Священники о милостыне. Вера православная - милостыню приемлет христос. Святитель Иоанн Златоуст

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
10.08.14 | | Источник: www.ortodox.donbass.com

«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно-сумеречную высоту храма. Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично-начищенном сиянии нависшего над храмом старого паникадила... Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

«Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно-сумеречную высоту храма. Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично-начищенном сиянии нависшего над храмом старого паникадила... Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

Эти два чумазых пацаненка вынырнули из ниоткуда. У меня было ощущение, что они, как два крохотных эльфа, незаметно шастали все утро где-то по полу, между ногами молящихся, чтобы к концу службы вынырнуть на поверхность и потребовать причитающуюся им дань. Грязные и оборванные, с нагловатыми ухмылками, они стали тем противоестественным диссонансом, который в одно мгновение разрушил благоговейную гармонию молящихся.

«Теть! Теть! Дай копеечку!» - заунывно теребил женщин младший пацаненок. «Ради Христа!» - деловитым баском подсказывал ему более опытный, старший, сотоварищ. Но даже «ради Христа» и «ради праздничка» кошельки открывались туго. И в потных грязных ладошках поблескивало только несколько монеток.

«Говорил я тебе: пойдем в другую церковь - здесь плохо подают», - «старшой» был явно недоволен «уловом». Разговаривали они нарочито громко и вызывающе, ничуть не стесняясь или даже эпатируя «добреньких тетенек», у которых еще мгновение назад заискивающе выпрашивали «денежку на хлебушек». Сердито цыкнувшая на пацанят тетка, что, дескать, батюшка не благословляет просить в храме, их не очень испугала. В ответ они что-то хохотнули. Но, попререкавшись немного - для «понта», пацаны перешли на шепот. Видно, опасались, что выгонят из храма. Пошептавшись, решили, видимо, перебираться в другой храм. Еще немного потоптались у свечного ящика, но, по всей видимости, поняв, что у молящихся им больше ничего не вымолить, направились было к выходу. Как вдруг внимание одного из них привлек стоящий на столике маленький ящичек. На ящичке была какая-то надпись. Но так как с грамотой у ребят было туговато, а в храме темновато, они самовольно развернули ящик к алтарю, навстречу льющемуся от свечей свету, и опершись локтями на стол, стали громко, на весь храм, читать по складам надпись. Это «интересное» и, наверное, новое для них занятие настолько увлекло ребят, что они даже не замечали толпящихся возле них и толкавших их людей, стоящих в очереди за свечками. Наконец, они прочитали вслух: «Сотворите святую милостыню».

В храме стало тихо. Так тихо, что казалось, что служба замерла, а время остановилось. И в этой торжественной святой тишине я явственно услышала звон падающих на дно ящика монеток. Сначала одна, потом вторая... Потом пауза. Мальчишка, наверное, задумался. Воцарилась полная тишина. И вдруг ее разорвал звон ссыпающихся в ящик с маленькой грязной ладошки горстки только что выпрошенных монеток - весь крещенский «заработок».

На пацанят никто не смотрел. Но я знала, что их видели, чувствовали - ссутулившимися спинами, стрижеными затылками.

А мне показалось, что все свечи в храме погасли. И осталась только одна. Их, грязных, оборванных, невоспитанных, не умеющих толком читать, попрошаек. Как вечная, святая детская молитва крещающемуся во Иордане Спасителю.

Мария ВОЛОСЮК

www.ortodox.donbass.com


Святитель Иоанн Златоуст.

Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.

Поучения преподобного аввы Дорофея.

«Не всякий, делающий что-либо благое, делает это благоугодным Богу. Когда, кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания, тогда это благоугодно Богу. Совершенная же Воля Божия та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимает сам, и так благодетельствует, как будто сам принимает благодеяния: тогда исполняется совершенная Воля Божия. Но должно знать и само благо милостыни, саму её благодать – она столь велика, что может прощать и грехи: «грехи твои милостынями искупи» (Дан.4,24). И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк.6, 36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?

Читайте также: 10 фактов об инсульте, которые должен знать каждый

– « Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все они получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего не искали себе у Него, и цель, которая была у них, не имела отношения к их душевной пользе.

Иной подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения — подаёт её для души своей, ради Бога. Однако, и он не таков, как хочет Бог, ибо он ещё находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным. Также и этот подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от мучений, и Бог избавляет его от них. Другой подаёт милостыню для того, чтобы получить награду. Он выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог, ибо он ещё не находится в состоянии сына, но как наёмник исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль.

Ибо тремя образами, как говорит Василий Великий, можем мы делать добро: или делаем доброе, боясь мучений, и тогда мы находимся в состоянии раба; или для того, чтобы получить награду, и тогда мы находимся в состоянии наёмника, или делаем доброе ради самого добра, и тогда находимся на степени сына: ибо сын исполняет волю отца не из страха и не потому, что хочет получить от него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Так и мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги. Подавать так, как будто бы мы сами получаем. И вот эта и есть разумная милостыня. Никто не может сказать: «Я нищий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь дать столько, сколько богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богачей. Если и того не имеешь, но имеешь силу, то можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Тогда можешь словом своим утешить брата. Окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: «Слово благо паче даяния». Если же и словом не можешь помочь, то можешь, когда огорчится на тебя брат, оказать ему милость тем, чтобы потерпеть его во время смущения. Когда видишь его искушаемым от общего врага, тогда вместо того, чтобы сказать слово и тем ещё более смутить его, ты можешь промолчать: этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение у Бога. И, таким образом, не имея чем оказать милосердие к телу, милуешь душу его. А какая милость больше помилования души? И, как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу. И потому никто не может сказать, что не может оказать милости, ибо каждый по силе своей и по душевному устроению может милосердствовать. Пусть только каждый постарается то доброе, которое он делает, делать разумно, как тот искусный художник, прочно созидающий дом свой на камне.

Читайте также: Наши родители стареют. А вдруг они умрут?

Святитель Николай Сербский.

О внутренней милостыне.

Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчёта. Иисус прозревал нечистые побуждения фарисея, не умыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое нечистыми руками? Фарисей возмутился против этого, а Господь использовал возмущение его, чтобы обличить фарисеев, которые внешне показывали свою чистоту, а внутренность их была исполнена хищения и лукавства (Лк.11,39). Фарисей думал, что своим приглашением оказывает особую милость Господу, но Господь укорил его, говоря: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лк. 11,41). Ты спрашиваешь меня, что значат эти слова Господа.

Означают они милостивое сердце, которое побуждает руку подать милостыню. Господь, Который сердце видит, принимал только такую милостыню. Если же сердце злое и чёрствое, напрасно рука будет давать: отвергнет её Господь. Людей можно обмануть внешней милостыней, а Бога – никогда. Сердце нечисто – нечист и дар, как бы велик ни был. Из нечистого сердца вытекают нечистые мысли и нечистые желания и грязнят и внешние дела человеческие, какими бы добрыми и чистыми они ни выглядели. Что пользы мыть руки, если нечистота сердечная делает их грязными? Если дом изнутри полон смрада и мерзости, что пользы мыть и украшать двери и окна? Своей Божественной прозорливостью Христос прозирал и чувствовал нечистую душу фарисея. Он не захотел вымыть рук Своих, Он не захотел исполнить малого долга, чтобы напомнить хозяину о большем, не захотел исполнить незначительного, чтобы укорить в значительном. Самые нечистые руки чисты в сравнении с нечистым сердцем. Омоем же свои сердца, и всё будет у нас чисто.

Преподобный Сергий (Сребрянский) исповедник.

Любовь к ближнему должна основываться на твёрдом исповедании, что всё человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и прародителями Адама и Еву.

Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сёстры и есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в отчуждении от Бога и Его Святого Закона, или в теплохладии. Нужно заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и теплохладие равноценны и уже Господом объявлено, что холодный и теплохладный извергнутся из уст Божиих, то есть из Царства Небесного, если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные душою и телом, — братья и сестры и по отношению друг к другу есть духовные братья и сестры милосердия. Отличительное же свойство истинных братьев и сестёр милосердия — до самоотвержения любить всех людей и служить им к временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливались радость, мир, утешение, кротость (ровность) на всех окружающих» (Краткий устав благочестия для современного человека).

О милосердии.

Выписки из творений святых отцов.

Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остаётся всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств.

Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются ею.

Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один недуг немилосердия сделал бесполезными и негодными все добрые дела, а самих подвижников – безызвестными, потому что они услышали слова: «Аминь глаголю вам, не веем вас» (Мф.25,12). Бог не имеет ни в чём нужды и ничего не требует от нас, но снисходит к нам по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет (принесение Ему жертв, собственно, в милости состоящих) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия.

Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси (в жертву) душу свою, за которую принесена Жертва; душу свою сделай золотою, если же она лучше свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? … Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Хочешь почтить тело Христово, — не презирай, когда видишь Христа нагим … сперва напитай Его, алчущего (в лице нуждающегося), и тогда уж употреби остальное на украшение трапезы Его (храма) … Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: это храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить … а что сделаешь для брата алчущего и странника, и нагого, того и сам диавол не может похитить, оно сберегается в неприступном хранилище (Иоанн Златоуст).

священник Сергий Николаев

Сострадание, способность переживать чужую беду или боль, тревожиться за чью-то судьбу в большей или меньшей степени свойственно каждому человеку. Это чувство как бы врожденное, и отсутствие его говорит о неком изъяне психики человека, болезненности. А вот проявление своего сострадания в поступках - милосердие - это дело свободной воли личности и ее особенное достоинство. Милостивого человека Господь удостаивает особенной благодати - блаженства, так высоко стоит милостыня в очах Господа. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (), - говорит Спаситель. То есть за милостыню нам обещана конкретная награда - милость Божия, отпущение наших грехов.

Что же такое милостыня? Когда мы отдаем что-либо, принадлежащее нам, отдаем не по закону или долгу, не с целью получить от человека что-то большее, то по доброте сердца мы творим милостыню. Она может быть выражена в жертве от своего достатка, в жертве своего свободного времени, труда, душевного участия, в слове утешения, в прощении обиды, в молитве за кого-то. Святитель говорит о милостыне: “Великое дело милостыня. Возлюби ее, которой нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, - а она стоит и защищает… Столько-то благ от милостыни, а мы не радим и не заботимся? Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай, овол (мелкая монета). Нет овола? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным, и получишь награду; ибо награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”.

Для верующего человека милостыня является естественным делом веры. “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (). Апостол Иаков говорит о бездейственном сострадании как о мертвом деле, о вере бездеятельной как о вере мертвой.

Милостыня, пожалуй, самое простое и доступное любому богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня. А насколько она важна для христиан, мы можем судить по тому, как заботилась о милостыне первая Апостольская Церковь. В Деяниях святых апостолов читаем, что многие христиане приносили деньги для раздачи неимущим (). Что принято было “ежедневное раздаяние потребностей” () и для этого были выбраны и поставлены “семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости” (). Апостол Павел советует: “Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” ().

Любит Бог… И на нашу щедрость отвечает щедростью. В нашем Рождественском храме один престол посвящен святителю Тихону Амафунтскому. Святитель Тихон родился в семье хлебного торговца. Был он жалостлив к нищим и еще отроком часто подавал милостыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцовский хлеб. Отец был очень огорчен и выговаривал сыну за самовольство. Но мальчик отвечал ему: “Я слышал, что дающий нищим дает взаймы Господу. Пойди открой кладовые и увидишь, что Господь уже вернул Свой долг”. Отец открыл кладовые и увидел, что они наполнены прекрасным хлебом. Картину, изображающую милостыню отрока Тихона, можно увидеть на своде Тихоновского придела в Христорождест-венском храме.

Иногда люди проявляют разумную, как им кажется, бережливость и не спешат с делами милосердия, говоря себе: “Подожду, когда разбогатею, а сейчас и для себя-то не хватает”. Для них можно вспомнить давнюю историю. В одной обители было принято в Великий Четверг раздавать монастырский хлеб нищим. Но однажды случился в этой местности неурожай, и братия монастыря, боясь остаться без пищи, упросила настоятеля не раздавать обычную милостыню. Когда же через некоторое время открыли житницу, то увидели, что пшеница проросла и не может быть употреблена в пищу. Так Господь наказал маловеров за неразумную экономию.

Но есть в истории Церкви и другой пример. Богатая женщина, похоронив мужа и не нуждаясь в большом имении, стала раздавать обильную милостыню. Она повсюду искала нуждающихся людей и благотворила им. Родные роптали на нее: “Ты совсем лишишься достатка, ты сама станешь нищей”. Но милосердная вдова продолжала щедро раздавать. И вот она раздала все. Через день на город напали варвары, он был разграблен и сгорел. Лишь часть жителей спаслась бегством и среди них вдовица. Она единственная не потеряла ничего, ей нечего было оплакивать.

Милостыня станет нашей заступницей в день Страшного суда. …Жил очень скупой человек. Он никогда не подавал милостыни. Однажды он заболел. В горячке приснился ему сон. Видит он, что, умерший уже, стоит он на последнем Суде. Перед ним Ангел держит весы. На одной чаше сложены его грехи. Их целая гора. И на другую чашу Ангел положил небольшую краюшку хлеба. И эта краюшка начинает перетягивать гору грехов. “Что это?” - спросил человек у Ангела. - “Это твоя милостыня, она почти перетянула чашу греха”. - “Но я никогда не подавал милостыни”, - удивился скупой.

- “Да, ты не подавал, но однажды в досаде ты швырнул в голодного нищего краюхой хлеба, чтобы прогнать его. Вот она, эта нечаянная милостыня”, - отвечал Ангел. Человек проснулся. Он все понял. После выздоровления он воспользовался возможностью помилования - давал щедрую милостыню. “Блажен разумеваяй (понимающий) на нища и убога, в день лют избавит его Господь” ().

В прежние времена воскресные и праздничные дни было принято посвящать делам милосердия. Православные после церковной службы посещали больных, заключенных, одиноких. Приносили кто что мог. Так и говорили: “навестить больницу, темницу и вдовицу”. В один московский храм ходит очень пожилой человек. Ходит он на раннюю литургию. После службы он некоторое время отдыхает в храме на лавочке. Как-то мы разговорились. “Хожу после службы в дом престарелых. Рядом здесь. Принесу с собой батон, а иногда немного карамели. Им особо ничего не надо, кормят пока. А вот поговорить не с кем. Есть лежачие, им еще труднее. Вот и хожу Христа ради. Поговорю, чаю попью с ними, им радость”.

Спаситель принимает и самый малый дар: “И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды… истинно говорю вам, не потеряет награды своей” ().

Можно заметить, что люди милосердные, добрые, щедрые на милостыню более спокойны и оптимистичны. А те, кто разбирает нуждающихся на тунеядцев, бездельников и недостойных, отвечающие на жалобу или просьбу: “Сам виноват”, “много вас”, - эти люди больше боятся жизни, они более беспокойны. Конечно, ведь душа наша знает и чувствует все, и то, что, не оказавши милости, и мы не вправе рассчитывать на милость Господа.

Но есть один род милостыни особый. Во всякий день каждый верующий церковный человек, читая вечерние молитвы, произносит и такие слова: “Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную”. Те, кто ходит в церковь, за каждой службой слышат слова священника или диакона “Еще молимся … о создателях святого храма сего… о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся…” Это сугубая ектения, или просьба к верующим помолиться особо о приносящих плоды своих трудов и трудящихся в храме людей. Кто же эти люди? И почему молятся о них особо, прося Господа исполнить их прошения (если они, конечно, ко спасению), прося даровать им вечную жизнь?

Основав земную Церковь, Спаситель заботы о ее материальном существовании возложил на милосердие ее членов. Так Сам Иисус, покинув родной дом, три с половиной года жил как странник и пришелец милосердием и участием некоторых людей: Марии и Марфы из Магдалы, их брата Лазаря, Своей родственницы Саломии, некоего Симона и других. И после крестной смерти Спасителя Ему послужили богатые люди - Иосиф из Аримафеи, отдавший свою гробницу для погребения Христа, и Никодим, купивший все необходимое для этого обряда.

Традиционно и для чад Православной Церкви заботиться о священнослужителях и о Доме Божием - храме.

Рождественский храм в селе Заозерье построен на средства и попечением Гавриила Васильевича Рюмина. Сын его, Николай Гаврилович, и купец Платон Михайлов позаботились пристроить приделы Никольский и Тихоновский. Семья местных фабрикантов Барановых щедро благотворила этому храму. Заботы о нем были уделом В.С.Чайкова. Он был старостой Рождественского храма в конце прошлого века. Эти люди жертвовали свои собственные средства, умение и время на строительство и украшение нашего храма. Естественно, что мы молимся о милостивцах. В архивах многих церквей сохранились имена благотворителей, на чьи средства были произведены те или иные работы, куплены иконы или утварь.

Конечно, не все имена сохранились в записях, но Господь принял их жертву и знает их. А мы молимся о “плодоносящих и доброделающих”. Многие заботы, связанные с жизнью храма, берут на себя безвозмездно, то есть Христа ради, милосердные прихожане и даже нездешние верующие люди. Кто-то моет полы, кто-то поет, кто-то чинит и шьет облачение. И о них мы молимся.

Участие в строительстве и украшении церквей всегда очень ценилось нашими соотечественниками. Глядя на величественные здания и благолепие убранства православных храмов, не лишне будет вспомнить, что свою лепту в это великолепие внесла каждая семья из окрестных селений. Из каких средств ни явилась бы сумма на строительство нового храма или на ремонт ветшающего, но часть ее всегда составляли милосердные приношения прихожан и даже нездешних, незнакомых людей. Сборщики с кружками, собирающие “на храм”, ходили повсюду. У Николая Алексеевича Некрасова есть стихотворение “Влас”, где поэт подробно и удивительно ярко рисует жизнь сборщика милостыни на строительство церкви. Как он

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары.

И дают, дают прохожие:
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы Божии
По лицу земли родной.

На храм Христа Спасителя в прошлом веке собирали средства по всей Руси пятьдесят лет. И хотя требуемая сумма никак не могла быть составлена из народных пожертвований (основные средства дала казна), но участвовать в строительстве храма мог каждый, ведь этот храм был задуман как благодарственная жертва, как свеча от всего русского народа.

Но храм нужно не только построить или отремонтировать. Для того, чтобы он мог жить, чтобы в нем могла беспрепятственно совершаться служба, кто-то должен заботиться о тепле, о свете, о чистоте, об утвари.

Вы приходите в храм, видите сияющие подсвечники, промытые окна, чистые пелены у икон. Кто потрудился над этим? В каждом храме есть свои трудолюбивые и милосердные прихожанки, которые поддерживают чистоту в храме, помогают чинно совершаться богослужению, наблюдают за порядком. Осень ли, весна, прошел ли дождь, много дорожной грязи остается на полу после службы. Все это нужно вымыть. Да еще вычистить подсвечники, вымыть стеклышки у икон, лампадки. Постирать и погладить облачение. Сменить пелены у икон к празднику. И много, много чего еще, что только они, труженицы, знают. Случится ли, придет на службу не знающий церковного порядка человек, они подскажут ему, при случае и поправят: “Уж не обессудь, в чужой монастырь со своим уставом не ходят”. И все это они делают не за плату, а безвозмездно, Христа ради. Это их милостыня. Жертва. Кто был в Рождественском храме и рассматривал центральный иконостас, тот, может быть, заметил на верхнем ярусе фигуры женщин с кувшинчиками в руках, поднимающихся как бы по горным уступам к каменному отверстому Гробу Спасителя. Это жены-мироносицы, несущие ароматное масло, чтобы помазать тело распятого Иисуса. Масло и в древнем, и в современном религиозном искусстве - символ милости. Милостыня, оказанная Христу, то есть ради Христа, как бы поднимает этих женщин к Самому Воскресшему Богу. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (). И стоит мне, придя в храм, лишь только взглянуть на изображения спешащих к Гробу Господню мироносиц, как в памяти сами возникают имена наших рождественских “мироносиц”, так иногда называют милосердных тружениц, подвизающихся в церкви. “Еще молимся о здравии Анны, Марии, Антонины, Раисы, Лидии, …”

Казалось, милосердие никак не может быть подвергнуто осуждению. Но враг человеческий, ненавистник нашего спасения и здесь пытается помешать доброму делу. “Зачем такая трата средств на содержание и украшение храма? Можно ведь эти деньги отдать неимущим и тем послужить Христу”, - повторяют вслед за приезжими проповедниками некоторые горе-христиане. В ответ на эти упреки можно вспомнить одну евангельскую историю. Однажды в доме, где трапезовал Спаситель, к нему подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и возлила ароматы на Иисуса. “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим” (), - вознегодовал один из учеников. Был это Иуда, позже предавший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор” ().

Так вот чьи слова повторяют некоторые “милосердные к неимущим” христиане! Что же ответил Иуде Христос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда” (). Благотворение Христу выше нежели благотворение человеку. Храм мы называем Домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма - желанная и драгоценная для Господа жертва.

Преподобный Еразм, возлюбив Божии храмы, отдал на Печерскую церковь все свое значительное состояние. Но лукавый враг стал через некоторое время смущать его: “Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы молились о тебе”. Видно, лукавый не гонится за новшеством, и пользуется привычными методами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доброделании. А потом и вовсе обратился к беспутной жизни. Но Господь не оставил его. Когда Еразм тяжело заболел и печерская братия была готова к тому, что он так и умрет без покаяния, и очень печалилась о нем, явилась болящему Божия Матерь и сказала: “Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ (монашество), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего”. Блаженный Еразм выполнил указанное и, очистившись покаянием, в третий день почил в мире. Это замечательный пример особого Божиего благоволения к устроителям и украшателям храмов.

К этой давней истории мне хотелось бы добавить и две современные. Одна из них случилась с прихожанкой нашего храма. Умер пожилой хороший, сердечный человек, прихожанин Христорождественского храма. Через некоторое время вдова его обратилась ко мне с вопросом. Дело в том, что племянница почившего увидела его во сне, и он сказал ей: “Со мной все хорошо, мешает только то, что мы забыли отослать деньги, которые обещали”. Что это за обещание и что за деньги, племянница не знала и пересказала сон вдове. Та сразу вспомнила, что незадолго до смерти мужа смотрели они телевизор, передачу о храме святого апостола Андрея Первозванного. Назвали в передаче и расчетный счет. Супруги почему-то решили послать туда некоторую сумму. Да за делами - забыли. Теперь женщина пришла с вопросом, что же ей делать? Как поступить? Видно, не простое это дело - милосердие к Дому Божию.

Помню еще одну историю, рассказанную одной знакомой. Она, пожилая женщина, каждое лето ездила работать каменщицей на реставрацию или строительство церквей. Помогала бесплатно - Христа ради. Однажды она взяла с собой пятилетнего внука. Через некоторое время, уже по возвращении, мальчик рассказал ей: “Мне сегодня ночью Ангел Божий сказал, что меня записали в живую книгу за то, что я подносил кирпичики на стройке”. Что это за “книга живая”? Пятилетний малыш был церковный мальчик, он знал про Ангелов, но о “живой книге”, или Книге Жизни, слышал впервые. Что ж, может, из этих кирпичиков и сложится для него лестница в Царство Небесное.

Милосердная жертва доступна каждому. Придя в храм, вы покупаете свечу, ставите ее перед иконой. Что это? Нужна ли свеча Спасителю, или Божией Матери, или Святому? Нет. Свеча - это символ вашей горячей молитвы. А заплатив за нее деньги, вы даете жертву на храм. Но если вы покупаете свечу с огорчением сердца, то лучше не покупайте ее вовсе. Господь примет вашу молитву и без нее. “Уделяй по расположению сердца”, - говорит Апостол (). Людей, редко бывающих в церкви, смущают ящички или кружки, имеющие надписи “на ремонт”, “на общую свечу”, “на масло”. Некоторым кажется, что с них беспрерывно требуют деньги. Но это не так. На поднос или в кружку вы кладете деньги лишь тогда, когда сами этого желаете и столько, сколько желаете. Но скажите, приятна ли Господу ваша жертва, если она дается не от чистого сердца, с огорчением, с пересудами или по принуждению? “Награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”. Но не будем заниматься математическими подсчетами: кто кому? Бог ли нам, мы ли Богу. Проще, не сомневаясь, исполнить заповедь “просящему - дай!” Каждый сколько может.

Во время строительства Константинопольского храма одна богатая вдова, римлянка по имени Марция подарила храму восемь парфировых колонн необычайной ценности. На свои средства она доставила их морем из Рима в Константинополь. А Спаситель указал на бедную вдову, положившую в сокровищницу храма всего две лепты, как на самую щедрую благотворительницу. Кто сколько может.

Прежде каждый храм имел своих попечителей, богатых благодетелей, на средства которых, в основном, и содержался. После политического переворота 1917 года казалось, что о благотворительности для церкви не могло быть и речи. Но никакая политическая система не может отменить Бога. Господь все Тот же, заповеди все те же. Известно множество случаев, когда люди, занимавшие значительные должности, не имеющие возможности открыто прийти в храм, благотворили ему. Кто-то помогал достать дефицитный, особенно после войны, стройматериал. Кто-то ставил свою подпись на разрешении подключить храм к энергосети. А какой-то, пусть даже начальник, оберегал от притеснений.

Сейчас директора, владельцы предприятий, а также люди с большими возможностями беспрепятственно могут благотворить нашей Церкви. Появилось новое слово - спонсоры. Слава Богу, некоторые люди входят в наши проблемы, помогают. Мы даже завели отдельную книжечку - синодик поминать благотворителей. Без них в современных экономических условиях ни один храм не выжил бы, как, впрочем, и в дореволюционные годы. Отопление, свет, крыша, газ - это наши заботы. Но это и люди. За решением каждой проблемы стоит человек или несколько, которые не по долгу службы, не из какой-то корысти, престижа или моды, а по расположению сердца уделяют храму то, чем могут помочь. Будь то деньги, материалы, трудовые руки, квалифицированный совет. Мы радуемся за них, ибо по словам Апостола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” ().

И все же бывает грустно. Одна пожилая прихожанка сказала, что даже во время войны наш храм выглядел лучше, потому что люди больше заботились о нем. Их сердца лежали к храму, он был своим. Теперь всем все равно. Очень жаль, но похоже на правду. Не всем, но очень многим все равно. Все труднее найти помощников.

Да, иногда кажется, что уйдут от болезней или по старости наши “мироносицы” и некому будет заботиться о Доме Божием, некому петь на клиросе, печь просфоры. Грустно.

Но тогда я вспоминаю раннее утро, “утро глубоко”, как поется в пасхальном песнопении, и группу женщин с кувшинчиками масла, спешащих к каменному Гробу. Вспоминаю наш Рождественский иконостас с фигурами мироносиц, поднимающихся в гору, и печаль проходит.

И верится, что опять кто-то придет, чтобы отдать свое любящее сердце и трудовые руки, свои таланты и умение ради Господа, ради Христа, как щедрую милостыню родному храму. Да и не может быть иначе. Без дел милосердия нам не спастись, не подняться к воскресшему Спасителю. А потому, братья и сестры, не будем забывать о чудесной милостыне. И пусть она стоит за нами, когда мы с надеждой взываем к Господу даже в самой короткой молитве: “Господи, помилуй”. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа!

Время нашей земной жизни очень скоротечно. От рождения до смерти нас отделяют какие-то 70-80 лет; по слову пророка и псалмопевца Давида, дней лет наших - семьдесят лет, если же кто в силах - восемьдесят лет, и большая их часть - труд и болезни (ср.: Пс. 89: 10). Не успевает человек до конца раскрыть весь свой жизненный, творческий потенциал, как время поставляет его перед фактом вечности. Что ждет нас за порогом смерти? Для верующего человека разрешение этого вопроса очевидно: после смерти мы будем держать ответ пред Богом. А если быть точнее - наши дела, слова, поступки и мысли сами будут свидетельствовать за нас или против нас .

В сегодняшнем апостольском послании мы слышим удивительные слова, которые приоткрывают нам тайну воздаяния в будущей жизни. Апостол Павел говорит: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6). По мысли святых отцов, под сеянием подразумевается милостыня и благотворение, то есть добровольная помощь людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Из этих слов мы можем вывести логическое заключение: тот, кто творит дела добродетели милостыни в этой жизни, получит воздаяние от Бога в период жатвы, то есть во время будущей жизни. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Будем подавать щедрую милость, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву».

В народном творчестве тема милостыни также занимает центральное место. Русская пословица гласит: «Милостыня - половина дороги к Богу; пост ведет к вратам рая, а милостыня отворяет их».

Милостыня бывает нескольких типов. Милостыня материальная - это когда человек делится с нуждающимся своим приобретенным имуществом в виде денег, пищи, в общем, всего того, что получено в результате человеческого труда. И милостыня духовная - это когда человек помимо материальных средств разделяет с нуждающимся тяготы его жизни, лечит его скорби словом, переменяет его печаль на радость, готов его выслушать и дать дельный совет. И такая милостыня, по мысли многих святых отцов, выше милостыни материальной настолько, насколько душа выше тела.

Творить милостыню нужно в Боге, ради Бога и с помощью Бога

Но и этого еще недостаточно. Важным условием благотворения является «расположение сердца» (2 Кор. 9: 7) человеческого. Ради чего творит человек милостыню? Святитель Филарет (Дроздов) дает следующий ответ: «кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему», тот не потеряет своей награды. Поэтому важным условием милостыни является любовь к Богу и ближнему. Не корыстные цели и интересы, заключающиеся в поиске похвалы и слов благодарности, а реальное стремление от всего сердца помочь ближнему. И такого человека, по мысли апостола, Бог силен обогатить всякою благодатью, чтобы, всегда и во всем имея всякое довольство, такой человек был богат на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (ср.: 2 Кор. 9: 8-9). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что, подавая милостыню, нужно взирать не только на принимающего, «но помышлять и о Боге, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние». Таким образом, можно из слов святителя заключить, что творить милостыню нужно в Боге, ради Бога и с помощью Бога.

Итак, дорогие братия и сестры, пусть наша любовь к Богу и ближнему будет проявлять себя через милостыню, помощь нуждающимся и благотворение. Такая милостыня нам принесет пользу, обогатит и в других людях вызывает «благодарение Богу» (2 Кор. 9: 11).

Существует мнение, что многие из тех, кто просит милостыню у дверей храмов, занимаются этим не из-за нищеты, а просто зарабатывают таким образом, причем достаточно хорошо. Как тут правильно поступить, чтобы, с одной стороны, не потакать тем, кто не хочет трудиться, а с другой – оказать милость человеку, которому она действительно необходима?

Вадим

Здравствуйте, Вадим!

В подобных случаях обычно стоит найти (не на паперти, а, например, среди знакомых) кого-то действительно нуждающегося и регулярно ему чем-либо помогать. Подсказать, кому на приходе вы можете помочь, сможет священник.

* * *

Моя подруга считает, что подавать милостыню просящим на улице, в метро, других общественных местах незачем, так как это, по сути, бизнес, а деньги собирает «мафия». У меня уверенности в этом нет: я считаю, что подавать милостыню нужно. Разрешите наш спор.

Ирина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Ирина!

Конечно, милостыню подавать надо. Господь Сам говорил в притче о Страшном Суде, что спросится с нас, накормили ли мы голодного, поделились ли одеждой с не имеющим ее, посетили ли больного. Если же нет доверия к просящему на улице, дайте ему немного.

Чтобы ваша совесть была спокойна, – найдите того, кому вы можете регулярно помогать, возможно, не только деньгами, но и продуктами, и просто своим вниманием, теплом и заботой. Главное, чтобы боязнь «мафии» не ожесточила сердце так, что человек и вовсе никаких дел милосердия не совершает. Да и лучше, на мой взгляд, подать нищему от «мафии», чем равнодушно пройти мимо нуждающегося человека.

Подробнее о милостыне читайте на нашем сайте:

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

После смерти бабушки у меня осталась ее золотая серьга. Выбросить рука не поднимается, а хранить у себя почему-то беспокойно и не хочется. Мне подсказали, что можно отнести ее в храм и отдать как подношение. Можно ли это сделать?

Елена

Священник Дионисий Свечников

Здравствуйте, Елена!

Вот читаю эти строки и понимаю, что пословица «На Тебе, Боже, что нам негоже» неспроста появилась. Храм – это не склад старых сережек и того, что в хозяйстве не пригодилось. Не нужна серьга – переплавьте и сделайте то, что нужно, или отдайте неимущему, который за вас помолится.

С уважением, священник Дионисий Свечников

* * *

Можно ли творить милостыню от имени другого человека, чтобы Бог принял ее не как от меня, но как от него? Будет ли ему от этого польза, если он даже не подозревает об этом?

Игорь

Здравствуйте, Игорь!

Подавая милостыню, можно просить принимающих ее молиться о вашем друге. Это, конечно, не вменится как милостыня ему, но польза для него будет – ведь за него станут молиться, и молитвы эти Господь услышит.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

Много лет как безвозмездный донор сдаю кровь. Богоугодно ли это?

Константин

Здравствуйте, Константин!

Да, конечно, потому что, сдавая свою кровь, вы помогаете выжить другим людям.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

На нашем приходе открыта благотворительная организация, которая помогает нуждающимся, но у меня нет сил после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте еще куда-то ехать и помогать кому-то. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, нужно оставлять себе время и на отдых. Однако можно попробовать выделять, например, один раз в месяц или полтора какую-то часть выходного дня для участия в работе этой организации. И в любом случае можно всегда делать «малые» добрые дела – уступить бабушке место в транспорте, выслушать и утешить кого-то, кому необходимо сейчас наше внимание, сделать небольшое посильное пожертвование (возможно, продуктами или вещами) в ту же созданную при приходе благотворительную организацию. Множество таких вот дел найдется, наверное, если внимательно вокруг посмотреть. А Господь, как сказано, и намерение наше целует. Главное, чтобы оно у нас было, и мы по мере сил старались его воплощать в жизнь. Помощи вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

* * *

В христианстве есть такое понятие как милосердие, милостыня. Нас учат подавать нуждающимся. Но нередко возле храмов встречаешь людей явно пьющих, не желающих работать и просто нечестных, которые придумывают грустные истории, чтобы разжалобить. Не говорю о тех, кто действительно нуждается, – всегда стараюсь помогать таким. Но как быть, когда очевидно, что человек пропьет твою милостыню в ближайшей забегаловке?

Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Будьте в подобных ситуациях свободнее и проще. Никто вас не принуждает кому-то из подозрительных людей давать непременно милостыню в денежном выражении. Как давали старикам, инвалидам и немощным, так и продолжайте давать, сколько можете. А к остальным будьте просто терпеливы. Те оборванцы и бродяги, которые за Христом могли ходить 2000 лет назад, о чем мы читаем в Писании, вряд ли были лучше и симпатичнее нынешних бомжей.

* * *

Я не хочу подавать милостыню за дорогого мне ушедшего из жизни человека незнакомым людям. Хочу что-нибудь купить и в церковь принести. Пусть лучше служители церкви помолятся за упокой души. Можно так сделать и будет ли это считаться милостыней?

Ирина

Протоиерей Михаил Самохин

Здравствуйте, Ирина!

Пожертвование в церковь считается милостыней. Как его сделать, вы можете спросить в ближайшем храме.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

* * *

Часто вижу женщин с маленькими детьми на руках, которые ходят, к примеру, по поездам и просят милостыню. Дети у них постоянно спят, и я не раз видела программы и читала статьи о том, что эти люди специально опаивают детей, а иногда ходят даже с мертвыми детьми. Если я буду подавать таким людям, то не получится ли, что я потворствую дальнейшему издевательству над детьми? И вообще, всем ли нищим стоит давать милостыню – например, в случае, когда видишь испитое, опухшее лицо и понимаешь, что этот человек, вероятнее всего, будет пьянствовать на полученные деньги, и я таким образом поощрю его порок?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Я полностью согласен с вами. Сам я тоже таким не подаю. А насчет женщин с младенцами (чаще всего цыганок) вообще лучше даже в полицию заявлять при возможности – тоже приходилось читать и слышать подобное.

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

У меня есть возможность помогать нуждающимся. Но возникает вопрос – как совместить помощь другим и достаток собственной семьи. Например, не будет ли излишеством совершить поездку за рубеж со своими близкими или отдать ребенка в частную школу, если эти средства можно отдать нуждающимся – может, кого-то они спасут от смерти. Как правильно провести тут грань?

Мария

Здравствуйте, Мария!

Каждый решает для себя эти вопросы сам. Абстрактно их решить невозможно, поскольку легко умножить лишние предположения без достаточных оснований. Вот если конкретно вы окажетесь перед реальным выбором, здесь и сейчас, – дать денег кому-то из тяжелобольных, кого вы знаете, на срочную операцию, или помочь кому-то из срочно нуждающихся, кому никто в данный момент помочь не сможет, или истратить их на нужды семьи – тогда и решайте. Не думаю, что вы регулярно оказываетесь в подобном положении!

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

Как поступить в случае, когда молодые трудоспособные люди, стоящие у храма, просят помочь едой, одеждой, при этом очевидно, что сами не работают, пьют, ведут бродяжнический образ жизни. Не навредит ли им такая помощь, не утвердит ли на том же пути?

Елизавета

Здравствуйте, Елизавета!

В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Нет никакого греха помочь им необходимым. Вряд ли они смогут пропить пожертвованное им в виде одежды или продуктов.

* * *

Господь заповедовал подавать всем просящим. Но часто милостыню просят люди, которые не хотят работать, предпочитают бродячий образ жизни и поданные им деньги тратят на спиртное. Получается, что я потакаю их греху. Как быть? Понятно, что идеальный вариант – купить хлеба или другой еды. Но когда идешь по своим делам и встречаешь их внезапно – такой возможности часто нет. Несет ли ответственность дающий милостыню за то, на что она будет потрачена? Если я даю денег, догадываясь, что они пойдут на вино, будет ли на мне грех?

Юлия

Здравствуйте, Юлия!

По этому вопросу есть разные точки зрения. Священное Писание говорит нам: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Учение двенадцати Апостолов (Дидахе): Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял (Дидахе. 1).

Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

С уважением, священник Антоний Скрынников

* * *

Я занимаюсь помощью тяжелобольным детям – молитвенно, финансово, а также информативно (распространяю данные о них в социальных сетях). И хотя этих детей я лично не знаю и у меня нет стопроцентной уверенности, что тут не замешаны мошенники, но проходить равнодушно мимо считаю неправильным. Если информация о ребенке, которую я распространяю, действительно выдумана мошенниками и кто-то пожертвует этим нечестным людям, стану ли я, сама того не зная, соучастницей мошенничества? Не является ли это лжесвидетельством?

Ольга

Священник Филипп Парфенов

Здравствуйте, Ольга!

Бог судит по намерениям. Если у вас были чистые и добрые намерения, то, конечно, лжесвидетельства как такового не было. Но на ошибках следует впредь учиться, если они случались.

Одна из важных добродетелей в этом мире, которую христианство, безусловно, поддерживает, – это рассудительность. И она достигается опытом, подчас долгим, и от ошибок здесь никто не застрахован («опыт – сын ошибок трудных», по выражению нашего классика). Но то, что делаете, хорошо, что делаете. Пытайтесь то же самое делать еще лучше, не вводя в заблуждение жертвователей уже в будущем или сводя возможные риски к минимуму.

С уважением, священник Филипп Парфенов

* * *

Слышала, что Новый Завет, как и Ветхий, предписывает отдавать десятину. Так ли это? И можно ли подавать ее нуждающимся или только в храм (монастырь)?

Мария

Здравствуйте, Мария!

О десятине говорится в Ветхом Завете, но не в Новом. В древней Церкви хранился такой обычай, потом он был утерян. Сейчас выделять десятину не обязательно, но не исключено, что в какой-то форме она может в дальнейшем возродиться. Как вам распоряжаться этими средствами, смотрите сама.

Если храм, в который вы ходите, вполне обеспеченный, где регулярный поток разного народа, покупающего свечи, иконки, жертвующего на записки и требы, то в пользу такого храма можете и не выделять (а вот деревенские храмы, где нет регулярных доходов, в этом плане нуждаются как раз в подобных десятинах). Разумеется, можете делать целевые пожертвования в пользу нуждающихся, которых вы знаете.

С уважением, священник Филипп Парфенов



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»