Типы и виды загадок. I. Организационный момент. Что такое загадка

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Загадки бывают разные.

  • · Народные - это загадки, складывающиеся веками и передававшиеся из уст в уста. Они отличаются певучестью, выраженной иносказательностью, а также тем, что их достаточно сложно, практически невозможно, отгадать самостоятельно. Например: Кто над нами вверх ногами? Народных загадок очень много, они отличаются по сложности, что позволяет подобрать загадки для разных возрастов, расширяя словарный запас ребенка за счет устаревших и мало употребляемых слов. В то же время народные загадки охватывают многое из окружающего мира, что позволяет познакомить ребенка со временами года, природными явлениями, капризами погоды, животным и растительным миром.
  • · Рифмованные загадки - это загадки в виде небольших стихотворений, чаще состоящих всего из двух или четырех строк, в которых находится загадка, а разгадка кроется в последнем слове, которое очень легко называют даже дети раннего возраста.
  • · Загадки-обманки - это тоже загадки в виде стихотворения, но, если поставить слово в рифму - получается смешная нелепица. Это загадки для дошкольников и школьников, которые заставляют отойти от простого, но неправильного решения загадки и думать над другим вариантом ответа. Когда загадки в рифму и загадки-обманки ребенок научится разгадывать хорошо, можно усложнить ему задачу - чередуя их.
  • · Загадки с заблудившейся буквой охотно отгадывают дети, которые уже научились читать, или достаточно хорошо знают буквы. Обычно это рифмованные двустишия, в которых в одном слове произошла замена буквы. Например: жук - лук, кочка - кошка. В результате получается смешная фраза или стихотворение, в котором герой ходит по кошкам вместо кочек, и пугается не жука, а лука. Если загадки сопровождаются картинками - удовольствие от их отгадывания удваивается.
  • · Загадки на смекалку требуют от ребенка внимательности и способности к рассуждениям. К этому типу загадок относятся загадки про сидящих на трубе А и Б, про утку, плавающую от чего, и многие другие.
  • · Загадки, придуманные самими - отдельная категория загадок, которую можно использовать даже с детьми, едва научившимися говорить. Например: кто вечером с работы приходит, и подарки дочке приносит? (Папа). Кто любит маму и папу? (Дочка). Можно ли съесть дом? (Настоящий - нет, а пряничный - да). Через некоторое время ребенок и сам станет придумывать загадки.

Тематика загадок, а также их репертуар тесно связаны с бытом и трудом народа. Загадки обращаются как к видовым, так и к родовым понятиям.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Понятия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото , пила, коловорот, алмаз. Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше ... Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесообразно и гармонично.

Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. -- изменялись и загадки. Из памяти уходили произведения, в которых требовалось отгадать предметы редко встречающиеся или совсем забытые. Например: Белое ест, а черное роняет (лучина); И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно); Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).

Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельческие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о процессах крестьянского труда -- таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

С появлением новой техники возникали и новые загадки. Например, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет); До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (паровоз); Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны: Ползет черепаха -- стальная рубаха, враг в овраг, черепаха -- куда враг (танк); Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет -- на земле ахнет (бомбардировщик); На пушку не похожа, а палит -- дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

Загадка -- это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела). Аникин В.П. Садовников Д.Н. "Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач". - М: 2010. - С. 234

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица -- отгадываемого предмета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут -- Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в условной форме

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности

В зависимости от описанных явлений или признаков предмета можно выделить основные виды загадок . Например, есть такие задачки, где дается описание явления или предмета с помощью перечисление разных его признаков, именно такими чаще всего являются задания для самых маленьких.

Сочен он, да душист.

Он снаружи золотист

В нем много долек, друзья,

Скушаем его все и я. (Ответ - Апельсин)

У окошка растет в глиняной плошке

Без головы зеленый ежик,

Да без ножек. (Ответ - Кактус)

Кафтан на мне зелененький, сердечко как кумач.

Как сахар сладок я на вкус, а сам напоминаю мяч. (Ответ - Арбуз)

Например, рассмотрим последнюю, в ней указано три признака слова-разгадки: вкус, форма, цвет. Чтобы найти решение, надо провести элементарный анализ, выделить все признаки, объединить их в единое (синтез).

Второй тип головоломок включает в себя описание с краткой характеристикой явления или предмета, таким образом, по нескольким признакам вы можете восстановить целостный образ. Здесь можно выделить простые примеры:

Весь свет одевает голубая простыня (Небо)

Весь мир согревает один костер (Солнце)

Их можно легко решить, если выделить отмеченный признак и связать его с другими, которые не указаны, для этого надо пользоваться ассоциациями.

Популярны загадки с отрицательным сравнением. Такие можно легко составлять самостоятельно, для примера предлагаем вам рассмотреть подобные варианты:

И не зверь, но и не птица

Нос же, как синица (Комар)

В поле гуляет, но не конь

На воле летает, но не птица (Ветер)

Не сторож, да всех разбудит,

Не наездник, но со шпорами (Петух)

Хоть не черепаха, но есть панцирь

Хоть не птаха, а живет на ветке (Орех)

Бежит, но не конь

Шумит, но не лес (Река)

Такие головоломки для детей надо решать способом от противного. Отгадывающему надо поочередно сопоставить разные, но схожие предметы или явления, а затем по новому их сгруппировать.

Ребятам постарше интересны задачки с метафорами:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ответ - Ветер)

Чтобы дать ответ, надо расшифровать сначала метафору, поэтому необходимо сопоставить и сравнить предметы из разных, зачастую очень далеких областей, необходимо увидеть в них сходства.

Можно выделить и еще один вид загадки: загадки вопросы , именно в них чаще всего используют описание признаков или используют метафоры.

Во взрослых компаниях наиболее часто можно встретить задачки-шутки. Есть еще , которые называются «складки», чаще всего их используют на утренниках в садах и начальной школе. Они легко разгадываются, ведь ответ напрашивается в рифму сам собой.

Можно перечислить, это шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, а есть еще такие, где для получения ответа надо лишь переставить ударение, но сначала догадаться, о чем идет речь.

Нравятся подросткам и взрослым, они представлены как настоящие задачи, для решения которых надо оперировать сразу несколькими описаниями. Школьникам на дополнительных уроках русского языка можно предложить фонетические вопросы. Например: какой музыкальный инструмент появился раньше? Гусли или балалайка? В ответе ударный слог третий. Такими же могут быть и загадки про виды спорта .

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? Виды загадок, существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Видео: Виды огнетушителей: сравнение, производство, применение

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Видео: Поплавки на удочку. Виды, форма, оснастка, особенности, применение

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Видео: Машины и транспорт в загадках/загадки для детей

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)


Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)


Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» - он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)


  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

(Краб – барк )


  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)


«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?..

(Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)


Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок!

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»