Есть ли сейчас интернатура. Чем заменят сертификацию. Особенности обучения в ординатуре

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Качество медицинского образования и обслуживания всегда было предметом пристального внимания и жалоб граждан, что вынудило правительство пойти на глубокое реформирование здравоохранительной системы. Непосредственные меры коснулись и образовательного процесса, больше всего затронув стадию последипломного образования – интернатуру, которая раньше считалась обязательной для выпускников медицинских ВУЗов.

Многих людей, задействованных в данной сфере, а особенно будущих выпускников – медиков горячо волнует вопрос, произойдут ли изменения интернатуры в 2018-2019 году.

Причина изменений

Нововведения в структуру образования медицинских специалистов были запланированы ещё в 2011 году. В этот период на правительственном уровне был утверждён новый Федеральный стандарт образования. В соответствии с этим стандартом на первый план выведены требования, которые приближают уровень образования российских врачей к общемировому.

Главные позиции, которые внедряются в образовательный процесс:

  • Раньше годы обучения в университете были в полной мере отданы на изучение теоретической составляющей наук, и только во время интернатуры студенты приобретали практические навыки. Сейчас подход коренным образом меняется: все этапы обучения, начиная с абитуриентского, насыщены практическими занятиями и приобретением навыков опытным путём. Научно-исследовательская деятельность теперь занимает неотъемлемую часть учебного процесса.
  • Новая схема подразумевает работу с пациентами при ВУЗах и в пределах медучреждений. Это важно с точки зрения постоянных наблюдений, выводов, анализа на фоне непосредственного контакта с пациентом. Все эти этапы будут контролироваться квалифицированным персоналом с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.
  • Большая часть процесса обучения отводится для симуляционных методов, которые широко применяются за рубежом на протяжении последних десятилетий и признаны высокоэффективными. Для этого используются специальные фантомы и симуляторы, которые позволяют студентам попробовать свои силы в условиях, приближённых к практике, после того, как теоретическая часть уже освоена, но практическое обучение ещё не началось. Симуляторы в таком случае становятся буфером для приобретения и закрепления навыков.

Все эти меры подразумевают огромную работу, которую в данный момент проводят над образовательной программой. Требуются полномасштабные замены пособий, отработка новых механизмов, и все эти процессы произойдут на протяжении 2018-2019 года.

Начиная с 2018 года интернатура прекращает действие для врачей всех направлений, поскольку их подготовка до получения диплома полностью соответствует уровню, при котором можно успешно работать с пациентами. То есть, приступить к полноценной практике медики смогут сразу после окончания ВУЗа.

Как произойдёт отмена

Повсеместный процесс упразднения интернатуры проходит трёхступенчато:

  • осень 2016 года – отмена интернатуры для стоматологов и фармацевтов;
  • осень 2017 года – для терапевтов и педиатров;
  • 2018 год – для оставшихся специальностей.

После полной отмены интернатуры ординатура останется в неизменном виде. Этот вид последипломного обучения часто путают с интернатурой, но функции у них разные. Ординатура нужна для докторов узкой направленности, таких как хирурги, гинекологи, неонатологи, неврологи и пр. Эта форма обучения при переходе к новой системе остаётся в прежнем виде и будет занимать 2 года, после чего специалисту на руки будет выдан сертификат, допускающий врача к самостоятельной практике.

Плюсы и минусы отмены

Радикальное изменение образовательной системы медицинских специалистов получило неоднозначные отзывы. В этой реформе есть как сильные, так и слабые места.

К плюсам можно причислить такие моменты:

  • студенты смогут раньше приступить к трудовой деятельности и выполнять оплачиваемую работу;
  • поскольку медики будут раньше приступать к самостоятельной деятельности, это улучшит кадровую картину, поскольку на данный момент во многих клиниках не хватает квалифицированного медперсонала высокой специализации;
  • работа в клиниках во время обучения позволит детально подготовиться к большому разнообразию ситуаций и изучить динамику патологий на практике, что формирует более конструктивное врачебное мышление у каждого студента;
  • симуляционные приёмы делают возможной отработку алгоритмов лечения без риска навредить пациенту, что позволяет студенту действовать более спокойно и без лишнего напряжения;
  • отмена интернатуры позволит сократить время обучения, но одновременно повысит квалификацию и уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Наряду с этими позитивными факторами есть и негативные:

  • для расширения практической части программы будет значительно сокращена теоретическая составляющая, некоторые темы и предметы трансформируются в сокращённый курс без углубления;
  • симуляция не даёт полного эффекта лечения пациентов, лишает студента освоения психологических моментов взаимодействия врача и больного;
  • со стороны пациентов возможно проявление большого недоверия и нежелания лечиться у неопытного врача, не прошедшего интернатуру.

Чем заменят сертификацию

После прохождения курса интернатуры студенты получали подтверждающий сертификат, который свидетельствовал о надлежащем уровне молодого врача. Этот документ становился допускающим к самостоятельной работе для начинающего специалиста. Сертификация должна была повторяться на протяжении всего времени практики с интервалом в 5 лет, что давало право на получение более высокой квалификации.

Теперь сертификация трансформируется в аккредитацию. Без неё врач не может быть допущен к самостоятельной практике.

Аккредитация подразумевает набор нужного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в семинарах, конференциях и других подобных медицинских мероприятиях;
  • издание научных трудов в виде книг или статей;
  • успешное проведение сложных медицинских манипуляций или успешное применение сложных комплексных схем лечения в тяжёлых случаях.

Впервые механизм аккредитации будет запущен в 2021 году. У медиков по этому поводу остаётся много вопросов:

  • какая сторона будет оплачивать поездку и проживание в месте проведения аккредитации;
  • как изменится время приёма пациентов из расчёта на добавочные требования по написанию научных и исследовательских работ, а также посещения семинаров и конференций;
  • повлияет ли на аккредитацию ежедневная практика и отзывы пациентов и т.д.

В Министерстве отвечают, что за предстоящий период все эти вопросы будут доработаны и чётко регламентированы, поэтому отказ от интернатуры пройдёт спокойно и организованно. Такая реформа направлена на улучшение уровня молодых специалистов и конкурентной способности российских докторов на мировом рынке.

Видео об отмене интернатуры:

Олег Бородин, терапевт, ревматолог, руководитель терапевтического отделения Клинического госпиталя на Яузе новую систему поддерживает, но с одним условием - затраты на непрерывное обучение не должны ударить по карманам врачей:

Новая система аккредитации врачей, в целом, выглядит очень перспективно. Она широко применяется в западных странах. В Германии, где я работал в течение нескольких лет в клинической больнице города Майнинген, я видел такую систему вблизи. Здесь при наличии у врача желания учиться, ему создавались все условия для обучения. Клиника в абсолютном большинстве случаев брала на себя все расходы, включая транспортные, проживание, оплату самого семинара. В трудовом договоре было прописано определённое количество дней, которое отводились под обучение, то есть мне не надо было брать отпуск за свой счёт с целью повышения своего медицинского образования.

За участие в каждом семинаре или курсах повышения квалификации присваивалось определённое количество баллов в зависимости от продолжительности обучения и рейтинга семинара в системе здравоохранения Германии. То есть специальные комиссии оценивают каждый семинар, каждую медицинскую конференцию определённым количеством баллов, которые начисляются всем участникам по её завершении. В сумме за пять лет надо было набрать более 250 баллов, что не представляло проблемы: в течение первого года я принял участие в трех или четырех конференциях и заработал около 80 баллов.

Таким образом, при грамотном и продуманном подходе подобная система очень хорошо зарекомендовала себя в западных странах. А как все будет реализовано в нашей стране пока неясно, и это вызывает очень много вопросов. Кто будет оплачивать непрерывное образование медицинских работников, в какое время это будет происходить, каким образом будут начисляться баллы за участие в конференциях и семинарах? Это и многое другое требует детальной проработки и тесного сотрудничества медиков с административным звеном.

Врачи: естественный отбор

Владимир Бекетов, терапевт и кардиолог, постоянный член Российского Научного Медицинского Общества Терапевтов (РНМОТ) сразу предупредил, что аббревиатуру НМО (непрерывное медицинское образование) мы скоро часто будем видеть в соцсетях, профессиональных сообществах и СМИ. Россия переходит на новую систему подтверждения врачебной квалификации, а это значит, что врачи теперь будут учиться постоянно:

С 2016 года для выпускников медицинских вузов в РФ отменили интернатуру. Обучение теперь проводится по ФГОС 3 новому 3-ему федеральному гос стандарту. Это значит, что на 6-ом курсе университета студенты проходят «субординатуру» по одному из трех профилей «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия». Потом сдают государственный экзамен и получают диплом и аккредитацию/лицензию на право работы педиатром, хирургом или терапевтом (раньше эту роль выполнял сертификат).

С 1 января 2016 года здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования. После окончания срока действия сертификата врач должен накапливать образовательную активность в размере 50 часов в год (один час в неделю). Доктор не обязан просиживать перед компьютером дни и ночи. Одного часа в неделю достаточно.

Сертификат после сдачи экзамена дает право вести практическую деятельность. Для аккредитации необходимо пройти многокомпонентную, многоэтапную систему образования. Теперь врач, для того, чтобы пройти аккредитацию, в отличие от сертификации, обязан не только раз в пять лет прослушивать цикл лекций и повышать свой уровень подготовки, но ежегодно посещать научные конференции, слушать онлайн-курсы, смотреть вебинары на порталах Минздрава. Раньше врача не обязывали ходить на конференции, теперь он должен это делать.

Программа мне кажется разумной. Раньше раз в пять лет на врача выбрасывали новые научные данные сразу в большом количестве. Теперь доктор поэтапно будет следить за изменениями в рамках своей специальности и сможет идти в ногу со временем. Да, действительно, мы находимся в переходном периоде и не всё может быть гладко, но система работает, она разумна, современна и понятна.

Врачи, которые не смогут вступить в новую программу, к сожалению, в порядке естественного отбора, должны будут дать дорогу молодым специалистам. Главврачи московских поликлиник очень активно отсылают на конференции своих специалистов, потому что понимают, - чем грамотнее будет врач, тем больше придет пациентов.

Надежда на будущее

Антон Родионов, кардиолог, доцент кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова уверен, что платить за обучение российским врачам не придется, а система непрерывного образования хорошо зарекомендовала себя в других странах:

Непрерывное медицинское образование (CMЕ ) - это общемировая практика, идеи её внедрения в России обсуждаются довольно давно. В последние годы мы видим первые робкие попытки её практического воплощения. Если эту систему реализуют не формально, не на бумаге, а в жизни, то это будет большим «плюсом» для медицины. Невозможно учиться по старинке, раз в пять лет, потому что за пять лет медицина делает огромный скачок вперед.

Я не думаю, что программы повышения квалификации лягут финансовым бременем непосредственно на врачей. Большинство конференций традиционно оплачивают фармацевтические компании. Де-факто основными спонсорами пост-дипломного медицинского образования давно уже стали производители лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

Если врач в ходе обучения получит знания и навыки, которые не сможет сей же час применить на практике из-за отсутствия оборудования в конкретной клинике, полученные знания все равно не будут лишними. Я своим студентам в Университете всегда говорю, что надо стремиться к лучшим образцам мировой медицинской практики, а не кивать на бедность российских больниц. Даже если пока у них не будет возможности работать на современном оборудовании, то в будущем она может появиться. Хотя бы надеяться на это нужно.

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих - вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год - начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен - в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация - все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура - два, аспирантура - три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером –гинекологом . После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год - отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура . На первом этапе - для фармацевтов и стоматологов; на втором - для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист , дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры - шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах , которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр - это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год - старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию , которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии - доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения . Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

Медицина всегда считалась одной из важнейших сфер социального обеспечения населения. В нашей стране к представителям этой профессии относятся с большим уважением, ведь каждый знает, что именно от людей в белых халатах во многом зависит здоровье граждан.

Любому медику для того чтобы получить право на личную практику приходится преодолевать сложный путь обучения. Только после приобретения глубоких знаний и необходимого опыта начинающий врач может устанавливать диагноз, назначать процедуры и препараты, одновременно принимая на себя полную ответственность за состояние здоровья пациента.

В связи со спецификой профессии к медицинскому образованию принято уделять повышенное внимание. Здравоохранение относится к тем направлениям, где помимо поддержания устоявшихся традиций, необходимо также поощрять инновации.

Необходимость изменений в системе здравоохранения

Практически каждый день научное сообщество выдает новые методики лечения заболеваний и разрабатывает уникальные формулы препаратов для того, чтобы эффективнее справляется с разного рода заболеваниями.

Знания, предоставляемые в медицинских университетах еще пару десятков лет назад, уже не могут составить необходимую базу для современного профессионала. В правительстве понимают это и стараются модернизировать данную сферу образования, хотя и получается это с большим трудом.

Чиновники от профильного министерства каждый год норовят внедрить кардинальные изменения в образовательный процесс начинающих медиков, называя ныне действующую систему морально устарелой и требующей глобального реформирования.

Еще одним поводом задуматься о качественных изменениях системы здравоохранения стали систематические жалобы граждан, недовольных качеством медицинского обслуживания и степенью подготовки молодых специалистов.

Как стало известно из официальных источников, именно принесет долгожданные изменения в медицину. Коснутся они каждого звена отрасли от образования до приема и обслуживания больных.

Наиболее неожиданными станут инновации в сегменте последипломного обучения – интернатуре. Широко распространенная практика, без которой ранее медик не мог получить право на практическую деятельность, может уже совсем скоро отойти в историю.

Причины отмены интернатуры

Начало реформирования медицинской сферы было положено еще в далеком 2011 году, когда на уровне правительства утвердили новый федеральный стандарт образования. В соответствии с этим документом, предполагается поэтапная модернизация системы обучения отечественных сотрудников здравоохранения.

Если ранее в годы, проведенные в университете, студенты изучали по большей части теорию медицинских наук, а практические навыки добывали в период прохождения интернатуры, то сейчас подход к данной концепции кардинально меняется.

Согласно новым стандартам, молодые люди, поступившие в профильный ВУЗ, будут приобретать все необходимые знания, начиная уже с первого курса. Достигаться это будет путем полного перестроения системы подготовки, делая ставку, прежде всего, на практику.

Научная и исследовательская деятельность теперь станет неотъемлемой составляющей учебного процесса. Студенты будут осуществлять практические занятия с настоящими пациентами прямо в своих ВУЗах или городских медучреждениях.

Это крайне важно в плане формирования высококлассного специалиста, способного максимально эффективно воплощать в жизнь полученные знания при непосредственном контакте с больным.

Каждый такой урок пройдет под чутким руководством преподавательского состава с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.

Этапы отмены интернатуры

Согласно установленному правительством плану реформирования сферы медицинского образования, отмена интернатуры пройдет в три этапа.

Первыми под нововведение попадут студенты стоматологических и фармацевтических специальностей: их избавят от необходимости прохождения последипломной практики уже сначала осени 2016 года.

Вторыми на очереди станут педиатры и терапевты: их реформа коснется в 2017 году. Финальным этапом отмены интернатуры станет 2018 год, и под него попадут уже все оставшиеся специалисты.

Данные изменения абсолютно не коснутся . Этот практикум часто путают с интернатурой, хотя функции у них немного разнятся.

Ординатура нужна, прежде всего, специалистам узкой направленности, таким как хирурги, неврологи, дерматологи или гинекологи.

Молодые доктора, выбравшие данную специализацию, по-прежнему будут на протяжении двух лет доказывать свою профессиональную пригодность и только после истечения этого срока смогут получить специальный сертификат, допускающий к самостоятельной практике.

Достоинства изменений в системе подготовки врачей

Столь радикальные изменения в системе подготовки медицинских специалистов получили достаточно неоднозначные отзывы. Как оказалось, люди смогли отыскать в такой инновации как преимущества, так и недостатки, хотя позитива было в разы больше.

Главными достоинствами изменений считают:

  • сокращение времени подготовки специалиста (студенты намного раньше могут приступать к трудовой деятельности, не теряя времени на дополнительное образование);
  • избавление от дефицита кадров в медучреждениях (поскольку медицинские вузы будут быстрее подготавливать врачей, рынок труда быстро заполнится);
  • повышение уровня знаний молодого доктора (делая ставку на практику, ВУЗ сможет предоставить более глубокие знания студенту во время занятий).

Внедряя такие изменения, правительство сможет одновременно ускорить выпуск готового медперсонала и повысить его профессиональный уровень, что и требуется отечественной системе здравоохранения.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

Перед студентами последних курсов медицинских университетов и институтов нередко встают различные вопросы: «В чем разница между интернатурой и ординатурой?» или «Зачем вообще медику последипломное образование?» Разобраться в этом вопросе достаточно просто.

Учебный процесс в любом высшем образовательном заведении считается полностью завершенным, когда выпускник получит соответствующий диплом, подтверждающий уровень его профессиональных знаний. Документ об образовании гособразца в первую очередь говорит о том, что новоиспеченному квалифицированному специалисту открыта прямая дорога на рынок труда и вакансий.

вуза после выпуска

Однако с выпуском студентов высших медицинских учреждений дело обстоит несколько иначе. Здесь каждому выпускнику придется узнать, чем отличается интернатура и ординатура. Самостоятельно принимать ответственные решения, связанные с лечением больных, человеку, окончившему вуз, пусть даже с красным дипломом, сразу не позволят.

И хотя трудоустроиться вчерашнему студенту в поликлинику или больницу вполне реально, выполнять свои врачебные обязанности он сможет только под пристальным вниманием своего куратора, научного руководителя. Вот тогда и начинается следующий переходный период от студенческой скамьи к профессиональной трудовой деятельности - ординатура и интернатура. Разница между этими двумя понятиями невелика.

Значение прохождения интернатуры и ординатуры

На самом деле и то, и другое является прохождением этапа становления индивидуализма и независимости доктора после вручения диплома. Кроме того, такой подход закреплен на законодательном уровне ещё в 1994 году. Приказ Министерства здравоохранения РФ утвердил порядок допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности. Чтобы отправиться в независимую врачебно-профессиональную жизнь, выпускник вуза должен получить ещё одну важную корочку - сертификат о профпригодности, который и станет символичным пропуском в самостоятельное врачевание.

Ординатура и интернатура (что это такое, знают все студенты медицинских учебных учреждений и ждут с нетерпением начала прохождения данных этапов) - основная задача, стоящая перед дипломированными специалистами, выполнение которой необходимо для завершения последипломного образования и комплексной профессиональной подготовки.

Более подробно об интернах

Интернатурой называют первостепенное прохождение послевузовской подготовки состоявшихся молодых специалистов, выпускников учебных образовательных заведений высших уровней аккредитации медицинского или фармацевтического профиля. Нередко поступали в интернатуру бывшие студенты специализированных формы собственности. Как правило, интернатуру проходят в местах, где максимально совмещены элементы практического обучения специалистов, и лечение амбулаторных и стационарных больных.

Что такое интернатура и ординатура в стоматологии, проще понять на примере Именно здесь проходят завершающий этап учебы по соответствующим направлениям будущие дантисты высочайшего класса. Получив сертификат на право занятия данной деятельностью, бывшие интерны могут трудоустроиться в любую стоматологическую клинику частной или государственной форм собственности или открыть свое лечебное учреждение.

Ординатура - это...

Какая разница между интернатурой и ординатурой, можно узнать, выяснив значение и второй категории.

Ординатура также представляет собой вид профильной последипломной подготовки людей, завершивших обучение в медицинских высших образовательных учреждениях. Её основной направленностью считают стремление к достижению высочайших умений и навыков, необходимых для оказания полноценной специализированной помощи на должном уровне.

Получается, что послевузовскими периодами подготовки являются и ординатура, и интернатура. Разница между двумя понятиями содержится в утвержденной приказом министра здравоохранения РФ номенклатуре специальностей в медицинской и фармацевтической сфере.

Различия двух видов подготовки

Более подробно можно сказать о существующем разграничении между интернами и ординаторами, где первые проходят подготовку по основным специальностям, а вторые обучаются за период прохождения в ординатуре и получают углубленные знания.

Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит положение, подтверждающее, что ординатура и интернатура отличия имеют лишь в ходе последипломного обучающего процесса. Интерны и ординаторы, повышая свой квалификационный уровень, приобретают статус слушателей высших образовательных профильных заведений. По сути, они формально приравнены к статусу студентов вузов.

Чтобы понять наверняка, что такое ординатура и интернатура в медицине, следует обозначить цель прохождения данных видов подготовки.

Особенности прохождения интернатуры

В основном обучение в интернатуре предопределяет профессиональное будущее выпускника медицинского вуза. Интерн, получивший сертификат, как правило, продолжает свою врачебную деятельность в муниципальных или частных клиниках, в амбулаторных условиях.

К основным видам обучения, которые проходит выпускник медицинского университета, для того чтобы самостоятельно лечить людей, можно отнести следующие:

  • кураторство пациентов, заполнение соответствующей документации непосредственно под контролем руководителя интернатуры;
  • периодические дежурства с последующим предоставлением доклада на утренней «пятиминутке»;
  • приобретение опыта в работе диагностических подразделений медицинского учреждения, в блоках или интенсивной терапии.

Ординатура и интернатура (разница здесь не играет никакой роли) включают в себя обязательную наработку навыков выполнения лечебных процедур. Кроме того, и интернам, и ординаторам необходимо посещать научные общества, принимать активное участие в конференциях.

Специфика занятости ординаторов в ходе обучения

Стоит выделить еще несколько позиций, по которым отличаются ординатура и интернатура. Разница заключается, например, в том, что интерны проходят за год определенное количество аудиторных занятий, число часов которых суммарно не должно превышать 120. При этом готовят высококвалифицированных ординаторов согласно разработанным учебным планам.

Созданием таких учебных программ в основном занимаются выпускающие кафедры. Обязательными пунктами плана обучения являются:

  • самостоятельное кураторство больных пациентов;
  • так же, как и интерны, ординаторы приобретают много врачебного опыта в лабораторных, диагностических (УЗИ, КТ, МРТ, ЭКГ, энцефалография, эндоскопия и множество других видов обследования) отделениях;
  • для хирургов-ординаторов главным требованием в процессе прохождения ординатуры считают участие в проведении операций;
  • участие в практических семинарах.

Особенностью обучения в ординатуре также можно назвать то, что некоторые дни в неделе, согласно учебным программам, отводят для самостоятельного дисциплинарного изучения.

Различны сроки прохождения интернатуры и ординатуры. В течение 1 года проходит обучение в интернатуре, по истечении которого интерн сдает экзамены и получает соответствующий сертификат. Ординаторов готовят на протяжении 2 лет.

Что такое аспирантура

Интересным фактом является то, что многие люди до сих пор путают, что такое интернатура, ординатура и аспирантура. И если с первыми двумя терминами все определено, то в аспирантуру после окончания вуза могут поступить не только выпускники-медики. Этот вариант последипломного обучения подходит тем, кто решил связать своё будущее с научной работой и исследованиями в той или иной сфере. Написание диссертации, её защита и присвоение научной степени кандидата наук - то, что в итоге получат успешные и трудолюбивые аспиранты.

Заключение

Достаточно много общих моментов в ходе обучения имеют ординатура и интернатура. Что это такое и для чего вообще необходимо проходить последипломную подготовку, станет понятно не только специалистам и выпускникам медицинских учреждений.

Для того чтобы брать на себя ответственность за здоровье пациентов, прогнозировать состояние больных и своевременно корректировать лечение, необходима качественная квалификационная подготовка. Именно поэтому интерны и ординаторы проходят долгий путь обучения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»