Детский церебральный паралич характеризуется нарушениями. ДЦП — причины возникновения патологии. Медикаментозное и хирургическое лечение ДЦП

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Формы ДЦП

Гемиллегическая форма является наиболее частой разновидностью детского церебрального паралича. Она зависит от преимущественного повреждения одного полушария мозга. Уже с первых дней жизни ребенка можно отметить, что одна его ручка и ножка не принимают участия в постоянном движении конечностями. Такие дети начинают поздно садиться и особенно поздно и с трудом стоять и ходить. В паретичных конечностях часто отмечаются насильственные движения атетозного характера. Наблюдаются эпилептические припадки общего или джексоновского типа.

Диплегическая форма церебрального детского паралича, которая носит название болезни Литтля, выражается в спастических параличах или спастических парезах обеих ног. Ребенок отстает в физическом развитии и если начинает стоять и ходить, то с большой задержкой. B результате повышения мышечного тонуса, резкого напряжения приводящих мышц бедра и контрактуры икроножных мышц походка таких больных весьма своеобразна, что дает возможность иногда ставить диагноз без детального исследования. Больные опираются не на подошву, а на пальцы, колени соприкасаются между собой и при ходьбе трутся друг о друга, походка спастически-паретическая, причем создается впечатление, будто больной стремится все время вперед и вниз. Этому дефекту ног может сопутствовать атетоз в мышцах лица и в дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные синкинезии, которые, сочетаясь с гиперкинезами, весьма затрудняют выполнение произвольных движений. Интеллектуально эти больные могут быть вполне сохранными.

Гиперкинетическая форма характеризуется наличием насильственных движений типа атетоза, миойлонии, которые сочетаются со значительным нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко отмечаются нарушения речи.

Детские церебральные параличи представляют собой не прогрессирующий процесс, а остаточные явления уже законченного заболевания, поэтому течение их отличается медленным л постеленным улучшением до различных степеней. Хотя степень восстановления,учитывая пластичность детского мозга, может быть значительной, все же в большинстве случаев остаются более или менее выраженные дефекты моторики.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Психофизическое развитие детей с ЦП

В свете современных представлений о происхождении и клинике резидуальных нервно-психических расстройств у детей и на основании предложенной нами (В. В. Ковалев, 1974) "классификации резидуально-органических расстройств детские церебральные параличи следует рассматривать как одну из форм резидуальной нервно-психической патологии сложного генеза. Мозговой органический дефект, составляющий основу детского церебрального паралича, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. В полиморфной картине последних значительное место занимают нарушения психического развития, в том числе его пограничные формы. Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.

С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности - диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков (Е. И. Кириченко, 1965; Е. М. Мастюкова, 1974; С. С. Калижнюк и др., 1975). Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении. В структуре интеллектуального дефекта корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими симптомами. Из числа последних наиболее характерны вялость, аспонтанность, адинамия, инертность и трудная переключаемость психических процессов. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал.

Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. Не менее важное значение в формировании своеобразных интеллектуальных нарушений приобретают неблагоприятные условия среды и воспитания, в которых проходит развитие ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения со здоровыми сверстниками, недостаточность игровой деятельности и подвижности, зависимость от взрослых).

К тяжелым нарушениям функций опорно-двигательного аппарата ребенка приводят поражения двигательных систем головного мозга, возникающие в большинстве случаев в результате детского церебрального паралича. Это заболевание является следствием инфекций, интоксикаций, травматических повреждений. Если они имели место до рождения ребенка, то речь идет о внутриутробном, врожденном параличе. Природовой и послеродовой параличи обусловлены травматическими повреждениями головного мозга новорожденного.

У детей с церебральными параличами резко затормаживается общее развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной мускулатуры). Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство из них передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.

Часто церебральные параличи сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства, представляющие собой различной выраженности нарушения произношения вследствие ограниченной подвижности артикуляционного аппарата (дизартрии). У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций. Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с выраженностью отклонений в его умственном развитии.

Специально проведенные исследования показали, что ДЦП - заболевание, имеющее непрогредиентный тип течения.

Нарушения у ребенка функций опорно-двигательного аппарата могут быть следствием и других причин, к числу которых относятся прогрессивная мышечная дистрофия, полиомиелит, травмы позвоночника, врожденная деформация суставов и др.

Нарушения движения и речи отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в развитии предметного восприятия.

Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств.

Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти.

Некоторые дети излишне беспокоятся о своем здоровье и здоровье близких, без конца говорят об этом. Сон у большинства таких детей расстроен. Они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне. У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, рвотах, неутолимой жажде, энурезах.

Если у ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата, то это обнаруживается довольно рано. Родители замечают, что младенец позже своих сверстников начинает держать головку и осуществлять различные движения, не следит глазами за движениями и действиями своей руки, недостаточно фиксирует взором предметы и их передвижение, запаздывает в развитии. Особенно заметна недостаточность моторики.

В таком случае необходимо обратиться к врачу, рассказать ем о своих наблюдениях, посоветоваться, каким образом можно помочь малышу. В соответствии с указаниями врача следует организовать режим питания и сна, систематически проводить курсы лечения.

Особого внимания требуют дети с болезненно выраженным чувством страха. Их нужно осторожно знакомить с предметами, которых они боятся, показывая, что эти предметы не могут вызывать опасений.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

Физическое воспитание детей с ЦП

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь – уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.

4. Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-психологического сопровождения образовательного процесса детей с церебральным параличом. С учетом полученных результатов психолого-педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель социально-психологического сопровождения детей с церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.

Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог – это друг, помощник, а психолог – независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя, психолога – коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся осознанием себя другим, “неполноценным” членом общества.

Таким образом, главная задача социально-психологической поддержки ребенка с церебральным параличом – помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Решает эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание которой осуществляется поэтапно:

1 этап – ориентационный

На данном этапе изучается психологическая картина образовательного пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.

2 этап – созидательный

Этот этап предполагает определение конкретного содержания взаимодействия социально-психологической службы с другими службами детского учреждения.

3 этап – анализирующий

Отличительной особенностью этого этапа является качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы, на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка.

4 этап – “совместные акции”

Задачей заключительного этапа является преодоление профессионального разрыва между социальным педагогом и психологом. Их совместная деятельность становится равнополагающей, направленной на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование здорового образа жизни – физического, психологического и социального благополучия ребенка, страдающего церебральным параличом.

Заключение

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами - педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.

Некоторые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата до школы воспитываются дома. Другие посещают специальные детские сады. Для более старших организованы специальные школы, часть из них интернатного типа. Обучение в них проводится по программам массовых школ. В дальнейшем выпускники получают возможность иметь различные профессии с учетом их физических особенностей.

Литература.

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.

2. Михеев В.В. Нервные болезни.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?

02.12.2010 02:00:00

Церебральный паралич (ЦП) – это нарушение работы опорно-двигательного аппарата, характеризующееся аномалией моторной функции и постурального тона, который приобретается в раннем возрасте, еще до рождения. Признаки и симптомы церебрального паралича обычно проявляются в первый год жизни.

Это нарушение работы опорно-двигательного аппарата является результатом непрогрессивного поражения головного мозга. Поражением головного мозга является любая аномалия структуры мозга или его функции. "Непрогрессивное поражение" означает, что поражение не ведет к дегенерации мозга. Это также означает, что поражение головного мозга является результатом одноразовой травмы головного мозга, которая не будут повторяться.

С церебральным параличом рождаются от 1 до 3 детей в каждой тысяче новорожденных. Однако, эта цифра намного выше среди детей, родившихся с очень низким весом, а также у недоношенных детей.

Интересно, что новые методы лечения, которые приводят к увеличению выживаемости детей, родившихся с низким весом, или недоношенных детей, на самом деле, способствуют увеличению общего числа детей с церебральным параличом.

Каковы причины церебрального паралича?

Существует множество причин возникновения и прогнозов течения церебрального паралича.

У доношенных новорожденных причиной церебрального паралича, как правило, является дородовая и не связанная с событиями во время родов травма. В большинстве случаев ДЦП связано с событиями, которые происходили во время беременности, т.е. в то время, когда плод развивается в утробе матери.

Преждевременные роды является фактором риска развития церебрального паралича. При преждевременных родах повышается риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к церебральному параличу. У недоношенных детей может также развиться серьезная дыхательная недостаточность, в связи с незрелостью и недоразвитостью легких. Это может привести к периодам снижения кислорода, доставляемого в головной мозг, что, в свою очередь, может стать причиной церебрального паралича.

Локальный или распространенный асептический некроз белого вещества больших полушарий головного мозга называется перивентрикулярной лейкомалиций. Это заболевание, характерное для недоношенных младенцев, при котором в белом веществе головного мозга образуются отверстия. Белое вещество служит для нормальной обработки сигналов, которые передаются по всему мозгу, и от мозга к остальным частям тела. Нарушения белого вещества наблюдаются во многих случаях детского церебрального паралича.

Тем не менее, важно признать, что подавляющее большинство недоношенных детей, родившихся намного раньше срока, не страдают от церебрального паралича. За последнее время в области неонатологии было много достижений, улучшающих выживаемость детей, родившихся намного раньше срока.

Кроме того, причиной детского церебрального паралича могут быть генетические заболевания, инсульт из-за неправильного кровоснабжения или инфекции мозга.

Хотя многие считают, что наиболее частой причиной церебрального паралича является недостаточное насыщение мозга кислородом во время родов (асфиксия плода при рождении), на самом деле, асфиксия редко становится причиной церебрального паралича. При ДЦП в результате асфиксии, младенец почти всегда страдает тяжелой неонатальной энцефалопатией, проявляющейся в течение первых нескольких дней жизни. Эти симптомы включают в себя:

  • судороги
  • проблемы с дыханием
  • проблемы с питанием
  • вялость, и
  • кома, в зависимости от степени тяжести

В редких случаях, к повреждению мозга и развитию церебрального паралича может привести травма, полученная в результате сложных родов. Маловероятно, что церебральный паралич разовьется спустя несколько лет после сложных родов.

Жестокое обращение с детьми в раннем детстве также может вызвать значительные повреждения мозга, которые, в свою очередь, могут привести к церебральному параличу. В таких случаях, кровотечение может произойти в тот момент, когда взрослый, в порыве злости, пытаясь укачать плачущего ребенка, начинает его усиленно трясти. Таким образом, можно не только вызвать у ребенка ДЦП, но и убить его.

Несмотря на разнообразие факторов, которые могут повлечь за собой церебральный паралич, во многих случаях причины заболевания установить не удается. Однако, с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерной томографии, а также улучшением возможностей диагностики генетических нарушений число таких случаев значительно сократилось.

Какие бывают типы церебрального паралича?

Исходя из особенностей двигательных нарушений, церебральный паралич можно разделить на типы:

  1. спастический церебральный паралич
  2. хореоатетозный церебральный паралич, и
  3. гипотонический церебральный паралич

Что такое спастический церебральный паралич?

Спастический церебральный паралич – это состояние, при котором увеличивается мышечный тонус, вызывая тугоподвижность одной или нескольких конечностей (рук или ног). Степень тяжести этого патологического процесса может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая обнаруживается при развитии у ребенка мелкой моторики. В общем смысле спастичность приводит к ограничению использования конечностей, в основном, в связи с невозможностью координации движений. Часто спастичность влияет на одну сторону тела (гемипарез), но также может повлиять на все четыре конечности или только на ноги (спастическая диплегия). Когда заболевание затрагивает обе ноги, человек способен стоять только на полусогнутых ногах, а при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

Кроме того, с повышением тонуса мышц также увеличиваются глубокие сухожильные рефлексы, появляются нарушения мелкой моторики и координации движений, мышечная слабость, утомляемость и множество других проблем.

Спастичность часто возникает в результате повреждения белого вещества головного мозга, но она также может быть связана с повреждением серого вещества.

Степень спастичности может варьироваться от легкой до тяжелой. Дети с легкой степенью могут испытывать незначительные трудности, а при тяжелой степени дети практически не могут конструктивно использовать пораженные конечности. Если должным образом не лечить спастичность, заболевание может привести к контрактуре, ограничению подвижности суставов. Контрактура может быть значительной помехой в уходе за детьми с церебральным параличом. Спастичность также может быть весьма болезненной и для того, чтобы расслабить мышечный тонус, требуется лечение.

Те же фундаментальные процессы, которые влияют на спастичность конечностей, могут также привести к аномалии движений и мышечному тонусу в других системах организма. В мышцах головы и лица. Так, церебральный паралич может значительно ограничить способность говорить, даже когда ребенок вполне способен понимать речь. Заболевание может обусловить ограничения жевания, глотания, мимики и движения глаз. Эти симптомы могут доставить много трудностей детям и их семьям.

Многие пациенты со спастическим церебральным параличом не могут контролировать выход мочи. Эта неспособность не обязательно связанна с недоразвитостью, она может быть вызвана повышением рефлексов мочевого пузыря. Когда мочевой пузырь наполняется, у этих детей просто срабатывает рефлекс, в результате, моча не удерживается.

Что такое хореоатетозный церебральный паралич?

Хореоптетозный церебральный паралич связан с ненормальными, неконтролируемыми, движениями рук и / или ног. В отличие от спастического церебрального паралича, люди с хореоатетозным церебральным параличом имеют переменный мышечный тонус часто со снижением мышечного тонуса (гипотония). Контрактура конечностей менее распространена. Ненормальные движения активизируются в результате стресса, а также нормальных эмоциональных реакций, таких как смех. Любая попытка сделать произвольное движение, например, протянуть руку, чтобы достать предмет, может привести к многочисленным непроизвольным движениям рук, ног, туловища и даже лица. Существуют различные типы аномальных движений. Два наиболее распространенных - быстрое, нерегулярное, непредсказуемое сокращение отдельных мышц и дистония со стойкими, но непостоянными, неправильными позами некоторых частей тела (рук, ног, туловища), происходящими по причине неправильного сокращения мышц. Дистонические расстройства также влияют на выражение лица, глотание и речь, в результате чего у ребенка появляются серьезные функциональные недостатки.

Эти движения могут быть очень изнурительными и значительно ограничить способность ребенка к выполнению многих задач, связанных с движением. Кроме того, эти движения сродни постоянным упражнениям, в результате чего больной ребенок теряет огромное количество калорий. Хореоатетозный церебральный паралич часто связан с повреждением специализированных структур мозга (базальных ганглиев), которые вовлечены в управление движением. Степень тяжести симптомов часто варьируется от легкой до тяжелой.

Что такое гипотонический церебральный паралич?

Гипотония предполагает снижение мышечного тонуса. Гипотонический церебральный паралич превращает ребенка в тряпичную куклу. В раннем детстве, гипотония обнаруживается сразу, поскольку ребенок не способен контролировать головку, когда его сажают. Детям с тяжелым гипотоническим церебральным параличом, возможно, труднее всех детей с церебральным параличом освоить двигательные навыки и получить нормальное когнитивное развитие.

Гипотонический церебральный паралич часто является результатом серьезного повреждения головного мозга или пороков его развития. Считается, что гипотонический церебральный паралич является результатом травмы или порока развития мозга на более ранней стадии, чем при спастическом или хореоатетозном церебральном параличе.

Гипотония в раннем детстве часто провоцирует различные неврологические заболевания, которые могут быть легкими, тяжелыми или даже иногда фатальными, как в случае с нейродегенеративным нарушением мышц. Важно отметить, что многие дети со спастическим церебральным параличом могут иметь частичную гипотонию на ранних этапах жизни.

Что такое смешанный церебральный паралич?

Многие (практически все) дети с церебральным параличом имеют симптомы разных типов церебрального паралича. Например, дети со спастическим церебральным параличом часто не могут держать голову, что характерно для гипотонии. Дети с хореоатетоидным церебральным параличом часто имеют глубокие сухожильные рефлексы, которые напоминают мышечную спастичность.

Какие другие заболевания ассоциируются с церебральным параличом?

Поскольку церебральный паралич характеризуется нарушением или пороком развития мозга, у детей с церебральным параличом могут наблюдаться и другие симптомы, связанные с мозговой дисфункцией. Фактически, у этих детей наблюдаются и другие нарушения, помимо дисфункции двигательной системы. Некоторые из этих нарушений, например, плохая речь, трудности в глотании, слюнотечение и нарушение моторной координации являются результатом нарушения двигательной системы, некоторых мышц, вовлеченных в перечисленные процессы. Другие заболевания могут быть результатом одновременных повреждений в других частях мозга, кроме областей двигательной системы.

При церебральном параличе также наблюдается нарушение когнетивных способностей, которые часто относят к задержке развития. У 50% пациентов с церебральным параличом присутствует нарушение познавательных способностей. Однако многие из этих детей способны к обучению и могут вести продуктивную жизнь. Важно отметить, что многие дети с серьезными нарушениями двигательной системы, вызванными церебральным параличом, имеют такие же симптомы, как и дети с хореоатетоидным или гипотоническим типами церебрального паралича.

Практически все исследования когнитивного развития ребенка включают деятельность его двигательной системы. Если ребенок может размышлять, но не способен двигаться, то врач не сможет диагностировать умственное нарушение. Поэтому, следует быть очень осторожным, оценивая пациентов с церебральным параличом. Определенные характерные черты, часто ассоциируются с нарушением когнитивных способностей у пациентов с церебральным параличом. Они включают сильное повреждение мозга у детей со спастической тетраплегией, микроцефалию (маленький размер головы), генетические заболевания, и внутриутробную инфекцию. Также у больных церебральным параличом (примерно у трети из них) часто бывают судороги. Судороги вызваны аномальной электрической активностью нейронов в мозге. Поврежденный мозг более подвержен приступам. Кроме того, когнитивные расстройства часто ассоциируется с эпилептическими припадками.

Симптомы припадков могут отличаться в зависимости от области мозга, в которой они возникают. Генерализованные приступы зарождаются в коре головного мозга, в то время как частичные приступы зарождаются только в некоторых частях коры головного мозга. Часто, генерализованные приступы начинаются, как частичные приступы, но после они быстро распространяются на весь мозг. Генерализованные приступы могут приобрести форму сильных конвульсий, при которых содрогается все тело, или форму отсутствия конвульсий, когда тело изредка вздрагивает, но при этом человек не падает.

У пациентов с церебральным параличом могут возникнуть и другие формы генерализованных приступов. Во время тонических приступов, тело пациента может внезапно дервенеть. Как тонические, так и бесконвульсивные приступы могут закончиться падением пациента и часто приводят к различным травмам.

Частичные приступы могут характеризоваться резкими движениями рук и ног. Кроме того, они могут быть связаны со странными ощущениями, например, с эффектом фотовспышки, или чувством страха, в зависимости от того, какая часть мозга затронута.

Часто могут возникать зрительные нарушения. Некоторые из них, например, косоглазие, могут быть скорректированы с помощью хирургических методов. Некоторые могут быть скорректированы ношением очков. У части детей зрительные нарушения являются результатом повреждений мозга и связаны со зрением, что может привести к слепоте, даже если глаза вполне здоровы. В настоящее время не существует лечения для улучшения этого состояния.

Дети с церебральным параличом могут иметь различные нарушения речи. Например, дизартрия (расстройство артикуляции), являются результатом ухудшения периферийного механизма речи. Афазия, является нарушением в сером веществе мозга, которое регулирует центральный механизм речи.

Дети с церебральным параличом часто с трудом набирают вес и плохо растут. Это является результатом нескольких факторов, включая нарушение потребления пищи, в то же время другие дети могут страдать от ожирения, по причине ограничения их подвижности.

Дети с хореоатетоидным типом церебрального паралича могут иметь компрессию нервов или повреждения шейных позвонков, что может нанести вред спинному мозгу.

Другие проблемы связаны со стоматологическими заболеваниями, дыханием, с инфекциями мочевого пузыря, остеопорозом, энурезом, энкопрезом и запорами.

Как оценивается состояние ребенка с церебральным параличом?

Чтобы поставить диагноз - церебральный паралич – необходимо пройти тщательное медицинское обследование. Прежде всего, необходимо определить причины, вызывающие ухудшение состояния ребенка. Малыш с подозрением на церебральный паралич должен пройти неврологическое обследование у детского невролога. После обследования, врач может направить ребенка на лабораторные анализы, которые помогут установить диагноз.

Не существует ни одного анализа для диагностики церебрального паралича. Но в связи с тем, что церебральный паралич является результатом многочисленных нарушений, для того, чтобы идентифицировать эти нарушения выполняются различные анализы. Кроме того, врачам необходимо знать и оценить состояние ребенка и выявить другие заболевания, которые могут быть у ребенка.

Анализы крови и мочи помогут идентифицировать наиболее распространенные отклонения от нормы. Также, анализ крови также используется для хромосомных или других генетических исследований. Для определения структурных изменений мозга применяется магнитно-резонансная томография.

Как только диагноз подтверждается, назначаются дополнительные исследования для определения особенностей течения заболевания. Например, если присутствуют приступы, то используется электроэнцефалограмма. Это диагностическое исследование не используется, если пациент не имеет признаков эпилепсии.

Как лечат церебральный паралич?

Церебральный паралич не лечится. Однако проблемы, связанные с церебральным параличом, можно лечить или предотвратить. На начальном этапе лечения необходимы консультации нескольких специалистов: педиатра, невролога,хирурга-ортопеда, психотерапевта, физиотерапевта, логопеда и др. Каждая из консультаций может оказаться для ребенка полезной. Детям с неврологическими нарушениями понадобится также помощь психотерапевта.

Какие специфические методы лечения церебрального паралича?

После предварительного обследования, каждому ребенку назначается индивидуальное лечение:

Лечение эпилептических приступов

Если у ребенка случаются эпилептические приступы, то лечение будет зависеть от типа и частоты приступов. Используя определенные лекарственные препараты, можно достичь полного контроля приступов, но у некоторых детей бывают трудно-контролируемые приступы. Лекарства могут вызывать побочные эффекты, влияющие на мозг. Побочные эффекты могут проявиться как в форме заторможенности, так и в форме гиперактивности. Они могут также влиять на функцию печени, на белые и красные кровяные тельца, и на костный мозг. Обычно побочные эффекты не несут существенной опасности и прекращаются при использовании соответствующих медикаментов. Цель врача – добиться прекращения приступов и снизить побочные эффекты. Важно отметить, что врач все равно не сможет полностью избавить ребенка от приступов и побочных эффектов на лекарства.

Лечение при мышечной спастичности : подход к лечению спастичности разрабатывают разные специалисты. Лечение включает использование лекарств и хирургических процедур для уменьшения спастичности, облегчения движений и предотвращения конвульсий. Наиболее распространенными препаратами являются дантролен натрия и диазепам. Диазепам - это средство, расслабляющее мышцы. Баклофен (Lioresal) принимают орально или вводят интратекально. Это лечение может быть особенно полезно для пациентов со спастичностью нижних конечностей. Наиболее распространенные побочные эффекты: сонливость и слабость. Седативные побочные эффекты этих препаратов часто рассматривают, как полезные. При интратекальном введении препарата, наиболее распространенный побочный эффект – это инфицирование катетера. При правильном использовании эта процедура может предотвратить хирургическое вмешательство.

Хирургическое лечение при спастичности: В случае сильной спастичности мышц, врачам приходится прибегнуть к хирургическим методам. Операция выполняется на сухожилиях хирургом-ортопедом, и допускается только в редких случаях. Реже проводится процедура, которая называется радикотомия спинного мозга. В процессе этой операции, хирург удаляет некоторые нервные окончания, которые посылают сенсорную информацию от мышц к спинному и головному мозгу. Эта процедура уменьшает спастичность и помогает ребенку двигаться. Большинство нейрохирургов, которые выполняют эту операцию, очень тщательно выбирают пациентов, которым она может помочь. Иногда детям с церебральным параличом требуется другой вид хирургического вмешательства. Крайне редко при хореоатетоидном церебральном параличе используются нейрохирургические методы, которые помогают сократить количество непроизвольных движений без вреда для других функций.

Другие хирургические процедуры

Офтальмологи (окулисты) лечат косоглазие, воздействуя на мышцы, которые управляют движением глаза, также корректируют некоторые другие осложнения, например, катаракту.

Нейрохирурги могут скорректировать эпилептические приступы. Такие операции, как, например, каллозотомия, гемисферэктомия, резекция областей пораженной мозговой ткани могут назначаться в некоторых случаях. Альтернативная процедура для лечения эпилепсии - это нервное стимулирование посредством имплантируемого устройства, которое помогает некоторым пациентам контролировать приступы.

Сколиоз или искривление позвоночника - это часто результат серьезной гипотонии. Заболевание может вызвать дискомфорт у пациентов и трудности при выполнении ежедневных рутинных действий. Кроме того, сильный сколиоз может даже ограничить способность дышать. Для коррекции сколиоза используется несколько хирургических методов.

Детям, которые не в состоянии принимать пищу самостоятельно, может потребоваться гастрономическая трубка.

Терапия

Спастичность лечат врачи различных специальностей. Важную роль могут сыграть физиотерапевты.

Физиотерапия: длительность физиотерапии зависит от степени спастичности, гипотонии и ухудшения моторных функций. Основной терапевтический эффект физиотерапии - это поддержание двигательной системы и профилактика контрактур. Некоторые специалисты считают, что физиотерапия влияет даже на мозг, хотя это спорно. После процедур физиотерапии наблюдаются и другие позитивные эффекты, например, улучшение походки, поз и баланса. Физиотерапия существенно помогает в течение жизни ребенку с церебральным параличом.

Профессиональная терапия: трудовая терапия помогает детям приобрести необходимые навыки повседневной жизни дома и в школе, включая употребление пищи, навыки письма, навыки выполнения домашних обязанностей. В раннем детстве терапевты могут помочь в кормлении ребенка с ослабленным или неконтролируемым сосательным рефлексом.

Речевая терапия : логопеды занимаются развитием и улучшением речи. Используя различные методы, логопеды помогает детям в развитии речевых способностей. Роль этих специалистов не ограничивается только помощью в развитии речевых способностей, они также учат пациентов другим методам общения (язык жестов), чтобы облегчить способности общения.

Медицинский уход

Медицинскому уходу за детьми с церебральным параличом часто серьезно препятствует неспособность ребенка выражать свои потребности и чувства. Распространенные детские болезни, такие как ушные инфекции, инфекции мочевых путей и аппендицит, которые легко поддаются лечению у большинства детей, могут оказаться опасными для жизни детей с ДЦП из-за поздней диагностики. Поэтому важно, чтобы детей с ДЦП регулярно осматривал специалист.

Так как врачи не дают надежду на то, что церебральный паралич можно вылечить, многие семьи пытаются использовать альтернативные методы лечения. Альтернативная терапия может включать диеты, травяные средства, игры с животными и гипербарический кислород. Научные исследования подтверждают, что диеты оказывают негативное влияние на организм ребенка. Некоторые из них, например, гипербарическая кислородотерапия, которая выполняется в специализированных центрах, может оказаться очень дорогостоящей, но научных доказательств ее целесообразности нет. В любом случае в таком лечении должен присутствовать индивидуальный подход. Прежде чем использовать альтернативные методы лечения, родители ребенка должны проконсультироваться с врачом.

Каковы долгосрочные перспективы для пациентов с церебральным параличом?

Ответ на этот вопрос сложный. Так как церебральный паралич имеет различные симптомы, то и лечение должно быть разнообразным. Многие ученые надеются на последние открытия, в основе которых лежит замена потерянных или поврежденных мозговых клеток. Пока такая терапия еще не доступна, а серьезные клинические испытания начнутся только через 5-10 лет.

Чем больше мы узнаем о причинах церебрального паралича, тем больше мы можем сделать, чтобы предотвратить заболевание. Например, использование фолиевой кислоты помогает правильному развитию центральной нервной системы и используется в качестве превентивной меры от церебрального паралича. Помочь предотвратить это заболевание может также отказ от использования во время беременности некоторых лекарств, алкоголя, табака, наркотических средств, как, например, кокаин.

Уход за ребенком с церебральным параличом

Невозможно переоценить роль человека, который будет ухаживать за ребенком с церебральным параличом. Будь то нянечка или родители, эти люди должны понимать потребности ребенка и обеспечить ему или ей атмосферу любви и гармонии. Часто, уход за детьми с церебральным параличом может вызвать эмоциональные и материальные трудности. Для обеспечения надлежащего ухода за детьми с церебральным параличом необходимо принимать во внимание психическое здоровье и финансовое положение семьи или опекуна.

Мы должны признать, что многие, возможно даже, большинство детей с церебральным параличом могут прожить полную смысла, счастливую жизнь. Однако им трудно будет это сделать без помощи родителей и медиков.

Церебральный паралич проявляется в нарушении двигательных функций, что вызвано травмой или аномальным развитием мозга, чаще всего еще до рождения. Обычно признаки заболевания проявляются в младенчестве и дошкольном возрасте. ДЦП вызывает жесткость конечностей и туловища, нарушение осанки, шаткость при ходьбе, или все это вместе. Люди с церебральным параличом зачастую имеют замедленное умственное развитие, проблемы со слухом и зрением, судороги. Выполнение определенных процедур может помочь улучшить функциональные способности человека.

Причины

Во многих случаях точно неизвестно, почему возникает является следствием проблем с развитием мозга, которые могут возникнуть в результате таких факторов, как:

  • случайные мутации в генах, контролирующих формирование мозга;
  • инфекционные заболевания матери, влияющие на развитие плода (например, краснуха, ветрянка, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирус и др.);
  • нарушение кровоснабжения в мозгу ребенка;
  • младенческие инфекции, вызывающие воспаление мозга или его оболочек (например, бактериальный энцефалит, сильная желтуха и др.);
  • травма головы.

Симптомы

Церебральный паралич может выражаться в различных симптомах. Проблемы с движением и координацией могут включать:

  • изменения мышечного тонуса;
  • ригидность затылочных мышц;
  • отсутствие мышечной координации;
  • непроизвольные движения и дрожь;
  • задержка моторики (например, не может держать головку, сидеть самостоятельно или ползать в том возрасте, когда здоровые дети уже это делают);
  • трудности при ходьбе (например, ходьба на полусогнутых ногах или ходьба на носках);
  • проблемы с глотанием и избыточное слюнотечение;
  • задержка в развитии речи;
  • сложности с точными движениями (например, не может держать в руке ложку или карандаш);
  • проблемы со зрением и слухом;
  • проблемы с зубами;
  • недержание мочи.

Диагностика

Чтобы диагностировать церебральный паралич, врач должен провести сканирование мозга. Это можно сделать несколькими способами. Предпочтительным тестом является МРТ, использующая радиоволны и магнитное поле для получения подробного изображения. Также можно произвести УЗИ и КТ мозга. Если ребенок имеет судороги, врач может назначить ЭЭГ, чтобы определить страдает ли он эпилепсией. Чтобы исключить другие заболевания, имеющие схожие с ДЦП симптомы, следует проверить кровь.

Лечение

Как уже говорилось, нельзя полностью вылечить направлена на то, чтобы свести к минимуму его симптомы. Для этого потребуется долгосрочный уход с помощью целой медицинской команды специалистов. Эта группа может включать педиатра или физиотерапевта, детского невролога, ортопеда, психолога или психиатра, логопеда. При лечении используются лекарства, помогающие уменьшить плотность мышц и улучшить функциональные способности. Выбор конкретных медикаментов зависит от того, касается ли проблема только определенных мышц или затрагивает все тело. Церебральный паралич можно лечить и немедикаментозными методами: с помощью физиотерапии, трудотерапии, логопедии. В некоторых случаях может потребоваться хирургическая операция.

Бывает, что беременность закачивается не так, как планировалось, иногда малыш рождается с серьезной патологией, например, ДЦП. «Это что такое?» - первый вопрос, возникающий в голове у родителей. ДЦП (в переводе детский церебральный паралич) - болезнь, не передающаяся по наследству. К развитию недуга приводит ряд проблем, возникающих во время беременности или родов. Заболевание представляет собой совокупность синдромов, объединяющая черта которых - поражение головного мозга.

Болезнь ДЦП известна людям давно, со времен существования человечества. Однако долгое время недуг никак не назывался. В середине 19-го века он получил свое первое наименование «Болезнь Литтла» благодаря ортопеду и хирургу, практикующему в Британии. Врач составил описание болезни, выявив среди ее причин тяжелые роды, асфиксию, преждевременное появление ребенка на свет. Следующее название было дано Уильямом Ослером - «церебральные параличи». Врач также уделил особое внимание неправильному процессу рождения, считая его первопричиной развития болезни.

Как отдельный термин ДЦП появился благодаря невропатологу, психиатру З. Фрейду. Он ввел много новых терминов для удобства описания заболевания. Последняя трактовка и классификация параличей была более точной. Фрейд утверждал, что ДЦП развивается в период перинатального развития плода, когда формируется мозг. Однако исследования следующих лет выявили, что осложненные роды - более вероятная причина появления ДЦП.

Сегодня ученые утверждают, что болезнь возникает сразу после рождения (в первые часы или в грудничковом периоде) или во время беременности. Причин у нее может быть множество. Но главным образом термин ДЦП означает поражение ЦНС (центральной нервной системы) и связанные с этим неврологические проблемы. Это предпосылка всех видимых симптомов у больного человека.

Повышенный или, наоборот, ослабленный тонус мышц, отставание в развитии, выраженные проблемы с моторикой: все это отличает детей с болезнью ДЦП. Проблемы выражаются также в сложностях овладения языком, письмом, трудностях общения.

Церебральный паралич затрагивает большие полушария. Поврежденных клеток мозга не становится больше со временем взросления больного. Они ограничены определенной областью с момента появления заболевания. Так, новые структуры мозга с возрастом не захватываются, а болезнь не прогрессирует.

В современном мире ДЦП причисляют к распространенным детским заболеваниям. По статистике на 1000 малышей рождается около 6 детей с этим диагнозом. Зафиксирована более высокая частота нарушения среди мальчиков.

ДЦП, лечится или нет? - вопрос, который волнует родителей больного ребенка в первую очередь. Для многих из них аббревиатура ДЦП звучит как приговор. Но опускать руки нельзя, ведь ребенку с таким заболеванием, как никому другому необходима любовь и поддержка родителей.

Причины возникновения ДЦП


Причины развития болезни разделяют на несколько групп

  1. Генетические (повреждение хромосом отца или матери чревато развитием ДЦП. Генетический материал может быть нарушен из-за начала старения организма).
  2. Кислородное голодание мозга (фетоплацентарная недостаточность развивается как в процессе родов, так и во время беременности. Угрожающие факторы - преждевременная отслойка плаценты, стремительные или долгие роды, обвития, неправильное предлежащие плода. Эти нарушения часто приводит к рождению ребенка с патологией ДЦП).
  3. Инфекционные заболевания (некоторые заболевания, протекающие в тяжелой форме, вызывают недуг ДЦП. Это менингит, энцефалит. Опасно, если заболевание протекает на фоне высокой температуры).
  4. Токсическое воздействие на ребенка (вействие сильнодействующих медицинских препаратов во время беременности, а также различных ядов может быть неотвратимым. Подобные факторы проявляются, когда будущая мать работает на вредном производстве (радиоактивные и химические вещества). Токсическое воздействие может быть вызвано курением, употреблением наркотиков).
  5. Физические (вероятность рождения ребенка с ДЦП увеличивается, если во время внутриутробного периода происходило влияние на плод электромагнитными полями (рентген, радиация).
  6. Механические (церебральный паралич у детей возникает вследствие родовых механических травм, связанных с непрофессиональным ведением родов. Бывает, что ребенок получает травму головы из-за слишком узкого таза матери).

Другими факторами, порождающими ДЦП, являются:

  • преждевременное рождение, маловесность новорожденного или, наоборот, большой вес;
  • хронические болезни женщины.

Инфекционные болезни, перенесенные женщиной во время беременности также отрицательно влияют на развитие плода.

Риск развития патологии возрастает, если выявляются сразу несколько опасных факторов, влияющих на мозг и нервную систему. В большинстве случаев в анамнезе людей с ДЦП, обнаруживается ряд поражений, провоцирующих появление паралича.

При ДЦП, причины возникновения которого могут быть различны, нарушается целостность и правильная работа структур головного мозга. Важно вовремя выявить причины нарушений, чтобы подобрать корректное лечение.

Фактором развития ДЦП в первые недели жизни малыша может быть:

  1. Гемолитическое заболевание.
  2. Асфиксия во время родов.
  3. Попадание околоплодных вод в дыхательные пути.
  4. Дефекты развития элементов системы дыхания.

Классификация ДЦП

Известно 2 классификации заболевания. Одна основывается на возрасте ребенка, вторая на форме нарушения.

Классификация относительно возраста:

  1. Ранняя — симптомы заболевания проявляются до полугодовалого возраста малыша.
  2. Начальная остаточная — болезнь выявляется от 6 месяцев до 2 лет.
  3. Поздняя остаточная — диагноз ставится после 2 лет.

Классификация относительно форм ДЦП.

Спастическая тетраплегия

При спастической тетраплегии поражаются отделы мозга, отвечающие за двигательную активность. Чаще это происходит в перинатальном периоде из-за недостатка кислорода. Данный фактор являет причиной частичного отмирание нейронов и изменение строения нервной ткани. Болезнь проявляется:

  1. Нарушением образования звуков и их воспроизведения.
  2. Проблемами с глотанием.
  3. Парезом мышц конечностей.
  4. Нарушением зрения, проблемами с вниманием.
  5. Косоглазием (вследствие поражения черепных нервов).
  6. Задержкой умственного развития.

Этот вид ДЦП - одна из самых тяжелых форм заболевания.

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия - самый распространенный тип ДЦП, на его долю приходится 75% всех случаев заболевания. Выявляется чаще всего у детей, родившихся раньше срока.

Характерные признаки:

  • поражение нижних конечностей;
  • задержка умственного развития,
  • проблемы с психикой;
  • проблемы с речью (псевдобульбарный синдром).

Дети со спастической диплегией ДЦП успешно учатся вместе со сверстниками, живут в социуме. Они могут выполнять определенные виды работ.

Гемиплегическая форма

В этом случае чаще видны нарушения в движениях рук, но не ног. Причина появления гемиплегической формы паралича - кровоизлияния, инфаркты в головном мозге. Способность обучаться и осваивать социальные навыки у таких детей хорошая. При желании и усилиях ребенок выучится выполнять широкий ряд действий, но их скорость будет небольшой.


Поза, характерная для таких детей, внешне сходна с позой Вернике-Манна. Больная нога согнута только в области стопы. Таким образом, человек шагает, поднимаясь на носок и перенося вперед здоровую ногу. Положение руки, находящейся на стороне больной нижней конечности, напоминает позу человека, что-то просящего.

У детей, страдающих гемиплегической формой ДЦП, часто встречается задержка умственного, речевого развития, а также проблемы с психикой и эпилептические приступы.

Дискинетическая форма

Причина развития - гемолитическая болезнь новорожденных. Такие дети страдают от непроизвольных телодвижений, называемых гиперкинезами и дискинезами, проявляющимися во всех частях тела. Нарушения дополняются парезами и параличами. Положение рук, ног и туловища не является нормальным. Проявляется дискинетическая форма тягучими, червеобразными движениями с присутствием судорог и сокращений мышц.

Несмотря на подобное проявление, дети могут обучаться со сверстниками, не уступая им в интеллектуальных способностях. Им под силу окончить высшие учебные заведения и жить нормальной жизнью в социуме. Это форма представляет наиболее легкий вид ДЦП.

Атаксическая форма

Травмы лобных долей мозга, гипоксия - основные причины развития атаксической формы ДЦП. В этом случае часто встречаемым признаком является парез мышц гортани и голосовых связок, что отражается на голосе человека. У детей с этим нарушениям более слабый, чем в других случаях. Также атаксическая форма характеризуется нарушением произвольных движений, дрожанием конечностей.

Люди, у которых диагностирована данная форма ДЦП, страдают умственной отсталостью. Несмотря на это, атаксическая форма паралича протекает мягко. При правильном подходе к лечению ребенок может научиться стоять и ходить.

Варианты ДЦП

Смешанная форма

Когда у больного присутствуют симптомы двух и более форм, диагностируется смешанная форма ДЦП. При этом нарушаются различные структуры головного мозга. Более распространенные сочетания - спастическая и дискинетическая форма ДЦП, гемиплегическая и спастическая.

Нужно отметить, что у новорожденных детей тяжело сразу достоверно определить форму ДЦП. Характерные признаки того или иного вида заболевания выявляются лишь к тому моменту, когда малыш дорастает до 6 месяцев.

3 стадии ДЦП

  1. Ранняя — до 4х месячного возраста ребенка. Характерно тяжелое состояние больного, проблемы с дыханием, судороги. Однако конкретный вид нарушения определить трудно.
  2. Начальная хронически-резидуальная — при спастических формах заболевания с 5ти месячного возраста до 3–4 лет ребенка формируется мышечная гипертония стойкого характера. Часто в это время можно выявить форму заболевания и степень его тяжести.
  3. Поздняя резидуальная стадия — на этой стадии можно четко выявить форму недуга. Движения часто повторяются.

Симптомы

Симптомы болезни ДЦП делятся на ранние и поздние. К ранним относится:

  1. Замедленное физическое развитие ребенка (например, малыш не держит голову, не сидит или не ходит к положенному сроку).
  2. Рефлексы, присущие младенческому возрасту, сохраняются и по его прошествии (например, хватательный, движение конечностей долго остаются хаотичны).
  3. Ребенок пользуется преимущественно только одной рукой. Это заметно в играх или бытовых действиях.
  4. В новорожденном периоде детей, больных параличом, мало интересуют игрушки.
  5. Если ставить ребенка на ножки, он будет опираться не на всю стопу, а только на носочек.

Остальные признаки ДЦП считаются поздними:

  1. Деформация скелета. Проявляется в том, что на пораженной стороне конечность меньше.
  2. Тугоподвижность, малый объем движений, нарушение координации.
  3. Судороги. Развиваются в первые месяцы жизни или после диагностирования ДЦП.
  4. Походка затруднена, на носочках (это относится к диплегии и другим формам ДЦП).
  5. Проблемы с глотанием. Слюнотечение. Причина проблемы - нарушенное взаимодействие мышц лица, участвующих в этих процессах.
  6. Из-за нарушения тонуса мышц языка присутствуют проблемы с речью.
  7. Косоглазие, близорукость.
  8. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
  9. Непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
  10. Проблемы в эмоциональной сфере.
  11. Детям трудно писать, считать и читать.

Степень инвалидности связана с уровнем развития ребенка, усилий близких. Чем выше интеллект, тем меньше двигательных нарушений у больного.

Задержка психического развития (ЗПР) выражается в:

  • алалии;
  • дизартрии;
  • дислексии;
  • заикании.

Признаки форм ДЦП отличны друг от друга. Например, у детей с тетраплегией больше нарушений, чем со спастической диплегией.

Диагностика

Болезнь ДЦП диагностируется на основании выявления характерных для нее признаков. В дополнении к проверке условных рефлексов и тонуса мышц для определения тяжести болезни, используется практика МРТ мозга. Расшифровка результатов способна выявить кисты, опухоли, очаги кровоизлияния. Также, если есть подозрение на поражение мозга, используются УЗИ и ЭЭГ.

Значение своевременно поставленного диагноза сложно переоценить. Для этого важно распознать расстройство как можно раньше. Осматривать детей необходимо еще в роддоме и уделять особенное внимание малышам:

  • с малым весом;
  • родившимся раньше положенного срока;
  • имеющим пороки развития;
  • с диагнозом - желтуха новорожденных;
  • родившимся с оценкой Апгар до 5 баллов;
  • появившимся на свет в результате осложненных родов;
  • с инфекционными заболеваниями.

Диагностирует ДЦП невролог. Дополнительно могут быть назначены другие обследования для уточнения диагноза.

Лечение

Цель лечебных мероприятий - уменьшение проявления признаков болезни. Полностью излечить недуг невозможно, но важно выбрать правильную методику, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки для жизни.

При определении характера лечения специалисту важно знать форму паралича, тяжесть недуга, сопутствующие заболевания.

Медикаментозное лечение

Терапия лекарствами включает:

  1. Противосудорожные препараты.
  2. Расслабляющие средства (диазепам, баклофен).

Не рекомендуется прием множества лекарств, которые влияют на восстановление поврежденной зоны мозга. Они бесполезны, потому что пораженные участки мозга ничем не восстановить. Иногда применяют метод для уменьшения гипертонуса - диспорт.

ЛФК, массаж

Массаж - необходимая процедура на протяжении всей жизни ребенка. Если здоровому малышу ее может проводить мама, то для больных церебральным параличом постоянно нужна помощь специалиста, который подберет упражнения для нужных групп мышц.

Коррекция позы

Из-за проблем с тонусом мышц больного, со временем у него закрепляется неправильная поза. Она корректируется шинами, валиками, бандажами.

Хирургические методы

Операции используются в редких случаях:

  • операция на ахилловом сухожилии (происходит его пересадка);
  • вмешательства на мышцах области поясницы;
  • спинальная ризотомия (проводится только при выраженном болевом синдроме);
  • тенотомия (назначают, если у больного есть контрактуры);
  • операция на мозге (делается редко, при сильном прогрессировании болезни).

Прочие методы

  • физиотерапевтические методы;
  • дельфинотерапия;
  • плавание;
  • занятия с логопедом;
  • социальная адаптация;
  • тейпирование и кинезиотейпирование (используется для поддержки суставов и мышцам);
  • ботулинотерапия.

Лечение фиксацией тела и групп мышц

При ДЦП, лечение которого осуществляется на протяжении всей жизни, ослабевает связь между головным и спинным мозгом, из-за этого телодвижения становятся разбалансированы. Некоторые врачи советуют использовать метод Войта с раннего возраста больного. Согласно методу профессора Войта, на теле человека есть точки, отвечающие за движения, одинаковые у всех (здоровых и больных). Так, при надавливании на точки у больных детей, происходит рефлекторное сокращение мышц, что приводит к определенным движениям.

В некоторых странах в борьбе с ДЦП используют стволовые клетки. Оптимальный возраст для трансплантации клеток - это 3–4 года малыша. Тогда сводится к минимуму конфликт собственных клеток с новыми. Методика использования стволовых клеток считается перспективной.

Осложнения

Для хронического недуга ДЦП не характерно прогрессирование со временем. Но опасность заболевания в том, что на его фоне могут развиться вторичные патологии, опасные для жизни. Осложнения недуга:

  • инвалидизация;
  • проблемы с потреблением пищи;
  • эпилепсия;
  • задержка развития и роста;
  • сколиоз, кифоз, лордоз;
  • аномалии восприятий, ощущений;
  • слюнотечение, проблемы недержания;
  • психологические и психические проблемы.

Врач занимается с малышом с помощью приспособления для развития моторики

Профилактика ДЦП

Во время периода беременности профилактика ДЦП заключается в наблюдении за здоровьем будущей мамы. Девушке или женщине важно исключить вредные привычки, регулярно посещать лечащего врача и следовать его рекомендациям. Также необходимо вовремя диагностировать угрожающие плоду диагнозы, такие, как, например, гипоксия и выбрать правильный способ родоразрешения.


Прогноз течения ДЦП после диагностики зависит от формы заболевания, а также от поведения и стараний близких больного. Иногда детский паралич приводит к инвалидности. Но насколько будут компенсированы нарушения зависит от тактики лечения. Головной мозг ребенка развивается, здоровые его области могут брать на себя функции пораженных. Поэтому близким важно регулярно заниматься с ребенком, не пуская болезнь на самотек.

Детский церебральный паралич – это группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития.

Согласно применяемой в РФ классификации К.А. Семеновой, выделяют пять форм церебрального паралича на основании клинической картины, которая в значительной мере обусловлена тем, какая именно зона головного мозга повреждена у пациента.

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля) является самой распространенной формой церебрального паралича. У больных поражены отделы мозга, ответственные за двигательную активность конечностей, что приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.

2. Двойная диплегия характеризуется тяжелым поражением всех отделов головного мозга, либо только больших полушарий. Наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.

3. Гиперкинетическая форма . При ней поражены подкорковые структуры, что приводит к гиперкинезам, то есть непроизвольным движениям, которые особенно усиливаются при утомлении, волнении, стрессе. Данная форма ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще в сочетании со спастической диплегией.

4. Атонически-астеническая форма возникает при поражении мозжечка, характеризуется парезами (снижением силы мышцы), низким тонусом мышц. У пациента страдает координация движений и чувство равновесия.

5. Гемипаретическая форма – результат поражения одного из полушарий мозга с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает одна из сторон тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию. При этом поражение тяжелей в верхних конечностях.

Необходимо подчеркнуть, несмотря на то, что ДЦП – это группа специфических заболеваний, его нельзя описать словом «синдром», так как этим термином, как правило, обозначается совокупность часто наблюдаемых совместно симптомов не вполне ясной этиологии. Первопричина же ДЦП ясна – это поражение центральной нервной системы. Двигательное нарушение, вызванное иными причинами (например, травмой позвоночника) при здоровом мозге не является церебральным параличом.

Почему возникает ДЦП?

Основная причина заболевания – повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания (гипоксия, асфиксия) или травмы (ушибы, кровоизлияния) в дородовый или послеродовый период. Такие повреждения могут происходить в результате травм матери во время беременности и родов, нарушения кровообращения головного мозга у плода, различных инфекционных, генетических, эндокринных, сердечно-сосудистых заболеваний матери, угрозы прерывания беременности, осложнений в течении беременности, групповой или резусфакторной несовместимости крови матери и плода, тугого обвития плода пуповиной, преждевременной отслойки плаценты. После рождения малыша поражение центральной нервной системы может наступить в результате следующих причин: тяжелая инфекция (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция), отравление (свинец), травмы головы, инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).

Нельзя не отметить, что все факторы риска не являются абсолютными, и большую часть из них можно предотвратить или минимизировать их вредное влияние на здоровье ребенка.

Какие симптомы и признаки ДЦП?

Симптомы ДЦП могут быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться постепенно в грудном возрасте. В том случае, если при беременности и родах имели место факторы риска, педиатр, как правило, пристально наблюдает ребенка на предмет возможных симптомов заболевания и предупреждает родителей о том, какие особенности нужно отмечать, чтобы как можно раньше установить диагноз и начать реабилитацию. Родители должны быть знакомы с основными нормами развития двигательных и игровых навыков, речевого развития, и если ребенок заметно отстает, сообщить об этом врачу. Насторожить родителей и специалистов должны такие особенности поведения малыша, как застывание в какой-то позе, выполнение непроизвольных движений, отсутствие контакта с матерью.

Педиатры не всегда спешат с постановкой диагноза ДЦП: детский мозг очень пластичен и имеет огромные компенсаторные возможности, которые могут полностью нивелировать последствия повреждения мозга, поэтому больных ДЦП гораздо меньше, чем детей, рождение которых сопровождалось факторами риска.

Если ребенок в возрасте более года не сидит, не ходит, не говорит, а также имеет различные психические отклонения, и специалисты подтверждают устойчивость неврологической симптоматики, выставляется диагноз ДЦП.

За рубежом некоторые специалисты считают, что окончательный диагноз нужно выставлять в возрасте примерно трех лет, так как ранее то, что выглядит, как симптомы ДЦП, может впоследствии оказаться результатом спастики, не связанной с повреждением центральной нервной системы, либо клиническим проявлением новообразований в мозге или метаболических заболеваний. Как правило, все эти заболевания приводят со временем к ухудшению состояния больного, а пациент с ДЦП стабилен, хотя симптомы могут несколько меняться.

Это непростая ситуация, так как, с другой стороны, чем раньше начать реабилитацию ребенка, тем больше надежды на то, что он сможет достичь относительной физической независимости в случае, если поражение мозга не очень глубокое.

Основными симптомами ДЦП являются нарушения двигательной активности: спастичность (скованность мышц), атетоз (гиперкинез, медленная тоническая судорога мышц конечностей, лица, туловища), ригидность, атаксия (нарушение координации движений), тремор конечностей. Диагнозу могут сопутствовать нарушения со стороны органов зрения, слуха, изменение восприятия, ориентировки в пространстве, нарушение развития речи, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

Признаками тяжелой формы ДЦП у младенца могут быть нарушение глотания и сосания, ослабленный крик, судороги. Внимание родителей и специалистов должны привлечь необычные позы ребенка, например, сильно расслабленное тело, разогнутые суставы с большим разбросом рук и ног.

Не всегда, однако, проблемы очевидны сразу, они могут проявляться по мере роста малыша. Повреждения отделов мозга вызывают нарушение движения тех или иных мышц, что ведет к их малоподвижности и, вслед за этим, гипертрофии. По мере роста и взросления проявляются проблемы сенсорного характера: больной может не различать предметы на ощупь (форму, текстуру), обычные действия (например, чистка зубов) могут причинять болезненные ощущения. Часто при церебральном параличе наблюдается слюнотечение, при тяжелых формах – проблемы с глотанием.

Итак, диагноз ДЦП ставится прежде всего на основании наблюдения за ребенком в течение некоторого времени, фиксации вышеперечисленных симптомов. Иногда между первым тревожным звоночком и окончательным диагнозом проходит значительный срок.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»