Житие прп. Феодоры Александрийской. Преподобная Феодора Александрийская (старшая)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Преподобная Феодора жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством преподобного Василия Нового (память 26 марта). Скончалась преподобная в преклонном возрасте в 940 году. Ученик святого Василия Нового, Григорий по смерти Феодоры просил его открыть ему загробную участь старицы. Василий сказал: "Ты увидишь ее сегодня". В эту же ночь Григорию в сонном видении предстал благообразный юноша и направил его по неведомому лабиринту, который привел к запертым воротам. Увидев в скважину некую женщину, Григорий окликнул её. Женщина объяснила, что этот двор принадлежит отцу Василию и его духовным чадам. "Откройте мне, я тоже чадо святого Василия", - воскликнул Григорий. Так он попал в небесное жилище старицы Феодоры. Преподобная с радостью встретила его, а он обратился к ней с просьбой рассказать ему, как она рассталась с телом и попала в эту святую обитель.

Преподобная Феодора рассказала, как устрашили ее при кончине множество явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей её жизни. Феодора пришла в трепет и ужас, но в этот момент увидела по правую сторону от себя двух ангелов. Они подняли душу преподобной и устремились с ней на небо.

Начался путь преподобной Феодоры по мытарствам. Первым было мытарство празднословия и сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Всё это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но Ангелы защитили ее.

Вторым было мытарство лжи, третьим – мытарство осуждения и клеветы. Слуги четвертого мытарства - объядения и пьянства, готовы были поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись, ела без меры, нарушала посты. Бесы пересчитали даже все чаши вина, которые выпила преподобная Феодора в течение всей жизни. Но по молитвам святого Василия Феодора миновала эти мытарства.

"Знают ли люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по смерти?" - спросила преподобная ангелов. "Да, знают, - ответил ангел, - но наслаждения и прелести жизни так поглощают их внимание, что они забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, кто помнит Священное Писание и творит милостыню. Но горе тем, кто живёт небрежно, думая только о благах чрева и гордости. Если внезапно постигнет их смерть, то окончательно погубит; их души князья этих мытарств отведут в темные места и будут держать до пришествия Христова ".

В такой беседе они достигли пятого мытарства – лености. Тут же испытуется уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о своей душе.

Шестое мытарство – воровства - они прошли свободно. Также и седьмое мытарство - сребролюбия и скупости – были пройдены прошли без задержки, так как преподобная всегда довольствовалась самым необходимым и щедро раздавала милостыню. Духи восьмого мытарства - лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда ангелы, неся душу Феодоры, прошли от них. Девятое мытарство - неправды и тщеславия, десятое – зависти, и одиннадцатое – гордости, они также прошли свободно.

Вскоре на пути встретилось двенадцатое мытарство - гнева. Злобный дух, исполненный ярости, приказал слугам мучить и истязать преподобную. Бесы повторили все слова преподобной, сказанные ею в гневе; припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала их. Но преподобной вновь помогли молитвы её святого наставника Василия.

Тринадцатое мытарства - злопамятства, четырнадцатое - разбойничества, пятнадцатое – колдовства, преподобная миновала беспрепятственно. После этого она спросила, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно еще при жизни очиститься от него. Ангелы отвечали, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно перед смертью. «Если бы я исповедалась духовному отцу без всякого стыда, - сказала Феодора Григорию, - то я прошла бы беспрепятственно все эти мытарства. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий».

Приблизилось шестнадцатое мытарство - блуда. Истязатели дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили и слуги семнадцатого мытарства - прелюбодеяния. Восемнадцатое мытарство - содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи, преподобная Феодора миновала скоро.

Когда поднялись выше, ангелы сказали ей: «Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти этих мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют ад.»

На девятнадцатом мытарстве - идолослужения и всякой ереси преподобную ни в чем не испытывали. Также свободно Феодора прошла и последнее, двадцатое мытарство - немилосердия и жестокосердия.

Радостные ангелы провели святую сквозь Небесные врата. Ликующий сонм ангелов встретил святую и повел ее к Престолу Божию. Преподобная поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных, и после этого дать покой. "Итак, - закончила рассказ преподобная Феодора, - теперь, после 40 дней разлучения моей души с телом, я нахожусь в этом месте, которое уготовано для преподобного отца нашего Василия". Поклонившись преподобной Феодоре, Григорий вернулся домой и в это самое мгновение проснулся и стал размышлять, что было всё то, что он видел и слышал. Он боялся, не наваждение ли это, и пошел к учителю. Тогда преподобный Василий сам пересказал то, что видел Григорий, и просил его записать всё виденное и слышанное на пользу людям.

Преподобная Феодора Цареградская жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством (память 26 марта), обитавшего в ее доме в уединенной келии.

Скончалась преподобная в преклонном возрасте в 940 году.

Ученик святого Василия Нового, Григорий, по смерти святой Феодоры с мольбой просил святого открыть ему загробную участь старицы. «Так ты очень желаешь этого?» – спросил преподобный Василий. «Да, очень желал бы», – ответил Григорий. Преподобный сказал: «Ты увидишь ее сегодня, если с верой просишь об этом и если глубоко уверен в возможности исполнения просимого». Григорий был сильно удивлен и рассуждал сам с собой, как и где он сможет увидеть ту, которая отошла в вечную жизнь.

Когда в эту же ночь Григорий заснул, к нему подошел благообразный юноша и сказал: «Встань, зовет тебя преподобный отец Василий, чтобы вместе посетить Феодору; если ты хочешь увидеть ее, то иди с ним и увидишь». Григорий тотчас же пошел к преподобному, но не нашел его. Присутствовавшие сказали ему, что преподобный Василий сам пошел посетить преподобную Феодору. Огорченному Григорию указали путь, по которому ушел преподобный.

Григорий пошел по нему, пока не очутился в неведомом лабиринте. Узкая и неудобная дорога привела к запертым воротам. Увидев в скважину, что за воротами находится двор, Григорий окликнул сидевшую там женщину. Она объяснила, что этот двор принадлежит отцу Василию, который пришел сюда посетить духовных чад. «Откройте мне, я тоже чадо святого Василия», просил Григорий. Но без разрешения преподобной Феодоры служанка не открыла двери.

Григорий начал сильно стучать в двери. Преподобная Феодора услышала и с радостью впустила его, говоря: «Вот он – возлюбленный сын господина моего, Василия!» Приветствовав его, преподобная спросила: «Брат Григорий, кто тебя наставил прийти сюда?» Тогда он подробно рассказал, как по молитве святого Василия достиг счастья видеть ее во славе, которую она приобрела своей подвижнической жизнью. Григорий стал просить преподобную рассказать ему ради духовной пользы, как она рассталась с телом и мимо клеветников прошла в эту святую обитель. Преподобная отвечала: «Как я могу, дорогое чадо Григорий, рассказать тебе все? После того, что я в страхе и трепете испытала, я многое забыла, тем более, что видела такие лица и слышала такие голоса, каких не приходилось никогда видеть и слышать в течение всей своей жизни. Что я могу сказать, так это то, что лютая мне встретилась бы смерть за мои неправые дела, совершенные на земле, если бы не молитвы отца нашего Василия. Одни молитвы его сделали мою смерть легкой».

После этого преподобная Феодора стала рассказывать, как устрашили ее при кончине множество вдруг явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей жизни и пересматривали их в нетерпении, как будто ожидая с минуты на минуту прихода какого-то судьи. Видя все это, преподобная пришла в такой трепет и ужас, что вконец изнемогла и в страдании оглядывалась по сторонам, желая увидеть кого-нибудь, кто смог бы отогнать бесов. Находясь в таком мучительном состоянии, преподобная увидела двух Ангелов, ставших по правую сторону от нее. Злые духи тут же отошли дальше. «Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет», – проговорил Ангел. Тогда бесстыдные духи начали вспоминать все, что святая сделала от юности, словом ли, делом ли, или помышлением. При этом они многое прибавляли от себя, стараясь оклеветать преподобную. Наконец пришла смерть.

Она налила чего-то в чашу и поднесла святой испить, а после, взяв нож, отсекла голову. «Ах, чадо мое, – продолжала рассказ преподобная Феодора, – как мне тогда стало горько, горько! В эту-то минуту смерть исторгла мою душу, которая быстро отделилась от тела, подобно тому, как птица быстро отскакивает от руки ловца, если он выпускает ее на свободу».

Светозарные Ангелы приняли душу преподобной и начали отходить с ней на Небо, тело же святой осталось лежать на земле, словно сброшенная одежда. Когда святые Ангелы держали душу преподобной, злые духи опять приступили, сказав: «Мы имеем многие ее грехи, отвечайте нам за них». И тогда Ангелы стали вспоминать все добрые дела, которые сотворила святая: ее милосердие, миролюбие, любовь к храму Божию, терпение, смирение, пощение и многие другие подвиги, которые преподобная понесла в жизни. Все это собрав, они противопоставили грехам добрые дела, которые искупили их. Злые духи заскрежетали зубами, желая похитить святую душу и ввергнуть ее в бездну.

В это время внезапно явился своим духом преподобный Василий и сказал святым Ангелам: «Покровители мои, эта душа много мне послужила, успокаивая мою немощь и старость. Я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту». При этом преподобный Василий дал Ангелам какой-то ковчежец, добавив: «Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте ее, взяв из этого ковчежца и отдавая лукавым и злым духам». Отдав ковчежец, святой отошел. Увидев это, злые духи долго оставались в недоумении и безгласными, а потом вдруг, громко воскликнув, завопили: «Горе нам! напрасно мы трудились, следивши за ней, как и где она грешила». Сказав это, они мгновенно исчезли.

Затем снова явился преподобный Василий и принес с собой много различных сосудов с ароматами, которые вручил Ангелам. Открывая один сосуд за другим, Ангелы возливали на преподобную Феодору ароматы. Она исполнилась духовного благоухания и почувствовала, что изменилась и стала очень светла. Преподобный Василий сказал: «Покровители мои! Когда все необходимое совершите над нею, тогда, приведши ее в предуготованную мне от Господа обитель, оставьте ее там». Сказав это, он отошел.

Святые Ангелы взяли преподобную Феодору и направились вверх на Небеса, восходя, как бы по воздуху. И вот на пути внезапно встретилось первое мытарство, которое называется мытарством Празднословия и Сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что преподобная Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Все это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но Ангелы защитили ее.

Выше находилось мытарство Лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они с яростью начали клеветать на святую, но Ангелы дали им из ковчежца и миновали их без беды. Когда преподобная достигла третьего мытарства – Осуждения и Клеветы, от злых духов вышел более старый и начал рассказывать, какими дурными словами преподобная оклеветала кого-либо в своей жизни. Много он показывал ложного, но удивительно было, с какой подробностью и точностью запомнили бесы то, что забыла сама преподобная.

Слуги четвертого мытарства – Объядения и Пьянства, словно хищные волки готовы были поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись Богу, ела до обеда и ужина и без меры, нарушала посты. Стараясь вырвать преподобную из рук Ангелов, один из злых духов сказал: «Не ты ли обещала при святом Крещении Господу Богу своему отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит сатане? Дав такой обет, как ты могла совершить то, что ты совершила?» И бесы пересчитали даже все чаши вина, которые выпила преподобная Феодора в течение всей жизни. Когда она сказала: «Да, это было, и это я помню», – Ангелы снова дали часть из ковчежца святого Василия, как это они делали на каждом мытарстве, и отправились дальше.

«Знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по своей смерти?» – спросила преподобная Феодора Ангелов. «Да, они знают, – ответил Ангел, – но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Но горе тем, которые живут небрежно, как будто бессмертные, думая только о благах чрева и гордости. Если внезапно постигнет их смерть, то окончательно погубит, так как они не будут иметь в защиту себя никаких добрых дел; души тех людей темные князья этих мытарств, сильно измучив, отведут в темные места ада и будут держать их до пришествия Христова. Так и ты, Феодора, пострадала бы, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, которые тебя спасли здесь от всего дурного».

В такой беседе Ангелы достигли пятого мытарства – Лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, ленящиеся в праздничные дни ходить в храм Божий. Там же испытуется уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о своей душе. Многие оттуда низвергаются в пропасть. Ангелы восполнили недостатки преподобной дарами святого Василия и отправились дальше. Шестое мытарство – Воровство они прошли свободно. Также и седьмое мытарство – Сребролюбия и Скупости Ангелы прошли без задержки, потому что, по милости Божией, преподобная всегда довольствовалась тем, что давал Бог, и усердно раздавала имеющееся нуждавшимся.

Духи восьмого мытарства – Лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда Ангелы прошли от них, ибо они ничего не имели против преподобной. Девятое мытарство – Неправды и Тщеславия, десятое – Зависти и одиннадцатое – Гордости Ангелы также прошли свободно.

Вскоре на пути встретилось двенадцатое мытарство – Гнева. Старейший из духов, исполненный гнева ярости и гордости, приказал слугам мучить и истязать преподобную. Бесы повторили все подлинные слова преподобной, сказанные ею в гневе, припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала их. На все это Ангелы ответили, дав из ковчежца.

Словно разбойники, подскочили злые духи тринадцатого мытарства – Злопамятства, но, ничего не найдя в своих записях, горько заплакали. Тогда преподобная осмелилась спросить одного из Ангелов, откуда злые духи знают, кто и что сделал в жизни дурного. Ангел отвечал: «Всякий христианин при святом Крещении приемлет Ангела-хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на все доброе, который записывает все добрые дела, совершенные этим человеком. С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами людей и их записывает в своей книге. Он записывает все грехи, в которых, как ты видела, испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на Небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в Рай и привести прямо в бездну, в которой злые духи сами живут. И там эти души будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие во Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Таин Тела и Крови Христа Спасителя, прямо восходят на Небо без всяких препятствий. И святые Ангелы Божии являются защитниками, и святые угодники Божии молятся о спасении душ праведно поживших людей. О злочестивых же и зловерных еретиках, которые не совершают в своей жизни ничего полезного, никто не заботится и в защиту их ничего Ангелы не могут сказать».

В четырнадцатом мытарстве – Разбойничества, которого достигли Ангелы, испытывались все, кто кого-нибудь толкнул с гневом, бил по щекам или каким-либо орудием. И это мытарство Ангелы миновали свободно.

Внезапно они очутились в пятнадцатом мытарстве – Чародеяния, обаяния (колдовства), отравления, призывания бесов. Здесь находились змееобразные духи, цель существования которых – вводить людей в соблазн и разврат. По благодати Христовой преподобная скоро миновала это мытарство.

После этого она спросила, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно еще при жизни загладить грех, чтобы очиститься от него и не мучиться при мытарствах. Ангелы отвечали преподобной Феодоре, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно перед смертью. «Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха все греховное и если бы получила от духовного отца прощение, – сказала преподобная Феодора, – то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не хотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязают меня за это. Конечно, мне много помогло то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную загробную жизнь. Злые духи, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым все написанное. И видят это они и знают, что все записанное ими изглажено, благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек еще жив, то они стараются на этом месте снова вписать какие-либо другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет еще время и для спасения, и для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи – вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся все высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, а другие – другому и так далее. За такую исповедь они будут наказаны и не мало претерпят при переходе из мытарства в мытарство».

Незаметно приблизилось шестнадцатое мытарство – Блуда. Истязатели изумились тому, что святая беспрепятственно достигла их, и когда начали говорить, что она сделала в жизни, дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили и слуги семнадцатого мытарства – Прелюбодеяния.

Восемнадцатое мытарство – Содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи и кровосмешения, все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о которых, по слову апостола, стыдно и говорить, преподобная Феодора миновала скоро. Когда поднялись выше, Ангелы сказали ей: «Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы, «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8, 21). Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала этих блудных истязателей молитвами отца своего, преподобного Василия. Уже более не увидишь страха».

На девятнадцатом мытарстве – Идолослужения и всякой ереси преподобную ни в чем не испытывали.

В последнем, двадцатом мытарстве – Немилосердия и Жестокосердия были записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Душу человека, не следовавшего заповеди Божией о милосердии, сбрасывают отсюда в ад и затворяют до общего воскресения. Словно назойливые пчелы, подлетели слуги жестокого беса, но, не найдя ничего в преподобной, отошли.

Радостные Ангелы провели святую сквозь Небесные врата. Когда они вошли внутрь Неба, вода, бывшая над землей, расступилась, а позади снова соединилась. Ликующий сонм Ангелов встретил святую и повел ее к Престолу Божию. Когда они шли, то на них спустились два Божественных облака. На необъяснимой высоте стоял Престол Божий, такой белый, что просвещал всех предстоящих пред ним. «Все там находится такое, что невозможно ни понять, ни объяснить; ум омрачается недоумением, и память исчезает, и я забыла, где я нахожусь», – так рассказывала преподобная Феодора. Она поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных, и после этого дать покой, где укажет угодник Василий.

Когда все это было ей показано, один из Ангелов сказал: «Знаешь, Феодора, что в мире есть обычай: в 40-й день после смерти оставшиеся в живых творят память по умершим. Так вот, там, на земле, сегодня поминает тебя Василий преподобный».

«Итак, – закончила рассказ преподобная Феодора, – теперь, духовное чадо мое Григорий, после 40 дней разлучения моей души с телом я нахожусь в этом месте, которое уготовано для преподобного отца нашего Василия».

После этого она провела его по Небесной обители, где Григорий встретил во дворце за трапезой преподобного Василия. Затем святая повела его в сад. Пораженный благами, Григорий стал допытываться о них. Но преподобная Феодора лишь сказала, что все это неземное, но достается тому, кто в земной жизни переносит много скорбей и напастей, кто оберегает заповеди Господни и в точности выполняет их. Когда преподобная Феодора сказала, что жизнь на Небе отличается от жизни земной, Григорий невольно осязал себя, желая узнать, во плоти ли он еще. Дух его был радостен, чувства и помыслы чисты. Он захотел вернуться из сада, который ему показывала преподобная, во дворец.

Когда они вернулись, за трапезой никого не было. Поклонившись преподобной Феодоре, Григорий вернулся домой, и в это самое мгновение проснулся и стал размышлять, где он был и что было все то, что он слышал и видел. Он боялся, не бесовское ли это наваждение, и пришел к учителю. Тогда преподобный Василий сам рассказал то, что видел Григорий, и просил его записать все виденное и слышанное на пользу ближних.

Церковный календарь. 12 января (30 декабря ст. стиль).

Продолжаются святки.

Сегодня мы творим память: ап. от 70-ти Тимона, епископа Бострийского. Святых конца III и IV веков: мц. Анисии Солунской (Фессалоникийской), мч. Филетера Никомидийского, сщмч. Зотика Сиропитателя. Прп. Феодоры Кесарийской VIII века. Прп. Феодоры Константинопольской X века. Свт. Макария, митрополита Московского XVI столетия.

Мц. Марии Даниловой, пострадавшей в 1946 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы поминаем святую, в житии которой было представлено некоторое учение, о смысле и пользе которого до сих пор спорят многие православные. Речь идет о преподобной Феодоре Константинопольской и учении о мытарствах. Святая Феодора жила в Царьграде в первой половине Х века. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством преподобного Василия Нового, обитавшего в ее доме в уединенной келье. Скончалась преподобная в преклонном возрасте в 940 году.

И именно из жития преподобного Василия Нового в некоторых художественных образах мы узнаем о посмертной участи Феодоры. В нем описывается, что светозарные ангелы по смерти приняли душу преподобной и начали отходить с ней на небо, тело же святой осталось лежать на земле, словно сброшенная одежда. Когда ангелы держали душу Феодоры, злые духи приступили к ним, сказав: «Мы имеем многие ее грехи, отвечайте нам за них». И тогда ангелы стали вспоминать все добрые дела, которые сотворила святая: ее милосердие, миролюбие, любовь к храму Божию, терпение, смирение, пощение и многие другие подвиги, которые преподобная понесла в жизни. Все это собрав, они противопоставили грехам добрые дела, которые искупили их. Злые духи заскрежетали зубами, желая похитить святую душу и ввергнуть ее в бездну.

В это время внезапно явился своим духом преподобный Василий и сказал святым ангелам: «Покровители мои, эта душа много мне послужила, успокаивая мою немощь и старость. Я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту». При этом преподобный Василий дал ангелам какой-то ковчежец, добавив: «Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте ее, взяв из этого ковчежца и отдавая лукавым и злым духам». Отдав ковчежец, святой отошел. Увидев это, злые духи долго оставались в недоумении и безгласными, а потом вдруг, громко воскликнув, завопили: «Горе нам! напрасно мы трудились, следивши за ней, как и где она грешила». Сказав это, они мгновенно исчезли.

Затем снова явился преподобный Василий и принес с собой много различных сосудов с ароматами, которые вручил ангелам. Открывая один сосуд за другим, ангелы возливали на преподобную Феодору ароматы. Она исполнилась духовного благоухания и почувствовала, что изменилась и стала очень светла. Преподобный Василий сказал: «Покровители мои! Когда все необходимое совершите над нею, тогда, приведши ее в предуготованную мне от Господа обитель, оставьте ее там». Сказав это, он отошел. Святые ангелы взяли преподобную Феодору и направились вверх на небеса, восходя как бы по воздуху.

И вот на пути внезапно встретилось первое мытарство, которое называется мытарством празднословия и сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что преподобная Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Все это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но ангелы защитили ее.

Выше находилось мытарство лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они с яростью начали клеветать на святую, но ангелы дали им из ковчежца и миновали их без беды. Затем следовало третье - мытарство осуждения и клеветы. Четвертое - мытарство объедения и пьянства. Пятое - мытарство лености. Затем мытарство воровства, сребролюбия и скупости, лихоимства (или неправедных приобретений); мытарство неправды, зависти, гордости; мытарство гнева и ярости, злопомнения, убийства; мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов, блуда, прелюбодеяния, содомских грехов; мытарство ересей и мытарство немилосердия и жестокосердия. Всего 20 мытарств. При помощи ковчежца святого Василия, а иногда и без него святая Феодора проходила мытарства одно за другим.

«Знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по своей смерти?» - спросила преподобная Феодора сопровождавших ее ангелов. «Да, они знают, - ответил ангел, - но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Люди, верующие во Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Тайн Тела и Крови Христа Спасителя, прямо восходят на небо без всяких препятствий. Также поистине велико спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. И святые ангелы Божии являются защитниками, и святые угодники Божии молятся о спасении душ праведно поживших людей».

Радостные ангелы провели святую сквозь небесные врата. Ликующий сонм ангелов встретил преподобную Феодору и повел ее к Престолу Божию. Она поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных и после этого дать покой, где укажет угодник Василий.

В завершение программы приведем слова архимандрита Тихона (Шевкунова), написанные им в защиту учения о мытарствах: «Что касается смысла учения о мытарствах, то его, быть может, следует искать в том, что все увиденное преподобной на ее пути к Престолу Божию - это поразительный рассказ о недугующей страстями человеческой душе, которая, и разлучившись с телом, не только не освобождается от этих страстей, но и, если в земной жизни деятельно не противостояла им, рискует по схожести с демонами, олицетворяющими эти страсти, неудержимо устремиться к ним и обрести свою погибель».

Братья и сестры, да минуют беспрепятственно и наши души, молитвами святой Феодоры, будущие наши мытарства.

Преподобная мати Феодоро, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Преподобная Феодора Цареградская жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством преподобного Василия Нового (память 26 марта), обитавшего в ее доме в уединенной келлии. Скончалась преподобная в преклонном возрасте в 940 году. Ученик святого Василия Нового, Григорий, по смерти святой Феодоры с мольбой просил святого открыть ему загробную участь старицы. "Так ты очень желаешь этого?" - спросил преподобный Василий. "Да, очень желал бы", - ответил Григорий. Преподобный сказал: "Ты увидишь ее сегодня, если с верой просишь об этом и если глубоко уверен в возможности исполнения просимого". Григорий был сильно удивлен и рассуждал сам с собой, как и где он сможет увидеть ту, которая отошла в вечную жизнь. Когда в эту же ночь Григорий заснул, к нему подошел благообразный юноша и сказал: "Встань, зовет тебя преподобный отец Василий, чтобы вместе посетить Феодору; если ты хочешь увидеть ее, то иди с ним и увидишь". Григорий тотчас же пошел к преподобному, но не нашел его. Присутствовавшие сказали ему, что преподобный Василий сам пошел посетить преподобную Феодору. Огорченному Григорию указали путь, по которому ушел преподобный. Григорий пошел по нему, пока не очутился в неведомом лабиринте. Узкая и неудобная дорога привела к запертым воротам. Увидев в скважину, что за воротами находится двор, Григорий окликнул сидевшую там женщину. Она объяснила, что этот двор принадлежит отцу Василию, который пришел сюда посетить духовных чад. "Откройте мне, я тоже чадо святого Василия", - просил Григории. Но без разрешения преподобной Феодоры служанка не открыла двери. Григорий начал сильно стучать в двери. Преподобная Феодора услышала и с радостью впустила его, говоря: "Вот он - возлюбленный сын господина моего, Василия!" Приветствовав его, преподобная спросила: "Брат Григорий, кто тебя наставил прийти сюда?" Тогда он подробно рассказал, как по молитве святого Василия достиг счастья видеть ее во славе, которую она приобрела своей подвижнической жизнью. Григорий стал просить преподобную рассказать ему ради духовной пользы, как она рассталась с телом и мимо клеветников прошла в эту святую обитель. Преподобная отвечала: "Как я могу, дорогое чадо Григорий, рассказать тебе всё? После того, что я в страхе и трепете испытала, я многое забыла, тем более, что видела такие лица и слышала такие голоса, каких не приходилось никогда видеть и слышать в течение всей своей жизни. Что я могу сказать, так это то, что лютая мне встретилась бы смерть за мои неправые дела. совершённые на земле, если бы не молитвы отца нашего Василия. Одни молитвы его сделали мою смерть легкой". После этого преподобная Феодора стала рассказывать, как устрашили ее при кончине множество вдруг явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей жизни и пересматривали их в нетерпении, как будто ожидая с минуты на минуту прихода какого-то судьи. Видя всё это, преподобная пришла в такой трепет и ужас, что вконец изнемогла и в страдании оглядывалась по сторонам, желая увидеть кого-нибудь, кто смог бы отогнать бесов. Находясь в таком мучительном состоянии, преподобная увидела двух Ангелов, ставших по правую сторону от нее. Злые духи тут же отошли дальше. "Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет", - проговорил Ангел. Тогда бесстыдные духи начали вспоминать всё, что святая сделала от юности, словом ли, делом ли, или помышлением. При этом они многое прибавляли от себя, стараясь оклеветать преподобную. Наконец пришла смерть. Она налила чего-то в чашу и поднесла святой испить, а после, взяв нож, отсекла голову. "Ах, чадо мое, - продолжала рассказ преподобная Феодора, - как мне тогда стало горько, горько! В эту-то минуту смерть исторгла мою душу, которая быстро отделилась от тела, подобно тому, как птица быстро отскакивает от руки ловца, если он выпускает ее на свободу". Светозарные Ангелы приняли душу преподобной и начали отходить с ней на Небо, тело же святой осталось лежать на земле, словно сброшенная одежда. Когда святые Ангелы держали душу преподобной, злые духи опять приступили, сказав: "Мы имеем многие ее грехи, отвечайте нам за них". И тогда Ангелы стали вспоминать все добрые дела, которые сотворила святая: ее милосердие, миролюбие, любовь к храму Божию, терпение, смирение, пощение и многие другие подвиги, которые преподобная понесла в жизни. Всё это собрав, они противопоставили грехам добрые дела, которые искупили их. Злые духи заскрежетали зубами, желая похитить святую душу и ввергнуть ее в бездну. В это время внезапно явился своим духом преподобный Василий и сказал святым Ангелам: "Покровители мои, эта душа много мне послужила, успокаивая мою немощь и старость. Я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту". При этом преподобный Василий дал Ангелам какой-то ковчежец, добавив: "Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте ее, взяв из этого ковчежца и отдавая лукавым и злым духам". Отдав ковчежец, святой отошел. Увидев это, злые духи долго оставались в недоумении и безгласными, а потом вдруг, громко воскликнув, завопили: "Горе нам! напрасно мы трудились, следивши за ней, как и где она грешила". Сказав это, они мгновенно исчезли. Затем снова явился преподобный Василий и принес с собой много различных сосудов с ароматами, которые вручил Ангелам. Открывая один сосуд за другим, Ангелы возливали на преподобную Феодору ароматы. Она исполнилась духовного благоухания и почувствовала, что изменилась и стала очень светла. Преподобный Василий сказал: "Покровители мои! Когда всё необходимое совершите над нею, тогда, приведши ее в предуготованную мне от Господа обитель, оставьте ее там". Сказав это, он отошел. Святые Ангелы взяли преподобную Феодору и направились вверх на Небеса, восходя, как бы по воздуху.

И вот на пути внезапно встретилось первое мытарство, которое называется мытарством Празднословия и Сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что преподобная Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Всё это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но Ангелы защитили ее.

Выше находилось мытарство Лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они с яростью начали клеветать на святую, но Ангелы дали им из ковчежца и миновали их без беды.

Когда преподобная достигла третьего мытарства - Осуждения и Клеветы, от злых духов вышел более старый и начал рассказывать, какими дурными словами преподобная оклеветала кого-либо в своей жизни. Много он показывал ложного, но удивительно было, с какой подробностью и точностью запомнили бесы то, что забыла сама преподобная.

Слуги четвертого мытарства - Объядения и Пьянства, словно хищные волки готовы были поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись Богу, ела до обеда и ужина и без меры, нарушала посты. Стараясь вырвать преподобную из рук Ангелов, один из злых духов сказал: "Не ты ли обещала при святом Крещении Господу Богу своему отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит сатане? Дав такой обет, как ты могла совершить то, что ты совершила?" И бесы пересчитали даже все чаши вина, которые выпила преподобная Феодора в течение всей жизни. Когда она сказала: "Да, это было, и это я помню", - Ангелы снова дали часть из ковчежца святого Василия, как это они делали на каждом мытарстве, и отправились дальше.

"Знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по своей смерти?" - спросила преподобная Феодора Ангелов. "Да, они знают, - ответил Ангел, - но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Но горе тем, которые живут небрежно, как будто бессмертные, думая только о благах чрева и гордости. Если внезапно постигнет их смерть, то окончательно погубит, так как они не будут иметь в защиту себя никаких добрых дел; души тех людей темные князья этих мытарств, сильно измучив, отведут в темные места ада и будут держать их до пришествия Христова. Так и ты, Феодора, пострадала бы, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, которые тебя спасли здесь от всего дурного". В такой беседе Ангелы достигли пятого мытарства - Лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, ленящиеся в праздничные дни ходить в храм Божий. Там же испытуется уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о своей душе. Многие оттуда низвергаются в пропасть. Ангелы восполнили недостатки преподобной дарами святого Василия и отправились дальше.

Шестое мытарство - Воровство они прошли свободно. Также и седьмое мытарство - Сребролюбия и Скупости Ангелы прошли без задержки, потому что, по милости Божией, преподобная всегда довольствовалась тем, что давал Бог, и усердно раздавала имеющееся нуждавшимся.

Духи восьмого мытарства - Лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда Ангелы прошли от них, ибо они ничего не имели против преподобной. Девятое мытарство - Неправды и Тщеславия, десятое - Зависти и одиннадцатое - Гордости Ангелы также прошли свободно.

Вскоре на пути встретилось двенадцатое мытарство - Гнева. Старейший из духов, исполненный гнева ярости и гордости, приказал слугам мучить и истязать преподобную. Бесы повторили все подлинные слова преподобной, сказанные ею в гневе, припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала их. На всё это Ангелы ответили, дав из ковчежца.

Словно разбойники, подскочили злые духи тринадцатого мытарства - Злопамятства, но, ничего не найдя в своих записях, горько заплакали. Тогда преподобная осмелилась спросить одного из Ангелов, откуда злые духи знают, кто и что сделал в жизни дурного. Ангел отвечал: "Всякий христианин при святом Крещении приемлет Ангела-хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на всё доброе, который записывает все добрые дела, совершённые этим человеком. С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами людей и их записывает в своей книге. Он записывает все грехи, в которых, как ты видела, испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на Небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в Рай и привести прямо в бездну, в которой злые духи сами живут. И там эти души будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие во Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Тайн Тела и Крови Христа Спасителя, прямо восходят на Небо без всяких препятствий. И святые Ангелы Божии являются защитниками, и святые угодники Божий молятся о спасении душ праведно поживших людей. О злочестивых же и зловерных еретиках, которые не совершают в своей жизни ничего полезного, никто не заботится и в защиту их ничего Ангелы не могут сказать". В четырнадцатом мытарстве - Разбойничества, которого достигли Ангелы, испытывались все, кто кого-нибудь толкнул с гневом, бил по щекам или каким-либо орудием. И это мытарство Ангелы миновали свободно. Внезапно они очутились в пятнадцатом мытарстве - Чародеяння, обаяния (колдовства), отравления, призывания бесов. Здесь находились змееобразные духи, цель существования которых - вводить людей в соблазн и разврат. По благодати Христовой преподобная скоро миновала это мытарство. После этого она спросила, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно еще при жизни загладить грех, чтобы очиститься от него и не мучиться при мытарствах. Ангелы отвечали преподобной Феодоре, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно перед смертью. "Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от духовного отца прощение, - сказала преподобная Феодора, - то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не хотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязают меня за это. Конечно, мне много помогло то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную загробную жизнь. Злые духи, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым всё написанное. И видят это они и знают, что всё записанное ими изглажено, благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек еще жив, то они стараются на этом месте снова вписать какие-либо другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет еще время и для спасения, и для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи - вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся всё высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, а другие - другому и так далее. За такую исповедь они будут наказаны и не мало претерпят при переходе из мытарства в мытарство". Незаметно приблизилось шестнадцатое мытарство - Блуда. Истязатели изумились тому, что святая беспрепятственно достигла их, и когда начали говорить, что она сделала в жизни, дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили и слуги семнадцатого мытарства - Прелюбодеяния. Восемнадцатое мытарство - Содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи и кровосмешения, все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о которых, по слову апостола, стыдно и говорить, преподобная Феодора миновала скоро. Когда поднялись выше, Ангелы сказали ей: "Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы, "помышление сердца человеческого - зло от юности его" (Быт. 8, 21). Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала этих блудных истязателей молитвами отца своего, преподобного Василия. Уже более не увидишь страха". На девятнадцатом мытарстве - Идолослужения и всякой ереси преподобную ни в чем не испытывали. В последнем, двадцатом мытарстве - Немилосердия и Жестокосердия были записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Душу человека, не следовавшего заповеди Божией о милосердии, сбрасывают отсюда в ад и затворяют до общего воскресения. Словно назойливые пчелы, подлетели слуги жестокого беса, но, не найдя ничего в преподобной, отошли.

Радостные Ангелы провели святую сквозь Небесные врата. Когда они вошли внутрь Неба, вода, бывшая над землей, расступилась, а позади снова соединилась. Ликующий сонм Ангелов встретил святую и повел ее к Престолу Божию. Когда они шли, то на них спустились два Божественных облака. На необъяснимой высоте стоял Престол Божий, такой белый, что просвещал всех предстоящих пред ним. "Всё там находится такое, что невозможно ни понять, ни объяснить; ум омрачается недоумением, и память исчезает, и я забыла, где я нахожусь", - так рассказывала преподобная Феодора. Она поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных, и после этого дать покой, где укажет угодник Василий. Когда всё это было ей показано, один из Ангелов сказал: "Знаешь, Феодора, что в мире есть обычай: в 40-й день после смерти оставшиеся в живых творят память по умершим. Так вот, там, на земле, сегодня поминает тебя Василий преподобный". "Итак, - закончила рассказ преподобная Феодора, - теперь, духовное чадо мое Григорий, после 40 дней разлучения моей души с телом я нахожусь в этом месте, которое уготовано для преподобного отца нашего Василия". После этого она провела его по Небесной обители, где Григорий встретил во дворце за трапезой преподобного Василия. Затем святая повела его в сад. Пораженный благами, Григорий стал допытываться о них. Но преподобная Феодора лишь сказала, что всё это неземное, но достается тому, кто в земной жизни переносит много скорбей и напастей, кто оберегает заповеди Господни и в точности выполняет их. Когда преподобная Феодора сказала, что жизнь на Небе отличается от жизни земной, Григорий невольно осязал себя, желая узнать, во плоти ли он еще. Дух его был радостен, чувства и помыслы чисты. Он захотел вернуться из сада, который ему показывала преподобная, во дворец. Когда они вернулись, за трапезой никого не было. Поклонившись преподобной Феодоре, Григорий вернулся домой, и в это самое мгновение, проснулся и стал размышлять, где он был и что было всё то, что он слышал и видел. Он боялся, не бесовское ли это наваждение, и пришел к учителю. Тогда преподобный Василий сам рассказал то, что видел Григорий, и просил его записать всё виденное и слышанное на пользу ближних.

Церковь почитает память двенадцати святых жен, подвизавшихся в мужском образе в мужских монастырях . Одна из них - преподобная Феодора.

Эта святая жила в Александрии около 472 года, при императоре Зиноне. Она была замужем за уважаемым и благочестивым человеком по имени Пафнутий. Однажды, поддавшись диавольскому искушению, Феодора совершила прелюбодеяние. Грех немедленно заставил ее жестоко страдать от мук совести. Феодора не решилась вернуться домой и пошла в соседний монастырь, где попросила игуменью открыть Евангелие и прочитать наугад. Услышав слова: «Что я написал, то написал» (Ин. 19: 22) и поняв, что грех ее известен Богу, она возымела горячее желание как можно быстрее принести покаяние.

Феодора переменила одежду на мужскую и отправилась в мужскую обитель, расположенную примерно в двадцати семи километрах от Александрии. Там, назвав себя Феодором, она попросила принять ее в послушники. Игумен монастыря решил, что перед ним евнух, и, видя пламенное желание вступить на путь покаяния, немедленно принял Феодору и постриг в монахи.

В течение восьми лет блаженная с чрезвычайным усердием предавалась монашеским подвигам, брала на себя самые тяжелые работы, а ночи проводила в слезах, горячо моля Господа, чтобы Он простил ее грех и вернул благодать целомудрия.

Однажды ее отправили в Александрию за маслом. Там она встретила своего супруга, искавшего ее все это время. Но подвижнические труды настолько изменили облик Феодоры, что муж не узнал жену. После этой встречи Феодора удвоила подвиги и стала вкушать пищу только раз в неделю. Так, поднявшись над естеством и полностью предавшись молитве и покаянию, она получила столь великую милость от Господа, что стала творить чудеса.

Безупречная жизнь Феодоры вызывала у всех восхищение. Только диавол трепетал от ярости, видя, что жертва ускользает от него. Этот ненасытный враг всего благого не желал сдаваться. Он внушил некоторым завистливым монахам мысль распространить клевету, будто молодой Феодор вступил в порочную связь с некоей женщиной из соседней деревни. Завистники даже принесли к дверям монастыря младенца. Феодора ничего не отвечала на обвинения, не желая открывать истину о себе и полагая, что испытание послано ей Господом в наказание. И ее изгнали из монастыря.

Вместе с ребенком, будто со своим, она поселилась неподалеку, в маленькой хижине, где жила в крайней нужде, претерпевая и зимний холод, и летнюю жару и мужественно борясь с бесчисленными диавольскими искушениями.

Через семь лет игумен разрешил ей вернуться в монастырь. Но Феодора и не думала отдыхать от трудов: она ужесточила бдения, посты и молитвы и стала еще более послушна и терпелива, чем раньше. Взяв с собой ребенка, она учила его евангельским добродетелям и непрестанной молитве.

По прошествии некоторого времени, дав ему последние наставления, как своему истинному сыну в Духе, преподобная почила в мире. В момент ее смерти игумену было видение, как некая жена в сияющих одеждах поднимается на небеса и вступает в хор праведников и святых. Тогда все со слезами признали свое заблуждение и восславили Господа, сотворившего среди них столь великое чудо.

И действительно, чтобы исцелиться от страсти, Феодора не только поборола бесчисленные телесные искушения, тайно живя среди мужчин, но, укрепляемая благодатью, даже превзошла сподвижников в монашеских трудах. Обладая телом, преподобная достигла ангельского бесстрастия и чистоты.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


Это прпп. Евфросиния-Смарагд (память 25 сентября), Пелагия (память 8 октября), Афанасия (память 9 октября), Анна-Евфимиан (память 29 октября), Евфросиния Младшая (память 8 ноября), Матрона-Вавила (память 9 ноября), Сусанна-Иоанн (память 15 декабря), Евгения (память 24 декабря), Аполлинария-Дорофей (память 4 января), Мария-Марин (память 12 февраля) и Анастасия Патрикия (память 10 марта).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»