Пётр Григорьев - Когда начался штурм, произошло поразительное…. Казанская икона божией матери в истории вов. Явление Божией Матери при взятии Кенигсберга

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Приходской православный листок храмов сел: Буйлово, Диево, Кузнецово, Киверичи.
Выпускается по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора.

Молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице

В неизвестности, смиренно
В Назарете Ты цвела.
Средь молитв, уединенно,
Мирно жизнь Твоя текла.

Но Святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил,
И небесною Царицей
Кроткой Деве бать судил.

Безызвестную обитель
Свет небесный осиял
Пред Тобою небожитель
С вестью радостной пристал.

Благовестнику внимала
Ты с смущенною душой,-
Но с покорностью сказала:
"Воля Бога будь со Мной!"

Все сбылось - Твоя Порфира,
Краше всех земных порфир!
Сын Твой - Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир!

Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла!
Крестных Господа страданий
Соучастницей была!

Ты молилась, изнывала:
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала...
Ты молилась за людей!

И теперь, воспоминая
Твоего Успенья час,
Мы взываем: "Пресвятая,
Заступи, - помилуй нас!"

Много бурь в житейском море!
Средь его сердитых волн,
Без Твоей защиты вскоре
Наш погибнет утлый челн!

Дай нам сил к сопротивленью
В нас бушующим страстям!
Укажи нам путь к спасенью,
К безопасным берегам!

Дай - чтоб нас взяла могила,
Чуждых мира суеты!
Дай почить, как Ты почила,
И проснуться там, где Ты!...

Цель бед и скорбей

Душа, закосневшая в грехах всякого рода, нелегко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только чрез долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает любить Бога, Коего была чужда, научившись грехам плотским. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Не ропщи

Не ропщи, человек,
Что ты мал и не знатен,
Что прожитый твой век,
Для людей непонятен.

Он назначен тебе
Тем, Кто жребий служенья
Раздает на земле;
То - Его назначенье.

Не ропщи, беднота,
Без угла и без хлеба,
Знай - твоя тягота,
Дар особенный неба...

Не ропщи ты, больной
Долголетним недугом,
Через Крест тот святой
Будешь Господу другом.

Не ропщи, что хула
Твою жизнь отравляет,
Знай - земли похвала
Мзду небес уменьшает.

Не ропщи, что друзья
Тебя бросили в горе, -
Бог не бросит тебя
В этом жизненном море.

Бедность, зло и недуг -
Все закроет могила,
Сбереги и чистым дух-
В этом истины сила.

Верь, надейся, терпи
Чашу бед - без сомнении.
И спасешь душу ты
Для небесных селений.

В годину смут

В годину смут, унынья и разврата
Не осуждай заблудшего ты брата;
Но, ополчась молитвой и крестом,
Пред гордостью - свою смиряй гордыню,
Пред злобою - любви познай святыню
И духа тьмы казни в самом себе.
Не говори:"Я капля в этом море,
Моя печаль бессильна в общем горе,
Моя любовь бесследно пропадет…"
Смирись душой - и мощь свою постигнешь,
Поверь любви - и горы ты подвигнешь
И укротишь пучину бурных вод.

Гр. А.А.Голенищев - Кутузов (1818-1913)

Спасение России в Великой Отечественной войне

Тяжелое испытание выпало на долю нашу в 1941 году. Много великих государств пало в этой страшной войне. Как же устояла наша Родина? Кто спас ее? Ответ на этот вопрос находим в работе протоиерея Василия Швеца.

Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления.

Первое: Он увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставлял России.

Спаситель отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония.

Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: “Я не оставлю Россию”.

Второе: Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли пред престолом Спасителя и молили Его о спасении России.

Спаситель снова ответил: “Я не оставлю Россию”.

Третье: Матерь Божия одна стояла пред Сыном Своим и со слезами молила Его о спасении России.

“Вспомни, Сын Мой, - говорила Она, - как Я стояла у Твоего Креста”, - и хотела встать на колени.

“Не надо, - сказал Спаситель, - Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню”.

Старец, которому были видения, окончил жизнь в Псково-Печерском монастыре в возрасте около ста лет.

В самом начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи земле Русской.

Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим (Вырицкий). Тысячу дней и ночей, когда терзали страну враги, стоял он на молитве о спасение России. Но, как и в 1612 году, Промыслом Божиим другом и молитвенником был избран молитвенник из братской церкви - из Антиохийского Патриархата - митрополит гор Ливанских Илия.

Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России.

И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие для этой страны. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.

Для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить.

Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве.

Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была cпасена. Тогда владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божие.

Сталин вызвал к себе митрополита Сергия, митрополита Алексия и обещал исполнить переданное митрополитом Илией.

Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явлен­ным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали. После Москвы Казанскую икону Божией Матери перевезли в Сталинград, где пред нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни - Кенигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город.

“Наши войска уже совсем выдохлись, немцы были все еще сильны... Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними... священники с иконами.

Многие стали шутить: “Вон попов привезли, сейчас они нам помогут”. Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? - во весь рост - их же всех перебьют... Но они спокойно пошли в огонь.

И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости - с суши и с моря.

Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и... абсолютно у всех отказало оружие... Тогда-то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Во время этого явления Божией Матери немцы падали на колени и очень многие поняли... Кто помогает русским”.

Киев - матерь русских городов - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

В то время открыли 22 тысячи храмов. Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в московский Богоявленский собор, где всю войну стояла та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 года. Наступило возрождение веры на Руси.

(Из книги иеромонаха Филадельфа

“Заступница Усердная”)


Явление Богородицы под Кенигсбергом

В 1945 г. мой отец Алексей Петрович Петров, будучи членом Военного совета Западного фронта и главным контролером фронта, принимал непосредственное участие в разработке планов взятия г. Кенигсберга и крепости. Там-то он и стал свидетелем чудотворного явления Богородицы. Об этом в моем присутствии он, уже, будучи судьей в г. Твери (тогда Калинине), много раз рассказывал своим товарищам.

Штурмующих крепость ожидали необычайные трудности, о которых он говорил особенно подробно. Потому и было решено отслужить молебен перед иконой Казанской Божией Матери. Сразу же после этого у всех немцев в крепости на целых 25 минут отказало оружие. Крепость была взята, а все пленные рассказывали, что в небе появилась Мадонна.

Эти рассказы продолжались в течение 1950-1951 годов, и в октябре 1951 г. отец мой внезапно умер от инфаркта. Мне в это время было 13 лет. Через много лет, взяв в руки книгу о православных чудесах, я прочитала свидетельство офицера об этом молебне и об отказе оружия. Я сразу вспомнила рассказы отца и стала искать еще свидетельства. Оказалось, что известный в прошлом киноактер Давид Георгибиани даже нашел и расспросил об этом чуде видевших его немецких офицеров. Я сама лично слышала этот его рассказ на телевидении в программе “Взгляд” несколько лет назад. Давид написал книгу и снял фильм о чудесах, и во время передачи он представил три случая чудесной помощи Господа, в том числе и рассказ о штурме Кенигсберга.

Наша семья жила после вблизи города Кенигсберга. В нем же с мая 1945 г. отец мой был назначен контролером всех комендатур западных земель, т.е. Польши, Латвии, Литвы и т.д. Оставив это свидетельство, мой отец умер в 46 лет верующим человеком, разрешившим моей бабушке часто водить меня в храм и причащать.

Р. б. Галина.

Дела веры

Дорогие братья и сестры! Многие изменения произошли в нашей стране. В том числе и в духовной сфере: при желании человек свободно может постигать основы веры Христовой, посещать Богослужения, читать литературу духовного содержания. Человек, живущий в кругу данных ему свобод и выполняющий многое другое, связанное с церковными традициями и правилами, может сказать, что он православный христианин. Но полное ощущение себя верующим приходит тогда, когда человек имеет так называемые дела веры, о чем и свидетельствует вся православная литература, откуда мы узнаем, что вера без дел мертва. Каковы же они, дела веры? Это, конечно же, молитвенное предстояние пред Богом, милосердие во всех своих видах, восстановление церквей, безвозмездная помощь друг другу во славу Божию, самопожертвование и, наконец, поминание усопших.

Люди не всегда одинаково заканчивают свой жизненный путь, и по тому, какова была кончина человека, часто можно предположить, какой будет участь в вечности. Иные люди благополучно доживают до глубокой старости и отходят к Богу своей смертью. Гораздо хуже преждевременная внезапная кончина, без покаяния и примирения. Но есть разновидность безвременной кончины, когда человек отдает жизнь за Христа, за други своя, за Родину. Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что личностный подвиг Ваших погибших родственников, почитаемых в кругу Вашей семьи, принесших немалую пользу в годы своей жизни нашей стране, имеет и большое общественное значение? Мы, сегодняшнее поколение, им обязаны сохранением веры Христовой, собственным своим существованием в родном Отечестве. Поэтому почитание и молитвенные прошения за этих людей должны быть общими.

Для этой цели в погосте церкви Богоявления Господня с. Буйлово Рамешковского района Тверской области по благословению Высокопреосвящеинейшего Виктора, Архиепископа Тверского и Кашинского, будет воздвигнут Поклонный Крест с мемориальной доской, на коей и будет высечены имена пострадавших в годы репрессий за веру Христову, погибших за родное Отечество в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и во время других военных действий.

Каково назначение Поклонного Креста? Во-первых, ставится он в назидание и память будущим поколениям о мужественных людях и подвижниках благочестия, пожертвовавших своей жизнью. Во-вторых, для возможности нынешнему поколению воздать должное павшим в виде поминания поименного, по-православному, во время совершения священником заупокойных служб. И так как критерием Православия является соборное (то есть массовое, всеобщее) служение Богу, которое Ему весьма угодно, то и душам усопших людей такое поминание принесет в духовном смысле немалую пользу.

Как уже было сказано, дело это общественное, и поэтому хочу обратиться к населению с предложением объявить конкурс на лучший эскиз Поклонного Креста, дабы дать возможность поучаствовать всем желающим в этом благом деле.

Хочу обратиться ко всем, кто имеет возможность оказать материальную помощь в этом благом деле. Письма с предложениями и эскизами Поклонного Креста прошу присылать по адресу:

171412, Тверская область, Рамешковский район, с. Буйлово, храм Богоявления Господня, настоятелю (с пометкой Поклонный Крест).

Настоятель храма Богоявления Господня с. Буйлово о. Владимир

Дорогие братья и сестры.

В приходском листке пишется слово Божие, помещены изображения святых икон, печатаются молитвы - все это требует от православного читателя благоговейного отношения и уважения. Мы просим Вас не использовать наш приходской листок на хозяйственные нужды. Если он Вам не нужен, то подарите его знакомым, отдайте тем, кто в нем нуждается. Храни Вас Господь!

Адрес редакции: 170012, Тверская область, Рамешковский район, п/о Буйлово, Храм Богоявления Господня.

Настоятелю о. Владимиру Шувалову.

» » Кенигсбергское чудо

Кенигсбергское чудо

9 мая вся наша страна отмечает День Победы, который на века останется в памяти россиян. Мы уже рассказывали в выпусках нашей газеты о помощи Божией во время Великой Отечественной войны. Эта история не оставит равнодушным даже человека, далекого от православия.

Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери огромны, и чаша весов колебалась так, что мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…»

Но командующий быстро прекратил подобного рода шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом рассказывали пленные, перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называли Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех в тот час абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, сломили рукопашное сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли большие потери! Во время этого явления Богородицы немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!».

По материалам православных сайтов.

Протоиерей Василий Швец в «ЧУДЕСАХ ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» пишет:

«Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».

2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».

3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…».

Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив на этом свете около ста лет.

Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли самое понятие – Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб России, а может быть, и для всего мира. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются постоянно, только нужно быть в молитве. Не часто такое было в истории народов и потому они должны оставаться в памяти людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены Промыслом Божиим. Речь будет идти об иконе Божией Матери.

Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рас-сказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе, и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время, от основания города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери, Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. «Малая земля»).

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!

Пришло время славной древности Российской! Какие были молитвенники на Русской земле! И Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас. Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 г. Вот, что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!». И еще один факт. Киев – матерь городов русских – был освобожден нашими войсками 22 октября – в день празднования Казанской иконы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда Христианство, Православную Веру! Вся истинная сила и все истинное счастье Русского народа – в Православной Вере!

20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Б.М. Шапошников, царский генерал, не скрывавший своих религиозных убеждений, часами беседовал со Сталиным и все его советы (в том числе одеть войска в старую форму царской армии с погонами) были приняты. А.В. Василевский, по рекомендации Б. М. Шапошникова назначенный на смену ему начальником Генштаба, был сыном священника и отец его еще был жив.

Церковь благословила Отечественную войну Русского народа и Благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся дух России!.. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем! Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом!». Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушниках, как пилоты горящих самолетов кричали: «Господи! Прими с миром дух мой!..».

Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 г. Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как и предсказывали наши святые.

В 1947 г. Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?». Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.

Митрополит Илия прибыл в Москву, встретили его торжественно. На церемонии-встрече ему преподнесли икону, крест и панагию. Как он был растроган! Он говорил, что всю войну день и ночь молился о спасении России. «Я счастлив, – сказал владыка Илия, – что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив – почтили ее особым Благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и ее народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что по словам великого святого земли Российской – преподобного Серафима Саровского – вы посреди лета запоете «Христос Воскресе!». Вот радость-то будет по всей земли великой».

Тогда же Правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны: «Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям-сиротам, у которых родители погибли на войне», – сказал митрополит Илия…

Из Москвы митрополит Ливанский поехал в Ленинград (это было в первых числах ноября 1947 г.). Приведем здесь запись одного из очевидцев пребывания владыки Илии в Ленинграде и еще о двух встречах с ним: «Перед самым приездом митрополита Илии в Ленинград мне явился во сне какой-то священник и сказал: «Через три дня ты узнаешь, как была спасена Россия. Не забудь об этом и поведай другим». И вот по делам службы через три дня я оказался рано утром на Московском вокзале (отправлял контейнеры). Вдруг вижу идет начальник МВД города, с ним множество милиции, солдат, почетный караул, никого не пускают. Все говорят: «Наверно, Сталин приехал…» Подхожу к оцеплению и вижу: идет Косыгин (его, наверно, как ленинградца направили сопровождать владыку Илию), с ним митрополит Ленинградский Григорий, а между ними митрополит в восточном клобуке. Тогда я вспомнил про сон и подумал: «Что-то сегодня будет в соборе?» Утром 9 ноября митрополит Илия служил Литургию в кафедральном Никольском соборе, тогда же он преподнес храму частичку мощей Святителя Николая перед солеей слева у главного престола. На следующий день я пришел к знакомому, а он говорит: «Поехали во Владимирский собор, там будет сегодня великое торжество, весь город об этом говорит!» – «Зачем так рано? Ведь еще три часа до службы», – говорю я. – «Да иначе не попадем, столько народа соберется!» И вот пошли во Владимирский собор. Что-то необыкновенное в городе творится: все прилежащие улицы заполнены народом. Около двухсот тысяч человек стояло у храма, весь транспорт остановился, проходы загорожены, еле пробрались к нему. Стоим около храма, а внутрь не попасть: солдаты стоят в оцеплении и никого не пускают. Вдруг из боковой двери выбегает староста (наш знакомый), увидел нас и зовет: «Пошли! Я вас дожидался!» Он провел нас в храм и мы оказались у самой солеи! Слева от солеи было отгорожено место и там стояли члены Правительства. Мы насчитали – 42 человека. И вот появились – митрополит Илия, митрополит Григорий и священство. Началась служба. Отслужили малую вечерню, после чего состоялось возложение драгоценного венца – дара владыки Илии на Казанскую икону Божией Матери. По возложении венца он произнес проповедь. Он рассказал все: как явилась ему Божия Матерь, что Она поведала ему. – «Я молился за ваш прекрасный город, и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами! Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад Своих. Мне преподнесли крест с камнями со всей земли Русской, панагию и икону Казанской Божией Матери. Крест этот я положу на престол нашего кафедрального собора в Ливане и обещаю вам, дорогие, что крест из России всегда будет лежать на престоле, пока я буду жить на земле. Я завещаю, чтобы и после моей кончины крест остался на престоле. Икона Казанской Божией Матери будет находиться в алтаре и всегда будет напоминать мне во время богослужения о России. Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас! Посылаю Благословение Господне на всех вас, и всегда, пока я жив, буду молиться о вас!».

Конечно, говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали. Это незабываемо! Какое счастье тому, кто мог быть в этот день во Владимирском соборе, какая радость на всю жизнь! Это был такой духовный подъем, такая могучая общая молитва! Все чувствовали себя братьями и самыми дорогими друг другу людьми!

И вот – все запели: «Заступница усердная…» Невозможно передать, какое чувство было во время пения! Казалось, что пел весь храм и весь народ поднялся на воздух! Когда вышли из храма, тропарь Казанской иконе Божией Матери запели все стоящие на площади, на прилегающих улицах, у стадиона – десятки тысяч, все пели: «Заступница усердная»… Люди плакали и молились истинной Заступнице и Спасительнице России!

September 22nd, 2015 , 07:32 pm

Виртуальное посещение мест средневекового паломничества начнём с рассказа о старейшей сельской приходской церкви Замланда, которая находилась на западных подступах к Кёнигсбергу в местечке Юдиттен (совр. - ул. Тенистая Аллея). Здание церкви от военных действий 1945 года не пострадало, но в последующие годы внутреннее убранство было полностью утрачено. В апреле 1985 года кирха передана в ведение Русской православной церкви, в 1987 году освящена как Свято-Никольская и доступна для посещения.

Церковь в Юдиттене посвящалась Пресвятой Деве Марии, покровительнице Тевтонского ордена. Вероятно, к её строительству приступили в юбилейный год 200-летия Первого крестового похода (1296): в день Успения Богородицы, 15 августа 1096 года, с началом похода пошёл отсчёт нового этапа европейской истории. Именно благодаря религиозному подъёму эпохи Крестовых походов в XII-XIII веках широко распространилось почитание Девы Марии, что имеет непосредственное отношение к основанию Тевтонского ордена. Напомним его название: Орден дома Святой Девы Марии Тевтонской в Иерусалиме (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

Кирха выглядит очень архаично, но, вместе с тем, живописно: апсида и неф возведены из "дикого камня" - необработанных валунов, западная башня - из большемерного кирпича. Строительство происходило поэтапно: началось с постройки капеллы, примерно через 50 лет пристроили неф, а башня возведена ещё позднее, к началу XV века. Хор имел звездчатый свод, а неф - редко встречающиеся "прыгающие" своды из пяти пролётов. Рёбра сводов выделялись чётко выраженным рельефом и простыми цветовыми акцентами в виде жгутов и полос.

Вскоре после завершения строительства церковь украсили фрески, позднее скрытые слоями побелки. Новую, к сожалению, очень краткую жизнь этим удивительным росписям дали реставраторы в начале ХХ века. Хотя к ХХ веку фрески полностью не сохранились, но даже то, что можно увидеть на старых фото, впечатляет.

Программа росписей создавалась специально для этого храма, хоть и состояла из традиционных тем жития Богородицы. Цикл фресок открывал образ Милосердие Богородицы (Покров Богородицы), расположенный по центру западной стороны триумфальной арки: Дева Мария осеняет плащом рыцарей и монахов Ордена. Символически же Богоматерь встречала и принимала под защиту всех пришедших в храм. Этот образ сопровождали изображения рыцарей-братьев Ордена. Рыцари в доспехах, с геральдическими атрибутами. На стенах нефа художник поместил изображения гербов, состоящие из щита и шлема с клейнодом (нашлемником). Можно предположить, что это атрибуты рыцарей-пилигримов, когда-то посетивших храм, - гербы символизировали незримое присутствие на богослужениях их обладателей.

Подходя к алтарю, прихожане буквально попадали под Страшный Суд, ожидавший их на торцевой поверхности широкой Триумфальной арки, - здесь Богоматерь вновь представала защитницей и заступницей за души человеческие. В этой композиции художник соединил два изначально самостоятельных сюжета: Второе пришествие Христа и собственно Страшный Суд, где архангел Михаил производил "взвешивание души" для оценки её качеств. Большой эмоциональный отклик вызывает Пасть Левиафана, представляющая Врата ада, куда расторопные нечисти подталкивают души грешников. Однако надо сказать, что устрашающие изображения Страшного суда создавались не в стремлении запугать человека, а заставить его задуматься над своими поступками.

Хор (алтарную часть) опоясывал двойной ряд фресок, разделённых по горизонтали лентами орнаментов, а по вертикали - рёбрами свода. Сцены были вписаны в арочные проемы, образованные сводами, и получали таким образом архитектурное обрамление.

В хоре можно было видеть две большие житийные фрески. Первая совмещала три сюжета: Благовещение и Рождество Христа, и один перекрыт более поздним изображением четырёх рыцарских гербов. Возможно, так было отмечено место захоронения рыцарей? Когда это произошло? Может, после Грюнвальдской битвы? Вторая - три сюжета: Бегство в Египет, Поклонение младенцу Христу и Успение Богородицы. В небольших проёмах между окнами апсиды находились фрески Тибуртинская сивилла перед Октавианом Августом и Избиение младенцев.

Сюжет Тибуртинская сивилла перед Октавианом Августом - не евангельский, он взят из сборника жизнеописаний святых и относительно редко встречается в храмовой живописи. Сюжет выступает как пророчество и аналог Благовещения. Легенда такова. Когда Римский сенат постановил праздновать апофеоз (обожествление) императора Октавиана, тот испросил совета сивиллы, соглашаться ли на это. Сивилла предсказала приход младенца, который могущественнее римских богов: небеса разверзлись - и императору предстало видение Девы, стоящей на алтаре с Младенцем на руках. Эта история истолковывалась как прообраз Благовещения и Поклонения волхвов - рождение Иисуса Христа пришлось на правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. - 14 г. н. э.) В христианской традиции образы античных прорицательниц сивилл и иудейских пророков увязывали жизнь Христа с предшествующей историей.

Верхний ярус живописи отведен образам апостолов. С уверенностью определяем Деву Марию, апостола Петра, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова. Эту композицию можно рассматривать как продолжение темы Страшного суда. Дева Мария и Иоанн Креститель - заступники за человечество, апостол Пётр - хранитель ключей от рая, а Иоанн Богослов - провидец грядущего Апокалипсиса и Страшного суда.

На время создания росписей дает нам указание изображённый в орнаменте герб Ульриха фон Юнгингена, который занимал должность фогта Самбии с 1393 до 1396 и неоднократно бывал в церкви. Если вспомним предполагаемую дату постройки, то получается, что росписи выполнены к 100-летию церкви и 300-летию начала Крестовых походов.

Кроме фресок, в храме находились и другие реликвии, главной из которых была признанная шедевром деревянной пластики XV века Дева Мария. Фигура более натуральной величины относилась к типу Лунная мадонна (Mondsichelmadonna) - Богоматерь наступает на лунный серп с женским ликом. Как описано в Видении Иоанна Богослова: "…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (Откр. 12:1). Согласно мнению Ф.Ларса, сначала скульптура находилась в замковой капелле крепости Кёнигсберг. Это та фигура, из короны которой в 1454 году горожане, захватившие замок, изъяли жемчужины, заменённые в 1504 году, согласно учетным книгам Ордена. Затем скульптура была подарена Юдиттенской церкви, которая давно была местом паломничества. Скульптура имела славу чудотворной, способной исцелять болезни, что привлекало в кирху многих паломников, постепенно исчезнувших после Реформации.

В лютеранский период традиция почитания "чудотворных образов" была отвергнута, но памятники сохранялись. В Прусском светском государстве церковных погромов не было и с "идеологически чуждыми" предметами культа жили мирно. В начале ХХ века, когда создавались исторические экспозиции в Замке, реликвии были переданы Пруссия-музею. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Пока не удалось понять принцип выбора места для постройки храма Девы Марии вдали от города - обычно это одна из центральных площадей, - но наше знакомство с удивительной церковью не закончено. Продолжение следует...

http://www.pushkin-town.net/.guard/rus/materbog.htm

25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. “… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Аналогичное сообщение было и в № 2519 газеты «Колокол».

Это великое духовное событие наша газета уже вспоминала в № 12 за 2003 год: тогда в статье Юрия Сухарева «Свеча Августовская» впервые в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению Святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. В последние пятнадцать лет широкое почитание Августовской иконы возрождается в нашей Церкви.

Недавно вышел первый номер нового журнала Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями «Вестник военного и морского духовенства», который возобновил аналогичное дореволюционное издание. В журнале воспроизведена почитаемая в Волгоградской епархии чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Августовская» и помещена статья Андрея Фарберова «Взбранной Воеводе…», расширяющая наши представления о военной обстановке в сентябре 1914 года в районе Августовских лесов.

В № 23 газеты «Победа, победившая мир» за этот год была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 года под городом Мариамполь, Сувалкской губернии, на границе с Восточной Пруссией. Сообщение это надежно документировано — прислано полковым священником Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают — Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на Запад — можно предположить, что-либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца.

Августовская икона Пресвятой Богородицы.
Россия. Начало ХХ в. 107,5 х 71. Сохранность: поновление золочения,мелкие тонировки по фону.

В России разразившаяся война была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром — и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнились народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы к Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война — Божий суд, и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь» — по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани.

Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 года, начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.

В начале сентября 1914 года наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу — явление в небе Божией Матери русским воинам.


XIX в, в стиле раннего XVII в.
Дерево, левкас, темпера.
Размер - 31 х 23 см.
Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е.Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать свое преимущество в тяжелой артиллерии. Как вспоминал впоследствии участник этих боев офицер Генерального Штаба Б.Н.Сергеевский: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с Юга, а другие с Востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием».

Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах — полковник А.А.Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «…17 сентября 1914 года по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».

Воистину, силен Бог земли Русской!
Икона Пресвятой Богородицы Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)

О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». Для увековечивания памяти о Ея чудесном явлении, по благословению Митрополита Московского Макария (Невского), который, как и Император, он причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в Москве в 2000 году, — были написаны иконы Божией Матери. По имеющимся к настоящему времени сведениям, большинство из них было создано в 1915—1917 годах. Но вскоре революционные события надолго помрачили народную память об Августовских иконах.

На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов… (далее идет перечисление пятидесяти двух имен). Приведена дата написания иконы — 1915 года 12-го ноября, высота иконы 107 см, ширина 70 см, выполнена маслом. Есть местное предание о том, что под Августовым Богородица являлась и казакам, о чем, пока нет документальных свидетельств.

Ныне живущие потомки тех донских казаков, что видели Божью Матерь в Августовском лесу, до сих пор хранят воспоминания о жестоких гонениях на тех, кто свидетельствовал об этом Чуде. В годы государственного богоборчества икона «Пресвятая Богородица Августовская» кем-то из верующих была спрятана, а в начале 80-х годов возвращена Русской Православной Церкви теми, кто ее хранил более 60 лет. Она предстала перед молящимися в храме районного центра Волгоградской области — города Фролово. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.

Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них — «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» — находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона — «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном Историческом музее. С 13 мая по сентябрь 2004 года она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914-1918. Опыт воспоминания — память». В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны… В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых».


Икона Пресвятой Богородицы Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)После 1914 года.
44,2 см х 37,5 см х 2,3 см..


Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова — вдова внука Императора Александра III , которой в юности в феврале 1940 года (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, — рассказывает ещё об одном Августовском образе:

«Осенью 1993 года иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой Мировой войны с таким дополнением: “Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914—1916. Икону писала Ирина Лубнина”. Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы».

Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Настоятель церкви протоиерей Геннадий Ведерников лично ровно десять лет назад при поддержке О.Н.Куликовской-Романовой добился возвращения этой иконы из местного краеведческого музея. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы.

Приведенные выше далеко не полные сведения о некоторых эпизодах военных действий в районе Августовского леса и обстоятельствах видения Божьей Матери в небе над ним наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. А именно, — явления в небе Божией Матери происходили и в Первую и во Вторую Мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн люди православные в тылу и на фронте, а также за пределами нашего Отечества молились о спасении России. После этих Явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы. Через 28 лет немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья «Августовская».
Икона Пресвятой Богородицы Августовская
Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 году, русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами.

У всякого, кто читал о Чудесах Божией Матери в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 года, на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 года, не может не возникать аналогии с явлением Богородицы под городом Августов в 1914-м.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»