Что означают купола православных церквей. Почему купола православных церквей бывают разного цвета

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта

Значение церкви в жизни людей

Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение - церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.

Как возник купол?

Купол церкви - это ее главная гордость. Название столь необычной конструкции происходит с итальянского cupola и представляет собой несущий элемент покрытия. Как правило, форма купола похожа на полусферу или параболу, эллипс. С помощью данного типа конструкции можно перекрыть огромные помещения. Купол помещают над круглыми и многоугольными зданиями.

История происхождения куполов

Сегодня каждый человек знает, что священный храм просто не может существовать без потрясающих куполов. Но мало кому известно, что придуманы и использованы они были в доисторический период, а именно в нурагах или памятниках Галлии. Кроме того, их можно было увидеть в этрусских погребальных склепах, пирамидах. Конечно же, ранее купол церкви, название которого на тот период не существовало, представлял собой совершенно иную конструкцию. Он был изготовлен из камней или кирпичной кладки. Конструкции могли нависать друг над другом и не передавали стенам горизонтальных усилий.

Только когда был изобретен бетон, строители научились делать правильные и качественные купола. Это произошло в период Римской архитектурной революции. Римляне строили прекрасные конструкции, которые перекрывали огромные пространства. При этом люди не использовали опоры. Было установлено, что самая древняя полусфера была сооружена в 128 году нашей эры.

Развитие куполостроения

В эпоху Возрождения настает период самого острого развития куполостроения. В пятнадцатом-шестнадцатом веках были сооружены такие полусферы в соборах Санта-Мария-дель-Фьоре и Святого Петра. Это были по-настоящему божественные конструкции, сделанные истинными профессионалами. Во времена барокко купол церкви считался самым большим элементом постройки.

Начиная с девятнадцатого столетия купола стали строить не только в священных храмах, но и в государственных учреждениях. В обычных домах также присутствовали конструкции данного типа, но это случалось крайне редко. В этот период стали необычайно популярны золотые купола церквей. Помимо благородного металла, использовались и другие материалы, например стекло и железобетон. В двадцатом веке применения полусфер стало популярнее в несколько раз. С этого периода купола возводились в спортивных учреждениях, зрелищных сооружениях и так далее.

Разновидность куполов

Многих интересует, каким должен быть купол церкви. Существует много видов конструкций, выбрать можно любой понравившийся (если это не противоречит религиозным убеждениям). Итак, выделяют следующие типы данного перекрытия: поясной, "луковица", овальный, парусный, "блюдце", полигональный, "зонтик". Первый из них считают самым древним и практически не используют в наше время. Овальный купол произошел от стиля барокко, он сооружается в виде яйца. Парусная конструкция позволяет мастерам изобразить арки, которые поддерживают "парус". Квадратный купол крепится в четырех углах и как будто продувается снизу. Разновидность конструкций в виде блюдца считается самой низкой. Она неглубокая, но в наши дни можно встретить множество зданий с данным видом купола. Полигональное сооружение основывается на многоугольнике. Что касается купола-"зонтика", то он разделяется на сегменты так называемыми "ребрами", которые расходятся от центра к основанию.

Купол-"луковица"

Самым распространенным видом считается "луковица". Он имеет выпуклую форму, которая плавно заостряется кверху. Такой вид купола является довольно распространенным во многих странах. Среди них можно выделить Индию, Россию, Турцию и Более того, купол-"луковица" чаще всего используется в православных священных храмах. Он имеет большой диаметр и устанавливается на "барабане". Часто высота конструкции превышает ее ширину.

Считается, что церкви, имеющие несколько куполов, имеют русское происхождение. Поэтому, осматривая такие сооружения, люди сразу ассоциируют их с Россией. Также отличительной особенностью славянских строителей является размер куполов. Они значительно меньше византийских, и, как правило, окрашиваются в яркий цвет. Чаще всего конструкции покрывают позолотой. На самом деле совершенно неважно, каков цвет купола церкви. Это решают служащие, но обычно их делают яркими, чтобы они выделялись среди других зданий, и их всегда можно было найти по сиянию.

Что означает купол в религии разных народов?

В религии каждого народа есть свои отличительные черты, но практически в каждой из них присутствует купол церкви. Значение его также различное. Например, необычайно важной считается конструкция для христианской и мусульманской архитектуры. Многие католические, православные и другие церкви, мечети и соборы оснащены потрясающими куполами. Некоторые вероучения придают конструкции символическое значение. Для православных - это знак небес, который ассоциируется с Богом, Небесным Царством и Ангелами.

Отметим также, что грандиозным строением считается поясной купол, который впервые был построен в 1250 году до нашей эры в Сокровищнице Атрея. Уже тогда греки наделяли конструкцию священным значением. Затем были сооружены монументальные купола в Италии. Как известно, именно благодаря итальянцам полусферы стали так быстро развиваться и обретать популярность. Кроме того, с их помощью они распространились по всему миру, поразив народы разных стран своей роскошью, торжественностью и уникальностью.

При удивительном многообразии видов православных храмов все они имеют одну общую деталь ‑ купол, увенчанный православным крестом. Тем не менее, если присмотреться, то можно заметить, что и эта неотъемлемая деталь православных храмов и церквей имеет разные формы и цвета. Является ли это разнообразие лишь плодом фантазии архитекторов, либо имеет какое-то более важное, ? Для начала, немного углубимся в историю купола. Это сложное архитектурное сооружение начали строить еще в пятом тысячелетии до нашей эры, однако в строительстве христианских храмов начали использовать примерно во II веке после Рождества Христова.

Формы куполов православных храмов имеют разные названия: шлемовидная, грушевидная, шатровая, сферическая, купол-луковица, купол-зонтик, овальный купол. Неискушенному в архитектурных деталях человеку сложно бывает отличить их, поэтому каждая разновидность имеет свое подробное описание. Безусловно, формы куполов православных храмов и церквей отличаются не просто так ‑ каждая из них имеет смысловую нагрузку.

Виды православных храмов и их отличия по куполам

Одна из самых распространенных форм куполов православных храмов ‑ луковица. Он имеет выпуклую форму и вытянутый верх, заостряющийся на конце. Купол-луковица повторяет изгибы свечи и символизирует . Также на многих православных храмах и церквях можно видеть шлемовидный купол, который действительно очень похож на шлем былинного богатыря и призван напоминать христианам о постоянной духовной брани, которую они ведут в течение всей жизни.

Сферический православный купол пришел из Византии и означает вечность. Он не имеет плавного перехода от основания к узкой верхушке и похож на шар, увенчанный крестом. Купола-зонтики могут быть любой из уже перечисленных форм, но их отличие заключается в том, что они разделены на сегменты ребрами, исходящими из основания, и спускающимися к низу купола.

На других видах православных храмов можно встретить купола грушевидной формы, похожие на шлемовидные и луковки. Шатровые купола ‑ уникальная, присущая только России архитектурная форма. Ее появление было продиктовано технической простотой возведения ‑ добиться плавных форм, используя деревянные и каменные материалы, было очень непросто. Шатровые купола напоминают готические шпили католических соборов.

Символика православных храмов и церквей и цвета куполов

Современный православный паломник, открыв в интернете карту православных храмов, может заранее посмотреть, как выглядит церковь, в которую он собирается совершить паломничество. Многие люди при этом задаются вопросом: почему православные купола соборов и церквей имеют не только разную форму, но и разный цвет. Раньше было принято считать, что цвет православных куполов говорит о финансовом состоянии монастыря или храма ‑ мол, те, которые побогаче, могут позволить себе позолоту, а кто победнее ‑ красят купола краской в целях экономии. Это, конечно, не так.

Цвет купола на православном храме или церкви говорит о том, в честь кого освящен главный престол. Видите золотые купола ‑ можете быть уверены, что перед Вами православный собор в честь Иисуса Христа, синие или голубые ‑ храм Пресвятой Богородицы, зеленые ‑ в честь Троицы или святых. В черный, характерный для русского севера, цвет, купола чаще всего

Православный храм без купола или главки как будто ненастоящий. Бывают, конечно, временные храмы или приспособленные для богослужений различные помещения и без куполов, но, согласись, нет в таких стенах ни должной красоты, ни величия. И все же, красота – не главное. Купола символизируют горний мир, Царство Небесное, куда устремлены взгляды верующих.

Эту важнейшую для православной архитектуры деталь русские зодчие позаимствовали у византийских мастеров. Вспомним огромный купол над собором Святой Софии в Константинополе. Он был «придуман» еще в VI веке и произвел настоящую революцию в архитектуре – казалось, купол венчает храм без всяких подпорок, он как бы парит в воздухе. К слову сказать, такой тип купола называется парусным.

Купол всегда завершается главкой, где устанавливается крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Но ты, конечно, знаешь, что две абсолютно одинаковые церкви найти невозможно. Где-то храм накрывает один большой свод, а гдето три, пять или семь луковок устремляются ввысь. Почему?

Конечно, неспроста. Две главки означают два естества в Иисусе Христе – божественное и человеческое. Три главы символизируют Святую Троицу, пять глав – Иисуса Христа и четырех Евангелистов, семь глав – семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, а тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Морской собор святителя Николая чудотворца в Кронштадте

Цветовая гамма куполов тоже бывает разная. Золотой цвет – это символ небесной славы. Такие купола бывают у главных храмов, посвященных Спасителю и двунадесятым праздникам. Синие со звездами ты увидишь на церквях, посвященных Богородице, так как звезда напоминает нам о рождении Христа от Девы Марии. А на Троицких храмах, как правило, купола зеленого цвета, поскольку это цвет Святого Духа. Зеленые (а иногда серебристые) купола бывают и на церквях в честь различных святых. В монастырях можно увидеть храмы с черными куполами. Объясняется это просто: черный цвет – это символ монашества.

А что ты скажешь о разноцветных луковках Покровского храма (Василия Блаженного) на Красной площади? Они призваны напоминать нам о красоте и радости Небесного Иерусалима, которой удостоятся праведные христиане.

Как и в предыдущей статье о колокольных звонах, скажу что православная Россия отличается от запада своими главами и куполами (так же цветами одеяний, крестами). Но об этом в следующий раз. Основные статьи, которые легли в основу данной заметки, вы можете найти по ссылкам ниже. Уверена, что будет интересно. Данная статья не является ни перепечаткой статей и никак не несет смысловую нагрузку этих статей. Первоначально статья называлась Купола России. Но все что здесь сказано относится и к Украине и к Белорусии. Надеюсь, они еще не против входить в Русь.

Цвета куполов.

Из всех источников следует, что канонов на цвет, конфигурацию венчающих куполов и главок церквей нет. Хотя цветовая палитра в религиях всегда имела свое определенное значение, но при окраске, как самих соборов церквей и храмов, так и отдельных элементов архитекторы руководствуются собственными пристрастиями, вкусами настоятелей церквей и архитектурными канонами, а также модой той эпохи. Так, сине-голубые цвета в оформлении Троицкого собора в Петербурге есть дань цветам формы солдат Измайловского полка. Самым ярким показателем отсутствия канонов и приверженности к эстетическим изыскам церковных архитекторов является Храм Василия Блаженного (Покрова на рву),

Богородичный храм.

В христианстве купол является образом небес и обычно украшен сюжетами Небесного Царства Бога, ангелами. Цвета куполов иногда несут свою смысловую нагрузку. Так золото — символ небесной славы. Купола в золотом наряде, обычно, посвящаются Христу,если куполов несколько то центральная и главная посвящена Христу. Купола и главы покрывают также и мусульманские мечети, индуистские храмы и иудейские синагоги. И не только в православная церковь использует золочение своих куполов. По дороге на Махачкалу не раз встречала золоченые купола мусульманских мечетей.

Синие купола со звездочками украшают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Не смотря на то, что канонов нет, храмов с синими куполами со звездами, которые не посвящены Богородице на Руси практически нет. Если храм увенчан зелеными куполами то скорее всего это Троицкий храм, потому как зеленые цвета - цвета Святого Духа. Храмы, посвященные различным святым, венчают куполами с серебряным покрытием и серебряными крестами. Черные цвет монашества и встречаются обычно в монастырских постройках.





Конфигурации глав и куполов.

Церковные купола и главы делятся по стилям на шлемовидные (сферовидными, западная церковь), луковичные, грушевидные и конусовидные (чаще закавказская православная церковь). Шлемовидными куполом чаще всего называют форму, очень напоминающую форму древнерусского шлема.




Купол-луковица. Название само говорит за себя. Кстати, такие купола и главы можно видеть не только в России, но и в Турции, Индии и на Среднем Востоке. Высота такого купола зачастую превышает ширину. Но и исключение не мало.

Купола-зонты. Особенностью таких куполов является разделение купола на сегменты, где ребра жесткости расходятся от центра к барабану. Примером такой конструкции мы можем вспомнить главный купол Софийского собора

Луковичные главы появились середине XVI века, и в дальнейшем стали повсеместно. Из Византии было заимствовано подсводное покрытие крыши, затем оно все вытягивалось вверх и превратилось в шлемовидное. Потом высота храмов оказалась недостаточной, и над куполами стали строить главы луковичной формы. Настоящими главами храмов нужно считать только луковицеобразные. Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились. Есть факты, что луковицеобразные главы были и на дохристианских храмах, а затем только, по мере проникновения христианства, служителям церкви пришлось смириться любовью русичей к луковицевидным главам на храмах. Поэтому луковицеобразные главы канонизировали.

Считать, что возведение храмов с куполами пришло только с крещением Руси с запада, а до этого народы Руси жили в землянках, носили невыделанные шкуры вместо одежды это невежество и заблуждение. Русичи строили храмы задолго до прихода христианства. Проповедники почти все языческое перевели в христианские обряды. Поэтому зачастую христианские праздники органически переплетаются с языческими традициями.

Количество куполов.

Количество куполов. Православные храмы зачастую строят с нечетным числом куполов. Исключение 2 и 4 главые храмы. Количество куполов созвучно числовой иерархии устроения церкви. Число глав зависит от того кому они посвящены.

1 главый храм, его купол означает единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога. 1глава и колокольня. Такие храмы величественны и степнны.

2х главый храм символ двух естеств Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангела и человека). Фотографию не нашла.

3х главый храм символ Пресвятой Троицы, но не всегда. Канонов и на это нет. Пересмотрела фотографии церквей Святой троицы. Все что я посмотрела было 5 и больше главные.

4х главый храм символизируют четыре стороны света. Кажется я видела такую церковь где то на море. Фотографии тогда еще не делала.

5ти главый храм Из 5 куполов один главный, больше и выше остальных, символизирует Иисуса Христа, и четырех евангелистов. Самая популяная архитектура с 5 главами. Причем конфигурации купола всех типов. В ростове большинство церквей 5 купольные или однокупольные. Возможно это оптимальное соотношение.

7 ми главый храм. Семь его куполов это семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Тоже очень популярная архитектура. Хотя уступает 5 купольным решениям.Кажется и в Ростове есть 7 купольные храмы. Если есть обязательно выложу.

9 ти главый храм. Его купола образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Точно есть фотка. но какая из храмов 9 главая сложно посчитать. Фотографии были не с вертолетов.

13ти главый храм. Иисус Христос и двенадцать его апостолов.

25 глав Святая Троицы и двадцать четыре старца. Храм в Кижах, архитектурный памятник деревянного зодчества. Не знаю сколько там куполов. Надо искать информацию. Но где-то между 25 и 33 главами. Не ошибусь если фотографизя займет это место.

33 главы. Время жизни Иисуса Христа на земле. Сколько храмов у нас с 33главами? Это наверно ужасно сложно строить и поддерживать храм в хорошем состоянии. Неужели соображения благоразумия и экономии не перевешивают религиозные символы?

Заключение

Для написания статьи пришлось перерыть немало материала. Пересмотреть сотни фотографий церквей. Работа шла трудно, но интересно. Узнала много исторических фактов. Надеюсь, и вы почерпнете, что-то интересное для себя, заинтересуетесь этой темой и копнете поглубже.

В жизни много вещей, мимо которых мы проходим мимо. Иногда задумываемся над вопросом и не находя ответ забываем об этом. Будьте любознательными. Знания не приносят счастья, но привносят мудрость в нашу жизнь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»