Зачем иаков боролся с богом. Предсказания об Израиле, которым не суждено сбыться. Иаков, сын Исаака

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
В герменевтике борьба Иакова с Ангелом признается всеми эгзегетами одним из самых трудных мест Писания и толкования на эти стихи довольно разнообразны. Как это бороться с Богом? Как это Бог не мог одолеть?
Этот эпизод из жизни Иакова нужно рассматривать в контексте с первым сном. Начало - конец. Первый сон, это обетование Божие, данное Иакову в начале его пути исправления. Начало его обновления начинается со сна, где он видит Лестницу до Небес и получает обетование от Самого Бога. Господь говоря Иакову - «Я дам тебе»; «и благословятся в тебе»; «возвращу тебя в сию землю» (Быт. 28:13-15), как бы ставит «планку», преодолев которую Божьи обещания становятся благословением.
Второй сон можно назвать заключительным, в конце самой трудной и важной части его жизненного пути. В его исправлении из лентяя (не даром Исаак любил Исава зверолова) и мошенника в совершенно нового человека.
По завершении этого становления, Господь в видении показывает Иакову прохождение этого пути, которое в Писание названо борьбой и которая проходит по «честному», один на один, никто не может помочь и заменить тебя в этой борьбе: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари» [Быт.32:24]. Исправление, это труд, своего рода борьба: «Царство Небесное силою берется» [Мф.11:12]. Ночь, это время труда, пока шла борьба со своими страстями была «ночь», до наступления победы - появления зари.
Прошло двадцать лет, с начала первого сна. Двадцать лет уничижения и обмана, которые он смиренно переносил от своего дяди Лавана. Это была борьба, прежде всего с самим собой. «Планку», поставленную Господом, Иаков с честью преодолел. Он победил себя, переродился в нового человека и в подтверждении этому Господь дает ему новое имя Израиль - Бога Зрящий (Ин. Златоуст).
Господь, как в кино, наглядно показал Иакову прошедшею в борьбе его жизнь, которая начинается с обмана, заканчивается триумфом, конечно не над Богом, а над собой, той высокой задачей, победа которой возвела его в ранг патриарха.
В спорте можно видеть похожую борьбу. Тренер для своего подопечного и бог и царь. Чтобы чего-то добиться, стать чемпионом, нужно вести борьбу. С кем? С самим собой и тренером, который на данный отрезок времени, становится для своего любимого воспитанника «врагом» номер один, с которым не договоришься. Тренер, постоянно увеличивая нагрузку своему ставленнику, в прямом смысле борется с ним, добиваясь от него намеченного результата. Способный спортсмен, поставивший себе цель, подчиняясь воле своего наставника, борется (образно) с тренером. В дальнейшем, если настоящий борец становится олимпийским чемпионом, то можно сказать, что тренер его не «одолел», поставленная цель была достигнута. «Проигрыш» тренера можно назвать и его победой: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» .
Бог грамотный Тренер, в Своей борьбе с человеком, правильнее сказать, воспитании человека, никогда не перегнет палку; «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» [Мф.12:20].
Борьба бывшая в духе, заканчивается хромотой, как следствием. Повреждение сустава, это знак того что видение Иакова, было от Бога, а не просто сон навеянный переживанием предстоящей встречей с Исавом. Митрополит Филарет (Дроздов) пишет: «Борьба Божия, по–видимому, долженствовала происходить в духе, но борьба Иакова, сопровождавшаяся хроманием, кажется действием телесным. Дабы взаимно согласить сии понятия, должно признать начало действия в духе, а в теле - следствие».
Новое имя - это символ нового рождения человека: «И сказал (Господь): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» [Быт.32:28]. Такое мы видим и сейчас. В чине монашеского пострига объявляется о смерти прежнего человека, о чем свидетельствует сопутствующая смена имени. Апостол Павел призывает христиан «совлечься ветхого человека и облечься в человека нового» (Кол.3:9-10). Слова монах мы не найдем ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, чин монашества не является библейским по своей сути и был привнесен в христианство уже после написания Библии. Но прообраз монашества пророчески прослеживается в деталях; как смена имени, назорейство, отшельничество.
Тогда почему, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова [Мф.22:32], не меняет имени Исааку? Исааку, согласно раввинской традиции, во время жертвоприношения его Авраамом, было 37 лет, вопреки распространённым представлениям о нём, как об отроке. Раввины предположили также, что причиной смерти Сарры послужило известие о планируемом принесении Исаака в жертву (Википедия). Даже, если бы Исаак был отроком, он мог оказать достойное сопротивление отцу, если бы его желанием, не совпадало с желанием Авраама - безоговорочному подчинению Богу. Но он ни чем не показал своего неповиновения. Ему не надо было менять имя, как и самому не надо было облекаться в нового человека. Он был достойным прообразом Господа нашего Иисуса Христа.

Вы когда-нибудь слышали о борцовском поединке к человеком и ангелом? Насколько нам известно, он состоялся лишь однажды в истории человечества. Детали этой древней истории, записанной в 32й главе Книги Бытие, приобретут вскоре огромное значение, когда мы будем изучать тему «Израиль и библейские пророчества».

Авраам жил около 4 000 лет тому назад. Мы знаем, что у него родился сын по имени Исаак, а у Исаака родился сын, Иаков. Именно Иаков боролся с ангелом. Результатом этого поединка стало то, что ангел дал Иакову новое имя, Израиль. Чтобы понять причину этого странного столкновения и его важное значение для нас сегодня, мы должны прежде исследовать историю Исаака, Ревекки, Исава и Иакова, о которой идет речь в 27й главе Книги Бытие.

«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его», он решил благословить перед смертью Исава, своего первенца (Быт. 27:1-4). Но прежде он послал Исава поохотиться на поле и приготовить ему вкусное блюдо из дичи. У жены Исаака, Ревекки, были другие планы. Пони­мая, какое большое значение для первенца имеет послед­нее отцовское благословение, она захотела, чтобы его по­лучил их младший сын, Иаков, который больше стремился к духовности, нежели старший брат. Пока Исав охотился в поле, Ревекка быстро приготовила любимое блюдо своего мужа и убедила Иакова отнести кушанье Исааку, притво­рившись Исавом (см. Быт. 27:5- 17).

Поступив так, как велела мать, Иаков солгал отцу, ска­зав: «Я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя»(ст. 19). Когда Исаак поинтересовался, как ему удалось так быстро убить животное, Иаков снова солгал, сказав: «Потому что Господь, Бог твой, послал мне на­встречу» (ст. 20. Исаак подозрительно спросил: «Ты ли сын мой Исав?» Тогда Иаков солгал в третий раз, ответив: «Я» (ст. 24). В конце концов Исаак поверил в этот обман и благословил Иакова как первенца (ст. 25-29).

Вскоре после этого Исав вернулся с охоты, и тогда Иса­ак понял, что его обманули. Он сказал Исаву: «Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое» (ст. 35). После этого «возненавидел Исав Иакова» и сказал в сердце своем: «Я убью Иакова, брата моего» (ст. 41). Од­нако, Ревекка узнала о намерении Исава и отослала Иако­ва к своим родственникам в дальнюю страну, где он про­был 20 лет (см. Быт. 27:43; 31:41). Иаков так больше и не увидел свою мать.

В 32й главе Книги Бытие описывается, что случилось с Иаковом через 20 лет, когда он возвращался домой. Нахо­дясь в середине большого каравана домочадцев и слуг, Иаков отправил впереди себя вестников, чтобы сообщить Исаву о своем приходе. Когда эти люди вернулись и сообщи­ли, что Исав идет навстречу к ним с 400 воинами, сердце Иа­кова затрепетало от страха. Он глубоко осознал свою вину за прошлый грех обмана и тревожился за свою семью. Поэтому Иаков «встал в ту ночь», «и остался Иаков один», умолять Бога о прощении и избавлении (Быт. 32:22, 24).

«И боролся Некто с ним до появления зари» (ст. 24) В Ос. 12:4 говорится о том, что этот «некто» на самом деле был ангелом. Полагая что это может быть его разгневанный брат Исав, Иаков всю ночь сражался за свою жизнь. На рассвете могущественный Незнакомец открыл Себя не как враг, а как Посланец неба. Он коснулся бедра Иакова; «и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (ст. 25).

Внезапно Иаков осознал, что этот могущественный Муж, возможно, является его единственной надеждой! В своей беспомощности и сокрушении духа он ухватился за Него со словами: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Его небесный противник спросил: «Как имя твое?»

«Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (ст. 26-28).

Это первый случай употребления имени Израиль в Библии. Из контекста вытекает его глубокий духовный смысл. В начале Израиль было особым именем, которым Ангел Божий назвал одного человека, Иакова. В библейские вре­мена имена людей значили больше, чем сегодня; они часто содержали в себе описание человеческих характеров. Бук­вальное значение имени Иаков - «обманщик» или «плут». Когда Исав узнал о том, что Иаков виновен в грехе обмана, он сказал Исааку: «Не потому ли дано ему имя; Иаков?» (Быт. 27:36). Таким образом, имя Иаков содер­жало в себе описание характера и греха этого человека. Ко­гда ангел спросил: «Как имя твое?» - Он уже знал ответ, однако хотел, чтобы Иаков назвал свое имя, что символи­зировало бы смиренное исповедание им греха и отречение от него. Иаков прошел испытание, покаялся и возложи, свое упование исключительно на Божью милость.

Ответ Господа: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Из­раиль» - показал, что Бог даровал ему новый характер! Таким образом, имя Израиль было духовным именем, сим­волизировавшим духовную победу Иакова над прошлым грехом обмана. Другими словами, человек Иаков стал те­перь духовным Израилем. Как мы вскоре увидим, эта исти­на о духовном Израиле приобретет огромное значение, ко­гда мы будем изучать тему Израиля в библейских пророчествах.

У Израиля было 12 сыновей, «которые вошли в Египет» (Исх. 1:1-5). Одному сыну, Иосифу, часто снились сны (см. Быт. 37). Несколько позже я вернусь к этой мысли. Сыны Израилевы умножились в Египте и были насильно превращены в рабов до времени Моисея. Затем Бог сказал Моисею: «Скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой отпусти сына Моего»(Исх. 4:22, 23). Здесь мы видим важное развитие библейской мысли. Значение имени Израиль расширяется. Теперь оно относится не только к Иакову, но также и к его потомкам. Целый народ назван именем Израиль. Таким образом, имя Израиль сначала было присвоено человеку победите­лю, а потом всему народу. Бог хотел, чтобы этот народ, Из­раиль, через веру в Него одерживал такие же победы, как Иаков. Бог назвал эту новую нацию, Израиль, своим сыном и первенцем. Помните об этом, потому что это очень важно для нашего дальнейшего исследования.

Следующий абзац включает в себя короткие фразы об израильской нации, которые поначалу могут показаться вам сухими. Но если полить сухое семя, могут произойти удивительные вещи. Если мы обратимся к Новому Завету, то эти небольшие семена фразы вскоре прорастут, и пре­вратятся в величавые деревья. Обратите на них особое внимание.

Израиль был назван «виноградной лозой, которую Бог перенес «из Египта» (Пс. 79:9). Бог сказал: «А ты, Изра­иль, раб Мой... семя Авраама» (Ис. 41:8). Бог также говорил об «избранном» Своем Израиле в Ис. 45:4. И еще Е сказал через пророка Исайю: «Вот, Отрок Мой, К Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народа. суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах/Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по не тине» (Ис, 42:1 -3). Не забывайте, что все эти слова первоначально относились к израильскому народу.

Примерно в 800 году до Р. X. Господь сказал через пророка Осию: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). Однако к этому времени народ израильский, некогда возлюбленный Богом перестал соответствовать духовному значению своего имени. Израильтяне не одерживали побед в своей жизни, н Бог с грустью сказал о них; «Приносил жертву Ваалам и кади ли истуканам К Ос11:2). Teм не менее у Бога был особый план. Его слова: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» приобретут особое значение, когда мы во второй главе обратимся к Новому Завету.

Один из моих вопросов о Иакове. Что это за бог который не смог победить человека и боится лучей солнца?! =Э. К-К.

Атеисты и язычники всё в Библии понимают буквально, но сказано:"...буква убивает, а дух животворит" (2 Кор.3,6.). При духовном прочтении открываются совершенно иные грани событий.

Борьба Иакова с Ангелом (БОГОМ).

"И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. (В современном переводе: ибо ты боролся с Богом и с людьми и не был побеждён) Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова". (Быт.32,22-32)

Борьба БОГА (в образе Ангела) с Иаковом, за исключением момента, когда Ангел дотронулся до бедра Иакова, проходила не на телесном уровне (в этом не было смысла, ибо лёгкое касание Ангела способно было нанести увечье Исааку). И хотя именно так изображают этот эпизод - как напряжённую физическую борьбу Иакова с Ангелом (крепким юношей с крыльями), всё-таки, скорее всего, борьба шла на невидимых уровнях - духовном, душевном и плотском.

Это была борьба с упрямым нежеланием Иакова встретиться со своим братом, перед которым он был виноват, и испросить у него прощения. Но не только. Это - борьба с его недоверием БОГУ, с нежеланием смиренно принять Волю БОЖИЮ, с его упованием не на БОГА, а на хитрость и свои силы, с горделивой уверенностью в том, что он знает лучше БОГА, как надо поступить и как ему спастись.

В своё время Иаков коварством и хитростью лишил своего брата Исава первородства и благословения отца, эти преступления были достойны самого тяжкого наказания. Иаков боялся мести брата. Он испытал панический ужас и животный страх за свою жизнь и жизнь своей семьи, когда нависла угроза их неизбежной встречи. Исав с четырьмя сотнями воинов стремительно приближался к стану Иакова, утром они должны были встретиться лицом к лицу.

Иаков, оставшись один, истово молился о своём спасении и призывал БОГА сделать так, чтобы встреча с братом не состоялась, чтобы Господь задержал Исава, пока Иаков с семьёй, рабами, слугами и скотом не удалится достаточно далеко.
БОГ в образе Ангела явился Иакову и пытался побороть его страх, и убедить Иакова, что он под БОЖИЕЙ защитой, что он должен покаяться перед братом и испросить прощения за грех против него, что ничего плохого Исав с ним и семьёй не сделает, и что бегство его погубит.

Всю ночь Ангел боролся с Иаковом (с его страхами, недостатком веры в защиту БОЖИЮ, с его упрямством и отсутствием смирения перед БОЖЬЕЙ Волей), но всё было напрасно. Иаков молил спасти его, но именно тем способом, каким он, Иаков, считал правильным.

Так и мы, грешные, мало того, что просим у БОГА иногда то, что для нас не полезно, но ещё ставим условия о просимом, часто несовместимые с самой просьбой. Поэтому Ангел иногда отходит нас, оставляя нас с нашими «хотелками».
Верить, значит доверять. Если мы о чём-то важном просим БОГА, то должны быть уверены, что если это полезно, БОГ исполнит нашу просьбу самым наилучшим для нас образом.
Сам ХРИСТОС молился в Гефсиманском саду, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42). Вразуми, Господи, и нас быть смиренными в наших прошениях!

Ангел не мог одолеть панического страха и нежелания встречи Иакова с братом. И Ангел отступил, ибо БОГ не нарушает свободы воли человека. Он сказал Иакову: "Отпусти меня…". Смысл этих слов: "Если ты не слушаешь меня, не доверяешь Моему Слову, зачем ты молишься Мне и удерживаешь Меня своей молитвой? Тогда отпусти Меня, тем более, что взошла заря, и твой брат скоро будет здесь".
БОГ никого не хочет заставлять насильно слушать Себя и не желает принуждать поступать по ЕГО Слову, он дал свободу воли человеку и не нарушает её. Ангел сказал Иакову: "Отпусти меня, ибо взошла заря".
Но Иаков просил и умолял спасти его. Пророк Осия пишет: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:3).

Всеведущему БОГУ были известны намерения Иакова бежать, и ОН знал, что это - верная гибель для него и его семьи, ибо, обнаружив трусливое бегство Иакова, разъярённый Исав бросится за ним в погоню, и, догнав, припомнит ему всё и жестоко отомстит, убив его и его семью. Но Иаков молит о спасении, и единственный способ его спасти – не допустить его бегства.
Чтобы не случилось беды, спасая Иакова от неминуемой смерти, Ангел коснулся бедра Иакова, и повредил ему ногу. И только в этот момент, когда Иаков почувствовал острую боль, он понял, что все планы на бегство рухнули, что единственная его надежда – милосердие, защита и помощь БОЖИЯ. И говорил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Так часто, спасая самонадеянного человека от страшного зла, смерти или преступных замыслов, БОГ попускает внезапную болезнь или какое-либо неприятное событие в жизни человека, и этим спасает его. Более того, человек, видя крушение своих планов и осознав свою немощь, обращает свой взор и свою покаянную молитву к Спасителю, Всемогущему и Милостивому ТВОРЦУ.

Тогда Ангел спрашивает его имя не потому, что не знает, но потому, что вместо имени Иаков (препона) даёт другое – Израиль (боролся с Богом, Бог борется) и благословляет его, как потомка Авраама.

(Господь БОГ, назвав Иакова Израилем (богоборцем), как бы предсказал народу Израиля судьбу богоборца. Действительно, в дальнейшем народ Израиля (в лице книжников, фарисеев и их приверженцев) ожесточённо боролся с БОГОМ-ХРИСТОМ и требовал ЕГО распятия:
"Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие." (Мф.27:22-26).
Возмездие постигло народ Израиля, когда, через некоторое время, римляне истребили израильтян и детей их, был также разрушен Иерусалим и Иерусалимский Храм, единственный, где иудеи могут приносить жертвоприношения БОГУ. Что это, как ни кара БОЖИЯ?!
Современный иудаизм также отвергает ХРИСТА-БОГА, то есть борьба с БОГОМ(ХРИСТОМ) продолжается. В наше время Иерусалим разделён между иудеями и арабами, у Израиля пока нет никакой возможности восстановить свой Храм, поскольку на его месте построена мечеть. Не следствие ли это богоборчества с БОГОМ-ХРИСТОМ?!)

Как мы знаем, встреча братьев, как и обещал Ангел, закончилась для Иакова самым благоприятным образом, Исав его простил. «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. … пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]» (Быт.33,1-4).

И, всё-таки, остался в сердце Иакова страх и боязнь переменчивого и воинственного характера Исава. И, продолжая молиться о своём спасении, он, всё-таки, бежал от своего брата, упросив, чтобы Исав не ждал его, и пообещав, что последует за ним. БОГ попустил это бегство, зная, что после их примирения жизни Иакова уже ничего не угрожает.
Об этом в Библии сказано так: (Иаков сказал, обращаясь к брату) «пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. … И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. А Иаков двинулся в Сокхоф…» (Быт.33,14-17).

Мы не знаем, когда понял Иаков, что с ним в образе Ангела боролся Сам БОГ - в тот ли момент, когда Ангел прикосновением повредил его бедро, и Яков стал просить у БОГА благословения? Или тогда, когда Ангел не назвал своего имени. Известно, что Ангел БОЖИЙ (БОГ) не открывает своего имени людям. Только Моисею однажды ОН назвал Себя - ЯХВЕ, и это имя означает – Я ЕСТЬ, Я есть СУЩИЙ.
И говорил Иаков: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».

Другие трактовки этого весьма трудного для анализа эпизода из Библии можно посмотреть в Инете.

Свт. Амвросий Медиоланский

Итак, Иаков, который очистил свое сердце от всякой вражды и имел в себе чувство миролюбия, после того как оставил все свое, остался один и боролся с Богом. Ведь всякий, кто пренебрегает мирским, приступает к образу и подобию Божию. Что же значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие? И поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, коснувшись состава бедра его , - в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что солнце взошло (ср. Быт. 32:31) для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и Солнце правды (т.е. Христос; ср. Мал. 4:2) для того, кто знает Бога, ибо Он - Свет вечный.

Об Иакове и блаженной жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 24-25 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним

Велико человеколюбие Господне! Так как намеревался идти на встречу брату, то дабы он самым делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, (Господь) в образе человека вступает в борьбу с праведником, затем, видя себя побеждаемым, крепко взял, сказано, за «широту стегна его» . А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения. Когда Он крепко взял, сказано, за «широту стегна, отерпе широта стегна Иаковля, егда боряшеся с ним» .

Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.

Свт. Кесарий Арелатский

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари

И вот Иаков пришел к Иордану, где, переправив все свое имущество, он остался один, и боролся Некто с ним до появления зари . В этой борьбе Иаков был прообразом народа евреев; ангел же, с которым он боролся, был образом нашего Господа и Спасителя. Иаков боролся с ангелом, потому что народ евреев будет бороться с Христом до самой смерти Его. Но не все евреи, как мы уже говорили, не поверили в Христа; значительная часть их, как мы можем прочитать, уверовала в Его имя, и потому ангел коснулся состава бедра его , и он начал хромать. Та нога, на которую он стал хромать, представляет евреев, которые не поверили в Христа; нога же, оставшаяся неповрежденной, обозначает принявших Христа Господа. Наконец, обратите внимание на то, что Иаков в этом состязании и победу одерживал, и требовал благословения. Когда ангел сказал ему: отпусти Меня , Иаков ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня . Тем, что Иаков одерживал верх, показываются евреи, которые будут преследовать Христа; тем же, что он испрашивает благословения, преобразуются те, кто уверует в Христа Господа. Что же ангел ответил ему? - Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь . Это исполнилось тогда, когда народ евреев распял Христа Господа. Отпусти Меня, ибо взошла заря , - говорил ангел. Это - прообраз воскресения Господа, ибо Господь, как вы очень хорошо знаете, воскрес до зари (ср. Мк. 16:2 ; Лк. 24:1 ; Ин. 20:1).

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

Свт. Филарет (Дроздов)

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари

И остался Иаков один . Или для того, чтобы последнему явиться пред лице Исава, или для молитвы.

Тогда Некто боролся с ним и проч. Сие действие борьбы некоторые почитают только сновидением Иакова, поелику невероятным кажется то, что он, будучи один, ночью, неизвестного принял мышцами, а не мечом или луком; поелику он не был уже в возрасте крепости телесной, имел около ста лет от рождения; поелику Моисей не показывает, чему бы служила борьба; и, наконец, поелику борьба человека с Ангелом кажется странностью, особенно тогда, как Ангелы посланы были охранять сего человека, а не нападать на него. Но сии недоумения или ничтожны в себе самих, или могут быть противоположены сновидению так же, как и действительному событию. Моисей описывает не сновидение, а событие; и делаемое некоторыми сравнение сего повествования с повествованием о супружестве (Ос. 1:2 , сл.) ни к чему не служит, потому что и в сем последнем случае не с большею основательностью превращают событие в сновидение. Лицу, боровшемуся с Иаковом, даются имена: муж (некто), Бог, Ангел (Быт. 32:24 , , ; Ос. 12:3-4) . Под сими наименованиями находят или думают находить некоторые из древних (Ргос. in h. I) злого духа, облеченного зраком Исава, - нелепость, которая без труда обличается из наименований противоборца, и прошения от него благословения; Р. Саломон - Ангела-хранителя Исавова; Ориген - Ангела, который вспомоществовал Иакову к борьбе против злого духа (L. III). Писатель некоторой древней еврейской книги, приводимый Оригеном (Tom. I. in hom. II. in Num.), - Ангела Уриила, который с Ангелом Израилем, вошедшим в Иакова, препирался, дабы самому соединиться с лицем сего патриарха; Августин (De civ. Dei, L XVI, с. 39. et Quaest. in Gen. CIV) - Ангела, как и вообще в видениях Ветхого Завета; Иустин (Dial, cum Tripb.), Климент (Paedag. L. I), Тертуллиан (Contra Praxeam), Афанасий (De Trin. L. IV, et V), Златоуст (rat. Cont Arian. Ill), Иларий (in Act. Apost, с. VII), Феодорит (m Gen. Quaest. XCII) - Сына Божия. Сие последнее мнение подтверждается тем, что лице Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела (Мал. 3:1) . Напрасно противополагают, что принятие образа человеческого для борьбы с человеком унизительно для Божества: Премудрость Божия не унижается же, когда исповедует сама, что она некогда играла на земном круге, и забавы ее были с сынами человеческими (Притч. 8:31) . Понятие о состоянии уничижения в вочеловечении Сына Божия (Фил. 2:7) также не исключает предварительных явлений Его в образе человека, которые и относятся к вочеловечению в предопределении.

Как могло статься то, что Бог в образе человека вступил в борьбу с человеком, сие может быть изъяснено из древних восточных обычаев, поелику Бог, дабы вразумительнее беседовать с человеком, снисходит до применения к обыкновениям его. Приметно, что борьба на востоке, подобно как позже у греков, была в употреблении как дружественное упражнение для испытания и упражнения телесных сил. В обыкновении также были изобразительные (символические) действия, которые для выражения мыслей и чувствований соединяемы были с словами, так что действия сообщали силу словам, а слова - ясность действиям (3 Цар. 22:11 ; 4 Цар. 13:18 ; Иер. 27:2 , , ; Иез. 4:5) . Таким образом, действие борьбы употреблено для того, чтобы дать больший вес и силу словам обещания: если и с человеками бороться будешь одолеешь .

Борьба Божия, по-видимому, долженствовала происходить в духе, но борьба Иакова, сопровождавшаяся хроманием, кажется действием телесным. Дабы взаимно согласить сии понятия, должно признать начало действия в духе, а в теле - следствие.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 24-26 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня

Ст. 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь

В ту же ночь явился Иакову Ангел и боряшеся с ним . Иаков преодолел Ангела, но и сам был преодолен Ангелом, чтобы дознать чрез сие, сколь он бессилен и насколько силен. Бессилен потому, что, когда Ангел прикоснуся… стегну (бедру) его , вышло оно с места своего. И силен, потому что Ангел рече ему: пусти мя. Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил: взыде бо заря . И Иаков просил у него благословения, потому что боролись они друг с другом по любви. И Ангел благословил Иакова, показывая этим, что не гневается он на того, кто противостал ему, будучи человеком перстным. Так Бог исполнил все, о чем дал обетование Иакову. Ибо обогатил его, извел его и шел с ним, как обещал ему; избавил его от Лавана и спас от брата Исава. Впрочем, Иаков, давший обет Богу при исшествии своем отдавать десятину, собрал ее, но в страхе послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему. И тот, кто укрепился с Ангелом, который есть огонь, стоит теперь пред Исавом хромой, хотя и не чувствует боли.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Прп. Гавриил (Ургебадзе)

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари

Почему боролся Иаков с Богом? Бог ведь за секунду мог уничтожить его? Почему допустил Господь борьбу с Иаковом? Господь желал благословить Иакова. Если бы не боролись, не благословил бы; так как когда слабый сильного коснется - кто-то скажет: этот слабый такой сильный, потому что сильного коснулся. За то, что коснулся Бога, у Иакова нога вывихнулась (под борьбой еще молитва подразумевается).

Малхаз Джинория: Ваша жизнь - это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нем.

Лопухин А.П.

Ст. 24-29 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там

Иаков борется с Ангелом

Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (Ос. 12:3–4) , был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира - Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного - Ангела Сущего, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (Быт. 48:16).

Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова (Ос. 12:3 , beono , «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом Божиим «и превозмог, но плакал и умолял Его» (Ос. 12:4) . Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея - в просьбе Иакова благословить его (ст. 26) .

По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, - всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (гл. 15) , в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.

Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25 ; Евр. 25–26) - сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus ) и хромоты его вследствие того (ст. 25, . Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26) . Но Ангел Господень - применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).

Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью - «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» - по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», - по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), - путем постоянства подвига молитвы (ср. Евр. 5:7) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя.

По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29 прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», - сходная с Суд. 13:18 , подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.

Толковая Библия.

В 1994 году по просьбе Ирины Аллегровой Игорь Крутой написал музыку на знаменитое стихотворение М. Цветаевой “Я тебя отвоюю…”. Оно сразу же стало хитом, но далеко не каждый из слушателей смог оценить глубинный смысл произведения знаменитой поэтессы серебряного века. В частности, у многих из тех, кто плохо знаком с Библией, возник вопрос: "А с кем Иаков стоял в ночи?” Ведь в Ветхом и Новом Заветах упоминается несколько личностей с таким именем. Так кого же имела в виду Цветаева, и с кем патриарх, от которого произошли 12 колен народа Израиля, общался под покровом тьмы?

Иаков, сын Исаака

Первое упоминание человека с таким именем встречается в точнее в Книге Бытия. Там Иаков представлен как младший из братьев-близнецов, родившихся у патриарха Исаака от его супруги Ревекки. С помощью матери ему удалось обмануть полуослепшего отца и получить у него благословение на первородство. За свой поступок он расплачивался всю свою жизнь. В частности, опасаясь мести брата, Иаков бежал в Харран, где женился на двух сестрах, отслужив за них 14 лет. Они, а также служанки Зелфа и Валла, родили ему в общей сложности тринадцать детей. Когда Иаков вернулся из добровольного изгнания, его единственную дочь обесчестил царь Сихема. Ее братья в ответ на такое оскорбление устроили резню и отомстили жителям города.

С кем Иаков стоял в ночи

Прошли годы. Однажды Иаков не мог уснуть ночью, размышляя о злоключениях, выпавших на его долю. Вдруг перед ним предстал Бог в обличии ангела. Находясь на грани отчаяния, патриарх стал бороться с посланцем высших сил, до самого рассвета требуя благословения. Схватка была беспощадной, и ангел даже нанес ему рану в бедро. Однако рвение Иакова было оценено Богом, и он не только благословил его, но и даровал способность “одолевать человеков”. Кроме того, ангел присвоил ему новое имя — Израиль, означающее “борющийся с Богом”. Оно должно было напоминать о том, с кем и за что боролся Иаков в ночи. С этого времени жизнь Израиля изменилась: он вернулся в отчий дом, получил прощение отца и присутствовал на его похоронах. Даже продажа в рабство его любимого сына Иосифа своими же братьями в конечном итоге обернулась для Иакова триумфом, так как тот занял важный пост в Египте и, призвав отца и родственников под свое крыло, отвел им для проживания богатый округ Гесем.

Таким образом, библейская история, связанная с именем патриарха Израиля, может вызвать удивление. Ведь тот, с кем Иаков стоял в ночи и боролся, был сам Всевышний, а в Новом Завете, да и в Старом также, постоянно повторяется призыв повиноваться воле Господа беспрекословно.

Сын Заведея

В Новом Завете имя Иаков встречается неоднократно. Так, Иисус знакомится с тремя рыбаками — Заведеем и его сыновьями, Иаковом и Иоанном. Впоследствии молодые люди становятся апостолами, и первый из них именуется Старшим, чтобы отличить его от других последователей Спасителя с тем же именем. О том, насколько Иаков, сын Заведея, был близок Христу, свидетельствует тот факт, что он входил в число трех учеников, ставших свидетелями Преображения Господня. Что касается его деяний после вознесения Спасителя на небеса, то известно, что он участвовал в организации первых христианских общин. А погиб апостол Иаков в 44 году, будучи умерщвленным царем Агриппой Первым.

Сын Алафея

Вторым апостолом с именем Иаков является брат Евангелиста Матвея. Его называют по имени отца Алафеевым, и в мирской жизни он был мытарем. Его служение во славу Христа заключалось в наставлении на путь истинный язычников, и именно с этой целью он отправился вместе с апостолом Андреем Первозванным в Эддесу, а затем проповедовал в Газе.

Иаков - брат Господень

Еще один персонаж Библии с таким именем — это сын Иосифа, с которым была обручена Дева Мария. В церковной традиции его принято называть Меньшим апостолом Иаковом, и он считается братом Христа по плоти. В детстве он сопровождал Марию, Иосифа и младенца Иисуса во время бегства в Египет, а впоследствии стал первым иерархом Иерусалима. Кроме того, известно послание Иакова, в котором он пишет о том, как получить мудрость, и о радости в перенесении искушений. Ему же принадлежит известная фраза “Вера без дел мертва”, которая относится к числу наиболее цитируемых истин, приведенных в Библии.

Сохранились свидетельства о трагической кончине святого Иакова, сына Иосифа. В частности, известно, что примерно в 63 году, на книжники и фарисеи решили дискредитировать Христа в глазах народа и попросили его, уже престарелого, брата взобраться на кровлю храма и объяснить людям, что Иисус - обычный человек и не является спасителем. Иаков взошел туда, куда ему указали, и без страха вещал с высоты правду. За это его столкнули вниз и забили камнями, причем до последней секунды он молился и прославлял Господа.

Теперь вы знаете, с кем Иаков стоял в ночи. И, возможно, песня, которую двадцать лет назад написал на стихи Марины Цветаевой Игорь Крутой, для вас приобретет совсем иной смысл.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»