Церковные имена по месяцам. Как выбрать православное имя девочке

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Святцы представляют собой церковный месяцеслов. Он включает список всех людей, которых Церковь почитает как святых, и расположенных в календарном порядке дней их памяти. Святцы подразделяются на мужские и женские.

В Святцах указывается не только имя святого, но и его ранг – указание на судьбу этого человека и характер его духовного подвига. Это может быть пророк, апостол, мученик, первомученик, священномученик, святитель, преподобный, праведный или блаженный.
Наряду с обычными существуют лицевые святцы, в которых присутствуют и изображения святых.

Имянаречение в Православной церкви

В Русской Православной церкви имянаречение когда-то предшествовало крещению: имя нарекали на 8-й день после рождения, а крестили через 40 дней. В настоящее время наречение имени совмещается с крещением.

Человек может получить при крещении только такое имя, которое присутствует в Святцах – т.е. имя какого-либо святого. Случается, что крещение принимает человек, у которого уже есть имя, отсутствующее в православных Святцах – Полина, Виктория, Руслан и т.д., в этом случае он получает другое имя. В миру такой человек может именоваться как угодно – имя в документах менять не обязательно, но поминать в молитвах, исповедовать, венчать и отпевать его будут под именем, данным при крещении.

Святой, чье имя получил человек при Крещении, становится его покровителем. Некоторые христиане не день рождения, но обязательно отмечают именины – день памяти своего небесного покровителя

Выбор имени по Святцам

В настоящее время выбор имени по Святцам не регламентируется никакими жесткими правилами – достаточно, чтобы имя в Святцах присутствовало. Если такое имя носили многие святые (например, Мария или Иоанн), покровителем человека считается тот святой, день памяти которого отмечается в ближайшее время после его дня рождения. Например, если Елена родилась 2 марта, ее именины – 19 марта, а покровительница – святая равноапостольная Елена, мать византийского императора Константина.

Если же родители хотят выбрать имя по Святцам, для этого существуют разные критерии. Можно выбрать имя святого, день памяти которого отмечается в день рождения ребенка. В большинстве случаев речь идет о нескольких святых, так что выбор есть.
Учитывая традицию нарекать имя на 8-й день после рождения, ориентироваться можно и на эту дату. Наконец, можно дать человеку имя святого, в день памяти которого он принимает крещение.

Некоторые проблемы возникают с выбором имени для девочки: не на всякий день приходится праздник в честь какой-нибудь святой женщины, поэтому для девочек допускается сдвиг на несколько дней.

В жизни человека есть всего несколько вещей, которые даются ему от рождения - пол, семья, имя. Конечно, последнее можно изменить, но дело это очень хлопотное, и только единицы решаются на такой шаг.

Поэтому выбор имени для своего чада - очень ответственный шаг для родителей. То, как зовут человека, накладывает отпечаток на формирование его характера и на то, как будет складываться его судьба. Недаром выбору имени ребенка уделяется большое внимание во всех религиях и верованиях. У любого народа есть имена, посвященные богам или пророкам или же называющие те или иные положительные человеческие качества.

В православной семье выбор имени для ребенка - дело родителей, хотя в прежние времена этой возможностью пользовались далеко не все. Среди крестьян было принято доверять сельскому приходскому батюшке - какое имя он выберет в соответствии со святцами, то и хорошо.

Сегодня же родители новорожденного руководствуются собственными предпочтениями. Детям дают имена и в честь родственников, и в честь людей, которые сыграли в жизни мамы и папы нового человека важную роль, и в соответствии с собственными вкусами, и даже отдавая дань мимолетной моде на имена.

Но прежде чем наречь ребенка, родителям важно не только самим принять на слух слово, с которым впредь будет ассоциироваться у них любимое дитя, но и узнать значение имени. Ведь энергетика, которую несет в себе имя, будет сопровождать человека всю жизнь, даруя ему удачу или же заставляя преодолевать многочисленные препятствия.

В христианстве за две тысячи лет его существования укрепилась традиция нарекать детей в память святых и праведников. Считается, что таким образом человек получает небесного покровителя и заступника, ангела-хранителя, который будет оберегать человека всю жизнь.

До принятия христианства славянские имена в большинстве своем носили «прозвищный» характер: в них могли отражаться обстоятельства рождения человека (Первак - первый ребенок в семье), его внешность (Беляна - светловолосая девочка) или пожелания родителей относительно судьбы новорожденного ( - владеющий миром). После крещения Руси эти имена долгое время сосуществовали бок о бок с христианскими, а многие вошли в православный месяцеслов. Например, равноапостольный князь, крестивший Русь, принимая христианство, нарекся Василием, но канонизирован был как Владимир.

Почему нужно обращаться к святцам?

После того как на Русь пришло христианство, вместе с ним пришли и имена из многих культур - греческой, еврейской, римской и многих других. Очень часто церковные наименования для людей несли в себе образы гораздо более древних верований разных народов. Вот, например, вы знаете, что самые известные русские имена - и - на самом деле древнееврейские?

Но со временем они настолько прижились на Руси, в русском языке, что уже перестали восприниматься как иноязычные. Философ и священник Павел Флоренский и вовсе считал, что нет имен еврейских, германских или русских, что все слова, которые служат наименованию людей, - это пласт общемировой культуры, общечеловеческого интеллектуального достояния.

Это хорошо понимали и вожди французской революции конца XVIII века, и идеологи русской революции 1917 года - и те, и другие после прихода к власти стремились переименовать все и всех на новый манер. Новая реальность требовала, с их точки зрения, нового словаря, и потому в России возникли новые «революционные» имена. Они были и вполне благозвучными, как, например, Велиор (что значило Великая Октябрьская революция), и весьма странными, как Лагшмавира (это расшифровывалось Лагерь Шмидта в Арктике).

Благозвучные имена (Владлен - Владимир Ленин или Ким - Коммунистический интернационал молодежи) даже прижились и использовались позднее, а неблагозвучные, к счастью, постепенно были вытеснены из употребления. Внедрение всеобщего образования и изучение мировой культуры привело к многочисленным заимствованиям европейских имен и даже прозваний богов и богинь из Древней Греции и Древнего Рима. Но за ХХ век русский именослов в результате различных потрясений стал более скудным.

Святцы, или месяцеслов, дают огромные возможности для того, чтобы выбрать имя для ребенка. На каждый день приходится церковное почитание многих святых, пророков, равноапостольных и просветителей, мучеников и исповедников, преподобных, праведников и благоверных.

По церковному православному календарю можно подобрать очень красивые и необычные и мужские, и женские имена, каких бы культурных воззрений ни придерживались родители. Ведь церковный именослов изначально был сформирован из наследия разных культур и на протяжении истории христианства постоянно пополнялся новыми и новыми именами.

Великолепная семерка

Какие же наиболее популярные и не столь известные, но интересные и благозвучные мужские имена можно найти в святцах? Одни из самых популярных - и . Первое упоминается в именослове 121 раз, второе - более ста раз.

Так называли мальчиков и в дореволюционной России, и в смутные времена, так именуют и сейчас. «Александр» - «защитник людей», «Николай» - «победитель народов», оба этих имени пришли из древнегреческого языка. И на каждый месяц приходится по несколько дней, в которые чествуются святые, носившие эти имена. Другие мужские имена встречаются реже, но достаточно часто.

Иван («Бог смилостивился» - древнееврейское) - пожалуй, безусловный лидер. Он встречается в месяцеслове 186 раз, то есть каждый второй день по светскому календарю! Теперь становится понятно, почему в России было так распространено это имя, когда чин наречения происходил в соответствии со святцами.

Больше сотни раз именослов упоминает истинно мужское - и по звучанию, и по характеру - имя Петр («камень» - греческое). Оно было очень употребительно в России до начала ХХ века, однако затем стало терять свою популярность. По православному календарю Петром мальчиков можно называть каждый месяц: так, в мае это 9, 10, 16, 25, 27, 29 и 31-е число, в июне - 9, 10, 17, 18, 20, 25 и 29-е число, а в некоторые другие месяцы это имя встречается еще чаще.

(«царь, царственный» - греческое) - в святцах упоминается 97 раз. Например, именины Василиев приходятся на пять дней в январе (5, 8, 14, 15, 20-го числа), восемь дней в феврале (12, 14, 15, 17, 19, 22, 23 и 26-го числа), семь дней в марте (3, 5, 13, 14, 17, 20 и 24-го числа). И это далеко не полный список!

Если вы выбираете имя для ребенка по святцам и в ближайшие дни после его рождения нет имен для девочек, которые бы вам нравились, присмотритесь к именам для мальчиков. Очень многие мужские имена можно преобразовать в женские: Виктор и , и , Василий и , Валерий и - вариантов, когда из мужских наименований можно образовать женские, очень много.

Непростой выбор

Сегодня православный календарь-именослов, или святцы, содержит более 1700 имен. Как же определиться с тем, какое имя выбрать для своего ребенка? Предпочтительнее всего смотреть, каких святых церковь почитает в день рождения вашего ребенка.

Есть дни, когда православный календарь предоставляет большой выбор, – например, на такие дни, как 20 марта, приходятся многие мужские и женские имена. Это Василий и , Емельян и Лаврентий, Нестор и Николай, Нил, Эмиль и - для мальчиков, а также Анна и Антонина, Евдокия и , Катарина и , Мария и Матрена, и - для девочек.

Но что делать, если в день рождения ребенка святых упоминается немного или вам нужно организовать чин имянаречения для девочки, а по православному календарю есть упоминания только имен для мальчиков? Смотрите, что посоветует вам именной календарь на восьмой день от рождения ребенка (это день для чина имянаречения). То же самое можно делать, если вам не по нраву те наименования, которые в святцах приходятся на день рождения малыша.

Если и варианты восьмого дня вас не устраивают, выбирайте из вариантов сорока дней после рождения ребенка - ведь обычно крещение совершается на сороковой день жизни дитяти. В этом интервале календарь-именослов обязательно подскажет приемлемый для вас вариант наречения хоть мальчиков, хоть девочек. Иногда священник дает благословение на то, чтобы наречь новорожденного не по церковному календарю, а в честь святого, который помог рождению данного малыша, - но это, скорее, дозволенное исключение из общего правила.

Также родителям, собирающимся крестить своих мальчиков или девочек, следует помнить, что, повзрослев, их ребенок уже не сможет сменить имя, данное во время таинства крещения. Исключением может быть только монашеский постриг или изменение вероисповедания.

Что примечательно, в последние годы стала возрождаться традиция, которая была популярна на Руси в допетровскую эпоху, то есть до XVIII века. Заключается она в том, чтобы нарекать детей «для мира» и «для церкви»: одно имя знают все окружающие, другое - только сам крещаемый, его родители и священник . Иногда это приходится делать: если, скажем, ребенку родители уже дали имя, которого нет в церковном календаре, священник выберет из именослова созвучное и проведет крещение уже по святцам.

С днем ангела!

Как вы думаете, почему в советские годы стала возникать путаница - человека, празднующего день рождения стали называть именинником, хотя фактически это не так? Да потому, что раньше человека называли тем именем, которое по святцам и приходилось на день его рождения. И дата рождения вместе с именинами приходилась на один день - и в свой день рождения люди праздновали и именины, то есть почитали тех святых, в честь которых они были названы.

Так что же такое ? Этот день по-другому еще называют днем ангела или днем тезоименитства. Если родители вас нарекли тем именем, которое есть в святцах, но вы не знаете, какого святого выбрать в качестве ангела-покровителя, то нужно посмотреть, когда «ваш» святой в первый раз упоминается в именослове после даты вашего рождения. Нужно узнать о нем, молиться ему, просить о помощи и почитать его в день его памяти – и это будут ваши именины.

Если же родители назвали вас так, как в святцах не указано, и вы являетесь православным человеком, то так же следует поступить с именем, которое вам было дано при крещении? Ищете в именослове, когда оно упоминается в первый раз после вашего дня рождения, и определяете, какой святой покровительствует именно вам.

Однако если вы считаете, что вам особенно нужно покровительство другого тезоименитого (одноименного) святого, церковь, как правило, позволяет его выбрать в качестве покровителя и отмечать день ангела, или именины, именно в его день.

Например, у мальчиков, рожденных 9 декабря и названных , день ангела может быть 9, 11, 12, 24 или 30 декабря. В качестве исключения родители мальчиков или они сами по мере взросления могут выбрать святого Даниила, который почитается в другой день, и именно тогда отмечать свои именины.

Отцы православной церкви говорят о том, что нужно не только знать день своих именин и своего покровителя, но и узнать о жизни его и деяниях. Одно из непременных условий для настоящего христианина - не только наречься по святцам, но и всеми своими поступками стараться быть достойным своего святого покровителя.

Священники говорят, что небесные покровители принимают живейшее участие в жизни своих подопечных. И это заступничество не только дает сильную защиту православному, но и накладывает на него определенную ответственность. Автор: Ольга Иноземцева

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы ( месяцеслов) - это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например,нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1) лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день. Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2) если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святыхмужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось,то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали имя, потому что число восемь – это символ вечности;

3) если не смогли выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до40-ка дней от рождения. В этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершитьтаинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4) имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5) бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбираетблизкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает, что теперь у него два Ангела хранителя;

6) находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7) при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой небыл преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8) если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины - самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9) Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»