Японские бронеавтомобили второй мировой. Японская Бронетехника во Второй Мировой Войне. САУ на базе танка «Чи-Ха»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Японские легкие танки

Одним из первых серийных японских танков был «тип 89», аналог британского «Виккерс» mk С, единственный образец которого Япония купила в 1927 году.

Первым японским легким танком был экспериментальный танк №2 «тип 89» массой 9800 кг и с экипажем из четырех человек. В башне, расположенной в передней части корпуса, были установлены 37-мм (по другим данным, 57-мм) пушка и два 6,5-мм пулемета. Прототип был построен в 1929 году, но вскоре стало ясно, что он больше подходит для решения задач, свойственных средним танкам. Первым серийным образцом стал легкий танк «тип 95». Его улучшенная версия «тип 98» (KE-NI) поступила на вооружение в 1942 году. Но к этому времени эпоха легких танков уже прошла. Единственным местом, где они могли еще себя проявить, был Китай Легкий танк «тип 2» (КЕ-ТО) был аналогичен танку «тип 98», вооружен 37-мм пушкой и только одним 7,7-мм пулеметом, а толщина брони составляла 6~1б мм. Начиная с 1944 года было построено несколько таких машин. На базе «тип 95» также были построены легкие танки «тип 3» (KE-RI) и «тип 4» (KE-NU)

На танке «тип 3» была установлена 57-мм пушка, а на «тип 4» - башня с пушкой от среднего танка «тип 97». «Тип 3» весил 7400 кг и показал себя непрактичным в связи с малым внутренним объемом башни, «тип 4» был очень громоздким и весил 8400 кг.

Легкий танк «тип 5» (КЕ-НО) был разработан в 1942 году и в ходе испытаний показал отличные результаты, но в серию пойти не успел. Это был танк с экипажем из четырех человек, весом 10 000 кг, толщиной брони 8-20 мм, вооруженный 47-мм пушкой и одним 7,7-мм пулеметом.

«Тип 95» был одним из лучших легких танков, разработанных японцами перед Второй мировой войной. Броневые листы корпуса крепились заклепками и болтами, а башня была клепано-сварной.

Легкий танк «тип 95»

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни.

Легкий танк «тип 95» был разработан в начале 30-х годов XX века по заказу японской армии. Первые два прототипа построила компания «Мицубиси хэви индастриз» в 1934 году. После успешных испытаний в Китае и Японии они пошли в серию и получили производственное обозначение HA-GO и войсковое KE-GO. К моменту завершения производства в 1943 году было построено боле 1100 машин, хотя, по некоторым данным, производство продолжалось до 1945 года.



Конструкция

Корпус и башня были клепаные с толщиной брони от 6 до 14 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок 6,5-мм курсового пулемета «тип 91» (угол горизонтальной наводки 70°), который позднее был заменен на 7,7-мм «тип 97». В башне, расположенной в средней части корпуса с небольшим сдвигом влево, была установлена 37-мм пушка «тип 94», которая могла вести огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Позднее ее заменили пушкой «тип 98» такого же калибра, но с большей начальной скоростью полета снаряда. В задней части башни справа был установлен еще один пулемет. Боекомплект пушки составлял 119 снарядов, пулеметов - 2970 патронов.

К недостаткам этого танка можно было отнести то, что командир танка одновременно являлся заряжающим и наводчиком (это было характерно для многих танков того периода). 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» располагался в силовом отделении в задней части корпуса, а трансмиссия с механической коробкой передач - в передней (четыре передачи переднего хода и одна заднего). В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из четырех сдвоенных опорных катков на резиновом ходу, ведущего колеса переднего расположения и двух поддерживающих роликов. Боевое отделение было обшито изнутри асбестовым полотном для защиты экипажа при движении по пересеченной местности, а также от высоких температур в тропиках и субтропиках. В 1943 году несколько танков «тип 95» были оснащены 57-мм пушками и получили обозначение KE-RI, однако эта версия не получила дальнейшего развития, так как внутри башни стало слишком тесно.

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни. Другой модификацией стал танк KE-NU с башней от среднего танка «тип 97» CHI-HA. «тип 98» KE-NI стал развитием танка «тип 95», однако к моменту прекращения производства в 1943 году было построено лишь около 200 таких машин. На базе танка «тип-95» был создан плавающий танк «тип 2» KA-MI, который широко применялся на ранних этапах Второй мировой войны в зоне Тихого океана наряду с танкетками («тип 92», «тип 94», «тип 97»). В ходе боевых действий в Китае и в начале мировой войны танки «тип 95» действовали достаточно эффективно, но первые бои с американскими танками и противотанковыми орудиями показали, что они безнадежно устарели.

Справа. Танки «тип 95» преодолевают рисовые поля на учениях. Они успешно боролись с пехотой противника, лишенной непосредственной огневой поддержки, пока не встретились с американской армией и морской пехотой в 1943 году.

Внизу. Танк «тип 95» в Маньчжурии. Успешному продвижению японских войск способствовало то, что никто из их противников на ранних этапах войны не обладал значительными танковым силами или противотанковыми средствами.

Средний танк «тип 97»

«Тип 97» являлся, возможно, лучшим японским массовым танком, однако при всех своих преимуществах имел существенный недостаток - слабое артиллерийское вооружение.

В середине 30-х годов были сформулированы требования к среднему танку нового поколения, который должен был сменить устаревший танк «тип 89Б». Фирмой «Мицубиси» был построен один прототип, а на заводе в г. Осака - другой, по заказу Генерального штаба. Прототип фирмы «Мицубиси», более тяжелый и с более мощным двигателем, был выбран за основу и получил обозначение «тип 97» (CHI-HA). До 1942 года было построено примерно 3000 таких танков. Корпус и башня танка были клепаными и имели толщину брони 8-25 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок с 7,7-мм пулеметом «тип 97». Вращающаяся башня была расположена в средней части корпуса с небольшим сдвигом вправо и имела ручной привод. В башне установили

57-мм пушку (угол возвышения от -9° до +11) и 7,7-мм пулемет (в задней части). Боекомплект составлял 120 снарядов для пушки (80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных) и 2350 патронов для пулеметов. 12-цилиндровый дизельный двигатель с воздушным охлаждением располагался в задней части корпуса, а трансмиссия с коробкой передач (четыре вперед и одна назад) - в передней. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из шести двойных об- резиненных опорных катков, ведущего колеса впереди, ленивца сзади и трех поддерживающих роликов. Четыре центральных опорных катка были соединены попарно и установлены на коленчатые рычаги с пружинными стальными амортизаторами.

Аналогичным образом крепились и крайние опорные катки. На момент поступления на вооружение танк «тип 97» соответствовал требованиям времени, за исключением пушки, имевшей малую начальную скорость полета снаряда. Общей чертой всех японских танков того периода был дизельный двигатель, который обеспечивал увеличенный запас хода и сокращал риск возгорания. В 1942 году был создан средний танк «тип 97» (SHINHOTO CHI-HA) с новой башней, оснащенной 47-мм пушкой «тип 97», которая обеспечивала более высокую начальную скорость полета и соответственно более высокие поражающие характери стики снаряда. Кроме того, снаряды от этой пушки подходили и к японским противотанковым орудиям. Ряд других боевых машин был построен с использованием шасси танка «тип 97»: машина разграждения с тралом, самоходные артиллерийские установки (в том числе «тип 38» HO-RO со 150-мм орудием), самоходные зенитные установки (с 20- и 75-мм орудиями), инженерный танк, БРЭМ и танковый мостоукладчик. Эти специальные машины выпускались небольшими сериями. На производственной линии танк «тип 97» сменили средние танки «тип 1» CHI-HE, а затем «Тип 3» CHI-NU (было построено 60 машин). Последними японскими средними танками периода Второй мировой войны стали «тип 4» и «тип 5», но несколько построенных образцов этих хорошо вооруженных машин не успели принять участие в боевых действиях.

Японские легкие и средние танки подходили для действий в условиях Азиатско- Тихоокеанском региона, пока они не столкнулись в 1942 году с более мощными по вооружению и броневой защите танками союзников.

История японского танкостроения

Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских (в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца Второй мировой были основными в танковом парке Японии.

Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»(легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

Современные японские танки

После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

Тип 10 наиболее современный японский основной боевой танк (ОБТ). Данная машина разрабатывалась как более дешевая альтернатива ОБТ Тип 90 путем проведения глубокой модернизации корпуса и ходовой части танка Тип 74 и установке на него башни новой конструкции. Прототип нового танка впервые был продемонстрирован общественности в 2008 году, а в 2010 году начались его поставки в воинские части сил самообороны Японии. Сообщается, что стоимость одного танка составляет порядка 6,5 млн. долларов за штуку. Планируется, что со временем данная боевая машина заменить устаревшие танки Тип 74 и качественно дополнит танковый парк Тип 90.

Первый показ нового танка состоялся 13 февраля 2008 года. Прототип перспективного ОБТ был показан журналистам в городе Сагамихара в исследовательском центре Министерства обороны Японии. Танк Тип 10 вобрал в себя самые современные достижения в области танкостроения последних лет и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов современности. Работы над данной боевой машиной были начаты в начале 2000-х годов, а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. Разработчиком и производителем машины выступает компания Mitsubishi Heavy Industries.

Танк Тип 10 выполнен по классической компоновке, его экипаж состоит из 3-х человек: механик-водитель, размещенный в передней части корпуса, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Данный танк планируется использовать в горных районах страны и на стесненных участках местности. Представленный в городе Сагамихара танк обладает следующими габаритными характеристиками: длина – 9,42 м. (с пушкой вперед), ширина – 3,24 м., высота – 2,3 м. Боевая масса машины составляет 44 тонны, в то время как вес Тип 90 – около 50 тонн (при этом Тип 10 меньше по длине на 380 мм, по ширине на 160 мм). Оба танка имеют одинаковую численность экипажа и оснащены автоматами заряжания. Основное вооружение танка – это 120-мм гладкоствольная пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом, также на танке может устанавливаться 12,7-мм зенитный пулемет.



По своему внешнему облику ОБТ Тип 10 близок к таким современным западным танкам, как Leopard 2A6 или М1А2 Abrams, однако по массе он ближе к российским основным танкам. Новый танк получился достаточно подвижным, он способен развивать скорость по шоссе до 70 км/ч. Как и его предшественники, танк оснащен гидропневматической подвеской, которая позволяет менять клиренс машины и наклонять танк на правый или левый борт. Также обращает на себя внимание сокращение числа катков – по 5 на борт (в сравнении с танком Тип 90), при этом опорные катки сравнительно редко расставлены. В целом по внешнему виду подвески Тип 10 сильно напоминает Тип 74.

Основным вооружением танка Тип 10 является 120-мм гладкоствольная пушка, которая создана компанией Japan Steel Works (данная компания производит 120-мм пушку L44 для танка Тип 90 по лицензии немецкой Rheinmetall). Также на танк возможна установка орудия L55 или нового ствола длиной в 50 калибров. На танке обеспечена совместимость со всеми стандартными натовскими боеприпасами калибра 120-мм. В кормовой нише танка находится новый усовершенствованный автомат заряжания (АЗ). Сообщается, что боекомплект машины состоит из 28 выстрелов, 14 из них находятся в АЗ (на танке Тип 90 боекомплект 40 выстрелов, 18 из них находятся в АЗ). Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета спаренного с пушкой и 12,7-мм зенитного пулемета на крыше башни, который может управляться дистанционно.

На башне танка находится панорамный прибор дневного и ночного видения командира танка, который может достаточно легко интегрироваться с «новой Базовой системой управления полкового уровня» (new Basic Regimental Command & Control System). В сравнении с танком Тип 90, панорамный прицел командира танка был приподнят и смещен правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора. Современная система управления огнем, смонтированная на танке, позволяет вести огонь по стоящим и движущимся целям. Танк оборудован навигационной системой и цифровой системой управления полем боя.



Новый японский танк вобрал в себя самые современные наработки в области создания танков. В частности машина оснащена электронной системой C4I – command, control, communications, computers, and (military) intelligence, которая объединяет в себе возможности наведения, управления, разведки и связи. Данная система позволяет производить автоматический обмен информацией между танками одного подразделения. По заверениям представителей Минобороны Японии, установленная на танке СУО позволяет достаточно эффективно поражать даже мелкие подвижные цели. Данная функция наряду с современной композитной модульной системой бронирования позволит танку Тип 10 одинаково уверено чувствовать себя в бою как с армиями, вооруженными ОБТ, так и с партизанскими формированиями, главным оружием которых являются противотанковые гранатометы. В Японии особенно подчеркивается «антитеррористический» потенциал машины, а также ее способность противостоять различным разновидностям российского РПГ-7.

Защите танка от РПГ во время его разработки было уделено очень большое внимание. Тип 10 оснащен керамической модульной композитной броней, которая аналогична броне немецкого танка Леопарда 2A5. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защиту бортов по сравнению с ОБТ Тип 90 и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Стандартная боевая масса танка – 44 тонны, при применении дополнительных модулей бронирования она может быть доведена до 48 тонн. Помимо этого Тип 10 оборудован автоматической системой пожаротушения (ППО) и системой коллективной защиты (ПАЗ). На башне танка расположены дымовые гранатометы, которые приводятся в действие по сигналу от датчиков лазерного облучения.

Танк обладает высокой подвижностью, что обеспечивается использование мощного дизельного двигателя – 1200 л.с., удельная мощность составляет 27 л.с./т. На танке установлена бесступенчатая трансмиссия, которая позволяет машине развивать скорость в 70 км/ч как вперед, так и назад. Использование гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает проходимость боевой машины, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также данное решение способно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.



Стоит отметить, что если по составу вооружения и скоростным характеристикам новый танк Тип 10 соответствует принятому на вооружение в 1989 году танку Тип 90, то по возможностям СУО и другого установленного электронного оборудования, он должен его превосходить.

В свое время главной претензией японских военных к танку Тип 90 была его очень высокая стоимость – порядка 7,4 млн. долларов, что на 3 млн. долларов больше, чем стоимость американского ОБТ «Абрамс». Также их не совсем устраивали его массогабаритные характеристики, которые препятствовали самостоятельному передвижению танков внутри Японии и их свободной транспортировке железнодорожным транспортом. По причине сравнительно большой массы танка Тип 90 (50 тонн) его передвижение по дорогам за пределами острова Хоккайдо было сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могли выдержать вес данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать вес до 44 тонн, 65% - до 50 тонн и около 40% - до 65 тонн (масса современных западных ОБТ).

Исходя из этого, при разработке нового танка Тип 10 компания Mitsubishi Heavy Industries прислушалась к пожеланиям военных и создала более компактный и дешевый вариант танка. 40-тонный Тип 10 был создан с принятием во внимание ограничений, накладываемых японским транспортным законодательством. Его вес меньше западных ОБТ и на 10 тонн легче своего коллеги Тип 90. В соответствии с японскими законами, которые запрещают использование большегрузных транспортных средств в некоторых районах страны, Тип 90 невозможно было использовать за пределами острова Хоккайдо, за исключением ряда учебных центров. В то же время новый ОБТ Тип 10 можно будет перевозить с использованием самых обычных коммерческих трейлеров.



Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков Тип 10. Первые закупленные танки Тип 10 поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный новыми танками, был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи. Военные эксперты считают, что в перспективе танк Тип 10 может быть выведен на международный рынок вооружений.

Тип 10(МВТ-Х


Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… О закате, который они видели…
О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя
и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты?... Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море.
Там наверху тебя окрестят лохом…



новый японский танк 4-го поколения



Первый японский танк Тип-89 Оцу.

Японское танкостроение всегда на одно поколение отставало от мирового. Такое положение было и в годы войны, и в послевоенные годы, и даже в те времена, когда Япония была флагманом научно-технической революции. И вот недавно японцы решили вырваться вперёд и первыми в мире создать основой боевой танк четвертого поколения. Танк получил индекс Тип-10 .



Дело в том, что в 2004 году впервые за все послевоенное время Япония отказалась от концепции, основанной исключительно на принципе самообороны, и теперь её ничто не сдерживает в развитии агрессивного потенциала.
13 февраля 2008 года в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последних лет. Прототип перспективного ОБТ был представлен журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.
Во внешнем облике танка Тип-10 прослеживаются общие черты с такими современными ОБТ, как Leopard 2A6 и Merkava Мк-4. Но по габаритам и массе он ближе к российским танкам.




Тип-10
с пушкой вперед имеет в длину 9485 миллиметров, ширину – 3,24 метра, высоту – 2,3 метра.
Масса танка составляет 44 тонны, экипаж – три человека. В обитаемой башне расположено основное вооружение – 120-мм гладкоствольная немецкая пушка Rheinmetall, имеющая длину ствола в 44 калибра и снабжённая автоматом заряжания конвейерного типа, 7,62-мм спаренный пулемёт Тип-74 и 12,7-мм зенитный пулемет Браунинг M2HB. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.
Японцы не были бы японцами, если бы не уделили основное внимание БИУС (боевая информационно-управляющая система) и ТИУС (танковая информационно-управляющая система). Танк также оснащается эффективной системой панорамного обзора.

Тип-10 оснащён 1200-силиным восьмицилиндровым дизелем, который позволяет развивать танку 70-километровую скорость. Трансмиссия танка автоматическая бесступенчатая. Танк обладает активной гидропневматической подвеской.



Тип-10 вобрал в себя все наиболее современные наработки в области танкостроения. Танк оснащен электронной системой C4I, совмещающей возможности управления, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками. По утверждению представителя Министерства обороны, СУО танка позволяет эффективно бороться с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит танку Тип-10 одинаково успешно действовать в бою как с армиями, имеющими современные ОБТ, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз "антитеррористическому" потенциалу танка и его защите от различных разновидностей РПГ-7.
Первый танковый батальон, вооруженный танками Тип-10 , был сформирован в декабре 2012 года. Новые танки отправляют прежде всего на Хоккайдо – там находится центр приложения военных усилий Японии. Японцы лишь ждут благоприятного момента, чтобы, когда в России случится внутренняя заваруха или на нас нападёт могущественный противник, чтобы высадить десант на Курилах, на Сахалине, а, по возможности, и в Приморье.
В настоящее время Япония имеет 890 танков, 560 из которых это устаревшие Тип-74, а 320 – устаревающие Тип-90. Танков Тип-10 имеется пока лишь 13 машин, но производственные возможности компании Мицубиси, как известно, огромны, и японцы вполне способны наштамповать значительное количество танков этого типа.



Японская армия имеет довольно мало БМП – всего 170 машин. Плюс к этому имеется 560 БТРов, что тоже крайне недостаточно. Поэтому нехватку этих видов техники предполагается компенсировать перевозкой солдат в специальной клетке, смонтированной над МТО.

Тип-10 на параде




Японские силы самообороны приняли на вооружение основной боевой танк четвертого поколения Type 10.

Основным разработчиком нового танка является японская промышленная группа Mitsubishi Heavy Industries Group, которая занимается выпуском и сопровождением японских танков последние 50 лет.

Опытно-конструкторские работы над изделием ТК-Х (под таким индексом разрабатывался танк, второй шифр – МВТ-Х) велись с 1990-х годов. Первая публичная демонстрация Type 10 состоялась в Японии 13-го февраля 2008-го года.

По сравнению с японским танком предыдущего поколения, Type 90, новый танк легче, меньше и короче, при этом он имеет лучшие характеристики. Особенностью машины является насыщенность современными электронными системами.

Основным вооружением машины является 120-мм гладкоствольная японская пушка с длиной ствола 44 калибра. Кроме того, существуют варианты пушек с большей длиной ствола L50 и L55. В кормовой части башни расположен автомат заряжания.

Гидропневматическая подвеска позволяет менять клиренс танка и наклонять его на левый или правый борт. Для повышения уровня защиты на танк могут устанавливаться дополнительные навесные модули. В этом случае масса машины возрастает на 4 т.

Перемещение на правую сторону машины и установка на более высокой позиции, чем у Type 90, панорамного прицела командира обеспечивает лучший обзор.

Официально испытания Type 10 завершились в декабре 2009-го года. В 2010-м году министерство обороны Японии разместило заказ на установочную партию из тринадцати танков. Ориентировочная стоимость серийных образцов нового танка составит порядка 6,5 млн. долларов.

Боевая масса, т - 44
Экипаж, чел - 3
Вооружение Пушка - 120-мм гладкоствольная
Пулемет - 7,62-мм
Зенитный пулемет - 12,7-мм
Подвеска - индивидуальная гидропневматическая
Ходовые качества Скорость, км/ч: по шоссе - 65
Габариты длина, мм - 9420
ширина, мм - 3240
высота, мм - 2300

«Чи-Хе»

В отношении японских танков времен Второй Мировой существует распространенное мнение об их полной отсталости от зарубежных конкурентов. Оно является верным, но лишь отчасти Дело в том, что японские военные и инженеры, видя бронетехнику противника, в том числе и потенциального, все же предпринимали попытки сделать танк с соответствующими характеристиками. Одновременно со средним танком «Шинхото Чи-Ха» разрабатывалась новая бронемашина, в конструкции которой были учтены все недостатки оригинально «Чи-Ха» и его предшественников. Проект «Тип 1» или «Чи-Хе» наконец-то стал напоминать европейские танки того времени, как по конструкции, так и по боевым качествам.

В первую очередь, нужно отметить обновленную конструкцию бронированного корпуса. Впервые в японском танкостроении большая часть деталей сваривалась, заклепки применялись только в некоторых местах конструкции. Кроме того, в сравнении с «Чи-Ха» новый «Тип 1» получил более серьезное бронирование. Лобовые катаные бронелисты танка имели толщину в 50 миллиметров, борта были в два раза тоньше. Лоб башни делался из 25-мм плиты и частично прикрывался маской орудия толщиной 40 мм. Конечно, в сравнении с зарубежными танками уровень защиты «Чи-Хе» не выглядел чем-то уникальным, но для японской военной промышленности это был значительный шаг вперед. При проектировании «Типа 1» перед конструкторами ставилась задача повышения защиты и огневой мощи при сохранении веса машины. По этой причине каркас танка был максимально упрощен, а в некоторых местах конструкции и вовсе убран, также изменениям подверглись обводы корпуса и ряд внутренних механизмов. В результате всех изменений новый средний танк прибавил в весе всего пару тонн относительно «Чи-Ха». Боевая масса «Чи-Хе» равнялась 17,5 тонны. Возросший вес потребовал установки нового двигателя, им стал «Тип 100» производства фирмы «Мицубиси». 240-сильный двигатель обеспечивал танку удельную мощность порядка 13-14 лошадиных сил на тонну веса. Этого было достаточно для максимальной скорости при движении по шоссе в 45 км/ч. Остальные ходовые качества остались на уровне предыдущих танков.

Еще одним шагом в сторону приведения танка к общепринятому в остальном мире виду стала установка на все машины радиостанции и введение в экипаж пятого человека. Поддержание радиосвязи возлагалось на командира танка, который был освобожден от обязанностей наводчика. Нацеливание пушки теперь стало задачей отдельного члена экипажа. Рабочие места командира, наводчика и заряжающего располагались в боевом отделении, что потребовало увеличить объем башни. Однако вооружение осталось почти аналогичным предыдущему танку «Шинхото Чи-Ха». Главный калибр «Чи-Хе» – 47-миллиметровая пушка «Тип 1». Несмотря на название, это орудие не являлось тем же самым, что устанавливалось на «Шинхото Чи-Ха». Перед установкой на танк «Тип 1» пушка подверглась серьезной модернизации. Прежде всего, значительные изменения претерпели противооткатные устройства. Система подвеса, в свою очередь, сохранила основные черты, но тоже была доработана. Изменение установочных цапф на практике привело к уменьшению ширины горизонтального сектора, в котором могла перемещаться пушка. На «Чи-Хе» ствол орудия отклонялся от продольной оси только на 7,5° в стороны. Боекомплект танка «Тип 1» был аналогичен запасу снарядов «Шинхото Чи-Ха» – 120 унитарных выстрелов двух типов. Дополнительное вооружение «Чи-Хе» состояло из двух 7,7-мм пулеметов, располагавшихся по традиционной для японских танков схеме. Один устанавливался на цапфах в бойнице лобового листа, другой – в задней части башни.

Основные проектные работы по теме «Тип 1» завершились еще до нападения на Перл-Харбор. Однако тогда дело закончилось постройкой и испытаниями прототипа. Серийное производство «Чи-Хе» началось только в середине 1943 года. Естественно, к этому времени Япония уже не могла позволить себе строительство особо больших партий новых бронемашин. Как результат, было собрано не более 170-180 танков «Тип 1» и примерно через год после своего начала серийное строительство прекратилось. Во время эксплуатации в войсках новый танк получил неоднозначную оценку. С одной стороны, хорошее бронирование лба корпуса при определенных условиях защищало танк даже от американских орудий калибра 75 миллиметров. С другой, 47-миллиметровая пушка все еще не могла конкурировать с вооружением танков и артиллерии противника. Поэтому какого-либо ощутимого влияния на ход боев «Тип 1» оказать не смог. Возможно, что-то поменялось бы, если этот танк был построен в большем количестве, но есть повод сомневаться и в этом.

«Чи-Ну»

Понимая не слишком радужные перспективы «Типа 1», японское командование поручило танкостроителям сделать еще один средний танк, способный нормально бороться с бронетехникой противника. Проект «Тип 3» или «Чи-Ну» подразумевал замену вооружения на «Типе 1». В качестве нового основного была выбрана полевая пушка «Тип 90» калибра 75 миллиметров. Она была разработана в начале тридцатых годов на основе французской пушки Шнейдера. В свою очередь, на базе «Типа 90» спроектировали новую пушку, предназначенную специально для установки на танк «Чи-Ну». Эта модификация орудия получила название «Тип 3».

Ввиду необходимости замены только орудия, конструкция танка «Тип 3» практически без изменений была взята у «Типа 1». Все доработки касались повышения технологичности сборки и обеспечения установки новой более крупной башни. Последняя представляла собой сварной агрегат шестиугольной в плане формы. Башня сваривалась из катаных листов толщиной от 50 мм (лоб) до 12 (крыша). Кроме того, дополнительная защита лобовой проекции осуществлялась 50-мм маской орудия. Интересны «последствия» установки новой крупной башни. Передняя ее часть закрыла собой большую часть люка механика-водителя. По этой причине весь экипаж «Чи-Ну» должен был садиться в танк и покидать его через два люка в крыше башни и один в ее левом борту. Кроме того, для обслуживания орудия и загрузки боекомплекта в корме башни имелся еще один достаточно крупный люк. Все изменения привели к увеличению боевой массы танка. «Чи-Ну» в боеготовом состоянии весил 18,8 тонны. При этом немного снизились ходовые качества. 240-сильный дизель «Тип 100» мог обеспечить максимальную скорость только около 40 километров в час, что было меньше соответствующего показателя танка «Чи-Хе».

При переделке пушки «Тип 90» в состояние «Тип 3» значительных изменений конструкции не произошло. Пушка по-прежнему оснащалась гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. При этом авторам проекта пришлось пойти на небольшую хитрость. Поскольку от них требовалось быстро доработать орудие, они не стали менять его компоновку. Противооткатные устройства остались на своих местах, впереди под стволом. Из-за этого на лобовой части башни пришлось установить специальный бронированный лоток, защищавший цилиндры тормоза отката. Солидный вес пушки и немалые габариты заставили отказаться от идеи дополнительной тонкой наводки без поворота башни. На «Типе 3» пушка могла только качаться по вертикали от -10° до +15° от горизонтальной оси. Боеуладки нового танка вмещали в себя 55 снарядов двух типов, осколочно-фугасные и бронебойныы. Последние, имея начальную скорость в 680 м/с на дистанции в километр пробивали 65-70 миллиметров брони. Дополнительное вооружение «Чи-Ну» состояло только из одного пулемета в передней части корпуса.

Относительно производства средних танков «Тип 3» точных данных нет. Согласно одним источникам, их начали собирать в середине 1943 года. Другая литература в качестве времени начала строительства указывает осень 44-го. Такая же странная ситуация наблюдается и в оценках количества собранных машин. По разным данным, их было изготовлено от 60 до 170 единиц. Причиной столь больших расхождений является отсутствие необходимых документов, которые были утеряны на последних этапах войны. Кроме того, отсутствует информация о боевом применении танков «Тип 3». По имеющимся сведениям, все построенные танки поступили в 4-ю танковую дивизию, которая до конца войны не принимала участия в боевых действиях за пределами японских островов. Иногда упоминается применение «Чи-Ну» в боях за Окинаву, но в известных американских документах никаких сведений о появлении у противника новой техники нет. Вероятно, все «Тип 3» так и остались на базах, не успев повоевать. После окончания Второй Мировой войны некоторое количество танков «Чи-Ну» использовалось японскими Силами самообороны.

«Чи-Ну», а также несколько «Хо-Ни III» на заднем плане, из состава 4-й танковой дивизии

«Ка-Ми»

В японского танкостроения было несколько интересных проектов, которые по ряду причин не получили особо массового воплощения. В качестве примера можно привести описанный выше «Чи-Ну». Еще один «малосерийный» проект появился в связи с особенностями войны на Тихом океане. При подготовке наступления на юг перед японским командованием встал вопрос высадки морских десантов на острова и континентальное побережье. Поддержка пехоты танками осуществлялась исключительно при помощи танкодесантных катеров и судов. В частности и поэтому большинство японской бронетехники имело боевую массу менее 20 тонн. По вполне понятным причинам, военачальники захотели избавиться от необходимости привлечения дополнительных сил. Работы в направлении создания плавающего танка начались еще в конце двадцатых годов, но тогда все ограничилось теорией и несколькими экспериментами. Только в 1940 году развернулись полноценные проектные работы. Танк «Тип 2» или «Ка-Ми» должен был стать основным средством огневой поддержки войск, высаживающихся на побережье. Техническим заданием подразумевалось следующее применение плавающего танка: десантный корабль доставляет бронетехнику на определенное расстояние от суши, после чего та своим ходом добирается до берега. Вроде бы, ничего особенного. Однако от конструкторов фирмы «Мицубиси» потребовали обеспечить одновременно и хорошую мореходность танка, и достаточные боевые качества. Делать это разрешили любым подходящим способом.

«Ка-Ми» на плаву. Сходство танка с небольшим судном довольно красноречиво говорит о его мореходных качествах

В качестве основы для «Ка-Ми» был взят легкий танк «Тип 95» («Ха-Го»). Ходовая часть старого танка была доработана для использования в воде. Кожухи с пружинами системы Т. Хары спрятали внутри корпуса. Большим изменениям подвергся и сам корпус. В отличие от «Типа 95», «Тип 2» почти полностью собирался при помощи сварки. Заклепки применялись только в тех частях конструкции, где не требовалось герметичное соединение деталей. Корпус сваривался из катаных листов толщиной до 14 миллиметров. Характерной чертой нового танка стала форма корпуса. В отличие от своих сухопутных собратьев, морской «Ка-Ми» не имел большого количества сопряженных поверхностей. Фактически, корпус представлял собой простой короб с несколькими скосами. Расположение двигателя и трансмиссии было традиционным для японских танков второй половины тридцатых. 120-сильный дизель разместили в корме, трансмиссию – в носу. Кроме того, на корме танка устанавливались два гребных винта. При этом для экономии веса и удобства обслуживания двигателя отсутствовала перегородка между моторным и боевым отделениями. В отношении ремонта это было достаточно удобно. Но в боевой обстановке грохот двигателя сильно мешал экипажу. По этой причине пришлось оснастить «Ка-Ми» танковым переговорным устройством. Без него танкисты-испытатели не слышали друг друга. На сравнительно широком верхнем листе корпуса монтировалась новая башня. Она имела коническую форму и вмещала рабочие места двух членов экипажа: командира и наводчика. Заряжающий, механик и водитель, в свою очередь, размещались внутри корпуса.

Основой вооружения плавающего «Ка-Ми» были 37-миллиметровые пушки. На первых сериях это были «Тип 94», ставившиеся на «Ха-Го», но затем их заменили «Типом 1», отличавшимся более длинным стволом. Боекомплект орудия составлял 132 снаряда. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось как поворотом башни, так и смещением самой пушки в пределах пяти градусов от оси. Вертикальная наводка – от -20° до +25°. Дополнительным вооружением «Типа 2» были два пулемета калибра 7,7 мм. Один из них был спарен с пушкой, а второй находился в передней части корпуса. Перед началом нескольких десантных операций некоторые «Ка-Ми» оснащались дополнительным оборудованием для использования торпед. Два таких боеприпаса крепились к бортам танка на специальных кронштейнах и сбрасывались при помощи электрической системы.

Тип 2 «Ка-ми» (101-й специальный морской десантный отряд), со снятыми понтонами на борту транспорта, который доставляет подкрепление на остров Сайпан

Исходный «Ха-Го» претерпел немало изменений, целью которых было обеспечение должной мореходности. В частности, форма верхней части корпуса была обусловлена особенностями избранного способа обеспечения плавучести. Поскольку сам танк не мог нормально плавать самостоятельно, предложили устанавливать на него специальные понтоны. В передней части крепилась конструкция объемом 6,2 кубометра, в задней – объемом 2,9. При этом передний понтон имел форму носа плавсредства, а задний оснащался пластинчатым рулем лодочного типа и системой его управления. Для обеспечения живучести передний понтон был разделен на шесть герметичных секций, задний – на пять. Помимо понтонов перед движением по воде на танк устанавливалась башенка-шнорхель над моторным отделением. Начиная с 1943 года в комплект средств для плавания стали включать легкую металлическую конструкцию, предназначенную для установки на башне танка. С ее помощью командир боевой машины мог наблюдать за обстановкой не только через смотровые приборы. По достижении берега танкисты должны были сбрасывать понтоны и башенки. Процедура сброса производилась при помощи винтового механизма, выведенного внутрь машины. В первых сериях танки «Ка-Ми» оснащались только двумя понтонами. Позже, по результатам боевого применения, передний был разделен на две самостоятельные части. Благодаря этому танк, сбросив воздушные емкости, мог продолжить движение вперед. Передние понтоны при этом раздвигались в стороны танком. Ранее их приходилось объезжать.

Боевая масса танка «Тип 2» равнялась девяти с половиной тоннам. Подвешенные понтоны добавляли еще три тысячи килограмм. При таком весе танк имел максимальную скорость на суше, равную 37 километрам в час, а на воде разгонялся до десяти. Запаса дизельного топлива хватало на марш длиной в 170 или на плаванье в сотню километров. Плавающий танк мог использоваться для загоризонтной высадки и, фактически, единственным ограничением по десантированию «Ка-Ми» была обстановка на море, волнение и т.д.

Захваченные на острове Шумшу японские плавающие танки Тип 2 "Ка-Ми". На островах Парамушир и Шумшу базировалось два батальона японской морской пехоты (рикусентай), имевших 16 танков такого типа

Серийное производство «Ка-Ми» началось в конце 1941 года. Темп строительства был относительно невелик, из-за чего не было возможности быстро перевооружить соответствующие подразделения морской пехоты. Тем не менее, танки «Тип 2» и в количестве нескольких десятков штук успели получить хорошие отзывы. Которые, однако, были омрачены не слишком мощным вооружением. Со временем количество танков в войсках увеличивалось, но темпы строительства все равно оставались неприемлемыми. Как оказалось, одним из последствий оригинальной конструкции танка стала большая трудоемкость производства. Поэтому первая десантная операция с массовым применением «Ка-Ми» состоялась только в июне 44-го, это была высадка на остров Сайпан (Марианские острова). Несмотря на внезапность нападения и ночную темноту, американцы быстро справились с наступающим противником. Боевое применение «Типа 2» продолжалось до самого конца войны. В последние месяцы эти танки ввиду отсутствия десантных операций использовались в качестве обычной сухопутной бронетехники и стационарных огневых точек. Из 180 построенных плавающих танков до нашего времени дожило лишь восемь штук. Один из них находится в танковом музее города Кубинка, остальные – в странах Океании.

САУ на базе танка «Чи-Ха»

В стратегических измышлениях японского командования до определенного времени не было места для самоходных артиллерийских установок. По ряду причин поддержка пехоты возлагалась на легкие и средние танки, а также на полевую артиллерию. Тем не менее, начиная с 1941 года, японские военные несколько раз инициировали создание самоходных артустановок. Большого будущего эти проекты не получили, но все же стоят рассмотрения.

«Тип 1» («Хо-Ни I»)

Первой была установка «Тип 1» («Хо-Ни I»), предназначенная для борьбы с боевыми машинами и укреплениями противника. На шасси среднего танка «Чи-Ха», на месте башни, была установлена бронированная рубка с лобовым листом толщиной в 50 миллиметров. Эта конструкция рубки применялась на всех последующих японских САУ того времени. Менялись только пушки и системы их установки. В рубке 14-тонной боевой машины поставили полевую пушку «Тип 90» калибра 75 миллиметров. Грубое наведение пушки по горизонтали осуществлялось поворотом всей машины. Тонкое – поворотным механизмом, в пределах сектора шириной 40°. Углы снижения/возвышения – от -6° до +25°. Мощности такого вооружения было достаточно для поражения всех американских танков на дистанциях от 500 метров. В то же время, атакующая японская САУ сама подвергалась риску ответного обстрела. Начиная с 1942 года, было построено 26 единиц САУ «Тип 1». Несмотря на малое количество, эти артиллерийские установки активно использовались в большинстве операций. Несколько единиц дожило до конца войны, когда они стали трофеем американцев. Один экземпляр «Хо-Ни I» имеется в Абердинском музее.

Самоходная пушка "Хо-ни II"

Следующей серийной самоходкой японского производства стала «Хо-Ни II», она же «Тип 2». На шасси с рубкой, полностью взятые у «Типа 1» устанавливалась 105-мм гаубица «Тип 99». Эта самоходка, в первую очередь, предназначалась для ведения огня с закрытых позиций. Однако порой, ввиду обстановки, приходилось стрелять и прямой наводкой. Мощности орудия хватало для уничтожения любых американских танков на расстоянии около километра. К счастью для американцев, в 1943-45 годах было построено всего 54 такие артустановки. Еще восемь переоборудовали из серийных танков «Чи-Ха». Из-за малого количества САУ «Хо-Ни II» не смогли оказать значительное влияние на ход войны.

САУ «Хо-Ни III»

Дальнейшим развитием «Типа 1» стал «Тип 3» или «Хо-Ни III». Главным оружием этой самоходки была танковая пушка «Тип 3», разработанная для «Чи-Ну». Боекомплект пушки в 54 снаряда теоретически позволял САУ «Хо-Ни III» стать серьезным боевым средством. Однако все построенные три десятка самоходок были переданы 4-й танковой дивизии. Ввиду специфических целей этого подразделения – оно предназначалось для обороны Японского архипелага – все «Хо-Ни III» почти без потерь дождались конца войны, а после вошли в состав Сил самообороны.

Танк артиллерийской поддержки морских десантных отрядов, вооруженных 120-мм короткоствольной пушкой. Выпущен малой серией на базе "Чи-ха"

Кроме семейства «Хо-Ни» существовала еще одна самоходная артиллерийская установка на базе танка «Чи-Ха». Это была САУ «Хо-Ро»/«Тип 4». От других японских самоходок она отличалась конструкцией броневой рубки, а также вооружением. «Хо-Ро» являлась самой мощной САУ Японской империи: 150-миллиметровая гаубица «Тип 38» могла обеспечить уничтожение почти любых целей. Правда, самоходки «Тип 4» тоже не стали массовыми. Вся серия ограничилась лишь 25 машинами. Несколько первых серийных «Хо-Ро» успели поучаствовать в битве за Филиппины. Однако позже все имеющиеся самоходные гаубицы были переданы 4-й танковой дивизии. В составе этого подразделения самоходки «Тип 4» успели повоевать только на Окинаве, где несколько единиц были уничтожены ударами американских войск.

По материалам сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://wwiivehicles.com/
http://www3.plala.or.jp/
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://onwar.com/

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время вместе с более устаревшим . По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.

Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).

Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали , но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».

Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Фотографии танка


Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем

Танк в культуре

Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в качестве среднего танка первого ранга.

В 1950-е годы, на начальном этапе строительства японских Сил самообороны, на их вооружении состояла в основном американская боевая техника, в том числе легкие танки M24 и M41, а также средние M4A3 и M47.

Однако уже в 1954 году в Японии началась разработка собственных средних танков первого послевоенного поколения. С 1957 по 1962 год было изготовлено несколько прототипов под индексами от ST-A1 до ST-A4. В их конструкции, с одной стороны, продолжились довоенные традиции японского танкостроения, связанные с установкой дизеля воздушного охлаждения в корме корпуса при передних ведущих колесах, с другой — совершенно очевидно, что прототипом при проектировании послужил американский танк M47.

При разработке танка, кроме того, учитывалась и японская специфика. Ввиду того, что Япония является преимущественно горной страной с небольшим количеством равнин, основное внимание обращалось на маневренность танка. Необходимо было также сделать его как можно легче и меньше из-за ограничений, налагаемых характером автодорожной сети, малой грузоподъемностью большинства мостов и тем, что железные дороги страны имеют уменьшенную ширину колеи. При определении размеров танка учитывалось также то обстоятельство, что японцы преимущественно небольшого роста.

ТАНК «61»

В 1962 году новый средний танк был принят на вооружение под маркой «61». Он находился в серийном производстве с 1962 по 1972 год. За это время фирма «Мицубиси Хэви Индастриз» изготовила 560 единиц. На базе танка «61» были разработаны и изготавливались серийно мостоукладчик «67», саперный танк «67» и БРЭМ «70». В связи с поступлением в войска во второй половине 1990-х годов танков «90», танки «61» были сняты с вооружения. К 2000 году в Силах самообороны их уже не осталось.

ТАНК «74»: РАЗРАБОТКА

Разработка нового среднего танка была начата фирмой «Мицубиси Хэви Индастриз» в 1962 году и проходила в рамках программы, предусматривавшей усиление новыми машинами парка танков «61», а затем и полную его замену. После семи лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сентябре 1969 года были изготовлены два первых прототипа ST-B1. В них были учтены все тогдашние достижения мирового танкостроения, а также реализованы многочисленные оригинальные разработки японских конструкторов: автомат заряжания пушки, система дистанционного управления зенитным пулеметом, новая гидромеханическая трансмиссия, гидропневматическая подвеска опорных катков и многое другое. До 1973 года была изготовлена серия прототипов от ST-B1 до ST-B6, конструкция которых по мере проектирования все более упрощалась. На вооружение японских Сил самообороны танк приняли в 1975 году под обозначением «74», в том же году началось его серийное производство. С 1975 по 1991 год изготовлено 873 единицы.

ТАНК «74»: КОНСТРУКЦИЯ

Компоновка танка «74» классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. В отличие от танка «61» на «74», механик-водитель располагается в носовой части корпуса слева. Корпус сварен из катаных броневых листов, башня — литая полусферической формы, внешне напоминающая башни советских танков, а также башни танков AMX-30 и «Леопард-1». Максимальная толщина лобовой брони корпуса составляет 110 мм, угол наклона лобового листа к вертикали — 65°. Пушка имеет концентрическое противооткатное устройство и стабилизирована в двух плоскостях. Наведение пушки на цель и стрельбу могут осуществлять как командир танка, так и наводчик. В комплекс прицельных приборов танка входят комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел командира, в который встроен лазерный дальномер на рубине с дальностью измерения от 300 до 4000 м, основной перископический комбинированный прицел наводчика J-3 и вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика. Ночные приборы активного типа, подсветка производится с помощью ксенонового прожектора, установленного слева от пушки. Боекомплект танка состоит из 55 выстрелов, 4500 патронов калибра 7,62 мм и 660 патронов калибра 12,7 мм. На танке «74» установлен двухтактный дизельный 10-цилиндровый, V-образный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» 10ZF 22WT, с турбонаддувом. Его мощность — 720 л. с. (529 кВт) при 2200 об/мин.

В кормовой части танка в едином блоке с двигателем размещена механическая планетарная трансмиссия «Мицубиси» МТ 75А с фрикционным включением передач (6+1) и дифференциальным механизмом поворота. Подвеска танка — гидропневматическая, регулируемая, клиренс изменяется от 200 до 650 мм, дифферент корпуса ±6°, крен ±9°. Установка упругих элементов подвески выполнена внутри корпуса. Натяжение гусеницы может регулироваться с места механика-водителя с помощью гидропривода натяжного механизма. Танк оборудован системой защиты от ОМП, автоматической системой ППО и оборудованием ОПВТ.

Боевая масса танка составляет 38 т. Максимальная скорость — 53 км/ч, запас хода по шоссе — 300 км. Экипаж машины состоит из четырех человек. Ограниченная грузоподъемность шасси и относительно небольшая мощность двигателя не позволили провести модернизацию танка за счет повышения уровня броневой защиты и установки более мощного вооружения, как это было сделано в большинстве европейских государств и США. Тем не менее «74» по-прежнему остается основой бронетанковых войск Сил самообороны: по состоянию на 2010 год в боевых частях находилось 560 танка этого типа.

Возможно вам будет интересно:


  • Китайский лёгкий плавающий танк "Туре 63"


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»