Детская вера. Вера — это шаг из лодки на воду. "Каждый перед Богом – цепочка поколений"

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

С рождением ребенка родители начинают задаваться вопросом, как правильно вводить в жизнь малыша такие понятия как «вера» и «Бог». И дело здесь совсем не в набожности семьи, а в том, кто и как понимает и представляет себе Бога. А ведь если копнуть глубже, то окажется, что каждый из нас имеет свое представление о вере, храме и Господе. Не зря ведь религиозные распри стали причиной многих войн и потасовок. Так что привить ребенку веру во что-то или кого-то — это большая ответственность, серьезный шаг, требующий специальной подготовки и степени осознанности.

И все-таки, как познакомить ребенка с верой?

Думаю, ключевым словом здесь будет именно «познакомить».Не стоит изначально задаваться целью привить малышу веру в Бога, а то со временем вы можете поймать себя на том, что прививание превратилось в навязывание. Ведь никто не знает, кем станет ваш ребенок когда вырастет, в какой стране будет жить, какую веру захочет исповедать. Поэтому оставьте ему самое главное — право выбора.

И так, остановимся на знакомстве малыша с религией. На самом деле, какую бы веру вы не исповедовали, какую церковь не посещали, вам должно быть известно, что все основные понятия Бога во всех религиях абсолютно одинаковы. Бог — творец, Бог — всемогущ, Бог — есть любовь и т.д. Вот с этого и начните. Помните, что чем меньше ребенок , тем меньше нюансов и подробностей он должен знать. Ваша задача — дать ему представление о Боге, церкви, вере в целом. Но уж никак не заставить малыша выучить детскую Библию или молитвы наизусть.

Если ваша семья очень набожная, вы часто посещаете церковь, ходите на причастия, молитесь как дома, так и в церкви, то приобщать свое чадо ко всем этим атрибутам веры стоит очень осторожно. Безусловно, во всем этом нет, и не может быть чего-то плохого за исключением одного — принуждения. Постоянно следите за тем, чтобы малышу все эти походы в церковь доставляли истинное удовольствие, а не отвращение. Постарайтесь добиться главного — чтобы ребенок испытывал перед Богом благоговение, а не страх или другие негативные эмоции. Как этого достичь? Ответ очевиден — только своим личным примером. Если вы молитесь только потому, что «так надо» или ходите на исповедь или причастие, даже не имея особого представления в чем их предназначение, то, уверяю вас, ребенок очень быстро вас раскусит и вопрос веры надолго отойдет для него на задний план.

Бог в глазах ребенка

Бог — он как воздух, он есть везде. Именно поэтому он всегда в курсе всего происходящего как на Небе, так и на Земле. Частичка Бога живет и в твоем сердце, малыш. Поэтому он знает все-все твои самые потайные желания и мысли. Он всегда с радостью готов исполнить любое твое желание, только надо попросить. Как просить? Искренне, с уверенностью в том, что Бог все-все может. Бог всемогущий, ему под силу абсолютно все. Почему Бог не исполнил твое последнее желание? Значит, оно было не во благо тебе. Бог — всевидящий, он видит то, что скрыто от нас. Если он чего-то тебе не дал — значит, оно тебе и не нужно. Богу нужно доверять. Иногда Бог проверяет людей на выносливость и терпение. Кто проходит все испытания — получает подарок от Бога — либо исполнение заветного желания, либо еще больше силы, мудрости, доброты и т.д.

Поскольку в тебе живет частичка Бога, то ты тоже есть Бог. Ты такой же всемогущий, всевидящий, вселюбящий, как и он. Только ты пока что его ученик. Верь в Бога и в свои силы, и ты будешь непобедим и неуязвим.

Все, что ты говоришь — Бог с радостью воплощает это в жизнь. Поэтому будь осторожен с плохими словами или поступками. Бог никогда никого не наказывает. Наказать себя можешь только ты сам, своими плохими мыслями или действиями.

Бог есть любовь. Он любит тебя всегда, чтобы ты не натворил, как бы плохо ты не поступил. Если тебе нужна Его помощь — тебе стоит только попросить. Молитва — самый быстрый способ связаться с Богом. Это как позвонить ему по телефону — быстро и надежно.

Церковь — это место, где Бог готов выслушать всех и каждого. Это место, где можно зарядиться позитивом, очистить свои мысли. Это как батарейки зарядить, когда они уже вот-вот сядут.

В общем, основную мысль вы поняли. Естественно, все это нельзя рассказывать в один присест. Вводить информацию нужно по мере необходимости и степени взросления. Например, мой четырехлетний сын никогда не говорит «мне плохо», «я заболел». Он свято верит в то, что Бог дает то, что ты говоришь, поэтому он всегда перефразирует свое плохое самочувствие на «я здоров», «мне уже гораздо лучше», «Господи, сделай так, чтобы я выздоровел». И знаете, что самое удивительное — его вера творит чудеса, и он не устает этому радоваться. Чего и вам желаю от всей души!

С рождением ребенка родители начинают задаваться вопросом, как правильно вводить в жизнь малыша такие понятия как «вера» и «Бог». И дело здесь совсем не в набожности семьи, а в том, кто и как понимает и представляет себе Бога. А ведь если копнуть глубже, то окажется, что каждый из нас имеет свое представление о вере, храме и Господе. Не зря ведь религиозные распри стали причиной многих войн и потасовок. Так что привить ребенку веру во что-то или кого-то - это большая ответственность, серьезный шаг, требующий специальной подготовки и степени осознанности.

И все-таки, как познакомить ребенка с верой?

Думаю, ключевым словом здесь будет именно «познакомить».Не стоит изначально задаваться целью привить малышу веру в Бога, а то со временем вы можете поймать себя на том, что прививание превратилось в навязывание. Ведь никто не знает, кем станет ваш ребенок когда вырастет, в какой стране будет жить, какую веру захочет исповедать. Поэтому оставьте ему самое главное - право выбора.

И так, остановимся на знакомстве малыша с религией. На самом деле, какую бы веру вы не исповедовали, какую церковь не посещали, вам должно быть известно, что все основные понятия Бога во всех религиях абсолютно одинаковы. Бог - творец, Бог - всемогущ, Бог - есть любовь и т. д. Вот с этого и начните. Помните, что чем меньше ребенок, тем меньше нюансов и подробностей он должен знать. Ваша задача - дать ему представление о Боге, церкви, вере в целом. Но уж никак не заставить малыша выучить детскую Библию или молитвы наизусть.

Если ваша семья очень набожная, вы часто посещаете церковь, ходите на причастия, молитесь как дома, так и в церкви, то приобщать свое чадо ко всем этим атрибутам веры стоит очень осторожно. Безусловно, во всем этом нет, и не может быть чего-то плохого за исключением одного - принуждения. Постоянно следите за тем, чтобы малышу все эти походы в церковь доставляли истинное удовольствие, а не отвращение. Постарайтесь добиться главного - чтобы ребенок испытывал перед Богом благоговение, а не страх или другие негативные эмоции. Как этого достичь? Ответ очевиден - только своим личным примером. Если вы молитесь только потому, что «так надо» или ходите на исповедь или причастие, даже не имея особого представления в чем их предназначение, то, уверяю вас, ребенок очень быстро вас раскусит и вопрос веры надолго отойдет для него на задний план.

Бог в глазах ребенка

Бог - он как воздух, он есть везде. Именно поэтому он всегда в курсе всего происходящего как на Небе, так и на Земле. Частичка Бога живет и в твоем сердце, малыш. Поэтому он знает все-все твои самые потайные желания и мысли. Он всегда с радостью готов исполнить любое твое желание, только надо попросить. Как просить? Искренне, с уверенностью в том, что Бог все-все может. Бог всемогущий, ему под силу абсолютно все. Почему Бог не исполнил твое последнее желание? Значит, оно было не во благо тебе. Бог - всевидящий, он видит то, что скрыто от нас. Если он чего-то тебе не дал - значит, оно тебе и не нужно. Богу нужно доверять. Иногда Бог проверяет людей на выносливость и терпение. Кто проходит все испытания - получает подарок от Бога-либо исполнение заветного желания, либо еще больше силы, мудрости, доброты и т. д.

Поскольку в тебе живет частичка Бога, то ты тоже есть Бог. Ты такой же всемогущий, всевидящий, вселюбящий, как и он. Только ты пока что его ученик. Верь в Бога и в свои силы, и ты будешь непобедим и неуязвим.

Все, что ты говоришь - Бог с радостью воплощает это в жизнь. Поэтому будь осторожен с плохими словами или поступками. Бог никогда никого не наказывает. Наказать себя можешь только ты сам, своими плохими мыслями или действиями.

Бог есть любовь. Он любит тебя всегда, чтобы ты не натворил, как бы плохо ты не поступил. Если тебе нужна Его помощь - тебе стоит только попросить. Молитва - самый быстрый способ связаться с Богом. Это как позвонить ему по телефону - быстро и надежно.

Церковь - это место, где Бог готов выслушать всех и каждого. Это место, где можно зарядиться позитивом, очистить свои мысли. Это как батарейки зарядить, когда они уже вот-вот сядут.

В общем, основную мысль вы поняли. Естественно, все это нельзя рассказывать в один присест. Вводить информацию нужно по мере необходимости и степени взросления. Например, мой четырехлетний сын никогда не говорит «мне плохо», «я заболел». Он свято верит в то, что Бог дает то, что ты говоришь, поэтому он всегда перефразирует свое плохое самочувствие на «я здоров», «мне уже гораздо лучше», «Господи, сделай так, чтобы я выздоровел». И знаете, что самое удивительное - его вера творит чудеса, и он не устает этому радоваться. Чего и вам желаю от всей души!

епископ Александр (Милеант)

Беседы с детьми о Боге

О тветственность за воспитание в детях веры в Бога всегда лежала на семье, на родителях, на дедушках и бабушках больше, чем на школьных преподавателях Закона Божия. А богослужебный язык и проповеди в церкви обычно детям непонятны.

Детская религиозная жизнь нуждается в направлении и взращивании, к чему родители мало подготовлены.

Мне кажется, что нам надо, во-первых, понять отличительную особенность детского мышления, детской духовной жизни: дети не живут отвлеченным мышлением. Может быть, в этом реалистическом характере их мышления и заключается одно из тех свойств детства, о котором сказал Христос, что «таковых есть Царство Небесное». Детям легко вообразить себе, представить очень реалистически то, о чем мы говорим отвлеченно – силу добра и силу зла. Они с особой яркостью и полнотой воспринимают всякие ощущения, например – вкус еды, удовольствие от интенсивного движения, физическое ощущение капелек дождя на лице, теплого песка под босыми ногами… На всю жизнь запоминаются некоторые впечатления раннего детства, и реален для детей именно опыт ощущения, а не рассуждения о нем… Для нас, верующих родителей, главный вопрос -как передать на таком языке ощущений, на языке конкретности, мысли о Боге, о вере в Него. Как дать детям почувствовать по-детски реальность Бога? Как дать им опыт ощущения Бога в нашей жизни?

Я уже говорила, как мы вводим понятие о Боге обычными жизненными выражениями – «Слава Богу!» «Не дай, Боже!» «Храни тебя Господь!» «Господи, помилуй!». Но имеет очень большое значение то, как мы их говорим, выражаем ли мы ими действительное чувство, действительно ли переживаем их значение. Ребенок видит вокруг себя иконы, крестики: трогает их, целует. Первое, очень простое понятие о Боге заключается в этом сознании, что Бог есть, как есть тепло и холод, ощущение голода или сытости, Первая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребенок способен понять, что значит сделать что-нибудь – сложить, слепить, построить, склеить, нарисовать… За каждым предметом есть кто-то, этот предмет сделавший, и ребенку довольно рано делается доступным понятие о Боге как о Творце. Вот в это время, мне кажется, возможны первые разговоры о Боге. Можно обращать внимание ребенка на окружающий его мир – букашки, цветы, животные, снежинки, маленького братца или сестрицу – и возбуждать в нем чувство чудесности Божьего творения. А следующая тема о Боге, которая делается доступной детям, – это участие Бога в нашей жизни. Четырех-пятилетние дети любят слушать рассказы, доступные их реалистическому воображению, и таких рассказов много в Священном Писании.

Новозаветные рассказы о чудесах производят впечатление на маленьких детей не своей чудесностью – дети мало отличают чудо от не-чуда, – а радостным сочувствием: «Вот человек не видел, ничего не видел, никогда не видел. Ты закрой глаза и вообрази, что ты ничего, ничего не видишь. А Иисус Христос подошел, дотронулся до его глаз, и он вдруг стал видеть… Как ты думаешь, что он увидел? Как это ему показалось?» «А вот плыли люди с Иисусом Христом на лодке, и пошел дождь, поднялся ветер, буря… Было так страшно! А Иисус Христос запретил ветер и волнение воды, и стало вдруг тихо..». Можно рассказать, как люди, собравшиеся слушать Иисуса Христа, были голодны, и ничего нельзя было купить, и только один маленький мальчик помог Ему. А вот рассказ о том, как ученики Иисуса Христа не допускали маленьких детей к Спасителю, потому что они шумели, а Иисус Христос вознегодовал и велел пустить к Нему маленьких детей. И, обняв, благословил их..».

Таких рассказов очень много. Можно их рассказывать в определенное время, например перед сном, или показывать иллюстрации, или просто «когда к слову придется». Конечно, для этого нужно, чтобы в семье был человек, знакомый по крайней мере с главнейшими евангельскими рассказами. Может быть, хорошо молодым родителям самим перечитать Евангелие, выискивая в нем такие рассказы, которые будут понятны и интересны маленьким детям.

К восьми-девяти годам дети уже готовы воспринимать какое-то примитивное богословие, даже сами его создают, придумывая убедительные для них самих объяснения, которые они наблюдают. Они уже знают что-то об окружающем их мире, видят в нем не только доброе и радостное, но и плохое и грустное. Они хотят найти какую-то понятную для них причинность в жизни, справедливость, награду за добро и наказание за зло. Постепенно в них развивается способность понимать символическое значение притч, например притчи о блудном сыне или о милосердном самаритянине. Их начинает интересовать вопрос о происхождении всего мира, хотя и в очень примитивной форме.

Очень важно предупредить тот конфликт, который часто возникает у детей несколько позднее, – конфликт между «наукой» и «религией» в детском понимании этих слов. Очень важно, чтобы им было понятно различие между объяснением того, как произошло событие, и о том, какой смысл этого события.

Помню, как мне пришлось объяснять девяти-десятилетним внукам смысл покаяния, и я предложила им представить в лицах диалог между Евой и змием, Адамом и Евой, когда они нарушили Божье запрещение есть плоды с дерева познания добра и зла. А потом они представили в лицах притчу о блудном сыне. Как точно отметила девочка разницу между «сваливанием вины друг на друга» и раскаянием блудного сына.

В этом же возрасте детей начинают интересовать такие вопросы, как учение о Святой Троице, жизнь после смерти или почему надо было так страшно пострадать Иисусу Христу. Пытаясь отвечать на вопросы, очень важно помнить, что детям свойственно «схватывать» по-своему смысл иллюстрации, примера, рассказа, а не нашего объяснения, абстрактного хода мысли.

Подрастая, годам к одиннадцати-двенадцати, почти все дети испытывают трудности при переходе от детской веры в Бога к более зрелому, одухотворенному мышлению. Только простых и занимательных рассказов из Священного Писания теперь недостаточно. От родителей, от дедушек и бабушек требуется способность услышать тот вопрос, ту мысль, то сомнение, которое родилось в голове мальчика или девочки. Но в то же время не надо навязывать им вопросов или объяснений, которые им еще не нужны, до которых они не доросли. Каждый ребенок, каждый подросток развивается в своем темпе и по-своему.

Мне кажется, что в «богословское сознание» десяти-одиннадцатилетнего ребенка должно входить понятие о видимом и невидимом мире, о Боге как о Творце мира и жизни, о том, что есть добро и зло, что Бог любит нас и хочет, чтобы мы были добрыми, что если мы сделали что-нибудь плохое, то мы можем пожалеть об этом, раскаяться, попросить прощения, исправить беду. И очень важно, чтобы образ Господа Иисуса Христа был знаком и любим детьми.

Навсегда запомнила я один урок, данный мне верующими детьми. Их было трое: восьми, десяти и одиннадцати лет, и я должна была объяснить им Молитву Господню – «Отче наш». Говорили мы о том, что значат слова «иже еси на небесех». Те небеса, куда летят космонавты? Видят ли они Бога? Что такое мир духовный – небеса? Поговорили мы обо всем этом, посудили, и я предложила каждому написать одну фразу, в которой объяснялось бы, что такое «небеса». Один мальчик, у которого недавно умерла бабушка, написал: «Небеса – это куда мы попадаем, когда умрем». Девочка написала: «Небеса – это такой мир, который мы не можем ни тронуть, ни видеть, но он очень настоящий». А самый младший неуклюжими буквами вывел: «Небеса – это доброта».

Особенно важно нам понять, почувствовать и проникнуть во внутренний мир подростка, в его интересы, его миросозерцание. Только установив такое сочувственное понимание, я бы сказала уважение к их мышлению, можно стараться показать им, что христианское восприятие жизни, отношений с людьми, любви, творчества придает всему этому новое измерение. Опасность для подрастающего поколения состоит в их ощущении, что духовная жизнь, душевная вера в Бога, церковь, религия – нечто иное, не касается «настоящей жизни». Самое лучшее, что мы можем дать подросткам, молодежи – и только если нас с ней связывает искренняя дружба – это помочь им задуматься, поощрять их искать смысл и причину всего, что в их жизни случается. И самые хорошие, самые полезные разговоры о Боге, о смысле жизни возникают у нас с нашими детьми не по плану, не по чувству долга, а случайно, неожиданно. И мы, родители, должны быть к этому готовы.

Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.

Где живет Бог?

Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.

Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?

У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.

Как выглядит Бог?

Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: “Мать сыра земля”. Смотрят на небо звездное и мыслят: “Бог в мире растворен”. И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы.

Есть греческое выражение “апофатический метод богословия”, то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Гл.1:18).

Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся.

Кто-нибудь когда-нибудь видел Бога?

Да, конечно. Те, кто видели Господа Иисуса Христа, когда он был младенцем – Мария и нареченный его отец Иосиф, видели апостолы – осязали руками, ели вместе с ним пищу, ходили по дорогам Палестины. Видели и многие святые, которым Господь являлся уже после своего Воскресения и Вознесения – во сне или непосредственном видении. Господь или Пресвятая Богородица являлись преподобному Серафиму и преподобному Сергию. Путь, как увидеть Бога, открыт каждому православному христианину – это путь внимательной молитвенной жизни. Человек, который ответственно живет, который старается часто исповедоваться и причащаться, ходит в храм, читает утренние и вечерние молитвы, хотя бы несколько раз в жизни, даже если он и не стал святым, переживает в душе своей встречу с Богом. Может быть, видит его не глазами, но душой своей. Вспомни, это есть и у тебя, в твоем опыте. Каждый из нас потому и христианин, что он эту встречу с Богом пережил.

А Вы лично видели Бога?

Несколько раз в жизни Господь давал пережить так, что время останавливалось. Это было первый раз на Пасху, в отрочестве. Мне было 14 лет, когда я первый раз был на ночном Пасхальном богослужении. Время остановилось. Тогда были советские времена, нужно было прийти в храм за много часов, чтобы молодому человеку туда попасть. Вся многочасовая служба пролетела как один миг, усталости не было. Была икона Христа Воскресшего в алтаре, врата которого были все время открыты. Не ощущение, а знание, что Господь здесь, рядом. Я кричал вместе со всеми “Воистину воскресе”, и это было даже больше, чем своими глазами Бога увидеть.

Это ощущение исчезает, когда есть тяжкий грех. У меня было такое лет в 15. Я тогда оклеветал перед лицом одной девицы своего товарища, чтобы он в ее глазах похуже выглядел. Мы ходили в один храм и были друзьями. Я чувствовал себя после этого скверно, понимал, что так дальше жить нельзя. Ходил с этим несколько дней, пока решился дойти до исповеди. И лишь когда услышал от священника оценку моему поступку, невидимая заслонка упала и Господь опять стал близко-близко. Так бывает, наверное, с каждым, кто совершит падение и искренне покается в своем грехе.

Как правильно разговаривать с Богом?

Я думаю, что правильно говорить с Богом нужно так, как мы бы общались с человеком, которого мы по-настоящему любим. Нельзя в беседе с Богом (то есть молитве) отделываться от него, то есть делать это кое-как, поступать по известной пословице “На тебе, Боже, что мне негоже”. Вроде бы, встал утром, кое-как перекрестился, как попало помолился, думая о том, когда же это, наконец, кончится. При этом зачитываю в молитвослове какие-то слова, за смыслом которых не слежу, а только смотрю, чтобы они побыстрее закончились. Так делать нельзя. Не стоит с Богом говорить о пустом, мелком. Смешно просить в молитве: “Господи, дай мне три блока жвачки!” Нельзя просить о греховном, к примеру: “Хочу научиться курить, как мальчики старших классов, так же впечатляюще и солидно”. Нельзя молить Бога, чтобы он кого-нибудь по нашей мелочной просьбе наказал: “Господи, накажи Иванова за то, что он лучше меня учится по алгебре! Пусть у него исчезнут все его дарования, а я стану первым, а не вторым учеником.”

Есть и еще одно правило, касающееся молитвы. Оно было сформулировано в прошлом веке оптинскими старцами: “Если ты молишься один, то молись так, как если бы ты был окружен сотней людей. А если ты молишься в храме среди людей, то молись так, как ты бы стоял перед Богом один”. Смотри, как ты одет, причесан, как ты вообще выглядишь. Не стоит почесываться, ковырять в носу, стоять вразвалку – Господь все равно видит, как ты перед ним стоишь. Никто и не требует от тебя по стойке смирно стоять, но ведь уважение нужно проявлять и любовь. И наоборот, в храме не думай, что на тебя смотрит множество других людей, что нужно непременно креститься так, как другие, или поклоны класть, как бабушка впереди тебя. Не беспокойся, что о тебе подумают. Мыслить нужно только о том, что вот сейчас с Богом говоришь, тогда все хорошо получится.

Как Господь может ответить человеку?

Ответ всегда приходит, потому что в Евангелии сказано: “Просите и дастся вам” [Мф. 7:7]. Вот если мы просим, то чаще всего Господь отвечает нам через обстоятельства нашей жизни, это может быть сразу или немного погодя, это может быть так, как нам это представляется или совсем по-другому. Ответ нам подается через людей, которые нас окружают. Бывает, что обстоятельства мчат нас как экспресс до Санкт-Петербурга, или, наоборот, невидимая стенка вдруг вырастет. Когда решение для человека очень важно и когда сам человек к этому серьезно относится, Господь подает ответ человеку в его душе. В этом случае приходит мысль – не мелькающая, пропадающая – мысль несомненная, как поступить.

Если непонятно, как поступить и не с кем посоветоваться, стоит вспомнить совет святых отцов, которые говорят: “Нужно хорошо, внимательно помолиться и послушать в душе ответ”. Первая мысль всегда бывает от Бога. Нужно ее услышать и удержать. Та, что придет вторая, почти наверняка будет от лукавого и начнет спорить с первой: “Делай наоборот”. В этом случае нужно за послушание исполнять первую. Вот такой тоже бывает ответ Божий.

Бывает в некоторых случаях чудесный ответ, когда законы природы нарушаются. Так было и в древности, и теперь случается. Например, когда с апостола Петра оковы падали и ангел Божий приходил. И с новомучениками российскими такое бывало: из тысячи 999 человек казнили, а один чудесным образом избавлялся. К примеру, московский старец Алексей Мечев. Всех вокруг арестовывали, а его все время миловали, он умер своей смертью. Были и другие, кого Господь так сохранил. Или в советские времена священников все время переводили с места на место, не давали власти, чтобы народ Божий привыкал к пастырю. А случалось, что кого-то одного из сотни оставляли служить в одном храме 10, 20 или 30 лет, и ничего нельзя было с этим поделать.

Бывает и чудесный ответ в жизни человека. Но его нужно заслужить и не стоит его специально искать: “Господи, сотвори со мной чудо!” Это страшно, и не стоит этого просить. Если стоит, чтобы это произошло, Господь даст. Но чаще всего нужно внимательно смотреть, что с нами происходит.

Существует выражение “Бог ведет”. Как его понимать?

Есть еще более мудреные слова “провидение”, “Божий промысел”, “промышление”. Это значит, что Бог не только когда-то сотворил мир, который сохраняется и ныне, испорченный нашим грехом и нашими неправдами. Так некоторые заблуждающиеся философы, так называемые деисты, считают, что Господь запустил всю эту конструкцию, а потом почил от дел своих. Многие люди сейчас на практике такие вот деисты. Они признают, что мир кем-то и когда-то сотворен. Они считают: “Ну, сотворен – и ладно!” А дальше он сам по себе катится, есть какие-то законы природы, порядки, которые установились, вот мы по ним и живем, а больше нами никто не занимается. Православная вера иначе смотрит на эту проблему. Господь даже о волосе, который на голове у человека, заботится и помнит. Так гласит Евангелие. Случайного ничего не бывает. А это значит, что Господь о каждом из нас ЗАБОТИТСЯ, ПРОМЫШЛЯЕТ, ВЕДЕТ каждого из нас к спасению. Все время дает такие обстоятельства, из которых мы можем выбрать лучшие, от всего греховного отказаться. Помните, Мария Египетская, такая древняя святая, так тяжко согрешала, что даже когда ехала в Святую землю, развлекалась во время путешествия не лучшим образом. А в храм Гроба Господня пошла почти что в шутку, как на экскурсию, а войти не смогла – вдруг стенка выросла. Не заставлял же ее Господь поверить – только остановил у святыни. Можно было махнуть рукой, как сделала бы всякая современная девица. Ну, не вошла – и ладно. Отправилась бы снова тем же самым заниматься. А Мария Египетская в этот миг поняла, что все происшедшее не случайно. И с этого момента вся жизнь ее переменилась.

И так бывает у каждого из нас. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то поймем, что такие вехи и у нас были, когда вырастал указательный знак – туда не ходи, там пропасть, а вот там – дорога ко спасению. Вспомните, каждый найдет в своей жизни такое.

Почему появилась земля?

По-разному можно ответить на этот вопрос. Первый ответ богословский: потому что этого пожелал Господь. Бог сотворил землю из ничего просто для того, чтобы этот мир был, а второй ответ – научный: здесь может быть множество воззрений и теорий, но ни к одному из них мы, православные христиане, не должны прилепляться до конца. Сегодня наука говорит одно, завтра – другое, мы должны понимать, что это естественный процесс развития науки, который на нашу веру не может иметь глубокого влияния.

Почему говорят, что Бог создал планету, зверей и людей?

Ну, потому что создал. И не говорят, а написано это в Священном Писании, в Книге Бытия, в самом начале Библии. Открой и прочитай, как там все подробно рассказывается, о творении мира по дням, то есть по этапам.

Правда ли, что существовали динозавры?

Честно говоря, ни одного не видел. Не уверен, что они действительно были такими, какими их изображают в Зоологическом музее, но, впрочем, такие гигантские кости находят и ничто нам не мешает предположить, что ко времени Ноева потопа, или какого иного земного катаклизма, самые разные твари обретались на земном шаре. Называть ли их динозаврами или каким-нибудь другим именем – доверимся тут ученым-палеонтологам, впрочем, людям весьма почтенной специальности.

Какое животное появилось первое на Земле?

Открываем Книгу Бытия и смотрим: кто там из живых существ появился первым? – Рыбы и птицы. То есть вперед появились те твари, которые жили в океане, покрывавшем землю, до того как образовалась твердая суша. А уж были это какие-то китообразные, какие морские динозавры или планктон – оставлю это вам для будущего исследования.

Что Бог создал первым – яйцо или курицу?

Я вам скажу, если дадите вы мне ответ на другой вопрос: можно ли сотворить Всемогущему такой камень, который Он потом Сам поднять не сможет?

Зачем Бог создал людей?

А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему он нас зовет.

Что такое вера в Бога?

Вера. Самое главное в ней – уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать – это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, он нам не даст испытания. Ну и третье: быть верными Христу, верность – это тоже обязательное свойство православного христианина, верным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: к примеру, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верными Христу и отказываетесь: “Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно”. Вот сидит соседка, которую я страстно хочу дернуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого, ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность.

Почему некоторые люди не верят в Бога?

Одни не верят потому, что не имели возможности узнать и полюбить Бога и веру православную. Но к ним применимы слова апостола Павла, которые он обращал к язычникам, говоря, что они имеют в себе свой закон – это закон совести – и будут судимы по этому закону. Это закон совести, естественный нравственный закон, который есть у каждого человека. Он есть голос Божий в нашей душе, и тот, кто поступал по сути, по правде Божией в своей жизни, тот еще может спастись и встретить Христа. Но есть люди, которые не верят, потому что не хотят верить. И можно сказать, что эти люди скорее верят, чувствуют, что есть Бог, знают это, но восстают против этой веры, против этого знания или потому, что эта вера мешает им жить так, как им хочется, то есть по своей воле и по своему хотению, или потому, что некомфортабельно так получается, неудобно, мешает это. Ведь себя спроси, как часто бывает, что мы верим ровно настолько, насколько вера не мешает нам жить. В этом смысле мы порой бываем еще хуже неверующих людей.

Можно ли верующему не посещать церковь?

Лучше уж тогда сказать, что вы просто неверующий человек, и посещать храм тогда не нужно. А для верующего человека, для кого Господь – не отвлеченная абстракция, не “высший разум”, не “жизненный принцип”, а Христос-Спаситель, то как же это я вдруг не пойду? Это значит, я говорю: “Нет, Господи, до Тебя мне никакого дела нет, и до жертвы Твоей искупительной дела нет, и до Воскресения Твоего, основы веры нашей, тоже никакого дела нет. Мне дело есть на диване лежать и журналы листать”. Ну, думается, после этого сам решай – верующий ты или неверующий.

Зачем люди крестятся?

Зачем люди крестятся – в смысле осеняют себя крестным знамением? Потому и крестятся, что веруют, что крест – это не игры в крестики и нолики и не способ заполнения ведомости для людей безграмотных, но это символ победы. Христовой победы, а через него и нашей, – над лукавым, грехом и смертью. Мы, осеняя себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои силы телесные и говорим, что когда мы со Христом и с Его Крестом – нам бояться нечего.

Зачем нужно носить крестик?

Крестик нательный – это видимое выражение того, что мы являемся православными христианами. Как солдаты носят нашивки, которые обозначают рода войск, к которым они принадлежат – одни у артиллеристов, другие у летчиков, третьи у пограничников. Медсестры носят красный крест на платочке как знак того, что они делом милосердия занимаются. Есть значки орденов. Предположим, человек награжден орденом, и всем имеющим такой орден выдается специальный знак, который можно носить вместо ордена. Знак означает, что люди, имеющие его, принадлежат к какому-то сообществу и объединены по профессии или своими заслугами перед Родиной.

Мы, православные христиане, собраны вокруг Креста Господня. И человек, который Крест на себя возлагает, говорит: “Я христианин”. Когда мы все крестились, священник на нас надевал белые рубашки как знак чистоты и святости, а затем крест вместе со словами Спасителя: “Кто хочет за мной идти, тот возьмет свой крест и следует за мной”. Мы должны свой жизненный крест нести, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Воскресения в жизни вечной можно достигнуть лишь неся свой крест. Нельзя к жизни вечной доехать на троллейбусе, а тем более в мягком такси, можно только трудом, усилием туда дойти. Господь говорит: “Хотим мы того или не хотим, царствие небесное усилием достигается”. Кто прилагает усилия, тот достигает царствия Божия. Крест – нам об этом напоминание.

Как понять, по-настоящему ли человек верит в Бога?

Как правило, ответы на такие вопросы можно найти в Евангелии. Господь говорит сам: “По плодам их узнаете их”. Как человек верит в Бога, можно узнать, приглядевшись, что вокруг человека происходит. Вполне по-настоящему верят в Бога святые. Преподобный Серафим говорил: “Кто пребывает о Господе в мирности, вокруг того спасаются сотни и тысячи людей”. Вокруг такого человека действительность меняется. Это как раз то, что на иконах нимбом изображается. От святого исходят лучики света Божия, которые вокруг все преображают. Отношения между людьми другими становятся рядом со святым человеком. Как бы такой человек ни прятался, ни скрывал, какие вериги он носит на себе, вокруг него жизнь меняется. Такое бывает и с людьми, не достигшими такой меры святости как преподобный Сергий или преподобный Серафим.

Как человек верит в Бога, от противного даже можно узнать. Казалось бы, вот женщина, которая в церковь ходит в субботу-воскресенье и по праздникам, правило утреннее и вечернее читает, посты соблюдает, но все от нее бегут. Всем хочется только поскорее перестать с ней разговаривать и вообще общаться, вид у нее при этом мрачный, взгляд тяжелый и сумрачный. Это тоже плод неправильной искаженной веры, отношения человека к Богу и самому себе, которое у человека не должно быть. Смотрите на то, что ВОКРУГ вас происходит. Спросите себя: “От моей веры кто-нибудь зажегся?” Вы ходите в школу, в институт, общаетесь со сверстниками. Большинство из них – нецерковные люди. Хоть кто-то из них в церковь пришел благодаря вашей вере? Так проще всего проверить.

Почему люди, порочащие Бога, так часто заканчивают жизнь плохо?

Потому что на самом деле Бог их любит и желает им спасения в вечности. Им лучше бы потерпеть наказания здесь, на Земле, чем, оставшись в этой жизни ненаказанными, мучиться в вечности. Господь исправляет человека до самого конца его жизни: и скорбями, и болезнями, и неустройством. Иные тяжкие грешники из-за этого, бывает, и раскаиваются.

Как ангел хранит крестившегося человека?

Очень точно сказано. Ангел-хранитель, более современное слово – “охранник”. Вы видели при людях, занимающих некоторые посты, работают охранники. Они призваны оберегать “объект” от опасных ситуаций. Обратите внимание: охранники не лишают свободы принятия решений этого высокопоставленного человека. Он сам решит, куда ему ехать, остаться в Москве или переместиться туда, где стреляют. Он может оказаться в местности, где случится землетрясение или еще какой-нибудь катаклизм. Решение принимает каждый из нас. Но помочь нам при этом избежать неожиданных опасностей может охранная служба, в том числе и небесная. Ангелы-хранители берегут нас от нечаянных приключений.

Главная наша задача - научить детей правильному общению с Живым Богом-Троицей, так рассказать им об искупительной Жертве Христа, чтобы этот рассказ запечатлелся в их сердце, а не только в сознании, дать им понятие о духовной жизни, воспитывать их в исполнении заповедей, помочь им осознать себя членами Православной Церкви через вхождение в жизнь приходской общины.

И если мы хотим воспитать своих детей в вере, воспитать их православными христианами, наша задача заключается в том, чтобы помочь им обрести общение с Живым Богом, Который есть Троица. И прежде всего - научить их молиться. Общение с Богом станет основой всей их дальнейшей жизни.

Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость. Святая жизнь родителей извещает детские души, и потом дети легко подчиняются.

Говорят, что гораздо лучше почитать над маленьким, который никак не может уснуть, главу из Евангелия или избранные молитвы, нежели часами трясти кроватку. Весьма мудро поместить в детской большой образ Христа и Богоматери, чтобы глазки младенца привыкали к святыне и он чувствовал на себе взор Той, которая ближе к нам, чем родная мама. Ведь главное воспитать в наших детях ощущение Божиего вездеприсутствия, всеведения и всемогущества Господня.

Еще в раннем детстве честные родители внушают детям добрые правила и полезный труд. Они на себе показывают пример добра и истинно полезных дел, показывают это без самохваления и гордости, а в простоте, как истинно хорошие дела и делаются всегда на свете. "Вот, дети, сделали мы хорошее дело; нам бы этого не сделать, если бы Бог не помог. Нас не любили бы люди, если бы Бог не был милостив к нам. Знайте же, дети, что все, что мы ни делаем хорошего, все это от Бога. Все это Христос нам подает". И дитя растет, и укрепляется мыслью, что все хорошее от Бога, и вырастает в мужа совершенна. И если такому человеку представится сделать подвиг, он его сделает, призывая на помощь Бога, сделает так смиренно, что увидит его добрые дела только единый Бог. Всякую обязанность подобный человек принимает за дело великое и святое.

И при жизни, и при смерти будем говорить детям своим и внушать им, что великое богатство, неиждиваемое наследство и не погибающее сокровище есть страх Божий; и станем стараться оставлять им не богатство погибающее, но благочестие пребывающее и неиждиваемое. Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает.

Так как, по Писанию, начало мудрости - страх Господень (Пс. 110, 10), вначале в юные сердца должно всадить страх Божий; ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как сим страхом, от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть, и со всяким человеком присутствует, и, что человек ни делает или мыслит, видит, и, что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, как и праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего или зло творящего может в самом деле показнить.

Пусть дитя участвует в молитве утренней и вечерней; пусть будет, сколько можно чаще, в церкви; сколько можно чаще причащается по вашей вере; всегда пусть слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать. Родителям надо со своей стороны всё употребить, чтоб дитя, когда придёт в сознание, сильнее всего сознавало, что оно христианин. Но опять, главное, собственно, дух благочестия, проникающий и прикасающийся к душе дитяти. Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения.

Весьма благотворное влияние имеет на детей частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, и вообще всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить её.

Не воображай, что ты старица, не воображай, что ты духовник в женском образе, и не воображай даже, что ты исповедник, потому что большей частью у родителей дети не исповедуются, а скажи: вот, мы спутники. Я такая же неопытная, как ты, только немножко старше, я видела и слышала и читала такие вещи, которые ты, может быть, не видел и не слышал, и не читал, - я с тобой поделюсь тем, что я знаю. Вот и все.

Ребенок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то, что ему рассказывают, на самом деле живет в них. Они, может быть, несовершенны, - это ребенок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни; это дело другое. И чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснется искорка Божия.

Из опыта занятий с детьми я знаю (я довольно много занимался с детьми), что самое доходчивое: чтобы преподаватель или родители взяли какой-нибудь отрывок Евангелия и своими словами как можно более живо, красочно его рассказали. Причем не отходя от текста, не прибавляя ничего, не делая его более интересным, а просто выражая на языке ребенка и современности то, что там сказано. И когда все рассказано, с ребенком надо об этом поговорить: как ты на это реагируешь? как тебе это нравится? как ты думаешь: Христос был прав или этот человек бы прав?.. А затем ему сказать: я теперь прочту этот отрывок так, как он был написан почти две тысячи лет тому назад, чтобы ты запомнил, как ты будешь его слышать в церкви... И затем неспешно прочесть этот отрывок по Евангелию. Тогда ребенок начинает узнавать текст, узнавать слова, образы, потому что он уже их в себе имеет. Если мы ребенку, который еще мал, читаем текст только на несколько устарелом русском языке, это слишком для него коротко и не всегда до конца понятно.

Я знаю, что для каждого ребенка, как и для взрослого, можно найти что-то, чем он может доказать свою верность. Одну-единственную вещь, не обязательно всю жизнь, потому что если о всей жизни говорить, то ничего не получается, а одну вещь: ты докажи свою верность. Вот, ты часто поступаешь нехорошо в таком-то отношении - попробуй этого не делать.

Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными. Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, его крайние обнаружения в делах преступных и тогда будет для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело.
Укажите им нашу немощь в борьбе с грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках.

Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезные повести и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство.

Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив - праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью.

Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно, скажите ему языком понятным: "ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделана: дом построен архитектором, картину написал живописец, цветы посадил и вырастил садовник. Итак, надобно тебе знать, кто сделал светлое солнце, небо, звезды, - все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец всех людей. Он везде, хотя мы Его и не видим, Он знает все, что мы делаем, слышит все, что мы говорим, даже все, что мы думаем. Без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти, животные бы не жили, ничто не существует без Его воли. Твоя мать добра, любит тебя, но Бог бесконечно больше благ и больше любит тебя. Твой отец трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог бесконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать...
Пример ваш всего более может действовать на ребенка в сем отношении; не произносите никогда имени Бога понапрасну, в речи шуточной. Во время молитвы надобно, чтобы благоговение выражалось во всех ваших словах и движениях. Приучайте и ребенка подражать вам, приучайте слушать или читать молитвы с благоговением и в почтительном положении. Он не поймет еще всех слов молитвы, но поймет чувство, выражаемое поникновением головы, крестным знамением, коленопреклонением; наружное движение воздействует на его внутренность. Но внушайте ему, что грех, моляся Богу, думать о другом и что безмолвное чувство смирения перед Богом, краткая, но сердечная молитва выше молитвы, произнесенной словами без участия сердца. Так мало-помалу он постигнет сладость любви к Богу прежде, нежели разум его познает всю необходимость веры для человека. При входе священника или другой духовной особы показывайте детям, примером своим, с каким уважением, любовию должно обращаться с служителями церкви и внимать их урокам...
Когда будете учить его молиться с крестным знамением, когда во время молитвы обратите взор его на образ Господа Иисуса Распятого или, яко младенца, носимаго на руках Пресвятой Девы: детская любознательность потребует у вас отчета, что это значит? Тогда начинайте питать юную душу христианством, только умейте применяться к возрасту, предлагайте простое человеческое млеко младенцу природы. Скажите, что Бог невидимый, именно Сын Божий, любя человеков, восхотел быть видим и жить с ними, для того родился от Пресвятой Девы и жил на земле как человек, чтобы научить нас свято жить; что Он восхотел даже пострадать и умереть на кресте, чтобы очистить нас от грехов; но умерши как человек, как Бог в третий день воскрес, вознесся на небо и царствует на небе и на земле и спасет нас, когда мы молимся, угождаем Ему, веруем в Него и во грехах просим у него прощения. Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ; и он возбудит внимание и возвысит душу детища, и ваше благоговение и любовь к Спасителю отразится в ней и приготовит ее к высшему разумению в свое время.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»