Что такое викарий в русской православной церкви. Преосвященный фома. Кто такой отец Тихон Шевкунов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Демчук Вадим Борисович) родился 9 марта 1983 г. в г. Бельцы, Республики Молдова в семье рабочих. Крещен во младенчестве.

С 10 лет алтарничал в Успенской церкви с. Моара де Пятрэ Дрокиевского р-на Молдавии, затем в Николаевском соборе г. Бельцы.

В 1990-2000 гг. обучался в средней школе №4 г. Бельцы. По окончании школы переехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где трудился разнорабочим и готовился к поступлению в семинарию, обучаясь на катехизаторских курсах при Петропавловском подворье Лавры.

13 августа 2002 г. зачислен на первый курс Московской духовной семинарии и назначен на послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.

С марта 2007 г. по июль 2008 г. исполнял послушание ризничего и келейника лаврского духовника игумена Виссариона (Остапенко, +2015). 21 июля 2008 г. назначен секретарем-референтом наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста.

В 2007 г. окончил обучение в семинарии, защитив дипломную работу на тему «Положение Православной Церкви в Молдавии с 1924 по 1941 годы».

В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2010 г.

22 апреля 2008 г. в Троицком соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в рясофор с оставлением имени Вадим.

22 января 2009 г. в Успенском соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеродиакона, а 10 апреля 2009 г. в Троицком соборе Лавры пострижен в мантию с наречением имени Фома в честь св. Фомы, апостола от 12-ти.

27 февраля 2011 г. в Троицком соборе Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеромонаха.

19 октября 2012 г. командирован в Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и назначен временно исполняющим обязанности эконома обители. 8 апреля 2013 г. принят в братию обители с утверждением в должности эконома.

22 января 2015 г. назначен старшим священником приписного к Донскому монастырю храма Державной иконы Божией Матери при Главном Управлении МВД РФ по экономической безопасности и противодействию коррупции по г. Москве.

17 декабря 2015 г. назначен помощником наместника Донского монастыря по богослужебной и административной части.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 34) избран епископом Гдовским, викарием Псковской епархии.

10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 3 июня 2017 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 2 июля за Божественной литургией в храме прп. Евфросинии Московской в Котловке г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 52) назначен Преосвященным Уржумским и Омутнинским.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 9) назначен наместником Донского монастыря г. Москвы с титулом «Бронницкий», с освобождением от управления Уржумской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 28 февраля 2019 г. назначен управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла от 12 марта 2019 г. освобожден от управления Северным викариатством г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. назначен управляющим Южным викариатством г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 19 июля 2019 г. назначен руководителем Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 23 июля 2019 г. назначен исполняющим обязанности первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 июля 2019 г. назначен куратором Программы строительства православных храмов в г. Москве.

Дата хиротонии: 2 июля 2017 г.
Дата пострига: 10 апреля 2009 г.
День ангела: Антипасха

Образование:
2007 г. ― Московская духовная семинария.
2010 г. ― Московская духовная академия.

Дата рождения: 1 октября 1975 г. Дата хиротонии: 27 ноября 2011 г. Дата пострига: 28 августа 2000 г. День ангела: 16 октября Страна: Россия Биография:

В 1992 г. окончил среднюю школу-гимназию № 5 г. Рязани и поступил на факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Обучаясь на 5-м курсе, одновременно работал учителем истории в 5-7 классах в средней школе № 17 г. Рязани. В 1997 г. окончил РГПУ по специальности «учитель истории и английского языка». В 1997-1998 гг. работал в должности ведущего специалиста отдела организации персонифицированного учета в отделении Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.

1 сентября 1998 г. поступил в Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии , где 1 ноября того же года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, поставлен во иподиакона. С января 1999 г. - старший иподиакон и келейник епископа Шацкого Иосифа.

В 1998-2001 гг. обучался на заочном отделении Рязанского духовного училища.

27 марта 1999 г. епископом Шацким Иосифом рукоположен во диакона к Иоанно-Богословскому монастырю и назначен насельником обители. 23 марта 2000 г. зачислен в братию Иоанно-Богословского монастыря.

28 августа 2000 г. наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым) пострижен в мантию с именем Дионисий в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского.

В 2002-2009 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии .

С апреля 2004 г. - личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа. С марта 2005 г. - и.о. благочинного Иоанно-Богословского монастыря, с января 2006 г. - благочинный.

В 1996-2004 гг. - ведущий рубрики в телепрограмме «Зерна» (ГТРК «Ока»), в 2000-2005 гг. - член редакционного совета газеты «Благовест».

4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха.

В 2007 г. - руководитель Церковно-исторической экспедиции при Рязанской епархии.

5 октября 2007 г. назначен и.о. наместника Иоанно-Богословскоого монастыря. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря.

25 января - 25 мая 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по программе «Государственное и муниципальное управление».

17 мая 2011 г. назначен председателем попечительской комиссии Рязанской епархии. 24 мая 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии.

С 2004 г. - старший преподаватель отделения теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. С 2006 г. преподавал в Рязанской духовной семинарии курс истории Древней Церкви.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Касимовским и Сасовским.

9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 27 ноября за Божественной литургией в Зачатьевском ставропигиальном монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 168) освобожден от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рязанской обл.

На Архиерейском Соборе 2017 г. избран членом Высшего общецерковного суда с назначением на должность секретаря суда.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 51) назначен викарием Екатеринодарской епархии с титулом «Туапсинский».

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 113) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Воскресенский».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы.

На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 г. назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 4) и наместником

В современной РПЦ есть две наиболее влиятельные фигуры, которые пытаются формировать церковную политику, определять путь церкви, её роль и место в обществе

Это патриарх Кирилл и епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий патриарха, о котором за последний месяц вышла целая серия публикаций в различных СМИ. Что это за люди, какой они видят церковь? Что нам от них ожидать?

Одна из самых неоднозначных фигур в русской церкви в XX веке, которая во многом и определила вектор её дальнейшей жизни, – митрополит, а впоследствии патриарх Сергий (Страгородский), подписавший в 1927 году знаменитую Декларацию, в которой от лица Русской церкви заявил о лояльности советской власти. Любой, кто сейчас станет во главе церкви, как-то должен обозначить своё отошение к митрополиту Сергию и «сергианству», и оно будет, как лакмусовая бумажка, очень показательно.

И патриарх Кирилл, и епископ Тихон сочувственно относятся к деятельности патриарха Сергия (Страгородского), оправдывая церковной необходимостью те компромиссы, на которые ему пришлось идти. Патриарх в прошлом году, открывая памятник в день 150-летия патриарха Сергия, сказал, что, став во главе церкви, Сергий «должен был забыть о самом себе, чтобы только церковь русская продолжила своё историческое бытие, чтобы не исторгнута была из жизни народа». Епископ Тихон в интервью на сайте радио «Свобода» так характеризует его деятельность: «митрополит Сергий оправдывал свою церковную политику убеждённостью, что в случае ухода Церкви в подполье большевики неминуемо насадят в стране уже подготовленную ими неканоническую, ложную обновленческую церковь». Чтобы избежать этого, митрополиту Сергию, по мнению епископа Тихона, пришлось идти на тяжёлые компромиссы и полностью подчинить церковное управление советской власти: «Митрополит Сергий прекрасно знал, что любое его сопротивление указаниям власти, как показывал опыт, сразу многократно увеличит репрессии и массовые казни среди епископов и священников, находящихся в заключении».

Митр. Сергий (Страгородский)

Что же это за явление – обновленчество, из страха перед которым оправдано было идти на ложь и поступаться церковной свободой? Обновленчество – это проект ЧК, созданный для контроля и разрушения церкви. Поэтому главное зло обновленцев не их неканоничность или новшества, которые они хотели внести в церковную жизнь, а тесное сотрудничество с государством, превращение церкви в послушный инструмент власти. «Церковь не может существовать без поддержки государства. Чего изволите? – этот древний лозунг становился с 1922 года главной линией поведения обновленческих лидеров». Так пишут в «Очерках по истории русской смуты» Анатолий Левитин и Вадим Шавров.

И хотя патриарх и его викарий сочувственно высказываются по отношению к митрополиту Сергию, но позиция епископа Тихона больше напоминает позицию обновленцев, в то время как позиция патриарха Кирилла ближе к позиции самого Сергия. Нельзя проводить слишком прямые аналогии, но схожесть видится значительной. Да, епископ Тихон позиционирует себя консервативным человеком, но при внимательном рассмотрении нетрудно увидеть в его деятельности продолжение линии лидеров обновленцев, среди которых были и консерваторы, так же оправдывающие антицерковную криминальную Советскую власть, как и более либерально настроенные члены обновленческой церкви.

Главное сообщение выставки – прославление власти: царской, советской, российской…

Взгляды на духовную жизнь епископа Тихона можно понять, прочитав его бестселлер «Несвятые святые». «Эта книга – свидетельство того, как суеверие подменяет собой веру, создавая иллюзию духовной жизни, которая, к сожалению, удовлетворяет многих христиан, но заслоняет от них более глубокие стороны в познании собственной веры», – читаем мы в отзыве монаха Диодора (Ларионова) и Марины Игнатьевой. Характерно, что один из главных героев «Несвятых…» архимандрит Гавриил (Стеблюченко) известен как активный агент органов. Даже патриарх Пимен в своё время его не мог убрать с должности наместника Псково-Печёрского монастыря, так как за архимандрита вступался совет по делам религии.

Фильм епископа Тихона про Византию и выставка «Россия – моя история», которую историки назвали «пропагандистской игрушкой», – всё это очень явно показывает мировоззрение еп. Тихона, его видение церкви в этом мире. Главное сообщение выставки – прославление власти: царской, советской, российской…

Наместник Сретенского-монастыря Тихон Шевкунов. Фото: Георгий Куролесин/РИА Новости

В последнее время епископ Тихон все чаще озвучивает некую особую харизму русского народа, якобы он только и умеет, что строить империю , то есть большое и мощное государство, в котором вся власть должна быть сосредоточена в одних руках, видимо, как это было в Российской империи, где император являлся главой церкви, или в Советском Союзе, где церковь была в полной зависимости от атеистического государства. Впрочем, епископ Тихон и не скрывает своей печали от распада «Империи зла».

Возвращается норма исповеди, которая перестает быть «пропуском» на причастие

Если для епископа Тихона, как когда-то для обновленцев, идеальная церковь – это часть могущественного государства, то для патриарха Кирилла важно, чтобы церковь была самостоятельной, существующей с государством на паритетных началах как мощный общественный институт. Он оставляет за церковью право и возможность иметь свою позицию, хоть это и не получается сегодня даже в самых важных вопросах, потому что церкви в истории слишком много было отпущено политических и имущественных «кредитов», которые трудно погасить. Почему-то попытки патриарха отстаивать самостоятельность церкви не замечаются. Его слова, что «церковь никогда не была так свободна , как сейчас», воспринимаются либо формально, либо как неловкий политический жест, но не как декларация о намерениях или надежда. Никто не признал поступком, что патриарх не пришёл на торжество по поводу присоединения Крыма, не высказался в пользу какой-либо стороны в случае конфликта на Донбассе, не занимал политическую пророссийскую сторону во время военного конфликта с Грузией… То, что запросто дается любому записному миролюбцу из числа его критиков, часто ничем и никем не рискующих. Видят (и правильно!), как официально патриарх идёт на компромиссы, как это делал в своё время и митр. Сергий, и говорит всякое о злодеях, в том числе и Сталине, и не замечают, как через приближённых он транслирует свою более категоричную позицию в этих вопросах. Проницательный наблюдатель мог бы заметить за компромиссами и такие нестандартные эпизоды в деятельности патриарха Кирилла, но все замечают только компромиссы.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Человеку, более тонко разбирающемуся в церковной ситуации и заинтересованному в нормализации церковной жизни, очевидны усилия со стороны патриарха в плане устроения церковной жизни. Более активно стали подниматься темы катехизации, общинной жизни, духовного образования. Есть определённые улучшения в отношении богослужения. Ещё в начале нулевых еженедельное причастие и причастие по праздникам считалось неприемлемым для мирян, сейчас регулярное причащение объявлено общецерковной нормой. Возвращается норма исповеди, которая перестает быть «пропуском» на причастие, чему посвящён официальный документ . Стали появляться кружки по изучению Евангелия – Библия уже не считается «протестантской книжкой» не только в мегаполисах, но и в провинции. Появилась чётко работающая канцелярия, которая, как правило, реагирует на запросы верующих, и общецерковный суд, стоящий над судом епархиальным, который, как известно, полностью контролируется правящим архиереем. Известно немало случаев, когда общецерковный суд восстанавливал в служении несправедливо запрещённых клириков.

«Этот Устав завершил процесс абсолютизации архиерейской власти в РПЦ»

С чем мне трудно согласиться в деятельности патриарха, так это с тем, что сделать церковь свободной и сильной он преимущественно пытается через укрепление вертикали власти, тем самым ослабляя самостоятельность и инициативу внутри церкви, чему ярким свидетельством является новый приходской устав РПЦ, принятый в 2009 году. Как отмечал в своём ЖЖ свящ. Павел Адельгейм: «Этот Устав завершил процесс абсолютизации архиерейской власти в РПЦ». Пытаясь сделать церковь влиятельной и сильной, он опирается больше на систему, а не на людей, что и подтверждает этот приходской устав, который, по оценке свящ. Павла Адельгейма, «исключил понятие “прихожанин”. “Миряне” и “прихожане” ликвидированы как класс». Именно эту ошибку, на мой взгляд, совершил в своё время и митр. Сергий, полагая, что прежде всего через структуру церковной власти и её «правильную» договорённость с властью государственной можно спасти церковь от полного разорения.

Александро-Невское братство

Но при всех недостатках выстраиваемой церковной системы патриарха Кирилла она предпочтительнее системы еп. Тихона. Конечно, совершенно вытесняющая мирян из церковного управления и служения клерикальная модель – большая проблема, но в её рамках ещё можно говорить о возможности изменения вектора, покуда церковь ещё подразумевается как независимое сообщество, где «главным» является Бог. Вопрос только в том, как это главенство Бога осуществляется, опознание Его воли и путей её исполнения; в клерикальной системе – только через епископов. При этом патриарх Кирилл всё же говорит и об активности мирян, и о включении их в церковную жизнь не только как пассивных реципиентов и зрителей различных чудес, пусть это чаще всего и остается благопожеланием, но по крайней мере здесь есть о чём говорить. Система же еп. Тихона тупиковая изначально, потому что она вообще не мыслит церковь ни «в каком объеме» – от патриарха до мирян – не управляемой (направляемой) государством. Более того, самостоятельность тут считается опасной, страшной и вредной. Тот образ церкви, который конструирует еп. Тихон, просто исключает живой и свободный путь для церкви, отдавая её в услужение государственной идеологии с любым политическим курсом, что очень хорошо демонстрирует и его фильм про падение Византии, и уже упомянутая нами выставка.

Церковь может существовать не только без поддержки государства, но даже вопреки тяжелейшим гонениям

Чтобы церковь сделать действительно свободной, сильной – живым полноценным духовным организмом, как Тело Христово, – нам стоит обратить предельное внимание на самое знаменательное событие последнего столетия в истории русской церкви – собор 1917–1918 годов. К сожалению, пока деяния этого собора, который иногда называют «Великим Московским», ещё не осмыслены и не восприняты Русской церковью. Собор не был и не мог быть идеальным, но обсуждение на нём организации приходской жизни, церковного устройства, вопросов о выборности епископата и духовенства, богослужения на русском и малороссийском языках заслуживают особого внимания как восстановление древней церковной нормы. В 1918 году патриарх Московский Тихон (Белавин) обратился с воззванием «устроять духовные союзы», после чего последовала самоорганизация верующих, собирание церковных братств и общин. Советские газеты в Петрограде 20-х годов говорили об «эпидемии братств». Наиболее известные из них – это Александро-Невское братство в Петрограде, московские общины сщмч. Сергия Мечёва, киевские – о. Анатолия Жураковского, но были и другие, которые стали подлинной альтернативой обновленчеству. Опыт их жизни говорит нам о том, что церковь может существовать не только без поддержки государства, но даже вопреки тяжелейшим гонениям, опираясь более на христианское дружество, на верующих людей.

А пока в медиапространстве патриарх почти «всухую» проигрывает еп. Тихону, чью деятельность раскручивают СМИ

Почему все те верные слова о катехизации, об активности мирян и включенности их в служение, о сближении священников и народа, которые говорятся патриархом, так мало действенны? Возможно, потому, что всё это говорится в утвердившейся в РПЦ парадигме системного мышления, как будто настоящую катехизацию, просвещение, общинную жизнь можно возродить через циркуляры сверху. Нужна опора на конкретных людей, на тех, кто что-то хочет и реально делает в церкви. А такие есть, пусть их и не очень много, но они пока есть. Что же тут можно сделать? Как этих людей обнаружить и призвать? Может, нужен новый призыв патриарха собираться в неформальные кружки и союзы, собирать семинары, встречи, форумы, куда пригласить представителей разных культурно-просветительских движений, инициативных приходов, братств, сестричеств. Такое собирание всех неравнодушных людей церкви могло бы стать достойным завершением или продолжением собора 1917–1918 года, где можно вместе пытаться размышлять о возрождении церкви в современных условиях, как мы можем реализовать то, что уже было принято на «Великом соборе». В таком соборном обсуждении только и может зародиться что-то настоящее: живая церковная деятельность верующих людей, желающих потрудиться для возрождения церкви и России.

А пока в медиапространстве патриарх почти «всухую» проигрывает еп. Тихону, чью выставочную, издательскую и прочую деятельность раскручивают государственные и церковные СМИ. Трудно вспомнить церковные, государственные или тем более частные масс-медиа, которые бы положительно, взвешенно и нескучно отзывались о патриаршей деятельности. Иногда создается ощущение, что даже в церковной среде правилом хорошего тона являются выпады в адрес патриарха, что способствует преобладанию линии еп. Тихона, несущей в себе угрозу возвращения обновленчества как тёмного двойника церкви.

Дата рождения: 3 марта 1955 г. Страна: Россия Биография:

В 1976-1979 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в , которую окончил в 1983 г.

В 1983-1989 гг. являлся референтом и личным секретарем , впоследствии Патриарха Московского и всея Руси.

28 августа 1984 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа 1986 г. — в сан иерея, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе .

30 сентября 1989 г. пострижен в монашество, 5 октября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ладожского.

Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 г., со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию .

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 1 апреля 2009 г. первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве.

Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. от должности первого викария Патриарха Московского и всея Руси и от управления приходами Центрального и Южного викариатств г. Москвы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»