Молитва к ефросиньи суздальской. Преподобная Евфросиния Суздальская

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ

Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 г. и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией (что значит раба Божия), и что она будет служительницей церкви.
Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен. Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.
Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию. В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.
В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.
С детских лет она мечтала о монашеском житии и подвигах, но по желанию родителей в 1233 г. Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича Мины, родного брата Александра Невского. В нач. ХХ в. в трёх верстах от Суздаля по Владимирской дороге существовало Минино селище – остатки недвижимости князя Мина.
Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении непорочности, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».
Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. Феодулия не вернулась домой и уговорила игуменью Ризположенского монастыря (основан в 1207 г.) принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.
Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума.
Господь попустил ей постоянную брань с бесами: Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их». Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом.
О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед, люди, приходившие в обитель помолиться, оставляли мир.
Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами.
Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - ...Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.



После гибели дружины Суздаль оставался совершенно беззащитным и был обречён. Татаро-монголы подошли к Пассадским укреплениям с южной стороны и появились на Ироновой горе в непосредственной близости от кремля. Многие насельницы монастырей при виде жестоких завоевателей, убежали в город, надеясь найти защиту в его укреплениях. Суздаль подожгли и разграбили. Всех кто не успел убежать, увели в рабство, стариков и больных перебили. Целым и невредимым остался только Ризположенский монастырь, несмотря на то, что находился вне городских укреплений и ничем не был защищён.


Взятие Батыем Суздаля. Миниатюра из «Жития Ефросиньи Суздальской»

Когда полчища татаро-монгол окружили Суздаль преподобная с игуменьей и сестрами не побежали из монастыря. А стали усердно молиться. Молитва эта стала крепостью спасавшимся в монастыре. На захватчиков сошёл мрак в виде облака, а над обителью воссиял нестерпимый свет в котором был виден крест. Устрашённые татаро-монголы не могли даже приблизиться к месту обители и только теснили и давили друг друга, падая навзничь с конями вниз. Не смог приблизиться к монастырю и сам хан Батый, прибывший на другой день к месту, где произошло чудо. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него. Завоеватель приказал более не пытаться овладеть монастырём и отойти.

Когда отец Евфросинии отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «...не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов».
Через 6 лет в монастырь дошла весть о мученической кончине в орде отца преподобной Евфросинии князя Михаила Черниговского. После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1246 г. оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!». Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал ее праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала:
«Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь, и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 г. совершилось прославление преподобной Евфросинии. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризположенского монастыря. Сейчас в раке находится лишь частица ее мощей.
Монахини рассказывают: многие приезжают молить Ефросинью об исцелении, о пополнении в семье. То, о чем просят, сбывается.




Интерьер Ризположенского собора. Нач. ХХ в.

Покров. «Преподобная Евфросиния Суздальская». 1526–1542 гг. Мастерская , г. Суздаль
Произведение декоративно-прикладного искусства
Дата (век): 1526 – 1542 гг.
Материал, техника: Холст, шёлковые и серебряные нити; шитьё
Размер: 190 х 76 см
Святая изображена в рост, с крестом и свитком в руках. Одежды шиты тёмно-вишнёвым и серым шёлком, преимущественно косым швом. Крест и свиток шиты пряденым серебром «в прикреп». Возможно, что несохранившийся нимб тоже был выполнен серебряными нитями. Лицо и руки шиты телесного цвета шёлком «атласным швом», по форме, с тенями. Первоначальный фон – тёмно-коричневая крашенина – сохранился только под шитьём и около контуров изображения.
Покров происходит из Троицкой церкви Ризположенского монастыря в Суздале. Покров был шит женой великого князя Василия III Соломонией Сабуровой после пострижения её в монахини суздальского Покровского монастыря в 1525 г.

«ЕВФРОСИНЬЯ СУЗДАЛЬСКАЯ». 1995 г. Проект памятника г. Суздаль. Известняк. Благовещенский Владимир Кузьмич.

Житие преподобной Евфросинии Суздальской было обнаружено Варлаамом в Махрищской монастырской книгохранительнице между 1577-1580 гг., когда Варлаам уже пребывал в сане епископа Суздальского (хиротонисан в 1570 г.). К обнаруженной рукописи Варлаам добавил свою повесть «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». Несомненно, что эта находка не была случайна поскольку Варлаам еще в должности игумена Махрищского монастыря был причастен к Макарьевской деятельности по составлению Четиих-Миней.

Житие преп. Евфросинии попало в Махрищскую обитель из Суздаля благодаря монаху Савватию, который перевез житие в Махру «для преписания чудес» и оставил там на годы. В.О. Ключевский называет Савватия монахом и пишет, что тот вывез житие преп. Евфросинии из Суздальского . Согласно другим источникам, под именем Савватия следует понимать игумена Махрищского монастыря. П.М. Строев приводит список архимандритов Спасо-Евфимиева монастыря: в 1565-1570 гг. им управлял архимандрит Савватий, впоследствии епископ Коломенский. Естественно, что ему, как настоятелю, было проще всего перенести рукопись жития из одного монастыря в другой. Сам Варлаам называет Савватия бывшим игуменом, не указывая, однако, названия его монастыря.
Что касается автора текста жития преп. Евфросинии Суздальской, то по сообщению Варлаама он был написан «некоим иноком Григорием». Монах того же Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, Григорий, известен как биограф основателя своего монастыря преп. Евфимия, (ск. в 1404 г.), суздальского епископа Иоанна (хирот. в 1340 г., ск. в 1373 г.), преп. Косьмы Яхремского (ск. в 1492 г.) и, возможно, других владимирских святых. Ему же приписывают «Слово на память всех святых русских, новых чудотворцев» и службу им. (Впоследствии разработку и дополнение службы всем русским святым завершил епископ Ковровский (1887-1962).

В повести игумена Варлаама говорится, что во время своего «путного шествия» из Москвы он оказался в Махре и там нашел текст жития преп. Евфосинии. С этим известием он явился к царю Иоанну Васильевичу и митрополиту Макарию и добился установления собором празднования памяти этой святой. В подлиннике это повествуется следующими словами:
«... случися мне путное шествие от пресловущаго монастыре градовом Москвы, во обители Живоначалныя Троицы, Стефанова Махритского монастыря быти. и обретох в книгохранителнице житие преподобныя Еоуфросинии, написано некоим монахом Григорием, бывша обители всемилостиваго Спаса Евфимиеваго монастыря, по преставлении бывшаго игумена Савватия, той же игумен возраст имея града Суждаля, и закосне у него многая лета для преписания чюдес, аз же порадовахся, яко не презре Господь желания моего. И прочет разсмотрих, яко не просто сему быти, но от Божия благодати...».
О самом прославлении преп. Евфросинии в той же повести епископа Варлаама сказано:
«Аз же собрав собор, архимандриты, игумены и весь причет соборныя церкве. и сотворив молебныя пения о благосостоянии святых Божиих церквей и о многолетнем здравии, благочестиваго государя царя и великаго князя Иоанна Василиевича всея Руси... и совершив божественную литоргию, стекошася и тогда во обитель преподобныя Еоуфросинии от рада множество народа, инок и инокин множество, и окрест живущих стран, видети божественная чюдеса, имуще с собою недужныя, слепыя и хромыя. Тогда же Господь Бог, молитв ради Пречистыя своея матере, у раки преподобныя Еоуфросинии дарова явныя многая чюдеса».
По преданию жизнеописание преп. Евфросинии было составлено Григорием «со слов черноризниц спустя 300 лет после кончины преподобной». Впоследствии «инок Григорий или умер или ушел из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, а житие пр. Евфросинии, написанное им, игумен Спасского же монастыря Савватий унес в Махрищский монастырь... а после смерти Савватия, áоноñ вместе с другим имуществом покойного поступило в Махрищский монастырь...».
Житие преподобной Евфросинии Суздальской дошло до нас более чем в двадцати четырех списках, шесть из которых украшены миниатюрами. В цитированном выше труде В. Георгиевского приведены их копии, на одной из которых («Табл. к Жит. XV») изображен момент преподнесения жития государю. Изображенный на миниатюре царь Иоанн Васильевич стоит у трона, а один из четырех предстоящих монахов (с округлой окладистой бородой) подает ему толстую рукопись. Как следует из подписи, монах с житием и есть суздальский епископ Варлаам. Из числа суздальских святых, жизнеописания которых были составлены Григорием, собором 1549 г. был канонизирован только преп. Евфимий Суздальский, которого признали в качестве местночтимого святого. Канонизация же преп. Евфросинии произошла лишь через полтора десятка лет: она совершилась благодаря стараниям уже упоминаемого Варлаама на соборе 1564-го г. при Московском митрополите Афанасии (1564-1566).



Икона в окладе. Положение риз Богоматери, с предстоящей преподобной Евфросинией Суздальской. XVII в.
Дерево, левкас, серебро, темпера, басма, чеканка, гравировка, Золочение. 38 x 33,5 x 3,7
Описание: В левой части средника, на фоне белого трёхглавого храма и розовых палат, на высоком престоле, помещена тёмно-вишнёвая риза Богоматери, над ней – икона «Богоматерь Умиление», по сторонам представлены царь и патриарх, придворные и духовенство. Справа изображена фронтально, в рост, Евфросиния Суздальская в монашеских одеждах, в левой руке – свиток, правая раскрыта перед грудью.
На фоне и полях – золочёный басменный оклад. Орнамент на фоне сердцевидный с веткой трилистника внутри, на полях – вьющийся стебель из цветов, гроздьев и трав.
Венец и цата Евфросинии чеканены растительным орнаментом, венцы святых гравированы растительным орнаментом, венец Богоматери гладкий.
Легенда: Икона находилась в соборе


святых Ефросинии и Евфимия Суздальских Русской Православной Церкви

Сейчас мощи святых хранятся в "автономии" Российской Православной Автономной Церкви. Реликвии недоступны для широкого круга верующих, относящихся к Владимиро-Суздальской епархии. После передачи останки святых будут находиться в Ризоположенском женском монастыре.
Имя Ефросинии Суздальской - знаковое для многих верующих. 1 октября церковь отметит 800-летие со дня ее рождения. Преподобная Ефросинья, в миру княжна Феодулия Черниговская, в 1207-ом приняла постриг в Ризоположенском монастыре. По легенде, именно она предсказала нашествие монгольских войск на Россию. К празднику в монастыре, наконец, начались работы по восстановлению колокольни.


Мощи суздальских святых попали к нам в годы воинствующего атеизма, - рассказала генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. - В 1923 году губернская комиссия постановила мощи из храмов изъять и передать в музей. Выставлять их было невозможно из-за идеологического прессинга. Долгие годы они лежали в научно-вспомогательном фонде археологии, благодаря чему и сохранились. Владимирская епархия обратилась к нам с просьбой о передаче мощей святого Евфимия и святой Ефросинии общине Цареконстантиновского храма. И на 1000-летие крещения Руси музей решил сделать такой подарок.

В музее хранятся акты "О передаче костных останков преподобного Евфимия и преподробной Ефросиньи Суздальской", датированные июнем и ноябрем 1988 года. Под этими важными документами есть подпись и Валентина (Русанцова), почившего в январе этого года главы РПАЦ. Но тогда он служил во Владимиро-Суздальской епархии. Со своим приходом в Суздале Валентин перешел под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом в 1990 году, а в 2001 стал митрополитом автономной церкви. В самостоятельную церковную организацию она выделилась еще в восьмидесятые годы прошлого века, не подчиняется Русской православной церкви и не имеет с ней духовного общения.

Так мощи святой Ефросинии Суздальской и преподобного Евфимия оказались в "суздальской автономии", которую Московский патриархат именует "расколом". Больше всего приходов Автономной церкви во Владимирской области, а центр ее и резиденция первоиерарха церкви находятся в Суздале. За последние пять лет РАПЦ по решению Владимирского арбитражного суда лишилась десяти церквей, и почти все расположены в историческом центре Суздаля.

Вопрос о мощах вставал давно и в очередной раз встал, видимо, в связи с передачей храмов, - комментирует ситуацию руководитель паломнической службы Суздаля отец Андрей (Воскобойников). - Епархия хочет вернуть эти мощи, так как Валентин их просто присвоил и незаконно удерживал у себя.

По словам архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, возвращение мощей могло бы стать великим событием. Ефросиния Суздальская - имя знаковое для многих верующих. В этом году церковь отметит 800-летие со дня ее рождения.

Мощи были переданы общине верующих с формулировкой "на постоянное хранение", то есть в бессрочное пользование. Тем самым, считают специалисты, из государственного обращения они изъяты не были. Это дает юридическое основание органам власти выполнить их функции - защищать государственную собственность. И потому вопрос их принадлежности должны решать федеральные структуры строго в правовом поле.

Некоторые наблюдатели "обострение" вопроса связывают с кончиной Валентина. Считая, что уход лидера создает прецедент для выяснения судьбы церкви. После смерти отца Валентина РПАЦ возглавил Феодор, архиепископ Борисовский и Отрадненский. Но и он не намерен отступать и будет отстаивать право на владение святыней в суде. Священник заявил, что юристы уже готовят обращение в суд. Вместе со своим адвокатом отец Феодор уже побывал в музее.




В миру Ефросиния Сузальская была княжной Феодулией Черниговской, старшей дочерью Михаила Всеволодовича, князя черниговского. Он был внуком Святослава, который в Орде принял страшную мученическую смерть за то, что вместе со своим боярином Федором отказался поклоняться языческим божкам. С тех пор Православная Церковь стала чтить их как святых мучеников, которые ради веры христовой смогли пожертвовать своими жизнями, но не предали ее.

В семье Михаила Всеволодовича долгое время не было детей, и появление на свет в 1212 году Феодулии стало для родителей настоящим подарком небес. Удивительно, но с самых первых дней жизни маленькая княжна была склонна к постничеству. Так, когда ее кормилица употребляла в пищу мясо, Феодулия отказывалась брать ее грудь. Известно, что крестным Феодулии был игумен Киево-Печерского монастыря.

У князя была прекрасная по тем временам библиотека, и девушка проявляла большой интерес к книгам, прочитав все имеющиеся в ней сокровища древнегреческой литературы. К пятнадцати годам Феодулия выросла образованной, благонравной и статной девушкой. Знатные гости княжеской семьи невольно обращали на нее внимание, многие из них сватались к ней. Но Михаил Всеволодович решил отдать любимую дочь в жены великому суздальскому князю. Мина Иванович был достойной партией для княжеской дочери, так как происходил из старинного варяжского рода Шимона, который был потомком самого римского кесаря Клавдия.

Многие историки склонны считать, что князь Михаил Черниговский не имел своих собственных владений, когда Феодулия достигла возраста невесты. Дело в том, что после смерти его отца, киевского князя Всеволода, семье Михаила пришлось уехать из Киева в 1215 году. Михаил Всеволодович только в 1224 году стал новгородским князем, а позже получил собственные владения в городе Чернигове. До этого времени он просто не мог найти достойную партию своей старшей дочери.

В те далекие времена в Суздале правил великий князь Юрий Всеволодович Владимирский, который был женат на Агафье, родной тетке Феодулии. Обосновавшись в Суздале, юная девушка смогла расширить свои знания в богатых монастырских библиотеках. Возможно, в их стенах Феодулия и испытала склонность к подвижнической жизни, решив вскоре стать монахиней.

Феодулия приняла постриг в Ризоположенском монастыре, который был построен в Суздале в 1207 году, и взяла имя Ефросиния. В этот монастырь принимали в основном незамужних девушек, но для дочери Михаила Черниговского сделали исключении. Ефросиния не кичилась своим княжеским происхождением, не занимала высокие должности в обители и прославилась среди монахинь своей скромностью и трудоспособностью.

Сатана часто искушал княжескую дочь. Однажды он предстал перед Ефросинией в образе родного отца, который настойчиво звал девушку назад, домой. Но юная монахиня прочла молитву и образ отца расплылся. В другой раз дьявол принял облик привлекательного молодого мужчины, который принес девушке богатое блюдо с разными яствами, которое ей якобы передал ее жених. Но и здесь Ефросиния смогла увидеть происки лукавого и избавиться от дьявольского наваждения.

Ефросиния Суздальская обладала редким для представителей православной церкви даром - умением хорошо говорить проповеди. Ее самой любимой темой была греховная сущность людей. Ефросиния в своих проповедях всячески подчеркивала, что люди должны прогонять от себя греховные мысли, причиной которых есть тело, обуреваемое страстями. Речи инокини были всегда настолько убедительными для толпы, что мать-игуменья говорила, будто ее устами вещает сам Господь.

Ефросиния Суздальская дала предсказание страшного нашествия татаро-монгол на Россию. Как-то она размышляла в уединении в собственной келье и вдруг перед ней предстала устрашающая картина, как несметные полчища разбойников врываются в города, поджигают дома, убивают и угоняют в плен людей. В ужасе монахиня стала просить Бога о помиловании земли русской, но в ответ услышала, что за грехи и беззаконную жизнь наказание будет неминуемо.

Все произошло именно так, как и сказала монахиня. Многочисленные орды кочевников под руководством хана Батыя вторглись в русские города. Уже был сожжен величественный город Владимир, когда татаро-монголы ворвались в Суздаль. Горожане закрыли крепостные ворота в надежде спастись, а монахини, по настоятельной просьбе Ефросинии, остались в монастыре за невысокой оградой. Архангелы, согласно ее пророчеству, должны защитить монастырь, так и получилось: войско полностью разграбило город, но обошло стороной святое место.

Молитва к ефросиньи суздальской

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, - она будет служительницей Влахернской церкви.

У нее было четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия Ростовского (1238г., память 4 (17) марта).

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых. ». В этом списке - философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве - в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи - только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы - главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться, оставляли мир.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - . Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

Вся жизнь преподобной Евфросинии - и внешняя, и внутренняя, - была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань - требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния - русская терпеливица. Ее образ - воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами - этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.

Имя преподобной до пострига - Феодулия - «Раба Божия» говорит о ее предназначении . Имя монашеское - Евфросиния раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Еофросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

http://pravkurs.ru/ – Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной ли

Грани сердца

Путь в Будущее -путь сердца

Преподобная Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана – родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, – она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

У нее было четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия Ростовского).

Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых. ». В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись: «Преставися князь Феодор Ярославич Больший. И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве – в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила не вкушая пищи – только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы – главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться, оставляли мир

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, – сказал Господь, – . Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала, твердо стоять за веру, чтобы он «. не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!». Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее – подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала: «Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Суздаль, Церковь царя Константина, здесь покоятся мощи Ефросиньи Суздальской

Вся жизнь преподобной Евфросинии – и внешняя, и внутренняя, – была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань – требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния – русская терпеливица. Ее образ – воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами – этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Оценка 4.5 проголосовавших: 22

Преподобная Евфросиния Суздальская

Особую известность Ризоположенский монастырь приобрел во время подвижнической жизни преподобной Евфросинии - старшей дочери святого черниговского князя Михаила и его благочестивой и милостивой супруги Феофании. Инок Григорий, составивший "Житие преподобной Евфросинии Суздальской", приводит несколько устных преданий из жизни будущей подвижницы. В одном из них говорится, что долго не было детей у благочестивых супругов и усердно молили они Пресвятую Богородицу о даровании им чада. Искренняя молитва их была услышана, и в одну ночь явилась им Царица Небесная и сказала: "Дерзайте, дерзайте и молитесь; возьмите благоухание и покадите им весь дом свой".

Испуганные князь и княгиня быстро встали и увидели в изголовье узелок с благоуханием. Слезно помолившись Деве Марии, удостоившей их Своим посещением, взяли они кадильницу и наполнили дом свой дивным благоуханием. Через некоторое время Пресвятая Богородица вновь явилась ночью и дала новое знамение супругам: в сонном видении увидел князь, как Матерь Божия вручает ему прекрасную голубицу, сообщая тем самым о рождении у них дочери.

Князь и княгиня поспешили в Киево-Печерскую обитель, усердно молились о даровании им дитяти и удостоились третьего посещения Пресвятой Богородицы, которую на этот раз сопровождали преподобные Антоний и Феодосий. "Идите в свой дом, - сказала Она супругам, - вы зачнете дочь и наречете ее Феодулия. Храните ее со всяким страхом, ибо она будет честным сосудом Святого Духа и сопричтется к лику девственных служительниц Мне при Ризоположенском монастыре в Суздале. Я сохраню ее, как зеницу ока, приготовляя ее на брак Сыну Своему. Пищей для нее будет хлеб, соль и вода, мяса же не вкусит она".

В 1212 году у счастливых супругов родилась дочь, которую они по слову Божией Матери назвали Феодулия; крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником у святой купели стал сам игумен монастыря. По обычаям того времени, к младенцу была приставлена кормилица, и когда та вкушала мясо, то девочка в тот день не принимала от нее молока и весь день оставалась без пищи. Заметив это, князь запретил кормилице вовсе употреблять мясную пищу. Когда же окончилось время кормления, пищей для Феодулии (по предсказанию Пресвятой Богородицы) стали хлеб, соль и немного овощей, а питьем - только вода.

Когда Феодулия немного подросла, благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию, в остальном же воспитателем и наставником юной княжны был боярин Феодор, который отличался мудростью и ученостью. В такой благочестивой семейной обстановке юная княжна приобрела добрые наклонности и нрав, и княгиня часто думала о том, что ожидает ее дочь, стараясь понять, как исполнится предсказание Царицы Небесной. Однажды ей приснился сон, будто возносится она на высокую гору с дочерью на руках и со словами благодарности отдает свое дитя в дар Всевышнему.

Феодулия и внешним своим видом радовала родителей, так как была красива, и многие князья засылали сватов к черниговскому князю, чтобы заполучить такую невесту для своего сына. Сама же она более всего почитала иноческую жизнь и иноческие подвиги, поэтому с ранних лет всю себя мечтала посвятить Богу. Но родители хотели выдать дочь замуж и, когда княжне исполнилось пятнадцать лет, обручили ее с потомком варяжского князя Шимона - Миною Иванычем, который владел имением под Суздалем.

Феодулия не хотела выходить замуж и стала усердно молиться Пресвятой Богородице, прося у Нее наставления и утешения. Явившись, Царица Небесная сказал ей: "Чти отца и матерь и не противься своим родителям. Но не бойся: скверна мира не прикоснется к тебе и твоего брака не будет. Ты, осененная Святым Духом, будешь иметь жилище в обители девственниц; однако, исполняя волю родителей, спеши в Суздаль".

В 1227 году Феодулия отправилась в Суздаль, но в пути ее догнала весть, что жених ее тяжело заболел. А когда она приехала в город, то уже не застала его в живых. Скорбное известие о внезапной кончине жениха благоверная дева восприняла как указание Божие избрать иноческую жизнь, поэтому в отчий дом она не вернулась. Упав на колени перед игуменьей Ризоположенского монастыря, она стала просить принять ее в обитель. Видя непреодолимое желание Феодулии, старица уступила и приняла княжну в обитель.

Приняв в постриге имя Евфросиния, княжна-инокиня стала с усердием исполнять все возложенные на нее послушания, среди которых были и такие - почитать других насельниц обители, работать на них со смирением, не превозноситься своим княжеским происхождением и т. д. Все время юная Евфросиния проводила в трудах и молитвах, никому от нее не было обиды, для себя она все делала своими руками. Изнуряя плоть, она сначала оставалась без пищи от вечера до вечера, а затем по два и по три дня, "иногда же и целую седмицу", подкрепляя себя только водой. Душу же свою преподобная Евфросиния просвещала пением и молитвами, ежедневно участвовала во всех церковных службах и несла клиросное послушание. А в свободное время оставалась в келье вместе с игуменьей для чтения книг Священного Писания.

Вскоре преподобная Евфросиния удостоилась особой милости, когда однажды ей явился Сам Иисус Христос в образе прекрасного отрока и встал рядом с ней. Инокиня сразу поняла, кто это, и осмелилась спросить: "Как Ты, бесплотный, воплотился ради нас и как Тебя распяли иудеи?" И Господь отвечал ей: "Я воплотился милости ради", а затем распростер Свои пречистые руки и сказал: "Так распяли меня нуден, по Моему изволению. Ты же бодрствуй и крепись".

Ободренная явлением Иисуса Христа, преподобная Евфросиния еще больше усилила свои иноческие подвиги. Но юная подвижница не избежала и дьявольских искушений: она слышала его скверные ласки и гнусное сладострастие, видела различных духов злобы, лености, себялюбия, ненависти, нерадения и др. Искушая святую, враг рода человеческого надеялся, что она ослабеет в борьбе, оставит обитель и, возвратившись к родителям, будет вести мирскую жизнь. Поэтому он являлся ей то в образе отца и звал в Чернигов, а то представлялся в облике слуги с подарками от жениха… Но преподобная Евфросиния крестом, именем Иисуса Христа и молитвами к Пресвятой Богородице отгоняла лукавые наваждения.

Со временем слава о подвижнической жизни преподобной Евфросинии стала привлекать в обитель многих богомольцев из города Приходили в монастырь и знатные горожанки с дочерьми своими, чтобы помолиться вместе с преподобной Евфросинией и послушать ее душеспасительные беседы. С дозволения игумении она не только читала инокиням обители и богомольцам книги Священного Писания и сочинения святых отцов, но и без книг преподавала душеполезные наставления всем собравшимся. Игумения Ризоположенского монастыря и ее помощницы не завидовали мудрости и славе преподобной Евфросинии; напротив, они удивлялись тем дарам благодати, которые изливались на святую подвижницу, за что удостоились видений, которые свидетельствовали о богодухновенности ее мудрости.

Наставления преподобной Евфросинии и ее строгая жизнь побуждали многих жителей Суздаля отдавать своих дочерей в Ризоположенский монастырь, чтобы те посвятили себя иноческой жизни. Поступали в обитель и вдовы, так как в то время считалось, что после смерти мужа им приличнее всего посвятить свою жизнь иноческим подвигам.

По совету преподобной Евфросинии игумения разделила Ризоположенский монастырь на две части: в одной поселили девиц, в другой - иночествующих вдов. Такое разделение было сделано для того, чтобы девы-инокини не узнали того, что испытали в миру монахини-вдовы. С этой же целью юным насельницам запрещалось разговаривать с мирскими замужними женщинами, приходившими в монастырь.

Для молитвы сначала все собирались в общей Ризоположенской церкви, а затем был построен собор в честь Пресвятой Троицы, после чего произошло окончательное разделение девиц и вдов. Таким образом, при преподобной Евфросинии монастырь разросся так, что из одного образовались две женские обители. И обе находились в таком цветущем состоянии, что долгое время в каждой даже была своя собственная игуменья. При жизни преподобной Евфросинии не было другой женской обители, которая могла бы равняться с Ризоположенским монастырем по благочестию и трудам монахинь в жизни и богослужении.

После смерти игуменьи Ризоположенского монастыря преподобную Евфросинию, по словам черниговского епископа Филарета, послушницы избрали начальницей обители. Сведения эти "Житием преподобной Евфросинии Суздальской" не подтверждаются, но даже если она и не была игуменьей, все равно имела нравственное влияние на инокинь.

Через шесть лет после татаро-монгольского нашествия преподобная Евфросиния узнала о мученической смерти в Орде своего отца - великого князя черниговского Михаила.

Благоверная княгиня-инокиня Евфросиния и раньше одевалась небогато, а лишившись родителей, стала носить ветхое рубище, еще больше усилила строгость поста и продолжительность молитвы. Однажды какой-то богатый житель Суздаля, увидев ее в ветхой и разорванной одежде, с изможденным от подвигов лицом, сжалился над преподобной Евфросинией и прислал ей дорогое платье. Но она сказала: "На что мне это? Рыба на стуже, засыпанная снегом, не портится и даже бывает вкуснее. Так и мы, черноризицы, если терпим холод, крепнем душою и бываем приятны Богу". А когда узнала, что человек этот скуп и жестоко обращается с домашними своими, то сказала ему такое наставление: "Счастлив дом, в котором господа благочестивые; счастлив и корабль, который управляется искусным кормчим; блажен и монастырь, в котором обитают воздержанные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, на котором нет искусного кормчего; горе и монастырю, где нет воздержания: дом обнищает, корабль разобьется, монастырь запустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню прежде всего домашним своим, и если хочешь дать от щедрот своих нам в монастырь, то пришли только масла деревянного, свечей и ладану. Этого будет достаточно".

Еще при жизни Господь прославил преподобную Евфросинию даром прозорливости и чудотворений. На Руси появилось тогда много повальных болезней, от которых умирали тысячи людей. Святая обратилась к Царице Небесной с усердной молитвой, и Пресвятая Богородица обещала: умолю Сны Моего, да дарует Он тебе власть спасать и исцелять всех, кто через тебя будет призывать Христа и Меня, рождшую Его". И с того времени все больные, если призывали Спасителя именем преподобной Евфросинии, получали помилование и исцеление.

В Суздале жила тогда одна знатная и благочестивая вдова, которая очень любила Ризоположенский монастырь. У нее была бесноватая дочь, и мать, надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, обещала отдать отроковицу в обитель, если та выздоровеет. Вместе с больной она отправилась в монастырь и умолила преподобную Евфросинию исцелить бесноватую.

Та стала молиться о несчастной девушке, но злой дух заговорил устами девицы: "С тех пор, как пришла на место это прелестница сия, нет мне власти в черноризицах, а теперь и от этой девицы отгоняет она меня".

Сказав это, он поверг больную к ногам преподобной Евфросинии, долго и жестоко мучил, а потом навсегда оставил ее. Преподобная подняла отроковицу за правую руку, и та встала здоровой. Обрадованная мать немедленно выполнила свое обещание, и дочь ее приняла постриг с именем Таисия. Вскоре приняла постриг и мать, которую отправили на вдовью половину обители.

Около 1250 года преподобная Евфросиния, чувствуя приближение смерти, приобщилась Святых Тайн, помолилась, перекрестилась и спокойно отошла в жизнь вечную. Весть о ее кончине распространилась быстро, и в монастыре собралось много народа. Пришли недужные и больные, одержимые злым духом; они прикасались к телу умершей и по молитвам своим получали исцеление. Но со временем славу Ризоположенского монастыря затмили новые женские обители, устроенные к тому времени в Суздале: Александровская - в честь Александра Перского (ангела-хранителя благоверного князя Александра Невского), пользовавшаяся покровительством суздальских князей и названная "великой лаврой", а затем Покровский женский монастырь.

В середине XVI века у гробницы преподобной Евфросинии совершилось несколько чудес, после чего Ризоположенский монастырь вновь привлек к себе внимание. Тогда и появилась мысль о канонизации преподобной Евфросинии, что и было со временем исполнено. А при гробнице ее стали совершать торжественные службы, каноны и молебны. Однако еще до этого множество богомольцев стекались в Ризоположенскую обитель, и случаи чудес у гробницы преподобной Евфросинии умножались. Весть об этом быстро разносилась по округе, и когда стали торжественно совершаться службы преподобной, то в течение сентября множество "чюдоносныхъ исцелений быта; слепые, хромые, сухие, немые, недужные, расслабленные, кто каким недугом одержим бысть".

В сентябре 1699 года суздальским митрополитом Иларионом были торжественно открыты нетленные мощи преподобной Евфросинии, которые до этого, хоть и было церковное чествование ее, оставались под спудом. Несмотря на 450-летнее пребывание в земле, нетленными оказались и погребальные ризы преподобной Евфросинии.

Святитель Иларион, известный подвижник благочестия, повелел учинить "звон велик" и при громадном стечении народа совершил торжественное богослужение. А 25 сентября, в день памяти преподобной Евфросинии, был устроен торжественный ход из суздальского Богородице-Рождественского собора в Ризоположенский монастырь. По благословению патриарха Адриана мощи преподобной Евфросинии переложили в новую раку и поставили в соборной церкви Ризоположенского монастыря (близ северных врат). На торжество прибыло много паломников из окрестных мест, и в это время совершилось много чудесных исцелений "для памяти и на пользу будущим родомъ".

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Ефросиния Суздальская, преподобная В древнем граде Чернигове жил святой благоверный князь Михаил Всеволодович, теплый верою к Богу, милостивый к убогим.Его княгиня - имя ее не дошло до нас - также была благочестива и милостива. Долго супруги не имели детей и, скорбя о

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

София Суздальская, преподобная Преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя московского Василия Иоанновича (1505–1533). Он выбрал ее в супруги из пятисот самых красивых девиц. Но брак оказался бездетным, о чем

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Евфросиния Полоцкая, преподобная Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) и дочерью князя полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая (+ 1173) Память ее празднуется 23 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святыхПрп. Евфросиния, в миру княжна Предислава, была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. Рано полюбила она

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) Память ее празднуется 25 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Соборам Владимирских святыхПрп. Евфросиния, в миру княжна Феодулия черниговская, старшая дочь князя мученика Михаила Всеволодовича (память его 20 сент.), была

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Преподобная София, Суздальская чудотворица (+ 1542) Память ее празднуется 16 дек. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святыхПрп. София, в миру вел. княгиня московская Соломония Юрьевна, происходила из старинного знатного боярского рода Сабуровых и была

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Преподобная Евфросиния до крещения называлась Предиславой и была дочерью Святослава-Георгия Всеволодовича, князя Полоцкого, правнука святого равноапостольного князя Владимира. Сия княжна, по крещении своем, с юных лет

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века автора Клюкина Ольга

Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Пока благоверные князья русские усердным служением родине, подвигами молитвы и смирения среди

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава. дочь князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская, родилась в 1212 году. В святом Крещении носила имя Феодулия и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского (память 20 сентября). Благоверный князь Михаил и его

Из книги автора

Преподобная Евфросиния Московская († 1407) Преподобная Евфросиния Московская.Современная икона. Храм Преподобной Евфросинии, Москва. Дети, не верьте никогда внешнему! В 1366 году автор Рогожской летописи сделал такую запись: «Зимой князь великий Дмитрий с братом

Из книги автора

Преподобная Евфросиния, Великая княгине Московская (+1407) Евдоки?я Дми?триевна (1353 – 1407) – дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13?летнем возрасте выдана замуж за 15?летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича. Известна своей

Из книги автора

ЕВПРАКСИЯ, в мире Евфросиния, преподобная Псковская супруга Ярослава Владимировича, который княжил в Пскове, 1214 г., а потом ушел к Лифлянским рыцарям. Она была дочь Литовского князя Рогволода Борисовича, княжившего в Полоцке, и тетка князя Довмонта. В 1243 г. основала она в

Из книги автора

ЕВФРОСИНИЯ, преподобная княжна Полоцкая до св. крещения Предислава, дочь Святослава-Георгия Всеволодовича князя Полоцкого, правнука равноапостольного князя Владимира. Сия набожная княжна с юных лет посвятила себя учению и познанию книжного писания. "Разнесшияся по всем

Из книги автора

ЕВФРОСИНИЯ, преподобная Псковская (см. Евпраксия).

Из книги автора

ЕВФРОСИНИЯ, преподобная, княжна Суздальская дочь Михаила Всеволодовича, князя Черниговского, в мире именовалась Феодулия; преставилась в XIII веке, сентября 25, и погребена в Суздале в Ризоположенском монастыре. Мощи ее обретены 1699 г. сентября 18, и по благословению

Преподобная Евфросиния появилась на свет незадолго до того, как на Русь хлынули монгольские полчища, и вся ее жизнь была тесно связана с судьбой несчастной, истерзанной врагом Родины.

Отцом Евфросинии был черниговский князь Михаил. У князя и его супруги долго не было детей. Рождение этой девочки стало Божьим ответом на их горячую молитву. После долгожданной дочери княгиня родила еще шестерых детей. Но старшая дочка была любимицей отца. Князь сам обучал ее грамоте, поражаясь необыкновенному уму дочери. Для дальнейшего обучения Евфросинии был приглашен боярин Феодор. Это был мудрый, а, главное, благочестивый наставник. Он сумел дать княжне прекрасное образование для того времени – как свидетельствуют летописи, она, например, отлично знала античную литературу. Но главное, что вложил Феодор в сердце своей воспитанницы – это любовь к Богу и стремление жить по заповедям Евангелия.

Когда отроковице исполнилось пятнадцать лет, отец просватал ее за сына Суздальского князя. Все уже было готово к свадьбе, и невеста уже примеряла подвенечное платье, когда прибыл гонец из Суздаля:

“Горе, господин! Жених Евфросинии умер!”

Потрясенная девушка упросила родителей все-таки отпустить ее в Суздаль. Там, в Ризоположенском монастыре, молясь об упокоении души своего жениха, княжна приняла решение стать монахиней. Собираясь быть в Суздале княжеской женой, Евфросиния по Божьей воле стала здесь невестой Христовой.

Вскоре игуменья монастыря заметила, что юная инокиня умна не по годам, и дала ей послушание – толковать Священное Писание и говорить поучения монахиням и городским девицам. Благодаря своей начитанности и образованности, Евфросиния приобрела большую известность не только в Суздале, но и за пределами города. К ней стали приезжать даже из других княжеств, да и сама матушка-игуменья обращалась к юной монахине за советом. Несмотря на такую популярность, Евфросиния жила очень строго, проводя время в посте и в молитве.

Когда полчища врагов хлынули на Русь, Суздальская земля была разорена. Но монастырь по молитве княжны-монахини захватчики обошли стороной. Существует предание, что в тот недобрый час обитель вдруг окутало облако, и враги не заметили ее. Но всё же навсегда укрыться от беды нельзя было даже за монастырскими стенами. Вскоре хан Батый призвал к себе князя Михаила, отца Евфросинии. Собираясь в путь, князь заехал в Суздаль – попрощаться с любимой дочерью.

Князь Михаил с боярином Феодором – учителем Евфросинии – отправились к Батыю. Там они, как истинные христиане отказались поклониться идолам. Хан приказал пытать непокорных данников, и Михаил с Феодором приняли мученическую смерть.

Узнав о гибели дорогих ей людей, Евфросиния оделась в ветхое рубище, перестала разговаривать. Теперь её главным делом стала молитва за русскую землю.
Четыре года провела святая, усердно молясь, и сильно заболела. Перед самой смертью Евфросиния получила от Господа утешение: во сне она увидела князя Михаила и боярина Феодора в белых сияющих одеждах, стоящих посреди райского сада. Они уверили Евфросинью в том, что Господь не оставит русскую землю, что кровь мучеников лилась не напрасно.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»