Конфуций. Основные понятия и термины

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Китайская цивилизация подарила миру бумагу, компас, порох, оригинальное культурное наполнение. раньше других понял важность учения среди чиновничьего аппарата, раньше других стран осознал важность передачи научных знаний и уже в раннее средневековье стоял на пороге капитализма. Современные исследователи склонны объяснять такие успехи тем, что китайская духовная жизнь не имела строгой религиозной линии на протяжении своей истории. Пока церковные догмы диктовали западному миру законы божие, Китай развивал своеобразное социально-культурное мировоззрение. Главным философским учением, заменившим политическую идеологию и религиозное сопровождение, стало конфуцианство.

Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. Миссионеры Старого Света в конце XVI века назвали господствующую социально-политическую систему Китая по имени ее основателя - Кун Фу-цзы (учитель из рода Кун). В китайской традиции философское направление, основанное Конфуцием, носит имя «школа образованных людей», что куда лучше объясняет ее сущность.

В древнем Китае чиновники на местах назначались, поэтому государственные мужи, потерявшие место, часто становились бродячими учителями, вынужденными зарабатывать преподаванием древних писаний. Образованные люди оседали на благоприятных территориях, где и образовывались впоследствии известные школы и первые протоуниверситеты. В период Чуньцю особенно много бродячих преподавателей было в царстве Лу, которое и стало родиной Конфуция (551–479 до н. э.) и его учения.

Период раздробленности в истории Китая стал расцветом философских течений разнообразных направлений. Идеи «100 школ» развивались, не особо конкурируя между собой, пока Поднебесная империя не направила исторический корабль по курсу укрепления феодализации.

Конфуцианские ценности

Философия Конфуция зарождалась во времена неспокойные, все социальные ожидания жителей Поднебесных земель были направлены в мирную сторону. В основу конфуцианской философии заложены культы первобытного периода - культ предков и почитание первопредка всего китайского народа легендарного Шанди. Доисторический полумифический правитель, дарованный Небом, ассоциировался с высшей полубожественной силой. Отсюда берет начало традиция называть Китай «Поднебесным», а правителя - «Сыном Неба». Вспомним хотя бы знаменитый “ ” в Пекине – один из символов столицы КНР.

Первоначально учение исходило из того, что желание жить и развиваться - это принцип, лежащий в основе человеческой сущности. Главной добродетелью, согласно Конфуцию, является - гуманность (жэнь). Этот жизненный закон должен определять взаимоотношения в семье и обществе, проявляться в уважении к старшим и младшим. Для постижения жэнь человек должен самосовершенствоваться всю жизнь, силой ума избавляя себя от низменных проявлений характера.

Смысл человеческого бытия в достижении высшей степени социальной справедливости, которую можно достичь, развивая в себе положительные качества, следуя по пути саморазвития (дао). О воплощение дао в конкретном человеке можно судить по его добродетелям. Человек, дошедший до вершин дао, становится идеалом нравственности - «благородным мужем». Ему доступна гармония с собой и природой, миром и космосом.

Конфуций считал, что для каждой семьи в отдельности и единого государства в целом правила едины - «государство - это большая семья, а семья - это малое государство». Мыслитель считал, что государство создано для защиты каждого человека, поэтому от престижа монархической власти зависит народное счастье. Следование древним традициям помогает внести гармонию в социальный уклад, даже при материальных и природных трудностях. «Человек может расширить дао, но не дао человека».

Вера в загробную жизнь больше была данью сыновнего почтения к старшим родственникам, нежели религиозным культом. Конфуций верил, что строгое соблюдение ритуалов и обычаев, помогает обществу быть более стойким к социальным потрясениям, помогает понять исторический опыт и сохранить мудрость предков. Отсюда и учение об исправлении имен, гласящее что «государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Поведение человека определяет его должность и семейное положение.

Великий мыслитель Конфуций, опираясь на полумифическую древность и нестабильную современность, создал для своей страны философскую систему, которая направила народную волю по пути развития и процветания. Его мировоззрение нашло отклик в лице современников и в душах последующих поколений. Конфуцианство не являлось строгим сводом правил, а оказалось гибким, способным пережить тысячелетия, впитывая в себя новые знания, и трансформироваться на благо всех жителей Поднебесной.

После смерти мудрейшего учителя из рода Кун, его учение продолжили развивать ученики и последователи. Уже в III веке до н. э. существовало около 10 различных конфуцианских направлений.

Исторический путь конфуцианства

Традиции «школы образованных людей» были заложены в век расцвета древнекитайской философии в эпоху раздробленности. Объединение государства под императорской рукой требовало жесткой территориальной и культурной централизации. Первый правитель единого Китая Великий Цинь Шихуанди (создатель ) для укрепления своей власти возводил не только на границе, но и в умах своих подданных. В качестве главной идеологии приоритет был отдан легизму. А носители конфуцианской философии, согласно легенде, жестоко преследовались.

Но уже следующая династия Хань сделала ставку на конфуцианство. Многочисленные последователи древней мудрости смогли восстановить утраченные тексты по устным источникам. Разные трактовки речей Конфуция создали ряд смежный учений на базе древних традиций. Со второго столетия конфуцианство становится официальной идеологией Поднебесной Империи, с этого времени быть китайцем значить быть конфуцианцем по рождению и воспитанию. Каждый чиновник обязан сдавать экзамен на знание традиционных конфуцианских ценностей. Подобная экзаменация проводилась более тысячи лет, на протяжении которых сложился целый ритуал, просуществовавший до XX века. Лучшие кандидаты подтверждали свои знания в легендарном , сдавая главный экзамен в присутствии императора.

Учение о стремлении человека к добродетелям не создавало препятствий для параллельного развития различных религиозных и философских систем. Начиная с IV века в китайское общество начинает проникать . Взаимодействие с новыми реалиями, культурная ассимиляция индийской религии, добавление мировоззренческой системы даосских школ, привело к рождению нового философского направления - неоконфуцианства.

С середины VI века начала складываться тенденция на усиление культа Конфуция и обожествление власти императора. Был издан указ о возведении храма в честь древнего мыслителя в каждом городе, что создало ряд интереснейших . На этом этапе начинает усиливаться религиозный подтекст в трактатах, основанных на творчестве - Конфуция.

Современная версия постнеоконфуцианства является коллективным творчеством множества авторов.

  • Амортизация основных средств. Объекты, не подлежащие амортизации. Способы начисления амортизационных отчислений.
  • Конфуцианство – философия и религия Китая. Слово «конфуцианство» - европейского происхождения и связано с латинизированной версией имени его создателя Кун-цзы. Его представители – государственные служащие - «жу-цзя», и это означает, что конфуцианство - «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей». Это обстоятельство позволило некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных». Влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и национальную психологию китайского народа настолько полным, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II - I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, объединенное с идеями школы законников, являлось официальной идеологией китайского государства.

    Основатель этого философского учения Конфуций(551-479 гг. до н.э.) жил в эпоху раздробленности Поднебесной и постоянных междоусобиц (т.е. в эпоху перемен) и в его учении в полной мере отразилась как сама эпоха, так и стремление ее элиты к преодолению порожденного переменами хаоса. Главный источник его учения - книга «Лунь юй » («Беседы и суждения ») - высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

    К основным идеям Конфуция и его последователей относятся:

    а) идея эффективного государственного управления на нравственного самосовершенствования человека. Конфуций считал, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной социальной жизни и деятельности на государственном поприще. Нравственность – родовое человеческое свойство, считал Конфуций. Именно ее наличие, по мнению Конфуция, отличает человека от животных;

    Социальное поведение, основанное на нравственных принципах являлось идеалом конфуцианства. Отсюда вытекало конфуцианское требование подготовки высоконравственных лидеров государства, чиновников. Через систему экзаменов (введенную во II в. до н.э. императором У-ди), требовавшую от учащегося прежде всего знания основ философии конфуцианства и легизма, во многом формировалась правящая элита - высоконравственные, благородные люди (по терминологии Кун-цзы - цзюнь - цзы). Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в эти­ческом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий че­ловек движется вниз». Положительный герой конфуцианства - чиновник, государствен­ный служащий, имеющий высокий моральный облик, ядром которого является следование Воле Неба, соблюдение принципа – жэнь (человеколбия) , т.е. основанного на любви подчинения младшего старшему, ученика учителю, чиновника государю (ванну);



    Более детально идеал и концепция нравственной личности конфуцианства обосновывалась в учении о «благородном муже » (цзюнь-цзы ). «Благородным мужем» мог быть любой человек, независимо от происхождения, единственный критерий его «благородства» - строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали. А также этикета (ли ).

    У благородного мужа имеется антипод - так называемый «низкий человек» (сяо жэнь). Их главное отличие лаконично выражено в следующих конфуцианских положениях.

    Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных.

    Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики.



    Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается.

    Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу.

    Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не учит людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.

    Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

    То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других. Из конфуцианских идей жэнь, ли и цзюнь-цзы вытекала -

    б) идея государства как большой семьи . Правящие и управляемые находились в отноше­ниях старшие - младшие: «низкие», простолюдины, должны подчиняться «благородным мужам», лучшим, стар­шим. Простым людям полагалось с сы­новней почтительностью относиться к чиновникам. Государь, отец народа, обладал непререкаемым авторитетом и ореолом святости, воплощая собой все государство. Женщины беспрекослов­но должны были слушаться мужчин, дети - роди­телей, подчинённые - начальников. Народ воспринимался Конфуцием как могущественная, но бездуховная и инертная масса: его «можно заста­вить повиноваться, но нельзя заста­вить понимать, почему». Основная и единственная добродетель, доступная народу, - способность подчи­няться, доверять и подражать прави­телям. «Если вы будете стремиться к добру, - обращался к ним мысли­тель, - то и народ будет добрым. Мо­раль благородного мужа подобна вет­ру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда ду­ет ветер»;

    в) огромная роль в конфуцианстве отводится пяти базовым социальным отношениям : (между государем и подданными, родителями и детьми, старшими и младшими братьями, мужем и женой, друзьями);

    § между государем и подданными, господином и слугой. Такие отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над остальными. Безусловная преданность и верность господину являлась основой ха­рактера «благородного мужа» в конфуцианском понимании.

    § между родителями и детьми. Здесь подчёркивались непререкаемые пра­ва родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять к ним почтительность.

    § между мужем и женой. Права мужа не ограничивались, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому пове­дению и работе по хозяйству.

    § между старшими и младшими. Требовалось уважать не только старшего по возрасту, но и старшего по положению, чину, званию, мастерству.

    § между друзьями. Отношения между ними должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

    Конфуций выступает против на­силия как главного средства управления государством и обществом. Конфуцианское представление об обществе основано на идее нефор­мальных отношений, а не на мёртвой букве закона. Личный пример «благородных мужей», их стремление к добру, полагал философ, помогут государству прийти к процветанию. Рассматривая государство как жи­вой организм, в котором иерархия напоминает связь органов в теле, Конфуций предпочитал в его управлении моральные нормы формально-правовым, а пат­риархально-гуманное отношение к людям - бюрократической регла­ментации. Конфуцианство привнесло в сознание народов не только Китая, но и всей Центральной и Восточ­ной Азии такие нравственные нормы, которые по силе воздействия на массовое со­знание были эквивалентными библейским десяти заповедям. Это, прежде всего, «пять постоянств», или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость.

    Важнейшую роль в управлении государством Конфуций отводил традиции, ритуалу , формированию у людей определенных стереотипов поведения. В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания Конфуций стремился найти ритуал. По существу, весь текст «Лунь юя» и есть его описание. Можно сказать, что в ритуале Конфуций открыл новый тип мудрости и философии. Стержень мудрости - соблюдение ритуала, а сущность философии - его правильное объяснение и понимание;

    В соответствии со значением для человека ритуала причиной, например, смуты в обществе Конфуций считал оскудение религиозных чувств и несоблюдение ритуала. Объединяющим универсальным началом всех людей и их единства с космосом он считал почтительное отношение к Небу, чувство божественного всеединства. А богом и было для него Небо как завет предков, сакральную нравственную стихию, управляющую всем миром. Царь в древнем Китае имел титул «Сын Неба» и рассматривался как посредник междуволей Неба и людьми. Проявлением божественной нравственной силы на земле и является, по Конфуцию, ритуал.

    Поскольку в человеке изначально заложены корысть, алчность, жестокость, то народ рассматривался как объект воспитания со стороны справедливой власти, а важнейшей задачей государственной власти было воспитание человека.

    Что такое эффективное и совершенное государство и добродетельный человек - таковы основные темы не только фи­лософии Конфуция, но и многих других мыслителей древнего Китая.

    Большую роль играл в конфуцианстве унаследованный из архаических верований, но переосмысленный им культ предков . Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы (жу-цзай) предки действительно присутствовали, демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность - сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям и к древности.

    Следует обратить внимание на мировоззренческое и методологическое значение концепции «золотой середины » Конфуция. «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом». Этот путь необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоречий, не допуская ни «чрезмерности», ни «отставания».

    Идеи Конфуция сыграли большую роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философии государственного управления. Сам он стал объектом поклонения, а в 1503 г. был причислен к лику святых. Философы, поддерживающие и развивающие учение Конфуция, получили название конфуцианцы . После смерти Конфуция конфуцианство распалось на целый ряд школ. Наиболее значительными из которых были: идеалистическая школа Мэн-цзы (около 372 - 289 до н. э.) и материалистическая школа Сюнь-цзы (около 313 -238 до н. э.). Однако конфуци­анство оставалось господствующей в Китае идеологией вплоть до образования Китайской Народной Республики в 1949 г. В наши дни оно в Китае переживает свое возрождение и играет серьезную мировоззренческую роль.

    этико-политич. учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. относится к 6 в. до н. э. К. уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. гос. системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" - "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ. равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и клас. борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации. Сущность этич. норм К. заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклас. обществ. отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. обществ. прогресса. Вместе с тем в раннем К. прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.), а также в советах улучшить нар. благосостояние и в критике деспотич. правителей. Раннее К. сыграло положит, роль в развитии древнекит. культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. материалов, нар. легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист. деятелей). К. в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего - "сына неба". В 136 до н. э. имп. У-ди провозгласил К. офиц. доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. гос. должности. Наиболее крупным представителем реформированного К. был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), религиозно-идеалистич. взгляды к-рого стали господств, офиц. идеологией. В. доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. мысли. Именно это, реформированное К. с его реакц. сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ. жизни и в течение многих веков определяла гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию. Наряду с К. в Китае развивались и др. учения - даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. системе, В кон. 8 - нач. 9 вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. гос-ва К. стало вновь офиц. идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К. выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам. Новый этап в развитии К. относится к периоду развития ср.-век. феод. кит. общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос. системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. групп, филос. направлений т. н. сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. и идеалистич. взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира - "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. о., Чжу Си стоял на идеалистич. позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. принципы этико-политич. учения древнего К. - о незыблемости существующих порядков, об естеств. характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. обоснование феод. абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. прогресса" К. явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая. Безуспешную попытку возродить К. в модернизи-ров. виде предпринял в кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. гос. религией. Однако в это время среди кит. интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. учение продолжало играть значит. роль в обществ. жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. была поставлена на службу реакц. классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. время оказывают влияние на известные слои населения страны. Интерес к К. в Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. франц. просветители 18 в. видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. появились первые науч. переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. яз.), Э. Био и С. Куврера (на франц. яз.), что создало предпосылки для изучения К. До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. на исследовании раннего К.; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. и амер. ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. было насквозь аристократич. учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. рассматривается как идеология универсального теократич. гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. и франц. синолог М. Гране (M. Granet, La pens?e chinoise, P., 1934). Первая подробная характеристика К. в сов. науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) осн. моментом гос.-политич. концепции К. считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит. городе-государстве 6 в. до н. э., где вооруж. народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. вопросы гос. политики. Проблемы оценки К. являются в наст. время предметом дискуссии среди кит. ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований. Источн.: Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928. Лит.: (кроме указ. в ст.): Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K´ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960. Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.

    В Древнем Китае конфуцианство играло важную роль и оказывало огромное влияние на культурную и политическую жизнь государства.

    Именно оно позволило сформировать понятие, которое сегодня называют традиционной китайской культурой. До соприкосновения с западными державами конфуцианская идеология господствовала в Китае и представляла собой набор базовых ценностей, которые должны быть присущи каждому человеку. Что же такое конфуцианство? В чем заключается его сущность?

    Что значит слово «конфуцианство»?

    Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение и является производной от имени основателя учения – великого Конфуция. В китайской речи его эквивалента не существует. Сами жители Поднебесной называют это понятие «школа ученых книжников» либо просто «школа ученых» .

    Конфуций жил в VI–V столетиях до нашей эры и был известным философом. Уже в 20-летнем возрасте он прославился как профессиональный педагог Китая, а после смерти был возвеличен и внесен в религиозный китайский пантеон.

    Конфуцианство зародилось еще при жизни философа, но наибольшее распространение получило примерно в III столетии до н. э., а во II–I веках до н. э. стало официальной идеологией имперского Китая. Многие столетия оно определяло характер и культуру китайского народа и было основой государственного управления.


    После провозглашения КНР конфуцианство подверглось гонению и всячески порицалось, однако в конце 1970-х, после смерти Мао Цзэдуна, опять начало возрождаться и на сегодняшний день по-прежнему имеет существенное значение для жителей страны.

    Что такое конфуцианство?

    Под конфуцианством понимают этико-философское учение, признанное не только в Китае, но и в некоторых других странах (например, в Японии и Корее). Его считают особенным мировоззрением, принимающим наивысшие человеческие ценности – мораль, любовь, всеобщее благо.

    В годы жизни Конфуция его окружающей реальностью были анархия, кровопролития, междоусобицы и социальные потрясения, поэтому неудивительно, что великий философ пытался противопоставить им новое общественное устройство, приветствующее гармонию и порядок.

    Что такое конфуцианский канон?

    Традиции и учения конфуцианства представлены в так называемом конфуцианском каноне – обширном наборе первоисточников, составленных самим Конфуцием и его последователями. Основными принято считать два собрания текстов – «Четверокнижие» и «Пятикнижие».


    Первое было избрано в качестве введения в конфуцианство в XII веке и входило в список произведений, обязательных для изучения в китайских школах.

    Второе содержит в себе бесценную информацию об истории китайского народа, а также всевозможные песни и гимны, специальные гадания и записи, регламентирующие отношения в обществе.

    В чем суть конфуцианства?

    В основе учения лежат 22 базовых понятия, согласно которым каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к предкам. Базовым принципом учения была гармония, единство. Конфуций полагал, что общество должно выступать единым механизмом, способным полноценно функционировать только в том случае, когда каждый его «винтик» располагается на своем месте.

    Согласно учению, идеальным устройством государства является безграничная власть управителя, обладающего прекрасными моральными качествами и готового выслушивать мнение ученых.

    В семье отцу отдавалась высшая власть. Все члены семейства должны были уважать его и повиноваться. Почтительность сына возносилась в разряд наивысшей добродетели, а всякое противостояние отцу, напротив, считалось величайшим грехом.

    Является ли конфуцианское учение религией?

    Многие люди называют конфуцианство религией, однако споры о его принадлежности к божественному началу ведутся по сей день. С одной стороны, в учении присутствуют религиозные элементы, такие как культ Высшего Существа (Неба) или культ духа предков. Но с другой стороны, в конфуцианстве никогда не существовало института церкви, который считается основным признаком .


    Большинство китаеведов отрицают религиозное наполнение конфуцианства, хотя некоторые все же видят в нем высокую степень проникновения в сознание и значительное влияние на формирование поведенческого стереотипа, что позволяет отвести учению религиозную роль.

    Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, связываемое с именем Конфуция (551-479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного мыслителя.

    Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) – время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией и сохранило этот статус вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

    Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

    Формально конфуцианство никогда не являлось религией, ибо в нём никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.

    Конфуций

    Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

    К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником. Поэтому наследником должен был стать Конфуций. Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия), Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов, женщина вернулась в свой родной город.

    Однако родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила, выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Несмотря на бедность, мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет.

    С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

    Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества. Выполняя обязанности отца семейства, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи, сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности.

    Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: "В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала".

    К тридцати годам сложились и его основные этико-философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом. Более четко сформулировав эти концепции, Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности, Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство. Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем, и, разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний, смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои рекомендации по управлению государством.

    Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу (главного советника самого царя). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора странствий.

    Долгие четырнадцать лет в окружении учеников он путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре, при содействии одного из бывших учеников, Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу. Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной, Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры.

    Сыновняя почтительность сяо

    Сыновняя почтительность (сяо 孝) – одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии. Изначально означало уважение родителей; затем распространилось на всех предков. А поскольку правителю в конфуцианстве отводилось место "родителя всего народа", добродетель сяо затрагивала всю социально-политическую сферу. Нарушение принципов сяо считалось тяжким преступлением.

    5 Видов сяо:

    ▪ Управляющий и подчиненный

    ▪ Отец и сын

    ▪ Муж и жена

    ▪ Старший и младший братья

    ▪ 2 друга

    В большинстве отношений, за исключением дружеских, предпочтение отдается старшим. Особенно большое значение уделяется отношению ребенка к свои родителям, в том числе и умершим.

    Теория сяо была закреплена текстуально в трактате "Сяо цзин" (Канон сыновней почтительности), приписываемом Конфуцию. В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы. Поскольку этот текст отличался внятностью и сравнительной простотой (всего 388 различных иероглифов), начиная с династии Хань он использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании.

    Идеи сыновьей почтительности до сих пор регулируют многие сферы китайского общества.

    Взаимоотношения

    Гармоничные взаимоотношения являются очень важным элементом конфуцианства. Из взаимоотношений возникают различные обязанности: у детей и родителей, управляющих и подчиненных, учителей и учеников. Если младшие должны быть преданы старшим, то старшие должны проявлять благожелательность и т.д. Такие отношения до сих пор пронизывают восточноазиатские народы.

    Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества.

    Благородный муж

    Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не совершающий ошибок.

    Понятие "благородного мужа" имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла – принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает человеку возможность для саморазвития. Для достижения же совершенства необходима большая духовная работа над собой, которой трудно ожидать от малоимущих простолюдинов, не способных к усвоению мудрости. Получается, что человеческое совершенство в принципе доступно всем, но является обязанностью именно высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.

    Благородный муж знает цену знанию и всю жизнь учится, ибо самый главный порок – это не любить учиться.

    Противоположность благородному мужу – сяо жэнь (дословно – "мелкие людишки"), которые не в состоянии постичь жэнь.

    Исправление имен

    Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

    Один из наиболее видных последователей Конфуция – Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) – в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счете сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами.

    Управление государством

    Кто правит согласно добродетели,
    Подобен северной звезде:
    Стоит на своем месте
    В кругу других созвездий.

    Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). "Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень (человеколюбием).

    Бюрократия, являясь носителем Ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей право на законное свержение не устраивающего их правителя (этим бюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

    Одним из реальных воплощений идеалов конфуцианства и стала система государственных экзаменов, призванная поставить на службу обществу истинные человеческие добродетели. Впервые в истории человечества на государственном уровне была поставлена и в целом решена задача привлечения на службу наиболее достойных граждан, сочетавших в себе высокую духовность, мудрость, опыт и социальную активность.

    Методику подбора и подготовки чиновников переняли у Китая и страны, испытавшие мощное влияние его уникальной культуры. На протяжении столетий они формировали свой кадровый «корпус», сообразуясь с китайским опытом.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»