Добровольное общество содействия авиации. Досааф ссср. Не надо стесняться

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первая добровольная оборонная организация - Военно-научное общество (ВНО) было создано в 1920 году. Оно ставило своей задачей разработку военно-научных проблем и широкую пропаганду военных знаний среди трудящихся.

Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением СНК СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

Из истории патриотизма

Во время Второй мировой войны в Советском Союзе не было реактивных самолетов, и по мере прекращения конца конфликта были сосредоточены усилия по устранению этого разрыва. Было проведено несколько экспериментов с смешанными двигательными машинами, которые были поршневыми двигателями но большинство из этих проектов никуда не денутся.

Гринчик по командам: это был первый полносоветский самолет, который летал. Он побежал над своим соперником Яковлевым Як-15, который тоже был готов к этому, благодаря запуску чеканки, оправданное состояние, потому что это был новый самолет, а не просто адаптация того, что уже существовало. Нижняя часть хвоста была защищена от тепла выхлопного газа от стального листа, конструкция которого была довольно трудоемкой; крылья были в половине фюзеляжа с двухкомпонентным лоскутом, купол куполообразным ветровым стеклом, бронированным с доспехами, но все же без упругого сиденья.

В марте 1923 года создается массовое добровольное общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое поставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации.

Вскоре появилась еще одна оборонно-массовая организация - Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (Доброхим СССР).

Поскольку практическая деятельность ОДВФ и Доброхима была тесно связана, то уже в мае 1925 года они объединились в одну организацию - Авиахим.

Не надо стесняться

Тележки были одноколесными передними трициклами. Воздухозаборник был установлен на нос самолета, с перегородкой, разделяющей поток из двух частей, проходящий через боковые стороны кабины и подающий каждый двигатель. За кабиной находились 4 топливных бачка и 3 других крыла, в общей сложности 625 литров и 250 л подводных танков.

У всех троих были такие длинные бочки, чтобы выбраться из грязи. Окончательное вооружение, которое прототип смонтирован, не ясен, кажется, что он изначально летал с балластом. С другой стороны, развитие авиогетов двигалось очень быстро в те годы, а срок эксплуатации МиГ-9 был относительно коротким: как МиГ-9, так и конкурирующие самолеты были быстро введены в эксплуатацию, чтобы поддерживать Советский Союз в актуальном состоянии, в то время как инженеры уже работали над чем-то лучшим. Первый полет состоялся в конструкторском бюро МиГ-9, а МиГ-9 был разработан для улучшения конструкции МиГ-9, особенно в отношении неудовлетворительной конфигурации вооружения.

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) было создано 23 января 1927 годана совместном заседании делегатов Всесоюзного съезда Авиахима и участников пленума ОСО. Главной задачей Общество считало патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.

В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.

Наконец, нос был переработан так, что пистолет выстрелил за воздухозаборник. кабина была продвинута вперед. Было также задумано о Нене, но чтобы полностью использовать этот двигатель, он служил значительно лучше крылатых крыльев, чем МиГ. МиГ-15 стал вехой в эволюции советской охоты и имеет важное значение для истории авиации в более общем смысле. Это была счастливая смесь между последними результатами, полученными немецкими инженерами, британскими двигателями и традиционной тенденцией российских дизайнеров к простоте и легкости.

МиГ-15 был началом целого охотничьего семейства с трансзвуковым крылом стрелы, и, несмотря на многочисленные его недостатки, он представлял собой не только ужасное оружие, но прежде всего отправную точку для более продвинутых достижений. Поэтому неудивительно, что даже последующие самолеты того же технического ведомства представляли угрозу Западу и в то же время технические проблемы.

С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой Воздушный Флот и летные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!» стал девизом молодежи 30-х.

Одним из тех, кто готовил крылатую гвардию страны, был 23-летний инструктор Ленинградской планерной школы ОСОАВИАХИМа Валерий Чкалов. Лозунг ОСОАВИАХИМа «От модели - к планеру, от планера - на самолет!» стал путеводной звездой для тысяч юношей и девушек.

Но для борьбы с американцами Советы не могли действительно учитывать свою устаревшую авиационную промышленность, и они искали в другом месте, чтобы получить то, что хотели. Они получили немецкие самолеты и техники как «добычу войны» для новой реактивной технологии и стрелковых крыльев, но двигатель не был сильной стороной немецких достижений - они были первыми британцами. И Советы, с невероятной близорукостью лейбористского правительства, смогли получить несколько десятков лучших британских двигателей - Дервент и Девять.

С последним были изготовлены некоторые охотничьи прототипы и бомбардировщики, затем почти все были запущены в производство. Тем не менее, 2 дизайнера выиграли Сталинскую премию за их реализацию, которая была простой и быстро запущена в производство. Вот почему, несмотря на летное поведение, отличное от пилота, он был лучшим среди своих конкурентов.

С историей оборонного Общества неразрывно связана судьба другого знаменитого летчика-испытателя Михаила Громова. После организованного АВИАХИМом перелета по европейским столицам, когда летчик на самолете АНТ-3 за три дня преодолел фантастические по тем временам 7150 км, французские авиаторы прислали Громову свои поздравления и извещение о том, что он принят в почетный клуб «Старые стволы» как «лучший летчик мира 1926 года».

Это была охота на высоту и быстро доступная. Технически, МиГ было очень простым: 41-градусное стрелочное крыло и отрицательное пренебрежение 3, среднее положение, большой хвост Т, с каким-то лучом, чтобы держать планы хвоста далеко от центра тяжести, не имея фюзеляж слишком большой и тяжелый. Чтобы улучшить боковую управляемость, было также 4 парета Противоскольжение на запястье Фюзеляж был изготовлен из легкого алюминиевого сплава, а также контрольные поверхности, округлые секции, разделенные на две секции, спереди также были установлены кокпит и вооружение.

С кружка планеристов и учебы в летной школе ОСОАВИАХИМа начинали свой творческий путь прославленные авиаконструкторы Александр Сергеевич Яковлеви Олег Константинович Антонов - создатели «Яков», «Антеев» и «Русланов», а также выдающийся конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев.

Организованная Ф. А.Цандером и С. П.Королевым вместе с другими энтузиастами Центральная группа по изучению реактивного движения (ЦГИРД) при Центральном совете ОСОАВИАХИМа, стала началом огромного по своей значимости дела, открывшего нашей стране, а с ней, и всему человечеству, дорогу в космос.

Летчик имел узкий пассажирский отсек, но с капюшоном и сидением, впервые в советском самолете, выпущенном в больших сериях. Это было не так плохо для того времени. Каноны могли вращаться на 11 градусов вправо и влево и на 7 градусов ниже и были оснащены автоматической системой указаний. Решение отлично работало, но Советы, как правило, выделяли низкоприоритетные запасы топлива, вероятно, потому, что им нужно было меньше, чем у американского аналога. Оператор сидел на переднем сиденье, а пилот сидел на заднем сиденье.

  • У него была только одна пушка или пулемет.
  • Широко использовались в качестве тренера сегодня.
  • Заправка была выполнена Ту-4 Булл с двойные охранные зонды.
Различные охотники МиГ-15 были преобразованы в качестве целей по радио после окончания службы первой линии.

При непосредственном участии членов оборонного Общества молодыми инженерами Н. И.Камовым и Н. К.Скрижинским была создана и испытана первая в стране машина с вращающимися крыльями, получившая русское название - вертолет.

ОСОАВИАХИМ находился в числе пионеров и в деле создания первых отечественных дирижаблей и стратостатов, техники для изучения верхних слоев атмосферы. Полеты аэронавтов П. Ф.Федосеенко, Н. Д.Анощенко и М. Н.Канищева вывели Советский Союз в число стран, лидировавших в воздухоплавании.

Они были назначены МиГ-15М или МиГ-15Мш мишенью мишина. Эти продукты МиГ-15, хотя и не являются прямым производным от МиГ-17, на самом деле являются наиболее частыми реакционными охотами. Самые первые МиГ-15 провели свой дебют войны в этом деле, правда, малоизвестной, о гражданской войне между коммунистическими и националистическими китайцами. Советы потеряли МиГ из-за летной аварии.

«Официальный» дебют МиГ-15 произошел в Корейской войне до сих пор. Тем не менее, американский гонщик Рассел Дж. Браун отправился в историю за то, что первым сбил с ног, летя на реактивном самолете, в другом реактивном самолете. В этом случае пилот, такой как Роберт Амен, имел фамилию на высоте славы.

Участниками знаменитых дальних перелетов 30-х годов были воспитанники оборонного Общества Валентина Гризодубова со своими подругами, совершившими выдающийся беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток.

Всего с 1930 по 1941 годы ОСОАВИАХИМ дал путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов. Задача создания Воздушного Флота молодой Республики Советов была решена.

Но когда первые сэймеры прибыли в Корею, ситуация радикально изменилась. Их хорошо обученные и опытные гонщики смогли в полной мере воспользоваться этими преимуществами, которые затем улучшились с машинами с лучшей маневренностью и более высокими скоростями.

Однако, несмотря на то, что с этой последней моделью американские выигрыши значительно увеличились, благодаря способности соответствовать почти шансам, скоростям и маневренности МиГ, вопрос был очень сложным для анализа, и это осталось, несмотря на все попытки. МиГ-15 участвовал, кроме Кореи, в разных войнах, независимо от того, объявлен он или нет.

В годы военных испытаний неувядаемой славой покрыли себя воспитанники оборонного Общества трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитович Кожедуб. Каждый третий военный летчик, носивший на груди Золотую Звезду Героя, являлся воспитанником ОСОАВИАХИМа. В числе летчиков-кавалеров двух Золотых Звезд - почти половина воспитанники аэроклубов оборонного Общества. Среди воспитанников ОСОАВИАХИМа - Алексей Маресьев и Виктор Талалихин, Борис Ковзан и Александр Горовец, Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, сержант Я. Ф.Павлов, снайпер В. Г.Зайцев и многие другие, чьи имена стали символом отваги, мужества и героизма нашего народа.

Широкое распространение производного МиГ-17, которое принимало участие в большом количестве вооруженных событий, особенно во Вьетнамском конфликте и недавних столкновениях на Ближнем Востоке. Среди стран, чьи военные самолеты имели МиГ-17, часто поставляемый Китаем, можно вспомнить Афганистан, Алжир, Болгария, Камбоджа, Китай, Северная Корея, Куба, Египет, Германия, Гвинея, Чехословакия, Ирак, Мали, Нигерия, Польша, Сирия, Сомали, Шри-Ланки, Судана, Уганды, Йемена.

Задняя часть фюзеляжа была вытянута на 90 см, а ее дрейф, аналогичный смещению МиГ-15бис, был больше. Как растяжение фюзеляжа, так и большой дрейф были не очень очевидными различиями, как и брюшные плавники под двигателем. Видно по плану, сходство с предшественником было гораздо менее заметным. Новое крыло также имело большую площадь 10% и отрицательный угол 3 °, а не 2 °, как МиГ-15, а угол падения оставался на одну ступень. На спине было также три противоскользящие пластины вместо двух.

На фронтах Великой Отечественной врага громили именные осоавиахимовские авиационные эскадрильи, переданные боевым полкам оборонными организациями Москвы, Саратова, Свердловска и других городов.

О весомости вклада оборонного Общества в Победу говорит тот факт, что только за годы войны в нём прошли обучение более 9 млн. человек, в том числе 63 тыс. моряков, 93 тыс. авиационных специалистов, 139 тыс. снайперов, 266 тыс. истребителей танков, более 1 млн. автоматчиков и пулеметчиков, вставших в строй защитников Отечества.

Стрелка задней двери была 45 °, а не 40 °. К счастью для программы, второй прототип был готов к летным испытаниям, и тесты продолжались без перерывов. Установка была практически такой же, как и в 15-м, с антенной обнаружения, установленной на верхней кромке воздуховыпускного отверстия, и трековой антенной в дуэте на разделительной пластине внутри гнезда. В эксплуатации МиГ-17П был направлен на цель под строгим контролем «охотничьего гида», в то время как пилот только совершил атаку после захвата цели. Тем не менее он был запущен в производство в. . Пушки были слишком далеки от центра тяжести, и точность была бедной.

ОСОАВИАХИМ внес весомый вклад в развертывание партизанского движения в тылу врага. Организации оборонного Общества участвовали в создании партизанских групп и отрядов в 88 районах, временно оккупированных врагом. В них сражалось более 15 тысяч активистов Общества.

Одним из ярких проявлений патриотизма членами ОСОАВИАХИМа явилась помощь фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом!» пронизал работу всего оборонного Общества. За годы войны организации ОСОАВИАХИМа собрали на строительство боевой техники и вооружение 272 млн. рублей.

В любом случае, 53-летний проверенный проект был очень интересным, особенно для наземных атак, но не имел никакого оперативного контроля. Тем не менее это развитие было необходимо для перехода к следующему МиГ-19 с лучшей аэродинамикой для поддержания сверхзвуковых скоростей. МиГ, модифицированный таким образом, мог вылететь с Туполя Ту-16, к которому он был подключен под фюзеляжем. Были также некоторые преобразования для тестирования ракет дальнего радиуса действия.

Было несколько модификаций МиГ-17, чтобы попробовать различные типы оружия, поэкспериментировать с изменениями в ячейке и обновить авионику. Как и на МиГ-15, был установлен мигающий зонд МиГ-17 были такими же, как и с МиГ-15: механизм работал, но не был введен в эксплуатацию.

В послевоенный период перед оборонным Обществом встали новые задачи. Одно из главных направлений деятельности оборонного Общества являлось военно-техническое обучение призывной молодежи, пропаганда военных знаний и навыков противохимической и противовоздушной обороны, организация спортивной работы, подготовка стрелков, радистов, автомобилистов.

Боинг был сбит, и официально все члены экипажа погибли, но ходят слухи, что некоторые из пилотов выжили, были допрошены, а затем казнены. Два пилота МиГ были награждены за действия. Были случайные контакты между МиГ-17 и вторгшимися самолетами в течение оставшейся части десятилетия.

Впоследствии самые старые МиГ-17 использовались в качестве целей в течение 60-х и более лет. Несмотря на это, основная часть боев МиГ-17 произошла в Ближний Восток и Дальний Восток. Обе команды понесли потери, но у всех менее подготовленных египетских гонщиков было самое худшее, хотя МиГ и Мистер были в основном сопоставимыми машинами.

Заслуги ОСОАВИАХИМ были достойно оценены: 22 января1947 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Общество орденом Красного Знамени за успешную работу в деле укрепления обороны страны и в связи с 20-летием со дня организации.

В конце 40-х годов существенно изменились условия деятельности оборонного Общества: усложнились задачи военно-патриотической работы, потребовались новые формы привлечения населения к массовой военно-технической подготовке.

Ночной истребитель МиГ-17: обтекатель в морде содержит радар. Вершина карьеры МиГ-17 вышла на Дальний Восток, особенно во Вьетнаме. Поскольку Корея показала «Фагот», Вьетнам был изюминкой «Фрески», которая утверждала, что сама она. Северные вьетнамские летчики были обучены уважать приказы и проявлять небольшую инициативу в советском стиле, но среди них были и некоторые из первых звезд. Странно, жесты самого знаменитого северного вьетнамского пилота, полковника-гробницы, остаются между мифом и реальностью.

МиГ-17 также штурмовал бесчисленные конфликты в Африке, такие как между Эфиопией и Суданом в конце 1970-х годов, «использовались и преуменьшались обе стороны». МиГ-17 также воевал в революциях других африканских стран. были также использованы в качестве тактической поддержки афганского правительства в войне против боевиков-моджахедов в 1980-х годах.

В январе 1948 года принято постановлениеСовета Министров СССР о разделении ОСОАВИАХИМ на 3 самостоятельные оборонные организации:

Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ), Всесоюзное добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ).

Однако наличие нескольких оборонных организаций приводило к параллелизму в военно-патриотической работе.

В целях усовершенствования структуры общественных оборонных организаций, концентрации усилий в военно-патриотической работе 20 августа 1951 года Совет Министров СССР постановил объединить ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).

Организационное оформление Общества произошло 26 - 29 декабря 1953 года на 1-ой Всесоюзной конференции ДОСААФ, облеченной правами съезда, где был утвержден Устав организации и избраны руководящие органы. Вновь образованное Общество имело в своем составе 240 тысяч первичных организаций и около 11,5 миллионов членов.

Правительство возложило на ДОСААФ пропаганду и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов Общества.

За годы своего существования в оборонном Обществе сложилась стройная система обучения и воспитания будущих воинов.

Главным звеном в ней стали многочисленные учебные организации ДОСААФ. Принятый 12 октября 1967 года закон «О всеобщей воинской обязанности», расширил задачи ДОСААФ, повысил его ответственность за военно-патриотическое воспитание, военное обучение и физическую закалку своих воспитанников, поставил задачу готовить шоферов, радистов, моряков, парашютистов. Большинство школ оборонного Общества успешно справлялось с этими задачами, многим из них присваивалось звание образцовых.

Важным направление в деятельности организации являлась подготовка кадров массовых технических профессий для народного хозяйства, имеющих военно-прикладное значение. За годы своего существования было подготовлено свыше 10 млн. специалистов.

Значительный вклад внесли организации ДОСААФ в военно-патриотическое воспитание граждан. Особое значение приобрели месячники оборонно-массовой работы, первый из которых был проведен в январе-феврале 1963 года и посвящен годовщине Вооруженных Сил.

В кружках и клубах оборонного Общества получили подготовку и закалку бесстрашные летчики-испытатели Сергей Анохин и Георгий Мосолов. С аэродромов ДОСААФ начали свой путь в просторы Вселенной первый космонавт Земли Юрий Гагарин и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, летчики-космонавты СССР Павел Попович и Валерий Быковский, Георгий Береговой и Владислав Волков, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.

В рядах Общества выросли выдающиеся спортсмены, принесшие нашей Родине большое количество наград самых престижных авиационных соревнований. Среди них абсолютные чемпионы мира по самолетному спортуВладимир Мартемьянов, Галина Корчуганова, Игорь Егоров, летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая, Виктор Лецкои Виктор Смолин. Сильнейшими в мире не раз становились парашютисты Владислав Крестьянинов, Лидия Еремина, Леонид Ячменев, Николай Ушмаеви многие другие.

В январе 1977 года за большой вклад в укрепление обороноспособности страны и в связи с 50-летием Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР удостоено высшей наградой Родины - ордена Ленина.

Достойной правопреемницей и продолжательницей славных традиций ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ стала Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ).

25 сентября 1991 года 1-й учредительный съезд республиканских, краевых и областных организаций ДОСААФ на территории России образовал в связи с реорганизацией ДОСААФ Российскую оборонную спортивно-техническую организацию - РОСТО.

15 октября 2003 годана 4-м съезде РОСТО с учетом общественного мнения и решения функциональных задач принято решение добавить к аббревиатуре РОСТО прежнюю исторически значимую - ДОСААФ. С тех пор оборонное Общество стало называться РОСТО (ДОСААФ).

В соответствии с государственным оборонным заказом РОСТО (ДОСААФ) ежегодно готовила десятки тысяч военно-обученных специалистов и сотни тысяч кадров массовых технических профессий. Их обучение осуществлялось на базе свыше 100 авиационных спортивно-технических подразделений, Калужского авиационного летно-технического училища, более 450 учебных организаций (автомобильных, морских, радиотехнических и объединенных технических школ).

Спортивные организации РОСТО (ДОСААФ) - это более 2 тысяч спортивно-технических, авиационно-спортивных и стрелковых клубов, детско-­юношеских спортивных школ, в которых делали первые шаги к вершинам спортивного Олимпа и шлифовали своё спортивное мастерство сотни тысяч человек.

Мы гордимся талантом и самоотверженностью влюбленных в небо воспитанников оборонного Общества: главного тренера сборной России по высшему пилотажу, многолетнего капитана сборной СССР Виктора Смолина, заслуженных мастеров спорта, неоднократных абсолютных чемпионов мира и Европы Сергея Рахманина, Михаила Мамистова, Светланы Капаниной и других членов сборной, ­благодаря которым наша страна сохраняет статус первой в мире спортивной авиационной державы.

Спортсменам оборонного Общества на протяжении нескольких десятилетий принадлежат более 30% мировых рекордов, а на чемпионатах мира и Европы, других крупнейших международных соревнованиях по самолетному, парашютному, мотоциклетному, подводному, радио ­и модельным видам спорта, морскому многоборью и другим они завоевывают до 65% разыгрываемых наград.

Военно-патриотическое воспитание молодежи осуществляется через учебно-воспитательный процесс в школах и клубах оборонного Общества, при проведении патриотических акций и массовую пропаганду священного долга защитника Отечества.

Этой цели также служат 10 домов оборонного Общества, более 600 музеев и комнат боевой славы, свыше 1000 классов военно-патриотического воспитания и более 2000 уголков военно-патриотического воспитания.

При учебных и спортивных организациях функционируют более тысячи детских и юношеских клубов «Юный моряк», «Юный автомобилист», «Юный десантник», «Юный летчик» и др., поисковые отряды и группы, военно-патриотические объединения и организации.

Традиционно оборонное Общество выступает непосредственным организатором традиционных месячников оборонно-массовой работы, посвященных Дню защитника Отечества, вахт памяти, уроков мужества, военно-спортивных праздников в честь памятных дат в истории России и ее Вооруженных Сил.

Важное значение в деле военно-патриотического воспитания играет Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот».

Свой значительный вклад в укрепление и совершенствование оборонного Общества вносит его лотерея.

Оборонное Общество - полноправный член Союза оборонных спортивно-технических организаций (СОСТО) Содружества Независимых Государств, активный участник мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

2009 год вошел в историю оборонного Общества страны годом знаменательных события и кардинальных изменений. В апреле состоялось заседание президиума Государственного совета, на котором обсуждены вопросы допризывной подготовки молодежи. Это заседание стало отправной точкой на пути дальнейшего развития оборонного Общества. Через несколько дней состоялся внеочередной съезд РОСТО (ДОСААФ), решивший преобразовать общественную организацию РОСТО (ДОСААФ) в общественно-государственную организацию. Съезд избрал председателем ЦС РОСТО (ДОСААФ) С. А.Маева.

И с мая 2009 года шла напряженная работа по преобразованию оборонного Общества. Её венцом стали Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 973 Москва «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»

и внеочередной (преобразовательный) 9-й съезд РОСТО (ДОСААФ) - 1-й съезд ДОСААФ России, состоявшийся 17 декабря. Он утвердил новый организационно-правовой статус и определил стратегические перспективы дальнейшего развития ДОСААФ страны как общественно-государственной организации, на базе которой планируется создать качественно новую систему допризывной подготовки молодежи, включающей в себя военно-патриотическое воспитание, развитие массовых военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, подготовку по военно-учетным специальностям.

Преобразование оборонного Общества - это не просто смена вывески и возвращение названия, известного многим поколениям. Это требование времени, это новые ответственные и важные государственные задачи, решение которых будет способствовать дальнейшему продвижению ДОСААФ по пути укрепления общественно-государственных позиций, возрождению завещанной нам ветеранами славы Оборонного общества как школы мастерства, школы патриотизма и мужества.

В середине февраля Министерство обороны объявило, что обучать студентов военному делу будет в том числе и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ. Организация, возникшая в 1920-е годы и возродившаяся под нынешним названием в 2009-м, большинству известна своей разветвленной сетью автошкол. «Лента.ру» вспомнила, как возник ДОСААФ, и попробовала понять, чем общество занимается сейчас.

Председатель ДОСААФ Сергей Маев охотно подчеркивает , что в 1990-е и 2000-е ДОСААФ прозябал, а теперь стал возвращаться к жизни. Дело в том, что как раз после 2009 года организацией заинтересовалось государство, решившее привлечь ДОСААФ к подготовке будущих призывников. Наряду с этим организация постоянно фигурировала в планах по замене основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на другой школьный предмет — начальную военную подготовку (НВП), по созданию «казачьей авиации» и в других патриотических проектах, которые, правда, пока так и не были реализованы. В начале 2014 года зашла речь о привлечении ДОСААФ к военной подготовке студентов, и этот план, судя по всему, будет воплощен в жизнь.

Из истории патриотизма

В России существует немного общественно-государственных организаций — спортивное общество «Динамо», Российское военно-историческое общество, ДОСААФ и несколько других. Закон, который регулировал бы их деятельность, до сих пор не принят , и — в соответствии с законом «Об общественных объединениях » — работают они согласно положению правительства, утверждаемому для каждой конкретной организации. В случае с ДОСААФ государственное участие выражается, к примеру, в том, что в наблюдательный совет общества входят представители различных министерств, а в бюджете нескольких ведомств должны учитываться средства для финансирования общества.

ДОСААФ, как говорится на его сайте, ведет свою историю с 1920 года: именно тогда было создано Военно-научное общество, вскоре переименованное в Общество содействия обороне СССР. Вслед за ним появилось общество АВИАХИМ, объединившее Общество друзей Воздушного флота и Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности. В 1927 году организации объединились в ОСОАВИАХИМ. Во время Великой Отечественной войны ОСОАВИАХИМ готовил летчиков, снайперов, танкистов, моряков, автоматчиков и пулеметчиков, а после нее был сначала разделен на ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ (в 1948 году), а затем вновь объединен в ДОСААФ (в 1951 году).

До распада Советского Союза общество готовило летчиков, моряков и шоферов. На сайте организации с гордостью перечисляются космонавты и летчики-испытатели, занимавшиеся на аэродромах ДОСААФ, и рассказывается о военно-патриотическом воспитании и месячниках оборонно-массовой работы. В 1953 году членами ДОСААФ СССР состояли около 11,5 миллиона человек. Среди преподавателей школ общества были офицеры , прошедшие Вторую мировую войну.

В 1991 году на месте ДОСААФ появилась Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), в 2003-м к названию РОСТО добавили старую аббревиатуру ДОСААФ, а в 2009-м в названии вновь осталось только ДОСААФ. «Преобразование оборонного общества — это не просто смена вывески и возвращение названия, известного многим поколениям. Это требование времени, это новые ответственные и важные государственные задачи», — говорится на сайте организации. В 2000-е РОСТО (ДОСААФ) переживала не лучшие времена и лишилась 10 тысяч зданий (впрочем, полторы сотни удалось вернуть ). По данным на 2011 год, у ДОСААФ (как в собственности, так и в пользовании) были 6524 объекта недвижимости и 14,4 тысячи гектара земли.

Среди государственных задач ДОСААФ, согласно положению об организации, — военно-патриотическое воспитание, обучение военно-учетным специальностям, развитие авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта и физической культуры, летная подготовка курсантов, подготовка к военной службе тех, кто пребывает в запасе, развитие технического творчества и подготовка специалистов «массовых технических профессий», а также участие в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Так, во время наводнения в Краснодарском крае летом 2012 года Красноармейский авиационно-спортивный клуб занимался эвакуацией местных жителей. Финансируется общество профильными ведомствами — Минобороны, Минобрнауки и Минспорта. Есть у ДОСААФ и членские взносы , и даже собственная лотерея .

АвтоДОСААФ

В региональных отделениях и в образовательных центрах ДОСААФ готовят специалистов по 147 «массовым техническим специальностям» — от водителя категории «А» до парашютиста. Список специальностей включает в том числе «пользователя ПК» (такую подготовку дают в Пензе наряду с курсами AutoCAD и 3DMax), «парикмахера-универсала» (этому делу можно обучиться в Копейске) и, например, «кочегара» (в Кудымкаре ).

Но в первую очередь в обществе учат вождению. Автошколы ДОСААФ есть повсюду, от Калининграда до Сахалина: общество готовит водителей категории «B» в 79 субъектах РФ из 83. Иногда деятельность местного отделения общества этим и ограничивается — как, например, в городе Надым Ямало-Ненецкого автономного округа или в республике Дагестан . «У нас, безусловно, сохранились и морские клубы, и морские школы, там есть подготовка, например, водолазов, но востребованность таких специалистов гораздо меньше, поэтому и таких учреждений меньше», — пояснил «Ленте.ру» первый заместитель председателя организации, генерал-майор в запасе Виктор Чернов.


По его словам, ежегодно автошколы ДОСААФ готовят 550-560 тысяч водителей, и Чернов настаивает, что подготовка у них очень хорошая — не то что в «горе-автошколах», где есть только «стол, стул и компьютер». Все школы ДОСААФ, говорит Чернов, оснащены современным оборудованием, имеют очень хороший инструкторский состав и могут предложить дополнительные курсы — например, экстремального вождения или перевозки опасных грузов. Цены на обучение вождению в ДОСААФ сопоставимы с ценам других автошкол; отзывы на них разнятся. «Естественно, мы заинтересованы, чтобы в наших автошколах и в других наших учебных центрах обучалось как можно больше молодых людей», — говорит Чернов.

«Зарница» вместо пейнтбола

По решению Совета безопасности РФ при участии ДОСААФ в каждом субъекте федерации создаются центры довоенной подготовки и военно-патриотического воспитания (в июле 2013 года предполагалось завершить их создание в течение двух лет). «Задача этих центров сводится к тому, чтобы и заниматься военно-патриотическим воспитанием, и формировать мотивацию к военной службе, получать первичные военные знания в как можно более раннем возрасте», — поясняет зампредседателя. Как правило, центры (сейчас их 37) работают со старшеклассниками, предлагая им, к примеру, кружки технического творчества и военно-тактические игры (бывшие советские «Зарница» и «Орленок»). «Поверьте, интерес к такого рода занятиям очень и очень высок. И без этого все видят, что сеть пейнтбольных клубов, которые в определенной мере моделируют боевую обстановку, очень востребована. Наверное, это в природе, особенно у мужчин, — уметь обращаться с оружием, испытывать интерес к моделированию тех или иных видов военных действий», — говорит генерал-майор.

Государственное участие в работе ДОСААФ стало особо заметно после возрождения общества под старым именем. С 2010 года именно на ДОСААФ в рамках госзадания возложена военная подготовка будущих призывников. ДОСААФ — единственная организация, которая обучает их военно-учетным специальностям. Всего сейчас в обществе можно получить 13 таких специальностей, но ДОСААФ планирует ежегодно увеличивать их число по согласованию с Министерством обороны.

Именно Министерство обороны, заключившее договор с ДОСААФ, формирует заказ на подготовку допризывников. Каждый военкомат, имея согласованный с Генштабом план призыва, сообщает региональному отделению ДОСААФ (а они есть в каждом субъекте РФ), сколько специалистов по каким специальностям ему необходимы. Отделение ДОСААФ распределяет молодых людей, стоящих на учете в военкомате, по своим школам и обучает их (как правило, три месяца) по программам, согласованным с Минобороны. «Преимущественно это водительский состав категории C, D, E, в том числе мы осуществляем подготовку водителей спецтранспорта и водителей для перевозки опасных грузов, и ряд других профессий: радиотелеграфисты, электромеханики и так далее», — рассказывает Чернов. В пресс-службе ДОСААФ «Ленте.ру» пояснили, что по окончании обучения допризывник получает документ о том, что он обучен военно-учетной специальности, а затем идет сдавать экзамен (если речь идет о водительской специальности) в ГАИ. Кроме того, за подготовкой допризывников следит Наблюдательный совет ДОСААФ, в который входят представители Минобороны и Минобрнауки.

В результате войска получают призывников, уже готовых «с первого дня выполнять те боевые задачи, которые стоят перед подразделением». Как поясняет Чернов, это важно при сокращенном до одного года сроке службы: если допризывники не получат военно-учетную специальность, то их будут обучать уже в войсках. «Тут получается смысловой парадокс: когда человек получает необходимые для службы знания, он уже подлежит увольнению. Вот этим определяется важность подготовки», — говорит он. Согласно отчету Счетной палаты, в 2011 году ДОСААФ подготовил больше 93 тысяч человек, в 2012-м — больше 84 тысяч, выполнив план Генштаба на 85,5 и 95,5 процента соответственно. Претензий за выполнение плана не в полной объеме Минобороны обществу не предъявляло.

Не надо стесняться

В марте 2013 года президент Владимир Путин заявил о необходимости возродить нормативы ГТО (не уточняя, впрочем, станут ли они обязательными для всех юношей и девушек, как в советские времена). «Говоря о нормах ГТО и о других вопросах, связанных с военно-патриотическим воспитанием, надо это делать, не надо стесняться. И ДОСААФ надо поднимать. Вообще все, что готовит настоящих мужчин для нашей страны, надо делать», — сказал тогда президент. Спустя почти год, после Олимпиады в Сочи, Путин вернулся к теме воспитания молодежи уже в связи с массовым спортом. «Мы можем все это восстановить на современной базе и, таким образом, пойти дальше в развитии массового спорта», — заявил он, имея в виду ДОСААФ и нормы ГТО.

В послании Федеральному собранию в декабре 2013 года Путин поручил обеспечить для всех студентов возможность обучиться военному делу. Сейчас военные кафедры или учебно-военные центры есть лишь в 72 вузах. Вскоре после заявления президента представители Министерства обороны стали рассказывать, где и как будут учиться военному делу студенты остальных вузов (а их около тысячи). Предполагается, что можно будет учиться на военной кафедре соседнего вуза, если она там есть, или в вузе, подведомственном Минобороны. Что же касается регионов, где нет ни того, ни другого, то здесь на первый план как раз выходит ДОСААФ — его отделения есть везде, и общество привлекут к военной подготовке студентов. Детали новой системы пока не утверждены; ожидается, что концепция будет готова через несколько месяцев.

В Минобороны пообещали, что при выборе военно-учетной специальности для студентов постараются учесть их гражданскую профессию, так что количество специальностей, предлагаемых ДОСААФ, будет увеличено. «Мы сделали предложения и по другим специальностям: парашютная подготовка, операторы беспилотных летательных аппаратов, авиационные механики и так далее. Все будет зависеть от потребностей Минобороны и от того, какие задачи перед нами будут ставить», — поясняет Чернов.

Как будет подбираться военно-учетная специальность тем, кто в вузе приобретает техническую профессию, более или менее ясно. Непонятно, как ее будут выбирать, к примеру, для филологов или историков: военных переводчиков ДОСААФ готовить пока не планирует. «Если студент учится в политехническом институте и у него специальность радиоэлектроника, военно-учетные специальности будут адаптированы к базовой гражданской специальности, которую получает студент: радиотелеграфисты, радиооператоры и так далее, — разъясняет Чернов. — Если студент обучается в автомобильном институте, специальности будут водительские — например, автомеханик. Ну а если обучается в лингвистическом вузе, то такой человек может получить в том числе и специальность военного водителя. Это будет целесообразно, чтобы человек наряду с гуманитарной специальностью получил водительские права категории C, D или E и имел по этой категории военную специальность», — добавляет генерал-майор.

Анна Попова



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»