, чтобы с почестью их погребли.)

Широкая всем дорога, а ум у каждого свой, вот и разбирайтесь...

Все добро у Бога, а вывел в мир - как в море: что наберешь, так и поплывешь

Если в доме хозяина нет, худо дому. Раньше была святая Русь, а теперь живу и всех боюсь. Не стало настоящего правления на Руси, и это Господь попустил так, потому что отошли от истинного христианства, забыли Бога. За что Ему нас любить? За что добро нам делать? Но и среди хаоса Он сохраняет тех, кто Ему не изменяет, заповедей не нарушает...

Все хотят детей хороших, а какие мы сами? Что даем доброго им? Время злодеев, сыны прелюбодеев. Раньше детям на каждом шагу говорили: это можно, это нельзя. Сейчас родили, крестили, в мир пустили. Плывите в море по волнам своей воли! А кто хочет жить своей волей, тот все потеряет. Волей Божий скорби терпеть можно, а своей - и радости не впрок, конец будет, а Господь не забудет. Как умрем, спросят нас: кто был? что делал?

От Господа дана возможность исправления. Покайся и благодари Бога. Без скорбей и труда нет дорожки Туда. Ой, друзья мои, не надо увядать, а на Бога уповать: «Господи, помоги! И он Сам все покажет».

(Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ. - 8 фев. 2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря . После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя святой равноапостальной Марии Магдалины женский монастырь , где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов . 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери.

3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

На протяжении мн. лет мон-рь окормляет детей-инвалидов из Москвы, тяжелобольных детей-сирот в ахтмеском Доме милосердия, местный дом инвалидов. Обитель помогает слав. гимназии в Кохтла-Ярве, др. учебным заведениям Эстонии. В окт. 2002 г. по благословению Патриарха Алексия II Пюхтицкий монастырь стал местом проведения международной научно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в русских школах Балтии», одним из организаторов к-рой являлась настоятельница обители.

В. была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 гг., экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком мон-ре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 гг. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В. награждена орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Имеет награды мн. церковных и общественных орг-ций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского об-ва (2000), эст. просветительского об-ва «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эст. населения). В. являлась почетным гражданином Эстонии.

Лит.: Жукова И. А . Мать Варвара. М., 1989; Филимонов В. П . Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 261-264.

Статья из 6-го т. "Православной энциклопедии", с. 566

(Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ.), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря. После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь, где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов. 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери.

3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

На протяжении мн. лет мон-рь окормляет детей-инвалидов из Москвы, тяжелобольных детей-сирот в ахтмеском Доме милосердия, местный дом инвалидов. Обитель помогает слав. гимназии в Кохтла-Ярве, др. учебным заведениям Эстонии. В окт. 2002 г. по благословению Патриарха Алексия II Пюхтицкий монастырь стал местом проведения международной научно-педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в русских школах Балтии», одним из организаторов к-рой являлась настоятельница обители.

В. была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 гг., экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком мон-ре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 гг. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В. награждена орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Имеет награды мн. церковных и общественных орг-ций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского об-ва (2000), эст. просветительского об-ва «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эст. населения). В. является почетным гражданином Эстонии.

Лит.: Жукова И. А. Мать Варвара. М., 1989; Филимонов В. П. Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 261-264.

8 февраля в 7 часов утра отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). С ее именем связана целая эпоха в истории женского монашества в современной России, не зря ее называли игуменией всея Руси. Литургию и чин погребения в Пюхтицком монастыре 10 февраля возглавил епископ Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Преосвященнейший Меркурий. Похоронена схиигумения Варвара на монастырском кладбище у церкви в честь Святителя Николая.

Игумения Филарета (Смирнова) , настоятельница московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, делится воспоминаниями о новопреставленной схиигумении:

"С игуменией Варварой я познакомилась 40 лет назад, тогда я пришла в Пюхтицкий монастырь и матушка там уже жила четыре года вместе с матушкой Георгией. Потом матушка какое-то время жила в Вильнюсе. Там она проходила послушание в Виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины. Она окормлялась у опытной старицы-игумении Нины (Баташевой). Ей поручали и работу письмоводителя, и помощницы казначея. Кроме того, матушка участвовала в ремонтно-строительных работах по восстановлению монастыря. И вот, когда настоятельница Пюхтицкого монастыря мать Ангелина стала совсем немощной, Патриарх Алексий I вернул монахиню Варвару к нам и поставил ее в игумении монастыря.

С игуменией Варварой связаны особые воспоминания, ведь когда меня постригали в монахини, то мать Варвара стала моей наставницей, моей духовной матерью. Она управляла монастырем 43 года, она была настоящая мать-руководительница, они вместе со Святейшим Патриархом Алексием II восстановили уже разрушающуюся обитель. При этом Патриарх Алексий, как известно, был очень привязан к Пюхтице и начал помогать в восстановлении монастыря еще задолго до того, как стал Патриархом. Помню, матушка всё время ему звонила, советовалась, как лучше сделать. Работы было много. Сестры в обители жили не так, как сейчас, не было ни света, ни воды, ни канализации, всё делали руками. Но благодаря усилиям игумении мы восстановили церковь, строили новые кирпичные корпуса для сестер. Матушка Варвара была молодая, энергичная, и, конечно, без ее энергии обитель бы не стала такой благоустроенной. Ведь сейчас наша обитель процветает.

В последние годы матушка Варвара болела, у нее был диабет, но всё равно она руководила всем до последнего дня жизни. Матушка говорила так: «Я всё буду для обители делать, пока есть силы, пока глаза смотрят и голова работает, только бы не оставить обитель не в порядке».

Матушка наша была не только строительницей, но и молитвенницей. Сестер она любила и давала духовные советы. Кто приходил за советом — всем помогала. Поучиться у игуменьи было чему. Так получилось, что я несла послушание в Москве и почти всегда была рядом со Святейшим Патриархом Алексием II, к матушке Варваре я приезжала только на праздники вместе со Святейшим, когда он бывал в Пюхтицах. Но, несмотря на то что это были короткие встречи, мы решали с игуменией все вопросы, которые я не могла решить сама. Это касалось и вопросов духовной жизни. Матушка не философствовала. Всегда говорила очень конкретно, как нужно поступать.

Матушку невозможно было не любить, потому что она всегда старалась сделать всё для своей обители, для сестер — все силы положила на это.
Особенно игуменью любили миряне. К ней даже в последнее время, когда она болела, очень много приезжало паломников за советом. Ее называли старицей, игуменией всея Руси.
О том, что матушка Варвара была по-настоящему духовным человеком, говорит и тот факт, что к ней приезжали и духоносные старцы. Так, например, у нас часто гостил протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит. Он очень любил к нам приезжать, любил общаться с матушкой и говорил, что в Пюхтицах и Иерусалим, и Афон, и Дивеево разом.
Сила характера матушки Варвары стала притчей во языцех. Не случайно она снискала уважение не только у паломников, монашества и духовенства, но и у властей независимой Эстонии, которые, будучи лютеранами, с большим почтением относились к православному монастырю. Но ее стойкость и твердость соседствовали с удивительной любовью, именно ее сразу же чувствовали все, кто приезжал в Пюхтицы.
Вечная память новопреставленной схиигумении Варваре!"



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»