Летчик испытатель рыбников сергей где родился. Рыбников, сергей викторович. Уберёг сотни жизней

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

1978-2014

Герой Российской Федерации (12.07.2017), летчик-испытатель 2-го класса.
Родился 15 июля 1978 года в городе Шверин земли Мекленбург Германской Демократической
Республики, ныне в составе федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания Федеративной
Республики Германия. Русский. Из семьи военнослужащего. В связи с переводами отца к другим
местам службы семья жила в разных гарнизонах. Окончил среднюю школу в селе Возжаевка
Белогорского района Амурской области в 1995 году.
В армии с 1995 года. Поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К.А.Вершинина. В 1998 году в
связи с его расформированием переведён в Армавирский военный авиационный институт. Окончил его
в 2000 году с золотой медалью. С 2000 года - лётчик 67-го бомбардировочного авиационного полка
6-й армии ВВС и ПВО (аэродром Сиверский, Ленинградская область). Летал на фронтовых
бомбардировщиках Су-24М. С 2002 года — в запасе.
С апреля 2002 года — летчик-испытатель РСК «МиГ». В октябре 2003 году окончил ШЛИ.
Провел ряд ответственных испытательных работ на самолетах: МиГ-АТ, МиГ-21, МиГ-27, МиГ-31БМ, МиГ-29 всех модификаций. Демонстрировал Ил-103 на авиасалоне МАКС.
В период с июля 2012 года сентябрь 2013 года принимал участие в испытаниях самолета МиГ-29К/КУБ на авианесущем крейсере «Викрамадитья». Выполнил 42 посадки на корабль, из них 7 посадок в ночных условиях, проявив при этом профессионализм, мастерство, безупречную выдержку и силу. характера, действуя в обстановке требующей от летчика принятия грамотного и обдуманного решения Испытания проходили в сложных метеорологических и гидрологических условиях Баренцева моря без предварительной летной подготовки на наземном комплексе НИУТКА.
В 2014 году Сергей Викторович в качестве летчика-инструктора активно участвовал в обучении летчиков ВМС Индии, выполнив более 20 посадок и взлетов на авианосец «Викрамадитья».
4 декабря 2014 года катапультировался из аварийного МиГ-29КУБ (с В.В.Селивановым).
Двухместный учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ с бортовым номером 204 Летно-испытательного центра (ЛИЦ) им.А.В.Федотова РСК «МиГ» проверялся на ограничения по параметрам. По словам В.Селиванова, «это был 20-й, крайний пункт выполнения задания. Выполнили, и увидели, что не хватает высоты, чтобы выйти. Невписывание в режим. То есть самолет выйти не сможет с этой высоты, которую мы увидели». Экипаж катапультировался на предельно малой высоте. Самолет упал в районе деревни Чемодурово Воскресенского района (около 6 км на север от Воскресенска) в 100 м от здания школы. Оба летчика были вывезены с места приземления на поисково-спасательном вертолете Ми-8 ЛИИ им.М.М.Громова. Затем получивший черепно-мозговую травму командир экипажа летчик-испытатель Сергей Рыбников был доставлен на вертолете БК-117 авиации МЧС России в столицу в НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского. Здесь он умер 5 декабря не приходя в сознание. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище (г.Жуковский).
Награжден медалью Нестерова (10.04.2006).

Источники информации:

  • Сегодня днем разбился истребитель МиГ-29КУБ ЛИЦ РСК «МиГ» / Жуковские вести /
  • Сегодня появился еще один палубник / ЖЖ /
  • Скончался пилот разбившегося в Подмосковье МиГ-29 / ren.tv /

МиГ-29КУБ ВВС России / Фото: russianplanes.net

Погибший пилот рухнувшего в Подмосковье МиГ-29КУБ Сергей Рыбников будет похоронен 8 декабря в подмосковном Жуковском, сообщила пресс-служба "РСК "МиГ" в воскресенье. В четверг днем в районе населенного пункта Чемодурово Воскресенского района упал учебно-тренировочный истребитель МиГ-29.

Один из пилотов, Сергей Рыбников, скончался в экстренной реанимации из-за травм, полученных при катапультировании. "Прощание с летчиком-испытателем Сергеем Рыбниковым состоится 8 декабря в 12.30 в Доме культуры города Жуковского", - говорится в сообщении.

Биографическая справка

Сергей Рыбников родился 15 июля 1978 года в ГДР. С золотой медалью окончил Армавирский военный авиационный институт по специальности инженер-пилот и был направлен для прохождения службы в боевой полк Ленинградской области. В 2002 году он становится летчиком - испытателем РСК "МиГ".

В ноябре этого же года С. Рыбников поступил в Школу летчиков-испытателей имени А.В. Федотова. После окончания ШЛИ в октябре 2003 года С. Рыбникову был присвоен 3-й класс летчика-испытателя.

Ведущие инженеры по летным испытаниям отмечали упорство Сергея в освоении новой техники, его стремление владеть профессией в совершенстве, знать больше и много летать. Он пользовался глубоким уважением, был авторитетом в ОКБ, ВВС и у смежников.

Для него были характерны целеустремленность, принципиальность, преданность делу, стремление к новым знаниям. "Потеря замечательного человека и талантливого летчика-испытателя Сергея Рыбникова - это невосполнимая утрата для всей корпорации. Я выражаю самые глубокие соболезнования родным, близким и друзьям Сергея. Он прожил короткую, но достойную жизнь. Его имя навсегда останется в истории авиации и в нашей памяти", - сказал генеральный директор АО РСК "МиГ" Сергей Коротков.

Техническая справка

МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.

Описание

МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

Первый полет опытного истребителя МиГ-29КУБ состоялся в январе 2007 года / Фото: bastion-karpenko.ru

Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.


МиГ-29КУБ на борту авианосца "Викрамадитья" / Фото: rg.ru

Тактико-технические показатели

Технические характеристики:
Экипаж, чел. 1 (2 для МиГ-29КУБ)
Длина, м 17,37
Размах крыла, м 11,99 (со сложенным крылом: 7,80)
Высота, м 5,175
Площадь крыла, м² 42
Масса: пустого, кг
-нормальная взлётная
-максимальная взлетная:
~12700
17770
22400
Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/м3), кг
-внутренний
-с 3 ПТБ
-с 5 ПТБ

4550
7580
8860

Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «РД-33МК»
тяга, кгс
-максимальная:
-на форсаже:
-на взлетном режиме:

2 × 5500
2 × 8800
2 × 9400
масса двигателя, кг 1055
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: км/ч
-у земли:
-на высоте:

1400 (М=1,17)
2300 (М=2,17)
Перегоночная дальность: на большой высоте: км
-без ПТБ:
-с 3 ПТБ:
-с 5 ПТБ:
-с 5 ПТБ и одной дозаправкой

2000
3000
4000
6500

Боевой радиус: км
-без ПТБ:
-с 1 ПТБ:
-с 3 ПТБ:

850
1050
1300
Практический потолок, м 17500
Скороподъёмность, м/мин 18000 (300 м/с)
Длина разбега, м (с трамплином) 110-195
Длина пробега, м (с аэрофинишером) 90-150
Тяговооружённость:

-с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77

1,06
0,84
1,20
кг/м²
-при нормальной взлётной массе:
-при максимальной взлётной массе:

423
533
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
Вооружение:
Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
4500 (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500)
Точки подвески: 8 (9)
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.сайт
12

5 декабря в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского скончался летчик-испытатель Сергей Рыбников, бывший курсант Барнаульского летного училища. Днем ранее он с напарником выполнял испытательный полет самолета МиГ-29КУБ в Подмосковье, во время которого машина потерпела крушение. Сергей катапультировался слишком поздно - до последнего уводил самолет от жилых домов…

«Серёга был идейный»

Самолет упал в нескольких метрах от школы и соседнего дома, никто на земле не пострадал. Коллега Сергея благополучно приземлился, а вот самому Сереже не повезло.

О Сергее Рыбникове и Вадиме Селиванове писали в Интернете, показывали в новостях по телевидению. А между тем Сергей с 1995 по 1998 год учился в Барнаульском высшем авиационном училище летчиков. А его жена Юлия - рубцовчанка. В Барнауле они и познакомились 17 лет назад.

«Он был такой обаятельный, такой умный, такой классный, в него невозможно было не влюбиться, - рассказывает Юлия. - Мы встретились случайно на дискотеке в училище, потом он нашел меня, пригласил погулять, мы прошли пешком полгорода, проболтали часа три или четыре. Я всегда думала, что ни в коем случае не пойду замуж за военного, но с судьбой не поспоришь».

Молодые люди поженились и… расстались на два года: Юля оканчивала филфак АлтГУ, а Сергей после расформирования училища в Барнауле уехал продолжать учебу в Армавирский военный авиационный институт.

Сокурсники Сергея в Барнауле вспоминают:

Серёга был идейный. В училище тогда поступали по разным причинам: кто армию отслужить и перевестись в какой-нибудь политех, кто из армии сбежал и думал, что здесь будет легче, кто-то совсем случайно. А Серёга всегда знал, что хочет.

«На курсе были отличники кроме Серёги, но вот я лично никогда не видел, чтобы он готовился к занятиям. Остальные учили, зубрили, а Серёга на лекциях послушал, на практике закрепил, и все, - рассказывает близкий друг Сережи Евгений Ленчик. - Бывало, конечно, и хулиганили, - с улыбкой вспоминает Евгений. - Помню один случай. В 1996 году за нашим курсом была закреплена центральная дорога - от КПП вдоль учебного отдела к плацу. Дело было зимой, снега было много. И надо же было такому случиться, на этой дороге один из батальонных командиров оставил свой старенький гэдээровский микроавтобус. Мы вышли на уборку территории, а в это время мимо проходил генерал-майор Максимов, начальник училища. Увидев автомобиль, он поинтересовался, что здесь делает это аэродинамическое убожество, и приказал убрать. Приказы не обсуждаются. И мы закопали автомобиль в снег, выровняли кантики - в общем, получился из этого микроавтобуса отличный армейский гробик. Так этот взводный потерял свое авто, а потом сам его раскапывал. И Серега в этом безобразии принимал непосредственное участие».

После учебы в Армавире отличника Рыбникова назначили на службу в боевой авиаполк в Ленинградской области, а в 2002 году он стал летчиком-испытателем Российской самолётостроительной корпорации «МиГ».

Нескончаемая энергия била ключом, напоминая ураган, который и сам стремительно куда-то несся, и закруживал всех вокруг. Казалось, что Сергей торопится жить. Юлина мама, Валентина Николаевна Шмелева, вспоминает: «Практически никогда мы его не видели лежащим на диване у телевизора. Когда приезжали с Юлей и детьми к нам в Рубцовск в гости, разработали очень плотный график, за две недели посетили Саввушку, Белое озеро, озеро Горькое, Яровое, Колыванское, взобрались на гору Синюху с двумя дочками, которых Сережа периодически нес на руках. Мы с мужем ежегодно гостили в Луховицах и Раменском. Сережа не мог сидеть на месте, его жажда жизни и деятельности была неисчерпаема. Сильный, надежный, ответственный, с чувством юмора. Его друг удивлялся: «Надо же, как ты свою тещу любишь - на море ее возишь, а я свою только в поликлинику!»

С горящим двигателем

«Он заботился обо мне, скрывал, насколько опасной была его работа, как часто ему приходилось рисковать жизнью. Мне говорил, что не делает ничего особенного, что просто полеты, просто рутина. В 2004 году в городе Луховицы они с коллегой приземлились с горящим двигателем, об этом случае я узнала лишь через год или два, когда его представили к награде, - рассказывает Юлия. - Коллеги его любили и ценили, он всегда стремился делать все на «отлично». В полетах добывал всю необходимую информацию, потом вместе с инженерами разбирал ее в подробностях, у него постоянно были вопросы и замечания, он стремился учиться, с огромным уважением относился к профессионалам, к тем, кто горел своим делом так же, как он.

Я всегда надеялась, что с ним ничего не случится. В тот день он, как обычно, ушел на работу, вечером собирался в бассейн, на выходные было много планов… Но, зная его, я все же не сомневалась, что в критической ситуации он будет думать сначала о тех, кто на земле, потом о машине, а уж в последнюю очередь о себе».

Так и вышло. В ходе выполнения задания на заключительном этапе полета что-то не заладилось, самолету не хватало высоты для выхода. Командир экипажа Рыбников принял решение катапультироваться. Первым покинул самолет напарник, а Сергей, уводя самолет, выбросился вторым…

Уберёг сотни жизней

4 декабря в состоянии клинической смерти с тяжелейшими травмами его доставили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, где на следующий день он скончался, так и не приходя в сознание. Его жена была на месте крушения в деревне Чемодурово Воскресенского района Московской области, разговаривала с очевидцами. «У меня волосы на голове шевелились от ужаса, казалось, что он просто не мог уйти от судьбы, - говорит Юля. - Со слов местных жителей, Сергей буквально уложил самолет между школьным двором и соседним домом. Так аккуратно упал, что вообще ничего не задел, ни один забор не завалился. Множество людей писали мне в соцсетях слова поддержки и благодарности. И на страничке мужа тоже:

«Эта ужасная трагедия произошла в моей деревне. Ваш муж - Герой с большой буквы! Ценой своей жизни он спас и уберег жизни сотни жителей и детей…»

«Спасибо Сергею! Ценой своей жизни он спас детей в нашей школе. Настоящий русский офицер! Вытянул машину до конца! Родные и близкие, примите искренние соболезнования».

Сергея Рыбникова похоронили 8 декабря на мемориальном кладбище в городе Жуковском с почестями, как героя.

Об этом когда-нибудь мама расскажет младшей дочери Пелагее, которой сейчас нет еще и полугода. А также о том, каким папа был честным, энергичным, увлеченным человеком, волшебным образом совмещал работу, дом, детей, хобби. «Очень грустно, что младшая не вспомнит папу, а он ее так ждал, так любил», - говорит Юля.

Богдан Сергей Леонидович

Герой Российской Федерации (2011), Заслуженный лётчик-испытатель РФ.

Родился в городе Вольске Саратовской области. В том же году семья переехала в Воскресенск. После окончания средней школы Сергей поступил в Борисоглебское ВВАУЛ, которое окончил с отличием в 1983 году. До 1987 года служил в Ленинградском военном округе на самолётах Су-17, затем, до 1990 года – в Монголии. С выводом войск из этой страны, полк был передан в ВМФ и перебазирован в п. Гвардейское близ Симферополя (п/о-в Крым).

Ващук Юрий Михайлович

Герой Российской Федерации (2003 г.), заслуженный летчик-испытатель (2010 г.), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу.

Родился 12 июня 1963 года в г. Барнаул Алтайского края. Детские и школьные годы прошли в г. Нижневартовск Тюменской области, где в 1977 году закончил клуб юных летчиков. В 1982 году окончил Кинель-Черкасский авиационный центр ДОСААФ в звании «младший лейтенант».

Вотинцев Игорь Викторович

заместитель начальника лётной службы ОКБ Сухого, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации

Герой Российской Федерации (1998). Заслуженный летчик-испытатель (1996). Мастер спорта РФ международного класса по самолетному спорту, начальник летной службы ОАО «ОКБ Сухого» (1997). Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1974).

Фролов Евгений Иванович

заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации

Герой Российской Федерации (1994). Заслуженный летчик – испытатель РФ (1999). Мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту. В 1968 г. поступил в Белорусский политехнический институт и одновременно летал в Минском аэроклубе ДОСААФ. По окончании института в 1973-1982 гг. летчик-инструктор Минского аэроклуба, член сборной команды СССР по высшему пилотажу. Неоднократный призер и победитель чемпионатов СССР, Европы и Мира.

Арцебарский Тарас Анатольевич

лётчик-испытатель 1-го класса

Родился 3 декабря 1978 года в пгт. Покровское, Днепропетровской области. В 1995 году окончил среднюю школу им. Комарова Звёздного городка Московской области и поступил в Качинское ВВАУЛ (г. Волгоград). В связи с расформированием училища, был переведён в Армавирский ВАИ, диплом которого получил в 2000 году. С 2000 по 2005 год служил в 611 иап ВВС РФ (г. Бежецк, Тверской области). В октябре 2005 года уволился из рядов ВС с должности заместителя командира авиационной эскадрильи (Су-27). Военный лётчик 2-го класса, капитан.

Кондратьев Роман Валерьевич

заслуженный лётчик-испытатель

Родился в городе Ейске Краснодарского края.

В 1987 году после окончания Свердловского СВУ поступил в Ейское ВВАУЛ им. В.Комарова.

Выпускник ЕВВАУЛ по профилю ИБА 1991 года.

Костин Сергей Владимирович

Заслуженный летчик-испытатель РФ

Заслуженный летчик-испытатель РФ, мастер спорта РФ по высшему пилотажу.

Родился 8 марта 1971 года. В 1991 г. окончил Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР.

Чернышёв Сергей Александрович

лётчик-испытатель 1-го класса

Летчик - испытатель 1-го класса

Родился 6 февраля 1975 года в г. Камышин, Волгоградской области. Проходил обучение в общеобразовательных школах городов Ахтубинска и Ростова-на-Дону.

Шендрик Андрей Владимирович

лётчик-испытатель 1-го класса

Родился 14.05.81 в г. Львов, в семье военного штурмана, с 1984 по 1997 г. проживал в г. Ахтубинск, в 1996 г. семья переехала в Москву, после окончания средней школы в 1998 г. поступил в Качинское ВВАУЛ, которое впоследствии было переформировано в Краснодарский ВАИ.

Шендрик Владимир Георгиевич

заслуженный штурман-испытатель, Герой Российской Федерации

Герой Российской Федерации, заслуженный штурман – испытатель РФ.

Родился 1-го января 1954 года в городе Миассе, Челябинской области. Там же окончил 10 классов средней школы № 17. В 1971 году поступил в Челябинское Высшее Военное Авиационное Краснознаменное училище штурманов и в 1975 году, после окончания училища был направлен в Прикарпатский Военный Округ.

Маловечко Павел Николаевич

заслуженный штурман-испытатель

Родился в городе Моздок Северо-Осетинской ССР. После окончания средней школы №123 в городе Челябинске поступил в Челябинское ВВАУШ, которое окончил с отличием в 1981 году.

Поташов Валерий Серпионович

заместитель начальника летно-испытательной станции по летной службе, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель

Родился в поселке Урожайном Заводоуковского района Тюменской области. В 1966 году окончил среднюю школу. Занимался в Тюменском авиационном спортивном клубе, прыгал с парашютом, летал на планерах. 1967-1971 гг. - Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.

Шевчук Сергей Александрович

старший летчик-испытатель, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель

Родился в г. Татарске Новосибирской области. С 1973 года проживал в г. Новосибирске. В 1982 году после окончания средней школы поступил в Барнаульское ВВАУЛ. После окончания училища в 1986 году был направлен в строевую часть истребительно-бомбардировочной авиации в Дальневосточный военный округ. Летал на самолетах Су-17УМ3, Су-17М4, Су-24М.

Чукланов Дмитрий Игоревич

летчик-испытатель 1-го класса

Родился в поселке Баранчинский Свердловской области. В 1989 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца, которое окончил в 1989 году.

Золотарев Владимир Аркадьевич

помощник начальника летно-испытательной станции по штурманской службе, штурман-испытатель 1-го класса, заслуженный штурман-испытатель

Родился в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В 1974 году, окончив среднюю школу, стал курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. 1978-1983 гг. - старший штурман авиационного звена 164 отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка воздушной армии Верховного главного командования в Польше, г. Бжег.

Жаринов Вячеслав Алексеевич

старший штурман-испытатель 1-го класса

Родился в районном поселке Чаны Новосибирской области. С 1985 году проживал в городе Новосибирске. После окончания средней школы поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, с 1990 года по 1995 год был курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.

Колесников Николай Александрович

штурман-испытатель 2-го класса

Родился в г. Кирове Калужской области. В 1985 году закончил учебу в средней школе города Стрый Львовской области (семья переменила место жительства). В этом же году поступил в Челябинское высшее военное Краснознаменное училище штурманов имени 50-тилетия ВЛКСМ. В 1989 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Полтаву, в полк Дальней авиации на самолет Ту-22М3. В 1992 году, после отделения Украины, перевелся в гарнизон Шайковка Калужской области, где продолжал службу на должностях: штурман-оператор, штурман корабля, штурман отряда, и выполнял полеты на самолете Ту-22М3.

Летчик-испытатель отвел падающий истребитель от школы. Но ему не хватило нескольких мгновений, чтобы спастись самому

Четвертого декабря был крайний день цикла испытаний МиГ-29КУБ. Летчики не говорят "последний". Плохая примета. В 11.53 во время заключительного этапа полета с бортом N 204 пропала связь. Через три минуты самолет рухнул в деревне Чемодурово. Летчики катапультировались. Но Сергея Рыбникова спасти не удалось. На следующий день он скончался в институте им. Склифосовского.

Сейчас в РСК "МиГ" идут проверки и работают комиссии. Черные ящики найдены. Воронка от падения перепахана экскаватором и песок просеян до последней песчинки. Второй пилот Вадим Селиванов прямо в институте Склифосовского опрошен. У него серьезные переломы рук. Предстоят операции. "Самолет проверялся на ограничение по параметрам. Вышли на нужные параметры и поняли, что высоты не хватает. Это был двадцатый, крайний пункт выполнения задания. Выполнили и увидели, что не хватает высоты, чтобы выйти. Невписывание в режим. То есть самолет выйти не сможет с этой высоты", - объяснил Селиванов следователям. Еще он сказал, что решение катапультироваться принял, как и подобает, командир. Но только после того, как убедился, что самолет носом идет на пустырь. Первым катапультировался Селиванов. А Сергею не хватило полсекунды, чтобы купол парашюта наполнился.

Возле чемодуровской школы огромная воронка. Сюда рухнул МиГ. Всего метров 80 от крыльца. И дальше два жилых дома. Это снайперское попадание в пустырь. Правда, в одном классе девочку вызвали к доске в тот самый момент, когда погиб МиГ. От ударной волны светильник сорвался с потолка и рухнул на ее парту. Спешу успокоить читателя: ни один ребенок, ни один житель Чемодурово не пострадал. Но страшно подумать, что бы было, если бы экипаж не тянул до последнего машину, не направил бы ее в этот пустырь.

Страшно подумать, что бы было, если бы экипаж не тянул до последнего машину, не направил бы ее в этот пустырь
Наши катапультные кресла самые надежные в мире. Это признают и конструкторы "Локхида", и инженеры "Боинга". Но при одном условии - парашют должен наполниться воздухом, чтобы затормозить падение. А для этого нужна спасительная высота. Ее-то Рыбникову и не хватило. Он упал на бетонный гараж. Парашютные стропы сдавили шею. А к месту падения уже бежали люди. Рядом с гаражом была лестница. На нее вскарабкался рабочий местной фабрики турок Мустафа. Он принялся делать искусственное дыхание. Сергей вздохнул, и сердце заработало. Подъехала "скорая". Потом вертолет. Уже в 12.30 Сергей был в "Склифе". Казалось бы - страшное позади. Но действительность оказалась страшнее.

Никто не знает, сколько времени провел Сергей на гараже с перехлестнутыми на горле стропами. А тут каждая секунда на счету, - говорит отец Сергея Виктор Рыбников. - Врачи честно сказали, что положение крайне тяжелое. За сутки было две остановки сердца. Его хоть и сшили, но в сознание он так и не пришел. Вечером 5 декабря мне позвонили. Они сделали все, что могли...

Виктор Рыбников - высокий красивый мужчина с благородной сединой. Но глаза! Он говорил со мной спокойным голосом, а там внутри все переворачивалось.

Виктор отлетал на Су-24 три десятка лет. Сережа родился в Шверине (ГДР), когда Виктор проходил там службу. С детства строили авиамодели. И кем станет сын, вопрос даже не обсуждался - конечно, летчиком! Но в полку, куда распределили Сергея, не было керосина. И за год он поднялся в небо всего два раза. А летать хотелось. Тогда Сережа решил идти в летчики-испытатели. Он прошел через такое сито! И добился своего.

Он стал летчиком-испытателем 1-го класса. Садился ночью на палубу, а это приравнивается к подвигу. Он награжден медалью Нестерова. В этом году Сергей обучал индийских летчиков садиться на авианосец "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков". - Ю.С.). Принимал участие в создании индийского морского истребительного полка "Черная пантера". Вот когда мы волновались за него. Там и палуба меньше, чем на "Кузнецове", и климат непривычнее. А здесь рутинный испытательный полет...

Пока идет работа комиссии, возникла информация, что это или машина была неисправна, или летчики ошиблись...

Чушь! Пока нет результатов, об этом нельзя говорить. Ведь ребята испытывали машину на предельные режимы. Предельные! Пытались определить предел прочности, нарушая инструкции для гражданских машин. Машина могла на таких испытаниях разрушиться в воздухе! Это их работа. Поэтому обе версии неверны.

Мне удалось поговорить по телефону с вторым пилотом МиГа Вадимом Селивановым. При одном условии: мы не будем касаться причин катастрофы.

Сережу я знал еще по Баренцеву морю. Он садился на "Адмирала Кузнецова" даже в шторм. Таких, как он, на фирме было всего четыре человека. Ас! Мы на него смотрели как на бога от авиации. И при этом он был парнем простым. Не чурался подойти к младшим по званию и спросить что-нибудь. И ведь он катапультировал меня. А самому не хватило полсекунды... Он герой! - сказал Вадим.

У Сергея остались три дочки. Одиннадцатилетняя Майя, семилетняя Виталина, а Пелагее исполнилось пять месяцев. Как только Сергей умер, в квартиру Рыбниковых ворвались корреспонденты одной "желтой" телекомпании. Майя закричала от страха, а Виталина ушла в свою комнату и закрылась. Психиатры говорят, это самая страшная реакция. Наконец свекровь вытолкала взашей незваных гостей. 10 декабря у Виталины был день рождения. И мама Юля сквозь слезы все же решила его отпраздновать. Психика ребенка просто не выдержала бы такой нагрузки. Ребенка отпустило.

Вы как военный летчик могли предвидеть, что это может случиться... - обращаюсь я к отцу Сергея.

Но почему? Многие летчики-испытатели уходят на пенсию. И у меня не случилось ни одной серьезной аварии. Даже на МиГе последние 30 лет не было ни одного смертельного случая. Любил дочурок, Юленьку. Любил спорт. У Сережи было правило: все вещи и документы должны лежать на своих местах. Чтобы в его отсутствие был порядок. Оберегал семью от невзгод. Даже за квартиру заплатил вперед. У нас теперь жизнь разделилась на две части: до и после Сережиной гибели. У Юли сейчас маленькая на руках - она занята, но видно, что осознание к ней приходит. Это очень тяжело, - из глаз летчика покатилась слеза.

Сергея Рыбникова похоронили на Быковском мемориальном кладбище. На Аллее героев. Здесь хоронят рыцарей неба. На панихиду собрался весь цвет российской авиации. Квочур, Диардица, Власов, Беляев... Кто-то из выступавших сказал, что подвиг Сергея Рыбникова достоин звания Героя России. Ведь он ценою собственной жизни отвел самолет от школы, где шли занятия.

Я связался с фирмой, где работал Сергей. Ответ был краток: комментировать там будут только после завершения работы комиссии.

Понять это можно. Комиссия - дело серьезное. Об одном тревожусь - не забыли бы там о подвиге летчика-испытателя Сергея Рыбникова, которому было всего 36.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»