Возможно ли научиться петь самостоятельно. Самоучитель по пению

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Трудно не согласиться фактом, что хорошая песня может завоевать сердце человека. С помощью песен люди объясняются в любви, поднимают боевой дух, славят победителей. Неудивительно, что многих интересует, как научиться красиво петь в домашних условиях самостоятельно.

Имея огромное желание, человек осуществит мечту и улучшит вокал. Достижение цели зависит от певческого голоса и музыкального слуха, регулярности тренировок и способности исправлять ошибки. Занимаясь под присмотром педагога, получить хороший результат можно гораздо быстрее. Учитель – прекрасный стимулирующий фактор. Он подскажет, как развить вокальные данные.

Пение помогает побороть депрессию , поднять настроение , снять стресс, обрести уверенность в собственных силах. По мнению скептиков, научиться петь дома без сторонней помощи нереально. Это всего лишь заблуждение. В мире множество певцов-самоучек, которым удалось вывести вокал на новый уровень без участи наставника и в домашних условиях.

Пошаговый план действий

Если вы разделяете мое мнение, хотите улучшить слух и стремитесь освоить искусство красивого пения, внимательно прочтите этот материал, состоящий из полезных рекомендаций, дельных советов и видео упражнений.

  1. Начинать обучение следует с пения отдельных нот в унисон. Поможет гитара, фортепиано, гармошка или камертон. Если возникнут трудности, задачу упростите – попытайтесь мычать на определенной ноте с закрытым ртом.
  2. На первых порах пойте в доступном диапазоне, попадая в ноты. Обязательно проследите, чтобы голос полностью сливался со звуком, издаваемым музыкальным инструментом.
  3. Наверняка у вас есть любимые профессиональные исполнители, которые поют в аналогичной тональности. Попробуйте петь одновременно с ними, копируя действия и звуки.
  4. Контролировать процесс поможет звукозаписывающая аппаратура. Записав пение, сможете объективно его оценить. Это важно, так как внутреннее пение отличается от объективного звучания.
  5. Сделать голос красивым и мелодичным поможет развитие артикуляции и дыхания. Во время пения сохраняйте бесшумное, энергичное и непродолжительное дыхание.
  6. Во время воспроизведения звуков воздух набирайте через нос с помощью живота. Если задействовать грудь, при исполнении музыкальных композиций будете задыхаться.
  7. Развить дыхание получится с помощью простого упражнения. Встаньте спиной к стенке, положите руку на живот и почувствуйте, как он выпячивается и втягивается при пении.
  8. Чтобы сделать артикуляцию утрированной и максимально четкой, произносите скороговорки. Во время процесса особое внимание уделяйте окончаниям слов. Не забывайте, в пении участвуют и ноздри. Тренируйте красивый вокал перед зеркалом.
  9. Тренировки должны носить ежедневный и постоянный характер. В день занимайтесь не менее одного часа. Такой подход поможет быстро наработать техническую базу и получить хороший результат в домашних условиях.
  10. После освоения азов переключите взор на караоке. Покорение этой высоты откроет путь к «минусовкам» – записям музыкальных произведений, не сопровождающимся вокалом. Не помешает помощь стороннего человека с хорошим музыкальным слухом, чтобы оценить ваши успехи.
  11. Интернет переполнен специальными программами для развития слуха. Не пренебрегайте этой возможностью.

Видео обучение и упражнения

Помните, слушателям нравится эмоциональное пение. Поэтому перед началом выступления обязательно прочувствуйте смысл песенки, а во время пения сопровождайте свои эмоции жестами.

Думаю, теперь вы понимаете, что желание и постоянная работа над собой поможет в совершенстве овладеть техникой вокала. Не исключено, что именно пение позволит построить карьеру и прилично зарабатывать.

Как петь, если нет голоса и слуха

Когда человек слышит зажигательную музыку, возникает желание петь и танцевать. Далеко не у каждого это получается в силу отсутствия слуха и голоса. Скептики считают, что обрести эти навыки нереально. У меня другое мнение.

Не обещаю, что с помощью следующей инструкции вы станете профессиональным вокалистом, но полученных знаний достаточно, чтобы научиться петь, если нет голоса и слуха.

  1. Поработайте над голосом. Поможет компактный плеер или нетбук . Благодаря этим устройствам прослушивайте музыку, уделяя особое внимание переливам и прочим тонкостям.
  2. После прослушивания, любимую композицию попойте и запишите на телефон или диктофон. Затем проанализируйте пение. Во время анализа поймете, какие фрагменты композиции исполнены чисто, а какие нуждаются в проработке.
  3. Неплохие результаты показывает пение без музыки. Оно помогает слышать только собственный голос. Во время повторного пения исправите допущенные ошибки.
  4. Если в процессе пения чувствуете себя скованно, причина явления, вероятнее всего, – плохо выученные слова. Перед началом тренировки в совершенстве изучите текст, и только после пойте.

С голосом разобрались. Теперь рассмотрим слух. Отсутствие слуха – не преграда для покорения музыкального мира. Постоянно тренируясь, станете лучше в этом плане. Только проявите терпения и найдите для этой цели капельку свободного времени.

  • Отсутствие музыкального слуха – проблема, но решаемая. Первым делом уделите внимание обучению. В этом вопросе поможет школьный преподаватель или репетитор. У хорошего специалиста обязательно найдется несколько методик приобретения слуха.
  • Путь к цели должен начинаться с сольфеджио – специальных вокальных упражнений. С их научитесь слушать и слышать ноты, и легко их распознавать. Это умение – ключ к грамотному пению. Ученикам музыкальной школы приходится изучать сольфеджио на протяжении пяти лет.
  • Особое внимание уделяйте развитию слуха, чтобы чисто интонировать, сочинять красивую музыку и подбирать мелодии.
  • Музыкальный слух бывает абсолютным и относительным. Люди с абсолютным слухом легко и правильно распознают все звуки в музыкальной композиции. Обладатели относительного слуха распознают ноты путем сравнения. После обретения относительного слуха стремитесь к получению абсолютного.
  • Постоянно слушайте музыку, стараясь уловить отдельные звуки и проявления вокальной импровизации. Немного времени уделите изучению основных терминов и чтению тематической литературы.
  • Когда дружба с сольфеджио окрепнет, переключитесь на развитие голоса, освоение правильного дыхания, изучение техники корректного извлечения звуков. Такой подход принесет существенные результаты устойчивого характера.

Методика окажется эффективной, если будете всегда и везде петь, даже без музыкального сопровождения. Если стесняетесь, преодолейте страх перед людьми . Именно слушатели и их реакция выступают индикатором успехов в области вокального пения.

Видео уроки вокала

Полезная информация

Заключительную часть рассказа посвящаю пользе пения и поделюсь полезными советами универсального характера. Информация ускорит ваше обучение.

  • Любите пение, совершенствуйтесь и развивайтесь . Такой подход улучшит вокальные данные и поможет взобраться на самые высокие вершины и научиться красиво петь.
  • Не спешите . Терпение – гарант успеха. Иногда для прогресса приходится приложить много времени и сил. И если проявите терпение, это станет большим достижением.
  • Занимайтесь спортом . Физическая активность разовьет дыхательную систему и предоставит возможность удерживать объем легких на оптимальном уровне.
  • Всегда думайте о пении . Так настроитесь на результат, что положительно скажется на тренировках. Перед каждым занятием разогревайте связки. В противном случае могут возникнуть неприятные последствия и травмы.
  • Изучайте новые методики по тренировке вокала . Прислушивайтесь к советам профессионалов, ищите свежий и новый материал.
  • Берегите горло . Не оставляйте без внимания здоровье горла, особенно, зимой. Летом не злоупотребляйте ледяными напитками и мороженым, а зимой носите шарф.

В наше время популярны клубы и караоке-бары, особенно, в Японии. По словам японцев, пение – приятное и полезное занятие. Многие люди старательно заботятся о здоровье.

Выбирая разновидность отдыха, они руководствуются пользой, забывая об ощущениях, впечатлениях и эмоциях. Как показывает практика, скучные пикники и компьютерные игры много пользы не приносят. Исключением выступает пение, которое является лучшим лекарством против стресса.

Когда человек поет, он расслабляется, забывает о надоедливых комплексах и полноценно отдыхает. Слух и голос роли не играют. Стеснительным лицам рекомендую заглянуть в караоке-клуб. Такое заведение убедит, что не каждый человек может похвастаться отличным вокалом.

Помните, если пение приносит пользу, для соседей может оказаться достаточно вредным. Если поете в домашних условиях, делайте это днем, но никак не среди ночи. Если после восхода луны появится желание блеснуть голосом, отправляйтесь в заведение, которое для этого предназначено.


Многие из нас хотели бы научиться красиво петь. Но вот беда - не все от природы обладают красивым голосом и абсолютным музыкальным слухом. Тем не менее, это вовсе не приговор и не показатель того, что вы не сможете петь. Примите себя таким, какой вы есть. Поставьте себе цель - развить свой голос. Помните, многие звезды эстрады начинали свою карьеру, не имея хороших вокальных данных, но упорными упражнениями и тренировками они сумели развить свои способности и достичь впечатляющих результатов. Если вас заинтересовала эта информация, то читайте нашу статью о том, как петь, если нет голоса.

Чтоб петь красиво, вы можете обратиться к специалисту, посещать уроки вокала, но это вовсе не обязательно. Вы легко сможете научиться петь дома, если у вас достаточно мотивации и терпения.

  • Не бойтесь петь, как бы фальшиво вы ни пели. Не принимаются стандартные отмазки типа: "мне на ухо наступил медведь" и т. д. Просто начинайте тренироваться. Если вы стесняетесь, проследите, чтобы ваши занятия проходили в одиночестве - тогда никто не будет вас смущать.
  • Постановка голоса. Обязательно уделяйте внимание дыхательным упражнениям. Например, вы можете делать глубокие наклоны: во время наклона делайте носом активный вдох, когда поднимаетесь - выдох ртом. Поищите в интернете дыхательные упражнения для постановки голоса и развития легких.
  • Дыхание животом. Обратите внимание, что во время пения нужно дышать животом. Ни в коем случае нельзя сильно напрягать мышцы гортани - тогда вы просто сорвете голос. Старайтесь петь, напрягая мышцы живота и посылая поток воздуха вверх. Мышцы гортани при этом должны оставаться расслабленными.
  • Если у вас проблемы с дикцией, поработайте над этим. Вы можете проговаривать всем известные с детства скороговорки. При длительном занятии вокалом многие логопедические проблемы самоустраняются, например, заикание, неверное произношение звуков.
  • Будет очень хорошо, если овладеете нотной грамотой. Это не обязательно, но желательно. Ведь общая музыкальная грамотность необходима настоящему певцу и музыканту. Вы сможете петь, используя партитуру. Помимо самих нот, обратите внимание на музыкальные знаки: диез, бемоль, обозначение длительности звуков, скрипичный и басовый ключи.

Распевки

  • Обычно распеваться начинают с гласных звуков. Встаньте перед зеркалом и пропойте гласные: А, О, У, Ы, Э, И отдельно. Не напрягайтесь, не старайтесь петь очень громко. Просто пропойте эти звуки на удобной для вас ноте. После того как вы спели их по отдельности, соедините все гласные в один звукоряд. Можете взять простую мелодию или спеть на одной ноте. Помните о пении "животом".
  • Повторяйте это упражнение ежедневно. Когда вы будете удовлетворены результатом, переходите к более сложным распевкам. Соедините гласные с согласными. Можно напевать такие сочетания слогов: Му-Мо-Ма-Мэ-Мы, Су-Со-Са-Сэ-Сы и т. д. Особое внимание уделите звукам, которые, по вашему мнению, выходят не очень чисто. Такие упражнения необходимы, чтобы разогреть связки и подготовить их к длительному пению.
  • Попробуйте спеть звуки от самых низких до самых высоких в вашем диапазоне. Не старайтесь взять слишком высокие ноты - этим вы сможете заняться позже, когда наработаете хороший навык пения. Сейчас достаточно только исследовать свой диапазон голоса.

Пение композиции

  1. Выберите песню, которая вам нравится. Не берите слишком сложную - например, оперную партию. Используйте подходящий вам диапазон звуков - вам должно быть легко петь.
  2. Пропойте первую строчку вместе с голосом певца. Старайтесь, чтобы сходство было максимальным, не допускайте фальшивых нот. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете довольны результатом. Пропойте так всю песню, строчка за строчкой.
  3. Пропойте песню под минусовку, то есть только под музыку песни, без голоса артиста.
  4. Запишите свое пение на магнитофон, прослушайте. Не пугайтесь, если голос покажется вам чужим и фальшивым. Это делается не для того, чтобы показать ваше несовершенство, а чтобы услышать недочеты и огрехи в пении.
  5. Запишите еще несколько ваших отрепетированных вариантов. Рано или поздно вы достигните блестящего результата.

А чтобы помочь вам в этом, мы приготовили для вас несколько полезных статей.

Практически каждый человек любит петь. Несмотря на то что для постановки голоса многие учатся в музыкальной школе, развить свой собственный стиль пения и уверенность в собственном исполнительском мастерстве можно даже самостоятельно. Для общей практики начните с регулярного ежедневного пения. Это может быть исполнение вашей любимой песни или просто распевание гамм. Не бойтесь проявлять творческий подход к работе с голосом. Кроме того, добиться наилучшего звучания голоса вам поможет забота о собственном здоровье и поддержании водного баланса, а также отказ от курения.

Шаги

Определите свой вокальный диапазон

    Запишите свой голос с помощью микрофона. Запустите звукозаписывающее приложение на компьютере или смартфоне. Затем проверьте настройки, чтобы запись велась в чистом виде без каких-либо изменений голоса. Попробуйте спеть различные песни и записать свой голос.

    • Чтобы вам было комфортнее, подсоедините настоящий музыкальный микрофон к компьютеру или смартфону. Так вы лучше поймете, как способы держания микрофона и пения в него будут влиять на финальный звук.
    • Неплохими приложениями для певцов считаются Perfect Piano и Pocket Pitch.
    • Также можно воспользоваться цифровым тюнером или скачать такое приложение, как Vanido, которое покажет вам уровень владения голосовым диапазоном.
  1. Пойте знакомую вам песню снова и снова. Распечатайте слова песни, которая вам нравится. Уделите время изучению всех нюансов текста. Затем поработайте над деталями песни с модуляцией собственного голоса, тем самым изменяя саму песню.

    • Важно выбрать песню, которая вам действительно нравится, так как некоторое время вам придется работать над ней снова и снова.
    • Когда только начинаете заниматься, постарайтесь использовать песню, которая находится в пределах вашего вокального диапазона, чтобы не перенапрягать голосовые связки.
  2. Поработайте над извлечением звука различными частями голосового аппарата. Пение не сводится к звукам, идущим из горла через открытый рот. Сконцентрируйтесь на исполнении той же песни, но с различными подходами к управлению положением языка, рта, диафрагмы, горла и даже к работе носа. Запись полученных результатов и их прослушивание позволят вам лучше понять собственное тело и те звуки, которые оно способно издавать.

    • Например, пропускание большего потока воздуха через нос может создать более высокие назальные звуки, что не удивительно. Если вы во время пения осторожно зажмете одну ноздрю, то ваш голос тоже изменится.
    • Переместите язык ближе к своду нёба, когда будете петь, чтобы проверить, насколько изменится голос. Также можно попробовать переместить язык к щеке. Смещение челюсти в сторону тоже позволит вокализировать другие звуки.
    • Для экспериментов с диафрагмой попробуйте выпустить во время пения сразу весь воздух из легких. В качестве альтернативы посмотрите, что произойдет, если вы станете петь с минимальным расходом воздуха.
    • Самое главное заключается в том, чтобы поймать нужный эмоциональный настрой, но не оказаться во власти эмоций. К тому же, качество вашего пения не станет лучше, если вы будете плакать во время исполнения любой грустной песни.
    • Например, если вы поете о размолвке, попробуйте вспомнить негативные моменты ваших прошлых личных взаимоотношений.
    • Чтобы не погрязнуть в эмоциях, подумав о конкретном событии, сразу же верните фокус своего внимания на исполняемый текст и ноты.
  3. Распевайтесь перед пением, чтобы не перенапрягать голосовые связки. Начните с мягкой распевки звука "И" на одной ноте (например, фа первой октавы для женщин и фа малой октавы для мужчин) и держите ноту как можно дольше. Повторите упражнение два раза. Также можно распеваться на одной ноте фразой "Ми-мэ-ма-мо-му", после чего переходить к распевке от низких нот к высоким. Повторите упражнение два раза. Затем перейдите к распевке в другом направлении от высоких нот к низким, повторите упражнение три раза.

    • В середине своего диапазона пропойте "Ой!" по пяти нотам вверх по гамме (до-ре-ми-фа-соль). Повторите упражнение два раза.
  4. Пойте звук "А" по нотам "До, ре, ми. .." вверх и вниз по гамме в пределах вашего вокального диапазона. Это еще один отличный способ разогреть голосовые связки и попрактиковать удержание необходимых нот. Начните с гаммы до мажор в первой октаве, затем перейдите к более высокой октаве, другой гамме и так далее. Не торопитесь, четко пропевайте каждую ноту, вместо того чтобы плавно смещать тон предыдущей ноты по направлению к следующей.

    • Сконцентрируйтесь на работе в основной гамме до мажор по нотам: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до”. Для усложнения можно попробовать пропевать две ноты подряд, а затем перепрыгивать через одну или использовать другой порядок.
    • Затем еще усложните упражнение, пропевая две ноты вверх, одну вниз и так далее по гамме.
    • Гамма представляет собой набор звуков, последовательно повышающихся на определенные интервалы (тоны и полутоны). Когда вы двигаетесь вверх и вниз по гамме, то исполняете и низкие, и высокие ноты. Например, между нотами до и до-диез интервал равен полутону, а между нотами до-диез и ре-диез интервал равен тону.
  5. Старайтесь петь не менее 30 минут в день. Этого будет достаточно, чтобы размять голосовые связки, и при этом не слишком продолжительно, чтобы перенапрячь их. Лучше заниматься тогда, когда вас никто не будет беспокоить. Тем не менее, если вы зарабатываете себе на жизнь пением, то такая работа позволит вам развивать свои навыки пения на публике.

    • Непродолжительные ежедневные выступления перед зрителями могут научить вас считывать настроение публики и подстраивать свою работу с ней соответствующим образом.
    • Подработать пением можно на небольших сценах развлекательных заведений, кафе и ресторанов. Если вам не нравится такой вариант, можно попробовать предложить свое добровольное участие в какой-нибудь местной музыкальной группе.
  6. Поработайте над поддержанием надлежащей осанки во время пения. Встаньте, держите спину прямо, смотрите вперед. Следите за тем, чтобы ваши плечи были отведены назад, а шея не изгибалась слишком сильно. Расположите язык в нижней части ротовой полости, чтобы он едва касался нижнего ряда зубов. Осторожно поводите челюстью из стороны в стороны, чтобы расслабить мышцы.

  7. Выполняйте упражнения на дыхание, чтобы укрепить диафрагму. Попробуйте реберное дыхание, которое подразумевает расширение грудной клетки во время вдоха. На вдохе расправьте грудную клетку и позвольте брюшным мышцам расслабиться. А для выдоха, наоборот, задействуйте брюшные мышцы. Также попробуйте во время дыхания диафрагмой выполнять нижеуказанное упражнение:

    • на счет 1 вдохните и наполните легкие на 1/4;
    • на счет 2 вдохните и наполните легкие на 2/4 объема;
    • на счет 3 вдохните и наполните легкие на 3/4;.
    • на счет 4 вдохните и до конца наполните легкие;
    • на счет 5-12 медленно и постепенно выдохните;
    • затем повторите все с самого начала.

Заботьтесь о собственном здоровье и сохранении голоса

  1. Употребляйте не менее 6–8 стаканов жидкости в день. Поддержание горла в увлажненном состоянии позволяет ему издавать более глубокие и насыщенные звуки. Лучшим выбором для вас станет обычная теплая (но не горячая) вода. Холодная вода напрягает горло. Также в воду для вкуса и смягчения горла можно добавить 1 чайную ложку меда или дольку лимона.

    • Если вы решили добавить в воду мед, постарайтесь использовать как можно более натуральный продукт. По возможности старайтесь избегать употребления продуктов с химическими добавками.
  2. Обеспечьте себе не менее 8 часов ночного сна. Если вы будете чувствовать усталость, то голос от этого тоже пострадает. Выполнять данную рекомендацию особенно важно, если вам предстоит петь в течение длительного времени. Когда у вас нет возможности обеспечить себе 8 часов сна ночью, постарайтесь немного поспать днем.

    • Попробуйте полежать в постели непосредственно перед распевкой и выступлением - такой отдых поможет повысить качество звучания вашего голоса.

Питание играет большую роль в жизни и работе вокалиста. Порой хриплое звучание голоса появляется не из-за заболеваний горла, а при неправильном питании. Проблема касается не только основной еды певца, но и употребления некоторых продуктов перед пением.

Есть мнение, что вокалистам запрещено только употреблять семечки, так как это вредно для голоса, и перед пением нужно пить сырые яйца. На самом деле список продуктов, которые нельзя есть вокалистам, значительно шире, чем об этом говорят преподаватели вокала. Давайте подробнее разберемся в данном вопросе, а также приведем топ-5 самых полезных и вредных для голоса продуктов.

Как влияет еда на голос

Любые продукты питания по-разному влияют на эластичность слизистых горла и гортани. Одни способствуют лучшей растяжке тканей, благодаря которой может исчезнуть хриплая окраска голоса, другие усиливают неприятное ощущение во время пения. Поэтому в одном случае еда может оказаться полезной для вокалиста, в другом – вредной.

От неё будет зависеть не только окраска голоса, его приятное звучание и лёгкость в распевании, но и снятие некоторых зажимов. Ведь, когда есть дискомфорт в горле, петь становится трудно и очень неудобно. Поэтому все продукты можно разделить на полезные для вокалиста, которые способствуют эластичности мягких тканей, и вредные.

Большое значение имеет и количество пищи. Если питание несбалансированное и нерациональное, то голос может терять силу. Поэтому диеты, особенно голодные, редкое употребление пищи, а также отказ от жиров могут ослабить силу голоса и сделать его тусклым и невыразительным.

Малое количество пищи может лишить ваш голос красоты, силы и сократить его диапазон, поэтому не стоит сидеть на диете перед ответственным выступлением. Вы споёте значительно хуже, чем раньше, так как голос будет звучать слабо и невыразительно. Но не стоит и много есть, особенно перед пением.

Тяжёлая еда может давить на диафрагму и приводить к слабости, трудностям в пении, а также к сокращению диапазона голоса. На полный желудок вы будете петь тяжело и с большими усилиями, так как не будет эластичности в мягких тканях гортани. Поэтому есть нужно за час до пения , чтобы была опора для звука, но в то же время желудок не должен быть перегружен.

Как еда влияет на голос вообще? Это зависит от того, что именно вы съели в день пения. Специалисты советуют за час до выступления съесть немного плотной пищи, например пюре, кашу или сладкий печёный пирожок. Тогда вы не будете чувствовать голода и ваш голос приобретёт необходимую плотную дыхательную опору.

На голос влияет и длительное употребление некоторых продуктов питания. Они могут стать причиной раздражения слизистой оболочки горла, вызвать хрипы, кашель и неприятное ощущение, словно в гортань попала соринка, инородное тело. Вот как еда влияет на голос, точнее вредные продукты, которые многие, сами того не зная, систематически употребляют.

В первую очередь к ним относятся:

  1. Семечки, арахис, сухарики с приправами и солёные орешки. Они содержат много жира и соли, а также раздражающих добавок, поэтому при их регулярном употреблении слизистые оболочки могут потерять свою эластичность. Голос становится хриплым, снижается его обертональная окраска, и петь становится неудобно. Может возникнуть ощущение першения, поэтому, даже если вы употребляете эти продукты не в день пения, они могут навредить вам. Вокалисту стоит вообще от них отказаться.
  2. Острые кетчупы, горчица, хрен и приправы. Их можно добавлять в пищу только в небольшом количестве и ни в коем случае не употреблять за 6 часов перед пением. Все они не только раздражают горло, но и способствуют избыточной выработке слизи, которая затрудняет пение и даже может провоцировать кашель.
  3. Жирное жареное мясо, картофель и чипсы, а также острый фастфуд. Жир лишает эластичности голосовые связки, что может привести к кашлю, трудностям в пении, особенно на скачках и в местах, где есть длинные ноты. Любые жирные продукты нужно есть в утреннее время за несколько часов до пения, если речь идёт о мясе и котлетах, а чипсы и вовсе нужно исключить из рациона вокалиста. Также в салаты не стоит добавлять много мяса.
  4. Ледяные напитки, такие как «Кола», «Фанта» или «Спрайт». Они могут вызвать шокирующую реакцию слизистой оболочки и привести к хрипоте голоса. Иногда на время он может пропасть совсем.

Алкогольные напитки, в первую очередь крепкие. Для голоса самыми вредными из них можно назвать пиво, коньяк, водку и крепкие тоники, тем более со льдом. Так же, как и любые напитки со льдом, они могут обжечь слизистую холодом и привести даже к временной потере голоса, да и к ангине тоже.

5 полезных продуктов для голоса

Они не только помогают хорошо петь, но и помогут в определённых случаях быстрее восстанавливать голос.

К ним относятся следующие продукты и напитки:

  1. Тёплый сладкий чёрный чай. Прекрасное средство для восстановления эластичности слизистых оболочек и лечения связок. Для лучшего эффекта он должен быть не горячим, а тёплым.
  2. Нежирное молоко комнатной температуры. Его нужно пить небольшими глотками, медленно, чтобы восстановить голос. Оно мягко обволакивает горло и делает голос сильнее.
  3. Сырые яйца. Их не стоит пить перед пением, как советуют многие вокалисты, хотя их регулярное употребление способствует сочности и мягкости голоса. Это средство прекрасно восстанавливает силы вокалиста, а также смягчает горло, способствуя мягкому и красивому пению. Но только в пищу нужно употреблять проверенные яйца, купленные на рынке, чтобы не заразиться опасной инфекцией. Яйца достаточно пить раз в неделю для красивого и чистого голоса.
  4. Сливочное масло. Качественное сливочное масло можно добавлять в молоко или просто рассасывать для того, чтобы петь стало удобнее. Но это обычно делают за час перед пением и запивать негазированной водой.
  5. Обычная вода комнатной температуры. Иногда это лучшее средство для того, чтобы быстро восстановить голос. Только пить её следует медленно, небольшими глотками.

Рацион вокалиста – что полезно ежедневно?

  1. Утро начинать с плотного завтрака. Если вы поёте днём или вечером, следует утром есть плотнее, чем в обед, чтобы создавать дыхательную опору для голоса. Можно есть мясо, кашу или салаты.
  2. Днём рекомендуется есть плотное блюдо, но без добавок, особенно острых и раздражающих горло. Это позволит создать хорошую дыхательную опору для голоса.
  3. В рацион вокалиста обязательно должно входить нежирное мясо, но употребляют его за 3 часа до начала пения.
  4. Рыбу и икру вокалисты включают в меню не реже 2 раз в неделю. Они содержат жиры, которые полезны для общего состояния организма и голосовых связок.
  5. Морепродукты можно есть в неограниченном количестве. Конечно, не стоит употреблять огромными порциями перед пением, но зато они являются источником нежирного белка, который в некоторых случаях может заменить мясо. В отличие от котлет и сала , они не могут отрицательно повлиять на голос.
  6. Конфеты, шоколад, пирожные и мороженое можно есть не раньше чем через час после пения. Некоторые руководители детских хоров перед пением дают хористам кусочек сахара. Делать этого не стоит, так как сладкое может навредить красивому и свободному звучанию голоса.

Научиться петь можно двумя способами. Первый способ: назовём его, как научиться петь дома, без педагога, не потребует от Вас денежных затрат. Если у Вас есть дома магнитофон, то Вы вполне можете обойтись им, необходимо только иметь ещё и микрофон.

Этот способ хорош тем, что Вы будете учиться петь дома, в удобное для Вас время и в удобном для Вас режиме. Второй способ: назовём его, как научиться петь правильно, предполагает, что Вам необходим будет педагог. Такой способ научиться петь подходит не всем, но если Вы хотите научиться петь правильно, то он единственно возможный.

Я не хочу сказать, что если Вы хотите научиться петь дома, то обязательно научитесь петь неправильно. Вовсе нет. Научиться петь правильно можно и дома, и дальше, мы постараемся показать, как научиться правильно петь дома. Итак, для того чтобы научиться петь вам необходимо просто начать петь любимые песни, не забывая при этом записывать ваши исполнительские номера на магнитофон.

Итак, до того как Вы начали учиться петь, Вы расслабились, заменили свою голову на голову Энрике Иглессиаса или Максим, и представили себя знаменитым певцом или певицей. Теперь приступайте к исполнению песни, предварительно включив на магнитофоне запись, и тут же забыв про него, ведь Вы пока только хотите научиться петь.

Спев две, три песни, вложив в исполнение всю силу своего голоса (орать, конечно, не надо, но и петь шепотом, тоже нет необходимости), Вы получили бесценный материал. Если ваше желание научиться петь, действительно серьёзное, то сохраните этот материал на долгую память. И потом, спустя лет 20-30, Вы будете слушать его и усмехаться, каким я был, когда сказал себе: хочу научиться петь.

Полученный (записанный Вами) материал Вы должны прослушать два раза. Ни в коем случае не подпевайте своему исполнению, записанному на магнитофон. Такое требование связана с тем, что ваш голос имеет совсем другое звучание, когда Вы слушаете свою речь или песню, по сравнению с тем, что Вы услышите, включив магнитофон. После того как Вы насладились своим творчеством, дайте отдых своим ушам.

Прилягте и оцените, насколько хорошо у Вас получилось. Только не казните себя за ужасное исполнение, если оно действительно получилось ужасным, ведь Вы только начинаете учиться петь. Не стоит также думать, что у Вас ничего не выйдет из этой затеи. Вы ведь твёрдо решили научиться петь. Теперь, по прошествии 4-5 минут, Вам надо включить оригинал.

Лечь, расслабиться, и полностью погрузиться в музыку и голос вашего любимого исполнителя. Все эмоции Вы должны отбросить, и забыть, что песню исполняет ваш любимый певец. Вы должны стать критичным, расслабленным, но именно критичным слушателем. Вы должны внимательно, но расслабленно, не напрягаясь, прослушать песню, отмечая в уме все нюансы и переливы мелодии и голоса.

Удивительно, насколько порой изменяется впечатление от песни, когда её прослушал таким образом. Желательно также, чтобы Вы подключили визуализацию ритма, тональности и тембра. Создавайте параллельно с прослушиванием своеобразную мысленную светомузыку. Вы можете задать вопрос.

Как это поможет мне научиться петь? Объясню подробно. Такое прослушивание, создаёт в вашей памяти множество "камер хранения" музыкальной информации. Такие "камеры хранения", со временем изменят Ваш слух и голос в лучшую сторону.

Сама музыка и голос запечатлятся в виде вибраций неподвластных измерению (подробности на странице энергоинформационное поле), но обогащающих вас и физически и духовно. Через эти вибрации ваше тело получит новую, другую, скрытую информацию, содержащуюся в звуках музыки и голоса. Вы уже конечно поняли, что такое прослушивание не только поможет Вам научиться петь, но и научит вас слушать. При повторном прослушивании оригинала песни Вы должны начать сравнивать и анализировать ваше исполнение и оригинал.

Сделав определённые замечания, Вам надо ещё раз исполнить песню и снова записать её. После этого необходимо закончить урок (не забудьте вернуть свою голову на место). Ложась вечером спать, сделайте следующее.

Расслабьтесь по методике приведённой на странице Как научиться. Затем мягко, но настойчиво скажите себе: Я хочу научиться петь. Я знаю, как научиться правильно петь. Я могу дома научиться петь. После этого попытайтесь вспомнить оригинальное исполнение со всеми вашими подробностями восприятия песни и визуализациями.

В конце, скажите себе научиться петь для меня удовольствие и развлечение, и я смогу правильно научиться петь. Если Вы будете повторять ежедневно, или хотя бы раз в два-три дня такие упражнения, меняя сначала песни, а потом и исполнителя, не забывая о визуализации, анализе и эмоциональной расслабленности, Вас гарантированно ждёт успех.

Два важных замечания. Для первых уроков, выбирайте песни любимых исполнителей. Такой совет связан с тем, что наши любимые песни наиболее близки нам с точки зрения тонких материй. Именно они, совпадая по своим скрытым и неизвестным пока учёным характеристикам с нашими собственными энергоинформационными полями дают стимул к развитию физических способностей (голос и слух) и интеллектуально-волевых качеств (скорость и точность восприятия, и способность к ускоренному обучению). Не ругайте себя за возможные повторения одних и тех же ошибок. И не бросайте процесс обучения.

Чаще всего человек начинает ошибаться именно в тот момент, когда вот-вот научиться. Психологи называют это провалами преднаучения. Наградите себя за каждый удачный опыт в преодолении проблемы: как научиться петь.

Если ваши занятия дома по нашей методике дали хороший результат, и Ваши близкие или друзья заметили, что ВЫ стали лучше петь, тогда, возможно, имеет смысл задать себе вопрос, как научиться петь, ещё раз. И в этом случае, я дам Вам уже другой совет. Запишитесь в хор.

Часто, школьные педагоги помогают начинающим учиться петь, и дают им бесценные советы, на тему: как научиться правильно петь. Если же Вы хотели научиться петь для души, то иногда просто повторяйте свои занятия, описанные выше, и Вы не потеряете в себе таланта и стремления хорошо петь. И это всё? Даже не вериться. И правильно, если не верится.

Обратимся к профессионалам:

Постановка голоса. Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям. Которые пригодятся не только профессионалам, но и любителям, то есть всем кто любит петь, давайте задумаемся над тем, что такое пение, певческий голос.

Пение - один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому. Если природа подарила человеку хороший голос, ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием, бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту.

Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт, а о том попал ли звук на нужную ноту. Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ - разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения. Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом - голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой, но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы. Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения?

Самое простое - их надо знать! Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - её толкнул ветер. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы».

Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь! Пение - единственная разновидность музыки, в которой инструмент - часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания.

Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний Учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие. У актёров и певцов есть профессиональный термин - «опора».

Все согласны, что «опёртый» звук - хорошо, «неопёртый» - плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно. А между тем, всё просто. «Опёртый» голос - это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра - ещё не значит опереться на него.

Опереться - значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опёртый» вдох - это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания.

Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь! Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине.

Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик. Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там, откуда Вы его «взяли». Сквозное действие певца - задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох - это звук. Не думайте о дороге, по которой вы поведёте этот вдох.

Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати,большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом, ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук. Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно.

Да, вдох искажающий форму лёгких, задерживать, да и делать вредно. Вдох, наполняющий лёгкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье. Лучшая в мире постановка голоса - не русская, не французская, не немецкая и даже - боги мои! - не итальянская, а природная.

Следовательно, если Вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, всё остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью. Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука - голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться - встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идёт из двух бронхов в одну трахею - встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы.

Но лёгкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она - им. Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, диафрагма должна во время звучания объединять лёгкие. Как? С помощью вдоха, который заполняя лёгкие воздухом, не разъединяет их.

И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчиняется и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить лёгкие, не разъединяя их, может только один вдох - вдох в спину. Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу «Дубинушку».

Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут, прежде всего, слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять.

Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности. …профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да ещё с постановкой голоса. Ведь тогда оно - действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь?

Если для Вас пение протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуя кантилену. Надо только произнести, потому что хорошо произнесённое наполовину спето. Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов - от мускулатуры внешней (губы, челюсти).

Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена - внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция на движение челюстей и губ. Активная артикуляция - по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца. Кроме того, челюсть - кость. Она тяжёлая. Гортань - хрящ. Он лёгкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать?

Представьте себе Венеру, отвалившую челюсть, или Аполлона, сделавшего «мопса». Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - «нутром поёт»? И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно.

Нет! Народ говорил как слышал: поёт нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А « маска», «купол», «зубы» - неподвижная надстройка над тем, что поёт. Поэтому думайте, что произносите слова всё той же диафрагмой. И не насилуйте её. Она всё знает.

Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом. Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу.

Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные группы мышц.

Правила выполнения упражнений.

Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). 2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох.

Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.

4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

5. Счёт в стрельниковской дыхательной гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лёжа.

1. «Насос». Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте лёгкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном.

Слегка приподняться(но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. Помните! «Накачивайте шину» в темпоритме строевого шага.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос.

Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывайте его широко. Упражнение «насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

2. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом.

Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом всё равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лёжа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врождёнными пороками, перенесённым инфарктом в первую неделю тренировок не делать это упражнение. В тяжёлом состоянии делать подряд не по 8 вдохов движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.

Женщинам, начиная с шестого месяца беременности в упражнении «Обними плечи» голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой. Эти упражнения приводят в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и в звукообразовании (лёгкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму т.д.).

Теперь нужно встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создаётся «опора», без которой невозможна постановка голоса.

Выполняя это упражнение, следует произносить на лёгком поклоне вперёд, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь: РИ РУ РЭ РО ЛИ ЛУ ЛЭ ЛО МИ МУ МЭ МО НИ НУ НЭ НО ВИ ВУ ВЭ ВО ФИ ФУ ФЭ ФО ЗИ ЗУ ЗЭ ЗО СИ СУ СЭ СО ЦИ ЦУ ЦЭ ЦО ЖИ ЖУ ЖЭ ЖО ШИ ШУ ШЭ ШО БИ БУ БЭ БО ПИ ПУ ПЭ ПО ПРИ ПРУ ПРЭ ПРО ДИ ДУ ДЭ ДО ТИ ТУ ТЭ ТО ТРИ ТРУ ТРЭ ТРО ГИ ГУ ГЭ ГО КИ КУ КЭ КО КРИ КРУ КРЭ КРО ХИ ХУ ХЭ ХО.

Упражнение «Восьмёрки» (упражнение на задержку дыхания). Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его «в спине» и считать вслух до восьми. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 «восьмёрок».

«Потеря» голоса. У всех наших пациентов-певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие и фиброматозные узелки, было мелкое ключичное или грудное перерасширенное или напряжённое дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые складки. Следовательно, если в узких верхушках лёгких воздуха слишком много, ему тесно, и он стремиться уйти во время звучаний такой широкой струёй, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремиться вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху.

Замолчать певец, актёр, да и просто человек, которому надо говорить, не может. Он продолжает петь или говорить на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и в результате становится больным. Идёт к врачу. Бюллетень. Медикаменты. Советы беречь голос. Болезнь усугубляется страхом. А это плохой советчик.

Человек ведёт внутренний монолог непрерывно, иногда даже во сне. Он начинает думать о гортани и голосовых связках, а они напрягаются в ответ на его мысли. Гортань и голосовые связки лишаются покоя. Они работают неправильно, потому что человек меньше всего думает, что голосовым связкам надо помогать смыкаться. Он боится встречных движений внутри тела, старается открыть горло шире и, делая вдох, расправить плечи. От неверного звуковедения начинает расти узелок.

Бюллетени всё чаще и продолжительнее, и, если молчание и медикаменты не помогают, следует оперативное удаление узелка. Но как бы ни был искусен хирург, улучшение самочувствия и звука кратковременно, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно повторное возникновение узелка. И снова оперативное удаление и в большинстве случаев предложение сменить профессию…

Надо не беречь голос, а сразу иначе организовывать дыхание и звуковедение. Бюллетень надо использовать именно для этого. И он должен быть непродолжительным, чтобы певец не потерял уверенность в себе. Первое, что я рекомендую и актёрам, и певцам, - убрать избыток воздуха из верхней доли лёгких (упражнение «Обними плечи»). Тренируйте вдох, самый удобный для задержания. Это создаёт воздушный резерв в основаниях лёгких и не допускает в гортань избыток воздуха.

Петь и говорить сразу становится легче, настроение поднимается. Затем делайте звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вздохи (смотрите ниже). Диафрагма и брюшной пресс начинают активно работать во время звучания, и болевые ощущения (или узелок) постепенно исчезают. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, вы можете стоять, сидеть или лежать - как хотите. Они сработают по привычке. Но привычка требует подкрепления, поэтому дыхательные упражнения надо повторять.

Кроме того, они являются массажем для голосовых связок и гортани, делают их сильнее и подвижнее. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение, знайте, там ошибка. Необходимо найти движение, которое это ощущение уберёт (попробуйте в течение нескольких дней проделать полный комплекс стрельниковсих упражнений).

Это не значит, что напряжений во время профессионального пения нет. Есть! Обязательно есть! Но они приятны и создают высокий эмоциональный настрой. Проверьте всё сами. Спойте что-нибудь раза четыре подряд. Чтобы не думать, что вы ещё не «распелись». А затем сделайте упражнение «Насос» 9 раз по 32 вдоха-движения, то есть выполните три «сотни». И повторите ту же самую вещь.

Вы почувствуете, что петь намного легче, и услышите, что голос звучит лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции некоторое время. Сделав мгновенный неслышный мягкий вдох ртом, практически не ощутимый внутри тела, «затаите» дыхание и пронесите этот вдох восемь шагов. Руки при этом движении будто прижимают к груди мяч. Затем «затаите» дыхание и пронесите вдох двенадцать шагов, шестнадцать шагов. Направляйте воздух в спину.

Тренируйте вдох на наклоне вперёд. И на нём пойте, то есть говорите нараспев, думая о смысле слов и мелодии. Вскоре Вы почувствуете, как чистые, сильные звуки буквально польются из вашего горла. «Неужели всё так просто?» - можете удивиться вы.

Нам ведь нередко внушают, что хорошо петь трудно и сложно, а плохо - легко и просто. На самом деле всё наоборот: плохой певец поёт трудно и сложно, а хороший - легко и просто! Выделенное цветом, цитаты из книги "Дыхательная гимнастика Стрельниковой" Михаил Щетинин. Альманах ФиС №14. Москва. Редакция журнала"Физкультура и спорт" 2000 г.

Желаю научиться петь, а возможно, и стать звездой. Всё в ваших руках. Но на последок, очень важное предупреждение: никогда не учитесь петь под караоке. Качество музыкального сопровождения в таких программах просто ужасное. Вы можете испортить себе остатки слуха, если вдруг станете петь под караоке. Кто восстанавливал свои силы пением? Как вы думаете, можно ли устать от того, что поёшь песни. Если петь не правильно, то конечно. Но вспомните наши старые фильмы. Любая работа в поле, да и дома, сопровождалась исполнением песен.

Пение отвлекало от тревожных мыслей, являлось своего рода медитацией. А после работы русский народ восстанавливал свои силы пением. Никто не следил за правильностью взятия нот или чёткостью дыхания. Но именно такое бесшабашное и спонтанное пение восстанавливает силы лучше всякого стимулятора. Расскажу случай из своей юности. Школа, в которой я учился, находилась в 2 километрах от моего дома. Иногда мы учились во вторую смену (4, 6 и 8 классы). Дома работы у меня хватало, а спорт был тогда, и остаётся сейчас моим любимым занятием, поэтому четыре, а то и пять дней в неделю я занимался в спортивных секциях.

Набегавшись два часа в баскетбол или напрыгавшись в волейбол, мне предстояло ещё одолеть неблизкий путь домой. Так вот, как только я выходил за пределы города я начинал петь ("Машину времени", "Воскресенье" или Цоя). И пел пока не доходил до дома. Раз моя мама спрашивает меня (это было в девятом классе), - ты что, три дня назад выпивал. Я удивился, поинтересовавшись, почему она задаёт такой вопрос. "Да, деревенская жительница рассказала мне, что ты орал песни на всю улицу," - ответила мама.

Я засмеялся и сообщил, что пою каждый раз, когда возвращаюсь вечером домой. Видимо, я тоже подсознательно восстанавливал свои силы пением. Но русский народ, восстанавливающий свои силы пением не исключение. Представители многих народов используют песню как способ отдохнуть. Вы сами можете применять этот способ, когда сильно устали. И помните, ответ на вопрос как научиться петь, прост. Надо начать петь, и слушать себя! Наши упражнения помогут Вам быстрее и правильнее научиться петь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»