Признаки социальной группы социология. Социальная группа людей

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Социальная группа — общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями; отличается дифференцированностью внутригрупповых функций, ролей, иерархией межличностных отношений и определенной мерой внутригрупповой сплоченности. Общие интересы социальной группы конкретизируются системой групповых целей, формируется групповой образ жизнедеятельности членов группы, возникает специализация групповой деятельности с соответствующей структурой совместно разделенного труда, которая и определяет численность группы. По численному составу социальная группа подразделяются на , средние и .

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология общества. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы , обладая некоторыми признаками больших, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу .

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда — совокупность различных малых групп. Они — один из основных факторов формирования поведения человека — как социально-адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований (девиантного).

В западной социальной психологии группы делятся на социетальные, социальные и первичные:

  • к социетальным группам относятся глобальные макросоциальные общности с собственным самосознанием;
  • к социальным группам относятся основные страты (слои) данного общества, а также территориальные, профессиональные, производственные, конфессиональные и тому подобные общности;
  • к первичным группам относятся малые группы (микрогруппы, которые отличаются непосредственными контактами ее членов, — семья, трудовые, спортивные и игровые коллективы, группы по интересам и др.).

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Здесь взаимодействие членов стихийно и определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия. Личность входит в различные формальные и неформальные группы — рабочий коллектив, общественную организацию, круг друзей и т. п.

Группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, — референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная группа. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позиции своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительные группы оказывают мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы, уже с рождения ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальной группе реализуются различные способности индивида. Здесь он узнает себе цену, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида. Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности, в которых человек деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает происходить по эталонам эрзацкультуры.

Социальную группу могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально-ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.), и антисоциальной — преступные группы.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определен порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Рис. 1. Внутригрупповые отношения, характерные для социальной группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенную позицию по отношению к другим членам группы (рис. 1). Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения.

Социально-психологическая организация социальной группы.

Возникновение социальной группы (группообразование ) связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ее ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов группового поведения — явления социально-психологические.

К механизмам функционирования группы относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образование функционально-ролевой структуры группы, групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы.

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту — похвала, насмешка) и организованные , формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация (директор завода — начальники цехов, участков — бригадиры — рабочие) и неформальная, которая определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

Каждый член группы занимает в ней определенное положение — имеет определенный групповой статус , определяемый его социальной ролью.

Социальная роль — общественно-санкционированные способы реализации социальной функции (роль учителя, врача, следователя и т. п.).

Различают три типа социальных ролей:

  1. институциональные — закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата парламента, директора предприятия);
  2. конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери и т. п.);
  3. межличностные — роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или неавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг . Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано. В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли в значительной мере определяют стиль поведения личности.

Социальная адаптация личности в малой группе может быть основана на различных ее позициях:

  • полном некритическом признании норм группы под влиянием внушения;
  • подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не соответствующих этим нормам (конформность );
  • терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных уступок (аккомодация );
  • подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций (ассимиляция ).

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности , то есть то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно. Групповые нормы подразделяются на регулятивные , оценочные , санкционирующие и стабилизирующие . Регулятивные нормы — стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются также по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом . Чем более социально развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации (см. «Социальная общность «) ведет к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между ними.

На поведение членов группы влияет ее величина и композиция, то есть своеобразие ее индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными ; с разнородным составом — гетерогенными .

Рис. 2. Типы групп с различной коммуникационной организацией.

По разновидности способов групповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. (рис. 2).

Группы с централизованными каналами коммуникации отличаются тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, то есть при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Тем не менее при ее цепном варианте общение крайних ее членов ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером . Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но лидер не всегда — официальный руководитель. Лидер — человек, проявляющий необходимые качества в определенных ситуациях. В разных ситуациях могут выдвигаться различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть таковым и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров : лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат работы, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения (подробнее см. «Руководитель социальной группы «.)

Основные особенности коллектива

  1. ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью;
  2. товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон жизнедеятельности коллектива;
  3. каждый член коллектива видит перспективы его движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии;
  4. положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и Превращается в традиции;
  5. личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальные группы в своем развитии проходит несколько стадий :

  • на первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность;
  • на второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями; требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив;
  • на высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования, осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Личность неизменно включена в систему социально-психологических связей (рис. 3).

Рис. 3. Личность в системе социально-психологических связей.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений . При этом возникает феномен межгруппового восприятия , межгрупповых взаимооценок . Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппового фаворитизма , а если достоинства чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации .

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании — социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание . Однако групповое сознание социально неразвитых групп отличается несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия . Групповое сознание может складываться как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического жизненного опыта, обычаев и традиций.

Человек осмысливает мир для того, чтобы находиться в согласии с ним. У каждого из нас есть собственный «здравый смысл», своя система отсчета целесообразности поведенческих актов. Люди со слабыми позициями легко попадают под чары сомнительных доктрин, гипнотизируются утопическими мифами. Им непременно нужен указатель азимута их пути. Животные, благодаря инстинктам, не знают этих проблем. Человек же способен идти в разных направлениях, поэтому многие люди превыше всего ценят «правильные» маяки, «верные» учения.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

Категория социальной группы -- одно из наиболее важных для социологии, и поэтому его можно сопоставить с такими социологическими категориями, как социальная структура и социальный институт. В то же время широкое распространение, которое получило это понятие, делает его весьма размытым. Оно используется в различных смыслах, которые далеко не всегда могут быть сведены к единому знаменателю. Тем не менее можно попытаться дать этому феномену следующее определение: социальная группа -- это объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью.

Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:

В социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;

Социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными;

Наконец, социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.

По Н. Смелзеру, группы выполняют различные функции:

Они участвуют в социализации, то есть способствуют тому, что человек усваивает навыки социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности;

Они способствуют организации совместной деятельности людей, то есть выполняют инструментальную функцию;

Они также могут выполнять поддерживающую функцию -- в том случае, если люди объединяются в трудной ситуации или для решения проблемы, которую в одиночку они разрешить не могут;

Наконец, группы выполняют эмоциональную функцию, давая своим членам возможность удовлетворить эмоциональные потребности (в уважении, понимании, доверии, общении и т. д.).

Социальная группа -- одна из основных составляющих социальной структуры. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений, определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит: согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

Особенно важную роль при таком рассмотрении играют большие социальные группы: национальные, религиозные, профессиональные, половые и возрастные группы, классы, расы, политические партии и общественные организации, между которыми складываются определенные социальные отношения, имеющие как негативный, так и позитивный характер.

С позиций больших социальных групп структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг друга представлений. Другими словами, могут самостоятельно и независимо друг от друга изучаться классовая, национальная, религиозная, профессиональная, половая, возрастная, стратификационная и другие структуры общества.

Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, который может включать духовные, экономические или политические потребности. Группы создаются для того чтобы содействовать достижению определенных целей, желательных для всех их членов.

Группа очень важна для человека. Прежде всего именно группа обеспечивает связь индивида с обществом. Он усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми -- членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, это происходит обычно по той причине, что он перенял ценности своей группы.

Кроме того, группа оказывает влияние и на личностные качества человека, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования: интересы, характер, речь, мышление. Ребенок формирует эти качества общаясь с родителями, друзьями, родственниками.

В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии, по уровню дохода, по их отношению к спорту, к искусству и т. д.

Принадлежность человека к группе предполагает, что он обладает некоторыми характеристиками, которые для данной группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы -- тех ее членов, у которых данные характеристики выражены в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Признаки

    наличие внутренней организации;

    общая (групповая) цель деятельности;

    групповые формы социального контроля;

    образцы (модели) групповой деятельности;

    интенсивные групповые взаимодействия;

    чувство групповой принадлежности или членства;

    ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

    ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Группообразующие процессы. –

16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности . Как правило, в общности объединяются люди , имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы .

Классификация социальных общностей

Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

    сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

    общность потребностей людей , субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

    наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

    формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

    укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

    социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

К массовым социальным общностям относятся:

    этнические общности(расы, нации, народности, племена);

    социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

    социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Группа в широком смысле слова – это совокупность индивидов, связанных определенными отношениями. Группа в узком смысле слова – это совокупность людей, которые: а) взаимодействуют друг с другом на регулярной основе; б) проявляют сплоченность, б) ожидают друг от друга форм поведения, не требуемых от других. Р. Мертон определял социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. От массовых общностей группы отличают более устойчивое взаимодействие и более высокая степень интеграции.

Помимо социализации, группы выполняют множество других функций, важнейшими из которых являются инструментальная (осуществление замыслов, с которыми не способен справиться один человек) и экспрессивная (удовлетворение потребности членов групп в одобрении, уважении, доверии).

По характеру объединения можно выделить следующие разновидности групп:

Первичные, состоящие из небольшого числа людей, отношения между которыми складываются на основании их индивидуальных особенностей (семья, группа друзей). Первичность групп означает, что они создают основу для формирования социальной природы и системы ценностей индивида.

Вторичные – группы, взаимодействие в которых основано на способности их состава выполнять определенные функции для достижения общей цели.

Межличностные отношения людей в первичной группе характеризуются эмоциональной наполненностью, связаны с чувством вовлеченности и взаимной отдачей. Для вторичных групп более свойственны частичные, поверхностные, эфемерные взаимоотношения. Индивидуальные особенности их представителей для таких групп не столь важны, как для первичных групп.

Несмотря на господство в современных обществах вторичных групп, первичные группы остаются неотъемлемым звеном взаимодействия личности и общества.

По численности принято выделять малые и большие группы. К малым группам относятся группы, члены которых постоянно общаются между собой (семья, учебная группа, дворовая компания). Понятие малой группы близко по значению к понятию первичной группы. Малая группа – это совокупность людей, объединенных реальными отношениями, которые осуществляются на основе непосредственного общения. Как правило, людей объединяет в малую группу общая для всех цель деятельности или потребность в общении. Численность малой группы находится в пределах от 2-3 до 30-40 человек. Внутренняя организация таких групп может возникать как стихийно, так и целенаправленно, как на основе внутригрупповых процессов, так и за счет внешних причин (что свойственно формальным группам). Можно выделить следующие разновидности малых групп:

- диффузная группа, межличностные отношения в которой определены исключительно личными симпатиями;

- ассоциация, отношения в которой задаются личностно значимыми общими целями;

- корпорация, представители которой объединены общими внесоциальными (чаще всего экономическими) целями;

- коллектив, представляющий собой группу, в которой межличностные отношения опосредованы личностно и общественно значимыми целями.

Большая группа – это совокупность людей, объединенных общим признаком, определяющим ее существование как относительно самостоятельного устойчивого образования, все члены которого не могут вступить в непосредственное общение в силу их многочисленности. Большая группа может быть социальным субъектом, что предопределяется способностью малых групп и отдельных индивидов вступать в общественные отношения в качестве ее представителей. Психологическая сторона существования больших социальных групп определяется такими явлениями, как групповое сознание и самосознание, общественное мнение, делегирование и представительство.

С точки зрения осознания существования групп их представителями можно выделить реальные и условные группы, а также квазигруппы. Условные группы объединяют индивидов, не имеющих контактов друг с другом. Квазигруппы отличаются: а) случайностью, искусственностью или стихийностью образования, б) неустойчивостью и ограниченностью взаимодейтвий по времени и содержанию (толпа, зрители в кинотеатре, пассажиры электрички).

По юридическому статусу можно выделить:

- формальные группы, состав и деятельность которых регламентируются официальными документами (уставами, программами, служебными инструкциями), например, коллектив кафедры, политическая партия, профсоюзное объединение;


- неформальные группы, которые, как правило, возникают стихийно в силу потребности людей в общении.


Формальные группы могут существовать длительное время, сохраняя принципы своей организации или даже структуру, ролевые предписания, но меняя личный состав (например, театральные коллективы, существующие несколько десятилетий). В официальных группах, наряду с формальными отношениями, могут складываться и неформальные отношения, а в неформальных – формальные. В одних случаях отношения участников неформальных групп усиливаются и подкрепляются, а в других, наоборот, находятся в противоречии с формальными статусами и становятся источником конфликтов. Любая группа может быть рассмотрена в двух аспектах: формальном и неформальном. Формальная структура группы отражает разделение ролей (функций), а неформальная – межличностные отношения в группе.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»