Архимандрит ефрем ватопедский о монашестве и священстве. Старец Иосиф Ватопедский о священстве. Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

24.12.11г . 24 декабря прокурор из Салоник А. Папаматеу и шеф полиции Халкидики К. Папуцис вместе с 30 полицейскими и предписанием об аресте игумена прибыли в Ватопедский монастырь.

Но после осмотра настоятеля монастыря врачами, которые прибыли с полицейскими, было принято решение по состоянию здоровья оставить архимандрита в монастыре. У архимандрита Ефрема было сильное недомогание и стресс, вызванные диабетом и высоким содержанием холестирина в крови. Сначала рассматривался вопрос о его переводе в тюремный госпиталь. Однако по состоянию здоровья игумен Ефрем не мог покинуть монастырь. Было принято временное решение, что до выздоровления игумена Ефрема Ватопедский монастырь будет находиться под охраной отряда полиции.

Сообщение о том, что Ватопедский игумен Ефрем будет взят под стражу всколыхнуло греческую общественность. Многие иерархи Элладской Православной Церкви выступили со специальными обращениями, поддерживая афонского игумена и осуждая намерения полиции арестовать его накануне Рождества. Для моральной поддержки игумена Ефрема в Ватопед прибыли игумены большинства афонских монастырей. Они рассматривают происходящее как одно из проявлений антицерковной политики. По словам митрополита Лимасольского Афанасия, архимандрит Ефрем спокоен и сказал, что всецело предает себя в руки Божии.

27.12.11г. Игумен Ефрем арестован и доставлен в тюрьму в пригороде Афин.

27 декабря игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем всё же был арестован и на катере вывезен с территории Афонской горы. Эскортом полицейких машин он был доставлен в наиболее охраняемую тюрьму в Коридаллосе (пригород Афин), где он будет дожидаться суда.

Архимандрит Ефрем был помещен в камеру № 2. В этом корпусе размещаются обвиняемые в экономических преступлениях. Отцу Ефрему оставили личные вещи, в том числе - книги и мобильный телефон. Игумен отказался от медицинского осмотра. Своей вины он не признает.

28.12.11г. После прибытия в Афины отец Ефрем не стал ссылаться на тяжелое состояние своего здоровья, чтобы на этом основании быть помещенным в какую-либо больницу. У ворот тюрьмы верующими был организован митинг в поддержку отца Ефрема. Адвокаты игумена собираются обратиться к прокурору Ареопага, который имеет полномочия отменить решение об аресте афонского старца.

Некоторые журналисты (например, репортер Дора Боядзаки с телеканала АНТ-1) объявили болезнь о. Ефрема (он страдает от обострения сахарного диабета) симуляцией и уловкой, придуманной якобы для того, чтобы оттянуть время до заключения в тюрьму и иметь возможность мобилизовать могущественных друзей, в том числе - в России.

Заявление братства святой обители Ватопед

В связи с арестом игумена афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрем, братией обители было принято специальное заявление, в котором говорится:

"Несправедливый арест нашего старца Ефрема потряс сердца наших братьев, Святую гору Афон, Церковь и всякого духовного и думающего человека.
Кто бы мог подумать, что люди, которые жертвуют собой ради ближнего, бескорыстно живут в непрерывном послушании, посте и молитве, могут рассматриваться как обычные преступники и, следовательно, могут быть лишены свободы?
Кто бы мог подумать, что носителя божественной благодати, работника и учителя добродетели могут обливать грязью, сажать в тюрьму только потому, что люди думают таким образом послужить законам правосудия?
Наше братство принимает, одобряет и поддерживает все действия старца.
Мы сообщаем верующим, что все братство едино в любви к старцу и с верой и надеждой принимает его мученический крест.
Нам придает силы всеобщая поддержка Святой Горы, всех епископов Православной Церкви и народа, и всех их бы благодарим за это от всего сердца.
Мы хотели бы уведомить ответственных чиновников, что в лице старца Ефрема они сажают в тюрьму и всю братию монастыря Ватопед, которая насчитывает сто двадцать монахов".
(Афон, 28 декабря 2011г)

ВМоскве озабочены арестом в Греции настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема

МИД России выразил озабоченность в связи с арестом в Греции архимандрита Ефрема, настоятеля монастыря Ватопед на горе Афон. Согласно сообщению российского дипломатического ведомства, решение греческого суда вызывает озабоченность с учетом "заявленной архимандритом Ефремом готовности сотрудничать со следственными органами и состояния его здоровья".

Греция просит РФ не вмешиваться в ситуацию с задержанием старца Ефрема

Об этом заявил официальный представитель греческого МИДа. Именно так он прокомментировал выступление российских дипломатов. По его словам, Афины не принимают указаний по вопросам юстиции, так как страна имеет долгие демократические традиции уважения к правам человека.

29.12.11г. Греческий суд счел архимандрита Ефрема опасным для общества. Греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен монастыря Ватопед Ефрем опасен для общества, а потому не должен находиться на свободе до суда, это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого публикует Афинское агентство новостей.

Также суд счел, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. «Если обвиняемый будет отпущен на свободу, то очень возможно, что он совершит и другие преступления, пока продолжается конфликт с государством относительно спорных участков» , — говорится в постановлении.

Патриарх Кирилл направил Президенту Греции обращение с просьбой освободить архимандрита Ефрема

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу в связи с заключением под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.

Его Превосходительству господину Каролосу Папульясу, Президенту Греческой Республики

Ваше Превосходительство!

С чувством глубокой озабоченности воспринимаю поступающие известия о заключении под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.

Не подвергаю сомнению полномочия органов греческого правосудия и выражаю надежду на справедливое и объективное решение по делу об имуществе Ватопедского монастыря. Вместе с тем, испытываю недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела по существу в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием. Особое беспокойство вызывают сообщения о неблагополучном состоянии здоровья архимандрита Ефрема, которое не было принято во внимание при взятии его под стражу.

Господин Президент! В России, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, в других странах, народы которых духовно окормляются Русской Православной Церковью, миллионы верующих испытывают тревогу в связи с полицейскими мерами, предпринятыми по отношению к известному во всем православном мире игумену прославленной святогорской обители в те самые дни, когда православная Греция празднует Рождество Христово.

Считаю своим долгом донести эту нашу общую боль до Главы греческого государства и просить освободить из под стражи архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря на Святой горе Афон.

С глубоким уважением,

Патриарх Московский и всея Руси

29 декабря 2011 года

30.12.11г. Греческое правительство не принимает указаний в вопросе о задержании о. Ефрема и считает его опасным для общества

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.

«Греция — правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний», — заявил представитель МИД Греции в ответ на слова Лукашевича.

При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.

Между тем, греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен Ефрем опасен для общества, и поэтому не должен находиться на свободе до суда. Это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого опубликовало Афинское агентство новостей.

«Игумен Ефрем — человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», — говорится в постановлении суда об аресте.

Суд считает, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. Суд также отвергает заявления защиты о том, что раз бывшие министры страны, также проходившие по делу, неподсудны по сроку давности дела, то и обвиняемый игумен не должен предстать перед судом .

31.12.11г. Архимандрит Ефрем будет служить Литургию в тюрьме

Арестованный игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем чувствует себя хорошо, на условия содержания в тюрьме не жалуется и даже собирается провести там литургию.

По греческому закону, предварительное заключение обвиняемого может продолжаться до полутора лет.


Ранее игумен попросил поселить его в одиночную камеру, чтобы иметь возможность для уединения и молитвы. Тюремное руководство выполнило эту просьбу.


Игумен Ефрем собирается нести монашеское послушание в тюрьме и исполнять обязанности священника. Сегодня в тюрьму принесли ризы, и в воскресенье он сможет служить в тюремном храме.


В тюрьме с ним обращаются очень хорошо. То, что ему необходимо, ему предоставляют. Архимандриту Ефрему разрешили специальное питание в связи с тем, что у него диабет. На здоровье арестованный не жалуется, хотя недавно перенес вирусную инфекцию.


Ефрем не оспаривает свой арест и не комментирует ход дела, предоставив это адвокатам. В заключении Ефрема уже посетили два иерарха Элладской православной церкви — митрополит Месогеи и Лавреотики Николай и митрополит Глифады Павел.

Греческое правительство и считает о.Ефрема опасным для общества

Греция не принимает указаний в вопросе о задержании игумена Ватопедского монастыряна Афоне Ефрема. Об этом заявил в среду официальный представитель МИД Греции Григорис Делавекурас, комментируя высказывания российских дипломатов.


Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.


«Греция — правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний», — заявил представитель МИД Греции в ответ на слова Лукашевича.


При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.


Между тем, греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен Ефрем опасен для общества, и поэтому не должен находиться на свободе до суда. Это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого опубликовало Афинское агентство новостей.


«Игумен Ефрем — человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», — говорится в постановлении суда об аресте.
Суд считает, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. Суд также отвергает заявления защиты о том, что раз бывшие министры страны, также проходившие по делу, неподсудны по сроку давности дела, то и обвиняемый игумен не должен предстать перед судом.

02.01.2012. Официальной реакции Константинопольской и Элладской Православной Церквей на арест Ватопедского игумена Ефрема до сих пор нет.

АФИНЫ. На Новый год Ватопедского игумена Ефрема, находящегося в афинской тюрьме Коридаллос, навестили митрополиты Иаков Арголидский и Иосиф Приконисский. 2 января о. Ефрема посетил прилетевший с Кипра митрополит Афанасий Лимасольский, подвизавшийся в молодости в Ватопедском монастыре под руководством старца.

Несмотря на то, что в последнюю неделю десятки иерархов в прессе и по телевидению осудили арест игумена Ефрема, до сих пор не последовало официальной реакции Константинопольской и Элладской Православной Церквей, если не считать неофициального комментария Архиепископа Афинского Иеронима II, опубликованного агентством «Ромфея». Предстоятель Элладской Церкви заявил, что он не в курсе всех деталей этого дела, но в любом случае обеспокоен тем, что арест приурочен к Рождественским праздникам.

2 января министр иностранных дел С. Димос, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что события, связанные с Ватопедом и игуменом Ефремом, не входят в компетенцию МИДа Греции.

0 6.01.2012. Арест Архимандрита Ефрема является незаконным.


В этом кратком комментарии высказывается мнение о том, что арест старца Ефрема является незаконным и что соответствующие государственные органы должны немедленно устранить эти незаконные действия в отношении старца Ефрема и наказать виновных. Для полноты анализа, этот комментарий кратко информирует и о правовом статусе Святой Горы Афон и о безосновательности и немотивированном законом характере постановления Совета Апелляционного Суда Афин, на основании которого было вынесено решение о временном заключении старца Ефрема под стражу до суда (с максимальным сроком 18 месяцев).


Для того, чтобы лучше понять всю незаконность проведённого ареста, необходимо сначала объяснить, что Афон обладает статусом самоуправления, в то время как государство располагает [лишь] определенными административными полномочиями, в духовной же, и только, области Святая Гора находится под юрисдикцией Вселенского Патриархата.


В частности, Конституция предусматривает, что Святая Гора Афон: «… в соответствии с её древним привилегированным статусом, является самоуправляемой частью Греческого государства, чей суверенитет остаётся без изменений. С духовной точки зрения Святая Гора Афон находится под прямой юрисдикцией Вселенского Патриархата » (статья №105, пар. №1 Конституции).

«Администрация осуществляется представителями монастырей, которые составляют Священный Кинот » (статья №105, пар. №2).

«Подробное определение статуса Святой Горы и порядок управления изложен в Уставе Святой Горы Афон» (статья №105, пар. №3).


«Точное соблюдение святогорских законных устоев исполняется в духовной сфере под высшим наблюдением Вселенского Патриархата, а в административной плоскости под наблюдением государства, которому также принадлежит исключительное право охраны общественного порядка и безопасности» (статья №105, пар №4).

«Вышеописанные полномочия осуществляются Управляющим, чьи права и обязанности установлены законом» (статья №105, пар №5).

Почему же арест Старца Ефрема является незаконным? Потому что прокурор и полицейские силы самоуправно вторглись и насильственно перекрыли все дороги Святой Горы Афон без предварительного оповещения и сопровождения представителей Священной Эпистасии в нарушение Уставной Грамоты [Святой Горы] и защищаемых Конституцией прав самоуправления Афона.


Конкретнее: метод проведения ареста является прямым нарушением статьи №8 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая предусматривает, что «вынесенные судебные решения выполняются по личному приказу Управляющего Святой Горы, посредством его сил управления и в присутствии одного из эпистатов. Протепистат освобождается от присутствия при проведении ареста».


Также нарушена статья №35 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая гласит следующее: «судебные органы государства, приступая к делу преследования административных правонарушений или уголовных преступлений на территории Святой Горы Афон, присылают следователя, который обязан без промедления обратиться к Священной Епистасии, чтобы она, по обычаю, послала одного из эпистатов, в присутствии и с помощью которого должны проводиться следственные действия».
Статья же №7, ссылаясь на статью №8, предусматривает, что «… В отношении нарушений общего уголовного законодательства, исключая мелкие нарушения, компетенцией обладает уголовный суд города Салоники», что в свою очередь поднимает вопрос об отсутствии компетенции Совета Апелляционного Суда Афин в произведении суда над Святогорским Монахом. Тот факт, что Управляющий Святой Горы Афон выразил своё сожаление о способе осуществления задержания старца Ефрема, является косвенным признанием незаконности действий совершённых судебными органами Греческого государства, что вызвало обоснованную реакцию единоверной России.

Для полноты анализа следует, наконец, отметить, что прокурор Верховного Суда (Ареопага), как единственный [из чиновников], кто может обжаловать это необоснованное и немотивированное постановление Совета Апелляционного Суда, просто обязан отозвать этот указ, во имя спасения чести Греческого Правосудия и его работников.

Согласно постановлению Совета Апелляционного Суда Афин, приказ о временном содержании под стражей был дан во избежание совершения обвиняемым новых преступлений. В качестве оснований для вынесенного решения упоминаются следующие особые характерные черты действий, совершённых Старцем Ефремом в течение его жизни: а) использование своего статуса Игумена Афонского монастыря мирового масштаба для влияния на политических деятелей и государственных лиц, б) неоднократное совершение действий, противоречащих монашеской жизни и его духовной миссии, и в) нанесение ущерба государственной собственности в особо больших размерах.


Но как раз эти факты и не оправдывают такую крайнюю меру, как предварительное заключение. Наоборот, принятие решения об аресте на том основании, что обвиняемый будет и впредь совершать другие преступления, является необоснованным, потому как не было доказано в суде, что старец совершал какие-либо противоправные действия.
В частности, влияние на политических деятелей не является уголовно наказуемым деянием и до тех пор пока не будет вынесено официальное решение суда, судебный совет не имеет законного основания нарушать презумпцию невиновности и считать само собой разумеющимся то, что игумен Ефрем уже совершил влияние на политических деятелей и государственных служащих, и достиг таким образом незаконного результата. Более того, никакой судебный совет и уголовный суд не имеет права судить Святогорского Монаха за нарушение монашеского уклада и его духовной миссии. Этот духовный контроль является прерогативой правящего епископа Святой Горы, то есть Вселенского Патриарха.
И, наконец, уклон дела в то, что старец Ефрем причинил ущерб государственной собственности в особо крупных размерах, также является незаконным, поскольку это нарушает презумпцию невиновности обвиняемого. Суть судебного разбирательства, которой является доказательство причастности к ущербу государственной собственности, должна быть доказана в ходе суда и не может быть основанием решения о предварительном заключении.


Из вышесказанного становится ясным то, что государство совершило преступление, нарушив Устав Святой Горы Афон, Конституцию Греции и международные договоры.


Основной принцип государственного правосудия и гарантированные Конституцией и международными договорами право свободы человека, и принцип, согласно которому человек не может быть лишён свободы без адекватно мотивированного решения компетентного суда, были нарушены.
Компетентные органы государства должны незамедлительно восстановить легитимность во избежание внутригосударственного самоуправства, привлечения Страны к международной отвественности перед иностранными государствами и, таким образом, потери международного авторитета Страны за рубежом.

Митрополит Дрийнупольский Андреас: «Дело старца Ефрема направлено против Церкви»

Высокопреосвященный митрополит Дрийнупольский кир Андреас, в связи с решением о предварительном заключении Игумена Священной Обители Ватопед Архимандрита Ефрема, сделал следующие заявления:

«Я был ошеломлен, узнав из средств массовой информации о решении заключить в тюрьму Иеромонаха Ефрема, Игумена Священной Обители Ватопед Святой Горы Афон, по поводу известного и громкого дела.


Не знаю, из каких соображений было принято это решение. Однако считаю, что в преддверии Рождества и, в целом, праздников Двенадцати дней, препровождение в тюрьму Игумена как простого преступника является актом, направленным в основном против Церкви и, конечно же, против Святой Горы, на радость Церквеборцам.


В то время, когда множество жуликов, ворующих государственные деньги, аморальных, развращенных, крупных наркодилеров, воров и грабителей свободно перемещаются в обществе, продолжая почти безпрепятственно своё пагубное дело, наше правосудие расходует свои силы на монаха?
И даже если допустить, в конце концов, что этот монах совершил какие-либо сделки с государственными чиновниками, то это произошло - как это всем известно - в поисках ресурсов для материальной поддержки большого монастыря Ватопед с многочисленной братией (более 120 насельников) и паломниками, которые в буквальном смысле слова наводняют Монастырь, где получают не только духовную помощь, но также питание и гостеприимство на ежедневной основе.


Пусть больше внимает своим действиям Государство, чтобы не задевать религиозные чувства Народа.


Людям хватает бедности и несчастий, принесенных неразумными и неспособными политиками. Времена сейчас тяжёлые и лукавые. Нация нуждается прежде всего в единстве и единодушии, которые не могут быть достигнуты такими методами. Станем добре!»

Старец Иосиф говорил: "В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то что не чувствуем себя в безопасности в монастыре, и у нас много помыслов – часто причина в том что у нас нет доверия к своему духовному отцу".

22.05.2009 Трудами братии монастыря 10 295

Нет послушания с рассуждением, послушание должно совершатся без рассуждения. Даже если старец совершит ошибку, Бог восполнит тебе за твое послушание. Панкратий. Отец Ефрем, вместе со своей братией, относится к тому направлению монашеской жизни, которое заложил на Афоне великий старец Иосиф Исихаст. Они называют его своим "духовным дедушкой". Духовный отец о. Ефрема монах Иосиф является непосредственным духовным чадом старца Иосифа Исихаста, он живет недалеко от Ватопедского монастыря и регулярно приходит на встречи братии. Как сейчас его здоровье?

Ефрем. Сейчас уже не приходит, только передает нам свои слова.

Панкратий. Но вот я во всяком случае застал такое время когда он приходил в монастырь и проводил беседы с братией, вдохновенные беседы, которые касались самого для нас главного, самых внутренних, сокровенных вопросов монашеской жизни, внутренней жизни. Как нам жить, как нам спасаться, как выходить из тех трудностей что неизбежны на монашеском пути. Для нас особенно важен опыт Ватопедского монастыря потому что в чем-то наши монастыри схожи. Когда братство Иосифа монаха, и в том числе о. Ефрем, перешло из Нового Скита в Ватопед, то Ватопедский монастырь представлял из себя зрелище наверное такое же печальное как и наш Валаамский монастырь 15-20 лет тому назад. Я был в начале 90-х годов на Афоне, и могу засвидетельствовать о том что действительно в то время, еще когда не начались обширные восстановительные работы, многие монастыри находились в запущенном состоянии.

Несколько лет назад пользуясь уже расположением и гостеприимством о. Ефрема, я вышел за пределы той гостиницы где меня поместили, прекрасной благоустроенной гостиницы Ватопедского монастыря, там даже лифт есть, и вдруг увидел очень знакомые коридоры, такие же старые, обшарпанные, с такой же паутиной по углам, с кучами дров – то есть все то что мы хорошо знаем здесь на Валааме. И надо сказать, что за те годы что это братство провело в Ватопеде, оно преобразило внешний облик монастыря, но главным образом оно так настроило братство монастыря что помимо напряженной внутренней духовной работы, братия несут очень трудное, нелегкое послушание гостеприимства, любви, в хорошем смысле этого слова миссии несения слова Божия многим людям приходящим каждый день в эту святую древнюю и великую обитель. Поэтому нам очень важен опыт Ватопедского монастыря, важен именно в том плане – как сочетать вот эту неуклонную, твердую монашескую жизнь с тем напором внешнего мира, с огромным напором людей их проблем, их скорби которые каждый день захлестывают обитель, и взывают о помощи. И кто-то выдерживает, по милости Божией, по благодати Божией, может выдержать этот натиск и действительно помочь людям, а кто-то начинает ломаться, унывать, принимать помыслы о том, то ли это место которое он искал или может ему лучше найти другое поспокойней? И вот здесь возникает вопрос, довольно частый для нашей братии, я думаю что наверное он нередко возникает и у братии Ватопедской обители – как вернутся к первому вдохновению? Как возгреть Благодать Божию? Чтобы не было уныния, не было отчаяния, не было печали, а было бы ясное вдохновенное служение Богу.

Ефрем. Я тоже очень рад что после духовной трапезы, пришли на вещественную, материальную трапезу, которая есть продолжение духовной трапезы. И как по монашескому преданию во время и вещественной трапезы дается монахам и слово Божие. И как я говорил геронте (игумену) Валаамский монастырь и Ватопедский – близнецы. Хотя я только во второй раз здесь, я чувствую своей эту проблему, потому что дух геронта (игумена) очень близок к нашему духу. И как сказал старец-епископ: у нас особый долг, как у монахов, что бы достойно ответить на тот призыв который нам дал Бог. Христос вчера и сегодня и во веки один и тот же. Это Тот кто сказал: "Следуй за мной" своим Апостолам. Тоже говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, монахи, которых невзирая на наши немощи, на наши грехи призвал Он к монашескому житию. Потому что монашество – это продолжение апостольской жизни, продолжение первой киновии (общежития) руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей церкви – это православное монашество. Поэтому ответственность наша велика, мы монахи призваны для того что бы показать что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опытно переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах который отрекается, уходит от мира, совершает своим уходом, молчаливую но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского образа мыслей – выбрасывает это в мусор. И так же в мусор бросает всю честь этого мира. И как говорит Апостол: "я все посчитал за уметы "мусор" чтобы приобрести Христа.

Наш дедушка Иосиф Исихаст говорил: "первую благодать, которую получаешь – это для того чтобы мы ушли из мира". Но это не значит что все этим заканчивается, здесь, сейчас все начинается. Потому, уходя из мира, мы должны здесь довершить свою миссию. Поэтому духовному отцу, к которому нас привела благодать, мы должны предаться всецело, ему всецело подчинится. Монах который приходит в монастырь со своими условиями, уже начал плохо – это то что особо подчеркивал старец Иосиф в своем учении. Старец Иосиф говорил: "В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то что не чувствуем себя в безопасности в монастыре, и у нас много помыслов – часто причина в том что у нас нет доверия к своему духовному отцу". Место духовного отца очень существенно и поэтому для монаха такое послушание предписано.

Нерассуждающее послушание создает непрестанное вдохновение, ему дается стремление к Богу, это рождает любовь к Богу, рождает в монахе жажду по Боге и духовную ненасытимость, как говорит пророк "они будут есть, но не будут насыщаться", "будут пить и будут еще больше жаждать". Поэтому позиция монаха должна быть таковой, что даже во сне не должно оставаться без божественного влечения, и эта любовь и влечение к Богу, та которая приводит в действие благодать внутреннюю. И поэтому когда нас паломники спрашивают: "Не чувствуете рутину в монастыре? Мы видим что каждый день вы делаете одно и тоже" и мы отвечаем: единственно чего не представляет монашество – это рутина. Потому что каждый день – новые чувства, новые переживания, новое присутствие благодати, которое так услаждает душу, и дает полноту, и эта полнота дает постоянную радость. Но так как у нас времени немного, я здесь остановлюсь чтобы ответить на ваши вопросы.

Панкратий. Чем рождается "богатство внутренней жизни"? На самом деле ведь есть опасность для монаха, он может войти в эту "рутину". Недавно мне один брат говорил, что "я живу какой-то растительной жизнью: ем, сплю, работаю, снова сплю, снова ем …".

Ефрем. Мы должны особое внимание обращать на нашу совесть, на точное хранение заповедей. Этим приводится в действие благодать внутри нас, если монах не точно хранит заповеди – у него нет чувства благодати, и поэтому он эту благодать не чувствует. Когда душа чувствует благодать то все остальное отвергает и чувствует внутри себя постоянный престольный праздник. Поэтому всегда используйте для вашего духовного преуспеяния послушание и делайте его с благородством. Мы слушаемся не потому что мы неполноценные дети, не потому что у нас нет воли, и не по тому что у нас психические болезни – мы оказываем послушание что бы подражать Христу. И первое что должен хорошо понять монах – это и есть монашество. Один послушник который недавно пришел в монастырь, мне сказал: "я пришел в монастырь что бы молится и читать", я ему сказал: ты начинаешь уже ошибкой, монастырь не центр исследования святоотеческих творений, а центр где изучишь как избавится от страстей, победить страсти, поэтому я пришел в монастырь что бы оказывать послушание, что бы меня все использовали, все на меня наступали (попирали). Если общежительного монаха все не используют – он неудачник. Как его используют? Потому что у него такое расположение что все его будут просить помочь. И тогда этот человек правильно с уверенностью начинает обретать нахождение благодати и будет чувствовать духовный пламень внутри себя, и этот пламень будет проявляться как невыразимое влечение к Богу.

Панкратий. Но вот в реальности так бывает что много у нас послушаний, много у нас служений, много работы. У нас огромные монастыри, но не так много людей которые могли бы все это должным образом содержать в порядке. Поэтому работы у всех много. И многие братия устают. А если тем более он старается действовать по вашему слову, и всем быть слугой, и все его могут использовать – то так получается что к вечеру у него уже сил нету никаких. И если молится – то молится уже невнимательно, зевает, и думает как ему уже быстрее лечь.

Ефрем. Это трудолюбие – ради Христа, оно все покрывает.

Ефрем. Монах, даже когда работает, его ум не оставляет молитву. И поэтому труд, даже если потом нет времени молится в келии, все покрывает. И знаете что, когда послушание у вас крадет время молитвы келейной – никогда об этом не печальтесь! Я четыре года был на скиту поваром, и сейчас я исповедуюсь вам: знаете у повара никогда нет выходного. В воскресенье все садились под деревья и читали, я однажды пошел к старцу и говорю – "все читают, а я не читаю?", и старец мне ответил следующее – "Чадо, Мария Египетская когда ни будь видела перед собой священное писание? И как отвечала она цитатами из писания о. Зосиме?" и этот ответ меня успокоил, и никогда у меня больше не было помыслов. Благодать просвещает, благодать дает духовное просвещение. И если монах не подвержен унынию и нерадению, и у него не из-за этого нет времени для молитвы в келии – этот монах мученик.


Вопрос. Когда у меня скорби, что я должен делать, чтобы сохранить молитву без помыслов?

Ефрем. Когда у человека скорби – у него всегда есть и помыслы. Но должен обращать внимание на то чтобы не держать это в себе. Когда у него какая-то скорбь внутри – пусть пойдет и исповедуется, и это даст ему большое облегчение.

Вопрос. Можно ли называть плачем боль в сердце, если при этом нету слез. И если это случается во время Божественной литургии.

Ефрем. Есть слеза внешняя, есть слеза внутренняя – то есть боль сердца. И есть люди, которые по природе нелегко плачут и для них внутренняя боль сердца заменяет внешние слезы и воздыхания.

Вопрос. Чем подогревать этот плач сердца?

Ефрем. Любовью и влечением к Богу, любовию ко Христу. И насколько это возможно чтобы быть у ног Христа. И очень помогает чтобы монах в духовном созерцании уходил к распятию Христа, в то время когда Его били, когда плевали на Него. И я благодарю Бога, что не жил во времена Христа, потому что я тогда бы тоже на него плевал.

Вопрос. Перед тем как начать молитву как настроится на благоговейное отношение к имени Божию.

Ефрем. Когда у человека постоянно на уме как сохранить заповеди, могу сказать что благодать как бы автоматически приготовляет человека к этой любви, к благоговению к Богу. И поэтому дедушка Иосиф говорил: "Послушание принесет молитву, а не молитва послушание", и об этом говорится в священном писании "послушание выше жертвы". И еще: духовный отец здесь или нет, монах всегда должен спрашивать себя: "Я сейчас в духе моего старца?", потому что послушание в монастыре это не дисциплина, не внешнее только действие, а чисто сердечное действие. И это послушание мы делаем по любви к Богу, и потому законодательные органы благодати Христос отождествляет с самим Собой, говоря "кто вас послушает – Меня послушает, кто вас не слушает – Меня не слушает". И как читалось в сегодняшнем Апостоле "повинуйтесь вашим наставникам, потому что они бдят о душах ваших ", что бы это с радостью делали, а не с воздыханием, потому что так вам неполезно. И потому старец Иосиф Исихаст опять возобновил дух Феодора Студита на Святой Горе. И подчеркивал "упокоение старца" – то есть забота о том чтобы старец был доволен послушником, и поэтому "упокоение старца" это Христоцентричное а не человекоцентричное действие, не сентиментальное, и это для монаха очень важно.

Панкратий. Еще раз повторите – это очень важная вещь.

Ефрем. Послушание это не человекоцентричное действие, а Христоцентричное, это не сентиментальная связь двух людей.

Панкратий. Другими словами это не человекоугодие а Христоугодие.

Вопрос. Как со смирением отказать брату что бы не потерять мир?

Ефрем. Извини брат я тебе сейчас не могу помочь, но в другой раз помогу. Однажды наш уставщик пошел к одному брату попросить почитать псалтирь. А брат был уставший, как увидел его сразу говорит "А ну давай уходи отсюда".

Вопрос. Говорят что надо в простоте сердца предать себя отцу духовному, а в последнее время нет таких, говорят надо слушаться с рассуждением, а если будешь рассуждать то как бы это уже не совсем послушание.

Ефрем. Нет послушания с рассуждением, послушание должно совершатся без рассуждения. Даже если старец совершит ошибку, Бог восполнит тебе за твое послушание. В двух вещах мы можем оказать непослушание это касается догмы и этики, то есть догматов и нравственности, даже говорится в отечнике что "если старец безнравственен, но для тебя нет опасности впасть в тот же грех – оставайся с ним". Там где Благодать посадила какого-нибудь монаха – там он и преуспеет. Уйдет из монастыря только в том случае если его выгонят, но сам никогда не должен уходить. Потому что есть особый бес, который представляет нам идеальными другие места, вне нашего монастыря. Многие русские приходят на Святую гору чтобы найти так сказать духовную жизнь. И идут с одного престольного праздника на другой престольный праздник, с одной келии на другую. И они абсолютные неудачники, у них один помысел когда-то найдем эту жизнь – и никогда не находят, не могут пустить корни.

Панкратий. Как если часто пересаживать саженец дерева, каждый год – никогда не вырастет.

Вопрос. Как же говорят, что человек должен иметь радостное лицо, а если у него печаль о грехах, внутренняя борьба, скорбь – то как же у него будет радостное лицо?

Ефрем. Если так рассуждать то скорби у помыслы всегда будут, уйдут одни, придут другие. Эта печаль навсегда не остается, и когда монах стяжает опыт, будет смеяться над самим собой и думать "как меня обманывали эти внутренние изменения, как я обманывался от них.

Панкратий. И я еще добавлю, что Святые отцы писали о том что мы брата должны встречать с приветливым лицом, мы не должны увеличивать скорбь. Даже если у нас внутри скорбно и кошки на душе скребут – брата мы должны встречать приветливо. Это не какое-то человекоугодие, а это – несение тяготы друг друга. Так мы исполняем закон Христов, даже в такой простой вещи – просто улыбнуться брату, просто ему сделать такое лицо что тебе приятно его видеть, уже не говоря о том чтобы не сказать грубое слово, или пренебречь, или отвернутся – это уже грех.

Панкратий. Вот еще вопрос который многие задавали: Будет ли прославлен во святых старец Иосиф Исихаст и как сейчас обстоит дело?

Ефрем. Не знаю. И честно сказать не очень то этим интересуюсь – потому что для нас он святой. И прославят его или нет, для нас это не главное. И кстати это новейшая мода, в Православной церкви официального прославления святых не было. Народ сам признавал святость, опытно переживал святость какого нибудь святого. И знаем Симеона Нового богослова который память своего старца всю неделю праздновал. Но верю что придет и этот час, потому что он (старец Иосиф) постоянно совершает чудеса, помогает многим, и монахам, и мирянам. И нашим братиям является. То что я хочу сказать в завершение беседы: Вы должны почувствовать ваше назначение. Потому что Валаам это духовный фундамент, и сейчас в этом путешествии (сейчас более чем несколько лет назад) я понял, что в сердцах русских православных живет Валаам. И они верят, что он сыграет большую роль в помощи русскому народу. Не разочаруем этих людей! И как мы внесем вклад в дело помощи русскому народу, не так чтобы ходить туда-сюда, разговаривать, проповедовать; а если будем переживать опыт благодати, и они, те кто будет приезжать к нам будут чувствовать это, и будут уходить отсюда с другими лицами, то есть переменившимися к лучшему.

Слово второе о послушании Слово третье о послушании О вере старцу, почитании его и о любви к нему О совести и послушании О совести Главы о послушании Глава шестая О памяти смертной, геенне и суде Глава седьмая О страстях О плотской и невидимой брани демонов Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве О понуждении себя, мужестве и самоотвержении Глава девятая Об осуждении О молчании, празднословии и дерзости Глава десятая О гордости, самоукорении и смирении Из беседы о смирении Глава одиннадцатая О любви и прощении братий Глава двенадцатая Об искушениях Глава тринадцатая О вере, надежде и терпении Глава четырнадцатая О помыслах, мечтании и рассеянии Глава пятнадцатая О трезвении Об умной и сердечной молитве Слово первое. О трезвении и об умной и сердечной молитве Слово второе. О молитве Слово третье. О практике умной молитвы Слово четвертое. О молитве Главы об умной молитве Глава шестнадцатая О созерцании Глава семнадцатая Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении Глава девятнадцатая Об умерших

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста . Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам,– говорит отец Ефрем,– вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время – 26 сентября 1947 года, утро,– кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности» .

И – вот первое чудо – у самого причала скита святой Анны его, никому еще не известного на Святой Горе, уже встречал духовный друг и многолетний сподвижник старца Иосифа отец Арсений .

Так будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста , человека, еще при жизни ставшего легендой Афона, подвижника, ни в чем не уступающего древним отцам, тайнозрителя дивных Божественных откровений, а главное – выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со Старцем : «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен» .

К самому себе старец Иосиф был безмерно требователен: неукоснительное соблюдение молитвенного правила, всенощные бдения, телесные труды, строжайший пост, отказ от медицинской помощи с возложением всего упования единственно на Врача Небесного (только в старости и крайней немощи позволил отец Иосиф доставлять ему необходимую врачебную помощь) – таков был чин его подвига во все время жительства в уделе Божией Матери. К ученикам своим Cтарец в отношении постнического подвига был более снисходительным: он хорошо понимал немощность молодого поколения и полагал необходимым беречь их. Однако в остальном, особенно в том, что касалось послушания и исполнения монашеских обязанностей, он был весьма строг. Строгость не была, впрочем, чертой его характера, его горячей и любящей души: она являлась залогом успеха на том поприще, которое избрали для себя он и его братия. «То, что мы не отдаем Богу, чтобы этим воспользовался Он, тем воспользуется другой. Поэтому и Господь нам дает заповедь возлюбить Его от всей души и сердца, дабы не нашел лукавый места, чтобы поселиться и расположиться в нас» .

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет – столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи,– в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха. Другой известный афонский подвижник, также ученик старца Иосифа, блаженный Ефрем Катунакиот (1912–1998), свидетельствовал о своем младшем тезке, безмерное послушание которого их общему наставнику восхвалял при каждом удобном случае: «Отец Ефрем упокоил Старца и унаследовал его молитву» . «Когда [он.– Ред .] слышал, что отец Ефрем возглавил какой-нибудь монастырь, то говорил: “У него получится, ничто его не остановит, он получил молитву своего Старца”» .

На опыте братства старца Иосифа очередной раз со всей очевидностью подтвердилась та истина, что величайшим сокровищем Церкви Христовой является вседействующая благодать Святаго Духа и никакими человеческими – «организационными», «административными» – мерами никогда не достигнуть того, что совершает Божественная благодать. И не будет преувеличением сказать, что возрождение Святой Горы, переживавшей в XX столетии не лучшие времена своей истории, стало именно чудом Божиим, плодом молитвы старца Иосифа и его последователей.

В свое время афонский подвижник старец Кирилл из Нового Скита, сподобившийся дара прозрения, указывая на каливы учеников Иосифа Исихаста , предсказывал: «Из этих калив выйдет много игуменов» .

И его слово сбылось, каким бы неправдоподобным при взгляде на убогие кельи монахов оно ни казалось. Из их калив действительно вышло семь игуменов (один из них сподобился впоследствии и епископского сана). В своих обителях они насадили тот дух и тот устав иноческой жизни, который был преподан им их блаженным отцом. Их вклад в современную историю Афона трудно переоценить. Наиболее же выдающимся из них стал, как он сам характеризовал себя, «самый младший из братии по телесному и духовному возрасту» отец Ефрем. Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого . Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей. Впрочем, сказать, что старец совершенно оставил Святую Гору, нельзя: он регулярно приезжает на Афон, и тогда, как свидетельствуют очевидцы, за советом и благословением к нему стекаются иноки со всей Горы.

Печать благодатного помазания лежит на всем житии и всей деятельности этого исполненного Божественных даров подвижника, блаженного послушника и вдохновенного наставника, смиренного инока и столь успешного миссионера. Нельзя не почувствовать этого и при чтении тех советов и увещаний, из которых составился настоящий сборник. Уста старца, «износящего от благого сокровища сердца» благое слово наставления, стали для прибегающих к нему «источником воды живой» . Смогут они утолить и нашу духовную жажду, разрешить наши недоумения, утешить в скорби, поддержать в унынии, открыть для нас тот путь, устремившись по которому, христианин – монах он или мирянин – может последовать за Христом и достигнуть блаженной вечности и Небесного Царства.

К русскому читателю

Благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Единаго Истиннаго Бога, и с честными молитвами и благословениями святого духовного отца моего и старца архимандрита Ефрема, Проигумена Священного монастыря Филофей на Святой Горе – обители нашего покаяния, ныне же современного великого просветителя и проповедника в Соединенных Штатах и Канаде, основателя 18 монастырей, приступаю со страхом и трепетом только для того, чтобы не явиться преслушником, к написанию предисловия к его книге «Отеческие советы», которая будет издана на русском языке, чтобы духовно напитать и напоить многие благочестивые души современной Святой Руси.

3

Везде и всегда старец учил, что настоящее и нелицемерное послушание духовному отцу или духовной матери принесет со временем дар умной молитвы Иисуса Христа нашего. И умная молитва во имя Христово – плод послушания и непорочности – возведет ученика на великую умную высоту молитвы сей.

Также он учил и учит, что без умной молитвы Иисусовой, смирения, покаяния и частого участия в Таинствах человек не может очиститься от всех своих душевно-телесных страстей.

Как двенадцать блаженных апостолов и учеников Спасителя, быв совершенными послушниками Вечного Учителя душ наших Иисуса Христа, в горнице Пятидесятницы приняли все дары Духа Святаго и стали всемудрыми, так же и добрый послушник – клирик, монах, мирянин – молитвами старца своего может стяжать присно пребывающие богатые дары Святаго Духа.

4

Книга «Отеческие советы» моего отца и старца – это квинтэссенция его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Она не является плодом рассудочной деятельности. Блаженный старец мой не учился в больших школах и мирских университетах. Он закончил всего лишь два класса гимназии. Но Дух Святый в превосходной степени обогатил его даром быть прекрасным врачом и целителем всех помыслов и страстей, которые беспрестанно всевает в нас душегубитель диавол.

Подчеркиваю, что книга, такая, как эта, имеет большое значение, ибо она является плодом богатого опыта, святого и неподдельного, согласного с более чем двухтысячелетним Священным Преданием Православной Церкви. Ибо благодатные духовные книги, написанные из опыта, не только дают знание, но и доставляют обильное просвещение и сердцу и уму. И ум, просветившись Духом Святым, подвигается на непрестанную молитву, подающую благодать и радость, сладость и мир, исцеление от страстей читающему, или, лучше, изучающему такие книги.

Напоминаю вашей любви, честнейшие отцы и братия наши, подвизающиеся в священном и монашеском чине, а также пламенные борцы-миряне, о двух исключительных и неповторимых в православном мире книгах святых отцов: «Лествице» преподобного Иоанна Синайского, которую он написал в возрасте 70 лет, и «Словах подвижнических» аввы

Архимандрит Ефрем (также известен как Ефрем Филофейский, греч. Εφραίμ Φιλοθεϊτης и Ефрем Аризонский, греч. Εφραίμ Αριζόνας, англ. Ephraim of Arizona, в миру Иоа́ннис Мораи́тис, греч. Ιωάννης Μωραΐτης).

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) - подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем - духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».

Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.

Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.

Прощание с Афонской братией

Настоятель афонского Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем арестован и вывезен с территории Святой горы, сообщил "Интерфаксу" во вторник представитель обители.
"О том, куда именно сотрудники греческих правоохранительных органов вывезли отца Ефрема, нам неизвестно", - сказал собеседник агентства.
Ранее во вторник председатель православного общества "Радонеж" Евгений Никифоров, хорошо знакомый с ситуацией в обители, сообщил "Интерфакс-Религия", что отец Ефрем согласился последовать судебному решению о своем аресте.


"Архимандрит Ефрем под давлением правоохранительных органов Греции принял решение отправиться в тюрьму. С сегодняшнего вечера он будет находиться под заключением", - сказал Е. Никифоров.
Он также отметил, что православные общественные организации Москвы будут проводить акции протеста у посольства Греции.

Напомним, что архимандриту Ефрему примерно год назад была проведена операция по пересадке эндокринных клеток поджелудочной железы и он страдает тяжелой формой сахарного диабета. Его адвокаты рассчитывают на снисходительность стражей порядка и до решения суда настоятелю рекомендуют оставаться на свободе под залогом. Об этом был отправлен запрос адвокатами в судебные инстанции.

Настоятель афонского монастыря Ватопед (Βατοπέδι) впервые в истории Православия, привез в Россию одну из величайших Святынь всех времен, пояс Пресвятой Богородицы.
Привез в непростое время, когда Вера и Дух Святой нужны Русскому Народу, как глоток воздуха, повешенному. Как только настоятель Ватопеда, архимандрит Ефрем, сошел на землю Греции его взяли под стражу, по надуманному обвинению.

Литургия в Ватопеде перед арестом архимандрита Ефрема

Предыстория

Всем известно, что принесение Святого Пояса Богородицы в Россию укрепила и показала всему миру веру православных. Это событие важно для всех народов, потому что где вера во Христа, там и Он сам пребывает со всеми добродетелями, в основном, миром и любовью, благодаря которым совершенствуется общество.
Эти добродетели Христа преподаются и в Ватопеде, посвященном Божией Матери монастыре, которую одаренный игумен, архимандрит Ефрем сделал образцовым.
Множество людей со всех концов земли посещают монастырь, чтобы взять его благословение. Он же все свое время отдает молитве и служению народу Божиему, никогда не имея ничего своего – ни денег, ни чего-либо другого.
В 1990 г. он стал игуменом Ватопеда, а сам монастырь – киновией (общежительным). С того времени заботился не только о восстановительных работах и реставрации святынь и реликвии, но и том, чтобы сохранить Обители имущество, которое государство старалось отобрать.
Действительно, разными законными путями, с 1991 по 2008 гг. благодаря его стараниям, разные правительства признавали права Монастыря на подворье озера Вистониды, во Фракии, восточной Греции.
Имея древние документы – титулы (зд.: грамоты о законном владении земельными участками), в 1924 г. Обитель передала государству еще 3.800 га земли в Халкидиках для того, чтобы признавая еще раз эти титулы, государство отказалось от всяких претензии на озеро.
К сожалению, греческое государство не раз создавало проблемы до 1998 г., когда изменилось отношение к делу и к 2008 г. были опять признаны права Обители. Такие процессы признания прав наблюдаются во всех странах, даже Ернтоган признал подворья христиан и принял закон о их возвращении.
В 2008 г. группа депутатов ПАСОК (социалистическая партия) из опозиции Костаса Караманлиса, тогдашнего премьер министра страны, используя СМИ, посредством разного рода клевет и лжи касательно дела озера, начали сильную кампанию против Монастыря, имея целью свержение правительства. Это им удалось благодаря тому, что министры и сам премьер были ошеломлены таким шумом-скандалом в СМИ.

Проводы настоятеля Афонской братией

Создавались разные комиссии в парламенте, проверяли счета всех, кто имел отношение к делу, но ничего противозаконного не нашли. Пользуясь создавшимся шумом и не имея возможности принести больший ущерб министрам правительства Караманлиса, обратили свои стрелы на Монастырь, который оказался без всякой защиты со стороны людей. Те, которые создали этот мнимый скандал и хотят оправдать свои поступки, имея в своих руках Министерство Юстиции, стараются представить Ватопед как монастырь, где не интересуются духовной жизнью, а только деньгами.
Так Правосудие обратилось против игумена Ефрема и монаха Арсения, члена Собора Старцев.
Обвиняли всех, кто участвовал в деле и в разные времена признавали права Обители на свое подворье. До принесения Святого Пояса в Москву допросили о. Арсения. Обвинение гласило: «зная, что подворье озера не принадлежит Обители, убедил [нечестным путем] министров и [других] чиновников признать права Обители на озеро».
Были и другие, более мелкие обвинения. Те имели другую цель: когда государство признало права Обители, некоторые политические лица подталкивали правительство к тому, чтобы Монастырь был изгнан из мест своего подворья. И эта цель была достигнута: государство оставило себе озеро, передавая Монастырю недвижимости в других частях страны.
Но главным обвинением, как упоминали, было то, что игумен Ефрем и о. Арсений «зная, что подворье не принадлежит Обители, отстаяли свои [мнимые] права на него». Настоятелю добавили и то, что злоупотреблял своим духовным авторитетом игумена Обители, убеждая министров.
До допроса о. Арсения везде говорили, что допросчица обошлась бы самым строгим путем и наложила бы на о. Арсения большие залоги или даже предварительное заключение (раз тема является политическим, сейчас должны быть оправданы те, которые затеяли все это против Монастыря и против правительства Караманлиса).
После допроса, от о. Арсения потребовали залог в сумме 200.000 (двести тысяч) евро, давая ему право выходить из страны. Но он должен время от времени являтся в полицейский участок. О предварительном заключении даже речи не было.
Сразу по возвращении из России, 29-11-2011, игумен Ефрем должен был уже сам предстать на допрос. Без всякой причины, допросчица потребовала его предварительного заключения. Для этого нужно было согласие и прокурора. Этот последний не согласился, налагая на старца залог в сумме 200.000 евро и запрещая ему выход из страны. Так как не было согласия между ними, дело должно решиться на судебном Совете. С предварительным сообщением выступит упомянутый прокурор, а три судьи решат спор допросчицы и прокурора.
Предварительному заключению обычно подвергаются те, которые, скрываясь от правосудия из-за серьезных совершенных преступлении, могут убежать из страны. Игумена Ефрема не должно это касаться, ведь он уже много раз покидал Грецию в течении последних трех лет, всегда возвращался и был точным в соблюдении своих обязанностей перед правосудием.
Предварительное заключение – мера для тех опасных криминалов, которые могут повторить тяжелое преступление.

Полицейский кордон

Все это не может касаться старца.
В чем же причина того, что так его злословят?
Монастырь Ватопед он принял в плачевном состоянии, скоро восстановил, начал там духовную жизнь и наполнил монахами. Насельников сегодня прибл. 120. Ватопед самый большой мужской монастырь в Греции. Это не могло не вызвать зависть. Некоторые митрополиты и монахи других монастырей клеветали игумена Ефрема, в том числе и перед депутатами ПАСОК, которые, со своей стороны хотели свергнуть правительство Караманлиса.
Монастырь стал центром притяжения многих людей, и простых и больших личностей. Многие познают здесь Христа. Это вызывает завист некоторых носителей рясы, но и раздражает некоторые центры, которые чувствуют, что укрепление веры народов в православие мешает им распространяться по миру.
С духовной же точки зрения, благодаря своему бесстрастию (=нет страстей) и святости, отец-игумен становится мишенью также, как и все добродетельные люди всех времен и сам Христос.

Дело монастыря Ватопед

Святогорский Монастырь Ватопед (далее: Монастырь, Обитель) владеет озером Вистонида или Буру, которое находится недалеко от г. Ксанти (ном Ксанти, восточная Македония, Фракия). Права Обители на это озеро с прилегающими землями основываются на хрисовулах Византийских императоров, заверенны султанскими фирманами Османской Империи, утвержденны патриаршими и синодальными грамотами Константинопольского патриархата.
В мае 1920, когда Западная Фракия была возвращена Греции, Греческое Государство присвоило озеро и находящиеся в нем рыбные садки и поставило под сомнение права на владение им Монастыря.

Лодка с архимандритом Ефремом направляется в Солоники

В 1922 Обитель подала судебный иск против Греческого Государства требуя признания ее прав. В ответ было принято соглашение, по которому Государство забирало 3.800 га земли Обители в Халкидиках, а взамен отдавало озеро признавая Титулы («τίτλοι», зд.: документы, грамоты о законном владении земельными участками) Обители в том виде, каком они упоминались в ее иске. Это стало Вступительным Актом, за которым последовала ратификация соглашения Законодательным Указом («νομοθετικό διάταγμα»).
Этим Указом, изданным 8 апреля 1924 г., Греческое Государство признавало права Обители на озеро и отказывалось от всяких возможных претензии на него. Но в качестве оснований для принятия этого решения упоминались только два условия: а) передача Ватопедом Государству 3.800 га земли в Халкидиках для расселения беженцев из Восточной Фракии и Малой Азии; б) обязательство Монастыря содержать Афониадскую Школу доходами с рыбных садков озера. Указ также предполагал заключения последующего Договора о возвращении озера.
Необходимо отметить, что до этого, в 1922 г. профессора Юридического Факультета Университета Афин двумя экспертными заключениями подтвердили права Обители на владение Вистонидским озером. Надо отметить, что эти люди были самыми выдающимися представителями правоведения в Греции тех времен. Позже Земельными Службами номов Ксанти и Родопы этим территориям были выданы соответствующие Титулы, которые побудили Консультативный Совет Народных Имуществ и Обмениваемой Собственности абсолютно законно и единогласно признать права владения за Монастырем. Это признание зафиксированно в четырех (4) заключениях принятых в разные времена, разными составами участников и при разных правительствах в период с 1998 по 2004 гг.
К сожалению, Государство обмануло Монастырь, нарушив условия соглашения. Получив 3.800 га земли, не возвратило озеро Обители. Тогда Монастырь обратился за помощью к Государственному Совету (το Συμβούλιο της Επικρατείας) и был оправдан. Было решено подписать наконец-то Договор, предусмотренный Указом 1924 г., на основе которого озеро было бы возвращено Монастырю.
Но Министр Сельского Хозяйства, подписывая Договор и искаженно толкуя положения Указа, вынудил Обитель выплачивать также процент от рыбного дела Государству, несмотря на то, что Указ не предполагал никаких других условии кроме вышеупомянутых двух.
Таким образом важные пункты Договора были составлены вопреки Указу 1924 года в ущерб Монастырю. Но и этого не было достаточно. 1935 г. Государство принудительным законом своевольно упразднило те условия Договора, по которым Монастырю предоставлялись права и оставило только те пункты, по которым у Обители забиралось 3.800 га земли. Таким образом, мы имеем дело с односторонним нарушением Договора!!!
Монастырь попытался реабилитировать Указ 1924 г. и добился этого изданием толковательного Указа в 1941 году. Но после 1950 года она уже не могла отстаивать свои права, потому что в Монастыре, как и на всей Святой Горе в то время, из-за воин сороковых годов и последующих внутренних нестроений в Греции, проживала крайне малочисленная и немощная братия.
В 1990 г. монах Иосиф и его братия (в том числе и будущий игумен Монастыря иеромонах Ефрем), подвизавшиеся ранее в Неа Скити («Новый Скит»), перешли в Ватопед.
В 1995 г. Государство стараясь отобрать также и островок, находящийся на озере, потребовала от Монастыря предоставить соответствующие Титулы. В результате после исследовании, которые согласно законам государственные службы провели в 1999 г., Монастырь наконец-то был оправдан.
Дело восстановления правосудия согласно Указу 8/10 апреля 1924 г., имеющему силу до сих пор, продолжалось до 2003 г., когда Монастырь окончательно был оправдан правительством партии ПАСОК, а позже правительством партии Неа Димократия.
Но некоторым деятелям, преследующим свои личные политические и другие интересы, не нравилось присутсвие Обители в пределах озера. Начиная с 2004 г. делались попытки понудить Правительство, чтобы оно сделало обмен озера на другие недвижимости. К 2008 г. обмен состоялся.
Подчеркиваем, что этот обмен совершился по инициативе и решению Правительства партии Неа Димократия, а не Монастыря. Оценку обмениваемых земельных участков и озера Греческое Государство поручило независимому государственному полномочному органу, «Σῶμα Ὁρκωτῶν Ἐκτιμητῶν» («Сόма Оркотόн Ектимитόн», специалисты по оценке имущества). Сама оценка совершилась на основе международных и европейских стандартов. Обитель в этом процессе не принимала никакого участия.
Казалось бы после 13 лет разбирательств (т.е. с 1995 до 2008 гг.) дело должно было быть закрытым. Но некоторые решили воспользоваться им для того, чтобы создать проблемы Святой Горе и тогдашнему Правительству.
Так в 2008 г. началась, и продолжается по сей день, грязная кампания против Ватопедского Монастыря, подобной которой не существовало никогда в истории святогорских обителей. СМИ представили вышеупомянтый обмен как черное предпринимательство и обвинили монастырь и его Игумена Архимандрита Ефрема в обмане целого ряда государственных чиновников и министерств.
Монастырь, ради сохранения мира и любви снова пошел на уступки, предложив возвратить недвижимость, которую получил в результате обмена, но Правительство не приняло предложение, потому что его не интересовала возможность ущерба Государства (все дело-то ведь было ложным, притворным), а хотело воспользоваться делом в политических и других понятных целях!..
На наш взгляд, клеветные обвинения, выдвинутые Монастырю, преследуют следующие цели:
а) Создание прецедента игнорирования исторических Титулов, а значит и закрепленных ими имущественных прав древних Православных Патриархии (Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима).

С надеждой и молитвами

б) Игнорирование Договора между Обителю и Государством и Указа 1924 г., в результате чего Монастырь в конце концов остается без имущества.
Для достижения этих целей были выдуманны некоторые журналистские ухищрения:
а) Будто озеро - только вода и не имеет никакой цены. Этим нарочно игнорируется тот факт, что там существуют рыбные садки, рыбопроизводство, рыбовыводительные центры, участки пригодные для возделывания, пастбища и т.д. Выдумка о воде повторяется СМИ и по сей день.
б) Будто было недооценена недвижимость Государства. В то время как недвижимость оценили Государственные Службы и их оценки позже были перепроверенны. К тому же, вторичный контроль доказал законность процедур. Но, к сожалению, результаты контроля были намеренно скрыты от общества!
в) Что на обмениваемых территориях есть места, которые представляют археологическую ценность. Но и это по закону не является проблемой для обмена или продажы.
г) Якобы леса были переданы как лесные участки. Но даже если бы это было так, цена недвижимости не меняется. Все обвинения – выдумки журналистов без научного или законного подтверждения.
К делу примкнул бывший Прокурор Ария Пага г-н Санидас, который совершенно любопытным образом проник в гражданскую часть дела и превратил его в уголовное (!), аргументируя это тем, что в силе быть должен не Указ 1924 г., а Договор 1930 г., согласно которому Государство отбирает по сути все имущество Обители, т.е. 3.800 га в Халкидиках и озеро (так как, по его словам, монастыри вообще не должны иметь имущества!!!). Таким образом, он вынес приговор до судебного разбирательства и передал его, чего не должен был делать, СМИ. Также Средствам Массовой Информации была передана судебная документация, хотя это запрещенно законом!
Прошло два с половиной года. Были проведенны всяческие контроли, которые не обнаружили как ни следа подкупов, так ни личных счетов или личного имущества монахов. Тем не менее, были незаконно арестованы не только полученные в результате обмена деньги и имущество, но и все счета Обители, которые никакого отношения к делу озера или обмена вообще не имели.
СМИ поносят Монастырь и Святую Гору представляя Монастырь сборищем худшим, чем шайка разбойников или наркоторговцев. Деньги Священной Обители, полученные законным путем и прозрачными процедурами между Государством и Монастырем за целых 13 лет, называют отмыванием черных денег!
В действительности же, эти деньги были бы израсходованны на востановления храмов, исторических памятников, библиотек, музеев Обители, что всё вместе составляет приблизительно 100.000 кв.м. застроенной площади. До сих пор меньше, чем ¼ памятников отреставрированны. Также нуждаются в ремонте половина зданий Обители, скиты святого Андрея, святого Димитрия, Колицу и десятки келии. Реставрации требуют и более 400.000 реликвий, которые являются достоянием не только Православия, но и вселенской культуры.
Монастырь из-за экономической блокады затрудняется вести благотворительные дела и принимать паломников. И в то время, как Государство представляет монахов обманщиками, они 8 часов в сутки молятся в храме, а остальные часы посвящяют безвозмездному служению и уединенной молитве.
С 1995 до 2008 министры обоих правительств признали права Обители и подписали предусмотренные законом экспертные заключения соответствующих Консультативных Органов. Поэтому вызывает недоумение тот факт, что обвиняются представители только одного Правительства. Считается, что Монастырь оказывал на них давление (моральное подстрекательство) тем, что отстаивал свои права в процессе.
Народ почитает Святую Гору и уважают ее монахов так как знает, что монахи Святой Горы подвизаются для стяжения добротелей. Это естественное почитание святогорцев очень обеспокоило некоторых чиновников. Так, если кто-нибудь, испрашивая благословения, прикладывается к руке монаха, это по их мнению, является самым большим моральным подстрекательством (именно такую формулировку употреблял главный прокурор г-н Санидас в Допросительной Комиссии Парламента (Η Εξεταστική Επιτροπή της Βουλής)). Такое якобы «подстрекательство» послужило основанием для разговоров о возможном предварительном заключении Игумена и монахов, которые этим занимались.
Дело Ватопеда по сути гонение. Целенаправленно создается такая атмосфера, в которой трудно сделать правильные выводы о деле.
Хотя экономический контроль показал, что Монастырем не было соделано ничего противозаконного, банковские счета и имущество Обители по прежнему находятся под арестом. Подавались прошения об открытии некоторых счетов, которые не имеют отношения к делу, но они без причин были отвергнуты.
Подчеркиваем, что недопустимо отождествлять монахов с шайкой разбойников. Монахи нестяжательны и приносят себя в жертву ближнему, безкорыстно заботясь о сохранении уникальных духовных традиции, исторических памятников и реликвии вселенского православия.
Обитель в ущерб себе неоднократно шла на уступки, доказывая этим, свое мирное расположение. Государство со своей стороны должно наконец-то завершить дело, прекратить гонения и открыть незаконно арестованные счета Монастыря.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»