Как сделать противотанковый еж размеры. Кто придумал противотанкового "ежа". Как работает противотанковый еж

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Противотанковые ежи - легендарное оружие времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Что хитрого в еже? Сделать его проще простого, это сваренные между собой три отрезка стальной балки, нечто подобное встречалось фашистам и раньше на европейском асфальте, эти заграждения танки сдвигали на обочине без ущерба для себя. Противотанковые ежи - сегодня практически забытый способ борьбы с танками, их конструкция проста и гениальна как народная мудрость, однако перед нами самая настоящее изобретение, созданное по всем правилам военной науки. Автор ежей генерал майор технический службы Гориккер начальник Киевское танко-технического училища. По началу ежи так и называли звездочка Гориккера. В первые они применялись при обороне Киева, потом перекочевали в Москву, далее разошлись по всем фронтам.

Гудериан в своих воспоминаниях пишет, что немецкие танкисты смеялись увидев крошечные по танковым меркам конструкции из железа, перед своими танками.

В первые появилось не статичное, а активное препятствие, еж не закреплялся на месте не вкапывался в землю, поэтому у немецкого танкиста появлялся соблазн сдвинуть заграждение и наезжая на него танк с лёгкостью переворачивал скромную конструкцию, еж перекатывался под танком, гусеницы теряли сцепление с грунтом и танк оказывался приподнятым над землей, в этом и заключалась главная скрытая цель изобретения. Еж свободной гранью впивался в броню снизу, а при попытке съехать назад скорость и мощь танка работала против него, разрывая острой гранью ежа броню, нанося при этом чудовищный урон. Любой танк у которого трансмиссия и коробка передач находились впереди напарываясь на еж, пробивал днище, еж неизменно разрушал трансмиссию, а Немецкий легкие танки Pz.II (Т-2) (Т-3) (Т-4), все были с передним расположением трансмиссии, поэтому естественно напарываясь на ежа они выходили из строя надолго.

Михаил Львович Гориккер изобретатель противотанковых ежей

Изобретатель ежей Михаил Львович Гориккер родился в 1895 году, в первую мировую войну солдат, награжден двумя георгиевскими крестами, в гражданскую комиссар полевых госпиталей юго западного фронта, потом комиссар командных курсов тяжелой артиллерии. После гражданской войны главный инспектор РККА по военным учебным заведениям. В конце 1930 годов Гориккер назначается начальником Московского танко технического училища в 1938 году переезжает в Киев, а в 1940 году получает звание генерал майор.

В этом звании его и застает война 1941-1945 гг. Михаил Львович Гориккер подумал, а что если сделать заградительное препятствие ниже танка, а не выше, чуть-чуть выше клиренса танка, это было первое революционное решение. Тогда передняя часть танка наехав на грань торчащего ежа начинала его толкать, а толкая переворачивать. Удивительно как вовремя генерал предложил свое изобретение, на акте об испытаниях так называемой "звездочки" стоит дата 3 июля 1941 года. Все прифронтовые заводы приступили к изготовлению противотанковые ежей, в дело шло все металлические промышленные профили, железнодорожные рельсы, в первые месяцы войны было изготовлено огромное количество ежей, только для обороны Москвы почти 30.000.

Однако стоит помнить, что противотанковые ежи были эффективны против легких и средних танков весом не более 40 тонн, к счастью других танков у немецких войск на тот момент не было. Самый мощный на начало войны у немцев танк был т3 21 тонна, с пушкой 50 мм, если он пытался сам преодолевать ежа, он забирался и зависал на нем. И наша артиллерия или пехота гранатами или бутылками с зажигательными средствами добивали недвижемый танк. Изобретение Гориккера помогло в обороне Киева, однако город к тому времени был обречен.

Испытание ежей

Документ из архива Гориккера: 1941 года, легкий танк т 26 при первом заезде на препятствие был выведен из строя, сорван люк масленого насоса и повреждены масло проводящие трубки в результате чего масло вытекло через 3-5 минут что привело к вынужденной остановки танка.


На изготовление одного ежа уходит в среднем 280-300 кг. металла и всего полтора часа рабочего времени, на установку краном 6 минут, но чаще обходились безо всякой техники, в ручную, для этого вполне достаточно двух человек. По схеме Гориккера ежи следует расставлять в шахматном порядке это ключевое условие не выполнялось, кроме того их часто связывали колючей проволокой, а это не правильно, ежи должны свободно перекатываться, чтоб в конечном итоге оказаться под днищем танка.


Еж с танком не воюет он его задерживает, далее говорят пушки, а их то и не хватало зимой 1941 года, и пехотинцам которые находились рядом ничего не могли сделать, зачастую у них даже нет противотанковых ружей. На тех участках фронта где за ежами находились противотанковые орудия, эффективность ежей была высокой. Ежи в общем оправдали себя, если противотанковый еж устанавливался во взаимосвязи и обеспечивался огнем, установкой мин, и артиллерией. К концу ноября Гориккеру удалось исправить ошибки, связанные с боевым применением ежей, суровое время учит правильно их изготавливать и грамотно растравлять и удачно прикрывать огнем. В общей сложности при обороне Москвы используется 37.500 ежей.

Памятник противотанковым ежам в Химках

На 23 км Ленинградского шоссе в сотнях метрах от нынешней Москвы установлен монумент в виде противотанкового заграждения, здесь осенью 1941 года держали оборону 4 дивизии народного ополчения.


6 декабря 1966 года, Ленинградское шоссе, на 23 км Москвичи собрались на открытие самого необычного памятника защитника Москвы. Место дорогое советскому человеку, огромные противотанковые ежи символизируют беспримерную стойкость, этот монумент воздвигла молодежь столицы. Противотанковый еж единственный в мире заграждения получает второе рождение как мемориальный ансамбль. Гранит памятной доски хранит имена авторов монумента, здесь архитекторы проектировщики, об авторе самого ежа сведений нет, да и был ли он? Принято считать, что ежа сотворила неутомимая солдатская смекалка.


Использование противотанковых ежей Немцами.

Наши войска неудержимы в наступлении теперь в обороне Немецкие войска краснозвездные танки рвутся к Брелину, красноармейцы не верят своим глазам не может быть, Немецкие дороги ощетинились советскими ежами.

Со слов историка войны Еремеева: Немецкие войска вывезли 20.000 ежей и использовали их при обороне Берлина. Немцы настолько уверовали в эффективности русских ежей что стали устанавливать их не только на суши, но и на море в 1944 году их разместили в проливе Ламанш на мелководье у берегов Нормандии против десантных барж союзников.


Противотанковые ежи в других странах

В мире противотанковые ежи имеют сложившиеся название Чешский еж, 1938 году такое сооружении существовало и применялось как один из элементов Чешкой обороны. Чешского ежа делали из железобетона, форма у него другая, он может приподнять танк если он наедет на обе лапы ежа, если же на одну как бывает чаще, она уходит в землю или разрушается. У нас тоже можно было пустить всю бетонную промышленность на заливку таких ежей, но нужно было что-то быстрое и не дорогое. Руководство СССР приняло на вооружение более простую и надежную и эффективную конструкцию металлического ежа генерала Гориккера.



Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встретиться инженерное сооружение, прозванное в народе противотанковый «ёж». Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду. Кто же был автором этого изобретения?

Долгие годы это военно-инженерное сооружение считалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков. Имя этого человека - Михаил Львович Горрикер . Михаил Львович — участник двух мировых войн, к началу Великой Отечественной - генерал-майор технических войск, начальник танкового училища.

Противотанковые ежи были и в других странах. В мире противотанковые ежи имеют сложившиеся название Чешский еж , в 1938 году такое сооружении существовало и применялось как один из элементов Чешской обороны . Чешского ежа делали из железобетона , форма у него другая , он может приподнять танк если он наедет на обе лапы ежа, если же на одну как бывает чаще, она уходит в землю или разрушается. У нас тоже можно было пустить всю бетонную промышленность на заливку таких ежей, но нужно было что-то быстрое и не дорогое . Руководство СССР приняло на вооружение более простую, надежную и эффективную конструкцию металлического ежа генерала Гориккера .


Так в чём же гениальность «ежа» ? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова. Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см . Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн . Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений . Полоса обороны из «ежей» — четыре ряда в шахматном порядке - превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк - стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливался , «зависая» над землёй, и его можно было подбить из противотанкового оружия .

«Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько идеальными, что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым "ежам", но там нет фамилии их создателя.

У есть осязаемые, материальные символы. Знаменитые образцы техники, прославившие русское оружие на весь мир (танки Т-34, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, производились огромными, невиданными в истории человечества тиражами. Сохранившиеся экземпляры этих грозных боевых единиц заняли свои места на постаментах. Но были и совсем на вид простые, и по размерам отнюдь не грандиозные оборонные средства, вполне заслуживающие того, чтобы им установили памятник. Противотанковые ежи сдерживали наступление нацистских орд не менее эффективно, чем знаменитые и пушки-сорокопятки, а вернее, помогали нашим артиллеристам-бронебойщикам, действуя с ними заодно.

1939 год. Европа без «ежей»

Гитлер начинал войну, вооружившись легкими танками и доктриной «блицкрига». Стремительные броски подвижной бронетехники, охваты, «котлы» - вот технология, применяя которую нацисты захватили большую часть Европы, не утруждаясь длительными осадами и затяжными боями. За Судетами им пришлось встретиться с заградительными сооружениями, но чешские противотанковые ежи оказались неспособными причинить какой-либо вред, их просто раздвигали и устремлялись в возникшие проломы. Немецкие генералы предполагали, что и в СССР им удастся справиться с поставленной командованием задачей не хуже. Их ждал очень неприятный сюрприз.

«Смешная» преграда

Когда немецкие танкисты впервые увидели наши противотанковые ежи, они совершенно не озадачились, а кое-кто из них даже посмеялся над «этими глупыми русскими», думающими, что стальной кулак вермахта можно остановить или хотя бы задержать «вот этим». И в самом деле, какая-то нехитрая комбинация, сваренная из балок или обычных рельс, высотой всего-то метр или даже ниже. Оглядев в бинокли этот загадочный предмет, немцы решили, что тот и вправду не представляет опасности, он даже не вкопан в землю. Вот чехи, те, как настоящие европейцы, подошли к задаче капитально, в изготовлении их заграждений применялся бетон, не мешавший, впрочем, их двигать. Подумав, командиры панцерваффе дали команду к наступлению. Вскоре выяснилось, что не все так просто…

Немецкие танки

В первые годы войны (T-I, T-II и T-III) были легкими. Это означало, что их вес не превышал 21 тонну, а бронирование днища практически отсутствовало. А еще в их конструкции присутствовал важный недостаток - передняя трансмиссия. Именно она страдала в первую очередь при наездах на противотанковые ежи. Кусок пробивал тонкий металл днища и разрушал механизм. Немецкая коробка передач - штука сложная и дорогая. Особенно танковая. Но это еще не все… Главная опасность заключалась совсем в другом обстоятельстве.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из-за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот-вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

"Звездочка" генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще-то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко-технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер - пример настоящего русского офицера, два полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т-26 и БТ-5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого "ежа" требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во-первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во-вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной - для следующих эшелонов. Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В-третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В-четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В-пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Память

Многие герои полегли на безымянных высотках, закрыв своими телами родную землю. В каждом селе, городе или поселке, через которые пронесся огненный вал фронта, сегодня стоит памятник. Противотанковые ежи стали символом несгибаемой непокорности всех народов СССР, сумевших свернуть шею омерзительной нацистской гадине. Теперь их можно делать большими и ставить на постаменты. Так они и стоят, как безмолвные часовые, напоминая о суровой поре.

В 1966 году, недалеко от центра Москвы, на 23-м километре Ленинградского шоссе, был установлен необычный монумент. Стилизованными под противотанковые заграждения гигантскими сооружениями отмечена точка, в которой сошлись наступающие немецкие части и четыре дивизии ополченцев, составленных из горожан разных профессий, возрастов и судеб. Мемориал посвящен памяти москвичей, не дрогнувших в бою за столицу свою. Противотанковые ежи в Химках - один из многих монументов, прославляющих память наших предков. Изобретение Гориккера было стальным. Но не только в металле дело.

При отступлении нацисты пытались использовать советские «ежи» для обороны Берлина и других городов тогдашнего Третьего рейха. Им они не помогли…

Вот уж никогда не знал. что у этих ежей есть автор. Я думал, что их просто варили из рельс на глазок, без особой науки. Но оказывается, всё совсем не так. И человек над ними долго ломал голову.

Внимания к невзрывным заграждениям в военной науке в послевоенный период не уделялось. Между тем они, и в том числе противотанковые ежи, в определенных условиях и в современной войне могут сыграть хотя и не решающую, но существенную роль в успехе обороны одной стороны и провале атаки другой.

Основной ошибкой при изготовлении ежей является превышение размеров. Даже в Наставлениях высота противотанкового ежа указывается 1 м. 45 см.

Между тем, суть этого заграждения состоит в том, что еж должен иметь высоту выше, чем клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от грунта до верхнего края нижнего лобового листа танка. Примерно высота ежа должна быть около 0.9 -1.0 метра.
Т.к. еж не закрепляется на месте и не вкапывается в землю подобно надолбу, то у танкиста должен возникать соблазн сдвинуть ежа лобовой броней своей машины. При движении танка на ежа, последний начинает перекатываться под ним, и в конечном счете танк оказывается приподнятым над землей. Его гусеницы теряют надежное сцепление с землей. А т.к. днище танка плоское, то при попытке съехать с ежа назад, танк часто оказывается неспособным сделать это.

А вот zlobny_troll раскопал где-то материал об авторе :

За окнами – тишина, потому что дом этот, стоящий напротив теперь уже бывшей “Тишинки”, защищен от шума улицы целой армией огромных деревьев. И, представьте себе, старожилы помнят того, кто посадил каждое дерево. Они звали его “генерал”. Но главный памятник генералу Михаилу Львовичу ГОРИККЕРУ стоит у въезда в Москву – увеличенный в несколько раз противотанковый “еж” - символ первых грозных дней войны. И каждый мальчишка знал –“еж” остановит немецкийй танк. Но не многие знают имя изобретателя, хотя на кальках, разосланных по армиям, с указанием, как расставлять танковые преграды, сколько их должно быть на километр обороны, стояло лаконичное Еж ГориккераПервые дни войны. Военный комендант Киева генерал Горрикер, начальник киевского танково-технического училища, дни и ночи проводит в штабе и на танкодроме, а ночами в своем кабинете, ведет расчеты и все мастерит из спичек, пластилина, замазки, хлебного мякиша, ниточек какие-то странные геометрические фигурки. По утрам его сын, пятнадцатилетний Владимир, с удивлением разглядывает их, теряясь в догадках У нас в редакцпии есть акт испытаний "ежей". Описана “наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в четыре линии, расстояние между осями по фронту” и то, как “клык 2-й линии попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода и клык 3-й линии, упершись в днище носовой части танка приподнял последний на воздух”. Комиссия заключила: необходимо применять “звездочку”, так вначале окрестили “ежа” – народ дал ему потом более жесткое и колкое имечко – на особо важных направлениях.

"Еж” сделать просто – нужны железнодорожные рельсы, а они штабелями лежали на станциях, и сварка. Но точный расчет, чтобы “еж”, действующий по принципу “ваньки-встаньки” переворачивался, нанося удар, а при расстановке – чтоб у него было место, где перевернуться: танк сам обращал его в своего врага. Генерал Гориккер был вызван в Москву и – полетел по фронтам, давая точные инструкции…

Сегодня в доме у Тишинки много памятных вещей, связанных с войной. “Живет” здесь старое пианино, вывезенное курсантами из горящего Киева в сорок первом. Оно ехало на Урал на платформе вместе с танками. Живет сын генерала, режиссер чудотворных фильмов-опер “Иоланта”, “Царская невеста” Владимир Михайлович Гориккер. В 55-ю годовщину Победы в Музее Вооруженных Сил он увидел на одном из экспонатов, “еж”, взятым в музей прямо с военных улиц столицы”. А стоит он рядом, с “хейнкейлем”, сбитым над Москвой Виктором Талалихиным. И на сваренных рельсах надпись: “еж Горрикера”, И все это потому, что акт об испытании “ежа”, кальки чертежей, рассылаемых в армиях, сын генерала нашел совсем недавно в своей квартире в ящике, где лежали киноленты и его “Иоланты”… “Еж”, перечеркнувший свастику.


Изобретатель противотанкового ежа генерал-майор технических войск Гориккер Михаил Львович (1895-1955). В период Первой Мировой войны солдат Русской Армии. Награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. По окончании Гражданской войны главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. С 1929 по 1933 год слушатель Военной Академии Механизации и Моторизации РККА им.Сталина. По окончании академии назначается начальником Московского танко-технического училища. В 1938 году вместе с училищем переезжает в Киев. В июне-июле 1941 года являясь начальником Киевского танко-технического училища, одновременно является начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева. В годы войны занимает последовательно должности начальника автотранспортного управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника управления эксплуатации и автоперевозок Главного Автомобильного Управления, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. В послевоенные годы начальник Орджоникидзевского, затем Рязанского автомобильного училища. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, орденом Знак Почета, медалью XX лет РККА, медалями "За оборону Москвы", За оборону Лениграда", За оборону Сталинграда", "За победу над Германией" и другими медалями.

Необходимое предисловие

Господа модераторы, не сочтите за флейм. Небольшое обращение к сообществу. Точнее к любителям неконструктивной критики. Поймите меня правильно. Да, я «пиджак». Да, моя спец.подготовка в разы хуже, чем подготовка выпускников ВВУЗов. Но! Во-первых, у меня кое-какая подготовочка все-таки имеется, в отличие от многих ЖЖителей; я как и вы перелопатил серьезное количество литературы ДСП, да и ручками своими кое-что пощупал (спецфическое инженерное железо, черенок лопаты и прочее). Во-вторых, я сапер в 3 поколении, я в этом вырос. В-третьих, я не только любитель военной истории и «недоделанный» лейтенант ВС, я еще закончил высшее техническое учебное учреждение - головной ВУЗ строительной отрасли России, следовательно, по крайней мере, в инженерных вопросах заведомо шарю сильнее большинства гуманитариев.
Найти в сети интересный текст и «откопипастить» его - большого ума не надо. Свои статейки я пишу несколько иным образом. Это компиляция ПРОВЕРЕННЫХ материалов, найденных в сети (кому интересно, напишу где), древних материалов ДСП разных лет, рассказов офицеров инж.войск, моих собственных конспектов и знаний. Я не претендую на «роль бога», как написали мне недавно. Я очень благодарен alarik_o_shie и другим товарищам, которые ищут в моих работах реальные «косяки». Если есть опытные в рассматриваемых вопросах люди - пишите, исправляйте, дополняйте. Буду очень рад. На мой взгляд, вот в такой совместной работе и заключается одна из целей нашего и альтернативных сообществ. Конец «лирического отступления»

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ЕЖИ

Я думаю все, кто ездил в Москву из Шереметьево видели этот монумент:

Этот вид невзрывных инженерных заграждений стал своего рода символом героической обороны Москвы в 1941 году. Именно с этим сражением ассоциируется у большинства наших соотечественников противотанковый ёж. Хотя, это не совсем справедливо. Ежи применялись и в других местах, например, на Ленинградском фронте. Да и немцы в 44-45, когда стало горячо, вовсю применяли противотанковые ежи. Кстати, по мнению Ю.Веремеева, немцы, столкнувшись с дефицитом стали, вовсю применяли ежи, вывезенные в 41-42 с территории СССР. Что ж, вполне возможно...

Итак, что же такое противотанковый еж?
Википедия говорит четко:
"Противотанковый ёж — простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения , зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что особенно ценно в военное время. "
Менее эффективны? Ну-ну. Нас учили, что НИ ОДНО невзрывное заграждение не эффективно само по себе. Только в купе с другими невзрывными и вместе со взрывными! И только находясь в зоне действительного огня огнвых средств поражения (извините за тавтологию). Ну это так. К слову. Высокий уровень. Википедия, однако.

А кто же их изобрел? "Противотанковые свойства рогаток открыли в Чехословакии (отсюда английское название ежа — Czech hedgehog, «чешский ёж»)"
Что ж, это комментировать не могу - этому нас не учили. Может и чехи. А может и ни.

"В СССР ёж испытал (независимо изобрёл или позаимствовал — неизвестно) генерал-майор Михаил Гориккер"
Вот это - правда, вот документ:

Лагерь КТТУ.

АКТ ИСПЫТАНИЯ.

1.3 - июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, Начальника Киевского Гарнизона Генерал-Майора тов.ГОРИККЕРА, Директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА, 225 тов МАКСИМОВА, Ленкузня тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение Генерал-Майора техвойск тов.Гориккера.

Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделен от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 мтр. по фронту 2-2,5 мтр.

Легкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя-сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.

Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.

Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте ледующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 мтр., 2-я линия заграждений через 4 мтр., 3-я линия заграждений к через 2 мтр. 4-я и последняя линия заграждений.

Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1.5 мтр., 2-я и последующие линии 2-2,5 мтр. дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться, так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом-гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии-уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на в воздух.

Данное положение без помощи из/вне не даетв озможность продолжать движение и отбуксировать танк после после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранеее пристрелянным участкам установленного заграждения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждени я мо но широко применять в районе уров, дефиле и особо важных направлениях.

См.н/об.
-2-

Количество препятствий "Звездочек" на 1 клм, до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кгр. Размеры-брусья по длине 1,9- 2 мтр всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей.

Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кгр.

Конструкции перевозимые на автомашинах и жел.дорожном транспорте в готовом виде к месту применения.

Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотографии произведенных опытов.

П/ПОДПИСАЛИ: СЕКРЕТАРЬ ЦК КП/б/У /БИБДЫЧЕНКО/
ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К /ЯЛТАНСКИЙ
СЕКРЕТАРЬ К.П.К /ШАМРИЛО/
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /ГОРИККЕР/
ПОЛКОВНИК /РАЕВСКИЙ/
ВОЕНИНЖЕНЕР /КОЛЕСНИКОВ/
ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК /КУРГАНОВ/
-"- 225 /МАКСИМОВ/
-"- ЛЕНКУЗНЯ /МЕРКУРЬЕВ/

Копия верна НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ
ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА
-/ДВОРНИКОВ/-

А на последок, фотография, которую я сделал в родном районном военкомате. Что это? Противожигулевые ежи? Или детеныши противотанковых?



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»