Ибо прах. «Ибо прах ты и в прах возвратишься

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Ты будешь терпеть это, доколе не наступит конец твоей жизни, когда ты разрешишься в землю, из которой и был образован. Хотя Я дал тебе природу телесную, по Моему человеколюбию, но это тело (произошло) из земли и будет опять землею: «земля еси и в землю отыдеши» . Чтобы этого не было, Я повелел вам не касаться того древа, присовокупив: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» . Я не хотел этого, но так как с Моей стороны сделано все, а ты сам устроил себе это, то не вини никого другого, но приписывай все своей беспечности. Здесь рождается у нас еще другой вопрос, который, если вам угодно, мы решим вкратце, и затем окончим слово. «Рече , – сказано, – Бог: в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ; а оказывается, что они после преслушания и вкушения жили еще много лет. Это представляется недоумением только для тех, которые поверхностно относятся к приведенным словам. Но кто слушает с добрым размышлением, для того ясно сказанное, и для внимательного не представляет никакого недоумения. Хотя они (Адам и Ева) прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: «земля еси, и в землю отыдеши» , они получили смертный приговор, сделались смертными и, можно сказать, умерли. Указывая на это, Писание и сказало: «в оньже аще день снесте, смертию умрете» – вместо того, чтобы сказать: получите приговор – быть уже смертными. Как в человеческих судах, человек приговоренный к отсечению головы, будучи затем посажен в темницу, хотя бы и долго пробыл там, будет проводить жизнь не лучше мертвых, так как уже предан смерти приговором, – так подобным же образом и прародители с того самого дня, в который услышали смертный приговор, хотя и долго еще прожили, но по приговору уже умерли.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.

Свт. Амвросий Медиоланский

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Возникает вопрос: что стало причиной смерти Адама - природа дерева или Бог? Если мы припишем причину смерти дереву, тогда, видимо, плод этого дерева окажется сильнее животворного дуновения Бога, ибо способен умертвить того, кого оживило Божие дуновение. Если же мы посчитаем Бога виновником смерти, тогда нас обвинят в сходном нечестии: ведь если Бог мог простить и не простил, Он безжалостен, а если не мог простить, Он бессилен.

Посмотрим, как следует разрешить это затруднение. Если не ошибаюсь, причиной смерти стало непослушание, и потому человек сам для себя сделался причиной смерти, а вовсе не Бог был ее виновником. Ведь если врач предпишет больному остерегаться того, что считает для него вредным, а тот не пожелает воздерживаться от запретного и умрет, то не врач, но скорее он сам будет повинен в собственной смерти. Так и Бог, словно хороший врач, запретил Адаму вкушать от того, что окажется для него вредоносным.

О рае.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Свт. Филарет (Дроздов)

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Пот есть знамение изнурительного труда. На таковой труд осуждается человек вместо райского делания, укрепляющего и услаждающего. Из многих видов труда Бог указует на земледельческий, не так, как на неизбежную обязанность для каждого, но так, как на естественную и необходимую потребность для всех. Но да сбудется слово суда Божия - те, которые не трудятся для снискания телесной пищи, подвергают себя изнурительному напряжению сил, дабы дать пищу своим желаниям и страстям, и в самом уклонении от труда находят новый труд. Впрочем, Сам Бог иногда или отягчает, или облегчает сие осуждение, по своему особенному Промыслу (Пс. 126:2) .

Ты персть и в персть возвратишься . Сие заключение осуждения, по–видимому, показывает, что телесная смерть неизбежна для человека, независимо от осуждения, по естеству его. Но, по слову Божию (Быт. 2:17) , всякая смерть есть наказание, и, по древнему Церкви учению, Бог создал человека в нетлении (Прем. 2:23) . Человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни; по совлечении образа Божия она обнажается и с удалением от древа жизни предается естественному разрушению. Достойно примечания, что все наказания, которыми Бог поражает здесь человеков, суть временные и оканчиваются смертью телесною. Сие показывает, что он обрел уже способ и предопределил избавить человека от осуждения вечного, как то и действительно открыл в осуждении змия. Итак, те, которые подвергнутся вечному осуждению, безответны пред Богом и не имеют права жаловаться на прародителей.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Исаак Сирин

В поте лица твоего снеси хлеб твой . И долго ли будет сие? - …Дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси , и которая возрастит тебе терния и волчцы. Вот тайны делания жизни сей, пока ты живешь! Но с той ночи, в которую Господь излиял пот, пременил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды. Пять тысяч и пятьсот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь , как говорит божественный Апостол (Евр.9:8) . В последок же дней пришел и заповедал свободе один пот заменить другим потом, дозволил не отдохновение от всего, но пременение всего; потому что, за продолжительность злострадания нашего на земле, оказал нам Свое человеколюбие. Посему если престанем проливать на земле пот, то по необходимости пожнем терния. Ибо по той же необходимости оставление молитвы есть делание отелесения земли, которая естественно произращает терния. Действительно же страсти суть терния, и произрастают в нас от сеяния в тело (см.: Гал.6:8). Пока носим на себе образ Адамов, необходимо носим в себе и страсти Адамовы. Ибо невозможно земле не произращать прозябений, свойственных природе ее. Порождение же ее естества есть земля тел наших, как гласит Божие свидетельство: земля, от неяже взят еси . Та земля произращает терния, а сия разумная - страсти.

Слово 19.

Прп. Симеон Новый Богослов

Он как бы так сказал ему: Я говорил тебе покаяться, чтоб остаться в прежнем твоем состоянии, но как ты жесток сердцем и нераскаян, то удались от Меня. Этого отдаления тебя от Меня будет достаточно для твоего наказания: ты земля, и в землю пойдешь. Уразумел ли ты теперь, что Адам за то, что не покаялся и не сказал: согрешил я, изгнан из рая, осужден проводить жизнь в трудах и потах и отойти в землю, из которой взят?

Слова (Слово 66-е).

Прп. Ефрем Сирин

в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отидеши

Прп. Максим Исповедник

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Прп. Иустин (Попович)

Экономическая проблема ­= этическая. Спаситель показал, что это этическая проблема. Всеблагий Господь решает ее полностью - не по желанию дьявола («повели этому камню сделаться хлебом »), но по Своей безмерной любви - умножает пять хлебов и две рыбы: Безгрешный властвует над этим, разрешает это. Значит, чем больше греха, тем меньше хлеба. Безгрешный справляется с этой проблемой легко. Так и люди, если бы они остались без греха, решали бы эту проблему Христом, Словом. И отсюда то Божие изречение после грехопадения первых людей: В поте лица твоего будешь есть хлеб , и земля - терния и волчцы произрастит она тебе . Физический голод - близнец духовного; физическое мучение - близнец духовного; физическая болезнь - близнец духовной.

Общежитие святых апостолов и всех святых: решение экономической проблемы проистекает из решения проблемы духовной, нравственной и подается через выздоровление души. Только здоровые души способны это решать. Для чистых все чисто : чисто и в отношении познания, нет неразрешимых проблем.

Подвижнические и богословские главы.

Прав. Иоанн Кронштадский

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Вот тебе, неблагодарная тварь, наказание за то, что ты богодарованными тебе силами не умела поддержать себя в твоем достоинстве. Посмотри на твое начало: из земли, из грязи, из бездушной материи Бог создал какую дивную тварь, состоящую из прекрасного тела и еще прекраснейшей души, одаренной разумом и свободою. Вместо того, чтобы жить да благословлять и благодарить Бога и повиноваться Ему для своего же блага – вечного совершенства, человек забылся в своей красоте и в своем величии, тварь сама захотела быть Божеством. Хорошо видела она своим светлым умом, как совершен и велик Господь Бог; уста ее не произносили благословений и благодарности Творцу, она пошла прямо наперекор Ему: сделала то, что запрещено было делать под опасением смерти, и – увы! – прекрасное создание – душа, едва не обречено было на вечное мучение, а сосуд души, сделанный руками Премудрого Художника, потерял навсегда то удивительное благообразие и ту прочность, какую имел он во время невинности первых людей, так что с течением времени он непременно разрушается, делаясь опять тем, из чего он сделан, разлагаясь на те составные начала, из которых состоит. Всякий человек и ныне, поживши на земле, сколько Бог пошлет жить, непременно наконец возвращается в землю, от неяже взят бысть. Что было бы с нами, если бы не восставил нас от нашего падения Господь Бог наш?

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Блж. Феодорит Кирский

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Лукавый совершил такого рода утонченнейший обман, [использовав] дьявольскую зависть и женское легкомыслие; но прежде губитель нашего естества, чтобы быть более убедительным, сам искушал Адама. И тот был изгнан из рая и отправлен на родную землю, получив в удел пот, изнурительный труд и бедствия; будто некой узде, он был предан земным трудам, страданиям и другим жизненным невзгодам. Поскольку он не смог благоразумно перенести ту [райскую] жизнь без забот и печалей, то оказался неразлучно связанным с несчастьем, чтобы, вследствие переносимых от труда болезней, быть удаленным от благоденствия. Смертью же Законодатель [Спаситель] пресек борьбу с грехом, своей карой выказав человеколюбие. Ведь когда Установитель законов [Господь] связал со смертью преступление, оказалось так, что он прекратил это наказание, управив его во спасение. Смерть настигает всякое живое существо, прекращает действие болезни, избавляет от тягот, от пота освобождает, скорби и заботы изгоняет, завершает телесные страдания. Благодаря такого рода человеколюбию, Судия уничтожил наказание.

О воплощении Слова.

Ориген

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься

Смерть - не то, что думает о ней чернь; она отвечает неизменному основанию веры и истины. Невежды и неверующие считают, будто плоть наша после смерти так истлевает, что от ее существа не остается почти ничего. Мы же, верующие в воскресение плоти, разумеем, что в смерти она лишь претерпевает изменение, но существо ее остается постоянным и волею Творца некогда вновь будет возращено к жизни и вторично изменено. И если сначала она была взята из праха земного, а затем расторгнута смертью, то теперь, вторично созданная из праха и пепла (ибо прах ты , - сказано, - и в прах возвратишься ), она воскреснет из праха и после того, в соответствии с заслугами обитавшей в ней души, перейдет в славу «духовного тела».

О началах.

Священный льняной хитон , говорит Господь, должен надевать он (Лев 16:4) . Лен происходит от земли; значит, священный льняной хитон должен надевать истинный Первосвященник - Христос, принимающий природу земного тела; о теле же сказано, что прах оно и в прах возвратится. Итак, Господь и Спаситель мой, желая воскресить обратившееся в прах , воспринял тело, чтобы восставить его из земли и вознести на небо. И образ этого таинства являют слова закона о том, что первосвященник должен надевать льняной хитон . Но и слово священный добавлено не напрасно: ведь хитон плоти Христовой - священный , ибо не от семени мужа был зачат, но порожден от Святого Духа.

Гомилии на Книгу Левит.

Проходит десять часов, когда он возвращается на Землю благодаря Небуле, а может, вопреки ей. Тони почти не слушал, что она говорила, просто вернулся в корабль и попытался завести двигатель. Небула твердила что-то над ухом, зудела, как зуммер будильника, призывала к мести и повторяла имя Таноса, словно мантру.


- … мы должны победить его, слышишь? Старк? Ты же Старк? Если произошло то, что я думаю, половина Вселенной просто… Старк? Ты должен…


Должен, - кивнул Тони, просовывая руку в пазуху руля управления. Обернулся через плечо. - А могу?


Небула замолчала, пытливо разглядывая его лицо, и, вероятно, что-то найдя, покачала головой.


Нужна твоя помощь. Мы не знаем, кто еще остался, но…


Но знаем, кто ушел, - Тони вызвал голограммный компьютер, стер запястьем мокрую на скулах грязь. - Твоя очередь.


Небула поколдовала над металлом, Тони механически восстановил систему, и они вернулись на Землю, наполовину осиротевшую.


Проходит десять часов, когда Пятница заканчивает краткий отчет, и Тони встает возле раковины, которую почему-то не убрал со старого отцовского склада. Здесь почти пусто, в ряд стоят старые разбитые машины, мебель, прикрытая мешковиной, слева от единственного стола с тремя мониторами сквозь заколоченные ставни пробиваются лучи рассветного солнца. Над треснувшей эмалированной раковиной висит огрызок зеркала: Тони впервые смотрит на себя со стороны.




Воздух оживает легкой трескотней и сбивчивым дыханием - несмелым и тяжелым. Тони уверен, что Ваканда - не другая Вселенная, и Танос позаботился и о ней. Он не хочет спрашивать.


Наверное желающих воевать за территории поубавилось, если бы они читали Библию. Бог проговорил первому человеку слова: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».(Быт.3:19) Ключевые слова этого места из Писания «ибо прах ты и в прах возвратишься».

Нет другого Бога, кроме библейского.

«Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это». (Ис.45:5-8)

Есть один Создатель всего, и это ни лидеры и боги религий, которых люди чтут как богов и учителей. Все религии на земле придуманы сатаной для того, чтобы увести человека от Бога.

Есть интересная библейская история Нового Завета, которая говорит нам как легко принять за Бога тех, кто не есть настоящим Богом. Давайте ее прочтем:

«В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши». (Деян.14:8-17)

Бог попустил всем народам ходить своими путями. Другими словами дал выбор кому служить. Они служили и служат тем кого выбрали или тем, кого навязали. Они считают, что верят так как надо, но это великое заблуждение. Если это было не опасно служить другим богам, разве сатана придумывал бы религии? Ни одна религия не может спасти человека от ада и геенны огненной. Все люди грешники. Никто из них не может спастись без Богом посланного Спасителя. Этим Спасителем был, есть и будет Иисус Христос. Другого Спасителя не бывает.

Религия обманывает людей, что можно спастись добрыми делами, от молить грехи, переселиться в другую жизнь, пойти на небо только потому, что человек принадлежит какой-то религии, убив неверного. Ничто это не спасает человека от ада и геенны огненной. Грешники на небо не попадают.

Земля и все, что на ней, не принадлежит людям. Поэтому воевать за то, что тебе не принадлежит, нет смысла. Прах ты и в прах уйдешь. Для чего тебе чужие земли?

«Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее». (Пс.23:1-2)

Бог дает людям землю в аренду, кому хочет ее дать. У людей нет выбора распоряжаться землей.

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:26-28)

Если Бог не дает какую-то землю какому-то народу, то бесполезно ее завоевывать, все равно вернется к тем, кому Он ее предопределил. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. Пределы обитания и есть территория проживания, которую не выбирают народы.

Все люди смертны. Как говорят: «Все мы умрем, но ни в одно время». Это как бы расслабляет людей. Их ошибочное мнение, что конец человеческого бытия могила, обман. В прах пойдет только тело. Душу в могилу не закопаешь. Птицей она не улетает. Просто так в рай не попадает. Слова: «Куда Бог пошлет», ошибочны. Сам человек выбирает где ему быть в вечности.

«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Деян.2:21)

Почему человеку в это трудно поверить? Потому, что это слишком просто для него.

Смерть — это не прекращение существования. Смерть — это отделение души от тела и души от Бога.

Тем, кто говорит, что душа смертна и она может спать, скажу словами из Писания:

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». (Матф.10:28) Обратите внимание на слова «а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Там плачь и скрежет зубов.

«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». (Иак.4:13-16)

Пока человек жив, он может иметь выбор. После смерти выбора нет.

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им». (Втор.30:19,20)

Дорогой друг! Возможно, ты не задумывался о духовных вещах, но они существуют. Живя на земле, ты можешь служить, сам того не осознавая, либо Богу, либо дьяволу. Быть благословенным либо проклятым. Отправить душу на небо, либо в ад. Нет никакой середины. Написано: «Все согрешили и лишены славы Божьей». Ни один грешник не может попасть в рай. Написано: «Ибо возмездие за грех смерть». Бог послал Сына Своего Иисуса Христа умереть за наши грехи. Там на Кресте Голгофы Иисус был наказан, чтобы ты был прощен. Он был изранен, чтобы ты был исцелен. Он взял вину за твои грехи на Себя, чтобы ты был оправдан. Он принял твой грех, чтобы ты стал праведным (оправданным) в глазах Божьих. Его казнили, чтобы ты мог получить вечную жизнь. Он стал проклятым, чтобы ты стал благословенным. Он стал нищим, чтобы ты стал богатым. Он понес твой стыд, чтобы ты получил Его славу. Он пережил отвержение, чтобы ты был принят в Божью семью. Божью милость нельзя купить или заслужить. Она дается даром, по вере, при покаянии. Не неси ношу, которая тебе не по силам. Признай свои грехи и обратись к Богу в молитве. Не существует грехов, которых Бог не мог бы простить.
Не обмани себя. Деноминации и собрания не спасают. Спасает Иисус Христос. Написано: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Подумай об этом серьезно. Если умрешь в грехах, а мы все грешники, значит, попадешь в ад. Это будет самой величайшей глупостью, которую ты сделаешь на этой земле. Чтобы этого не произошло, молись вслух: «Отец Небесный! Во имя Иисуса Христа я прихожу к Тебе. Твое Слово говорит: «Всякий кто призовет имя Господне, спасется». Я молюсь и прошу Тебя, Иисус войди в мое сердце, и стань моим Господом и Спасителем. Прости мне всякий мой грех, и помоги мне следовать за Тобой. Отец, Сын и Дух Святой. Аминь.

Смерть - интегральная часть жизни. И если говорить о ней, то, наверно нет более подходящего дня, чем Йом-Кипур.
Смерть, отношение к мертвым, все связанное с прощанием, похоронами, трауром - аспекты человеческой культуры живых и никуда от этого не деться.
Важно помнить, что у евреев не принята эстетизация смерти, во всяком случае в Израиле.

Имено эта картина подвигла меня написать пост на эту тяжелую тему. Когда я посмотрела на нее, я подумала, что, наверно я должна написать... И у меня на то есть личная причина. Когда мне было 5 лет, умер мой отец. И с этого возраста я очень часто бывала на кладбище. Именно мои детские ощущения от кладбища помогли мне собрать и написать все это.


"Кладбище", Иссахар Рыбак. Выставка , 2015г.

Начнем с самых знаменитых захоронений в Эрец-Исраэль.


"Пещера Патриа́рхов, также пещера Махпела́" в Хевроне, фрагмент листа "Иерусалим и танахические места", Х.Д. Браверман, 19в.
По еврейской традиции считается, что здесь похоронены Адам и Хава, Авраам, Ицхак и Яаков, а также их жёны Сара, Ривка и Лея.
Территория памятника разделена на 2 части, мусульманскую и иудейскую.
Каждый год пещеру Махпела посещают сотни тысяч туристов и паломников. Особенно велик поток посещающих комплекс во время еврейских праздников Песах и Суккот, когда вход открыт только для евреев.
Выставка .


"Гробница праматери Рахели", Герман Штрук.
Гробница находятся под контролем Израиля. В здании находится синагога. Из поколения в поколение гробница праматери Рахели была местом молитвы, к которому приезжали и приезжают евреи со всего мира.
.


Гробницу Йосефа можно увидеть с видовой площадки над Шхемом. На могилу указывает красная стрелка. По ословским соглашениям могила Йосефа должна быть полностью под израильской юрисдикцией. Но во время беспорядков 1996г. и 2000г. израильские солдаты перестали охранять гробницу. В наши дни один раз в месяц ночью в сопровождении армии туда приезжают евреи для молитвы.


"Гробница Авшалома в Иерусалиме", Т. Аллом, 1838г..
Выставка .
По преданию, это сооружение ассоциируется со столпом, воздвигнутым Авшаломом, сыном Давида; однако по археологическим и архитектурным признакам оно соответствует приблизительно 1в.д.н.э., что на сотни лет позже смерти Авшалома.

Говоря о еврейских захоронениях на территории Эрец-Исраэль, невозможно не сказать о .
В середине 2в.н.э. в Бейт-Шеарим поселился Рабби Йеуда Анаси глава Синедриона , систематизатор Устного Закона и редактор Мишны . Синедрион перебрался в Бейт-Шеарим и это было время расцвета данного места. Последние 17 лет жизни Рабби Йеуда Анаси по соображениям здоровья прожил в , но завещал похоронить себя в Бейт-Шеарим в семейном склепе, который построил еще при жизни.
Благодаря могиле Рабби Йеуда Анаси Бейт-Шеарим стал модным и престижным кладбищем как Кремлевская стена Масличная гора. С этого момента начинается расцвет некрополя Бейт-Шеарим. Тела для захоронения здесь привозили из разных стран, для консервации использовали мед. Так что можно себе представить, кто мог себе такое позволить.
Поселение Бейт-Шеарим было разрушено в 4в.н.э., во время еврейского восстания против императора Констанция Галла. Поселение было разрушено, а огромное подземное кладбище осталось... глубоко под землей.
Теперь спустимся под землю и заглянем в погребальные пещеры.


Эта пещера - целый подземный город с улицами, переулками и тупиками. Здесь было найдено более ста саркофагов, часть из которых украшена разным образом.
Хотя иудаизм не приемлет эстетизацию смерти, влияние окружающих народов сильно чувствовалось и здесь мы это видим своими глазами. Этот саркофаг мог принадлежать еврею, во-первых относительно скромный, во-вторых на крышке саркофага вырублены как бы рога. Но есть и еврейские саркофаги с красивой резьбой по камню, богатые евреи стремились быть как все окружающие народы и после смерти, и не только в те времена...


В в одной из пещер изображение меноры и саркофаг со скромными, но украшениями.
Саркофаги все пусты. Останки, согласно традиции, преданы земле.


Рабби Йеуда Анаси завещал похоронить себя без саркофага и украшений, так, как это полагается у иудеев.
Прах раби Иехуда ха Наси не переносился, и это захоронение является могилой.


Еще древние захоронения с кладбища “Heiliger Sand”, Вормс (Германия). Слева могила раввина Меира фон Ротенбурга, 1293г., справа могила Александра Саломо Вимпфена 1307г. Как видите, могилы посещаются. У евреев не принято приносить цветы. В знак посещения на могильную плиту кладется камешек...

Сейчас все в Израиле знают, что похоронные услуги оказывает Хевра Кадиша.
Хевра Кадиша (חברה קדישא) в переводе с арамейского "группа занимающаяся святым (делом)", "святое общество" - еврейское похоронное общество. Оно оказывает все услуги, связанные с похоронами евреев в соответствии с Галахой.

Историю Хевра Кадиша полностью я так и не смогла найти. Есть версия, что она происходит из средневековой Испании. После изгнания евреев из Испании в 1492 году, изгнанные оттуда евреи принесли идею создания похоронного общества преехала через Италию в Центральную Европу.

В 1564г. (а в других источниках 1573г.) говорится, что Махараль (Рабби Лива (Иехуда Лива бен Бецалель МАХАРАЛ - מורנו הגדול רבי ליווא המהר"ל) поселился в Праге и написал правила Хевра Кадиша, которые даже подтвердило тогдашнее правительство. В работе погребального общества участвовали добровольцы. По этим правилам Маараля каждый еврей имел право на бесплатные похороны.


Могила Махараля, одного из величайших еврейских ученых Праги на Старом еврейском кладбище, стала местом общееврейского паломничества.
И я свой камешек положила.

Затем погребальные общества образовались в Германии: в 1597 году во Франкфурте, 1609 в Вормсе, 1662 в Майнце, 1670 в Гамбурге, 1703 году в Кенигсберг (Пруссия). Общества были организованы как братства и включали только мужчин. Женщины образовывали свои собственные общества.

От Пражского похоронного общества мы получили цикл изображений, рассказывающих о работе Хевра Кадиша (около 1772 г.). С датировкой сложно, на часть изображений я нашла даты отдельно. В целом конец 18в.
Я сфотографировала их в


Члены Хевра Кадиша молятся у постели тяжелобольного, 1772г.

У евреев принято хоронить в самый короткий срок после кончины. Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник).
В субботу и праздники не хоронят.
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного.


Члены Хевра Кадиша выносят покойного из дома (около 1780 г.)
Тут же дают милостыню. Считается, что кто-то должен физически совершить доброе дело в этом материальном мире. То дело, которое сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.


Раввин читает молитву.


Тело несут к могиле.


Ритуальное омовение рук на выходе с кладбища (нетилят ядаим).
На изображении мы видим дату 1697г., которая отличается от дат в других источниках.


Трапеза похоронного товарищества Хевра Кадиша.


Кубок для трапез Хевра Кадиша, Аугсбург, Германия, 1590г. Музей Израиля, Иерусалим.
Кубок напоминает кубки профессиональных гильдий того времени.

Еще изображения рассказывающие о смерти, которые я сфотографировала в Музее эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier, Франция) и в Эльзасском еврейском музее (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) .

Тело умершего кладут на пол, ноги вместе и руки на груди, закрывают ему глаза, снимают всю одежду и накрывают лицо белой тканью. Зажигают свечи в изголовье.


Как я смогла прочесть, автор Edw Loevy 88 (???), может быть имеется в виду Edward Loevy .

Дальше к сожалению, автор изображений неизвестен, соответственно нет дат, но они очень напоминают цикл изображений Пражского похоронного общества. Ориентировочно 18 век.


Ритуальное омовение

Кладбища еврейских общин средневековой Европы обычно располагались на краю гетто, и при них имелось (как и поныне на многих из них) особое строение для омовения покойников.
Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) готовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву - не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины - женщинами.
В основе деятельности общества лежит ритуал очищения. Тело сначала тщательно очищается от грязи, жидкостей организма и твердых веществ и всего остального, что может быть на коже, а затем ритуально очищается путем погружения или непрерывного потока воды от головы по всему телу.


Календарь "Общество очищения" с изображением омовения умершего. 1776г., Северная Италия.

Когда тело очищено, его одевают в простую белую одежду из муслиновых или льняных тканей. Она состоит из десяти предметов для мужчины и двенадцати для женщины.
Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью.
Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела.
Украшение покойного дорогими изделиями из золота и серебра воспрещено (Майм. Яд 4:2). С талмудических времен вошло в обычай хоронить мужчину в таллите, которым он пользовался при жизни.
В некоторых общинах был обычай шить части похоронной одежды при жизни и одевать их на свадьбу поверх или под свадебную одежду. Эту одежду одевали также на важные религиозные церемонии, например в Йом-Кипур.

Части погребальной одежды из разных музеев.



Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier, Франция


Рубаха из льна, Марокко, ок. 1950г., Музей Израиля, Иерусалим (Израиль)


Части одежды из Германии, нач. 20в. Музей Израиля, Иерусалим (Израиль)
Эти вещи сшиты женщинами-членами Хевра Кадиша.


Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller), Франция


Для сопровождение мертвого в последний путь использовалась карета Хевра Кадиша, 19в., Венгрия. Музей Израиля, Иерусалим.


"Еврейские похороны" конец 19в., Вильгельм Вахтель

Теперь вернемся к изображениям неизвестного автора из Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier (Франция) и из Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller), Франция.

Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным.


Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем.
Гроб опускается в могилу и засыпается землей. В современном Израиле евреев, обычно, не хоронят в гробах.
Затем могила немедленно закрывается с помощью всех участников похорон.


После похорон.


"На могилах предков" 1900, Шмуэль Хиршенберг.
Художественный музей им. Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.


Церемониальный дом и морг при Старом еврейском кладбище в Праге (בית הטהרה, בניין החברא קדישא) были построены в 1911–12 гг. в псевдоромантическом стиле по проекту архитектора И. Герстла. Эти помещения входят в состав Еврейского музея и используются в качестве выставочного помещения. Там можно увидеть выставки, посвященные еврейской традиции.

С кладбища скорбящие приезжают в дом, где жил покойный. Там они будут сидеть шив’а - семь дней траура.


Шив’а, конец 19в.

Очень важной датой считается годовщина смерти.


"Годовщина (йорцайт) на могиле его жены" (M. et A. Rothé), Альфонс Леви, конец 19в.

У евреев приняты траурные объявления, сообщающие о кончине и дате похорон.


Траурное объявление, кон-19-нач.20вв., Еврейский музей в Marmoutier (Франция)

В современном Израиле траурные объявления ничем не украшают.


מאת גדעון גכטמן
, ישראלי, 1942-2008 - Bat-Sheva Zeisler - Gideon Gechtman Estate, CC BY 3.0 , קישור

Хочу показать несколько еврейских кладбищ, на которых я побывала.

Кладбище Heiliger Sand (Вормс, Германия)

Кладбище Heiliger Sand (Святые пески, нем.) в Вормсе существует с 1076 года и, насчитывая около 2000 могил, представляет собой одно из старейших сохранившихся еврейских кладбищ в Европе. Оно более чем на 350 лет старше знаменитого Пражского кладбища. Есть те, кто считает, что это самое старое еврейское кладбище в Европе сохранившееся почти в первозданном виде. Оно - молчаливое напоминание о существование древней еврейской общины.

Самые старые надгробия - около 50 из них датируются 11-м и 12-м веков - находятся в основном в южной части, "Долина раввинов" содержит особенно высокую концентрацию могил известных ученых.
Почти все могилы находятся в их исходном состоянии.
Самая новая могила датируется 1930г. Новое еврейское кладбище Вормса было открыто в 1911г.
По неизвестным причинам надгробья не повернуты, как принято, к Иерусалиму, а смотрят на юг.

По легенде здесь есть отдельная могила 12 пожилых людей, которые во время Первого крестового похода в 1096г. просили защиты у городского совета, и когда им было отказано, убили членов этого совета, а затем совершили коллективное самоубийство на кладбище.


Могила раввин Якоба Молина (Магарил), 1427г.


Могилы знаменитостей до сих пор посещаются.


Часть надгробий были разломаны в период нацистского правления, чтобы проложить короткую дорогу через кладбище. Городской архивариус д-р Фридрих Илерт остановил уничтожение надгробий, сказав, что сам Гиммлер был впечатлен исторической ценностью кладбища во время его посещения. После окончания войны во время реставрации кладбища разбитые надгробья вмонтировали в стену кладбища.


Надгробья конца 19в.

Эти надгробия мне напомнили Преображенское кладбище в Питере и многие мои детские воспоминания о его частых посещениях... Даже тогда мне уже было ясно, что кладбище это место где люди писками меряются демонстрируют свои финансовые возможности. Каких только памятников не ставили своим близким... Моя мама рассказывала, что когда она ходила заказывать моему отцу скромный камень, по возможностям молодой вдовы, то в месте заказа разговорилась с мужчиной, который похоронил жену. Он сказал, что выбранный мамой камень слишком скромный, а он своей жене возьмет большой и шикарный: "Она у меня заслужила..."

Старое еврейское кладбище в Праге (Чехия)


Кладбище существует с первой половины 15 века.
Вы только представьте себе, что на небольшом пятачке Еврейского квартала Праги жило и умирало огромное количество народу.
Весь этот умерший народ в течение трехсот с лишним лет хоронили на одном-единственном кладбище, расположенном здесь же - в Еврейском квартале Праги. А поскольку еврейские традиции запрещают уничтожать могилы, то новых усопших хоронили поверх старых.


Поэтому дошедшее до нас Старое еврейское кладбище Еврейского квартала Праги напоминает слоеный пирог, усыпанный надгробными камнями.

Еще памятники старого еврейского кладбища - есть в них что-то завораживающее...



Изображение кладбища из Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller), Франция

Кладбище Marmoutier, Эльзас (Франция)

Еврейская община не имела своего кладбища в Мармутье до 18в.
Только в 1792 году, после революции, когда евреям были предоставлены гражданские права, им позволили открыть свои собственные кладбища. Таким образом, в 1798 году муниципалитет Мармутье дает евреям землю за пределами города, у леса. Рядом с кладбищем протекает ручей.
Кладбище имеет более 500 надгробных плит.


Более дешевые места находятся на берегу ручья, на склоне и имеют простые надгробья.


С правой стороны, более крупные памятники. Они принадлежат богатым семьям и часто украшены цветочными орнаментами или символами.

После аннексии Эльзаса Германией в 1870 году от евреев требовали использовать только немецкий язык для надписей. Но евреи продолжали использовать иврит и французский.

Среди могил можно увидеть могилы двух еврейских мэров города и могилу Пьера Каца (1927-2006), последнего представителя еврейской общины Мармутье.


Был выработан лаконичный язык символов, указы­ваю­щих на принадлежность могилы: кисти рук в традиционном благословляющем жесте - могила коэна; древние музыкальные инструменты или кувшин - могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках - могила женщины....

Совершенно невероятные артефакты существовали в лагерях для перемещенных лиц на Кипре, где жили евреи, которых не пускали в Эрец-Исраэль после Катастрофы. Это "странствующие могилы" (קברים נודדים).


Это миниатюрные могильные плиты, которые можно перевозить с собой куда угодно. На них указаны имена конкретных людей, и конкретные концлагеря в которых они погибли. Обычные могилы символизируют привязанность человека к земле, в которой он похоронен. Здесь все наоборот - могила путешествует за человеком. Это точно отражало ситуацию кипрских изгнанников, которые потеряли свои дома, семьи и кладбища, на которых похоронены их предки...
Эти вещи хранятся в музее Яд Вашем. Выставка, קישור

«Унетане токеф» (וּנְתַנֶּה תֹּקֵף, `и придадим силу`), пиют 11 века, считается, что слова написаны раввином Амноном из Магенцы (Майнца), по другой версии в память о мученической смерти раввина Амнона . Музыку написал Яир Розенблюм в память 11 членов кибуца Бейт-Шита, погибших в Войне Судного дня.
Исполняет Гиватрон, солист Ханох Альбалак (חנוך אלבלק). Исполняется в Йом-Кипур.

На прошлой неделе в Румынии с помпой прошли похороны самозваного короля Флориана Чиоба, скоропостижно скончавшегося на турецком курорте. Почему "самозваного"? Потому что никакого всемирного цыганского собора не проходило. Разговоры о роскошных похоронах (не нравится самому такое словосочетание, а как иначе?) и сейчас не утихают.

Роскошная жизнь баронов из вроде бы кочующего племени у всех на слуху и без моего упоминания. Тут даже внешний вид российских олигархов блекнет на фоне золотых крестов с цепями куда более толстыми, чем у дворовых овчарок.

Ну их, этих баронов! Пусть красуются, коль нравится тяжести таскать и гипертонии не мешает. Мы же о царских похоронах говорим!

С древних времен хоть и по разному, но человечество верило в загробный мир. Каждый готовился к нему в меру своих возможностей. У монархов эти самые возможности были более, чем обширными. Вспомним хотя бы египетских фараонов, саркофаги коих дошли до наших дней. Даже спустя тысячи лет мы можем созерцать в Каирском музее прах некогда всемогущих властителей Тутмоса I, Марнепты или Аменхотепа II. Все благодаря искусству бальзамирования! Грандиозные размеры пирамиды Хеопса и сейчас покоряют воображение туристов.

Да и разве только египетские цари отличались повышенной верой в потустороннее бытие? Разве не тем же занимались их шумерские или вавилонские коллеги в Месопотамии? В Крыму до сих пор под степными курганами покоятся останки скифских вождей в окружении слуг и жен, зарытых для дальнейшего обслуживания господина. Искусно изготовленные драгоценности и предметы обихода из чистого золота тоже прилагались...

В советское время страсть к сохранению тела вождя сохранялась даже у... атеистов. По плану усыпальницы галикарнасского царя Мавсола в Москве отгрохали монументальное сооружение, более известное нам, как мавзолей Ленина. Даже Сталину удалось 8 лет полежать рядом со старшим товарищем по партии. Удивляет трогательная забота безбожников о сохранении телес.

Древние старались ради бессмертной души, а вам... вам это зачем?! Чтобы помнили благодарные потомки? Нескромно как-то ведете себя, товарищи вожди народа...

Примеру Ленина последовали лидеры коммунистических партий Болгарии (Димитров), Вьетнама (Хо Ши Мин), Кореи (два последних Кима), Монголии (Сухэ-Батор), Китая (Мао Цзе Дун) и даже раздумывали над постройкой мавзолея для неугомонного команданте Чавеса. Просто поветрие какое-то нашло на господ коммунистов!

Библия передала слова Бога о смертной кончине вполне определенно еще при начале создания человека:

- "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Книга Бытия гл.3. ст.19).

Итак, хоть бальзамируй, хоть в обычную могилу ложи, итог один - тлен ждет всякую плоть! Для могильного червя нет разницы: царское перед ним тело или последнего бомжа, усопшего на городской помойке. Просто бальзамирование представляется жалкой попыткой затягивания процесса разложения. Так сказать, умышленное недопущение червя к принадлежащему ему по праву закона природы наследию.

Возвратимся к умершему Флориану Чиобе - непризнанному официальными международными структурами фараону мирового цыганства. Если бы только Тутмос I из эпохи XVIII династии мог знать в каких условиях будет пребывать его румынский собрат по короне, то он бы и не пытался высекать гробницу в "Долине царей", стесняясь аскетической обстановки своего убогого жилища.

Египетский владыка мог посостязаться разве что в количестве участников погребальной церемонии. Уж на Тутмоса-то точно должны были собраться больше 7 тысяч. Только на этом лидерство египтянина и заканчивается. Чего только стоит гроб Чиобе с... кондиционером. Не исключено, что и обувка на покойном с подогревом: вдруг холодно станет ногам?

Опять же, ничего не могу сказать о наличии караоке или сотового телефона с интернетом в могильных апартаментах, но телевизор с плазменным экраном и ДВД-проигрывателем вроде имеется. Устав лежать, Флориан может встать, посидев на нехилом кресле, полюбовавшись в зеркале. Можно "дернуть" коньячка и примерить женские туфельки. Одежды-обуви полно в однокомнатных пенатах. Не пойму только почему нет гостиной для приема посетителей? Оплошка вышла! Ну да никто не совершенен...

Куда вам, фараоны, до комфорта цыганского короля! Поплачьте от зависти и перевернитесь в своих саркофагах, если их еще не утащили грабители ваших скромных гробниц. И все же сарказм сарказмом, а природу не дано обмануть никому. В любые побрякушки облеки труп - жизни в нем все равно не появится. За Лениным целый институт присматривает, но медленному усыханию строгий надзор не мешает.

И как после всего не согласиться с еще одной библейской мудростью:

- "Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву" (Книга Екклесиаст гл.9, ст.4)?

Самому безродному попрошайке из карпатского табора на украино-венгерской границе, живущему в картонно-деревянном сарае и не имеющего сменного белья, сейчас куда лучше, чем мертвому королю в шикарной горнице с кондиционером. Можно сколько угодно спорить о значимости одного и другого, но один видит звезды своими очами и вдыхает во всю грудь утренний воздух, а другой гниет потихоньку.

Как бы ты, Флориан Чиоба, не мудрил, но будучи взят из праха, ты туда все равно возвратишься. Только чуть-чуть позже, чем обычно...

На фото загробные покои Чиобы



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»