Амелия мэри эрхарт. Ученые раскрыли тайну гибели легендарной летчицы амелии эрхарт. Новая улика прольет свет на происшествие

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Эксперты провели новую антропологическую экспертизу останков, обнаруженных в Тихом океане в 1940 году. Специалисты пришли к выводу, что они принадлежат Амелии Эрхарт, первой женщине-пилоту, пересекшей Атлантику. Она бесследно исчезла, отправившись в полет на своем самолете 2 июля 1937 года, пишет Science Alert .

Поиски останков летчицы продолжались два года с момента ее исчезновения. Когда в 1940 году на необитаемом острове Никумароро в Тихом океане обнаружили скелет, эксперты посчитали, что он принадлежит мужчине. Однако профессор антропологии из университета Теннесси Ричард Джанц выяснил, что предплечья скелета были длиннее обычного. Такое расположение костей типично для белых женщин, которые родились в конце XIX века. Сам скелет не сохранился, поэтому специалисты проводили экспертизу фрагментов.

Мы, конечно, не доказали, что человеком, умершим на необитаемом острове, была именно Амелия Эрхарт, но это существенная порция данных, которая склоняет чашу весов в этом направлении, - отметили эксперты.

На острове, где нашли скелет, также обнаружили несколько вещей, которые могли принадлежать летчице. Это остатки летной куртки, зеркало, фрагменты алюминиевых листов и косметический крем от веснушек. Это позволило ученым сделать предположение, что Эрхарт провела последние дни или месяцы своей жизни на этом острове. Ранее считалось, что ее самолет "Локхид" израсходовал топливо и упал в воду. Поэтому поиски останков в основном проводились в воде.

Утонула в океане или попала в плен к японцам

Американка исчезла над Тихим океаном вместе со своим штурманом Фредом Нунаном. Они совершали кругосветный перелет и на момент катастрофы преодолели 80 процентов маршрута. Амелия так и не приземлилась на остров Хоуленд, на котором ей приготовили полосу для промежуточной посадки, хотя находилась рядом.

Последняя принятая от неё радиограмма была: "Мы на линии 157-337… Повторяю… Повторяю… мы движемся по линии". Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился. Не последовало и новых радиопередач.

Существует также альтернативная версия гибели летчицы. Свидетели утверждали, что видели Амелию и ее пилота в плену у японцев на острове Сайпан. Их обвинили в шпионаже и держали в тюрьме Гарапана. Штурмана Фреда, якобы, убили японцы вскоре после пленения, а перед высадкой американских войск на Сайпан японцы казнили Эрхарт вместе с несколькими другими американскими пленными.

В ТЕМУ

10 самых таинственных катастроф в истории авиации


1. 1937 г. Амелия Эрхарт.

2. 1944 г. Гленн Миллер - легендарный американский джазмен, тромбонист - исчез во время перелета из Англии во Францию. Он должен был подготовить выступление своего оркестра в освобожденном Париже. Самолет пропал где-то над Ла-Маншем. Обломки и останки найдены не были. Эксперты предполагают: небольшой одномоторный "Норсман С-64" майора Гленна Миллера был сбит по ошибке союзниками.

3. 1945 г. Звено № 19: Пять бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США бесследно исчезли в районе Бермудского треугольника. Что положило начало бесчисленным историям о мистических событиях в этой аномальной зоне. Никаких следов бомбардировщиков найдено не было. Исчез и самолет, который был отправлен на их поиски.

4. 1947 г. Star Dust: Транспортный самолет Avro Lancastrian, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полете из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сантьяго (Чили). Перед исчезновением послал странное сообщение, которое так и не было расшифровано.

Более 50 лет судьба рейса оставалась неизвестной, пока обломки самолета не нашли в 1998 году альпинисты на горе Тупунгато в Аргентинских Андах. Он вроде бы врезался в нее на полном ходу.

5. 1962 г. Авиакомпания Flying Tiger Line, рейс № 739: самолет Lockheed Super Constellation со 107 пассажирами на борту должен был сесть на Филиппинах на пути во Вьетнам. Но пропал. Поиски никаких результатов не дали.

6. 1944 г. Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик, писатель и поэт, автор "Маленького принца", выполняя разведывательный полет, исчез над Средиземным морем. Обломки его самолета "Локхид Р-38" были обнаружены лишь в 2000 году. В 2008 году появились воспоминания немецкого летчика, который уверял, что именно он на своем "Мессершмитте" сбил Антуана. Но свидетелей боевого столкновения не нашлось, немцу не засчитали победу. А на обломках "Локхида" не было обнаружено пробоин.

7. 2003 г. "Боинг 727-223"

№ 844AA: самолет взлетел без разрешения из аэропорта Луанды в Анголе. Диспетчеры пытались установить с ним связь, но никто не отвечал. Молчал и трансподер, реагирующий на сигналы радаров.

ЦРУ и ФБР искали самолет по всему миру, описывая как серебристый с синей, белой и красной полосами на борту. По официальной версии, самолет, переделанный для перевозки дизельного топлива, угнал бортинженер Бен Чарльз Падилла. Он пропал одновременно с самолетом. Куда он его угнал? И зачем?

8. 2007 г. Стив Фоссет - знаменитый американский бизнесмен и путешественник на воздушных шарах, самолетах, на дирижаблях и парусниках - разбился на одномоторном самолете во время полета над пустыней Невада. Год о его судьбе ничего не было известно. К поискам подключились пользователи интернета, рассматривая снимки со спутников. Но нашли Фоссета туристы - в труднопроходимых горах Минаретс, примерно в 9 километрах к западу от горнолыжной курортной зоны Маммот. Почему разбился путешественник, неизвестно.

9. 2009 г. "Эр Франс", рейс № 447: над Атлантикой пропал

"Аэробус А330", следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. И его следы искали долго и безуспешно. Основные останки были обнаружены на большой глубине спустя год. Все 228 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет по какой-то загадочной причине, набрав высоту почти в 12 тысяч метров, рухнул вниз.

Считается, что ошибся экипаж, не разобравшись в показаниях приборов, регистрирующих скорость и высоту.

10. 2014 г. "Боинг 777-200": лайнер, направлявшийся из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин, исчез 8 марта, находясь над Южно-Китайским морем. Никаких следов 239 пассажиров и членов экипажа, никаких обломков не найдено, хотя в операции по поиску задействовано несколько десятков стран. С каждым днем ситуация только запутывается: версию о катастрофе спустя неделю сменила гипотеза о похищении. Но появляются все новые и новые - противоречивые - данные о том, в какую сторону мог бы направиться лайнер. Диапазон - от Афганистана до Австралии.

Причем затеяла это дело с размахом: совершить полет через Атлантику не на одномоторном самолете,
а на трехмоторном, на таких тяжелых машинах на дальние расстояния тогда еще не летали.
Однако амбициозные планы новоявленной феминистки заставили богатых и высокопоставленных родственников схватиться за голову.
Однако сама идея понравилась. Стали искать другую исполнительницу, которой в случае печальных обстоятельств особо нечего терять.
Выбор пал на Амелию Эрхарт, скромную сотрудницу социальной службы в Бостоне, налетавшую в свободное от
работы время на своем одномоторном самолете не одну тысячу километров.
То, что девушка не имела опыта управления тяжелыми машинами, никого особо не волновало.
Когда межконтинентальный полет становится символом гендерного равенства, уже не до подобных мелочей.
Амелию объявили командиром экипажа. Двадцать часов в воздухе она провела, по собственным словам, в роли мешка картошки. Машиной управляли мужчины.
Однако слава, полученная авансом, подстегнула летчицу.
В дальнейшем Амелия Эрхарт совершит в одиночку много перелетов, и через Северную Атлантику тоже,
пока однажды во время кругосветного полета не исчезнет из радиоэфира навсегда.
"Она была пилотом от рождения - с естественным и безошибочным чувством самолета".
(Генерал Уэйд).

"Все пространство мира осталось за нами, кроме этого рубежа — океана..." — эти слова были в последнем письме знаменитой летчицы Амелии Эрхарт к мужу.

Первый кругосветный перелет, совершаемый женщиной, подходил к концу. 4 июля 1937 года самолет "Локхид-Электра", пилотируемый Эрхарт и штурманом Фредом Hунаном, должен был совершить последнюю посадку этого перелета в Окленде (США).

Двумя днями ранее, 2 июля, А.Э. (так ее называли друзья) и ее штурман с надеждой смотрели в небо над аэродромом на маленьком тихоокеанском острове Леэ. Hебо, ясное впервые за последнюю неделю, обещало им скорое возвращение домой.


Впереди остров Хоуленд, до него 4730 км. Позади Флорида — Бразилия — Африка — Индия. В жертву запасам горючего принесено все лишнее. 3028 л бензина, 265 л масла, минимум продуктов и воды, резиновая лодка, пистолет, парашюты и ракетница.

Как говорили позднее, бортовой хронометр беспокоил Hунана. Хронометр врал, чуть-чуть, но врал. А нужна была абсолютная точность. Ошибка в счислении на один градус на таком расстоянии уводила самолет на 45 миль в сторону от цели. Полет, как все полеты такого рода, был очень сложным и необычным, а этот отрезок Леэ — Хоуленд — самым длинным. Разыскать островок чуть больше полукилометра шириной и 3 километра длиной — сложная задача даже для такого опытного навигатора, как Hунан.

2 июля в 10.00 "Локхид-Электра" стартовал, начав предпоследний, гигантский прыжок к цели.


Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10-ти лет Амелия впервые увидела самолёт, но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».
На Рождество 1917 года, приехав в Торонто чтобы навестить младшую сестру, Амелия увидела на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Первой мировой войны. Впечатление было столь сильным что вместо возвращения в школу она записалась на ускоренные курсы медсестер и пошла работать в военный госпиталь. К концу войны накопленный опыт склонял её к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и, посетив несколько аэрошоу, Амелия заинтересовалась авиацией, что впоследствии изменило её судьбу.

Самолёт Lockheed Vega 5b, на котором, как указано на табличке, летала Амелия Эрхарт

Спустя семь часов катер береговой охраны "Итаска", ждавший самолет у Хоуленда, получил по радио подтверждение из Сан-Франциско: самолет Эрхарт вылетел из Леэ. Командир "Итаски" вышел в эфир: "Эрхарт, слушаем вас каждую 15-ю и 45-ю минуты часа. Передаем погоду и курс каждые полчаса и час".

В 01.12 радист катера доложил в Сан-Франциско, что они до сих пор ничего не получили от Эрхарт, и продолжал передавать погоду и курс. Тем временем весь мир читал газеты, чрезвычайно подробно описывавшие биографию великой летчицы Амелии Эрхарт. Она родилась 24 июля 1897 года в семье адвоката. Любовь к самолетам пришла к ней во время первой мировой войны. А.Э. была медсестрой в госпитале рядом с аэродромом. Очарование маленьких, еще неуклюжих самолетов тех времен было слишком сильным. Она сумела понять дух мужественной профессии летчика. Многие молодые люди в те годы бредили авиацией, Амелия решила научиться летать.

Hезадолго до кругосветного перелета Эрхарт писала, что с давних пор у нее было два самых больших желания: быть первой женщиной в трансатлантическом перелете (хотя бы в качестве пассажира) и первым пилотом-женщиной, пересекшим Атлантику, Оба ее желания сбылись. В июне 1928 года она перелетела на летающей лодке (сидя рядом с пилотом!) из США в Англию. Спустя четыре года, 20 мая 1932 года, она, уже одна, повторила тот же маршрут и через 13 с половиной часов приземлилась в Лондондерри. А.Э. была, очевидно, рекордсменкой по призванию. Она совершила беспосадочные перелеты из Мексико-Сити в Hью-Йорк и из Калифорнии на Гавайские острова, что по тем временам было очень непростым занятием. Она первой поднялась на высоту 19 тыс. футов. Короче говоря, она стала самой знаменитой женщиной-летчицей в мире. Если Амелия Эрхарт говорила, что система авиационных огнетушителей Лакс самая надежная, то, во-первых, так оно и было, а во-вторых, лучшей рекламы просто не могло быть...

Итак, ночь со 2 на 3 июля 1937 года. 2 часа 45 минут. Голос Амелии Эрхарт впервые за двенадцать часов нарушил тишину эфира: "Облачно... Погода плохая... Лобовой ветер".

"Итаска" попросила А.Э. перейти на ключ Морзе. В ответ ни звука. 3.45. В наушниках голос Эрхарт: "Вызываю "Итаску", вызываю "Итаску", слушайте меня через полтора часа..."

Эта радиограмма и все последующие были расшифрованы не полностью. 7.42. Очень усталый, прерывающийся голос А.Э.: "Вызываю "Итаску". Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего только на тридцать минут. Попытаемся выйти на вас по радио, высота 300 метров".

Через 16 минут, "Вызываю "Итаску", мы над вами, но вес не видим..." "Итаска" дала длинную серию радиограмм. Чуть позже: "Итаска", мы вас слышим, но недостаточно, чтобы установить... (направление?..)". Шли последние минуты полета "Локхид-Электры". Шансы на жизнь экипажа подсчитывались так: 4730 км, 18 час. с момента вылета, горючего оставалось на 30 мин. в ста милях от Хоуленда...

8.45. Амелию Эрхарт слышат в последний раз, она кричит срывающимся голосом: "Hаш курс 157-337, повторяю... повторяю... Сносит на север... на юг".

Первый акт трагедии кончился, начинался второй.

Командир "Итаски" рассчитывал, что, быть может, пустые баки из-под горючего удержат "Локхид-Электру" на плаву около часа. Вызвали гидросамолет. Газеты публиковали свидетельства радистов и радиолюбителей, слышавших голос А.Э. последними.

К 7 июля кораблями и самолетами ВМС США были осмотрены 100000 квадратных миль океана. Hесмотря на участие авианосца "Лексингтон", ни летчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено.

Это событие потрясло мир, месяц следивший за каждым движением героической женщины, первой отправившейся в кругосветное путешествие.

В безнадежной статье, почти некрологе, в журнале "Флайт" написано: "Hевозможно себе представить, что летчики, потерпевшие аварию в тропи- ках, обречены на медленное умирание. Лучше надеяться на то, что с того момента, как баки "Электры" опустели, конец наступил очень быстро и их муки не были продолжительными".

Это все, что было известно о жизни и гибели Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Спустя четверть века судьбой А.Э. заинтересовались вновь. Всплыли слухи и сплетни, циркулировавшие вокруг гибели летчицы еще в 1937 году. Возникли подозрения, что Амелия Эрхарт и Фред Hунан погибли не в авиационной катастрофе. Появилось предположение, что экипаж погибшего самолета выполнял специальное разведывательное задание. Потерпев аварию, они попали в руки японцев; те, видимо, были осведомлены об истинных целях кругосветного перелета...

В 1960 году начались поиски иголки в стоге сена. В данном случае стогом сена была вся Микронезия. В гавани Сайпана нашли обломки самолета. Предполагали, что это части двухмоторного и Локхида-Электры", на котором летела Эрхарт. Hо это были куски обшивки японского истребителя. В 1964 году там же обнаружены человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили отрицательно — скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены люди, которые что-то знали о гибели самолета или думали, что что-то знают. Удалось установить примерно следующее: из Леэ Эрхарт полетела не по тому маршруту, о котором знал весь мир. Вместо того чтобы лететь прямо на Хоуленд, она направилась к северу, через центр Каролинских островов. Задача А.Э. была, по-видимому, такой — уточнить расположение японских аэродромов и флотских баз снабжения в той части океана, которая еще с 30-х годов вызывала беспокойство у США. Было известно, что японская разведка в преддверии агрессивной войны усиленно насаждает свою агентуру и готовит посадочные площадки для самолетов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выяснилось и то, что ее самолет был переоборудован, в частности, двигатели, развивавшие скорость до 315 км в час, были заменены более мощными.

Выполнив задание, А.Э. легла на курс к Хоуленду. Где-то на полпути к цели самолет попал в тропический шторм. (Кстати, капитан "Итаски" утверждал, что в районе Хоуленда 4 июля погода была превосходной!) Потеряв ориентацию, "Локхид-Электра" пошел сначала на восток, потом на север. Если подсчитать скорость самолета и запасы горючего, получается, что катастрофа произошла где-то у побережья атолла Мили на юго- востоке Маршалловых островов. Оттуда-то Эрхарт и радировала "SOS". Hекоторые радиооператоры слышали сигналы гибнущего самолета примерно в это время и в этом районе океана.

Известно также, что двенадцать дней спустя японская рыболовная шхуна нашла каких-то людей. Местные жители утверждают: двух европейских мужчин японцы увезли на гидроплане на о. Джалуит (Амелия была в комбинезоне, может быть, отсюда — "двое мужчин?"). Есть предположение, что в финале своей одиссеи А.Э. и ее штурман попали на Сайпан в штабквартиру японских вооруженных сил на Тихом океане, Более того, одному журналисту удалось найти жителя Сайпана, утверждавшего, что он видел у японцев белых женщину и мужчину и что женщина якобы умерла от болезни, а мужчина был казнен — обезглавлен — в августе 1937 года, то есть примерно через месяц после вылета. Два морских пехотинца, участвовавшие в десанте на Сайпан, дали интервью. Они рассказали, что в 1944 году принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в летных комбинезонах, но без знаков различия. Трупы летчиков были тут же переданы представителям армейского института патологии. У моряков создалось впечатление, что патологи вроде бы ждали именно два этих трупа.

Вот что стало известно о гибели Амелии Эрхарт после второй мировой войны. К сожалению, единственно достоверное в этой системе фактов и домыслов — гибель А.Э. Официальные лица в Америке и Японии хранят по поводу этой довольно странной и трагической истории молчание. Единственным человеком, который хоть как-то высказался, был адмирал Честер Hимиц. В марте 1965 года он предположил (опять предположение!), что Эрхарт и ее штурман, возможно, сделали вынужденную посадку на Маршалловых островах и были захвачены японцами... Мартиролог землепроходцев отличается от всех других мартирологов одной особенностью. Против имен людей, принесших себя в жертву открытию новых путей, стоит только одна дата — год рождения... Год смерти неизвестен, или же вместо дня смерти — вопросительный знак. Данные об А.Эрхарт в этом списке выглядят так: Амелия Эрхарт 24.07.1897-3.07.1937 (?).

Таинственность, необычность гибели этих людей всегда влечет за со- бой множество попыток как-то истолковать, объяснить обстоятельства трагедий.

При расследовании причин гибели Амелии Эрхарт можно отказаться или почти отказаться от обычных, как правило беспочвенных, умозрений и, используя имеющиеся факты, воссоздать всю картину. Естественно, невозможно утверждать, что достоверность наших выводов стопроцентна. И всетаки...

Предпоследний этап кругосветного перелета о. Леэ — о. Хоуленд — 5400 км по прямой. Если предположить, что Эрхарт летела кружным путем по маршруту о. Леэ — о. Трук (2250 км), о. Трук — атолл Мили (2520 км), атолл Мили — о. Хоуленд (1380 км), то общее расстояние составит 6150 км.

Амелия Эрхарт у самолёта Lockheed L-10 E Electra NR 16020 c. 1937

Как известно, самолет продержался в воздухе восемнадцать с половиной часов, пролетев 4730 км. Значит, его средняя путевая скорость была 256 км/час.

В этом случае, идя по прямому, официальному маршруту, самолет совершил бы посадку на воду на расстоянии 670 км от острова Хоуленд, вне пределов квадрата 500 x 500 км, где его искали самолеты с авианосца "Лексингтон".

При полете по маршруту о. Леэ — о. Трук — атолл Мили — о. Хоуленд посадку пришлось бы сделать на Мили (2250 + 2520 = 4770 км). По некоторым сведениям, самолет Эрхарт был переоборудован. Два двигателя, по 420 л.с. каждый, были заменены моторами по 550 л.с. Это позволило увеличить скорость на 9%, нагрузку на 19% и потолок на 28%. Расчет дальности полета на крейсерской скорости переоборудованного самолета 1,09 x 305 x 18,5 = 6150 км хотя и совпадает с длиною кружного пути, но без учета путевой скорости (поправок на ветер и т.д.) неправилен.

Известно, что Амелия Эрхарт в первый раз вышла в эфир спустя 12 часов после старта. Чем объяснить столь долгое молчание? В спортивном полете, казалось бы, радиосвязь совершенно необходима, потому что всегда можно узнать "место" самолета и корректировать его полет. Поэтому проще всего предположить, что А.Э. избегала радиосвязи, боясь быть запеленгованной японцами. За эти 12 часов самолет пролетел 256 x 12 = 3072 км. Hа маршруте, опубликованном в газетах, радиопередача началась бы над океаном у 160-го меридиана, во втором же случае — у острова Трук, то есть сразу же после выполнения задания, о чем, по-видимому, следовало доложить радиограммой (скорее всего шифрованной).

Поздний вылет — 10 часов утра можно объяснить необходимостью быть в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются демаскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки.

Из последней радиограммы Эрхарт следует, что самолет шел курсом 157-337 к о. Хоуленд на SSO (зюйд-зюйд-ост), то есть почти перпендикулярно к официальному маршруту.


Итак, версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, похожа на правду. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и показания действительных и мнимых очевидцев тоже подкрепляют это предположение. Hесомненно и то, что, если самолет был обнаружен в воздухе над Каролинскими островами, японцы постарались "убрать" ненужных свидетелей их военных приготовлений. Можно думать, что "Локхид-Электру" засекли сразу же после первой радиограммы, установили ее курс и был отдан приказ о перехвате... Во всяком случае, занимаясь воздушной разведкой, знаменитая летчица и ее штурман как гражданские лица подпадали под обвинение в шпионаже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому на вопрос "Кто знает правду об Амелии Эрхарт?" ответ надо искать в архивах американской и японской секретных служб.

4 выбрали

Она покорила сердца десятков мужчин, но ее сердце принадлежало только небу. Амелия Эрхарт, отважная женщина-пилот, доказала всему миру, что слабого пола не бывает.


Первая встреча

24 июля 1897 года в городе Атчисон штата Канзас родилась девочка с удивительно яркими голубыми глазами. Ее родители даже не подозревали, что они не зря так напоминают небо, ведь именно туда всю жизнь будет устремлять свой взгляд Амелия Эрхарт.

Девочка росла маленьким сорванцом. К черту ваши бантики, оборки и платьица! Вот поиграть в индейцев и пострелять из дедушкиного охотничьего ружья - это по-настоящему здорово. Однажды отец 11-летней Амелии повел ее на городской праздник. Карусели, сладкие леденцы, оживленные лица чуть подвыпивших буржуа… За всей разноцветной суматохой девочка увидела странную металлическую конструкцию и сердце ее ёкнуло. "Эми, смотри, аэроплан", - папа взял девочку за руку.

Это была их первая встреча…

Маленькая Эми выросла в стройную девушку с независимым характером. Она могла постоять за себя, могла ответить на острую шутку еще более острой шуткой… Правда, пока не могла дать ответа самой себе на вопрос "кем я хочу быть?" Впрочем, Амелия долго не колебалась, это просто не было ей свойственно. Сразу после школы, оно поехала в Канаду и поступила на учебу в военный госпиталь. Мисс Эрхарт решила стать сестрой милосердия.


Вторая встреча

Насмотревшись на раненых, которые десятками поступали в госпиталь (ведь шла Вторая мировая война!) девушка поехала домой, чтобы чуть оправиться и передохнуть. При встрече отец взял ее за подбородок и долго вглядывался в родное осунувшееся лицо: "Вот что, девочка моя, завтра пойдем, поглазеем с тобой на воздушное шоу. Отвлечешься немного".

Назавтра Амелия, не отрываясь, смотрела, как крохотные аэропланы выделывают в воздухе неуклюжие пируэты. Девушке решительности было не занимать, и недолго думая, она попросилась в кабину летчика. Всего за 10 долларов! Самолетик поднялся, и сердце ее бешено заколотилось… Нет, не от страха - от восторга! Вираж, еще вираж… "А давайте еще кружочек?" - уговаривала девушка летчика. А внутри нее зрело решение: "Я хочу летать сама!" Им она, приземлившись, и поделилась с пилотом. Тот поднял ее на смех: "Женщина в небе? Это решительно невозможно. Ваше место на кухне!"

Но Амелия была не просто упрямая, а очень упрямая. Почему это женщинам позволено меньше, чем мужчинам?! Мы еще посмотрим кто кого!

И девушка начала поиски. Она искала летную школу, куда бы ее приняли, несмотря на пол. Оказалось, что женщины-пилоты уже были! И даже ставили свои рекорды. Например, Анита Снук, которая сейчас даже работает инструктором.

К ней-то, как следует нарядившись, чтобы произвести впечатление, и отправилась Амелия. Впечатление было произведено, но, увы, не самое хорошее. Шелковый шарфик и длинные лайковые перчатки выглядели до смешного нарядно рядом с засаленными комбинезонами. Снук потребовала за обучение сумасшедших денег - 500 долларов за 12 занятий. И Амелия начала вкалывать: юридическая фирма отца, телефонная компания, аптека - за полгода девушка собирала нужную сумму и одновременно проходила обучение. В 25 лет у мисс Эрхарт был свой маленький самолетик ярко-желтого цвета - "Канарейка".

На "Канарейке" у Амелии случилась и первая аварийная посадка. Ей не удалось набрать нужную высоту, и самолетик врезался в эвкалиптовые деревья. "Боже, что с пилотом? Жива ли?" - толпа зевак и журналистов бросилась к месту аварии. Подбежав, они увидели Амелию, невозмутимо сидевшую среди обломков с открытой пудреницей: "Должна же я прилично выглядеть, когда сбегутся репортеры!"

Амелия становилась знаменитой. Ее острый язычок, стройная фигура и голубые глаза заставляли многих мужчин увлекаться ею. Красавица, да еще и пилот - экзотика! Сама же Эрхарт было только одно увлечение - таранить небо на своей "Канарейке". И только одна цель - побить все мужские рекорды.

Третья встреча

Но мужчина все-таки появился. Это был роскошный богач, издатель Джордж Палмер Путнэм. Сначала ни о каком романе не шло и речи, ведь причиной их знакомства были... конечно же, самолеты!

Путнэм предложил Эрхарт совершить необыкновенное: перелететь через Атлантический океан без единой посадки. "Это будет сенсация!" - уверял он своим бархатным баритоном. Амелию долго уговаривать не пришлось.

"Она подходит по всем статьям, - думал про себя Путнэм, - симпатичная, обаятельная, умеет хорошо говорить, и полна отваги. Эта девушка в умелых руках станет хорошим капиталом".

В 1928 году экипаж их троих человек, включая Амелию, вылетел из Ньюфаундленда и через 20 часов 40 минут приземлились в Беррипорте в Уэльсе. Они преодолели расстояние в 3219 км. С этого момента началась настоящая слава Амелии Эрхарт. Она давала сотни интервью, ее фото мелькало на обложках газет, летчица ездила по Америке с лекциями…

За время сотрудничества с этой насмешливой и чересчур уверенной в себе женщиной, Джордж Путнэм заработал много денег. Но это уже не волновало его так, как раньше. Ведь он влюбился. Влюбился, в эту сумасшедшую, независимую Амелию, которая отвечала ему лишь… симпатией.

На уговоры ушел целый год. К этому времени Амелия успела насладиться и славой, и полетами… Пришло понимание того, что чего-то не хватает. Может быть, Джорджа рядом? И она дала согласие.

Впрочем, Амелия Эрхарт не была бы собой, если бы не поставила ряд условий: она по-прежнему будет ходить в брюках, не позволит никому вмешиваться в свои летные планы, и главное, если она разлюбит Джорджа, то имеет право уйти в ту же самую минуту, без объяснений. Условия были приняты.

Последняя встреча

Спустя пару месяцев после свадьбы, Амелия приняла решение снова лететь через Атлантику. На этот раз одна. На садившейся в самолет Амелии, ее расстроенный супруг заметил щегольски повязанный шелковый шарф. "И здесь она не как все!" - с гордость и одновременно с обидой подумал Джордж.

У нее все получилось. И теперь Амелия была не просто знаменита, она стала национальной героиней. Амелия с Джорджем стали частыми гостями в Белом доме. Летчица даже подружилась с женой президента - Элеонорой.

Однажды Эрхарт даже прокатила на самолете первую леди страны. Говорят, что миссис Рузвельт вылезала из самолета белая как смерть, а Амелия заливисто смеялась: она позволила себе заложить "м-а-аленький виражик".

Отчаянная Эрхарт не успокаивалась. Следующий важный полет был не больше ни меньше - вокруг света. Сказано - сделано!

Перед посадкой Джордж сдался: "Дорогая, откажись от полета, останься со мной. Мы все объясним репортерам".

Амелия насмешливо посмотрела на умоляющего супруга: "А ты помнишь наш брачный контракт?"

Быстро обняла его, ободряюще потрепала по щеке и побежала к самолету. Разве ей был кто-нибудь нужен, кроме неба?

Венесуэла, Индия, Австралия, крохотный островок в Тихом океане… Было очень тяжело, почти невозможно. Амелия писала в своем дневнике: "Это не полет, а игра со смертью" и тщательно зачеркивала эту строчку.

29 июня Амелия со своим вторым пилотом вылетели с островов Лаэ, что в Новой Гвинее, и только через 12 часов вышли на прерывистую связь: "Облачно… Погода ухудшается…"

Через 18 часов еще сообщение: "Горючего осталось на 30 минут…" И когда миновали эти 30 минут, по рации услышали крик: "Наш курс 157-337. Повторяю. Наш курс… Нас сносит на север, нет, на юг…"

Поиски отважной женщины-пилота и ее самолета продолжались несколько недель, но ничего не было найдено. Никаких следов крушения. Нигде.

Иногда кажется, что Амелия решила поставить еще один рекорд, поднявшись туда, куда не поднимался ни один человек. А что, это вполне в ее духе…


Рита Железнякова
, etoya.ru

Фото: the.honoluluadvertiser.com, girls-planes.in.ua, wikimedia.org, aviagrad.ru


люди и авиация знаменитые авиаторы

Эрхарт Амелия

Годы жизни: 1897-1937

"Всё пространство мира осталось за нами, кроме этого рубежа - океана..." - эти слова были в последнем письме знаменитой лётчицы Амелии Эрхарт к мужу.

Первый кругосветный перелёт, совершаемый женщиной, подходил к концу. 4 июля 1937 года самолёт "Локхид-Электра", пилотируемый Эрхарт и штурманом Фредом Hунаном, должен был совершить последнюю посадку этого перелёта в Окленде (США).

Двумя днями ранее, 2 июля, А.Э. (так её называли друзья) и её штурман с надеждой смотрели в небо над аэродромом на маленьком тихоокеанском острове Леэ. Hебо, ясное впервые за последнюю неделю, обещало им скорое возвращение домой.

Впереди остров Хоуленд, до него 4730 км. Позади Флорида - Бразилия - Африка - Индия. В жертву запасам горючего принесено всё лишнее. 3028 л бензина, 265 л масла, минимум продуктов и воды, резиновая лодка, пистолет, парашюты и ракетница.

Как говорили позднее, бортовой хронометр беспокоил Hунана. Хронометр врал, чуть-чуть, но врал. А нужна была абсолютная точность. Ошибка в счислении на один градус на таком расстоянии уводила самолёт на 45 миль в сторону от цели. Полёт, как все полёты такого рода, был очень сложным и необычным, а этот отрезок Леэ - Хоуленд - самым длинным. Разыскать островок чуть больше полукилометра шириной и 3 километра длиной - сложная задача даже для такого опытного навигатора, как Hунан.

Спустя семь часов катер береговой охраны "Итаска", ждавший самолёт у Хоуленда, получил по радио подтверждение из Сан-Франциско: самолёт Эрхарт вылетел из Леэ. Командир "Итаски" вышел в эфир: "Эрхарт, слушаем вас каждую 15-ю и 45-ю минуты часа. Передаём погоду и курс каждые полчаса и час".

В 01.12 радист катера доложил в Сан-Франциско, что они до сих пор ничего не получили от Эрхарт, и продолжал передавать погоду и курс. Тем временем весь мир читал газеты, чрезвычайно подробно описывавшие биографию великой лётчицы Амелии Эрхарт. Она родилась 24 июля 1897 года в семье адвоката. Любовь к самолётам пришла к ней во время первой мировой войны. А.Э. была медсестрой в госпитале рядом с аэродромом. Очарование маленьких, ещё неуклюжих самолётов тех времен было слишком сильным.
Она сумела понять дух мужественной профессии лётчика. Многие молодые люди в те годы бредили авиацией, Амелия решила научиться летать.

Hезадолго до кругосветного перелёта Эрхарт писала, что с давних пор у неё было два самых больших желания: быть первой женщиной в трансатлантическом перелёте (хотя бы в качестве пассажира) и первым пилотом-женщиной, пересёкшим Атлантику, Оба её желания сбылись. В июне 1928 года она перелетела на летающей лодке (сидя рядом с пилотом!) из США в Англию. Спустя четыре года, 20 мая 1932 года, она, уже одна, повторила тот же маршрут и через 13 с половиной часов приземлилась в Лондондерри. А.Э. была, очевидно, рекордсменкой по призванию. Она совершила беспосадочные перелёты из Мексико-Сити в Hью-Йорк и из Калифорнии на Гавайские острова, что по тем временам было очень непростым занятием. Она первой поднялась на высоту 19 тыс. футов. Короче говоря, она стала самой знаменитой женщиной-лётчицей в мире.

Итак, ночь со 2 на 3 июля 1937 года. 2 часа 45 минут. Голос Амелии Эрхарт впервые за двенадцать часов нарушил тишину эфира: "Облачно... Погода плохая... Лобовой ветер".

"Итаска" попросила А.Э. перейти на ключ Морзе. В ответ ни звука. 3.45. В наушниках голос Эрхарт: "Вызываю "Итаску", вызываю "Итаску", слушайте меня через полтора часа..."

Эта радиограмма и все последующие были расшифрованы не полностью. 7.42. Очень усталый, прерывающийся голос А.Э.: "Вызываю "Итаску". Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего только на тридцать минут. Попытаемся выйти на вас по радио, высота 300 метров".

Через 16 минут, "Вызываю "Итаску", мы над вами, но вас не видим..." "Итаска" дала длинную серию радиограмм. Чуть позже: "Итаска", мы вас слышим, но недостаточно, чтобы установить... (направление?..)". Шли последние минуты полёта "Локхид-Электры". Шансы на жизнь экипажа подсчитывались так: 4730 км, 18 час. с момента вылета, горючего оставалось на 30 мин. в ста милях от Хоуленда...

8.45. Амелию Эрхарт слышат в последний раз, она кричит срывающимся голосом: "Hаш курс 157-337, повторяю... повторяю... Сносит на север... на юг".

Первый акт трагедии кончился, начинался второй.

Командир "Итаски" рассчитывал, что, быть может, пустые баки из-под горючего удержат "Локхид-Электру" на плаву около часа.
Вызвали гидросамолёт. Газеты публиковали свидетельства радистов и радиолюбителей, слышавших голос А.Э. последними.

К 7 июля кораблями и самолётами ВМС США были осмотрены 100000 квадратных миль океана. Hесмотря на участие авианосца "Лексингтон", ни лётчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено.

Это событие потрясло мир, месяц следивший за каждым движением героической женщины, первой отправившейся в кругосветное путешествие.

В безнадёжной статье, почти некрологе, в журнале "Флайт" написано: "Hевозможно себе представить, что лётчики, потерпевшие аварию в тропиках, обречены на медленное умирание. Лучше надеяться на то, что с того момента, как баки "Электры" опустели, конец наступил очень быстро и их муки не были продолжительными".

Это всё, что было известно о жизни и гибели Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Спустя четверть века судьбой А.Э. заинтересовались вновь. Всплыли слухи и сплетни, циркулировавшие вокруг гибели лётчицы ещё в 1937 году. Возникли подозрения, что Амелия Эрхарт и Фред Hунан погибли не в авиационной катастрофе. Появилось предположение, что экипаж погибшего самолёта выполнял специальное разведывательное задание. Потерпев аварию, они попали в руки японцев; те, видимо, были осведомлены об истинных целях кругосветного перелёта...

В 1960 году начались поиски иголки в стоге сена. В данном случае стогом сена была вся Микронезия. В гавани Сайпана нашли обломки самолёта. Предполагали, что это части двухмоторного и Локхида-Электры", на котором летела Эрхарт. Hо это были куски обшивки японского истребителя. В 1964 году там же обнаружены человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили отрицательно - скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены люди, которые что-то знали о гибели самолёта или думали, что что-то знают.
Удалось установить примерно следующее: из Леэ Эрхарт полетела не по тому маршруту, о котором знал весь мир. Вместо того чтобы лететь прямо на Хоуленд, она направилась к северу, через центр Каролинских островов. Задача А.Э. была, по-видимому, такой - уточнить расположение японских аэродромов и флотских баз снабжения в той части океана, которая еще с 30-х годов вызывала беспокойство у США. Было известно, что японская разведка в преддверии агрессивной войны усиленно насаждает свою агентуру и готовит посадочные площадки для самолётов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выяснилось и то, что её самолёт был переоборудован, в частности, двигатели, развивавшие скорость до 315 км в час, были заменены более мощными.

Выполнив задание, А.Э. легла на курс к Хоуленду. Где-то на полпути к цели самолёт попал в тропический шторм. (Кстати, капитан "Итаски" утверждал, что в районе Хоуленда 4 июля погода была превосходной!)
Потеряв ориентацию, "Локхид-Электра" пошёл сначала на восток, потом на север. Если подсчитать скорость самолёта и запасы горючего, получается, что катастрофа произошла где-то у побережья атолла Мили на юго- востоке Маршалловых островов. Оттуда-то Эрхарт и радировала "SOS". Hекоторые радиооператоры слышали сигналы гибнущего самолёта примерно в это время и в этом районе океана.

Известно также, что двенадцать дней спустя японская рыболовная шхуна нашла каких-то людей. Местные жители утверждают: двух европейских мужчин японцы увезли на гидроплане на о. Джалуит (Амелия была в комбинезоне, может быть, отсюда - "двое мужчин?").
Есть предположение, что в финале своей одиссеи А.Э. и её штурман попали на Сайпан в штабквартиру японских вооружённых сил на Тихом океане, Более того, одному журналисту удалось найти жителя Сайпана, утверждавшего, что он видел у японцев белых женщину и мужчину и что женщина якобы умерла от болезни, а мужчина был казнён - обезглавлен - в августе 1937 года, то есть примерно через месяц после вылета. Два морских пехотинца, участвовавшие в десанте на Сайпан, дали интервью. Они рассказали, что в 1944 году принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в лётных комбинезонах, но без знаков различия. Трупы лётчиков были тут же переданы представителям армейского института патологии. У моряков создалось впечатление, что патологи вроде бы ждали именно два этих трупа.

Вот что стало известно о гибели Амелии Эрхарт после второй мировой войны. К сожалению, единственно достоверное в этой системе фактов и домыслов - гибель А.Э. Официальные лица в Америке и Японии хранят по поводу этой довольно странной и трагической истории молчание. Единственным человеком, который хоть как-то высказался, был адмирал Честер Hимиц. В марте 1965 года он предположил (опять предположение!), что Эрхарт и её штурман, возможно, сделали вынужденную посадку на Маршалловых островах и были захвачены японцами... Мартиролог землепроходцев отличается от всех других мартирологов одной особенностью. Против имён людей, принёсших себя в жертву открытию новых путей, стоит только одна дата - год рождения... Год смерти неизвестен, или же вместо дня смерти - вопросительный знак. Данные об А.Эрхарт в этом списке выглядят так: Амелия Эрхарт 24.07.1897-3.07.1937 (?).

Известно, что Амелия Эрхарт в первый раз вышла в эфир спустя 12 часов после старта. Чем объяснить столь долгое молчание? В спортивном полёте, казалось бы, радиосвязь совершенно необходима, потому что всегда можно узнать "место" самолёта и корректировать его полёт. Поэтому проще всего предположить, что А.Э. избегала радиосвязи, боясь быть запеленгованной японцами.
За эти 12 часов самолёт пролетел 256 x 12 = 3072 км. Hа маршруте, опубликованном в газетах, радиопередача началась бы над океаном у 160-го меридиана, во втором же случае - у острова Трук, то есть сразу же после выполнения задания, о чём, по-видимому, следовало доложить радиограммой (скорее всего шифрованной).

Поздний вылет - 10 часов утра можно объяснить необходимостью быть в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются демаскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки.

Из последней радиограммы Эрхарт следует, что самолёт шёл курсом 157-337 к о. Хоуленд на SSO (зюйд-зюйд-ост), то есть почти перпендикулярно к официальному маршруту.

Итак, версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, похожа на правду. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и показания действительных и мнимых очевидцев тоже подкрепляют это предположение. Hесомненно и то, что, если самолёт был обнаружен в воздухе над Каролинскими островами, японцы постарались "убрать" ненужных свидетелей их военных приготовлений. Можно думать, что "Локхид-Электру" засекли сразу же после первой радиограммы, установили её курс и был отдан приказ о перехвате... Во всяком случае, занимаясь воздушной разведкой, знаменитая лётчица и её штурман как гражданские лица подпадали под обвинение в шпионаже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому на вопрос "Кто знает правду об Амелии Эрхарт?" ответ надо искать в архивах американской и японской секретных служб.

График перелёта был очень плотным, фактически не оставляя времени для полноценного отдыха. 2 июля 1937 г. Амелия и Фред Нунан вылетели из Лаэ - небольшого городка на побережье Папуа-Новой Гвинеи, и направились к маленькому острову Хоуленд, расположенному в центральной части Тихого океана. Этот этап полёта был наиболее длинным и опасным. Необходимо было после почти 24 часов полёта в Тихом океане разыскать островок, лишь слегка поднимающийся над водой, что было сложнейшей навигационной задачей для штурманов 30-х годов, в распоряжении которых были весьма примитивные приборы.
Малейшая ошибка бортового хронометра на такой дистанции могла стоить промаха мимо цели на несколько десятков или даже сотню миль.

Специально для перелёта Эрхарт по распоряжению президента Рузвельта на Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса.
У побережья находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», периодически выходивший с самолётом на связь. Эрхарт сообщала о ненастной погоде и плохой видимости на маршруте. Последняя передача с её самолёта была принята через 18 с половиной часов после вылета из Лаэ «Наш курс 157-337… Повторяю… Повторяю… нас сносит на север…!». Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился; не последовало и новых радиопередач.

Впрочем, по одной из более поздних версий, именно во время этого этапа "кругосветки" самолёт Эрхарт должен быть выполниить некое разведывательное задание, далеко уклонившись с объявленного маршрута и пролетев над территориями, которые контролировал вероятный противник США в будущей войне -Японская империя. Японцы в те годы препятствовали международному контролю над военным строительством, которое они вели в бывших германских колониях в Тихом океане. Даже если разведывательной миссии у Эрхарт и не было, её ненамеренно уклонившийся с курса самолёт всё равно мог быть сбит бдительными японцами, либо уже после аварии они со штурманом могли оказаться в плену. Некоторые косвенные свидетельства такого развития событий были найдены энтузиастами, однако, прямых признанных доказательств этой версии не существует до сих пор. Тайна гибели «Локхид-Электра» остается нераскрытой.

Различные короткие и неполные радиограммы перехватывались позже Itasca с различной силой сигнала, однако, из-за краткости нельзя установить их местоположение. Около 19:30 по Гринвичу Itasca принимал следующую радиограмму с максимальной силой:
„ KHAQQ calling Itasca. We must on you but cannot see you ... gas is running low ... “ (KHAQQ призывает Itasca. Мы должны быть над вами, но мы не видим вас... горючее на исходе). Около 20:14 по Гринвичу, 08:44 местного времени, Itasca принимает последнюю радиограмму Амелии Эрхарт о местоположении. Itasca посылает сигналы до 21:30 по Гринвичу. Когда стало понятно, что на самолёте нет больше горючего и он должен столкнуться с водной поверхностью, начинают поиск, в котором участвовали 9 кораблей и 66 самолётов. 18 июля поиск приостановлен. Амелия Эрхарт, Фредерик Нунан и Lockheed Электра так и не найдены до сегодняшнего дня...

Ни одна женщина-авиатор не добилась такой известности, как «Леди Линди» (Lady Lindy) (получившая такое прозвище за то, что была похожа на известного пилота Чарльза Линдберга как физически, так и своими подвигами). Эрхарт, конечно же, не была первым пилотом-женщиной, как, впрочем, не была и лучшим пилотом-женщиной своего времени, но такие её достижения, как первый самостоятельный перелёт через Атлантический океан (1932 год), совершённый женщиной, и первый полёт без остановок от Гонолулу до Окленда (1935), позволили ей стать самой известной женщиной-авиатором.

Однако легендой её сделал её последний полёт: во время попытки облететь Земной шар в 1937 года она, вместе с её штурманом Фредом Нунаном (Fred Noonan), пропала где-то в Тихом океане, неподалёку от острова Хауленд (Howland). Недавно найденные данные показывают, что она, скорее всего, разбилась на маленьком острове, расположенном рядом с Хаулендом – известном сейчас под названием Никумароро (Nikumaroro). К сожалению, она стала намного более известна только после своей смерти, но такова ирония судьбы.

Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредом Нунаном вылетели из Майами 1 июня 1927 года, чтобы облететь весь земной шар на двухмоторном самолете «Локхид Электра». Амелия первой из женщин пересекла на самолете Атлантику, а этот полет должен был стать ее последним рекордом. Но 2 июля и пилот, и штурман пропали над Тихим океаном. Как считает следствие, плохая погода помешала найти им крошечный остров, где планировалось сделать дозаправку. Существует и другая версия, что летчики не разбились, а попали в плен. Спустя 80 лет после катастрофы была найдена фотография, которая это косвенно подтверждает.

Девушка с необычным хобби

interviewmg

Амелия Эрхарт родилась в 1897 году в семье юристов. Ее папой был адвокат, а мама была дочкой местного судьи. Семья жила в небольшом городке в Канзасе. Амелия была подвижным ребенком, и интересы у нее были неподобающие для девочки. Она любила лазать по деревьям, охотилась на крыс с ружьем. В 7 лет она построила вместе со своим дядей горку с трамплином. От шишек и ссадин ребенок не плакал. Ее пробный спуск с горки закончился порванным платьем и разбитой губой, но девочка была в восторге.

В 1918 году Амелия с подругой попали на авиашоу, где девушка поняла, что хочет летать. Летчик одного из самолетов, выполнявших фигуры пилотажа перед зрителями, решил ради шутки «нырнуть» в их сторону. Вместо того чтобы броситься прочь или пригнуться, девушка осталась стоять; самолет пронесся неподалеку. «Я тогда этого не поняла, но верю, что этот красный самолет что-то такое мне сказал», - вспоминала она потом.

dic.academic

Несколько лет спустя девушка впервые поднялась в воздух на калифорнийском авиасалоне. Всего за 10 долларов ее прокатил знаменитый пилот и авиагонщик Фрэнк Хоукс. Полет был недолгим - всего 10 минут. Но Амелию это приключение сильно впечатлило, и она пошла учиться на летчицу. Спустя год девушка поставила свой первый рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров; прежде так высоко не поднималась ни одна женщина-пилот.

Эрхарт удалось накопить на подержанный ярко-желтый биплан, которому она дала трогательное имя Канарейка. В 1923 году она получила лицензию на полеты, став 16-й дипломированной летчицей в мире. При этом девушка испытывала серьезные финансовые трудности, так как ее родители развелись. Ей приходилось по-разному зарабатывать на самолеты и обучение, в частности, и обслуживать их.

Через Атлантику в гордом одиночестве

flytothesky

Полет, который так прославил ее, в действительности был совершен по случайности. На месте Амелии должна была быть совсем другая девушка - авиаэнтузиастка Эми Гест, которая купила подходящий самолет и тайно готовилась к трансатлантическому перелету. Но, увы, об этом узнали ее родственники, и план сорвался. Нужно было найти девушку с опытом пилотирования, при этом приятной внешности. Эми Гэст порекомендовали Эрхарт.

У нее уже был налет в 500 часов, ее командиром команды, но в полете летчице даже не дали управление. «Меня везли, как мешок с картошкой», - вспоминала она позже. Тем не менее Эрхарт прославилась, а на родине экипажу устроили прием в Белом доме. Год спустя она стала президентом организации женщин-пилотов «Девяносто девять», названной так по числу ее участниц; в том же году прошла первая женская воздушная гонка, в ней приняла участие и Эрхарт.

Первый успех воодушевил Амелию. В мае 1932 Эрхарт повторила свой трансатлантический маршрут, но в этот раз абсолютно одна. Такой полет удавалось сделать только американцу Чарльзу Линдбергу, который в 1927 году пролетел от Нью-Йорка до Парижа. Полет прошел не без приключений. Сначала девушка попала в сильный шторм, потом из-за обмерзания фюзеляжа сорвалась в штопор, «поймав» самолет и чуть не разбившись. Самолет очень сильно потрепало, поэтому она не смогла долететь до Франции. Приземлилась девушка в Северной Ирландии на заднем дворе чье-то фермы. За полет ей вручили в США Крест летных заслуг, который до этого давали только мужчинам-военнослужащим, а во Франции наградили орденом Почетного легиона. Свой полет она считала доказательством, что «мужчины и женщины совершенно равны в уме, координации, скорости реакции и силе воли».

Личная жизнь отважной летчицы

worldofwarplanes

Эрхарт вышла замуж за издателя Джорджа Путнама. Свой брак она считала равноправным партнерством, так как муж поддерживал ее летную карьеру. В 1935 году она вновь совершила одиночный полет и в этот раз пересекла Тихий океан. После этого героического полета женщина начала задумываться о детях. В интервью она также говорила о том, что эра героических пилотов прошла, а ей на смену идет эпоха гражданской авиации и гениальных инженеров. Чтобы достойно завершить свою карьеру, она решила совершить полет вокруг света по максимально протяженному маршруту (по экватору). В последнем письме к мужу она писала: «Я хочу это сделать, потому что я так хочу. Женщины должны пытаться делать то, что пытались мужчины. И если мы терпим поражение - пусть это станет стимулом для других».

Последний полет

peoples

Первая попытка облететь вокруг света провалилась: на разгоне у самолета подломилось шасси, и он рухнул на взлетную полосу. Второй старт кругосветки был назначен на 1 июня 1937 года, Эрхарт и ее штурман Фред Нунан вылетели из Майами на переоборудованном самолете «Локхид Электра» и к концу месяца добрались до Папуа - Новой Гвинеи.

До завершения маршрута им оставалось лишь 11 тысяч километров над Тихим океаном. Согласно разработанному плану, они должны были остановится на дозаправку на острове Хауленд. На этом крошечном островочке шириною в 800 метров была специально построена взлетная полоса. Неподалеку дежурил корабль береговой охраны, а еще два судна должны были служить своего рода маяками по пути. Однако погода внесла свои коррективы, кроме того, радиосвязь работала с перебоями. До острова они так и не долетели.

dic.academic

Эрхарт, Нунана и их «Электру» искали две с лишним недели; это была крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция, в которой участвовали как американские авианосцы, так и воздушный флот. Но все было безрезультатно. Через два года Амелию признали погибшей, а на острове поставили маяк в ее честь. В 1967 году американка Энн Пеллегрино повторила ее маршрут с командой из трех человек. Полет она посвятила погибшей Эрхарт.

Никаких достоверных свитедетельств о том, что летчик и штурман могли выжить (или сесть на какой-нибудь остров), существует немало таких версий. Например, в 1940 году на необитаемом острове нашли останки, которые сначала посчитали мужскими, но в 2016 году ученые пришли к выводу , что это могла быть и женщина. Некоторые исследователи инцидента считают, что пилоты ловили сигналы о помощи: всего со 2 по 6 июля их было около сотни. Возможно, что Эрхарт действительно приземлилась и какое-то время была жива. Другая популярная теория - что самолету удалось приземлиться на одном из островов в Тихом океане, где располагалась тайная японская военная база, и американских летчиков взяли в плен.

Новая улика прольет свет на происшествие?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»