Как по научному называются двуязычные дети. Ребёнок билингв: воспитание и развитие. Вас также может заинтересовать

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Алла Баркан - магистр философии Венского университета, доктор медицинских наук, профессор, президент Международного Союза русскоязычных и двуязычных родителей "МИР" (Вена). Aвтор более 150 научных статей и 35 изданных книг для детей и родителей. Среди них самые популярные - "Ультрасовременный ребенок", "Плохие привычки хороших детей", "Мир глазами младенца", "Расти и развивайся, наш малыш", "Современный дошкольник", "Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться" и многих других работ. Алла Баркан занималась также билигвальными (двуязычными детьми), написав книгу "Что нужно знать о семейной эмиграции с обратным билетом. Русскоязычный - двуязычный ребенок".

– Кто такие дети-билингвы?

– Одно из самых известных определений билингвизма дал американский лингвист Уриель Вайнрейх "Билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения". Дети билингвы - это дети, которые по мере необходимости способны общаться на двух языках. Ученые различают естественный и искуственный билингвизм.

Если папа ребенка является носителем одного языка, а мама другого, что все чаще и чаще встречается в смешанных браках, а особенно в ситуациях "замуж за рубеж", и ребенок буквально с рождения слышит речь на двух языках, то родители создают ему условия естественного билингвизма.

Cуп пахнет на мозоль! Нет, нет, не на ту мозоль, которая у тебя на ноге, а из которой варят суп!

Жаклин (5 лет) спутала слово "мозоль" и "фасоль"

Когда же мама и папа - носители одного языка, но хотят, чтоб ребенок их был двуязычным, и при этом все делают для осуществления своего желания, то речь идет об искусственном билингвизме. При искусственном билингвизме самое важное – создать вашему малышу оптимальные условия для двуязычия.

– Как и почему Вы начали научно заниматься билигвальными детьми?

– В моей кандидатской диссертации по педиатрии была большая глава по нервно-психическому развитию ребенка раннего возраста. Исследования проводились в Казахстане, где было очень много детей, в семьях которых родители говорили не только на русском языке, но и на казахском, корейском, чеченском, немецком...В то время особенностями освоения русского языка в подобных семьях в СССР занималось значительно меньше исследователей, чем сегодня. Во всяком случае, на эту тему почти не было доступных мне научных исследований. Эпоха интернета еще не началась. А так как я одновременно с работой над кандидатской диссертацией заканчивала филологический факультет университета, мне захотелось самой провести такое исследование. Результаты меня поразили. У двуязычных детей, посещающих ясли на русском языке и разговаривающих дома со своими родителями на родном языке мам и пап, несмотря на меньший активный словарь русских слов, по сравнению с детьми, говорящими лишь на одном языке, намного лучше была кратковременная и долговременная память. В то же время, по мере взросления ребенка, активный словарь малыша пополнялся и дети прекрасно говорили на двух языках. Так что моя первая научная статья была посвящена двуязычным детям.

– Ваша книга посвящена проблемам двуязычных детей, которые растут за рубежом. Но и в России есть двуязычные дети - например, в Татарстане, Башкортостане. Чем отличаются одни от других?

– Ничем. Двуязычный ребенок везде двуязычный ребенок, если говорить об естественном билингвизме. А естественный билингвизм - это знание языков мамы и папы в смешанных семьях, да и как их не знать, когда любишь своих родителей.

Тим (2,5 года) одевается на улицу. Мама предлагает: Тим, давай наденем куртку? Тим с недоумением: Gurke? Мама, ну как можно надеть огурец?

​Gurke на немецком огурец

– Чем такие дети отличаются от сверстников с одним родным языком?

– По данным ученых Вашингтонского университета, различия между такими детьми проявляются уже в период младенчества, до 11 месяца жизни. Оказалось, что билингвизм ускоряет речевое и умственное развитие ребенка, которому легко изучать новые языки. Отличие в строении головного мозга у одноязычных и двуязычных людей появляется только в случаях освоения нового языка не в раннем возрасте (до 3х лет), а позднее. По мнению ученых из Триеста, для решения, например, такого задания, как разложить предметы по цвету или форме, двуязычные люди используют центр Брока в левой части лобных долей мозга, в то время как у одноязычных людей при выполнении подобного задания используется правая часть мозга. При естественном билингвизме младенцу буквально с момента рождения (если не до него) необходимо уметь различать языки мамы и папы, что отражается на работе его головного мозга, способствуя лучшей усвояемости новой информации.

– Появляются ли какие-нибудь изменения в центральной нервной системе при изучении человеком иностранного языка?

– По мнению Жана-Мари Аннони, одного из ведущих специалистов-нейропсихологов Швейцарии, занимающегося этой проблемой, никаких патологических изменений (отклонений от нормы - прим. Idel.Реалии) в мозге билигвов и полиглотов нет.

Каждый язык как бы записывается в нём, и при помощи специальных "переключателей" человек в нужный момент легко переходит с одного языка на другой, так же как и с одного вида деятельности на совершенно иную деятельность, благодаря механизмам ментального контроля.

Если ребёнок начал изучать второй язык до 5 лет (ранний билингвизм), то оба языка у него смешаны. Когда же мы изучаем иностранный язык в более позднем возрасте, то запись его происходит в тех же структурах, но в несколько большем пространстве, иначе говоря, для изучения этого языка требуется чуть больше серого вещества мозга.

Если семья русская и язык среды русско-татарский - могут ли дети тоже быть билингвами?

Когда мы говорим о детях-билингвах за рубежом, то имеется в виду такая ситуация: язык общения среды, скажем, немецкий, мама - носитель русского. Понятно, что у ребенка есть все предпосылки владеть русским и немецким как родными. В России, в национальных республиках, другая ситуация. Понятно про татарские семьи. А вот если семья русская и язык среды русско-татарский - могут ли дети тоже быть билингвами?

Ребенок из русской семьи в русско-татарской среде может также говорить на двух языках, да и должен, если живет в такой среде. Но тут уже речь идет об искусственном билингвизме. Когда я была в Сыктывкаре мне многие задавали вопрос - зачем ребенок из русской семьи должен с 1 класса учить коми язык, не лучше ли его заменить английским. Я отвечала,"если бы вы жили не в Сыктывкаре, а в Лондоне, лучше учить английский, а в Республике Коми надо знать коми язык." Необходимость в английском появится позже.

– Может ли первый язык мешать усвоению второго языка? Если да, то в чем это проявляется?

– Может, когда речь идет об интерференции. Под интерференцией обычно подразумевают "взаимное приспособление" нескольких языков, когда язык говорящего отличается от языка слушающего, и волей неволей происходит влияение одного на другой.

Наиболее точно интерференция – это "случаи отклонения от норм данного языка, появляющиеся в речи двуязычных носителей в результате их знакомства с двумя или несколькими языками".

Что нужно, чтобы стать двуязычным? - Хотеть этого и гордиться этим

Из-за интерференции при изучении иностранного языка мы с вами делаем ошибки, причинами которых является наш родной язык. Мы как бы пытаемся перенести на новый язык нормы своего первого, материнского языка, отличные от норм изучаемого нами другого языка. Мы используем опыт прошлого, не помогающий, а в какой-то степени даже мешающий нам.

Интерференция может происходить на разных уровнях языка – от фонетического (в системе гласных и согласных звуков) до лексического.

Чаще всего обращает на себя внимание грамматическая интерференция, когда человек, и особенно ребёнок, в разговоре одновременно употребляет слова своего родного языка, скажем, русского, и иностранного языка, например, немецкого, пытаясь перенести нормы грамматического строя русского языка на иностранный (в данном случае – немецкий). Очень часто дети путают множественное число, род существительных и падежные окончания. При обучении русскому языку ребёнка уже знающего, например, немецкий язык с этим явлением сталкиваешься постоянно.

Жоэль не хочет идти ужинать. - Я хочу нуль покушать

Двуязычные дети часто соединяют морфемы (морфема - минимальная значимая часть слова- прим. Idel.Реалии) слов двух языков, образуя своё новоё слово, например, – "бебинёнок". Многим из них трудно усвоить образование будущего времени в русском языке. Однако по мере серьёзного изучения языков многие из этих явлений идут на убыль. Но это естественный процесс и не надо этого бояться.

– Каковы плюсы билингвизма?

– В последние годы появляется все больше и больше исследований, свидетельствующих о преимуществах двуязычия. Оказалось, что двуязычные дети не только не отстают от своих ровесников, а чаще всего опережают их по многим показателям нервно-психического развития. Ученые обнаружили, что память двуязычных детей лучше развита.Такой ребенок более логично размышляет и часто сообразительнее своего одноязычного сверстника. Двуязычные дети почти всегда заостряют внимание на лингвистических явлениях, им легко даются математические навыки, абстрактные и гуманитарные науки. Они обычно бывают на хорошем счету в школе.

– Есть ли минусы в билингвизме?

Если ребенок здоров, если в семье теплая атмосфера, если правильно использовать методы изучения языков, существенных минусов я не вижу. Когда противники билингвизма приводят такие аргументы как позднее развитие речи, неправильное построение фраз, интерференция и т. п., то чаще всего это связано не с билингвизмом, а с неправильными методиками, недостаточным вниманием к изучению языков, а главное - с индивидуальными особенностями самого ребенка. Я помню, как консультировала пятилетнего мальчика с проблемами речи на русском языке, с задержкой психического развития, которого родители, несмотря на это, отдали в англо-немецкий детский сад. Причина консультации заключалась в том, что ребенок не мог усвоить иностранные языки. То что для этого у него не было фундамента русского языка, родителей не беспокоило. Главное, надо было усвоить английский.

– О двуязычии есть много мифов..

– Отвечая на этот вопрос, можно написать целую книгу. Мифов много, но практически все они негативные и не имеют под собой твердую почву. На сегодняшний день более половины людей земного шара говорят на нескольких языках. Уже лишь этот факт опровергает весь негативизм этих мифов. Что касается двуязычия, оно тоже уходит в прошлое. На повестке дня - многоязычие!

– Билингвы проще усваивают третий язык?

– Да, билингвы, стремящиеся знать более двух языков, имею прекрасный фундамент для этого, если даже у них не естественный, а искусственный билингвизм. Дольше всего обычно осваивается первый иностранный язык, второй, третий, четвертый...язык изучается легче. Если человек фанат познания языков, ему легко стать полиглотом. Легче всего усваиваются языки одной группы. Специалисты советуют после французского изучать испанский и итальянский языки и т. д. Например, Лев Толстой знал 15 языков, Александр Грибоедов - 9, а про кардинала Джузеппе Меццофанти ходят легенды о том, что он знал около 90 языков.

Что касается трехъязычия, не связанного с особенностями государственных языков той или иной страны(например, в Швейцарии люди говорят на 4 языках), то примером трехъязычия сегодня может стать Республика Казахстан, где детей обучают в школах помимо казахского, русскому и английскому языкам.

– Что нужно чтобы стать по-настоящему двуязычным?

– Использовать знание двух языков в жизни, общаться и дружить с носителями каждого языка, читать и писать на каждом языке, поддерживать мотивацию совершенствования знания и первого и второго языка. А главное - хотеть этого и гордиться этим.

Выдержки из книги "Что нужно знать о семейной эмиграции с обратным билетом. Русскоязычный - двуязычный ребенок" опубликованы на сайте Аллы Баркан. В материале использованы фрагменты из книги Аллы Баркан "Я люблю тебя, мой шалунишка", посвященный речи двуязычных детей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

В нашей стране смешанные браки были весьма распространены и во времена "железного занавеса", ведь СССР был многонациональной страной. Однако языком межнационального общения был русский, и поэтому в таких семьях, как правило, он становился основным. А родившиеся дети либо знали родные языки своих родителей очень плохо, либо вообще утрачивали их. Поэтому о таком явлении как би- или мультилингвизм (дву- или многоязычие) серьезно говорить не приходилось. Сейчас ситуация изменилась. С одной стороны, граждане нашей страны больше общаются с представителями так называемого дальнего зарубежья, а с другой - жители бывших братских республик стали более бережно относиться к собственным национальным языкам. Новое поколение в первую очередь ощутило все эти тенденции на себе. Ведь именно детям предстоит с рождения жить в атмосфере двух (или нескольких) языков и культур одновременно. Двуязычие (билингвизм) - достаточно регулярное и естественное употребление одним человеком двух языков в повседневной жизни. Если языков больше, можно говорить и о трехъ-, и о четырехъязычии. Причем, соседствующие в одном человеке языки не обязательно развиты в одинаковой степени: какой-то может быть известен говорящему в письменной и устной форме и постоянно употребляем активно, другой - только в бытовом устном варианте, третий - понятен, но не активенМногоязычие формируется у детей, если семья живет в иноязычном окружении или родители говорят на разных языках. Врез:

Примеры многоязычных семей *** Татарка из башкирской деревни, в детстве говорившая только по-татарски, а с семилетнего возраста - с началом обучения в школе - перешедшая на русский, училась в Петербург и там вышла замуж за кубинца. который по окончании университета уехал как беженец в Швецию. Родившаяся у них девочка слышала бабушку-татарку, русскую речь мамы и испанский язык отца. А с трех лет пошла в детский сад и спустя полгода заговорила по-шведски. *** Молодой немецкий математик Вольфганг приехал в сибирский город Н. Постепенно он адаптировался в нашей стране и стал учить русский язык. А вскоре женился на своей учительнице Светлане, у которой брал частные уроки в обмен на уроки немецкого для нее. В семье появилась традиция: один день Света говорит по-русски, а Вольфганг по-немецки, а на другой - наоборот. Спустя какое-то время Вольфганг и Светлана со своим сыном от первого брака Тимофеем, которому тогда было два года уехали в Германию. Там у них родились дочери-близнецы. Когда девочки подросли, они вначале заговорили на немецком. Светлана весьма сносно выучила этот язык и стала работать переводчиком. Затем Вольфганг поехал работать на два года в Америку и, конечно же, перевез туда семью. Дочери пошли в англоязычный детский сад и заговорили по-английски. Тимофею трудно пришлось в Германии, он не полностью освоил немецкий. А вот в США ему понравилось больше, и английский существенно продвинулся. Затем отец семейства снова поехал работать в Сибирь. Вот уже три года дочки ходят в русский детский сад с преподаванием английского как иностранного (этот язык они постепенно теряют, хотя произношение пока очень хорошее), а Тимофей учится в английской спецшколе. Дети по-русски говорят с русскими родственниками и друзьями, мама и папа стараются поддержать дома немецкий и всегда обращаются к детям на этом языке. В отпуск (два раза в год) семья ездит в Германию. Предполагают, что со следующего года они снова переедут в Германию, но потом Вольфганг собирается найти работу в Китае и дать детям возможность выучить китайский. В будущем родители хотят привозить детей на месяц к русским бабушке и дедушке и на месяц - к немецким. *** Украинка вышла замуж за индийца, с которым вместе училась в Воронеже в университете. Муж получил годовой контракт на работу в Финляндии, затем они жили пять лет во Франции, а теперь уже два года живут в Мексике. Первый ребенок родился в России; бабушки и дедушки говорили с ним до пяти лет только по-русски, папа говорил с ним на хинди, мама - по-английски. Второй ребенок родился за год до отъезда из России, Третий - во Франции. Мама теперь последовательно говорит с детьми по-русски, папа - по-английски. Во Франции дети овладели французским, сейчас начинают осваивать испанский. Домашними языками остаются русский и английский. Летом семья ездила в Индию, где дети немного говорили по-английски, но из хинди выучили только отдельные слова. На Украине дети побывали лишь дважды, язык понимали, но говорить по-украински не начали. *** Вьетнамская семья давно живет в Челябинске в общежитии, где преобладают их соотечественники. Их сын в два с половиной года пошел в русскоязычный детский сад. Адаптация проходила трудно. Сначала малыш отказывался от еды, плакал, ни с кем не играл. Потом начал пробовать некоторые блюда и стал понимать отдельные слова. Через полгода начал говорить по-русски, а через два -- стал заводилой в играх. Родители по-прежнему плохо говорили по-русски, и ребенок стал их переводчиком. В школе мальчику вначале трудно далось чтение на русском, но затем он снова проявил недюжинные способности, стал отличником и лидером класса. Повзрослев, молодой человек подружился с русской семьей, а недавно сделал предложение своей русской подруге..

Особенности взаимного влияния языков

Каждый из двух или более языков у мультилингвы (многоязычного человека) развивается по тому же сценарию, что и какой-то один. Но этот процесс может не совпадать по времени. Какой-то из языков может "вырываться" вперед, в зависимости от того, какая среда доминирует в данный момент, что интересно ребенку сейчас, с кем он общается. При этом сформированные структуры и слова отчасти переносятся из одного языка в другой, добавляются друг к другу, а порой и вытесняют одна другую. Первому - легче всех. Если языки строго разделены по сферам применения (например, каждый из родителей действует по принципу "одно лицо - один язык" и говорит только на своем языке, или дома говорят на одном языке, а в окружающем мире -- на другом), то смешения, как правило, не происходит. Ребенок всегда знает, к кому на каком языке адресоваться. Однако если родители употребляют в общении несколько языков или в семье не один ребенок, а несколько, ситуация усложняется. Не все и не всегда знают, к кому и как обратиться, появляется больше смешанных высказываний, в которых присутствуют слова и конструкции и того, и другого языка. Первый ребенок обычно лучше усваивает в детстве оба языка, у второго это получается хуже, у третьего еще хуже. Но дальнейшее школьное и вузовское обучение, практика и работа повышают уровень владения тем языком, который был слабее. Разумеется, если все это время молодому человеку приходилось общаться именно на этом языке.

Скажите и покажите!

Неверно, что ребенок выбирает из каждого языка только те слова, которые звучат проще и произносятся легче. Малыш не знает того или иного слова в одном из языков, если оно не было произнесено на этом языке, а также -- если между словами двух языков нет полного соответствия по значению. Контраст между двумя языками наиболее заметно проявляется в ситуации, когда слово, которое доминирует, было ясно и отчетливо произнесено (а у детей постарше - явилось в письменном виде) на фоне соответствующего предмета или явления. Наиболее интересные по звучанию слова, с которыми связаны те или иные ассоциации, обрастают более прочными связями в сознании ребенка. Язык очень тесно связан с образом жизни и культурой. Если культура второго языка представлена не во всем своем разнообразии, нет реалий, к которым бы относились соответствующие названия, то нет и повода для их изучения.

Вместе или отдельно?

Став взрослыми, люди, воспитанные в двуязычных семьях, обнаруживают разную степень владения языками. Одни никогда не смешивают их, в речи других заметны какие-то вкрапления, конструкции, перенесенные из другого языка. Иногда владение вторым языком у повзрослевшего ребенка из двуязычной семьи ограничивается знанием нескольких названий тех или иных вещей, а произнести более или менее связную фразу ему уже трудно. Подобные особенности связаны с тем, что родители при общении смешивали языки. Существует предположение, что крайние случаи неполноценного полуязычия связаны с нарушениями развития речевой функции либо на уровне восприятия, либо на уровне производства речи. Лингвисты заявляют, что родственные языки (например, русский и иной славянский) можно и нужно вводить одновременно, объясняя при этом малышу, к какому из языков относится то или иное слово. Ребенок, с которым папа говорит на украинском, а мама - на русском, будет различать оба языка. Но если родители говорят на суржике (смесь русского и украинского), малыш тоже освоит суржик.

Как помочь ребенку освоить языки?

Всегда, независимо от обстоятельств и от чьего бы то ни было присутствия, в доме нужно говорить на родном языке. Следует объяснить гостям, что таково правило вашей семьи. Надо поговорит с ребенком и объяснить, что он на один язык богаче, чем остальные. Если супруг (или супруга) неуютно чувствует себя, потому что общение в семье идет на непонятном языке, нужно объяснить, что родственники ничего от него (или от нее) не скрывают и что, если он (или она) хочет участвовать в беседе, то может выучить этот язык. Провести беседу придется также с бабушками и с дедушками, убедив их в том, что они всегда будут родными и близкими ребенку, но и от них зависит, насколько хорошо он овладеет языком. Объяснить, что такое двуязычие, нужно и воспитателям в детском саду, и учителям в школе. Люди, окружающие ребенка из двуязычной семьи, должны понимать, что человек в состоянии усвоить несколько языков с детства, что это нормальное явление, и от этого ребенок не превратится в неполноценного человека, а наоборот, получит толчок своему развитию. Общение родителей с ребенком должно быть постоянным, разнообразным, с богатой интонацией, при этом необходимо постепенно расширять словарный запас и усложнять свою речь. Говорить надо, повторяя одни и те же конструкции в разных ситуациях, варьируя их заполнение словами. Одно и то же слово следует использовать в разных контекстах, в разных сочетаниях. Всегда следует описывать словами то, что происходит, передавая в речи максимальное количество интересных ребенку деталей, подчеркивая их голосом. По мере развития малыша взрослые должны затрагивать новые темы, объяснять незнакомые слова. Полезно играть в словообразование (например, придумывать суффиксы к корням, "увеличивая" или "уменьшая" предмет), подбирать глаголы на одну и ту же букву, изменять формулировку предложений, описывающих одну и ту же картинку, соревноваться, кто придумает больше вопросов к одному и тому же персонажу, сокращать и расширять описания и т.п. Важно, чтобы у ребенка были партнеры по общению - сверстники, старшие, младшие, люди мужского и женского пола, которые давали бы возможность слышать разные варианты языка, в которых слышались бы разные слова, разная манера произношения, живой разговор. Обычно мама занимается детьми больше, чем папа, соответственно, ее язык у малыша развит сильнее. Но и отец может сделать свой язык значимым для ребенка. Вспомогательные средства - видеофильмы, книги, спектакли, учебные материалы. Они должны быть под рукой, и чем их больше, тем лучше. Детям иногда кажется важным посмотреть какой-то фильм или прочитать одну и ту же книгу много раз. Тем не менее, не следует перегружать ребенка однотипными упражнениями, которые не несут в себе ничего нового. Следует время от времени показывать один и тот же фильм, читать одну и ту же книгу, выполнять сходные задания на каждом из изучаемых языков. На стенах могут висеть интересные плакаты со словами и стихами. Если ребенок пытается сравнить те или иные явления в обоих языках, то взрослые, по возможности, должны помочь ему в этом. А если малыш отвечает маме или папе не на том языке, на котором к нему обратились, взрослый должен повторить свою фразу и ответ малыша на том языке, на котором должен был ответить ребенок.

Самые частые вопросы при воспитании двуязычия

- Имеет ли право взрослый говорить с ребенком на неродном для себя языке? Да, если считает это необходимым по определенным причинам. Например, если рядом нет больше ни одного человека, который говорил бы с малышом на этом языке. Так, одна двуязычная женщина (язык матери - финский, отца - русский) вышла замуж за русского. Пока семья жила в России, она говорила с ребенком по-фински, он все понимал, но отвечал по-русски. Когда после развода она переехала в Финляндию, то стала говорить с сыном по-русски, а через некоторое время он уже отвечал ей по-фински. Затем дама вышла замуж и уехала в Бразилию, и постепенно португальский стал доминирующим языком, хотя мать пыталась поддерживать и другие языки. Сейчас ее сын учится в США, понимает финскую речь, дружит с португалоязычными и англоязычными сверстниками, а активизации русского языка способствовал роман с иммигранткой. - Как исправлять ошибки в речи детей? В устный период развития речи - до школы - следует переформулировать неправильно построенные фразы, исправив допущенные огрехи. В школьном возрасте следует сосредоточиться на письменной основе, объяснить, как устроены слова в данном языке. Если речь идет о русском -- рассказать, какие виды приставок, корней, суффиксов, окончаний существуют, когда они соединяются друг с другом, какие изменения при этом происходят, как меняется произношение от переноса ударения. И конечно же, следует как можно больше читать на обоих языках. - Можно ли учить ребенка читать и писать сразу на двух языках? Лучше, чтобы эти процессы были разнесены по времени, чтобы домашний или материнский язык вначале обрели письменность. Так легче и взрослым, и ребенку. Будучи однажды усвоенным, навык чтения переносится и на другие языки, даже если письменность у них совсем другая. Часть букв обязательно будет путаться, но это происходит и у взрослых, регулярно пользующихся несколькими системами письма. Специалисты утверждают, что двуязычные дети быстрее начинают читать на втором языке, чем одноязычные, и допускают меньше орфографических ошибок, т.к. у них система самоконтроля развита сильнее. - Когда и в какой детский сад лучше отдать ребенка? Двуязычного ребенка лучше определить в такой детский сад, где будут поддерживать и развивать каждый из его языков, а затем и в двуязычную школу. Слабого в языковом отношении малыша, родители которого не могут уделить ему достаточно внимания, лучше отдать в детский сад, где будут поддерживать его основной, доминирующий язык, а затем в школу, где основным станет другой из пары языков. Если же у ребенка с освоением домашнего языка все в порядке, его можно отдать в детский сад и в школу с другим языком, и где, возможно, будут преподаваться и другие языки. - Сколько нужно заниматься языком, чтобы его поддержать? Достаточно 15 минут в день. Но это должно быть именно интересное, содержательное общение, с использованием новых слов и выражений, чтение с обсуждением, мультфильм с комментариями, ролевая игра, разглядывание картинок или фотографий с живым озвучиванием отображенных на них событий, изготовление поделок, рисование и лепка с занимательным рассказом о происходящем. Составляя этот перечень, хочется подчеркнуть, что именно разнообразные виды деятельности и общения обогащают и совершенствуют речь.

Основные трудности

Наблюдая за развитием двуязычного ребенка, следует опасаться только одного: того, что ни один из языков не будет развит на достаточном уровне. "Мониторинг" должен проводиться в отношении каждого из взаимодействующих языков, но озаботиться нужно только тогда, когда ребенок не в состоянии выразить себя, не может найти контакта со сверстниками, не интересуется происходящим, не хочет "развиваться", узнавать новое, читать, играть ни на одном из них. Двуязычие не является препятствием развитию, а наоборот, способствует этому процессу. Но если у ребенка есть проблемы психического плана, то они будут достаточно ярко проявляться и в его речи. В развитии двуязычного ребенка, отмечают специалисты, оба языка могут начать развиваться позже, чем у одноязычного, каждый из языков может быть представлен несколько меньшим словарным и грамматическим запасом, но вместе они будут перекрывать потенциал одноязычного ребенка. Многоязычие - это не отдельный вид спорта, а многоборье, где побеждают только всесторонне развитые личности. Познавательная функция речи заставляет родителей открывать ребенку мир через свой родной язык, приобщаться к системе ценностей, типичным способам формулирования своих мыслей, именует окружающее, отделяя осознанное от массы видимого и слышимого. Если эта функция не работает, значит, что-то делается неправильно. Даже если ребенок усваивает оба языка практически одновременно, "второй" язык все равно зависит от "первого", надстраивается над ним.

Обманутые ожидания и нечаянные радости

Не все дети становятся полноценными билингвами, особенно если в семье много малышей. Но за счет раннего введения многоязычия основа для хорошего усвоения иных языков будет дана всем. Обычно те, кто с детства окунулся в стихии разных языков, лучше успевают и по математике, и по другим предметам. Многие родители думают, что ребенка сбивает с толку, если к нему обращаются то на одном, то на другом языке, и полагают, что в дошкольном детстве должен присутствовать только один язык, а второй можно вводить только после того, как освоен первый. Действительно, иногда раннее двуязычное воспитание не дает убедительных результатов, однако последующее развитие все расставляет на свои места. Так, дети, в возрасте пяти лет, начавшие говорить с родителями на языке большинства окружающих или в 12 лет отказавшиеся продолжать занятия с учителем второго языка, потом жалели об этом и в дальнейшем стремились восстановить утраченный язык. Кризис 16 лет - кризис идентичности - заставляет по-новому, более позитивно взглянуть на свою самобытность, подчеркнуть индивидуальность.

Преимущества двуязычия

Язык, выученный с детства, усваивается по тем же закономерностям, что и один родной, и так же глубоко "сидит" в человеке, причем, люди часто владеют им на более совершенном уровне, чем языком, выученным искусственно. Второй язык - это всегда рабочий инструмент, потенциал, способ заработать и вести более интересный образ жизни. Современный человек, оказавшись за пределами страны, в которой родился, не должен чувствовать себя изолированным от мира "чужаком", неспособным адекватно воспринимать окружающие реалии. Общение с представителями других народов и полноценное восприятие иных культур обогащает личность, наделяет ее большей внутренней свободой, раскрепощенностью и независимостью, а значит, обеспечивает максимум возможностей для жизненного успеха. Конечно, не каждый человек способен чувствовать себя в любой обстановке, "как рыба в воде". Но люди-билингвы, как правило, гораздо лучше адаптируются в окружающем мире, благодаря высокому уровню коммуникации -- то есть, способности к общению в самых разных ситуациях.

Дети билингвы – как правильно их воспитать? Как ребенку билингву дать третий, а порой четвертый язык? Сегодня я расскажу вам о личном опыте нашей семьи.

Опишу мои переживания и опасения на этот счет, покажу на примерах что они были напрасны. Шаг за шагом проведу вас по возрастным критериям, чтобы стало понятно в каком возрасте мы ввели третий и четвертый язык. А самое главное расскажу о книге, которая очень помогла мне на этом пути.

На сегодняшний день моему сыну 4 года 8 месяцев, он говорит и читает на четырех языках. Когда посторонние люди слышат мои обращения к нему на русском языке, часто спрашивают: «И что ребенок вас понимает?» . При этом в их голосе звучит некое недоверие, ведь русский считается одним из сложных языков в мире. Но имеет ли это значение для малыша? Абсолютно никакого. Независимо от того на каком языке будет разговаривать с малышом его родитель, будь то японский, вьетнамский, молдавский или английский - ребенок с легкостью впитает его. Мозг ребенка устроен так, что он освоит любой язык на котором с ним разговаривают близкие люди.

Но если этот момент понимает большинство родителей, то когда речь заходит о воспитании билингва или мультилингва, многие начинают сомневаться. Одни считают, что запутают малыша и в итоге он не выучит ни одного языка в полной мере. Другие не уверены, что у них получится вырастить ребенка таковым, так как они проживают в одноязычной среде.

На сегодняшний день, когда люди могут путешествовать по всему миру, когда знание нескольких языков дает возможность глубже познакомиться с другими культурами, а также помогает во взрослой жизни увеличивая шансы на хорошую работу, многие родители стараются не упустить возможность и обучить языкам детей как можно раньше.

Несколько лет назад, когда я только задумалась о том, что буду растить моего ребенка билингвом, у меня возникло много вопросов на эту тему. Я была удивлена, как мало информации было, чтобы ответить на них. Именно поэтому я хочу рассказать вам историю нашей семьи, каким образом наш сын выучил за такой короткий срок четыре языка. Как развивалось его языковое становление, какие сомнения у меня возникали и как они разрешились.

О том, что я буду говорить с моим сыночком на русском языке, я подумала как только забеременела. Проживая в Доминиканской республике, где основной язык испанский, я понимала что муж будет разговаривать с малышом на своем языке. До беременности мы говорили с супругом только по английски. И хотя я владела испанским, всё же для меня он не является естественным языком.С самого начала я хотела общаться с моим малышом не подбирая правильные обороты речи. Мне хотелось рассказывать ему потешки, петь песенки, говорить ласковые слова и, чтобы всё это шло натуральным ходом.

Вопрос о русском языке я подняла с мужем, на четвертом месяце беременности, оказалось что для него это вообще не было вопросом. То есть он знал, что если у нас будут дети, то я как мама буду говорить с ними на русском языке. Это большой плюс, когда оба супруга согласны с билингвизмом. Дети чувствуют отношение родителей к определенным вещам и для меня важна поддержка мужа в воспитании сына со знанием русского языка.

И всё же меня тревожил вопрос о том как я должна общаться с малышом в присутствии родственников и друзей мужа, которые не владеют русским языком. Считается невежливым общение на языке, который не знаком всем присутствующим. И где-то глубоко в душе я чувствовала, что если буду постоянно переключаться с одного языка на другой в разговоре с ребенком, то это не будет плюсом в нашем общении на русском языке.

Помимо этого, у нас с мужем за восемь лет супружества до беременности, уже вошло в привычку общение на английском языке. Мы задумались, если нам придется перейти на испанский после рождения сына или же продолжать общение на английском разговаривая между собой? На этом этапе я начала искать литературу, которая помогла бы мне разобраться во всех этих вопросах.

Пять лет назад я нашла несколько безликих статей на русском языке и мне не попалось ни одной книги, которую я могла бы прочитать на интересующую меня тему. Тогда я обратилась к источникам на английском языке и сразу вышла на книгу Наоми Штейнер “7 steps to raising a bilingual child” . Не торопитесь вводить ее в поисковики, в конце поста я укажу полезную литературу.

Прочитав данную книгу я уяснила, что самым эффективным способом обучения, является так называемый “Один родитель – один язык” . То есть независимо от ситуации и окружения каждый родитель общается с ребенком только на выбранном им языке. В нашем случае я должна говорить только на русском, а мой муж только на испанском. Автор книги советует заранее поговорить с родственниками и друзьями на тему билингвизма, объяснить им, что мое общение на незнакомом им языке ни в коем случае не является моими плохими манерами .

Также автор описывает семь распространенных заблуждений о воспитании детей билингвов. Но на момент прочтения книги, я уже прочла большое количество научной и психологической литературы по развитию мозга детей и о раннем развитии в целом. Поэтому заблуждений у меня не осталось, наоборот я была абсолютно уверена, что малыш с легкостью впитает два языка.

К слову сказать ученые считают, что ребенок способен развиваться сразу на нескольких языках (до семи языков одновременно!) . Что кстати происходит в некоторых семьях, где мама говорит на русском, папа учитель английского решает общаться с ребенком только на английском, а бабушка говорит с внуками на своем родном грузинском языке.

Но в нашем случае всё оказалось не так просто. Семья моего мужа разделилась во мнении по поводу двуязычного воспитания. Бабушка Александра считает, что билингвизм приводит к тому, что дети начинают путать языки и в результате не осваивают ни один из них. Это как раз миф N2 описанный Наоми Штайнер в ее книге. Думаю, что если бы у меня не было полной поддержки мужа в данном вопросе, мне было бы сложно “идти наперекор” родственникам. К счастью мнение бабушки не пошатнуло наше решение об общении с сыном на двух языках в любом обществе.

Вы думаете, что это единственный случай, когда я столкнулась с непониманием? В возрасте трех лет, у нас возникла необходимость перевода ребенка в другой детский сад. Развивая сына по методике Домана, я всё же с большим уважением отношусь к методике Марии Монтессори. На мой взгляд эти методики могли бы дополнить друг друга в развитии моего ребенка.

Наведя справки о школах Монтессори в нашем городе, я записалась на беседу с директором одной из них. В беседе с директором зашел разговор на тему иностранного языка, в данной школе это был английский, который вводят в возрасте трех лет. Узнав, что Александр билингв с рождения, директор буквально задыхаясь от возмущения, начала пересказывать мне учения Марии Монтессори о том, что до трех лет не стоит вводить иностранный язык, так как в первую очередь должен быть впитан родной.

Мои доводы о билингвизме и о том, что для моего сына оба языка являются родными, не действовали. Как вы понимаете, поступление в данную школу, которой руководит человек не поддерживающий двуязычность, отпало само собой.

А что же по поводу нашего английского? Наоми Штайнер рассказывает, что она разговаривала со своими детьми, с момента их рождения, на английском языке, ее муж говорил с ними только на итальянском, а между собой родители разговаривали на французском. При этом дети, которые слышали французскую речь ненаправленную к ним, в возрасте двух-трех лет начали понимать отдельные фразы. Другими словами, они стали пассивными носителями третьего языка.

Здесь я хочу определиться с понятием двуязычного человека. Кто это дети билингвы? В какой степени они должны владеть языками, чтобы считать себя таковыми? Думаю, что ответ на этот вопрос должны дать сами родители, когда они ставят перед собой цель вырастить ребенка билингва. Для одних семей будет достаточно, чтобы дети понимали и говорили на втором языке. Другие же ставят более высокие задачи – чтобы те могли изъясняться, читать и писать на втором языке.

Вообще считается, что в мире не так много сбалансированных двуязычных людей, то есть тех, которые в равной степени владеют обоими языками. Во время беременности я также приняла решение о том, что мой сын будет развиваться без нянь, с включением в его жизнь раннего развития. Понимая, что раннее развитие даст мне возможность обучить сына чтению на русском языке, я сразу поставила задачу сбалансированного двуязычия.

И хотя считается нормальным смешение языков у малышей в двуязычных семьях, всё же мы с мужем решили перейти на испанский в общении между собой. Это было наше личное решение, я не агитирую другие семьи отказываться от общения на третьем или четвертом языке, если таковые присутствуют в их жизни. Как я писала, ученые утверждают, что мозг ребенка способен распознать и выучить до семи языков.

Тем не менее факт остается фактом, наш сын никогда не смешивал языки. И даже сейчас, когда в его арсенале четыре языка, он автоматически переключается с одного на другой в зависимости от того с кем разговаривает. К тому же меня не интересовало пассивное освоение английским, как это было в семье Наоми. На мой взгляд лучше ввести третий язык позже, если он не является естественным и выучить его на хорошем уровне.

Как вырастить билингва

И всё же я живой человек, мама единственного ребенка, то есть не имеющая практики в воспитании детей. За эти годы было несколько моментов, когда я переживала за лингвистическое развитие моего сына.

Первый момент

Папа много работает и полноценного получения второго языка не было. Переживание на эту тему возникло у меня, когда Александру был примерно год. Я отлично понимала, что муж единственный наш кормилец и его работа важна. В тоже время, я осознавала, что он приходит домой практически перед укладыванием ребенка спать. Общение на испанском языке было примерно 30 минут в день.

Прошло полтора года после чтения мною книги Наоми Штайнер и сказать честно, в моей памяти отложилось из прочитанного то, что было важно в начале пути для принятия решения о двуязычии. А на тот момент я уже действовала принимая собственные решения исходя из обстоятельств. Наши друзья являются хозяевами частного детского сада. Для того, чтобы Александр рос сбалансированным билингвом, мы приняли решение отдать его на три часа в день в детский сад, когда ему исполнилось 1 год.

Забегу немного вперед и скажу, что книга Наоми Штайнер издана на русском языке. Перечитав ее я отметила, что автор пишет о том, что родителям нужно быть гибкими в поставленной цели и находить правильные решения при изменении жизненных обстоятельств. Много работающим родителям Наоми советует приобщить к языковой среде родственников, нанять няню на интересующем языке или приходящего носителя языка, который будет играть с детьми.

Проанализировав перечитанное исходя из обстоятельств нашей семьи, я считаю, что в тот момент нами было принято правильное решение. В детском садике Александр не только впитывал испанский язык, но также социально развивался, что немаловажно для малыша растущего без братьев и сестер.

Второй момент

Поздний старт разговорной речи. Казалось бы перечитав огромное количество соответствующей литературы, я хорошо знала, что мальчики даже в одноязычных семьях заговаривают позже девочек, а также что для детей билингвов нормальным считается развитие пассивного словарного запаса, чуть ли не до трех лет. Но как я написала, я просто живой человек .

В 9 месяцев Александр сказал свое первое “мама” . Я обрадовалась и думала, что мой малыш продолжит радовать меня новыми словами. Но произошел откат, что тоже нормально, и до 1 года 4 месяцев мы не слышали ни мама, ни папа. После того как вернулись эти два слова, наш сын не спешил произносить другие слова.

Я начала переживать и даже обратилась к специалисту, когда Александру было 1 год 7 месяцев. Мне хотелось, чтобы кто-то помог мне разговорить сына . Благо, специалист оказалась адекватным человеком и сделав проверку ребенка, отправила меня со словами:

Если через шесть месяцев не заговорит, можете вернуться.

В 1 год 11 месяцев Александр заговорил! В один вечер! Он просто начал выдавать нам фразы. Это были не отдельные слова, а короткие предложения. Вот так он накапливал свой пассивный словарный запас .

Всё это время мы занимались. Главным моим помощником был комплект “Чтение с пеленок” от компании Умница, по которому Александр вышел в чтение в полтора года. Как вы понимаете ребенок может прочитывать слова и не разговаривая. Эти занятия очень помогли мне создать базу словарного запаса со словами, которые в жизни я не так много использую.

Конечно же я читала сыну сама, книги я покупала в Интернет-магазине Озон, который достаточно хорошо делает доставку литературы за границу и имеет хороший выбор книг даже для самых-самых маленьких. Хотите посмотреть как разговорился мой малыш за один месяц?

На тот момент мы занимались с Альбомом по развитию речи для самых маленьких , в котором содержатся чистоговорки. Мама должна произносить короткие фразы, а малыш повторять их за ней. Вы только представьте себе, что прошел ровно месяц с момента когда Александр начал говорить!

Третий момент

Акцент. Наверное вы услышали его при просмотре видео. Меня лично акцент никак не смущал и всё же я не могла понять почему он появился. В нашем окружении нет русскоговорящих с акцентом, мое произношение достаточно четкое. Для себя я решила просто продолжать занятия с Александром и оттачивать не акцент, а правильное произношение звуков.

Я посоветую родителям, которые пытаются делать тоже самое, учить с малышом побольше стихов на интересующем вас языке. Поэзия очень помогает добиться правильного произношения. Вот таким произношение было в два с половиной года, то есть через шесть месяцев после предыдущего видео. Акцента как не бывало.

В детском садике, куда ходил Александр, вводили изучение английского языка в группах с трехлетними детьми. Я решила помочь сыну овладеть еще одним языком, а самое главное понаблюдать в наших занятиях как он отнесется к вводу английского языка.

Наши с мужем опасения, что ребенок может запутаться или отвергнуть новый язык, совершенно не подтвердились. Наоборот, Александр был влюблен в наши занятия английским, очень скоро мы перешли от отдельных слов к фразам и могли общаться на английском во время прогулки в парке, например.

Для изучения английского языка я выбрала программу Little Reader. Итак, ввод английского языка в жизнь Александра произошел в 2 года 11 месяцев, так как он родился в октябре и сентябрь, с началом занятий в дет. саду, пришелся на этот возраст. Мы практически выполнили пожелание Марии Монтессори – ввод иностранного языка в три года .

Для меня самой наши занятия оказались достаточно полезными. Как известно, мозг это такая машина, которая далеко прячет неиспользуемые в постоянном ритме программы. Я это хорошо знаю, так как раньше неплохо владела немецким и турецким, но не используя эти языки, я напрочь их позабыла. Поэтому занятиям английским языком вместе с моим мальчиком, я была только рада .

Мы пели песенки, читали книги, смотрели короткие мультфильмы. И даже в нашей семье появилась замечательная традиция – в воскресенье мы все говорим только на английском языке. По возможности наша семья путешествует. В течении трех поездок, которые состоялись у нас с момента изучения Александром английского, мы разговаривали в них только по английски. Другими словами, полностью погружались в языковую среду.

Ввод французского языка никто из нас не планировал. Так получилось, что с четырех лет Александр должен был перейти в другой детский сад и, чтобы не было постоянной смены учреждений, мы решили выбрать детский сад при школе. В Доминиканской республике такие учреждения есть с доминиканской, американской и французской системой образования.

Обойдя доминиканские, нам стало понятно, что уровень образования в них очень низкий. Так как Александр влюблен в английский язык, то логичным было выбрать американскую систему образования, но оказалось, что цены на нее несоизмеримы с нашим достатком.

И хотя наша подруга, хозяйка детского сада, с самого начала рекомендовала нам французский лицей, в него мы пошли в последнюю очередь. Наши сомнения были как раз языковыми, мы не были уверены в правильности ввода французского языка, когда ребенок практически только начал изучать английский.

Но обстоятельства складывались так, что нам ничего не оставалось как познакомиться с французским лицеем. Проведя “День открытых дверей” в этом учреждении, мы с мужем вышли счастливые, с твердым намерением, что наш сын должен учиться именно здесь. Система образования, ее уровень, отношение преподавателей к детям и финансовая сторона – нас устраивало всё!

До начала занятий в лицее у нас было восемь месяцев. Мы абсолютно не сомневались, что Александр быстро адаптируется социально, а вот бросать его как котенка в языковую среду, нам совсем не хотелось. Я на тот момент абсолютно не владела французским языком, муж учил французский в школе и в университете, но после этого прошло много времени .

Наоми Штайнер рассказывает в своей книге, что во время неожиданных семейных перемен нужно быть гибким и ни в коем случае не забрасывать другие языки, которые родители практиковали с ребенком. Так мы и сделали – оставили русский, испанский, английский и прибавили французский.

Была приобретена программа Little Reader на французском языке, раз в неделю Александр ходил на занятия в игровой форме, которые длились полтора часа. Я сделала подборку очень коротких мультфильмов, которые мы смотрели после занятия по Little Reader.

Ввод французского произошел когда Александру было 3 года 4 месяца, то есть через пять месяцев после ввода английского. Не могу сказать, что ребенок отверг новый язык, но он не получал от его изучения такого же удовольствия как это было с английским.

Несколько раз Александр задавал мне вопрос:

Почему я должен учить французский?

На тот момент я совершенно позабыла о книге, в которой Наоми рассказывает о подобных ситуациях и дает рекомендации. Поэтому действовала по собственной интуиции.

Первое, что я решила, что нужно преподавать в более интерактивной форме. А для того, чтобы это делать, мне нужно было самой знать язык. Я сообщила Александру, что мы вместе будем его изучать, чем показала собственный пример. Наши занятия стали проходить в игровой форме, я подготавливала их заранее.

“Способность читать – основа грамотности и знания любого языка” – говорит в своей книге Наоми Штайнер и перечисляет 7 причин свидетельствующих о важности умения читать на втором языке. Лично меня удивляет сомнение некоторых родителей в необходимости уметь читать на выученных языках. Но если такие имеются, то Наоми точно вас убедит в необходимости такого умения. Если бы я продолжала читать на немецком и турецком, то сейчас они были бы в моем арсенале .

В чтение на русском языке Александр вышел в полтора годика, на сегодняшний день мы уже отказались от книжек по Доману (я продолжаю их делать только в тех случаях если нет аналога в печатной продукции), а так он читает печатные издания с крупными буквами.

Наоми Штайнер в своей книге пишет о феномене перехода приобретенных человеком навыков произношения, чтения и письма из одного языка в другой. Но как я уже написала несколько раз, читая ее книгу во время беременности, я не сосредоточила свое внимание на более поздних планах в изучении языков. Поэтому данный феномен был абсолютно забыт мною в момент, когда Александр в 1 год 10 месяцев зачитал на испанском языке.

Мой муж приобрел детский плакат с испанским алфавитом и повесил его на стену в комнате сына. Порой тот проявлял интерес к ярким буквам и папа ему их называл. Какого же было наше удивление, когда мы осознали, что Александр читает по испански!

Феномен, описанный Наоми сработал на нашем мальчике. Он сработал не только на испанском языке. Мы не проводили специальных занятий по чтению ни на одном языке кроме русского. Александр автоматически выходил в чтение на каждом из них после того как знакомился с алфавитом. На сегодняшний день, он говорит и читает на четырех языках.

Умение писать на втором языке

Умение писать на втором языке – это своего рода трюк высшего лингвистического пилотажа после умения говорить и читать на нем. Я осознаю, что люди обладают разными возможностями, однако уверена, что в любом из нас живет писатель и каждый способен получить радость, выражая свои мысли в письменном виде. Впрочем, умение писать не требует приложения изрядных творческих способностей, а всего лишь представляет собой финальный и совершенно необходимый этап освоения языка

Выдержка из книги Наоми Штайнер “Иностранный как родной”

Эта книга в русском варианте попала ко мне совсем недавно. Я благодарна судьбе и издательству МИФ, за представленную возможность перечитать ее на моем родном русском языке. Вспомнить все правила билингвизма, а самое главное зарядиться уверенностью в том, что мы на правильном пути.

В сентябре, в лицее где учится Александр, вводится начальное чтение и правописание. В книге “Иностранный как родной” описаны несколько советов как в интерактивной форме научить ребенка писать. Как хорошо, что книга была перечитана мною именно сейчас, когда подходит следующий этап освоения языка, который я не хотела проходить с сыном только по рабочим тетрадям. Теперь я могу воспользоваться советами Наоми и воспользоваться своими личными идеями, которые возникли у меня во время чтения книги.

Иностранный как родной
Содержание книги:

  • Предисловие
  • Вступление
  • Шаг 1
    Создание основ билингвизма
  • Шаг 2
    Определите цели
  • Шаг 3
    Двуязычный коучинг
  • Шаг 4
    Как составить план языкового развития
  • Шаг 5
    Боремся со сложностями
  • Шаг 6
    Чтение и письмо на двух языках
  • Шаг 7
    Двуязычный ребенок в школе
  • Заключение
  • Список ресурсов и дополнительной информации

Так как автор проживает в США, соответственно она указывает по ходу книги английский язык как основной. Думаю, что все мы взрослые люди и каждый из нас может автоматически ассоциировать этот язык с любим другим, который является основным в стране проживания. Для нас это испанский, для кого-то немецкий, а для российского читателя соответственно русский. Суть остается одной и той же – обычно один из языков является доминирующим, язык являющийся в стране основным ребенок выучит даже в том случае, если до детского сада родители с ним говорили только на своем родном языке.

Поэтому, если вы решите читать данную книгу, очень советую читать ее от начала и до конца. Только в главе “Двуязычный ребенок в школе” затрагивается тема школ в США, но даже там есть очень полезная информация к рассуждению о том, как вы будете поддерживать второй язык на протяжении многих лет.

Если ваша вторая половина (муж или жена) являются англоязычными, то очень советую приобрести книгу 7 steps to raising a bilingual child в Amazon. Таким образом вы и ваш партнер будете “на одной волне” . Вы оба сможете четко представлять путь, который предстоит пройти вам и вашим детям. Вам будет легче подобрать план обучения исходя из условий вашей семьи.

И напоследок я хочу сказать всем родителям, что независимо от того где вы проживаете, вы способными вырастить своих детей как минимум билингвами, то есть двуязычными. Это обязательно пригодится им в жизни и как рассказывает в своей книге Наоми, для того, чтобы это сделать не обязательно владеть самим вторым языком.

Тем не менее нужно осознавать, что поддерживать языковую среду, вам придется на протяжении долгих лет. И только после того, когда дети станут самостоятельными, смогут сами выбирать желаемую литературу для чтения, путешествовать в другие страны или работать на данном языке, только тогда вы как родитель можете считать свою миссию оконченной .

Чтобы придать вам уверенности в данном решении, я позволю себе показать вам еще одно видео, где моему сыну 4 года. Он растет в среде, где ТОЛЬКО Я говорю с ним на русском языке, тем не менее русский язык на сегодняшний день является основным. Вы можете жить в России, где все вокруг говорят только по русски, разница между вами и мной будет только в том, что нас окружают разные языки .

Александр не является гением, он просто мальчик, которому родители предоставили возможность раскрыть свой потенциал. Если вы считаете, что билингвизм положительно скажется на ваших детях – дайте им такую возможность!

Вам также будет интересно:

Save

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Ольга

    Июнь 15, 2015 в 20:35

    Орнелла

    Июнь 15, 2015 в 20:40

    Ирина

    Июнь 16, 2015 в 02:35

    Юля

    Июнь 16, 2015 в 05:28

    Анна Петровская

    Июнь 16, 2015 в 05:45

    Мария

    Июнь 16, 2015 в 06:42

    Надя и Лука

    Июнь 16, 2015 в 07:25

    Екатерина Королева

    Июнь 16, 2015 в 11:07

    Марина Андреева-Доглядная

    Июнь 17, 2015 в 00:32

    Юля

    Июнь 17, 2015 в 04:09

    Ирина

    Июнь 17, 2015 в 08:07

    Ольга

    Июнь 20, 2015 в 16:14

    Гузель

    Июнь 20, 2015 в 17:27

    TatianaRomero

    Июнь 20, 2015 в 18:54

    Юля

    Июнь 24, 2015 в 16:28

    Юля

    Июнь 25, 2015 в 08:56

    Юля

    Июнь 26, 2015 в 06:26

    Гузель

    Июнь 27, 2015 в 08:25

    Юля

    Июль 3, 2015 в 08:01

    Анастасия Шарапова

    Август 13, 2015 в 15:28

    Мария

    Сентябрь 7, 2015 в 15:40

    Мария Шкурина

    Октябрь 19, 2015 в 07:43

    лидия

    Ноябрь 5, 2015 в 16:20

    Дарья

    Январь 11, 2016 в 11:43

    Алисия

    Февраль 3, 2016 в 18:20

    Светлана

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Воспитание детей, способных одинаково хорошо владеть двумя языками, помимо явных плюсов чревато определенными осложнениями. При этом мнений относительно билингвального, или двуязычного развития ребенка высказывается все больше и больше. Давайте взвесим все «за» и «против».

    Преимущества билингвизма сегодня подтверждаются многочисленными исследованиями. Дети-билингвы обладают широким кругозором и восприимчивостью к другим культурам, что повышает эффективность их обучения. У них более развито дивергентное мышление, необходимое для решения различных проблем и задач. Они способны генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос. Билингвизм улучшает способность человека запоминать информацию в больших объемах. Недаром подавляющее большинство гениев были билингвами.

    Некоторые ученые считают, что изучение двух и более языков одновременно увеличивает нагрузку на эмоциональную и умственную сферы ребенка. И такая точка зрения вполне имеет право на существование, поскольку дети-билингвы усваивают не только два языка, но и две национальные культуры. По этой причине двуязычие может замедлять интеллектуальное , особенно в раннем возрасте. Неудивительно, что билингвальные дети обычно начинают разговаривать позже своих сверстников.

    Если вы хотите вырастить ребенка-билингва, обучайте свое чадо языкам с раннего возраста. Многие и педагоги советуют начинать заниматься изучением иностранного языка до пяти лет. При этом существует мнение, что один язык стоит выбрать в качестве основного, и только после того, как станет ясно, что у ребенка нет речевых проблем, перейти к изучению второго языка. С другой точки зрения, начинать общаться с малышом на двух языках стоит с первых дней его жизни: в этом случае доминирования одного языка над другим не будет.

    О возрастных особенностях памяти младших школьников вы можете узнать, посмотрев видеоурок для родителей с участием детского психолога портала «Я-родитель».

    1. Общайтесь с детьми на иностранном языке, произносите чаще слова и фразы на нем, чтобы ребенку проще давалось обучение. Старайтесь следить за тем, чтобы использованию обоих языков уделялось одинаковое количество времени.
    2. Создайте у ребенка максимально широкое представление о культуре и истории стран изучаемых языков.
    3. Смотрите вместе с ребенком его любимые мульфильмы на том языке, которому хотите уделить больше внимания. Пусть он расскажет, что понял из мультфильма. Если какие-то слова и фразы остались непонятны вашему чаду, переведите их. Пересматривайте мультфильм несколько раз, пока ребенок не разучит отдельные фразы и реплики персонажей.
    4. Старайтесь всячески расширять словарный запас ребенка. Для этого чаще разговаривайте с ним и читайте ему книги на иностранных языках, а также включайте малышу записи зарубежных детских песен или пойте их сами. При необходимости используйте обучающие компьютерные программы.
    5. Если ребенок маленький, применяйте такой подход: вы называете слово на изучаемом языке и просите малыша найти карточку с нужной картинкой, а потом – повторить это слово и перевести его на родной язык. В качестве альтернативы карточкам можно использовать игрушки. Также ребенку можно предложить нарисовать картинки к каждому названному вами слову.
    6. Пусть в принимают участие носители языка. Это могут быть бабушка, дедушка, друзья или няня. Они помогут вашему отпрыску овладеть иностранным языком в процессе живого общения.
    7. Создайте ребенку такую среду, в которой он имел бы возможность разговаривать со своими сверстниками на изучаемом языке. Для этого стоит рассмотреть варианты двуязычного обучения чада в специализированных детских садах, игровых группах и летних языковых лагерях.
    8. Проведите вместе с ребенком каникулы за рубежом, чтобы у него была возможность общаться с носителями языка.
    9. Стимулируйте ребенка говорить на иностранном языке. Например, поставьте его в ситуацию, когда он будет вынужден попросить продавца в магазине продать ему игрушку на родном для того языке.

    О том, как сломать языковые барьеры при изучении иностранного языка у детей дошкольного возраста, вы узнаете из видеоурока с участием эксперта портала «Я-родитель».

    Татьяна Маргулян

    У каждого ребенка множество талантов. Пройдите этот тест и узнайте, какой талант есть у вашего чада и как его можно развить.

    «Выучи новый язык, получи новую душу»

    (Чешская пословица)

    Билингвизм или двуязычие – это владение двумя языками. Двуязычными люди становятся по разным причинам: по случаю (родители-дипломаты переехали в другую страну), по причинам утилитарным (обучение за границей, престижная работа, карьерные перспективы), эмоциональным (общаться с родственниками) и из любви к искусству (родитель влюблен во французский). Не так важно, зачем вы решили растить отпрыска двуязычным, ребенку от этого будет только польза.

    А два лучше

    Преимущества билингвизма сегодня подтверждают многочисленные исследования. Билингвизм – это гораздо больше, чем просто владение двумя языками. Во-первых, двуязычные дети более восприимчивы к другим людям, другим культурам и имеют более широкий кругозор, по сравнению со своими монолингвальными сверстниками.

    Во-вторых, дети-билингвы обладают более развитым металингвистическим восприятием. Они способны чаще узнавать неправильные грамматические конструкции, понимать грамматические правила. Для каждого предмета у них, как минимум, два слова. Двуязычный ребенок постоянно переключается между языками. Благодаря этому билингвы лучше осознают связь между буквами и звуками, из них выходят талантливые писатели и журналисты.

    В-третьих, переключаясь с одного языка на другой, билингвы способны лучше фокусироваться, выполнять несколько задач одновременно.

    В-четвертых, дивергентное мышление (способность придумать множество способов использовать какой-нибудь предмет, например, скрепку) развито лучше у билингвов, чем у монолингвов. Взрослые билингвы обладают умственной гибкостью, их мозг более устойчив к старческим заболеваниям. И, наконец, история подтверждает пользу билингвизма: большой процент признанных творцов были двуязычными.

    Coca – cola, please!

    Вырастить сына билингвом я хотела с самого его рождения: мы смотрели Muzzy in Gondoland , играли в обучающие компьютерные игры, читали книжки на английском. Я постоянно пела на английском, итальянском и французском при ребенке, называя языки и обучая его определять, на каком языке звучит песенка. Однако мои попытки говорить на английском четырехлетний ребенок воспринимал … оригинально.

    Помню, что малыш отчаянно топал ножками и просил меня замолчать, как только я переключалась на английский. Стоило нам сесть в самолет Quantas, как пятилетний ребенок осознал, что стюардессы не говорят по-русски, а сока и кока-колы очень хотелось. Он пытался дергать стюардессу за платье «Хочу колы», но та мило улыбалась и пожимала плечами. Перелетев через весь мир, Миша выучился бегло требовать «Кока-кола, плиз!». Второй фразой выживания в английской среде стала «Где туалет?», которую малыш выучил в школе. Десятилетний билингв говорит по-английски так бегло, как мне после 20 лет активного изучения и не снилось.

    Тот путь, который прошел мой ребенок, типичен для двуязычных детей. Как утверждает Патон Таборс, дети проходят четыре этапа освоения второго языка. На первом этапе они пробуют говорить на родном языке, но видят, что это не работает. Второй этап – невербальный период интенсивного слушания. Дети впитывают другой язык, но еще не говорят. У моего сына он длился несколько недель. На третьем этапе появляются фразы – формулы «Me, too», «What’s your name», «I want …». На заключительной, продуктивной стадии дети свободно начинают говорить на втором языке.

    Когда начинать

    Так как в детстве нейронные связи формируются быстрее, обучение второму языку происходит эффективнее в раннем возрасте. Выделяют младенческий билингвизм, когда с ребенком одновременно говорят на двух языках (обычно когда родители – носители разных языков или семья говорит на одной языке, а живет в стране, где говорят на другом языке), а также детский (от 5 до 12) и подростковый билингвизм (с 12 до 17).

    Учить второй язык одновременно с первым - с одной стороны, проще, с другой стороны сложнее. Хотя всем известно, что дети – как губки, впитывают все вокруг, изучение второго языка требует усилий с их стороны.

    Лучше всего учить второй язык до 5-7 лет, когда ребенок уже знаком с основами языка. У ребенка уже развит язык (физиологически), и мелкая моторика, память, внимание. В этом возрасте 5-7 лет, билингвы скорее всего будут говорить на обеих языках без акцента. Выше шансы выучить оба языка одинаково хорошо и говорить на них бегло.

    Сколько заниматься?

    Обстоятельства изучения второго языка отличаются от семьи к семье, поэтому трудно сказать, сколько времени нужно вложить, чтобы второй язык расцвел и стал вторым родным. В исследованиях встречается цифра 25 часов в неделю для изучения второго языка. Язык – это понимание, разговор, письмо и чтение. При изучении второго языка нельзя забывать ни одно из этих измерений и тогда он сможет развиваться наравне с родным языком.

    Язык – открытая система. Нельзя сказать, что к маю 2012 года я закончу учить итальянский. Язык скорее похож на скалолазание или уборку. Поэтому от нас, как родителей, требуется выбрать стратегию обучения, быть последовательными и обеспечить среду и живое общение.

    Стратегии

    Барбара Зюрер Пирсон , автор книги Raising a bilingual child" , описывает три основных стратегии изучения второго языка:

    • Один родитель – один язык
    • Время и место
    • Домашний язык

    «Один родитель – один язык» наиболее распространенная модель обучения второму языку в смешанных браках. Так, если папа говорит на английском, а мама на русском, то русский будет «мамин» язык, а «английский» - папин. В этом случае от носителя языка требуется как можно чаще говорить на родном языке.

    Вторая модель: «время и место» . Высокий процент блестяще владеющих двумя языками людей обязаны своему билингвизму воле случая: языковые лагеря, родители - дипломаты. Со стороны детей и родителей изучение второго языка не потребовало никаких усилий. Ребенок просто оказался погруженным в среду.

    Третья модель «домашний язык» . Семья переезжает в другую страну, рождается ребенок и растет в другой языковой среде. Дома говорят на, положим, французском, а на улице и в школе – на английском. В этом случае важно сохранить родной язык, так как среда возьмет свое, и малыш заговорит в детском саду, а затем в школе с друзьями. Язык – это, прежде всего, средство общения. Французы, которые славятся своим языковым патриотизмом, работающие в австралийском Мельбурне, придерживаются правила: с мамой и папой говорим только на французском.

    10 шагов к билингвизму

      Будьте постоянны. Выбрав стратегию «один родитель – один язык», «место и время», «домашний язык», последовательно воплощайте ее в жизнь.

      Будьте настойчивы. Чаще напоминайте ребенку о том, как это полезно и хорошо знать два языка.

      Сделайте обучение приятным, покупайте книги на втором языке, интересные фильмы. Хвалите ребенка за достижения, новые выученные слова.

      Используйте различные источники: песни, книги, видеоигры.

      Ищите живого общения с другими носителями языка – детьми и взрослыми. Приглашайте иностранцев в гости, путешествуйте, ходите на двуязычные группы, заведите друзей по скайпу и общайтесь с ними на другом языке.

      Не замечайте ошибок ребенка, фокусируйтесь на беглости и расширении словарного запаса.

      Рассмотрите вариант двуязычного обучения: летние языковые лагеря, игровые группы, воскресные школы.

      Не ограничивайтесь языком, поместите язык в более широкий – культурный контекст.

      В обучении второму языку имеет значение, как вы говорите и что говорите. Говорить с малышом нужно много, давая ему возможность отвечать (так же, как и при обучении родному языку).



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»