Сын дианы де пуатье и генриха. Для всех и обо всем. Загадка Дианы де Пуатье

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Увидев заглавие этой книги - как не вспомнить «Две Дианы», второй из романов Александра Дюма в серии XVI века! Две Дианы… Одна - общеизвестная, другая - известная только специалисту-историку, да и то не каждому. И правда. Диана де Кастро (позднее де Монморанси) в противовес Диане де Пуатье (герцогине де Валентинуа) на первый взгляд представляется персонажем, целиком выдуманным Дюма, благо в романе фантазии - хоть отбавляй. Но это заблуждение. Ибо вторая Диана, «Диана Французская», существовала в действительности, и при этом оказалась в чем-то антиподом «главной» Дианы. Она была побочной дочерью Генриха II, но не от Дианы де Пуатье, как уверяет Дюма, а от случайной связи во время итальянского похода короля. Принятая при дворе и получившая превосходное образование, она вышла вторым браком за сына коннетабля Монморанси, что втянуло ее в политический водоворот эпохи. Здесь она проявила ум и твердость характера, стремясь к умиротворению и сближению конфессиональных партий, в частности сумела удержать своего супруга от участия в кровопролитиях Варфоломеевской ночи. Много сделав для укрепления союза своего брата, Генриха III, с королем Наваррским, будущим Генрихом IV, она имела благотворное влияние на последнего, когда тот стал королем, и даже участвовала в воспитании его сына, будущего Людовика XIII. В целом это была светлая личность (что и постарался на свой лад показать Дюма), в противовес ее знаменитой тезке (которую романист живописал одной черной краской, в чем тоже не слишком ошибся).

Автор книги, лежащей перед нами, о Диане Французской повествует лишь мимоходом, что и понятно; зато портрет своей героини, Дианы де Пуатье, он изобразил во всей полноте, в окружении близких ей лиц и в интерьере эпохи, хотя избежал при этом как черной, так и белой краски, предпочитая им подлинные материалы и свидетельства, почерпнутые из документов XVI века.

Поначалу иному читателю книга может показаться скучноватой - не то что Дюма! И впрямь: перечисление каких-то никому не ведомых феодальных владений, дворянских фамилий, их родословных… Но по мере того как вчитываешься, уже невозможно оторваться - с каждой страницей все отчетливее видишь лес за отдельными деревьями, все отчетливее начинаешь понимать, что автор сумел вскрыть самую суть эпохи и роль в ней главных действующих лиц; мало того, прочитав книгу, постигаешь, что речь идет о выявлении вечных истин, которые действуют и в наши дни с неменьшей силой и последствиями, чем это было в те отдаленные времена! Уж таково уникальное умение автора - из частного строить общее, причем ненавязчиво, убеждая читателя не своими личными оценками, симпатиями и антипатиями, а фактами, только фактами, во всей их неприкрытой обнаженности. Все это, впрочем, неудивительно, ибо автор - великий мастер своего жанра, мастер исторического анализа и синтеза, чувствующий себя в многообразии материалов эпохи, словно рыба в воде.

Имя Ивана Клуласа широко известно во Франции, да и не только там. Доктор исторических наук, архивист-палеограф, член Французской школы в Риме и Дома Веласкеса в Мадриде, лауреат Большой парижской премии 1982 года, он автор многочисленных исследований, публикаций, научных и научно-популярных трудов по проблемам Ренессанса, среди которых особенно близки по материалу предлагаемой ныне книги биографии Генриха II, Екатерины Медичи и выпущенный издательством «Молодая гвардия» прекрасный «роман замков» . Все названные труды маститого историка посвящены XVI веку - эпохе последних Валуа. Что же касается «Дианы де Пуатье», то время, описанное в ней, приходится на переломный этап этой эпохи, когда кончился ее восходящий период и начался нисходящий, что точно уловил и выразил автор. Чтобы это стало ясно и нам, необходимо познакомиться с той исторической ареной, на которой разыгрывалась удивительная эпопея герцогини де Валентинуа и связанных с нею персонажей.

К началу XVI века Франция стала самым значительным из государств Западной Европы. Ее территория была лишь немногим меньше современной, а население насчитывало 15 миллионов человек - втрое больше, чем в Испании, и впятеро - чем в Англии. Хотя Франция по-прежнему оставалась страной аграрной (девять десятых ее населения проживало в деревне), в ней постепенно складывался единый внутренний рынок, формировалась национальная буржуазия, развивались промышленность и торговля, причем в некоторых отраслях производства - выработке шерстяных и шелковых тканей, предметов роскоши, а также в печатном и издательском деле она занимала одну из авангардных позиций в Европе.

Изжив средневековую раздробленность, Франция становилась централизованным национальным государством, а ее глава из феодального сюзерена превратился в абсолютного монарха и отныне заканчивал свои указы стандартной формулой: «…ибо такова есть Наша воля». Воля эта была направлена в первую очередь на удовлетворение интересов того слоя общества, который был основной опорой монархии - французского дворянства. Как и в Средние века, оно занимало господствующее положение в стране, но в структуре его произошли значительные изменения. Если раньше дворяне делились по степени родовитости, то теперь критерием стала близость к трону: от абсолютного монарха зависели и знатность, и богатство, и почет. В соответствии с этим отныне дворянство распадалось на придворное, проводившее время в праздности и развлечениях, и провинциальное, косневшее в своей глуши и безмерно завидовавшее преуспевшим собратьям по сословию. Кроме того, формировалась еще одна категория дворян - «дворяне мантии». В отличие от потомственного дворянства («дворянства шпаги») эти господа, выходцы из самой богатой буржуазии, в качестве сановников и высших чиновников обслуживали монархию, за что и получали личное дворянство.

Материальное положение этих разных групп привилегированной части общества было далеко не одинаковым. Если придворные и сановники благоденствовали в первую очередь за счет государственного пирога, иначе говоря, за счет налогов (которые при абсолютной монархии непрерывно увеличивались), то провинциальные дворяне жили исключительно за счет феодальной ренты (а она со времени Великих географических открытий и «революции цен» неизменно уменьшалась). Поэтому монархии, отражавшей интересы всего господствующего класса, приходилось постоянно искать новый источник средств для удовлетворения рядовых слоев дворянства. Таким источником могла стать только внешняя война, которая, в случае успеха, сулила ограбление незадачливых соседей, а вместе с тем становилась оттоком для провинциальных дворян, превращавшихся в воинов и получавших дополнительный источник доходов. Вследствие этого абсолютная монархия была весьма воинственным государством. Начиная с 1494 года четыре следующих друг за другом короля - Карл VIII (1483–1498), Людовик XII (1498–1515), Франциск I (1515–1547) и Генрих II (1547–1559) увязли в так называемых «Итальянских войнах», принявших общеевропейский характер. Войны эти, тянувшиеся более полустолетия, не дали Франции существенных территориальных приобретений, но обогатили двор и, главное, обеспечили выход недовольству массы провинциальных дворян, решивших свои экономические проблемы за счет ограбления Северной и Средней Италии. Впрочем, не только материальные богатства наводнили в те годы Францию; богатства духовные сыграли неменьшую роль в расцвете страны, обеспечив подлинный «золотой век» Валуа. Знакомство с сокровищами итальянской культуры, привлечение замечательных мастеров - великого Леонардо, Бенвенуто Челлини, Приматиччо, Россо Фьорентино стимулировали французских монархов к покровительству своей, национальной культуре, что вылилось в конечном итоге во французское Возрождение. Его расцвет пришелся на время Франциска I и Генриха II - именно на то время, которое описано в книге Клуласа и на которое пала бурная деятельность герцогини Валентинуа.


Диана де Пуатье

«В те времена, – пишет Ги Бретон о Диане де Пуатье, – когда женщины считались старухами в тридцать лет, такая женщина казалась удивительной и даже необычной». Французский двор считал Диану самой красивой женщиной, многие завидовали ей и пытались подражать.

И действительно, Диана де Пуатье вошла в историю не только как фаворитка французского короля Генриха II, но и как женщина, внешность которой служила еще долгое время эталоном красоты. Она стала возлюбленной Генриха еще тогда, когда он не был королем Франции, и была значительно старше его. Но Генрих испытывал к Диане пылкие чувства с первой их встречи и до конца своей жизни. Это была рыцарская любовь, начало которой положил турнир, и турниром же она закончилась.

Диана родилась в одной из знатнейших семей королевства в 1499 году. Ее бабкой была Жанна де Латур де Булонь, и по этой линии Диана приходилась родственницей жене Генриха II – Екатерине Медичи. (Жанна де Латур была теткой матери Екатерины.) Отцом Дианы был Жан де Пуатье де Сен-Валле.

Проведя детство в родительском доме, Диана в возрасте тринадцати лет была выдана замуж за графа де Брезе дю Молеврие – великого сенешаля Нормандии. Она была счастлива с Луи де Брезе, хранила мужу верность и подарила ему восьмерых детей, из которых выжили только две дочери. Диана была не только красива, но и хорошо образованна, и муж очень уважал ее и часто прислушивался к ее советам.

В 1525 году ее семейная жизнь была омрачена политическими событиями. Король Франциск I начал расправу над сторонниками коннетабля. Карл де Бурбон, бежал из Франции к германскому императору Карлу V. Отец Дианы был среди его сторонников. Жана де Пуатье арестовали и ему грозила смертная казнь. Оставить отца Диана не могла и отправилась в Париж, чтобы молить короля о милосердии. Жан Де Пуатье получил прощение, и это дало повод всевозможным слухам. Говорили даже, что жизнь отца была куплена ценой невинности, но к тому времени Диана состояла в браке уже 13 лет и имела детей, что дает повод и другие слухи о связи Дианы и Франциска I оставить без внимания. Кроме того, сердце Франциска уже тогда было отдано будущей герцогине д"Этамп.

В следующем году Франциск I попал в плен к германскому императору, и его свобода была куплена ценой обмена на свободу двух его сыновей – 10-летнего дофина Франциска и 8-летнего принца Генриха. Дети французского короля были отправлены к германскому императору, и, по некоторым сведениям, именно в тот момент и произошла первая встреча принца Генриха с Дианой де Пуатье. По воспоминаниям, именно Диана оставалась с принцем, успокаивала напуганного юношу и ободряла его до того момента, когда за ним пришла лодка и он отправился в неизвестность. Юный Генрих уже тогда был поражен ее красотой.

Дофин Франциск и принц Генрих снова обрели свободу через пять лет. В марте 1531 года состоялась свадьба короля Франциска I с Элеонорой Австрийской, и в честь этого торжественного события был проведен турнир. Это был первый турнир, в котором принял участие принц Генрих. На нем присутствовала Диана с мужем. Генрих подъехал к тому месту, где они находились, и склонил перед Дианой свой штандарт, выбирая ее дамой своего сердца.

В том же году Диана де Пуатье потеряла мужа – великий сенешаль Луи де Брезе скончался. Они прожили в браке 19 лет, и эти годы были для Дианы счастливыми. Она искренне скорбела, и даже в дальнейшем, став фавориткой Генриха, она говорила, что часто вспоминает мужа и продолжает тосковать о нем. Диана де Пуатье до конца жизни носила траур – черный и белый цвета. Эти же цвета стали и цветами Генриха. В то время еще никто не мог предположить, что Диана станет фавориткой принца и эта связь продлиться всю жизнь Впрочем, никто и не думал, что принц Генрих станет королем Франции – дофином был его старший брат Франциск.

В 1533 году принц Генрих женился на Екатерине Медичи, что было бы невозможным, если бы он был дофином. Брак этот шокировал многих, но римский папа Климент VII, племянницей которого была Екатерина, обещал дать за ней в качестве приданого Геную, Милан и Неаполь, против чего король Франциск I не смог устоять. Екатерина не была красивой, но обладала очарованием и изяществом. Принц не любил жену, для него не существовало другой женщины, кроме Дианы, и он всеми силами добивался ее взаимности. Не сразу, но все-таки он добился ответного чувства. Любовная связь Генриха с Дианой началась тогда, когда принцу исполнилось 19 лет, Диана же приближалась в то время к сорокалетнему возрасту. Екатерина, как женщина умная, не стала закатывать сцен, понимая, что при открытой атаке на чувство мужа она может одним ударом все потерять. Она запаслась терпением и ждала, сохраняя хорошие отношения с соперницей, хотя, естественно, и не отказываясь от ведения тайной войны и мимолетных уколов, прикрытых иронией и остроумием. Но Диана также была умной женщиной, к тому же старше и опытней. Она не снисходила до открытой вражды и даже заставляла Генриха проводить время с законной супругой. Пожалуй, она была в числе немногих придворных, которые не стали относиться к Екатерине враждебно, после того как обещанного приданого за ней не дали – папа Климент VII скоропостижно скончался, так и не выполнив обещания.

Генрих стал дофином неожиданно. В 1535 году его брат Франциск внезапно скончался, проболев только одну ночь. Предполагалось, что старший сын Франциска I был отравлен. В этом злодеянии обвинялись и германский император, и, естественно, Екатерина Медичи, ведь флорентийцы славились как отравители. Некоторые приписывали это и Диане де Пуатье, хотя причин у нее не было. Виновных так и не нашли, и дофином стал Генрих. При дворе у Дианы де Пуатье была более грозная соперница – фаворитка короля Франциска I герцогиня д"Этамп. Можно сказать, что шла война двух фавориток – короля и дофина. Диана не скрывала своего возраста, просто она действительно выглядела гораздо моложе своих лет. В свои 49 лет Диана была свежа, бодра, стройна и необычайно красива. Все это вызывало подозрение. Сплетники в угоду королевской фаворитке говорили, что Диана занимается колдовством, приготовляя для себя мази с целью поддержания молодости. Другие считали, что она не так уж и хороша, просто, перед тем как появиться в свете, она долгое время проводит у зеркала, «правя лицо» с помощью косметики, что зубы у нее вставные, а пышность прическе придают дорогие накладные волосы. На самом деле секрет ее был очень простым. Диана вставала в шесть утра, принимала холодную ванну, иногда со льдом, а затем три часа в любую погоду устраивала себе верховую прогулку. Вернувшись, она после легкого завтрака нежилась в постели до полудня с книгой в руках. Она почти не употребляла косметики, считая, что от нее может поблекнуть свежесть кожи.

Молодые дамы при дворе короля стремились подражать Диане, копировали ее прическу, жесты, походку. По почти общему мнению, она была эталоном красоты, к которому следовало стремиться и который еще долгое время после ее смерти был признан совершенством. А эталон был следующим:

Три вещи должны быть белыми – кожа, зубы, руки;

три – черными – глаза, брови, ресницы;

три – красными – губы, щеки, ногти;

три – длинными – тело, волосы, пальцы;

три – короткими – зубы, уши, ступни;

три – узкими – рот, талия, щиколотки;

три – полными – руки, бедра, икры;

три – маленькими – нос, грудь, голова.

Анна д"Этамп пыталась уверить короля, что Диана опоила молодого Генриха колдовским зельем, и, кстати, из ее окружения и пошел слух, что в смерти молодого Франциска виновата Диана де Пуатье. Если бы король поверил в эти сплетни, то по законам того времени Диана могла бы лишиться жизни, но на ее счастье Франциск I не особенно слушал болтовню своей фаворитки относительно соперницы и даже веселился, наблюдая за «войной двух красавиц». В 1538 году в Париже был распространен памфлет, состоящий из нелестных выражений в адрес Дианы де Пуатье, где она называлась самой уродливой женщиной при дворе, самой старой, самой отвратительной, самой потрепанной и так далее. Но, несмотря на все старания поэта, памфлет не имел успеха.

Тогда герцогиня д"Этамп решила лишить Диану окружения. Сторонников фаворитки дофина «возглавлял» скульптор Бенвенуто Челлини. Он не раз для своих работ брал за образец Диану. По поручению короля Челлини работал над статуями для фонтанов Фонтенбло. Герцогиня добилась, чтобы его работы и наброски были уничтожены, а заказ передали другому художнику. Для Челлини это был тяжелый удар, но он мужественно его выдержал и не только не покинул Париж, но и не отступился от Дианы.

Екатерина Медичи явно не поддерживала ничью сторону, хотя больше импонировала Диане. Да и после смерти дофина Франциска Екатерине пришлось быть особенно осторожной, так как она была одной из подозреваемых в злодеянии, имевших причины для его устранения. Она же вела себя безукоризненно и к моменту смерти дофина была всем известна как обожательница свекра-короля, старавшаяся всегда быть при нем – из-за сильной к нему привязанности и преклонения. Подобное отношение к королю поставило весь дом Медичи вне подозрений. Екатерина с достоинством вышла из этого испытания и с достоинством стала наследницей трона французских королей. Подобное отношение к королю она сохранила и после того, как ее муж стал дофином.

Вскоре в противостояние герцогини и жены сенешаля (так с иносказательным напоминанием звали Диану в царствование Франциска I) вмешалась и религия. Герцогиня д"Этамп поддерживала Кальвина и протестантов, де Пуатье вместе с герцогами Гизами стояла во главе католической партии. Сам Франциск I долгое время поддерживал протестантов – для ослабления Карла V, но потом начал яростное их преследование. Диана же выдала обеих своих дочерей, рожденных в браке с Луи де Брезе, – одну за Робера Ламарка, герцога Бульонского, принца Седанского, другую за Клода Лотарингского, герцога Омальского, что вкупе с католической ориентацией укрепило ее позицию.

Отношения Генриха и Екатерины осложнялись отсутствием у них детей. Двор обвинял в этом Екатерину, которая долгое время не могла подарить мужу наследника. Так что, взойди сейчас Генрих на престол, он имел бы прекрасный повод для развода – ибо наследники монархов находились под особым попечением провидения и церковь всегда шла навстречу монархам в подобной ситуации. В случае развода с Екатериной брак с Дианой де Пуатье мог бы состояться, но скорее всего Диана не стремилась стать супругой Генриха.

После долгих всевозможных лечений и советов врачей причина отсутствия детей у супругов была установлена. Утверждают, что виновником их отсутствия был Генрих, и ему пришлось даже подвергнуться операции. Но, с другой стороны, у Генриха было двое внебрачных детей, рожденных от разных женщин, и это дает повод думать, что причина бездетности была в обоих супругах. Но как бы то ни было, в дальнейшем Екатерина подарила Генриху 12 детей. У Дианы и Генриха совместных детей не было.

Генрих «позволял» себе и другие «увлечения», но все они были не серьезными. Верность он хранил только Диане. Этого нельзя сказать о его отце – короле Франции Франциске I, который, оставляя в официальных фаворитках герцогиню д"Этамп, очень часто позволял себе увлекаться другими женщинами. Одно их таких увлечений и привело короля к трагическому концу. Желая обладать женщиной, имя которой не сохранилось в анналах истории, он вместе с ней приобрел и «неаполитанскую заразу» – неизлечимое заболевание, от которого и скончался в 1547 году.

Дофин Генрих стал королем Франции – Генрихом II. Диана де Пуатье стала почти что королевой Франции. Двор ждал, что она начнет расправу со своими бывшими противниками, и первой в этом списке стояла герцогиня д"Этамп, которая вернулась ко двору незадолго до кончины Франциска I. Герцогиня не стала ждать и бежала в Лимурийский замок, но и там она не чувствовала себя спокойно, боясь за свою жизнь – слишком много она вредила фаворитке Генриха. Но графиня де Пуатье на удивление всем не стала мстить. Она забыла все обиды и не унизилась до расправы с бывшими «противниками», которые, поняв, что расправы не будет, стали возвращаться в Париж из своих имений. Многие оценили благородство Дианы и искренне просили у нее прощения за прежние обиды. Анна д"Этамп в Париж не вернулась и до конца своих дней проклинала Диану, не в силах оценить проявленное той милосердие.

Отношения графини и супруги короля Екатерины Медичи тоже изменились, хотя внешне остались прежними. Только ближайшие соратники из окружения королевы догадывались, как она ненавидит свою соперницу.

А возможно, Екатерина считала на тот момент Диану лучшим вариантом, так как на любовь Генриха рассчитывать не приходилось, и кто бы заменил Диану в сердце Генриха, также было неизвестно. А графиня де Пуатье имела такт и соблюдала видимые приличия. Ее влияние на короля было огромным, но разумным, и интересы государства также в них учитывались. Екатерина, когда ей удавалось остаться с мужем наедине, тоже вносила свою лепту в формирование Генриха как государя. Она не говорила с мужем о чувствах или о сопернице. Беседы шли о политике, о способах управления государством, об отношениях короля и знатнейших людей королевства. Наблюдая много лет за супругом и Дианой, Екатерина поняла, что та держит короля не только красотой (и уж конечно не колдовством), но и умом, в котором отказать ей было нельзя. Королева была весьма образованной женщиной, не менее умной, чем ее соперница, и именно это она и пыталась доказать мужу.

Начиная с 1543 года она ежегодно рожала королю детей и почти полностью удалилась от государственных дел. Ей оставалось только наблюдать за схватками придворных партий и демонстрировать свою любовь к Диане, с которой король проводил большую часть времени.

Для Дианы де Пуатье не было секретом истинное отношение к ней Екатерины. Двор относился к обеим женщинам с должным почтением, хотя многие и не понимали, как король может отвергать молодую и приятную супругу ради женщины, которая по возрасту годилась ему в матери. Сама Диана относилась к Екатерине Медичи уважительно и почтительно, никогда не проявляя враждебности. А в 1550 году во время путешествия в Жуанвиль, когда Екатерина заболела какой-то неизвестной болезнью, Диана осталась рядом с ней. Придворные предпочли покинуть королеву, боясь заразы, но Диана не ушла. Именно она обеспечила королеве круглосуточный уход, вызвала из Парижа врача, которому покровительствовала Екатерина, навещала больную по несколько раз в день и молилась за ее здоровье. Вскоре Екатерина поправилась, но к Диане чувства благодарности она не испытывала.

При королевском дворе находилось много врачей, алхимиков и предсказателей, которым покровительствовала королева. Одним из них был знаменитый Мишель Нострадамус, предсказавший Генриху II смерть во время турнира. Другой астролог Люк Горик назвал время гибели короля. Всего этого было достаточно, чтобы Екатерина с началом 1559 года постоянно просила супруга отменить все турниры или не участвовать в них. Но Генрих не верил предсказаниям, и в 1559 году в возрасте сорока одного года вышел на бой на копьях с графом Монгомери. Граф отказывался от опасной чести, но король настоял, не подозревая, что бьется в последний раз. В сшибке граф перебил королевское копье, и обломок его попал Генриху в глаз. Он умер через 11 дней, запретив преследовать своего невольного убийцу.

Генрих был еще жив, но Диану де Пуатье к нему не допускали по приказу королевы. Екатерина прислала ей подробный список того, что требовала вернуть как «принадлежащее короне» – украшения, подаренные королем, сервизы и золотые кубки. После смерти короля Диана прислала королеве все согласно списку, «приложив» еще и свой замок Шенонсо с прилегающими землями. Снова благородный жест. Но в этот раз и Екатерина решила быть благородной и предложила Диане поместье Шомон-сюр-Луар.

Обмен состоялся. Диана уехала в свои владения, которые не покидала до самой смерти. В последние годы жизни она основала несколько приютов и больниц, которые содержала на собственные средства. Екатерина ее не преследовала: она была политиком и понимала, что Пуатье более не опасна, а поддаваться в политике эмоциям – непозволительная роскошь.

Диана де Пуатье скончалась 22 апреля 1566 года. Оставшиеся с ней друзья уверяли, что даже смерть не смогла лишить ее красоты.

Диана де Пуатье. фаворитка короля Франции
Генриха II (1519-1559), и в преклонные годы поражала
окружающих красотой, изяществом и удивительной
белизной кожи. Современники утверждали, что эта
женщина знает секрет вечной молодости.

У нee нет ничего старого, кроме возраста», — шутили остроумные французы, любуясь прямой, гордой осанкой всадницы, когда та в возрасте почти 60 лет появлялась на улицах Парижа в сопровождении своего сорокалетнего августейшего любовника и его свиты. Она оставалась для него желанной женщиной в течение 22 лет, несмотря на большую разницу в возрасте. А у него была жена, его ровесница, умная и коварная Екатерина Медичи (1519-1589), и вокруг — множество молодых красавиц. Нравы того времени его ничем не ограничивали. Диана де Пуатье, герцогиня де Валентинуа, графиня де Брезе, родилась, согласно словарю Пьера Ларусса и Британской энциклопедии, 3 сентября 1499 года. Нынешние историки и романисты же считают, что она появилась на свет на четыре месяца позже: или в канун нового века, или в начале января 1500 года. Умерла Диана 26 апреля 1566 года в возрасте 66 лет.

К её образу обращались многие великие писатели Франции. Она «ослепляла», писал Александр Дюма в своём романе «Асканио». Бальзак в «Деле об опеке» сравнивал с ней свою героиню. «Словно ангел Божий, в небесной прелести на диво сложена», — описал её в стихах Виктор Гюго в пьесе «Король развлекается». К сожалению, сюжет этой пьесы основан на ложном слухе о её связях с королём Франциском I (1494-1547), отцом её любовника. Другой великий француз Гюстав Флобер признавался, что мечтал поваляться на кровати в замке Шенонсо, где когда-то спала Диана.
Со дня её смерти прошло 440 лет, но интерес к ней не пропал. О ней продолжают писать объёмные труды историки, сочинять романы писательницы. Любознательному исследователю достаточно найти какой-нибудь неизвестный факт из её биографии, как он тут же стремится донести его до внимания читателей, а заодно и снова пересказать яркие страницы её непростой жизни, ссылаясь на воспоминания современников и разглядывая её многочисленные портреты и скульптуры. Франциско Приматиччо, Бенвенуто Челлини, Жан Гужон, Франсуа Клуе и другие французские и итальянские художники и скульпторы Ренессанса донесли до нас её черты на холсте и бумаге, в бронзе и мраморе, на фресках и на блюдах, выполненных в технике эмали. Её профиль выбит на золотых монетах.

Прежде всего нужно отметить необычность её облика. Она была высокой женщиной с большими серо-зелёными глазами. Высокий лоб с красиво очерченным взмахом бровей обрамляли волосы цвета красного золота. Кожа — такой прозрачной белизны, которая бывает только у людей с рыжими волосами. Длинная шея, небольшая крепкая грудь, красивой формы руки и ноги не могли не обратить на себя внимание скульпторов. Но, как утверждает её дальняя праправнучка принцесса Кентская в своей книге «Змея и Луна», «красота Дианы по-настоящему проявлялась в живом общении, когда её глаза искрились умом, когда она вела интересную беседу. Есть достаточно свидетельств, чтобы поверить: она действительно была обворожительна и прекрасна».

Всматривалась в изображения Дианы и я, стараясь уловить возрастные изменения. Мне хотелось, основываясь на известных портретах, подтвердить или опровергнуть факт нестарения этой женщины. Но это сделать трудно, так как годы написания большинства портретов неизвестны. Кроме того, сама она часто не позировала — художники просто использовали её образ в своих произведениях, как, например, поступил Франциско Приматиччо, когда писал фрески в Бальном зале замка Фонтенбло. Но тем не менее нужно признать, что она, на мой взгляд, сумела сохранить свою привлекательность до конца жизни. Вопрос о причине долгой молодости герцогини занимал многих, как в прошлом, так и сейчас. И вот что они выяснили.

Диана вставала очень рано, купалась в открытых водоёмах или принимала холодную ванну дома, а когда король подарил ей в 1547 году Шенонсо, плавала в реке Шер, на которой и стоит этот замок. Принцесса Кентская обнаружила в этом замке потайную лестницу, ведущую прямо в воду реки. Лестницу не видно с берега, поэтому Диана могла спускаться и плавать обнажённой. С этой привычкой ежедневного закаливания связана одна легенда. Однажды в юности, совершая прогулку верхом, она услышала крики о помощи. Это в ледяной воде реки кричала женщина. Пока её свита думала, что предпринять в данных обстоятельствах, привыкшая к ледяным купаниям и хорошо плавающая Диана, отстегнув тяжёлую юбку, бросилась в реку и спасла тонущую женщину. Ею оказалась цыганка. Та в знак благодарности подарила амулет и сказала: «Пока эта вещица будет с тобой, ты не состаришься».

После утреннего купания Диана садилась на коня и гоняла по полям и лесам в течение двух-трёх часов. Отец начал приучать её к верховой езде с шести лет. На лице у неё была надета бархатная маска, защищавшая кожу от загара и от ударов веток в лесу. Затем она съедала лёгкий завтрак и, лежа в постели, долго читала. Ела она очень мало и, как полагает Бальзак, пила только воду. Он же сообщает в «Деле об опеке» и о том, что Диана, когда ночевала одна, спала почти сидя, подложив сафьяновые подушечки под голову, чтобы не помять лицо. Другие источники подчёркивают, что она рано ложилась спать, старалась не переутомляться и не нервничать. Бальзак также указывает на то, что в его время — а это XIX век — женщина в 30 лет уже не выглядела молодой, он сравнивал её лицо с «лежалым» яблоком. И это спустя триста лет после смерти Дианы! Что уж тут говорить о тридцатилетних женщинах XVI века. Тогда девушки выходили замуж в 14-15 лет и к тридцати годам успевали нарожать много детей. Известно, что личная гигиена была примитивна, а медицина беспомощна.

Как же выглядела Диана в свои тридцать? Видимо, замечательно, потому что она почти выиграла конкурс красоты, организованный весной 1531 года по случаю коронации второй жены Франциска I, королевы Элеоноры. Тогда Диане был уже 31 год, а её сопернице в конкурсе, фаворитке короля Анне д’Этамп, — 22 года. Голоса разделились поровну. Последняя от злости долго не могла успокоиться. Видимо, её бесило, что король обожал долгие беседы с умной и образованной Дианой, а ей доставалось его общество лишь по ночам.
Через несколько месяцев после коронации королевы Диана овдовела. Её брак с великим сенешалем (губернатором) Нормандии графом Луи де Брезедо сих пор вызывает недоумение у историков и романистов. Муж был старше её на 41 год. По слухам, записанным современниками, он имел горб и несносный характер. В день бракосочетания Диане было 15 лет, а графу де Брезе 56. Юная красавица и согбенный старик! Но у него было большое преимущество перед молодыми и красивыми претендентами на её руку — в его жилах текла королевская кровь Валуа, малой линии рода Капетин-гов, — он был внуком короля Карла VII Валуа. Благодаря этому браку Диана смогла занять при королевском дворе, куда она поступила на службу в качестве придворной дамы королевы после замужества, высокое положение, чуть ниже принцесс крови, а положение её дочерей Франсуа и Луизы было ещё выше. Именно кровное родство с правящим королевским домом и определяло статус придворной дамы, а не богатство и знатность рода.

Её муж граф Луи де Брезе умер в возрасте 72 лет. Диана сменила свои светло-зелёные платья, которые подчёркивали зелень её глаз, на чёрные с белым. Она хранила верность памяти мужа до 38 лет, когда уступила настойчивости влюблённому в неё сыну короля Генриху. Возможно, что в действиях Дианы сначала был простой расчёт. Вдове, не имеющей сыновей, нужна была защита. Ненавидящая Диану Анна д’Этамп нанимала придворных поэтов, чтобы те в стихах писали на Диану пасквили, распускала слухи, например, о том, что она колдовскими приёмами сохраняет молодость лица, что продала душу дьяволу, когда взяла у спасённой ею цыганки амулет. Если бы такие слухи вышли за ворота королевских дворцов и простой народ поверил клевете, то её могли сжечь на костре как ведьму.
Уступив восемнадцатилетнему Генриху, Диана влюбилась. Естественно, сравнение молодого пылкого любовника с мужем-стариком было не в пользу последнего. В таких обстоятельствах стремление сохранить молодость, свежесть лица и тела приобрело жизненно важное значение — это было необходимо, чтобы удержать около себя Генриха.
Знаменитый итальянский скульптор Бенвенуто Челлини во второй раз приезжает во Францию в 1540 году и бежит оттуда из-за козней Анны д’Этамп в 1545-м. В это время Диане 40-45 лет. Известно, что тогда этот итальянский мастер работал над большим бронзовым рельефом для замка Фонтенбло. На нём он изобразил молодую обнажённую женщину, окружённую животными. Позировала ему без одежды простая женщина, а вот лицо, форму рук и ног Челлини выбирал среди придворных красавиц. Они приходили в мастерскую инкогнито, в масках, протягивали для осмотра руки и, подняв юбки, демонстрировали ноги. Челлини выбрал Диану как эталон красоты.

Когда Диане было 47 лет, умер Франциск I, и королём стал её возлюбленный. Интриганка Анна д’Этамп была удалена в свои владения и больше не появлялась при дворе. Диана не стала ей мстить, чтобы не создавать прецедента, жертвой которого могла бы стать сама. Она могла бы вздохнуть с облегчением, но её соперница, жена Генриха, теперь королева Екатерина Медичи, становилась для неё опасной. Когда последняя в течение почти 10 лет не могла родить наследника и потому неоднократно ставился вопрос о замене её на другую женщину, Диана неизменно отговаривала от этого шага своего возлюбленного. Она убеждала его, что Екатерина сможет родить, и часто отсылала своего любовника ночевать в спальню королевы. Понятно, она не хотела новой соперницы в виде молодой и красивой жены. Екатерина, осознавая шаткость своего положения, даже шпионила в пользу Дианы. Благодаря советам, которые дала Диана королю и королеве, и усилиям лекарей, Екатерина с 1544 по 1556 год произвела на свет десять детей. Как-то Екатерина позволила себе обозвать Диану шлюхой, на что та ничего не ответила, но через своего друга, придворного вельможу, пригрозила пустить слух о том, что никто из болезненных детей Екатерины не похож на здоровяка Генриха. И Екатерина снова смирилась с властью Дианы над её мужем. То есть семейная жизнь втроём продолжилась.

Диане было 50 лет, когда её рисовал Франциско Приматиччо в виде Дианы-охотницы. Эта картина до сих пор висит в одном из залов замка Шенонсо. Диана изображена в лёгкой тунике с оголёнными руками и ногами в окружении амуров и собак на фоне пейзажа рядом с входом во дворец. И в 50 лет Диана прекрасна.
Продолжая подборку сведений о том, как она выглядела в том или ином возрасте, можно привести отрывок из донесения своему правительству венецианского посла во Франции Контарини: «Но человек, которого, без сомнения, король любит больше всех, — это мадам де Валентинуа. Это дама пятидесяти двух лет, вдова великого сенешаля Нормандии… Она оказалась в руках короля, когда он ещё был дофином (наследником). Он очень любил её и любит до сих пор. Она и сейчас, в её возрасте, его любовница. Будет правдой сказать, что она выглядит гораздо моложе своих лет — возможно потому, что она никогда не красилась и постоянно следила за собой. Она — дама большого ума и всегда была для короля источником вдохновения».

Известно, что первую половину 1554 года Диана болела и не появлялась при дворе. Екатерине удалось подсунуть своему мужу молодую любовницу, чтобы тот забыл Диану. Но Диана вернулась, и их любовь вспыхнула с новой силой. Она не ослабла и через пять лет, когда Генрих послал ей на день рождения кольцо с запиской, прося принять его в дар: «Я умоляю Вас, моя милая, принять это кольцо в знак моей любви… Я умоляю Вас всегда помнить о том, кто никогда не любил и не полюбит никого кроме вас».
Но вскоре её постигло большое горе — летом 1559 года на праздничном турнире в Париже Генрих получил смертельную рану в глаз. Екатерина не позволила ей быть рядом с ним в последние дни, а после смерти короля запретила появляться при дворе. По настоянию королевы Диана была вынуждена обменять свой любимый замок Шенонсо на замок Шомон. С того дня она жила в замке в Ане, перечитывала письма и стихи, написанные ей Генрихом, и занималась управлением своих феодальных владений.

Последнее письменное свидетельство неувядаемости Дианы оставил аббат и сеньор де Брантом, посетивший замок Дианы в Ане. Он писал: «Я видел госпожу за шесть месяцев до её кончины, и она была ещё так прекрасна, что я не знаю никого с сердцем настолько зачерствевшим, чтобы сия смерть его не растрогала. А ведь до того герцогиня сломала ногу на улице Орлеана, где скакала на коне со всегдашней ловкостью и сноровкой. Увы, конь споткнулся на мостовой и упал. Казалось бы, такая рана, боль, испытанные страдания и муки должны были исказить её облик. Ничуть не бывало, ибо красота, изящество, величие, гордая осанка — всё осталось прежним. Главное — удивительная белизна кожи без намёка на всяческие румяна и притирания. Правда,уверяют, будто по утрам госпожа принимала некие снадобья, составленные из питьевого золота и прочих зелий, которые, не ведаю каким образом, готовили сведущие врачи и ловкие аптекари. Думаю, проживи эта дама ещё сто лет, она бы так и не постарела ни с лица — столь дивно оно вылеплено, ни телом, впрочем, скрытым от глаз облачениями, и всё это — благодаря доброму корню и превосходной закалке. И как жаль, что земля покрыла сию прекрасную плоть!»

Что же применяла Диана, чтобы сохранить молодость лица? Это можно было бы узнать, как мне кажется, если бы был найден хоть один экземпляр книги врача и предсказателя Мишеля Нострадамуса по косметологии того времени «Истинное и безупречное украшательство лица», вышедшей в 1547 году. Но эта книга не сохранилась. А вот что пишет по этому поводу принцесса Кентская: «Диана поддерживала красоту только мускусной пудрой, розовой водой и кремом от морщин, который она готовила сама из дынного сока, молодого дроблёного ячменя, яичного желтка и амбры. Она делала из этого крема маску».
«Диана де Пуатье умерла после серьёзной, но короткой болезни, без страданий», — сообщает только принцесса Кентская. Она была похоронена в своём поместье в Ане, расположенном в 50 милях от Парижа, недалеко от города Дрё. Но на этом история о её неувядающей красоте не закончилась. О ней вспомнили почти через 230 лет, во время Французской революции. В 1795 году комиссары Главного отделения сыскной полиции Дрё приказали разрушить усыпальницу Дианы де Пуатье. Революционеры заявили местным жителям, что все должны быть равны, даже в погребении — знатных нужно хоронить так же, как и бедных простолюдинов, в земле. Когда вскрыли саркофаг, то комиссары и свидетели их вандализма, простые крестьянки, увидели хорошо сохранившееся лицо красивой дамы в роскошном белом платье с чёрной отделкой. Платье рассыпалось в пыль, когда вынимали прах Дианы, Мраморный саркофаг был продан комиссарами местным каменщикам, потом его использовали в одном крестьянском хозяйстве в качестве корыта для кормления свиней. А что касается праха герцогини, то разные авторы приводят разные факты. Одни считают, что его бросили в яму около церкви и закопали, Другие пишут, что девушки, присутствовавшие при вскрытии могилы, захоронили труп Дианы, взяв на память пряди её волос. Современная романистка Барбара Картлэнд в своём романе «Диана де Пуатье. История любовницы Генриха II» приводит чудовищный факт поведения одного из комиссаров. Заметив, что девушки при виде Дианы начали молиться, он наступил ногой на её лицо и раздавил его.

Таким образом, как отметили современники тех жутких событий, Диана даже в могиле была прекрасна. И не зря её девиз гласил: «Я победила победившего всё!» Она смогла сохранить любовь к себе короля до конца его дней. Она успешно отражала угрозы со стороны своих врагов. Благодаря подаркам короля и умелому управлению своими владениями, она значительно увеличила богатство, оставленное ей отцом и мужем. Но самое главное — она победила время и как следствие — забвение. При жизни никто не увидел её состарившейся. А что касается забвения, то это ей не грозит. Её образ прочно вошёл в литературу и искусство Франции. А что уж говорить об истории! Историю творили её потомки, короли Франции, Испании и других, не существующих более государств и княжеств. Достаточно для примера привести таких пра…правнуков Дианы, как Людовик XV, Людовик XVI. И ныне действующий король Испании Хуан Карлос — тоже её потомок.
Говорят, что человек жив, пока жива память о нём. Так что столетия не властны над Дианой де Пуатье.

У вас есть красивая кошечка? А какой берете корм для кошек ? Узнавайка все подробности об этом на сайте zoomagazyn.com, тут лучший корм для вашей кошки.

♦ Рубрика: , .

Замок Фонтенбло после Франциска Первого перешел в руки его сына Генриха Второго. Генрих продолжил строительство и отделку, начатые отцом и Фонтенбло приобрел бальный зал,спроектированный Филибером Делормом и расписанный Приматиччо, а затем, после его смерти, Никколо дель Аббате. Зал использовался для праздников вплоть до короля Людовика 13, и затем снова в 19 веке. Он тоже очень хорош и напоминает галерею Франциска сочетанием дерева и фресок, гармоничным и радующим глаз.
Этот зал видел такое количество ярких исторических персонажей за почти 600 лет, что мало какой с ним может соперничать.



На боковой обшивке можно заметить монограмму Дианы де Пуатье - три полумесяца.

Зал на картине, изображающей как императрица Евгения принимает послов.

Монументальный камин в конце зала (было время, когда камин, как источник тепла был на почетном месте!) украшен бронзовыми сатирами по бокам, а посередине - буквой H , оплетенной ветками, которые своей формой напоминают монограмму Генриха. Её можно хорошо разглядеть на Лувре.

Генрих уверял свою жену, Екатерину Медичи, что её заглавная буква C навечно сплетена с его заглавной буквой, но все знали, что на самом деле в монограмме сплелись воедино H и D,Генрих и Диана. Поскольку жизнь короля до самой смерти была связана с Дианой де Пуатье, причем настолько, что даже документы они часто подписывали вместе.
Эта неглупая женщина (кто сказал, что все блондинки лишены разумности!) сумела создать миф вокруг себя. Её считали благочестивой и доброй, хотя она хорошо умела вести хозяйство и считать деньги и делила ложе с королем.
Диана де Пуатье родилась 9 января 1500 , по Википедии 3 сентября 1499 года у Жана Сен-Валье. Ее мать происходила из рода Пуатье, который по праву гордился своим генеалогическим древом. В пятнадцать лет Диана стала женой сенешаля Нормандии Луи де Брезе, который был на сорок один год старше. Диану в юные годы нарисовал знаменитый Клуэ, видимо похоже. На этом портрете она еще не очень сформировалась.

От брака Дианы и Луи де Брезе родились две дочери, история говорит, что жили они в согласии,хотя разница в годах составляла 41 год, возможно, что опытный муж многому научил свою юную жену, что ей потом в жизни пригодилось.
Она получила в своей семье хорошее воспитание, читала на греческом и латинском, писала стихи, а секреты её вечной молодости интересовали многих, легенда донесла, что Диана пила жидкое золото.
Диана попала ко двору Франциска Первого и далее история умолчала о том, была она любовницей короля-отца или нет. Тот факт, что Франциск помиловал осужденного на казнь отца Дианы мог бы быть свидетельством какой ценой была куплена его жизнь, но Франциск заказал придворному художнику её портрет с надписью "Недоступная обольщению".
Диана украшала собой королевский двор, Франциск быстро утешился герцогиней Д.Этамп, шли годы, казалось она старела и время быть фавориткой упущено, однако подрастал сын короля.
В 1525 году двух королевских сыновей провожали в испанский плен всем двором у пограничной реки Бидассоа. Франциск перед этим проиграл битву при Павии и был вынужден за свое освобождение отдать детей в заложники. Шестилетний Генрих и восьмилетний дофин Франсуа, еще маленькие дети, разлучались с родными местами и людьми. При прощании Диана де Пуатье запечатлела невинный поцелуй на лбу маленького Генриха, пожалев плачущего мальчика, в тот момент она была в расцвете своей женской красоты. Образ Дианы Генрих вспоминал на чужбине, когда в 1530 году он вернулся во Францию, Диана не показалась ему постаревшей,это была дама его сердца, а он был её верный рыцарь.История взаимоотношений Генриха и Дианы напоминает рыцарский роман.Годы проведенные в Испании, на родине Дон Кихота повлияли на Генриха! К тому же рядом была их воспитательница, заменившая рано умершую мать, мадам де Шевиньи,любившая рыцарские романы. Генрих увлекся романом "Амадис Галльский" Гарей Ордоньеса де Монтальво. В романе герой Амадис, которому было 12 лет встретил вечно юную деву, которая заменила ему и мать и любовницу. Диана слилась с героиней романа, она как нельзя лучше подходила на роль опытной наставницы и умелой любовницы.

15 марта 1531 года на рыцарском турнире, устроенном Франциском в честь второй жены Элеоноры Австрийской, Генрих склонил перед Дианой свое копье, это был его первый турнир, и назвал Диану своей прекрасной дамой. В этом же году сенешаль умер, Диана его искренне оплакивала,лично позировала скульптору для фигуры коленопреклоненной вдовы на надгробии, одела черный и белый цвет в знак траура. Юный Генрих начал носить на шляпе перья черного и белого цвета в знак приверженности своей даме. И носил черно-белое всю жизнь.

28 октября 1533 года четырнадцатилетнего Генриха женили на Екатерине Медичи. Мнение Генриха никто не спрашивал, браки совершались по иным соображениям. Генриху было не до жены, хотя она была значительно моложе Дианы, ровесница мужа. Екатерина не была дурнушкой, была умна и образованна, но Генрих уже любил другую.
Еще через три года старший брат Генриха умер от лихорадки и Генрих стал наследником французского трона. Историки считают, что именно тогда Диана стала любовницей будущего короля, в ноябре 1536 года.
Король посвятил ей стихи, в которых недвусмысленно признался, что именно она составила его счастье:
" Увы, мой боже, как я сожалею
О времени, потерянном в юности:
Сколько раз я мечтал,
Чтобы Диана стала моей
единственной любовницей,
Но опасался, что она, будучи богиней,
Не снизойдет так низко,
Чтобы заметить меня,
который без этого
Не ведал ни наслаждений, ни радостей...

В это время Диане было уже около сорока, но выглядела она по прежнему прекрасно и при дворе ходили слухи, что неспроста. За глаза называли колдуньей и думали, что она знает секрет каких-то мазей и средств, особенно бесилась фаворитка Франциска герцогиня Д, Этамп, считающая себя первой красавицей. Именно она распространила среди придворных памфлет, в котором было написано:"Пусть дамочка из Пуатье знает: женщинам не дано возрождаться, потому что те, кого время выбрало, чтобы использовать, вместе с временем выходят из употребления. Раскрашенная наживка не притягивает дичь, и даже, если бы ты купила всё необходимое женщине, не добилась бы от любовника желаемого, потому что для любви надо быть живой, а ты мертва". Этот немного косноязычный текст нисколько не повредил репутации Дианы потому, что она выглядела не старше герцогини, совсем не раскрашенной куклой. Диана вела здоровый образ жизни, скакала по полям и не старилась.
Надо ли говорить, как ненавидела её будущая королева. Позже она писала своей дочери: "Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова".
К тому времени, Диана де Пуатье получила от короля поместья, возможность собирать налоги и стала мадам Валентинуа.
Королева даже собиралась плеснуть в лицо сопернице азотной кислотой, чтобы изуродовать.
А Диана своими советами сумела наладить королевскую интимную жизнь. Екатерине не удавалось родить наследника, знахари предлагали чудодейственные средства в виде пепла сожженной лягушки, мочи мула, заячьей крови,смешанной с вытяжкой из вымоченной в уксусе задней левой лапки ласки. Ничего не помогало. Помогли наставления опытной фаворитки, за что Генрих вручил ей большую награду "за добрые и пользительные услуги, оказанные ранее королеве".
Екатерина благополучно родила наследников, но не простила унижение, 13 лет она была второй после Дианы женщиной в государстве. Диана присутствовала при рождении её детей, сама выбирала кормилиц. Король советовался с ней по всем вопросам.
К счастью для любопытных потомков легендарная фаворитка короля любила позировать и даже любила позировать в обнаженном виде, как для интимных портретов, которые были распространены в то время, если сейчас мужчина носит в портмоне свою любовь топлесс для поднятия настроения, то чем короли хуже! И еще Диана была музой этих мест. Названная в честь богини охоты и луны Дианы, она как нельзя лучше подходила для того, чтобы быть "нимфой Фонтенбло". К тому же, она любила с юности купаться в ледяных источниках, скакать на коне, в общем полностью соответствовала.

Художники Приматиччо и Россо, а затем,примкнувший к ним, выписанный из Болоньи Аббато, создали Школу Фонтенбло. К слову, их было две, вторая существовала через сто лет уже с фламандскими художниками.
Для произведений первой Школы был характерен маньеризм, изящество, обращение к античным сюжетам, аллегориям, а также присутствие природы на многих картинах, всё-таки замок был загородной резиденцией.
Диана присутствовала на многих полотнах, как в аллегорическом виде, как Диана Охотница, богиня с луком. Как нимфа на скульптуре Гужона, которая находится в Лувре. И были просто её портреты.

На портрете можно увидеть аллегорические фигуры, в любовных объятьях, символизирующие короля и Диану.

Вот этот запечатлел её в ванне рядом со своими дочерьми. Одна у кормилицы на руках, другая тянется за фруктами.

Жан Гужон. Диана- охотница.

Диана любила позировать в саду среди цветов. В Шенонсо по её указу был разбит дивный "Сад наслаждений", где росли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался "Цветник Дианы", где росли белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка считала своим талисманом, цветком любви.

К сожалению, портреты молчат и мы не можем увидеть, как она двигалась, услышать, как говорила. Скорее всего, что помимо красоты ум и обаяние украшали её. В замке Шенонсо я видела её роспись, твердая рука уверенной в себе женщины, иначе она не могла бы удержаться в роли первой дамы столько лет.
Генрих ей бывало изменял, но никто не удерживался рядом с ним надолго.
Любовь и владычество Дианы закончились 30 июня 1559 года со смертью короля. Надо сказать, что Екатерине составляли гороскоп её будущего мужа ипредсказали ранение в голову в сорокалетнем возрасте.Предсказания известного асторолога Читтадукале Горика, епископа, были опубликованы в 1552 году в Венеции.
28 июня 1559 года начались празднования по случаю обручения сестры короля Маргариты Французской, поэтому решили устроить пятидневный турнир. Король объявил, что готов сразиться с любым противником, будь то принц голубых кровей, странствующий рыцарь или его оруженосец.
Первые два дня король без устали сражался со всеми желающими, его приветствовали криками восторга, а с королевской трибуны на него смотрели королева Екатерина и герцогиня Валентинуа, сидевшие рядом.
Утром 30 июня Генрих надумал сразиться с молодым графом Габриэлем Монтгомери. Екатерине приснился в ночь перед поединком сон: она увидела короля погибшим с окровавленной головой. Тщетно она пыталась удержать мужа, в полдень он вышел на поединок. Одежда монарха была, как обычно, двухцветная, черно-белая, это были цвета Дианы. Лошадь, которую подарил ему герцог Савойский, звали Несчастливец. Всадники скрестили копья, но и после трех поединков исход оставался неясен. По правилам турнир надо было завершать, однако король потребовал еще одного поединка. Это было нарушением традиции, но Генрих крикнул, что во что бы то ни стало намерен отыграться.
Он пришпорил коня и ринулся на противника. Копья скрестились и разлетелись. Король упал. Наконечник копья Монтгомери пробил ему голову, он попал как раз в глазную прорезь шлема короля.
Монтгомери в ужасе бежал, но потом был заманен в Париж и убит.

Диана сразу же лишилась своих замков и украшений и отправилась доживать в замок Анэ, где скончалась в возрасте шестидесяти пяти лет.
Перед смертью её посетил Брантом, ожидавший увидеть старушку. Однако, когда она повернулась к нему, он снова увидел красивую женщину. Брантом написал "Красота её такова, что тронула бы даже каменное сердце...Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое несомненно не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле"


В истории немало известных фигур, которые надолго остались в памяти людей из-за каких-то своих неразгаданных тайн. И чем дальше уходят они от нас вглубь истории, тем таинственнее кажутся. Попробуем немного приподнять завесу тайны над историей Генриха Валуа и Дианы де Пуатье.

Генрих II Валуа


Генрих Валуа, будущий король Франции, родился 31 марта 1519 года. Детство его было омрачено очень неприятной ситуацией: его отец Франциск I в битве с испанским королем проиграл и был взят в плен. Чтобы откупиться от плена и иметь возможность собрать нужную сумму, король предложил оставить у испанцев своих двух сыновей, семилетнего Генриха и восьмилетнего Франциска. Франциска I вернули домой, а принцы провели в плену 4 года. По одним сведениям с ними обращались, как и подобает принцам. По другим – морили голодом и били. В любом случае, плен произвел на детей неприятное неизгладимое впечатление.


Так или иначе, но по слухам Генрих навсегда затаил обиду на отца. Кстати, среди провожавших принцев на чужбину была и Диана де Пуатье. Затем по случаю возвращения принцев и новой женитьбы короля был устроен праздник. И на этом празднике юный принц снова увидел красавицу Диану и влюбился с первого взгляда. Принцу было лет 12, по тем временам практически юноша, ибо совершеннолетием у французских королей считался возраст в 13 лет! А вот красавица по понятиям того времени была уже немолодой, около 30 лет. Но её красота была способна затмить многих.

Диана де Пуатье


Диана де Пуатье родилась 3 сентября 1499 года или 9 января 1500 года. Когда ей было 13 или 15 лет ее выдали за Луи де Брезе, друга и ровесника её отца. Супруг был старый, мрачный и немногословный. Но Диана стала ему верной женой и родила двух дочерей. Тем не менее, когда Диана появилась при дворе, придворные щёголи оживились: все думали, что юная красавица непременно выберет любовника. Но Диана отвергала все притязания, в том числе и короля Франциска I. Только однажды она позволила себе просить у короля милости для своего отца, который принимал участие в мятеже.


Король Франциск не мог отказать такой прекрасной просительнице, и мятежника помиловали. В возрасте 31 года Диана стала вдовой и надела траур, черно-белые цвета, которые не снимала до самой смерти. Возможно, эти цвета просто очень ей шли. А красота ее оставалась неувядаемой, что немало раздражало и изумляло придворных завистников. Фаворитка Франциска I герцогиня д’Этамп, будучи на 10 лет моложе, ненавидела Диану, но ничего не могла с ней сделать, красота соперницы и любовь к ней юного принца служили верной защитой.

Непреходящая любовь


В возрасте 14 лет Генриху пришлось жениться. Его женой стала небезызвестная Екатерина Медичи. Невеста обожала красивого жениха, но он оставался к ней равнодушен. Что и неудивительно: Екатерина никогда не была красавицей, толстая, неуклюжая, с глазами навыкате. А Генрих по-прежнему любил Диану, которая по-прежнему была красива, за что ее прозвали Дианой-охотницей и колдуньей. Некоторые историки полагают, что 5 лет, с момента возвращения из плена и до смерти своего старшего брата, Генрих питал только платонические чувства к Диане. Кто знает, но в те времена платоническая любовь была не в особом почете.


Другие исследователи считают, что роман начался еще до свадьбы Генриха и Екатерины или сразу после. Возможно, и так. Также некоторые историки пишут, что Екатерина не только была в курсе романа своего мужа, но еще и подглядывала за ними. Впрочем, это было в те годы почти в порядке вещей. Радости, разумеется, ей это не приносило. Королева любила мужа всю жизнь и всячески пыталась привлечь его внимание, но единственное в чем она преуспела, родила ему 10 детей. И то, по правде говоря, не сразу.


Но и рождение детей не изменило отношения Генриха ни к жене, ни к любовнице. Генрих продолжал носить цвета Дианы, и монограмму DH – Диана/Генрих, осыпать её драгоценностями, подарками и знаками внимания. Кстати, эти монограммы во множестве сохранились и до наших дней во многих королевских замках Франции. Расставаясь даже ненадолго, король писал многочисленные страстные письма своей возлюбленной и советовался с ней по всем вопросам. Даже на коронации на первом плане была Диана де Пуатье, а Екатерина Медичи где-то на втором.

Трагический финал


Королева Екатерина ненавидела соперницу, но молчала и делала вид, что всё в порядке. Внешне они всегда оставались в дружеских отношениях, Диана де Пуатье даже воспитывала королевских детей. Говорят даже, что Генрих не раз помышлял о разводе, но его отговорила Диана де Пуатье. Всё изменилось в один миг. 30 июня 1559 года король участвовал в рыцарском турнире, что тогда было в порядке вещей. Но по несчастной случайности обломок копья вошёл ему глубоко в глаз. Генриха унесли с поля окровавленного.


Несколько дней медики пытались его спасти. По просьбе главного хирурга ему привезли трупы казненных, и он моделировал рану, вонзая палку им в глаза, чтобы понять, как лечить короля. По другим сведениям, подопытные требовались живые, что логичнее. Учитывая нравы того времени, нельзя отметать и эту версию. Но медицина оказалась бессильна. Король Генрих умер. Историки полагают, что знаменитый врач и мистик Нострадамус предсказал несчастье:

Молодой лев одолеет старого
На поле битвы, один на один.
В золотой клетке глаз ему выколет,
И умрет тот жестокой смертью.

Королева была безутешна, но горе не помешало ей отобрать всё подаренное бывшей фаворитке. К счастью, месть не пошла дальше, и Диана удалилась в своё поместье.

Загадка Дианы де Пуатье


Удивительно, но красота не покинула Диану и в старости. И это в ту эпоху, когда женщины, даже из высших сословий, увядали уже к 30!


Сама же красавица говорила, что секрет ее молодости прост: она не пользовалась косметикой, принимала с утра холодные ванны, а потом совершала долгие верховые прогулки перед завтраком. Она вела, как сейчас бы сказали, здоровый образ жизни.


Хотя для сохранения вечной молодости этого, пожалуй, недостаточно. Но свой секрет знаменитая красавица унесла с собой в могилу. Умерла Диана 26 апреля 1566 года.

И ещё одна интересная история о том, .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»