Типы и основные признаки торгово-экономических союзов. Политические и экономические организации в европе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом участников. Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций.
ВТО/ГАТТ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО - это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рас сматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовые основ международных торговых отношений.
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько лет назад) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО). Основная цель - содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.
ЮНКТАД
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД - Женева (Швейцария).
Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Ее основные задачи: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
МТО
Международная таможенная организация (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти нес бывшие республики СССР.
Главная задача организации - разработка и распространение единых таможенных «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальный функций таможни. В лих целях большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.
МТП
Международная торговая палата (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 г. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей 110 развивающихся и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах. Местопребывание - Париж (Франция).
В своей деятельности МПТ преследует следующие основные цели:
содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов;
принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
защита системы частного предпринимательства.

  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово -экономических организаций с широким, средним и узким составом участников.


  • Международные торгово -экономические союзы торгово -экономических организаций.


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций. Глобальные проблемы мирового хозяйства.


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов. В настоящее время выделяют пять таких последовательных ступеней: зона свободной торговли ; таможенный союз ; единый рынок; экономический союз ; экономический и валютный союз .


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».


  • Международные торгово -экономические союзы . В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 меж¬дународных торгово -экономических организаций... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Андский совет (Andean Community)

Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Арктический совет

Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС, AU)

Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

ЕвроАзЭС

Европейский союз (ЕС, EU)

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация американских государств

(ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Исламская Конференция (ОИК)

Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (САМ)

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Тихоокеанский союз (Pacific Island)

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

    Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

    Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

    Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

    Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

    Отличается слабой реактивной способностью.

    Является системой переходного (от советской модели) типа.

в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

Отправить другу


XX






Формирование экономических союзов становится важным фактором международных отношений во второй половине XX века. Успех Европейских Сообществ стимулирует создание объединений государств, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в других частях мира. Как правило, целями подобных группировок являются: интенсификация взаимных торговых и финансовых потоков, создание зоны мира в регионе, совместное решение специфических региональных проблем, коллективная защита от более сильных соседей и представительство интересов группировки в международных организациях.

Конечной целью экономических союзов является слияние экономических структур стран-участииц в единый хозяйственный комплекс с региональным разделением труда, при относительно высоком уровне развития производительных сил и достаточной степени интенсивности взаимных связей.

В развитых странах экономическая интеграция начиналась с либерализации взаимной торговли и лишь затем затрагивала сферу производства. Напротив, в развивающихся странах интеграционные процессы сначала распространялись на сферу производства и потом — на сферу взаимной торговли. Объяснением могут служить следующие причины: (1) созданию оптимальной структуры экономики интегрирующихся стран препятствуют не столько искусственные ограничения в виде таможенно- тарифных и нетарифных ограничений, сколько естественные барьеры — низкий уровень развития экономики стран-участниц, слабая степень экономической взаимодополняемости, устранить которые можно лишь путем активизации производственного сотрудничества; (2) производственное сотрудничество требует большой координации и усилий ряда стран, что легче сделать в рамках группировки, т.е. на совместной, а не на индивидуальной основе.

В 60—80-е гг. экономические трудности развивающихся стран заставляли их руководствоваться не долгосрочными, а краткосрочными интересами и рассматривать интеграцию как инструмент повышения уровней экономического развития и содействия индустриализации. Поэтому приоритет в рамках созданных экономических союзов был отдан производственному сотрудничеству, а не либерализации взаимной торговли (для проведения которой не было объективных условий, а также препятствовали и субъективные причины). Специфика сложившихся экономических и политических предпосылок интеграционных процессов в развивающихся странах привела к формированию разных типов объединений. В сфере взаимной торговли создавались зоны свободной торговли. С учетом узости по объему охвата товаров и невысокого уровня взаимной торговой либерализации появился специальный термин, впервые введенный известным экономистом Р. Лангхаммером. Это зона преференциальной торговли (preferential trade area — РТА).

Более того, в рассматриваемый период в развивающихся странах в основном были сформированы зоны преференциальной торговли. Интеграционные меры в данной сфере дали наибольшие результаты, так как усилия стран-участниц были сосредоточены на торговой либерализации, кроме того, договориться о сближении рынков гораздо легче.

В 70-е годы в ВТО ежегодно подавалось от двух до пяти заявок о создании торговых блоков. В конце 90-хгодов это число возросло до 15. Однако в большинстве случаев создаваемые объединения ставили перед собой практические узкие задачи, и не имели широкой, долгосрочной программы действий. Многие из них насчитывали по две-три страны, а некоторые буквально с самого начала существовали на бумаге. Большое количество региональных объединений было создано в Африке и в Латинской Америке. Однако из-за низкого уровня хозяйственного развития, недостаточного опыта ведения международных дел и политических разногласий они очень мало способствовали социально-экономическому прогрессу государств-членов.

В группировках была проведена частичная либерализация взаимной торговли, с сохранением большого количества исключений для чувствительных товаров, т.е. действовали зоны преференциальной торговли. Торговая либерализация способствовала интенсификации взаимной торговли и повышению ее доли в совокупном товарообороте. При этом динамика роста наблюдалась в первые пять — семь лет после создания экономических объединений, когда отмена или снижение пошлин стимулировали рост торговли. Но в дальнейшем влияние фактора либерализации исчерпывалось, так как на последующих этапах необходимо наличие объективных экономических предпосылок для реализации интеграционных мер. К ним относят — степень взаимодополняемости экспортных структур стран- участниц, уровень экономического развития стран и др.

В настоящее время наиболее значимыми региональными группировками являются: Европейский Союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, Ассоциация стран Юго-восточной Азии, Содружество Независимых государств, Общий рынок стран Южного Конуса и Экономическое сообщество государств Западной Африки. На данные группировки приходится около 60% мирового ВВП и порядка 40% населения земного шара. Число полноправных членов в рассматриваемых объединениях варьируется от 3 до 27. Каждое из них включает страны с общим населением от 230 до 570 млн. человек. Сильные различия между группировками наблюдаются по уровню благосостояния и по степени поляризации доходов.

Доля взаимной торговли в общей внешней торговле государств-членов, которая свидетельствует о степени интегрированности общего внутреннего рынка, также различна. В ЕС она достигает 60%. Это означает, что в среднем каждая из стран-участниц направляет в страны-партнеры и получает оттуда 60% экспорта и импорта, и только 40% стоимости их внешней торговли связано с третьими странами. Подобной ситуации нет больше ни в одной региональной группировке мира. В НАФТА несмотря на определенную географическим фактором высокую ориентацию экономик Канады и Мексики на США, аналогичный показатель составляет 45%. В АСЕАН, СНГ и МЕРКОСУР росту взаимной торговли препятствует недостаточное развитие промышленного потенциала и похожая структура экспорта государств-участников. Там указанная доля равняется примерно 20%. Самый низкий показатель характерен для регионального объединения африканских стран - ЭКОВАС.

Период 1990—2010-х гг. характеризуется активизацией интеграционных проектов в развивающихся странах. Хотя многие из них находятся на доинтеграционном уровне. Примеры наиболее успешных интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке и Африке рассмотрены в следующих разделах.

Любой тип организации, в которой страны согласились координировать свою торговую и денежно-кредитную политику с другими странами, называется экономической интеграцией. Очевидно, что существует много различных степеней интеграции.

  • Льготное торговое соглашение (ПТА). Соглашение ПТА является, пожалуй, самой базовой формой экономической интеграции. ПТА, как правило, предлагает сокращение тарифов для партнеров в некоторых товарных категориях.
  • Зона (ЗСТ). Создается в том случае, когда группа стран устраняет тарифы между собой, но сохраняет внешний тариф на импорт из других государств. Примером создания ЗСТ является соглашение НАФТА, которое подразумевает нулевые тарифы в автомобильном импорте между США и Мексикой. Однако для стран-членов, которые не входят в состав НАФТА, существуют другие установленные тарифы в сфере автомобильного импорта в Мексике.
  • Таможенный союз. Заключается в том случае, когда группа стран устраняет тарифы между своими государствами, но устанавливают общий тариф на импорт из остальной части мира.
  • Единый Экономический Союз. Единый рынок предусматривает торговлю по оптимальным тарифам, устанавливает общие внешние тарифы среди членов, а также создает преимущества для свободного перемещения денежных сумм между странами. Евросоюз был создан в качестве единого по Римскому договору 1975 г.
  • Экономический союз. Экономические союзы стран, как правило, поддерживают товарами, устанавливают общие внешние тарифы между членами, определяют условия для свободного денежного передвижения капитала. Единая политика Европейского Союза в сельском хозяйстве (CAP) является примером типа финансовой координации индикативного экономического содружества.
  • Валютный союз. Залогом создания общей валюты среди группы стран является Валютный союз, который включает в себя формирование главного финансового органа, определяющего денежно-кредитную политику для всей группы.

Начало пути ЕврАзЭС

Евразийский Экономический Союз - международная организация, основанная на региональной экономической интеграции и международной организации. Это означает, что решения его органов (Евразийского экономического совета, Экономической комиссии и Хозяйственного суда) становятся нормами международного права.

Территория Евразийского союза (ЕврАзЭС) охватывает более чем 20 млн км 2 (15% земной суши), в пределах содружества проживает население в размере 183 млн человек.

Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает координацию деятельности сельского хозяйства, промышленности, энергетики; общие санитарные и технические нормы. Путем создания содружеств экономических организаций планируется создать общий рынок фармацевтических препаратов к 2016 году, к 2019 году ожидается завершение становления общего энергетического рынка, а к 2025 - рынка нефти, газа, нефтепродуктов.

История помнит примеры переформирования международных экономических организаций в политические или даже военные союзы, хорошим примером тому является экономическое содружество западноафриканских государств. Не так много времени минуло с момента создания, как его фокус сместился с коммерческих проектов на военные операции в границах стран-содружеств.

Дружба народов прежде всего!

22 декабря 2014 г. ознаменовалось обменом о добрососедских и союзнических отношениях между Россией и Казахстаном. Договор о евразийском экономическом союзе не отменяет предыдущего договора об экономическом и политическом сотрудничестве, подписанного между странами в 1992 г., напротив, он дополняет и расширяет рамки взаимодействия и допускает реализацию обоих планов параллельно друг другу.

Организация открыта для любого государства, которое готово разделять цели и предписанные в договоре условия между государствами. В конце 2014 г. к Союзу также примкнули Армения и Кыргызстан.

Стоит отметить, что президентом Путиным нанесен деловой визит в Узбекистан, где были обговорены условия вступления страны в Евразийский Союз. Спикер Федерального собрания России сообщил, что проводятся консультации по возможному вступлению Таджикистана в Евразийский Экономический Союз.

Причина возникновения ТС ЕврАзЭС

Таможенный союз ЕврАзЭС (ТС) вступил в полную силу с января 2010 г. в качестве Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, немного позже к нему примкнули Армения и Кыргызстан.

Таможенный Экономический Союз был сформирован в качестве начала экономического союза республик, ранее входящих в состав СССР. Таким образом, государства-члены продолжают путь экономической интеграции за счет снятия таможенных границ между собой. В конце 2014 года на базе ТС создан Евразийский экономический союз, который представляет собой общее валютное пространство для поощрения дальнейшей экономической интеграции.

Государства-члены ТС ЕврАзЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Документы, подписанные в 1995, 1999 и 2007 гг., служат для того, чтобы урегулировать и оградить нормативными правами Таможенный Союз. Единое экономическое пространство призван контролировать документ 2007 года, первый регулирует создание ТС, второй - его образование.

Регламент ТС

Технический регламент, утверждение которого является основой для вступления в ТС:

Национальные сертификаты продукции.

Сертификаты Таможенного Союза, выданные в соответствии с документом, в котором указан перечень продукции, подлежащий обязательному Данный сертификат действует во всех странах ТС.

Темпы роста внешнего оборота и взаимной торговли ТС. Единый таможенный кодекс регламентируется Евразийской экономической комиссией и Департаментом статистики.

Экономические союзы зачастую стремятся импортировать и экспортировать только те товары, которые выгодны в определенной экономической зоне. Примером тому является ТС. Только товары, которые квалифицируются как «товары ТС», могут свободно импортироваться/экспортироваться в пределах установленной территории. В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса, товары приобретают такой статус в следующих случаях:

Продукция, выпущенная в границах ТС.

Продукция, товары, выпущенные для внутреннего потребления с уплатой прописанных в договоре таможенных пошлин.

Продукция, отвечающая обоим условиям: выпущенная в границах ТС с целью внутреннего потребления.

Продукция, которая не отвечает критериям товаров ТС, в отношении которой не было предъявлено никаких соответствующих документов с целью определения назначения товара ТС, должна пройти процедуру единой таможенной пошлины в границах ТС.

Другие экономические союзы России

АТЭС. Экономическое сотрудничество (АТЭС) создано в 1989 году для объединения стран Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС представляет собой форум для 21 государства. Целью содружества уже в течение долгого времени остается установление рынков сбыта продукции, сырья и материалов за пределами Европы. Эксперты полагают, что АЭТС было создано в ответ на растущую экономику индустриально развитой Японии, которая в силах доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако стратегически содружество важно в первую очередь для государств, в него входящих, поскольку помогает скоординировать экономическую деятельность между взаимозависимыми странами.

СНГ. Взаимодействие между некоторыми на основе суверенного равенства базируется на соглашении На данный момент СНГ включает следующие страны: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину. Соглашение было подписано в 1991 году.

БРИКС. БРИКС объединяет 5 крупных развивающихся экономик следующих стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. До включения в состав Южной Африки организация именовалась «БРИК». Все страны, входящие в состав, имеют быстрорастущую экономику, оказывают значительное влияние на региональные и глобальные изменения.

На конец 2014 г. охват БРИКС распространяется на 3 млрд человек, что составляет 40% населения планеты.

Содружество основано в 2006 г. в рамках Петербургского форума министров экономики Бразилии, Российской Федерации, Индии и Китая. Первое заседание прошло в 2009 г. в Екатеринбурге. На встречах обговариваются вопросы взаимного партнерства, предоставления займов, природной среды и экологии.

По пути Маастрихтского договора

Европейский экономический союз (ЕС) - экономическая и политическая федерация, состоящая из двадцати семи стран-членов, которые имеют общую политику в нескольких областях. ЕС был создан в 1993 г. с подписанием договора о Европейском Союзе, который, как правило, называют Маастрихтским договором. Однако этому предшествовало создание нескольких европейских организаций, которые внесли вклад в развитие ЕС.

В составе ЕС первоначально состояло 12 государств: Дания, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Ирландия, Франция, Испания и Великобритания. В 1993 году Европейский совет, собравшийся в Копенгагене (Дания), определил критерии для вступления в ЕС. Эти требования, известные как Копенгагенские критерии, включают такие основы, как:

  • стабильная демократия, которая уважает права человека и главенство закона;
  • функционирующая рыночная конкурентоспособная экономика;
  • принятие обязательств, вытекающих из членства, в том числе законодательства ЕС.

Развития ЕС после 1993 года

ЕС увеличился в 3 раза с момента его создания. В 1995 году примкнули 3 новых члена: Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году вступило в ЕС 10 новых членов, в основном из бывшего советского блока: Чехия, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Венгрия, Словакия и Словения. В 2007 году Румыния и Болгария, которые не отвечали критериям вступления в 2004 году, были допущены и приняты в Союз. В 2013 г. список пополнился государством Хорватией.

Одна из целей ЕС - экономический и валютный союз, которые подразумевают создание общей европейской валюты. Международная торговля в границах общей валютной зоны будет в значительной степени способствовать созданию единого рынка, в комплекте с равномерным ценообразованием и регулированием национальных рынков. Создание единого рынка способно стимулировать повышенную конкуренцию в среде нишевых продуктов и облегчить отношения корпоративного финансирования, в частности, международной торговли между членами единого валютного пространства. Наконец, в долгосрочной перспективе создание общего торгово-денежного пространства должно упростить европейские корпоративные структуры для урегулирования всех нормативных законодательных актов до однородных.

Евро

Экономические союзы часто ставят цель сплотить экономику стран, входящих в их состав. Оптимальное управление экономической деятельностью в одной валютной зоне может быть достигнуто за счет введения единой валюты; такая конвергенция создаст большее единообразие между различными национальными экономиками. Условия, установленные для введения евро и создание единой валюты:

  1. Поддержание международного курса валют в пределах заданного диапазона (механизма обменных курсов или ERM) сроком не менее двух лет до введения евро.
  2. Поддержание долгосрочных процентных ставок.
  3. Контроль государственного долга в установленных пределах.
  4. Поддержание общего государственного долга на уровне не более 60 % от валового внутреннего продукта.

Структура ЕС

Европейский экономический союз включает 4 административных органа, которые занимаются конкретными направлениями экономической и политической деятельности.

1. Совет министров. Состоит, как правило, из представителей министерств иностранных дел стран-членов ЕС. Совет министров Европы имеет право окончательного решения по всем вопросам, которые не подпадают под условия зафиксированных договоров, созданных в ЕС или его предшествующей организации. Совет министров утверждает Комитет наблюдателей, решает вопросы, связанные с отношениями между странами ЕС в следующих областях: управление, сельское хозяйство, рыболовство, промышленная политика и внутренний рынок, научные исследования, энергетика, транспорт, экология.

2. Европейская комиссия. Экономические союзы государств, как правило, формируют экспертные органы для решения финансовых вопросов. В качестве такой исполнительной организации ЕС выступает Европейская комиссия. Она стремится служить интересам Европы в целом по вопросам внешних связей, экономики, финансов, промышленности и сельскохозяйственной политики.

3. Европейский парламент. Включает представителей стран-членов ЕС, которые избираются прямым голосованием в своих странах. Хотя он служит в качестве форума для обсуждения вопросов, представляющих интерес для отдельных государств-членов и ЕС в целом, Европейский парламент не имеет никакой власти, чтобы создавать или реализовывать нормы законодательства. Однако он имеет некоторый контроль над бюджетом ЕС и может выносить вопросы для рассмотрения Советом Министров или Европейской Комиссией.

4. Суд. Любые экономические союзы должны иметь правовую базу, ЕС не исключение. Суд состоит из 13 судей и 6 адвокатов, представляющих государства-члены ЕС. Его функция заключается в интерпретации законов и нормативных актов, вынесенные решения являются обязательными для выполнения ЕС, правительствами стран-членов, фирм и частных лиц в государствах-членах ЕС.

Международные экономические союзы

ВТО/ГАТТ. Основополагающим регламентом между 153 странами является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Снижение тарифов, устранение барьеров, непредвзятая налоговая и таможенная политика в отношении друг друга - вот основные цели соглашения, которое было подписано в 1947 г.

ЮНКАД. Конференция по торговле и развитию - представительный орган Генеральной Ассамблеи ООН (Организации Объединенных наций), которая занимается вопросами экономического развития, торговли и инвестиций. Основной ставит перед собой помощь менее развитым странам в интеграции на мировой экономический рынок.

НАФТА. Крупнейшая Североамериканская зона свободной торговли между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой от 1994 г.

АСЕАН. Политическое и экономическое содружество стран Юго-Восточной Азии, которое сегодня стремительно развивается, представлено Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Соглашение подписано следующими странами: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам. Цели АСЕАН направлены на ускорение экономического роста, защиту национальных интересов, мира и стабильности; предоставление возможности путем правовых органов уладить конфликты мирным путем.

2. «Большая семерка » - это семь ведущих с рыночной экономикой. В эту. группу входят США, Япония, Франция, Италия и Канада.

«Большая семерка» проводит ежегодные экономические совещания на высшем уровне с участием представителей стран Европейского Союза. От рассмотрения относительно узких вопросов (обменных курсов валют, контроля над экспортом и импортом) руководители «семерки» перешли сегодня к общему анализу , поиску путей воздействия на темпы и пропорции ее развития. Более 50% мирового валового внутреннего продукта приходится на долю стран - членов «большой семерки».

3. Европейский Союз .

Это экономическая группировка, куда входят 12 западноевропейских стран: Франция, Германия, Бельгия, Великобритания, и (перечень стран по состоянию на 1992 г.).

Европейский Союз образован с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин в торговле между участниками сообщества, проведения согласованной торговой политики в отношении стран третьего мира, совместных мероприятий в области , энергетики, транспорта и координации общей экономической и социальной политики.

4. НАТО (Организация Североатлантического договора ).

Это военно-политический союз, возникший в 1949 году. В него входят: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Греция, Португалия, . Официальная цель НАТО - обеспечение безопасности миролюбивых государств и поддержание всеобщего мира. Очевидно, что с распадом Организации Варшавского Договора (военно-политического союза бывших социалистических государств) участники НАТО должны стремиться к созданию в Европе системы коллективной безопасности.

Штаб-квартира этого военно-политического блока находится в Брюсселе.

5. Организация американских государств (ОАГ ).

Это крупнейшая группировка государств в Западном полушарии. В нее входит около 30 государств Северной и .

Цели, которые ставит перед собой ОАГ, заключаются в укреплении мира и безопасности в регионе, предотвращении разногласий и мирном разрешении спорных вопросов, совместных действиях в случае агрессии, содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран, объединении усилий в целях научно-технического и культурного прогресса.

Штаб-квартира ОАГ находится в .

6. Организация африканского единства (ОАЕ ).

Это крупнейшая и влиятельнейшая группировка независимых стран . По своему характеру это межгосударственная политическая организация. Она объединяет свыше 50 государств континента. Основные ее цели - развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки, укрепление их солидарности и единства на международной арене, ликвидация всех видов колониализма, защита независимости, суверенитета и территориальной целостности стран. Штаб-квартира ОАЕ находится в .

7. Организация Объединенных Наций (ООН ).

Наиболее влиятельная международная организация, объединяющая на добровольной основе суверенные государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Важными направлениями деятельности ООН являются также борьба с колониализмом, с грубыми и массовыми нарушениями прав человека.
Название этой организации было предложено президентом США Франклином Рузвельтом. Официальной датой создания ООН является 1945 год, когда Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств. В Уставе записано, что ООН создана для того, чтобы избавить грядущее поколение от бедствий войны, развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, способствовать разрешению международных проблем экономического, социального и культурного характера.

Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, признающие его Устав и готовые его выполнять.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

В рамках ООН действуют множество специализированных учреждений, таких, как:

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ ).

Главная цель его заключается в том, чтобы достичь более широкого использования атомной энергии странами мира и следить за тем, чтобы ее использование не могло быть переключено на военные цели. Агентство консультирует и оказывает помощь в осуществлении национальных программ . Штаб-квартира агентства находится в .

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО ).

Задачами организации являются борьба с в мире, содействие улучшению питания и повышению уровня жизни людей; повышение продуктивности сельского хозяйства, рыбоводства и лесоводства; совершенствование системы распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства.

Штаб-квартира организации находится в Риме.

Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ).

Диапазон деятельности этой организации охватывает широкий круг вопросов: это борьба с неграмотностью, содержание и планирование образования, создание в развивающихся странах центров по подготовке квалифицированных кадров, мероприятия по развитию международного сотрудничества в области науки; исследования в области прав человека и по проблемам укрепления мира; использование космической связи в целях образования. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Это тоже специализированное учреждение ООН, ставящее целью достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. ВОЗ организует борьбу с болезнями, их ликвидацию на международном уровне, оказывает помощь различным странам в борьбе с инфекционными и другими болезнями, проводит международный контроль за качеством лечебных препаратов, контроль за наркотиками, международные акции в области карантина и эпидемиологического надзора. Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»