М3 лии. Гайд по американскому среднему танку M3 Lee. Знакомство с машиной

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – "кавалерийские". Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк "Ford М 1918", известный в России как "Форд-З-х тонный". И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl" (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков "Ford М 1918". Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин "Ford М 1918". После этого их производство прекратилось, и почему - понятно.

Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.

Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.
Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор "Liberti" в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке "Vickers Medium Mk I", так что забираться в этот танк было очень удобно.


Танк Т2.

Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк "Vickers Medium Mk I", да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.


Весь ранний американский танковый парк.

Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, "эксцентрик" - как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая "Ковенантер", "Крусейдер", "Сентор", "Кромвель" и "Комету".


"Ford М. 1918". Вид спереди.

Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.


Проекции "Ford М. 1918".


Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.

Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?


"Ford М. 1918" в музее генерала Паттона.


Ведущее колесо.

И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.


Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.

Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами "Browning" М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель "Wright Continental R-975" имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.


Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов - снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!

В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию "General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации "Chrysler", по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: "American Locomotive company" и "Baldvin". Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, "Chrysler" получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.

Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы "Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна "Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве "плавающей". Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн "Chrysler", посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.

Сначала "Chrysler" сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.


Абердинский полигон. Танк М2 средний.

В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и "внеплановый" танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – "General Lee", в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.


Абердинский полигон. Танк М3 "General Lee".

Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер" Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.

(Продолжение следует…)

Итак, конструкция первого серийного американского танка по всем показателям получилась довольно архаичной. Ведь подобный танк, у которого пушка ставилась в корпусе, в СССР создали еще 1931 году. Правда, разрабатывал его приглашенный немецкий конструктор Гротте, но сути дела это не меняет. Известны и другие «многопушечные» машины с раздельной установкой двух орудий. Английский "Churchill" Мк I, например, также имел 75-мм пушку в лобовом бронелисте корпуса и 40-мм орудие в верхней башне. У французского В-1 75-мм короткоствольное орудие установили в корпусе справа от водителя и 47-мм пушку также в верхней башне. Так что ничего особо оригинального американцы на первых порах придумать не сумели.

М3 в музее в Кубинке.

Что касается работ по постройке нового танкового завода фирмы "Chrysler", то они были начаты 9 сентября 1940 года в пригороде Детройта - называвшемся Варен Тауншир на территории примерно в 77 тыс. акров. К январю 1941 года были закончены подготовительные работы, а инженеры "Chrysler" вместе со специалистами предприятий "American Locomotive company" и "Baldvin" закончили тем временем отработку всех технологических процессов. Ну, а первые опытные машины начали тестировать уже 11 апреля 1941 года. 3 мая первый танк М3 уехал на Абердинский полигон, а второй был сохранен для показа приемной комиссии в качества стандартного образца. Серийное производство танков "General Lee” начали 8 июля 1941 года, то есть в разгар боев на Восточном фронте. А так как 8 марта этого же года в США приняли закон о ленд-лизе, то этим были сняты все ограничения на поставку этих танков в Великобританию, а затем и в СССР, все новые выпущенные танки тут же отправились за океан. Разумеется, все фирмы, имевшие отношение к производству бронетанковой техники, тут же принялись наращивать ее выпуск. Активно включились в этот бизнес фирмы «Pullman-Standart Car Company", "Pressed Stell" и "Lima Lokomotive". Причем нужно отметить, что пока выпускался М3, а он выпускался всего лишь немногим больше года, а если точно, то с 8 июля 1941 года и по 3 августа 1942 года. Концерн "Chrysler" за этот период произвел 3352 танка М3 различных модификаций, "American Locomotive company" - выпустил 685 штук., "Baldvin" больше - 1220 штук., "Pressed Stell" - всего 501 танк., "Pullman - Standart Car Company” - уже 500, а все вместе это дало в итоге 6258 машин различных модификаций. Да еще помогли канадцы: их фирма "Monreal Lokomotive company" также освоила выпуск этих машин и изготовила 1157 танков М3 уже для канадской армии. Однако уже в августе 1942 года эти предприятия быстро переключились на производство танка М4 "Sherman”. Хотя… было и исключение. Фирма "Baldvin" продолжила выпуск М3А3 и М3А5 до самого декабря 1942 года.


Британский М3 «Генерал Грант» в музее в Бовингтоне. Обратите внимание на его прихотливую раскраску.

Отметим, что танки М3 абсолютно всех модификаций выглядели настолько оригинально, что их практически невозможно спутать ни с какими другим танком мира.


Танк М3 фельдмаршала Бернарда Монтгомери из Имперского музея войны в Лондоне.


«Монти» возле своего танка. Северная Африка 1942 год.

Как уже отмечалось расположение орудия в бортовом спонсоне, приблизило этот танк к машинам Первой мировой войны, хотя и на другом техническом уровне. Двигатель находился сзади, а вот трансмиссия трансмиссия была впереди, из-за чего пришлось двигатель соединять с трансмиссией длинным карданным валом. Здесь, где проходил этот вал проходили и тяги управления работой двигателя и все это была закрыто легким съемным кожухом. Все детали трансмиссии монтировались в литой части броневого корпуса, которая состояла из трех частей, соединявшихся между собой при помощи болтового соединения через фланцы. В результате у танка была очень своеобразная носовая оконечность. Также болтами все это крепилось к корпусу танка, и это технологическое решение применялось на всех модификациях, а затем и на самых ранних танках М4 "Sherman". Корпус собирался из плоских бронелистов. При этом их толщина была также неизменной на всех модификациях и равнялась 51 мм в лобовых проекциях, толщина бортовых и кормовых листов составляла 38 мм, и 12,7 мм это была толщина брони крыши корпуса. На днище танка толщина брони была переменной: от 12,7 мм в районе двигателя до 25,4 мм под боевым отделением. Толщина стенок 57 мм, а крыши 22 мм. Угол наклона передней броневой плиты равнялся 60 градусам к горизонту, но боковые и также задние плиты располагались вертикально. Крепление плиты различалось на разных модификациях. На модификациях М3, МЗА4, МЗА5 крепление осуществлялось на заклепках. На модификациях МЗА2 и МЗАЗ использовалась сварка. к внутреннему каркасу. На танк МЗА1 верхняя часть корпуса была литой. Корпус этой машины имел очень выгодные очертания и буквально «обтекал» экипаж и механизмы, но сделали их всего три сотни из-за сложностей с технологией литья и закалки таких больших «ванн». «Клепать» корпуса из плоских листов, также, как и сваривать их оказалось проще и дешевле. Однако технология была отработана и в будущем весьма пригодилась.


«Экипаж машины боевой»

Справа стороны корпуса устанавливался цельнолитой спонсон с 75-мм орудием, установленным так, что за габариты корпуса он не выступал. Именно высота спонсона, также, как и габариты двигателя, вместе определили высоту корпуса танка. Литая башня с 37-мм орудием, была сдвинута влево, а над ней находилась еще маленькая башенка, в которой находился пулемет. Получилась своеобразная пирамида высотой 3214 мм. Длина танка равнялась 5639 мм, ширина - 2718 мм, клиренс составлял 435мм. Очевидно, что высота машины вышла чрезмерной. Зато боевое отделение вышло весьма просторным, и, кстати, до сих пор, признается одним из наиболее комфортабельных. Причем корпус танка внутри еще и оклеивался слоем губчатой резиной, что предохраняло экипаж от мелких, отслаивающихся от брони осколков. Для входа в танк по бортам служили две двери, люк на корпусе сверху и еще на крыше пулеметной башни. Это позволяло экипажу быстро забираться в танк, и с удобством эвакуировать раненых через эти боковые двери, хотя они и снижали некоторым образом прочность корпуса.


Английские М3 у Эль-Аламейна, Египет, 7 июля 1942 г.

Каждый член экипажа имел смотровые щели и еще амбразуры для ведения огня из личного (чему в армии США уделялось большое внимание!), защищенных бронекозырьками. На заднем бронелисте корпуса для доступа к двигателю имелась большая двухстворчатая дверь, причем стык ее створок был закрыт узкой полосой закрепленной на болтах. По обе стороны от нее находились два фильтра - воздухоочистителя, как круглой, так и коробчатой формы. Воздухозаборники традиционно находились на верхнем надмоторном бронелисте и закрывались сетками. И здесь же был опять-таки двухстворчатый большой люк для демонтажа двигателя (на моделях М3А3 и М3А5). Подобное расположение люков облегчало обслуживание двигателя. На модификациях М3, М3А2 и М3А4 вместо люка были съемные листы брони: по два у первых двух танков и целых пять у последнего. Здесь же (на боковых скосах кормовой части корпуса) мог крепиться и шанцевый инструмент, и пехотные каски, и коробки с рационами. Одним словом, эта часть танка использовалась в качестве «грузового отделения».


Тренировка экипажей М3 в форте Нокс, штат Кентукки.


Там же. Полный ход на песчаном грунте.

Следует отметить, что на танках М3, М3А1, М3А2 не было принудительной вентиляции, ради которой экипаж должен был открывать верхние люки. Недостаток быстро учли и на моделях М3А3, М3А4, М3А5 было установлено сразу три вытяжных вентилятора под бронированными колпаками: один слева от водителя, прямо над спаркой пулеметов, второй за люком корпуса, за казенником 75-мм орудия и последний над казенной частью 37-мм пушки на крыше маленькой башне. Поэтому пороховые газы из танка быстро отсасывались и не беспокоили экипаж.


Пехота 19-ой Индийской дивизии на улице Мандалая в Бирме, 9-10 марта 1945 г. Обратите внимание на пушку с длинным стволом. Не все их успели обрезать. Часть так и попала на войну "необрезанными" и показали себя эти орудия очень хорошо!

В движение танки М3, как "General Lee”, так и "General Grant" обычно приводились звездообразным авиационным девятицилиндровым карбюраторным двигателем "Wright Continental" R 975 ЕС2 или модификации Cl мощность которого составляла 340 л.с. Он давал возможность этому 27-тонному танку развивать скорость до 42 км/час, и при запасе горючего в 796 литров, иметь дальность действия в 192 км. Традиционным недостатком таких моторов считается их пожароопасность, поскольку для работы им требуется высокооктановый бензин. Кроме того, их сложно обслуживать, в особенности те цилиндры, что оказались снизу. Но в 1941 году выбирать было практически не из чего, вот и пришлось со всеми этими недостатками смириться. Начиная с марта 1942 года такая фирма, как "Baldvin" стала монтировать на М3А2 и М3А3 автомобильные дизели "General Motors 6-71 6046" с водяным охлаждением и суммарной мощностью в 375 л.с. От этого вес танка увеличился на 1,3 тонны, но зато увеличились мощность, экономичность, скорость и запас хода. Эти танки получили индексы МЗАЗ и МЗА5. Затем в июне 1942 года "Chrysler" поставил на танк М3А4 новый 30-цилиндровый двигатель "Chrysler А 57" также с водяным охлаждением. Увеличилась длина корпуса, длина гусениц, а также вес на две тонны. Скорость при этом и запас хода не изменились. Англичане на своих машинах нередко заменяли американские моторы на свои радиальные дизели "Guiberson". Но корпус при этом переделкам не подвергался.


Пушка в спонсоне. Музей Пуккапунуал в Австралии.

Хотя танки и поставлялись в Англию, место водителя не менялось. Перед ним располагались следующие приборы: тахометр, спидометр, вольтметр, амперметр, разумеется, указатель расхода топлива, термометр и. конечно, часы. Управлять танком можно было рычагом переключения скоростей, ручным тормозом, педалями тормоза и акселератора.


М3 замаскированный под гусеничный транспортер.


Применялись такие машины в Северной Африке.

Танки всех модификаций имели резинометаллические гусеницы, и тремя колесные тележки с каждого борта. Сверху, на раме тележки находился поддерживающий гусеницу ролик. Ходовая часть, таким образом, была полностью взята с танка М2 и позднее использовалась и на ранних М4. Опорные катки могли иметь сплошные диски, так и диски со спицами. Подвеска отличалась надежностью и не занимала внутренних объемов танка. Ведущие колеса находились спереди, направляющие катки - сзади.

Гусеницы состояли из 158 траков, шириной 421 мм и длиной 152 мм каждой. На танках МЗА4 - их было по 166 штук, из-за более длинного корпуса. Устройство трака отличалась от траков того же Т-34. Каждый трак представлял собой резиновую пластину с металлическим каркасом внутри, и двумя металлическими трубчатыми осями, проходившими через нее. На них надевали соединительные скобы с профилированным клыком, соединявшими траки в гусеницу. На каждом траке было два клыка, которые огибали катки опорных тележек. Ну, а ведущая звездочка своими зубцами зацеплялась за соединительные скобы гусеницы. Сама же поверхность резиновой пластины трака была гладкой. Но на последних танках появились пластины с шевронными выступами, и позднее их также ставили и на гусеницы танки М4 "General Sherman".


«Тяжела и неказиста жизнь британского танкиста». Замена гусеницы.

Танк М3 для своего времени был… самым сильно вооруженным средним танком в мире. Его главной огневой силой являлось 75-мм пушка, которая была спроектировав Вестерфлейтском арсенале на основе знаменитого французского полевого орудия 1897 года калибра 75-мм, которое состояло также на вооружении армии США. Танковая пушка, получившая индекс М2, имела ствол в З м длиной, оборудовалась стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором и системой продувки ствола, что уменьшало загазованность боевого отделения. Причем система стабилизации на танке М3 применили впервые в мире и уже потом именно она послужила образцом для всех аналогичных систем на танках во многих армиях мира. Углы вертикального наведения составляли порядка 14 градусов, а по горизонту плоскости орудие можно было навести в секторе 15 градусов в обе стороны. Для наводки пушки по вертикали применялась как электрогидравлическая система, так ручной привод. Боезапас находился в самом спонсоне и также на полу танка.


М3 подбитый в Северной Африке. Танк поразили три снаряда разного калибра и только после этого он потерял боеспособность.

Однако с этой пушкой возникли проблемы. Выяснилось, что ствол ее выходит далеко за габариты корпуса. Это прямо-таки переполошило американских военных, почему-то очень боявшихся, что танк такой длинной пушкой во что-то упрется или зацепится ей при движении. Поэтому они потребовали ствол укоротить до 2,33 м, что заметно снизило все боевые характеристики пушки. «Усеченное» орудие получило индекс М3, и военным это было маслом по сердцу, но выяснилось, что система стабилизации с коротким стволом «сбоит», она не под него создавалась. Тогда на ствол решили надеть противовес, внешне походивший на… дульный тормоз. Кстати, очень похожая вышла и с нашим советским танком Т-34. Именно требованию тогдашних военных, конструкторам пришлось обрезать ствол пушки Ф34 на 762 мм, что снизило ее мощность на целых 35%. Зато теперь она за габариты танка не выступала! Очень похоже, что на консерватизм характерный для военных, не влияет ни национальная принадлежность, ни социальный строй.


М3 с литым корпусом и в «американской раскраске».

37-мм пушку создали в этом же арсенале в 1938 году. На танках М3 ставили ее модификацию М5 или М6. Углы ее вертикальной наводки давали возможность стрелять, хотя бы и теоретически, по низко летящим самолетам. С пушкой спаривался пулемет, еще один был в верхней башенке, при этом башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими ее от боевого отделения. Боекомплект этой пушки находился в башне и на дне вращающегося полика.


Фримантл. Западная Австралия. Музей войны и у входа хорошо сохранившийся и «ухоженый» М3.

На дистанции в 500 ярдов, то есть 457 м, снаряд этой пушки мог пробить броню толщиной до 48 мм, а 75-мм орудие - 60 мм броню, имеющую наклон в 30 градусов к вертикали.

Естественно, что обе пушки имели перископические оптические прицелы. У 75-мм орудия прицел был на крыше орудийного спонсона. С его помощью можно было стрелять прямой наводкой на расстояние в 1000 ярдов (300 м).


Не успел М3 попасть на вооружение армии, как он тут же оказался на обложке американского журнала «Фантастические приключения»! (№10 за 1942 год) Как видите «леопардовая девушка» сжигает эти танки лучом лазера!

Что касается англичан, то им вооружение, расположенное в три яруса, не понравилось. Поэтому на машинах "General Grant" верхнюю башенку не устанавливали, а на танках "General Lee", что применялись английской армией, ее также снимали, заменяя на люк. Прочее вооружение состояло из 11,43-мм пистолетов-пулеметов «Tompson", пистолетов и гранат. Также на башне английских танков монтировались 4-х дюймовые (102 мм) гранатометы для отстрела дымовых гранат.

Танки М3, выпущенные в США, обычно были окрашены краской зеленого цвета разных оттенков - начиная с темно-зеленого и до хаки. На борту там, где располагался двигатель с обеих сторон был нанесен регистрационный номер, который присваивался танку Департаментом вооружения. Голубым цветом писали название "USA" и буква "W" - обозначавшая, что танк уже передан в армию, и шестизначный номер - либо желтого либо белого цвета. На башне и на лобовой броне корпуса в качестве средства опознавания наносилась звезда белого цвета в синем круге, который вдобавок был наложен на белую полосу. Именно в такой раскраске танки М3 поставлялись американцами по ленд-лизу.


Не менее фантастический М3 СDL - «танк защиты Канала». Тоже своего рода «лазерное оружие».

Американские танки имели белые тактические номера и на башне, и корпусе: порядковый номер машины в танковой роте, потом буквенное обозначение самой роты. Например, так: 9Е или 4В. Рядом с дверью на спонсоне рисовались геометрические фигуры, также обозначавшие номера роты, батальона и полка в составе дивизии. Опознавательный знак дивизии размещался на среднем броневом листе трансмиссии. На тех танках, что сражались в Северной Африке, на лобовом бронелисте вместо белой звезды рисовали звездно-полосатый флаг США.


Кинофильм «Сахара» (1943 г.): «жара»!

Танки М3, отправлявшиеся в Англию имели окраску темно-оливкового цвета, как полагалось по американским стандартам. Но уже сами англичане перекрашивали их в традиционный британский камуфляж из полос желтого, зеленого и коричневого, имеющих черную окантовку. Первые танки, попавшие в Северную Африку, чуть ли не сразу же вступали бой, поэтому перекрашивать их просто не успевали. Но если было время, то их окрашивали в песочный цвет.


Еще один вариант камуфляжной раскраски М3.

Регистрационный номер при этом сохраняли, но букву "W" заменяли буквой "Т”. Номер восстанавливался белой краской. В специфических полевых условиях его могли и не закрашивать, а просто защищали трафаретом, отчего он получался словно в рамке оливкового цвета. Большинство британских танков М3, сражавшихся в Бирме, имело окраску зеленого цвета и большие белые звезды на корпусе и на башне. Регистрационные номера на них сохранялись. На некоторых на лобовой броне стояли еще и индивидуальные номера.

По своему замыслу танк Грант М3 представлял собой машину, времен Первой мировой войны, с расположением орудия в бортовом спонсоне, как на английских танках Мk I, Mk VIII, а вместо неподвижной рубки - вращающаяся башня. Двигатель располагался сзади, трансмиссия - спереди, коробка передач - под поворотным полом башни. Между ними - боевое отделение. Двигатель соединялся с трансмиссией карданным валом. Под валом находились тяги управления двигателем. Все это закрывалось съемным кожухом. Детали трансмиссии устанавливались в литой броневой корпус, изготовленный из трех частей, соединенных между собой на болтах через фланцы. Они образовывали весьма характерную носовую оконечность танка. К корпусу танка все это крепилось также болтами, что было одинаковым для всех модификаций. Такая же конструкция применялась и на ранних моделях танка М4 "Sherman". Корпус танка изготовлялся из плоских листов. Толщина брони была неизменной на всех моделях и составляла: два дюйма (51мм) —лобовая броня, по полтора дюйма (38мм) — бортовые и кормовые листы, полдюйма (12,7мм) — крыша корпуса.

Днище имело переменную толщину: от половины дюйма (12,7мм) под двигателем до одного дюйма (25,4мм) в районе боевого отделения. Стенки башни имели броню - два дюйма с четвертью (57мм), а крыша - семь восьмых дюйма (22мм). Передняя плита устанавливалась под углом 60 градусов к горизонту, боковые и задние - вертикально. Броневые плиты крепились на заклепках (модификации МЗ, МЗА4, МЗА5) или на сварке (модификации МЗА2 и МЗАЗ) к внутреннему каркасу. Танк МЗА1 имел полностью литой корпус. Однако, из-за сложности изготовления, было выпущено всего три сотни машин. С правой стороны корпуса устанавливали литой спонсон с 75-мм орудием, не выходивший за габариты корпуса. Высота спонсона, наряду с размерами двигателя, определяла высоту танка.
Над корпусом возвышалась литая башня с 37-мм орудием, сдвинутая влево, ее венчала маленькая башенка с пулеметом. Полученная пирамида оказалась свыше 3 м - десять футов и три дюйма (3214мм). Длина танка составила восемнадцать футов и шесть дюймов (5639мм), ширина - восемь футов одиннадцать дюймов (2718мм), клиренс - семнадцать и одна восьмая дюйма (435мм). Но танк получился с просторным боевым отделением, и, до сих пор, считается одним из самых комфортабельных. Изнутри корпус оклеивался губчатой резиной, чтобы предохранить экипаж от мелких осколков брони. По бортам устанавливали двери, имелись люки сверху и в пулеметной башне. Это обеспечивало быструю посадку экипажа, а самое главное - удобную эвакуацию раненых из танка, через бортовые двери, хотя двери и снижали прочность корпуса. У каждого члена экипажа имелись смотровые щели и амбразуры для стрельбы из личного оружия, защищенные броневыми козырьками. На кормовой плите корпуса находилась двухстворчатая дверь для доступа к двигателю, стык створок которой закрывался узкой полосой на болтах. По бокам и сверху от двери размещались два воздушных фильтра. Они были круглой и коробчатой формы. На надмоторной плите располагались воздухозаборники, закрытые сетками, и створки верхнего люка. Люки сверху и сзади облегчали доступ к двигателю при обслуживании. На надмоторной плите крепился шанцевый инструмент, буксирный трос, брезент, канистры, запасные катки, на надгусеничных полках -запасные траки. Часто там же располагали и пехотные каски. Иногда инструмент закреплялся на кормовой плите.

На танках МЗ как "General Lee" так и "General Grant", модификациях МЗА1, МЗА2 и всех машинах на их базе устанавливался авиационный звездообразный девятицилиндровый карбюраторный двигатель "Wright Continental" R 975 EC2 или модификация С1 мощностью 340 л.с. Он обеспечивал 27-тонному танку наибольшую скорость до 26 миль/час (42 км/час) и при возимом запасе топлива 175 галлонов (796 литров), пробег 120 миль (192 км). К недостаткам двигателя относится его высокая пожароопасность, так как он работал на высокооктановом бензине, сложность в обслуживании, особенно цилиндров, оказавшихся снизу. Но в 1941 году это был единственный двигатель, который удовлетворял танкостроителей. С марта 1942 года фирма "Baldvin" стала устанавливать на танках МЗ автомобильные дизели "General Motors 6-71 6046" водяного охлаждения, но по два двигателя суммарной мощностью 375 л.с., что увеличивало массу танка на 1,3 тонны, зато, из-за большей мощности и экономичности, скорость и запас хода несколько возрастали. Эти танки имели обозначение МЗАЗ и МЗА5. В июне 1942 года концерн "Chrysler" установил на танк новый 30-цилиндровый многорядный двигатель "Chrysler A 57" водяного охлаждения. Установка этого двигателя не только увеличила массу танка на две тонны, но и длину корпуса и, как следствие, длину гусениц. Скорость и запас хода сохранялись. Англичане на танках МЗ, находящихся на вооружении в их армии, могли в процессе эксплуатации заменять штатные американские двигатели на английские радиальные дизели "Guiberson". При этом переделок корпуса не производилось.

Водитель, даже на танках, поставлявшихся в Англию, располагался впереди слева. На приборной доске были установлены: спидометр, тахометр, амперметр, вольтметр, указатель расхода топлива, термометр и часы. Управление танком осуществлялось с помощью рычага переключения скоростей, педалей тормоза, акселератора и ручного тормоза.


Ходовая часть танка представляла собой резино-металлическую гусеницу, поддерживаемую тремя тележками на борт. Опорная тележка имела сварную раму, на которую, через две спиральные вертикальные пружины, крепилось коромысло с двумя опорными обрезиненными катками. Сверху, на раме устанавливался поддерживающий ролик. Опорные катки изготавливались как со сплошными дисками, так и со спицами. Такая опорная тележка применялась также на средних танках М2 и первых образцах М4.

Привод гусеницы осуществлялся через звездочку, которая находилась в передней части корпуса и имела два съемных зубчатых венца, закреплявшихся на болтах. Сзади - направляющий каток с натяжным кривошипным механизмом, который также крепился к корпусу на болтах.

Гусеницы были резинометаллическими и имели по 158 траков, шириной 16 дюймов (421 мм) и длиной 6 дюймов (152 мм) в каждой, на танках МЗА4 - по 166 штук, из-за удлиненного корпуса. Трак представлял собой резиновую пластину, с запрессованным внутри ее металлическим каркасом, через который проходили две металлические трубчатые оси, на которые надевались соединительные скобы с клыком, соединяющие траки в гусеницу. На каждый трак получалось по два клыка, огибающих катки опорной тележки. Ведущая звездочка захватывала гусеницу за соединительные скобы. Резиновая пластина трака была гладкой. На последние танки ставили пластину с шевронными выступами, которую устанавливали также и на танки М4 "General Sherman".

Танк МЗ имел достаточно сильное вооружение. Главная огневая сила — 75 мм орудие, установленное в спонсоне. Это орудие было спроектировано в арсенале Вестерфлейт на основе 75 мм французской полевой пушки Пюто и Дюпона, образца 1897 года, принятой на вооружение армии США после Первой мировой войны. Орудие, получившее индекс М2, имело длину ствола 118 дюймов (Зм), оборудовалось стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором, системой продувки ствола после выстрела. Система стабилизации наводки на танке МЗ была применена впервые в мире и впоследствии служила прототипом для аналогичных систем для танков многих армий мира. Углы вертикальной наводки составляли 14 градусов, в горизонтальной плоскости орудие наводилось поворотом всего танка. Вертикальная наводка пушки осуществлялась как электро-гидравлическим приводом, так и вручную. Боезапас располагался в спонсоне и на полу танка.

Однако при установке пушки М2 на танке выяснилось, что ствол выходит за переднюю линию корпуса. Это сильно переполошило военных, боявшихся, что танк может пушкой за что-то зацепиться при движении. По их требованию длину ствола уменьшили до 92 дюймов (2,33 м), что занизило боевые характеристики орудия. Такому усеченному орудию присвоили индекс МЗ, а при монтаже в танке, чтобы не переделывать систему стабилизации, на ствол надевали противовес, внешне похожий на дульный тормоз. Кстати, аналогичная история произошла с советским танком Т-34. По требованию военных, конструкторы уменьшили первоначальную длину ствола пушки Ф34 на 762 мм, чем снизили ее мощность на 35%. Зато пушка не выступала за габариты танка! Похоже, что консерватизм военных, не зависит ни от нации, ни от социального строя.

37-мм пушка была создана в том же арсенале в 1938 году. На танк М3 устанавливались ее модификации М5 или М6, во вращающейся на 360 градусов башне. Углы вертикальной наводки позволяли вести огонь и по низко летящим самолетам. В башне также устанавливался спаренный с орудием пулемет, а сверху - маленькая башенка, вращающаяся на 360 градусов, с еще одним пулеметом. Башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими боевое отделение в отдельный отсек. Боезапас орудия располагался в башне и на вращающемся полике.

37-мм орудие поражало с расстояния в 500 ярдов (457 м) броню, толщиной до дюйма и семь восьмых (48 мм), а 75-мм орудие - двух с половиной дюймовую броню, расположенную с наклоном 30 градусов к вертикали.
Оба орудия оснащались перископическими оптическими прицелами. У 75-мм орудия он располагался на крыше спонсона и позволял вести стрельбу прямой наводкой до 1000 ярдов (914м).

На танке устанавливались четыре пулемета "Browning" калибром 0,30 дюйма (7,62 мм) образца 1919 года, применявшихся на танках еще в Первую мировую войну. Один пулемет находился в пулеметной башенке. Но англичанам он почему-то не нравился, и на танках "General Grant" эту башенку не ставили. Более того, на "General Lee", находившихся в английской армии, эту башенку снимали, а вместо нее устанавливали люк. Второй пулемет был спарен с 37-мм орудием. Еще два -неподвижно закреплялись в корпусе, перед водителем. Экипаж также вооружался 0,45 дюймовыми (11,43мм) автоматами "Tompson", пистолетами, гранатами. В английской армии, на башне устанавливали 4-х дюймовые (102 мм) гранатометы для дымовых гранат.

Компоновка танка МЗ

Боезапас составлял 65 снарядов для 75-мм пушки, 126 снарядов для 37-мм пушки (на танках "General Grant"- 139), 4000 патронов для пулеметов, 20 магазинов для автоматов, 6 гранат, 12 сигнальных ракет, а также 8 дымовых гранат.
Экипаж танка состоял из 6 человек. Командир находился в башне 37-мм орудия и вел наблюдение из малой башенки. При небходимости вел огонь из пулемета. Рядом находился наводчик 37-мм орудия, а ниже его, по центру машины - заряжающий. Все они размещались на поворотном полике башни. Наводчик 76-мм орудия располагался внутри спонсона, а рядом с ним, в корпусе танка, сзади казенника орудия - заряжающий. Водитель сидел спереди и слева и мог вести неприцельный огонь из курсовых пулеметов.

Модификации танка М3

Базовая модель танка МЗ (английское обозначение Lee I) имела угловатый клепанный корпус, литую башню и звездообразный авиационный бензиновый двигатель "Wright Continental" R 975 EC2 или С1, доработанный для установки на танках, и выпускалась до августа 1942 года. Всего было изготовлено 4924 танка, в том числе, на заводах концерна "Chrysler" - 3243 танка," American Locomotive company" - 385 штук, "Baldvin" - 295 штук, "Pressed Stell" -501 штука, "Pullman-Standart Car Company" - 500 штук. Выпускаемые в Канаде танки МЗ имели некоторые отличия в ходовой части. Всего фирма "Monreal Lokomotive Work" произвела 1157 танков МЗ для канадской армии.

Первая модификация танка М3А1 (английское обозначение Lee II) имела литой обтекаемый корпус и 75-мм пушку М2, с укороченным стволом и противовесом у дульного среза. Остальные характеристики соответствовали базовой модели. Танки выпускались "American Locomotive company" с февраля по август 1942 года. Всего было изготовлено 300 машин.
Модификация танка МЗА2 (английское обозначение Lee III) имела сварной корпус и 75-мм пушку, с укороченным стволом и противовесом. фирма "Baldvin" в январе 1942 года произвела всего 12 машин, после чего перешла на производство танков М3А3.
Модификация танка М3А3 (английское обозначение Lee V) отличалась от М3А2 только двигателем. На этих танках установили два дизеля "General Motors 6-71 6046" водяного охлаждения, суммарной мощностью 375 л.с. Это увеличило массу танка до 63000 фунтов (28602 кг), но, из-за большей мощности и экономичности дизелей, скорость возросла до 29 миль/час (46 км/час), а запас хода - до 160 миль (256 км). Внешнее отличие танка от базовой модели - несколько измененная форма моторного отсека. Всего фирмой "Baldvin" с марта по декабрь 1942 года было выпущено 322 танка МЗАЗ.

Обозначением Lee IV англичане называли танк М3А3, но с двигателем "Wright Continental", при сохранении той же формы корпуса. По видимому, замена двигателей производилась англичанами в процессе эксплуатации.

Модификация танка М3А4 (английское обозначение Lee VI) производилась концерном "Chrysler" на Детройтском арсенале с июня по август 1942 года. Всего было изготовлено 109 машин. Танк Отличался новым 30-цилиндровым многорядным двигателем Chrysler А 57", водяного охлаждения, спроектированным и поставленным на конвейер на заводах концерна. Установка этого двигателя повысила массу танка до 64000 фунтов (29056 кг) и длину до 19 футов 8 дюймов (5995 мм), что также вызвало и увеличение длины гусениц до 166 траков в каждой. Но скорость и запас хода остались, как и у базовой модели.

Модификация танка М3А5 - это тот же М3А3, только с клепанным корпусом. Выпускался фирмой "Baldvin" с января по ноябрь 1942 года параллельно с танком М3А3. Всего фирма сделала 591 танк.

Танки М3 поставлялись в Великобританию. Там на них демонтировали верхнюю пулеметную башенку и устанавливали люк, а также наносили свой камуфляж.

После утверждения положения о Ленд-Лизе, в США прибыла из Великобритании комиссия по закупке вооружения, в том числе и с целью выбора американской бронетанковой техники, для собственных вооруженных сил, так как большая часть вооружения была оставлена во Франции, при эвакуации Дюнкерка. Комиссия должна была купить (за наличные!) опытные американские разработки. Она выбрала танк М3, но предложила изменить его конструкцию: установить новую башню, отказаться от верхней пулеметной башенки, установить английское радиоборудование. Все эти предложения прорабатывались на танках М2. Было решено наладить в США и производство танков М3 английской модели. Этот танк был назван "General Grant", в честь Улисса Симпсона Гранта (1827-1885 гг.), главнокомандующего федеральными силами северян в 1864-1865 гг во время Гражданской войны в США, а в 1869-1877 гг.- президента США от республиканской партии. Так, в названии танка примирили две враждующие стороны американского общества.

Танк "General Grant", отнесенный в Англии к "крейсерским танкам", имел две модификации:

- "Grant I" - создаваемый на шасси базового танка МЗ
- "Grant II" - создаваемый на шасси модели МЗА5.

Около 1400 «М3» поставили в СССР. В СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году его броня уже не спасала от немецких танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий силуэт танка, на русских дорогах имел плохую проходимость, с маломощным двигателем, к тому же весьма чувствительному к топливу и маслу, М3 не вызывал восторга у советских танкистов. Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Во время боя резина выгорала и гусеница разваливалась. Танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили «Братской могилой на шестерых». Примером может послужить рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: «Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь».

«Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] Барятинский Михаил

Прожекторный танк CDL

Прожекторный танк CDL

Наименее известной специальной модификацией танка М3 был ПРОЖЕКТОРНЫЙ ТАНК. В 1940 году англичане разработали концепцию прожекторных танков системы CDL (Canal Defence Light - прожектор обороны канала), названной так главным образом в целях дезинформации противника, поскольку пролив Ла-Манш, именуемый в Британии каналом, никто освещать не собирался. Первой машиной, созданной в рамках этой системы, стала «Матильда».

Вместо штатной на танк устанавливалась специальная башня из 65-мм брони, с расположенной внутри электродуговой лампой мощностью 8 млн. Вт. С помощью системы зеркал луч света фокусировался и направлялся сквозь узкую вертикальную щель в лобовом листе башни. В левой ее половине, за перегородкой, размещался оператор, управлявший прожектором, менявший электроды, а также, при необходимости, использовавший вооружение - пулемет BESA. Второй член экипажа - механик-водитель - по совместительству выполнял функции радиста.

Испытания танков CDL производились в Англии в 1941 году в условиях строгой секретности. Тогда же отрабатывалась и тактика их применения: танки выстраивали в линию на расстоянии примерно 100 ярдов (чуть более 90 м) друг от друга, и на дистанции около 300 ярдов от танковой шеренги лучи света пересекались, создавая сплошную освещенную зону.

В октябре 1942 года танки CDL продемонстрировали представителям высшего американского командования, среди которых были генералы Эйзенхауэр и Кларк, а также генерал Беренс из Департамента вооружения. По возвращению в США последний стал инициатором разработки технических требований к американскому варианту прожекторного танка. В качестве базы принимался средний танк М3, конструкция которого позволяла при установке прожекторной башни сохранить 75-мм пушку в спонсоне.

Американский вариант прожекторного танка М3А1 CDL.

Британский вариант прожекторного танка Grant Mk I CDL.

С целью соблюдения секретности танки системы CDL получили в США довольно странное кодовое обозначение Leaflets (листовки). Шесть комплектных английских прожекторных башен в конце 1942 года были доставлены в Абердин, где их смонтировали на танки М3. Пять из затем отправили в Форт-Нокс для прохождения испытаний, а один использовали для демонстрации военным и производственникам.

Прожекторная башня американской конструкции отличалась от английской деталями. В частности, британцы помимо пулемета BESA часто вооружали свои башни макетом 37-мм пушки. У американских башен макетов не было, да и пулемет был свой - Browning М1919А4. Кроме того, прожекторные танки на базе М3 оснащались более мощными лампами - в 13 млн Вт. Экипаж танка состоял из пяти человек. Привод на генератор мощностью 10 кВт осуществлялся от двигателя танка.

Башня танка Grant Mk I CDL, находящегося ныне в Королевском танковом музее в Бовингтоне. У этой версии отсутствует макет 37-мм пушки.

Прожекторный танк Grant Mk I CDL.

В Великобритании по системе CDL переоборудовали 1850 танков Lee и Grant. Все они получили обозначение Grant CDL. В США контракт на переделку танков М3 в прожекторные был подписан с компанией American Locomotive. В интересах все той же секретности они именовались Shop Tractor Т10. Башни изготавливались на заводе фирмы Pressed Steel Саг Company, в документации которой именовались как башни типа «S» для береговой обороны. Окончательный монтаж танков осуществлялся в арсенале Рок-Айленд. Первый американский танк системы CDL был готов в июне 1943 года. До конца же года на шасси танков М3 и МЗА1 изготовили 355, а в следующем, 1944 году, еще 142 боевых машины этого типа.

В США сформировали две танковые группы, вооруженные танками М3 CDL - 9-ю и 10-ю. В обстановке строжайшей секретности они проходили боевую подготовку на отдаленном полигоне на границе штатов Калифорния и Аризона.

10-я танковая группа высадилась на Европейском континенте 24 августа 1944 года, однако в боевых действиях толком участия не принимала. Командиры линейных танковых частей, которым придавались подразделения М3 CDL, просто не знали что им делать с этой техникой - чрезмерная секретность сыграла с американцами злую шутку. В итоге прожекторные танки несли большие потери. Вскоре батальоны 10-й группы переформировали в обычные танковые и вооружили «Шерманами». Несколько раньше такая же судьба постигла батальоны 9-й танковой группы.

Последние 64 танка М3 CDL в марте 1945 года принимали участие в форсировании Рейна. Причем экипажи для них пришлось отзывать из расформированных ранее прожекторных танковых батальонов. Во время обороны захваченных мостов через Рейн в районе Ремагена применение танков М3 CDL оказалось не слишком эффективным.

Ночная демонстрация прожекторного танка Grant Mk I CDL.

Из книги От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Невероятный русский танк Т-34 В надвигавшейся схватке на Курской дуге русские полагались на два основных танка - средний Т-34 и тяжелый КВ-1. Оба танка имели одинаковый двигатель, но ввиду разницы в весе Т-34 имел максимальную скорость 51 км ч, тогда как КВ-1 развивал скорость

Из книги …Para bellum! автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танк – что это? Но вернёмся к танку. Исходя из общей философии наземного боя, какими качествами должен обладать танк? Танк, а не дорогостоящий трофей, за которым нынешние стрелки начинают охоту уже с 3000 м.Танк слеповат, и храбрый пехотинец всегда улучит момент, чтобы

Из книги Скелеты в шкафу истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танк – что это? Но вернемся к танку. Исходя из общей философии наземного боя, какими качествами должен обладать танк? Танк, а не дорогостоящий трофей, за которым нынешние стрелки начинают охоту уже с 3000 метров.Танк слеповат, и храбрый пехотинец всегда улучит момент, чтобы

Из книги Танки, вперед! Курьезы танковой войны в битве за Ленинград автора Мощанский Илья Борисович

«Танк-агитатор» С нападением Германии на СССР мы сразу стали вести с немцами пропагандистскую войну. Этим занимались многие государственные ведомства и общественные организации Советского Союза: ГлавПУРККА, Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), исполнительный

Из книги КВ. «Клим Ворошилов» - танк прорыва автора Коломиец Максим Викторович

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Курт Танк (Германия) Курт Танк родился 24 февраля 1898 г. в городе Бромберг-Шведенхое. Участвовал в Первой мировой войне как командир роты на Западном фронте. Закончил войну капитаном, с ранением и нескольким наградами за храбрость.С 1920 г. обучался в Берлинской

Из книги Жестокие раунды автора Шатков Геннадий Иванович

Из книги Маневренные танки СССР Т-12, Т-24, ТГ, Д-4 и др. автора Коломиец Максим Викторович

«ТАНК ГРОТТО» Т-12 и Т-24 являлись не единственными маневренными танками, которые разрабатывались в Советском Союзе на рубеже 1920-1930-х годов. Еще одной боевой машиной данного класса был танк конструкции инженера Гроте - ТГ.В 1920-х годах между Советским Союзом и Германией

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

«Думающий танк» Юргенса В США оказывали всяческую поддержку Институту современного развития (ИНСОР). Он был создан группой истинных «гайдаровцев» незадолго до президентских выборов 2008 г. по типу «думающего танка», такого, как американская корпорация «РЭНД». Ему и

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Танк со стола Сталина Таких, как Говоров, военачальников с высшим образованием, да еще выпускников царской академии высшей квалификации в Красной армии было не слишком много. Особенно после беспощадных сталинских чисток накануне войны. Непонятно, как Говоров в них

Из книги Первые «Пантеры». Pz. Kpfw V Ausf. D автора Коломиец Максим Викторович

ТАНК «ПАНТЕРА» Ausf. D Прежде чем перейти к рассказу о производстве танков «Пантера» первой модификации - Ausf. D, сделаем небольшое отступление, посвященное буквенным обозначениям «пантер». Многие авторы пишут, что первые серийные машины (как правило, говорят о 20 единицах)

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

Танк прорыва В постановлении, принятом в июле 1942 года, ГКО обязал ЧКЗ все внимание конструкторов сосредоточить на выпуске тридцатьчетверок. Но появление у противника под Мгой в сентябре 1942 года «тигров» не давало покоя главному конструктору завода Ж. Я. Котину и его

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

«ТАНК МОЛОТОВА» (ТМ) Этот танк разрабатывался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) с весны 1936 года как альтернативный танку Т-38. Дело в том, что в 1935 году ГАЗ получил задачу организовать выпуск танков Т-37А, однако по ряду причин план в 50 машин так и не был выполнен. По

Из книги Самые первые танки автора Федосеев Семён Леонидович

«ДЕСАНТНЫЙ ТАНК» МК IX Мысль о том, что пехоту, наступающую с танками, необходимо саму снабдить защитой или посадить на транспортеры, высказывалась еще в начале разработки первых танков - тут можно вспомнить и идею Этьена о бронированных прицепах, и предложения Черчилля о

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

В отношении этой машины очень уместно прозвучит пословица «Первый блин комом». Дело в том, что на момент принятия в июне 1940 года Американской национальной программы вооружений у США просто не было среднего танка, который можно было бы пустить в серийное производство. По требованиям документа предполагалось, что Америка должна выпускать к концу 1940-го года 14,5 танка в день, а реально было не очень понятно, какой танк вообще строить. Существовавший на тот момент средний М2, готовый к производству, уже успел стать совершенно неподходящей кандидатурой из-за крайне слабой 37-мм пушки. 92 экземпляра его модификации М2А1 было выпущено с января по август 1940 года исключительно как временная мера, пока новый танк не будет спроектирован и стандартизирован.

Итак, 37-мм пушка М2 армию не устраивала категорически. Командующий пехотными войсками США потребовал, чтобы новый танк был оснащён орудием калибра минимум 75 мм. Задачу эту следовало решить быстро, но у американских конструкторов просто-напросто не было башни, способной вместить в себя орудие такого калибра. Исключительно ради экономии времени конструкторы прибегли к заведомо проигрышному решению и предъявили представителям Танкового комитета деревянный макет танка с орудием калибра 75 мм, установленном в спонсоне, расположенном в правой части корпуса. Это «гениальное» конструктивное решение здорово усложняло жизнь танкистам, потому что не позволяло вести круговую стрельбу. Танку предстояло изображать из себя волчок.

К чести конструкторов, они заведомо не считали новый танк удачным и позиционировали его как временную меру до момента появления танка с 75-мм пушкой в полноценной поворотной башне. Военные решили, что будет выпущено около трёх с половиной сотен машин М3, а после этого производство будет переориентировано на танки с нормальными вращающимися башнями.

Вопрос строительства танков на тот момент вообще был крайне больным для Америки. У неё просто не было необходимых производственных мощностей. Имелся всего один небольшой государственный завод «Рок-Айленд Арсенал», который не мог удовлетворять растущие запросы вооружённых сил. Надо было привлекать частных подрядчиков. Выбор стоял между предприятиями тяжёлого машиностроения и автомобильными концернами. Решение приняли в пользу второго варианта, так как тяжёлое машиностроение больше предназначено для выпуска относительно штучной продукции. Автомобильным же фирмам было не привыкать «гнать поток». Фирме «Крайслер» предложили пополам с государством построить специализированный танковый завод в Мичигане. Государство при этом становилось владельцем предприятия, а управлять им должен был сам Крайслер. Кроме того, предполагалось тесное сотрудничество нового завода с «Рок-Айленд Арсенал», которое должно было обеспечить соответствие оборудования и технологии будущего танка.

Разработку М3 начали конструкторы из Абердина. Новый танк получал двигатель, аналогичный М2, и такую же подвеску. Гомогенная катаная броня была усилена и поставлена на заклёпки, как у М2. Башня и спонсон были литыми. Чтобы уменьшить опасность поражения экипажа мелкими осколками и брызгами окалины, боевое отделение было покрыто изнутри пористой резиной.

Экипаж поначалу насчитывал семь человек. Забираться внутрь машины и покидать её они должны были через боковые двери и люки в спонсоне и в командирской башенке. Танк имел очень неплохой обзор. Вес машины составил 31 тонну.

К февралю 1941 года был готов проект нового танка и почти достроен танковый завод в Мичигане. Оставалось воплотить идею в металле и провести полигонные испытания. Опытный экземпляр прибыл на полигон в Абердине 13 марта 1941 года. Испытания выявили целый ряд недостатков: чрезмерную загазованность боевого отделения, уязвимость дверей в бортах, высокую вероятность заклинивания орудия в спонсоне от попадания вражеского снаряда, слабость подвески. Всё это предстояло устранять. Зато прекрасно проявили себя приводы башни и стабилизатор орудия. Даже при движении зигзагами по неровной местности наводчику было достаточно просто целиться.

В результате доработок вместо дверей появился эвакуационный люк в днище, исключён из состава один член экипажа, установлен телескопический прицел вместо перископического и сделано ещё немало изменений. И в августе 1941 года танк М3 был наконец-то запущен в серию. Всего с августа 1941 по декабрь 1942 было выпущено более 3,5 тысячи танков этого типа.

Помимо того что танк поставили на вооружения американской армии, его закупали и англичане. Они дали своему танку имя «Грант», а американцы — «Ли», по именам генералов — участников Гражданской войны в США.

Как уже говорилось, М3 выпускали исключительно «за неимением лучшего». И потому большая часть машин отправилась по ленд-лизу в Британию и СССР. Советский Союз получил 976 машин, распределённых по отдельным танковым батальонам, полкам и бригадам. Американский танк участвовал в боевых действиях на всех фронтах, принимал участие в Курском сражении, а одна машина даже доехала до Дальнего Востока. Но в Красной Армии М3 не пользовался большой любовью. У него была недостаточная проходимость, слишком высокий силуэт и резино-металлические гусеницы, выгоравшие, стоило только машине наехать на огонь. Неподвижный танк становился лёгкой мишенью для вражеских орудий. Часто гусеницы просто сваливались. Огромные претензии вызывала компоновка орудия в спонсоне, из-за которой танку было значительно труднее вести огонь по противнику. Все эти недостатки привели к тому, что в советских войсках М3 получил невесёлое прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».

В войсках союзников М3 был уже к 1944 году полностью заменён «Шерманом», в советских от него тоже по мере сил избавлялись. Но даже после войны в Юго-Восточной Азии эти танки продолжали применять в бою. На их базе также было разработано немало другой техники — начиная от самоходных орудий и заканчивая инженерными машинами.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»