Постановление правительства металлолом прием хранение перевозка. Оборот лома черных и цветных металлов: вопросы налогообложения. IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Вице-премьер Дмитрий Козак поддержал идею создания биржи вопреки просьбам «Транслома», где предложенные правительством меры названы вредными для всех участников рынка и в целом для экономики страны

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Вице-премьер Дмитрий Козак принял решение перенести начало биржевых торгов ломом на 1 апреля 2020 года. Об этом РБК сообщил представитель вице-премьера Илья Джус.

«Козак провел совещание по обороту лома черных и цветных металлов. Принято решение о продлении действия переходного периода до введения биржевых торгов ломом до 1 апреля 2020 года, при этом действие квотирования как временной меры после 1 января 2020 года продлеваться не будет», — заявил он.

Джус добавил, что введение биржевой торговли на рынке лома черных и цветных металлов с 1 апреля будущего года будет способствовать большей прозрачности на рынке металлолома и устранению рисков трансфертного ценообразования.

Коллективное обращение ломозаготовителей на имя Козака было опубликовано накануне, 7 октября. Поводом послания от семи крупнейших компаний рынка стал проект постановления правительства, который обязывает бизнес экспортировать лом, приобретенный только на бирже, а также отчитываться о внебиржевых сделках. «Считаем данные меры пагубными для всех участников рынка, а также для экономики страны в целом», — говорилось в обращении.

Как уточнили представители компаний «Псковвтормет», «Уни-Блок», «Металлторг-Восток», «Метлайн Трейд», «Транслом», «Металлика» и «РМК», в разработанном Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проекте изменений в действующие нормативные акты правительства говорится, что экспорт лома и отходов черных и цветных металлов юрлицами и индивидуальными предпринимателями за пределы России в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), допускается исключительно в случаях, когда этот лом приобретался на основании совершенных на биржевых торгах сделок. Там также прописано, что игроки при осуществлении сделок с ломом на внутреннем рынке будут обязаны предоставлять такую информацию бирже для формирования ценовых индикаторов на лом за счет анализа внебиржевых сделок.

Представители отрасли считают, что предлагаемая концепция ценовых индикаторов не может быть объективной и достоверной, так как, несмотря на существующие ГОСТы, предприятия по-разному обозначают один и тот же вид лома. «Лом, имея большую номенклатуру внутри одной марки, имеет большой разброс по ценам; в связи с экономическими, географическими и климатическими особенностями страны цена на один и тот же вид лома металлов может различаться до 50%. Таким образом, определить единый индикатор цен не представляется возможным», — утверждают ломозаготовители.

По словам Андрея Лугового, депутата Госдумы и инициатора законопроектов, направленных на обеление отрасли, против биржи выступал прежде всего «Транслом» при поддержке Минпромторга. Большинство независимых ломосборщиков приветствуют решение Козака о прекращении квотирования экспорта лома и старте биржевых торгов.

Летом стало известно, что Минпромторг подготовил предложения о квотировании экспорта лома, а также об организации торгов им через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). Эти предложения 10 июня на совещании у Козака. В рамках встречи было решено, что профильные ведомства обязаны до 25 июня внести в правительство проект постановления о введении квотирования экспорта лома в страны, не входящие в ЕАЭС. Кроме того, вице-премьер поручил ФАС, Минпромторгу, Министерству экономического развития и Министерству финансов до 1 сентября внести в правительство проект, согласно которому с 1 января будущего года продажа лома за рубеж должна будет проходить посредством биржевых торгов.

С 1 сентября и до 31 декабря 2019 года правительство установило квоту на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы России в страны, не являющиеся членами ЕАЭС, в объеме около 1,009 млн т. Квота распределяется с учетом поправочных коэффициентов для каждого региона — от 0,5 до 1,5. Для Дальневосточного (ДФО) и Южного федерального округа (ЮФО), где наблюдается дефицит лома, были установлены самые низкие коэффициенты — 0,6 и 0,5 соответственно.

К настоящему времени на федеральном уровне создана достаточно развитая нормативная правовая база, регламентирующая оборот лома цветных и черных металлов и деятельность упомянутых четырех категорий участников рынка. Она включает в себя: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «О лицензировании отдельный видов деятельности», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные правовые акты, принятые Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 г. Он заложил правовые основы рационального обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определил соответствующие полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления.

«Под ломом и отходами цветных и (или) черных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправный брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Металлический шлак, т.е. застывший остаток на поверхности металла не относится к категории лома металлов и поэтому деятельность по его переработке и реализации специального разрешения не требует». Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения: ГОСТ 18978-73: - М.: Изд-во стандартов, 1997. С. 245.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, т.е. закреплено понимание экологической проблематики деятельности с отходами и подчеркнут приоритет профессиональной утилизации отходов, в том числе и металлических.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность.

Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) определяет случаи приобретения прав на лом и отходы, от которых собственник отказался. В частности, статьей 226 ГК РФ определяется понятие брошенных вещей. К ним относятся, во-первых, вещи, которые были брошены, и притом именно своим собственником. Во-вторых, вещи, оставленные собственником, не должны являться объектом активной деятельности. В-третьих, и выбрасывание вещи, и ее оставление должны преследовать определенную цель, а именно цель отказа от права собственности. Только такие вещи могут быть обращены в свою собственность другими лицами.

Эта статья делит все брошенные вещи на две категории. Одну из них составляют малоценные вещи, в которую и включены лом металлов, отходы производства и другие отходы. Право собственности на брошенные вещи, принадлежащие к этой категории, приобретаются при начале их использования или совершении иных действий, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Но это право может быть приобретено только лицом, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов и заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, а также деятельности по обращению с опасными отходами. Поэтому профессиональным переработчикам отходов и лома цветных и черных металлов для получения права на занятие по переработке металлических отходов необходимо получение трех лицензий:

На право заниматься деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов;

На право заниматься деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов;

На право заниматься деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет ответственность физических и юридических лиц за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов.

Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности за перечисленные в предлагаемом проекте правонарушения в сфере оборота лома:

Статьями 14.1 и 19.20 - за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

Статьями 19.4, 19.5, 19.7 и 19.8 - за непредставление сведений в государственный орган и невыполнение распоряжения должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор;

Статьей 19.19 - за нарушения требований государственных стандартов.

Также КоАП РФ установлен размер штрафа (статья 3.5), сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа (статья 32.2).

В соответствии с нормами статьи 14.26 КоАП РФ нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Порядок обращения и отчуждения лома и отходов черных металлов определяется «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 369 . Согласно этим правилам, на каждую партию составляется приемосдаточный акт, который является документом строгой отчетности. В процессе переработки правила обязывают производить отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов с оформлением соответствующего акта. При транспортировке лома и отходов черных металлов груз должен сопровождаться документами, устанавливающими право собственности и удостоверением о взрывобезопасности. В соответствии с правилами никто не вправе заготавливать бесхозный лом, так как в этом случае будут отсутствовать указанные документы.

Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» введены в действие Правила, регламентирующие организацию, порядок приема и учета лома и отходов цветных металлов, а также перечень документов и их формы.

Постановление Правительства № 552 от 23.07.2002 г. «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» устанавливает требования к предприятиям, занимающимся вторичными цветными металлами.

Постановление Правительства № 553 от 23.07.2002 года «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» устанавливает требования к предприятиям, занимающимся вторичными черными металлами. Положение не распространяется на оптовую торговлю ломом черных металлов (транзитные поставки).

Основными лицензионными требованиями и условиями при заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов являются:

Наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства, в том числе:

Крытых складских помещений, оборудованных грузоподъемными механизмами и приспособлениями, для раздельного хранения различных видов цветных металлов;

Весового и другого метрологического оборудования, внесенного в государственный реестр;

Дозиметрического оборудования, разрешенного к промышленному использованию, внесенного в государственный реестр;

Наличие не менее чем на одном объекте лицензиата в пределах территории субъекта РФ аттестованной лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов и производимой из него продукции;

Наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием.

На уровне субъектов РФ приняты многочисленные акты, регламентирующие порядок обращения лома и отходов цветных и черных металлов. «Так, в Москве действует более ста законов, постановлений Правительства, распоряжений Премьера Правительства Москвы, содержащих положения в области обращения с отходами и восемь нормативно-методических документов г. Москвы. В Московской области издано около 25 нормативных документов в рассматриваемой сфере деятельности, из них более двадцати законов и постановлений Правительства». Васильев М.Е. Новый Закон о лицензировании деятельности // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2011, № 7. С. 33.

В июле 2005 г. был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О государственном регулировании обращения лома и отходов цветных и черных металлов», который устанавливает правовые основы государственного регулирования в этой области в целях защиты прав и интересов физических и юридических лиц, а также в целях обеспечения обороны и безопасности страны.

По мнению разработчиков федерального закона, он должен был бы способствовать уменьшению криминализации в сфере оборота лома цветных и черных металлов. С этой целью в нем предусматривается установление перечней видов лома и отходов цветных и черных металлов, запрещенных для приема от физических лиц; устанавливается проведение расчетов в безналичном порядке между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющие обращение с ломом цветных и черных металлов.

Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие металлургический переплав лома, иметь лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности. Кроме того устанавливаются требования о наличии у лицензиата исключительно в собственности технологического оборудования с определенными техническими характеристиками и допустимыми производственными мощностями

Однако закон был отклонен Президентом РФ. В письме, направленном Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы в связи с отклонением закона, Президент Российской Федерации отмечает, что, не отрицая необходимости усиления государственного регулирования отношений в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение соответствующих требований по обращению с ними, федеральный закон не вносит ничего нового в регулирование отношений в сфере обращения металлолома, не может служить усилению государственного регулирования в указанной сфере, в том числе пресечению правонарушений, им не устанавливается ответственность за нарушение предусмотренных требований законодательства РФ, и в силу этого он носит декларативный характер.

Лицензионные требования при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов:


а) контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;
б) прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
3. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:
а) лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;
б) лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;
4. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;
5. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
а) пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);
б) оборудования для сортировки или измельчения стружки.

Лицензионные требования при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов:
1. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
2. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) минимального штата имеющих соответствующую квалификацию работников, с которыми заключены трудовые договоры:
а) контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов;
б) прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
3. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:
а) лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;
б) лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность;
4. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
5. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
а) оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
б) пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.

Соискатель лицензии (лицензиат) должен обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома черных и цветных металлов в доступном для обозрения месте следующей информации:
1. Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;
2. Для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов цветных металлов;
3. Распорядок работы;
4. Условия приема и цены на лом и отходы черных и(или) цветных металлов;
5. Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов (на объектах лицензирования, осуществляющих заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов).

На объектах лицензирования должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:
1. Лицензия, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;
2. Нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и(или) цветных металлов;
3. Документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;
4. Инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и(или) цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;
5. Инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и(или) цветных металлов;
6. Инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов;
7. Приемосдаточные акты по установленной форме (имеющие сквозную нумерацию);
8. Книга учета приемосдаточных актов, оформленная в соответствии с установленными требованиями.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении лицензии по установленной форме;
2. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях);
3. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
4. Копии документов, подтверждающих квалификацию работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов;
5. Копии документов о назначении ответственных лиц за проведение радиационного контроля лома и отходов и контроля лома и отходов на взрывобезопасность, утвержденных руководителем организации - соискателем лицензии в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов;
6. Опись прилагаемых документов.

Для переоформления лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о переоформлении лицензии по установленной форме;
2. Оригинал действующей лицензии;
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии;
4. Опись прилагаемых документов.

Для получения дубликата лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении дубликата лицензии по установленной форме;
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии;
3. Испорченный бланк лицензии (в случае порчи лицензии).

Для получения копии лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении копии лицензии по установленной форме.

Для прекращения действия лицензии лицензиат направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Для получения выписки из реестра лицензий заявитель направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. Заявление о предоставлении информации о конкретной лицензии.

При подаче заявления представляется:
1. Документ, удостоверяющий личность заявителя;
2. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

Реквизиты для оплаты Государственной пошлины:
Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
л/с 03382203120, р/с 40201810405070000002
в Отделении Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский
БИК 043002001
ИНН 4101175050, КПП 410101001
ОКПО 00499933, ОКАТО 30401000000
КБК 854 1 08 07082 01 1000 110
ОКТМО 30701000
УИН (для получения, необходимо обратиться в Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского рая по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пл. Ленина, д. 1, кабинет 511 или по телефону: (415-2) 42-58-76)

Размер лицензионного сбора:
1. За предоставление лицензии - 7500 рублей;
2. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности - 3500 рублей;
3. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 750 рублей;
4. За предоставление (выдачу) дубликата лицензии - 750 рублей.

Административные регламенты

В законопроекте предлагается статью 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5. Уплата денежных средств физическому лицу, осуществляющему
отчуждение лома и отходов черных и (или) цветных металлов, в размере
свыше десяти тысяч рублей в безналичном порядке при условии, что общая
сумма расчетов наличными денежными средствами с одним физическим
лицом составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного
календарного месяца”

В пояснительной записке к законопроекту сказано (цитата):

Проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» направлен на совершенствование регулирования оборота отходов производства и потребления в части осуществления расчетов за сдаваемые металлургическим предприятиям и заготовительным организациям лома и отходов черных и цветных металлов.

Проект предусматривает установление безналичной формы расчетов при осуществлении деятельности по приему у физических лиц лома и отходов цветных и (или) черных металлов в целях их дальнейших заготовки, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения, и реализации.

Предлагаемые законодательные изменения направлены на реализацию подпункта «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» № Пр-140ГС от 24 января 2017 года, которым предписано внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие, в частности, участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов – это отдельная значимая отрасль экономики России, отвечающая за сырьевую безопасность металлургии и экологизацию. Действующая государственная политика направлена на всестороннее развитие отрасли. Вместе с тем в настоящее время в данной отрасли сохраняется ряд проблем, препятствующих ее эффективному развитию. Одной из таких проблем является осуществление расчетов в наличной форме в случае приобретения лома. По статистике объем наличного оборота составляет 95 %. И лишь 5 % расчетов осуществляется в безналичном порядке.

Участники отрасли сбора и переработки лома снимают значительные объемы наличных денежных средств с банковских счетов в целях осуществления расчетов с продавцами лома. Данный порядок расчетов является привычным для участников рынка с учетом отсутствия альтернативных вариантов в истории развития отрасли. При этом неконтролируемый вывод наличных денежных средств стимулирует развитие теневых схем и вызывает повышенное внимание и недоверие со стороны контролирующих органов, что негативно отражается на добросовестных участниках рынка. Привычный подход не позволяет подтвердить целевое распределение снятых юридическими лицами наличных денежных средств, обоснованность объемов выплат, как с точки зрения рыночной стоимости лома, так и с точки зрения идентификации конечных получателей денежных средств – продавцов лома.

С момента снятия со счёта юридического лица дальнейшее движение денежных средств невозможно проследить на уровне банковской системы. В связи с чем отрасль отнесена банковским сектором к одним из рисковых направлений, что ведет к удорожанию банковского обслуживания или закрытию расчетных счетов компаний. Применение безналичной формы оплаты полностью минимизирует описанные риски. Информация о расчетах в отрасли становится прозрачной как для кредитных организаций, обслуживающих переработчиков, так и для Банка России, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые получают возможность доступа к расчетным и идентификационным данным получателей денежных средств.

При этом существующие на рынке банковские сервисы позволяют физическим лицам комфортно использовать средства, поступающие на банковские счета за сдачу лома для последующего осуществления безналичных расчетов либо для снятия наличных денежных средств. Проект также соответствует стратегии государства, направленной на увеличение доли безналичных расчетов (пункт 2в перечня поручений Президента Российской Федерации по экономическим вопросам № Пр-707 от 12 марта 2012 года).

При этом проект сохраняет возможность расчетов в наличной форме, если такие расчеты ограничены 10 тысячами рублей на одно физическое лицо при условии, что общая сумма расчетов наличными денежными средствами с составляет не более пятидесяти тысяч рублей в течение одного календарного месяца. Такое ограничение покрывает потребность физических лиц – продавцов лома в расчетах наличными денежными средствами в регионах со слаборазвитой банковской инфраструктурой, и при этом не позволяет осуществлять продажу лома в промышленных масштабах, оставаясь в неконтролируемой и непрозрачной зоне оборота, а также исключает дробление операций на микроплатежи с сохранением неограниченного объема закупок от одного физического лица за наличный расчет.

Таким образом, предлагаемые изменения повышают прозрачность данной отрасли экономики для государства, препятствуют криминализации экономических отношений в части легализации и незаконного оборота наличных денежных средств, а также коррупции при осуществлении контроля за деятельностью субъектов, и вместе с тем укрепляют экономическое положение добросовестных участников рынка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»