Т 28 фотографии. В Великой Отечественной войне

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Краткая история последнего массового многобашенного танка РККА.

История создания

Т-28 - это советский средний трехбашенный танк, относящийся к межвоенному периоду, он был разработан в 1930-1932 годах инженерами танко-тракторного КБ ВОАО, руководил работами по проекту С. А. Гинзбург. Данная машина стала первым средним танком в Советском Союзе, который удалось запустить в серийное производство. В период с 1933 по 1940 годы в Ленинграде на Кировском заводе было изготовлено 503 экземпляра танка Т-28.

В 1930 году Советский Союз вел переговоры с Великобританией о поставке в страну более тяжелых танков, обсуждалась возможность покупки трехбашенных танков Vickers Medium Mark III, которые также были известны как «Виккерс 16 тонн». На основе закупленных в Англии машин планировалось развернуть свое производство танков прорыва. Однако переговоры завершились неудачей, компания Vickers-Armstrong не поддержала идею продать несколько образцов танка, сославшись на секретность его конструкции. При этом СССР были предложены жесткие условия, при выполнении которых сделку можно было бы заключить. В частности, Советскому Союзу было предложено оплатить ознакомление с конструкцией танка, приобрести 10 танков Vickers Medium Mark III, а также гарантировать приобретение легких танков Vickers Mk. E и танкеток Carden Loyd Mk. VI.
Однако Москву такие условия сделки не устраивали, и все варианты были отвергнуты. В результате в СССР приступили к работам над созданием собственного аналога танка Vickers Medium Mark III. Эскизным проектированием нового танка занялся факультет моторизации и механизации Военно-технической академии, носящей имя Дзержинского, а также танко-тракторное конструкторское бюро ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение). К новому танку советские военные сформулировали следующие требования: сохранение общей компоновки английской боевой машины, вес не более 16 тонн, вооружение - 45-мм пушка в главной башне и танковые пулеметы в малых. Танк планировалось оснащать комбинированной броней, которая включала в себя листы толщиной 10 мм на крыше, 17 мм на вертикальных поверхностях машины, в лобовой части - 20 мм.

Серийно новый танк по-настоящему начал выпускаться лишь в 1934 году, когда удалось изготовить 50 танков, а также запасные части к Т-28 на общую сумму в полмиллиона рублей. К этому времени удалось осуществить большой объем работ по реорганизации производственного цеха, перестановке необходимого при создании танка оборудования, выпуску большого числа специального мерительного и режущего инструмента. Также была налажена надежная кооперация со всеми предприятиями-смежниками по данному проекту.

Экипаж танка Т-28 включал в себя 6 танкистов: механика-водителя, командира танка, который одновременно был и заряжающим пушки и стрелком, радиста, который выполнял также функции второго заряжающего, наводчика, а также двух стрелков, располагающихся в пулеметных башнях.

Первым получил на вооружение танки Т-28 2-й отдельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем - 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года эти полки развернули в отдельные тяжелые танковые бригады (ттбр). Бригады дислоцировались: 1-я ттбр - Белорусский военный округ (г. Смоленск), 4-я ттбр - Киевский военный округ (г. Киев), 5-я ттбр - Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я ттбр имени С.М. Кирова - Ленинградский военный округ (ЛВО) (г. Слуцк). 5-я ттбр была смешанного состава, наряду с Т-28 в ней были и тяжелые танки Т-35. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригады выделили в Резерв Главного Командования. Они предназначались для качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. В соответствии с этим велось и обучение танкистов. Подготовка танкистов на Т-28 осуществлялась во 2-й запасной танковой бригаде ЛВО, Орловском бронетанковом училище, а также на Ленинградских бронетанковых курсах усовершенствования командного состава.

«Расчет боевого экипажа танка Т-28» по состоянию на январь 1936 года:

«Командир танка (лейтенант) - помешается в главной башне №1 справа от орудия у перископа. Ведет огонь из ДТ, заряжает при помощи радиста орудие, командует танком.

Техник танковый младший (воентехник 2 ранга) - помещается в передней части танка в отделении управления. Непосредственно управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние. Вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и моториста.

Механик-водитель (старшина) - помешается в башне №2, ведет огонь из пулемета, обеспечивает уход за мотором.

Командир артиллерийской башни (младший командир взвода) - помешается в башне №1 слева, ведет огонь из 76-мм орудия. Отвечает за состояние вооружения танка. Вне боя руководит подготовкой пулеметчиков.

Командир пулеметной башни №3 (отделенный командир) - помещается в башне №3, ведет огонь из пулемета. Обеспечивает уход за ходовой частью танка.

Радиотелеграфист (отделенный командир) - помешается в башне №1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие.

Механик-водитель младший (младший командир вывода) - находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход, чистку и смазку трансмиссии и ходовой части в предбоевой обстановке и после боя.

Моторист (младший технический состав) -находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку».

В сентябре 1939 года состоялось боевое крещение танков Т-28. В составе войск Украинского и Белорусского фронтов две тяжелых бригады - 10 и 21-я - участвовали в боевых действиях в Польше.

К 9.00 21 сентября части Красной Армии заняли исходное положение для атаки Львова, при этом танки Т-28 распределили для поддержки других частей - по одному взводу в 24 и 38-й танковых бригадах, 2-й батальон - с механизированным полком 5-й кавалерийской дивизии, 1-й батальон - с мехполком 3-й кавдивизии, а 3-й батальон (30 Т-28) и разведрота остались в резерве командующего армейской группы.

В 17.00 22 сентября части Красной Армии вошли во Львов. Впереди, разрушая препятствия и расчищая путь, двигались Т-28. Первые танки были встречены артиллерийским огнем из-за баррикад, но ответным огнем польские пушки были разбиты, баррикады разрушены, а вскоре польский гарнизон прекратил сопротивление. После занятия города танки Т-28 находились в нем до рассвета, а затем их вывели в Сихув.

В ходе боевых действий в Польше 10-я тяжелая танковая бригада прошла около 400 км, израсходовала 127 76,2-мм и 66 45-мм снарядов. Потери составили - 1 человек убит, 2 ранены, разбито 2 автомашины, захвачено 24 грузовика, 6302 винтовки, 113 пулеметов, 16 орудий, разоружено и взято в плен 7510 польских военнослужащих (1 генерал, 770 офицеров и 6739 солдат).

21-я тяжелая танковая бригада Белорусского фронта находилась во фронтовом резерве, следуя за наступающими частями. За 17-21 сентября она прошла более 350 км и сосредоточилась в районе Волна. Во время совершения марша бригада столкновений с польскими частями не имела.

В ходе польского похода танки Т-28 показали себя с самой лучшей стороны.

Следующее применения Т-28 произошло уже в ноябре-декабре 1939 года, на территории агрессивно настроенной Финляндии.

Вся территория перешейка была покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение танков только по дорогам и просекам. Большое количество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, не замерзающие болота, валуны - все это представляло для танков труднопроходимые естественные препятствия.

Дорог было мало, и это еще больше затрудняло использование танковых частей; движение даже по проходимым участкам леса требовало от механиков-водителей высокого мастерства. Кроме того, суровая зима 1939-40 гг. с морозами, достигавшими в середине января 40-45 градусов, и снежным покровом толщиной 90-100 см создавала дополнительные трудности в применении танков.

В полосе наступления 7-й армии, наносившей главный удар в самом центре «линии Маннергейма», и действовала 20-я тяжелая танковая бригада имени Кирова, укомплектованная танками Т-28.

30 ноября 1939 года 20-я танковая бригада перешла границу вместе с частями 19-го стрелкового корпуса. На следующий день по приказу командира корпуса для поддержки 68-го стрелкового полка в районе Корвалы была выделена 2-я танковая рота 95-го танкового батальона под командованием лейтенанта Хохлова. Зная, что дороги минированы, он повел роту лесом, по азимуту. Танки, легко ломая деревья, двигались по лесу, подойдя к Ковале уже в сумерках. На одной из высот была обнаружена наша пехота, лежащая под огнем финнов. Быстро сориентировавшись. Хохлов повел танки в атаку, и противник в панике бежал.

Что интересно, были зафиксированы случаи, когда враг артиллерийским огнем поджигал Т-28, но машины продолжали бой, при этом огонь удавалось погасить силами экипажа.

Так, что Т-28 можно назвать первым танком в мире с высоким процентом выживаемости экипажа.

В период с 1 по 10 февраля 1940 года танки Т-28 действовали в составе блокировочных групп по уничтожению финских ДОТов, а также производили разведку боем, особенно активно действуя на участке Хоттиненского укрепрайона.

Здесь батальоны 20 и 35-й танковых бригад, поддерживая части 100-й стрелковой дивизии, продвинулись вперед, уничтожив часть ДОТов и выявив всю систему финских укреплений. Несмотря на большие потери (только 20-я бригада потеряла здесь 59 танков), главным результатом было то, что атаки в районе Хоттинен вынудили финское командование перебросить сюда войска с других участков, что способствовало прорыву главной полосы обороны финнов в районе высоты 65,5.

Основной формой использования танков Т-28 в этот период являлось тесное взаимодействий с пехотой, артиллерией и саперами в борьбе за передний край и в тактической глубине обороны противника. Кроме того, одной из важнейших задач решаемых танками, было их действие в составе блокировочных (штурмовых) групп по захвату и уничтожению ДОТов. Как правило, в состав такой группы включаюсь три пушечных и два огнеметных танка, взвод саперов, до роты пехоты, два-три пулемета и одно-два орудия. Чаше всего работа проводилась ночью или в снегопад. Взрывчатое вещество - а для подрыва ДОТ его требовалось от 1000 до 3000 кг - подвозилось танками на бронесанях Соколова. Пушечные танки огнем по амбразурам и прилегающим к ДОТ траншеям обеспечивали подход огнеметных танков, которые заливали амбразуры и двери ДОТ огнесмесью и зажигали ее. В это время саперы вели работу по подрыву, а пехота прикрывала сапер от атак финнов.

Во время боевых действии па Карельском перешейке танки Т-28 использовались как раз для того, для чего их и создавали - для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиции противника. Несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 1930-х годов, они показали себя с самой лучшей стороны. Т-28 превосходили все остальные танки по проходимости - на второй передаче они свободно передвигались по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия.

Однако, несмотря на более толстую броню (по сравнению с Т-26 и БТ), первые же бои показали, что Т-28, уязвимы для огня имевшихся на вооружении финской армии 37-мм противотанковых пушек шведской фирмы «Бофорс».

К 1941 году, РККА располагала 481 танком типа Т-28. Еще несколько машин были переоборудованы в мостовые танки, саперные машины и специальные инженерные машины.

Таким образом по итогам использования танков Т-28 в 1935-1941 годах стало списание (по всем причинам) не более шести танков Т-28. Пользуясь немецкой терминологией, можно говорить что безвозвратные потери Т-28 в военных действиях в Польше и Финляндии не превысили шести танков.

Однако состояние имеющихся танков было далеко не идеальным.

Во первых сказывалось несовершенство ходовой части. Танки требовали регулярного (через каждые 500км) тех.обслуживания.
За время серийного выпуска танка Т-28 вплоть до 1940 года конструкторы успели внести в танк порядка 600 различных правок, включая установку зенитной турели П-40, замену общего посадочного люка двумя. Помимо этого, удалось увеличить напряжение электромотора главной башни танка в 2 раза - с 12 до 24 В. Также приборы внутренней связи «Сафар», которые ставились на танках первой серии, заменялись отечественным танковым переговорным устройством ТПУ-6, рассчитанным на всех членов экипажа. На всех средних трехбашенных танках Т-28 были смонтированы радиостанции 71-ТК-1 или 71-ТК-3.
При этом в первые годы серийного выпуска (с 1933 по 1935 годы) танк страдал от хронических болезней, машина обладала большим количеством недостатков, которые в некоторых случаях были очень серьезными. По этой причине некоторые уже выпущенные танки надолго задерживались военной приемкой, а в уже сданных военным машинах приходилось работать над устранением дефектов. Работы велись прямо в войсках с привлечением специальных заводских бригад. Все это время советские инженеры не оставляли попыток по модернизации танка Т-28.

Снятие танков с производства, сворачивание объема зап.частей к ним, усугубило их общее состояние.

Как было сказано к 22 июня 1941 года РККА располагала 481 танком Т-28. Однако, ко второй категории использования танков (боевыми считались первая и вторая категории) было допущено только 292 танка Т-28 однако неизвестно сколько из них требовали войскового ремонта - замены катков, траков, аккумуляторов и т.п. А учитывая хроническое отсутствие запасных частей к Т-28 не будет преувеличением считать полностью исправными и боеготовыми примерно 170-200 машин.

Первыми вступили в бой танки Т-28 5-й танковой дивизии, расположенной в Алитусе. Части дивизии еще 19 июня были выведены из военного городка и заняли оборону на восточной окраине города на правом берегу реки Неман. Поэтому, когда в 4.20 22 июня 1941 года немецкая авиация стала бомбить парки дивизии, там уже никого не было. Когда танки и пехота 39-го моторизованного корпуса немцев стали переправляться через Неман по двум мостам, их встретил огнем артиллерии и контратаки советских танков. В документах о боевых действиях дивизии танкам Т-28 дается следующая оценка:

«К началу боевых действий 27 танков Т-28 были небоеспособны вследствие изношенности. Во время боя за мосты геройски действовал личный состав 1-го батальона 9-го танкового полка. Он имел 24 танка Т-28 и с места артогнем поддерживал наступление 2-го батальона. Движение противника через северный мост было приостановлено...

Только в 7.00 23 июня, при появлении новых частей противника и вследствие нехватки боеприпасов, части 5-й танковой дивизии отошли в направлении Дауги-Вильно. За день боя 9-й танковый полк потерял из 24 Т-28 на поле боя 16, остальные вышли из строя и были подорваны экипажами».

На Юго-Западном фронте Т-28 4 и 15-го механизированных корпусов вступили в бой 23-24 июня. Однако, сильная изношенность матчасти и отсутствие запасных частей не позволяли в полной мере использовать их боевые качества.

В результате боев под Алитусом потери немцев почти вдвое превосходили потери красной армии, но общее превосходство немцев в численности дало свои результаты. РККА отступила, оставив на поле боя поврежденные танки, немцы получили возможность ремонта своей разбитой техники.

Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады в Западной Украине в сентябре 1939 года.

30 ноября 1939 года начался советско-финский вооруженный конфликт. В ходе боевых действий с Кировского завода было получено 67 новых танков выпуска 1939-1940 годов. Таким образом, общее количество Т-28, участвовавших в советско-финской войне, составляет 172 машины.

За финскую кампанию 20-я танковая бригада им. С.М.Кирова (командир - комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного Знамени. К началу войны (30 ноября 1939 года) в 20-ой тбр имелось 105 танков Т-28.

В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный Т-28э. Боевые действия велись на довольно широком фронте - от побережья Финского залива до Мурманска. Наиболее тяжелые и кровопролитные бои шли на Карельском перешейке.

Территория перешейка была покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение только по дорогам и просекам. Большое количество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, незамерзающие озера, валуны - все это представляло для танков естественные труднопроходимые препятствия. Дорог было мало, движение даже по проходимым участкам леса требовало от механиков-водителей высокого мастерства. Кроме того, суровая зима 1939-40 годов с морозами, достигавшими в середине января -45°, и почти метровым снежным покровом создавала дополнительные трудности в применении боевых машин.

Естественные препятствия были усилены финнами, создавшими систему мощных укреплений, известную под названием "линия Маннергейма". Она состояла из полосы заграждений (предполья), главной и второй оборонительных полос и большого числа отдельных позиций и узлов обороны. "Линия Маннергейма" имела множество мощных железобетонных дотов и противотанковых инженерных заграждений: надолбов, эскарпов, противотанковых рвов, "волчьих ям" и минных полей. Все это прикрывалось хорошо продуманной системой артиллерийского и пулеметного огня.

30 ноября 1939 года 20-я тбр перешла границу вместе с частями 19-го ск. На следующий день по приказу командира корпуса для поддержки 68-го стрелкового полка в районе Корвалы была выделена 2-я танковая рота 95-го тб. Командовал ею лейтенант Хохлов. Зная, что дороги заминированы, он повел роту лесом, по азимуту. Танки, легко ломая деревья, двигались по лесу, и подошли к Корвале уже в сумерках. На одной из высот была обнаружена наша пехота, залегшая под огнем финнов. Быстро сориентировавшись, Хохлов повел танки в атаку и противник в панике бежал. Рота Хохлова преследовала отступающих финнов.

9 декабря танковый взвод 91-го тб под командованием лейтенанта В. Груздева (три Т-28) был выделен для поддержки частей Карельского укрепрайона полковника Лазаренко. Взвод действовал вдоль Финского залива в направлении станции Ино. За три дня танкисты 11 раз ходили в атаку, оказав пехоте большую помощь своим артиллерийским и пулеметным огнем. 13 декабря взвод получил задачу провести разведку. Пройдя 15 км вперед от расположения своей пехоты, у Конгас-пелто танки подошли к главной полосе укреплений - "линии Маннергейма". Внезапным артиллерийским огнем машина командира взвода была подбита, но экипаж (командир Груздев, механик-водитель Ларченко, артиллерист Лупов, пулеметчики Волк и Лобастев, техник Коваль и радист Симонян) с места в течение 40 минут продолжал вести огонь по финским огневым точкам. При подходе нашей пехоты танкисты решили помочь ей. Включив дымовые приборы, они покинули танк через нижний люк и открыли огонь из двух пулеметов. Но дымовая завеса оказалась слабой, и ответным огнем финских снайперов были убиты Груздев, Волк и Лобастев, ранен Ларченко. Оставшиеся в живых ползком отошли к своим, забрав с собой раненого.

Второй танк взвода также был подбит. Он загорелся, но хода не потерял. Не имея возможности находиться внутри машины, танкисты придумали решение. Они запустили мотор на малые обороты и направили машину в сторону своих, а сами шли перед ним, прикрываясь его корпусом от обстрела. Экипаж третьего Т-28 (командир Т. Ковтунов) пытался помочь своим товарищам, но его машина при маневрировании подорвалась на мине, а потом была расстреляна артиллерией. Все члены экипажа оказались тяжело ранены, их вынесли с поля боя танкисты других подбитых танков под руководством К. Симоняна. За героические действия весь состав взвода был награжден орденами и медалями, а всем членам экипажа В. Груздева присвоили звание Героя Советского Союза (трое получили его посмертно).

В период боевых действий на Карельском перешейке Т-28 использовались по прямому назначению - для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций. И несмотря на то, что эти машины создавались по требованиям начала 30-х годов, они проявили себя самым лучшим образом. Т-28 превосходили Т-26 и БТ по проходимости - на второй передаче свободно передвигались по снегу глубиной 80 - 90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия. Но при этом, имея более толстую броню, они оказались уязвимыми для огня противотанковых пушек "Бофорс", состоявших на вооружении у финнов.

Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля.

Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они использовались практически до 1945 года. В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года.

Т-28 в целом был удачной машиной, достаточно совершенной для своего времени. Несмотря на тупиковость многобашенной компоновки, состав и расположение вооружения Т-28 можно считать оптимальными. Три башни, размещённые в два яруса, при независимости их управления, способны были обеспечить эффективное сопровождение пехоты массированным огнём. При этом важным является тот факт, что командир имел возможность эффективно управлять огнём и корректировать его, что, к примеру, было нереализуемо на Т-35, управлять пятью башнями которого в бою один командир физически не мог.

К лету 1941 года танк Т-28 считался устаревшим. К тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной компоновки. Почти не превосходя Т-28 (и уступая Т-28Э) в бронировании немецкие средние танки Pz Kpfw III и Pz.Kpfw IV существенно опережали его по подвижности.

С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года, автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации к дивизионной. Всего по состоянию на 1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.

15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего Юго-Западным фронтом нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.

Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка, раздавил два противотанковых орудия, миномет, семь автомашин, расстрелял до сотни гитлеровцев.

В конце июня 1941 года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники, состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она, включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны. В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 г. на Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 г. в битве за Москву. В своей книге "Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под Москвой осенью 1941 г. 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе НИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных огневых точек.

Источники:

  • Отдел издательства Народного Комиссариата Обороны Союза ССР, 1935 год - "Материальная часть, вождение, уход и регулировка танка Т-28";
  • М. Коломиец. "Многобашенные танки РККА";
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Максим Коломиец. Средний танк Т-28. Трехглавый монстр Сталина;
  • М. Барятинский, М.Павлов "Средний танк Т-28" (Арсенал 1993);
  • М. Коломиец, И. Мощанский. Средний танк Т-28. М. Б. Барятинский. - Моделист-конструктор;
  • В. Шунков. Красная армия;
  • A. Aksenov, J. Kinnear, A. Koshchavtsev, S. J. Zaloga. Soviet Tanks in Combat 1941-1945. The T-28, T-34, T-34-85 and T-44 Medium Tanks
  • Zaloga, Steven J; Grandsen, James (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • Т-28 (Русские танки №15).

Т-28 – это советский средний трехбашенный танк прорыва, который был разработан и выпущен еще до Великой Отечественной войны и стал первым средним танком в СССР, запущенным в серийное массовое производство.

История создания Т — 28

В 30-х годах XX века советская армия очень нуждалась в танке, который мог бы поддерживать пехоту во время прорывов укреплений противника. Для этого наш инженер Гинзбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с прототипом «Виккерса». Купить прототип «Виккерса», к сожалению, не получилось, так что было решено создать танк своими силами.

К июлю 1931 года было готово два независимых проекта, из которых был выбран танк Т-28, разработанный в конструкторском бюро ВОАО под руководством того же Гинзбурга.

К маю 1932 года прототип Т-28 из неброневой стали был закончен и выпущен на полигон. После испытаний его сильно переработали, и в октябре 1932 года запустили в серийное производство.

ТТХ Т — 28

Общая информация

  • Классификация – средний танк, танк прорыва;
  • Боевая масса – 25,4 т;
  • Компоновочная схема – классическая, трехбашенная;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Производитель – Ленинградский Кировский завод;
  • Годы производства – 1933-1940;
  • Годы эксплуатации – 1933-1944 в ССРР, 1940-1951 в Финляндии;
  • Выпущено – 503 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 7370 мм;
  • Ширина корпуса – 2870 мм;
  • Высота – 2625 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони — Стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх)- 30 мм;
  • Лоб корпуса (середина) – 15 мм;
  • Лоб корпуса (низ)- 30 мм;
  • Борт корпуса — 20+10 мм;
  • Корма корпуса — 18-20 мм;
  • Днище – 15-18 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 20 мм;
  • Маска орудия – 20 мм;
  • Борт башни — 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
  • Тип пушки – танковая;
  • Длина ствола — 16,5 (КТ-28) калибров / 26 (Л-10) калибров;
  • Боекомплект пушки – 69;
  • Углы ВН — +25°/−5°
  • Углы ГН — 360° (главная башня), 165° (малая башня);
  • Прицелы — телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года;
  • Пулемёты – 4-5 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
  • Мощность двигателя – 450 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 180-190 км;
  • Запас хода по пересечённой местности — 120-140 км;
  • Удельная мощность — 17,7 л.с./т;
  • Тип подвески — полностью сблокированная, на вертикальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,62 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 37°;
  • Преодолеваемая стенка — 1,0 м;
  • Преодолеваемый ров — 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

Модификации танка

В разные годы Т-28 выпускался в несколько измененных модификациях, которые, однако, не имели каких-то особых названий:

  • Т-28-1. Образец 1932 года, выпущенный перед серийным производством. Был вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1933 года. Производился до 1934 года, всего была выпущена 41 машина. Был вооружен 76,2-мм пушкой и 4-мя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1934 года. Основной образец, производившийся до 1938 года. Вооружен такой же пушкой и 4-5 пулеметами ДТ. Всего было выпущено 266 машин;
  • Т-28 1938 года. Еще один основной образец, производившийся до 1940. На вооружении была 76,2-мм пушка Л-10 и пять пулеметов ДТ. Всего выпущена 131 штука;
  • Т-28 1940 года с таким же вооружением и конической главной башней. Выпущено 13 машин.

Были у танка Т-28 и модификации:

  • Т-28Э – экранированный танк. В 1940 году из ранее построенных танков было заэкранировано 111 машин;
  • Т-28А. Скоростная модель со скоростью 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. В 1936 было построено 52 таких машины.

Экспериментальные образцы

  • Т-28А-2 – танк Т-28А, после модификации способный развивать скорость до 65 км/ч по шоссе;
  • Т-28ПХ – танк, который был способен преодолевать водные преграды глубиной 4,5 метра.

Применение Т-28

До 1939 года Т-28 не участвовал в боевых действиях, но постоянно применялся на учениях и войсковых маневрах, а также в военных парадах в Москве, Ленинграде и Киеве.

До Великой Отечественной войны танк участвовал в походе на Польшу и Зимней войне с Финляндией, причем в процессе применения конструкция танка все более совершенствовалась.

Ко Т-28 достаточно сильно устарел, но все равно оставался грозной силой для противника — по своим ТТХ он превосходил практически все танки Германии и ее союзников в тот период. К сожалению, из-за нерационального использования Т-28, их большая часть была потеряна еще в начале войны, причем в основном это было связано с техническими неисправностями, а не с потерями непосредственно в бою.

В то же время, в опытных руках Т-28 оказывался весьма эффективен. Этот танк принял участие в героическом рейде по захваченному фашистскими войсками Минску 3 июля 1941 года. Майор танковых войск Васечкин, механик-водитель Дмитрий Малько и три курсанта въехали в Минск, сбивая пехоту, тараня грузовики и ведя обстрел из пулеметов и пушки. Операция нанесла немалый ущерб немецким войскам.

Последним годом советской службы Т-28 считается 1944 год, когда этот танк участвовал в наступлении Красной армии в Карелии.

Т-28 применялись не только в СССР. Часть захваченных танков поставила в строй Германия, однако данных об их успешном применении нет. Также несколько Т-28, захваченных еще в Зимнюю войну, до самого 1951 года эксплуатировались Финляндией.

Память о танке

На 2014 год известно о пяти сохранившихся Т-28, и еще о некотором количестве деталей этих танков.

  • Танк 1936 года, единственный образец с орудием КТ-28, выставлен в Центральном музее ВС в Москве;
  • Танк 1938 года, отреставрированный клубом «Арьегард». Сейчас нигде не выставлен, но в скором времени, возможно, будет отправлен в музей «Боевая Слава Урала»;
  • В Центральном музее ВОВ на Поклонной горе выставлена малая башня, вероятно принадлежавшая Т-28;
  • Два экранированных Т-28 образца 1938 года находятся в Финляндии, в танковом музее в Пароле;
  • Еще один экранированный Т-28 1938 года располагается в воинской части в Миккели;
  • На военном полигоне Хямеэнлинны находится груда обломков, которая раньше также была Т-28.

Танк в культуре

  • Т-28 был достаточно популярен как образец для различных моделек, как пластиковых, так и бумажных;
  • В игре Steel Panthers можно встретить основные модификации Т-28;
  • Танк можно встретить в играх серии «Блицкриг», причем скорее всего там имеется ввиду модификация Т-28Э, так как бронирование машин явно завышено;
  • В игре «Talvisota: Ледяной ад», посвященной советско-финской войне, так показан более правдоподобно;
  • Т-28 встречается в игре World of Tanks;
  • Также Т-28 можно встретить среди наземной техники .

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-28

Боевая масса, т: 27,8;
Экипаж, чел.: 6;
Габаритные размеры, мм: длина - 7440, ширина - 2805, высота - 2820, клиренс - 560;
Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28, четыре 7,62-мм пулемета ДТ;
Боекомплект: 70 выстрелов, 7938 патронов;
Двигатель: М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, мощность 500 л. с. при 1450 об/мин.;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,72;
Скорость, км/ч: по шоссе - 45, по рокаде - 20;
Запас хода по рокаде, км: 220;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 45; крен, град. - 30; ширина рва, м - 3,5; высота стенки, м - 1,0; глубина брода, м - 1,0


Средний трехбашенный танк Т-28, 1935 года выпуска с пушкой КТ-28

Т-28 - средний трехбашенный танк, который находился на вооружении Красной Армии в предвоенные годы. Конструкция этого танка была разработана в 1931 г. под руководством С. А. Гинзбурга.
Первоначально в главной башне была установлена пушка калибра 45 мм, однако при запуске в серийное производство ее заменили орудием КТ-28. Выпуск этих боевых машин, которых всего было изготовлено 503 шт., осуществлялся на Кировском заводе в Ленинграде. Основным предназначением Т-28, как и Т-35, являлся прорыв хорошо укрепленных линий обороны противника.



Танк Т-28 имел сварной корпус, который изготавливался из катанных бронелистов толщиной 20-30 мм. Внутри корпус состоял из четырех отделений. В трех башнях устанавливалось вооружение: в главной - пушка КТ-28 калибра 76 мм и пулемет ДТ, еще по одному пулемету располагалось в боковых башнях.
В конструкции Т-28 имелся ряд усовершенствований. В главной башне (тяжелой), поворот которой мог осуществляться как вручную, так и с помощью электропривода, был сооружен подвесной полик, который значительно облегчал работу экипажа. Для размещения боекомплекта под сиденьями командира и наводчика располагались две вращающиеся боеукладки барабанного типа, в каждой из которых размещалось по 12 снарядов. Особая конструкция ходовой части, которая состояла из двух тележек на борт, облегчала преодоление препятствий и способствовала плавности перемещения боевой машины.



Испытание 76,2-мм танковой пушки ПС-3, установленной на танк Т-28, на Научно-испытательном артиллерийском полигоне. Август 1936 года. Несмотря на то, что пушка ПС-З значительно превосходила пушку КТ-28, ее так и не приняли на вооружение.

В процессе серийного производства Т-28 было осуществлено несколько модификаций этого танка, которые в основном касались бронирования и вооружения. Для усиления огневой мощи боевой машины короткоствольные орудия КТ-28 были заменены на длинноствольную пушку JI-10, вместо 4 пулеметов на Т-28 стали устанавливать 5 пулеметов.
В 1939 г. в производство запустили Т-28, которые были оснащены противоминным катковым тралом нажимного действия. Также на основе Т-28 была разработана самоходная зенитная установка СУ-8. Некоторые агрегаты танка применялись и при разработке конструкций самоходных артиллерийских установок серии СУ-14.

Танки Т-28 принимали участие в освободительном походе в Западную Украину и Белоруссию и в советско-финской войне. Накануне Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось 411 танков Т-28. Однако в самом начале войны большинство этих боевых машин было потеряно, главным образом вследствие неподготовленности к ведению обороны силами танковых соединений в условиях внезапного нападения противника.



Компоновка среднего танка Т-28 выпуска 1935 года
(с пушкой КТ-28).


1 - 76,2 мм пушка КТ-28; 2 - маска; 3 - подъемный механизм пушки; 4 - телескопический прицел ТОП; 5 - перископический прицел ПТ-1; 6 - ограждение пушки; 7 - башенный люк; 8 - бугельная установка пулемета; 9 - сиденье наводчика (командира); 10- отверстие для доступа к приборам дымопуска; 11 - жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам; 12 - воздушный фильтр; 13 - двигатель М-17Л; 14- выхлопной коллектор; 15- глушитель; 16- главный фрикцион; 17- вентилятор; 18- жалюзи; 19- откидной колпак вентилятора; 20 - бортовой фрикцион; 21 - коробка перемены передач; 22 - бортовая передача; 23 - вторичный привод вентилятора; 24 - первичный привод вентилятора; 25 - подмоторная рама; 26 - опорный каток; 27 - моторная перегородка; 28 - вытяжной вентилятор; 29 - укладка 76,2-мм снарядов на стенке боевого отделения; 30 - вращающаяся укладка 76,2-мм снарядов; 31 - подвесной пол боевого отделения; 32 - сиденье пулеметчика; 33 - сиденье механика-водителя; 34 - рычаг управления бортовым фрикционом; 35 - барабанная укладка пулеметных магазинов; 36 - направляющее колесо (ленивец); 37 - бронеколпак фары; 38 - звуковой сигнал; 39 - 7,62-мм пулемет ДТ; 40 - прибор наблюдения механика-водителя; 41 - малая пулеметная башня; 42 - укладка запасного стекла «Триплекс» в будке механика-водителя; 43 - укладка 76,2-мм снарядов на бортах подбашенной коробки.


3 июля 1941 года, идет двенадцатый день Великой Отечественной Войны. Немецкие войска уже почти неделю, как захватили Минск. танки Гудериана уже ушли от Минска на 90 километров и форсируют Березину, и вдруг в город со стороны Бреста врывается советский средний танк Т-28. Танк ПРОЕЗЖАЕТ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ГОРОД , оставляя за собой панику, трупы, раздавленную технику и только на восточной окраине Минска очухавшиеся гансы подбивают "бешенный" русский танк. За рычагами Т-28 в тот день сидел механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько.

Старший сержант Дмитрий Малько с женой 1941 год.

Раннее утро 26 июня 1941 г., война идет уже пятые сутки. Старший сержант сверхсрочной службы Малько Дмитрий Иванович, заведовавший хранилищем запчастей к авто-бронетанковой технике на складе наркомата обороны, выехал на бронеавтомобиле в Минск. Поручение: узнать в штабе Западного фронта о дальнейшей судьбе склада.
Лишь к середине дня старший сержант сумел добраться до Минска, поскольку Могилевское шоссе было забито войсками, направлявшимися к линии фронта, и беженцами, спешившими уйти на восток, подальше от войны. Город горел, улицы завалены грудами битого кирпича, изрыты воронками. Во дворе штаба пылал костер - красноармейцы жгли документы, в помещениях - ни души. Штаб теперь находился в другом месте.
К вечеру Дмитрий возвратился в свой воен­ный городок, на территории которого и распо­лагался склад, обслуживавший войска Западного Особого военного округа (раньше в этом городке дислоцировалась 21-я механизи­рованная бригада). Малько доложил о резуль­татах поездки начальнику склада майору Денисковскому, от него узнал об эвакуации.
Подбитый танк Т-28 из состава 5-й танковой дивизии район г. Алитус



Утром 27 июня Денисковский собрал лич­ный состав и отдал необходимые распоряже­ния. Весь день красноармейцы готовили имущество склада к эвакуации, паковали в ящики. Останавливали автомобили, следовавшие по шоссе на восток, загружали наиболее дефицит­ными запасными частями, резиной. Семьи военнослужащих, дети отправились на сани­тарных машинах.
Малько попросил разрешения вывести хра­нящийся на складе Т-28, поступивший из капи­тального ремонта (по архивным данным здесь находились 63 танка Т-28, 62 машины доста­лись немцам, скорее всего именно эти «два­дцать восьмые» потом попали в немецкую кинохронику).
Немцы осматривают брошенный экранированный танк Т-28



Несмотря на возражения начальника склада старший сержант уговаривает его вывести танк со склада. Надо сказать, что это была пятая война сержанта Малько, за его спиной были бои в Испании, конфликт на Халхин-Голе, "освободительный" поход 39 года и советско-финская война.
Всю ночь старший сержант с женой готовили танк к дороге.
Экранированный танк Т-28 с 76-мм пушкой Л-10 участвует в параде на Красной Площади. Именно таким был танк на котором экипаж Д. Малько пытался прорваться через Минск.



Утром 28 июня колонна с имуществом склада выстроилась ворот. Замыкал ее танк Дмитрия Малько.
В этот же день колонна на Могилевском шоссе подверглась бомбежке - от близкого разрыва авиабомбы у Т-28 заглох двигатель, завести танк не удалось. Майор Денисковский потребовал взорвать боевую машину, но Малько сказал, что останется с танком и постарается его отремонтировать. Под его ответственность майор ремонт разрешил. Дмитрий Иванович провозился несколько часов, пока сумел завести танк. Свою колонну он так больше и не видел, но доехав до Березины прибился к одной из частей, где нашелся наконец-то экипаж для Т-28. К механику-водителю присоединились майор-танкист Васечкин и трое курсантов артиллерийского училища: Николай Педан, Александр Рачицкий и Фёдор Наумов.
Схема экранировки танка Т-28 по так называемому "большому варианту" 1940 года.


Командиром части была поставлена задача: вытащить из болота 3 танка Т-26. Но танки найти не удалось, экипаж Т-28 остался ночевать в лесу, а утром выяснилось, что советские войска отошли и кругом немцы.
Надо прорываться к своим, но Могилевское шоссе уже перерезано противником. Николай Педан предлагает нестандартный ход - прорываться через оккупированный Минск. Малько поддерживает его - он очень хорошо знает город и уверен что сможет провести танк по нему. Боекомплект и ГСМ решено было пополнить на складе, где служил Малько. Танк благополучно дошел до покинутого всеми склада. Экипаж загрузил более 70 снарядов, 7000 патронов и танк выдвинулся к Минску.
В полдень 3 июля Т-28 подошел к окраине столицы Белоруссии в районе городской ТЭЦ.
Впоследствии Дмитрий Иванович Малько рассказывал:
«Проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова. Здесь было много предприятий, но все их корпуса стояли теперь полуразру­шенными, с темными проемами дверей и окон. Потом наша машина поравнялась с длинным темно-красным зданием ликеро-водочного завода. Вот здесь мы и увидели первых фаши­стов. Их было десятка два. Немецкие солдаты грузили в машину ящики с бутылками и не обратили никакого внимания на внезапно появившийся одинокий танк.
Когда до сгрудившихся у грузовика немцев осталось метров пятьдесят, заработала пра­вая башня танка. Николай ударил по фаши­стам из пулемета. Я видел в смотровую щель, как гитлеровцы падали у автомашины. Некоторые пытались было вскарабкаться на высокую арку ворот и спрятаться во дворе, но это не удалось. Буквально за несколько минут с группой фашистов было покончено. Я напра­вил танк на грузовик и раздавил его вместе с ящиками водки и вина.
Затем мы переехали по деревянному мостику через Свислочь и свернули направо, на Гарбарную, ныне Ульяновскую улицу. Миновали рынок (там теперь находится ста­дион) и вдруг из-за угла улицы Ленина навстречу выскочила колонна мотоцикли­стов. Фашисты двигались как на параде – ровными рядами, у тех, кто за рулем, локти широко расставлены, на лицах – наглая уве­ренность.
Майор не сразу дал команду на открытие огня. Но вот я почувствовал его руку на левом плече - и бросил танк влево. Первые ряды мотоциклистов врезались в лобовую броню танка, и машина раздавила их. Следовавшие за ними повернули вправо, и тут же я получил новый сигнал от майора и повернул танк впра­во. Свернувших мотоциклистов постигла та же участь. Я видел в смотровое отверстие перекошенные от ужаса лица гитлеровцев. Лишь на мгновение появлялись они перед моим взором и тут же исчезали под корпусом танка. Те из мотоциклистов, которые шли в середине и хвосте колонны, пытались развер­нуться назад, но их настигали пулеметные очереди из танка.
За считанные минуты колонна оказалась полностью разгромленной. Пулеметы смолкли, я вывел танк на середину улицы и тут снова ощутил поглаживание руки майора - он благо­дарил за умелые маневры при разгроме враже­ской колонны.
Начался крутой подъем на улице Энгельса. Дома горели, стлался вокруг дым пожарищ. Поравнялись со сквером у театра имени Янки Купалы и обстреляли группу фашистов, ско­пившихся там. Ведя на ходу огонь, мы вырва­лись, наконец, на центральную - Советскую улицу. Повернув направо, я повел танк вперед по узкой улице, изрытой воронками, усыпанной обломками зданий и битым кирпичом.
Когда спустились вниз, возле окружного Дома Красной Армии я получил команду от майора повернуть вправо. Свернул на Пролетарскую улицу, которая теперь носит имя Янки Купалы, и вынужден был остано­виться. Вся улица оказалась забитой враже­ской техникой: вдоль нее стояли машины с оружием и боеприпасами, автоцистерны. Слева, у реки, громоздились какие-то ящики, полевые кухни, в Свислочи купались солдаты. А за рекой, в парке Горького, укрылись под деревьями танки и самоходки.
Т-28 открыл по врагу огонь из всех своих средств. Майор прильнул к прицелу пушки, посылал в скопление машин снаряд за снаря­дом, а курсанты расстреливали противника из пулеметов. На меня дождем сыпались горя­чие гильзы, они скатывались мне на спину и жгли тело. Я видел в смотровую щель, как вспыхивали, словно факелы, вражеские маши­ны, как взрывались автоцистерны и тонкими змейками сбегали с откоса в реку пылающие ручейки бензина. Пламя охватило не только колонну машин, но и соседние дома, перекину­лось через Свислочь на деревья парка.
Схема прорыва танка под управлением Д. Малько по оккупированному Минску 3 июля 1941 года.



Фашисты обезумели. Они бегали по берегу реки, прятались за деревья, за развалины зда­ний. Я заметил, как какой-то спятивший от страха гитлеровец пытался влезть в канали­зационный колодец. Другой втиснулся в сломанную водозаборную решетку и тоже получил пулю. Всюду врагов настигал огонь наше­го тонка. Пулеметные очереди косили гитле­ровцев, не давая им возможности опомниться, прийти в себя, сея панику.
Почти вся вражеская колонна, запрудившая Пролетарскую улицу, была разметана, будто по ней прошелся смерч. Всюду валялись горя­щие обломки машин, развороченные автоци­стерны. И трупы, трупы фашистских солдат и офицеров.
Майор дал команду развернуться, Я снова выехал на Советскую улицу и повернул вправо. Проехали мост через Свислочь, мимо электро­станции. Здесь справа, в парке имени Горького, заметили новое скопление противника. Под густыми кронами деревьев стояли десятка два автомашин, несколько танков и самохо­док. Возле них толпились гитлеровцы. Они тревожно задирали вверх головы, ожидая налета советских самолетов: со стороны Пролетарской улицы все еще доносились глу­хие взрывы рвущихся боеприпасов, что можно было принять за бомбежку. Но опасность под­стерегала фашистов не с неба, а с земли. Так же, как и на Пролетарской, первой заговорила пушка нашего танка, вслед за ней ударили пулеметы центральной и правой башен. И снова, как уже было, начали рваться боеприпа­сы, вспыхнула факелом бензоцистерна, и густой дым окутал черным шлейфом аллеи старого парка.
- Осталось шесть снарядов! - крикнул заряжающий.
- Прекратить огонь, полный вперед! - ско­мандовал майор.
Я включил четвертую передачу, и танк понесся по улице. Проехали Круглую площадь, преодолели подъем. Поравнялись с Долгобродской. Укрытые броней, мы не могли видеть, как за действиями нашего танка наблюдали горожане. Но мы сердцем чувство­вали, что рейд много значит для попавших в неволю советских людей. И все же я замечал в смотровое отверстие, как кое-где из развалин высовывались наши советские люди, они улы­бались и махали нам руками. Танк поднялся на гребень улицы, и я увидел впереди Комаровку – деревянные домики, рынок, развилку дорог. Обрадовался: ведь от Комаровки всего два-три километра до городской окраины. Будет улица Пушкина, а там и Московское шоссе. Мелькнула мысль: «Может, удастся прорвать­ся?».
Но не удалось! В районе старого кладбища я скосил глаза в сторону и в тот же миг заме­тил у чугунной ограды вспышку выстрела. Вслед за ней почти у самого борта машины плеснулся взрыв. Комья земли, щебень и оскол­ки дождем осыпали машину.
По вспышкам определил: до батареи. Фашисты стреляли прицельно. Очередной снаряд ударил в башню, но срикошетировал. В этот момент я почувствовал, что майор дер­гает меня за воротник - просит прибавить газу. Однако прибавлять больше было нельзя. Танк и без того шел на предельной скорости. Я старался выжать из машины все, на что она была способна. Отчаянно маневрируя, в кольце разрывов T-28 мчался вперед, и, казалось, был заговоренным. Я понимал, что необходимо проскочить кладбище, а там дома помешают артиллеристам вести огонь прямой наводкой.
Мы приближались к Комаровке, и впереди уже видна была спасительная развилка дорог. Еще минута-другая… Ив это мгновение неве­роятной силы удар потряс танк. Машина наполнилась дымом и смрадом. Кто-то отча­янно вскрикнул, кто-то зло выругался. Я понял, что случилось: снаряд попал в мотор­ное отделение, пробил кормовую плиту и вызвал пожар. Однако танк, даже объятый пламенем и дымом, продолжал двигаться, пока новый удар не заставил остановиться его окончательно.
Перед глазами у меня поплыли разноцвет­ные круги, уши заложило, а по лицу потекла кровь: осколок снаряда скользнул по голове.
- Покинуть машину! - приказал майор.
Я через люк механика-водителя выбрался наружу и осмотрелся. Наш Т-28, поднимая столб черного дыма, стоял у самой комаровской развилки. Неподалеку разорвалось еще несколько снарядов, а слева, со стороны Красной улицы, по танку стреляли автомат­чики, и пули цокали по броне, выбивая крохот­ные искорки на брусчатке мостовой. «Куда же бежать? - подумал я. И как бы в ответ на свой вопрос услышал голос майора:
-Живо в огороды...
Я увидел майора, отползавшего от танка и отстреливавшегося из пистолета. Из башни выбрались двое курсантов, но один был сразу убит, а другой, кажется Николай, пополз к забору. Я тоже побежал через улицу, вскочил во двор какого-то дома из красного кирпича, заметив на нем табличку «Минская юридиче­ская школа». Во дворе отдышался, присел. Кровь по-прежнему текла по лицу, я стер ее носовым платком и зажал рану. Последнее, что осталось в памяти, - это сильный грохот в той стороне, где остался наш танк, - взо­рвались последние снаряды...».

Тот самый танк Т-28



Старшему сержанту Малько невероятно повезло, он двое суток прятался в подвалах и брошенных домах, встретил группу таких же, как он окруженцев и через 23 дня вышел вместе с ними из к своим неподалеку от города Рославль Смоленской области. Как ни странно старший сержант именно там встретил своих сослуживцев с которыми расстался 28 июня на Могилевском шоссе.
Вскоре после этого он получает назначение в 17-ю танковую бригаду. Воюет на Т-34 под Москвой, Сталинградом, Харьковом. Летом 1943 г. после выписки из госпиталя Дмитрий вновь на фронте. С этого времени и до конца войны ему предстояло служить во 2-м гвардейском Тацинском Краснознаменном ордена Суворова танковом корпусе. В июне 1944 года начинается операция "Багратион". 26 июня, когда оборона противника между Витебском и Оршей была сломлена, в прорыв устремился 2-й гвардей­ский танковый корпус. Мощным ударом северо-западнее Орши он перерезал шоссейную и железнодорожные магистрали Москва - Минск и вместе с другими соединениями освобождал столицу советской Белоруссии.
За один день 2 июля 1944 г. Тацинский тан­ковый корпус совершил почти 60-километро­вый бросок и к вечеру вышел на подступы к Минску. Всю ночь шел ожесточенный бой. В 3 часа утра тацинцы ворвались на городские окраины, а через два часа углубились в пере­плетение улиц с северо-востока. Из воспоми­наний Дмитрия Малько:
«Я вел свой танк по изрытым снарядами улицам Минска, мимо парка Челюскинцев и смотрел на варварски разрушенный фашиста­ми город. На местах домов лежали груды развалин. У некоторых зданий уцелели лишь стены с пустыми проемами окон. На южной окраине еще шел бой, а здесь, в северо-восточной части города, уже стояла тишина и ред­кие жители выходили на улицы.
Я вспомнил свой давний рейд по этим ули­цам ровно три года назад. Тогда тоже, как и сейчас, было 3 июля. Только в тот день мы прорывались к своим в одинокой машине сквозь скопище врагов и под их ураганным огнем, а теперь шествовали в колонне гроз­ных боевых машин, только что разгромивших противника и принесших освобождение.
Когда въехали на Комаровку, я увидел у раз­вилки улиц обгоревший остов танка и узнал в нем свой Т-28. От волнения у меня сдавило горло. С разрешения командира я остановился у обгорелой машины, выскочил из люка своей «тридцатьчетверки» и подошел к остову танка, который уже покрылся ржавчиной. Центральная башня была сорвана, в моторной части зияла огромная дыра, правая гусеница перебита, и куски ее валялись тут же. Но даже и в таком безжизненном и искореженном виде танк все еще выглядел довольно внуши­тельно".

В апреле 1945 г. Дмитрий Малько, гвардии старший лейтенант, замкомандира танковой роты, участвовал в штурме Кенигсберга. Утром 6-го числа началась артподготовка, которая продолжалась полтора часа. Затем вперед пошли танки 2-го корпуса и пехота. К концу дня наступавшие прорвали внешнюю оборону и завязали бои в городе-крепости, а вечером 9 апреля немецкий гарнизон капитулировал. Через месяц здесь, на территории Восточной Пруссии Дмитрий Малько услышал долгождан­ную весть о Победе.
Война закончилась. Но жители Минска помнили о "бешенном" танке Т-28 в одиночку пытавшемся прорваться через весь город. Этот бой стал легендой. Участие в том бою механика-водителя Т-28 было отмечено лишь спустя 25 лет: Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 сентября 1966 г. Д.И. Малько награжден орденом Отечественной войны I степени.

Дмитрий Иванович Малько в 80-е годы.

В 1967-м Дмитрий Иванович разыскал одного из бывших курсантов из своего экипажа – Николай Педан работал в совхозе под г. Кривой Рог на Украине.
Майор Васечкин погиб прикрывая отход товарищей, Александр Рачицкий был убит при попытке покинуть танк, Фёдор Наумов пропал без вести. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ.
Мемуары Дмитрия Малько были опубликова­ны в 1986 г. в одной из книг серии «На земле, в небесах и на море». Ветерану-танкисту посвя­щен документальный фильм «Судьба солдат­ская» (Студия «Летопись» Национальной кино­студии «Беларусьфильм», 1989 г.).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»